Новости что такое польша

Согласно заявлению министра внутренних дел и администрации Польши Мариуша Каминьского, начиная с 10 февраля, польский пункт пропуска «Бобровники» на границе с Беларусью временно прекратит свою. Последние новости Польши расположены в начале, а прокручивая ленту ниже, вы увидите более старые заголовки. Замглавы МИД России Сергей Рябков допустил ситуацию, при которой русские войска могут ударить по территории Польши. Польша планирует присоединиться к проекту НАТО по созданию общеевропейской системы ПРО Дональд Туск. Самые срочные новости и актуальные обзоры событий, произошедших в Польше, на сайте RT.

Республика Польша

Президент Польши Анджей Дуда ранее выразил готовность страны разместить ядерное оружие, если такова будет воля союзников по НАТО. "Польша хочет под "натовским зонтиком" оторвать часть западной территории Украины и Белоруссии, это — опасная игра", — заявил президент. День независимости Польши 11 ноября. Несколькими днями ранее президент Польши Анджей Дуда 22 апреля заявил, что Россия якобы все сильнее укрепляет Калининградскую область с военной точки зрения.

Что сказал Рябков о ядерных объектах НАТО в Польше

  • Последние новости
  • Правила въезда в Польшу для россиян в 2024 году
  • Польша - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Латвия
  • Приоритеты внешней политики Польши серьезно изменятся

Wiemy, ile wydamy na majówkę. "Każdy się szczypie"

Теперь, очевидно, Вашингтон так не считает. Тем не менее мы к будущим трудностям готовы. Если помните, вокруг тех же танков «Абрамс» тоже поначалу было много разговоров — какие они совершенные и неуязвимые. И ничего, ни к какому перелому их поставка не привела, мы прекрасно научились с ними бороться и полностью развеяли миф об их колоссальном превосходстве и выдающихся характеристиках. Тем более, напомню, у нас есть гиперзвуковое вооружение, аналогов которому не существует во всем мире.

Поэтому я все же искренне надеюсь на благоразумие Киева. Потому что урон, который они способны нанести нам, и урон, который мы способны нанести им в ответ, несопоставим. Но это не так. Великобритания давно уже не флагман Запада.

Особенно в том, что касается вооружения. Я не хочу прослыть «ястребом», но, на мой взгляд, очевидно, что Великобритания должна соизмерять свои силы с мощью и возможностями Российской Федерации. Понятно, что она хочет примкнуть к США в качестве «спасительницы Европы», но вряд ли это удастся сделать. Напомню, что не так давно британские войска показали себя с худшей стороны в Афганистане, откуда они с позором бежали вместе с американскими, кстати.

Зато вот в чем Великобритания действительно сильна, так это в тайных операциях.

Оборудование можно взять в прокат и попрактиковаться в поиске людей, погребенных под снегом. Занятия проходят каждые выходные - с 9 до 14 на месте будет дежурить инструктор и будет открыт пункт проката оборудования 1. Рейс из Британии в Испанию был вынужден отклониться от маршрута из-за пассажиров, которые нарушали правила поведения на борту. По данным полиции, восемь граждан Польши были пьяны и продолжали употреблять алкоголь на борту, кричали и били по полкам для багажа.

Мир в Яме-Запольском 1582 восстановил старую границу.

После смерти Батория в 1586 году поляки избрали шведского короля Сигизмунда III Ваза ; впрочем, он вскоре лишился шведского престола из-за своего католического фанатизма. С его правлением связаны три важных события: перенос в 1596 году столицы из Кракова в Варшаву коронации по-прежнему проводились в Кракове ; Брестская уния православной и католической церквей 1596 , покончившая с традиционной польской веротерпимостью и создавшая предпосылки к восстанию Хмельницкого и интервенции Польши в Россию в эпоху Смутного времени. Основные статьи: Смутное время и Русско-польская война 1605—1618 Крылатые гусары , элитная кавалерия Королевства Польского и Речи Посполитой, действовавшая на полях сражений с начала XVI века до середины XVIII века Польские магнаты Мнишеки поддержали самозванца Лжедмитрия и снарядили ему войско, состоявшее из запорожских казаков и польских добровольцев. В 1604 году войско самозванца вторглось в Россию, города и высланные ему навстречу армии присягали новому царю. В 1605 году самозванец вступил в Москву и короновался, однако вскоре был убит. Сигизмунд III был одним из самых могущественных польских королей, и под его властью Польша достигла миллиона квадратных километров Самозванец обещал польскому королю Сигизмунду III в уплату за помощь вернуть Смоленск.

Под предлогом этих обещаний Сигизмунд в 1610 году начинает осаду Смоленска. Войско, посланное на выручку новым царём Василием Шуйским , было разбито гетманом Жолкевским в битве при Клушине , после чего поляки подступили к Москве, тогда как войска нового самозванца Лжедмитрия II осаждали её с другой стороны. Шуйский был свергнут и впоследствии выдан Жолкевскому. Московские бояре присягнули малолетнему сыну Сигизмунда Владиславу , а затем впустили в Москву польский гарнизон. Сигизмунд не захотел отпустить сына в Москву и крестить его в православие как предполагалось по условиям договора , а пытался править Москвой самолично через Александра Гонсевского , возглавившего польский гарнизон в Москве после отъезда Жолкевского. Результатом стало объединение бывших «тушинских воров» — казаков с дворянами Шуйского против поляков начало 1611 года и их совместный поход на Москву, поддержанный восстанием в самой Москве , которое поляки смогли подавить только поджогом города.

Осада Москвы первым ополчением оказалась неудачной из-за противоречий в его рядах. Поход второго ополчения во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским поставил поляков в критическое положение. Сигизмунд же, взявший Смоленск, распустил свою армию, не в силах содержать её. Владислав IV , старший сын Сигизмунда III, Семибоярщиной был провозглашён царём России, когда поляки оккупировали Москву во время русско-польской войны 1609—1618 В 1617 году Владислав , продолжавший носить титул Великого князя Московского , вторгся в Россию, пытаясь овладеть «законным» престолом, дошёл до Москвы, но взять её не смог. Владислав сохранил за собой титул Великого князя Московского. По истечении срока перемирия Россия безуспешно попыталась вернуть Смоленск , но после поражения под его стенами в 1633 году по Поляновскому миру признавала Смоленск за Польшей, а Владислав отказался от московского титула.

Основные статьи: Восстание Богдана Хмельницкого , Русско-польская война 1654—1667 и Шведский потоп Речь Посполитая в 1635 Король Владислав IV избежал участия Речи Посполитой в Тридцатилетней войне , поддерживал религиозную терпимость, и провёл военную реформу. Безуспешно стремился укрепить королевскую власть, выступая против магнатов. Царствование Владислава IV оказалось последней стабильной эпохой в истории королевской Польши. Одновременно, в XVI веке, прошла стремительная полонизация , а за ней и переход в католицизм западнорусской шляхты, долгое время переход носил стихийный и добровольный характер, вызванный статусным превосходством. К концу XVI века украинско-белорусское православное крестьянство оказалось под властью католического полонизированного дворянства. Эта ситуация, наряду с усилением контрреформации и влияния иезуитов, породила стремление перевести в католицизм и «холопов».

Итогом притеснения православных становится рост напряжённости и в конце концов катастрофическое для Речи Посполитой восстание Богдана Хмельницкого , начавшееся в 1648 году. В 1654 году в Польшу вторглись русские войска; в следующем году — шведы, которые и заняли Варшаву, король Ян II Казимир бежал в Силезию — началась анархия, получившая в Польше название « Потоп ». Сдача поляками Кремля ополчению, возглавляемому Дмитрием Пожарским В 1657 году Польша отказалась от суверенных прав на Восточную Пруссию. Шведы так и не смогли удержаться в Польше из-за разгоревшейся партизанской войны. С другой стороны, часть казачьих старшин, напуганная влиянием русских воевод, отшатнулась от Москвы и попыталась вновь наладить отношения с Речью Посполитой, благодаря чему поляки вернули Белоруссию и Правобережную Украину. Согласно Андрусовскому перемирию 1667 год , Польша потеряла Киев и все районы восточнее Днепра.

Иллюстрация: wprost. Журналисты спросили премьер-министра Польши о проекте законодательства ЕС о распределении мигрантов, принятом на прошлой неделе. Моравецкий напомнил, что Польша приветствовала тех, кто бежал от войны с Украины, тем самым показав, «что такое истинная солидарность».

Варшава, «конечно, не согласна с такой политикой», — подчеркнул Моравецкий. Он сказал, что будет протестовать против этого плана «очень жестко» на заседании Европейского совета.

Польша. Новости

Главная» Новости» Новости россии и польши. В Польше заявили о готовности разместить у себя ядерное оружие США. Польша развивалась как феодальное государство с преимущественно сельскохозяйственной экономикой и все более могущественной земельной знатью, которая ограничивала население частными поместьями, или. Президент Польши, Анджей Дуда, выступил с призывом не вводить евро в стране, указав на существующие проблемы в еврозоне. Польша готовит почву, чтобы откусить от Украины часть западных областей, заявил глава Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.

Власти Польши заявили, что республика не готова к военному конфликту

When reprinting materials do not forget to cite the source. Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете свое согласие на работу с этими файлами.

В 1938 Польша отобрала Тешин. Польша отвергает все требования Германии. Вторая мировая война 1 сентября 1939 войска Третьего Рейха вторгаются на территорию Польши. Варшава окружена.

Польское правительство эвакуировалось в Румынию. Во время Второй мировой войны на территории Польши действует движение Сопротивления, состоящее из разнородных групп, зачастую имеющих противоположные цели и подчиняющиеся разным руководящим центрам Армия Крайова, действующая под руководством правительства Польши в эмиграции, которая организовала Варшавское восстание 1944 , и Гвардия с 1944 — Армия Людова — военная организация польской компартии. Одновременно на довоенной территории Польши действуют украинские националистические формирования УПА , которые проводят истребление польского мирного населения, и советские партизанские отряды. В 1945 территория Польши полностью освобождена Советской Армией во взаимодействии с частями созданного на территории СССР из польских ссыльных и эмигрантов Войска Польского. К власти приходит Польская коммунистическая партия. Советская Армия остaётся в Польше до 18 сентября 1993 года. В начале 1980-х Польшу охватывает глубокий социально-экономический и политический кризис.

В декабре 1981 вводится военное положение действовавшее до июля 1983. Власть в свои руки берёт генерал Войцех Ярузельский. По 1989 В 1989 к власти приходят представители профсоюзного объединения «Солидарность», находившегося под запретом в 1981 — 1989. Вероисповедание Большинство верующих — католики. Также присутствуют представители нескольких других конфессий: православные , лютеране и иудеи. На севере — Балтийская гряда, на юге и юго-востоке — Малопольская и Люблинская возвышенности, вдоль южной границы — Карпаты высшая точка 2499 м, гора Рысы в Татрах и Судеты. Климат умеренный, переходный от морского к континентальному.

Крупные реки — Висла, Одра; густая речная сеть. Озёра преимущественно на севере. Экономика Польша — индустриально-аграрная страна. В ней осуществляется добыча каменного и бурого угля; природного газа; серы около 5 млн. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности - машиностроение Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др. Сельское хозяйство В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Главные зерновые культуры — рожь, пшеница, ячмень, овёс.

Польша — крупный производитель сахарной свёклы свыше 14 млн. Ведущие отрасли животноводства — свиноводство; молочно-мясное скотоводство, птицеводство Польша — один из крупнейших в Европе поставщиков яиц ; пчеловодство.

Военное положение не решило проблем страны. Профсоюз продолжал действовать в подполье и сохранил свое влияние в польском обществе, выступая под лозунгами борьбы с тоталитарной коммунистической системой и коренных демократических и социально-экономических преобразований. В июне 1989 в Польше были проведены первые в странах Восточной Европы свободные парламентские выборы, на которых победила «Солидарность». С 31 декабря 1989 страна стала называться Республика Польша, 29 января 1990 11-й съезд ПОРП принял решение о роспуске партии, а 9 декабря 1990 президентом республики был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса. Государственные органы власти. По конституции 1952, парламент являлся высшим органом государственной власти. Государственный совет избирался парламентом во главе с председателем, который исполнял также обязанности главы государства. Совет министров, избиравшийся парламентом и подотчетный ему, являлся высшим исполнительным органом.

После поправок к конституции в 1989 в эту систему были внесено несколько важных изменений: был создан сенат — высшая палата парламента; упразднен Государственный совет; учрежден пост президента республики; реорганизована судебная система. До конституционных поправок 1989 парламент состоял из одной палаты — cейма, члены которого избирались на 4-летний срок. Сейм был уполномочен разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет и государственный народнохозяйственный план, назначать и снимать министров, избирать Государственный совет и контролировать деятельность других органов государственной власти и управления. С начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в cейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1982, после введения военного положения, она получила название «Патриотическое движение за национальное возрождение» и выдвинуло единый список кандидатов от ПОРП, Объединенной крестьянской партии, Демократической партии и независимых кандидатов. В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 — 870 кандидатов. В феврале — апреле 1989 прошли переговоры «круглого стола» между представителями основных политических сил страны. Была учреждена верхняя палата парламента — сенат из 100 членов. Сенат получил право вето на законы, принимаемые cеймом, но вето сената могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма. Выборы в июне 1989 завершились убедительной победой «Солидарности»: ее кандидаты получили всю выборную квоту мест 161 в cейме, а в cенате — 99 из 100 мест.

В ноябре 1992 президент Лех Валенса подписал Конституционный акт так называемую Малую конституцию , который предусматривал введение сильной президентской власти. В мае 1997 на референдуме была принята новая конституция. Она явилась плодом компромисса между парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия , и двумя оппозиционными партиями Союз свободы, Союз труда. Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства. Сенат состоит из 100 членов, избираемых большинством голосов в 16 воеводствах на 4-летний период. Выборы назначаются президентом республики. Сейм может быть распущен большинством двумя третями голосов его членов или, в некоторых случаях, президентом. Референдум по особо важным вопросам может быть назначен cеймом абсолютным большинством голосов или президентом с согласия cената. Органы исполнительной власти.

С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином Польши. По конституции 1997, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром. Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре. Лех Валенса выиграл президентские выборы в декабре 1990 после второго тура, как и Александр Квасьневский в 1995. Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма.

Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти. Местные органы власти. До 1990 местные органы государственной власти состояли из построенных по иерархическому принципу народных советов, члены которых избирались на 3 года населением соответствующих территориальных единиц. Формально депутаты могли отзываться избирателями. Народные советы руководили местной экономической, социальной и культурной деятельностью и координировали местные нужды с государственными потребностями. С 1990 до конца 1998 основной единицей местных органов власти являлась община гмина — всего общин было 2121. В стране насчитывалось 49 воеводств, в т. Промежуточное звено местного управления — 293 округа повята были ликвидированы в 1975. В июле 1998 парламент принял закон о новом административном делении страны; цель его — передача значительной части полномочий местным органам власти. Закон, вступивший в силу 1 января 1999, восстановил повяты которых теперь 308 , придал 65 городам статус повятов и одновременно уменьшил число воеводств с 49 до 16.

На местные выборах в октябре 1998 были избраны 63,8 тыс. Судебная система. Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Пост государственного прокурора, который до 1989 являлся ключевым в судебной системе страны, был подчинен министру юстиции. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената. В 1998 правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза. В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения. Политические партии.

Ее партнерами являлись Объединенная крестьянская партия и Демократическая партия. ПОРП возникла в 1948 в результате слияния Польской рабочей партии образована в 1942 вместо Коммунистической партии Польши, распущенной в 1938 Коминтерном и Польской социалистической партии, после их чисток. После выхода «Солидарности» на политическую арену Демократическая партия и Объединенная крестьянская партия отказались от своего подчинения ПОРП и объединились с «Солидарностью». Позже обе эти партии объединились в Союз демократических левых сил. Владислав Гомулка, возглавлявший Польскую рабочую партию до ее объединения с Польской социалистической партией, в 1948 подвергся гонениям за «национальный уклон», то есть за то, что ставил интересы Польши выше интересов международного коммунистического движения. Гомулка положил начало либерализации и получил некоторую независимость от КПСС. К концу 1950-х годов процесс либерализации сошел на нет. В 1968 Гомулка подавил восстание студентов и интеллектуалов, провел чистки в университетах и фактически одобрил кампанию антисемитизма, развязанную аппаратом ЦК ПОРП. Гомулка был вынужден уйти в отставку в декабре 1970, после того как приказал полиции в Щецине стрелять в рабочих, которые выступили против его экономической политики было убито не менее 70 рабочих. В июне 1976 уже он подавил новые выступления рабочих, поддержанные студентами и оппозиционно настроенной интеллигенцией.

В 1976 варшавскими и гданьскими интеллигентами был создан Комитет защиты рабочих для оказания помощи арестованным. С началом нового движения рабочих в 1980 неспособность ПОРП разрешить кризис стала очевидной. В течение нескольких недель политика лидера партии полностью обанкротилась, и Герека сменил Станислав Каня, который согласился с большинством требований рабочих. При поддержке оппозиционно настроенной интеллигенции во главе с Брониславом Геремеком, Яцеком Куронем, Тадеушем Мазовецким и Адамом Михником рабочие создали массовое независимое профсоюзное движение «Солидарность», которое добилось права на проведение забастовок и самоуправление. Под руководством электрика Гданьской судоверфи Леха Валенсы «Солидарность» стала массовой оппозиционной партией, оспаривавшей главенствующую роль ПОРП в политической жизни Польши. Католическая церковь, усилившая свое влияние после избрания в 1978 поляка Кароля Войтылы папой римским Иоанном Павлом II, поддерживала «Солидарность». Несмотря на попытки внутренней демократизации, ПОРП не была готова уступить свою руководящую роль. Более того, успехи «Солидарности» вызвали угрозу советского военного вторжения в Польшу. Кризис достиг пика в 1981, когда Каню в качестве руководителя партии сменил генерал Войцех Ярузельский. В декабре 1981, после выступления «Солидарности» с призывом провести референдум о легитимности власти коммунистов и союзе Польши с Советским Союзом, Ярузельский ввел в стране военное положение.

Однако в течение 1980-х годов становилось все очевиднее, что правительство не сможет модернизировать экономику без сотрудничества с рабочими. В 1983 военное положение было отменено. На выборах в июне 1989 победила «Солидарность». В августе 1989 депутат «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий был назначен на пост главы правительства. В апреле 1990 внутри «Солидарности» произошел раскол, когда Валенса, готовясь к выдвижению своей кандидатуры в президенты, назвал темпы политических реформ правительства медленными, а последствия его экономической политики расценил как тяжелое бремя для рабочих. В результате этого «Солидарность» распалась на несколько политических движений, от националистических групп правого толка до новых рабочих профсоюзов на левом фланге. С 1990 по 1993 в Польше у власти находились правительства, сформированные неустойчивыми политическими коалициями, которые быстро сменяли друг друга. После вотума недоверия правительству Ганны Сухоцкой летом 1993 президент Валенса распустил парламент. В результате новых выборов к власти пришло коалиционное правительство Союз демократических левых сил и Польская крестьянская партия , сначала во главе с премьер-министром Вольдемаром Павляком октябрь 1993 , затем с Юзефом Олексой март 1995 и в конце концов с Влодзимежем Чимошевичем февраль 1996. Поражение партий «послеавгустовского лагеря» политических организаций, вышедших из недр движения «Солидарность» на выборах 1993 потребовало переоценки их политической стратегии.

Несмотря на то, что эти партии все вместе получили голосов в целом больше, чем бывшие коммунисты, каждая из них не смогла преодолеть 5-процентного барьера, необходимого по избирательному закону для того, чтобы попасть в парламент. В результате Демократический союз и Либерально-демократический конгресс в 1994 объединились в Союз свободы, а в 1996 более тридцати политических партий образовали избирательный блок «Солидарность» ИБС. Польская крестьянская партия — партнер по коалиции Союза демократических левых сил — потерпела поражение. Бузеком ИБС. Вновь встал вопрос о декомунизации и люстрации. В июне 1998 Сейм принял постановление об осуждении коммунистического тоталитаризма и внес поправки в Закон о люстрации, согласно которым все кандидаты на руководящие посты в органах государственной власти должны заполнить декларацию, в которой они отрицают или признают свое сотрудничество со спецслужбами ПНР. Правительство Е. Бусека выдвинуло четыре программы реформ: административного устройства, пенсионной системы, здравоохранения и просвещения. При этом реформы пенсионной системы и здравоохранения проводились непоследовательно и не вызвали поддержки широких слоев населения. В июне 2000 Союз свободы вышел из состава правительства Бузека, в отставку ушли и все рекомендованные Союзом высшие чиновники.

Одновременно в парламент вошли две крайние группировки — «Самооборона» и «Лига польских семей». Новое правительство возглавил Лешек Миллер. Вооруженные силы. Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии — 12 месяцев. В 1997 в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс. В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160—180 тыс. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными.

Внешняя политика. После Второй мировой войны началось тесное сотрудничество Польши с Советским Союзом. Польша являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора вплоть до их самороспуска в 1990—1991. Одной из главных проблем Польши была гарантия безопасности ее западных границ. В 1970 ФРГ признала западную границу Польши. В 1975 в Хельсинки Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе была признана незыблемость послевоенных границ всех европейских государств. Германско-польскими договорами в ноябре 1990 и июне 1991 была признана граница между обоими государствами по Одре и Нысе-Лужицкой. В начале 1990 Польша создала в Центральной Европе благоприятную атмосферу взаимопонимания между странами Вышеградской группы Польша, Венгрия, Чехо-Словакия и подписала договоры со своими соседями. После 2000 планируется вступление Польши в Европейский союз. С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели, характеризующейся централизованным планированием и государственной собственностью на средства производства.

Экономический рост в первые после Второй мировой войны годы, несмотря на значительное истощение ресурсов, происходил ускоренными темпами. Правительство ограничивало индивидуальное потребление, чтобы поддержать высокий уровень капиталовложений. В отличие от Советского Союза и других стран Восточной Европы, в Польше не было проведено всеобщей коллективизации. Постепенно возросло значение обрабатывающей и добывающей промышленности, и в конце 1970-х годов на эти отрасли приходилась половина национального дохода страны и треть всех рабочих мест. В 1980-х годах правительство ослабило контроль за деятельностью предприятий. В то же время предприятия продолжали настаивать на выделении государством субсидий и других форм поддержки. Власти, не имевшие возможности финансировать более высокий уровень расходов за счет налоговых поступлений, были вынуждены прибегать к эмиссии. В результате правительство Т. Мазовецкого, пришедшее к власти в сентябре 1989, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией. Министр экономики Л.

Бальцерович разработал стратегию экономических реформ, состоявшую из двух этапов. В течение первого этапа, реализованного осенью 1989, правительство установило контроль над бюджетом и скорректировало некоторые диспропорции в ценах, создало систему пособий по безработице и разработало юридическую основу процедуры банкротства. Второй этап начался 1 января 1990 и включал резкое сокращение дефицита бюджета, реформу налоговой системы, ограничение монетарного курса, либерализацию большинства цен, девальвацию злотого и резкое сокращение темпов индексации заработной платы. Экономическая история 18—20 вв. Экономическую историю Польши за 150-летний период до Первой мировой войны следует рассматривать в тесной связи с историей соседних держав, в которые входили отдельные части страны с конца 18 в. Экономическая деятельность в каждой из этих частей Польши подчинялась властям соответствующей державы, а различные судебные и финансовые системы и сориентированная на другие центры транспортная сеть, которая сформировалась в этот период, создали серьезные трудности для нового польского государства, возникшего после Первой мировой войны. В период между двумя мировыми войнами польская экономика столкнулась с проблемами преодоления разрушений, объединения ранее разделенных частей страны, достижения финансовой стабильности, осуществления аграрной реформы и индустриализации. После Второй мировой войны в Польше были созданы экономические организации и система централизованного планирования советского типа. Земельная реформа ликвидировала оставшиеся крупные частные землевладения, вместо них были созданы крупные государственные хозяйства; часть земли небольшими наделами была распределена между крестьянами. Частные несельскохозяйственные предприятия, основанные на наемном труде, были ликвидированы путем национализации предприятий, число занятых на которых превышало установленный государством минимум, а также с помощью контроля и конфискационного налогообложения, которое разрушало стимулы к труду.

По плану Бальцеровича приватизация осуществлялась путем ускоренного акционирования государственного сектора и продажи предприятий. В соответствии с законом о приватизации, принятым летом 1990, были созданы центральное агентство, руководившее процессом приватизации, и министерство по делам собственности. Быстрый рост частного сектора начался уже в 1989: возникли малые и средние фирмы, а также личные предприятия «малая приватизация». Приватизация крупных предприятий вызвала меньший интерес со стороны потенциальных покупателей и активное сопротивление со стороны рабочих. К 1992 были акционированы только 501 из 8841 предприятий, и лишь 76 были приобретены по рыночной цене отечественными или иностранными покупателями. Занятость населения. С 1970-х годов произошли значительные изменения в структуре занятости населения страны: доля занятых в сельском хозяйстве уменьшалась, в промышленности — до середины 1980-х годов увеличивалась, а в сфере услуг и других секторах росла после 1988, особенно начиная с 1990. По оценкам 1996, трудовые ресурсы Польши составляли 22 млн. Национальный доход. В 1950—1970-е годы в стране происходил значительный экономический рост.

Однако с 1974 из-за мирового экономического кризиса и увеличения внешней задолженности рост стал замедляться. После 1978, особенно в 1980—1981, экономический и социально-политический кризис вызвал резкий спаду производства. Со второй половины 1992 в экономике наметились положительные сдвиги. В 2002 ВВП Польши составил 373,2 млрд. Число частных предприятий в Польше увеличилось с 0,5 млн. Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс.

В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. Сельское хозяйство. Государственные хозяйства сосредоточены в основном в западных и южных воеводствах. В 1992 было создано агентство сельскохозяйственной собственности, в обязанности которого входила продажа 1495 государственных сельскохозяйственных предприятий и 3,1 млн. Государство продолжает оказывать значительную поддержку сельскохозяйственному сектору экономики. Меняется структура посевных площадей: увеличивается возделывание картофеля и технических культур за счет сокращения посевов зерновых. В результате Польша вынуждена ввозить значительное количество зерна. В 1992 сбор основных культур составлял: пшеницы 7,4 млн. Польша является крупнейшим в мире экспортером яблочных консервов и занимает видное место в производстве консервов, компотов, свежезамороженных смородины, капусты и моркови.

В 1996 в Польше насчитывалось 8 млн. Поголовье свиней достигло 20 млн. Произошел сдвиг в структуре птицеводства: снизилось выращивание цыплят и кур до 45 млн. В частном сельском хозяйстве лошадь остается важной тягловой силой, хотя число используемых тракторов резко возросло — почти с нуля в 1956 до 1211,6 тыс. Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства. В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс.

В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться — до 655 тыс. Уголь является основным источником энергии для польской экономики. В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля лигнита , который добывается в центральном Малинец, Адамув и юго-западном Турошув, Жары районах Польши, оцениваются в 14 млрд. Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска».

Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. В 1994 общая установленная мощность электростанций Польши составляла 29,64 млн. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности. Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. Гданьск и Щецин — крупные центры судостроения.

Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве. Транспорт и связь. Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1997 было перевезено 386 млн. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля. Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов общей грузоподъемностью 159 тыс. После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги. Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. Кроме того, имеется более 75 тыс.

В 1993—1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании. Приватизация телефонной сети на основе акционирования была завершена в 1998. Внутренняя и внешняя торговля. Внешняя торговля до 1989 оставалась монополией государства. С середины 1950-х до начала 1990-х годов стоимость импорта Польши увеличилась более чем в 20 раз за исключением растущего медленнее ввоза продовольствия , но сама структура импорта страны осталась стабильной. С середины 1980-х годов стоимость экспорта росла такими же темпами, как и стоимость импорта, с небольшим отрицательным сальдо торгового баланса. Основными статьями импорта являются нефть и нефтепродукты, прокат черных металлов и сталь, железная руда, металлообрабатывающие станки, пшеница, хлопок. В то время как структура импорта изменилась незначительно, состав экспорта изменился самым существенным образом. В течение последующих 10 лет география внешней торговли Польши сильно изменилась. В 2002 объем экспорта Польши составил 32,4 млрд.

