Влияние Великоморавской державы на Европу Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии и Австрии, оказала значительное. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы.
Что значит Великоморавская держава?
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы | Великоморавская держава обладала не только значительными территориальными и военными ресурсами, но также являлась центром духовной и культурной жизни. |
Великоморавская держава: время существования, правители государства | Возникновение великоморавской державы было непосредственно связано с формированием коренных племен на территории современной Чехии, Словакии и Австрии. |
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы
Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Святоплуке, который активно развивал культуру и дипломатические связи со соседними государствами. После гибели великоморавского князя Святоплука II в 906 году, великоморавская держава начала постепенно терять свою территориальную целостность и власть. Великоморавская держава была основана в конце IX века великоморавским князем Святополком I, который и объединил многочисленные славянские племена этой территории.
Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии
Религия в те времена была важным политическим фактором. Пока ты не определился с религией — ты враг всем своим определившимся соседям. Исповедовать религию предков, оставаться в язычестве крупная держава позволить себе не могла. Нужно было выступить в коалицию с одной из основных религий того времени. С западным христианством не сложилось. Во-первых, его до этого слишком агрессивно пытались насадить немцы. Во-вторых, послы, отправленные славянами в Рим также не достигли успеха в переговорах с Папой. После этого обратились в Византию, которая охотно откликнулась и отправила в Великую Моравию двух просветителей славянского происхождения — Кирилла и Мефодия. Именно они помогли славянам создать письменность и распространить православие по территории страны. Великая Моравия достигла зенита славы при воцарении местного князя Святополка.
Он нанес поражения немцам, франкам и болгарам, максимально расширил территории страны. При нем страна присоединила земли современной Хорватии, Польши и часть Венгрии. Страна расширяла границы и копила богатство слишком быстро. Меньше чем за 100 лет страна вышла за пределы Чехии и поглотила большую часть территории современной Восточной Европы, а также частично захватила Австрию, Германию и Украину. Конец первого государства славян Хорошая пьеса заканчивается сразу после кульминации. Так и в нашей истории. Святополк умер в 894 году. После этого начался обратный отсчет — Великой Моравии оставалось жить всего 13 лет. И между братьями разгорелась междоусобная война за влияние, которая привела к распаду государства.
Великоморавская держава достигла своего расцвета при князе Святоплуке, который активно развивал культуру и дипломатические связи со соседними государствами. Благодаря усилиям Святоплука великоморавская держава стала одним из важных игроков в политике Восточной Европы. Коренные племена и формирование государства Возникновение великоморавской державы было непосредственно связано с формированием коренных племен на территории современной Чехии, Словакии и Австрии. В то время регион был разделен между различными славянскими племенами, которые жили в относительной независимости друг от друга. Само название «Великая Моравия» относится к одному из коренных племен — моравянам. Они занимали центральную часть территории и имели существенное влияние на остальные племена. Моравяне были хорошо организованы и обладали развитой аграрной экономикой. В результате этого, они стали одними из наиболее сильных и влиятельных племен в регионе.
Следующим важным племенем на этой территории были чехи. Они населяли северо-западную часть и были известны своими воинственными нравами.
Третьяков Вопрос об общественно-экономическом строе Великоморавской державы - крупнейшего западнославянского объединения IX в. Особенно горячие споры велись по этому поводу в среде чехословацких историков, занимающихся проблемой возникновения феодальных отношений у чешских, моравских и словацких племен. Но дискуссия о характере Великой Моравии не ограничивалась рамками интересов чехословацкой историография; к ней прислушивались и в ней участвовали историки сопредельных стран. Великоморавская держава была одним из важнейших звеньев политической истории раннего славянского и центрально-европейского средневековья.
Русинский историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»: «… По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями». Из Киева приглашается Михаил Грушевский.
Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго. Народ держится крепко своего тысячелетнего названия… В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками». Русины ждали русскую армию в 1914 году. Отступающие австрийцы и венгры записали русинов в «изменники» и при помощи украинских националистов решили свести с ними счеты. Священник Иосиф Яворский писал: «Армия получила инструкции и карты с подчеркнутыми красным карандашом селами, которые отдали свои голоса русским кандидатам в австрийский парламент [т. И красная черточка на карте оставила кровавые жертвы в этих селах».
Людей сгоняли в концлагеря, и один из них, Талергоф, стал печально известен и до сих пор на слуху. Если судить по сохранившимся фото, обустройство концлагерей мало чем отличалось от подобных заведений Третьего рейха: бараки, колючка, в центре — аппельплац для построений и экзекуций. Самое ужасное, что русины претерпели дважды. После отступления русской армии из Галиции в 1915 году геноцид продолжился и усилился. Точных цифр нет, и, наверное, уже не будет. Примерно около 60 тысяч русинов были просто убиты , 80 тысяч прошли через концлагеря, 100 тысяч бежали в Россию. Всего за время войны австро-венгерские власти при содействии коллаборационистов, считавших себя украинцами, уничтожили, по разным оценкам, от 140 до 300 тыс. Сотни тысяч людей прошли через аресты и содержание в концлагерях.
В ХХ веке этноним «украинец» в Галиции окончательно вытеснил термин «русин», но он сохранился в Закарпатье и в Буковине. Уникальность создания русинской национальной идентичности заключается в том, что лозунгом этого движения была принадлежность русинской народности к большому русскому народу. При этом надо заметить, что представление о своей общности с русскими возникло в русинской среде до возникновения в России концепции триединого русского народа. Современный чешский исследователь Мирослав Грох писал, что формула «создания» малой нации, то есть нации, живущей в подчинённом положении, в условиях многонациональной империи, необходимо пройти в три этапа: — первый этап заключается в появлении интеллектуалов, которые осознают инаковость своего народа. Точками сбора таких интеллектуалов становятся, как правило, кружки по изучению фольклора и народного быта. По мысли Гроха, далеко не все национальные движения доходят до третьего этапа, но история — дама терпеливая, со своими причудами, к которым относится благоволение дерзающим, поэтому из десяти попыток, как правило, хотя бы одна срабатывает. Сама история русских в Галиции, это история борьбы «с вековыми своими врагами — поляками и их орудием, так называемыми украинцами», а в Закарпатье — таких же боёв за язык и историю «с мадьярами, этими самыми свирепыми гонителями всего русского, стремящимися к искоренению русского языка». Я думаю, что русинам есть за что бороться и что защищать, ведь уже «Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г.
В 1944 году Подкарпатская Русь была занята советскими войсками. Так было полностью ликвидировано русинское движение на Подкарпатской Руси и ликвидирована сама Подкарпатская русь. С тех пор Подкарпатскую Русь называют Закарпатской областью, а русинов — украинцами». Желаю появиться четвёртому русскому государству Подкарпатская Русь ныне Закарпатская область , которая будет занимать юго-западные склоны северной части Восточных Карпат и северо-восточную часть Среднедунайской низменности по реке Тисе и её притокам. На севере Подкарпатская Русь будет граничить с Польшей, на западе со Словакией, на юго-западе с Венгрией и на юге с Румынией.
Великая Моравия - первая в истории держава славян
Официальный сайт Православной Церкови Божией Матери Державная. Великоморавская держава (далее сокращённо ВМД) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с родом Моймировичей. Великоморавская держава — (Великоморавское, Богемское княжество), государство западных славян в IX X вв. на юге Моравии. Однако в ядре Великоморавской державы на территории современной Моравии, судя по археологическим раскопкам, были разрушены и запустели наиболее крупные из «градов».
Образование славянских государств
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов | «Великая Моравия (или Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. |
Великая Моравия - первая в истории держава славян | Популярная наука | Дзен | Объединение славянских племен Великоморавская держава была создана в конце VIII века как результат объединения нескольких славянских племен. |
Возникновение славянских государств | Значение Великоморавской державы в истории Великоморавская держава, существовавшая в IX-XI веках на территории современной Словакии, Чехии и Венгрии, имеет особое значение в. |
Великоморавская держава (БСЭ, цитаты) | К этому времени Великоморавская держава была, однако, уже настолько прочной, что уничтожить ее оказалось невозможным. |
Российские силы освободили посёлок Ягодное под Артёмовском
НОВЫЕ ДАННЫЕ О ВЕЛИКОМОРАВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ | в. на территории их проживания было создано государство Великая Моравия (Великоморавская держава). |
ВЗГЛЯД / Силы России продвинулись у Вербового и Работино :: Новости дня | раннее государство западных славян, сложилось на территории Южной Моравии в IX-X вв. |
Великоморавская держава (БСЭ, цитаты) | Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. |
Великая Моравия: как это работало | Пикабу | собирание русских земель и народов, заявил лидер "Справедливой. |
В каком году распалась великоморавская держава исторический обзор и последствия (7 видео) | раннее государство западных славян, сложилось на территории Южной Моравии в IX-X вв. |
Великая Моравия — славянская империя в центре Европы
Но затем Великоморавская держава добилась независимости и вступила в борьбу с Германией. Великоморавская держава процветала под руководством князя Ростислава, который смог объединить различные славянские племена под своим владычеством. Кирилл и Мефодий были приглашены из Византии князем Ростиславом в Великоморавскую державу, где создали независимую от германского епископата славянскую церковь. Великая Моравия (или Великоморавская держава) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее в 822— 907 годах на Среднем Дунае. В Карпатах русины живут с незапамятных времен — с периода Великоморавской державы. Великая Моравия (Великоморавская держава) — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае.
Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага
При раскопках великоморавских городищ обнаружены остатки каменных храмов, жилых построек знати и ремесленников, обширные погребения, в т. ч. дружинные. Представители западных держав в очередной раз начинают свои козни против России, но возмужавшие гардемарины и их повзрослевшие дети снова встают на защиту Родины. В целом, Великоморавская держава была многонациональным государством, объединяющим различные племенные группы и культуры. Великоморавская держава — Великая Моравия VIII век — 907 Столица Микульчицы Преемственность ← Аварский каганат Венгрия → Великая Моравия во времена Святополка Великая Моравия — славянское государство. в. на территории их проживания было создано государство Великая Моравия (Великоморавская держава).
История Средних веков. #11. Славянские государства в Раннее Средневековье
В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента. Kириллица и глаголица Вначале обе азбуки использовались наравне, затем глаголица вышла из обихода, вероятно, как более сложная при написании. Кириллица же, наоборот, получила широкое распространение. Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу. Смерть Ростислава В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества второго по значению после Моравского. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника.
В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер. Дата смерти неизвестна. Таким образом на территории ВМД возникла первая славянская архиепархия. Князем стал Святополк I, который подчинился восточно—франкскому политическому влиянию. Несмотря на основание архиепархии, деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинское восточно—франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка.
В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно—франкском монастыре Райхенау. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке. В 879 году восточно—франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке. После смерти Мефодия 885 год новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке. Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию.
Последствия миссии Мефодия и Кирилла В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному латинскому обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное византийское христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы. Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов. Князь Святополк I. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань.
Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей. Он захватил Силезию, Лужицу и Паннонию. Великоморавская держава при Святополке I Святополк I добился, чтобы в состав ВМД вошли славянские племена Богемии, с которыми последние несколько десятков лет ВМД находилась в союзных отношениях возникли на основе общей защиты от восточных франков. Своим ставленником в Богемии Святополк I избрал молодого князя Борживоя I по разным источникам ему было 15—20 лет из рода Пржемысловичей. Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны. Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками. Борживой I — первый достоверно известный князь чехов.
По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами. В связи с этим в своём стольном городе Леви-Градец 3 км на северо—восток от Праги Борживой I построил первую церковь в Богемии — Церковь святого Климента. Многие славяне Богемии были недовольны политикой христианизации Борживоя I. Против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание. Позже он построил и вторую церковь — на территории крепости Пражский Град.
После смерти Святополка I 894 год повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские племена Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости. Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому король ВФК вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти ВФК. Князь Моймир II. Своим сыновьям он завещал крепить державу и сопротивляться восточным франкам. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. Возможно был третий сын — Предслав.
Земледельческая техника славян обеспечивала жизнь и некоторый рост населения. Славяне выращивали пшеницу и просо, а также рожь, горох, чечевицу, коноплю, овощи, собирали дикорастущие плоды. Они разводили в основном рогатый скот, знали обработку дерева, глины, кости и рога, элементарное текстильное производство. Довольно высокого уровня достигла обработка металла. Славяне жили, в основном, в селениях деревенского типа, но по мере истощения почвы, что происходило через 15—20 лет, перемещались на другие участки. В это время славяне переживали период перехода от родовой организации к военной демократии. Основой ячейки общества являлась община, состоявшая из нескольких семей и насчитывающая 50-60 человек. В начале VI века в Центральную Европу проникли кочевники авары. Во второй половине столетия они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда начали нападения на франков, Византию и славян, с которых брали дань — определённые суммы денег за сохранение мира. Также авары вынуждали славян принимать участие в своих походах. В 623—624 гг. В восстании принял участие франкский купец из Сенонской области Само. Единственный источник об этих событиях — хроника Фредегара, датируемая приблизительно 660 годом — повествует о поражении аваров и избрании Само вождем славян. В 631 году начался конфликт между Само и франкским королём Дагобертом I. Славяне нанесли поражение франкам и их союзникам лангобардкм и аллеманам, вторглись во франкские владения и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Дервана. Государство Само располагалось частично на территории Чехии и лужицких сербов. Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет. В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи. Округа с центром в Микульчицах стали княжеским центром. Большое значение также приобрела Нитра в Словакии. Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель. В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. Во время раскопок археологами были обнаружены 24 печи для выплавки стали. В градах развивались кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого также строились жилища. Получили распространение бондарное и гончарное производство. Существовало и производство украшений из золота, серебра, стекла, которое было сосредоточено в основных центрах. Украшения и мелкие предметы бытового назначения делались из кости и рога, ткани — из льна, конопли, шерсти. В IX веке развивалось строительное дело. Известно 18 каменных церквей той эпохи.
Впоследствии там утвердилась католическая церковь. Раннефеодальное Великоморавское государство достигло во второй половине IX в. Однако в результате развития феодальных отношений началась борьба знати против княжеской власти. Сепаратистские тенденции ослабляли государство, особенно усилились после смерти Свято-полка, когда начались конфликты между его сыновьями. Велико-моравская держава распалась на уделы. Отделились серболужиц-кие земли, Чехия стала самостоятельным княжеством 895 г. В 906 г. Великоморавское государство перестало существовать. Чешское государство. У чешских племен, расселившихся в бассейне рек Верхней Лабы, Влтавы и Огржи, весьма интенсивно развивалась хозяйственная жизнь — пашенное земледелие, скотоводство, добыча и обработка металлов и другие ремесла. Через чешские земли проходили торговые пути, соединявшие придунайские области с побережьем Балтики и Русью, со странами Западной Европы. В центре этих путей находилась Прага — главный чешский город, в котором уже в Х в. В IX-Х вв. Но значительная часть крестьянства еще сохраняла личную свободу и земельную собственность. Знать эксплуатировала рабов, госпитов и кабальных людей. Крупные землевладельцы захватывали крестьянские земли и превращали свободных людей в зависимых. До распада Великоморавского государства чешские земли входили в его состав. В конце IX в. Борьба за верховенство между этими княжескими династиями продолжалась в течение всего Х века и закончилась победой Пжемысловичей. Одной из причин победы Пражского княжества было выгодное хозяйственное и стратегическое положение его столицы. Княжеская власть в Чехии значительно усилилась уже в первой трети Х в. Вацлав I покровительствовал христианской церкви, которая способствовала утверждению феодализма и укреплению княжеской власти. Церковь получила большие земельные пожалования и устанавливала в своих владениях крепостнические порядки. Духовенство требовало со всего населения уплаты десятины. Жестокая эксплуатация народных масс церковниками вызвала народное восстание, которым воспользовался брат короля Болеслав, захвативший престол. Вацлав I был убит. В 929 г. При Болеславе I 929—967 окончательно было оформлено раннефео-дальное государство в Чехии.
Завещав своим сыновьям крепить державу и сопротивляться восточным франкам, он разделил державу между сыновьями. Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество. Возможно, что у Святополка I был ещё один сын — Предслав. Венгерское нашествие и упадок Великой Моравии Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским, восстал против своего старшего брата. Начавшийся конфликт ослабил Великую Моравию, и от неё стали отлагаться пограничные территории. Сюзеренитет Арнульфа признали Богемия и Лузация. Моймир II сумел консолидировать силы. В 898 году он попросил римского папу прислать в Моравию новых священнослужителей, чтобы уменьшить влияние священнослужителей из Баварии. Баварцы, недовольные этим требованием, послали в Великую Моравию войска. Моймир II разбил их и, более того, сумел изловить бунтующего брата. Впрочем, баварцы выручили Святополка II и забрали с собой. Новая опасность возникла, когда пришли венгры мадьяры. В 896 году они расселились на малонаселённых землях Великой Моравии вдоль верхнего и среднего течения Тисы, а в 900—901 годах стали переходить Дунай и селиться на правой его стороне. Когда в 901 году венгры стали совершать набеги на земли Восточно-франкского королевства, германская знать заключила мир с Великой Моравией, а Моймир II помирился с братом, который вернулся на родину. Этот мирный договор также положил конец войне между Великой Моравией и франкским вассалом Богемией, шедшей с 895 года. В период с 902 по 906 годы Моймир II несколько раз отбивал нападки венгров иногда с помощью баварских войск. Найденные в гнёздовских курганах луннические височные кольца «нитранского типа» свидетельствуют о знакомстве гнёздовских мастеров с великоморавской ювелирной традицией. Находки в Гнёздове колец с гроздевидной подвеской, лучевых височных колеца рубеж IX—X вв. Великоморавские предгородские агломерации-эмпории — Микульчице, Старе Место близ Угерске-Градиште, Поганско под Бржеславом, процветавшие на обслуживании Империи каролингов в IX—X веках, практически мгновенно исчезли после изменения экономической ситуации, вызванного вторжением венгров в Х веке, хотя сами они и не были затронуты боевыми действиями. Культура Великой Моравии развивалась под сильным влиянием Византии. После того, как папа Римский признал за славянским языком статус литургического и разрешил чтение Евангелие по-славянски во время богослужения, стала активно развиваться литература на этом языке, сначала переводы проповедей, затем и оригинальные сочинения, например, «Проглас» святого Кирилла. Из архитектурных памятников того периода сохранились лишь фундаменты, выявленные при раскопках в ХХ веке. В центральной области Великой Моравии были обнаружены остатки 20 храмов, сооружённых из каменных брусов, а внутри украшенных цветными фресками. Большинство этих построек появилось уже в 1-й пол. IX века, до прихода Кирилло-Мефодиевой миссии… Мефодию, ставшему впоследствии архиепископом Моравским, удалось добиться в Риме введения славянской литургии в костёлах Великой Моравии. Именно из Великой Моравии распространилась она позднее в Чехию и Польшу, а также в другие славянские государства. В прикладном искусстве чувствуется арабское и персидское влияние. Очень развитым было ювелирное дело, особенно в изготовлении женских украшений. Секрет тончайшего моравского литья не полностью разгадан и в наши дни. В первой половине IX века преобладал так называемый блатницко-микульчицкий стиль, когда гравированный орнамент комбинировался с чеканкой, высоким рельефом и чернью. Потомки Святополка Ярополковича Моравского.
Великоморавская держава.
А все началось с того, что православная Великоморавская держава (сейчас это территория Чехии) стала испытывать всяческие притеснения со стороны католической Европы. Великоморавская держава располагалась в Центральной Европе и занимала значительную часть современной Словакии, Чехии, Моравии и Австрии. Expand Menu. Контакты. Великоморавская держава карта. Фото 13. Великоморавская держава карта. Метки: фото. Быстрая гибель Великоморавского государства и утверждение немецкого и римо-католического влияния на родине святого князя на долгие столетия отсрочили прославление его святых трудов. ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА. добавлена сегодня в 18:15. Великоморавская держава, существовавшая в IX-X веках на территории современной Чехии, Словакии, Австрии и Венгрии, является одной из самых значимых.
Возникновение великоморавской державы: исторический анализ
- Великоморавская держава — Студопедия
- История славянских земель Порусья. Государство Великая Моравия.
- Новый правитель
- Великая Моравия — колыбель славянской азбуки и литургии - Всемирный Русский Народный Собор
Репортаж из-под Работино, где российские военные отбивают атаки элитных частей врага
Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов. Эта теория отстаивается теми русинами, которые считают, что они произошли от древнерусской нации. Второй, самой часто оспариваемой, версией является происхождение от венгров. Согласно такой теории, венгры переселились на территорию Киевского княжества и постепенно ассимилировались. В поддержку версии присутствует факт включения части будущей Западной Украины в состав средневекового Венгерского королевства.
Другой занимательный факт обращает внимание на употребление названия «русин» по отношению к венграм, сохранившим православие. Согласитесь, что вера до недавнего времени значила больше, чем кровь или язык, поэтому я уверен, что эта группа венгров явно происходит от мадьяризированных славян. Главным оспариваемым моментом русофобами всех мастей в истории и древних, и современных русинов является самоназвание. В единственном числе они действительно называют себя русинами, а во множественном — русскими.
Даже свой родной язык они считают русским. Христианство у русинов появилось ещё во время Великоморавского государства. Братья Кирилл и Мефодий стали первыми миссионерами, которые поведали русинскому народу о христианстве. Их до сих пор считают одними из важнейших покровителей Закарпатской Руси.
В честь них выстроено множество храмов. Изначально русины оставались верны православию, но многовековая изоляция и влияние греческого католицизма изменили их веру, хотя сохранилась Византийская литургия — обрядовость, характерная для Закарпатской Руси. Русинская униатская грекокатолическая церковь является самоуправляемой. Сейчас насчитывается более 400 тысяч русинов, остающихся приверженцами униатства.
Украинские писатели Леся Украинка и Иван Франко, запечатленные в названиях улиц и площадей городов СССР и даже на почтовых марках, не только не скрывали, что они русины, но и гордились этим… Судя по дневниковым записям, Иван Франко обижался, когда его называли украинцем: «Меня сегодня кровно образили оскорбили, — польск. Историк Андрей Марчуков считает, что исчезновение слова «русин» из обихода на Украине объяснимо: «Больше сотни лет воинствующее украинство вело борьбу против русскости и русинства. Этноним «русины» восходит ко временам Древней Руси и является производным от слова «Русь», в значении принадлежности к ней. С первой трети — середины XIX века это название становится знаменем национального возрождения местного народа, пребывавшего под властью австрийцев, поляков и венгров.
Австрийцы в качестве противовеса галицко-русскому движению и создали другое — украинское. Оно стояло на точке зрения, что русины — не часть русского народа, а «особая украинская нация». Местные «украинцы» ориентировались на Вену и даже намеревались содействовать присоединению к Австро-Венгрии исконно малороссийских земель России». Русинский историк Илья Терех писал в книге «Украинизация Галичины»: «… По всей Галичине распространяется литература об угнетении «украинцев» «москалями».
Из Киева приглашается Михаил Грушевский. Для него во Львовском университете учреждают кафедру «украинской истории» и поручают ему составить историю «Украины» и никогда не существовавшего «украинского народа». В награду и благодарность за это Каиново дело Грушевский получает «от народа» виллу и именуется «батьком» и «гетманом». Но насаждение украинства по деревням идет туго.
Народ держится крепко своего тысячелетнего названия… В самом начале войны австрийские власти арестовали почти всю русскую интеллигенцию Галичины и тысячи передовых крестьян по спискам, вперед заготовленным и преданным властям украинофилами, сельскими учителями и попиками». Русины ждали русскую армию в 1914 году.
Мужские погребения содержали мечи, дорогие пояса и позолоченные шпоры, женские - серебряные и золотые украшения, детские - также различные драгоценности; в погребениях мальчиков иногда имелись дорогие пояса и шпоры. Раскопки в "предградье", начатые Й. Поуликом в 1958 г. Здесь вскрыт значительный участок городской застройки, включающий остатки нескольких десятков небольших деревянных домов срубной конструкции, с глинобитными полами и печами. Дома образуют улицу; они близко расположены один к другому и не имеют хозяйственных пристроек, характерных для жилищ населения, занимающегося сельским хозяйством. Обитатели домов были не земледельцами, а, прежде всего ремесленниками.
На городище обнаружены следы разнообразных ремесел: кузнечного, ювелирного, бондарного, гончарного, ткацкого. В другом месте в "предградья" открыты фундаменты церкви и обширного кладбища. В отличие от всех предыдущих, эта церковь оказалась в плане не прямоугольной, а круглой, то есть ротондой. По предварительным данным, ротонда в Микульчицах отнюдь не являлась единственным каменным храмом на территории "предградья". Имеется еще 2 - 3 места с руинами каменных построек, скорее всего церквей, ожидающих исследования. В действительности их было, вероятно, еще больше. Несомненно, что в этом городе христианство являлось господствующей религией. Исследования городища у с.
Микульчицы будут продолжаться в течение еще многих лет. Но и сейчас, на основании уже имеющихся данных, можно сказать, что перед нами, бесспорно, картина большого феодального города. Примерно таким же в основных чертах являлся Киев при Владимире I и Ярославе Мудром, хотя выглядел он, конечно, великолепнее, да и время было несколько иное Й. Поулик полагает, что город у с. Микульчицы являлся великоморавской столицей, резиденцией князя и, что очень возможно, именно он носил имя Велеград. Городище у с. Микульчицы представляет собой первоклассный археологический памятник еще и потому, что, кроме основного великоморавского слоя, там имеется более древний культурный слой, относящийся к VII - VIII векам. В то время город, обладавший меньшими стр.
Каменных зданий в городе не было; повсюду - ив "граде" и на территории довеликоморавского "предградья" - обнаруживаются остатки деревянных построек срубного типа, несколько врытых в землю, с глинобитными полами и такими же печами. В этих жилищах найдена глиняная посуда, изготовленная на ручном гончарном круге; предметы, свидетельствующие о наличии кузнечного и ювелирного ремесла, в том числе маленькие тигли; в большом числе железные шпоры с крючками и петлями; бронзовые украшения. Замечательной находкой является жертвенник с маленькими глиняными фигурками животных - следы какого-то своеобразного языческого культа. Остатки укрепленного поселения VIII в. Брно , где также производятся археологические раскопки. В более ранние века поселений такого рода Моравия не знала. В середине I тысячелетия н. Рядом с поселениями находились могильники, содержащие остатки трупосожжений, причем коллективный, "семейный" характер курганов свидетельствует о наличии патриархальных отношений в обществе.
Таким образом, на основании археологических данных можно считать установленным, что великоморавские города и их культура возникли отнюдь не на пустом месте и не внезапно, а развивались постепенно, в течение не менее одного-двух столетий. Они явились результатом исторического развития местного славянского общества, порывающего с патриархально-родовым строем и вступающего в классовое общество. Следует отметить при этом, что таким характерным элементам материальной культуры, какими являются жилища и украшения одежды как из слоев VII - VIII вв. Это относится, в частности, к украшениям одежды и другим бытовым деталям, принадлежащим великоморавской знати. Люди, похороненные в богатых гробницах около великоморавских церквей или внутри них, являлись славянами местного, моравского, происхождения, а не пришельцами из каких-либо соседних стран. В 1959 г. Городище носит имя "Поганско", то есть "Языческое". Но к какому времени относится это эффектное наименование, остается неизвестным.
Скорее всего, оно позднего происхождения. Во времена Великой Моравии город назывался, вероятно, иначе, так как при первых же исследованиях на его территории были наедены руины христианской церкви IX века. Площадь Поганско, окруженная валом и рвом, равняется 28 гектарам. По соображениям археолога Ф. Калоусека, все это огромное пространство являлось "градом"-детинцем, вокруг лежало несколько больших посадов, составлявших вместе с детинцем городскую территорию размером до 100 гектаров. Эти данные, выдвигающие Поганско в число претендентов на имя Велеград, являются, впрочем, предварительными; городище и местность вокруг него в значительной части заняты лесом, что затрудняет исследование. Возможно, что за "предградье" Ф. Калоусеком были приняты окружавшие город сельские поселения; валом была окружена вся территория города, поэтому "град" детинец , некогда окруженный тыном или каменной стеной, позднее стр.
Но и в этом случае городище Поганско следует рассматривать как остатки весьма значительного города. Кроме раскопанных на городище остатков прямоугольной церкви с одной абсидой, окруженной большим кладбищем IX в. Вблизи раскопанной церкви открыты остатки деревянных жилищ со следами ремесленного производства. Помимо Старого Места, городища у с. Микульчицы и Поганско, в пределах коренной территории Великой Моравии известно еще несколько городищ, представляющих собой остатки значительных городских центров. Брно; Петрова Лоука под Страхотином; еще одно Поганско, под г. Великоморавский слой имеется на известном городище Девин, расположенном на высокой скале при впадении Моравы в Дунай, изучением которого занимался словацкий археолог Я. Владение Прибины противника князя Моймира Нитра, вошедшее в 833 г.
Таким образом, на сравнительно небольшой территории, составлявшей, по-видимому, основное политическое ядро Великоморавской державы, существовало не менее десяти крупных городов, расстояние между которыми равнялось в среднем 40 - 60 километрам.
Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград. По другим данным, столицей был город Нитра. Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего славянского мира: на территории этого государства впервые стала использоваться славянская письменность с 863 года , созданная Кириллом и Мефодием, и впервые в качестве языка христианского вероучения и богослужения стал применяться язык славян — старославянский язык. Это была земледельческая колонизация почти опустевших земель. Главным занятием славян являлось земледелие и разведение скота, они занимали ранее обжитые территории и расширяли их, выкорчевывая леса. Земледельческая техника славян обеспечивала жизнь и некоторый рост населения. Славяне выращивали пшеницу и просо, а также рожь, горох, чечевицу, коноплю, овощи, собирали дикорастущие плоды.
Они разводили в основном рогатый скот, знали обработку дерева, глины, кости и рога, элементарное текстильное производство. Довольно высокого уровня достигла обработка металла. Славяне жили, в основном, в селениях деревенского типа, но по мере истощения почвы, что происходило через 15—20 лет, перемещались на другие участки. В это время славяне переживали период перехода от родовой организации к военной демократии. Основой ячейки общества являлась община, состоявшая из нескольких семей и насчитывающая 50-60 человек. В начале VI века в Центральную Европу проникли кочевники авары. Во второй половине столетия они заняли римскую провинцию Паннонию, откуда начали нападения на франков, Византию и славян, с которых брали дань — определённые суммы денег за сохранение мира. Также авары вынуждали славян принимать участие в своих походах.
В 623—624 гг. В восстании принял участие франкский купец из Сенонской области Само. Единственный источник об этих событиях — хроника Фредегара, датируемая приблизительно 660 годом — повествует о поражении аваров и избрании Само вождем славян. В 631 году начался конфликт между Само и франкским королём Дагобертом I. Славяне нанесли поражение франкам и их союзникам лангобардкм и аллеманам, вторглись во франкские владения и привлекли на свою сторону князя лужицких сербов Дервана. Государство Само располагалось частично на территории Чехии и лужицких сербов. Оно представляло собой племенной союз, как оборонявшийся против врагов, так и совершавший грабительские набеги на соседей. По хронике Фредегара, Само правил в течение 35 лет.
В настоящее время высказывается мнение, что ядром территории державы Само была Южная Моравия и смежные с ней части Нижней Австрии. Наиболее обжитой стала Южная Моравия, где были созданы укреплённые грады и целые округи. Округа с центром в Микульчицах стали княжеским центром. Большое значение также приобрела Нитра в Словакии. Между территориями Чехии и Словакии имелся широкий пояс незаселённых земель. В чешской области также возникали укреплённые грады, в частности Пражское укреплённое городище в IX веке. Это свидетельствует о стабилизации заселения территории и дальнейшем развитии производительных сил. Во время раскопок археологами были обнаружены 24 печи для выплавки стали.
В градах развивались кузнечное ремесло и обработка дерева, из которого также строились жилища.
Создание славянской церкви укрепило политическую самостоятельность Великоморавского государства. В 870 г. Но Святополк не хотел подчиняться германскому королю и был вероломно захвачен в плен и увезен в Германию. Моравия была отдана в управление германским маркграфам. В 871 г.
Святополк, отпущенный на свободу он дал обещание помогать немцам , перешел на сторону восставших. Моравы нанесли поражение германским феодалам и освободили страну. Мефодий вместе со своими учениками продолжал миссионерскую деятельность. После смерти Мефодия 885 г. Впоследствии там утвердилась католическая церковь. Раннефеодальное Великоморавское государство достигло во второй половине IX в.
Однако в результате развития феодальных отношений началась борьба знати против княжеской власти. Сепаратистские тенденции ослабляли государство, особенно усилились после смерти Свято-полка, когда начались конфликты между его сыновьями. Велико-моравская держава распалась на уделы. Отделились серболужиц-кие земли, Чехия стала самостоятельным княжеством 895 г. В 906 г. Великоморавское государство перестало существовать.
Чешское государство. У чешских племен, расселившихся в бассейне рек Верхней Лабы, Влтавы и Огржи, весьма интенсивно развивалась хозяйственная жизнь — пашенное земледелие, скотоводство, добыча и обработка металлов и другие ремесла. Через чешские земли проходили торговые пути, соединявшие придунайские области с побережьем Балтики и Русью, со странами Западной Европы. В центре этих путей находилась Прага — главный чешский город, в котором уже в Х в. В IX-Х вв. Но значительная часть крестьянства еще сохраняла личную свободу и земельную собственность.
Знать эксплуатировала рабов, госпитов и кабальных людей. Крупные землевладельцы захватывали крестьянские земли и превращали свободных людей в зависимых. До распада Великоморавского государства чешские земли входили в его состав. В конце IX в. Борьба за верховенство между этими княжескими династиями продолжалась в течение всего Х века и закончилась победой Пжемысловичей.