Любая история времен блокадного Ленинграда достойна особого внимания и того, чтобы надолго запечатлеться в памяти человечества, но в этом материале мы поговорим именно о том, чем питались ленинградцы, чтобы выжить в адских условиях осады. Блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня, стала крупнейшей гуманитарной катастрофой в истории Великой Отечественной войны, символом трагической и героической судьбы простых жителей и военнослужащих, защищавших город, и всего советского народа в целом.
25 интересных фактов о блокаде Ленинграда
Гитлер был так уверен в скором триумфе, что 7 октября 1941 года отдал приказ не принимать капитуляцию Ленинграда. Тем не менее героическое сопротивление города продолжалось. Командующему группой армий «Север» Вильгельму фон Леебу не удалось взять город штурмом, от штурмов вообще пришлось отказаться. В условиях блокады оно имело огромное значение, так как заметно активизировало оборону. Успехи самых метких стрелков потом были отмечены руководством СССР: 6 февраля 1942-го Президиум Верховного Совета присвоил десяти снайперам звание Героя Советского Союза, еще 130 человек были награждены орденами и медалями.
В критический момент корабли Ладожской военной флотилии смогли перебросить с северо-западного побережья Ладожского озера в южные районы Карельского перешейка три стрелковые дивизии, отрезанные от основных сил фронта. Значительный вклад в оборону Ленинграда внесли и пограничные войска. Провалившаяся попытка прорыва блокады В первой половине октября на подмогу Леебу прибыли испанская «Голубая дивизия», две пехотные дивизии из Франции , авиаполевая дивизия из Греции и бригада СС из Германии. Таким образом, к середине месяца в группе армий «Север» значилось 33 дивизии, в том числе две танковые и три моторизованные, и две бригады.
Войска Ленинградского фронта продолжали укреплять оборону на южных рубежах, на Карельском перешейке и в районе Ораниенбаума. Одновременно велись работы по усовершенствованию морских подступов к Ленинграду. Немецкие силы в полтора раза превосходили советские войска по численности личного состава и более чем в два раза — по количеству танков и артиллерии. В столь сложной обстановке началась Синявская наступательная операция Ленинградского фронта по деблокаде города, которую, однако, вскоре пришлось прекратить из-за тяжелого положения на тихвинском направлении.
Тяжелое положение в Ленинграде и настойчивые требования Ставки как можно скорее освободить Тихвин вынуждали к переходу к решительным действиям, — отмечал в мемуарах маршал Мерецков. Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог.
Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства.
К слову говоря, в самую тяжелую зиму 1941 года в городе практически не осталось квартир, стены которых были бы оклеены обоями: голодные люди их попросту обрывали и ели, так как другой еды у них не было. Трудовой подвиг ленинградцев Несмотря на всю чудовищность сложившегося положения, мужественные люди продолжали работать. Причем работать на благо страны, выпуская немало образцов вооружения. Они даже умудрялись ремонтировать танки, делать пушки и пистолеты-пулеметы буквально из «подножного материала». Все полученное в столь сложных условиях вооружение тут же использовалось для боев на подступах к непокоренному городу. Но положение с продуктами питания и медикаментами осложнялось день ото дня. Вскоре стало очевидно, что только Ладожское озеро может спасти жителей.
Как же связано оно и блокада Ленинграда? Кратко говоря, это знаменитая Дорога жизни, которая была открыта 22 ноября 1941 года. Как только на озере образовался слой льда, который теоретически мог выдержать груженные продуктами машины, началась их переправа. Начало голода Голод приближался неумолимо. Уже 20 ноября 1941 года норма хлебного довольствия составляла всего лишь 250 граммов в день для рабочих. Что же касается иждивенцев, женщин, детей и стариков, то им полагалось вдвое меньше. Сперва рабочие, которые видели состояние своих родных и близких, приносили свои пайки домой и делились с ними. Но вскоре этой практике был положен конец: людям было приказано съедать свою порцию хлеба непосредственно на предприятии, под присмотром. Вот так проходила блокада Ленинграда.
Фото показывают, насколько же были истощены люди, которые на тот момент находились в городе. На каждую смерть от вражеского снаряда приходилась сотня людей, которые умерли от страшного голода. Соответственно, питательная ценность такой пищи была близка к нулевой. Когда был осуществлен прорыв блокады Ленинграда, люди, впервые за 900 дней получившие свежий хлеб, нередко от счастья падали в обморок. В довершение всех проблем полностью вышла из строя система городского водоснабжения, в результате чего горожанам приходилось носить воду из Невы. Кроме того, сама зима 1941 года выдалась на редкость суровой, так что медики просто не справлялись с наплывов обмороженных, простывших людей, иммунитет которых оказался неспособен противостоять инфекциям. Последствия первой зимы К началу зимы хлебная пайка была увеличена почти вдвое. Увы, но этот факт объяснялся не прорывом блокады и не восстановлением нормального снабжения: просто к тому времени половина всех иждивенцев уже погибла. Документы НКВД свидетельствуют о том факте, что голод принял совершенно невероятные формы.
Начались случаи людоедства, причем многие исследователи считают, что официально было зафиксировано не более трети из них. Особенно плохо в то время приходилось детям. Многие из них были вынуждены подолгу оставаться одни в пустых, холодных квартирах. Если их родители умирали от голода на производстве или же в случае их смерти при постоянных обстрелах, дети по 10-15 дней проводили в полном одиночестве. Чаще всего они также умирали. Таким образом, дети блокады Ленинграда многое вынесли на своих хрупких плечах. Фронтовики вспоминают, что среди толпы семи-восьмилетних подростков в эвакуации всегда выделялись именно ленинградцы: у них были жуткие, уставшие и слишком взрослые глаза. Уже к середине зимы 1941 года на улицах Ленинграда не осталось кошек и собак, даже ворон и крыс практически не было.
Помню, он даже употребил слово "безнадёжное". Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города. Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов. Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки". Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами. Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу. Таким образом в сентябре 1941 года вероятность потери Ленинграда оценивалась как очень высокая. Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц. Поэтому в сентябре масштабы его поставок в Ленинград оказались такими незначительными. В первую очередь в город перебрасывали боеприпасы и оружие для его защитников. Либо город падёт под натиском нацистов, либо его удастся деблокировать. Отчаянные попытки прорвать сухопутную блокаду предпринимались дважды в первые месяцы. Однако она провалилась. Вторая последовала уже в октябре и также не достигла своих целей. По всей видимости, Сталин не стал бросать все силы на снабжение Ленинграда из-за того, что не был уверен, что город удастся удержать. И выжидал до тех пор, пока обстановка на ленинградском направлении не стабилизировалась. Только в конце сентября стало окончательно ясно, что немцы отказались от попыток взять штурмом город. Они стали перебрасывать основные ударные силы на Москву. Примерно в это же время происходит увеличение поставок продовольствия в город. Если бы в сентябре при более благоприятных условиях навигации удавалось удерживать хотя бы октябрьские темпы доставки по воде и воздуху, в город можно было бы завезти продовольствия примерно на 9—10 дней. Это не позволило бы избежать голода, но могло спасти жизни десяткам тысяч человек уже весной 1942 года люди массово умирали от последствий голода, будучи вывезенными в эвакуацию, для кого-то из них несколько дополнительных дней стали бы спасением. Ледовая дорога жизни и вторая навигация В 20-х числах ноября 1941 года на Ладоге установился лёд, стало возможным доставлять грузы в осаждённый город при помощи грузового транспорта. Грузовиков в СССР хватало, поэтому темпы перевозок резко возросли. За 4,5 месяца существования ледовой дороги через Ладогу было доставлено более 260 тысяч тонн продовольствия. Это почти в десять раз больше, чем удалось доставить осенью. Из Ленинграда грузовики везли жителей города. За этот период удалось эвакуировать около полумиллиона жителей — в 16 раз больше, чем за осеннюю навигацию. С воздуха её прикрывали шесть истребительных полков. Через каждые несколько километров вдоль дороги устанавливались зенитные пулемёты и орудия, поэтому немцы уже не чувствовали себя так вольготно, как осенью. С таянием льдов возобновилась навигация. На этот раз она была подготовлена гораздо лучше.
В сохранившемся меню столовой одного из цехов Кировского завода в 1942 году описан рацион рабочих: щи из подорожника, пюре из крапивы и щавеля, котлеты из свекольной ботвы, биточки из лебеды, «печень» из жмыха, капустного листа и свекольной ботвы. Единственной зыбкой связью с миром для ленинградцев была Дорога жизни через Ладожское озеро. На буксирах, а зимой — на машинах по льду, под обстрелами солдаты везли в город продукты для самых слабых жителей. Везло не всем, но спасти удалось десятки тысяч. Когда ПВО объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все инвалиды по зрению, которые на тот момент находились в Ленинграде. После отбора и обучения слепые с помощью зрячего напарника и специальных труб «слушали» небо. Различив гул самолетных моторов, могли не только определить, вражеский ли это борт, но еще его модель и на какой высоте и расстоянии он находится. Благодаря «слухачам» противовоздушная оборона могла загодя подготовиться к отражению налета, ведь незрячие засекали машины задолго до подлета к городу. Слепые спасли десятки тысяч жизней своим землякам и не позволили разрушить Ленинград. Слабые от голода, они черпали воду из проруби в ведра и бидоны, которые потом медленно везли на санках по заснеженным улицам. Пожалуй, самым страшным свидетельством тех лет стал дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой, который девочка вела с начала блокады. Всего девять заполненных страниц, на шести из них — даты смерти родственников: матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Измученную цингой и дистрофией, ослепшую 14-летнюю Таню эвакуировали в 1944 году, но спасти уже не смогли.
25 интересных фактов о блокаде Ленинграда
Информация о блокаде использовалась только на Нюрнбергском процессе, а население СССР стало получать ее дозированно с конца 50-х. Именно столько длилась фашистская блокада Ленинграда, причем 611 дней город находился под артобстрелами. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих.
80 лет со дня начала блокады. Как Ленинград жил 900 лютых дней
Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим. Как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом. карта Не все смогли уехать заранее. Простыми словами, блокада Ленинграда — длительная изоляция одного из ключевых городов СССР. Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
История Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
8 сентября 1941 года началась 872-дневная блокада Ленинграда - Российское историческое общество | Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. |
20 фактов о блокаде Ленинграда | Срочно нужен краткий конспект Блокада Ленинград ИСТОРИКИ ПОМОГИТЕ. |
Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
Основные события и даты блокадного Ленинграда | Блокаду Ленинграда не пережило, по разным оценкам, от одной шестой до почти половины всех его жителей. |
27 января 1944 г снятие блокады Ленинграда | 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда во время Великой Отечественной войны. |
Блокада Ленинграда
Воспоминания очевидцев о блокаде Ленинграда — пост пикабушника sssr24. Информация о блокаде использовалась только на Нюрнбергском процессе, а население СССР стало получать ее дозированно с конца 50-х. Краткая информация о блокаде Ленинграда для школьников, посвященная 75-летию снятия блокады. В результате блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня, была закончена. Ленинград выжил, а истории людей, дождавшихся снятия блокады, остались в народной памяти. Именно столько длилась фашистская блокада Ленинграда, причем 611 дней город находился под артобстрелами.
История Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
Основные события и даты блокадного Ленинграда | карта Не все смогли уехать заранее. |
Библиотекари рассказывают о блокаде Ленинграда | Город-герой Ленинград долгих 872 дня находился в условиях блокады. |
27 января 1944 г снятие блокады Ленинграда | Блокада Ленинграда – продолжавшаяся более двух с половиной лет осада одного из крупнейших российских городов, которую вела германская группа армий «Север» пр. |
Блокада Ленинграда. Стоило ли защищать город ценой таких потерь? / На тему дня / Журнал | карта Не все смогли уехать заранее. |
80 лет со дня начала блокады. Как Ленинград жил 900 лютых дней | Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими войсками с участием военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны. |
Память сердца: как рассказывают о блокаде Ленинграда современным школьникам
При этом в блокадном Ленинграде остались около 2,5 млн человек, включая 400 тыс. Самым тяжёлым периодом блокады стала осень—зима 1941—1942 годов. От голода и холода люди умирали тысячами. Продуктов катастрофически не хватало, общественный транспорт стоял, ленинградцы отапливали жильё мебелью и разобранными деревянными постройками. При этом промышленные предприятия, административные структуры и даже учреждения культуры продолжали работать. Подростки сменяли на рабочем месте ушедших на фронт отцов и старших братьев. Предприятия города изготовили и отремонтировали около 2 тыс. Продолжались работы по укреплению Ленинграда. Всего на территории города было возведено 4100 дотов и дзотов, оборудовано 22 тыс. Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда. Из Ленинграда в тыл по ней эвакуировали мирное население.
А в блокадный город по Дороге жизни под нацистскими авиационными и артиллерийскими ударами направляли продукты питания, боеприпасы, топливо и бойцов для пополнения оборонявшей Ленинград группировки. За всё время блокады по Дороге жизни в город было доставлено 1615 тыс. По словам Сергея Перелыгина, в первую очередь из города старались эвакуировать детей. С конца декабря 1941 года нормы выдачи продовольствия начали медленно расти. За время блокады в Ленинграде от голода, холода, болезней, обстрелов и бомбардировок погибли от 640 тыс. В дни блокады Ленинграда 8 сентября 1941 года — 27 января 1944 года. Жители блокадного Ленинграда: женщина везет ослабевшего от голода мужа на санках. Они не воспринимали жителей города как людей», — рассказал Максим Синицын. Безвозвратные потери Красной армии в боях под Ленинградом составили около 980 тыс. Они не совершили ни одной попытки капитулировать.
Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось.
Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно. В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага.
Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница.
Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок».
На заводах девяти наркоматов работали уже 50 тысяч человек, большая часть рабочих — женщины. Главное достижение предприятий — превышение уровня производительности 1940 года. Однако здесь необходимо учесть, что общий фонд рабочего времени в 1944 году значительно больше, чем он был в 1940 году. И поэтому при пересчете на одинаковые условия работы предприятия военной промышленности, по существу, не достигли производительности труда 1940 года…» Но мало было запустить производства, нужно было обучить рабочих. Еще 22 декабря 1943 года бюро горкома выпустило постановление «О подготовке квалифицированной рабочей силы на промышленных предприятиях г. За год результаты работы в этом направлении оказались неудовлетворительными. Расточница 4-го разряда тов. Демидова того же цеха отказывается посещать занятия, потому что считает их излишними и неинтересными. Техническая пропаганда недостаточно развернута…» Малометражки с центральным отоплением Полторы тысячи домов, как следует из докладной записки главного архитектора города Баранова секретарю обкома и горкома ВКП б Жданову, нуждались в капитальном восстановлении. Нужно было принимать решения, с чего начать, что восстанавливать, а если отстраивать, то как. Специалисты смотрели в сторону строительства односемейных квартир малой площади. А в старых домах советовали делать реконструкцию, чтобы перейти от печей к центральному отоплению. Такое положение вызывает ежегодный весьма большой пережог топлива…» — написал Баранов, который сразу обозначал планы по переводу зданий на центральное отопление с устройством котельных. Решено было сначала восстанавливать мало поврежденные дома независимо от места их расположения. Затем отстраивать здания на главных магистралях, площадях и набережных Ленинграда. И при этом не восстанавливать дворовые корпуса, разрушенные полностью, и здания, сохранившиеся на 30 процентов. Сгоревшие мансарды решили не воссоздавать, а подвалы для жилья не использовать, приспособив их под магазины и другие хозяйственные нужды. Население готово поступиться рядом удобств, имеющихся в больших коммунальных квартирах. Так, например, устраивают кухню, а иногда и столовую со вторым светом, уменьшают передние до 1,5-2 кв. Метро не как в Москве Ленинград соревновался с Москвой во все времена.
Единственной артерией, связывающей блокадный город с большой землей, оставалось Ладожское озеро, но и эта переправа была очень опасной: водный путь был легко досягаем для артиллерии противника. Несмотря на круглосуточную работу, переправа не могла обеспечить объем необходимых грузоперевозок. Практически с первых дней осады в Ленинграде начался массовый голод. Количество жертв исчислялось сотнями тысяч, но город жил, работал и из последних сил противостоял фашистам. За массовый героизм и самоотверженный труд в блокадные дни в 1965 году Ленинград был удостоен звания Город-герой. Хронология событий Согласно нацистскому плану «Барбаросса», немецкие войска должны были захватить европейскую территорию СССР до ноября 1941 года. Предполагалось физическое уничтожение не менее 30 миллионов советских граждан, в первую очередь — евреев и цыган. Уже в первые дни войны, оценив военную мощь противника и опасность быстрого продвижения на Ленинградском направлении, генерал-лейтенантом Попов М. Серьезную угрозу представляли финские войска, начавшие сухопутную операцию против СССР 29 июня 1941 года. События развивались стремительно. Благодаря многократному численному и техническому превосходству, темпы продвижения фашистских войск вглубь территории СССР были ужасающими — ежедневно линия фронта отодвигалась на восток на 33-37 км. Всего через 18 дней после начала войны немецкие войска форсировали Западную Двину и реку Великая, а к вечеру 4 июля немцам удалось сломить укрепления «линии Сталина» и выдвинуться в направлении на г. К утру 6 июля город пал, а через три дня советскими войсками был оставлен и Псков. Последним рубежом на пути к Ленинграду оставалась Луга. Героическими усилиями военнослужащих и жителей города были построены оборонительные сооружения. Женщины и дети подросткового возраста копали окопы и противотанковые рвы, устанавливали металлические заграждения. Ожесточенное сопротивление советских войск заметно приостановило победоносное шествие немецких захватчиков. КВ-2 легендарный советский тяжёлый штурмовой танк На счету была каждая секунда. Воспользовавшись кратковременной передышкой, командование Ленинградского фронта перебросило на линию сражений танки новых модификаций — КВ-1 и КВ-2, только что сошедшие с конвейера Кировского завода. Ленинградцы, оставшиеся в городе, стойко несли трудовую вахту: работа промышленных предприятий, производивших продукцию военного назначения, не останавливалась ни на минуту. В 1941 году было построено 711 танков, 483 бронемашины и 58 бронепоездов. Для обороны использовались все возможные средства: на поезда устанавливались мощные корабельные орудия, восстанавливались и вводились в действие боевые единицы, хранящиеся на учебных полигонах. Затянувшаяся задержка наступательной операции вызвала недовольство Гитлера. Первоначальный план, предполагавший взятие Ленинграда уже к концу сентября 1941 года, был сорван героическими усилиями советских солдат и мирных граждан. Помимо чисто военного триумфа Гитлер рассчитывал на политические дивиденды: в падение города на Неве был заложен сакральный смысл — потеря колыбели Октябрьской революции крайне негативно отразилась бы на боевом духе советских войск. Кровопролитные бои не прекращались ни на минуту. Все силы немецкой группы войск «Север» были брошены на подготовку к штурму города. В середине августа фашисты смогли обойти Лужский рубеж с Запада, и, преодолев топи и болота, вышли на так называемый оперативный простор: далее они могли двигаться к Ленинграду практически без сопротивления. Ленинградский фронт Значительная часть вооруженных сил Ленинградского фронта была оттянута на противостояние финским войскам, которые начали сухопутное наступление на Карельском перешейке еще 29 июня. В первые дни сентября финский маршал Маннергейм провел успешную военную операцию в северной части Ладожского озера, которая парализовала функционирование Кировской железной дороги и Беломорканала. С этого момента были перекрыты основные маршруты, по которым в Ленинград доставлялось продовольствие и грузы оборонного назначения. Оставшиеся сухопутные войска все плотнее стягивали кольцо блокады. На некоторых участках радиус кольца расстояние от центра города до линии фронта не превышало 15 км. Перекрытие всех возможных транспортных артерий, обрекало население на верную смерть. Захват группой «Север» Шлиссельбурга, состоявшийся 8 сентября 1941 года, ознаменовал собой начало изнурительной блокады, продлившейся в общей сложности 872 дня. Массовая эвакуация В последнее время в некоторых СМИ муссируется информация о том, что основной причиной массовых жертв среди мирного населения стала преднамеренная задержка эвакуационных мероприятий, с целью предотвращения панических настроений. Однако факты говорят об обратном. Первые поезда, вывозившие женщин, детей и стариков, отправились на Восток еще 29 июня, всего через неделю после начала Великой Отечественной войны. Члены городской комиссии по эвакуации активно вели разъяснительную работу, призывая жителей уехать из Ленинграда в более безопасные регионы. К сожалению, заранее подобные планы не разрабатывались из-за уверенности военного руководства в достаточной обороноспособности. По этой причине первую волну эвакуации нельзя назвать организованной. Кроме того, многие граждане не осознавали реальной опасности и отказывались покидать свои квартиры и дома. В цифрах результаты эвакуации в период с 29 июня до 27 августа в общей сложности эвакуировано 488 703 человека, из них 219 691 детей и 164 320 рабочих и служащих эвакуированных предприятий. После потери контроля над Кировской железной дорогой возможности эвакуации были существенно ограничены, однако, руководство фронта совместно с управляющими органами осажденного Ленинграда, изыскивало новые способы вывоза людей из блокадного кольца. После установления ледового покрова заработала дорога жизни, ставшая спасением более чем для полумиллиона человек.