Одной из знаковых черт Раскольникова является его стремление к самоизоляции и одиночеству.
Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Теория Раскольникова Раскольников разработал свою теорию о необыкновенных людях, которые имеют право преступать нравственные нормы ради какой-то высшей цели. Он считал, что: Существуют необыкновенные люди, которые стоят выше обычной морали Такие люди имеют право для осуществления своих планов переступать через кровь Убийство тёти-процентщицы будет оправдано, если позволит ему продолжить учёбу и принести пользу человечеству в будущем Эту теорию он и пытается проверить на практике. Наполеон как пример необыкновенного человека В качестве примера такого необыкновенного человека Раскольников приводит Наполеона. Он восхищается Наполеоном за то, что тот перешагнул через труп, то есть пошёл на преступления ради своих высоких целей: Наполеон, перешагнув через труп, пошёл своей дорогой То есть Раскольников хочет последовать его примеру, убить старуху-процентщицу и не чувствовать за это раскаяния. Несостоятельность теории Раскольникова Однако в процессе романа выясняется несостоятельность его теории.
Он делает вывод, что ненависть к старухе испытывают все окружающие. Незадолго до злодеяния Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает ему, про историю Сони. Соня зарабатывает на жизнь низменным ремеслом. Этот рассказ производит на главного героя огромное впечатление и вызывает жалость к Соне. Раскольникову приходит письмо от матери. Из этого письма, он узнает, что его родная сестра выходит замуж за Лужина, которого он считает негодяем и подлецом. Раскольников знает о том, что он издевается над его сестрой и постоянно ее унижает. Он считает себя виноватым в том, что события так развиваются. Раскольников осуждает свою сестру за то, что она выходит замуж ради денежных средств. Вариант 2 «Преступление и наказание» - одно из самых известных произведений Ф. В нём, как и во многих других, автор пытается анализировать множество проблем: нравственных, философских, социальных. Этот анализ он проводит на основании преступления главного героя Родиона Раскольникова. Суть преступления была такова, что герой убивает старуху-процентщицу, а затем случайно её беременную сестру. Казалось бы, убийство ради денег. Но преступление началось ещё задолго до этого, когда Раскольников создаёт теорию об обычных и необычных людях. Суть в том, что необычные люди — «право имеющие», могут ради достижения благой цели убивать других. Материалом для этого служат обычные люди — «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле. Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу. Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании — зацикленности на той самой теории. Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление.
Материалом для этого служат обычные люди — «твари дрожащие», которые созданы только чтобы поддерживать жизнь на земле. Таким образом, главный герой хочет доказать себе, что он великий человек как Наполеон, поэтому убивает старуху. Он считает это благим делом, ведь старуха даёт деньги на невыгодных условиях, сама по себе является злой и расчётливой, терроризирует жизнь младшей сестры Лизаветы, используя её как прислугу. Ещё одной из причин является знакомство с Мармеладовым в баре. Последний поведал ему историю своей жизни, рассказал, чем занимается его дочь Сонечка, чтоб содержать семью. Он живёт в крохотной каморке, такой же замкнутой, она угнетает его и становится причиной мономании — зацикленности на той самой теории. Также и Петербург в жёлтых тонах. Всё это только подталкивает героя на преступление. Сразу после убийства он осознаёт, что зря это сделал, почти сразу же начинается наказание. Внутренний конфликт не даёт нормально жить и приводит к лихорадке хотя по теории это было абсолютно нормально. В конце концов Родион сам приходит с повинной и отправляется на каторгу. Какие бы причины ни находились, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова, он сам осознаёт абсурдность теории на каторге. На примере Раскольникова мы можем проследить развитие «болезни преступника», апофеозом которой становится раскаяние и наказание. Но что побудило Родиона пойти на столь ужасающий поступок? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе. Быть может, причиной стали голод и нищета? Обратимся к тексту. Раскольников в части 5 в диалоге с Соней сам обращает её внимание на то, что не голод, не нищета стали причиной убийства. Более того, он был бы даже рад, если бы он пошёл на преступление чтобы прокормить себя. К тому же, Раскольников, несмотря на своё бедственное положение, мог бы легко восстановиться. На это нам указывает сцена с Разумихиным, когда тот предлагает работу по переводу главному герою. Родион прекрасно разбирался в немецком языке, поэтому мог бы отозваться на предложение друга, но всё же он предпочёл отказаться. Также стоит вспомнить сцену из 2 части, когда Раскольников хотел избавиться от награбленного имущества старухи совсем, утопив его в реке. Это говорит нам о том, что главный герой пошёл на убийство не ради пропитания или улучшений собственного имущественного положения. Что же тогда стало причиной преступления?
В этом случае просматривается влияние немецкой философии. Ее смысл заключается в том, что всех людей Родион делит на две группы: Обычные личности, «твари дрожащие». Выдающиеся люди, «право имеющие». Себя главный герой, естественно, относит к последней категории. Знатоки теории Ницше о суперчеловеке с легкостью увидят, что эта группа относится к людям, которые как канат туго натянуты над бездной и молнией бьются из тучи. Человека же Ницше видит как переправу между сверхчеловеком и животным. Потому, получив душевную уверенность в собственной дозволенности, Родион убивает старушку. Однако наказание пришло к персонажу в виде его совести. Преступление и наказание Но тема жизни далека от абстрактной идеологии. Родион не учел, что хотел уничтожить олицетворение вселенского зла как он считал , которое таится в образе старушки, алчность и социальное неравенство. Гибель Лизаветы, несчастной женщины, не причинявшей неудобств и пытавшейся выжить, была подобна смерти непосредственно Раскольникова. Он украл деньги, однако использовать эти средства для него было гнусно и мерзко. Его настигло страшнейшее наказание — совесть. Страх преследовал главного героя, который переживал, что следователь раскроет преступление. Родион переосмысливает свою личность. Этот поступок поспособствовал тому, что он начал смотреть на себя со стороны. Раскольников увидел, что сестра, мать и Разумихин любят его, и, как выяснилось, незаслуженно. Друг пытается понять причины тяжелого состояния героя, но последний замыкается в себе. Однако роковой случай изменяет поведение Родиона. Он пытается наладить общение с остальными. Поступок воскрешает в нем чувства, спавшие до этого времени. Раскольников начинает осознавать, что любить кого-то — это тяжелая ноша.
Современный Раскольников – почему бы и нет?
Все это вызывает гнев и озлобление в душе героя, ненависть к подлому устройству мира, ввергает его в раздумья и сомнения, заставляет искать выход. Сострадание или бунт, протест против зла — вот основная проблема в жизни Раскольникова. К сожалению, выход из сложившейся ситуации он видит лишь в анархическом бунте. Сталкиваясь на своем пути со страшным миром бездушных и самодовольных стяжателей, эгоистов, циников и с их беззащитными жертвами, Родион постепенно обдумывает и формулирует свою идею. В начале это лишь разрозненные суждения, раздумья о предрассудках и страхе людей перед "собственным новым словом", которое со временем перерастает в его "странную мысль".
В конечном итоге, отдельные наблюдения и заключения выстраиваются в стройную систему, обретая очертания целой философии. Родион приходит к выводу, что в мире существуют два разряда людей: те, кто покорно и привычно подчиняются установленному порядку, и те, которые могут нарушать общепринятые нормы, не останавливаясь даже перед преступлением. Именно ко второй группе относится кумир Раскольникова — не знающий сомнений "властелин". И герой склонен самого себя считать "кандидатом в Наполеоны".
Однако ему нужно убедиться в этом, проверить правильность своей идеи. И свое преступление — убийство старухи-процентщицы — он рассматривает именно как "пробу", стремясь узнать, сможет ли он преступить нравственный закон, позволено ли ему безнаказанно пролить кровь. И он находит себе оправдание: его преступление служит благородной цели — помочь десяткам, сотням обездоленных бедняков: "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен...
Роман Чернышевского был настолько влиятельным, что вызвал массовую реакцию в обществе и привел к появлению нового движения — народничества. Второй идеал Раскольникова был исторической личностью — Наполеоном Бонапартом. Раскольников увидел в Наполеоне пример мужества, решительности и лидерства. Он разделял идею Наполеона о создании единого европейского государства и борьбы с феодализмом. Таким образом, идеалом Раскольникова стали люди, которые воплощали в себе идеи борьбы за свободу и права человека. Они находили активные пути реализации своих идей и находили поддержку в обществе. Благородное прошлое Кумиром Раскольникова был исторический деятель, чье имя долго не выходило из ума молодого студента. Этот герой российской истории совершил множество достойных похвалы дел для блага народа и оставил после себя яркий след в истории России.
Он боролся за права крестьян, боролся за свободу слова и религии, а также устроил множество благотворительных акций для нуждающихся. Благодаря своим усилиям, многие люди получили шанс на лучшую жизнь.
Согласно своей же теории, герой впадает в лихорадку, для него становятся чужими родная мать и сестра.
Он наблюдает разрушение своей теории, не находит себе места в этом мире. Раскольников находит «родственную душу», такую же грешницу, как и он в лице Сони Мармеладовой. Раскольников не выдерживает терзаний совести, давления со стороны Порфирия Петровича и сам идет с повинной.
Конечно, героя наказывает и закон. Вслед за ним в Сибирь отправляется и Соня. Она «воскрешает» Раскольникова к новой жизни.
Через любовь к ней он открывает для себя мир христианских духовных ценностей. Роман «Преступление и наказание» является глубоким психологическим произведением. В нём Достоевский подробно описал все чувства, испытываемые человеком, решившимся и совершившим преступление.
На примере главного героя мы видим, что наказанием не всегда является тюрьма. Самое страшное наказание человеку предоставляет его же совесть. Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание. Замысел романа Достоевского «Преступление и наказание» очень глубок и сложен. С самого начала автор просто знакомит нас с главным героем, но атмосфера романа уже ясна — атмосфера духоты перед грозой.
Сразу же передается болезненно-нервозное состояние Раскольникова, и можно почувствовать, что произойдет дальше. Поскольку в романе отображена единая линия действия, связанная с убийством старухи-процентщицы, нет побочных линий, и все произведение посвящено психологической проблеме Раскольникова, то можно сказать, что во всем романе основная идея заключается в осознании главным героем собственной теории. Раскольников три раза переживает убийство: до преступления — расчет, во время преступления — осуществление роковых планов, и после него — осознание происшедшего.
Даже во сне его мучают угрызения совести. Три сна отражают все его переживания. Раскольников сначала еще не осознает толком, по каким причинам у него возникают странные, нелепые мысли о будущем преступлении причем их неизбежность неминуема , он боится об этом думать, но все равно какая-то сила заставляет его обращать внимание на все мелочи, касающиеся старухи-процентщицы.
Не только теория о двух категориях человечества, но и просто случайные совпадения постоянно способствуют преступлению. Например, разговор двух студентов в распивочной, услышанный Раскольниковым, - не один он думал, что старуху нужно убить. Потом Раскольников в безумном монологе признается сам себе, что он замышляет ужасное убийство: «Да неужели ж, неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, размозжу ей череп».
После этого признания он уже чувствует, что «нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что все вдруг решено окончательно». Он не может найти себе покоя. Встревоженный одной постоянной мыслью, он уже не в силах противостоять ей.
Эта мысль исходит из его теории. Но почему он, так убежденный в своих рассуждениях о «тварях дрожащих» и «сильных мира сего», ужаснулся, когда увидел, как его теория отражается на практике? Может быть, он решил проверить свои принципы?
Или доказать самому себе, что он сам не «вошь»? Раскольников жил в бедных условиях, и ему, несомненно, хотелось лучшей жизни. Но стоило ли это все жизней старухи и Лизаветы, даже если они и были «тварями дрожащими»?
По теории Раскольникова — да. Сама фамилия главного героя характеризует его. Раскол происходит в его душе, в ней уживаются и добро, и зло.
И постоянно происходит борьба этих двух начал. Достоевский рисует раскольникова то как хладнокровного убийцу, не отступившего перед убийством двух человек, то как заботливого брата, доброго друга. Сначала зло торжествует — Раскольников совершил преступление.
Но после, осмыслив все свои поступки, он раскаялся, обретя веру. Его же теория выдала его и помогла Порфирию раскрыть преступление. Достоевский вводит практически всех героев романа в тупиковые ситуации.
Многие не находят выхода из этого лабиринта и погибают старуха, Катерина, Мармеладов, Свидригайлов по воле судьбы или по своей воле. Но другие герои выживают в трудных условиях Раскольников, Соня, Дуня.
Есть простолюдины и необычные люди, которым дано большее чем остальным. Себя он относит к гениальным людям, которым присуще стать великим. Решившись на убийство, он хочет проверить свою теорию.
Таким образом, пытается доказать себе и окружающим, что относится к элитному обществу, которое обычные люди понять не в состоянии. Главном кумиром для Раскольникова является Наполеон, который ни перед кем не преклонялся и жаждал захватить весь мир. Все эти противоречия набирали силу в душе главного героя. Давайте выясним, что подтолкнуло главного герою к такому шагу. Старуха, которой он платит за комнату, вызывало отвращение и неуважение.
Раскольников сделал вывод, что она не достойна жить на этой земле и в его руках ее судьба. Старуху он считает жадной, алчной женщиной, которая отличалась жестокостью и преследовала постоянно свои цели. Такие выводы он делает из того, что старуха дает деньги людям в кредит под большой процент, в качестве залога оставляя, при этом, свою сестру. Старуха составила завещание, в котором после ее смерти все средства переходят в собственность монастыря. При таком исходе родная сестра остается ни с чем.
Перед как решится на убийство, Раскольников становится свидетелем разговора двоих мужчин в трактирном доме. Из разговора он узнает, что старуха, всячески, пытается обмануть людей любым способом ради получения собственной выгоды. Постоянно подвергает издевательствам свою родную сестру. Он делает вывод, что ненависть к старухе испытывают все окружающие. Незадолго до злодеяния Раскольников знакомится с Мармеладовым.
Тот рассказывает ему, про историю Сони. Соня зарабатывает на жизнь низменным ремеслом. Этот рассказ производит на главного героя огромное впечатление и вызывает жалость к Соне. Раскольникову приходит письмо от матери. Из этого письма, он узнает, что его родная сестра выходит замуж за Лужина, которого он считает негодяем и подлецом.
Раскольников знает о том, что он издевается над его сестрой и постоянно ее унижает. Он считает себя виноватым в том, что события так развиваются.
Теория Родиона Раскольникова о праве сильной личности
Главным героем всемирно известного произведения является Родион Раскольников — бедный студент, вдохновившийся определенной идеей, узаконивающей вседозволенность «право имеющей» элиты. Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова в романе «Преступление и Наказание» и почему герой восхищался Наполеоном. Он является кумиром и вдохновением одного из исторических деятелей – Жана-Жака Руссо. Такими двойниками Раскольникова являются в романе Лужин и Свидригайлов.
Исторический деятель, который вдохновил Раскольникова: почему он стал кумиром?
Читая письмо Пульхерьи Александровны о скором замужестве Дуни он рассуждает так: «... Ясно, что тут не кто иной, как Родион Романович Раскольников, в ходу и на первом плане стоит. Ну как же-с, счастье его может устроить, в университете содержать, компанионом сделать в конторе, всю судьбу его обеспечить; пожалуй, богачом впоследствии будет, почетным, уважаемым, а может быть, даже славным человеком окончит жизнь! А мать? Да ведь тут Родя, бесценный Родя, первенец!
Ну как для такого первенца хотя бы и такою дочерью не пожертвовать! О милые и несправедливые сердца! Да чего: тут мы и от Сонечкина жребия, пожалуй что, не откажемся! В «Преступлении и наказании» писатель стремился показать две стремящиеся друг к другу силы: влияние среды на личность и восприятие личностью окружающего ее пространства и общества.
Последнее дает развитие личности вне зависимости от обстоятельств. В начале романа Раскольников пишет статью «О преступлении» «по поводу одной книги» не исключено, что этой книгой была «Жизнь Юлия Цезаря» , чем оправдывает свои будущие действия. Но уже в третьей части читает с Соней вслух легенду о воскресении Лазаря, прямо проецируя его образ на себя самого. Меняется, как кажется, и отношение автора к герою.
Но вдавшись, можно разглядеть всю ужасающую подоплеку этой теории - согласно ей, люди гениальные, "Наполеоны", следуют к цели во благо общества, не думая о жертвах и потраченных средствах. И эта теория приводит Раскольникова к совершению преступления. Лужин автор экономической теории "о целом кафтане".
Основная мысль этой теории заключена в том, что каждый человек должен заботиться только о себе, а не о других. Он считает это гарантией счастья общества.
Софии исполнилось 18 лет, когда женщина знакомится с Родионом. Последний почувствовал душевное родство с ней, поскольку девушка также находилась в тяжелом положении.
Бедность и нужда подтолкнули ее стать проституткой. Однако это не сломило дух. София, вопреки всем проблемам в жизни, сохранила душевный свет и делилась им с Родионом. Главные персонажи нашли спасение в общении друг с другом.
Отношение с Мармеладовой Судьба Софии — это «желтый билет», поскольку все деньги женщина отдавала своей семье. Она является жертвой, мишень для выражения злости со стороны других людей. Для нее неприемлем принцип талиона, она живет, соблюдая «золотое правило морали». Достоевский назвал ее «безответной».
Для Сони не свойственна месть, у нее сострадательная душа и доброе сердце. Отношения Софии и Родиона складываются постепенно. Вначале он испытывает к женщине неприязнь, поскольку думает, что она проявляет жалость — унизительное чувство для Раскольникова. Через время любовь и религиозность девушки влияют на героя.
Его чувства сложно назвать любовью, но он осознает, что ближе Софии у него людей нет. С семьей Родион больше не общается, с другом также. Понять его душевное состояние может только человек, который тоже прошел через похожие испытания. Родион начинает бороться с самим собой.
Однако в этом сражении нет победителей — лишь побежденные. В результате опустошенный Раскольников приходит к Софии и изливает женщине душу. Девушка надеется, что Родион сможет найти в себе смелость признаться в совершенном поступке. Лишь чистосердечное признание избавит его от духовной гибели.
Герой был статной внешности: высокий рост, темные глаза, стройный и с красивыми черными волосами. Однако при своей очень красивой внешности он крайне плохо одевался. Персонажи романа часто упоминают, что Родион был одет в лохмотья. У него было только одно летнее пальто, в которое он одевался и в зимнее время. Он одевал высокую шляпу, которая была без полей и совершенно не подходила герою. Родион приехал в Петербург несколько лет назад учиться. Он был студентом юридического факультета, но из-за денежных проблем бросил учебу. Жил герой в маленькой комнатке, которая своим видом полностью подходила к описанию внешности персонажа: бедная, маленькая каморка, где все направлено на то, чтобы стать меланхоликом и замкнутым человеком. Родион Раскольников на лестнице.
Глазунов Характер Родиона Раскольникова Раскольников - интересная личность, он очень образованный и начитанный молодой человек. Еще будучи студентом, он давал частные уроки, которые приносили ему неплохой доход. Уроки он перестал давать, когда понял, что хочет больших денег здесь и сейчас, и не хочет работать за копейки. Главный герой чересчур гордый и необщительный, свою замкнутость превратил в образ жизни. Некоторые герои романа думали, что Родион смотрит на них свысока, считая их недостойными его общения. Разумихин, друг Родиона, говорит о противоречивом характере: с одной стороны неразговорчивый и порой жестокий человек, с другой - добрый и великодушный юноша.
Тест по Литературе «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»»
исторический деятель и его важность в жизни главного героя. Такими двойниками Раскольникова являются в романе Лужин и Свидригайлов. 1. Что явилось причиной преступления Раскольникова?
Кто из исторических деятелей был кумиром Раскольникова? Пётр Первый Жанна д’Арк Наполеон Нерон
Кумиром Раскольникова является Наполеон. Родион завидует способности этого исторического деятеля перешагивать через людей, чтобы добиться своей цели. То есть, совершая преступление, Раскольников хотел проверить, Наполеон ли он. Кто является кумиром. То есть, совершая преступление, Раскольников хотел проверить, Наполеон ли он.