Новости в чем проявляется нравственная ответственность ученых

Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых? Проявление нравственной ответственности ученых включает в себя следующие аспекты.

Профессиональная ответственность учёного

Проблема нравственной ответственности ученого перед обществом существует очень давно и тесно переплетается с этической функцией науки. Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Правильный ответ здесь, всего на вопрос ответили 1 раз: В чем проявляется нравственная ответственность ученых? Нравственная ответственность ученых-практиков выше, чем теоретиков, по-скольку они знают, что создают. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.

Остались вопросы?

В чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? Новости Новости. 4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных? Главная ственность учёных стоять на страже науки и научного прогресса.

В чем заключается нравственная ответственность ученых?

С одной стороны, очевидно, что такая публикация может отрицательно сказаться на его престиже, тем более, что автора никто не может принудить ее печатать. Заметим, что в любом случае полученные научные результаты всегда так или иначе адресованы другим людям. Весьма важную сторону проявления нравственной ответственности ученого составляет его участие в роли эксперта. Очень часто ученому приходится выступать в роли преподавателя. Многие ученые выделяют два распространенных способа передачи новичкам и усвоения ими норм и ценностной науки. Именно таким образом осуществляется преемственность принципов нормативно-ценностной системы научного сообщества.

Под влиянием общественного мнения формируется личность, но, в свою очередь, общественное мнение совокупности людей данного социума влияет на принятие решений тех, от кого зависит выбор целей и средств реализации принятых решений. Мораль представляет собой довольно сложный феномен, который включает, по крайней мере, три элемента: нравственное сознание, нравственные отношения и нравственную деятельность. Без нравственного сознания не могут сложиться все отношения в обществе, в которые вступает человек, начиная от межличностных отношений и кончая международными, деловыми отношениями. Деловой этикет, специфика и особенность ментальности, к примеру, западного и восточного человека — все это требует особого знания — знания в области нравственного сознания. Таким образом, нельзя ждать гармонии как в межличностных отношениях, так и оптимального развития отношений с деловыми партнерами, если мы не будем руководствоваться нравственными представлениями, которых требуют эти отношения, и не возьмем на себя нравственные обязанности.

Вопрос о том, существует ли особая нравственная деятельность, является спорным. Но, видимо, деятельность по воспитанию детей, формированию экологического сознания, педагогическая деятельность настолько насыщена нравственной составляющей, что можно говорить о специфической нравственной деятельности. Результатом этой деятельности должна стать гармоничная, нравственно развитая личность. Возникнув и существуя в качестве атрибутивного элемента любого общества, мораль выполняет определенные функции. Регулятивная функция.

Здесь два аспекта. Во-первых, мораль регулирует отношения между людьми, коллективами, группами и т. Во-вторых, мораль регулирует отношения между должным и сущим. Речь идет о том, что в обществе всегда имеются определенные представления о нравственных нормах, моральных качествах личности, добродетели и т. Но наше реальное нравственное поведение и нравственные поступки не всегда в полной мере совпадают с этими представлениями.

Можно ли измерить степень доброты человека или его нравственного долга по отношению к семье, родителям? Короче говоря, наше реальное нравственное поведение в различной степени приближается к должному, т. Мораль участвует в формировании личности. Требования морали, воспринятые человеком, интериоризуются им, отпечатываются в нем как черты характера, нравственные качества и выступают как внутренние побуждения его поступков. Если говорить об этом в категориях морали, то речь идет о превращении нравственных обязанностей личности в нравственные потребности, когда человек уже не может поступить иначе.

В таком случае нормы морали становятся мотивацией его поведения. Мораль влияет на экономическое развитие общества. Прежде всего это выражается в отношении к труду, поскольку в основе развития общества лежит производство материальных благ. Человек должен иметь экономическую свободу, жить в демократическом обществе. Гуманный человек есть продукт гуманных обстоятельств.

Таким образом, нравственная культура личности влияет на экономику общества. Мораль влияет на другие формы общественного ценностного сознания. Существует связь морали и политики. Известно, что моральный фактор в войне играет особую роль. Мораль влияет на право.

Например, проблема гуманизации законов, вопрос о правовом обеспечении эвтаназии. Во всех религиях можно выделить нравственное содержание— заповеди Моисея, Нагорная проповедь Иисуса Христа, нравственные основы конфуцианства и других религий. Связь морали и науки ставит в современном обществе такие проблемы, как ответственность науки за использование научных открытий, этика ученого. Общественное мнение осуждает различного рода отступления от этических норм науки. Например, плагиат, т.

В таком случае встает проблема ответственности ученого. Наука же сама по себе нравственно нейтральна. Законы природы не затрагивают интересов человека.

С одной стороны, очевидно, что такая публикация может отрицательно сказаться на его престиже, тем более, что автора никто не может принудить ее печатать. Заметим, что в любом случае полученные научные результаты всегда так или иначе адресованы другим людям. Весьма важную сторону проявления нравственной ответственности ученого составляет его участие в роли эксперта. Очень часто ученому приходится выступать в роли преподавателя.

Многие ученые выделяют два распространенных способа передачи новичкам и усвоения ими норм и ценностной науки. Именно таким образом осуществляется преемственность принципов нормативно-ценностной системы научного сообщества.

Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта» : от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов.

16.2. Наука и нравственная ответственность ученого

1) Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество? прежде всего, в необходимости изменения сложившегося в сознании ученых. Нравственная ответственность ученых также подразумевает объективность и точность в передаче результатов исследований. Главная ственность учёных стоять на страже науки и научного прогресса.

§ 11. Наука в современном обществе — Проверим себя — 4 — стр. 93

Сегодня предельно остро стоит проблема нравственной ответственности ученых за свои открытия. Мне кажется, что ученые должны нести нравственную ответственность за свои изобретения и открытия. Нравственная ответственность ученых так же заключается в том, чтобы, преследуя цель получения знаний, не причинить вреда человечеству или отдельным людям. Нравственная ответственность учёных проявляется в нескольких аспектах: Интегритет и честность исследования: Учёные должны следовать высоким стандартам этики в своей работе.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых

Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и др. Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Ответил (1 человек) на Вопрос: В чем проявляется нравственная ответственность ученых. Нравственная ответственность ученых-практиков выше, чем теоретиков, по-скольку они знают, что создают. Нравственная ответственность ученых также означает стремление к справедливости и равноправию.

Доклад на тему «Социальная и нравственная ответственность ученого»

Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание. Она сложна и многообразна, складывается из немалого числа факторов, тесно сплетается с более широкой проблемой этических аспектов пауки, которую здесь затрагивать не будем. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США.

Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.

Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.

В этой проблеме следует различать два аспекта: а ответственность сотрудника за моральную атмосферу в научном коллективе, за существующую в нем культуру взаимных отношений, общения, сотрудничества, взаимопомощь и т. Важное значение при этом имеет моральный уровень мотивации деятельности ученого. Одно дело, когда эта деятельность побуждается бескорыстной приверженностью науке, жаждой познания истины, желанием принести людям пользу и другими высокими мотивами. Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б специфическая профессиональная Н. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно.

Постановка проблемы науки как социально-ответственного феномена позволяет рассмотреть сам процесс научного познания с точки зрения его социальных последствий, реализации объективных закономерностей развития общества и его гуманистических потенций. Если мы рассмотрим процесс коллективного труда, начиная с самых примитивных видов коллективной охоты вплоть до самых современных технологических процессов, то обнаружим различные зоны повышенной ответственности. Вычленение таких зон имеет огромное практическое, а часто и политическое значение.

Страшная возможность случайного возникновения атомного конфликта из-за сбоев в компьютерных системах или ошибки оператора у пульта говорит об этом достаточно убедительно. Опыт чернобыльской трагедии требует практического решения вопроса о зоне повышенной ответственности. АЭС — это такая зона, которая требует наивысшей ответственности и в теоретической, и в экспериментальной части. Наука, которая имеет дело с атомом, это тоже зона повышенной ответственности — ответственности, вместившей в себя жизнь людей. Поэт Леонид Вышеславский выразил отношение народа к тем, кто этого не понимает, в стихах, звучащих обвинением безответственности: Но разве край, что вдоль дорог На жертвенник науки лег? Не надо нам такой науки. На современном производстве практически везде можно и необходимо выделить трудовые операции, значимость которых особенно велика для его конечных результатов. Встает вопрос: может ли человек овладеть зоной повышенной ответственности, которую с неизбежностью создает НТР? Решение этого вопроса включает в себя два момента. Во-первых, создание оптимальных условий для выполнения многочисленных обязанностей работником.

Сюда входит и организация рабочего места, и удобный режим работы, и современные тренинги. На некоторых участках, где есть необходимость в ночных сменах, надо изучать способность организма к адаптации, к перестройке в условиях ночных смен. Во-вторых, компетентность, высокий профессионализм и чувство профессиональной и социальной ответственности. Думается, что это два основных условия овладения зоной повышенной ответственности. Из сказанного вытекают следующие выводы: чтобы действовать ответственно, необходимо, во-первых, знать свои обязанности, пути и средства оптимального варианта их реализации с учетом социальных последствий, к которым они могут привести; во-вторых, на основе этого знания действующий субъект должен обладать способностью с полной ответственностью ставить реальные цели, прилагать волевые усилия для реализации поставленных целей и доводить их до конца; в-третьих, необходимые знания и готовность действовать в соответствии с этими знаниями должны реализоваться на практике. Таким образом, структура ответственных действий субъекта включает в себя три элемента: познавательную, волевую и практическую ответственность. Познавательная ответственность является необходимым, определяющим элементом механизма реализации ответственного поведения и деятельности. И это понятно. Ведь если реально существуют отношения ответственной зависимости, их необходимо отразить, осознать, понять, чтобы реализовать обязанности, возлагаемые на субъекты ответственных действий. Но тогда речь идет не просто о познании, а об ответственности за адекватное отражение и правильный выбор оптимального варианта, обеспечивающего ответственное поведение.

В познавательной ответственности можно выделить свои зоны повышенной ответственности. Так, руководитель всегда находится в зоне повышенной ответственности по сравнению с его подчиненными, ведь у него выше мера ответственности и шире круг обязанностей. Все это требует большего знания как в области профессиональной подготовки, так и в области социальной психологии, нравственных основ руководства коллективом, умения разрешать конфликты и выстраивать межличностные отношения и т. Конечно, познание всегда ограничено уровнем достигнутого знания, степенью разработанности проблемы, поэтому специалисты обладают только тем научным инструментарием, который создан в данной науке. Это значит, что познавательная ответственность ограничена уровнем этих знаний, но это не снимает ответственности за овладение этим уровнем, за использование наших возможностей познания, адекватное отражение ситуации и вытекающих отсюда обязанностей. Познавательная ответственность — это потребность в постоянном совершенствовании и развитии своих знаний, непрерывное образование. Анализ проблемы ответственности позволяет нам утвердительно ответить на вопрос, поставленный в начале статьи. Да, наука имеет нравственное измерение и поэтому может и должна быть объектом моральной оценки. Список литературы 1. Пушкин А.

Полное собрание сочинений. Митчем К. Что такое философия техники? Митчем; пер. Арзаканян, И.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий