Люди, которые занимаются продажей Купчи и покупкой Товаров, называются – Купцы. Хотя первоначально купцы торговали только товарами, необходимыми для выживания, позже они начали продавать более ценные вещи знати по высоким ценам.
О купечестве
Глава 8 Купечество | Несмотря на древность происхождения предпринимательского слоя населения, понятие «купец» приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу. |
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело - Российская газета | Ответ на вопрос: Купцы кто такие?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. |
Как возникло русское купечество | Нацпроект Минкультуры России - Артефакт | Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. |
Налогообложение купечества - Финансовая грамотность на уроках Всеобщей истории и Истории России | Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? |
Как возникло русское купечество | Крылов в басне «Купец» (1830 год) обличает жульнические приёмы ведения дел. |
Купечество в России
На этой основе сформировался вполне определенный тип православного хозяйственного поведения в России. Изучение этого типа как базовой структуры личности показывает большое влияние социальных архетипов, то есть изначальных наиболее фундаментальных элементов психики людей, составляющих данное общество. Оставаясь неизменными в поколениях, архетипы определяют формы и направленность развития менталитета 21 7 личности Румянцев, 2005:40 , то есть восприятие общезначимых норм социального и хозяйственного поведения. В отечественной традиции наиболее значимыми архетипами являются добродетели терпения и самоограничения. Они связаны с отношением к страданию как к способу формирования личности. Другим важнейшим архетипом является «хранение совести». В понятие совести входит: взаимопомощь, милосердие, честь и достоинство, репутация, вера, трудолюбие и уважение к старшим, а также обычай просить прощение друг у друга. Национальной особенностью российского купечества было его стремление к церковной общности соборности , тогда как политическая деятельность привлекала купцов сравнительно мало.
Русские предприниматели были христианами по своему воспитанию и традициям. Крупный московский купец Н. Вишняков писал: «Как у отца, так и у матери, основы мировоззрения и морали покоились на религиозных началах, а в нашей среде религиозность почти всегда отождествлялась с державностью: одну от другой не отличали» Вишняков, 1911: ч. Присущая русским людям веротерпимость помогала преодолевать отчуждение различных религиозных конфессий и их хозяйственных практик. Благотворительность была нормой хозяйственного поведения, и предприниматели не подвергали сомнению ее богоугодного значения. Назовем только крупнейшие династии благотворителей в среде московского купечества. Бахрушины, Третьяковы, Морозовы и др.
Они создавали больницы и приюты, дома бесплатных квартир, содержали учебные заведения, театры и картинные галереи. Пожертвования на эти нужды только в 1916 г. Размеры пожертвований поражали воображение не только соотечественников, но и иностранных предпринимателей. Таким образом, для русских предпринимателей конца XIX — начала XX века общезначимыми социальными архетипами, определяющими национальную особенность хозяйствования, были: 1 нестяжательность; 2 религиозная солидарность и сотрудничество; 3 нестрогая прибыльность; 4 державность или государственный патернализм; 5 веротерпимость и открытость другим хозяйственным практикам; 6 благотворительность. Раскрытию религиозного смысла хозяйствования человека посвящены работы многих отечественных богословов, философов и экономистов прошлого. В последнее время появились исследования современных ученых. Они позволяют с новыми измерениями подойти к таким проблемам как труд, собственность и богатство.
Создание продуктивной модели социально-экономического развития России и восстановление национальных традиций предпринимательства представляются возможными лишь после восстановления утраченного духовного потенциала общества. Будущее российской экономики необходимо рассматривать в контексте всей отечественной истории, религии и культуры. Литература Белоусов И. Ушедшая Москва. Булгаков С. Православие: Очерки учения православной церкви. Бурышкин П.
Москва купеческая. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде, собранные Н. Лисснера и А. Карамзин Н. История государства Российского. Румянцев М.
Религиозные основания хозяйствования. Благих, профессор кафедры истории экономики и экономической мысли Санкт-Петербургского государственного университета, доктор экономических наук ivan-blagikh yandex. Бардашевич, зам.
В 2008 году оперативным управлением занялся Олег Хан. По его словам, бизнес торговой сети стагнировал — это было особенно заметно на фоне супермаркета «Кировский» и «Монетки», финансовые показатели которых росли.
Хан считал, что его партнеры — Сотников и Хабибуллин — слишком доверяли менеджерам, которых он поймал на воровстве. Чтобы рассчитаться с банками за кредиты, ему пришлось продать мясокомбинат в Нижнем Тагиле и недостроенный торговый центр. К тому времени Хан заинтересовался птицеводством — сеть из 17 магазинов «Хозтовары», приобретенных в 2003 году, он обменял с челябинским бизнесменом Олегом Колесниковым на долю в агрофирме «Северная». Новый бизнес втянул его в судебные разбирательства с областной прокуратурой и Сбербанком, который пытался обанкротить предприятие. Торговую сеть, ставшую чемоданом без ручки, Хан и Сотников продали за два миллиарда.
Официально бенефициаром сделки стал Колесников, заявивший, что намерен торговать под вывеской «Купец», однако Хабибуллин уверяет, что покупателем был он сам. Я выкупил бизнес и управлял им единолично до 2013 года, понимая, что избежать мощнейшего давления со стороны федерального ретейла не получится». Из-за убытков и долгов банкам в сумме — полтора миллиарда рублей Хабибуллин начал продавать магазины. По словам Хабибуллина, продав недвижимость, он рассчитался со всеми кредиторами, угрожавшими компании банкротством. Большой «Купец» в «Гринвиче» проработал до марта 2014 года, когда владельцы торгового центра запустили собственный магазин «Гипербола».
На пике торговых операций у них было 30 контейнеров. Сначала — по примеру немецких компаний Aldi и Penny Markt 900 позиций, паллетная выкладка, минимальное число сотрудников , затем ассортимент расширили и добавили прилавочную торговлю мясом. Переход к ретейлу был вопросом времени». Но уходить из опта Заболотнов и его партнеры не спешили. От рыночных контейнеров они перешли к небольшим — по 500 квадратных метров — оптовым складам в Екатеринбурге и области, откуда клиенты могли забирать товар, а транспортная служба — развозить его по магазинам.
Первым шагом к рознице стал супермаркет, открытый неподалеку от Шарташского рынка. Проработал он недолго — из-за убытков эксперимент признали неудачным. К проекту с ретейлом вернулись в 2001 году, когда в бизнесе остались двое из пяти участников — Роман Заболотнов и Александр Жеребцов. С этого момента они отсчитывают историю торговой сети «Монетка». Годом позже партнеры открыли большой магазин «Монетка-Супер» в ТЦ «Екатерининский», построенном девелопером Николаем Кретовым холдинговая компания «Лидер».
К концу 2002 года в сети было две «Монетки-Супер» и четыре дискаунтера. По словам Заболотнова, альянс с «Лидером» предполагал, что Кретов участвует в ретейле или строит магазины, которые «Монетка» берет в аренду. Кретов собирался запустить в Екатеринбурге 20 дискаунтеров по 1000 кв. После Тюмени, Уфы и Челябинска, где магазины «Монетки» уже работали, учредители собирались идти дальше. К октябрю 2007 года участники сделки подготовили соглашение, но сделка не состоялась.
После этого Ломакин и Хачатрян стали открывать магазины «Монетка» в Москве по франшизе и в 2013 году, увеличив их количество до сотни, выставили на продажу.
Но со временем они могли выкупить свою свободу и продолжить трудиться уже по договору, как наймиты. Людские категории после монголо-татарского нашествия Структура населения на Руси значительно поменялась, начиная с XVI века. Тогда, как рассказывает Николай Павлов-Сильванский в книге «Феодализм в удельной Руси», появились такие интересные категории, как захребетники или гулящие, служилые и черные люди… Как и в случае со словом «смерд», термин «захребетник» не имел ранее негативного окраса. Так называли свободных — гулящих — людей, которые занимались ремеслом и выполняли различные работы по найму, то есть жили «за чужим хребтом» — на деньги и со стола нанимателя. Несмотря на название, свободными считались и «черные» люди — государственные крестьяне и горожане, ранее именовавшиеся смердами. Если такой крестьянин брал у феодала деньги в долг, то он становился кабальным, то есть обязанным свой долг отработать. Из тех времен родом выражение «кабальный договор», так называлось соглашение между заемщиком и смердом-должником.
Для оплаты крупных покупок в Древней Руси использовали слитки серебра — гривны. Первоначально слово «гривна» означало шейный обруч, затем оно приобрело значение, соответствующее определенному количеству серебра. Гривна серебра — весовая денежная система, а гривна кун — счетная. Постепенно, по мере объединения русских земель вокруг Москвы, вся страна покрывается сетью крупных и мелких торговых центров — торжков и ярмарок. Происходит унификация денежной системы. В XVI в. Рубль как денежная единица не существовал, был лишь счетным понятием также как полтина, гривна и алтын , которое выражалось определенным количеством серебряных монет: 100 копеек, 200 денег, 400 полушек. Гостиные дворы принадлежали казне и представляли собой комплекс построек, где купцы за определенную плату могли остановиться на ночлег, складировать свой товар и совершать торговые сделки. В рядах торговали каким-нибудь одним товаром. Оптовая торговля велась в гостиных дворах. Постепенно формируются новые торговые пути и складываются новые торговые отношения, расширяются традиционные торговые связи с Востоком. Обычно этот путь занимал 1,5-2 месяца. В Астрахани товары перегружались на морские суда, и путь продолжался в восточные страны вдоль берегов Каспийского моря. В Россию с востока везли шелковые ткани камка, тафта, атлас, бархат и хлопчатобумажные ткани бязь, пестрядь , ковры, хлопок, пряности, сухофрукты, орехи, рис, рис, ладан, мыло, драгоценные и цветные камни, жемчуг, лошадей, овец. Все эти трудности заставляли средневековых купцов быть одновременно и торговцами, и дипломатами, и воинами. Вы познакомились со второй лекцией образовательного интенсива проекта «Великий Волжский путь». Следующая лекция — «Великий Волжский путь: география и способ передвижения». До новых встреч!
Как возникло русское купечество
Торговец сам определял, какой гильдии или разряду соответствует его заведение. Получить торговое свидетельство можно было в городской управе в течение года, а возобновить его - с 1 ноября по 1 января. Соответствующие свидетельствам билеты следовало получать на каждое заведение. Государство обязывало торговцев отнести себя к определенной категории подданных и заплатить соответствующую сумму.
Но все ли честно и исправно обзаводились торговыми документами? Обычно было несколько вариантов: выбрать свидетельство, соответствующее роду торговли, и соответствующие билеты к нему; торговать без свидетельства; выбрать свидетельство более низкого разряда; билеты на торговые заведения и свидетельства на складские помещения выбрать в недостаточном количестве. Меньше всего известно о законном поведении, то есть о выборе полного комплекта торговых документов, соответствующих роду торговли и числу заведений.
Оно считалось само собой разумеющимся и не фиксировалось в источниках. Торговля же без документов считалась нарушением общественной морали, и газеты рубежа веков были полны заметок об инцидентах подобного рода. Проблему, учитывая ее масштабы, трудно было игнорировать.
По словам современника, "генеральная ревизия торгово-промышленных заведений, произведенная в 1882 г. Иными словами, более четверти предпринимателей занимались своей деятельностью бесконтрольно. В марте 1868 г.
Свидетельства на право торговли он не имел, что и подтвердил лично: "о таковой торговле и неимении торгового свидетельства, татарин Салеков подтвердил Присутствию Городской Думы, но от рукоприкладства то есть подписи своей рукой. В свою очередь Середин также подтвердил факт покупки им чая, а гласные - купцы Хилков и Ошаров - в присутствии полицейского чиновника и двух понятых нашли в квартире Салекова еще восемь мест кирпичного чая. Находку опечатали и передали на хранение в кладовую лавку гостиного двора4.
Казалось, налицо очевидное нарушение закона, и городской голова сообщил о нем в Енисейскую казенную палату с просьбой наложить взыскание на виновного. Реакция Казенной палаты оказалась неожиданной: "Одного этого доноса недостаточно для обвинения Салекова, и нужны для этого письменные свидетельства на протоколе тех лиц, которым он продавал чай, и показание самого обвиняемого о причине, по которой он решился производить продажу без права на торговлю"5. Кроме того, в протоколе отсутствовала важная для Казенной палаты информация: место составления протокола, где, кем и когда обнаружено нарушение, место жительства обвиняемого, показания, замечания и возражения его и свидетелей, отсутствовала информация об отказе Салекова подписать протокол.
Несмотря на то что в письме городского головы в Казенную палату есть все требуемые сведения, неправильное оформление протокола привело к тому, что "через такие упущения Казенная палата не находит себя вправе обвинить Салекова и подвергнуть его штрафу"6.
Гостями у нас в стране с давних времен именовали вольных торговцев, которые возили товары из-за границы или из крупных городов. Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение — «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь. Купцами же назывались менее крупные торговцы — как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес. В пределах своего города или поселения они образовывали «цеха» — торговые союзы.
Сельских обывателей на Руси называли смердами. Изначально это слово не имело негативного значения, но со временем от него произошел термин «смердеть», то есть неприятно пахнуть. Смерды были свободными людьми, хотя и находились под юрисдикцией князя, то есть платили ему налоги и обрабатывали государственную землю.
И наконец, купцов насильственно переселяли из одних городов в другие. Несколько тысяч купеческих семей заставили переехать в только что основанный Санкт-Петербург, где не было ни обширной торговли, ни развитой инфраструктуры путей сообщения, складских помещений, гостиниц и т. При Екатерине II была окончательно оформлена организация купечества, сохранившаяся с некоторыми изменениями до 1917 г. Все торгово-промышленное сословие было разделено на три гильдии, куда, в зависимости от величины капитала, приписывались все купцы: 1-я гильдия — владельцы капитала свыше 10 тыс. При этом купцам 1-й гильдии разрешалось вести внешнюю торговлю, иметь фабрики и заводы, 2-й гильдии — внутреннюю оптовую и розничную торговлю, 3-й — только мелочную торговлю. Члены всех гильдий освобождались от уплаты подушного налога и натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. За это они были обязаны ежегодно выплачивать промысловый налог, а в случае неуплаты следовало исключение из гильдии. В результате в сословие купцов начался приток из посадского населения и крестьянства. В 1858 г. После отмены крепостного права сословие купечества стало доступным для всех социальных слоев, число гильдий сократилось до двух. При Николае II разрешалось заниматься торгово-промышленной деятельностью без записи в гильдии: купцы получили паспортную льготу, дававшую свободу перемещения по империи. Самые крупные купеческие общества со значительными денежными капиталами и недвижимостью действовали в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе. Они занимались главным образом благотворительностью — содержанием больниц, богаделен, странноприимных домов, учебных заведений, выдачей пособий неимущим см. Благотворительность и меценатство в России.
Дума должна была вернуть Салекову чай, "с тем, что ежели он полагает производить в Красноярске торговлю, то взял бы на это установленное торговое свидетельство"7. Эта история показывает, как важна была именно правильная формальная фиксация нарушения, а не просто факт его обнаружения. Данный случай был не первым и не последним, а жалобы Казенной палаты на неправильное составление протоколов или журналов проверки появлялись регулярно. Обойти закон прибыли ради Надзор над торговлей был слабым: в 1881 г. В Ачинском округе местный надзор обнаружил три случая нарушений, чиновники же составили 38 актов8. Огромная разница в цифрах свидетельствует о том, что на местах не предъявляли жестких требований к торговцам. Свою роль играл личный фактор - входившие в торговые депутации торговцы смотрели сквозь пальцы на нарушения из-за хороших отношений с нарушителем. Но была еще одна пострадавшая сторона - честные постоянные торговцы. Так, ачинские торговцы хлебом жаловались, что они платят за места на площади, выбирают торговые документы, но появились конкуренты без документов, занимающие места бесплатно9. Взятие торгового свидетельства более низкого разряда было распространенной тактикой. Формально торговец имел необходимый документ на право торговли, но платил за него гораздо меньше. В Минусинске в 1900 г. В результате "складывалась ситуация, что и мелкий торговец, и крупный, получавший солидную прибыль - более 100 тысяч рублей в год, содержали свои предприятия по однородным свидетельствам второго разряда"10. Действительно, по данным статистических обзоров Енисейской губернии за первое десятилетие XX в. Подобные явления отмечались и в других городах Енисейской губернии. В 1894 г. Гадалов не прогадал Некоторые торговцы при своем заведении имели несколько складов: дома, в гостином дворе, на вышке чердаке , кто-то устраивал четвертый склад раскладывали товар перед лавкой: бочки с рыбой, дуги, рогожи, железный товар 13, но билеты на них не брали и денег не платили. Раскладка же товара перед лавкой - это неотъемлемая часть торговли: ведь нужно "показать товар лицом". Неудивительно, что нарушения такого рода "ускользали" от взгляда проверяющих, так как были естественны. Показателен случай, произошедший в 1888 г.
Купечество в России
Купечество как предприниматели и элита местного общества | Читайте наш канал в TelegramАктуальные новости о значимых событиях нашей жизниПодписаться. |
"Честный" купеческий миф: pbs990 — LiveJournal | Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах. |
На какие ухищрения шли до революции купцы, чтобы открыть свое дело
Это были все школьные новости, до встречи в эфире! Родовым понятием, объединяющим всех профессиональных торговцев, занимавшихся закупкой, доставкой, перепродажей партий товаров и принадлежащих к купеческому сословию является термин «купец». Стерлитамак возрождает славу купеческого города 18-19 августа в городе состоялся масштабный фестиваль гостеприимства «Купец 2.0», который побил рекорд по количеству гостей – его посетили более 65 тысяч человек.
СЛОВО КУПЕЧЕСКОЕ.
"Честный" купеческий миф: pbs990 — LiveJournal | пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. |
Купец — Что такое Купец | А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. |
Купечество | Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? |
Разбираемся, что такое купец
что это такое? значение и описание. Хочешь знать что значит КУПЕЦ? тогда слушай до конца. #n #n -пца, м. 1. Богатый торговец, владелец торгового. Что такое купец? Купец – это представитель сословия купечества, занимающийся куплей-продажей товаров. Он является предпринимателем, который владеет своим бизнесом и рискует своим капиталом, чтобы получить прибыль. Исторически Стерлитамак создавался как купеческий город, начиная с подписанного Екатериной II проекта Саввы Тетюшева по строительству Соляной пристани. Калужский купец («Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей.». ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте 365 дней ТВ представляет | Час истины | Выпуск № 274Русское купечество. Обычаи и нравы#365днейТВ #История #ЧасИстины #ИсторическиеФакты #МироваяИсторияПодпис.
Значение слова «Купец»
Купец, что стрелец: попал, так с полем; а не попал, так заряд пропал! Что такое купеческая гильдия, Бархатная книга купеческих родов. Несмотря на древность происхождения этого предпринимательского слоя населения, понятие "купец" приобрело свое устоявшееся смысловое значение не сразу.
"Честный" купеческий миф
Неслучайно любимые герои русского фольклора — удалые, неунывающие, много повидавшие «гости» — Василий Буслаевич, Садко Богатый гость, Добрыня Никитич. Устав новгородской торговой корпорации Ивановской общины в XII веке объединял крупных оптовых торговцев воском «вощинников». Наследственные права членов общины получали заплатившие взнос в 50 гривен около 10кг серебра. Кроме «Иваньского сто» в Новгороде появились и другие купеческие корпорации, которые формировались часто вокруг храмов Торговой стороны города.
Купцы московские. В Москве купечество объединялось в две корпорации: «гостей»-сурожан Сурож — генуэзский город в Крыму, опорный пункт торговли шелковыми тканями и «суконников», — торговавших суконными тканями на Западе. С появлением единого Русского государства, купцы слились с другими слоями городского населения и образовали одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять две главные повинности: отбывать казенную службу и платить подати.
В конце XVI в. Первые регламентационные акты о купечестве появились несколько позже, в XVII веке, в царствование Алексея Михайловича. По Уложению 1649 года содержание лавок и погребов разрешалось только «государственным тяглым людям».
Крестьяне и холопы не могли заниматься торговлей и промыслами, в противном же случае, все капиталы подлежали конфискации в казну. В 1653 году был введен первый в России Торговый Устав, по которому устанавливалась единая рублевая пошлина по 10 «денег» от рубля продаваемых товаров и отменялись налоговые льготы для иностранных купцов, введенные Иваном Грозным. В 1667 году был издан Новоторговый Устав, запрещавший розничную торговлю и увеличивавший торговые подати с торговцев-иностранцев.
По этому закону дела торговых людей передавались в управление Приказом большого прихода. Купцы империи российской. Так, регламентом Главного Магистрата в 1721 году объявлялось деление купеческого сословия на 2 гильдии.
В первую вошли банкиры, знатные купцы, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера; во вторую — иконописцы и др. Содействуя развитию торговли и укреплению купеческого сословия, Петр I предоставил ряд серьезных льгот купцам, записанным в гильдии. Они освобождались от рекрутской повинности при условии уплаты в казну 100 рублей с человека, им разрешалось также покупать крестьян, приписанных к фабрикам и заводам.
Например, в 1723 году вступительный ценз для крестьян и разночинцев составлял 500 рублей. Гильдейское купечество окончательно сформировалось в период реформ 70—80 гг. XVIII века.
Купечество было разделено на три гильдии по величинам капиталов, превышающих 500 рублей. Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной и рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии — от телесного наказания. Последние гильдии имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб.
Купцам 1-й гильдии разрешалось торговать не только в империи, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда, членам же 2-й гильдии — только речные. Деятельность 3-й гильдии ограничивалась мелочными торгами, содержанием трактиров, бань, постоялых дворов. Таким образом, реформы 1775—1785 гг.
Московская купеческая элита. Но уже в первой половине XIX в.
На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне «ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы». В конце ноября обычно «все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу… Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах». Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. Уже в глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица , распространялись купцами-коробейниками по всей стране.
Русские купцы вели большую торговлю с другими странами. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившаяся из Руси пушнина, лес, воск , но также изделия русских ремесленников юфти, однорядки, шубы, холсты, седла, стрелы, саадаки, ножи, посуда и др. Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов. Позднее, в XVII в. Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т.
Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император… приказывает платить хлебом или воском». В XVII в. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям их в XV в. Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.
Члены гостиной и суконной сотен в XVII в. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших.
Сфера деятельности русских купцов XVII в. Беломорский Вологодский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск ранее к Холмогорам и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер. XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши.
Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н. Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц.
Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами.
Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму.
Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым.
Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя.
С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани. Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды.
Многие купеческие семьи имели « воспитанников » — приёмных детей. Образ купца в русском искусстве В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 мая 2015 года. Картина Б. Кустодиева Купчиха за чаем , 1918 год, ГРМ.
Образ купца в русском искусстве зачастую носил ярко негативный характер. Были известны оперы и пьесы: опера М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» 1779 год , комедия «Дворянющийся купец» В. Колычева 1780 год , «Купецкая компания» О. Чернявского 1780 год , «Смешное сборище, или Мещанская комедия» Благодарова 1787 год , анонимная комедия «Перемена в нравах» 1789 год. Лучшей считалась комедия «Сиделец» П. Плавильщикова сиделец — работник кабака, торгующий акцизными товарами.
Главным героем оперы М. Матинского «Санкт-Петербургский гостиный двор» был купец по фамилии Сквалыгин. Опера приобрела большую популярность. Впервые на сцене были показаны быт и нравы «третьего сословия». В пьесах «Купецкая компания» и «Дворянющийся купец» показывается стремление купцов приобрести дворянство , или просто подражать дворянам. В комедии «Сиделец» П. Плавильщикова показан новый тип купца — стремящийся к образованию, знаниям и культуре.
В данном произведении купец изображён как хранитель добродетели и честного нрава. В произведениях XVIII века основной темой остаётся взаимоотношения купечества и дворянства: разорившиеся дворяне женятся на купеческих дочках ради приданого, купцы стремятся породниться с дворянами. Купец изображается жадным, хитрым и малообразованным. В XIX веке сложились купеческие династии.
Рассмотрено влияние христианского православного мировоззрения и ценностей на хозяйственную и благотворительную деятельность выдающихся московских купеческих династий Бахрушиных, Бурышкиных, Рябушинских, Третьяковых, Морозовых Ключевые слова: купеческие гильдии , купцы-старообрядцы , купеческие династии , социальные архетипы , христианские ценности ББК У42 28 1я431; Т3 2 4—291я431 Стр: 216 - 218 Рассвет российского предпринимательства конца XIX — начала XX вв. Для большинства из них материальное благосостояние и личный успех не были главными мотивами хозяйственной деятельности. Развивая свое дело и заботясь о его доходности, они стремились также поддержать культуру, науку и искусство. Для определения особенностей и традиций отечественного купечества обратимся к его истории и духовным истокам.
Купцы древней Руси. В то время купцами называли горожан, занимающихся торговлей. Как повествует Н. Карамзин в «Истории государства Российского», «множество россиян в X веке жили в Цареграде, продавали там невольников и покупали всякие товары. Звериная ловля и пчеловодство доставляли им множество воска, меда и драгоценных мехов, бывших вместе с невольниками главными предметами их торговли. Торговля эта, без сомнения, весьма обогащала россиян и была предметом их мирных договоров с Византией. Черное море, покрытое их кораблями и лодками, справедливее было бы назвать Русским» Карамзин, 1989—1989: Т. I, 168.
Отважные «гости» открывали новые земли, защищали родные места. Смелость и находчивость помогали им отражать нападения торговых соперников — варягов. Неслучайно любимые герои русского фольклора — удалые, неунывающие, много повидавшие «гости» — Василий Буслаевич, Садко Богатый гость, Добрыня Никитич. Устав новгородской торговой корпорации Ивановской общины в XII веке объединял крупных оптовых торговцев воском «вощинников». Наследственные права членов общины получали заплатившие взнос в 50 гривен около 10кг серебра. Кроме «Иваньского сто» в Новгороде появились и другие купеческие корпорации, которые формировались часто вокруг храмов Торговой стороны города. Купцы московские. В Москве купечество объединялось в две корпорации: «гостей»-сурожан Сурож — генуэзский город в Крыму, опорный пункт торговли шелковыми тканями и «суконников», — торговавших суконными тканями на Западе.
С появлением единого Русского государства, купцы слились с другими слоями городского населения и образовали одно сословие посадских людей, которое было обязано выполнять две главные повинности: отбывать казенную службу и платить подати. В конце XVI в. Первые регламентационные акты о купечестве появились несколько позже, в XVII веке, в царствование Алексея Михайловича. По Уложению 1649 года содержание лавок и погребов разрешалось только «государственным тяглым людям». Крестьяне и холопы не могли заниматься торговлей и промыслами, в противном же случае, все капиталы подлежали конфискации в казну. В 1653 году был введен первый в России Торговый Устав, по которому устанавливалась единая рублевая пошлина по 10 «денег» от рубля продаваемых товаров и отменялись налоговые льготы для иностранных купцов, введенные Иваном Грозным. В 1667 году был издан Новоторговый Устав, запрещавший розничную торговлю и увеличивавший торговые подати с торговцев-иностранцев. По этому закону дела торговых людей передавались в управление Приказом большого прихода.
Купцы империи российской. Так, регламентом Главного Магистрата в 1721 году объявлялось деление купеческого сословия на 2 гильдии.
Как искать купцов. Что такое купечество?
Екатеринбургский бизнесмен Олег Хабибуллин — сооснователь легендарной уральской сети продуктовых магазинов «Купец». Разные подходы повлияли на масштаб бизнеса — «Купец» в лучшие времена открыл 40 магазинов, у «Монетки» в 2023 году их будет больше двух тысяч. Несмотря на то что многие основатели купеческих династий конца XVIII – начала XIX века были неграмотными, дети этих купцов чаще всего получали хорошее домашнее образование, а внуки уже учились в университетах. В этой статье поговорим про такое понятие как купцы. Также узнаем классификацию купечества в разные промежутки времени и особенности разных классов. Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов.