Соборование может совершаться над одним больным человеком у его одра, а может — в храме, над многими верующими одновременно. Обычно храм сам устанавливает, сколько стоит соборование, но в большинстве церквей негласно принято брать плату посильную, сколько человек может заплатить. В храмах Вятской Епархии в дни Великого поста совершается Таинство Соборования. Соборование может происходить не только на территории церкви, но и дома у больного человека, если его болезнь не позволяет ему самостоятельно прийти в храм.
Соборование как готовиться и что с собой взять, подскажет батюшка
Что такое таинство соборования, как к нему подготовиться и в чем смысл 17:02, 17. Никольский храм Фото: Анна Меньшикова Вокруг церковного таинства соборования ходит много мифов. Например, что его проводят только для умирающих людей или что после него запрещено мыться Во время Великого поста православная церковь проводит таинство соборования. Это самый строгий православный пост. Однако не все дни одинаково строгие, и иногда можно даже выпить алкоголь Что такое соборование? Это "таинство исцеления души и тела", дает определение "Правмир". Соборование — одно из семи важных церковных таинств в их число входят исповедь и причастие , рассказывает издание "Фома".
Болящего помазывают один раз. Как готовиться Соборование - это по сути продолжение или дополнение Таинства Исповеди. Поэтому человек, который соборуется, должен заранее покаяться в грехах. Не ради галочки, а внимательно разобрав все своих преступления. Для этого нужно взять книжку "В помощь кающемуся" и выписать на листок или в тетрадь все свои скверные поступки. После этого следует причаститься. Только это нужно делать заранее. Сразу после Причащения собороваться нельзя. Потому что получится, что человек помазыванием как бы дополняет Причащение.
В данной статье раскрывается причина того, почему в Церкви на ее историческом пути возникло допущение к Соборованию здоровых людей, когда в отношении них оно стало применяться как минимум в наполовину измененном значении. Кроме того, здесь сопоставляется традиция общего Елеосвящения, возникшая в средние века, и современная практика. Смысл этого исключения — причину, по которой телесно здоровые люди, вопреки прямому предназначению Елеосвящения как таинства для больных, стали принимать в нем участие, — можно найти у святителя Симеона Солунского: «Согрешив, мы приходим к божественным мужам и, принося покаяние, совершаем исповедь прегрешений; по повелению их мы приносим Богу святой елей во образ Его милосердия и сострадательности, в которых блистает божественный и тихий свет благодати: ибо и свет мы приносим. Когда же и молитва приносится, и елей освящается — помазуемые елеем обретают отпущение грехов, как блудница, которая помазала ноги Спасителя и от них прияла помазание на себя». В другом месте блаженный Симеон, рассуждая о том, что приступающим к исповеди прегрешений перед духовными отцами предписывается совершать дела милосердия как, например, выкуп пленных, забота о больных, беспомощных, сиротах , добавляет: «Также весьма необходимо Елеосвящение как священный обряд и притом из семи таинств над больными, по принятому преданию, и над всяким верным, хотящим приступать к Страшным Тайнам, особенно над всяким падшим во грехи и исполнившим правило покаяния, готовящимся к приобщению и получившим прощение от отца. Через этот священный обряд и помазание святым елеем оставляются грехи, как пишет брат Господень; этому содействуют и молитвы иереев». Из этих свидетельств следует, что во времена святого Симеона XV в. Важно отметить, что в объяснение этого обычая святой Симеон ссылается не только на апостола Иакова, но и на пример евангельской блудницы, помазавшей елеем ноги Спасителя и получившей отпущение грехов см. Последний пример никакого отношения к таинству Елеосвящения не имеет, а связан с собственно покаянием и прощением грехов блудницы. Канонист А. Павлов, рассматривая эти слова святого Симеона, делает вывод, что в греческой Церкви в XV веке существовала «установившаяся и догматически обоснованная практика, в силу которой таинство Елеосвящения как бы отождествлялось с таинством Покаяния» и в этом значении признавалось необходимым для готовящихся к Причащению и в особенности для тяжких грешников, для которых оно было одним из духовных подвигов, назначаемых в качестве епитимии духовником или высшей церковной властью. Номоканон при Большом Требнике, напротив, запрещает использовать Елеосвящение в качестве канонаили епитимии и предписывает совершать это таинство только над больными людьми согласно точному смыслу слов апостола Иакова: «Маслоосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу» 163-е правило. Тем не менее этот обычай в греческих церквях был распространен и локально присутствовал, как уже указывалось, и в Русской Церкви. В истории Елеосвящения его применение как таинства, дополняющего покаяние здоровых, — факультативно Таким образом, в литургической истории Елеосвящения возникло два применения этого таинства: первое — в его основном значении как таинства, предназначенного для больных, и второе — в его факультативном значении как таинства, дополнявшего и оканчивавшего покаяние здоровых людей. Причина появления такого факультативного значения Елеосвящения одна — известные слова апостола Иакова: «и если он соделал грехи, простятся ему» Иак. Он рассказывает, что греки в оправдание своего обычая допускать на Страстной неделе здоровых к таинству Елеосвящения приводили именно эти слова апостола Иакова, рассуждая, что раз результат этого таинства — отпущение грехов, то тогда возможно преподавать его всем нуждающимся. Красносельцев по этому поводу писал: «Взгляд на таинство Елеосвящения как на одно из средств для получения отпущения грехов есть взгляд весьма древний и был высказываем многими отцами и учителями Церкви». К концу XX века это факультативное значение Соборования, совершавшегося ранее в качестве исключения для здоровых людей на Страстной седмице, было расширено настолько, что стало уже качественно иным, совершенно новым обычаем почти всей Русской Церкви. Общее Елеосвящение стало совершаться в абсолютном большинстве храмов приходскими священниками по тому же точно чину, что и для больных, в течение всего Великого поста, а потом и в другие посты и даже в некоторых храмах в течение всего года. Где-то стало возможным собороваться одному и тому же человеку по нескольку раз в год. В итоге сегодня по весьма распространенной практике участвовать в общем Соборовании может любой человек естественно, крещенный без какой-либо подготовки к таинству: без соблюдения поста, без предварительной исповеди. Что же произошло? Через факультативное значение общего Соборования как чина, знаменовавшего конец покаянного подвига христианина, доступ к нему получили здоровые люди. Среди них есть те, которые не ведут сознательной духовной жизни, не имеют живой связи с Церковью, не являются постоянными прихожанами. Не понимая значения общего Соборования как таинства, завершающего обязательное покаяние которое могло у них еще даже не начаться , они соборуются, имея в виду по преимуществу его первое, основное значение как таинства для больных, желая укрепления своего здоровья. Однако это значение Елеосвящения к их ситуации если они тяжело больными не являются совершенно не относится. Поэтому руководства, запрещающие преподавать это таинство здоровым людям, по-прежнему сохраняют свое значение: «над здравыми никакоже дерзати творити Елеосвящение». Относиться к Соборованию как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний — недопустимо! Иерей Вадим Коржевский о таком ошибочном отношении к Елеосвящению пишет: «Мало кто задумывается о том, что участие в таинстве Соборования может иметь неверную мотивацию, а значит, и привлекать вместо благословения осуждение Божие, как и при участии в любом другом таинстве Церкви с несоответствующей каждому таинству целью… Многие к таинству Соборования относятся как к уникальному медицинскому средству от всех заболеваний». И происходит вся эта путаница из-за свободного массового допуска к участию в общем Соборовании людей без их предварительного покаяния, исповеди и наставления.
И человек получает прощение грехов — за этим и приходят на соборование. По православному канону в этом таинстве должны участвовать семь священников. Но не всегда есть возможность пригласить столько иереев на службу. Поэтому даже если таинство совершает один батюшка, соборование считается состоявшимся. Служитель за свечным ящиком записывает ваше имя, чтобы священник мог за вас помолиться. Начинается служба. Во время соборования читают канон, выдержки из Евангелия, апостольские послания и произносят молитвенное обращение к богу об отпущении грехов больного. Потом читается молитва на освящение масла елея и происходит само помазание маслом. В это время священник читает молитву «Помазывается раб Божий вы громко произносите свое имя во имя Отца, и Сына, и Святого Духа во исцеление души и тела». Такой цикл молитв повторяется семь раз. В конце службы на головы присутствующих опускают Евангелие, и священник читает заключительную молитву таинства. Так, в Евангелии от Марка есть такие слова: «Призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Масло, как правило, не жалеют. Поэтому в какой-то момент оно перестает впитываться. Возьмите с собой платок или бумажную салфетку, чтобы протереть лишнее масло.
Соборование
Само соборование в храме делится на три части (условно). В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения. Обычно за соборование берут оплату – жертву для храма, однако, если средств нет, в церкви не откажут и проведут обряд бесплатно. Последование Таинства Соборования — длительное и трудоемкое. Иногда соборование происходит сразу над несколькими людьми в храме. Соборование — это более народное название, поскольку по смыслу чинопоследования оно должно совершаться "собором священников", то есть несколькими священниками.
Соборование как готовиться и что с собой взять, подскажет батюшка
В большинстве случаев Соборование проводят после 16-18 лет, когда человек осознаёт свои грехи, испытывает муки совести и способен искренне раскаяться. Для того чтобы принять участие в этом таинстве, Вам следует узнать расписание соборования в храме (обычно это бывает в Великий пост). Когда видишь толпы людей, приходящих в храм на Соборование, то можно задуматься: а все ли они исповедуются, причащаются? Соборование здоровых людей – это всегда выход на «финишную прямую» покаяния, но никак не его начало. В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. В Греции такое соборование совершается в Четверг или Субботу Страстной Седмицы.
Соборование — значение, правила, особенности
Перед самой процедурой в храме ставят аналой с Евангелие, а рядом стол, на который помещают тарелку с пшеницей. Сверху — ёмкость с елеем. На пшенице располагают семь зажжённых свечей и такое же количество кистей для помазания православных. Верующие держат горящие свечи в руках.
Батюшка читает молитвы, отрывки из Евангелия, слышны песнопения, в ёмкость с елеем вливается кагор. Далее следует помазание елеем кистей рук, щёк, губ, носа, лба. Идя в храм, необходимо одеться так, чтобы лоб, шея и грудь были открыты, и батюшка мог совершить помазание.
Женщинам рекомендуется снять украшения. В завершении на головы участников таинства священник возлагает Библию и просит Господа простить все их грехи. Как подготовиться православному к Соборованию Прежде всего следует записать своё имя в список вместе с другими участниками таинства.
После прочтения определенных молитв больной человек семикратно помазывается освященным маслом. Помазывается лоб, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон. Помазание совершается, как я уже сказал, семикратно, и каждое помазание совершает разный священник. И, так как оно совершается собором священников, оно называется Соборованием.
Но на практике его совершает один священник по молитвам всей Церкви. Соборование должно совершаться в храме, но если больной сильно слаб, то можно пригласить священника домой. Соборование совершается над православным христианином старше семи лет. Причиной приступить к Таинству могут быть любые телесные болезни, а так же душевные, такие как скорбь, уныние, печаль, поскольку эти недуги зачастую появляются по причине нераскаянных грехов.
Конечно же, в каждой болезни нет надобности приступать к Таинству, ведь и сама молитва не короткая и священников не хватит не всех больных. Поэтому оно совершается над тяжелобольными людьми. Остальным же рекомендуется приступать к Соборованию раз в год. Для этого обычно во всех храмах Рождественским и Великим постом совершается Таинство Соборования.
Поэтому к нему относятся как к некоему предсмертному напутствию. Правильно ли это? Это мнение не имеет ничего общего с церковным учением о Соборовании. В начале передачи я вам привел слова апостола Иакова.
Что он говорит? Он не говорит: «Умирает ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви», но говорит: «Болен ли кто из вас…». Такое отношение к Таинству сложилось по той причине, что умирающего обязательно перед смертью исповедуют, причащают и соборуют. В обязанность каждого христианина входит забота о том, чтобы умирающий был напутствован таким образом.
Однако, этот факт никоим образом даже не намекает на употребление Соборования исключительно перед смертью. Иначе причащаться и исповедоваться можно только перед смертью.
После этого люди уходят из храма, глубоко веря в благословение бога и отпущение грехов. В случае если человек, который твердо намеревался посетить Таинство Соборования, к его свершению находится без сознания, то его родственникам стоит обсудить это со священником. Он вправе вынести решение, и сказать можно ли проводить ритуал над ним или нет.
Соборование в среднем длится около двух часов. Оно является состоявшимся, если в нем участвует как минимум два человека, пришедших собороваться. Если же людей окажется слишком много, то вся процедура может занять гораздо больше времени. Если после таинства остается немного елея, его могут раздать верующим для домашнего причастия. Елей также можно добавлять в еду.
Как правило, к таинству Соборования прибегают раз в год, но человек сам должен прийти к осознанию того, что он нуждается в исцелении. Не только в телесном исцелении, но прежде всего — в исцелении духовном, в очищении от своих грехов. Как правильно подготовиться к соборованию? Специальных указаний или предписаний относительно подготовки к Таинству Соборования не существует, но, согласно сложившейся благочестивой традиции Православной Церкви, перед Соборованием нужно исповедаться. Если же нет возможности или не успели исповедоваться до Соборования, то можно это сделать после Соборования, желательно в ближайшие 3 дня исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Еще раз хотим повторить, что на Таинстве Соборования или же после него может произойти исцеление не только души, но тела.
Но к нему ни в коем случае нельзя относиться как к магическому обряду, с помощью которого вы непременно исцелитесь. Соборование не гарантирует исцеления. Исцеление — это дар любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Если это произойдет, то только по воле Божьей. Здесь вы сможете найти много полезной информации для души : Мудрость и наставления святых отцов, описание православных праздников, историю икон, жития святых, православные молитвы, песни акафисты, видео, православные документальные фильмы, духовную поэзию, притчи и рассказы и др. Душа каждый день должна питаться духовной пищей, мы надеемся, что наша группа поможет вам в духовном возрастании, а так же поможет вам стать настоящими христианами!
О Соборовании тяжко болящего человека
О Таинстве Елеосвящения (Соборования) | Во время соборования в храме не совершается помазывание елеем ног, даже если они болят – это возбраняется Уставом. |
Таинство соборования (Елеопомазание) | Чтобы подготовиться к Соборованию в церкви в пост заранее, необходимо узнать график проведения Соборований. |
Таинство соборования (Елеопомазание) | В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста (изредка также во время остальных постов), без отличий с обычным чином елеосвящения. |
Соборование как готовиться и что с собой взять, подскажет батюшка
Суть Елеопомазания (Соборования) состоит в том, что священник семикратно помазует человека освященным маслом. Почему в храме соборование совершается только во время постов? Перед Соборованием разрешается кушать, но, многие православные стараются приходить в храм и проводить таинство натощак.
Кто может собороваться
Что такое Соборование? Для чего оно? Как проходит? | Когда наступает Великий Пост, Соборование проводится в храме для всех без исключения прихожан, явившихся на Таинство. |
Как подготовиться к Соборованию в церкви? | Соборование может происходить не только на территории церкви, но и дома у больного человека, если его болезнь не позволяет ему самостоятельно прийти в храм. |
Как подготовиться к Соборованию в церкви? | В народе встречается суеверие, что соборование — последнее таинство перед смертью и что выздоровевший после соборования как бы исключается из числа живых. |
О соборовании
Соборование может совершаться над одним больным человеком у его одра, а может — в храме, над многими верующими одновременно. Что делать с елеем и зернами пшеницы, взятыми в храме по окончании Соборования? Обычно общие соборования проходят в храмах во время Великого поста. Перед Соборованием разрешается кушать, но, многие православные стараются приходить в храм и проводить таинство натощак.