В Российской академии образования прошло заседание бюро Отделения общего среднего образования, на котором ведущие ученые и эксперты обсудили проблемы преподавания школьного курса истории. В ноябре прошлого года французский президент Эммануэль Макрон выдвинул идею создать проект, observoutuar (по-французски), посвященный совершенствованию преподавания истории в средней школе. Преподавание истории в школе: вопросы совершенствования программ и учебных пособий (09.10.2023).
Минпросвещения планирует ввести в школьный курс в 2025 г. "Историю нашего края"
Это просто попытка влиться в патриотическую струю, — высказался Фокин. О том, что для патриотического воспитания школьников предложенные Кравцовым нововведения необязательны, говорит и другой историк. Два замечания. Первое — что подразумевает наше конкретное государство под историей? Второе — ситуация, в которой решение о преподавании истории принимается. Государству в принципе не нужна история как предмет, чтобы гнуть свою линию в школах. Школы и учителя — максимально лояльная и управляемая категория бюджетников. И от того, что появится «история» в начальной школе в «патриотическом» воспитании детей ничего принципиально не изменится, — считает журналист, историк по образованию Екатерина Петрова.
Сомнения высказывают и школьные учителя истории. Пока нет какой-то конкретики — рано говорить. Мне кажется, у нас и так полно предметов, которые плохо усваиваются. Та же история для учеников 9-х классов не нужна, пока они не решаются сдавать экзамен для поступления. Хотя в 1-м классе мотивация у детей, возможно, выше, но зачем это нужно и стоит ли тратить на это время — я не знаю. Если это будет какой-то курс, посвященный истории семьи и исследованиям, которые они могут провести, то возможно сделать это в рамках какого-то предмета.
Дисциплина является элективом, который введен сверх 78 часов, выделенных на историю на ее направлении. В Минпросвещения рекомендовали запустить электив уже с первого семестра 2022-2023 учебного года. Притом заранее преподавателям средних специальных учебных учреждений материалов никто не дал. Согласно пояснению ведомства, их начали размещать еженедельно только с 20 сентября на специальном сайте «Института развития дополнительного образования». По словам Марины Лейбы, курс стал возвращением часов на историю. Затем часы на гуманитарные дисциплины планомерно сокращали в пользу профессионального блока и практик. Дошло до того, что в конце 2021-2022 учебного года под историю оставили только 78 часов и только XX век. Педагог сетовала, что порой выпускники школ или учащиеся 10-11 классов толком не знали и основных эпизодов родной истории. И здесь очень многое зависело и будет зависеть от преподавателей. Она добавила, что нынешнее новшество перекликается с существовавшим два года назад курсом «Россия и мир», а также проектной деятельностью по истории российской государственности. Его отменили, а потом снова ввели. А в смысле идеологическом какие-то основы никогда не поздно вводить», - поделилась педагог. С ней не согласен преподаватель одного из уральских вузов. По его словам, время для внедрения подобной инициативы, во всяком случае в вузах, уже ушло. Это из разряда «хотелось бы лучше, но получилось, как всегда». Во-первых, нужны люди, которым бы студенты поверили. И нужно ли это? Государству это полезно, а для университета? В той или иной форме, наверное, полезно. Но это может превратиться в очередное мероприятие. Деньги спишут - и все… Если деньги дадут вузам, курсом будут заниматься, не дадут — не станут», - поделился преподаватель. Всегда, когда в учебную программу вводят новые часы, это отражается на времени для других учебных предметов. Есть санитарные нормы, ограничивающие предельную нагрузку 36 часами.
Подготовкой преподавателей к этой задаче занимается Минобрнауки и Российская академия образования РАО совместно с Российским историческим обществом. Президент РАО, бывший министр просвещения Ольга Васильева рассказала, что изменится в преподавании истории и почему Болонская система не оправдала ожиданий. Можете поделиться этими моментами? Много чего было сделано достаточно быстро. За очень короткий срок переписывались школьные учебники, их было огромное количество. Был плюрализм мнений во всем, плюрализм подходов к образованию: сколько мировоззренческих платформ — столько и учебников. Переписать историю тогда активно помогали западные «советники». Поймите: самое страшное в истории государства, человечества — это когда вы убиваете прошлое. Молодой человек должен гордиться тем местом, той страной, где он родился и вырос, теми людьми, героями, которые хранили и хранят ее. Иначе не будет движения вперед, вы лишаете людей будущего. Если все очернить, то дальше-то что? Ольга Васильева президент Российской академии образования Родилась 13 января 1960 г. Вы оцениваете пересмотр 1990-х как радикальный? Большевики предприняли попытку отмести весь период, который был до 1917 г. Сейчас трудно себе представить, что в начале прошлого века история была исключена из программы средней школы и высших учебных заведений, были закрыты факультеты в Москве и Петрограде. Но в 1931 г. Сталин, выступая на конференции работников социалистической промышленности, сказал, что у нас есть Отечество, связал воедино историческое полотно до 1917 г. В 1930-х гг. В 1990-е наша страна наступила на грабли второй раз. Тогда отчетливо звучали идеи: «белые пятна советского периода, все было плохо, все перепишем и двинемся вперед». Пытались создать новые интерпретации с опорой на западных историков. Дальше больше: вузы сами отбирали содержание, трактовку тех или иных событий. Чего они там преподают, как они преподают? До недавнего времени единых подходов к преподаванию истории в вузах фактически не было — каждый решал этот вопрос сам. Нам нужен взвешенный учебник по истории. Общество должно было к этому прийти. Должно было это внутри себя переболеть, пережить и понять: то, что мы с вами говорим о ценностях, — мы правильно делаем. Пытаемся объяснить для любого поколения, что такое ценности. Сначала подтянули школы. Был создан историко-культурный стандарт и перечень «трудных» вопросов, которые разбирались профессионалами. Работали ученые большой академии, Российское историческое общество, ассоциация архивистов, профессионалы, школьные учителя, много хороших историков. Сегодня эта работа продолжается в вузах. На что в этом обучении нужно сделать акцент? А это «что-то» воспитывает родной русский язык, литература, история. Я глубоко убеждена: если предмет интересно преподавать — он ребятам очень нравится. Сначала ты увлекаешь молодого человека, рассказываешь, сопереживаешь вместе с ним.
Презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе» 13 апреля 2022 13 апреля 2022 г. Гродекова состоялась презентация тематического номера журнала «Преподавание истории в школе», входящего в перечень ВАК РФ. Актуальная тема номера — «Хабаровский процесс 1949 г.
Преподавание отечественной истории в школе: Великая Отечественная война
О планах увеличить количество часов на преподавание истории в основной школе рассказал глава Минпросвещения России Сергей Кравцов на встрече с учителями истории в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Коллегия Министерства просвещения и Российское историческое общество утвердили обновленную концепцию преподавания истории в средней школе. Admin к записи Правила предоставления, рецензирования и опубликования авторских материалов в журнале «Преподавание истории в школе».
«Битва за Историческую правду». Честный обзор на новый учебник Мединского
Она добавила, что Южный федеральный университет уже начал работу над учебником по истории казачества. Это, пояснила ректор, федеральный проект. В рамках конференции пленарные заседания, сессии и круглые столы прошли сразу на нескольких площадках университета. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания.
Поэтому в начале следующего года пройдет Всероссийское совещание по региональной истории. С моей точки зрения, этот предмет должен касаться этнокультурных процессов развития данного региона. А политические и другие оценки события, например, присоединения той или иной территории к России, не могут расходиться с теми, которые даны в федеральных учебниках. Ваш институт издает брошюры-приложения к учебникам в помощь учителям по трудным вопросам истории. Как двигается работа?
Александр Чубарьян: Мы издали уже 25 брошюр. Все они публикуются на сайте института. Последняя - по истории Второй мировой войны с расширенной частью о Нюрнбергском процессе. По просьбе учителей будем делать отдельную книжечку по оценке всего советского периода. Это связано и с тем, что в науке есть разные точки зрения на это время. Еще одна задача - подготовить рекомендации по истории после 90-го года. Не менее сложно, рассказывая о Второй мировой и Великой Отечественной, признать советским преступлением Катынь... Александр Чубарьян: Достоинство культурно-исторического стандарта состоит в том, что это не вердикт, он не обязывает учителя придерживаться одной только возможной оценки. Что касается Катыни, то расстрел польских пленных подтвержден документами.
А не пора ли делать брошюру по "Нормандской теории". Недавно один из академиков обозвал ее антипатриотической и потребовал пересмотреть в пользу теории Фоменко. Александр Чубарьян: Я думал, что споры на эту тему давно закончены. Ан нет.
Она назвала правомерной инициативу об увеличении количества часов истории в школе, а также указала на необходимость изменения качества преподавания. В том числе, по мнению главы верхней палаты, школьная программа должны включать поездки детей по исторически значимым местам нашей страны. Похожие новости:.
Экспертами и министерством также рекомендован краеведческий подход: больше истории региона, в котором расположен университет. Фото: pexels. Министр считает, что именно история является той областью знаний, которая создает преемственность поколений, влияет на нравственные ценности. И становление личности происходит не только в школе, но и во время обучения в университетах. Процесс неразрывный, поэтому Министерство науки и высшего образования сейчас работает в сотрудничестве с Министерством просвещения и Росмолодежью для того, чтобы создать единую концепцию преподавания истории от начальной школы до окончания вуза. В целом же концепция предполагает обновленный курс истории, охватывающий период с появления первых людей на территории России до 2022 года. Между тем продолжается бурное обсуждение будущих учебников истории для школ. Так вот, я скажу, это хороший учебник. Многие его ругали, но мне в этом видится некая ангажированность. Материал очень внятный, взвешенный. Есть даже свои находки вроде портретов гласных и лидеров партий царской Думы и коротких справок о них, цитат напротив портрета — так лучше всего запоминается.
«Чиновники любят впадать в крайности». Эксперты оценили идею научить первоклассников любить историю
Он стал вкладом хабаровских учёных, преподавателей и учителей истории, сотрудников архива и музеев в решение одноименного международного форума, состоявшегося в Хабаровске в сентябре 2021 года о «разработке учебной и учебно-методической литературы, посвященной Хабаровскому процессу и его итогам, преступлениям против человечности и преступным планам японских милитаристов в годы Второй мировой войны» и «использованию этих материалов в учебной и воспитательной работе образовательных организаций высшего, среднего профессионального и среднего образования». На презентации главный редактор журнала Р. Пазин рассказал о значении и качестве этого проекта, а авторы поделились своими впечатлениями и профессиональными планами.
В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на Украине, сообщает 31 января пресс-служба Минпросвещения. Иван Шилов ИА REGNUM Настоящая история В ведомстве добавили, что данный учебник пройдет обязательную апробацию уже в этом учебном году, затем посмотрят на результаты, при необходимости проведут доработку. Школьная программа должна отвечать вызовам времени и давать актуальные знания, в том числе исторические, отметили представители министерства.
Он также отметил, что вопросы образования и технологий чрезвычайно важны, но в первую очередь нужен потенциал. В качестве примера Путин привёл Индию с её целеустремлённым народом, обладающим "драйвом внутреннего развития". По словам президента, индусам с их потенциалом ещё удастся добиться "выдающихся результатов".
Общее количество рекомендованных учебных часов составит 34 часа по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях. При этом высвобожденные учебные часы перераспределят на изучение истории. У обучающихся 5-8-х классов будет по 3 часа истории в неделю, у 9-классников — по 2 часа. В свою очередь, общее количество часов, отведенных на изучение истории, увеличится с 340 до 476.
Историки обсудили вопросы преподавания истории Второй мировой войны в школе и вузе
Российский лидер Владимир Путин поручил Минпросвещения вместе с региональными властями разработать единый подход к преподаванию истории родного края в школах. Она назвала правомерной инициативу об увеличении количества часов истории в школе, а также указала на необходимость изменения качества преподавания. Особенно учитывая то, что курс отечественной истории в последнем классе основной школы также насыщен событиями, ведь согласно Историко-культурному стандарту девятиклассники должны изучить историю «долгого» XIX века – с 1801 по 1914 гг.
О проблемах преподавания истории в школе
Например, игры формируют стратегическое мышление, ведь для победы нужно построить стратегию игры. А еще нужно договориться с товарищами — это способствует социализации ребенка. Новикова отметила, что компьютерные игры могут из простого увлечения перерасти во что-то большее. Например, лечь в основу будущей профессии.
Работа над совершенствованием Концепции длилась больше года, активное участие в ней принимали как Министерство просвещения РФ, Рособрнадзор, Российское историческое общество, ФИПИ, так и сами педагоги — Ассоциация учителей истории и обществознания провела специальный опрос учителей. В результате ведущим отечественным историкам удалось сформировать новый документ, ядром которого является доказавший свою эффективность Историко-культурный стандарт. В число ключевых нововведений вошли, в частности: Распространение линейного принципа преподавания истории применяемого согласно Концепции УМК 2014 года в 6—10-х классах на всю старшую школу. Распределение сложного и объёмного материала по истории XX века на 10—11 классы позволит логично выстроить преподавание, распределить объём дидактических единиц и синхронизировать отечественную историю со всемирной.
Авторы документа считают необходимым исключить из обязательной части учебных планов 10—11-го классов курс «Россия в мире» и рекомендовать его в качестве курса по выбору образовательных организаций при углублённом изучении гуманитарных и общественно-научных предметов. Осуществление согласования и гармонизации курсов региональной истории с обязательным курсом «История России», а также совершенствование механизмов экспертизы пособий по региональной истории. Такие шаги требуются для завершения формирования единого образовательного пространства. Сами региональные пособия должны соответствовать Концепции и Историко-культурному стандарту. Конкретизировать дидактические единицы материала по истории России, изучаемого в курсе «Окружающий мир», а также рассмотреть вопрос о выделении из данного курса в 4-м классе курс «Рассказы по истории России» объёмом 34 часа.
Агансон , к.
Князев и ведущий специалист отдела дополнительного образования С. Организаторы и участники летней школы обратились к разбору некоторых узловых вопросов истории России, таких как становление российской государственности, проблема реформ и модернизации, отражение злободневных социально-политических тем в произведениях культуры. В лекции "Русская икона как исторический персонаж" к. Запальский предложил посмотреть на русскую икону не как на объект, памятник истории или предмет религиозного культа, а как на субъект. Лектор отметил, что русская икона играла активную роль в жизни отдельных семей, городов, регионов и в истории всей страны. Иконы в народном представлении совершали исцеления, защищали народ во время войн и эпидемий, сообщали людям богословские знания.
Они размеряли время и пространство: входили в церковный календарь, указывали места для основания монастырей, выстраивали паломнические маршруты. При всем этом русская икона менялась со временем, отражая разные эпохи. Автор предложил слушателям поразмышлять над проблемой получения и интерпретации информации из изобразительных источников, созданных синхронно с происходившими событиями, явлениями и процессами работы И. Аргунова, В. Боровиковского, Д. Левицкого и др.
Он также сообщил об особом внимании, которое уделяет РИО изучению истории родного края. Причем, общество придерживается мнения, что история региона должна изучаться наравне с отечественной и всеобщей. И добавил, что вопрос учебников краеведения сейчас прорабатывается в Минпросвещения. Есть новости и о вузовской истории. По мнению председателя правления РИО, вызывает вопросы качество исторического образования в непрофильных вузах. С началу сентября это решение вступит в силу по всем специальностям, включая будущих инженеров, медиков, аграриев.
Мнение учителей о новом едином учебнике истории
И все же новый учебник истории следует признать важной вехой в борьбе за суверенное гуманитарное образование и науку. Помощник президента России, председатель Российского военно-исторического общества (РВИО) Владимир Мединский заявил, что преподавание истории в школах должно быть интересным и неформальным, по его мнению, необходимо уйти от «зазубривания». Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин заявил, что в последние годы поднимается уровень преподавания истории в школе, информирует пресс-служба РИО. УЧЕБНИК ИСТОРИИ: ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА. Количество часов на преподавание истории в основной школе планируется увеличить.
В России разработали единую концепцию преподавания истории для непрофильных вузов
Руководитель экспертного совета ГК «Просвещение» Александр Данилов подробно разобрал основные изменения в новой Концепции и поделился представлениями о тенденциях преподавания истории в школе. Образование - 21 апреля 2022 - Новости Тюмени - В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на. Школьный курс истории представляет собой микст из истории как беспристрастной науки и исторической памяти как пристрастного «воспитательного нарратива».
Историки обсудили вопросы преподавания истории Второй мировой войны в школе и вузе
Документ был опубликован 12 апреля Приказ Минпросвещения России от 19 марта 2024 г. В частности, предусмотрено исключение предмета "Обществознание" из программы 6-8-х классов. К его изучению школьники приступят с 9-ого класса. Общее количество рекомендованных учебных часов составит 34 часа по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
Это не может быть альтернативой». Кроме того, по его словам, преподаватели фиксируют «подготовку не к физике, а к сдаче экзамена», а это снижает качество подготовки, вследствие чего «требуется семестр или год для выравнивания до общего уровня».
В свою очередь, помощник президента и в 2004—2012 годах также глава Минобрнауки Андрей Фурсенко отметил, что проблема усугубляется из-за возникшего у государства запроса на специалистов «с инженерным мышлением». Фальков предложил коллегам создать отдельный федеральный проект по повышению качества преподавания физики. Сергей Кравцов ответил идеей концепции по развитию инженерного образования и предложил установить для инженерных факультетов три обязательных ЕГЭ, помимо госэкзамена по русскому языку: профильную математику, информатику и физику. Ректоры-участники совещания идею поддержали. Подписывайтесь на наш Telegram , чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Их разрабатывает министерство просвещения страны, — как и утверждает авторские коллективы учебников. Так, старшеклассникам теперь будут преподавать историю России по единому учебнику. Один из его авторов — помощник президента, глава Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. На неделе новые книги передали в школы региона. Речь о них шла и на открытии традиционного областного августовского педсовета. После Победы в Великой Отечественной и до наших дней.
Учебник — единый, уровень — базовый. В приоритете сегодня — внимание к содержанию. Теперь государственное. Это семейственность, гражданско-патриотическое воспитание и духовно-нравственное воспитание.
Есть новости и о вузовской истории. По мнению председателя правления РИО, вызывает вопросы качество исторического образования в непрофильных вузах. С началу сентября это решение вступит в силу по всем специальностям, включая будущих инженеров, медиков, аграриев. А на исторических факультетах эти дополнительные часы будут использовать для углубления подготовки", - объяснил он.
В течение года, который прошел с момента принятия решения об усилении вузовского курса истории для неисторических специальностей, готовилась концепция его преподавания. После того, как все замечания были внесены, концепцию утвердило Минобрнауки.
Мединский: историю в школе надо преподавать без "зазубривания" дат и фамилий
9 октября 2023 года в зале №1 Дома Союзов в 13:00 фракция КПРФ проводит «круглый стол» на тему: «Преподавание истории в российской системе образования: вопросы совершенствования программ и учебных пособий». Преподавание обществознания предлагается начинать с 9 класса. Высвободившиеся часы планируется отдать изучению истории. Таким образом, количество часов изучения истории вырастет с 340 до 476. Вопросы преподавания истории в школах обсудили в Казани на Всероссийском совещании учителей истории и обществознания с участием министра просвещения Ольги Васильевой. На них обсудили методики преподавания истории в школе, историю родного края и популяризацию исторического знания. Она назвала правомерной инициативу об увеличении количества часов истории в школе, а также указала на необходимость изменения качества преподавания. В российских школах с 2024-2025 учебного года станут массово использовать новый учебник по истории с разделом про специальную военную операцию на.