Блокада Ленинграда − военная блокада Ленинграда немецкими и финскими войсками во время Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда: историческая хроника событий. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискаревского кладбища и Серафимского кладбища, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зеленый пояс Славы. Однако из всего богатейшего селекционного фонда института во время блокады Ленинграда не было тронуто ни единого зернышка, риса или картофельного клубня. Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены.
Main navigation
- Планы гитлеровцев в отношении Ленинграда
- Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
- Соотношение сил перед прорывом
- Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад
Карта окружения ленинграда во время блокады
sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Карты в HD Блокада Ленинграда, Город фронт и прорыв блокады и освобождение от блокады Ленинграда со. Карта ленинграда во время блокады. Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге.
125 граммов, 872 дня, 630 тысяч человек — цифры и символы блокады Ленинграда
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.) | По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. |
Карта окружения ленинграда во время блокады | Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта. |
Блокада и освобождение Ленинграда. Как город на Неве пережил худшие 872 дня в своей истории | Эти памятники напоминают нам, что во время блокады Ленинграда прямо под носом у немцев создавалась система обороны, способная значительно задержать противника в случае полномасштабного наступления. |
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Уже во время наступления советских войск под Сталинградом Ставка приняла решение провести наступление в районе Ленинграда и прорвать блокаду. Проект посвящен обороне Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года. Бойцы Волховского фронта в наступлении во время прорыва блокады Ленинграда. Эти памятники напоминают нам, что во время блокады Ленинграда прямо под носом у немцев создавалась система обороны, способная значительно задержать противника в случае полномасштабного наступления. А в Минобороны в свою очередь рассекретили уникальную карту, которая показывает схему рубежей обороны осажденного города.
«Кричали в обледенелых подъездах — все тише и тише»
- Загадки блокады Ленинграда
- Битва за Ленинград. Годы 1943 и 1944. Прорыв блокады Ленинграда
- Карта блокады ленинграда 1941. Загадки блокады ленинграда
- Планы гитлеровцев в отношении Ленинграда
- Карты-схемы Ленинградского Фронта – 80 фотографий | ВКонтакте
- Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.
Оборона Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года
Карта блокады Ленинграда | Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими[3] войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. |
Как возникло кольцо блокады Ленинграда 80 лет назад - | карта прорыва блокады Ленинграда в 1943 году, карта южной части блокадного кольца, отвоеванная территория, операция Искра, коридор смерти, железная дорога Победы, карта боевых действий. |
День снятия блокады города Ленинграда | Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. |
Карта блокады Ленинграда | Блоги | Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. |
Карта окружения ленинграда во время блокады | Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. |
Блокада Ленинграда карта
Однако из всего богатейшего селекционного фонда института во время блокады Ленинграда не было тронуто ни единого зернышка, риса или картофельного клубня. О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда. Ведь именно по этому месту прошла линия обороны Ленинграда в сентябре 1941 году. Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Изображение Государственный мемориальный музейобороны и блокады Ленинграда, Санкт-Петербург - Tripadvisor изображения.
Карты-схемы Ленинградского Фронта
Блокада Ленинграда стала самой смертоносной осадой в мировой истории. Некоторые историки считают нужным говорить, что в её ходе проводился геноцид — «расово мотивированный голод» — неотъемлемая часть немецкой истребительной войны против населения Советского Союза. Дневник ленинградской девочки Тани Савичевой с записями о смерти всех членов её семьи. Сама Таня тоже умерла от прогрессирующей дистрофии вскоре после блокады. В течение примерно двух недель начала января 1942 даже эта пища была доступна только рабочим и солдатам. Смертность достигла пика в январе — феврале 1942 г. Внезапно оказался востребованным один из последних источников жиров, касторовое масло.
Его запасы скоро иссякли. Хлеб, испеченный из муки, сметенной с пола вместе с мусором, прозванный «блокадной буханкой», получался черным как уголь и обладал практически таким же составом. Бульон представлял собой не более чем кипяченую воду с добавлением щепотки соли и, если повезет, капустного листа. Деньги потеряли всяческую ценность, как и любые непродовольственные товары и драгоценности, — на фамильное серебро нельзя было купить корку хлеба. Без пищи страдали даже птицы и грызуны, до тех пор пока все не исчезли: или умерли от голода, или были съедены отчаявшимися людьми… Люди, пока у них еще оставались силы, выстаивали длинные очереди за едой, порой по целым суткам на пронизывающем холоде, и нередко возвращались домой с пустыми руками, переполненные отчаянием, — если оставались живы. Немцы, видя длинные очереди ленинградцев, сбрасывали на несчастных жителей города снаряды.
И тем не менее люди стояли в очередях: смерть от снаряда была возможной, в то время как смерть от голода — неминуемой. Каждому приходилось решать для себя, как распорядиться крошечным дневным пайком — съесть в один присест… или растянуть на целый день. Родственники и друзья помогали друг другу, но уже на следующий день отчаянно ссорились между собой по поводу того, кому сколько досталось. Когда все альтернативные источники продовольствия закончились, люди в отчаянии принялись за несъедобное — корм для скота, льняное масло и кожаные ремни. Вскоре ремни, которые вначале люди ели от отчаяния, уже считались роскошью. Столярный клей и клейстер, содержащие животный жир, соскабливали с мебели и со стен и варили.
Люди ели землю, собранную в окрестностях Бадаевских складов, ради содержащихся в ней частиц расплавленного сахара. В городе пропала вода, поскольку водопроводные трубы замерзли, а насосные станции были разбомблены. Без воды высохли краны, перестала работать канализационная система… Жители города пробивали лунки в замерзшей Неве и черпали воду ведрами. Без воды пекарни не могли печь хлеб. В январе 1942 г. Сохранились многочисленные рассказы о несчастных, которые отстояли многочасовую очередь за ломтем хлеба только ради того, чтобы его выхватил у них из рук и жадно сожрал человек, обезумевший от голода.
Широкое распространение получило воровство хлебных карточек; отчаявшиеся грабили людей среди бела дня или обшаривали карманы трупов и тех, кто был ранен во время немецких артобстрелов. Получение дубликата превратилось в такой долгий и мучительный процесс, что многие умирали, так и не дождавшись, когда завершатся блуждания новой продовольственной карточки в дебрях бюрократической системы… Голод превращал людей в живые скелеты. Размеры пайка достигли минимума в ноябре 1941 г. Рацион рабочих, занятых физическим трудом, составлял 700 калорий в день, при том что минимальная норма равна приблизительно 3000 калорий. Служащим полагалось 473 калории в день, в то время как норма составляет 2000—2500 калорий, а дети получали в день 423 калории — меньше четверти того, что требуется новорожденному. Конечности распухали, животы раздувались, кожа обтягивала лицо, глаза западали, десны кровоточили, зубы от недоедания увеличивались, кожа покрывалась язвами.
Пальцы коченели и отказывались распрямляться. Дети со сморщенными лицами напоминали стариков, а старики походили на живых мертвецов… Дети, оставшиеся в одночасье сиротами, бродили по улицам безжизненными тенями в поисках еды… Любое движение причиняло боль. Даже процесс пережевывания пищи становился невыносимым… К концу сентября кончился керосин для домашних примусов. Угля и мазута было недостаточно для того, чтобы обеспечить топливом жилые дома. Электроснабжение осуществлялось нерегулярно, по часу-два в день… Квартиры выстуживались, на стенах появлялась изморозь, часы переставали ходить, поскольку у них замерзали стрелки. Деревянные заборы разбирались на дрова, с кладбищ воровали деревянные кресты.
После того как полностью иссякли запасы дров на улице, люди стали жечь в печках мебель и книги — сегодня ножка от стула, завтра половая доска, на следующий день первый том «Анны Карениной», и вся семья сбивалась в кучку вокруг единственного источника тепла… Вскоре отчаявшиеся люди нашли для книг другое применение: вырванные страницы размачивались в воде и съедались. Люди стали умирать в большом количестве. Однако смерть близкого человека, особенно если она случалась в начале месяца, имела, как это ни страшно сказать, и свои положительные стороны: продовольственные карточки умершего оставались действительны до конца месяца, поэтому никто не спешил докладывать о смерти супруга или родственника. Тех, кто был на грани смерти к концу месяца, заставляли продержаться еще несколько дней. Один человек, переживший блокаду, честно признался: «Мои родители умирали у меня на глазах. Я прекрасно понимал, что они голодают, но думал в первую очередь о том, как получить их хлеб, а не о том, чтобы они остались в живых».
И затем с леденящей душу откровенностью он добавил: «И родители это сознавали». Ему вторит Лидия Гинзбург: «Скажут: связи любви и крови облегчают жертву. Нет, это гораздо сложнее… уже трудно было отличить любовь от ненависти». Вид человека, везущего на кладбище на санках тело, завернутое в одеяло, скатерть или занавеску, стал обычным делом… Мертвых укладывали рядами, однако могильщики не могли копать могилы: земля промерзла насквозь, а им, таким же изголодавшимся, не хватало сил для изнурительной работы. Гробов не было: все дерево использовали в качестве топлива. Дворы больниц были «завалены горами трупов, посиневших, изможденных, жутких»… Наконец экскаваторы стали копать глубокие рвы для массового захоронения умерших.
Вскоре эти экскаваторы остались единственными машинами, которые можно было увидеть на улицах города. Не было больше ни автомобилей, ни трамваев, ни автобусов, которые все до одного были реквизированы для «Дороги жизни»… Трупы валялись повсюду, и с каждым днем их количество росло… Ни у кого не осталось сил, чтобы убирать трупы. Усталость была такой всепоглощающей, что хотелось остановиться, несмотря на холод, сесть и отдохнуть. Но присевший человек уже не мог подняться без посторонней помощи и замерзал до смерти. На первом этапе блокады сострадание и желание помочь были распространенным явлением, но, по мере того как шли недели, еды становилось все меньше, тело и разум слабели, и люди замыкались в себе, словно ходили во сне… Привыкшие к виду смерти, ставшие почти безразличными к нему, люди все больше теряли способность помогать окружающим… И на фоне всего этого отчаяния, выходящего за рамки человеческого понимания, немецкие снаряды и бомбы продолжали падать на город Р. Большинство свидетельств каннибализма, всплывавших до этого времени, старались выставить не заслуживающими доверия анекдотами.
Записи НКВД сообщают о первом поедании человеческого мяса 13 декабря 1941. В докладе описывается тринадцать случаев — от матери, задушившей 18-месячного ребёнка, чтобы накормить трёх других, постарше, до сантехника, убившего жену, чтобы накормить сыновей и племянников. К декабрю 1942 года НКВД арестовал 2105 каннибалов, разделив их на две категории: «трупоедов» и «людоедов». Последних тех, кто убивал и поедал живых людей обычно, расстреливали, а первых сажали в тюрьму. В советском Уголовном кодексе не было пункта о людоедстве, так что все приговоры выносились по статье 59-й «особый случай бандитизма». Людоедов было значительно меньше, чем трупоедов; из 300 человек, арестованных в апреле 1942 за каннибализм, только 44 были убийцами.
Людоедами часто становились лишённые мужской поддержки женщины с малолетними детьми, без судимостей, что давало судам повод к некоторой снисходительности. Учитывая гигантские масштабы голода, размеры каннибализма в блокадном Ленинграде можно считать сравнительно незначительными. Не менее распространенными были убийства из-за хлебных карточек. За первые шесть месяцев 1942 в Ленинграде их произошло 1216. Многие историки считают, что небольшое число случаев каннибализма «лишь подчеркнуло, что большинство ленинградцев сохранили свои культурные нормы в самых невообразимых обстоятельствах». Связь с блокированным Ленинградом Жизненно важно было установить маршрут постоянных поставок в Ленинград.
Он проходил по южной части Ладожского озера и сухопутному коридору к городу западнее Ладоги, который остался незанятым немцами. Перевозки через Ладожское озеро осуществлялись по воде в теплое время года и машинами по льду зимой. Безопасность маршрута поставок обеспечивалась Ладожской флотилией, Ленинградским корпусом ПВО и дорожными войсками безопасности. Запасы продовольствия доставлялись в село Осиновец, откуда их везли 45 км до небольшой пригородной железной дороги в Ленинград. Этот маршрут использовался и для эвакуации мирных жителей из осажденного города. В хаосе первой военной зимы план эвакуации не был выработан.
Пока 20 ноября 1941 не заработала ледовая дорога через Ладожское озеро, Ленинград был полностью изолирован. Дорога жизни Путь по Ладоге называли «Дорогой жизни». Она была очень опасна. Машины часто застревали в снегу и проваливались под лёд, на который немцы сбрасывали бомбы. Из-за большого числа погибавших зимой этот маршрут называли ещё и «Дорогой смерти». Тем не менее, он давал возможность привозить боеприпасы и продовольствие, забирать из города гражданских лиц и раненых солдат.
Когда строительство было наконец завершено, движение по ней также оказалось сопряжено с огромным риском. Грузовики проваливались в огромные трещины, внезапно появлявшиеся во льду. На всем своем протяжении Дорога жизни была усеяна сломавшимися машинами, брошенными прямо на льду озера. Во время одной только первой переправы в начале декабря было потеряно свыше 150 грузовиков. К концу декабря 1941 г. Этого было недостаточно, однако тонкий лед вынуждал загружать машины лишь наполовину.
К концу января озеро промерзло почти на целый метр, что позволило увеличить ежедневный объем поставок до 2000 тонн. И этого по-прежнему было недостаточно, однако Дорога жизни дала ленинградцам самое главное — надежду. Вера Инбер в своем дневнике 13 января 1942 г.
В тот же день был освобожден Шлиссельбург и очищена от неприятеля территория южного побережья Ладоги. Ширина сухопутного коридора составила на различных участках от 8 до 10 километров. Связь с "Большой землей" была восстановлена. Объединенная группировка 2-ой и 67-ой армий пыталась развить наступление и расширить плацдарм на юг, однако сходу этого не удалось. Противник закрепился на заранее подготовленной позиции.
Тем не менее ожесточённые бои продолжались до конца января. Для того чтобы удержать завоеванные рубежи, советские войска перешли к позиционной обороне. Официальной датой окончания операции «Искра» считается 30 января 1943 г. Бои отличались отчаянным кровопролитием. Общие потери РККА с 12 по 30 января составили 115 082 человека 33 940 — безвозвратно , причем на Волховском фронте количество убитых и раненых почти вдвое превосходило потери на Ленинградском фронте. У немцев было убито 13 тыс.
Стрельна Стрельна была захвачена, как и Новый Петергоф, где располагается дворец.
Линия обороны проходила сильно ближе Стрельны, от Петергофского шоссе рядом с Приморским парком сейчас начинается аллея памяти обороне - именно там проходила граница. Кронштадт 23 голоса получил островной город - и действительно он не был сдан врагу. Он выполнял важную стратегическую функцию. Пушкин Тоже простой пункт. Мне кажется, всем в школе рассказывали про Пушкин в войну и о том, как его восстанавливали. Лишь два голоса высказали мнение, что он не был захвачен. Колпино Дальше пошли пункты сложнее.
Колпино не был захвачен, хотя он и находился довольно далеко от Ленинграда - не то, что сейчас от разросшегося Петербурга. Всего 12 из 28 человек считают, что Колпино не было захвачено. Не густо. На карте видел этот выступ обороны по середине снизу, там и Ям-Ижору не сдали. Шлиссельбург Единственный неоднозначный пункт, так как населённый пункт, тот, что на левом берегу, как я понимаю, был сдан, а крепость Орешек нет. Будем считать, что речь идёт о городе. За этот пункт высказалось 11 человек.
Генерал армии Г. Жуков, сменивший Ворошилова на посту командующего Ленинградским фронтом 13 сентября, предпринял ряд активных мер по формированию и передислокации частей, включая пополнение сухопутных частей моряками Балтийского флота. В результате Жуков эффективно рассредоточил свои силы, вынуждая подчиненных ему командиров проводить непрерывные контратаки на второстепенных направлениях, зачастую уже укрепленных немцами. Попытки прорвать блокаду предпринимались несколько раз, начиная с осени 1941 года: три — в районе Синявина и одна, самая продолжительная — на Любанском направлении. Наступательные действия Синявина описаны в мемуарах И. Он ярко и достоверно описывает бои на Невской Дубровке, Невском прогрессе и других участках Ленинградского фронта, передавая атмосферу изнурительных физических и психических нагрузок, которые испытывали солдаты в течение нескольких месяцев непрерывных боев: Историческая справка и расположение города Прорыв блокады Ленинграда имел решающее значение для исхода битвы за Ленинград. Не менее важно и то, что это событие стало переломным моментом в сознании Ленинградцев, когда они поняли, что худшее позади. Это чувство лучше всего передано в дневнике С.
Островской, обладавшей богатыми знаниями и опытом. Островской, которая обладала редкой способностью адекватно выражать свои мысли. Вот что она писала в те дни:Воспоминания о Т. Яковлев, армейский врач 131-го стрелкового полка 24-й стрелковой дивизии Волховского фронта, дают подробное описание трудных военных будней операции по прорыву блокады. Они дают представление о реальной обстановке, в которой проходили боевые действия в январе 1943 года. Блокирование Ленинграда Выигранное время позволило сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для обороны подступов к Ленинграду. Кроме того, начался процесс эвакуации части предприятий и населения, в котором участвовало почти полмиллиона жителей Ленинграда. Однако после паузы для восполнения потерь немцам удалось прорвать советскую оборону и в конце августа выйти к окраинам Ленинграда.
Оборонительная линия противника была прорвана, но большая часть вермахта, бросив тяжелые орудия, сумела вырваться из подготовленного окружения. Последующие записи в этом теге Чуть больше двух недель потребовалось на прорыв сухопутного коридора к Ленинграду, чтобы начать железнодорожное и автомобильное сообщение. По данным историков, сколько дней длилась блокада Ленинграда, цифра составляет 872 дня. Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады потерпели неудачу и привели к значительным потерям. Дневники составляют основную и наиболее ценную часть документации, относящейся к прорыву блокады.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
В 1954-1955 годах эти осужденные были реабилитированы. В Ленинграде находился Всесоюзный институт растениеводства, обладавший гигантским семенным фондом, несколькими тоннами уникальных зерновых культур, но из него не было тронуто ни одного зерна. К весне 1942 года положение несколько улучшилось, стало меньше смертей от голода, началось восстановление коммунального хозяйства и возобновилась работа некоторых предприятий, затем постепенно повышались нормы выдачи продовольствия, налаживалась связь с остальной страной, многих удавалось отправить в эвакуацию. Однако блокадное кольцо было прорвано после нескольких попыток лишь 18 января 1943 года в ходе операции «Искра», а полностью блокада снята 27 января 1944 года. Подписывайтесь на «Газету.
Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут.
Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить.
Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков.
Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов.
Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него.
После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше.
Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные. При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин.
Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку. Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы.
Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда". Ею награждены полтора миллиона человек, среди которых жители города и участники боев за его освобождение. Свыше 350 тысяч солдат и офицеров Ленинградского фронта были награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего на северо-западном направлении Ленинградский, Волховский и Карельский фронты звания Героя Советского Союза удостоены 486 человек из них восемь человек — дважды. Факты о блокадном Ленинграде Вот еще несколько фактов о блокаде города-героя. В блокадном Ленинграде были открыты три храма: Князь-Владимирский собор, Спасо-Преображенский собор и Никольский собор. Почти полностью отсутствовали водопровод, канализация и отопление, но это не привело к крупным эпидемиям.
В декабре 1941-го в Ленинграде умерли 53 тысячи человек, в январе, феврале и марте 1942-го — больше 100 тысяч, в мае — 50 тысяч, в июле — 25 тысяч, в сентябре — 7 тысяч.
В составе корпуса были 15-я, 18-я и 2-я пехотные дивизии. Кроме того, на Сортавалу должны были наступать 11-я и 7-я пехотные дивизии VII армейского корпуса. На Карельском перешейке финнам противостояла советская 23-я армия. В ее составе были 19-й стрелковый корпус 115-я и 42-я стрелковые дивизии , 50 стрелковый корпус 43-я, 70-я и 123-я стрелковые дивизии , 27-й Кексгольмский укрепрайон и 28-й Выборгский укрепрайон. В составе армии находились следующие артиллерийские части: 24-й, 28-й и 43-й корпусные отдельные полки, 573-й корпусный артиллерийский полк, 101-й гаубичный артиллерийский полк, 108-й и 519-й гаубичные полки большой мощности РГК, 20-й отдельный минометный батальон [12] , 27-й и 241-й отдельные зенитные дивизионы. В составе 23-й армии был 10-й механизированный корпус. В нем состояли 21-я и 24-я танковые дивизии, 198-я моторизованная дивизия и 7-й мотоциклетный полк. Приданная армии авиация включала в себя 5-ю смешанную авиадивизию, 41-й бомбардировочный авиаполк, а также 15-ю и 19-ю корректировочные авиаэскадрильи. Инженерные части армии — 109-й моторизованный инженерный батальон и 153-й отдельный инженерный батальон.
С мая по август 1941 г. Таким образом, финны несколько превосходили по численности советские войска их дивизии были приблизительно в полтора больше , но существенно уступали по танкам и артиллерии. В первые дни войны финское командование, опасаясь наступления Красной армии, сосредоточило свои войска в 20 км от границы на построенных еще в мирное время оборонительных позициях. Когда ожидаемого нападения не произошло, финские войска были переведены на новые полевые позиции, расположенные в непосредственной близости от границы. Если какой-либо район окажется не занятым советскими частями или эти части не окажут существенного сопротивления, финским войскам предписывалось захватывать важные участки местности, чтобы использовать их в качестве исходного рубежа для проведения дальнейшей разведки. В результате в первую неделю войны на Карельском перешейке боевые действия ограничивались интенсивными боями местного значения. В восточной части перешейка финские авангарды перед будущим наступлением захватили ряд пунктов на линии границы, подойдя вплотную к оборонительным позициям советских войск. В западной части перешейка, на участке 4-го армейского корпуса, финны начали активные боевые действия уже на начальной стадии войны. Здесь периодически вспыхивали интенсивные боевые столкновения, вызванные проведением разведки боем или ограниченных атак, призванных улучшить собственные позиции финских войск. Главный удар наносился на кексгольмском направлении.
Финны планировали выйти к западному побережью Ладожского озера, расчленив 23-ю армию. Несмотря на упорное сопротивление советских войск, финны к исходу 9 августа вышли в районы Лахденпохья, Куркиёки и Хийтола к побережью Ладожского озера. В результате правый фланг 23-й армии оказался рассеченным на три изолированные друг от друга группировки. В первой группировке, окруженной северней и северо-западней Лахденпохья, образовалась смесь из частей 23-й и 7-й армий. К 7-й армии относилась 168-я дивизия и 367-й стрелковый полк 71-й стрелковой дивизии, а к 23-й армии — 708-й стрелковый полк 115-й стрелковой дивизии. Вторая группировка в составе 142-й стрелковой дивизии и 198-й моторизованной дивизии 23-й армии оказалась в районе севернее и северо-восточнее Хийтола. Третья сводная группировка под командованием полковника Донского была окружена западнее города Кексгольма. На помощь окруженным пришла Ладожская военная флотилия. С 12 по 22 августа флотилия производила переброску войск 142-й и 198-й стрелковых дивизий. Эвакуацию прикрывали огнем канонерские лодки «Бира», «Бурея», «Олекма», «Селемджа», «Шексна», два тральщика и десять катеров.
Части 168-й дивизии сначала эвакуировали на близлежащий остров Валаам, а затем, вторым этапом, — в Шлиссельбург. Части 142-й и 198-й дивизий сразу вывозились в район старой государственной границы, где они затем занимали оборону. Несмотря на сильное противодействие противника, особенно его артиллерии и авиации, в период с 12 по 22 августа суда Северо-Западного речного пароходства и боевые корабли Ладожской флотилии вывезли с изолированных плацдармов свыше 26 тысяч бойцов и командиров, 155 орудий, 178 пулеметов, около 800 автомашин и тракторов, более 5000 лошадей, более 1100 повозок. При этом 168-я стрелковая дивизия была эвакуирована со всей материальной частью и тылами и сразу же направлена в район Колпина. Чтобы предотвратить беспрепятственное продвижение финнов в юго-восточном направлении, командование 23-й армии ввело в брешь 265-ю стрелковую дивизию, только что переданную 23-й армии. В течение месяца шли напряженные бои на выборгском направлении. Войска левого крыла 23-й армии 115-я, 43-я и 123-я стрелковые дивизии при поддержке сил флота отражали наступление превосходящих по численности неприятельских войск. Большую помощь советским войскам оказывали 12 береговых батарей Выборгского укрепрайона и корабли шхерного отряда канонерские лодки и бронекатера. Береговые батареи и корабли отразили несколько попыток высадки десантов на острова и в тыл советским частям. Береговые батареи, расположенные на островах Выборгского залива, корабли шхерного отряда и посланные им на помощь эсминцы «Сильный» и «Стойкий» своим огнем прикрывали отход войск и отражали десанты противника.
Для действий на приморском участке фронта из личного состава береговой обороны был создан сводный полк моряков.
В ее составе были 19-й стрелковый корпус 115-я и 42-я стрелковые дивизии , 50 стрелковый корпус 43-я, 70-я и 123-я стрелковые дивизии , 27-й Кексгольмский укрепрайон и 28-й Выборгский укрепрайон. В составе армии находились следующие артиллерийские части: 24-й, 28-й и 43-й корпусные отдельные полки, 573-й корпусный артиллерийский полк, 101-й гаубичный артиллерийский полк, 108-й и 519-й гаубичные полки большой мощности РГК, 20-й отдельный минометный батальон [12] , 27-й и 241-й отдельные зенитные дивизионы.
В составе 23-й армии был 10-й механизированный корпус. В нем состояли 21-я и 24-я танковые дивизии, 198-я моторизованная дивизия и 7-й мотоциклетный полк. Приданная армии авиация включала в себя 5-ю смешанную авиадивизию, 41-й бомбардировочный авиаполк, а также 15-ю и 19-ю корректировочные авиаэскадрильи.
Инженерные части армии — 109-й моторизованный инженерный батальон и 153-й отдельный инженерный батальон. С мая по август 1941 г. Таким образом, финны несколько превосходили по численности советские войска их дивизии были приблизительно в полтора больше , но существенно уступали по танкам и артиллерии.
В первые дни войны финское командование, опасаясь наступления Красной армии, сосредоточило свои войска в 20 км от границы на построенных еще в мирное время оборонительных позициях. Когда ожидаемого нападения не произошло, финские войска были переведены на новые полевые позиции, расположенные в непосредственной близости от границы. Если какой-либо район окажется не занятым советскими частями или эти части не окажут существенного сопротивления, финским войскам предписывалось захватывать важные участки местности, чтобы использовать их в качестве исходного рубежа для проведения дальнейшей разведки.
В результате в первую неделю войны на Карельском перешейке боевые действия ограничивались интенсивными боями местного значения. В восточной части перешейка финские авангарды перед будущим наступлением захватили ряд пунктов на линии границы, подойдя вплотную к оборонительным позициям советских войск. В западной части перешейка, на участке 4-го армейского корпуса, финны начали активные боевые действия уже на начальной стадии войны.
Здесь периодически вспыхивали интенсивные боевые столкновения, вызванные проведением разведки боем или ограниченных атак, призванных улучшить собственные позиции финских войск. Главный удар наносился на кексгольмском направлении. Финны планировали выйти к западному побережью Ладожского озера, расчленив 23-ю армию.
Несмотря на упорное сопротивление советских войск, финны к исходу 9 августа вышли в районы Лахденпохья, Куркиёки и Хийтола к побережью Ладожского озера. В результате правый фланг 23-й армии оказался рассеченным на три изолированные друг от друга группировки. В первой группировке, окруженной северней и северо-западней Лахденпохья, образовалась смесь из частей 23-й и 7-й армий.
К 7-й армии относилась 168-я дивизия и 367-й стрелковый полк 71-й стрелковой дивизии, а к 23-й армии — 708-й стрелковый полк 115-й стрелковой дивизии. Вторая группировка в составе 142-й стрелковой дивизии и 198-й моторизованной дивизии 23-й армии оказалась в районе севернее и северо-восточнее Хийтола. Третья сводная группировка под командованием полковника Донского была окружена западнее города Кексгольма.
На помощь окруженным пришла Ладожская военная флотилия. С 12 по 22 августа флотилия производила переброску войск 142-й и 198-й стрелковых дивизий. Эвакуацию прикрывали огнем канонерские лодки «Бира», «Бурея», «Олекма», «Селемджа», «Шексна», два тральщика и десять катеров.
Части 168-й дивизии сначала эвакуировали на близлежащий остров Валаам, а затем, вторым этапом, — в Шлиссельбург. Части 142-й и 198-й дивизий сразу вывозились в район старой государственной границы, где они затем занимали оборону. Несмотря на сильное противодействие противника, особенно его артиллерии и авиации, в период с 12 по 22 августа суда Северо-Западного речного пароходства и боевые корабли Ладожской флотилии вывезли с изолированных плацдармов свыше 26 тысяч бойцов и командиров, 155 орудий, 178 пулеметов, около 800 автомашин и тракторов, более 5000 лошадей, более 1100 повозок.
При этом 168-я стрелковая дивизия была эвакуирована со всей материальной частью и тылами и сразу же направлена в район Колпина. Чтобы предотвратить беспрепятственное продвижение финнов в юго-восточном направлении, командование 23-й армии ввело в брешь 265-ю стрелковую дивизию, только что переданную 23-й армии. В течение месяца шли напряженные бои на выборгском направлении.
Войска левого крыла 23-й армии 115-я, 43-я и 123-я стрелковые дивизии при поддержке сил флота отражали наступление превосходящих по численности неприятельских войск. Большую помощь советским войскам оказывали 12 береговых батарей Выборгского укрепрайона и корабли шхерного отряда канонерские лодки и бронекатера. Береговые батареи и корабли отразили несколько попыток высадки десантов на острова и в тыл советским частям.
Береговые батареи, расположенные на островах Выборгского залива, корабли шхерного отряда и посланные им на помощь эсминцы «Сильный» и «Стойкий» своим огнем прикрывали отход войск и отражали десанты противника. Для действий на приморском участке фронта из личного состава береговой обороны был создан сводный полк моряков. Однако планомерного отхода не получилось.
Финны зашли в тыл и отрезали пути отхода. Попытка сводного полка моряков контратакой прорвать окружение дала только частный результат.
Карта окружения ленинграда во время блокады
Жительницы блокадного Ленинграда набирают кипяток во время нахождения в бомбоубежище Немецкая политика Интересен взгляд на Ленинград в блокаде с противоположной — немецкой — стороны. По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. Подробная карта РККА Ленинграда и окрестностей для навигатора на Андроид. Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы.
Полное освобождение Ленинграда от фашистской блокады: как отмечают в СПб 27 января 2024
- 5 спорных фактов о блокаде Ленинграда, которым мы верим. И очень напрасно
- На последних рубежах
- Начало блокады
- Блокада Ленинграда
- Account Options
- Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Карты-схемы Ленинградского Фронта
Блокада Ленинграда | За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. бомб и 150 тыс. снарядов. |
Оборона Ленинграда в начале Великой Отечественной войны 1941 года | По случаю 80-й годовщины снятия блокады Ленинграда рассказываем о ключевых этапах освободительной операции. |
Линия обороны ленинграда во время блокады карта | Карточка на хлеб времён блокады Ленинграда. |
Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение | Идринский вестник | именно там проходила граница. |