Создатель игры взят под стражу в России, но «Синий кит» добрался и до нескольких арабских стран. «Си́ний кит» — российская городская легенда о существовании в социальных сетях игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение.
«Синие киты» глазами специалистов по кибербезопасности: это миф
Популяризация игры «Синий кит» вызвала истерию в СМИ. Но уже к концу месяца начинают появляться отдельные новости и видеоролики об игре «Синий кит». Суть игры «Синий кит» построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности, например, на это указывают порезы на руке.
Не с кем оставить детей. Когда необходимы услуги няни?
- Синий кит, что это такое?
- «Порежу всю семью». Как куратор «группы смерти» склонял детей к суициду | Аргументы и Факты
- Игра «Синий кит»: Как уберечь ребёнка от групп смерти в социальных сетях
- Возвращение «Синего кита»: в России вновь борются с суицидальным контентом
- Что такое «группы смерти» и чем они опасны - Афиша Daily
Карантин оживил «синего кита». чего опасаться родителям
Эти «суицидальные братства» рекрутируются из числа молодых людей с уже патологической психикой, которые, привлекая новых участников, переформатируют соответствующим образом их психику. Однако, роль в этом кураторов, которые, скорее всего, являются нормальными людьми и действуют намеренно, преследуя определенную цель, еще предстоит выяснить правоохранительным органам. Галина Денисова: одними запретами опасные игры не победить Известный российский социолог, доктор социологических наук, профессор Галина Денисова считает, что суицидальные игры — явление, распространенное во всех экономически развитых и относительно развитых странах. Одновременно с этим, - утверждение в обществе принципа индивидуализма как установки на то, что человек сам ответственен за свою жизнь. Еще одним важным фактором является распространение и доступность социальных сетей. Совокупность этих факторов выводит подростка к поиску собственного сообщества в анонимной интернет-среде. Читайте также Детские «группы смерти» из сети «ВКонтакте» стали расползаться по другим соцсетям «СП»: — Почему подростки играют в такие рискованные игры? Те задания, которые он выполняет, играя в «Синий кит», и социальное одобрение при этом, удовлетворяют его потребность в социальном признании. Он собирает «лайки» и постепенно обретает уверенность в себе. Заодно, по мере выполнения заданий, привыкает их выполнять. Здесь нужно также сделать акцент на психологических характеристиках детей, которые попадают в группу риска — игроков в эти игры.
Как правило, это не спортсмены, не дети-лидеры, не дети, увлеченные каким-то социально одобряемым делом им эти занятия могут казаться скучными, хотя они ими не заняты. Их можно отнести, скорее, к категории «педагогически запущенных» детей. Речь не о том, что они — из каких-либо неполных или неблагоприятных семей, а о том, что интересы этих детей оказались не выявлены и не развиты взрослыми родителями, учителями или соседями. В таких опасных играх дети усматривают не только возможность получить признание от других, но и найти «достойное», признаваемое занятие. С этой точки зрения, подростки психологически предрасположены к подобным играм как к поиску поля для самоутверждения. Но одни утверждаются в спорте, другие — в каком-то творчестве, а третьи — в риске собственной жизнью — «зацепинге» или «Синем ките».
Во-вторых, они манипулируют детьми — страх потерять родных сильнее страха собственной смерти.
А в-третьих, они преподносят самоубийство как уход от всех проблем в жизни, помощь и облегчение. Мошенники знают, что ребята помладше расскажут о таких играх взрослым. Те, кто постарше, включат критическое мышление и не поверят преступникам. А вот ученики 5-7 класса еще не понимают, что угрозы от кураторов игры, скорее всего, пустые, и из страха выполняют их приказы". Психолог отмечает, что в популярности этой игры косвенно виноваты сами родители. Многие дети рассказывали о ней родителям, но те только отмахивались, не воспринимая их рассказы серьезно. Это вообще большая проблема родителей подростков — часто они настолько заняты, что уделяют слишком мало внимания детям.
И те думают: "Ну что ж, может, если я умру, то хоть тогда они обратят на меня внимание". Опасность вовлечься в такие игры особенно велика у детей, чьи родители находятся в состоянии развода или в семье есть другие неурядицы. Также проблема многих родителей в том, что они не научили детей думать самостоятельно. Они всегда все решали и выбирали за них — и на выходе получили подростка, который просто не умеет принимать решений сам.
Последнее требование невероятно жестокое и циничное: от ребенка требуется совершить самоубийство. Вполне возможно, что читатель может возразить, дескать, зачем писать в таких подробностях особенности игры Синий Кит, ведь это может прочесть подросток и захотеть попробовать.
Но едва ли ребенку захочется читать столько текста — это раз, а во-вторых, данная статья предназначена для родителей и всех заинтересованных лиц, которые, зная детали чудовищной игры со смертью, смогут во время определить признаки «Синего кита» и оказать необходимую психологическую помощь. Правила игры Синий Кит Итак, потенциальная жертва как правило, это подросток, переживающий трудные времена , пишет в социальной сети запись, сопровождая ее хэштегом «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4:20» и т. Затем, ровно в 4:20 утра, когда организм человека находится в максимально расслабленном состоянии, проснувшийся по будильнику подросток получает сообщение такого плана: «Я — твой личный Кит, который поможет тебе довести игру до конца. Она длится ровно пятьдесят дней. Последний день является концом игры. Если ты умрешь — выиграешь.
Если нет — тогда тебе помогут. Вступив в игру обратной дороги нет. Ты готов? Затем начинают приходить сообщения с заданиями. После каждого выполненного требования необходимо предоставить подтверждения в виде фото или видео. Постепенно психика подростка входит в резонанс с невидимым убийцей, который под видом игры Синий Кит, как паук незаметно окутывает свою жертву паутиной фальшивых заданий.
В конце происходит непоправимое: приходит «задание» с требованием совершить самоубийство или суицид. К этому времени мозг ребенка настроен должным образом, ведь кураторы группы смерти «Синий кит» ловко играют на чувствах и эмоциях, предупреждая, что в случае выхода из игры они убьют родителей жертвы и т. При всем этом угрозы нередко сопровождаются указанием неполного адреса ребенка, которое якобы определили через IP. Разумеется, слабая и не сформировавшаяся личность подростка - легкая жертва для виртуальных маньяков, понимающих тонкости психологии. Как это дико не звучит, но все задания смертельной игры Синий Кит снабжаются подробными инструкциями. Ведь подросток многие вещи не смог бы сам осуществить, если бы не «бдительное» руководство виртуальных убийц.
В целях предосторожности мы не публикуем перечень заданий.
В соцсети набирает популярность флешмоб "Антикит" 7 февраля 2017, 17:10 Много лет назад я вот так играла дома под Новый год, когда родители решили спрятать подарок в духовке и разбросали по всему дому подсказки. Но тогда меня ждали книга "Маленький принц" и гора сладостей, а сейчас что будет призом? Я поежилась и снова стала переписываться с Китом. Договорились, что в игру вступит моя подруга. Между тем возле второго памятника пограничнику суетились какие-то люди.
Что делать? Они уже у статуи. Ты одна? Но я подошла к ребятам, теперь с ними. Ребят было пятеро.
«Беги или умри», «Синий кит». Как понять, что ваш ребёнок попал в группу смерти?
Далее, когда ребенок понимает, что он зашёл слишком далеко, и хочет выйти, вступают в действие «нажимные точки»: модераторы начинают угрожать детям расправой с ними и с их семьями. Являясь студентом педагогического университета, я тоже решил провести некий социальный эксперимент среди моих друзей и товарищей, оставив запись на стене с популярными хэштэгами групп «Синий кит», «Тихий Дом», «4. Результаты и порадовали, и заставили задуматься одновременно. Первым, кто забил тревогу, к моему удивлению была моя учительница со школы к слову, школу я закончил уже 2 года как. Да, еще стоит заметить, что подобные ситуации заставляют учителей активно регистрироваться в социальных сетях, время от времени анализировать ситуации на страницах учеников, в случае чего первыми бить тревогу.
А затем, за время, которое висел «китовый пост» у меня на стене, мне написали всего 8! С одной стороны, можно предположить, что остальные просто в недостаточной степени осведомлены о ситуации с «китами» и результатами их «деятельности». С другой, опять же возможно, что остальным безразлично, что происходит в жизни их друзей, знакомых принцип- не со мной, не с моим кругом общения- и Слава Богу, авось, прокатит. Но однажды может не прокатить, и все случится с Вами или Вашими близкими.
После изучения материалов ВКонтакте, я наткнулся на группы людей, которые борются с деятельностью «китов», активно называющих себя «дельфинами». Возможно, потому что пытаются спасти, но не суть.
Хронологические границы данного возраста не имеют строгую определенность, зачастую его помещают между 11 — 12 и 16 — 17 годами. Поэтому родители должны знать, что у подрастающих личностей подростковый возраст начинается не одинаково, у одних — раньше, у других — позже. Это зависит от многих факторов, отсюда следует, что к своим детям необходимо быть внимательными на протяжении всего периода взросления. Период пубертата начинается с кризиса и зачастую является трудным, как для подростка, так и для близких ему людей. Именно по этой причине подростковый период нередко называют затянувшимся кризисом. Чтобы уберечь детей от игры «Синий кит» родители должны понимать, что для подросткового периода характерно падение родительского авторитета, появление новых кумиров, возникновение психологических проблем, связанных с неразделенной любовью.
Зная это, необходимо эмоционально всегда поддерживать подростка и принимать его таким, какой он есть. Именно подростки с нестабильной психикой становятся жертвой влияния манипуляторов в интернете. Организаторам легко заманить в игру «Синий кит» ребенка, поскольку присущая данному возрасту бодрость, многокрасочные планы, азарт быстро сменяются чувством грусти, разбитости и полной пассивности. Эмоционально неровный, нестабильный фон выступает причиной, по которой дети проявляют любопытство к смертельной игре до конца, не осознавая, почему их она так заинтересовала. Родителям следует также знать, что время пубертатного периода отмечается мощными психологическими трансформациями в личности подростка. В этот период взрослеющий подросток решает для себя следующие личностные задачи: индивидуация саморазвитие ; личностное самоопределение; нахождение референтной значимой для него группы. Сложности подросткового возраста выражаются: — в интеллектуализации, под которой понимают психологический процесс, относящийся к механизмам психологической защиты , выражающейся в бессознательной попытке абстрагироваться от своих чувств. Интеллектуализация искажает восприятие реальности.
Интеллектуализирующий подросток склонен недооценивать значение и силу своих эмоций. Применяя эту защиту, ребенок утрачивает возможность полноценного переживания. Если подросток имеет склонность повсеместно использовать эту защиту во всех насыщенных эмоционально ситуациях, то у него возникают проблемы в межличностном близком взаимодействии. Это проявляется, когда он блокирует проявления нежности, симпатии, любви, не может обсудить свои страхи, разочарования, обиды; — в негативизме, под которым понимается немотивированное психологически противодействие, выражающееся в стремлении все делать наоборот; — в склонности все анализировать; — в проблемах с восприятием физического образа. Особенно остро девочками переживаются все дефекты внешности. Повышенный интерес к телу, своей внешности, эстетические критерии выходят на первый план, формируя новый образ физического «Я». Особенное влияние на психику взрослеющей личности оказывают социокультурные установки бодибилдинг, топ-модели, эталоны красоты и прочее. Вследствие этого формируется инструментальное отношение к своему телу, а последствием этого выступает риск нарушения пищевого поведения в виде нервной булимии и нервной анорексии.
В этот период половая идентификация достигает нового уровня, определяются образцы мужественности или женственности; — подростковой депрессией , для которой характерна депрессивная триада постоянно пониженное настроение с наличием негативных взглядов на жизнь и все происходящее вокруг, двигательная заторможенность и утрата способности испытывать радость — ангедония. Как уберечь ребенка от групп смерти? Уберечь детей от игры «Синий кит» помогут знания особенностей детской психологии в пубертатный период. Ведь одним из распространенных признаков пубертатного кризиса является подростковое суицидальное поведение. Именно в этот период оно отличается разнообразием: это суицидальные намерения и мысли, угрозы и высказывания, попытки. Зная эту психоэмоциональную особенность подростков, организаторы смертельных игр умело этим пользуются, осознанно подводя детей к уходу из жизни. Утверждать это можно, ссылаясь на многочисленные переписки, которые кураторы ведут с детьми. В своих ликбезах они умело оперируют детским сознанием и «вкладывают» в детские головы информацию о том, что только смерть избавит от всех существующих проблем в жизни, ведь после смерти ничего нет, и наступит желанная свобода.
Эти люди, пытаясь управлять сознанием, заставляют неокрепшую детскую психику поверить в ложную свободу через уход из жизни. Организаторы «групп смерти» лишают подростков возможности самостоятельно победить депрессию , боль, отверженность. Находясь в угнетенном состоянии, детские личности не могут дать отпор кураторам, которые их одолевают, они не способны сами распорядиться своей жизнью и прекратить играть на их детских слабостях, толкая при этом их в ад, где уже ничего нельзя исправить. Подросткам практически невозможно противостоять заданиям игры «Синий кит», которые их убивают. Самое ужасное, что дети перестают верить, что живут не напрасно. Они не верят, что существует любовь , не верят, что смогут победить боль. Боясь за своих родных и при этом, не имея возможности им открыться, они остаются в игре, выбирая смерть.
Рассказал ли вам сын о том, что влюбился в одноклассницу или девчонку из соседнего подъезда? Давно ли вы ходили вдвоем с ребенком на прогулку?
Да, нам, взрослым, тоже приходится нелегко. Мы действительно вкалываем изо всех сил, засиживаемся за монитором допоздна — на благо семьи, конечно же. Вот только тонкая полоска света из-под двери на самом деле не является средством воспитания. Нам трудно еще и потому, что мы привыкли доносить информацию до детей с авторитарной позиции: «Сделай, как я говорю! И никак не можем принять как данность, что с подростками так нельзя — любое давление рождает протест. Когда наши дети были малышами, мы целовали их розовые пятки. А потом постепенно разучились проявлять ласку, хотя тактильный контакт необходим людям в любом возрасте. Сейчас вроде бы и хочется подойти и обнять своего басовитого сынка — и вроде неловко: «Бать, ну что за телячьи нежности». Нам трудно.
Но, пока еще на странице «Вконтакте» у вашего ребенка не появились нарисованные киты и таинственные символы, исправьте допущенные ошибки — попробуйте стать ему другом. О дельфинах и китах Стоит отметить, что дети включаются в «игру» не только из-за чувства одиночества и депрессии, проблем в семье или в школе, но еще и из банального любопытства. Александра Русских спасать от кураторов из «Синего кита» было некому — у него нет ни друзей, ни семьи. Неожиданно для себя втянулся. Задания, связанные с нанесением себе увечий, считал своеобразной проверкой на мужественность. С интересом разгадывал присланные куратором «ребусы» - переводил на русский фразы о самоуничтожении, начертанные арабской вязью, искал тайный символ буквы «С» с нее начинаются самые мрачные слова — самоубийство, суицид, смерть. Дошел до предпоследнего, сорок девятого задания: «Итак, настало время для задания под названием «Лодочка». Ты должен вырезать на лице надпись «Синий Кит Прощай» и отправить мне фотографию». Александр, сильный, мужественный парень, прошедший армейскую службу, был полностью подчинен воле куратора — он понимал, что завтра его не станет, но воспринимал эту мысль с полнейшим равнодушием.
Его «обработали» филигранно, убедили в тщетности и бесперспективности существования, преподнесли в красивой обертке из проникновенных слов дурацкую, невесть кем выдуманную легенду о том, что синие киты выбрасываются на берег, потому что мечтают научиться летать и не могут смириться с одинокой жизнью в океане. Действуй, как синий кит — и обретешь свободу. От фатальной ошибки Сашу смогли уберечь энтузиасты, которые называют себя «дельфинами», или «антикитами». Как только кто-то из них находит страницу потенциального самоубийцы, он размещает ее в одном из тематических «дельфиньих» сообществ «Вконтакте» — и виртуальные спасатели сообща начинают убеждать «игрока» отказаться от общения с куратором. К сожалению, благое начинание не всегда приводит к успеху. Во-первых, антикитам зачастую не хватает знания психологии — и в результате они своими комментариями еще больше усугубляют депрессивное состояние подростков. Во-вторых, они косвенно пропагандируют запретные сообщества, подогревая в молодежной среде интерес к суицидальной тематике. Плата за доверчивость Сегодня в обществе широко дискутируется вопрос, нужно ли родителям и педагогам рассказывать детям о «группах смерти». Есть мнение, что опасные игры исчезнут сами собой с просторов интернета, если никто не будет о них знать.
Мне же кажется, что «страусиная» позиция способна принести подрастающему поколению вреда не меньше, чем нагнетание истерии по поводу подростковых самоубийств. Проведем аналогию. Если мы не будем рассказывать нашим детям о существовании маньяков, маньяки не исчезнут. Если мы утаим правду об опасности наркотиков, зелье все равно найдет своего потребителя. Только сейчас до взрослых дядь и теть начинает доходить, что интернет может быть опасной, враждебной средой. Только сегодня мы начинаем осознавать, как опрометчиво поступаем, указывая на страницах в социальных сетях реальный номер своего телефона и место жительства или выкладывая в общий доступ фотографии детей и внуков. Иммунитет к виртуальным преступникам нужно воспитывать с раннего детства, едва чадо научится тыкать в кнопки на планшете. Но для начала азбуку компьютерной безопасности нужно выучить нам самим. Пока же мы паникуем.
Пересылаем друг другу смски о якобы готовящихся массовых самоубийствах подростков. Кричим о том, что виртуальное пространство нуждается в жестком цензурировании. Сможем ли мы, объятые ужасом перед новой угрозой, действовать адекватно, если наши дети решат сыграть в смертельную «игру»? В мутной воде Так кто же на самом деле разработал список из пятидесяти заданий и методику доведения до суицида? Кому выгодна и паника взрослых, и гибель детей? Однозначный ответ на эти вопросы пока не найден. Кроме версии с затянувшейся «шуткой», о которой мы говорили выше, популярна теория о том, что ниточки тянутся в запрещенную в Российской Федерации ИГИЛ или к зарубежным националистам. Цель — без особенных усилий уничтожить как можно больше нашей молодежи, а заодно и надолго деморализовать общество в целом. Согласно еще одной версии, через вирусное распространение идеи о «синих китах» западные специалисты отрабатывают на нашем обществе способы управления массовым сознанием.
Мысль о том, что мы вместе с нашими детьми являемся для кучки мерзавцев подопытными кроликами, сама по себе отвратительна. Но еще более отвратителен тот факт, что в мутной воде «моря китов» принялись удить рыбку некоторые наши соотечественники. Семнадцатилетний челябинец Эдуард Кузнецов на волне подросткового интереса к взбудоражившей общество теме решил провести собственное расследование: разместил на своей страничке в соцсети статус «Хочу в игру» и подал заявку на вступление в несколько закрытых сообществ для подростков. В течение получаса ему поступило десять сообщений: «Привет.
Центр ведет машинный мониторинг соцсетей с помощью программного комплекса «Демон Лапласа», который был запущен в мае. Он позволяет выявлять суицидальный, экстремистский и другой запрещенный контент.
За последние несколько дней каждый из восьми новых хештегов использовался минимум 100 раз. Исследователи нашли уже около 30 сообществ новой волны. В прошлом году волна популярности игры «Синий кит» также стартовала в январе.
"РГ" провела расследование в связи с появлением "игр смерти" для детей
Что делать, если ребенок попал в "группу смерти" | Печально известная игра «Синий кит» в России появилась несколько лет, в 2017 году о ней говорили везде. |
«Синий кит», или Игра со смертью | Уберечь детей от игры «Синий кит» помогут знания особенностей детской психологии в пубертатный период. |
Памятка для родителей. Синий кит. | Игра «Синий кит» в России обрела популярность в начале 2016 года. |
«Синий кит» всплыл, когда о нем почти забыли. Группы смерти до сих пор собирают свою жатву
Популяризация игры «Синий кит» вызвала истерию в СМИ. «Синий кит» занял особое место в подростковой культуре, где-то рядом с зацепингом и играми с перебеганием перед движущимся транспортом. Уже известны задания, которые должен выполнить участник игры «Синий кит»: На руке лезвием вырезать f57.
В чем суть игры «Синий кит»?
- Страшная игра подростков «Синий кит»: почему так привлекает, как уберечь ребенка от преступников?
- Содержание
- Синий кит. Тихий дом
- Форма поиска
- Атака с помощью фей
«Правда или действие» и «группы смерти»: что вообще происходит? Комментарий психолога
Поэтому мы настоятельно просим родителей контролировать телефоны детей, вести профилактические беседы, чтобы они ни в коем случае не следовали описанным в сообщениях советам. Официально заявлений в полицию по поводу опасных СМС-сообщений пока не поступало. О проблеме стало известно благодаря мониторингу соцсетей. Поиск злоумышленников дело "не одного дня", поясняют в полиции и советуют получателям подобных сообщений обязательно делать скриншоты, чтобы зафиксировать номер и IP-адрес.
Эту информацию просят передавать в органы внутренних дел. Стоп-игра А тем временем в Астрахани сотрудники регионального управления Следственного комитета возбудили уголовное дело в отношении пользователя соцсетей под псевдонимом Филипп Лис. В реальной жизни он известен как Игорь Будейкин - администратор так называемых групп смерти.
Сейчас содержится под стражей в следственном изоляторе. Жителя подмосковного Солнечногорска подозревают в попытке доведения до самоубийства 16-летней астраханской школьницы. Кроме того на тему самоубийства им были организованы беседы с членами группы, на которых оказывалось мощное психологическое воздействие, - рассказал "РГ" официальный представитель регионального управления СКР, старший лейтенант юстиции Андрей Хегай.
Примерно в это же время в "группу смерти" вступила ученица одной из астраханских школ. Психологи считают, что Екатерину назовем ее так , девочку из благополучной семьи, не состоявшую на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, в маргинальное электронное сообщество привело подростковое любопытство и желание романтических приключений с острыми ощущениями. Администратор группы Филипп Лис очень умело обрабатывал подростков.
Тех, кто выражал сомнение, тут же удалял из закрытого сообщества. Остальным упорно предлагал пройти игру-квест с заданиями, по мере выполнения которых повышался рейтинг игрока, открывающий доступ к новым "возможностям": контенту и заданиям, связанным с тематикой смерти и причинением себе физических увечий. И наступал трагический финал.
На сегодняшний день следователи установили, что интернет-провокатор причастен к 15 состоявшимся суицидам в различных регионах страны и еще к пяти попыткам детей покончить с собой. Для юной астраханки, к счастью, все закончилось благополучно. Смертельную интернет-игру остановили сотрудники ФСБ.
А 21-летний администратор Филипп Лис был задержан в ноябре прошлого года. Сотрудники спецслужб изъяли компьютеры и другие электронные носители, а с их помощью нашли всех участников смертельного сообщества в десяти регионах России. Некоторые из них, как и Екатерина, признаны пострадавшими.
Комплекс кактуса В Ростове-на -Дону мы разыскали не атакующих и курирующих опасные "группы смерти", а девушку, которая через них прошла. Ранним утром с разрешения родителей сидим в кафе с 16-летней Верой М. В Сети у нее имя Вера Прима.
Она похожа на девочку из японских аниме: худенькая, прическа с рваными прядями. На носу огромные очки. Без диоптрий.
Сейчас это модно среди юных. Она играла и в "синего кита", и в другие опасные игры. Летом с другом Никитой они лежали в больнице после очередной такой, тогда, к счастью, не закончившейся трагедией, "игры".
Вера позвонила в "скорую". Говорил: надо идти дальше. Будет рестарт.
Что такое "рестарт"? Нет, это не реинкарнация. Просто другая жизнь.
И точно лучше, чем эта. Я как-то нашла десятилетнего пацана. Давала ему задания.
Но через 18 дней мне надоело. И стало жалко его По ее словам, западают в основном малолетки. Попасть в такую игру, по ее словам, проще некуда.
Пишешь что-то на стене и ждешь куратора. Утром приходит задание. Слушать грустную музыку.
Потом что-то проделать с ножом. И все фотографировать. Проснуться в 4.
И в этом есть свой азарт - какое задание будет следующим? Но в какой-то момент ведь становится больно. Так больно, что нельзя терпеть.
Врут, что не больно. Короче, я крикнула маму... В разговоре Вера то и дело цепляет наушники и покачивается под свою музыку.
На что она ее настраивает, не знаю. Кураторы, по мнению Веры, не ровесники играющих, а люди постарше. Я как-то нашла пацана, лет десять по аватарке.
Слухи о том, что кто-то в сообществе все-таки совершил суицид, на некоторое время повышают суицидальный риск для всего сообщества — может запускаться волна подражаний. Причем необязательно это будут непосредственно суицидальные попытки: могут быть угрозы, анонсы, демонстративные акции или какие-нибудь очень странные выходки, про которые человек потом не может объяснить, что на него нашло. Например, среди зимы пойти гулять в одной футболке на ближайшую заброшку.
Таким образом, для людей с не очень устойчивой психикой сам факт нахождения в суицидальной тусовке является небезопасным, даже если они там ни во что не играют, а просто сидят и общаются. Поиски путей помощи В каком-то смысле суицидальные игры оказались не только вредными, но и полезными — во всяком случае, группу повышенного риска теперь хорошо видно, она собирается большими компаниями в тематических чатах, и ее легко находить по ключевым словам. На этом месте, собственно, с группой риска надо было бы начинать как-то работать — осталось понять, как это делать.
Исторически одним из первых способов работы было перенаправление группы риска на кризисные линии. В 2017 году, когда на ВК начали активно банить по ключевым словам суицидальные группы, на месте закрытой группы размещалась ссылка на проект «Твоя территория» — чат доверия для подростков и молодежи. Количество обращений в службу резко возросло — многие ребята открыли для себя возможность обратиться за помощью.
Консультанты не справлялись с наплывом обращений и эмоциональной нагрузкой — стало приходить много суицидентов. Недостаток финансирования, ограничивающий количество консультантов, до сих пор является основной проблемой службы. Вот так выглядит статистика обращений на проект «Твоя территория» за 2013-2020 годы.
Можно видеть, что на данный момент консультанты успевают принять примерно одно из четырех обращений. На остальные просто не хватает рук. Почему формат чата, а не более привычный телефонный?
Потому что, как оказалось, в старшем подростковом возрасте спрос на телефоны доверия резко падает. Не потому что проблем становится меньше, а потому что разговаривать по телефону на личные темы становится психологически некомфортно. А вдруг родители что-нибудь услышат?
Чат в этом смысле безопаснее, ты можешь сидеть в одной комнате с мамой, и она не узнает, о чем именно ты в этот момент переписывался с консультантом. Есть, с другой стороны, и ограничения. Во-первых, на кризисную линию ты в любом случае должен обратиться сам.
То есть тебе как минимум нужно дозреть до обращения за помощью. Это отсекает очень многих ребят с тяжелой депрессией, которые убеждены, что помочь им уже нельзя. Во-вторых, формат кризисной линии позволяет поговорить об актуальных чувствах, но к работе по формированию недостающих функций и навыков он не располагает.
И если, например, обращается одинокий подросток, у которого нет друзей, потому что он не умеет общаться и боится это делать, то за час с ним можно поговорить про его страхи, но нельзя выстроить у него коммуникативные навыки. В-третьих, консультант на кризисной линии так же анонимен, как ты сам, и с ним не получиться выстроить настоящих отношений. Вопрос отношений особенно важен в ситуации текущего суицида — когда человек, например, уже успел вылезти на крышу и решил напоследок с кем-то поговорить.
Отношения — это последняя вещь, за которую можно ухватиться, когда больше тебя ничего не держит, и если собеседник говорит: «Я не хочу, чтобы ты уходил», — то есть разница, произносит ли эти слова человек, которого ты знаешь и любишь, или человек, с которым ты познакомился только что. Из этих соображений логически вытекает второй ранний формат помощи — а именно, шефство. Шефством над конкретными подростками практически с самого начала занимались волонтеры, основной задачей которых была идентификация кураторов суицидальных игр.
Когда волонтер сидит в чате и общается с подростками, то естественным образом выстраиваются какие-то отношения, и с кем-то из ребят они будут особенно близкими. У подростка появляется надежный объект привязанности, человек, которому он доверяет, и когда возникают какие-то проблемы — любые проблемы, начиная от насморка, заканчивая желанием выйти в окно, — то он обращается со своими проблемами именно к этому человеку. Ограничение здесь понятное — отдельно взятый волонтер не может дружить таким образом с большим количеством подростков.
И времени не хватит, и эмоционально тяжело. По опыту группы «Китобой» потолок, после которого начинается стремительное выгорание, — это два-три постоянно нуждающихся в контакте кризисных подростка на одного волонтера. Положим, в плотном сопровождении нуждаются не все члены сообщества, а только те, кто находится в особенно тяжелом состоянии и при этом не имеет других близких контактов.
Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих. И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук. Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать».
Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать. От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии.
Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге. Есть одно «но».
Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно.
Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет.
С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал. И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать. Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно.
Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время.
Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще!
Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать. Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется.
Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего.
Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме.
А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить.
Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать.
Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает.
Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги.
Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством.
МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел?
Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза.
Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено.
С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует.
Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают.
Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных».
Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны.
Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга.
Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки?
Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все.
Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!!
Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой.
Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят.
То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания.
В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий.
Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать.
Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом.
И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе.
Фото: Depositphotos Смысл у этой игры очень простой. Ребенок вступает в специальную группу и пишет на своей страничке в социальных сетях слова, которые привлекают специального куратора. Куратор находит профиль ребенка и начинает давать разнообразные задания. Игра длится 50 дней. Каждое новое задание приходит в 4:20 утра. В конце игрок должен покончить жизнь самоубийством. Марина Плетнева, скриншот из поиска вконтакте Когда куратор видит, что ребенок готов к смерти, ему высылаются видео с музыкой, в которой он является главным героем.
В видеоролике обсуждается каждая его проблема. Их ребенок озвучил сам в процессе общения. Игроку предлагается единственное спасение от всех проблем — самоубийство! Ребенок прослушивает запись и выполняет главное задание — берет камеру и в режиме online совершает самоубийство.
Были и те, кто не поддался общей панике и считал «Синего кита» интернет-легендой, чья роль в якобы разворачивающейся эпидемии суицидов сильно преувеличена. Придерживавшиеся этой точки зрения полагали, что подростки вдохновляются историями про китов и создают одноименные группы, но не стремятся довести сверстников до самоубийства.
Но массовая истерия заглушала отдельные разумные голоса. Еще бы, в «Синего кита» ведь теперь играют даже в Европе и Америке. Кто и как играл в «Синего кита» Новая суицидальная игра представляет собой немного более законспирированную вариацию «групп смерти», о которых «Лента. Материалы по теме: 17 мая 2016 На этот раз назвавшие себя кураторами администраторы создали сразу несколько фейковых аккаунтов и пабликов во «ВКонтакте». Во многих сообществах требовалось подписаться на резервную группу, которая активизировалась в случае блокировки основной. После того как подросток размещал у себя на стене хештеги, подписывался на паблики и добавлялся в групповой чат, выходивший с ним на связь куратор последовательно выдавал ему 50 заданий и требовал фотоотчеты об их выполнении.
В финале игрока якобы заставляли совершить суицид. Снимки необходимо было присылать ровно в 4:20 утра, так что любимое время растаманов приобрело новый зловещий контекст. Сами задания нередко балансировали на грани безумия и идиотизма — кураторы просили нарисовать на листочке кита, вырезать лезвием на руке символы f40 и f57, выйти встречать рассвет на крышу или весь день колоть себя иголкой в руку. Впрочем, делать все это было совсем необязательно, ведь анонимные собеседники удовлетворялись оперативно найденными в Google скриншотами. В одной из вариаций «Синего кита» подростку еще на 22-м задании сообщали дату его смерти, после чего он должен был «смириться» и дать клятву верности игре, а затем в течение 20 дней просыпаться в 4:20, смотреть психоделические ролики и оставлять порезы на руке.
Страшная игра подростков «Синий кит»: почему так привлекает, как уберечь ребенка от преступников?
«Синий кит»: опасная игра, о которой лучше не знать. Суть игры «Синий кит» построена на том, что создается видимость, будто ребенок имеет суицидальные наклонности, например, на это указывают порезы на руке. «Синий кит» – это суицидальная игра, поразившая интернет.