Новые правила градации сведений по степеням секретности, которые составляют государственную тайну, утвердил председатель кабинета министров РФ Михаил Мишустин. Под уровнями секретности документов следует определять градацию бумаг по степени их разглашения. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил новую редакцию правил отнесения сведений, которые составляют государственную тайну. Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
Нельзя разглашать сведения особой важности, совершенно секретные и секретные К секретным сведениям относятся все иные сведения из числа составляющих гостайну. В этом случае ущербом безопасности России будет считаться ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в перечисленных выше областях. Кроме того, исключен пункт об участии руководителей "Росатома" и "Роскосмоса" в разработке перечня секретных данных, а также об их персональной ответственности за соответствующие решения.
Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора контракта может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд. Статья 24.
Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре контракте при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны.
Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных функциональных обязанностей. Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию. Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается предприятию, учреждению, организации при выполнении ими следующих условий: выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений; наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны; наличие у них сертифицированных средств защиты информации. Статья 28. Порядок сертификации средств защиты информации Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.
Организация сертификации средств защиты информации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Сертификация осуществляется в соответствии с настоящим Законом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны. Раздел VII.
Финансирование мероприятий по защите государственной тайны Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Средства на финансирование государственных программ в области защиты государственной тайны предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации отдельной строкой. Контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых на проведение мероприятий по защите государственной тайны, осуществляется руководителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, заказчиками работ, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов Российской Федерации. Если осуществление этого контроля связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то перечисленные лица должны иметь допуск к сведениям соответствующей степени секретности.
Раздел VIII. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Статья 30. Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны Федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти далее - органы государственного контроля согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Часть вторая утратила силу с 1 июля 2021 года. О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется не позднее трех рабочих дней до ее начала путем направления органом государственного контроля письменного уведомления. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки является: истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного контроля предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны; поступление в органы государственного контроля информации, указывающей на признаки нарушения требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне; наличие предписания приказа, распоряжения или иного распорядительного документа руководителя уполномоченного им должностного лица органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. Срок проведения проверки составляет не более чем тридцать рабочих дней со дня начала ее проведения.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем органа государственного контроля уполномоченным им должностным лицом , но не более чем на двадцать рабочих дней. Выездная проверка юридических лиц проводится на основании предписания приказа, распоряжения или иного распорядительного документа , подписанного руководителем уполномоченным им должностным лицом органа государственного контроля. Внеплановая выездная проверка, основание проведения которой указано в абзаце третьем части четвертой настоящей статьи, проводится без предварительного уведомления. Информация об организации проверок, проводимых органами государственного контроля, в том числе о планировании, проведении и результатах таких проверок, в органы прокуратуры не направляется.
Статья 31. Межведомственный и ведомственный контроль Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти, наделенные в соответствии с настоящим Законом полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, обязаны контролировать эффективность защиты этих сведений во всех подчиненных и подведомственных их органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих работу с ними. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации организуется их руководителями.
Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в судебных органах и органах прокуратуры организуется руководителями этих органов. Статья 32.
Сам документ предусматривает, что участники закупок смогут при проведении на специализированных электронных торговых площадках ЭТП закрытых конкурентных процедур в электронной форме использовать сеть шифрованной связи 2 класса вместо сети 1 класса. Процесс получения такой лицензии может превышать 6 месяцев. Действующая нормативная правовая база предусматривает, что закрытые конкурентные закупки можно проводить только с использованием сети шифрованной связи 1 класса.
А для этого требуется лицензия на работу с "совершенно секретными" сведениями.
Корректируют также обязанности подразделений. Например, кадровое подразделение должно проверять по сайту Минюста, внесен ли гражданин в реестр иноагентов. А с требованиями НПА знакомить гражданина должна не кадровая служба , а режимно-секретное подразделение.
Гриф «совершенно секретно» абсолютен? Или существует более секретная информация?
Анализ правоприменительной практики в сфере защиты государственной тайны показывает, что всё чаще встречаются случаи допуска к государственной тайне лиц, замещающих руководящие должности в федеральных органах исполнительной власти и государственных корпорациях, у которых органами безопасности выявлены основания для отказа в допуске к государственной тайне. Данная тенденция оказывает негативное влияние на обеспечение сохранности сведений, составляющих государственную тайну, и способствует возникновению угроз безопасности Российской Федерации, учитывая высокий статус этих должностных лиц, объём и значимость сведений, к которым они имеют доступ. В связи с этим в целях объективного рассмотрения вопроса о допуске к государственной тайне заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти за исключением федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области обеспечения безопасности, обороны, внешней разведки, государственной охраны , Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» законопроектом предусмотрено наделение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны полномочиями принимать решения о допуске указанных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, об отказе им в допуске к государственной тайне и о прекращении им допуска к государственной тайне. В целях повышения эффективности защиты государственной тайны и минимизации возможностей оказания давления на секретоносителей со стороны недружественных государств законопроектом предлагается дополнить основания для отказа должностному лицу и гражданину в допуске к государственной тайне в случае наличия у него и или у его близких родственников недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации, счетов вкладов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, владения и или пользования ими иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах Российской Федерации. Наряду с этим, законопроектом предлагается наделить органы федеральной службы безопасности правом вынесения по результатам проведения проверочных мероприятий заключения о нецелесообразности доступа лица к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае выявления в его действиях угроз безопасности Российской Федерации. Предполагается, что указанные заключения будут носить обязательный характер для руководителей органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций при решении вопроса о допуске прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне". Они затронут группу граждан, в большинстве своём чиновников, имеющих допуск к государственным секретам, и в условиях новых угроз, с которыми столкнулась наша страна, на мой взгляд, очень важны. О каких изменениях идёт речь? Вводятся, в частности, дополнительные основания для отказа в допуске к государственной тайне.
После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне. При оформлении допуска к государственной тайне адвокатам, участвующим в качестве защитников в судопроизводстве по уголовным делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну , карточка форма 1 не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается. Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела. После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне форма 10 , на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ. N 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны» Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» Приказ ФСБ России от 11 апреля 2014 г. N 202 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны» Типовое положение об органе по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации Утверждено приказом председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 5 января 1996 г. Граждане с первой степенью допускаются к информации под грифом «Особо важная».
Это высший уровень секретности, при котором контролируется не только выезд за границу, но нередко и поведение человека в определенных обстоятельствах. Допуск секретности второй формы налагается при доступе к сведениям под определением «Совершенно секретно». Подобные данные могут понадобиться гражданину для выполнения служебных или общественных обязанностей, договорных обязательств. Такая форма допуска накладывает на жизнь человека существенные ограничения. Это становится заметно уже на этапе получения кандидатом доступа, когда за его проверку берутся сотрудники ФСБ. Секретностью со 2 уровнем допуска может сопровождаться жизнь не только военных, но и представителей гражданских профессий. Принимая решение в пользу такой деятельности, нужно учесть, что период действия ограничений например, выезда за рубеж редко заканчивается с увольнением. Обычно он составляет от 5 до 10 лет с момента ознакомления с закрытыми данными на этот период заграница для гражданина недоступна. Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами.
Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска. Ранее в список уровней допуска входила особая категория, подразумевающая запрет военнослужащим на доступ к служебным делам или его ограничение. Сегодня она уже не используется отдельно, входя в один действующих уровней в соответствии с типом информации. В основном это данные с пометкой «Для служебного пользования». Обычно под такое определение подпадают сведения в виде показателей по учету, инструкций, распоряжений по делопроизводству, списки обозначений и используемых устройств. Третья форма допуска нередко оказывается лишь формальностью, необходимой для назначения сотрудника на должность в соответствии с требованиями номенклатуры. На практике такие работники практически никогда не видят действительно секретных документов. Отсутствие доступа к данным для закрытого пользования делает носителей третьей формы допуска неинтересными для конкурентов, спецслужб и т. По этой причине на таких граждан практически не налагаются никакие запреты и ограничения. Обычно их без проблем выпускают за границу.
При подаче заявки на загранпаспорт им даже не обязательно указывать в анкете свой уровень допуска, поставив прочерк в соответствующей графе. Какие сведения относятся к гостайне О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа: Особая важность. Совершенно секретно. Как производится прекращение допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска? Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений. Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
Правительство РФ при этом сможет устанавливать порядок оформления, переоформления и прекращения допуска должностных лиц и граждан РФ к гостайне, вводить порядок обеспечения режима секретности в России, а также издавать акты по вопросам, связанным с выездом из страны россиян, допущенных к гостайне. Документ также уточняет, что допуск к гостайне оформляется в особом порядке для сенаторов РФ, депутатов Госдумы, а также депутатов региональных парламентов и судей. Такой доступ может быть предоставлен на период исполнения ими своих полномочий и только в случае необходимости доступа к сведениям, составляющим гостайну. Сейчас все депутаты Госдумы, сенаторы и судьи на период исполнения ими своих полномочий допускаются к сведениям, составляющим гостайну. Федеральная служба безопасности РФ наделяется правом выносить заключение о нецелесообразности доступа лица к сведениям, составляющим гостайну. Право на выезд Документ сохраняет действующие три формы допуска к гостайне должностных лиц и граждан: допуск к сведениям особой важности, совершенно секретным сведениям или секретным сведениям. Право гражданина РФ на выезд за рубеж может быть временно ограничено в случаях, если он имел доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям. Срок ограничения права на выезд не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями. Также устанавливается, что выезд из России ряда граждан потребует предварительного уведомления Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки.
В частности, речь касается граждан, у которых есть счета в зарубежных банках либо недвижимость за границей. Причины отказа в доступ к гостайне Поводы для отказа в предоставлении допуска к госсекретам опубликованы в ст. Власти решили дополнить этот перечень еще 3 причинами, размещенными в первой статье изменений. Итак, доступ не получат граждане, которые: имеют счета и вложения в зарубежных финансовых организациях и банках, находящимися за границей РФ; владеют и используют иностранные ценные бумаги и другие финансовые инструменты; имеют собственную недвижимость в другом государстве. И если ФСБ не выявит ни одного этих пунктов, но обнаружит, что претендент на допуск совершает действия, создающие угрозу государственной тайне, то все равно откажет в оформлении разрешения. В то же время согласно абз. К таковым относят смерть близкого родственника, находящегося за границей, потребность в экстренном лечении, которое доступно только за рубежом, либо необходимость личного присутствия при совершении юридически значимых мероприятий.
С 17 февраля 2024 года изменится порядок допуска должностных лиц и граждан к гостайне
Режим секретности в России усиливается и развивается - Ведомости | Законопроектом уточняется сфера действия Закона Российской Федерации «О государственной тайне», вводится понятие «режим секретности», уточняется понятие «допуск к государственной тайне», устанавливается процедура его оформления. |
Порядок выезда за границу лиц, допущенных к государственной тайне | В правительстве России утвердили новую редакцию правил, связанных со сведениями, которые составляют государственную тайну. |
Формы допуска к государственной тайне в 2021 и 2021 году | Гостайна: уровни секретности и формы допуска в России-2024. |
Государственная тайна
Органы защиты государственной тайны К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну. В отношении лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, проводятся мероприятия, предусмотренные в части третьей настоящей статьи. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и или штатных мероприятий. Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре контракте. Заключение трудового договора контракта до окончания проверки компетентными органами не допускается.
Устанавливается три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации. Статья 211. Особый порядок допуска к государственной тайне Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом. Статья 22 изменена с 30 декабря 2020 г.
Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях: расторжения с ним трудового договора контракта в связи с проведением организационных и или штатных мероприятий; однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором контрактом обязательств, связанных с защитой государственной тайны; возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне. Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора контракта , если такие условия предусмотрены в трудовом договоре контракте. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора контракта может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд. Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах.
Ограничения могут касаться: права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре контракте при оформлении допуска гражданина к государственной тайне; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне. Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных функциональных обязанностей. Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о государственной тайне Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну. Защита прав и законных интересов граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в сфере действия настоящего Закона осуществляется в судебном или ином порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Часть первая статьи 27 настоящего Закона вводится в действие не позднее 1 января 1995 г. Статья 27. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и или оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности. Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
Обычно под такое определение подпадают сведения в виде показателей по учету, инструкций, распоряжений по делопроизводству, списки обозначений и используемых устройств. Третья форма допуска нередко оказывается лишь формальностью, необходимой для назначения сотрудника на должность в соответствии с требованиями номенклатуры. На практике такие работники практически никогда не видят действительно секретных документов. Отсутствие доступа к данным для закрытого пользования делает носителей третьей формы допуска неинтересными для конкурентов, спецслужб и т. По этой причине на таких граждан практически не налагаются никакие запреты и ограничения. Обычно их без проблем выпускают за границу.
При подаче заявки на загранпаспорт им даже не обязательно указывать в анкете свой уровень допуска, поставив прочерк в соответствующей графе. Порядок получения 2-ой формы допуска В РФ допуск людей к государственной тайне происходит по добровольному согласию претендентов. Доступной секретную информацию для гражданина делают определенный пост или поступление в некоторые ВУЗы. При этом получение конкретным лицом какой-либо должности не подразумевает автоматического присвоения установленной формы доступа. В свою очередь, готовность взять на себя большую ответственность открывает перед людьми возможности получения образования в закрытых ВУЗах, занятия высоких постов. Соглашаясь на принятие условий содержания государственной тайны, гражданин должен быть готов к появлению в его жизни ряда ограничений. Оформляя допуск к гостайне, сотрудник осознаёт и соглашается с тем, что его право на выезд из РФ может быть ограничено, поэтому судебное обжалование запрета на выезд ничего не даст. Для получения допуска того или иного уровня претендент должен успешно пройти проверку, за которую отвечает специальная комиссия. Обычно она действует по месту проживания гражданина и включает ряд мероприятий. Все начинается с заполнения специальной анкеты и оформления согласия на тщательное изучение личных данных претендента.
Подобные данные могут понадобиться гражданину для выполнения служебных или общественных обязанностей, договорных обязательств. Такая форма допуска накладывает на жизнь человека существенные ограничения. Это становится заметно уже на этапе получения кандидатом доступа, когда за его проверку берутся сотрудники ФСБ. Секретностью со 2 уровнем допуска может сопровождаться жизнь не только военных, но и представителей гражданских профессий.
Принимая решение в пользу такой деятельности, нужно учесть, что период действия ограничений например, выезда за рубеж редко заканчивается с увольнением. Обычно он составляет от 5 до 10 лет с момента ознакомления с закрытыми данными на этот период заграница для гражданина недоступна. Должностные лица и сотрудники оформляют допуск к гостайне по месту работы или службы. Допуск позволяет изучать и работать с засекреченными документами.
Чем выше степень секретности, тем выше уровень допуска. Ранее в список уровней допуска входила особая категория, подразумевающая запрет военнослужащим на доступ к служебным делам или его ограничение. Сегодня она уже не используется отдельно, входя в один действующих уровней в соответствии с типом информации. В основном это данные с пометкой «Для служебного пользования».
Обычно под такое определение подпадают сведения в виде показателей по учету, инструкций, распоряжений по делопроизводству, списки обозначений и используемых устройств. Третья форма допуска нередко оказывается лишь формальностью, необходимой для назначения сотрудника на должность в соответствии с требованиями номенклатуры. На практике такие работники практически никогда не видят действительно секретных документов. Отсутствие доступа к данным для закрытого пользования делает носителей третьей формы допуска неинтересными для конкурентов, спецслужб и т.
Должностные лица и граждане Российской Федерации, допущенные к государственной тайне, обязаны: не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, а также выполнять иные требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне; информировать в установленном порядке об имеющихся у должностного лица или гражданина Российской Федерации, допущенных к государственной тайне, данных, свидетельствующих о наличии возникновении обстоятельств, которые являются основаниями для отказа в допуске к государственной тайне; информировать в установленном порядке о предпринимавшихся попытках получения от них сведений, составляющих государственную тайну. Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии: процентные надбавки к должностному окладу тарифной ставке в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ; процентные надбавки к должностному окладу тарифной ставке за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны; преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами публичной власти федеральных территорий, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и или штатных мероприятий. Заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Н.
Режим секретности в России усиливается и развивается
Указанный срок может быть продлен Межведомственной комиссией по защите ГТ, максимум в общей сложности до десяти лет, когда имеется заключение этой комиссии о том, что соответствующие сведения на день подачи заявления о выезде за рубеж сохраняют прежнюю степень секретности; к праву на передачу сведений из состава ГТ и на эксплуатацию открытий изобретений , включающих такие сведения; к праву на неприкосновенность частной жизни при проведении контрольных мероприятий, когда оформляют допущение к ГТ. Порядок оформления допуска Постановление Правительства РФ от 06. Обозначенный порядок включает следующие этапы: Предоставление необходимых документов паспорт, трудовая книжка, военный билет, свидетельства о рождении, о заключении, расторжении брака, диплом об образовании и т. Ознакомление с законодательством о ГТ п.
Получение согласия претендента на проведение проверочных мероприятий и на временное частичное ограничение его прав п. Осуществление проверочных мероприятий касательно претендента. Их проводят в отношении граждан, когда они получают первую или вторую допускную форму, третья допускная форма предполагает проведение таких мероприятий, только если есть сомнения в подлинности анкетных данных.
Оформление допущения.
Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены - наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Статья 275. Государственная измена Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет. Источник: Закон РФ от 21. Филин Гуру 4103 Сам по себе факт работы со сведениями "особой важности" не является основанием для запрета или ограничения выезда за границу.
Это зависит от объема, периодичности и содержания сведений, а также и от страны, в которую собираетесь выехать. При оформлении загранпаспорта в анкете указывается, была ли работа со сведениями, составляющими гостайну, и потом фсб проверяет и выдает заключение, выпускать или нет Остальные ответы.
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Однако для того, чтобы человек понес ответственность за какие-либо действия, сначала нужно доказать, что он эти действия совершил. Поэтому проводится особое экспертное расследование, в котором выявляются доказательства нарушений. Последние поправки ФЗ о гос. Последние изменения произошли в 5 статье, в пункте 4. В список сведений, относящихся к государственной тайне был добавлен пункт, сведения о мерах безопасности в области информационной структуры РФ и о ее защищенности от компьютерных атак относятся к государственной тайне. Государственная тайна — это сведения, относящиеся к определенным областям политики, экономики или военного дела страны, которые находятся под защитой государства.
Другие термины, описанные во второй статье: Носители государственных тайн — какие-либо объекты, материальные или технические, в которых содержится информация о государственной тайне; Средства для защиты засекреченной информации — программы, технические объекты и другие средства, предназначенные для защиты информации; Система защиты гос. Согласно ст. Среди ограничений, описанных в законе, перечисляются: Если гражданина или любое другое лицо допустили к ознакомлению с засекреченными данными, его могут ограничить в выезде за границу на определенный в трудовом кодексе срок; В период, когда лицо допущено к государственной тайне, оно может быть ограничено в праве на личную жизнь. За этот период сотрудники органов могут проводить особые проверки; Лицо может быть ограничено в правах на свободу слова в случае, если человек ознакомлен с какими-либо засекреченными сведениями. Такой человек не имеет право распространять полученную информацию или публиковать информацию об изобретениях или технических средствах, касающихся государственной тайны. Влияние статьи 24 распространяется не только на физических лиц, но и на юридических лиц, ИП, сотрудников организаций, органов, компаний и т.
Государственная тайна
Правительство РФ обновило «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», сильно сократив документ. Совершенно секретно: Уровень секретности применяется к информации, несанкционированное раскрытие которой, как можно разумно ожидать, нанесет исключительно серьезный ущерб национальной безопасности. Согласно статье 8 закона «О государственной тайне»[1], уровень секретности информации должен соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесён безопасности государства вследствие распространения указанных сведений. Премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление, которым вносятся изменения в правила отнесения государственной тайны к разным степеням секретности. устанавливает порядок обеспечения режима секретности в Российской Федерации; (Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ).
Минпромторг предложил снизить уровень секретности закрытых конкурентных закупок
Утверждены поправки к правилам оценки секретности и гостайны в России | Степени секретности сведений: как классифицируют секретную информацию в России по уровням важности. Кто устанавливает уровень секретности, перечень сведений, входящих в категорию государственной тайны? |
Государственная тайна | В последние годы в России завели больше десятка дел о нарушении гостайны. Три уровня секретности: кабмин утвердил новые правила о гостайне. |
Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил новые правила, по которым в России будут определять, какая информация составляет гостайну. Под уровнями секретности документов следует определять градацию бумаг по степени их разглашения. Правительство утвердило новую редакцию правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности. устанавливает порядок обеспечения режима секретности в Российской Федерации; (Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ). Более 16 тысяч россиян с допуском к гостайне владеют имуществом за границей или имеют там близких родственников, передает 24 мая РИА Новости со ссылкой на главу комитета по безопасности Госдумы РФ Василия Пискарева. Это высший уровень секретности, при котором контролируется не только выезд за границу, но нередко и поведение человека в определенных обстоятельствах.
Уровни секретности шреддеров
Также правила касаются сведений, связанных с различными степенями секретности. Документ подписан премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным. Также правительство постановило признать утратившим силу постановление от 20 февраля 1995 года N170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов правительства СССР.
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации. Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.
Грифы секретности информации. Гостайна и свт 1 класса. Секретные документы. Совершенно секретно документы. Гриф секретно на документах.
Степени секретности документов грифы секретности. Степень секретности сведений содержащихся в документе определяется. Носители сведений составляющие государственную тайну. Носители сведений составляющих гостайну. Хранилища носителей сведений, составляющих государственную тайну.. Средства защиты сведений составляющих государственную тайну. Сведения составляющие государственную. Средства защиты информации государственной тайны. Уровни секретности государственной тайны.
Сведения, отнесенные к государственной тайне, по степени секретности:. Виды документов отнесенных к государственной тайне схема. Порядок оформления допуска к государственной тайне схема. Сведения, подлежащих засекречиванию. Пункты перечня сведений подлежащих засекречиванию. Постановление о засекречивании свидетеля образец. Перечень сведений не подлежащих засекречиванию. Понятие государственной тайны. Принципы определения секретности документа.
Степени секретности и формы допуска. Допуск к секретным сведениям по 3 форме. Совершенно секретно особой важности. Формы допуска секретности. Формы допуска к государственной тайне. Допуск к государственной тайне организации.
Теперь в абз. А если речь идет о юрлицах, то это право доступа к работе в режиме секретности, которая связана с государственной тайной. При этом отдельно дали понятие такого режима, который является совокупностью требований и организационно-технических мер, направленных на сохранение госсекрета. А на непосредственное российское правительство возложили дополнительные обязательства, которые унифицированы в п. И с начала действия изменений власти РФ дополнительно обязуются: утверждать правила оформления и прекращения доступа уполномоченных лиц и прочих жителей РФ, включая людей с другим гражданством либо не имеющих такового; устанавливать порядок обеспечения и внедрения режима секретности в российском государстве; издавать нормативно-правовые акты по вопросам, которые связаны с выездом за пределы лиц, имеющих сейчас или ранее допуск к гостайне. Отдельной статьей власти выделили обязанности граждан, которым открыли доступ. Они будут отражены в новой статье 21. Лица с допуском к гостайне претендуют на социальные гарантии в виде доплат, процентных надбавок к основному окладу.
Три уровня секретности: кабмин утвердил новые правила о гостайне
устанавливает порядок обеспечения режима секретности в Российской Федерации; (Абзац дополнительно включен с 1 февраля 2024 года Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 432-ФЗ). Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений. Президент РФ сможет определять полномочия должностных лиц по обеспечению защиты гостайны и порядок обеспечения режима секретности в администрации президента. Степень проверочных процедур определяется уровнем секретности информации, к которой оформляемое лицо желает получить допуск.
Из Википедии — свободной энциклопедии
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 04.08.2023) "О государственной тайне"
- Государственная тайна
- Правительство России утвердило новые правила о секретности и гостайне: Политика: Россия:
- УТВЕРЖДЕНЫ