это обряд отпущения грехов человеку, о которых он забыл или вообще не осознал их, как греховные поступки. На соборовании священником в елей добавляется немного вина – символа крови Христа.
СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МИРОЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
А соборованием ритуал называется потому, что изначально для этого дела собирались 7 священников — собор. Изначально таинство соборования проводилось путем возложения рук Свершителя, но в апостольские времена его заменили на помазание елеем. — В какое время и где проводится Таинство Елеосвящения (Соборования)? Во время Соборования православный христианин семь раз помазуется священниками (в идеале их должно быть семь, но Таинство нередко служится и одним) освященным елеем, смешанным с красным вином. Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу. На Соборование надо записаться в день Соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу (ее зажигают во время чтения Евангелия).
Соборование: выздороветь и воскреснуть
Соборование совершается (согласно требнику) собором семи священников (отчего и называется Соборованием); но в случае необходимости может быть совершено и одним священником. Во время соборования священники и сам участвующий в таинстве молятся об исцелении, но исцеление произойдет, если на то будет божья воля. При Соборовании отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди) по причине кажущейся для человека малозначимости.
Лекарство Великого поста. Что такое соборование и зачем здоровым людям нужно это таинство
Масло, миро и смысл их освящения | Во время оно, законник некий приступи ко Иисусу, искушая Его, и глаголя: Учителю, что сотворив живот вечный наследую? |
Что происходит в храме во время и после запричастного стиха — Свято-Троицкий кафедральный собор | Во время соборования священники и сам участвующий в таинстве молятся об исцелении, но исцеление произойдет, если на то будет божья воля. |
Протоиерей Алексий Борискин: Соборование – это Таинство веры, а не заклинания и обряды [ИНТЕРВЬЮ] | — Во время соборования люди держат в руках зажженные свечи. |
Таинство Елеосвящения. Вопросы и ответы (Дмитрий Сыров) / Проза.ру | – Таинство Соборования, или Елеосвящения, как и все остальные Таинства Православной Церкви, имеет евангельское происхождение и было установлено Самим Господом. |
Как проходит соборование?
- Помазание в церкви
- Для чего нужно Соборование?
- История таинства
- КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
- Что такое соборование?
Помазание на вечерней службе когда бывает. Зачем при Соборовании помазывают маслом
Становясь «избранным» Бог желает видеть хорошие плоды и результаты. Поэтому Он будет помогать. На пути будут встречаться «нужные» люди, обстоятельства будут складываться как нельзя лучше. Но, нужно всегда помнить, что помазание Бог дает не для плотской выгоды, а для расширения Царства Божьего. Так как Христос был помазан на Евангелие, то Иисус ожидает от людей покаяния и распространения Благой Вести. Хоть и помазание является священным и очень важным обрядом в жизни верующего, нельзя забывать, что только Бог может благословить на великие свершения. Если помазание действительно коснулось жизни человека, значит, Иисус желает видеть добрые плоды. Елеопомазание в церкви в какие дни проводят, значение на вечерней службе Вопрос от Татьяны: Батюшка, благословите! Подскажите пожалуйста, была на службе в селе впервые поехала, хотелось посмотреть Храм. Во время елеопомазания […] Вопрос от Татьяны: Батюшка, благословите!
Во время елеопомазания батюшка не крестом помазал лоб, как всегда мажут, а точку поставил. А когда к руке хотела приложиться, убрал ее и сказал: «Не дам! А теперь думаю об этом, и кажется, что чем-то провинилась. Не могу понять чем. Может, батюшка подумал, что губы накрашены у меня перманент? А почему лоб не помазал? Простите за невежество. Спаси Господи! Отвечает священник Димитрий Полинкевич: Здравствуйте, Татьяна!
Служба елеопомазания в храме означает сугубую обильную милость, изливаемую Господом на празднующих в памятный день церковного праздника. Само помазание освященным елеем на службе передает нам благодать через чувственный предмет — елей масло. Обычно принято помазывать крестообразно, в знамение спасительного Креста Господня, но сам по себе этот жест не имеет канонического предписания. Почему священник так помазывал — не известно. Точно также и целование руки — это благочестивый обычай, ведь само помазание елеем уже есть благословение. Мне кажется, не стоит Вам сильно переживать по этим не значительным поводам, чтобы не потерять торжество и святость причастности святому дню праздника, ведь в разных храмах неканонические особенности службы могут различаться. Церковная жизнь православного христианина предполагает обязательное участие в церковных Таинствах. Всего их семь, и сегодня мы рассмотрим то, что принимается после Таинства Крещения. Речь пойдет о Миропомазании.
Все знают народное выражение «Одним миром мазаны». О чем идет речь? Суть Таинства Современная церковная практика предполагает совмещение двух Таинств — Крещения и Миропомазания. По традиции во время Крещения крещаемый одевается в новые белые одежды, как символ чистоты и невинности перед Богом. Следом за этим на него надевают нательный крест, который верующий должен носить всю жизнь. Обряд миропомазания в православной церкви И вот следующим этапом является помазание новоиспеченного христианина ароматным маслом, которое варится особым образом и освящается лично Святейшим Патриархом. Во время варки нового мира в него в обязательном порядке наливается остаток предыдущего, а преемство святой жидкости можно проследить до самих апостолов. Традиция миропомазания идет с апостольских времен. В Библии говорится, что на новокрещеных христиан сходила благодать Святого Духа после наложения рук апостолов на верующих.
Со временем, когда крещения людей стали массовыми, и возникла традиция мазать разные части тела освященным маслом взамен наложения рук. Апостолы физически не могли участвовать в крещении такого большого количества людей. Что именно происходит с человеком во время этого Таинства? Это описано в Евангелии, когда на день пятидесятый день после Воскресения на апостолов снизошла Божья благодать в виде пламенных языков. Апостолы после этого наполнились силами и способностью проповедовать веру Христову по всему миру. То же самое относится и к обычным христианам, которые решили принять Крещение в православную веру. Только схождение Духа Святого на обычных людей происходит не так явно и видимо, как на апостолов. Поэтому и относится Миропомазание к Таинству — поскольку происходит невидимо, таинственно. Происходящее во время Миропомазания можно сравнить с посевом зерна.
В душу и сердце человека входит маленькая частичка святости. И уже от дальнейшей жизни самого человека зависит, даст ли это зернышко плоды. Если крещаемый будет стараться жить полнотой христианства, то получит большие духовные дарования. И, напротив, полученную благодать можно легко растерять, если вести безбожную жизнь и не вспоминать о Господе. История Таинства и его отличия В давние времена Миропомазание совершалось иным способом. Изначальное возложение апостолами рук на новокрещенных для передачи Божественной благодати нужно было заменить неким иным действием, чтобы охватить всех желающих креститься. Христианство очень быстро распространялось, и порой люди принимали новую веру целыми поселениями. Для того чтобы совершать Таинство над большим количеством людей, стали освящать специальный ароматический масляный состав, которым помазывали тело крещаемых. Это масло варилось по особому рецепту и в обязательном порядке освящалось главой Церкви.
Кроме практической пользы, такое действо имело и глубоко символический смысл — так выражалось единство христианской Церкви под управлением архиерея. Миро — это специальный ароматический масляный состав Интересно, что в католической традиции также существует аналогичное Таинство, но оно не совпадает по времени с Крещением. Католики совершают так называемую конфирмацию над отроками, когда они уже начинают понимать основы веры. Однако при крещении младенцев они совершают начальное помазание миром, которое готовит душу к принятию полного Таинства в более сознательном возрасте. По своему составу миро представляет собой сложную смесь различных ароматических и масляных веществ. Еще в Ветхом Завете, в Книге Исход можно встретить упоминания об этой святыне. Это вещество было открыто Моисею Самим Господом. Конечно же, ветхозаветное Миропомазание не могло нести полноты Божественной благодати, но оно было прообразом и приготовлением к Миропомазанию христианскому. Как происходит Миропомазание в наши дни Сегодня в нашей православной церкви миро заготовляется епископами.
Состав смеси существенно различался в разные времена. Так, сейчас в него входит около 40 компонентов, а в XVII веке было около 60. Как правило, миро включает различные масла оливковое, гвоздичное, мускатное и другие пряные , экстракты фиалки, розы, ладан и многое другое. Читайте также: Нетрадиционные праздники современного календаря 2021 Интересно!
Павлов, и что зафиксировано в этом правиле в других редакциях Номоканона: «канон, сиречь за епитемию» Номоканон при Большом Требнике. Номоканон при Большом Требнике. Отдел юридический. Более того, если бы отец Георгий хорошо был знаком с трудом протоиерея Михаила Архангельского, на которого он ссылается, то знал бы, что отец Михаил как раз признавал возможность соборовать здоровых людей: «Из общего правила о несовершении Елеосвящения над здоровыми существует одно следующее исключение.
В Православной Церкви совершалось и ныне, по местам, совершается Елеосвящение над всеми, над целым собранием верующих, без отделения здоровых от больных, торжественным образом, в св. О тайне святого елея. И действительно, из древних «уставов», «обиходов» и «чиновников» мы знаем о бытовании на Руси еще с XVI века уставной, то есть официальной, богослужебной практики Общего Соборования в Великий Четверг и Великую Субботу. Причём, исследователи утверждают, что на Руси общее елеосвящение было позаимствовано именно у греков, а у последних оно развилось из древнехристианских представлений о маслопомазании, как средстве для отпущения грехов Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся. В этом контексте цитаты вероучительных документов Православной Церкви и святых отцов, приведённых иереем Георгием Максимовым, просто неуместны, так как никто и не отрицает, что само про себе Таинство Елеосвящение предназначено, прежде всего, для исцеления больных, но при этом оно издревле, в качестве исключения, Великим Постом совершалось и над телесно здоровыми ради уврачевания душевных недугов. О том, что в последнем факте Святые Отцы не видели нарушения канонов, убедительно засвидетельствовал в своём Катехизисе святитель Димитрий Ростовский: «Вопрос: В каких случаях преподается сие Таинство Елеосвящения? Ответ: Я сказал, что подается и только немощным, больше никому, кроме них; только в Великий Четверг или Великую Субботу могут приступать к нему и здоровые согласно церковному обычаю, а не на основании записанного предания.
Вопрос: Ради чего сие таинство преподается в Великий Четверг здоровым? Ответ: Так как в Великий Четверг на вечере Христос утвердил Новый Завет Своего Тела и Крови, то не неприлично в этот день приступить к этому таинству и здоровому человеку, не ведающему определенного ему дня и часа» Святитель Димитрий Ростовский. Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания. Также и преподобный Амвросий Оптинский однозначно положительно относился к Общему Соборованию, настоятельно советуя своему духовному чаду в нём участвовать: «Не знаю, как ты поступишь, не дождавшись моего письма, решишься ли собороваться в Великий Четверг. На будущее же время можно это делать. Это древний православный обычай, который у нас, в России, сохранился в Москве и Киеве; а на востоке это доныне в общем употреблении» Преподобный Амвросий Оптинский. Переписка с мирскими лицами. Как о вполне законном древнем и желательном «благочестивом обычае» об Общем Соборовании высказывался один из виднейших литургистов ХХ века священноисповедник Афанасий Сахаров : «Скажу… кратко относительно совершения Таинства елеосвящения над здоровыми… Можно полагать, что елеосвящение в Великий Четверток имело широкое распространение в Древней Руси и если не вошло во всеобщую практику, то только потому, что это священнодействие, получившее у нас название «соборование», удобнее было совершать в соборных и монастырских храмах, где легче, чем в приходских, можно было собрать «собор» пресвитеров...
С печальных времен начавшегося при Петре I обмирщении и русского общества, и Русской Церкви — с Синодального периода этот благочестивый обычай мало-помалу вышел из употребления. С проникновением на Православную Русь многих католических взглядов и обычаев — мало-помалу стали и у нас смотреть на Таинство елеосвящения как на самое последнее напутствие к смерти. И общее елеосвящение в Великий Четверток совершалось неотменно только в Московском Успенском соборе и в некоторых строго уставных обителях, как Троицкая Лавра, Соловецкий монастырь, Глинская пустынь и некоторые другие...
Условия совершения елеосвящения[ править править код ] Елеосвящение можно совершать только над верующими, находящимися в сознании, которым на момент совершения таинства уже есть 7 полных лет и которые страдают телесной болезнью или душевной непроходящим отчаянием, унынием, скорбью. К помазанию елеем не допускаются некрещёные , оглашенные , иноверцы и инославные , еретики , отступившие, отделённые, отлучённые , не раскаявшиеся и ожесточенные грешники [4]. Елеосвящение может совершаться как в храме, так и вне его в лечебных учреждениях или дома. Елеосвящение может быть совершено последовательно над несколькими людьми. Елеосвящение можно совершать над одним человеком несколько раз. По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно.
Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз. Если людей, над которыми совершается таинство много, то сначала для всех читают совершительную молитву, а потом каждого помазывают маслом Перед самым помазанием, но до совершительной молитвы, священник читает особую молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов. Все священники поминают при этом имена из тех списков, которые были составлены в притворе В Требнике сказано: "Вземлет возьмет иерей стручец палочку, обвитую ватой, в данном случае кисточку , и омочив его во святый елей масло , помазует болящего крестообразно -- на челе, на ноздрях, на ланитех щеках , на устех губах , на персех груди , на руках на обе стране с двух сторон ". То есть иерей помазывает маслом те части тела, через которые грех удобней всего вселяется в душу человека. В храме, где совершается масовое соборование, после чтения Евангелия, молитвы, совершительной молитвы, священники выходят в народ с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Они начинают помазывать каждого в своем "секторе". Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подходить к каждому В это время всем храмом поют припев: "Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый". Обычно соборующиеся заранее готовятся к помазанию: освобождают лоб, расстегивают ворот, готовят руки После каждого помазания можно стирать масло салфеткой. Но эти салфетки нельзя потом просто выбросить. Их надо либо сжечь самим, либо отдать в храм на сжигание Хор начинает петь прокимен перед чтением следующего Евангелия, а рядом продолжается помазывание еще с прошлого чтения Особо чувствуют благодатную силу таинства те, кому оно прямо показано -- больные и немощные люди. Раньше это таинство не совершалось над здоровыми людьми. В синодальный период, как исключение, в Великий Четверг, оно совершалось в Троице-Сергиевой лавре и в Московском Успенском соборе. Димитрий Ростовский объяснял такое отступление так: если в Великий Четверг, на вечери, Христос установил Завет Новый Тела и Крови Своей, то в этот день может быть прилично ради этого и собороваться перед Причастием даже и здоровым людям, так как и они не знают дня и часа своей кончины. Но, имея в виду под болезнью не только телесные недуги, но и греховное состояние души, в Оптиной пустыни, таинство Елеосвящения совершалось для богомольцев по несколько раз в неделю После седьмого помазывания остатки святого масла выливаются обратно в сосуд. Это масло нельзя употреблять для другого какого-нибудь помазания, но оно должно быть сожжено обычно в храме в лампадке или в кадиле.
Соборование: какие грехи прощаются?
Помазание на вечерней службе когда бывает. Зачем при Соборовании помазывают маслом | На соборовании священником в елей добавляется немного вина – символа крови Христа. |
Последование таинства Елеосвящения (Соборования) | И во время таинства Соборования, слушая чтения из новозаветных текстов, говорящие о милости Божией, и принимая помазание елеем, смешанным с вином, мы получаем от Христа утешение и исцеление. |
ВСЯ ПРАВДА О СОБОРОВАНИИ
Помазание на вечерней службе когда бывает. Зачем при Соборовании помазывают маслом | На соборовании священником в елей добавляется немного вина – символа крови Христа. |
Вопрос священнику. Соборование | Соборование «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. |
Чинопоследование Таинства Соборования | Соборование (Елеосвящение) часто путают с Миропомазанием и с помазанием во время Всенощного бдения. |
В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост | Тем более нельзя сравнивать Таинство миропомазания с помазанием освященным маслом (елей — по-славянски, отсюда елеопомазание), которое бывает во время праздничного вечернего богослужения. |
Последование таинства Елеосвящения (Соборования)
Эти части тела символизируют наиболее удобные «пути» для греха ум, слово, чувство, дело. Женщинам лучше одеться так, чтобы легко можно было освободить воротник, платок лучше завязать сзади. Как проходит соборование? Помазание — это лишь одна из частей службы соборования.
До этого готовятся елей, вино и зерно для таинства. Зерна пшеницы символизируют новую жизнь — по выздоровлении и после всеобщего воскресения. Елей — знак благодати исцеления, по словам евангельским: «Они изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» Мк.
Священники читают молитву, в которой просят Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемых. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым. Далее начинается помазание святым маслом.
Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить болезни и испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу.
Священники поминают при этом имена записанных на соборование. Затем священники выходят с кисточками и маленькими чашечками с освященным маслом, смешанным с вином. Для удобства люди становятся рядами так, чтобы священники могли свободно подойти к каждому.
Нила Мироточивого, Афонского чудотворца. Василия Великого жил один благочестивый иерей и, как человек, по разным своим обстоятельствам вошел в долги, и время от времени долги нарастали, а кредиторы начинали беспокоить иерея за долги, что заставило его обратиться и просить помощи у одного близкого ему знакомого купца. Купец дал ему 500 золотых монет, которыми он уплатил свой долг, а в удовлетворение купца иерей обещался поминать его имя и сродников о здравии и о упокоении на проскомидии во всю жизнь. Купец рассчитывал, что иерей долго будет жить и молиться о нем и его сродниках за каждой литургией и тем удовлетворит за деньги, то-есть — долговременным поминовением. Иерей, получив 500 золотых, уплатил все свои долги, а затем успел отслужить только одну литургию, на которой и поминал своего благодетеля и сродников его, и вскоре после сего заболел и, после продолжительной болезни, умер.
Купец узнал о кончине иерея, весьма опечалился и скорбел о пропаже своих денег, ибо одна только литургия была совершена иереем, чего купец не ожидал, рассчитывая на многолетнюю жизнь иерея и его молитвы, для чего и вручил ему 500 золотых, поминать его и сродников за каждою литургиею. Купец стал беспокоить матушку покойного иерея возвратить ему деньги, оставив за одну литургию. Матушка отвечает, что у нее денег нет, а если что и было, то потратила во время болезни иерея и ничего теперь не осталось. Купец, не внимая словам матушки, настойчиво требует деньги и грозит судом матушке.
На Соборовании освящаются масло и зерно. Зерна пшеницы символически указывают на новую жизнь -- по выздоровлении, и после всеобщего воскресения. На братском соборовании его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса , будет много священников. Алтарнику придется быть особо расторопным и внимательным. Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят Священники выходят из Алтаря. Начинается первая часть таинства. Она представляет собой сокращенную утреню Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: "Благословен Бог наш... После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: "Помилуй нас, Господи, помилуй нас" После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, Этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает "Молитву над кандилом с елеем", в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. Остальные священники читают эту же молитву тихо, как во время призывания Святого Духа в таинстве Евхаристии. Хор в это время поет тропари Христу Спасителю, апостолу Иакову, святителю Николаю, целителю Пантелеимону и другим святым Далее начинается третья часть -- помазание святым маслом. Сначала читают Евангелие, потом специальную молитву об исцелении, затем собственно помазание с так называемой, совершительной молитвой: "Отче Святый, Врачу душ и телес... Эта молитва очень важная. Чин совершения Елеосвящения над больным, находящимся в смертельной опасности, может быть признан совершенным, если священник после освящения масла успеет, хотя бы однажды, прочитать над больным совершительную молитву и помазание. Если совершительная молитва произносится над одним человеком, помазание совершается после слов: "исцели раба Твоего... Такая последовательность повторяется семь раз.
А преподобный Серафим Саровский, беседуя с приходящими и принимая у некоторых исповедь, читал над ними разрешительную молитву и в заключение крестообразно помазывал им чело елеем из лампады, горевшей перед святой иконой в его келье. Потому что, как верно сказал блаженный Симеон Фессалоникийский, «елей лампады... Итак, елей — символ чистоты и усердия искренних христиан, символ милости и милосердия Божия, обращенных к человеку, и символ благодати Духа Святого, исцеляющей душу и тело человека. Поэтому употребление елея в Таинстве Соборования не случайно, а глубоко символично и исполнено благодатной силы. В истории Церкви с елеем часто соединялось действие благодати Божией. Так, святой Палладий, епископ Еленопольский 368 — 430 , повествует, что в его время в Египте, на Нитрийской горе, жил подвижник по имени Вениамин, добродетельная жизнь которого продолжалась уже восемьдесят лет. За высокие подвиги добродетели он удостоился дара исцелений, так что возлагал на больного руки или давал ему благословенного елея и больной совершенно выздоравливал. Древнехристианский автор пресвитер Руфин IV в. В частности, святой Иоанн, живший в египетской пустыне, прославившийся даром прозорливости и чудотворений, исцелял больных следующим образом. Чтобы избежать малейшего тщеславия, он не позволял приносить недужных к себе, а, благословив елей, передавал его им, и, помазываясь, они исцелялись от всякого недуга. Однажды жена сенатора потеряла зрение. Она стала просить мужа, чтобы тот отвел ее к святому Иоанну, но муж ответил, что подвижник не принимает женщин. Тогда жена настояла, чтобы Иоанну хотя бы сообщили о ее болезни и попросили его молитв. Муж отправил к Иоанну посольство, и подвижник, помолившись и благословив елей, передал его больной. Та в течение трех дней помазывала елеем глаза и вновь обрела зрение. О святом Аммоне IV в. Жители этой страны пришли к святому Аммону и просили его, чтобы он избавил их от зверя. Для большей убедительности они принесли с собой мальчика, сына одного пастуха, который помешался при первом взгляде на дракона. Старец помазал мальчика елеем и возвратил ему здоровье. Остается добавить, что затем святой Аммон именем Христа умертвил дракона. С преподобным Макарием IV в. В некоем египетском городе у одного отца семейства была дочь-девица. Вдруг все по суеверию вообразили, что она не человек, а лошадь. Привели ее к Макарию. Помолись Господу, чтобы Он разрушил чары». Святой Макарий на это сказал: «Что это вы говорите? Я вижу перед собой не лошадь, но девушку, и нет в ней ничего лошадиного. Ваше воображение обманывает вас. Это — демонское наваждение, не более». Он ввел девицу вместе с ее родителями к себе в келью, преклонил колена и начал молиться, повелев молиться и родителям девицы. Потом помазал ее елеем во имя Господне, тем самым разоблачив всеобщее заблуждение, и все вновь стали видеть только девицу. Итак, святые часто использовали елей как вещество, с которым по молитве соединяется Божия благодать. При помазании этим елеем тело исцеляется, а душа разрешается от власти демонских наваждений и чар, В древней истории даже был случай, когда римский император Септимий Север 193 — 211 долгое время сохранял к христианам благосклонность, ввиду того что христианин Прокул исцелил его елеем от болезни. Но, наверное, читатель удивится, узнав, что в Таинстве Елеосвящения действует несоизмеримо большая благодать, чем при упомянутых елеопомазаниях если только в случае с преподобным Макарием не идет речь о Таинстве Елеосвящения. Все перечисленные помазания святым елеем внешне похожи на Елеосвящение, но не имеют сакраментального, религиозно-таинственного характера. Елей от лампад, употреблявшийся святыми подвижниками для исцеления больных, не был специально, по установленному Церковью чину Таинства, освящен пресвитерами, а получил освящение через употребление в храме, при богослужениях перед святыми мощами или иконами, или посредством личной молитвы. Помазание елеем доставляло душевную и телесную пользу не столько по заключавшейся в нем самом силе, сколько по особому Божию милосердию к благочестию совершавших помазание и к вере приемлющих его. В Таинстве Соборования благодатное действие имеет истоком не личное благочестие священнослужителя и не близость елея к святыням, а сакраментальный дар, сообщенный Таинству Соборования. Благодаря особому чину Таинства елей Соборования сам становится святыней, которая действует на больного, даже если тот с трудом владеет своими душевными и телесными силами и если батюшка далек от святости. Что имел в виду апостол Иаков В Священном Писании Нового Завета, в Соборном послании апостола Иакова есть такие слова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного Иак. Это достаточно глубокое, проникновенное изображение сути и смысла Елеосвящения.
В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост
Такое общее Соборование бывало _только_ в кафедральных храмах и в соборных храмах больших монастырей, но не на приходах. При Соборовании отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди) по причине кажущейся для человека малозначимости. — Соборование (или Елеосвящение) — это Таинство, в котором через помазание освященным елеем (маслом), подается Божия помощь для исцеления душевных и телесных недугов. И во время таинства Соборования, слушая чтения из новозаветных текстов, говорящие о милости Божией, и принимая помазание елеем, смешанным с вином, мы получаем от Христа утешение и исцеление. Во время соборования нельзя просто стоять и ждать, пока тебя помажут, нужно вслушиваться в Евангельские отрывки и молиться: «Открой, Господи, мне мои нечестности!».
Последование таинства Елеосвящения (Соборования)
Наиболее уместно, как это и делается во многих храмах, заполнить ее чтением молитв из «Последования ко святому причащению» или жития святых. Не будучи частью Литургии, эти молитвы, однако, настраивают верующих на размышление о величии Таинства Евхаристии, помогают им подготовиться к духовному и телесному соединению со Христом. Причащению священнослужителей предшествует чтение старшим священником молитв, обращенных к Христу: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». Священнослужители в алтаре сначала причащаются Тела Христова в строгом иерархическом порядке: первым к престолу подходит старший священник, затем другие священники, затем диаконы. В таком же порядке священнослужители причащаются Крови Христовой. Иереи самостоятельно берут с престола частицу Тела Христова и отпивают по три глотка из чаши. Причастившись, священнослужители отходят от престола и читают благодарственные молитвы. После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой. По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн.
Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы. Из алтаря выходит диакон, неся в руках евхаристическую Чашу и возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите».
Это только свидетельство о совершении как бы подобия этого таинства апостолом Иаковом? Или есть еще какие-то свидетельства в Священном Писании, которые, может, Вы разбираете в своей книге и о которых рассказываете?
Поэтому когда апостол Иаков в своем послании говорит о Соборовании, он говорит о нем как о чем-то хорошо известном его читателю: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церковных, и они, помазав его маслом, совершат молитву. Молитва веры исцелит болящего». Какие моменты Вы рассматриваете, как знакомите читателя с таинством? Почему «к сожалению»?
Потому что болезнь связана со скорбью, болезнь связана с нашим несовершенством, болезнь вошла в мир, когда человек стал грешным. Первый грех увел человека от Бога — от Источника жизни, и следствием ухода от жизни стала смерть. А предшествуют смерти слезы, скорби, страдания и болезни. Если Вы позволите, я как раз и зачитаю небольшую главку, которая говорит о болезни и о ее преодолении.
Главка называется так: «Врачевание от болезни. Святой целитель Лука Крымский». Среди них святые бессребреники Косма и Дамиан, святые мученики Кир и Иоанн, великомученик Пантелеимон, мученик Диомид. Во время совершения таинства Соборования мы обращаемся к ним, испрашивая их молитвенной поддержки.
А совсем недавно, в 2000 году, в сонме святых новомучеников и исповедников Российских был прославлен еще один святой врач — Лука Крымский Войно-Ясенецкий. Этот удивительный человек в самые суровые богоборческие годы совмещал служение епископа и хирурга. За свою веру святитель претерпевал ссылки и тюремные заключения, но не оставлял работы врача и преподавателя медицины. Его научные открытия в области хирургии спасли тысячи жизней во время Великой Отечественной войны.
Удивительно, что несмотря на постоянное давление и преследование со стороны властей, святитель, тем не менее, получил Сталинскую премию. Хорошо известны его слова, произнесенные на одном из показательных процессов. Разве Вы Его видели? Но я много оперировал на мозге, и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума.
Он повелел им исцелять болезни. Два дела им назначил: дело врачебное поставил наряду с великим делом проповеди Евангелия. Почему так? Почему Господь наш Иисус Христос так много-много сил и внимания уделял исцелению больных и бесноватых и воскрешению мертвых?
Почему и ученикам заповедал исцелять больных? Потому что болезни — это самая тяжкая скорбь человечества. Много есть болезней страшных и мучительных, совершенно искажающих жизнь человека, мешающих ему жить и действовать, повергающих его в безграничную скорбь, в тоску, слезы и уныние. А Бог милосерден и всем нам заповедал в первую очередь творить дела милосердия, дела любви.
Так учил святитель Лука. И как в дни Своего земного служения Христос отправил учеников проповедовать покаяние и исцелять больных, «помазывая их маслом», так и сегодня по примеру апостолов и в соответствии с заповедью Господа Церковь совершает помазание человека святым елеем и приносит за него молитву». У нас уже добрая традиция, когда мы с Вами встречаемся и знакомим наших телезрителей с Вашими книгами, Вы зачитываете из них какие-то фрагменты. Это очень важно.
Теперь продолжаем говорить и о таинстве, и о книге. Что касается аудитории: для кого эта книга, кому она будет полезна, интересна, необходима? Поэтому задача книги — подготовить человека к участию в церковном таинстве. Потому что, бывает, человек приходит, обращается: «Я хочу пособороваться».
Но в полном смысле не понимает, что с ним в этом таинстве происходит. Как Вы через свою книгу объясняете то, что происходит с человеком во время таинства? А моя задача как священника и как автора книги настроить человека на духовную волну. Только сердце сокрушенно, только сердце смиренно Бог не уничижит.
Только с сердечным сокрушением и смирением мы можем участвовать в церковных таинствах так, чтобы участие в них было нам не в суд или во осуждение, а, наоборот, во исцеление души и тела. Поэтому в нашей книге мы говорим и о грехе, и о борьбе с грехом, о преодолении греха, об аскетическом подвиге, об участии вообще в церковной жизни. Что значит жить церковной жизнью? Это значит жить в таинствах Церкви, жить в церковной молитве.
И конечно, человек должен знать церковное учение, знать, что главное и Кто главный в церковной жизни. Главный в церковной жизни — Сам Христос Бог, а все остальное должно нас к Нему приблизить. Что касается конкретно исцеления, я бы хотел прочитать еще один небольшой отрывок, где речь идет действительно об исцелении телесном, но о том исцелении, которое неразрывно связано с исцелением души. Конечно, человек не обязан радоваться постигшей его болезни, наоборот, он должен с ней бороться, прибегать к медицине и просить помощи у Бога — Врача душ и тел.
Но во всем полагаться на волю Божию. Из молитв на Елеосвящении ясно, что мы ожидаем исцеления души, которое, даст Бог, перельется и принесет исцеление и телу. В процессе подготовки человека, помогая ему обрести вновь цельность, целостность души и духа, мы, может быть, обнаружим, что он сможет сказать: я чувствую себя настолько преображенным, что мне уже не важно, жив я или умру, получу ли физическое исцеление или нет...
Перед помазанием священник читает главную молитву Таинства — молитву о даровании больным исцеления и прощения грехов «Отче Святый». Священники поминают при этом имена записанных на Соборование. Помазывают святым маслом семь раз. Перед каждым помазанием читается отрывок из Апостола и Евангелия. Все эти чтения — о том, как нужно переносить испытания в жизни. На время чтения надо зажечь свою свечу.
Во время помазания хор и все молящиеся поют: «Услыши нас, Боже. Услыши нас, Владыко. Услыши нас, Святый». В конце Соборования на головы помазанных возлагается Евангелие с чтением покаянной молитвы. После службы можно забрать домой оставшиеся зерно и добавлять в пищу , елей — помазываться и наливать в лампадки. Предлагаем подробный фоторепортаж с аудиозаписью некоторых фрагментов Соборования с подробными комментариями. Вся ответственность за приготовление к Соборованию лежит на алтарнике. На братском соборовании его совершают священники Братства Всемилостивого Спаса , будет много священников. Алтарнику придется быть особо расторопным и внимательным.
Все должно быть красиво и чинно. Свечи, числом семь, должны стоять красиво на специальном блюде. Для этого они все должны быть одинаковой длинны В притворе записывают имен всех, кто будет собороваться. За этих людей будет молиться собор священников, совершать над ними таинство Соборования силою всей Церкви. По традиции за соборование можно принести жертву в храм На клиросе все готово И алтарник приготовил все, что нужно И вот зажигаются свечи. Вокруг блюда семь свечей изображающих число совершителей таинства, помазываний и молитв. После каждого помазания одну свечу гасят Священники выходят из алтаря. Начинается первая часть таинства Священники становятся около стола. Первый из священников кадит стол и елей на нем , иконы и всех людей, произносит возглас: «Благословен Бог наш…» Поскольку подсвечники из храма вынесли, все зажигают свечи от свечи алтарника От одной свечки зажглись все остальные, и вскоре весь храм заполнился огоньками.
После обычного начала, читается сокращенное шестопсалмие 142 псалом , затем малая ектения прошение , и наконец покаянные тропари, которые всем нам известны: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас» После 50-го псалма читается канон Арсения, епископа Корфского, этот канон в IX в. Сначала вино соединяется с елеем. Теперь в кандиле сосуде с елеем есть вино После ектении первый из священников читает «Молитву над кандилом с елеем», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого.
По традиции, унаследованной из Византии , раз в год, в Великий четверг , в кафедральных соборах могло совершаться также елеосвящение над номинально здоровыми людьми, хотя помазание при этом совершалось не 7 раз, как в полном чине, а однократно. В России в настоящее время общее соборование совершается во многих храмах по крайней мере единожды во время Великого поста изредка также во время остальных постов , без отличий с обычным чином елеосвящения. Поскольку в греческих церквях исповедь принимают только заслуженные монашествующие священники и, как правило, после продолжительной епитимии в монастыре , то верующим дозволяется приступать к причащению без исповеди. Поэтому для облегчения бремени грехов у греков может использоваться таинство елеосвящения, которое традиционно совершается накануне массового причащения в Великий четверг и в Великую субботу в качестве средства воссоединения с Православной церковью накануне Пасхи [5]. Кроме собственно исцеления от болезней, в таинстве елеосвящения у Бога испрашивается отпущение больному грехов, которые больной забыл но не сознательно утаил на исповеди. Прецеденты такого толкования прослеживаются со второй половины XIX века, но в те времена этот смысл не считался главным, таинство совершалось прежде всего во исцеление души и тела и было сопряжено с таинством Покаяния.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
После каждого чтения Евангелия произносится одна и та же краткая ектения: «Помилуй нас, Боже», в которой молятся о здравии больного и о прощении грехов ему; вслед за этой ектенией читается каждый раз особая молитва о даровании больному исцеления и прощения грехов. Затем совершается помазание елеем при чтении молитвы: «Отче Святый». О молитве «Отче святый» в Требнике сказано, что «сия молитва глаголется от единого коегождо священника, по еже рещи Евангелие и молитву помазуещего, вкупе елеем недугующего», то есть молитва «Отче Святый Врачу» произносится тем одним священником, который помазывает елеем. А помазывает по очереди каждый из семи священников, совершающих Таинство. Тот же священник из числа семи, которому приходится помазывать больного елеем, читает пред тем Евангелие и после него особую молитву о недугующем. Обыкновенно он же пред Евангелием, а также пред Апостолом говорит: «Мир всем» и произносит возглас по ектении; «Помилуй нас, Боже». После седьмого помазания «больной, приемляй елеосвящение, аще может, сам входит посреде священников, или держима от своих си стоит, или сидит.
Аще же не может сам, священницы сами обстоят его, на одре лежащего». Настоятель, взяв святое Евангелие и разогнув его, возлагает письменами на главе больного, как бы руку Самого Спасителя, исцеляющего недужных чрез прикосновение. Евангелие придерживают все священники. Настоятель же не возлагает руки, но читает во всеуслышание молитву, называемую разрешительною, в которой говорит «Царю святый… не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во гресех…, но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего» Требник. Таким образом, в этой молитве, читаемой настоятелем, принимают молитвенное участие и прочие священники тем, что придерживают святое Евангелие руками. Обыкновенно больной постоянно во время чтения молитвы повторяет «Господи, помилуй».
Снятое с главы больного Евангелие дают ему целовать. Затем диакон произносит краткую ектению: «Помилуй нас, Боже», поют стихиры бессребреникам, целителям и Пресвятой Богородице и бывает отпуст, на котором воспоминаются сила животворящего креста Господня и молитвы святого славного и всехвального апостола Иакова, первого архиерея Иерусалимского, брата Божия, побуждавшего к совершению таинства елеосвящения Иак.
Отвечает игумен Нектарий Морозов , настоятель Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали" Вы немного ошибаетесь, потому что очевидным образом смешиваете два совершенно разных Таинства: Миропомазания и Соборования, которое иначе называют Елеосвящением. Смысл Миропомазания заключается не в прощении забытых грехов, а в преподании человеку вслед за совершением Крещения дара Святого Духа, в его запечатлении Духом Святым. Миропомазание как бы ставит на человеке некую печать: теперь он Божий. А Таинство Соборования — Таинство врачевания наших душевных и телесных недугов.
Мы все немало согрешаем. И когда каемся, то многое же по нашей невнимательности, или просто по обилию грехов, забывается, не выносится нами на исповедь. Есть грехи, которые мы не вполне, не до конца осознаем, оттого и не называем их как должно при совершении Таинства Покаяния. Кроме того, хотя мы и исповедуемся чаще всего с искренним желанием исправиться, исповедь наша очень часто бывает несовершенной. Несовершенной оттого, что практически сразу же после нее мы вновь впадаем в те же самые грехи. При том верующий человек знает, что между нашими грехами и нашими болезнями есть самая непосредственная связь.
Грех не только покрывает язвами, растлевает нашу душу, но и приводит к тому, что мы испытываем вполне реальные телесные недуги. И в этом смысле можно сказать, что Таинство Соборования — это Таинство приклонения Божественной милости к страждущему человеку. В нем врачуются те болезни, которые причинены нам грехом.
Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена Мк. Оно служит благодатным врачеванием недугов телесных и душевных и дарует больному прощение забытых неисповеданных грехов. Елей в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом колличестве вино - искупительную Кровь Спасителя...
Не нужно думать, что если нет радости, легкости и мира, то нет и прощения грехов. Нет прямой зависимости от нашего психологического состояния и действенности Таинств. Все зависит от нашей веры.
Не будем сомневаться, что если мы с верой приходим к Богу, то получим от Него помощь! Что Вы думаете на этот счет? Если день после Соборования не постный, воздержание от мяса не требуется. Супружеская близость - это тайна двух людей, которые во время Венчания получили благословение на продолжение рода, и я считаю, что никто не вправе в это вмешиваться. Что касается мытья, то я не считаю, что помывшись мы потеряем благодать Таинства, так как она действует сугубо на духовном уровне. Если кто-то смущается, то может промакнуть елей салфеткой и благоговейно ее утилизировать. Мотивируется это тем, что человек приемом лекарств якобы выказывает свое недоверие Таинству. А как происходит на самом деле? Если после Соборования вы вдруг хорошо себя стали чувствовать, то нужно сходить еще раз к врачу, который прописал лекарства и рассказать о вашем самочувствии. Возможно, врач отменит лекарство.
А если вы чувствуете себя плохо и отказываетесь от лекарств из-за Таинства Соборования, то это из разряда «не искушай Господа Бога Твоего». Господь может вас исцелить, но это не значит, что вы не должны принимать лекарств. Мы не знаем, как именно Господь нас исцелит: Он может сделать это через врача, лекарства, скальпель хирурга и т. С чем это связано? Такой прямой зависимости в Церкви нет. Все совершается по нашей вере и по милости Божией. Если Господь видит, что человеку полезнее оставаться в состоянии болезни, то будем оставаться в нем. Это не значит, что Бог нас не любит. Если Бог попускает болезнь, и мы принимаем меры, которые нам доступны для исцеления, а болезнь не проходит, значит это Божье попущение. Но это не значит, что мы не должны искать исцеления: узнавать какие еще есть врачи и методы лечения.
О таинствах. Таинство Елеосвящения
Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Масло, освященное во время Соборования, и рис или другое зерно, в который ставили свечи во время совершения Елеосвящения, верующие часто по распространившейся традиции уносят домой. Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу. Соборование (Елеосвящение) — Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. Помазание маслом, которое совершается в церкви регулярно, по субботам и большим праздникам на всенощном бдении (вечерней службе) таинством не является, называется не миропомазание, а елеопомазание, помазание маслом.
Соборование: выздороветь и воскреснуть
В последовании «общего» Соборования помазание совершается в конце службы и только после нижеследующего (см. ниже). Исторически обряд помазания (не надо его путать с соборованием или Таинством Елеосвящения, а также с Таинством Миропомазания) соотносится с помазанием священным маслом Аарона и его сыновей. На соборовании священником в елей добавляется немного вина – символа крови Христа.