Закон об иностранных капиталовложениях 1991 открыл для них Польшу, а закон о совместных предприятиях, принятый в марте 1996, снял ограничения на иностранные вложения в совместные предприятия. В 1997 прямые иностранные инвестиции составили 6,6 млрд. С 1990 до июля 1998 в польскую экономику было вложено 25,6 млрд. Общий внешний долг Польши уменьшился с 47 млрд. В 1998 дефицит внешней торговли достиг 1,5 млрд. Финансы и банковская система. С 1946 до 1989 в Польше государственные финансовые учреждения полностью вытеснили частные. В 1990 правительство «Солидарности» начало внедрять капиталистическую финансовую систему, и Польша стала первой посткоммунистической страной, приступившей к осуществлению макроэкономической реформы, которая получила название «шоковая терапия». Был снят ценовой контроль, сокращены субсидии в промышленности, государственные монопольные предприятия были поставлены в рыночные условия, а национальная денежная единица стала котироваться по плавающему курсу. Уже к 1992 гиперинфляцию удалось остановить, а в 1993 в Польше начался реальный экономический рост.

В апреле 1991 была создана Варшавская финансовая биржа. В 1997 на ней осуществляли свои операции около 100 компаний. Оборот биржи вырос с 240 млн. Вследствие реструктуризации экономически неэффективных предприятий в начале 1990-х годов польская банковская система испытывала серьезный долговой кризис. Тем не менее, в отличие от центральных банков большинства соседних стран, Национальный банк Польши НБП оказался способен выдержать трудности переходного периода. Она вновь заняла этот пост на следующий срок. Денежная единица в Польше — злотый, который с 1990 конвертируется по обменному курсу; тем самым завершился период длительного процветания черного валютного рынка. Злотый был деноминирован в январе 1995.

Главная Новости Польши Вы живёте в Польше, но не в совершенстве владеете польским языком?

Или оказались в Польше впервые? Турист или бизнесмен? Вам важно адаптироваться как можно быстрее? Чем живет государство, узнаёте лишь по телевизору?

WPROST.pl - Polska i świat, historia, polityka, biznes, kultura

Дмитрий Песков Россия Власть 22 апреля в 13:07 В Кремле пригрозили ответом на ядерное оружие США в Польше. Почти треть территории Польши покрыта лесами, в основном сосновыми и еловыми, а также смешанными — из лиственных и хвойных деревьев. "Польша хочет под "натовским зонтиком" оторвать часть западной территории Украины и Белоруссии, это — опасная игра", — заявил президент. Польша планирует присоединиться к проекту НАТО по созданию общеевропейской системы ПРО Дональд Туск. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Почти треть территории Польши покрыта лесами, в основном сосновыми и еловыми, а также смешанными — из лиственных и хвойных деревьев.

Полезная информация о Польше

  • Значение слова «Польша»
  • - Polska i świat, historia, polityka, biznes, kultura
  • Польша - главные новости и последние события
  • Правила въезда в Польшу в 2024 году для россиян: нужна ли виза, как попасть в страну из России
  • Республика Польша

Где находится Польша на карте мира? С кем граничит?

Понятно, что она хочет примкнуть к США в качестве «спасительницы Европы», но вряд ли это удастся сделать. Напомню, что не так давно британские войска показали себя с худшей стороны в Афганистане, откуда они с позором бежали вместе с американскими, кстати. Зато вот в чем Великобритания действительно сильна, так это в тайных операциях. Разработать очередную подлую схему, кого-то отравить, спланировать теракт — да, это они могут, здесь они непревзойденные мастера. Но в открытую противостоять России у них не получится совершенно точно.

Официальный представитель МИД Мария Захарова заявила, что предстоящая отработка боевых действий на территории Финляндии является частью гибридной войны против нашего государства. Как можно оценить участие в учениях ранее нейтральной страны? И чем это чревато? Финны от этого отказались и из нейтральной страны стали членами НАТО.

И, по сути, ничего от этого не выиграли, а лишь, наоборот, проиграли, став легитимной военной целью России в случае начала глобального конфликта. Никто в Вашингтоне Финляндию защищать не будет - это совершенно точно. Просто Финляндия, очевидно, не способна жить и существовать свободно, ей обязательно нужно быть под кем-то, в данном случае — под НАТО. Ну а то, что финские военнослужащие уже есть на территории Украины, что они активно участвуют в операциях ВСУ — это факт, давно доказанный.

Финны на самом деле хорошо воюют.

Затем, как следствие смены демографической политики государства и условий жизни, рождаемость, постепенно увеличиваясь, достигла 19 на 1000 жителей в 1975 и вновь стала сокращаться до 14 в 1990 и 10,47. В январе 1993 был принят закон, ограничивающий аборты. Уровень смертности начиная с 1950-х годов составлял от 8 до 10 на 1000 жителей. Детская смертность высокая и в 2003 она достигала 8,95 на 1000 новорожденных. Женское население превышает мужское из-за значительных потерь мужчин во время Второй мировой войны; в 1997 на 105 женщин в Польше приходилось 100 мужчин.

Средняя продолжительность жизнив стране — 70,04 у мужчин и 78,52 у женщин. В результате германо-советского договора 1939 о разделе Польши, приблизительно 13 млн. К июню 1949 1503,8 тыс. Не менее 500 тыс. Из 3440 тыс. На немецких землях, включенных в состав Польши после Второй мировой войны по решениям Потсдамской конференции, в 1939 проживало 8,3 млн.

Более 5 млн. Им не разрешили вернуться назад, а вскоре все оставшиеся здесь немцы были переселены в Германию. Примерно 800 тыс. Католичество играет в польском народе и его истории важную роль. Крупнейшими городами страны по оценке 1996 являются тыс. В Люблине в 1944 под покровительством СССР было сформировано Временное правительство, в котором преобладали коммунисты.

После окончания войны представители Польской рабочей партии ППР , Польской социалистической партии ППС и Польской крестьянской партии создали правительство национального единства. В 1947 коммунисты распустили эту коалицию и создали государство народной демократии, что нашло отражение в конституции Польской Народной Республики, принятой в июле 1952. Поправка 1976 к конституции официально утвердила руководящую роль этой партии. Несмотря на усиление политического контроля, польское коммунистическое государство столкнулось в послевоенные годы с сильной политической оппозицией. Причинами недовольства были ограничения личной свободы и возможности участвовать в политической жизни, а также низкий уровень жизни. Кроме того, многие поляки были настроены против политики ПОРП, направленной на отделение церкви от государства.

Массовые демонстрации и протесты в 1956, а затем в 1970 вынудили власти сменить лидеров и изменить политику на более либеральную. В 1976 Комитет защиты рабочих, состоявший из известных диссидентов-интеллектуалов, стал первой институциональной формой оппозиции. Затем возник независимый самоуправляющийся профсоюз «Солидарность» зарегистрирован в ноябре 1980, объединил 8 млн. ПОРП стала терять власть, и в декабре 1981 генерал Войцех Ярузельский, лидер коммунистов и главнокомандующий польской армии, ввел военное положение, поставил «Солидарность» вне закона и интернировал ее лидеров. Военное положение не решило проблем страны. Профсоюз продолжал действовать в подполье и сохранил свое влияние в польском обществе, выступая под лозунгами борьбы с тоталитарной коммунистической системой и коренных демократических и социально-экономических преобразований.

В июне 1989 в Польше были проведены первые в странах Восточной Европы свободные парламентские выборы, на которых победила «Солидарность». С 31 декабря 1989 страна стала называться Республика Польша, 29 января 1990 11-й съезд ПОРП принял решение о роспуске партии, а 9 декабря 1990 президентом республики был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса. Государственные органы власти. По конституции 1952, парламент являлся высшим органом государственной власти. Государственный совет избирался парламентом во главе с председателем, который исполнял также обязанности главы государства. Совет министров, избиравшийся парламентом и подотчетный ему, являлся высшим исполнительным органом.

После поправок к конституции в 1989 в эту систему были внесено несколько важных изменений: был создан сенат — высшая палата парламента; упразднен Государственный совет; учрежден пост президента республики; реорганизована судебная система. До конституционных поправок 1989 парламент состоял из одной палаты — cейма, члены которого избирались на 4-летний срок. Сейм был уполномочен разрабатывать и принимать законы, утверждать бюджет и государственный народнохозяйственный план, назначать и снимать министров, избирать Государственный совет и контролировать деятельность других органов государственной власти и управления. С начала 1950-х годов выдвижение кандидатов на выборах в cейм контролировалось политической организацией, продолжительное время называвшейся Национальным фронтом, в котором господствовали коммунисты. В 1982, после введения военного положения, она получила название «Патриотическое движение за национальное возрождение» и выдвинуло единый список кандидатов от ПОРП, Объединенной крестьянской партии, Демократической партии и независимых кандидатов. В 1980-х годах давление оппозиции заставило польских лидеров увеличить число кандидатов: на выборах 1980 в сейм были выдвинуты 646 кандидатов на 460 мест; на выборах 1985 — 870 кандидатов.

В феврале — апреле 1989 прошли переговоры «круглого стола» между представителями основных политических сил страны. Была учреждена верхняя палата парламента — сенат из 100 членов. Сенат получил право вето на законы, принимаемые cеймом, но вето сената могло быть преодолено двумя третями голосов депутатов сейма. Выборы в июне 1989 завершились убедительной победой «Солидарности»: ее кандидаты получили всю выборную квоту мест 161 в cейме, а в cенате — 99 из 100 мест. В ноябре 1992 президент Лех Валенса подписал Конституционный акт так называемую Малую конституцию , который предусматривал введение сильной президентской власти. В мае 1997 на референдуме была принята новая конституция.

Она явилась плодом компромисса между парламентским большинством, принадлежавшим бывшим коммунистам Союз демократических левых сил, Польская крестьянская партия , и двумя оппозиционными партиями Союз свободы, Союз труда. Новая конституция ограничила президентские полномочия, расширила прерогативы Конституционного суда и подтвердила двухпалатный состав парламента. Сейм состоит из 460 депутатов, избираемых на основе пропорционального представительства. Сенат состоит из 100 членов, избираемых большинством голосов в 16 воеводствах на 4-летний период. Выборы назначаются президентом республики. Сейм может быть распущен большинством двумя третями голосов его членов или, в некоторых случаях, президентом.

Референдум по особо важным вопросам может быть назначен cеймом абсолютным большинством голосов или президентом с согласия cената. Органы исполнительной власти. С 1990 президент избирается путем всеобщего голосования сроком на пять лет и может быть переизбран только один раз. Президент должен быть гражданином Польши. По конституции 1997, президент имеет широкие полномочия в области внешней политики и национальной обороны, назначает и отзывает послов, ратифицирует международные договоры, назначает руководителей высших судебных органов и вооруженных сил. Эти назначения согласуются с премьер-министром.

Первый президент, лидер коммунистов Войцех Ярузельский, был избран депутатами cейма и членами сената в июле 1989. Последующие президенты избирались на альтернативных всеобщих прямых выборах. Повторное голосование назначается в том случае, если ни один из кандидатов в президенты не получил абсолютного большинства голосов в первом туре. Лех Валенса выиграл президентские выборы в декабре 1990 после второго тура, как и Александр Квасьневский в 1995. Правительство возглавляет премьер-министр; он предлагает состав кабинета министров, который должен получить в сейме вотум доверия в течение 14 дней с момента его назначения. Премьер-министр может заменять членов своего кабинета без одобрения сейма.

Кабинет министров обеспечивает исполнение законов; при необходимости выпускает постановления, имеющие силу закона; направляет, координирует и контролирует работу всех исполнительных органов государственной власти; гарантирует внутреннюю и общественную безопасность; составляет проект бюджета и представляет его на рассмотрение сейма; контролирует местные органы власти. Местные органы власти. До 1990 местные органы государственной власти состояли из построенных по иерархическому принципу народных советов, члены которых избирались на 3 года населением соответствующих территориальных единиц. Формально депутаты могли отзываться избирателями. Народные советы руководили местной экономической, социальной и культурной деятельностью и координировали местные нужды с государственными потребностями. С 1990 до конца 1998 основной единицей местных органов власти являлась община гмина — всего общин было 2121.

В стране насчитывалось 49 воеводств, в т. Промежуточное звено местного управления — 293 округа повята были ликвидированы в 1975. В июле 1998 парламент принял закон о новом административном делении страны; цель его — передача значительной части полномочий местным органам власти. Закон, вступивший в силу 1 января 1999, восстановил повяты которых теперь 308 , придал 65 городам статус повятов и одновременно уменьшил число воеводств с 49 до 16. На местные выборах в октябре 1998 были избраны 63,8 тыс. Судебная система.

Республика Польша имеет Верховный суд, а также местные, военный и другие специальные суды. Президент назначает председателей высших судебных органов страны, в т. Все судьи назначаются президентом пожизненно после выдвижения кандидатур Национальным советом юстиции; заседатели суда избираются. Пост государственного прокурора, который до 1989 являлся ключевым в судебной системе страны, был подчинен министру юстиции. Конституционный суд, Государственный суд, Верховная контрольная палата и уполномоченный по правам человека назначаются cеймом с согласия cената. В 1998 правительство одобрило план реформирования судебной системы Польши по стандартам Европейского союза.

В соответствии с ними планируется создание приблизительно 400 местных судов, которые будут рассматривать мелкие правонарушения. Политические партии. Ее партнерами являлись Объединенная крестьянская партия и Демократическая партия. ПОРП возникла в 1948 в результате слияния Польской рабочей партии образована в 1942 вместо Коммунистической партии Польши, распущенной в 1938 Коминтерном и Польской социалистической партии, после их чисток. После выхода «Солидарности» на политическую арену Демократическая партия и Объединенная крестьянская партия отказались от своего подчинения ПОРП и объединились с «Солидарностью». Позже обе эти партии объединились в Союз демократических левых сил.

Владислав Гомулка, возглавлявший Польскую рабочую партию до ее объединения с Польской социалистической партией, в 1948 подвергся гонениям за «национальный уклон», то есть за то, что ставил интересы Польши выше интересов международного коммунистического движения. Гомулка положил начало либерализации и получил некоторую независимость от КПСС. К концу 1950-х годов процесс либерализации сошел на нет. В 1968 Гомулка подавил восстание студентов и интеллектуалов, провел чистки в университетах и фактически одобрил кампанию антисемитизма, развязанную аппаратом ЦК ПОРП. Гомулка был вынужден уйти в отставку в декабре 1970, после того как приказал полиции в Щецине стрелять в рабочих, которые выступили против его экономической политики было убито не менее 70 рабочих. В июне 1976 уже он подавил новые выступления рабочих, поддержанные студентами и оппозиционно настроенной интеллигенцией.

