самого важного - балета Минкуса, хотя в обоих спектаклях главных номеров ждешь. Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию. В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века.
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
Подобное явление в балете в корне противоречило основным путям развития русского балетного театра и требованиям прогрессивного зрителя к балетному искусству. Говоря об артистах в первом акте «Золотой рыбки», Салтыков-Щедрин иронически констатировал, что «они пляшут потому, что налаживают сети, они пляшут потому, что они поселяне и в этом качестве должны плясать». Другой критик прогрессивного направления — Баженов — писал: «Преимущество… старых балетов перед нынешними, новыми заключается главнейшим образом в том, что, не имея назначения служить сборником, хрестоматией разнокалиберных танцев, они удерживают за собою характер пьес и, стало быть, могут действовать не на одни только глаза». Упадок балетной драматургии вызвал постепенный отход серьёзной критики от балета и появление рецензий, обходивших молчанием содержание спектакля и касавшихся только исполнения танцев. С каждым годом усложнявшаяся техника танца требовала сосредоточения всего внимания исполнителя именно на этой стороне его искусства. Виртуозные движения, зачастую носившие акробатический характер, губили танец, ограничивая возможности создания образов. Танцевальная драматургия ухудшалась, приходила в упадок. В те годы увлечение техникой распространялось по преимуществу из Италии, откуда пришли название первой танцовщицы — балерина и новый танцевальный костюм. Усложнение техники потребовало укорачивание юбки танцовщицы до колен, а энергичная манера исполнения движений заставила изготовлять эти юбки из упругой ткани. В новых условиях посыл при вращении стал играть более важную роль, чем воздушность прыжка и полёта.
Вращательные движения вызвали необходимость уплотнения носка балетных туфель, в которые стали вшиваться стёганные матерчатые подушки, опиравшиеся на пробковую основу. Техника танца отвлекала внимание исполнителей от создания образа. В балете стала быстро распространяться условная пантомима это было нечто похожее на язык глухонемых — определённые жесты обозначали мысли и намерения исполнителей , не требовавшая ярких актёрских данных и легко усвоенная артистами, но малопонятная рядовому зрителю и доступная лишь балетным завсегдатаям. Это ещё более отдалило балет от широких масс, превращая его в кастовое искусство. Пётр Дмитриевич Боборыкин в своей книге «Театральное искусство» писал в 1872 году: «Если б в новое время балетная хореография не ударилась в чистую виртуозность… танцы могли сливаться на сцене в одно художественное целое с пантомимой. Большинство же приёмов жестикуляции, введённых в новую хореографию, чисто условного характера. Они стоят вне всякого соответствия реальной правде или даже осмысленному символизму. Они зависят от произвола балетных хореографов». В Петербурге, где влияние зарубежных течений было сильнее, пантомима прочно вошла в балет.
В Москве же были очень сильны реалистические художественные традиции Малого театра, и она прививалась медленнее. Однако крупнейшие русские балетные артисты в обеих труппах стремились обходиться без условной пантомимы, которая очень неблагоприятно отражалась в работе над образом и вела к театральному штампу. Значительно выросла за истекшее десятилетие техника классического танца. Появилась воздушная поддержка. Характерный танец начал приобретать народную манеру исполнения. Использование для оформления спектаклей новинок зарубежной промышленности и техники неблагоприятно отразилось на развитии русской декорационной живописи. Водопровод, газовое и электрическое батарейное освещение, рефлекторы открывали новые возможности для создания феерических театральных эффектов. Это особенно ощущалось в балете и отодвигало декорационную живопись на задний план, подчиняя её техническим новшествам. Следствием этого было соединение в одном лице машиниста-механика сцены и художника-декоратора.
В этом отношении особенно прославился московский декоратор и машинист Карл Вальц. Нововведения вызвали интерес публики, но в художественном отношении декорации этого периода значительно уступали оформлению предыдущих лет. Изменения в жизни общества, последовавшие за отменой крепостного права, обострили художественные разногласия между артистическим и демократическим зрителем. Отступавшая буржуазно-дворянская эстетика стремилась удержать свои позиции в балете, уделяя основное внимание развлекательности танца в ущерб идейному содержанию. Этот путь должен был привести балет к гибели. Наступавшая демократическая эстетика требовала коренного переворота в искусстве, в том числе и в балете. Передовая интеллигенция ждала от балета не развлекательности, а служения обществу. Реализм стал главенствующим художественным направлением, и балетмейстеры лихорадочно и безрезультатно искали пути создания реалистических спектаклей. При этом они не учитывали, что балет — искусство условное и что реализм в балете значительно отличался от реализма в литературе и живописи.
Кризис балета продолжался. Но, несмотря на свои неудачи, деятели балета продолжали поиски, и их упорство было залогом будущей победы. Московская балетная труппа, пользуясь своим отдалением от столицы, вела открытую борьбу за новые пути развития балета. Уже в эти годы её деятельность стала привлекать неодобрительные взоры петербургского начальства, и дальнейшая судьба балета в Москве ставилась под угрозу. Петербургская балетная труппа под нажимом своего зрителя принуждена была отказаться от открытой борьбы и внешне капитулировать перед «балетно-консервативным союзом», но в действительности эта борьба продолжалась, хотя стала носить скрытый характер. Всё это подготавливало дальнейшее развитие русского балета, приведшие его к мировому первенству. С-1 Упорное стремление московской балетной труппы найти новые пути, которые приблизили бы балет к запросам зрителей, не встречало поддержки у петербургской дирекции. Несмотря на это, руководители балета в Москве продолжали свои поиски. В тот период значительно повысился интерес общества к серьёзной музыке.
Это было связано с деятельностью открывшихся в Петербурге и в Москве консерваторий. Разрыв между симфонической и оперной музыкой, с одной стороны, и музыкой балетных спектаклей, с другой, становился всё более очевидным. Основным сочинителем балетных партитур в те годы был Минкус. Алоизий Федорович Минкус 1827-1907 С-2 родился в Вене, где и получил музыкальное образование. Свою деятельность как создатель музыки для танцев и как дирижёр он начал в родном городе, руководя оркестром, пытавшимся конкурировать с оркестром знаменитого Иоганна Штрауса. В 1853 году Минкус принял предложение князя Юсупова и, приехав в Россию, стал руководить его крепостным оркестром. В 1855 году Минкус был приглашён скрипачом сначала в оркестр петербургской итальянской оперы, а затем на то же положение в Московский Большой театр. Здесь он впервые выступил как балетный композитор, написав в 1862 году музыку к балету «Два дня в Венеции». Последующие удачные музыкальные композиции создали ему имя, и в 1864 году Минкус был назначен «штатным балетным композитором» московских театров.
В 1867 году композитор пишет музыку к балету Сен-Леона «Золотая рыбка».
Худеков, историк балета, пробующий свои силы в драматургии. Апофеоз финальная торжественная сцена произведения был написан самим хореографом. Литературным источником содержания балета «Баядерка» послужила драма «Шакунтала» «Сакунтала» , написанная древнеиндийским поэтом Калидасом.
Это было одно из первых произведений Древнего Востока, переведенных на европейские языки. Вторым же источником, благодаря которому главная героиня стала баядеркой, называют балладу Гете «Бог и баядерка». Есть моменты, которые свидетельствуют о том, что постановка была осуществлена не без влияния парижской постановки балета «Сакунтала». Этот спектакль по драме Калидаса был поставлен в Париже братом хореографа Люсьеном Петипа в 1858 году.
Однако верно и то, что, позаимствовав некоторых персонажей, Мариус Петипа полностью изменил суть и идею произведения. По своему сюжету балет — это романтическая история о несчастной любви отважного молодого воина и баядерки. Кто такая баядерка? Прежде всего, для лучшего понимания содержания балета «Баядерка» поясним значение этого слова.
Баядерками баядерами , как сообщает нам словарь Брокгауза и Эфрона, называли девочек, которые по обету родителей или при рождении посвящались божеству и жили при храме до конца жизни. Родителям, пожертвовавшим свое дитя богам и отрекшимся от всех прав на него, жрецы обещали их благосклонность. Впрочем, девадаси или «девадази», что в переводе означает «божья рабыня» могли попасть в храм и иначе. Кого-то продавали викрита , были такие, кто самостоятельно решил посвятить себя служению богам датта , кто-то танцевал просто из преданности божеству бхакта , хритами называли сирот, попавших в храм.
Иногда баядерами становились и взрослые девушки, по каким-либо причинам ставшие обузой для собственных семей. По своему происхождению баядерки — это девочки из знатных семей купцов или уважаемых ремесленников. Девадаси обычно обучались пению и владели приемами и различными стилями искусства ритуального танца Древней Индии. Также они прислуживали при храме и плели венки и гирлянды для празднований.
Важно Баядерки не имели права покидать стен храма без разрешения брамина. Они либо оставались девственницами, либо избирали себе любовником мужчину из высшего сословия, если старший жрец давал на то свое разрешение. Известно, что нередко баядеры становились любовницами браминов. Не все баядерки жили при храме, существовали и странствующие.
Они кочевали по всей стране и иногда приглашались в гостиницы для развлечения иностранцев здесь явный отсыл к древнегреческим гетерам. Назывались они накни или кутани. Либретто балета «Баядерка». Первый акт А теперь вернемся к истории, рассказанной нам посредством балетной постановки.
В священном лесу кшатрия знатный воин по имени Солор охотится с друзьям на тигра. Желая поговорить с факиром Магедавеем о прекрасной баядерке Никии, живущей при местной пагоде, он отстает от остальных охотников. В храме, который виден на задней части сцены, тем временем идут приготовления к празднованию Огня. Никия танцует священный танец.
Великий брамин претендует на сердце баядерки, но та влюблена в Солора и отвечает ему отказом. С наступлением ночи юноша подходит к храму и ждет Никию. Во время свидания он клянется над священным огнем вечно любить девушку и умоляет ее бежать с ним. Нарушает уединение влюбленных Великий брамин.
Разгневанный и отвергнутый, он замышляет отомстить Солору и Никии. Солор уходит вслед за охотниками, несущими убитого тигра. Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора.
Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно — день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести — надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя — она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов.
Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого.
Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена — в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану — приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей.
Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета «Баядерка» повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его — они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе.
Тот вынужден идти с ними во дворец. Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене. Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений. Наконец начинается свадьба.
Великий брамин соединяет руки будущих супругов. И в тот же момент стены дворца содрогаются от подземного толчка. От начавшегося землетрясения здание рушится — так совершается месть богов Солору за то, что он нарушил клятву. Под развалинами дворца погибают и все присутствовавшие на свадьбе.
В апофеозе, уже в царстве теней, на небесах, души Никии и Солора соединяются. Таково краткое содержание балета «Баядерка». О балете Анализ постановок и отзывы о балете «Баядерка» Минкуса, ставшем шедевром русского театрального искусства и вершиной творчества самого композитора, оставили многие искусствоведы и хореографы. Вот, например, что писала о нем советский музыковед Л.
Михеева: Балет и в наши дни не теряет своего очарования. Современный зритель также отзывается с восторгом и почтением о высоком творении выдающихся авторов. Сюжет, понятный любому, задает вопросы, которые не чужды современному зрителю — откликнуться на зов сердца или следовать земным правилам. Шедевру балетной классики, рожденному в Петербурге, понадобилось немало лет прежде, чем уверенно закрепить свои позиции в репертуаре всех мировых театров.
Совет И хотя признание публикой и критиками было получено сразу, он не считался особо уникальным. Только пережив десятилетнее забвение, этот спектакль навсегда войдет в классический балетный репертуар. Дети нашего колледжа не понаслышке знакомы с этим грандиозным балетом — в ноябре 2016 года ученицы 2 6 класса удостоились чести выступить на сцене главного театра города в составе труппы Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Они исполнили танец арапчат и приняли участие в танце Ману.
Неслучайно в качестве места действия создатели выбрали Индию, далекую и экзотическую страну, популярную в романтических произведениях. Персонажи балета — брамины, факиры, баядерки, живущие при храме. Этот балет прекрасен своими массовыми сценами, передающими все очарование и роскошь Востока.
Сергей Вихарев так прокомментировал восстановление партитуры Минкуса:...
Настоящий оригинал Минкуса партитура сохранился в архиве театра. Восстановить партитуру было сложно, так как музыка была разделена. По сути, нам приходилось проверять каждую рукописную страницу, чтобы определить правильный порядок, потому что музыку перемещали в библиотеке так много раз, что, если бы она была реорганизована еще раз, было бы невозможно ничего найти. Нам повезло, что мы смогли восстановить полную партитуру Минкуса для этого балета.
Спектакль вызвал неоднозначную реакцию петербургской публики, в состав которой во многом входили самые выдающиеся личности русского балета. Знаменитая балерина балета им. Когда компания включила постановку в свои туры, это произвело сенсацию во всем мире, особенно в Нью-Йорке и Лондоне. Набор и костюмы были разработаны Питером Фармером , чтобы придать индейцу, Болливуду вид.
Во время подготовки Уэлч работал с живыми змеями, и они были использованы в постановке. Аранжировка музыки Людвига Минкуса Джона Ланчбери была изменена Эрманно Флорио, музыкальным руководителем Хьюстонского балетного оркестра. Рецензент Микаэла Маршалл особо отмечает исполнение кордебалета в сцене «Королевство теней», которое исполняется в традиционных коротких белых пачках. Другие постановки Среди других известных постановок: Владимир Малахов поставил «Баядерку» для Венской государственной оперы в 1999 году и для Staatsballett Berlin в 2002 году.
Следующей моей новой партией была партия Баядерки Никии в «Баядерке», поставленной Петипа для моего бенефиса в начале 1877 года. Из всех балетов, которые мне довелось создать, этот был моим любимым. Мне понравился его красивый, очень театральный сценарий, его интересные, очень живые танцы в самых разных жанрах и, наконец, музыка Минкуса, с которой композитор особенно хорошо справился в плане мелодичности и ее согласованности с характером сцен и танцев. С «Баядеркой» у меня ассоциируется воспоминание о столкновении с Петипа на репетиции...
Мы пришли на репетиции последнего действия. В нем Солор празднует свадьбу с принцессой Хамсатти, но их союз прерывается тенью баядерки Никии, убитой по желанию невесты, чтобы она не смогла помешать им жениться. Петипа начал создавать что-то абсурдное для моего входа в качестве тени, состоящей из каких-то тонких, занятых маленьких шагов. Не задумываясь, я отверг хореографию, которая не соответствовала музыке и не соответствовала общей концепции танца - для появления тени Никьи, которая появляется посреди свадебного торжества, требовалось нечто более внушительное, чем эти минимально эффективные.
Петипа был возмущен - в целом последний номер у него не получился, и он хотел в тот день закончить постановку балета, несмотря ни на что. Он в спешке приготовил для меня кое-что еще, еще менее удачное. Я снова спокойно сказал ему, что не стану танцевать. При этом он совершенно потерял голову в припадке гнева: «Я не знаю, что тебе нужно танцевать?!
Тис не может танцевать один, тис может танцевать другой! Какие таланты у тисов, если тис может танцевать» noseeg?! На следующий день, как ни в чем не бывало, я снова обсудил с Петипа вопрос о моем выступлении в последнем акте. Было ясно, что его творческое воображение совсем иссякло.
Спеша закончить постановку, он объявил мне: «Если тис может танцевать еще что-нибудь, то делай то, что делает мадам Горшенкова». Горшенкова, танцующая принцессу Хамсатти, отличалась необычайной легкостью, а ее выход состоял из череды высоких грандиозных жет от задней части сцены до рампы. Предложив мне танцевать ее шаги, Петипа хотел меня «подколоть»: я была «земной» балериной, специалистом по сложным виртуозным танцам и вообще не обладала способностью «летать». Но я не отступил.
Это было намного сложнее, потому что невозможно было воспользоваться наклоном сцены который был покрыт граблями , чтобы усилить эффект прыжков. Петипа ответил: «Как тис, мадам, как тис». Надо добавить, что на подготовительных репетициях я никогда не танцевал, ограничиваясь приближениями своих танцев или «разметкой» , даже не будучи одетым в балетные тапочки. Так было и сейчас - во время репетиции я просто ходил по сцене среди танцоров.
Настал день первой репетиции с оркестром в театре. Здесь, конечно, пришлось танцевать. Петипа, словно желая снять с себя всякую ответственность за мои шаги, снова и снова говорил артистам: «Я не знаю, что мадам Вазем будет танцевать, она никогда не танцует на репетициях».
Балет "Баядерка": содержание, авторы, отзывы
14 и 15 октября 2023 Астраханский театр оперы и балета представил премьеру балета "Баядерка", которому уже более полутора веков и который является одним из самых знаменитых балетов русской императорской сцены. Премьера балета «Баядерка» состоялась 23 января (по ст. стилю) 1877 года в петербургском Большом (Каменном) театре. Сюжет этого балета – история индийской баядерки (храмовой танцовщицы) по имени Никия. Сюжет балета, основанный на мотивах древнеиндийского эпоса, сегодня представляется завораживающей восточной сказкой о любви, верности и коварстве. Елена Зайцева, артисты балета и хора. Премьера балета состоялась 23 января 1877 года в помещении Большого Каменного театра в Петербурге.
Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви
Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем. Хореограф-постановщик балета Андрис Лиепа преобразил структуру спектакля и придал классическому сюжету новый вид, что сделало постановку уникальной и единственной в своем роде. В его версии спектакля Баядерка стала более нежной и любящей, а финал еще трагичнее. Однако это мнение — о влияние балета «Шакунтала» на создание другого балета «Баядерка» — ничем не подкреплено, кроме домыслов, а сюжет обоих балетов столь отличается, что нет никакого смысла искать в них что-то общее — кроме обращения к национальной индийской теме. Сюжет балета построен на восточной легенде о несчастливой любви отважного воина и баядерки. В завершении 39-го творческого сезона Красноярский театр оперы и балета представит два обновленных спектакля – после длительного перерыва на сцену возвращаются две истории пылкой любви – балет «Баядерка» и опера «Дочь полка».
Критик Александр Максов рассказал о мистике в «Баядерке»
Баядерка счастлива. Когда наступает ночь, Никия выходит на зов любимого. Их тайное свидание охраняет факир. Но великому брамину удаётся подслушать разговор влюблённых. Солор умоляет Никию о любви, но баядерка не может выбрать между служением религии и чувствами. Солор должен поклясться над священным огнем, что будет верен ей. Солор клянется. Великий брамин негодует и просит богов о каре. Это храбрый воин Солор. Наступает время совершить обряд посвящения Гамзатти в невесты. Для этого во дворец приглашают Никию.
Раджа посылает за женихом. Воин поражен красотой дочери раджи. Но воспоминание о баядерке Никии и клятве, данной ей, приводит его в замешательство. Раджа объявляет Гамзатти и Солора женихом и невестой. Является великий брамин. Он хочет поведать радже некую тайну. Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина.
Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника Солора, не ожидал такой развязки. Он грозит радже карой богов за смерть баядерки. Но раджа неумолим. Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи сообщает баядерке о своей скорой свадьбе и приглашает её танцевать в день торжества.
Настоящими вершинами спектакля стали предсмертный танец Никии — эдакий «жестокий романс» — и гран-па теней на фоне Гималайских гор.
Но только Петипа добился почти стихотворной простоты и гармонии. Гран-па теней из «Баядерки» часто танцуют как самостоятельный одноактный балет.
Место действия балета — древняя Индия. Персонажи — брамины, факиры, танцовщицы баядерки , живущие при храме с самого детства и участвующие в религиозных церемониях. В основе сюжета — всепоглощающая любовь баядерки Никии, верность и измена, искренность и коварство… Воспользовавшись экзотическим сюжетом, Мариус Петипа развернул серию классических танцев, изысканно украшенных элементами восточной пластики «Индусский танец», «Танец со змеей». А фантастическая картина «Тени» из 3-го акта до сих пор остается непревзойденным по красоте и гармонии шедевром и часто исполняется как отдельный концертный номер. На протяжении своей сценической истории хореография балета претерпела неизбежные, порой значительные изменения.
Он полулежал, потому что уже трудно было сидеть, на груди у него блестел орден Почетного легиона — высшая награда Франции.
И через непродолжительное время его не стало, так что "Баядерка" как бы замкнула этот мистический круг», — напомнил Максов. Этот балет впервые был поставлен в 1877 году великим балетмейстером Мариусом Петипа, который к тому времени уже многие годы возглавлял балет Мариинского театра. И, может быть, неосознанно для себя подарил нам спектакль, в котором сделал удивительные прозрения о тайне жизни, о превратностях любви и искусства», — рассказал критик. Лектор также объяснил зрителям необычное название балета: «Баядера в переводе с португальского означает "танцовщица". Так называют индуистских храмовых жриц, девадаси в переводе с санскрита "слуга Бога". Баядерки — это храмовые танцовщицы, которые в ритуальных плясках воздавали дань индуистским божествам.
Страстная и непреклонная: 28 января выходит телеверсия балета «Баядерка»
Обряд окончен. Священное шествие возвращается в храм. Никия с нетерпением ждет своего возлюбленного. Факир Магедавея охраняет тайное свидание Никии и Солора.
Солор предлагает Никии бежать. Вдали от этих мест, там, где их никто не знает, они будут счастливы. Баядерка согласна.
Над священным огнем первый военачальник княжества клянется Никии в вечной любви и верности. Великий брамин видит влюбленных и в гневе решает им отомстить. Картина вторая Дворец раджи.
Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Гамзатти счастлива. Хотя Солор поражен красотой Гамзатти, он не в силах забыть баядерку, которой поклялся в верности.
Но и отказаться от высокой чести стать супругом Гамзатти он не смеет. Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Появляется и Великий брамин.
Рассчитывая погубить соперника, он рассказывает радже о любви Никии и Солора. Дугманта разгневан, но решения не меняет: Солор будет мужем его дочери, а баядерка должна умереть.
Либо это были девушки из знатнейших и богатейших семей Индии, у которых считалось очень престижным отдать дочерей храму, либо это были девочки из беднейших слоев, которые были обузой для своих родителей.
И чтобы избавиться от лишнего рта, родители сдавали этих еще совсем маленьких девочек в храм». Баядерки должны были быть непорочными, они не могли иметь любовные связи и выходить замуж, и это становилось сюжетом для драматических коллизий, отметил балетовед. Зрители захотели узнать сюжет постановки заранее, и Максов с удовольствием рассказал им о нем.
Она не только любит, но и любима воином Солором, который клянется ей на священном огне в любви и преданности. Но баядерка Никия вызывает бурные страсти в душе великого брамина, жреца, который пытается склонить ее в свою сторону. В это же время правитель этого царства решает выдать свою дочь за Солора», — пояснил он.
Постановки театра становятся яркими событиями в культурной жизни города, принося радость и восторг ценителям оперного искусства. Дирижер Евгений Кириллов держит во внимании весь зал на протяжении всего спектакля. История создания балета началась задолго до его премьеры.
По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяет считать именно эту хореографическую композицию — в большей даже мере, чем второй акт «Жизели» — прообразом будущего «симфонического» балета — открытия ХХ века, столь талантливо реализованного Дж. Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, — в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую, танцевальных характеристик. Совершенство композиционного построения «Теней», богатство и разнообразие танцевальных образов сочетались с остродраматической мыслью о несовпадении желаемого и реальности. При всей наивности сюжета в «Баядерке» в полный голос прозвучала тема, существенная для литературы и искусства второй половины ХIХ века — тема борьбы за внутреннюю свободу и счастье, борьбы против насилия и несправедливости. Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины ХIХ века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия участников празднества, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» — всё это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное — сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработка психологических характеристик и нюансов. Балет «Баядерка» требует очень высокой исполнительской культуры — не только танцевальной, но и актерской. На протяжении своей долгой сценической жизни спектакль обогащался актерскими находками, впитывал опыт следующих поколений танцовщиц и танцовщиков. Постепенно складывалась исполнительская традиция, но каждый новый талантливый актер обычно искал и близкий себе поворот темы, и современное звучание ее. Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академического танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограниченны. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового — и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли. В партии Никии крупнейшие русские балерины А. Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер. В 1941 году на сцене Театра имени С. Кирова была осуществлена новая редакция балета. Пономарев и В. Чабукиани задались целью приблизить спектакль к требованиям времени, избавив его от явных архаизмов и длиннот. Лучшее из хореографии Петипа было тщательно воссоздано Пономаревым, часть танцев была заново сочинена Чабукиани. Танец Золотого божка 3-я картина сочинил для себя Н. Чабукиани завершали спектакль «Тенями», отказавшись от финального четвертого акта. В нем на свадьбе Солора с Гамзатти, соединению которых мешала тень Никии, осуществлялось возмездие богов за то, что Солор нарушил данную баядерке клятву в верной любви. Дворец разрушался, погребая под обломками участников свадебного празднества. Утрата четвертого акта с трио Солора, Гамзатти и Никии-тени вызывала немало возражений.
Баядерка: история о любви
Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание. композитор Минкус Людвиг.
Литературная основа
- Баядерка (балет)
- Баядерка: история о любви
- Триумфальная премьера балета «Баядерка» в Красноярском оперном
- Рождение шедевра. «Баядерка»
- Минкус. Балет «Баядерка» (La Bayadère) |
Мариинский театр Шедевр Мариуса Петипа Балет "Баядерка"
К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире. В статье рассматривается сценическая история балета Мариуса Петипа «Баядерка», подчеркивается значение сохранения этого балетного шедевра в Мариинском театре на протяжении всего ХХ века. Сюжет рассказывает о воине Солоре, который влюблен в прекрасную баядерку Никию.