Сам Иван Грозный, узнав о приближении хана, бежал в Ростов. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы. Московская хованщина — еще один трагический символ нехитрой манипуляции, благодаря которой невинные простолюдины оказываются жертвами власти.
Московское восстание при иване 4
1550-е гг.- время реформ с крупными внешнеполитическими достижениями, и 1560-начало 1580-х гг.- время опричнины, поражения Ливонской войне. Благодаря опричнинине, Русь получила своего самого талантливого полководца эпохи Ивана Грозного, а, возможно и лучшего военачальника своего времени на просторах Евразии, Дмитрия Хворостинина. Новости Москвы.
Какой урок получил Иван 4 во время Московского пожара и восстания 1547 году?
Требования восставших к Ивану Грозному. Московское восстание 1648 года #история #бунт #shorts. и в самом Пскове. При Иване Грозном Русское царство включило в свой состав Казанское и Астраханское княжество, что видно на карте.
Форма поиска
- Демарш: Грандиозная массовая казнь в Москве 25 июля 1570 года.при ИВАНЕ ГРОЗНОМ.
- Московское восстание - фото сборник
- Почему не вспыхивало народных восстаний в правление Ивана Грозного
- Новый Батый
- Смутное время в истории России
- 5. Московское восстание в первый год царствования Ивана IV (1547 год) и другие волнения XVI века
Поделиться
- Смотрите также
- Московское восстание - фото сборник
- Московское восстание (1547) — Википедия с видео // WIKI 2
- 2. Во всем виноват Иван Грозный?
- Московское восстание (1547) — Википедия с видео // WIKI 2
Дмитрий Хворостинин
Сколько бояр и воевод, доброжелателей нашего отца, перебили! Дворы, села и имения наших дядей взяли себе и водворились в них! Казну матери перенесли в Большую казну, и при этом неистово пихали ее ногами и кололи палками, а остальное разделили между собой. А ведь делал это дед твой, Михайло Тучков. Тем временем князья Василий и Иван Шуйские самовольно заняли при мне первые места и стали вместо царя, тех же, кто больше всех изменяли нашему отцу и матери, выпустили из заточения и привлекли на свою сторону. А князь Василий Шуйский поселился на дворе нашего дяди, князя Андрея Ивановича, и его сторонники, собравшись, подобно иудейскому сонмищу, на этом дворе захватили Федора Мишурина, ближнего дьяка при нашем отце и при нас, и, опозорив его, убили; князя Ивана Федоровича Бельского и многих других заточили в разные места; подняли руку и на церковь: свергнув с престола митрополита Даниила, послали его в заточение, и так осуществили свои желания и сами стали царствовать.
Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой только нужды ни натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит — ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ… Все расхитили коварным образом, — говорили, будто детям боярским на жалованье, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; бесчисленную казну нашего деда и отца забрали себе и наковали себе из нее золотых и серебряных сосудов и надписали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние; но известно всем людям, что при матери нашей у князя Ивана Шуйского шуба была мухояровая [полушерстяная] зеленая на куницах, да еще на ветхих, — так если бы это было их наследственное имущество, то чем сосуды ковать, лучше бы шубу переменить, а сосуды ковать, когда есть лишние деньги. Что касается казны наших дядей, то ее всю захватили.
Потом напали на города и села, мучили различными способами жителей, без милости грабили их имения. Так они жили долгое время, но когда я стал подрастать, я не захотел быть под властью своих рабов; князя Ивана Васильевича Шуйского отправил служить вдали от себя, а при себе велел быть своему боярину князю Ивану Федоровичу Бельскому. Но князь Иван Шуйский, собрав многих людей и приведя их к присяге, пришел с войсками к Москве, и его советники, Кубенские и другие, еще до его приезда захватили боярина нашего, князя Ивана Федоровича Бельского, и иных бояр и дворян и, сослав на Белоозеро, убили; а митрополита Иоасафа с великим бесчестием прогнали с митрополии. Потом князь Андрей Шуйский со своими единомышленниками явились к нам в столовую палату, неистовствуя, захватили на наших глазах нашего боярина Федора Семеновича Воронцова, обесчестили его, вытащили из палаты и хотели его убить. Тогда мы послали митрополита Макария и своих бояр Ивана и Василия Григорьевичей Морозовых передать им, чтобы они его не убивали, и они, с неохотой послушавшись наших слов, сослали его в Кострому; при этом они оскорбляли митрополита, теснили его и разорвали на нем мантию с источниками [цветными полосами] и толкали в спину наших бояр.
Не это ли их доброжелательство, что они, вопреки нашему повелению, захватили угодных нам бояр и перебили их, предав мукам? Так ли они душу за государей своих полагают, что ходят на государей войной, сонмищем захватывают людей, и государю приходится сноситься с холопами и упрашивать своих холопов?
В 1592-1593 гг. К сожалению, большинство построек этого периода возводились из дерева и поэтому часто горели только в XVI в. Москва пережила три страшных пожара! Но и сегодня мы можем видеть некоторые постройки тех лет: церковь Усековения главы Иоанна Предтечи на юге Москвы, колокольня церкви Георгия Победоносца в Коломенском, собор Донской Божией Матери, а также храм Никиты Мученика в районе Таганки. Кроме того, в Кремле можно увидеть гигантскую Царь-пушку — всемирно известный памятник артиллерии XVI в. Наконец, власти обнесли городские укрепления каменной стеной на ее месте теперь Бульварное кольцо. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове Конечно, о большинстве сооружений той эпохи мы можем только догадываться.
До нас частично дошли схемы, описания и упоминания о тех или иных постройках в литературных произведениях эпохи. Живопись и графика Во второй половине XVI века архитектура определяла и стимулировала творчество художников и мастеров-прикладников. Они следовали зодчим, расписывая и обустраивая храмы и монастыри и наполняя их необходимой утварью. Едва ли не главный смысл всех храмовых декораций составляла идея собирания русских земель в единое государство. Средствами живописи пропагандировались и истолковывались официальные концепции отечественной истории, венчание Ивана IV Грозного на царство, взятие Казани. Церковные Соборы 1547, 1549 и 1551 годов обогатили иконографию почти тридцатью новыми общерусскими святыми, ранее бывшими местночтимыми. На Соборах 1551 и 1554 годов вопросы художественной культуры и, в частности, изобразительного искусства, были предметом специального обсуждения. Согласно принятым документам, предписывалось писать иконы и книги по «священным правилам», под которыми подразумевались Правила Вселенских Соборов, были определены и регламентированы темы, сюжеты и эмоциональная трактовка образов. Искусство было призвано подкреплять и прославлять первого «венчанного самодержца», вступившего на престол Русского государства.
