Каждый ребёнок хотя бы однажды задавался вопросом: зачем вообще нужно читать?
Сочинение Зачем нужна классическая литература?
Современную литературу нужно читать, чтобы понять, куда мы движемся и зачем. Нужно признать, что эти другие дисциплины имеют привычку обращать к истории литературы неудобные для нее вопросы. Зачем нужны современные писатели, если у нас уже есть Достоевский и Толстой?
Как приучить себя читать книги?
- Задачи литературы в современном социуме (Наталья Мартишина) / Проза.ру
- Зачем читать книги современных писателей?
- Зачем нужно читать классику
- Аргументы против книг
- Польза от чтения классической литературы
- Положительное влияние книг
Значение литературы в жизни человека
Школьники изучают классику по сокращенному изложению, взрослые предпочитают ленту новостей фантастическим романам и познавательным, развивающим книгам. Хотя время изменилось и появилось множество альтернативных источников информации, читать все еще полезно, а иногда даже необходимо. Рассмотрим основные причины, почему все еще нужно обращать внимание на литературу, и в чем ее вред по мнению отдельных экспертов. Положительное влияние книг В школе недаром существует такой предмет, как литература. На основе опыта классиков учителя пытаются передать ученикам мудрость, научить правильным поступкам и рассказать о плохих делах Сейчас многие успешные люди говорят о том, что прочитывают в месяц определенное количество книг. Но зачем они это делают и как связан успех и книги? В книгах есть опыт автора, других людей, которые перенесены на страницы, записаны в строчках. Мы можем учиться не на собственных ошибках, а на основе знаний, которые кто-то уже получил до нас. Правильная литература способна создать полезное мировоззрение, сформировать достойную личность, расширить взгляд на многие привычные вещи.
И обычно, тот, кто понимает зачем читать книги, легко дойдет до своей цели. Книгочтение формирует в сознании видение мира с разной точки зрения, расширяет кругозор, самоутверждение и повышает уровень уверенности в своих силах. Ведь все редкостное является уникальным, трендовым. Плюсы и минусы интернет-книг Чтение бумажных книг приносит массу удовольствия. Но нужно ли читать книги только бумажные? Электронные носители не в состоянии передать весь спектр наслаждения от процесса перелистывания книги Интернет-ресурса. Однако, большинство граждан современности все же отдают предпочтение именно таким интернет-книгам. Это объясняется рядом их преимуществ: Достоинства Открытый доступ к любому произведению; Бюджетный вариант; Сохранение леса с экологической точки зрения. Длительное чтение интернет ресурсов быстро утомляют сетчатку глаза, возможно ощущение усталости и головной боли. Важным недостатком является соблазн перейти на другую вкладку интернета с пометкой «Распродажа», «социальная сеть» и другие.
Интернет книги часто зависят от скорости подачи трафика, который имеет способность уменьшаться, что приводит к длительной загрузке страниц книги и создает неудобство для читателя. Основные 10 фактов важности введения книги в свой стиль жизни Нужно ли в наши дни читать книги? Следует выделить основные 10 фактов зачем нужно читать книги: Факт 1. Развитие мышления. Чем больше человек читает, тем больше размышляет над проблемой, описанной в сюжете произведения. Факт 2. Снижение стресса. Чтобы было сил выйти из состояния стресса следует окунуться в богатство сюжета какого либо произведения, желательно перед сном. Это позволит вернуть психику в нормальное состояние покоя. Факт 3.
Увеличение словарного запаса. Читая книгу, часто случаются новые слова. Новые изучения обогащают словарный запас, улучшают грамотность. Факт 4. Исключение болезни Альцгеймера. При чтении увеличивается активность мозговых клеток, что положительно влияет на развитие мозга. Факт 5. Повышает уверенность. При общении, когда мы показываем свою осведомленность в определенной отрасли, мы чувствуем себя на «голову выше». Это придает уверенности, улучшает самооценку.
Факт 6. Повышает уровень творчества. Начитанный человек может сгенерировать сразу несколько хороших идей.
Если я сейчас включаюсь в обсуждение ряда вопросов, поднятых в статье Игоря Шайтанова, то, разумеется, не для того, чтобы вступить с ее автором в полемику. Что касается достоинств «нового историзма», то я. Что же касается «НЛО», то в целом я ценю этот журнал высоко, поскольку в нем оригинальные исследования безусловно перевешивают неосторожные теоретические программы.
Я предлагаю несколько собственных соображений о значении литературы не для того, чтобы стать на ту или иную сторону, но только для того, чтобы дать дополнительную информацию к размышлению. Поскольку часто считают, что культурно- историческая угроза для автономии и ценности литературной науки исходит с Запада, а я как раз и представляю собой продукт, взращенный западной академической средой, то мое мнение может что-то прояснить для читателей «Вопросов литературы», пусть даже просто как свидетельство иной культурной точки зрения. Я хотел бы начать с того, что место литературы в академической жизни обеспечено ее педагогической ролью. Флобера — и тем более Шекспира — продолжают читать и ценить, несмотря на новые требования академического рынка. Любопытно, что в Америке, где прагматический принцип в высшем образовании осуществлен куда последовательнее, чем в Англии, гуманитарные факультеты остались в целом преданными идеалу всестороннего образования в духе «свободных искусств». Большинство преподавателей британских и американских университетов все еще убеждено в существовании канона, состоящего из произведений, наделенных культурной значимостью и языковым совершенством, а также в том, что изучение этих произведений делает нас умнее, счастливее, культурнее и нравственнее.
И я верю в это, видя здесь обоснование того, что и по сей день, несмотря на все теоретические и методологические споры последних тридцати лет, изучение литературы остается неизменной частью университетского образования в англоязычном мире. Впрочем, есть еще одна причина — прагматическая: литературное образование не только делает нас нравственнее, но помогает найти работу. Умение хорошо писать и читать — это одно из самых необходимых умений в век информации. Это представление может показаться благим пожеланием или банальностью, но если это и банальность, то пользующаяся широким распространением. За подтверждением я обратился к интернетовскому сайту факультета славянских языков Стэнфордского университета и обнаружил, что в качестве цели обучения там настойчиво подчеркнуто «приобретение разносторонних коммуникационных навыков» как результат изучения литературы. Если мы можем разобраться в поэзии Пастернака, то, предполагается, мы можем легко работать с разнообразными менее сложными и изощренными «текстами», встречающимися нам в повседневной жизни.
А значит, мы получаем хороший шанс предложить наши умения на рынке труда.
Литература сама иногда критикует и высмеивает такую повествовательную логику. Есть, например, знаменитое предание из древнеримской истории: царь Тарквиний обесчестил добродетельную Лукрецию, она покончила с собой, народ возмутился, изгнал Тарквиния, и с тех пор в Риме вместо царской власти стала республика. Это сильный, убедительный нарратив, где одно событие вроде бы с необходимостью следует за другим, вплоть до смены политического режима.
Логика жизни отличается от нарративной логики, однако мы склонны об этом забывать. Нужно правильно понимать эту фразу: «история» здесь значит «повествование об исторических событиях», которое ведется задним числом и выстроено в одну прямую линию. А настоящая история процесс совершающихся событий и поступков всегда могла пойти по-другому , и историки это знают, исследуя несбывшиеся варианты ее развития. Интерьер с читающей женщиной.
Термин из теории литературы, который это объясняет: чтение. Кто придумал термин: все мы что-то читаем и вроде бы знаем, что это за занятие. Что значит, что читатель выбирает? Мы можем читать текст на общем с автором родном языке, на чужом языке оригинала, в переводе.
Мы можем читать впервые или перечитывать, и наша реакция будет отличаться от первого чтения — мы ведь уже знаем, чем все кончилось. Вместе с тем задача теории литературы — признавая за читателем свободу интерпретации, показать, что не все интерпретации равноценны. Здесь теория литературы практически перетекает в общую проблематику морали. Термин из теории литературы, который это объясняет: мимесис.
Что это значит: изучая мимесис, наука о литературе отвечает не на вопрос «Что значит текст?
Зачем нужна литература в школе
Если в семье активно работают с чтением, то дети очень серьёзно читают в возрасте до 9-10 лет. После этого, что называется, «сносятся с катушек» и перестают читать вовсе. Это во всём мире так. Если заложен какой-то потенциал, они начинают читать самостоятельно с 13-14 лет. Я очень жестоко отношусь к своему сыну, заставляю его читать по часу в день, отбираю у него все гаджеты, запираю его в комнату фактически. Меня скоро к Астахову поведут. Ну, вот пока он читает через силу. Но на самом деле надо привить навык, дать понять, зачем это нужно, и на следующем этапе человек начинает читать сам. Конечно, семейная ситуация очень важна. Многое зависит от самого человека. Самое главное, что во многих поколениях в семьях не закладывались эти вещи.
А чтение всё-таки не элитарная вещь, а всеобщая. Константин Мильчин: Есть такое американское исследование: специалисты пытались понять, почему в малообеспеченных семьях обычно поколение за поколением сохраняется статус нищеты. А в богатых семьях часто и успех, и богатство сохраняются за наследниками в нескольких поколениях. В 1970-х годах грешили на генетику, потом выяснили, что с генетикой ничего не связано. Оказалось, что в семьях, где есть возможность с детьми постоянно заниматься, читать с раннего детства, у ребёнка больше шансов дальше жить достойно. Понимаете, в чём дело: у меня никогда не было варианта — читать или не читать. Я всю жизнь жил в мире книг. Я просто думаю, что маленькому человеку, ребёнку нужно найти такую книжку, которая бы ему понравилась. Нужно потратить на это время. Мне кажется, если человек не читает, это значит, что не потрудились найти ему такую книгу в детстве, с которой бы он начал.
В основе приучения к книге лежит поиск той самой книги, которая создана именно для этого читателя. Борис Куприянов: Тут ещё такой аспект. У меня бабушка старорежимная, очень традиционная, она работала библиотекарем. И она считала, что в детстве в 10-11 лет я должен был читать Диккенса. Я его тогда возненавидел. Начал открывать его только сейчас и понимаю, какую ценность я утратил, потому что по долгу службы я часто бываю в Лондоне и хожу по этим улицам, которые просто пропитаны духом Диккенса. Это с одной стороны, а с другой — я несколько лет назад искал способ, как рассказать ребёнку о войне. Полтора года назад он прочёл «Мальчика в полосатой пижаме». Это сняло с меня большую работу по объяснению, что такое война. Это я к тому, что чтение иногда сильно упрощает жизнь родителей.
С тех пор я вырос такой смеётся. С одной стороны — толпы креативщиков, которые готовы расписать библиотеку под офис Гугла и заставить всех кататься на роликах, читая по ролям «Колобка». С другой — чопорные библиотекарши, жрицы этого «святого» места, рядом с которыми хочется стать чуть ниже, на полтона убавить голос и выйти вон… на пиратские библиотеки в Интернете. Библиотека мечты — где-то посередине. И её нигде пока нет. Несколько тезисов на эту тему от Бориса Куприянова позволяют глубже взглянуть на проблему. В библиотеке человек должен знакомиться с чтением как с интеллектуальной аналитической практикой, считает Борис Куприянов. Хотя досуговая составляющая остаётся в библиотечных уставах, основных законах, и никто её, конечно, не отменял». Понятно, что Китае, где каждый год строится столько библиотек, сколько не строится во всём остальном мире, никому в голову не приходит задаваться вопросом, нужна ли библиотека, имеет ли смысл чтение на бумажных носителях и так далее. К несчастью, в России мы сталкиваемся со странным мнением.
Почему важно, чтобы кодов было несколько? Литература — не жизнь, и об этом важно помнить. Кто придумал термин: «повествование» — неспециальное и ничейное понятие. Что это значит: п narrative — это любое связное изложение чего-либо.
Повествование — это, во-первых, рассказ о событиях а не о чувствах, идеях и тому подобном. Во-вторых, этот рассказ должен вестись, когда события уже прошли: рассказчик мог быть раньше их участником, но теперь все равно говорит о них немного со стороны. Американский философ Артур Данто приводил такой пример. В повествовании историка может быть фраза «В 1618 году началась Тридцатилетняя война».
А вот современник этого события например, летописец, который заносит начало войны в свою хронику не мог бы написать такую фразу — потому что не знал, сколько война продлится и как ее потом назовут. Повествование — это взгляд из будущего, который устанавливает связи между событиями, следующими друг за другом. Логика повествования отлична от логики реальности. Как объяснял Барт, эта логика основывается на принципе «после этого — значит, вследствие этого», то есть причиной события по умолчанию считается другое событие, о котором нам сообщили раньше.
Литература сама иногда критикует и высмеивает такую повествовательную логику. Есть, например, знаменитое предание из древнеримской истории: царь Тарквиний обесчестил добродетельную Лукрецию, она покончила с собой, народ возмутился, изгнал Тарквиния, и с тех пор в Риме вместо царской власти стала республика. Это сильный, убедительный нарратив, где одно событие вроде бы с необходимостью следует за другим, вплоть до смены политического режима. Логика жизни отличается от нарративной логики, однако мы склонны об этом забывать.
Интересно, что споры о том, что можно называть классикой, были весьма напряжёнными. Впоследствии связь «классика — античность» ослабла, и под классическими произведениями стали понимать такие, в которых наиболее ярко запечатлены черты эпохи. Узнайте всё самое интересное о жанре научной фантастики с нашим курсом: Таким образом, классическая литература в современном понимании — это не набор эталонных и безупречных текстов, перед которыми нужно преклоняться. Это тексты, в которых наиболее ярко отражены веяния эпохи и литературные тенденции. Но каковы критерии определения классической литературы? Нужно понимать, что популярность писателя в ту или иную эпоху ни о чём не говорит, так как только по прошествии времени можно понять, какие книги оказались значимыми, а какие нет. А ведь, к примеру, Достоевского сильно критиковали при жизни. Почему так произошло? Во-первых, именно эти авторы смогли создать новые литературные формы. Во-вторых, их влияние на литературу более чем очевидно, что подтверждается высказываниями писателей будущих поколений.
Иными словами, классическая литература существует не для того, чтобы мы её любили. Зачем нужна классическая литература Классическая литература необходима для того, чтобы мы могли увидеть живые, противоречивые мысли людей прошлого, то, как они воспринимали те или иные события, например, войну 1812 года в эпопее Толстого. А ещё могли понять, как именно развивалась литература, чтобы превратиться в то, что мы видим в современности. К тому же без знания классической литературы, хотя бы её базовых элементов, очень сложно понимать произведения.
Так вот, что же дало мне изучение литературы в школе? Сразу скажу, что учился я довольно прилежно, все полагающиеся произведения прочитывал — причем, прочитывал как положено: до 1 сентября года изучения этого произведения в программе. Это, несомненно, было полезно: даже почтение таких текстов, как "Что делать? Чернышевского или "Как закалялась сталь" Н.
Книга — друг человека. Зачем читать художественную литературу?
И не стоит ли заменить уроки литературы в школе на что-то более полезное, в конце концов? На самом же деле, люди придумывают, пишут, читают вымышленные истории с незапамятных времен не случайно, и художественная литература может менять мир не меньше, чем научные открытия — влиять на политику, экономику, культуру, общество. Как и почему это происходит, что такое и как устроен нарратив, как и почему мы переживаем, когда читаем художественные произведения, какие базовые сюжеты сложились в литературе за века, какие психологические, когнитивные, социальные, культурные функции есть у чтения — все это обсудим на вебинаре Летнего университета «Живой классики»!
Во-первых, именно эти авторы смогли создать новые литературные формы. Во-вторых, их влияние на литературу более чем очевидно, что подтверждается высказываниями писателей будущих поколений. Иными словами, классическая литература существует не для того, чтобы мы её любили. Зачем нужна классическая литература Классическая литература необходима для того, чтобы мы могли увидеть живые, противоречивые мысли людей прошлого, то, как они воспринимали те или иные события, например, войну 1812 года в эпопее Толстого. А ещё могли понять, как именно развивалась литература, чтобы превратиться в то, что мы видим в современности. К тому же без знания классической литературы, хотя бы её базовых элементов, очень сложно понимать произведения. И речь здесь идёт не только про постмодернизм Набоков, Пинчон, Пелевин , в основе которого лежит цитатность, обращение к знаменитым сюжетам, интертекстуальность, но литература вообще.
Если вы не знаете читательских интересов пушкинской эпохи, то вы не сможете по-настоящему понять поведение Татьяны Лариной в «Евгении Онегине». Если вы не знакомы с байроническим героем, то восприятие романа Лермонтова «Герой нашего времени» тоже будет неполным. Это только XIX век — век критического реализма. Когда же мы попадаем в XX столетие, где литература сильно усложняется, то незнание классического контекста может стать проблемой. Заметьте, здесь речь идёт не о любви, а о «техническом» прочтении. Классическая литература в таком контексте существует как данность, как некий базис, который нужно знать, чтобы понимать разных авторов, эпохи и ключевые идеи. Более того, никто не запрещает не любить того или иного автора и даже напрямую критиковать его.
Современную литературу нужно читать, потому что что многие произведения современной литературы актуальны. Такие книги, тем более, если они грамотно и правдиво написаны, читать необходимо. Но чаще всего они освещают какой-нибудь один актуальный вопрос. Русская нынешняя литература отличается легкостью прочтения, над ней чаще всего не надо задумываться. А это отвечает требованиям современной жизни, темп которой настолько высок, что люди просто не успевают прочитать и вникнуть в серьезные произведения 18-19 веков. Современные детективы и женские романы позволяют расслабиться и не задумываться над прочитанным. Это ни хорошо, ни плохо, просто такая литература, возможно, нужна сейчас, но она уйдет, не оставив следа ни в литературе в целом, ни в головах читателей. Чтение современной литературы обогащает читателя новым опытом. В первую очередь, читатель может проследить, как изменилась современная литература по сравнению с литературой прошлых веков. Это очень полезно филологам и просто людям, интересующимся филологией и претендующим на звание людей эрудированных. Кроме того, современная литература отражает, в той или иной степени, современную культурную ситуацию. Литература с помощью художественных приемов фиксирует те изменения, которые происходит в обществе. Ее можно назвать зеркалом современности. Современную литературу нужно читать, потому что Мышление бывает рациональным, и образным, чувственным. Отвечают за них разные половины головного мозга коры В жизни они друг друга гармонично дополняют, так как ни математик не может без искусства не сойдя с ума, так и наоборот, представители искусства обязаны обладать рациональностью и математической логикой. Если технические науки развивают свою часть мозга и психики, то искусство, соответственно, свою. Художественная литература оперирует образами, а потому является искусством - отсюда и зачем её нужно читать. Жанры могут быть самыми разнообразными. Существуют в жизни конкретные понятия : Сила и направление удара, концентрация войск, глубина обороны и прочее. Шахматы, наконец, где надо считать и просчитывать. А существуют такие вещи как честность, совесть, любовь, предательство.... Вот для выработки умения работы с такими категориями вроде бы относительными, неконкретными, субъективными. Что было б, если вымыслы И выдумки вослед Из головы бы выбросил Однажды целый свет? Учебники бы только Писались для детей, Но не было б нисколько Романов, повестей. И разве кто-то в странном Каком-то чудном сне Летел в чужие страны На сказочном коне?.. И не играли б дети В пиратов, в марсиан, И цветик-семицветик Для них был лишь обман.
Дескать, заходишь в вагон и видишь, как все, там находящиеся, с жадностью глотают детективную приманку, при этом все синхронно перелистывают одну и ту же страницу. Однако я сам видел, как молодые люди раскрывали тома Петрарки, Бальзака, но только не одноразовое чтиво. А как быть с теми же Петраркой и Бальзаком? Неужели и они, по сути, служат для того же: для получения эстетического удовольствия? Может быть, более изысканного, утонченного, элитарного, но все же удовольствия? Теперь пора перевести разговор из бытового русла в теоретическое. Литературу нам предлагают воспринимать через наши чувства, эмоции. Подтверждение этому мы найдем и в любом вузовском учебнике литературоведения. Литература определяется как особая разновидность искусства. Но так ли это? Так почему не выделить литературу как самостоятельную единицу? То есть уравнять ее в правах с искусством. Таким образом, мы увидим несколько таких форм. Я предлагаю выделить пять: наука, философия, литература, искусство, религия.
Зачем читать художественную литературу?
Вот зачем надо читать книги. Зачем нужна современная литература. Последние двадцать лет ознаменованы стремительным развитием науки и информационных технологий. Классическая литература — это высокая литература. Поскольку герои литературных произведений наделены самыми разнообразными качествами, чтение дает нам возможность узнать об уникальных характерах и судьбах. новости литературы. Любая программа по литературе продуктивна, если учитель понимает, зачем преподаёт свой предмет.
Книга — друг человека. Зачем читать художественную литературу?
Они писали друг для друга, потому что могли себе позволить — им обеспечивали жизнь те, кто не смог бы оценить художественные таланты. О великих авторах русской литературы, символах нашей культуры и истории, русский народ узнал только после того, как научился читать. В 30-е годы прошлого века люди учились читать по текстам Пушкина, Лермонтова, Чехова. Что происходит с литературой сегодня Петербургский писатель Сергей Арно в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что «бронзовый век» в нашей литературе уже случился — это расцвет поэзии в начале Перестройки. Но вспомнит ли современный человек хотя бы одного автора той эпохи?
Едва ли. Тогда поэты собирали залы, люди слушали поэзию. Я не говорю о прозе — она стоит особняком. Прозу нужно читать, прилагать умственные усилия.
Но это не значит, что снова не будет вспышек литературы и искусства, потому что сейчас несколько иное время. Это не время искусства, более прагматичное», — считает писатель. Серебряный век закончился сто лет назад, а нового расцвета все еще не предвидится. Скорее всего, литература больше не будет прежней, и оценивать писателя по его мастерству и глубине смыслов нам уже не придется.
На дискуссионной площадке книжного клуба-магазина «Пиотровский» в Ельцин Центре в Екатеринбурге 16 февраля собрались слушатели философско-мировоззренческого лектория, чтобы провести вечер с писателем, публицистом, радиоведущим, книготорговцем, поп-марксистом и защитником Белого дома в 1993 году, Алексеем Цветковым. Он предложил поговорить о том, как и зачем люди читают современную литературу. Когда коллеги из «Пиотровского» предложили Алексею не просто представить свои книги, а поговорить на тему современного чтения, он подумал, что это один из тех неразрешимых вопросов, на которые нет и не может быть ответа. Но в то же время - это тот вопрос, который идеален для самоанализа и отличный повод для полезного разговора с самим собой. Аудитория согласилась с его основным посылом — читаем мы для удовольствия. Теперь нам всем следует понять, из чего происходит это удовольствие. Удовольствие - это всегда награда за что-то. Текст может быть наркотиком?
За что мы получаем награду в данном случае? Писатель решил начать лекцию со смежного вопроса: как мы читаем? Каков ваш любимый способ чтения? Я бы сказал, что два из них — основные. Один дополнительный, и один приблизительный, вспомогательный и лично мне не близкий. Впрочем, он признал, могут быть и другие способы чтения. И если уж рассуждать по гамбургскому счету, то у каждого читателя свой способ, и у каждого текста тоже есть свой способ чтения. А еще существуют неизвестные или даже забытые способы чтения текстов.
Первый способ чтения по Цветкову — Конечно, «интертекстуальный». Все мы знаем, что это такое. Не все? Это, когда читая, человек задается вопросом, какие другие тексты, другие авторы присутствуют в этом тексте. С какими другими текстами этот текст говорит? Каким другим текстам он подражает, возражает, достраивает или наоборот раскладывает их на элементы, нам прежде не очевидные. Иначе говоря, это соотношение текста с другими текстами. Это как бы установление связи, расположение книги на полке, точнее, на нескольких полках сразу, в ландшафте литературы, известной нам.
Чем больше таких связей нам удается найти, тем сильнее наше читательское удовольствие. Прямым предшественником подобного чтения является чтение теологическое, богословское, где любой текст сравнивается с основным корпусом священных и сакральных текстов. Ну, а сам термин «интертекстуальность» был введен Юлией Кристевой в 1960-м году, полвека назад, когда окончательно вошло в моду такое понимание: любой текст — это система скрытых, косвенных цитат, оригинальный пересказ чего-то уже прочитанного автором ранее. Он содержит массу отсылок, превращенных форм, загадок, которые так увлекательно разгадывать. И вообще, художественным текстам свойственно, согласно этому взгляду, фрактальность, матрешечность. В качестве иллюстрации я бы вспомнил Юрия Лотмана, или Владимира Проппа. Его тексты показывают, что любой современный текст имеет в себе фольклорные основания. Способ второй по Цветкову — Этот способ я бы назвал «социальным».
Сами же уроки литературы, напротив, не оставили следа никакого — помимо ощущения бездарно потраченного времени. Какие-то отрывочные воспоминания всплывают, относящиеся к разным годам а я учился в трех весьма разных школах : "дети, найдите в тексте описания природы" или "покажите, как писатель показывает трудную жизнь крепостного крестьянина". Все это было исключительной бессмыслицей, ничего не добавлявшей ни разуму, ни сердцу. И никаким образом не повлиявшей на мои литературные взгляды и предпочтения.
Ведь если задуматься, несмотря на кажущуюся уникальность, человеку в большинстве случаев свойственно действовать по сложившемуся сотни лет назад шаблону.
Читая классику, вам удастся не только с легкостью разгадывать поведенческие мотивы собеседников, но и подбирать к каждому характеру свой «ключик». Хотите стать мастером переговоров? Обратитесь за помощью к великим писателям. Развивать культуру речи Ни для кого не секрет, что чтение любой качественной литературы, будь то современная проза или классика из школьной программы, помогает развить в себе креативные способности, улучшить мыслительный процесс и пополнить словарный запас подробнее об этом мы писали здесь. А еще классические произведения способны разнообразить вашу речь.
Новые обороты и несправедливо забытые слова родного языка помогут вам яснее и грамотнее выражать собственные мысли.
6 доказательств того, что литература полезна в обычной жизни
Поэтому так велика сила воздействия искусства на людей: оно пробуждает в человеке ответное чувство. Но в литературе этот процесс происходит через его образное выражение в слове. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого, особенного, нравственного начала. Она обогащает нас совершенно особыми знаниями — знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.
Но понять и увидеть, как при помощи обычных слов открывает нам автор духовный мир человека, невозможно без специальных знаний и определенного читательского опыта. Неподготовленному читателю не откроет литература глубин, позволяющих понять чужие мысли и, может быть, пересмотреть свои. Литературу изучать нужно. Нужно изучать литературу для того, чтобы научиться не просто читать книги, но понимать, анализировать, научиться видеть то, что желал своим произведением донести до читателя писатель.
Поэтому один из знаменитых образов прустовской прозы — это печенье. Его запах и вкус запускают в герое мощный поток воспоминаний и переживаний о времени, ушедшем в прошлое. Иногда предметом эстетического наслаждения становится не только содержание, но и форма: ритмы предложений, подбор слов и даже любимый шрифт и идеальная ширина полей могут быть главной целью автора. Исторический импульс Писатели могут создавать художественные произведения, желая поделиться правдивыми фактами и помочь читателям увидеть исторические события по-новому.
Набивший нам в школе оскомину роман «Капитанская дочка» был плодом долгих и скрупулезных исследований пугачевского бунта на основании исторических документов. Зачем Пушкин стал историком? Чтобы осмыслить сотрясавшие Европу и приближавшиеся в Российской империи революции 1830-х годов. Литература может быть и документальной. Белорусская писательница Светлана Алексиевич, получившая в 2015 году Нобелевскую премию по литературе, в цикле «Голоса утопии» описывает жизни и судьбы реальных людей, которые пережили страшные события. Одна из ее книг «У войны не женское лицо» раскрывает неизвестную ранее сторону Великой Отечественной войны. Алексиевич рассказывает об известных по учебникам, книгам и фильмам событиях 1941—1945 годов через истории реальных женщин — причем не только тех, что воевали, но и санитарок, фронтовых поварих и прачек. Но нельзя воспринимать его лагерную прозу как хронику.
Солженицын писал на волне развенчания культа личности Сталина, и его тексты, конечно, политически заряжены стремлением изменить взгляд общества на устройство СССР. Политическая цель Писатели могут использовать художественную форму, чтобы стимулировать общество к переменам: они обличают правителей и режим, создают сатиру на политическое устройство или нравы современников. Сам Оруэлл свою знаменитую антиутопию «1984» посвятил критике тоталитаризма в целом и политического режима СССР в частности. Но роман остается популярным и спустя 70 лет а по данным сервиса аудиокниг Storytel , книга на 6-м месте по прослушиванию и обретает новую актуальность во времена цифровой слежки. Читайте также 7 книг о том, как соцсети изменили мир и наше мышление Теоретик утопического социализма Николай Чернышевский написал роман «Что делать? Ему хотелось писать публицистику об обреченности монархии, необходимости социализма, феминизма и коренных изменений в устройстве общества — но в XIX веке за такое могли и повесить. Писатель упаковал свои идеи в форму романа, читая который, многие поколения советских школьников клевали носами. Вот и цензор в свое время, видимо, уснул, потому что пропустил роман в печать, приняв его за семейно-бытовой за что и был уволен.
Политический и исторический импульсы трудно разделить: редко когда автор художественной литературы станет копаться в исторических документах, чтобы написать максимально объективный учебник. История часто становится поводом поговорить о современном обществе. А иногда за исторической реконструкцией прячутся психологические или философские рассуждения. Возьмем «Три товарища» Ремарка и «Путешествие на край ночи» Селина — два произведения о Первой мировой войне. Ремарк порицает общество, показывая жертв войны — молодых людей, вынужденных рисковать жизнью и лишенных возможности быть счастливыми. А Селин не делит людей на плохих и хороших: мир прогнил изнутри, добра не существует и никого не жаль. Оруэлл, конечно, упомянул только малую часть причин. Достоевский, например, часть своих произведений писал, чтобы рассчитаться с карточными долгами, но и не только: создавая свои романы, он искал ответы на религиозно-философские вопросы.
Вероятно, поэтому при чтении его книг трудно отделаться от ощущения, что писатель через своих персонажей спорит сам с собой. Генри Миллер и вовсе беззастенчиво использовал десятки страниц в перерывах между действиями персонажей, чтобы пофилософствовать. А певец быта Чарльз Буковски, наоборот, стремился показать жизнь «одноэтажной Америки» без витиеватых украшательств, со всеми подробностями вроде одинокой блевоты на ковролине. Зачем важно это знать? Зная цель писателя, легче понять, какие ценности транслирует его книга. Читайте предисловия, аналитические статьи, раздел о замысле произведения хотя бы в «Википедии». Во-первых, это поможет решить, интересна ли будет эта книга лично вам, а во-вторых, она перейдет из перечня занятий «чтобы убить время» в категорию «полезно». Филолог и литературовед Сергей Лавлинский отмечает: ситуация, когда литература не близка читателю, типична.
А вот новости о тревожных происшествиях вызывают сильные чувства, стресс и раздражение. То есть дело не в том, что мы получили информацию из текста, а в том, воспринимаем ли мы события как реальные или как выдуманные. Читая сочиненную кем-то историю, мы не должны думать о том, что предпринять и как правильно реагировать в реальной жизни. Эмпатия по отношению к персонажу книги не требует альтруистичных поступков. Когда мы видим бездомного, просящего милостыню, но помочь ему не можем, то испытываем стыд, проходя мимо.
Но если мы читаем историю о вымышленном нищем, мы не чувствуем ответственности, потому что на ход воображаемых событий повлиять не способны. Чтение не только не вызывает стресс, но и может снижать его уровень. Исследования показали , что уровень кортизола гормона стресса во время чтения художественной литературы снижается примерно так же, как во время медитации. Помогает в психотерапии Существует метод библиотерапии : специалист подбирает клиенту список книг, которые помогут ему справиться с душевными трудностями или облегчить состояние при некоторых ментальных расстройствах. Пациент читает книги, ведет читательский дневник, отмечает эмоционально заряженные для него отрывки и обсуждает их с терапевтом.
Основные цели библиотерапии — помочь человеку увидеть, как с похожими проблемами сталкивались другие. Справляясь с трудностями, персонаж и читатель растет над собой и формирует новые убеждения и ценности. Библиотерапия может быть эффективна при лечении некоторых эмоциональных проблем. В 2011 году в рамках исследования специалисты проводили занятия по чтению с младшеклассниками, которым было трудно общаться и адаптироваться к школе. Педагог акцентировал внимание детей на чувствах и мыслях героев, предлагал им порассуждать о них.
Спустя два месяца эти дети показали более высокий результат в своем когнитивном и эмоциональном развитии. Читайте также Похожий метод — сказкотерапия , когда под конкретный запрос клиента подбирают архетипические структурные элементы сказок. Благодаря иносказаниям и символам сказкотерапия помогает человеку обойти психологические защитные механизмы например, вытеснение и отрицание. Человеку может быть невыносимо больно и страшно погружаться в свою проблему и говорить о ней прямо. Сказка помогает говорить о самых трудных событиях отстраненно.
В сказочных поворотах человек может найти эмоциональный ресурс и пути решения реальной проблемы. Сказкотерапия работает и для детей, и для взрослых. Малышам психологи часто предлагают придумать свою сказку на заданную тему: в таких историях отражаются личные переживания, которые ребенок может проработать в игре с помощью психолога. Сказки помогают детям справиться с агрессией, научиться осознавать и принимать свои эмоции, понимать причины своего поведения и даже реакции других людей, поиграв от их лица. Взрослые люди ничуть не меньше детей могут бояться собственных эмоций.
Психотерапевт Сьюзен Форвард в книге «Токсичные родители» рассказывает, как сказка помогает тем, кто пережил в детстве насилие, справиться с психологической травмой. Сьюзен просит клиента написать сказку, которая описывает его травмирующую историю, но в волшебном мире. Клиент превращается в главного героя, положительного персонажа, а токсичный родитель, например, в чудище. Конец у такой сказки должен быть счастливым. Например, одна клиентка Сьюзен Форвард написала историю о веточке плюща это сама женщина , на которую злой король ее отец посылал заклятья.
В финале крестная фея психолог вырвала с корнем эту веточку и унесла из «долины печали». Такой взгляд на свою жизнь может дать силы тогда, когда кажется, что помощи ждать неоткуда. Приносит удовольствие и успокаивает Американский психолог Михай Чиксентмихайи изучал тему счастья. Он пришел к выводу, что максимальное удовольствие от любого процесса наступает, когда мы полностью поглощены деятельностью, а всё остальное становится неважным. Он назвал это состояние потоком.
В состоянии потока искажаются чувство времени и самосознание: теряется ощущение времени и места, собственное «я» отходит на второй план.
Классические произведения являются не только источником знаний о прошлом, но и уникальным учебным материалом. Через литературу мы можем научиться общаться, рассуждать, анализировать и даже убеждать других. Все это может помочь нам стать лучшими версиями себя и добиться успеха в жизни. Но самое важное - классическая литература способна изменить нашу жизнь к лучшему.
Она помогает понять важность моральных ценностей, учиться принимать правильные решения и находить вдохновение для творчества.
КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
Значение литературы в жизни человека Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей. Во-первых, это необходимость: нужно сохранить высокую планку литературы как предмета, который формирует нравственность и передает культурный код. Поскольку герои литературных произведений наделены самыми разнообразными качествами, чтение дает нам возможность узнать об уникальных характерах и судьбах. Когда вы нашли жанр по вкусу, то не сможете оторваться от литературного произведения. Ему нужно было бы представлять всё: от пейзажей и облика городов, до лиц и голосов персонажей. Нужно понимать зачем люди читают, и писать то, что им нужно, а не "я так вижу!" и "не умею писать как все!".