Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», возвращаясь с боевой службы, затонула в Норвежском море в районе острова Медвежий. 7 апреля 1989 г. в Норвежском море произошел пожар на атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец».
Памяти АПЛ К-278 «Комсомолец»
Подводная лодка «Комсомолец»: смерть из-за флотского бардака | Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после пожара 7 апреля 1989 года. |
Трагедия "Комсомольца": атомная подлодка К-278 погибла 31 год назад - Российская газета | О последних минутах "Комсомольца" — в материале Николая Протопопова для РИА Новости. |
Судьба команды и самой подводной лодки «Комсомолец» - Общение - Yworld Community | О последних минутах "Комсомольца" — в материале РИА Новости. |
День памяти погибших подводников | Атомная подводная лодка Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец» затонула 7 апреля 1989 года. |
100 лет ВКР. Глава 61. Гибель «Комсомольца» | 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» — гордость подводного флота СССР. |
Памяти погибших подводников
28 февраля 1989 года К-278 «Комсомолец» вышел на третью автономную боевую службу. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Но абсолютным рекордсменом по этому параметру была и до сих пор остается советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». 30 лет назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 Комсомолец.
Неразгаданные тайны «Комсомольца»
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки | 7 апреля 1989 года при выполнении задач военной службы затонула атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». |
В ПАМЯТЬ О ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ АПЛ «КОМСОМОЛЕЦ» | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. Гибель подлодки века---К-278. Остаться в живых. |
Что известно о гибели 14 моряков на атомной подлодке | Подлодка К-278 "Комсомолец" была единственной построенной подводной лодкой проекта "Плавник". |
Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки
Носителем выступает специально переделанная для этих целей атомная стратегическая подлодка проекта 667БДР «Кальмар» К-129. Подлодка К-129, по данным «Военного обозрения», числится в составе российского Северного флота и носит обозначение БС-136 «Оренбург». Путин попросил Шойгу вылететь в Северодвинск и «нацелить [занимающуюся расследованием ЧП] комиссию на безусловное выявление причин этой трагедии». Директор Норвежского агентства по радиационной и ядерной безопасности Пер Странд заявил, что, со слов российских чиновников, на борту глубоководного аппарата в районе Баренцева моря произошел взрыв газа, сообщает Reuters. Аномально высокого уровня радиации после ЧП с российским аппаратом норвежцы не зафиксировали.
Самые вероятные и часто встречающиеся причины возгорания на подлодках — возгорание проводки и другие технические неисправности, говорит Майкл Кофман. Минобороны сообщило, что никаких уведомлений норвежцам не направляло. Что такое автономная глубоководная станция «Лошарик» Глубоководный аппарат с атомным реактором может вести различные работы на глубине километр и более. Он имеет не очень большую автономность и, как правило, доставляется на переоборудованных подлодках.
Аппарат пристыковывается к носителю, и подлодка перебрасывает его в точку, в которой он должен работать. Субмарина входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России, которое более известно как «подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны, сообщает портал. Глубоководный спускаемый аппарат крепится к подлодке-носителю снизу.
Под водой лодка могла находиться до 90 суток. Ее практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения. За баснословную по сравнению с другими субмаринами стоимость разработки К-278 получила прозвище "Золотая рыбка". Почетное название "Комсомолец" ей присвоили за месяц до последнего похода. Лодка вышла на боевую вахту в конце февраля 1989-го. Моряки должны были три месяца дежурить без всплытия — обнаруживать и скрытно следить за кораблями потенциального противника.
На борту К-278 находились торпеды и крылатые ракеты с ядерными боеголовками. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Вахтенный старший матрос Нодари Бухникашвили, находившийся рядом с очагом, погиб. Командир приказал всплывать, но на глубине 150 метров сработала аварийная защита атомного реактора, из-за чего корабль начал резко терять ход и пошел на дно. Чтобы остановить погружение, Ванин решает продуть цистерны главного балласта. Лодка всплыла, но, как потом выяснилось, продувка балласта только усугубила положение моряков.
Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решение. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации". Огонь на корабле сначала попытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ. Однако при продувке балласта прогорел трубопровод, в отсеки начал поступать воздух под высоким давлением. Из-за этого резко увеличились площадь и интенсивность пожара. Огонь перекидывался из помещения в помещение. С притоком огромного количества кислорода система пожаротушения не справлялась.
Находившиеся на палубе подводники оказались в ледяной воде, несколько моряков успели забраться в спасательную камеру, но та затонула сразу после всплытия. Спустя час к месту катастрофы подошла плавбаза "Алексей Хлобыстов", которая подобрала 30 оставшихся в живых членов экипажа. Впоследствии еще трое из них умерли от переохлаждения. Всего из 69 членов экипажа погибли 42. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
На время похода он был прикомандирован на лодку старшим на борту. А сами норвежцы инициативы не проявили. В какой-то момент «Орион» стал даже мешать появившемуся вскоре нашему самолету, пытавшемуся сбросить спасательные плоты. С теми двумя плотами, что у нас были, к сожалению, возникли проблемы. Один раскрылся вверх дном из-за того, что на него ещё на лодке положили тела двух погибших моряков. Надо было очень быстро освободить плот, а тела-то тяжелые… Второй плот улетел от корабля больше чем на сто метров. Не догнать по холодным волнам. В общем, если коротко: корабль погубила цепь трагических случайностей. Командир всегда последним покидает корабль. Ванин не мог поступить иначе. Мы вместе поднимались с ним по трапу. Думали — позади живых нет. В какой-то момент я обернулся — командир стремительно спускался вниз. Видимо, что-то услышал, понял, что в отсеках кто-то еще есть. Бросить их? Как потом оказалось, Ванин помог спастись из тонущего атомохода мичману Слюсаренко. Наверное, ушли вскоре со службы, тяжело ведь, пережив такое!.. Ходил в дальние походы, правда — на надводных кораблях. Вырастил смену — сын Григорий стал кадровым флотским офицером, служит в Калининграде. Одним из тех, кто после гибели «Комсомольца» в составе госкомиссии разбирался в обстоятельствах трагедии, был капитан 2 ранга Александр Покровский, ныне известный писатель-маринист. Но не был её членом. И акт подписывал не я. Задача же была одна: выяснить причины пожара в кормовом отсеке лодки. Мы выяснили: неисправный дозатор кислорода. Важно всё. Так вот о дозиметре. Из-за его неисправности, кислород поступал в кормовой отсек в неконтролируемых количествах. Это показали расчеты. Расчеты были грубые, поскольку конкретное время выхода дозатора из строя установить не удалось. При такой концентрации возможно самовозгорание ветоши, одежды, паров масла и т. Вот и возгорелось… Выгорело два кормовых отсека. Лодка потеряла продольную остойчивость и затонула. Или пропустила? Все указывало на конструктивные недостатки.
Почему погибла самая совершенная подлодка в мире
Казалось бы, обстановка более или менее стабилизировалась, и мы начали выносить раненых. Но, к большому сожалению, в районе 17:00 лодка начала тонуть. Было два плотика, предназначенных для аварийного спасения - один затонул сразу, второй удалось спасти. Спасшийся экипаж сплотился вокруг перевернувшегося плотика и большая часть людей возле него выжила. У командира была возможность спастись вместе с нами, но учитывая то, что в подлодке оставались люди, он принял решение спустится вниз. Плавающие рядом ребята помогли защелкнуть ему люк. Лодка начала тонуть, большая часть экипажа осталась на воде. В дальнейшем мы какое-то время находились на воде, приблизительно полтора часа, после этого прибыли рыбаки. Во время аварии погибли 42 человека и 27 остались в живых.
Два матроса в 7 и 6 отсеках сгорели, часть экипажа погибли в при тушении пожара, большая часть экипажа погибли при охлаждении. Я считаю, что большая часть, погибших в море, погибли из-за того, что обессиленный организм переложил функции спасения на группу спасателей - мы не учли, что рыбакам от горизонта до нас еще полчаса ходу». Ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года.
С таким отношением к подводному плавсоставу связана любопытная легенда. Указом от 19 марта 1906 года Николай II повелел выделить подводные лодки в новый класс боевых кораблей до этого их относили к разряду миноносцев. А когда императору доложили, что из-за риска, не сравнимого с риском прохождения службы на других кораблях, офицеры-подводники просят в несколько раз увеличить им жалование, царь якобы ответил: «Дайте сколько просят. Эти все равно либо сгорят, либо утонут». Так оно в действительности было или нет, вопрос открытый, но эпизод этот наглядно иллюстрирует, что и без того связанное с повышенной опасностью плавание под толщей воды в военное время превращается в некое подобие «русской рулетки».
Сотни подводных лодок, погибших вместе с командами в годы Первой и Второй мировых войн, объективно подтверждают эту истину. До появления атомных субмарин подлодки были скорее «ныряющими». Передвигаться под водой они могли недалеко и недолго из-за ограниченности заряда аккумуляторов. Для подзарядки требовались всплытие хотя бы на перископную глубину и длительное нахождение там. А это подлодку демаскировало и делало легкой добычей авиации, эсминцев и «морских охотников» — специальных кораблей и катеров, предназначенных для поиска и уничтожения подводных лодок. В ходе Второй мировой войны из числа принявших в них участие 1792 немецких, японских, итальянских, английских, американских и советских подводных лодок погибло 1030. Наши потери при этом составили 81 подлодку из 170. Как видно из приведенных статистических данных, почти каждый второй советский подводник погиб.
Если же учесть, что число боевых походов, совершенных одной подлодкой за всю войну, исчислялось отнюдь не десятками, а единицами, то принцип «русской рулетки» оставался актуальным и в условиях середины ХХ века. Любой выход в море с большой вероятностью мог оказаться для подводника последним! Да, безусловно, на войне рискуют жизнью все и повсюду.
Ее спуск на воду состоялся 3 июня 1983 года. В конце декабря того же года уникальная подлодка с титановым корпусом вступила в строй. Подводной лодке принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения до 1500 метров, ей принадлежит абсолютный рекорд по глубине погружения среди подводных лодок — 1027 метров. Во втором и третьем отсеках сформировали так называемую зону спасения, ограниченную поперечными переборками, выдерживающими большое давление.
Все семь отсеков имели средства тушения пожаров. Но все это не спасло от трагедии. Официальной причиной катастрофы был пожар в кромке отсека подводной лодки. Сегодня В настоящее время в Северодвинске, где строилась лодка, можно посетить гранитный Скорбный камень из черного кольского гранита. Памятник был возведен уже на 40-й день гибели субмарины. До сих пор подлодка лежит на дне Норвежского моря в 180 километрах юго-западнее острова Медвежий на глубине 1600 метров. Я никого не знал из экипажа «Комсомольца», но было ужасное чувство, что я не могу помочь.
Задача нашей организации - сохранить память о моряках.
Из очевидных предшественников проекта 685 следует назвать предэскизный проект 1964 года одновальной стальной глубоководной АПЛ с торпедным вооружением 10 ТА и 30 торпед , нормальным водоизмещением около 4000 т, скоростью до 30 узлов и предельной глубиной до 1000 м данные с ОВТ «Оружие Отечества» A. Предполагалось, что за одно плавание на полную автономность в 50—60 суток АПЛ будет иметь возможность успешно атаковать противника до пяти-шести раз. Высокая защищённость АПЛ обеспечивалась в первую очередь очень большой глубиной погружения. В то же время ЦНИИ-45 ныне КГНЦ в своем заключении на данный проект отмечал, что в те годы 1964 целесообразным считалось проектирование глубоководной АПЛ с предельной глубиной погружения 600—700 м, глубина погружения 1000 м являлась завышенной и могла вызвать большие технические трудности в ее реализации.
Создание корабля Тактико-техническое задание ТТЗ на разработку опытной лодки с повышенной глубиной погружения проекта 685, шифр «Плавник», было выдано ЦКБ-18 сейчас ЦКБ «Рубин» в 1966 году, с завершением технического проекта только в 1974 году. Такой значительный срок проектирования был обусловлен не только высокой сложностью задачи, но и существенным пересмотром требований и облика АПЛ 3-го поколения с задачей резкого уменьшения шумности и усиления гидроакустического вооружения , и, соответственно, изменения состава ключевого оборудования в частности, паропроизводительной установки ППУ с атомным реактором ОК-650 и гидроакустического комплекса ГАК «Скат-М». Фактически проект 685 был первой АПЛ 3-го поколения, принятой к разработке. Главные конструкторы проекта 685 Н. Кормилицин с 1977 года.
Оценка проекта Первое, что необходимо отметить по «Плавнику» — исключительно высокое качество постройки, как самого корабля, так и комплектующих. Такие оценки корабля автор статьи слышал от многих офицеров. При этом необходимо отметить, что ОПК СССР выпускал вполне качественные корабли несколько «уродов» были буквально штучными неудачами , но на их фоне «Плавник» заметно выделялся в лучшую сторону. Это особенно важно, как с учетом фактора и требований малошумности и значительного объективного отставания нашего машиностроения по возможности выпуска оборудования с низкими уровнями виброакустических характеристик ВАХ , так и особенно с учетом глубоководной специфики корабля, где все «обычные» проблемы с ВАХ и шумностью обостряются многократно см. И здесь очень хорошее качество постройки корабля во многом позволило нивелировать указанные традиционные проблемы машиностроения СССР.
К-278 оказалась весьма малошумной АПЛ. Разрез АПЛ проекта 685. Интересной особенностью «Плавника» были не групповые гидравлические ТА как на остальных АПЛ 3-го поколения, где ТА соответствующего борта были «сгруппированы» на общие импульсные цистерны и поршневую силовую установку системы стрельбы , а индивидуальные силовые установки для каждого ТА. Указанные в некоторых источниках в составе боекомплекта «Плавника» торпеды 2-го поколения СЭТ-65 и САЭТ-60 не имеет никакого отношения к реальности, это не более чем фантазии отдельных авторов. По «ранним» торпедам УСЭТ-80 следует отметить абсолютно реальную возможность стрельбы ими с глубины 800 метров что «поздними» УСЭТ-80 не обеспечивалось, причем не только из-за замены аппаратуры «Водопад» на конструктивно более слабую «Керамику», но и по замене серебряно-магниевой боевой батареи на медно-магниевую, с соответствующими проблемами по «взводимости» на «холодной воде».
Основным его отличием от «большого» «Скат-КС» стала меньшая основная носовая антенна ГАК что обуславливалось соответствующими размерами его носителей. С учетом того, что «большой» ГАК на «Плавник» не вставал, это было вполне приемлемое и хорошее конструктивное решение с одним «но»… К большому сожалению, «малый Скат» не предусматривал в своем составе низкочастотной гибкой протяженной буксируемой антенны ГПБА. Для специфики применения «Плавника» она была бы очень хороша и крайне полезна: и для обнаружения целей, и для контроля собственных шумов в том числе регистрации их изменения при погружении на различные глубины. Говоря о реальных дальностях обнаружения малошумных целей «Плавником», можно привести такую оценки пользователя форума РПФ «Валерич»: И малошумность Акул — это не легенды… Акула до Си Вульфа или Огайо, естественно, не дотягивает. До Лос-Анжелеса дотягивает, почти: , если бы не некоторые дискретные составляющие.
А по приведенному уровню шума к Акулам особенных вопросов нет.
Атомная подводная лодка «Комсомолец»: история создания, основное вооружение
Пожар на уникальной атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец», приведший к гибели корабля и 42 членов экипажа, стал самой известной аварией в истории советского флота. 28 февраля 1989 года глубоководная большая атомная торпедная подводная лодка К-278 («Комсомолец») вышла в автономное плавание. Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах.
Конструкция АПЛ
- Мичман с подлодки "Комсомолец" спустя 30 лет рассказал, как выжил после катастрофы
- Гибель АПЛ «Комсомолец»
- В ПАМЯТЬ О ТРАГИЧЕСКОЙ ГИБЕЛИ АПЛ «КОМСОМОЛЕЦ» |
- Судьба команды и самой подводной лодки «Комсомолец» - Общение - Yworld Community
- Что еще почитать
К 278 подводная лодка комсомолец
Атомная подводная лодка К‑278 «Комсомолец» была спроектирована в ЦКБ‑18 в 1966—1974 годах. Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» проекта 685 «Плавник» из состава 6-й дивизии 1-й флотилии Северного флота погибла 7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы. АПЛ "КОМСОМОЛЕЦ" 30 лет спустя: члены экипажа подводной лодки рассказали подробности трагедии в Норвежском море. АПЛ К‑278 «Комсомолец» затонула в Норвежском море после возникшего на борту пожара. К-278 «Комсомолец» — советская атомная подводная лодка 3-го поколения, единственная лодка проекта 685 «Плавник».
7 апреля: гибель атомной подводной лодки «Комсомолец», на борту которой был туляк
В дополнение к этому заклинило вертикальный руль, прервалась межотсечная связь, повредилась система шланговых дыхательных аппаратов, в результате чего часть экипажа получила тяжелое отравление. Лодка, увеличивая ход, стала всплывать. Однако на глубине около 150 метров сработала аварийная защита реактора, и К-278 потеряла ход. Ванин сообщил об этом в штаб Северного флота. Из близлежащих районов на помощь вышли гидрографическое судно "Колгуев" и плавбаза "Алексей Хлобыстов".
Командир корабля капитан 1-го ранга Е. С лодки доложили, что, хотя пожар продолжается, он контролируется экипажем, который не дает огню разрастись. Просьб никаких нет. Она стояла без движения строго с севера на юг с едва уловимым креном на правый борт.
У левого борта в районе 6-го и 7-го отсеков наблюдалось обильное вспенивание воды. Из боевой рубки, отклоняемый ветром, тянулся хвост светлого дыма. Одного за другим аварийные партии вытаскивали обгоревших и отравившихся моряков на свежий воздух. Врач, старший лейтенант Леонид Заяц, ни на минуту не останавливаясь, делал искусственное дыхание морякам.
Большая часть экипажа была выведена наверх. Многих удалось вернуть к жизни. Но они, ослабевшие и еще не пришедшие в себя, погибнут позже в холодной воде, когда от каждого потребуются нечеловеческие усилия. На палубе курили молча, глотая дым со слезами.
На борту умерли еще трое из тридцати спасенных. Всего в результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибло, 27 — выжили. Тела умерших были преданы земле. Остальные 20 погибших, в том числе Александр Володин, остались в море.
Большинство из них утонули в ледяной воде, не дождавшись подхода спасателей. К-278 вошел в число постоянно боеготовых кораблей 29 июня 1985 года. На борту подводной лодки находился сменный 604-й экипаж под командованием капитана 1-го ранга Е.
Игорь Калинин гордился тем, что попал служить именно на нее. Еще бы, в 20 с небольшим ему выпала честь участвовать в уникальном событии: «Комсомолец» смог погрузиться на глубину тысячу метров и выполнил оттуда пуск торпед - рекорд до сих пор остается непревзойденным. На фото - молодые парни, сослуживцы инженера-гидроакустика Калинина, которому удалось вернуться из последнего похода. Им - нет. Вот только что был корабль, технически совершенный, на наш взгляд, - и больше половины экипажа просто куда-то исчезло», - говорит Игорь Калинин, в 1989 году - капитан-лейтенант, инженер-гидроакустик АПЛ «Комсомолец». Норвежское море, здесь на глубине более 1,5 километра лежит «Комсомолец».
Экипаж боролся с огнем шесть часов, но спасти корабль не удалось.
После аварии правительственная комиссия выяснила, что за пять лет эксплуатации К-278 ВМФ так и не разработал основной документ по борьбе за живучесть. Без этого документа экипаж был просто не в состоянии проводить учения. Без него нельзя принимать зачет по отработке задач борьбы за живучесть корабля, а саму подводную лодку нельзя выпускать в море.
Но командование и на это правило наплевало. Фактически экипаж Ванина оказался заложником преступной системы подготовки. Рассказывает Геращенко: — Что газоанализатор на кислород в седьмом отсеке не работает, начхим первого экипажа, оказывается, предупредил нашего начхима Грегулева. Я об этом узнал только во время расследования.
А именно в этом отсеке у старшего матроса Бухникашвили был точильный станок — Нодари в мае на дембель собирался и у меня в гиропосту просил материалы, чтобы всякие дембельские штучки вытачивать. А ведь при повышенном кислороде любая искра — и вспышка! Когда начался пожар, экипаж к тушению был не готов. Фактически настоящей борьбы за живучесть не было.
Вместо этого была паника, беготня. А пожар распространялся по лодке. Горели седьмой отсек и шестой. Пронеслась вспышка в пятом, обожгла ребят.
В гиропосту все было в дыму. Я натянул маску ШДА шланговый дыхательный аппарат, подключенный к стационарной дыхательной системе. Не знал, что в систему уже проникли токсичные газы. Перед глазами поплыли коричневые пятна, стал терять сознание.
Хорошо, что мой мичман с меня маску сорвал и вытащил на верхнюю палубу. Сорок пять минут я лежал там, пока отдышался. При мне вынесли на палубу матроса Володю Кулапина и мичмана Сережу Бондаря. Обоих со смертельным отравлением угарным газом.
Я снова спустился в гиропост и был там до самого конца. Никак не мог понять, почему не дают SOS. Все ждали чего-то. На чудо.
Командование было просто деморализовано. Команды надеть гидрокомбинезоны, теплое белье, спасжилеты не было. И когда скомандовали готовиться к эвакуации, я решил, что спасатели подошли. Когда же выбрались наверх, оказалось, что никакого судна нет.
Лодку качало, корма быстро уходила в воду. Шторм был 4 балла. Первый плот вытащили через верхний разъем контейнера. Командовал этим капитан первого ранга Коляда.
Плот лежал на палубе, в него забралось человек шесть или восемь. На моих глазах волна ударила плот так, что смыла за борт. Все разлетелись в воду. Я подбежал ко второму плоту, его еще надо было достать из контейнера.
Контейнер перед этим отвалить на 90 градусов. Потом отвернуть нижние кремальеры, чтобы корпус капсулы автоматически открылся и надулся плот. Но этого никто не знал! Я кричал: «Мужики, мать вашу так, кто знает, как это делается?
Нас же никто ни разу не тренировал. Ни разу! И тут лодка, задрав нос, стала уходить на дно. Мы бросились в воду и поплыли от нее, чтобы не попасть в воронку.
Мне штурман Смирнов закричал: «Вася, отплывай! Когда я подплыл к плоту, он плавал вверх дном и был полузатоплен. И на этом днище сидели те, кто смог туда взобраться. Я увидел, что из-под плота торчат чьи-то ноги.
Нырнул, выпутал тонущего из лееров, вытолкал на плот. Это был прапорщик Подгорный. Мне помогли взобраться на плот. А многие плавали рядом, держались за наши руки, за леера.
Нас то и дело накрывала волна. Люди умирали от переохлаждения, на моих глазах уходили на тот свет. И я для себя решил — никогда этого командованию не прощу. Они, мертвые, уже не могут ничего сказать.
Мы — оставшиеся — выжили чудом. Но кто-то же должен рассказать, как мы погибали, почему. Когда начинаешь об этом говорить, наживаешь себе врагов. Это страшная трагедия не только нашего совдепа, но и людей, служащих сейчас на лодках.
То, что происходит вокруг «Комсомольца», страшно. Мое личное дело сначала украли, и я не мог ни перевестись, ни уволиться. Потом оказалось, что в нем нет записи, что я был на К-278. Сделано это было для того, чтобы дать понять: не высовывайся, говори так, как мы тебе скажем.
Два раза грабили квартиру, искали дневники, разбивали машину. Почти шесть часов К-278 находилась в надводном положении. Шесть часов продолжался пожар. Лодка все больше и больше погружалась кормой в воду.
Памяти АПЛ К-278 «Комсомолец»
На "Комсомольце" установили самое новейшее оборудование, и никто не знал, как оно поведет себя во время испытаний. 7 апреля 1989 г. в Норвежском море погибла советская атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец". О том, как до последней минуты экипаж «Комсомольца» спасал свою субмарину. атомная ударная подводная лодка советского военно-морского флота проекта 685 "Плавник" (русский: проект-685 плавник, что означает "плавник", также известная по своему натовскому названию класса "Майк".
Популярные статьи в разделе Культура безопасности
- Гибель подлодки Комсомолец.Тайны века---К-278. Остаться в живых.
- День памяти погибших подводников 7 апреля
- К 278 подводная лодка комсомолец - 73 фото ★
- День памяти погибших подводников 7 апреля