Идеологом самодержавной власти был митрополит Макарий. Он сделал все возможное, чтобы подчеркнуть «богоизбранность» московского государя, исконность его прав на престол. Идеологию единодержавства должны были отражать письменные источники эпохи, в первую очередь летописи, книги царского родословия, так же предполагалось обратиться к созданию посвященных этому событию произведений изобразительного искусства. В этот период рождается так называемая «грозненская школа» живописи, которая охватывает собой чуть более трех десятилетий второй половины XVI века. Это были годы, богатые произведениями искусства, с новыми характерными качествами и иконографическими приемами. Иначе трактуется и человеческий образ. Его значимость передается жестами, позами, силуэтами. Появляются иконы-трактаты, повествующие о тех или иных событиях. Повествовательное начало окончательно преобладает над эмоционально-созерцательным.
Сложные «бытийские» и исторические сюжеты становятся основными. Главным местом сосредоточения новых идей стал Московский Кремль. Сюда по царскому вызову съехалось множество художников из Новгорода, Пскова, Смоленска, Звенигорода и пр. Это произошло по причине страшного московского пожара 1547 года, погубившего большую часть столичных построек. До последнего времени исследователи считали стенопись и иконостас «Андреева писма Рублёва» Благовещенского собора дошедшими до наших дней в оригинале, однако, после реставрации 1984 года мнение было пересмотрено. Доказано, что сохранившаяся благовещенская живопись относится к середине XVI века и лишь частично сохраняет фрески начала XV века. По сравнению с эпохой Дионисия и его последователей композиция фресок дворцового храма явно перегружена и по содержанию и по художественному воплощению. Она многослойна, с дробными архитектурными формами. Зримые образы в росписи собора приобретает важнейшая установка этого времени — происхождение царского достоинства российских правителей от киевских и владимирских князей, которые, в свою очередь, наследуют его от византийских императоров.
Не менее важное место занимала идея возвеличения военных действий Ивана Грозного. Его военные выступления рассматривались как религиозные войны в защиту неприкосновенности христианского государства от неверных. Блистательным образцом произведения нового типа является икона «Благословенно воинство небесного царя» Государственная Третьяковская галерея , которая вызывает вполне конкретные исторические ассоциации, и, по мнению исследователей, посвящена взятию Казани в 1552 году. В середине 1551 года Иван Грозный приступает к поновлению Успенского собора. Купол, обгоревший во время пожара, покрывают позолотой, под шатровой сенью устанавливают «мономаший трон», известный под названием «царского места». На створках царского места в четырех клеймах располагается повествование о венчании Владимира Мономаха на княжество регалиями, присланными императором константинопольским. Нижние рельефы так же посвящены Мономаху. Спустя некоторое время перед «царским местом» устанавливается и икона «Благословенно воинство небесного царя». Вершиной художественных работ в Кремле, проходивших после пожара 1547 года, стала роспись Золотой палаты — одного из парадных помещений великокняжеского дворца.
И хотя стенопись Золотой палаты безвозвратно погибла в 1752 году, подробная опись фресок, сделанная в 1672 году Симоном Ушаковым, дает ясное представление об её структуре и содержании. В 1560-х годах расписывается кремлевский собор Чудова монастыря уничтожен в 1929 году. Пять предварительно снятых фрагментов сейчас хранятся в Государственном Историческом музее и музее Андрея Рублева в Москве. Разностильные росписи собора Чудова монастыря говорят о том, что в художественных работах принимали участие мастера — приверженцы разных направлений живописи. Одни образцы «Христос, расслабленный и Архангел» принадлежат руке незаурядного мастера, сторонника экспрессивной манеры письма; другие композиция «Явление Архангела Михаила» в какой-то мере предвосхищают объемную трактовку конца XVI — начала XVII века, третьи написаны последователями дионисиевских традиций, чьи изображения отличались мягкостью и изысканностью. Разностилье росписи собора Чудова монастыря свидетельствуют о сложных процессах и поисках, которые велись в этот период в русском изобразительном искусстве. Автор статьи: Латышева Ольга Ивановна Декоративно-прикладное искусство Древнерусское лицевое шитьё «живопись иглой» — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в Древней Руси. Оно сформировалось под непосредственным влиянием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета. Что же такое — лицевое шитьё?
Лик — это термин, имеющий множество значений. Лицевое шитьё — это лик-изображение и лик-образ, воплощенные живописными средствами в декоративно-прикладное изделие со священным изображением, иконой. Важнейшими особенностями этого вида искусства являются материал и техника. Изображение создается нитью на служащей фоном ткани. Все дорогие привозные ткани на Руси носили название паволок. Особо мастерицы ценили аксамит древнерусское название от греческого «экзамитон», что означает «шестинитчатый» — драгоценную ткань ручного производства, затканную по шелковому фону орнаментом из пряденой серебряной или позолоченной нити имеющему цвет, фактуру и узор. Для прочности под ткань подкладывалась основа — домотканый холст. Единственным инструментом служила игла, а роль красок выполняли шелковые реже шерстяные и льняные , серебряные и золотные то есть позолоченные нити. Шелковая нить была некрученой и разной степени крутки.
Серебряная и золотная нити могли быть волочеными в виде тончайшей проволочки и прядеными обвитыми вокруг шелковой или хлопчатобумажной основы. Именно качества ткани фона, вид нитей и техника шитья и создают художественный образ. Но все эти материалы, имеют ограниченные изобразительные возможности: трудно добиться перетекания тонов, исключена цветовая многослойность, сложно преодолеть жесткость металлических нитей и т. По этой причине лицевое шитье плоскостное, светотеневые моделировки или отсутствуют или графичны. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром. А 3 февраля сыграли свадьбу с Анастасией Романовной Захарьиной-Романовой. Союз с нею если и не смягчил сразу буйный характер царя, то подготовил его дальнейшее преображение. На протяжении тринадцати лет брака царица оказывала на Ивана смягчающее влияние, родила ему сыновей.
Царица Анастасия была талантлива: прекрасно вышивала, рукодельничала. Именно ей принадлежит заслуга открытия в России первой златошвейной мастерской, где за одним столом трудились жены и бояр, и стрельцов, и купцов, замеченные в искусстве «пяличного дела». В общественном сознании XVI века целостность государства была неразрывно связана с единством политическим, религиозным, культурным. После проведения в России ряда реформ конец 1540-1550-е гг. Согласно его Уставу вышивание считалось не только одной из добродетелей женщины, но ставилось в один ряд с благочестием. Именно рукоделие требовало молитвенной сосредоточенности и имело особое значение в духовной жизни русских женщин. В трудах над священными изображениями оформлялась идея служения Богу. Рукоделию придавалось тем большее значение, чем выше было положение семьи в общественной иерархии. Идеалом святых жен в соответствии с церковными и народными представлениями служили благоверные княгини, а потом и царицы.
Среди русских святых немало женщин, которые прославились не только праведностью и истинной верой, но также и активным социальным служением. Именно идея служения, созвучная святости и закреплённая в — «Домострое» — нашла отражение в деятельности мастерской Анастасии Романовны. Особенностью лицевого шитья, вышедшего из царицыных светлиц после 1547г. Для мастерской свойственно преобладание шелкового шитья: по крупноузорчатой камке в орнаментальных нимбах святых использовались золотные пряденые нити, драгоценные камни и металлические дробницы, а жемчужное шитье употреблялось только в каймах. Основным направлением деятельности царских светлиц было рукоделие для церкви. Произведения, вышитые в этих мастерских, — покровы, пелены, антиминсы, — отличаются характерными стилистическими особенностями. Самые выдающиеся памятники: надгробные покровы святителя Ионы, митрополита Московского, преподобных Кирилла Белозерского, Никиты, столпника Переяславского, плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу, хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах Хиландарский монастырь, Афон , отправленная царем в числе даров в 1555 году афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар», — отличает особая «историчность» — связь с государственными событиями или с жизнью царской семьи. По свидетельству вкладных надписей в них нашли отражение моления о наследнике престола, о победе русского воинства в походах Иоанна Грозного на Казань, идеи утверждения самодержавия московского государя, его богоизбранности и царственного покровительства православным народам.
Мастерицы XVI века в своем стремлении достигнуть особой пышности и богатства в большом количестве употребляют золотые нити, жемчуг и различные драгоценные камни. Золото теперь применяется не как самостоятельное цветовое пятно, в сопоставлении с другими цветовыми пятнами, а как драгоценный материал, который добавляется к шелковым цветным нитям. К концу века шелк начинает терять свою красочную индивидуальность, а золото в шитье принимает оттенки того цвета, с которым оно сочетается. Мягкие шелковые нити, смешанные с металлическими, становятся жесткими, и ими уже нельзя прошивать ткань насквозь. Поэтому их натягивают рядами поверх материи и прикрепляют к ней стежками другой шелковой цветной ниткой шитье «в прикреп». Стежки, расположенные в определенном порядке, дают многообразные узоры, и в этом мастерицы достигают изумительного совершенства. Помимо мастерской Анастасии Романовны, в столичном лицевом шитье середины XVI века существовала мастерская Евфросинии Старицкой, жены Андрея Старицкого, претендента на царский престол. Творчество мастерской княгини Евфросинии Старицкой, работы которой датируются 1558—1566 гг. В них соединились эмоциональная напряженность, пластическая выразительность образа с высокой декоративностью отдельных деталей и произведения в целом.
Музыка Музыкальная жизнь Начало данного исторического периода связано с напряжением в обществе, что не могло не отразиться и на развитии музыкальной культуры. Стоглавый собор 1551 г. Этим же документом было определено и обязательное изучение церковного пения в начальной школе, что свидетельствует о всеобщности музыкального образования. Неистребимость и популярность скоморошеского искусства была подтверждена самим Иваном Грозным, который в 1571 г. В данный исторический период при дворе продолжает действовать государева Потешная палата.
Кузьма Минин. Второе ополчение отправилось освобождать Москву, и 2 ноября 1612 года польский гарнизон сдался. Но интервенция на этом не закончилась. Окончанием польской интервенции стало перемирие, которое было заключено вскоре после этого в селе Деулино. Минин и Пожарский реально сделали что-то Нижегородское посольство у князя Дмитрия Пожарского. Картина Василия Савинского. Коваленко Источники не позволяют сомневаться в том, что они сыграли важную роль в освобождении России от польской интервенции и завершении Смуты. Хотя, разумеется, военные победы и восстановление порядка в государстве не были исключительно их заслугами. В стране не было легитимного правителя, она была разорена, и на территории продолжалась польская интервенция. Делегация нижегородцев пришла к нему с просьбой принять командование ополчением и повести его на Москву, и, как известно, план удался. Кто такой Иван Сусанин и правда ли, что он отдал жизнь за царя? Иван Сусанин. Картина Константина Маковского. Из них следует, что Сусанин был крепостным крестьянином, возможно, сельским старостой села Домнино, расположенном в 60 километрах от Костромы, овдовевшим к 1613 году, имевшим зятя, дочь и внуков именно они были получателями первой царской грамоты. Знавший о том, что государь Михаил Романов пребывает в Костроме, Сусанин, подвергшийся страшным пыткам, пути к городу так и не указал, за что был убит. В ней зимой 1613 года отряд поляков направляется в Кострому, чтобы убить Михаила Романова, избранного Земским собором на царство. Документов, подтверждающих именно такой ход событий, не существует. Чем закончилась Смута? Призвание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года. Картина Григория Угрюмова. До 1800 года Государственный Русский музей Завершение Смутного времени трудно свести к одной дате или году. Ключевых событий, ознаменовавших завершение Смуты, было несколько. Едва ли не самое главное из них — единодушное избрание Земским собором в Москве нового царя, Михаила Федоровича Романова, и венчание его на царство шапкой Мономаха летом 1613 года в Успенском соборе Кремля. Это утвердило в России новую правящую династию, принятую абсолютным большинством подданных, и положило конец гражданской войне.
В соборах и церквах шли службы, и верующие сновали туда и сюда, сдерживая обычную поспешность и суетливость. В торговых рядах, в лавках и мастерских торговцы и ремесленники изготовляли и сбывали разнообразные товары. В Кремле и других местах, около церквей, на площадях, улицах и перекрестках ходили и сидели прямо на земле или снегу многочисленные нищие, убогие люди. Немало было в Москве людей, живших «черной работой», — батраков, ярыжек, казаков, а также множество калек, больных, питавшихся мирским подаянием, «ходя меж двор», «бога ради скитаясь». Многие из них умирали голодной смертью, замерзали на улицах, не найдя места, «где главы подклонить». В годы неурожаев, пожаров и эпидемий бедствия этой массы бездомных, обездоленных людей достигали трагических размеров. Они погибали тысячами, десятками тысяч. Специально выделенные люди собирали по Москве «умерших… на пути, от глада изгибших» и вывозили за город. Но иногда, в годы особенно тяжких бедствий, некому и это было делать. В 1571 г. Приезжие «долго розвозили» покойников во все стороны из опустевшей столицы. Народный гнев против жестоких правителей накапливался долгие годы. Он прорвался наружу в 1547 г. Поводом послужил грандиозный пожар 21 июня. Еще в апреле от пожара сгорело много лавок на московском торге в Китай-городе. Но этот пожар не шел ни в какое сравнение с новым — июньским. Современники называют его «великим пожаром». Загорелся сначала храм Воздвижения на Арбате. Затем занялось все Занеглименье к западу от реки Неглинки. Пламя перекинулось через узкую Неглинку в Кремль. Здесь выгорели все деревянные строения — дворы бояр и князей, Оружейная и Постельная палаты, казна. Занялись кровли царских палат, верх соборной Успенской церкви. В других церквах и соборах пожар уничтожил много ценных вещей, икон, в том числе несколько из них письма Андрея Рублева. Сгорели кровли над кремлевскими стенами — сами стены в некоторых местах «разорвашася» из-за взрыва пушечного «зелья», хранившегося в них. Затем выгорел Китай-город. Пламя бушевало весь день, утихло только вечером. В городе, охваченном огнем, происходили душераздирающие сцены. По улицам, окутанным огнем и дымом, бегали объятые ужасом люди.
1547 год. Венчание на царство Ивана IV Васильевича. Восстание и пожар в Москве
1547 год. Венчание на царство Ивана IV Васильевича. Восстание и пожар в Москве | Во время Разинского бунта Иван Богданович Милославский был воеводой Симбирска, который в сентябре — октябре 1670 осаждался войском восставших во главе с Разиным. |
МОСКО́ВСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1547 | Царевич Дмитрий Иванович, младший сын Ивана Грозного и последний представитель мужской линии московской династии Рюриковичей, погиб в Угличе 15 мая 1591 года, ему было 8 лет. |
Восстание при иване 4
Смутное время в истории России | В целом, Иван Грозный сыграл важную роль в формировании и укреплении Российского государства. |
Молодинская битва. Месть Ивана Грозного - YouTube | Благодаря опричнинине, Русь получила своего самого талантливого полководца эпохи Ивана Грозного, а, возможно и лучшего военачальника своего времени на просторах Евразии, Дмитрия Хворостинина. |
Правление Ивана Грозного
В городе, охваченном огнем, происходили душераздирающие сцены. По улицам, окутанным огнем и дымом, бегали объятые ужасом люди. Одни старались вынести пожитки, другие спасались от страшного зноя и духоты. Кругом рушились деревянные строения под напором огня. Горящие головни раскаленным воздухом переносились на соседние дома, и они мгновенно занимались. Многие москвичи не успели выскочить на улицу, другие, обессиленные, падали, задыхаясь от жары и дыма. Погибло в огне, по одним данным, 1700 человек, по другим — 2700. А один современник сообщает, что за одной Неглинкой после пожара было собрано более 3700 трупов сгоревших москвичей. Во всяком случае, количество жертв исчислялось несколькими тысячами. Огонь уничтожил 25 тысяч домов.
Остались без крова десятки тысяч людей. В столице начался голод, так как пожар дезорганизовал ее снабжение из окрестных сел и деревень. Царь Иван Васильевич, ему было в это время 17 лет, с женой Анастасией Романовной, братом Юрием и боярами выехал в село Воробьево на Воробьевых горах. Царский двор в Кремле тоже сильно пострадал от пожара — сгорели деревянные хоромы, а некоторые каменные строения распались от зноя. Выгорел и двор митрополита, а сам Макарий едва не погиб в огне. Его переправили в Новинский монастырь. Правительство Глинских, родственников царя по матери, бездействовало перед лицом такого страшного бедствия. Более того, вместо принятия каких-либо мер, принялись искать «зажигалыциков» из среды москвичей. Глинские говорили, что и апрельские и июньские пожары «зажигали зажигальщики», которых по их приказу хватали, подвергали пыткам.
Не вынося пыток, они «признавались в вине». Однако среди москвичей быстро распространились слухи о том, что «великий пожар» 21 июня является делом Глинских. Обвиняли в поджоге престарелую княгиню Анну Глинскую — мать князя Михаила Глинского. Глинских обвиняли также в том, что они «норовили» приходу на Русь «иноплеменных»: на южные окраины государства вторгся крымский хан со «многою силою», т. Москвичи ненавидели Глинских, всесильных «временщиков» при молодом царе, и их приближенных, а также челядь, холопов за бесчинства, вымогательства, поборы, от которых, как видно, немало пострадали московские простые люди. Глинские были виноваты во многих страданиях народа, и это превратило их в «поджигателей». При Иване IV в Воробьеве находились многие бояре — противники Глинских, в первую очередь Шуйские, снова стремившиеся к власти, и Захарьины — родственники царицы. Анастасия Романовна была родом из этой фамилии. Они и попытались свести счеты со своими недругами при царском дворе, воспользовавшись начинавшимся народным «мятежом».
Этот народный бунт очень сильно повлиял на юного царя Ивана IV. Он на всю жизнь запомнил чувство унижения, за что после жестоко мстил каждому, кто ему не угодил в чем-либо. Вместе с тем возмущение москвичей натолкнуло Ивана IV на мысли о разработке и проведении политики реформ. Формирование «Избранной рады» Бурные события 1547 г. В скором времени вокруг молодого царя сформировалась особая группа приближенных к нему лиц, которую князь Андрей Михайлович Курбский, один из ее участников, впоследствии назвал на польский манер "Избранной радой". Замечание 3 Этот новоиспеченный «кружок» придворных и служилых людей возглавили Алексей Федорович Адашев костромской дворянин, представитель незнатного, но богатого рода и Сильвестр протопоп кремлевского Благовещенского собора В составе Избранной рады числились, в том числе, знатные князья А. Курбский, М.
Воротынский, Н. Одоевский и др. Первый глава Посольского приказа думный дьяк И. Висковатый также пополнил ряды Рады. И митрополит Макарий весьма активно поддерживал деятельность новой группы. Интересно отметить, что Рада формально не являлась государственным учреждением, но, по сути, именно она была правительством России и на протяжении 13 лет управляла страной от имени царя, последовательно претворяя в жизнь целостную программу крупных реформ. Эти реформы по своему содержанию совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, написанных в 1549 г.
Московское восстание 1547 г кратко. Восстание в Москве 1547 таблица. Бунты при Иване Грозном. Восстание 1547 и избранная рада кратко. Восстания при Иване Грозном. Реформы Иваном 4 проведенные вместе с избранной Радой. Пожар в Москве 1547. Московский пожар 1547.
Московский пожар и бунт. Московский пожар 1547 миниатюра. Венчание Ивана IV на царствование 1547. Венчание Ивана IV на царство; восстание в Москве.. Пожар в 1547 году при Иване Грозном. Лисснер Эрнст изгнание Поляков из Кремля. Изгнание Поляков из Кремля в 1612 г.. Лисснер изгнание польских интервентов из Московского Кремля в 1612 г.
Изгнание Поляков из Москвы в 1612. Во время Восстания 1547 Иван 4. Пожары в Москве при Иване 3. Внутренняя политика венчание Ивана 4. Иван 4 после венчания. В январе 1547 венчался на царство. Внутренняя политика Ивана IV 1547-1584 гг. Иван 4 1547 год.
Угрюмов взятие Казани Иваном грозным. Взятие Казани картина. Взятие Астрахани Иваном грозным картина. Взятие Казани Иваном грозным картина Угрюмова. Девлет гирей 1571.
Собиралось Первое русское ополчение. Восстание Семибоярщина тряслась за имущество в столице и тешила себя иллюзиями того, что она еще сможет держать что-то под контролем. Поэтому она рассылала по стране гонцов, пытаясь помешать сбору ополченцев. Несмотря на это под ружье встали хорошо вооруженные отряды из Вологды, Тулы, Рязани, Калуги, Ярославля, Суздаля и других русских городов. Собиралось Первое ополчение в Коломне.
Помешать пытались и поляки, рассылая отряды, в которые входили и союзные запорожские казаки, по русским землям, где собиралось ополчение. Но сорвать этот сбор так и не получилось. Параллельно готовилось восстание в Москве. На счастье организаторов, на 17 марта пришлось Вербное воскресенье. Это давало возможность проникнуть в город самым отчаянным и решительным лидерам ополченцев, чтобы организовать бунт. Он начался 19 марта 1611 года. Семь тысяч поляков в одночасье оказалось в окружении. С перепугу они бросились рубить всех подряд, включая московских обывателей, попадавших под руку — таких в итоге набралось около семи тысяч человек.
Пепел королей. Как перуанский вулкан изменил историю России и сверг с трона Бориса Годунова
В 1604 году в поход на Москву двинулся Лжедмитрий I – Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына царя Ивана IV Грозного. Появление самозванца совпало с моментом крайнего ослабления власти Годунова. Московское восстание 1547 года — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. восстание, поляки Герой Московского восстания князь Дмитрий Михайлович Пожарково-Стародубский. Новости Новости.
Смутное время в истории России
Соляной бунт 1648 Лидер Восстания. Алексей Михайлович Романов соляной бунт. Соляной бунт Алексей Тишайший. Пожар в Москве 1547 г Иван Грозный. Пожар в 1547 году при Иване Грозном.
Московское восстание 1547 картины. Московское восстание 1547 картинки. Пострижение Василия Шуйского. Пострижение Василия Шуйского в монахи.
Василий Шуйский насильственное пострижение Василия Шуйского. Причины Восстания 1547. Причины Московского Восстания в 1547 г. Восстание бояр в 1547 году.
Московское восстание 1547 пожар. Московский бунт 1648. Московское восстание 1648. Московское воспитание1648.
Московское восстание картина. Пожар в Москве при Иване Грозном 1547 картина. Пожар в Москве картина 1547 Иван Грозный Плешанов. Московское восстание 1547 г в миниатюрах лицевой летописи.
Восстание бояр 1547. Москва гравюра 1812. Пожар Москвы 1812 гравюра. Пожар Москвы 15 сентября 1812.
Гравюры Москвы до пожара 1812 года. Венчание на царство Ивана Грозного. Венчание на царство Ивана IV Грозного. Иван 4 Грозный венчание на царство.
Венчание Ивана IV Грозного на царство - 1547 г. Пожар в Москве 1547. Московский пожар 1547.
Простолюдины служили примерно как нынешние контрактники - жили в поселениях, где им давали наделы с домами, заводили семьи, а при первом военном сигнале становились под ружьё и отправлялись в бой. Тогда тоже были наёмники - иностранцы, но их численность придерживали до двух тысяч солдат во избежание вредоносных формирований со своими целями.
Далее озаботились моральным спокойствием в стране. Перво-наперво ввели единую государственную пошлину, чтобы никакие регионы не чувствовали себя ущемлёнными и обижаемыми. Земельный налог также стал единым для единицы площади. А чтобы местные правители не самовольничали с царскими цифрами, построили вертикаль власти, так что, это не новое, а средневековое изобретение. Да и местных управленцев передали на госсодержание, а ранее они жили за счёт своего населения.
Денежные и натуральные сборы с крестьян и ремесленников тоже урегулировали. За тяжкие преступления вроде грабежей и разбоя, а также к ним приравняли взяточничество, ввели суровые статьи для наказания, что отразили в новом "Судебнике" 1550 года. Называлась она тогда - Дворовая тетрадь, это был список государевых людей, которых перекидывали с высокой должности на высокую должность. Попросту говоря, "попал в обойму" и крутишься. Обнаруживаем, что и эта структура - средневековый приём.
Чиновники центрального аппарата контролировали регионы, это были современным языком - министры. А по-старому ведомства назывались - приказы. На местах там стояли дьяки, умышленно, в противовес боярам, из неродовитых, но образованных людей. Так знать лишилась своего представления на территориях необъятной Руси, приказы напрямую исполняли волю царя.
Главой Стрелецкого приказа стал думный дьяк Ф.
Шакловитый, один из видных деятелей периода правления Софьи. Режим правления Софьи Алексеевны при номинальном царствовании Петра I и Ивана V, установленный в результате стрелецкого бунта, продлился 7 лет, до сентября 1689 г. Московские восстания конца XVII в. Стрельцы: Ист. Регентство Софьи Алексеевны: служилое общество и борьба за власть в верхах Русского государства в 1682-1689 гг.
Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи. История России с древнейших времён. Стрельцы и первый стрелецкий бунт с раскольничьим мятежем: Ист. Классовая борьба 1682 г.
Диспут в Кремле и падение Хованского Князь активно поддержал идею диспута, который старообрядцы предлагали церковным иерархам.
В итоге сошлись на том, что диспут пройдет в Грановитой палате Кремля. Официальную церковь представлял патриарх Иоаким, старообрядческую — суздальский священник Никита Пустосвят. Дискуссии не получилось, дело свелось к взаимным обвинениям и ругани. После того, как старообрядцы покинули Кремль, царевна Софья открыто обвинила лидеров стрельцов в поддержке раскольников. И пригрозила покинуть город.
Стрельцы поняли, что дело принимает крайне опасный оборот — царевна могла призвать на помощь дворянское ополчение, которому было вполне по силам разгромить мятежников. Да и одно дело бунт, а другое настоящие боевые действия. В общем, стрельцы сами кинулись избивать старообрядцев. Из-за них погиб Никита Пустосвят. Надо заметить, что многих старообрядцев успел спасти князь Хованский.
Но доверие царевны он потерял.
27 мая 1606 года – в Москве началось восстание против польских интервентов
Земский собор 1549. Земский собор Иван 4. Земский собор 1547. Земский собор 1549 картина. Московское восстание 1547 против Глинских. Пожар в Москве 1547 года восстание против Глинских. Московское восстание 1547. Восстание против бояр 1547. Московский бунт 1547.
Иван Грозный Московский пожар 1547. Великий Московский пожар 1547 года. Причины Восстания в Москве 1547. Восстание в Москве при Иване Грозном. Причины Восстания в Москве 1547 года. Итоги Московского Восстания 1547 года. Причины Восстания 1547. Народное восстание в Москве 1547.
Московское восстание 1547 фото. Годы 1538-1547 Боярского правления. Правление Ивана Грозного 1547. Венчание на царство и Московское восстание 1547г. Восстание бояр 1547. Московское восстание 1547 презентация. Презентация Московское восстание 1547 год. Пожар в Москве при Иване Грозном 1547 картина.
Пожар в Москве картина 1547 Иван Грозный Плешанов. Восстание 1547 года. В 1547 Г. Иван Грозный пожар в Москве 1547 картина.
Правда, его мать, вдовствующая царица Наталья Кирилловна, принадлежала к захудалому роду Нарышкиных. В день смерти царя Федора Боярская дума при поддержке патриарха провозгласила царем маленького Петра. Власть могущественного клана Милославских на глазах уходила в руки худородных Нарышкиных. Это возмутило 25-летнюю сводную сестру царя Петра царевну Софью по матери Милославскую. С помощью князя Ивана Хованского, известного и уважаемого воеводы, Софья принялась «раскачивать лодку» среди стрельцов, отборных военных частей, которые в столице исполняли функции МВД. Стрельцы представляли собой серьезную силу. Они были вооружены пищалями, а их число в Москве составляло 20 тысяч. Идеологическая диверсия Милославских упала на подготовленную почву. Стрельцов давно уже возмущали перебои с зарплатой и произвол начальства, откровенно присваивавшего честные стрелецкие заработки. Идея о том, что при Нарышкиных будет хуже, стрельцов возмутила. Стрельцы с оружием бросились в Кремль. Наталья Нарышкина вывела на крыльцо Ивана и Петра, живых и здоровых.
Иван на всю свою жизнь сохранил недоброе отношение к своим опекунам. Бояре не посвящали Ивана в свои дела, но зорко следили за его привязанностями и спешили удалить из дворца возможных друзей и приближенных Ивана. Достигнув зрелого возраста, Иван не раз с горечью вспоминал свое сиротское детство. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос Иван, сделали его нервным и пугливым. Ребенок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и недоверие ко всем людям. Иван IV Грозный Иван быстро развивался физически, в 13 лет он был уже настоящим верзилой. Окружающих поражали буйство и неистовый нрав Ивана. В 12 лет он забирался на островерхие терема и спихивал оттуда кошек и собак — «тварь бессловесную». В 14 лет он начал уже и «человечков уроняти». Эти кровавые забавы очень тешили будущего «великого государя». Безобразничал в молодости Иван всячески и очень много. С ватагой сверстников — детей знатнейших бояр — он разъезжал по улицам и площадям Москвы, топтал конями народ, бил и грабил простонародье — «скачущие и бегающие всюду неблагочинно». Бояре не обращали на будущего царя никакого внимания. Они занимались тем, что в свою пользу распоряжались государственными землями и расхищали государственную казну. Однако Иван стал проявлять свой необузданный и мстительный характер. В возрасте 13 лет он велел псарям до смерти забить своего воспитателя В. Князей Глинских родственников матери он назначил главнейшими над всеми иными боярскими и княжескими фамилиями. В 15 лет Иван послал свое войско против казанского хана, но тот поход был безуспешным. Венчание на царство В июне 1547 года страшный московский пожар вызвал народный бунт против родственников матери Ивана — Глинских, чарам которых толпа приписала бедствие. Бунт усмирили, но впечатления от него, по словам Грозного, впустили «страх» в его «душу и трепет в кости». Пожар почти совпал по времени с венчанием Ивана на царство, которое впервые тогда было соединено с таинством Миропомазания. Венчание на царство Ивана Грозного в 1547 г. Венчание на царство — торжественный обряд, заимствованный Россией из Византии, во время которого будущих императоров облачали в царскую одежду и возлагали на них венец диадему. При венчании на царство царя Бориса Годунова прибавилось вручение и державы как символа власти. Бармы — драгоценное оплечье, украшенное изображениями религиозного содержания, надевалось при венчании на царство русских царей. Держава — один из символов царской власти в Московской Руси, золотой шар с крестом наверху. Скипетр — жезл, один из атрибутов царской власти. Скипетр 1 и держава 2 царя Алексея Михайловича и княжеские бармы 3 Церковное таинство Миропомазания потрясло юного царя. Иван IV вдруг осознал себя «игуменом всея Руси». И это осознание с того момента во многом руководило его личными поступками и государственными решениями. С венчания Ивана IV на царство в России впервые появился не только великий князь, но и венчанный на царство царь — помазанник Божий, единовластный правитель страны. Покорение Казанского ханства Царский титул позволял великому князю Ивану IV занять совершенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул на западе переводили как «принц» или даже «великий герцог», а титул «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император» — единовластный правитель. Русский самодержец тем самым вставал вровень с императорами Священной Римской империи. Когда Ивану исполнилось 17 лет, влияние на него князей Глинских прекратилось. На царя стал сильно влиять Сильвестр — духовник Ивана, протопоп Благовещенского собора в Московском Кремле. Он сумел убедить юного царя в возможности спасти страну от всевозможных бедствий с помощью новых советников, которые были подобраны по указаниям Сильвестра и составили особый кружок, по сути выполнявший функции правительства. Этот кружок был назван одним из его членов, князем Андреем Курбским , «Избранной радой». С 1549 года вместе со своими друзьями и сподвижниками, так называемой «Избранной радой», куда входили А. Адашев, митрополит Макарий, А. Курбский, священник Сильвестр, Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства. Он осуществил Земскую реформу, были проведены преобразования в армии. В 1550 году был принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 году был созван первый Земский собор, а в 1551 году Стоглавый собор, состоящий из представителей церкви, который принял сборник — 100 решений о церковной жизни «Стоглав».
В мировоззрении Ивана большую роль сыграл митрополит Макарий — наставник царя. Высокообразованный человек, прекрасный дипломат, он ловко приноровлял свою пастырскую миссию к запросам светских властей. Была проведена губная реформа. Власть в уездах перешла к губным и земским старостам. Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система «кормлений» наместников, ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Название «кормление произошло оттого, что областные управители собирали пошлины в свой карман, то есть в буквальном смысле кормились за счет населения. При Избранной раде складывается приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Возглавляли приказы думные дьяки, им подчинялись подьячие, земские, которые стояли во главе канцелярий. Так складывался профессиональный аппарат управления. В 1549 году «собор примирения» принял решение об исправлении Судебника «по старине» и год спустя приказы передали на утверждение думы новый Судебник. Составители не внесли изменений во взаимоотношения феодалов и крестьян. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и «суд Божий» - поединок между спорящими, «за правыми сила». Вводилась смертная казнь за разбой. Нормы Юрьева дня были сохранены без больших перемен: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году, но увеличен был размер «пожилого». В 1581г впервые были введены заповедные году, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год. Судебник ускорил формирование приказов, расширил функции приказной бюрократии, ограничил власть наместников.
Почему не вспыхивало народных восстаний в правление Ивана Грозного
15 (25) мая 1682 г. в Москве начался стрелецкий бунт, в результате которого у власти оказалась царевна Софья, дочь русского царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской. Последствия. Иван Грозный никогда не скрывал, что пожар и последующее восстание произвели на него большое впечатление. Моско́вское восста́ние 1547 го́да — волнения средних и низших слоёв городского населения, произошедшие в Москве после засухи и пожаров 1547 года. 15 (25) мая 1682 г. в Москве начался стрелецкий бунт, в результате которого у власти оказалась царевна Софья, дочь русского царя Алексея Михайловича от брака с М. И. Милославской.
Московское восстание - фото сборник
Лучший ответ Tamplier Мыслитель 9428 13 лет назад Милославские, дворянский род из литовских выходцев к. XIV в. XVII в. Отец царицы Илья Данилович Милославский ск.
Он стал крупным землевладельцем, занимался предпринимательской деятельностью железоделательный завод, производство, скупка и продажа поташа, пеньки и др. Земельные пожалования получили и другие Милославские.
Интересно отметить, что Рада формально не являлась государственным учреждением, но, по сути, именно она была правительством России и на протяжении 13 лет управляла страной от имени царя, последовательно претворяя в жизнь целостную программу крупных реформ. Эти реформы по своему содержанию совпадали с требованиями обращенных к царю челобитных, написанных в 1549 г. Он активно выступал за серьезное укрепление основ Российского государства в интересах отдельной группы населения — консолидирующегося служилого дворянства. Дальнейшие государственные преобразования Особым этапом в ходе эволюции государственного и политического развития России считается создание первого сословно-представительного законосовещательного института — Земского собора, который был созван в Москве в феврале 1549 г. В его составе были Боярская дума, "Освященный собор", собранный из высших иерархов Русской православной церкви, и земские люди, представлявшие различные слои населения и различные местности государства. Замечание 4 Однако в деятельности Собора не участвовали представители социальных низов податных сословий Созыв Земского собора историки называют важной вехой в формировании сословно-представительной монархии, поскольку он способствовал укреплению царской власти.
Определение 1 Сословно-представительной монархией называют такую форму правления, которая предусматривает участие сословных представителей в государственном управлении, составлении законов. Формируется в условиях политической централизации Сохранились данные о том, что Соборы созывались в 1566 г. Основной целью созыва Собора 1549 г. Принятие последнего произошло в 1550 г. Замечание 5 В Судебник Ивана IV включены 100 статей, в которых развились тенденции дальнейшей централизации государственного управления и судопроизводства, намеченные еще Судебником 1497 г. Новый Судебник стал преемником особенно важной статьи Судебника 1497 г. Согласно ей для всего Российского государства устанавливался единый срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — за неделю до и неделей после осеннего Юрьева дня 26 ноября. Новым Судебником разрешалось обращение холопов в крестьян, права наместников ограничивались, наказания за разбой ужесточались, и вдобавок были введены статьи о наказании за взяточничество.
Причины начала опричнины Иваном грозным. Причины смутного времени в России. Регентский совет Ивана Грозного.
Смута в России после Ивана Грозного. Венчание Михаила Романова на царство 1613. Годунов 1598.
Цари смутного времени. Фёдор Иванович 1584-1598. Смерть Ивана Ивановича сына Ивана Грозного.
Смерть Ивана 4 Грозного. Тушинский лагерь Лжедмитрия II. Лжедмитрий 2 лагерь в Тушино.
Тушинский лагерь Лжедмитрия 2 картина. Смута 17. Усиление власти Ивана Грозного.
Правление царя Ивана Грозного. Правление Ивана 4. Россия в правление Ивана Грозного.
Герои смутного времени. Герои и антигерои смутного времени. Народные герои смутного времени.
Избрание царя в 1613. Внешняя политика смутного времени. Внешняя политика Ивана Грозного.
Внешняя политика во время смуты. Династический кризис в Смутное время. Династический кризис Ивана 4.
Династический кризис при Иване Грозном. Смута Глазунова. Смута вывод.
Смутное время вывод. Вывод по смуте. Смута заключение.
Лжедмитрий 1602 год. Поход Лжедмитрия 1 на Москву. Начало смутного времени.
Царь после смутного времени. Верещагин Осада Троице-Сергиевой Лавры картина. Смута Осада Троице Сергиева монастыря.
Второе ополчение 1611. Второе ополчение возглавил. Первое ополчение в Смутное время.
Второе ополчение вывод. Россия в царствование Ивана Грозного. Ивана IV Грозного до 1584.
Тема смута. Смута рисунок.
Специальным указом царь провозгласил учреждение опричнины название происходит от древнерусского слова опричь — «кроме». Иван Грозный такое прозвище было присвоено Ивану IV народом потребовал в свое распоряжение земельные владения, составленные из конфискованных земель его политических недругов, и вновь перераспределил среди тех, кто был предан царю. Каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с «земскими». Земли, не попадающие под перераспределение, именовались «земщиной» , на них самодержец не претендовал. Но реальной властью обладали опричники, выполнявшие функции государственной полиции. Под перераспределение земель попали около 20 городов и несколько волостей. Из преданных «друзей» царь создал особое войско — опричное — и сформировал дворы со слугами для их содержания.
В Москве для опричников было выделено несколько улиц и слобод. Число опричников быстро возросло до 6 тысяч. Для них отнимали все новые поместья, а прежних владельцев изгоняли. Опричники получили от царя неограниченные права, и правда в суде всегда была на их стороне. Опричник Одетые в черное, на вороных конях с черной сбруей и привязанными к седлу собачьей головой и метлой символами их должности , эти беспощадные исполнители царевой воли наводили на людей ужас массовыми убийствами, грабежами и поборами. Множество боярских родов тогда были полностью истреблены опричниками, среди них были и родственники царя. В 1570 году опричное войско обрушилось на Новгород и Псков. Иван IV обвинил эти города в стремлении «перейти в подданство» литовскому королю. Царь лично руководил походом.
Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом монастыре первоиерарха Русской православной церкви митрополита Филиппа , публично выступавшего против опричнины и казней Ивана IV. В Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, были уничтожены 10-15 тысяч человек, безвинные новгородцы были преданы мучительным казням по подозрению в измене. Однако, расправляясь со своим народом, опричники не смогли отразить от Москвы врагов внешних. В мае 1571 года войско опричников показало себя неспособным оказать сопротивление «крымцам» во главе с ханом Девлет-Гереем , тогда Москва была подожжена нападавшими и выгорела. В 1572 году Иван Грозный упразднил опричнину и восстановил прежний порядок, но казни в Москве продолжались. В 1575 году на площади у Успенского собора в Московском Кремле были казнены 40 человек, участники Земского собора, выступившие с «особым мнением», в котором Иван IV увидел «мятеж» и «заговор». Несмотря на очевидные промахи в борьбе за выход к Балтийскому морю, правительство Ивана Грозного сумело наладить в эти годы торговые связи через Архангельск с Англией и Нидерландами. Весьма успешным было и продвижение русского войска в земли сибирского хана, завершившееся уже при сыне Грозного — царе Федоре Ивановиче.
Но Иван IV Грозный был не только жестоким тираном, он являлся одним из самых образованных людей своего времени. Он обладал феноменальной памятью и был эрудитом в вопросах богословия. Иван Грозный — автор многочисленных посланий в том числе писем к бежавшему из России Андрею Курбскому , автор музыки и текста православной службы праздника Владимирской Богоматери и канона Архангелу Михаилу. Жены и дети Грозного царя Иван Грозный понимал, что в приступах гнева он творит неоправданные и бессмысленные жестокости. У царя были периоды не только звериной жестокости, но и горького раскаяния. Тогда он начинал много молиться, класть тысячи земных поклонов, надевал на себя черные монашеские одежды, отказывался от пищи и вина. Но время религиозного покаяния опять сменялось страшными приступами ярости и гнева. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе своей загородной резиденции царь случайно убил своего любимого сына — взрослого и женатого Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника престола повергла Ивана Грозного в отчаяние, поскольку другой его сын — Федор Иванович — был мало способен управлять страной.
Иван Грозный отправил в монастыри большие вклады деньги и подарки на помин души сына, а сам хотел уйти в монастырь, но льстивые бояре отговорили его. В свой первый из семи брак царь вступил 13 февраля 1547 года — с неродовитой и незнатной дворянкой Анастасией Романовной, дочерью Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. С ней Иван IV прожил 13 лет. Жена Анастасия родила Ивану трех сыновей не умерших в младенчестве — Федора Ивановича будущего царя , Ивана Ивановича убитого Иваном Грозным и Дмитрия погибшего в отрочестве в городе Углич — и трех дочерей, дав начало новой царской династии — Романовых. Самый первый умерший в младенчестве сын Дмитрий родился у жены царя Анастасии тотчас после взятия Казани в 1552 году. Иван Грозный дал клятву в случае своей победы совершить паломничество в Кириллов монастырь на Белоозере и взял в путешествие новорожденного младенца. Родня царевича Дмитрия со стороны матери — бояре Романовы — сопровождали Ивана Грозного в этом путешествии. И где бы ни появлялась нянька с царевичем на руках, ее всегда поддерживали под руки двое бояр Романовых. Царская семья путешествовала на богомолье в стругах — деревянных плоскодонных суднах, на которых были и паруса, и весла.
Однажды бояре вместе с кормилицей и младенцем вступили на шаткие сходни струга и все тут же упали в воду. Младенец Дмитрий в воде захлебнулся, откачать его так и не удалось.