его определение, история возникновения, особенности как художественного приема. это художественный приём, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов, причудливом смешении в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Значение слова гротеск – что это такое в литературе. В литературе гротеском называют особый прием, вид словесной изобразительности, при которой элементы реальности сочетаются в фантастических комбинациях. Так что же такое гротеск в литературе, и какие особенности он имеет?
Литература. 10 класс
Так что же такое гротеск в литературе, и какие особенности он имеет? Художественные элементы в литературе, использующиеся для красочного описания эмоция и явлений, примеры гротеска, как используется в литературе. Термин «гротеск» происходит от обозначения, которое было дано античным фрескам, обнаруженным в конце 15 в. художником Рафаэлем при раскопках древнеримских бань. Гротеск в искусстве. Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок.
Ключевые слова
- Гротеск: от античных фресок до сказок Гофмана — все самое интересное на ПостНауке
- Гротеск - что это такое в литературе: значение слова и примеры |
- Гротеск — необычный художественный приём в искусстве
- «Гротéск» — происхождение и значение слова
- Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска О литературе -
- Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"
Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)
Издалека ведется гротескная традиция, через столетия дошла она до нашего времени. Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета. Но она не хозяйка. Она делает лишь то, что ей правда подсказывает.
И прикрывает она собой правду так, чтобы ее, правду, можно было лучше увидеть. Заслонить так, чтобы лучше увидеть, — в этом и состоит прием иносказания, аллегории. Скрыть, чтобы выпятить, превратить в гротеск. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин видел свою задачу в просвещении публики.
Поэтому сказки просты и доступны, содержание понятно «детям и слугам». В основе сказок лежит гротескная ситуация, но за ней всегда угадываются реальные отношения, под видом сказки показана действительность. Гротескные образы скрывают под собой действительных типов тогдашней России. Один из основных приемов Щедрина — гротеск: на генералах надеты ночные рубашки с орденами, мужик сам сплел веревку «из дикой конопли», чтобы генералы его связали.
Смех Щедрина отличается не столько весельем, сколько злостью, он носит сатирический характер. Не зря в начале нашего разговора мы вспоминали басни Крылова. Щедрин включает в некоторые сказки мораль, типично басенный прием. Словарь Тунеядец — человек, который живет на чужой счет, бездельник Регистратура — контора, в которой регистрируются бумаги Нумер — устар.
Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Только вдруг оказались они на необитаемом острове. Сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего не случилось.
Генералы в ночных рубашках с орденами на шее 1: Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился, вижу, будто живу я на необитаемом острове. Да где ж это мы!
Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце» посвящены экспериментам человека над природой. Во всё ли нам дозволено вмешиваться? Какими могут быть последствия научных опытов?
Эти вопросы всё более актуальны в эпоху клонирования и креоники. Гротески Булгакова пугают, предостерегают, своей зловещей достоверностью напоминая гравюры Гойи. Гротеск в зарубежной литературе Кроме уже упомянутых Аристофана и Гофмана, среди зарубежных писателей приёмом столкновения высокого и низкого пользовались Ф. Рабле, С. Брандт, Дж.
В ХХ веке непревзойдённым мастером гротеска стал немецкоязычный писатель Ф. Герой новеллы «Превращение» Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что стал огромным насекомым. Попробовав перевернуться на другой бок, он понимает, что больше этого не может. Любящий сын и брат, Грегор зарабатывал деньги для всей семьи, а теперь он оказывается ненужным. Близкие относятся к гигантской сороконожке с отвращением.
Они не заходят в комнату Грегора, только сестра изредка приносит ему еду. Постепенно отвращение к странному существу возрастает. Никто не догадывается, как «оно» страдает, слыша, как мать и отец обсуждают по вечерам возникшие проблемы. Однажды вечером сестра предлагает сыграть на пианино новым жильцам. Привлечённый звуками музыки из гостиной, герой выползает из своего убежища.
Одна, считающая основной сущностью Г. Синтезом обеих точек зрения является исследование Шнееганса Geschichte der Grotesken Satire, 1894 , в к-ром Г. Фолькельт System der Aesthetik, B. II, 1910 говорит, что «в Г. В своем исследовании Фолькельт исходит от определения сущности комического вообще, как понятия родового, а затем рассматривает отдельные его виды.
Комическое складывается из двух основных моментов: 1. Следовательно отличие Г. Это — лишь высшая степень, «самая характерная форма» комического. В отличие от предыдущих исследователей, Фолькельт рассматривает Г. На русской почве термин Г.
Но особое внимание истории Г. Попытки такого рода имеются в работах Слонимского, Зунделовича и др. Такое построение представляет собой цельный, замкнутый внутренне комплекс и является Г. Наконец трагическое и комическое могут быть лишь внешне смежны, не составляя единого комплекса. Такое сочетание надо отличать от Г.
Этим формам подачи лит-ого материала соответствует особый гротескный стиль. Характерные признаки его таковы: 1. Основным недостатком приведенного выше эклектического определения будет, однако, чисто формалистический подход к явлению Г. Между тем, и в трагической, и в комической, и в юмористической форме Г. Этими чертами, общими для всех видов Г.
Поэтому-то, будучи одной из излюбленных форм «высокой комики» и юмора, Г. Эти основные черты, свойственные Г. Подобная психоидеология, отражая в себе осознание надломанности, ущербности, неустойчивости бытия соответствующей общественной группы, обычно появляется в эпохи экономических, политических и идеологических кризисов; наиболее типична она для упадочнических настроений отмирающих, отметаемых с арены истории общественных групп. Однако при изучении истории Г. Бесспорно, с точки зрения современной эстетики, здесь налицо многочисленные гротескные элементы, — такие например произведения, как ведийские гимны к лягушкам и игральным костям, как египетская сказка об обреченном царевиче, как античные мотивы гарпий, сирен, Кирке, Полифема, производят впечатление Г.
Однако почти с такой же уверенностью можно утверждать, что впечатление гротескного не только не входило в задачи автора или авторов подобных произведений, но что в столь же малой мере гротескность их воспринималась слушателем. Впечатление гротескности достигается здесь коренным переломом в эстетических воззрениях далеко отстоящих друг от друга эпох, окончательным освобождением человечества от пережитков примитивного «дологического» мышления с его смещением планов реального и ирреального, причин и следствий. Поэтому о Г. В этом смысле в античной поэзии гротеск расцветает в эпоху своеобразных романтических настроений начала упадка Империи Апулей, Лукиан. В литературе христианского средневековья первыми представителями Г.
Цель гротеска — создание выразительных образов, привлечение внимания к определенным идеям и проблемам. Гротеск позволяет авторам показать абсурдность, парадоксальность и комичность мира, в котором живут их персонажи. Гротеск часто используется в сатирических произведениях, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны общества и людей.
Этапы развития гротеска
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит, Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать разумного совета. Но она не хозяйка. Она делает лишь то, что ей правда подсказывает. И прикрывает она собой правду так, чтобы ее, правду, можно было лучше увидеть. Заслонить так, чтобы лучше увидеть, — в этом и состоит прием иносказания, аллегории. Скрыть, чтобы выпятить, превратить в гротеск. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил Салтыков-Щедрин видел свою задачу в просвещении публики. Поэтому сказки просты и доступны, содержание понятно «детям и слугам». В основе сказок лежит гротескная ситуация, но за ней всегда угадываются реальные отношения, под видом сказки показана действительность. Гротескные образы скрывают под собой действительных типов тогдашней России.
Один из основных приемов Щедрина — гротеск: на генералах надеты ночные рубашки с орденами, мужик сам сплел веревку «из дикой конопли», чтобы генералы его связали. Смех Щедрина отличается не столько весельем, сколько злостью, он носит сатирический характер. Не зря в начале нашего разговора мы вспоминали басни Крылова. Щедрин включает в некоторые сказки мораль, типично басенный прием. Словарь Тунеядец — человек, который живет на чужой счет, бездельник Регистратура — контора, в которой регистрируются бумаги Нумер — устар. Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Упразднили регистратуру за ненадобностью и выпустили генералов на волю. Только вдруг оказались они на необитаемом острове. Сначала ничего не поняли и стали разговаривать, как будто ничего не случилось. Генералы в ночных рубашках с орденами на шее 1: Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон приснился, вижу, будто живу я на необитаемом острове.
Да где ж это мы! Стали друг друга ощупывать, заплакали, стали друг друга рассматривать 1: Теперь бы кофейку испить хорошо!
Функции снов и картина мира в романе-антиутопии «Мы» Замятина и «Приглашение на казнь» Набокова. Козьмина, Екатеринбург — Москва. Гротескная образность в романе В. Набокова «Приглашение на казнь. Зусева, Москва. Формы и функции гротеска в романе В. Набокова «Дар».
Рягузова, Краснодар. Гротеск в творческой интерпретации В. Александрова, Нижний Новгород. Поэтика гротеска в романе Б. Окуджавы «Свидание с Бонапартом». Бойко, Москва. Гротеск в литературе и в действительности: Булат Окуджава. Прохоров, Коломна. Специфика гротеска в поэме Вен.
Ерофеева «Москва — Петушки». Воронцова, Волгоград. Персонажи Джона Барта как «гротески». Скачкова, Самара. Фантастика как форма сатирического изображения общества в романе Вл. Орлова «Шеврикука». Карелин, Тула. Норма и патология в рассказах Роальда Дала. Гордович, С.
Гротеск в современной русской прозе Т. Толстая, Д. Магомедова, Москва.
Замятина, - излюбленный приём писателя. Но гротесковые образы у Булгакова создаются не только на фантастической основе, многие из них легко соотнести с реальностью, ведь окружающая действительность настолько абсурдна, что сама порождает удивительные гротескные формы. Гипербола - это образное выражение, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении, употребляемая для большей выразительности. В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т. В литературе гипербола - средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф. Достоевский , и дольше века длится день Б. Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления. Всё необычное, странное, выходящее за рамки обыденного, преувеличенное, искаженное, несочетаемое, парадоксальное привычно описывается этим термином. Однако само понятие возникло в XV веке и имело вполне конкретное значение: так называли сложный орнамент, которым были покрыты своды и стены случайно обнаруженного под землёй дворца римского императора Нерона. В нём растительные мотивы причудливо переплетались с изображениями людей и животных. Римляне называли помещения дворца гротами или пещерами grotta по-итальянски - грот , а фантастические, искаженные изображения, которыми он был украшен - гротесками.
Grotesque от французского причудливый. В отличие от той же иронии, тем что в данном стиле забавные и смешные образы одновременно ужасные и пугающие. Это как бы две стороны одной медали. В литературе гротеск и сатира идут рука об руку. Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём. На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека. Гротеск примеры использования стиля Яркий пример применения — это сказки. Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного. Создававшись, эта фигура сочетала в себе и человеческую природу, и неведомые силы, мистические возможности, делая его практически непобедимым. В сказках реальность и фантазия нередко переплетается между собой, но всё же границы остаются очевидными. Гротескные образы с первого взгляда проявляются как абсурдные, лишённые всякого смысла. Усилителем этого образа представляет собой сочетание обыденных явлений.
Гротеск в искусстве — какие имена и произведения первыми приходят на ум?
Борев, О. Шапошникова и др. Та или иная концепция обусловливает принципы анализа гротеска. Поскольку представители первого подхода рассматривают гротеск как форму или компонент мировоззрения, для них важно изучение сущности последнего. Ученые, придерживающиеся второй позиции, концентрируют внимание на форме гротескового образа, его структуре, элементах этой структуры. Иначе говоря, исследователи «группы Бахтина» изучают модель гротеск через подробное рассмотрение мировоззрения т. Ученые «группы Манна» рассматривают сущность самой модели. Уже здесь мы можем сказать, что принципиальных противоречий между двумя подходами нет, они дополняют друг друга, подходя к изучаемому материалу с разных сторон. Мировоззрение художественное мировоззрение может существовать только в сформированном виде, как художественная форма, как прием. С другой стороны, прием - это оформленное мировоззрение, модель мира - как ее строит художник. В литературоведении существует стойкое представление: гротеск не может быть вписан в единый ряд с прочими тропами, он есть не стилистический прием и не фигура речи, но - базовый принцип художественного осмысления художественного моделирования бытия.
Так, Ю. Манн предлагает «... Николаев рассматривает гротеск «в качестве принципа, организующего не те или иные отдельные моменты повествования, а художественную структуру в целом»3 курсив мой. Вместе с тем нерешенным остается принципиальный вопрос «гротесковеде-ния» - вопрос о взаимодействии базовых компонентов гротеска, тех конститутивных элементов художественного мира, которые сталкиваются в гротесковом образе. Причем проблема, которая стоит перед нами, неаналитического или интерпретационного свойства, но свойства методологического или, если быть более точным, эпистемологического. Проблема гротеска в принципе не решаема в рамках текстоцентристской или логоцентристской литературоведческой парадигмы. Феномен текста, проблемати-зируемый структурализмом и постбахтин-ской филологией, которая вносит в структурализм функциональное начало, но в ограниченных пределах, мало говоря о стоящих «за» текстом и «перед» текстом мен -тальных, когнитивных структурах , - недостаточное основание для разговора о словесном искусстве, о литературе, которая, как говорил еще Л. Толстой, есть «одно из средств общения людей между собой»4. Если внимательно читать классика, то окажется: для квалифицированного разговора о литературе недостаточно проанализировать «средства» искусства тексты ; требуется вести речь и о «людях» ментальных, концептуальных системах, которые сталкиваются на поле текста , и даже о «между», которое маркирует различия в данных системах. Иными словами, необходимо говорить не о поэтике текста, но о поэтике дискурса - динамической процедуры тексто-построения и тексторецепции, в рамках которой учитываются и ментальные, когнитивные структуры, относящиеся к суверенитету и того, кто «пописывает», и того, кто «почитывает».
И здесь явно недостаточным представляется инструментарий классического литературоведения XX в. Барта - равно как и читатель. Для решения проблемы гротеска как это уже было сделано в рамках проблемы метафоры необходимо привлечение смежных дисциплин - психолингвистики, когнитивной лингвистики и т. В качестве основного, инвариантного признака гротеска, вслед за М. Бахтиным, ученые выделяют амбивалентность.
Но в чём же суть этого жанра и как гротеск находит отражение в литературе? Давайте разбираться.
Гротескный — это уродливо-комический образ чего-то или кого-то, основанный на контрасте и преувеличении. В обыденной жизни, многие воспринимают гротеск, как что-то уродливое и эксцентричное. В наше время его широко используют в карнавальных образах на различных праздниках. Корни его уходят в древний Рим времён Нерона. Когда-то император, обладающий невероятной фантазией и художественным вкусом, пожелал, чтобы стены его дворца были украшены несуществующими в природе видами и изображениями. Но судьба не слишком благосклонна и впоследствии дворец был разрушен императором Трояном. Текло время и вскоре, руины и подземные сооружения были случайно найдены во времена эпохи Возрождения.
Найденные подземные развалины назвались гротами, что с итальянского переводится, как грот или подземелье. Роспись, украшавшая эти развалины, в дальнейшем стали называть гротеском. Литература Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей. Одним из них является гротеск. В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное. Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма.
Литература Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей. Одним из них является гротеск.
В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное. Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма. Grotesque от французского причудливый. В отличие от той же иронии, тем что в данном стиле забавные и смешные образы одновременно ужасные и пугающие. Это как бы две стороны одной медали. В литературе гротеск и сатира идут рука об руку. Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём.
На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека. Гротеск примеры использования стиля Яркий пример применения — это сказки. Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного.
Поэтому гротеск делает ударение на то, чтобы удивить и тем самым разбудить воображение читателя своими нетипичными образами. Помимо прочего, этот стиль противостоит обыденности, расширяет границы мировоззрения человека и позволяет авторам в полной мере продемонстрировать свой неограниченный талант.
Синонимами к слову гротеск как к литературному понятию могут стать: карикатура, шарж, пародия, ирония, сатира, гипербола. С некоторыми из этих терминов его можно спутать. Но от иронии он отличается тем, что в нём забавное и смешное граничит со страшным и зловещим, а образы в нём, как правило, имеют трагический смысл. Юмор и ужас здесь — две стороны одной медали. В отличие от гиперболы — чрезмерного преувеличения, гротеск доводит ситуацию до крайности, до абсурда. В советской литературе считалось, что гротеск — форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает, а значит, эти понятия практически одинаковые. Но впоследствии эту точку зрения опровергли в своих статьях многие исследователи.
Отличительные черты Таким образом, можно выделить основные отличительные черты стиля гротеск. Их проще понять на литературных примерах: Чрезмерное преувеличение, искажение, карикатура. С точки зрения здравого смысла, многие гротескные образы кажутся чересчур неправдоподобными и странными. Например, в романе М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» в вымышленном городе Глупове один градоначальник имел вместо мозгов приборчик, выдававший одну из запрограммированных фраз, а у другого была фаршированная голова. Смешное и пугающее неотделимы.
Гротеск - примеры из литературы
На этой странице представлена подборка книг «Фантасмагория и гротеск в литературе», в нее входит 187 книг. Гротеск в зарубежной литературе. гротеск в литературе. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость. Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности.
Определение гротеска и его особенности
- Гротеск — Неолурк, народный Lurkmore
- Гротеск - что это такое в литературе: значение слова и примеры |
- Гротеск - примеры из литературы
- "Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём
- Отзывы и комментарии
Значение слова «гротеск»
Брандт, Дж. В ХХ веке непревзойдённым мастером гротеска стал немецкоязычный писатель Ф. Герой новеллы «Превращение» Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что стал огромным насекомым. Попробовав перевернуться на другой бок, он понимает, что больше этого не может.
Любящий сын и брат, Грегор зарабатывал деньги для всей семьи, а теперь он оказывается ненужным. Близкие относятся к гигантской сороконожке с отвращением. Они не заходят в комнату Грегора, только сестра изредка приносит ему еду.
Постепенно отвращение к странному существу возрастает. Никто не догадывается, как «оно» страдает, слыша, как мать и отец обсуждают по вечерам возникшие проблемы. Однажды вечером сестра предлагает сыграть на пианино новым жильцам.
Привлечённый звуками музыки из гостиной, герой выползает из своего убежища. Весёлая компания шокирована, выходит скандал. Мучимый голодом, ранами и одиночеством, Грегор медленно умирает.
Семья облегчённо выбрасывает из комнаты высохшее тельце насекомого. Родители замечают, что, несмотря на все невзгоды, сестра хорошеет. Фантасмагорическая выдумка Кафки продолжает идею Гоголя о том, насколько мало значит человек, лишаясь своих социальных функций, как мало любви остаётся даже в самых близких людях.
Разговор о гротеске уводит в заветные глубины художественной образности. Этот приём удаётся лишь тем художникам, создания которых порождены долгими годами обдумывания.
Интерес к народно-праздничной и ярмарочной жизни. Тематика праздника, вольно-веселая праздничная или ярмарочная атмосфера определяют сюжет, образы и тон рассказов из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Мотивы русской ярмарки, балагана, скоморошества, образы балаганных персонажей в карнавальном и трагическом обличье встречаем в рассказе Ю.
Юркуна «Петрушка» 1921 : «из-за кулис появляется огромное лакированное деревянное лицо Петрушки. Превосходящий всякую карикатурность нос не то шведа, не то англичанина» 4 , образ балаганного зазывалы «выползает оборванный с синим, малиновым и зеленым лицом раешник. Кузмин в своем творчестве разных лет неоднократно обращался к теме карнавала и маскарада. Изобразил он и итальянский карнавал, вольных дух которого так восхищал Гоголя 6 : римский карнавал в романе «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» 1916 и венецианский в повести «Из записок Тивуртия Пенцля» 1920. Герой «Записок», молодой немец из Кенигсберга, так описывал Венецию времен «спора двух Карлов» — Гоцци и Гольдони 1760 — 1770-х гг.
Но пусть! В этой веселой, смеющейся колыбели забываешь, действительно, все, кроме масок, концертов, опер, комедий, аббатов, чичисбеев, комедиантов, гондольеров, маленьких Терцинеточек с их шоколадом, попугаями, собачками и обезьянками, кроме влажного неба и небесной воды. Пение, пение, пение! Не то духовный концерт у сироток, не то колыбельная, не то баркарола — заупокойный карнавал!.. Что-то последнее чудится мне в этих вздохах любви» 7 ; и далее: «до сих пор не могу привыкнуть к маскам.
Белые бауты меня просто пугают» 8. В описание венецианского карнавала вводится «сторонняя точка зрения» персонажа-повествователя, которая напоминает гоголевский «заинтересованно-восхищенный и в то же время отстраненный взгляд на народное веселье, единство, согласие», являющий собою в финале «Сорочинской ярмарки» «резкий диссонанс к нерасчлененной цельности карнавального начала» 9 «Скучно оставленному! Бахтиным: «образ пляшущей старости почти пляшущей смерти », характерный для карнавальной культуры 10. Своего друга К. Вагинова М.
Бахтин назвал «истинно карнавальным писателем» 11 , но и его герой-протагонист, подобно гоголевскому и кузминскому, выглядит сторонним наблюдателем карнавала — тоскующим и одиноким. Приведу характерный фрагмент карнавальной повести «Звезда Вифлеема» 1922 она репрезентирует своеобразный советский «черный карнавал», модернистский гротеск : «Я — в сермяге поэт. Бритый наголо череп. Глухо стонут ветры. Вернулся дух в бренное тело.
У дверей часовой чешет винтовкою ухо» 12. Гротескная концепция тела. Гюнтер писал о том, что Гоголь был «гениальным изобретателем гротескного тела в русской литературе» 13. Главные типы гротескных фигур Гоголя — это опредмечивание, овеществление одушевленного; редукция персонажа до одного внешнего признака усы, талии ; гротескная экспансия человеческого тела, распадение тела на отдельные части «Нос» ; растворение в среде, в результате чего окружение персонажа выступает в роли гротескного продолжения тела описание Собакевича, Плюшкина 14. Вот характерный набросок к первому тому «Мертвых душ»: «И в самом деле, каких нет лиц на свете.
Что ни рожа, то уж, верно, на другую не похожа. У того исправляет должность командира нос, у другого губы, у третьего щеки, распространившие свои владения даже на счет глаз, ушей и самого даже носа, который через то кажется не больше жилетной пуговицы; у этого подбородок такой длинный, что он ежеминутно должен закрывать его платком, чтобы не оплевать. А сколько есть таких, которые похожи совсем не на людей. Сочетание антропоморфного и зооморфного или предметного рядов, гротескная экспансия тела наглядны в поэтике Ю.
Превращение части в целое, как например в повести «Нос» Гоголя, нос чиновника уходит и становится самостоятельным гражданином. Полное изменение личности, как в рассказе «Превращение» Кафки, в котором герой становится отвратительным насекомым и умирает. Оживление мертвого и его активные и часто разрушительные действия, пример Песочный человек Гофмана. Нагнетание комического или трагикомического эффекта, сцена в которой герой закалывает себя огурцом в «Истории одного города» Салтыкова —Щедрина. Иногда целые романы являются неповторимым сочетанием гротескных образов: «Мастер и Маргарита» М.
В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т. В литературе гипербола - средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф. Достоевский , и дольше века длится день Б. Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления. Всё необычное, странное, выходящее за рамки обыденного, преувеличенное, искаженное, несочетаемое, парадоксальное привычно описывается этим термином. Однако само понятие возникло в XV веке и имело вполне конкретное значение: так называли сложный орнамент, которым были покрыты своды и стены случайно обнаруженного под землёй дворца римского императора Нерона. В нём растительные мотивы причудливо переплетались с изображениями людей и животных. Римляне называли помещения дворца гротами или пещерами grotta по-итальянски - грот , а фантастические, искаженные изображения, которыми он был украшен - гротесками. Как художественный приём гротеск начинает широко применяться в эпоху романтизма, однако обращались к нему и раньше. Картины Босха и Брейгеля, произведения Ф. Рабле, Д.
Что такое гротеск в литературе? Определение и примеры
Символика и применение гротеска в литературе Гротеск не только служит для создания комического эффекта или иронии, но также может нести в себе глубокий символический смысл. Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. В литературе — одна из разновидностей комических приёмов, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Гротеск (от франц. grotesque) – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Гротеск — изображение человека, событий или явлений в фантастическом, уродливо-комическом виде. В литературе — одна из разновидностей комических приёмов, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических).