Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.). Раньше это место славилось локальным традиционным народным промыслом – знаменитой ёрговской керамикой. Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины.
Народные промыслы России: художественная роспись
Из известных способов росписи Палехская, их мотивы различны — от библейских сюжетов и ликов святых до картин из реальной жизни или сказок. Особенно хорошо смотрится на шкатулках. Жостовская роспись берёт начало в деревне Жостово.
На мероприятии библиотекари рассказали о народных промыслах нашей страны и познакомили читателей с историей происхождения и особенностями народных промыслов: гжель, хохлома, дымковская игрушка и др. Научили ребят различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также их характерные особенности.
На уроке умелых рук дети познакомились с инструментами Самоделкина и их предназначением, а музыкальный аукцион на уроке окружающего мира показал, что мир полон ярких разноцветных красок. Подводя итоги курсов, ребята поняли, что настоящий волшебник всегда добрый и веселый. В его силах помочь другим, подарить радость друзьям. Значит, и мы можем стать настоящими волшебниками! Носова прошла творческая встреча «Таинство народных красок» для постоянных читателей и гостей. Мероприятие посетили 7 человек.
Ребятам было предложено сыграть в познавательную интерактивную игру «Эрудит-лото». Дети, отвечая на сложные вопросы игры, узнали, какие цвета использовались в русской вышивке, и что они обозначали, познакомились с различными видами росписи, кружева, резьбы по дереву и народным зодчеством. Особый интерес вызвали вопросы о народной кухне. Завершилось мероприятие просмотром тематического мультфильма. В библиотеке семейного чтения имени В. Давыдова-Анатри для читателей микрорайона 41 человек проведен познавательный час «В гостях у народных мастеров». С помощью презентации ребята побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светит волшебное мастерство русских умельцев. На познавательном часе детей познакомили с матрёшками, платками мастеров из Павловского Посада, с видами художественной росписи — хохломской, гжельской и жостовской. И конечно же, не обошли вниманием тульский пряник — русский деликатес.
Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.
Промыслы и ремёсла Владимирской области
Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов является важной государственной задачей". Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них.
Купите товары, связанные со статьёй
- История возникновения народных промыслов
- Семёнов. Хохломская роспись
- Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
- Народные промыслы: путешествие по городам русского текстиля
- Самое популярное за месяц 😍
Русский народный промысел: имя, традиция или бренд?
Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей. Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели.
Их коллекции пока не встречают такими же бурными овациями, но главного успеха супруги уже достигли — им удалось сохранить северную крестьянскую игрушку. Юрий Безобразов, мастер резьбы по дереву: «Здесь и церковное искусство, и богородская игрушка, и народные предметы быта, такие, как солонки и прялки».
Резьбе по дереву Юрий научился у отца еще в детстве, а в 2013 году уже открыл свою мастерскую. Так хобби, передаваемое из поколения в поколение, стало бизнесом. Семейная мастерская — предприятие маленькое, но вполне успешное. Супруги готовы расширить производство.
Чтобы таким энтузиастам было проще возрождать традиционные ремесла, в Минпромторге разработали меры по поддержке народных промыслов, прежде всего финансовые в виде субсидий. Екатерина Приезжева, заместитель председателя государственной комиссии, заместитель министра промышленности и торговли РФ: «Есть также у нас мера поддержки, которая направлена на изделие народно-художественных промыслов признанного художественного достоинства. Они освобождены от уплаты НДС. Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей».
Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя. Эту головоломку успешно решили в Московской области на Гжельском фарфоровом заводе.
В этих краях жило много талантливых иконописцев, но после революции им нужно было искать новые способы заработка.
В 20-х годы XX века местные мастера основали Палехскую артель. Члены артели занимались росписью по дереву и папье-маше. Так стала развиваться палехская миниатюра — вид лаковой живописи.
Обычно художники расписывали небольшие предметы: шкатулки, брошки и пудреницы. Особенности палехской миниатюры — черный фон, вытянутые длинные фигуры людей, плавность и тонкость линий. Холуйская миниатюра У соседей палехских мастеров, жителей села Холуй, сформировались собственные традиции.
Впоследствии местные художники стали создавать лаковые миниатюры, работая темперой на папье-маше. У холуйской и палехской миниатюры есть отличия. Холуйские мастера не всегда используют полностью черный фон и стараются уделять много внимания пейзажу.
Крестецкая строчка В 60-х годах XIX века в селе Старое Рахино Крестецкого уезда, в Новгородской губернии, стала развиваться крестецкая строчка, или крестецкая вышивка. Крестьянки подрезали и выдергивали нити волокна и создавали таким образом красивые геометрические узоры. Такие узоры украшали салфетки, занавески и одежду.
Мастера наносили на дерево серебристо-оловянный порошок, после покрывали изделие особым составом и отправляли в печь, в результате чего оно приобретало свойства керамики. Хохломские узоры создаются масляными красками с помощью очень тонкой кисти, традиционно изготовленной из натурального ворса белки. Роспись бывает «верховая», когда на серебристую заготовку наносят рисунок красным и черным цветом, а также «под фон», когда сначала намечается контур орнамента, а потом черной краской заполняется фон. При этом сам узор на раскрашивается, а остается серебристым, и только когда повторно мастер покрывает изделие лаком, серебристое покрытие превращается в золотистое.
После того как мастер закончил расписывать изделие, оно покрывается льняным лаком и отправляется в печь на просушку. Самый знаменитый музей хохломской росписи находится в городе Семенове Нижегородской области, который также называют столицей золотой хохломы. Гжель История гжели берет свое начало из одноименной волости в шестидесяти километрах от Москвы, где занимались изготовлением майоликовой посуды для Аптекарского приказа еще при царе Алексее Михайловиче в XVII веке, а само гончарное мастерство развивалось здесь еще с начала XIV столетия. Уже в XIX веке гжельские мастера изобрели фаянс и фарфор, и особенно стали цениться изделия, расписанные синей подглазурной краской.
Сначала гипсовые модели будущих изделий вытачивают на специальных станках, а затем жидкую фарфоровую массу — шликер — льют в полученные формы и предварительно обжигают. Мастера гжели пишут по керамике окисью кобальта, имеющей синий цвет. И это главные отличия гжели от остальных живописных народных промыслов — материал, на который наносится рисунок, и колорит. Часто на вазы, тарелки, кружки, кувшины наносятся растительные орнаменты — например, цветы и бутоны, — геометрические узоры, которые могут служить окантовкой, а также животные мотивы.
Из последних часто встречаются птицы. Благодаря фигурным мазкам и эффектам светотени гжельская роспись не выглядит скучной: подчас, любуясь ею, можно даже забыть, что она одноцветная. Кстати, крупнейший гжельский фарфоровый завод находится недалеко от Москвы — в Новохаритоново.
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений. Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. И познакомить детей с названиями народных промыслов с помощью стихотворений. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. Многие названия народных промыслов связаны именно с местностью происхождения (Дымковская игрушка – с. Дымково, Городецкая роспись – г. Городец и т. д.).
Народные художественные промыслы России
Народный гончарный промысел зародился в живописном уральском городке Кунгуре более трех веков назад. Олеся Максимова, главный редактор портала «»: «Народные промыслы – неотъемлемая часть нашего культурного кода: особые художественные традиции столетиями развивались в разных частях страны. Статья о самых известных художественных промыслах России: хохломская, гжельская, городецкая росписи и др. Народные промыслы и ремесла России стали объектом народного искусства, творческим наследием, богатым и многоликим. О происхождении самых известных промыслов и их месте в отечественной культуре хорошо рассказано в книге Алексея Клиентова «Народные промыслы». В целях сохранения и развития отрасли народных художественных промыслов в 2017 году Минпромторгом России был запущен отраслевой портал «».
Виды русских народных промыслов
Искусство ремесла: как бизнес спасает и возрождает народные промыслы | Вдогонку за публикациями старинных фотографий в русских национальных костюмах хочу поделиться с вами фотографиями ремесленников в России и немного рассказать о традиционных промыслах и ремеслах. |
Современные народные промыслы в России | Русские народные промыслы — форма народного творчества, знакомство с которой поможет путешественнику понять и оценить по достоинству неповторимость русской традиционной культуры. |
Традиционные промыслы | Русский народный художественный промысел росписи кованых металлических подносов зародился в подмосковной деревне Жостово в 1825 году. |
Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы | особое творчество, сложившееся городах и сёлах России, чаще всего представленное фигурками или росписями на тему народного быта или фольклорных сюжетов. |
Складные ложки, пряники-птицы, дома с русалками: истории нижегородских промыслов
В настоящее время Ассоциация объединяет около 250 организаций промыслов, расположенных в 64 регионах Российской Федерации. Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью. Покупая на фабриках традиционных ремесел и у независимых мастеров, вы поддерживаете местную экономику и помогаете сохранять традиционное прикладное искусство региона. Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. В России существует несколько сотен народных промыслов, при этом, народные ремесла как и люди, рождаются и умирают.
Какие народные промыслы нижегородцы получили от предков
В особых случаях используются ценные виды кости — мамонта и моржа. Дело пошло. В 1973 году в Варнавино открыли фабрику художественной резьбы по кости. Образцы первых изделий для фабрики лично разработал Черникович. По мнению мастера, варнавинская резьба в своём стиле должна была отражать роскошь хохломы, лаконичность городецкой росписи и затейливость золотной вышивки. Сейчас в ассортименте варнавинской косторезной фабрики насчитывается более 285 наименований изделий народных художественных промыслов. Их и по сей день отличает тонкая ручная работа и особый художественный вкус. Чем знаменито черное кружево с берегов Волги Подробнее Балахнинские изразцы Многим известно балахонское чёрное кружево, носить которое позволить себе могут и по сей день единицы: слишком сложный ручной труд стоит за кружевом. Оказывается, производили в тех краях и ещё один предмет роскоши — глиняные изразцы для стен домов и печей.
Начиная с XVI века изразцы, или кафли, стали появляться на Руси. Сначала ими украшали свои интерьеры только царские особы или знатные бояре. Была традиция выкладывать изразцами внутреннее убранство богатых храмов. Со временем промысел распространялся, мастера, пытаясь расширить круг потребителей, удешевляли процесс работ. Но та же печь с изразцами долго оставалась в России символом того, что финансовые дела в доме идут хорошо. Причина дороговизны изразцового промысла — сложный процесс изготовления. Глину для хороших изразцов вымораживали две-три зимы. За это время её не раз перелопачивали, уминали, чтобы повысить эластичность материала.
Изобразить на каждом изразце довольно затейливый рисунок — тоже дело непростое, требующее от резчика художественного вкуса и умения. Как правило, вырезали сказочных символичных птиц сиринов, жар-птиц, иногда павлинов, голубей, индюков. Украшали изразцы и лубочными картинами из народной жизни. Портретных изразцов в России не делали.
Гусевской хрусталь, город Гусь-Хрустальный Владимирской области Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный, можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, её обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя. Матрёшка, Подольск Московской области Круглолицая и полненькая весёлая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. Звёздочкину в 1890-ых годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов. Финифть, Вологодская область Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области. Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля. Тульский самовар, Тула В свободное время работник Тульского оружейного завода Фёдор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
Местные мастерицы украшали такой вышивкой льняную одежду и бытовой текстиль. Чкаловская фабрика «Гипюр» — наследница артели, в которую объединились вышивальщицы Василёва в 1927 году. На предприятии выпускают льняные скатерти, постельное белье и одежду со строчевой вышивкой. Где купить: в фирменном магазине в Чкаловске на ул. Белинского, 65 Лавка деревянных предметов «Коник» Вологда Мастера лавки делают традиционные северные игрушки: коники и куклы-панки, а еще амулеты и обереги. Все изделия вырезаются из дерева вручную по историческим образцам. Сайт: страница во «Вконтакте» konikstore Где купить: заказать бесплатную доставку по Вологде «Гжельский фарфоровый завод» Новохаритоново, Московская область Если будете изучать Подмосковье, загляните на завод одного из самых знаменитых русских промыслов. Можно записаться на экскурсию по производству или просто зайти в фирменный магазин при заводе. Гжельскому фарфоровому заводу в Новохаритонове больше ста лет. Изделия до сих пор расписывают вручную. Кроме фарфора с традиционной росписью есть дизайнерские коллекции. Сайт: farfor-gzhel. Речицы, ул. Новая, 45а, в фирменном магазине: с. Новохаритоново, 232 «Жостовские подносы» Жостово, Московская область Еще один знаменитый подмосковный промысел — жостовские кованые подносы с росписью — появился в Троицкой волости современный Мытищинский район в начале XIX века. Жостовская фабрика работает с 1825 года, на ней и сейчас производят подносы, самовары, подстаканники, шкатулки и другие вещи с характерной росписью. Сайт: zhostovo. Дивная, стр.
Нижнетоемская роспись по дереву в Архангельской области. Отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко раскрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи [3]. Наряду с пермогорской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Олонецкая роспись отличается почти полным отсутствием жанровых сюжетов, преобладание растительных мотивов с небольшим добавлением на старейших образцах птиц и льва [4]. Мотивы навеяны узорами «букетных» тканей. Характерны декоративность, крупномасштабность письма и свободная, непринуждённая кистевая манера. Основные цвета синий, реже зелёный [1]. Палехская роспись табакерки художником И. Голиковым , 1924 год Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в советское время в посёлке Палех Ивановской области взамен существовавшей там школы иконописной живописи. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше. Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. Работы обычно выполняются на чёрном фоне и расписываются золотом. Оригинальная технология, которая применялась первыми мастерами этого жанра в 20-30-х годах XX века, не прошла испытания временем, и многие произведения тех лет, растиражированные в репродукциях, в значительной степени повреждены. Типичные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, из сказок, былин и песен. Пермогорская роспись по дереву северодвинского типа Архангельской области. Особенностью является сочетание растительных узоров с разнообразными жанровыми сценами из крестьянской жизни. Наряду с нижнетоемской иногда относится к северодвинской школе росписи [1]. Пижемская Печорская роспись [5] зародилась в низовьях Печоры и её притоков, проявилась в украшении бытовых предметов. Испытала влияние заставок и буквиц печорских рукописных книг. Ритм орнамента строгий, упругий, отражающий суровые географические условия печорского края [1]. Пинежская роспись родилась на берегах Пинеги и носит подражательный характер мезенской росписи [1].
Современные народные промыслы в России
Сейчас можно встретить товары народных промыслов необычайной красоты цвета, формы и качества. Но единственно неизменным остаётся процесс создания — изделия по-прежнему расписываются вручную с помощью красок и кистей. Он направлен на поддержку и сохранение художественных ремёсел страны. Благодаря этому проекту многие народные промыслы прошли регистрацию в Роспатенте и охраняются российским законодательством. Гжельская роспись Гжель — один из самых знаменитых и любимых видов русской народной росписи по фарфору. Фарфор — вид керамики, которую делают из смеси глины, кварца и каолина. Этот материал достаточно устойчив, не пропускает газ и воду. Изделия изготавливаются в несколько этапов: Сначала мастера выливают предметы из высококачественной смеси и обжигают их.
Со второй половины 1820-х годов многие изделия расписывали только синей краской. В настоящее время[ когда? Изделия, произведённые в другом месте, но имеющие схожий сине-белый орнамент, часто называют изготовленными «под Гжель». Городецкая роспись существует с середины XIX века в районе города Городца. Ею украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и мелкие предметы обихода. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Жостовская роспись — народный художественный промысел. Известен, прежде всего, благодаря художественной росписи металлических подносов. В настоящее [ когда? Роспись производится обычно по чёрному фону иногда по красному, синему, зелёному, серебряному , причём мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: предназначенные для бытовых целей под самовары, для подачи пищи и для использования в качестве украшения. Загорская роспись из подмосковного города Загорска [1]. Костромская роспись родом из Костромской губернии с центром в Молвитино ныне Сусанино возник под влияние малярного отхожего промысла. Основа композиции — расположенные по вертикали крупные цветы обычно белые неоконтуренные на тёмном бордовом, коричневом, зелёном фоне. Могут добавляться изображения птиц, выписываться сюжетные сценки с ироничными подписями. Главным оставался резной узор [1]. Мезенская роспись родом из Архангельской области составляет собой два цвета: чёрный и красный. Нижнетоемская роспись по дереву в Архангельской области. Отличительной особенностью нижнетоемской прялки являлась ярко раскрашенная токарная ножка, а на обратной стороне лопасти — зеркальце для пряхи [3]. Наряду с пермогорской иногда относится к северодвинской школе росписи [1].
Ключевыми сюжетами такой росписи были и остаются очаровательные русские пейзажи, а также типичные сцены крестьянского быта, передаваемые художниками посредством узнаваемого «фирменного» мазка. Жостовская роспись Примерно в середине XVIII столетия мастера известных демидовских заводов, что на Урале, начали расписывать металлические подносы. Распространившись по близлежащим населенным пунктам Выйск, Нижний Тагил , этот промысел был по достоинству оценен богатыми промышленниками. В 1806 году, с целью совершенствования и популяризации нового художественного направления, Демидовы основали учебное заведение, где вполне успешно и в достаточном количестве подготавливались молодые кадры. Со временем, о «тагильских подносах» узнали и в других уголках России, что, разумеется, поспособствовало созданию большого количества артелей по производству аналогичных изделий. Наибольшего успеха, при этом, достигли мастера из деревни Жостово, что в Московской области. Именно их расписные подносы с начала XIX века стали обретать невероятную популярность, не только в стране, но и за ее пределами. Основой технологии жостовской росписи является нанесение яркого рисунка на черный реже зеленый или красный фон. Сюжет — это, как правило, старинные населенные пункты или пейзажи, а основными мотивами художники выбирают сказочных птиц, пышные цветы и, иногда, людей.
А само село Хохлома в Ковернинском районе становится местом базаров, где оптом продаются готовые расписанные изделия, а мастера приобретают заготовки. В начале ХХ в. Семенова объединяются в артели, под руководством художника Г. Матвеева создается школа росписи и токарного искусства. Так Семенов превратился в столицу золотой хохломы. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становятся главной темой творчества художников хохломы, хотя в первые десятилетия советской власти шли напряженные поиски, попытки сочетать традиционный узор с портретом, сюжетным рисунком или даже с геометрическим орнаментом. Появились новые технологии и новые составы красок, которые позволили надолго сохранять блеск изделий и позволяет ими пользоваться в быту. Различают разные стили росписи: кудрина с использованием "кудрявого" орнамента золотого и черного цветов; травка, в которой появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод; под-фон - растительный орнамент на черном фоне; а также редкие - древко и пряник. Семино Ковернинского р-на. Любимые мотивы художников - изображаемые "дамы" и "кавалеры" во время свиданий, чаепитий, застолий, прогулок в саду или по улице, поездки на лошадях, городецкий конь, птицы, стилизованные цветочные орнаменты с "розанами" и "купавками". Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело написан быт, окружение - кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. Сейчас в Городце расписывают - мебель и кухонную утварь - отличают яркие краски с преобладанием красного, желтого, зеленого, и черного. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи. В 1920-1930 гг. Село Полховский Майдан, ставшее в 1950-х гг. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы.
7 народных промыслов в России, доживших до нашего времени
Неотъемлемая часть русской культуры или всё, что нужно знать о народных промыслах | Промыслы развивались благодаря наличию на Рязанщине крупных залежей белой глины. |
Мистическая керамика и свадебный сундук. Промыслы, которые не всем известны | АиФ Нижний Новгород | Народные промыслы — особые художественные традиции, столетиями складывавшиеся в разных регионах. |
Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко. |
Столица народных художественных промыслов
Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. «Огонек» инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России. одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. настоящий кладезь уникальных презентов. Самые необычные народные промыслы Нижегородской губернии – в обзоре «АиФ-НН».
Мастер-класс «Народные промыслы России» (Чурачикская с/б)
Еще одной важной частью современных народных промыслов является производство национальных кулинарных продуктов и напитков. Например, русская и сибирская гастрономия привлекает внимание своими уникальными вкусами и рецептами, а многие мастера изготавливают традиционные кондитерские изделия и напитки вручную, сохраняя вкусы прошлого. Современные народные промыслы также активно присутствуют в российском региональном туризме. Многие регионы стремятся показать свою уникальность через народные промыслы и мастер-классы, предлагая туристам возможность не только увидеть, но и участвовать в создании этих удивительных изделий. Сохранение и развитие современных народных промыслов в России не только способствует сохранению культурного наследия, но и создает новые возможности для мастеров и предпринимателей, а также привлекает внимание к богатству культурного многообразия этой страны. Обществу следует также обратить внимание на важность поддержки современных народных промыслов в России. Государство, неправительственные организации и предприниматели могут содействовать сохранению и развитию этих промыслов через финансовую поддержку, организацию мастер-классов и ярмарок, а также создание маркетинговых кампаний для продвижения продукции мастеров.
Современные народные промыслы также могут стать интересной темой для журналистских расследований и статей. Исследование истории и творчества мастеров, рассказы о традициях и инновациях в народных промыслах, а также обзоры мест, где можно приобрести эти уникальные изделия, могут привлечь внимание читателей и поддержать мастеров в их усилиях сохранения культурного наследия. Современные народные промыслы в России представляют собой важное звено в сохранении культурного многообразия и национальной идентичности.
Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота. В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями Городецкой росписи, сохранились имена братьев Мельниковых и Г. Полякова, позже к ним присоеnullдинились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века И. Мазин, Ф. Краснояров, Т. Беляев, И. Постепенно выработались самобытные приемы Городецкой росписи, по своей многоэтапности близкие к профессиональной живописи. Первоначально производится окраска фона, которая является и грунтовкой. По цветному фону мастер делает «подмалевок», нанося крупной кистью основные цветовые пятна, после чего более тонкими кистями моделирует штрихами форму. Заканчивает роспись «разживка» белилами и черным цветом, объединяющая рисунок в одно целое. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку. В Городецкой росписи существует много простейших орнаментальных мотивов розы-купавки, бутоны, травки.
Основные виды народных промыслов: Хохлома Старинный русский промысел появился в 17 веке в Нижегородской области. Хохломская деревянная посуда делалась в мастерских вручную. Славилась прочностью и долговечностью благодаря уникальной технологии. Деревянную поверхность не просто грунтовали и обжигали, ее покрывали металлическим порошком, только после этого обжигали и расписывали Гжель Появился в Раменском районе Подмосковья в 18 веке, хотя белую глину, поражавшую своей чистотой и превосходными свойствами добывали еще в 16 веке. Сегодня гжельские изделия это посуда и предметы интерьера расписанные в сине-белых цветах. Редко, но встречается старинный тип росписи в мягких тонах — розовый, желтый, светло-зеленый. Матрешки Молодой промысел, появился лишь в конце 19 века. Матрешка стала символом России и олицетворением народной культуры.
Для них был характерен особенный тератологический звериный стиль. Славяне северных областей тесно контактировали со скандинавскими и балтийскими соседями, использовали другую стилистику с причудливыми переплетениями орнаментов. В регионах Зауралья проживающие угро-финские племена изготавливали оригинальные амулеты из камня, древесины, бронзы со стилистическими изображениями диких лесных животных. Умело вырезанные деревянные ковши отличаются удивительной пластичностью и яркой выразительностью. Подобные традиции долгое время сохранялись в нашем творчестве. Развивались и иные его разновидности. Большую популярность приобрел такой вид русского декоративно-прикладного искусства, как роспись по древесине хохломская и городецкая , дымковские игрушки, свистульки из глины, расписные шкатулки из Лукутино и множество других региональных направлений, которые и сформировали уникальный и несравнимый ни с чем народный промысел. Вологодское кружево Легендарное творчество народов нашего Севера, «застывшая красота зимы русской», как называли кружево, плетеное ручным методом с помощью специальных коклюшек деревянные палочки. Промысел зародился в 1820 г. Кружево Вологодчины много раз завоевывало заслуженные высокие награды: 1825 г. Париж, первый приз и золотая медаль 1936 г. Франция, награждение Гран-при 1957 г. Брюссель, победа в очередной выставке. Дымковская игрушка Древнейший российский промысел, который существовал в слободе Дымково на Вятчине Кировская область более 4-х веков. Появление этой уникальной игрушки историки связывают с празднованием весенней Свистуньи. К этому торжеству женщины сел вылепляли оригинальные свистульки из глины. Игрушки имели стилизованный вид под птиц и домашних животных.
Народные промыслы России: прошлое, настоящее и будущее? | Народные художественные промыслы (народное ремесло) — изготовление изделий из простых подручных материалов при помощи несложных инструментов. |
Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали | Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. |
Портал «Культура.РФ» запустил путеводитель по народным промыслам | 2022 год объявлен «Годом Народного искусства и нематериального культурного наследия». С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». |
Каков уровень развития народных промыслов после развала СССР?
- Семёнов. Хохломская роспись
- Популярные за месяц
- Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- Абрам Рейтблат: «Философия — это не наука»
- Художественные промыслы России
- Русские народные промыслы