В этом году Страстная седмица выпадает на 10–15 апреля. В понедельник Страстной седмицы митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного.
Великий Понедельник
Великий понедельник посвящен евангельскому чтению. В Страстную неделю категорически запрещено поминать умерших, а также посещать кладбища, нельзя совершать таинства. 10 марта 2023 года. Вечером в Великий понедельник страстной седмицы Благочинный Астанайского церковного округа Архимандрит Сергий (Карамышев) совершил Литургию. В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о. Насельник Сретенского монастыря иеромонах Никон (Париманчук) рассказывает о смыслах Великого понедельника. Видео (продолжительность: 02:06). Страстная неделя с андреем. 25 мин 58 с. Видео от 17 апреля 2022 в хорошем качестве, без регистрации в бесплатном видеокаталоге ВКонтакте! Литургия преждеосвященных даров в понедельник страстной седмицы. 10 апреля 2023 года Высокопреосященнейший Фома архиепископ Одинцовский и Красногорский.
Историческое содержание
- Великий Понедельник
- Архиерейское богослужение в понедельник Страстной седмицы — Оренбургская Духовная Семинария
- Страстной понедельник: «Не ужасайтесь, а молитесь» -
- Страстная неделя: у православных начались самые строгие дни поста - ГТРК
- Значение дней Страстной недели
- Страстной понедельник: «Не ужасайтесь, а молитесь» -
Великий Понедельник Страстной седмицы в Никольском кафедральном соборе г.Ардатова
Фараона мучали странные кошмары, он вызвал загадочного заключенного — и, получив мудрый ответ, приблизил его к себе. Иосиф стал его правой рукой, организовал запасы на случай неурожая, а в годы голода, бушевавшего, видимо, по всему Ближнему Востоку, помог перебраться в Египет своей семье. Братьев он простил, сказав им, что все вышло промыслительно: Господь Сам привел его в Египет, чтобы спасти близких от голода. Этой драматичной истории посвящены кондак и икос канона утрени и одна из стихир: Иаков скорбел о потере Иосифа, а тот доблестный восседал на колеснице, как царь почитаемый; ибо, не став прежде того рабом услаждений с египтянкой, он обрел за это славу от Видящего человеческие сердца и Дарующего венец нетленный. К скорби ныне прибавим скорбь, и прольем слезы с Иаковом, оплакивая Иосифа славного и целомудренного, проданного в рабство телом, но душу непорабощенной сохранившего и власть над всем Египтом получившего: ибо Бог подает рабам Своим венец нетленный.
Вторую Еву в египтянке обретя, старался змий ее речами льстивыми соблазнить Иосифа; но он, оставив одежду, бежал от греха и, нагой, не стыдился, как первозданный до ослушания. Его мольбами, Христе, помилуй нас. Вообще первые три дня Страстной седмицы тематически как бы перетекают одна в другую. Во вторник мы будем вспоминать несколько притч, в их числе — о десяти девах, ожидающих жениха.
Поэтому одно из главных песнопений понедельника, вторника и среды — тропарь «Се, Жених грядет в полунощи…»: Вот, в полночь приходит Жених — счастлив раб, которого найдет Он бодрствующим, но, напротив, недостоин тот, кого Он застанет в праздности и унынии. Так смотри, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и заключенной вне Царствия, но воспрянь, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже! Молитвами Богородицы помилуй нас! Здесь пересекаются две притчи: о десяти девах Мф.
Конец приближается, и ты испугаешься; пробудись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, Вездесущий и все наполняющий», — однако в Великие дни та же мысль становится более выпуклой. Конец не приближается — он уже почти наступил, скоро полночь, шаги Жениха слышны… Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.
Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Однако проклятие смоковницы — не более чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Подобно засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел — является бесплодной. И в этом важное нравственное значение этого чуда для каждого человека. Притча о злых виноградарях Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и проповедовал там. Первосвященники и старейшины народа пытались уловить его в словах.
В ответ Христос рассказал им притчу о злых виноградарях, которые избивали, а то и убивали всех слуг, посланных хозяином за плодами виноградника, а потом убили и сына владельца виноградника, чтобы овладеть наследством. Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: "Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои" Мф. Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий Церковь стал достоянием всех народов, обратившихся к Христу. Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку.
Как часто люди сами пытаются убить Бога в себе и окружающем мире, отрекаясь от веры... О чудовищной пустоте и разрушении, которые останутся в душе после этого "богоубийства", и предупреждает эта притча. Каждым грехом верующие вновь распинают Христа — это один из главных мотивов церковного богослужения в Великий понедельник. История ветхозаветного патриарха Иосифа В Великий понедельник верующие вспоминают ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного. Господь, однако, во всех бедствиях спасал Иосифа. В конце концов Иосиф, став советником фараона, сам спас прощенных им братьев и отца от голодной смерти.
Проданный братьями, затем спасший и язычников — египтян, и их самих, Иосиф является прообразом страдающего Господа Иисуса Христа, преданного учеником, отвергнутого своим народом и спасающего через свои страдания и смерть род человеческий.
То есть, растительную и не подверженную термической обработке пищу, поскольку в календаре питания по церковному уставу положено сухоядение без использования растительного масла. Что нельзя делать в Великий понедельник В Великий понедельник нельзя венчается и праздновать свадьбу. Также нельзя принимать участие во всевозможных торжествах и увеселительных мероприятиях. Запрещено ругаться, завидовать, обижаться и скандалить. В Великий понедельник нельзя ходить на кладбище и поминать умерших. Что можно делать 10 апреля в Великий понедельник В начале Страстной недели нужно посещать церковную службу, молиться, каяться и соблюдать пост. По народным традициям в Великий понедельник занимались домашними делами — белили печи и дома, мыли скотину, чистили сарай, убирались в огороде. Можно начинать мелкий ремонт или убираться в квартире в дополнение к Чистому четвергу.
В Великий понедельник по приметам все помыслы должны быть чисты — нельзя ругаться, сквернословить и завидовать, чтобы не привлечь несчастья в дом.
Источник изображения: pxhere. Этот день считается очень трагическим. В Страстную пятницу требуется придерживаться самого строгого поста. Разрешается есть лишь пресный хлеб, овощи, фрукты и орехи.
Некоторые верующие предпочитают вообще отказаться от приёма пищи в этот день.
Великий понедельник: что означает первый день Страстной недели
10 апреля 2023 года, в понедельник Страстной седмицы, Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Вениамин, митрополит Оренбургский и Саракташский, совершил. 18 апреля 2022 года, в понедельник Страстной седмицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Воскресенский Дионисий. Великий понедельник (29 апреля). Читайте новости политики, текущие события и заголовки новостей онлайн на сайте Holy Monday News сегодня.
Великий понедельник Страстной седмицы
Она предваряет один из главных христианских праздников — Пасху, которую в этом году будем отмечать 16 апреля. Страстной называют седьмую неделю Великого поста. В этот период верующие больше времени уделяют заботам о душе, посещают храмы, молятся и готовятся к празднованию Светлого Христова Воскресения. Страстная седмица считается началом страданий Иисуса на его пути к кресту.
И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет».
Страстной понедельник, вечер: «Не ужасайтесь, ибо надлежит тому быть» Елеонская гора. Современный вид, аэрофотосъемка. Фото с сайта en. Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм.
Ученики сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было трудно представить, потому что храм был только недавно отстроен царем Иродом. Господь говорил ученикам о том, что ждет наш мир. Такая эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна.
Она проходит через все дни Страстной седмицы. Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики и те, кому они передадут Его слова, все христиане — «не ужасались» тому, что ждет наш мир, не удивлялись оскудению любви в нем и преступлениям его, но, как предупрежденные, бодрствовали и сами оставались верными. Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа. Тропарь Се Жених грядет в полуночи » поется три первых дня.
Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера задает эту тему на всю Страстную седмицу.
Иудеи, однако, постоянно отступали от Бога и убивали Его посланников, праведников и пророков. Наследниками этих убийц и стали большинство современных Христу иудеев. Поэтому виноградник Божий, Церковь, стала достоянием всех народов, обратившихся ко Христу. Вместе с тем, как и любая евангельская притча, история о злых виноградарях обращена и к каждому человеку. Как часто мы сами пытаемся убить Бога в себе и в окружающем нас мире, устроить жизнь без Него. О чудовищной пустоте Се, оставляется вам дом ваш пуст Мф.
Каждым грехом мы вновь распинаем Христа — один из главных мотивов сегодняшнего церковного богослужения. Об этом тоже надо задуматься и всегда помнить. Воспоминание библейского патриарха Иосифа. Воспоминание Иосифа в столь значимый день обусловлено святоотеческим взглядом на этого удивительного праведника Ветхого Завета как на прообраз Иисуса Христа. Иосифа ненавидели его братья по крови — Христа ненавидели Его соплеменники «братья» с точки зрения этнической принадлежности. Как зависть стала причиной ненависти братьев к Иосифу Деян. Яма, в которую братья бросили Иосифа на погибель, прообразует гроб, в который положили тело Иисуса Христа: «...
Как братья самые близкие люди продали Иосифа иноплеменникам, причем инициативу проявил Иуда, так и один из учеников, Иуда Искариот, предал Христа в руки Его врагов: «От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень» тропарь 5-й песни Великого канона преподобного Андрея Критского. Возвышение Иосифа и его царское положение в Египте как второго человека после фараона прообразовало торжество Иисуса Христа, Который после воскресения сел одесную Бога Отца и Которому Господь все покорил под ноги Его Еф.
На сугубой ектении возносились прошения о единстве Святого Православия, об искоренении вражды и о скорейшем восстановлении мира, о спасении людей от моровой язвы. Архиепископ Савва прочитал молитву о мире на Украине.
ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ПОНЕДЕЛЬНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ
Страстная седмица – главная неделя года в жизни каждого христианина. Великий понедельник посвящен евангельскому чтению. В Страстную неделю категорически запрещено поминать умерших, а также посещать кладбища, нельзя совершать таинства. В 2023 году первый день Страстной недели пришелся у православных волгоградцев на 10 апреля.
Великий Понедельник
Страстной понедельник, утро: «Бесплодная смоковница — это я, да вы» Проклятие смоковницы. Миниатюра из Евангелия 1306 года, Армения. Изображение с сайта cercoiltuovolto. Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево.
И не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое. Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично. По одному из толкований, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти. Но в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него.
И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова. Иоанн Кронштадтский говорит об этом чтении: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями — это я, и вы. К нам с вами рано или поздно приходит Господь Иисус Христос, чтобы стать для нее хлебом жизни.
И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет».
Архиепископ Савва прочитал молитву о мире на Украине.
Великий понедельник посвящен евангельскому учению. Иисус проклял дерево смаковницы инжира , не принесшее плодов, обрекая его на бесплодие вовек. Смаковница тотчас высохла, как и души людей, живущих без веры. Таким образом было показано, что силы его не иссякли и слово его может как исцелить, так и погубить.
Иссушение дерева имело символическое значение, в назидание сомневающимся в этой силе, олицетворение могущества сына Божьего. Также в этот день осмысляется тема приближающегося Суда. Пока еще Иисус с учениками сидят в тени старых маслин и ничто не предвещает наступление Конца. Апостолы думают, что впереди много будет таких покойных и мирных дней. Но Христос знает, что это последние дни, и в перспективе Своего ухода от учеников наставляет их быть духовно бдительными.
Это недоумение, по крайней мере, странно: речь ведь идет всего лишь о дикорастущем дереве, а применять в отношении бездушных предметов категории справедливости абсурдно. Проклятие смоковницы не более, чем символ, которым Христос хотел сказать людям нечто существенно важное. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет поступок Спасителя: «Христос всегда благодетельствовал и никого не наказывал, между тем надлежало Ему показать и опыт Своего правосудия, чтобы и ученики, и иудеи узнали, что Он хотя и мог иссушить, подобно смоковнице, своих распинателей, однако же добровольно предает Себя на распятие, и не иссушает их. Он не захотел показать этого над людьми, но явил опыт Своего правосудия над растением». Еще раньше апостолы хотели попросить своего Учителя дать им власть низвести огонь на самарянское селение, в котором их не приняли. Господь запретил им это, сказав: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать Ин. Сын Божий, Судия вселенной, единственный раз проявил Себя в этом качестве, да и то в отношении не человека, а бездушного дерева, которое, к тому же, по преданию, уже было подточено червями. Это чудо также имеет важное нравственное значение и для каждого человека. В каждый миг человек должен быть готов к встрече с Богом, чтобы не оказаться тогда духовно пустым и бесплодным. Притча о злых виноградарях. Совершив чудо со смоковницей, Спаситель пришел в Иерусалимский храм и учил там народ. Тут же к Нему подошли первосвященники и старейшины народа и пытались уловить Его в словах. В ответ Христос сказал им притчу о злых виноградарях, которые избивали, а то и убивали всех слуг, посланных хозяином, а потом убили и сына владельца виноградника, чтобы овладеть наследством. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Тогда они вынуждены были, по сути, произнести суд над самими собой: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои Мф.
Великий Понедельник Страстной седмицы Великого поста
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.
Первый фрагмент обычно толкуется в связи с отступлением от Истины народа Израиля, однако богослужебные тексты раскрывают образ неплодной смоковницы с другой стороны — как символ нераскаявшегося, не принесшего добрых плодов грешника: Убоявшись наказания смоковницы, засохшей за бесплодие, принесем Христу, подающему нам великую милость, достойные плоды покаяния. Другим двум фрагментам, как ни странно, в богослужении места не остается, несмотря на поэтичность и поучительность. В чем значимость сюжета про смоковницу? В Евангелии от Луки 13,6-9 есть притча о неплодной смоковнице: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин!
Под виноградарем обычно понимают Христа, но если увязать эту притчу с чтением Великого Понедельника, то можно провести параллель с Иоанном Крестителем: это он проповедует — окапывает и обкладывает навозом смоковницу — народу Божьему, дабы Господь получил плоды. Но, как и говорит Спаситель фарисеям, покаялись только отверженные: мытари и блудницы, живущие постыдным трудом… Итак, смоковница плодов не дала, праведные израильтяне не исправились. Более того: самые главные праведники, то есть те, кто должен был как раз воспитывать лучшее в народе Божьем, выращивать для Хозяина лучшие плоды в Его винограднике, из жадности убили Его Сына. Возвращаясь к предыдущему образу — смоковница не только не дала плодов, но еще и взбунтовалась. За что и была проклята.
Так что логически первый фрагмент — своего рода развязка следующих двух притч. Фото: spbda.
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Архипастырь прочитал молитву о Святой Руси. Пресс-служба Норильской епархии.
Страстной понедельник: обычаи и традиции С понедельника на Страстной — или, как говорили в народе, Страшной, — неделе все начинали приводить в порядок себя и свой дом, готовясь ко встрече Пасхи. В этот день мыли и белили хаты, чистили скотину. Также в Великий Понедельник нужно было закончить все работы в жилище: покрасить, отремонтировать и вычистить. Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится — не ест и не пьёт целый день, будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда.
Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое из продуктов , чтобы на людей и скотину не напала порча. Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!
Ведь это время очищения души и сострадания. Страстная седмица - финальная неделя Великого поста. Так что же можно и нельзя есть в Великий понедельник?
Пост усиливается, то есть по-прежнему под запретом мясо, молочные продукты, рыба. Но кроме того, благочестивые верующие стараются придерживаться принципа сухоядения и ограничивают себя в растительном масле. Какие приметы есть в Великий понедельник?
Великий Понедельник — начало страстной недели. Что делать, традиции, обычаи
Великий Понедельник. В Великий понедельник Церковь вспоминает несколько событий из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы и притчи о двух сыновьях и о злых виноградарях, символизирующих. Великий В этот день — второй после торжественного входа Господня в Иерусалим, — возвращаясь в город поутру, Иисус Христос «взалкал; и увидев при дороге одну. Расписание работы: Музей работает с 12.30 до 17.00, выходные дни: понедельник, вторник. В Великий Понедельник, Вторник и Среду на утрени, после шестопсалмия и кафизм, поется тропарь, тематика которого навеяна притчей о десяти девах (см.: Мф 25:1-13).