В 1976 варшавскими и гданьскими интеллигентами был создан Комитет защиты рабочих для оказания помощи арестованным. С началом нового движения рабочих в 1980 неспособность ПОРП разрешить кризис стала очевидной. В течение нескольких недель политика лидера партии полностью обанкротилась, и Герека сменил Станислав Каня, который согласился с большинством требований рабочих. При поддержке оппозиционно настроенной интеллигенции во главе с Брониславом Геремеком, Яцеком Куронем, Тадеушем Мазовецким и Адамом Михником рабочие создали массовое независимое профсоюзное движение «Солидарность», которое добилось права на проведение забастовок и самоуправление. Под руководством электрика Гданьской судоверфи Леха Валенсы «Солидарность» стала массовой оппозиционной партией, оспаривавшей главенствующую роль ПОРП в политической жизни Польши. Католическая церковь, усилившая свое влияние после избрания в 1978 поляка Кароля Войтылы папой римским Иоанном Павлом II, поддерживала «Солидарность».

Несмотря на попытки внутренней демократизации, ПОРП не была готова уступить свою руководящую роль. Более того, успехи «Солидарности» вызвали угрозу советского военного вторжения в Польшу. Кризис достиг пика в 1981, когда Каню в качестве руководителя партии сменил генерал Войцех Ярузельский. В декабре 1981, после выступления «Солидарности» с призывом провести референдум о легитимности власти коммунистов и союзе Польши с Советским Союзом, Ярузельский ввел в стране военное положение. Однако в течение 1980-х годов становилось все очевиднее, что правительство не сможет модернизировать экономику без сотрудничества с рабочими. В 1983 военное положение было отменено.

На выборах в июне 1989 победила «Солидарность». В августе 1989 депутат «Солидарности» Тадеуш Мазовецкий был назначен на пост главы правительства. В апреле 1990 внутри «Солидарности» произошел раскол, когда Валенса, готовясь к выдвижению своей кандидатуры в президенты, назвал темпы политических реформ правительства медленными, а последствия его экономической политики расценил как тяжелое бремя для рабочих. В результате этого «Солидарность» распалась на несколько политических движений, от националистических групп правого толка до новых рабочих профсоюзов на левом фланге. С 1990 по 1993 в Польше у власти находились правительства, сформированные неустойчивыми политическими коалициями, которые быстро сменяли друг друга. После вотума недоверия правительству Ганны Сухоцкой летом 1993 президент Валенса распустил парламент.

В результате новых выборов к власти пришло коалиционное правительство Союз демократических левых сил и Польская крестьянская партия , сначала во главе с премьер-министром Вольдемаром Павляком октябрь 1993 , затем с Юзефом Олексой март 1995 и в конце концов с Влодзимежем Чимошевичем февраль 1996. Поражение партий «послеавгустовского лагеря» политических организаций, вышедших из недр движения «Солидарность» на выборах 1993 потребовало переоценки их политической стратегии. Несмотря на то, что эти партии все вместе получили голосов в целом больше, чем бывшие коммунисты, каждая из них не смогла преодолеть 5-процентного барьера, необходимого по избирательному закону для того, чтобы попасть в парламент. В результате Демократический союз и Либерально-демократический конгресс в 1994 объединились в Союз свободы, а в 1996 более тридцати политических партий образовали избирательный блок «Солидарность» ИБС. Польская крестьянская партия — партнер по коалиции Союза демократических левых сил — потерпела поражение. Бузеком ИБС.

Вновь встал вопрос о декомунизации и люстрации. В июне 1998 Сейм принял постановление об осуждении коммунистического тоталитаризма и внес поправки в Закон о люстрации, согласно которым все кандидаты на руководящие посты в органах государственной власти должны заполнить декларацию, в которой они отрицают или признают свое сотрудничество со спецслужбами ПНР. Правительство Е. Бусека выдвинуло четыре программы реформ: административного устройства, пенсионной системы, здравоохранения и просвещения. При этом реформы пенсионной системы и здравоохранения проводились непоследовательно и не вызвали поддержки широких слоев населения. В июне 2000 Союз свободы вышел из состава правительства Бузека, в отставку ушли и все рекомендованные Союзом высшие чиновники.

Одновременно в парламент вошли две крайние группировки — «Самооборона» и «Лига польских семей». Новое правительство возглавил Лешек Миллер. Вооруженные силы. Польша имеет сухопутную армию, военно-морской флот, военную авиацию и воздушно-десантные войска. Последние российские части покинули страну в 1992. Военная служба в Польше является всеобщей и обязательной для мужчин в возрасте от 19 до 50 лет; срок службы в армии — 12 месяцев.

В 1997 в вооруженных силах насчитывалось 214 тыс. В соответствии с реформой, проведение которой связано со вступлением в НАТО, Польша сокращает свою армию до 160—180 тыс. Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил и осуществляет эту функцию с помощью министра обороны. Вооруженные силы находятся под гражданским и демократическим контролем и по закону должны оставаться политически нейтральными. Внешняя политика. После Второй мировой войны началось тесное сотрудничество Польши с Советским Союзом.

Польша являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора вплоть до их самороспуска в 1990—1991. Одной из главных проблем Польши была гарантия безопасности ее западных границ. В 1970 ФРГ признала западную границу Польши. В 1975 в Хельсинки Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе была признана незыблемость послевоенных границ всех европейских государств. Германско-польскими договорами в ноябре 1990 и июне 1991 была признана граница между обоими государствами по Одре и Нысе-Лужицкой. В начале 1990 Польша создала в Центральной Европе благоприятную атмосферу взаимопонимания между странами Вышеградской группы Польша, Венгрия, Чехо-Словакия и подписала договоры со своими соседями.

После 2000 планируется вступление Польши в Европейский союз. С конца 1940-х до конца 1980-х годов польская экономика была организована по советской модели, характеризующейся централизованным планированием и государственной собственностью на средства производства. Экономический рост в первые после Второй мировой войны годы, несмотря на значительное истощение ресурсов, происходил ускоренными темпами. Правительство ограничивало индивидуальное потребление, чтобы поддержать высокий уровень капиталовложений. В отличие от Советского Союза и других стран Восточной Европы, в Польше не было проведено всеобщей коллективизации. Постепенно возросло значение обрабатывающей и добывающей промышленности, и в конце 1970-х годов на эти отрасли приходилась половина национального дохода страны и треть всех рабочих мест.

В 1980-х годах правительство ослабило контроль за деятельностью предприятий. В то же время предприятия продолжали настаивать на выделении государством субсидий и других форм поддержки. Власти, не имевшие возможности финансировать более высокий уровень расходов за счет налоговых поступлений, были вынуждены прибегать к эмиссии. В результате правительство Т. Мазовецкого, пришедшее к власти в сентябре 1989, столкнулось с огромным дефицитом бюджета и быстро растущей инфляцией. Министр экономики Л.

Бальцерович разработал стратегию экономических реформ, состоявшую из двух этапов. В течение первого этапа, реализованного осенью 1989, правительство установило контроль над бюджетом и скорректировало некоторые диспропорции в ценах, создало систему пособий по безработице и разработало юридическую основу процедуры банкротства. Второй этап начался 1 января 1990 и включал резкое сокращение дефицита бюджета, реформу налоговой системы, ограничение монетарного курса, либерализацию большинства цен, девальвацию злотого и резкое сокращение темпов индексации заработной платы. Экономическая история 18—20 вв. Экономическую историю Польши за 150-летний период до Первой мировой войны следует рассматривать в тесной связи с историей соседних держав, в которые входили отдельные части страны с конца 18 в. Экономическая деятельность в каждой из этих частей Польши подчинялась властям соответствующей державы, а различные судебные и финансовые системы и сориентированная на другие центры транспортная сеть, которая сформировалась в этот период, создали серьезные трудности для нового польского государства, возникшего после Первой мировой войны.

В период между двумя мировыми войнами польская экономика столкнулась с проблемами преодоления разрушений, объединения ранее разделенных частей страны, достижения финансовой стабильности, осуществления аграрной реформы и индустриализации. После Второй мировой войны в Польше были созданы экономические организации и система централизованного планирования советского типа. Земельная реформа ликвидировала оставшиеся крупные частные землевладения, вместо них были созданы крупные государственные хозяйства; часть земли небольшими наделами была распределена между крестьянами. Частные несельскохозяйственные предприятия, основанные на наемном труде, были ликвидированы путем национализации предприятий, число занятых на которых превышало установленный государством минимум, а также с помощью контроля и конфискационного налогообложения, которое разрушало стимулы к труду. По плану Бальцеровича приватизация осуществлялась путем ускоренного акционирования государственного сектора и продажи предприятий. В соответствии с законом о приватизации, принятым летом 1990, были созданы центральное агентство, руководившее процессом приватизации, и министерство по делам собственности.

Быстрый рост частного сектора начался уже в 1989: возникли малые и средние фирмы, а также личные предприятия «малая приватизация». Приватизация крупных предприятий вызвала меньший интерес со стороны потенциальных покупателей и активное сопротивление со стороны рабочих. К 1992 были акционированы только 501 из 8841 предприятий, и лишь 76 были приобретены по рыночной цене отечественными или иностранными покупателями. Занятость населения. С 1970-х годов произошли значительные изменения в структуре занятости населения страны: доля занятых в сельском хозяйстве уменьшалась, в промышленности — до середины 1980-х годов увеличивалась, а в сфере услуг и других секторах росла после 1988, особенно начиная с 1990. По оценкам 1996, трудовые ресурсы Польши составляли 22 млн.

Национальный доход. В 1950—1970-е годы в стране происходил значительный экономический рост. Однако с 1974 из-за мирового экономического кризиса и увеличения внешней задолженности рост стал замедляться. После 1978, особенно в 1980—1981, экономический и социально-политический кризис вызвал резкий спаду производства. Со второй половины 1992 в экономике наметились положительные сдвиги. В 2002 ВВП Польши составил 373,2 млрд.

Число частных предприятий в Польше увеличилось с 0,5 млн. Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации, который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь 1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс.

В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации» для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых предприятий. Сельское хозяйство. Государственные хозяйства сосредоточены в основном в западных и южных воеводствах. В 1992 было создано агентство сельскохозяйственной собственности, в обязанности которого входила продажа 1495 государственных сельскохозяйственных предприятий и 3,1 млн. Государство продолжает оказывать значительную поддержку сельскохозяйственному сектору экономики.

Меняется структура посевных площадей: увеличивается возделывание картофеля и технических культур за счет сокращения посевов зерновых. В результате Польша вынуждена ввозить значительное количество зерна. В 1992 сбор основных культур составлял: пшеницы 7,4 млн. Польша является крупнейшим в мире экспортером яблочных консервов и занимает видное место в производстве консервов, компотов, свежезамороженных смородины, капусты и моркови. В 1996 в Польше насчитывалось 8 млн. Поголовье свиней достигло 20 млн.

Произошел сдвиг в структуре птицеводства: снизилось выращивание цыплят и кур до 45 млн. В частном сельском хозяйстве лошадь остается важной тягловой силой, хотя число используемых тракторов резко возросло — почти с нуля в 1956 до 1211,6 тыс. Лесное и рыбное хозяйство. Территория, покрытая лесами, составляла в 1995 8,6 млн. В 1991 в Польше было произведено 17 млн. Морское рыболовство превратилось в важную отрасль хозяйства.

В 1950 Польша имела 365 рыболовных судов общей грузоподъемностью 18,2 тыс. В 1967 насчитывалось 713 судов общей грузоподъемностью 208,9 тыс. В 1981 число судов уменьшилось до 638, а улов составил 673 тыс. Последние показатели почти не менялись с середины 1970-х до середины 1980-х годов. Затем улов рыбы начал сокращаться — до 655 тыс. Уголь является основным источником энергии для польской экономики.

В конце 1980-х годов запасы угля в Польше оценивались приблизительно в 40 млрд. Основные месторождения каменного угля в Польше находятся в Силезии, а также в Валбжихском и Люблинском бассейнах. Крупнейшая в стране угольная шахта Пяст находится в городе Новы-Берун, к югу от Катовице; добыча угля в ней производится с 1975. Запасы бурого угля лигнита , который добывается в центральном Малинец, Адамув и юго-западном Турошув, Жары районах Польши, оцениваются в 14 млрд. Запасы нефти в 1987 составляли всего ок. В 1996, в результате объединения семи государственных нефтеперерабатывающих заводов и сети автозаправочных станций, была создана компания «Нафта польска».

Некоторые нефтеперерабатывающие заводы частично приватизированы; ок. По данным 1996, запасы природного газа в Польше оценивались в 121 млрд. Основную часть электроэнергии дают тепловые электростанции, работающие на угле. В 1994 общая установленная мощность электростанций Польши составляла 29,64 млн. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Крупные капиталовложения в послевоенные годы способствовали развитию металлургии, машиностроения, судостроения и химической промышленности.

Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. Гданьск и Щецин — крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве. Транспорт и связь.

Транспорт и связь при коммунистической власти были государственной собственностью, за исключением легкового и незначительной части грузового автотранспорта. В 1997 было перевезено 386 млн. К концу 1995 на 1000 жителей приходилось 194 автомобиля. Реки Висла и Одра являются главными внутренними водными путями. Польша имеет мощный торговый флот, который вырос с 45 судов общей грузоподъемностью 159 тыс. После 1989 значительно расширились телекоммуникационные услуги.

Число телефонных абонентов возросло с 2,5 млн. Кроме того, имеется более 75 тыс. В 1993—1994 для расширения и модернизации польской сети «Телекоммуникация польска» были приглашены иностранные компании.

К концу осени план, похоже, поменялся. Зачем агрессор, если соседям-украинцам можно предъявить Волынскую резню. Полякам даже напоминать не надо, чтобы в нужный момент завертелось. Так, подтолкнуть. Юрий Липатов подтвердит.

Столица Польши — Варшава.

Страна считается моноэтнической, так как 96 процентов ее населения — поляки. Большая часть населения относит себя к католикам. Польша — президентско-парламентская республика.

Sohu: Польше стало не до Калининграда после шутки Путина про Варшаву

Польское государство возникло в X веке, христианство было принято в 966 году, с 1025 года Польша — королевство. Новости в Polsha24. При власти "Права и справедливости" Польша находился в постоянном конфликте с Европейской комиссией по поводу верховенства права и функционирования судебной системы в стране.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий