Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Богемское княжество), государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии.
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы
При этом он освободил Святополка I, справедливо рассчитывая, что тот заинтересован в возвращении себе власти в Великой Моравии. Святополк I пообещал Людовику подавить восстание и даже взялся сам вести немецкое войско. Однако, Славомир признал Святополка I законным князем, и как только немцы дошли до Великой Моравии, Святополк I перешёл на сторону восставших. Немецкое войско снова было разгромлено.
В итоге, Святополк I смог стать князем всей Великой Моравии. И, как гласит « Житие Мефодия »: «…князь Святополк доверил заботе Мефодия все храмы во всех городах. Святополк формально признал верховенство Людовика и обязался выплачивать Восточно-Франкскому королевству дань.
Замирение с немцами позволило Святополку заняться расширением своих владений. В 874 году он захватил Блатенское княжество , земли в верхнем течении Вислы и север современной Моравии в окрестностях города Опава. В 880 году к владениям Великой Моравии прибавились Силезия и восток сегодняшней Венгрии в среднем течении Тисы, принадлежавший до того болгарам.
Те в свою очередь заключили союз с Арнульфом Каринтийским в Паннонии, который настроил болгар против Святополка I. Но тот разбил болгар и включил в состав своего государства Паннонию — часть территории Арнульфа. При Святополке в орбиту Великой Моравии вошла часть хорватских княжеств до реки Стрый [20] [21].
Формирование Великоморавской державы было обусловлено не только внутренними факторами, но и внешним влиянием. Главной фигурой, игравшей ключевую роль в объединении славянских племен, был князь Моимир I. Он смог создать мощное государство, которое включало в себя большую часть современной Словакии, Чехии и Венгрии.
Формирование Великоморавской державы сопровождалось культурным расцветом. Это период, когда славянские племена обрели свою политическую и культурную идентичность. Они создали собственное письменное языческое словесное наследие и научились адаптировать христианские ценности и технологии, проникавшие с Запада.
Формирование Великоморавской державы связано с приходом славянских племен на эти земли. Главной фигурой в объединении славянских племен был князь Моимир I. Формирование сопровождалось культурным расцветом.
Таким образом, происхождение и формирование Великоморавской державы отражает важный этап в истории Средней Европы, когда славянские племена смогли создать сильное государство и развить собственную культуру и идентичность. Территория и границы Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии. Ее границы были сложной и неоднозначной темой в исторических исследованиях и могли меняться в зависимости от политической ситуации.
В начале своего существования Великоморавская держава включала в себя большую часть Моравии и Словакии, а также некоторые территории на севере Венгрии и Чехии. Были предприняты попытки расширить границы державы за счет окраинных славянских племен, однако эти попытки в итоге оказались неуспешными. Соседние государства, такие как Венгрия, Чехия и Польша, тоже имели свои интересы и претензии на эти территории, что приводило к конфликтам и войнам.
Испанская корона претендовала на территорию современной Словакии, что привело к ослаблению государства и его окончательному подавлению. Таким образом, границы Великоморавской державы были изменчивы и зависели от множества факторов, включая политическую ситуацию, конкурирующие интересы соседних государств и внешние влияния. Она представляла собой важный культурный и политический центр славянской цивилизации и оставила значительный след в истории региона.
Политическая система и правление Великоморавская держава имела сложную политическую систему, которая включала в себя несколько уровней власти. На вершине пирамиды стоял князь, который был главой государства и обладал полной властью. Князь был выбираем народным собранием — вече, и его власть передавалась по наследству внутри династии.
Княжеская власть была ограничена советом ветров — совещательным органом, в который входили представители различных областей и сословий при дворе князя. Чтобы облегчить управление государством, Великоморавская держава была разделена на административно-территориальные единицы — краи. Каждый край был управляем маршалком, который был назначен князем.
Маршалки были ответственны за сбор налогов, поддержание порядка и решение споров внутри края. Значительную роль в политической системе играли виты — высшие служащие двора, назначаемые князем. Они выполняли роль советников, а также занимались административными и судебными функциями.
Виты назначались из представителей различных сословий, что позволяло сбалансировать власть и представить интересы разных групп населения. Наряду с управленческими структурами, в Великоморавской державе существовала иерархическая система церкви. Католическая церковь была слишком сильна и влиятельна в государстве и влияла на политические решения и религиозную жизнь.
Князь и его советники тесно взаимодействовали с духовенством и осуществляли контроль над церковью.
Но дискуссия о характере Великой Моравии не ограничивалась рамками интересов чехословацкой историография; к ней прислушивались и в ней участвовали историки сопредельных стран. Великоморавская держава была одним из важнейших звеньев политической истории раннего славянского и центрально-европейского средневековья.
В правильной интерпретации общественно-политического строя этой державы заинтересована и польская историография, и специалисты по истории Древней Руси. Кроме того, вопрос представляет большой интерес в связи с изучением истории средневековых германских государств, а также общественной истории и истории культуры раннесредневековой Венгрии.
Народ творческий, работящий. Живи, радуйся и богатей… Олигархи, получив народом созданные богатства, потом захотели и власти.
Так всегда бывало и будет. Пошли в политику и начали втягивать в свои разборки бандитов и народ.
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы
Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии, Австрии и Венгрии, является одной из самых значимых. Великоморавская держава сформировалась в 1-й трети 9 в. после распада контролировавшего б. ч. Центр. Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Ростиславе, который правил с 846 по 870 годы. Возникновение Великоморавской державы Возникновение Великоморавской державы было важным этапом в истории славянского народа. Великоморавская держава прекратила своё существование в 902-908 годах в результате сокрушительных набегов венгров.
Великоморавская держава
Великоморавская держава — (Великоморавское, Богемское княжество), государство западных славян в IX X вв. на юге Моравии. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822— 907 годах на Среднем Дунае. ВЕЛИКОМОРАВСКАЯ ДЕРЖАВА (Великоморавское, Богемское княжество), государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии.
Великоморавская держава: распад, обзор и последствия
Речь идёт в первую очередь о Закарпатье и прилегающих к нему территориях, ставших в 1918 году частью Чехословакии и Румынии. Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов. Эта теория отстаивается теми русинами, которые считают, что они произошли от древнерусской нации. Второй, самой часто оспариваемой, версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировались.
В поддержку версии присутствует факт включения части будущей Западной Украины в состав средневекового Венгерского королевства. Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Согласитесь, что вера до недавнего времени значила больше, чем кровь или язык, поэтому я уверен, что эта группа венгров явно происходит от мадьяризированных славян. Главным оспариваемым моментом русофобами всех мастей в истории и древних, и современных русинов является самоназвание.
В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими. Даже свой родной язык они считают русским. Христианство у русинов появилось ещё во время Великоморавского государства. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве.
Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси. В честь них выстроено множество храмов. Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси. Русинская униатская грекокатолическая церковь является самоуправляемой.
Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами униатства. Украинские писатели Леся Украинка и Иван Франко, запечатленные в названиях улиц и площадей городов СССР и даже на почтовых марках, не только не скрывали, что они русины, но и гордились этим… Судя по дневниковым записям, Иван Франко обижался, когда его называли украинцем: «Меня сегодня кровно образили оскорбили, — польск. Историк Андрей Марчуков считает, что исчезновение слова «русин» из обихода на Украине объяснимо: «Больше сотни лет воинствующее украинство вело борьбу против русскости и русинства. Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней.
С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров. Австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация». Местные «украинцы» ориентировались на Вену и даже намеревались содействовать присоединению к Австро-Венгрии исконно малороссийских земель России».
Русинский историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»: «… По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями». Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом».
Но насаждение украинства по деревням идет туго. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия… В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками».
Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения. Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки. В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала. В середине I тысячелетия н. Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе.
Таким образом, на основании археологических данных можно считать установленным, что великоморавские города и их культура возникли отнюдь не на пустом месте и не внезапно, а развивались постепенно, в течение не менее одного-двух столетий. Они явились результатом исторического развития местного славянского общества, порывающего с патриархально-родовым строем и вступающего в классовое общество. Следует отметить при этом, что таким характерным элементам материальной культуры, какими являются жилища и украшения одежды как из слоев VII - VIII вв. Это относится, в частности, к украшениям одежды и другим бытовым деталям, принадлежащим великоморавской знати. Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г. Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным. Скорее всего, оно позднего происхождения. Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века.
Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование. Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр. Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города. Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в. Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с.
Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров. Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г. Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам. Моравия IX в. Облик великоморавских городов, обрисованных на основании археологических данных, служит, несомненно, веским аргументом в пользу того, что Великая Моравия была государством с довольно развитыми классовыми отношениями. Но ведь главной чертой феодализма являются не города определенного характера, а наличие феодальной земельной собственности и определенные формы зависимости крестьян-земледельцев от собственника-феодала. Большим достижением чехословацкой археологии является то, что она сумела пролить некоторый свет и на эту сторону исследования, обрисовав облик не только великокняжеского города, но и некоторые черты великоморавской деревни. Как известно, наличие княжеской дружины - главной опоры раннефеодальной государственной организации - всегда было связано с формированием ленной системы.
Но на основании приведенных выше археологических данных, а именно богатых "дружинных" погребений на великоморавских кладбищах, говорить о ленной системе, конечно, еще нельзя. Имеются, однако, другие, более существенные факты, свидетельствующие о ленной системе и помогающие значительно конкретизировать социальный состав великоморавской знати. Интересные данные об этом получены В. Грубым - исследователем Старого Места. Не ограничившись раскопками в городе, он произвел широкие исследования в его окрестностях. При этом были обнаружены следы нескольких десятков небольших сельских поселений великоморавского времени и, что особенно интересно, два населенных пункта, которые правильнее всего рассматривать в качестве феодальных поместий. Таким образом, великоморавскому времени были свойственны три типа поселений: город, деревня и помещичья усадьба, что характерно для феодализма. В 3 - 4 км от Старого Места, на возвышенном урочище Дорфле, не имеющем следов какого-либо укрепления, были обнаружены остатки поселения великоморавского времени, а также руины церкви, окруженной кладбищем. Церковь отличалась своеобразным планом: она была как бы трехнефной, абсида у нее имела прямоугольную форму стр. Внутри церкви обнаружено несколько богатых захоронений в больших гробницах, принадлежавших взрослым и детям.
Самая большая каменная гробница занимала центральное положение в отдельном помещении с абсидой. Несомненно, что это помещение являлось усыпальницей какого-то знатного светского лица. Второе погребение в усыпальнице, как бы соподчиненное первому, принадлежало, вероятно, близкому родственнику умершего. Маленькое прямоугольное помещение между усыпальницей и церковью являлось второй усыпальницей, содержащей одно захоронение. Возможно, что усыпальницей являлась также часть притвора, ограниченная абсидой. Вокруг церкви и в основной части ее притвора обнаружено более 200 могил, в большинстве случаев "рядовых", не содержащих никакого имущества. Усыпальницы светской знати при церкви, расположенной в сельской местности, могли принадлежать лишь местным властителям.
Старославянский язык был литературным языком, общим в то время почти для всех славян. По мере распространения среди славянских народов он быстро обогащался словарным фондом и формами других славянских диалектов, все более отходя от своей солу некой основы. Этот процесс начался еще при Кирилле и Мефодии и их ближайших учениках. Старославянский язык сыграл большую роль не только в культурном развитии Великой Моравии. Громадное значение имел он для развития древне- болгарской, а затем и древнерусской письменности и культуры. Весьма важные результаты мораво-византийские переговоры имели и в области политики. Уже в 863 г. Византия вела войну с болгарским князем Борисом, союзником короля Людовика. Братья Кирилл и Мефодий прибыли ко двору Ростислава в 863 г. О первом из братьев, Кирилле, известно, что он был выдающимся ученым своего времени и талантливым дипломатом. Вопросы организации церкви лежали, по-видимому, на втором брате — Мефодии, отличавшемся громадной трудоспособностью, силой воли и качествами прекрасного организатора. В стремлении организовать независимую от германского епископата моравскую церковь князь Ростислав, Кирилл и Мефодий сталкивались с упорным сопротивлением немецко-католического духовенства, значительно укрепившего к этому времени свои позиции на территории Великой Моравии. Зальцбургский и пассауский епископы считали территорию Великой Моравии в церковном отношении подчиненной себе. Успех религиозной политики князя Ростислава зависел от позиции папского Рима. Кирилл и Мефодий, узнав, что в Италии опасались усиления Германии, отправились в Рим, где им удалось получить папскую буллу, разрешавшую богослужение в Великой Моравии и Паннонии на церковнославянском языке. Раскопки 869 г. Мефодий возвратился в Моравию в сане моравского епископа. Тем временем агрессия немецких феодалов против Великоморавского государства возобновилась. В 864 г. Людовик Немецкий вторгся в Великую Моравию и принудил Ростислава признать себя немецким вассалом. В 869 г. Людовик снова вторгся в Моравию. Одно войско во главе с сыном короля Карлом направилось против Ростислава, другое войско во главе с Карлома- ном должно было обрушиться на князя Святополка, сидящего в Нитранской области. Оба войска, однако, не добились успеха и вынуждены были вскоре уйти с великоморавской территории. Великая Моравия вновь стала независимым государством. Не добившись успеха путем открытого насилия, германские феодалы попытались использовать внутренние осложнения, возникшие в Велико- моравском государстве. Когда против Ростислава восстал его племянник Святополк, которого поддержала часть феодальной знати, обеспокоенная усилением центральной власти, этим междоусобием воспользовался Карломан, оказавший Святополку помощь, за которую последний должен был признать себя вассалом германского короля. В ходе дальнейшей борьбы, после того как Ростислав был разбит, Карломан опустошил страну. Он передал престол Святополку, при котором теперь находились два немецких графа. Они и должны были фактически управлять страной. Вскоре германские феодалы решили, что наступил подходящий момент для полного порабощения Великой Моравии. В 871 г. Святополк был низложен и увезен в Германию. Мефодий был заключен в тюрьму. Великая Моравия превратилась в провинцию Восточно-франкского королевства. Однако германским феодалам не удалось надолго удержаться в стране. Против господства немецких феодалов, жестоко эксплуатировавших страну, с оружием в руках поднялись широкие массы населения сел и городов. Чешские я моравские феодалы примкнули к народному восстанию, во главе [56] Древнечешский двор в Левом Градце у Праги. Реконструкция которого стоял священник Славомир. В результате восстания власть немецких феодалов была ликвидирована и они были изгнаны за пределы страны. Так как подавить восстание немецкие феодалы не были в состоянии, они сделали попытку восстановить свою власть в Великой Моравии, воспользовавшись авторитетом Святополка. Он был поставлен во главе большого» немецкого войска, которое двинулось против восставших. Но подойдя к великоморавской столице — Велеграду, Святополк перешел на сторону восставших и нанес немцам тяжелое поражение. Несмотря на это, силы Великой Моравии были, по-видимому, сильно истощены. В 874 г. Военные события 869—874 гг. Он перенес свою деятельность на территорию Блатенского княжества, во главе которого по-прежнему стоял Коцел. Там Мефодий решил создать самостоятельное славянское Паннонское архиепископство. План этот нашел сочувствие в Риме, где предполагали, что ликвидация зависимости Паннонии от немецких епископов может способствовать укреплению политического влияния папской курии в славянской Центральной Европе. Переговоры с папской курией и на этот раз велись непосредственно Мефодием, который вторично побывал в Риме.
Они создали независимую от германского епископата славянскую церковь 869 или 870 , которая способствовала укреплению политической самостоятельности В В правление Святополка 870—894 , когда к В было присоединено около 874 Блатенское княжество , государство достигло наибольших размеров. По мере укрепления феодального землевладения к концу 9 в. При них от В отделились Чехия 895 , земли сербов-лужичан 897. Кочевники-венгры в 906 подвергли опустошению и заняли большую часть В, положа конец ее существованию. Для поиска, наберите искомое слово или его часть в поле поиска Новости 26.
Виртуальный хостинг
- Что такое Великоморавская держава: история создания и значение для Европы
- Великоморавская держава
- История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Великоморавская держава и создатели славянской письменности сообщение
- Бесплатные достопримечательности Праги
История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье
Однако Великоморавская держава была раздроблена в конце IX века в результате конфликта между приверженцами славянского письма и адептами латинского письма. Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Великоморавская держава возникла в IX веке на территории современных Чехии, Словакии, Венгрии и Австрии. Великая Моравия (Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. Богемское княжество), государство западных славян в 9-10 вв. на юге Моравии.
Возникновение великоморавской державы: исторический анализ
- Происхождение и формирование
- Социальные сети
- Великоморавская держава.
- Великая Моравия — Википедия Переиздание // WIKI 2
Великоморавская держава: распад, обзор и последствия
Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России. В форсайт-форуме примут участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, масс-медиа, общественных объединений, студенческая молодежь. Освещение форсайт-форума будет осуществляться с участием ведущих российских средств массовой информации.
Будет ли реализована стратегия собирания русских земель? Отдельная сессия о происходящих актуальных интеграционных процессах новых российских регионов позволит сделать прогнозы о создании макрорегионального пространства Большой России. В форсайт-форуме примут участие более 200 представителей федеральных и региональных органов власти, экспертных и научных сообществ, масс-медиа, общественных объединений, студенческая молодежь. Освещение форсайт-форума будет осуществляться с участием ведущих российских средств массовой информации.
Хоть она и просуществовала недолго, но именно она дала славянам особую культуру, которая и объединила все славянские народы. Велеград - столица Великой Моравии в наши дни Велеград - столица Великой Моравии в наши дни Кирилл и Мефодий — граждане Великой Моравии — создали славянскую письменность. С тех пор православные богослужения в славянских странах ведутся на родном языке. В то время это был важный признак самостоятельности и признания. Славяне получили общеевропейское признание. Славяне пришли на территорию современной Чехии в V веке. Городов, как таковых, не было — славяне вели сельскую жизнь: разводили крупный рогатый скот и сеяли злаки. По сути, Чехия была территорией деревень, по 50-100 человек в каждой. И, как это часто бывает в истории, чтобы собрать в государство разрозненные поселения нужен был общий враг. Им стали авары — кочевники азиатского происхождения, которые захватили земли франков и часть Византии. Славянские территории тоже были захвачены аварами. Славян обложили данью и стали призывать в армию аваров. А с северо-запада на страну давили немцы, которые хотели расширить свои владения под предлогом «добрых» намерений — насадить католицизм. Купец со звучным именем Само объединил славян против общего врага как часто именно купцы возглавляют сопротивление! Вспомните опыт Минина и Пожарского. Выбив врага, славяне поняли — без укрепленных городов и регулярной армии житья им не будет. Купца Само признали главой, и он за 35 лет своего правления до неузнаваемости изменил страну. В стране стали появляться города, возникла линия обороны из крепостей. Начали процветать ремесла, началась выплавка стали.
Це видумка в Карпатах», говорить же об автономии автохтонной территории проживания русинов является государственным преступлением против «недоторканности» failed state — несостоявшегося государства… Низззя и усё! Кто такие «украински вчёные», знает уже весь научный мир, поэтому обратимся к вменяемым специалистам. Плеханова Андрей Кошкин. Правительства стран официально признают русинский народ и утверждают южно-русинский язык. Область, в которой сосредоточены русины, называется Паннонией. Здесь живут более 14 тысяч русинов, которые исповедуют грекокатолицизм. В школах Сербии и Паннонии разрешается преподавание на русинском языке. Чехия, Польша, Венгрия и Словакия тоже официально признают русинов. Вопросом о жизни и официальном признании народа занимается ООН. В ООН считают отсутствие официальных признаний русинского меньшинства расовой дискриминацией, идею о существовании отдельного русинского народа чаще всего высказывают иммигранты, проживающие в Соединенных Штатах и Канаде». Сегодня учёные затрудняются сказать, сколько в мире людей, считающих себя русинами. Если формально суммировать результаты переписей населения, проведённых в последние десятилетия на территории Украины, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши, Венгрии и Румынии, то речь идёт примерно о 55 тыс. Однако активисты некоторых русинских организаций настаивают, что на самом деле к русинам себя причисляют от 1,5 до 5 млн. В доказательство они приводят цифры тогдашнего времени: в 1921 году население региона составило 604,6 тыс. Петр Гецко В настоящее время существует неофициальная организация — Правительство Республики Подкарпатская Русь, воссозданное в 2008 году, во главе с Петром Гецко. В 2019 году Пётр Гецко был заочно осуждён на 12 лет лишения свободы за подрыв территориальной целостности Украины: Мукачевский городской районный суд постановил, что в 2014 году Гецко обращался к президенту России Владимиру Путину с просьбой ввести части ВС Российской Федерации на территорию Закарпатья и «восстановить государственность Подкарпатской Руси». Впрочем, главный вопрос, стоящий сегодня перед учёными и политиками, сводится даже не к численности русинов, а к тому, кем их следует считать в принципе. Если на территории бывшей Югославии, в Польше, Чехии, Словакии и даже в комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации русинов признают национальным меньшинством, то в Киеве их называют этнографической группой украинцев, а за попытки доказать обратное возбуждают уголовные дела. И это несмотря на то, что 5-16 мая 2008 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН, Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации рекомендовал Украине рассмотреть вопрос о признании русинов в качестве национального меньшинства. О том, что русины были, есть и, надеюсь, всегда будут, говорит их древняя история. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. В 896 году на Средне-Дунайскую равнину вторглись венгры. В борьбе с ними Великоморавское государство погибло. Решающая битва произошла в 907 году у Братиславы. Славяне потерпели поражение. Это событие стало концом Великой Моравии. Большая часть Великой Моравии вошла в состав Венгерского королевства. На меньшей части чуть позже возникло Чешское княжество.. Значительная часть населения Великой Моравии, как показывают археологические находки, отхлынула на восток, в будущую Русь. Весьма вероятно, что именно моравские эмигранты впервые познакомили восточных славян с христианством и славянской азбукой».