Новости день рождения гоголь

15 апреля 2024г. в нашей школе началась учебная неделя с поднятия Государственного флага Российской Федерации и классного часа «Разговоры о важном», посвященного теме: «215-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ» 1–4 классы по теме. Конечно, пока шел праздничный концерт, по традиции проводимый каждый год 2 февраля в день рождения «Гоголь-центра», мало кто из светской тусовки догадывался о таком повороте событий. Николай Васильевич Гоголь родился 1 апреля 1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии на территории нынешней Украины.

Николай Гоголь

Мария Деринова. День рождения Гоголя В апреле исполнилось 215 лет со дня рождения одного из самых мистических писателей, обладателя уникального стиля, насыщенных образов и отличного литературного юмора — Николая Васильевича Гоголя.
215 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГОГОЛЯ 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя.

День рождения Гоголя. 215 лет!

1 апреля двухсотпятилетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя отметили в Петербурге. День рождения Гоголь-центра. Новости» Единый день писателя/поэта юбиляра: Н.В. Гоголь.

1 апреля - Николай Гоголь - 215 лет со дня рождения

Тот посоветовал Николаю Васильевичу пройти курс грязелечения в Саках. Болезнь помешала ему тогда осмотреть древности побережья и внутренней области полуострова. Однако в большинстве источников отмечают, что по итогу лечение помогло и в начале июля 1835 года Гоголь покинул Крым.

Отец будущего классика мировой литературы был поэтом, драматургом, дослужился до коллежского асессора. Именно отец подал прошение, чтобы его 11-летнего сына признали дворянином и закрепили фамилию Гоголь-Яновский. Факт 2. Николай Гоголь полюбил театр во время обучения в Гимназии высших наук в городе Нежине, где считали зубрежку лучшим методом обучения, и не признавали, например, Пушкина и Жуковского. Гоголь вместе с товарищами организовал литературный кружок. Они издавали свой рукописный журнал и разыгрывали всевозможные сценки.

Исследователи считают, что актерский талант достался писателю от отца, который был прекрасным рассказчиком и даже автором нескольких театральных пьес. Факт 3. Николай Васильевич очень любил шить и вязать на спицах. Он вообще тяготел к рукоделию и баловал своих сестер новыми платьями, вязанными шарфами, шейными платками и причудливыми поясами. Еще он хорошо готовил. Факт 4. С юношества Гоголь предпочитал, чтобы в его комнате мебель стояла непривычно, не так, как у других. Любил ходить по левой стороне улицы, из-за чего сталкивался с прохожими.

Сам Гогол ь свой опубликованный первый том считал экспозицией эпопеи о духовном преображении заблудших душ на пути к религиозному просветлению и счастью. От двух последующих томов сохранились отдельные фрагменты. Остальное было сожжено автором, осознавшим невозможность создать живой литературный образ идеального положительного героя на русском жизненном материале своего времени. Гогол ь как «великий учитель» по Достоевскому попытался это сделать в публицистическом поучении «Выбранные места из переписки с друзьями». Утопическая проповедь, однако, не встретила понимания у общественности.

А их произведения проходят длительную проверку временем. В этом году исполняется 215 лет со дня рождения писателя, а его сочинения как привлекали внимание читателей в XIX веке, когда он еще был жив, так и заставляют многих задуматься сейчас. И каждое поколение находит в гоголевских текстах что-то свое — неслучайно делают массу инсценировок и постановок по сочинениям, часто перенося время действия в наши дни. Все это говорит об актуальности его произведений.

Делал это для того, чтобы люди заметили собственные недостатки, попытались исправиться и стать лучше. Можно сказать, о человеческой душе заботился. В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» есть такая фраза: «Дело мое — душа, и прочное дело жизни». А в одной из записок, оставленных незадолго до смерти, можно прочитать такие строки: «Будьте не мертвыми, а живыми душами». Это такое обращение Гоголя и к современникам, и к нам, будущим читателям и потомкам. Конечно, Гоголя не забывают и благодаря его загадочности. Будучи еще не столь знаменитым автором, в 1828 году он писал матушке провидческие слова: «Я почитаюсь загадкою для всех, и никто не разгадал меня совершенно». Видимо тогда он что-то предчувствовал о будущей знаковой судьбе. Загадки Гоголя связаны и с сожжением рукописей, и с таинственной кончиной, и даже с переносом его останков с кладбища Свято-Даниловского монастыря на Новодевичье.

День смеха, день Гоголя

Первый памятник Гоголю в Москве установили в 1909 году в конце Гоголевского бульвара в честь столетия со дня рождения писателя. Валентина Владимировна предложила студентам принять участие в обсуждении темы родины в произведениях День рождения Гоголь-центра.

«Гоголь в жизни. Известный, неизвестный, загадочный» в Песчанокопской МЦБ к юбилею писателя

Завещания эти не имеют формы акта, а могут иметь только семейную силу». Осенью 1852 года Шевырёв посетил Васильевку, исполняя собственное желание повидать семью Гоголя и выполняя поручение Академии Наук — собрать материалы для биографии умершего писателя. Шевырёв привёз в Васильевку бумаги Гоголя и там же получил от наследников Гоголя поручение — хлопотать об издании его сочинений. Об «оставшихся бумагах» — самой драгоценной части Гоголева имущества его мать писала О.

Эти пять глав из второго тома «Мёртвых душ», изданные в 1855 году племянником Гоголя Н. Трушковским Москва, Университетская типография , и были в тех «писанных тетрадях», о которых помянул Тарасенков, как о ненайденных. Похороны и могила Могила Н.

Гоголя в Свято-Даниловском монастыре, рисунок сделан В. Гоголя на Новодевичьем кладбище. Друзья хотели отпевать покойного в церкви преподобного Симеона Столпника , которую он любил и посещал [39].

Московский губернатор граф А. Закревский в своём письме шефу жандармов графу А. Орлову от 29 февраля 1852 года писал, что решение, в какой церкви отпевать Гоголя, обсуждалось собравшимися в доме графа Толстого друзьями — славянофилами А.

Хомяковым, К. Аксаковыми, А. Ефремовым, П.

Киреевским, А. Кошелевым и Поповым. Бывший также там профессор Московского университета Тимофей Грановский сказал, что приличнее отпевать его в университетской церкви — как человека, принадлежащего, некоторым образом, к университету.

Славянофилы возразили, что к университету он не принадлежит, а принадлежит народу, а потому, как человек народный, и должен быть отпеваем в церкви приходской, в которую для отдания последнего ему долга может входить лакей, кучер и вообще всякий, кто пожелает; а в университетскую церковь подобных людей не будут пускать — то есть похороны проводить как общественные. Закревский приказал «Гоголя, как почётного члена здешнего университета, непременно отпевать в университетской церкви. Но в то же время и согласился с друзьями: «А чтобы не было никакого ропота, то я велел пускать всех без исключения в университетскую церковь.

В день погребения народу было всех сословий и обоего пола очень много, а чтобы в это время было всё тихо, я приехал сам в церковь» [40]. Позднее, в 1881 году Иван Сергеевич Аксаков так писал об этой распре библиографу Степану Ивановичу Пономарёву : «Сначала делом похорон стали распоряжаться его ближайшие друзья, но потом университет, трактовавший Гоголя в последнее время как полусумасшедшего, опомнился, предъявил свои права и оттеснил нас от распоряжений. Оно вышло лучше, потому что похороны получили более общественный и торжественный характер, и мы все это признали и предоставили университету полную свободу распоряжаться, сами став в тени» [41].

Писатель был отпет в университетской церкви мученицы Татианы [39]. Похороны проходили в воскресный полдень 24 февраля 7 марта 1852 года на кладбище Данилова монастыря в Москве. На могиле был установлен памятник, состоящий из двух частей: бронзовый крест, стоявший на чёрном надгробном камне « Голгофа » , на котором была высечена надпись славянскими буквами «Ей гряди Господи Иисусе!

КВ, ст. К»; чёрная мраморная плита, лежащая на базице из серого гранита. На ней гражданскими буквами были высечены следующие надписи: На верхней лицевой стороне: «Здесь погребено тело Николая Васильевича Гоголя.

Родился 19 марта 1809 года. Скончался 21 февраля 1852 года»; На малой стороне плиты, обращённой к зрителю: «Горьким словом моим посмеются. Иеремии глав.

Притчей гл. На большой боковой стороне плиты, скрытой от зрителя к решётке : «Истиным же уста исполнит смеха, о устне же их исповедания. Иова гл.

По преданию, И. Аксаков сам выбрал камень для могилы Гоголя где-то в Крыму гранильщики называли его «черноморский гранит». В 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт, а некрополь вскоре ликвидирован.

Туда же была перенесена и «Голгофа» [43]. Согласно одним его воспоминаниям «Перенесение праха Н. Гоголя» , написанным спустя 15 лет после события и опубликованным посмертно в 1991 году в «Российском архиве», в могиле Гоголя отсутствовал череп писателя [44].

Согласно другим его воспоминаниям, передаваемым в форме устных рассказов студентам Литературного института в бытность Лидина в 1970-е годы его профессором — череп Гоголя был повёрнут на бок. Об этом свидетельствует бывший студент В. Лидина, а позднее старший научный сотрудник Государственного Литературного музея Ю.

Алёхин [45]. Обе эти версии носят апокрифический характер. Они и породили множество легенд, в том числе о «захоронении Гоголя в состоянии летаргического сна» и «похищении черепа писателя для коллекции известного московского собирателя театральной старины А.

Бахрушина ». Такой же противоречивый характер носят многочисленные воспоминания об осквернении могилы Гоголя советскими писателями и самим Лидиным при эксгумации захоронения Гоголя, публикуемые СМИ со слов всё того же В. Лидина [46] [47] [48] [49] [50] [51].

В 1952 году на могиле вместо «Голгофы» установили новый памятник в виде постамента с бюстом Гоголя работы скульптора Н. Булгакова , подыскивавшая подходящее надгробие для могилы покойного мужа , М. Елена Сергеевна выкупила надгробие, после чего оно было установлено над могилой Михаила Афанасьевича.

Таким образом, исполнилась мечта писателя: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» [52]. К 200-летию со дня рождения писателя по инициативе членов оргкомитета юбилея [53] могиле был придан почти первоначальный вид: бронзовый крест на чёрном камне. Творчество Основная статья: Библиография Николая Гоголя Ранним исследователям литературной деятельности Гоголя представлялось, писал А.

Пыпин , что его творчество разграничивается на два периода: первый, когда он служил «прогрессивным стремлениям» общества, и второй, когда он стал религиозно-консервативным. Другой подход к изучению биографии Гоголя, включавший, среди прочего, анализ его переписки, раскрывавшей его внутреннюю жизнь, позволил исследователям прийти к выводу, что как, по-видимому, ни противоположны мотивы его повестей, «Ревизора» и «Мёртвых душ», с одной стороны, и «Выбранных мест» — с другой, в самой личности писателя не было того перелома, какой в ней предполагался, не было брошено одно направление и принято другое, противоположное; напротив, это была одна цельная внутренняя жизнь, где уже в раннюю пору были задатки позднейших явлений, где не прекращалась основная черта этой жизни — служение искусству; но эта личная жизнь была осложнена внутренним взаимным оспариванием поэта-идеалиста, писателя-гражданина и последовательного христианина [7]. О свойствах своего таланта сам Гоголь говорил: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных».

При этом изображённые им лица не были просто повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои чаще, чем у кого-либо другого из русских писателей, становились именами нарицательными. Другая личная черта Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным; с ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830-х, сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала… Памятник Н.

Гоголю работы скульптора Н. Андреева 1909 Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представления Пушкинского круга. Художественное чувство его было сильно, и, оценив своеобразный талант Гоголя, кружок приложил заботы и о его личных делах.

Как полагал Пыпин, Пушкин ожидал от произведений Гоголя больших художественных достоинств, но едва ли ожидал их общественного значения, как потом не вполне его оценивали друзья Пушкина и как сам Гоголь готов был дистанцироваться от него [7]. Гоголь дистанцировался от того понимания общественного значения своих произведений, какое вкладывала в них литературная критика В. Белинского и его круга, критика социально-утопическая.

Но при этом Гоголь сам был не чужд утопизма в сфере социального переустройства, только его утопия была не социалистической, а православной. Идея « Мёртвых душ » в окончательном виде — не что иное, как указание пути к добру абсолютно любому человеку [54]. Три части поэмы — это своеобразное повторение «Ада», «Чистилища» и «Рая» [55].

Падшие герои первой части переосмысливают своё существование во второй части и духовно возрождаются в третьей. Таким образом, литературное произведение нагружалось прикладной задачей исправления человеческих пороков. Такого грандиозного замысла история литературы до Гоголя не знала [54].

И при этом писатель намеревался написать свою поэму не просто условно-схематичной, но живой и убедительной. После смерти Пушкина Гоголь сблизился с кругом славянофилов , или собственно с Погодиным и Шевырёвым , С. Аксаковым и Языковым ; но он остался чужд теоретическому содержанию славянофильства, и оно ничем не повлияло на склад его творчества.

Кроме личной приязни, он находил здесь горячее сочувствие к своим произведениям, а также и к своим религиозным и мечтательно-консервативным идеям. Гоголь не видел России без монархии и православия, он был убеждён, что церковь не должна существовать отдельно от государства [56]. Однако позднее в старшем Аксакове он встретил и отпор своим взглядам, высказанным в «Выбранных местах».

Самым острым моментом столкновения мировоззренческих представлений Гоголя со стремлениями революционной части общества явилось письмо Белинского из Зальцбрунна, сам тон которого больно ранил писателя Белинский своим авторитетом утвердил Гоголя главою русской литературы ещё при жизни Пушкина , но критика Белинского уже ничего не могла изменить в духовном складе Гоголя, и последние годы его жизни прошли, как сказано, в мучительной борьбе художника и православного мыслителя. Бюст Н. Гоголя в Днепре , Украина Для самого Гоголя эта борьба осталась неразрешённой; он был сломлен этим внутренним разладом, но тем не менее значение основных произведений Гоголя для литературы было чрезвычайно глубокое.

Не говоря о чисто художественных достоинствах исполнения, которые уже после самого Пушкина повысили уровень возможного художественного совершенства у писателей, его глубокий психологический анализ не имел равного себе в предшествующей литературе и расширял круг тем и возможности литературного письма. Однако одними художественными достоинствами невозможно объяснить ни того энтузиазма, с каким принимались его произведения в молодых поколениях, ни той ненависти, с какою они встречены были в консервативной массе общества. Волею судьбы Гоголь явился знаменем нового социального движения, которое формировалось вне сферы творческой деятельности писателя, но странным образом пересеклось с его биографией, поскольку на данную роль иных фигур подобного масштаба в этот момент у этого социального движения не было.

В свою очередь, Гоголем были ошибочно истолкованы надежды читателей, возлагаемые на окончание « Мёртвых душ ». Поспешно обнародованный конспективный эквивалент поэмы в виде «Выбранных мест из переписки с друзьями» обернулся чувством досады и раздражения обманутых читателей, поскольку среди читателей сложилась устойчивая репутация Гоголя-юмориста. К иному восприятию писателя публика пока была не готова.

Дух гуманности, отличающий произведения Достоевского и других писателей после Гоголя, уже ярко раскрывается в гоголевской прозе, например, в « Шинели », «Записках сумасшедшего», «Мёртвых душах». Первое произведение Достоевского примыкает к Гоголю до очевидности. Точно так же изображение отрицательных сторон помещичьего быта, взятое на вооружение писателями « натуральной школы », обычно возводят к Гоголю.

В дальнейшей работе новые писатели совершали уже самостоятельный вклад в содержание литературы, так как жизнь ставила и развивала новые вопросы, — но первые мысли были даны Гоголем. Произведения Гоголя совпадали с зарождением социального интереса, которому они сильно послужили и из которого литература не выходила вплоть до конца XIX века. Но эволюция самого писателя происходила куда сложнее, чем формирование «натуральной школы».

Сам Гоголь мало совпадал с «гоголевским направлением» в литературе. Любопытно, что в 1852 году за небольшую статью в память о Гоголе И. Тургенев был подвергнут аресту в части и месячной ссылке в деревню.

Объяснение этому долгое время находили в нерасположении николаевского правительства к Гоголю-сатирику. Позднее было установлено, что истинным мотивом запрета было желание правительства наказать автора «Записок охотника», а запрещение некролога по причине нарушения автором цензурного устава печать в Москве статьи, запрещённой цензурой в Петербурге , было лишь поводом пресечь деятельность социально-опасного с точки зрения николаевской цензуры литератора [57]. Единой оценки личности Гоголя в качестве проправительственного или антиправительственного писателя среди чиновников Николая I не существовало.

Так или иначе, второе издание «Сочинений», начатое в 1851 году самим Гоголем и не оконченное вследствие его преждевременной смерти, могло выйти только в 1855 — 1856 годах. Но связь Гоголя с последующей литературой не подлежит сомнению. Связь эта не ограничилась XIX веком.

В следующем веке освоение творчества Гоголя происходило на новом этапе. Многое для себя нашли в Гоголе писатели символисты: образность, чувство слова, «новое религиозное сознание» — Ф. Сологуб , Андрей Белый , Д.

Мережковский и т. Позднее свою преемственность с Гоголем установили М. Булгаков , В.

Гоголь и православие Н. Бердяев , считавший Гоголя одним из самых загадочных русских писателей [58] , трактовал сожжение писателем второго тома «Мёртвых душ» как «мучительную религиозную драму…при обстоятельствах, остающихся загадочными»: Трагедия Гоголя была в том, что он никогда не мог увидеть и изобразить человеческий образ, образ Божий в человеке. И это его очень мучило.

Великий писатель своим творчеством способствовал изменению страны к лучшему. Он любил и ценил русский язык. Знакомство с фрагментами биографии позволило учащимся представить, каким Гоголь был в детстве, как рано проявилось его желание узнавать новое и созидать на благо народа.

Обучающиеся познакомились с некоторыми событиями биографии Гоголя. В интерактивном задании были использованы фотографии из дома-музея известного писателя.

Из нее вы узнаете, какие роли Гоголь играл в ученическом театре при гимназии, как переехал в Петербург и как столичные критики отзывались о его первых произведениях. Николай Гоголь родился в селе Сорочинцы — том самом, куда впоследствии поместил героев своей мистической повести «Сорочинская ярмарка».

Сейчас в репертуаре театра идёт спектакль Валерия Фокина по комедии «Женитьба» , в марте 2024 года он был сыгран в 300-ый раз! Премьера этой пьесы состоялась в декабре 1842 года также в Александринском театре.

215 лет гоголю 2024

Когда у "несравненной" гоголевской Солохи вместе белоснежных зубок вырастут желтые клыки? Молодой Гоголь, возможно, не думал об этом, но задумался позже. Прекрасная панночка вдруг станет страшной ведьмой и убьет Хому Брута, напомнив ему, что он вообще - "философ" по образованию. Над жизнью тоже иногда стоит серьезно поразмышлять, не отделываясь пустой фразой: "Чему быть, того не миновать".

Еще как миновать, если постоянно не корчить из себя дурака. Черти и ведьмы дураков тоже любят. Гоголь - единственный писатель, который стал королем и шутки, и ужаса В Москве есть два знаменитых памятника Гоголю.

Один - на Гоголевском бульваре - появился в 1952 году. Скульптор - Николай Томский. Над этим памятником, поставленным "от правительства Советского Союза" так значится на пьедестале , иронизировал Валентин Катаев в повести "Алмазный мой венец": "не то водевильный артист, не то столоначальник, лишенный всякой индивидуальности и поэзии".

Другой - работы Николая Андреева 1909 года - находится во дворике усадьбы А. Толстого на Никитском бульваре. Согбенный Гоголь, уткнувшийся носом в грудь, сидит на пьедестале с барельефами героев его прозы и драматургии.

Многие из них когда-то вызывали, да и сейчас вызывают, у читающей публики смех. Какие-то вызвали ужас. Но здесь, на барельефе, все они - словно тени, восставшие из преисподней, чтобы напомнить писателю, что он - их родитель.

И вспоминаются жуткие, но мудрые слова из гоголевского "Завещания": "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения.

Мы, к сожалению, живем так, как будто вечны, как будто не придется отвечать за свои поступки перед самым строгим судьей — совестью своей. И Гоголь предупреждает нас об этом, заставляя судить, прежде всего, самих себя». А сегодня, в день рождения писателя, на Малой сцене мы играем совершенно невероятное событие «Женитьба» по его бессмертной комедии.

Крымский полуостров он посетил лишь однажды. В 1835 году. Причиной стала рекомендация лечащего врача.

ЦГБ им. Шолохова Заведующая отделом обслуживания ЦГБ им. Шолохова Ларионова В. При помощи презентации студенты познакомились с творчеством писателя, с интересными и малоизвестными фактами из жизни великого классика. Всех очень заинтересовали мистические легенды, которые окружают имя великого писателя: таинственное рождение, история о его захоронении заживо, увлечение нечистой силой. Валентина Владимировна предложила студентам принять участие в обсуждении темы родины в произведениях Н.

«Искусство есть примирение с жизнью»: 210 лет со дня рождения Николая Гоголя

15 апреля "Разговоры о важном" посвящены 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Год 2024 будет отмечать 215-летие со дня рождения выдающегося русского писателя Николая Васильевича Гоголя. великий русский прозаик, драматург, критик, открывший новую эпоху в русской литературе своего времени. 15 апреля "Разговоры о важном" посвящены 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя. Гоголь среди них в России, пожалуй, самый главный ", – рассказал директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.

Гоголю — 215 лет. Почему писателя до сих пор читают и когда у него на самом деле день рождения

1 апреля исполняется 210 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя (1809–1852) – великого русского писателя. Новости» Единый день писателя/поэта юбиляра: Н.В. Гоголь. В 1929 году, в честь 120-летия со дня рождения, писателя был основан Великосорочинский литературно-мемориальный музей Н.В. ал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников. Срочные новости.

Когда родился Гоголь

Обучающиеся познакомились с некоторыми событиями биографии Гоголя. В интерактивном задании были использованы фотографии из дома-музея известного писателя. Ребята узнали, что Гоголь начал записывать свои сочинения с 5 лет, что одним из его любимых предметов в гимназии было рисование, первой книгой, принесшей известность, стала «Вечера на хуторе близ Диканьки». В школьной библиотеке ребята познакомились с книгами Н. Николай Гоголь автор множества произведений, вошедших в золотой фонд мировой литературы: «Ревизор», «Мертвые души», «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и многие другие.

Гоголь открыл для нас целую эпоху не только в литературе, но и в истории.

Читая и перечитывая его гениальные произведения, мы ещё раз убеждаемся — они актуальны и нужны нам сегодня так же, как и много лет назад. Великий писатель своим творчеством способствовал изменению страны к лучшему. Он любил и ценил русский язык. Знакомство с фрагментами биографии позволило учащимся представить, каким Гоголь был в детстве, как рано проявилось его желание узнавать новое и созидать на благо народа.

Много мыслей, не сопровождаемых воплощением, уже у нас погибло бесплодно. Помните вечно, что всякая втуне потраченная минута здесь неумолимо спросится там, и лучше не родиться, чем побледнеть перед этим страшным упреком» Н. Письмо К. Аксакову, март 1841, Рим. Искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства» Н.

Письмо В. Жуковскому, 10 января 1848 г. Нужно только хорошо осмотреться вокруг себя» Н. Письмо Н. Языкову, 2 декабря 1844 г. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и всё, что ни есть в России» Н. Письмо графу А.

Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна, однако ж, своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!.. Долго стоял он пред этими грязными картинами, уже наконец не думая вовсе о них, а между тем хозяин лавки, серенький человечек во фризовой шинели, с бородой, не бритой с самого воскресенья, толковал ему уже давно, торговался и условливался в цене, еще не узнав, что ему понравилось и что нужно. Живопись-то какая! Просто глаз прошибет; только что получены с биржи; еще лак не высох. Или вот зима, возьмите зиму! Пятнадцать рублей! Одна рамка чего стоит. Вон она какая зима! Где изволите жить? Эй, малый, подай веревочку. Ему сделалось несколько совестно не взять ничего, застоявшись так долго в лавке, и он сказал: — А вот постой, я посмотрю, нет ли для меня чего-нибудь здесь, — и, наклонившись, стал доставать с полу наваленные громоздко, истертые, запыленные старые малеванья, не пользовавшиеся, как видно, никаким почетом. Тут были старинные фамильные портреты, которых потомков, может быть, и на свете нельзя было отыскать, совершенно неизвестные изображения с прорванным холстом, рамки, лишенные позолоты, — словом, всякий ветхий сор. Но художник принялся рассматривать, думая втайне: «Авось что-нибудь и отыщется». Он слышал не раз рассказы о том, как иногда у лубочных продавцов были отыскиваемы в сору картины великих мастеров. Хозяин, увидев, куда полез он, оставил свою суетливость и, принявши обыкновенное положение и надлежащий вес, поместился сызнова у дверей, зазывая прохожих и указывая им одной рукой на лавку: «Сюда, батюшка, вот картины! Уже накричался он вдоволь и большею частью бесплодно, наговорился досыта с лоскутным продавцом, стоявшим насупротив его также у дверей своей лавочки, и, наконец вспомнив, что у него в лавке есть покупатель, поворотил народу спину и отправился вовнутрь ее. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица, казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою. Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский костюм. Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна. Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью. Когда поднес он портрет к дверям, еще сильнее глядели глаза. Впечатление почти то же произвели они и в народе. Женщина, остановившаяся позади его, вскрикнула: «Глядит, глядит», — и попятилась назад. Какое-то неприятное, непонятное самому себе чувство почувствовал он и поставил портрет на землю. Видно, завтра собираетесь купить? Господин, господин, воротитесь! Возьмите, возьмите, давайте двугривенный. Право, для почину только, вот только что первый покупатель. Засим он сделал жест рукой, как будто бы говоривший: «Так уж и быть, пропадай картина! Таким образом Чартков совершенно неожиданно купил старый портрет и в то же время подумал: «Зачем я его купил? Он вынул из кармана двугривенный, отдал хозяину, взял портрет под мышку и потащил его с собою. Дорогою он вспомнил, что двугривенный, который он отдал, был у него последний. Мысли его вдруг омрачились; досада и равнодушная пустота обняли его в ту же минуту. И почти машинально шел скорыми шагами, полный бесчувствия ко всему. Красный свет вечерней зари оставался еще на половине неба; еще домы, обращенные к той стороне, чуть озарялись ее теплым светом; а между тем уже холодное синеватое сиянье месяца становилось сильнее. Полупрозрачные легкие тени хвостами падали на землю, отбрасываемые домами и ногами пешеходцев. Уже художник начинал мало-помалу заглядываться на небо, озаренное каким-то прозрачным, тонким, сомнительным светом, и почти в одно время излетали из уст его слова: «Какой легкий тон! Усталый и весь в поту, дотащился он к себе в Пятнадцатую линию на Васильевский остров. С трудом и с отдышкой взобрался он по лестнице, облитой помоями и украшенной следами кошек и собак. На стук его в дверь не было никакого ответа: человека не было дома. Он прислонился к окну и расположился ожидать терпеливо, пока не раздались наконец позади его шаги парня в синей рубахе, его приспешника, натурщика, краскотерщика и выметателя полов, пачкавшего их тут же своими сапогами. Парень назывался Никитою и проводил все время за воротами, когда барина не было дома. Никита долго силился попасть ключом в замочную дырку, вовсе не заметную по причине темноты. Наконец дверь была отперта. Чартков вступил в свою переднюю, нестерпимо холодную, как всегда бывает у художников, чего, впрочем, они не замечают. Не отдавая Никите шинели, он вошел вместе с нею в свою студию, квадратную комнату, большую, но низенькую, с мерзнувшими окнами, уставленную всяким художеским хламом: кусками гипсовых рук, рамками, обтянутыми холстом, эскизами, начатыми и брошенными, драпировкой, развешанной по стульям. Он устал сильно, скинул шинель, поставил рассеянно принесенный портрет между двух небольших холстов и бросился на узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею, потому что ряд медных гвоздиков, когда-то прикреплявших ее, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе, так что Никита засовывал под нее черные чулки, рубашки и все немытое белье. Посидев и разлегшись, сколько можно было разлечься на этом узеньком диване, он наконец спросил свечу. Художник вспомнил, что действительно и вчера еще не было свечи, успокоился и замолчал. Он дал себя раздеть и надел свой крепко и сильно заношенный халат. И ненастное расположение духа овладело им вполне. Молодой Чартков был художник с талантом, пророчившим многое; вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностию, соображением, шибким порывом приблизиться более к природе. Но ты нетерпелив. Тебя одно что-нибудь заманит, одно что-нибудь тебе полюбится — ты им занят, а прочее у тебя дрянь, прочее тебе нипочем, ты уж и глядеть на него не хочешь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец. У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски. Рисунок у тебя не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещеньем, за тем, что бьет на первые глаза. Смотри, как раз попадешь в английский род. Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском... Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от тебя не уйдет». Профессор был отчасти прав. Иногда хотелось, точно, нашему художнику кутнуть, щегольнуть — словом, кое-где показать свою молодость. Но при всем том он мог взять над собою власть.

1 апреля – 215 лет со дня рождения Николая Гоголя

Первый памятник Гоголю в Москве установили в 1909 году в конце Гоголевского бульвара в честь столетия со дня рождения писателя. Никола́й Васи́льевич Го́голь (при рождении Яно́вский, с 1821 года — Го́голь-Яно́вский; 20 марта [1 апреля] 1809, Сорочинцы, Миргородский уезд. День рождения Гоголь-центра. великого русского писателя, одного из любимых нами и важных для нас авторов.

215-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ.

8,5 Кирилла Серебренникова: как прошел день рождения «Гоголь-центра» 1 апреля 2024 года исполняется 215 лет со дня рождения
Разговоры о важном. 215 лет со дня рождения Н.В. Гоголя Ко дню рождения Николая Гоголя Некрасовка устраивает междисциплинарный фестиваль, посвященный его творческому наследию.

к дню рождения николая Гоголя!

Молодой Гоголь, возможно, не думал об этом, но задумался позже. Прекрасная панночка вдруг станет страшной ведьмой и убьет Хому Брута, напомнив ему, что он вообще - "философ" по образованию. Над жизнью тоже иногда стоит серьезно поразмышлять, не отделываясь пустой фразой: "Чему быть, того не миновать". Еще как миновать, если постоянно не корчить из себя дурака. Черти и ведьмы дураков тоже любят. Гоголь - единственный писатель, который стал королем и шутки, и ужаса В Москве есть два знаменитых памятника Гоголю. Один - на Гоголевском бульваре - появился в 1952 году. Скульптор - Николай Томский. Над этим памятником, поставленным "от правительства Советского Союза" так значится на пьедестале , иронизировал Валентин Катаев в повести "Алмазный мой венец": "не то водевильный артист, не то столоначальник, лишенный всякой индивидуальности и поэзии". Другой - работы Николая Андреева 1909 года - находится во дворике усадьбы А. Толстого на Никитском бульваре.

Согбенный Гоголь, уткнувшийся носом в грудь, сидит на пьедестале с барельефами героев его прозы и драматургии. Многие из них когда-то вызывали, да и сейчас вызывают, у читающей публики смех. Какие-то вызвали ужас. Но здесь, на барельефе, все они - словно тени, восставшие из преисподней, чтобы напомнить писателю, что он - их родитель. И вспоминаются жуткие, но мудрые слова из гоголевского "Завещания": "Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться...

В истории русской литературы, пожалуй, трудно найти фигуру более загадочную. Неподражаемый художник слова оставил после себя десятки бессмертных произведений и столько же тайн, до сих пор неподвластных исследователям и биографам писателя. Ведущая познакомила школьников с биографией и творчеством писателя, рассказала об интересных фактах из его жизни. Школьниками были прочитаны отрывки из произведений «Ревизор», «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Мертвые души». Литературный час «Гоголь в жизни. Библиотекарь приоткрыла завесу тайны жизни и творчества писателя. Читатели взрослого абонемента узнали о предках Гоголя, истоках его фамилии, о впечатлениях, запавших ему в душу и превратившихся затем в легендарные «Вечера на хуторе близ Диканьки», о хрупкой и тонкой натуре писателя. Вспомнили «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», где Гоголь высмеивал пороки и писал о «маленьком человеке».

Он привлёк Гоголя к активному сотрудничеству в своём «Современнике». Пушкиным, как известно, молодому дарованию были подсказаны сюжеты «Ревизора» и «Мёртвых душ». Историю создания ещё одного знаменитого произведения — повести «Шинель» 1834 — рассказывает Н. Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» 1909 : она возникла «из канцелярского анекдота о каком-то чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточную на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200. В первый раз как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружьё перед собой на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришёл в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружьё было стянуто в воду густым тростником, через который он проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился, лёг в постель и уже не вставал; он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружьё, возвращён он был к жизни». Значение этой повести в истории нашей словесности особенное, отмечает Котляревский. После выхода в свет книги Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» Котляревский в книге «Николай Васильевич Гоголь» сокрушается, что «художник-бытописатель превратился в моралиста-проповедника», что «наступил момент, когда воплощение жизни в искусстве стало Гоголя интересовать меньше, чем общий религиозно-нравственный смысл этой жизни и его обнаружение в практике общественных явлений». Другие его коллеги и вовсе не стеснялись в выражениях: Н. Побединский в раритетном исследовании «Религиозно-нравственные идеалы Н.

Причиной стала рекомендация лечащего врача. Тот посоветовал Николаю Васильевичу пройти курс грязелечения в Саках. Болезнь помешала ему тогда осмотреть древности побережья и внутренней области полуострова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий