Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

решебник по сборнику задач по химии 8 гдз по литературе отзыв практика пройти книга сборник рецептур скачать решебник самостоятельные и контрольные информатика босова скачать книгу алгебра и начало анализа тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917 скачать. решебник по сборнику задач по химии 8 гдз по литературе отзыв практика пройти книга сборник рецептур скачать решебник самостоятельные и контрольные информатика босова скачать книгу алгебра и начало анализа тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917 скачать.

тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917 скачать

попробовать найти лоты похожие на ТАМБОВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ 1879 ГОДА. «Тамбовские Епархиальные Ведомости» стали выходить в свет с 1-го июля 1861 года двумя книжками в месяц, причем каждая книжка разделялась на две части: 1-я составляла «официальную часть» и 2-я «прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям». Журнал «Тамбовские епархиальные ведомости» был основан святителем Феофаном Затворником в 1861 году и просуществовал до 1918 года (в этот год вышел только один номер). Тамбовские епархиальные ведомости. 1 материал в коллекции. Тамбовские епархиальные ведомости. — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный.

Епархии журнал

Тамбовские епархиальные ведомости. «Столовое. Это село расположено в 25 верстах от города Тамбова на большой Тамбово-Спасской дороге. Подробнее о издании и его редакторах см.: Кавецкая О. «Новгородские епархиальные ведомости» (1875–1920). Тамбовские епархиальные ведомости. 1 материал в коллекции.

Тамбовские губернские ведомости. Тамбов, 1838-1917

Тамбовские епархиальные ведомости.1895, №34. Из поездки по епархии Преосвященнейшего Александра, Епископа Тамбовского. В галере выдающихся он — первый. Тамбовские вузы, тамбовские новости, тамбовские волки, тамбовские епархиальные ведомости архив. православных святынь Тамбовской епархии Заупокойное богослужение в день рождения великого русского полководца Александра Суворова Мероприятия в день рождения генералиссимуса А.В. Суворова Делегация Тамбовского регионального отделения ВРНС во.

Тамбовские епархиальные ведомости, № 10, 2009

С 1845 г. Архангельск, 1889. Инициаторами или попечителями издания мн. Так, свт.

Феофан Затворник был инициатором издания и одним из авторов «Тамбовских епархиальных ведомостей» и «Владимирских епархиальных ведомостей». Они имели приложения, важные статьи часто издавались отдельными оттисками. Иногда Е.

Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. В офиц. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях , наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников иногда включая просфорниц , расписания проповедей в кафедральном соборе иногда и в храмах уездных городов.

В некоторых Е. Эти и подобные им документы в некоторых журналах могли печататься и в неофиц. Печатались обзоры духовной и светской лит-ры, юбилейные статьи о рус.

Тематические предпочтения, количество переводных статей печатались переводы творений св. Наибольший интерес для исследователя представляют постоянно печатавшиеся в неофиц. В нек-рых епархиях активно велась работа по разбору и описанию церковных архивов, для чего были созданы специальные ученые об-ва напр.

В некоторых изданиях регулярно помещались статьи на местных языках: молдавском в «Кишинёвских епархиальных ведомостях» в 1867-1871 и 1917 , грузинском в «Духовном вестнике Грузинского Экзархата» , якутском в «Якутских епархиальных ведомостях» , на др. Все Е. В качестве приложения могли выходить и др.

Очень часто редактирование офиц. Стадницкий впосл. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в 1904-1905 гг.

Редакторами в Е. Ермоген Долганёв ; впосл. Фаддей Успенский ; впосл.

Анастасий Грибановский ; впосл. Мефодий Краснопёров ; впосл. Иоанн Поммер ; впосл.

Лаврентий Князев ; впосл. Вениамин Федченков ; впосл. Серафим Остроумов ; впосл.

Содержит огромный массив информации о церковно- и священнослужителях: сведения о их назначении на места, рукоположении, перемещении, награждении, увольнении за штат, смерти; списки выпускников епархиальной семинарии и духовных училищ, учителей церковно-приходских школ; сведения о наиболее ярких событиях епархиальной жизни, историко-статистические описания храмов; тексты проповедей, выступлений, статьи … Печатный орган, издавашийся с января 1875 г. Содержит огромный массив информации о церковно- и священнослужителях: сведения о их назначении на места, рукоположении, перемещении, награждении, увольнении за штат, смерти; списки выпускников епархиальной семинарии и духовных училищ, учителей церковно-приходских школ; сведения о наиболее ярких событиях епархиальной жизни, историко-статистические описания храмов; тексты проповедей, выступлений, статьи священослужителей. Подробнее о издании и его редакторах см. Великий Новгород, 2012. Списки упоминающихся в издании священнослужителей см.

Восстановление епархии началось в октябре 1943 года, когда был открыт первый храм в городе Тамбове. К концу советского периода епархия ограничивалась Тамбовской областью. Одновременно Тамбовская епархия была определена центром новоучрежденной Тамбовской митрополии. Исторические названия Тамбовская и Козловская 1682 - 1720 Тамбовская и Пензенская апрель 1758 - 16 октября 1799 Тамбовская и Шацкая 16 октября 1799 -? Тамбовская и Мичуринская 1927 -? Тамбовская и Шацкая упом. Количество храмов - 138, часовен - 36. Количество клириков: священников - 145, диаконов - 12.

Козлова, Архангельская церковь г. Козлова, Боголюбская церковь г. Козлова, Пушкарская — Николаевская церковь г. Козлова, Троицкая церковь г. Козлова, Ильинская церковь г. Козлова, Скорбященская церковь г. Козлова, Крестовоздвиженская церковь г. Лебедянь, соборный храм, Лебедянский Троицкий монастырь. Лебедяни, Христорождественский храм г. Лебедяни, Собор г. Лебедяни, Рождество-Богородицкий храм г. Лебедяни, Покровский храм г. Лебедяни, Николаевский храм г. Лебедяни, Троекуровский женский монастырь. Вязовая Вершина Лебедянского уезда, Сезеновский женский монастырь. Липецк, соборг. Липецка, Древле-Успенская церковь г. Липецка, Преображенская кладбищенская церковь г. Липецка, Успенская кладбищенская церковь г. Липецка, церковь при тюремном замке г. Липецка, Вознесенская церковь г. Липецка, Покровский храм г. Липецка, Троицкий храм г. Липецка, Евдокиевский кладбищенский храм г.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Калуга, 1862—1907 4714 Камчатская епархия. Благовещенск, 1894—1899 5018 Киевская епархия. Киев, 1861—1918 4585 Кишиневская епархия. Кишинев, 1867—1917 3738 Костромская епархия. Кострома, 1885—1917 1290 Курская епархия. Курск, 1871—1918 4866 Литовская епархия. Вильна, 1863—1916 10731 Минская епархия.

Минск, 1868—1920 5725 Могилевская епархия. Могилев-на-Днепре, 1883—1917 8698 Московская епархия. Новгород, 1864—1905 422 Новгородская епархия. Новгород, 1875—1920 5292 Олонецкая епархия. Петрозаводск, 1898—1918 6314 Омская епархия. Омск, 1898—1918 690 Оренбургская епархия.

Оренбург, 1873—1917 730 Орловская епархия. Орел, 1865—1918 698 Пензенская епархия. Пенза, 1866—1917 2268 Пермская епархия. Пермь, 1867—1919 557 Подольская епархия. Каменец-Подольск, 1862—1905 6798 Полоцкая епархия. Витебск, 1874—1918 11110 Полтавская епархия.

Полтава, 1863—1917 6088 Псковская епархия.

Альманах церковный Пастырь. Православное общество Надежда Саратов 2022 год. Владыко Арсений. Арсений архиепископ Истринский. Арсений Епифанов. Митрополит Липецкой епархии Арсений. Православный журнал 7 января.

Православные праздники в 2023 году. Православные праздники в январе 2023 года. Казанская набережная 2023. Новосибирская епархия о Игорь Черепанов. Митрополит Владимир Котляров фото. Митрополит Владимир Котляров в Казанском. Митрополит Владимир Котляров сестра Ольга Владимировна. Духовенство Пятигорской епархии.

Благословенный Кавказ Пятигорская и Черкесская епархия. Карта епархий РПЦ. Епархия состоит из. Кураев череповецкой епархии. Протоиерей Александр Стулов. Протоиерей Сергий Дементьев Череповецкая епархия. Епископ Игнатий Игнатий Флавиан. Заровский Антоний иерей Антоний.

Скорик Антоний иеромонах Антоний. Харченко отец Антоний. Отец Антоний Минасьян. Александр Видякин священник. Музыка в январе - "вода Живая". Журнал о православном Петербурге. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовские епархиальные ведомости 2011.

Тамбовские епархиальные ведомости коллекция. Разворот журнала тамбовские епархиальные ведомости. Владыка Иннокентий Нижегородская епархия. Православные области. Священник зазывает. Церковь Серафима Саровского Симферополь. Открытие епархии третьего класса в Иркутске. Владивостокская епархия Приморская митрополия официальный сайт.

Вячеслав Тимофеев трудник Даниловского монастыря. Поселиться трудником в монастыре в Краснодарском крае. Протоиерей Иоанн Пристинский. Батюшка в Саках в церкви. Иоанн Пристинский Крым фото. Иоанн Пристинский Крым биография. Свято-Петро-Павловский кафедральный собор г. Казачий храм в Краснодаре.

Служба в храме Александра Невского Краснодар. Открытие храма Невского в Краснодаре. Епископ Якутский и Ленский Герман. Епископ Алексий Нижнетагильский и Невьянский.

Великий Новгород, 2012. Списки упоминающихся в издании священнослужителей см.

В качестве источников электронных версий номеров издания использовались материалы сайта Российской Национальной библиотеки www. Разделы каталога Источник Закрыть окно Уважаемый читатель. В связи с изменением регламента доступа к изданиям, защищенным авторским правом, их просмотр возможен только со стационарных компьютеров до момента выхода новой версии НЭБ для мобильных устройств.

Тамбов, 1917. Поступила в редакцию 15. Vasileva S. Female primary education in the system of the public education in the second half of the XIX - the beginning of the XX centuries. The article includes the problem of becoming and developing of female education in the system of the public education.

The state of the female primary education in Tambov province, processes of organization and spread of the female educational establishments network are analyzed in the article. An attempt to establish connection between rising of the female education level and changing of female social status is made. Key words: women; education; female educational establishments. Хабарова Статья представляет собой источниковедческий анализ «Тамбовских епархиальных ведомостей», которые представляли собой издание духовного ведомства, отражающее весь спектр общественной, профессиональной и социально-воспитательной деятельности тамбовского духовенства. Автором рассмотрена структура издания, основные направления официальной и неофициальной частей, социокультурные компоненты данного журнала. Ключевые слова: тамбовское духовенство; епархиальные ведомости; структура издания. Очевидно, что продуктивность взаимоотношений власти, православной церкви и народа в условиях современной России играет особую роль в становлении и развитии гражданского общества. Исследование этого взаимодействия на протяжении истории нашего государства имеет важное значение, поскольку российская церковь во все времена выступала не только как духовно-этическая платформа, она являла собой мощный общественный институт, занимающий активную социальную позицию.

XIX и начало ХХ в. Чтобы иметь возможность детально и объективно исследовать патриотическую деятельность Русской православной церкви далее - РПЦ в общегосударственных масштабах, необходимо сфокусировать внимание на региональном уровне. Разумеется, источниковая база подобного исследования отличается определенной спецификой. Важно комплексно использовать и сочетать материалы общероссийского и регионального уровней. Согласимся с существующим подходом к типологизации ис- точников, который предполагает наличие трех основных категорий: документы официального законодательные акты, статистические и делопроизводственные материалы , личного происхождения дневники, мемуары, путевые заметки , а также периодическую печать [1]. Одним из наиболее ценных исторических источников при изучении патриотической деятельности тамбовского духовенства являются «Тамбовские епархиальные ведомости» в дальнейшем - ТЕВ. Это - периодическое издание, которое выходило еженедельно по субботам. Публиковались ТЕВ с 1861 по 1917 г.

ТЕВ дают превосходную возможность детально ознакомиться с деятельностью церковных институтов и реконструировать жизнь православного духовенства в Тамбовской губернии. Конечно же, журнал отражал и все наиболее важные события не только в жизни епархии, но и России в целом. Ведомости отличает единая четкая структура. Каждый номер издания включал в себя две части - официальную и неофициальную. Официальная часть была представлена следующими рубриками: 1 высочайшие приказы и распоряжения; 2 указы и распоряжения Святейшего синода; 3 распоряжения обер-прокурора Святейшего синода; 4 местные епархиальные распоряжения и оповещения. В официальном разделе размещалась информация о законопроектах, сведения о должностях, занимаемых священнослужителями, и о вакантных местах, отчеты учебных заведений, определения Священного синода, списки пожертвований, отчеты о приходе и расходе перечисленных сумм.

Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918

Епархиальные ведомости Курской епархии. Архимандрит Серафим (Соболев) (1881 – 1950), с 1900 по 1917 гг. был редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». Тамбовские епархиальные ведомости.

Тамбовские епархиальные ведомости

Епархиальное управление: Украина , 36024, г. Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Кишинёвская епархия Православной Церкви Молдавии. Епархиальное управление: Молдавия , МД-2001, г.

Кишинёв , ул. Кирилл Павлов род. Иосиф Соколов 1835 - 1902 , епископ Михайловский , викарий Рязанской епархии, духовный писатель.

Елпидифор Бенедиктов 1804 - 1860 , архиепископ б. Евсевий Никольский 1860 - 1922 , митрополит Крутицкий , наместник патриаршего престола. Виталий Гречулевич 1822 - 1885 , епископ Могилевский и Мстиславский, духовный писатель, магистр С.

Сводный историко-статистический труд о монастырях и монашеских общинах был помещен в «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» 1911 года издания. Ряд очерков в ТЕВах было посвящено истории приходов наиболее интересные из них это очерки о приходе с. Раево Моршанского уезда написанный профессором Казанской Духовной академии И. Покровским и очерк о приходе с. Кермись Шацкого уезда автор священник П. Эпоха, последовавшая за 1917 годом, отмечена печатью полного отсутствия интереса к церковной тематике. Лишь в 1970-х годов вышло несколько трудов Клибанова посвященных сектантству в значительной мере с использованием тамбовского материала. Правда, в этот период заметен некоторый интерес к истории почитания св. Это были все антирелигиозные брошюрки, написанные с определенной целью, но, тем не менее, какую-то информацию несли и они.

Падение советской системы, начавшееся «православной возрождение», не отмечено проявлением какого-либо острого интереса к епархиальной истории. Долгое время с 1992 года в этом направлении работала В. Кученкова, заведующая при архиепископе Евгении Ждане епархиальным архивом до 2001 года. Почти все ее книги носят компилятивный и справочный характер, да они и составлялись как справочники. Такими можно назвать «Святыни Тамбовской епархии» 1993 года и «Жития Тамбовских архиереев» 1998 года. Однако по праву Валентину Андреевну можно назвать историком тамбовских храмов, так как ее книга «Тамбовские православные храмы» 1992 года и действительно раскрывает нам дотоле неизвестные страницы истории строительства наших храмов. Последняя книга Кученковой по церковной тематике «Архиепископ Евгений: Возрождение традиций» Тамбов, 2004. В книге изданной коллективом авторов Лёвин О. Н под названием «Кирсанов Православный» Москва, 1999, второе издание 2012 г.

В этом труде много воспоминаний участников описываемых событий и впервые сделана попытка не только описать, но главным образом дать срез именно религиозной жизни народа, и изучить те условия, в которых она протекала. Много лет спустя почти по аналогичному образцу была подготовлена книга «Моршанск православный», авторы ее Озорнов И. Тамбов, 2010 г. В начале XXI века появились две серьезные монографии: С. Чеботарева «Тамбовская епархия 40-60-е гг. Об истории мичуринских храмов рассказывает книга журналиста Белых М. По местной агиографии издано две брошюры «Тамбовский патерик» Тамбов, 1999 г. В книге первой собрана краткая информация о тамбовских святых, во второй о подвижниках благочестия г. Теме жизнеописания подвижников благочестия посвящены также следующие труды: «В западне Российского безбожия» Москва, 2003 г.

Здесь стоит отметить отличную вступительную статью Р. Просветова о семинарии 1904—1906 гг. Он же в 2022 г. К обретению святых мощей преподобной Марфы Тамбовской, Тамбовская епархия подготовила прекрасно изданную книгу «Жизнеописание преподобной Марфы Тамбовской» Тамбов, 2007 г. Помимо жизнеописания в книгу вошел рассказ об истории Кирсановского Тихвинского-Богородицкого монастыря, а также описание обретения св. В последние годы было издано три справочных издания: «Тамбовская энциклопедия» Тамбов, 2004, переиздана с дополнениями в 2021 г. Здесь более сотни статей, касающихся местной церковной истории и фотоальбом «Храмы Тамбовской епархии» Тамбов, 2005 г. В альбоме есть изображения практически всех ныне действующих храмов, а если учесть, что на сегодняшний день некоторых из них просто не существуют в природе Верх Шибряй, Пересыпкино , то ценность подобной книги возрастает. И наконец «Тамбовский мартиролог», авторами-составителями которого стали протоиерей А.

Сарычев и В. Сафонов Тамбов, 2007. Здесь собраны краткие сведения о репрессированных за веру в годы гонений. В 2014 г. Питирима Тамбовского было издано его жизнеописание, составленное дореволюционным историком С. Введенским, а также 3 тома жизнеописаний «Священнослужителей, монашествующих и мирян, пострадавших за Христа». Лекция 2. Распространение христианства в Тамбовском крае Распространение христианства применительно к нашей Тамбовской области понятие достаточно широкое. Можно выделить два этапа: 1 расселение «носителей» его, т.

Одним из первых жителей Тамбовского края стали мордовские племена, поселения которых известны уже с VI века. Они занимали центральную и восточную, покрытую лесом, часть будущей Тамбовской епархии. После падения Хазарского каганата в причерноморские степи вторглись половцы. Постоянные набеги кочевников вынудили отходить мордву в бассейн реки Мокши под защиту лесов. Славяне появились в наших краях видимо около X века. Но активное освоение началось со второй половины XII века выходцами из Рязани. Русские люди, жившие в этих поселениях по берегам рек, были христианами. Об этом свидетельствуют находки предметов христианского быта такие как: фрагмент энколпиона, металлический образок с изображением св. Елены, нательные кресты и пр.

В этот и последующие периоды времени наши земли были пограничными, во-первых, для двух русских княжеств Рязанского и Черниговского, а во-вторых, со степными кочевыми народами половцами затем татарами. Сложно сказать сейчас насколько христиански просвещенной была в наших краях та часть русских людей, которая жила в этих самых многочисленных поселениях. Предметы, найденные при раскопках Никольского городища, свидетельствуют о христианской принадлежности проживающих в этих местах славян лишь косвенно. Никаких предметов христианского быта найдено не было, а вот языческих амулетов, так называемых астрагалов, нашли предостаточно. Во всяком случае, удаленность от религиозных центров могла сказываться в целом на уровне религиозной жизни русских поселенцев и даже можно предположить, что часть из них находилась под влиянием языческой мордвы. Косвенно об этом свидетельствуют и легенды о мудрых мордовских жрецах, которых одинаково почитали, как славяне, так и мордва [2]. Расселение славян в Тамбовских пределах было прервано монголо-татарским нашествием. Но, несмотря на это говорить о полном запустении местности в этот период не приходится. Большая часть славян осталась на прежних местах своего жительства и лишь после того, как в XIV — начале XV вв.

Однако по-прежнему на юге между Хопром, устьем Воронежа и рекой Вороной существовал анклав русских поселений, получивший название Червленый Яр. До нас дошла история спора, который возник между Рязанскими и Сарайскими епископами вследствие того, что последние старались распространить свою власть на места, лежавшие по правому берегу Вороны и Хопра. Митрополиты Киевские Максим, Петр и Феогност решали его в пользу Рязанских епископов, прямо называя упомянутые реки Рязанским пределом [3]. Притязания Сарайских епископов, однако, не прекращались до времен митрополита Алексея, который около 1360 г. Эти поселения, расположенные по течению рек Хопра и Вороны, появились здесь еще в XIII веке, о чем свидетельствуют грамоты митрополитов Максима и Петра, на которые ссылается Феогност. Последний, в своей грамоте, написанной между 1334 и 1353 гг. Частые набеги ордынцев заставили русских князей прибегнуть к содержанию в степи караулов, которые могли бы вовремя извещать об опасности. Начало таких караулов относится ко второй половине XIV в. В грамоте митрополита Киевского Феогноста, адресованной православному населению Червленого Яра говорится: «Благословение Феогноста, митрополита всея Руси, к детем моим, к баскакам и к сотникам, и к игуменом и попом, и ко всем крестьяном Червленого Яру, и ко всем городом, по Великую Ворону…» [4] Православное население Червленого Яра, находившееся на прямой дороге между Москвой и Сараем, на окраине центральной части Золотоордынского государства, была очень удобной базой, как для русской военной разведки, так и для миссионерской деятельности.

Червленоярцы составляли, заметную часть населения центрального района государства, служили в ханских войсках, платили подати. Неслучайно, что сохранилось несколько легенд связанных с русским населением этого края, одна из них говорит о Яблоновой пустыни расположенной недалеко от г. Основана она была неким старцем Петром еще в XIV в. И именно он направил на путь истинный атамана одной из разбойничьих шаек по прозвищу Тяпка. Этот атаман, послушав отца Петра, оставил свою прежнюю жизнь, распустил шайку и постригся в монахи. Начиная с XVI в. И первопоселенцами в этих лесных местах были монахи. Известно, что в Шацком уезде Свято-Никольский Чернеев мужского монастырь был основан старцем Матфеем в лесу на Мамышевой поляне в 1573 г. Старец Матфей основал монастырь на Мамышевой поляне, где уже сто лет стояла ветхая церковь свт.

Шацк, ставшей центром новой колонизации основан в 1552 г. Несколько позже было основано еще несколько монастырей: Сергеевская Проломская пустынь, Вышенская Успенская пустынь, Мамонтовская и Троицкая пустыни. Все они располагались недалеко от рек среди дремучих лесов, и с самого своего основания, вели миссионерскую работу, просвещая языческую мордву. Сам старец Матфей крестил 20 мордовских семей. Но кроме этого монахи были и колонизаторами, так как вокруг монастырей, на монастырских землях селились крестьяне и таким образом появлялись новые села: Мамонтово, Отъяссы, Троицкая Дубрава, Ново Чернеево и др. В XVII в. Наиболее яркой фигурой этого времени был архиепископ рязанский Мисаил, который прославился как замечательный проповедник христианства среди мордвы. Он лично посещал мордовские деревни, рассказывал о христианской вере и крестил почти 4000 человек. В 1656 г.

Несмотря на предупреждение, что его поджидают несколько сотен вооруженных язычников, святитель двинулся вперед из села Конобеево в деревню Янбирную ныне Шацкий район Рязанской области. Апостольская проповедь была заглушена грубой мордовской бранью, свистом пуль и стрел. Одна из стрел выпущенная мордвином Горечишкой, пронзила левую руку и сердце архиепископа. Боярский сын Бохолдин, сумел вынести проповедника из толпы и перенести в Чернеев монастырь. Случилось это 14 апреля 1656 г. В жестоких страданиях Мисаил прожил еще девять дней и скончался 23 апреля. Тело его было торжественно предано земле 27 мая 1656 г. Он стал первым мучеником Тамбовской земли пострадавшим за веру во Христа. В 1988 г.

Русской Православной церковью архиепископ Мисаил был причислен к лику святых [5]. Дело архиепископа Мисаила было продолжено другими ревнителями православия. Священник Иоанн из с. Кондровки Темниковского уезд в 1663 г. Еще одной жертвой язычников стал священник Иосиф из с. Базарная Кадомского уезда, убитый мордвином в 1648 г. В 1680 г. Миссионерством занимались и миряне. Так подъячий Темниковской приказной избы Иван Мыльников бывал в разных мордовских селах, помогал беднякам, проповедовал, многих обратил в веру Христову, за что получил царскую грамоту.

Реалии XVII в. Тамбовская земля стала важным стратегическим рубежом на юго-востоке Русского царства и как следствие этого появление таких укрепленных городов как Тамбов и Козлов. К этому времени фактически на территории Тамбовщины проживало три народа: мордва, русские и татары. И поэтому остро стоял вопрос о христианизации и мордвы и татар. Теперь это уже была не частная инициатива отдельных монастырей, духовенства и мирян, а государственная задача. И неслучайно, что именно в этот период времени так резко активизируется миссионерская работа архиепископа Мисаила. Сложнее было с татарами. Миссионерская деятельность поначалу принесла некоторые успехи: по документам того времени мы знаем, что существовали целые деревни крещеных татар, были крещены знатные татарские роды Чолокаевы, Енгалычевы, Мансуровы и др. К середине XVII в.

Тамбовская земля от реки Воронеж до реки Цны покрыта сетью христианских поселений в каждом из которых был приходской храм. Складывается и своя традиция, когда приходская община выдвигала кандидата в священники из своей среды или же принимала в приход пришлого священника документы не раз упоминают черных попов, этим термином обозначали не просто иеромонаха, а именно такого иеромонаха, который служит в приходском храме. При каждой церкви был участок земли, и видимо уже тогда стали появляться священнические династии, так как обучением своих детей духовенство занималось само и потому при выборе кандидата в священство предпочтение отдавалось именно детям духовенства. Безусловно, одним из важнейших факторов развития церковной жизни в крае стало наличие нескольких крупных для нашей местности монастырей, которые играли большую роль и в экономической и духовной жизни. Настоятели монастырей пользовались непререкаемым авторитетом. Нужно помнить, что в то время духовный отец являлся часто и поручителем своих чад в финансовых и экономических делах, а также подписывал духовные завещания. Но, безусловно, землю, ставшую в это время полноправной частью Российского государства нельзя было оставлять без высшего духовного руководства и вполне естественно, что в правительственных и церковных кругах созрела мысль об открытии епархии. Картины религиозной бытовой жизни середины и конца XVII в. Церковная власть была очень строга, даже к таким, как нам сейчас кажется невинным забавам, как игры.

Патриарх Иосиф в своей грамоте Темниковскому протопопу от 1652 г. Также категорично Святейший был настроен по отношению к скоморохам, которых: «С домрами и с гуслями и с гудками и с бубнами и с медведи и с волынки и с сопельми … отнюдь не было» [6]. Все эти строгости современному христианину могут показаться излишними, так как получалось, что человеку нельзя было не в игры играть, ни музыку слушать, причем запрещения эти относились не ко времени поста. И часто такое времяпрепровождение связано было именно с праздничными днями и именно здесь следует искать причину таких строгих мер. Вспомним, что все перечисленные игры и обычаи по сути своей имели под собой языческие корни, именно так принято было проводить время в дни языческих праздников, что теперь было неприемлемо. Косвенно все эти факты свидетельствовали о том, что вера православная еще не очень глубоко вошла в души простых людей. Документы также свидетельствуют об огромном количестве различных пережитков прежних верований, которые до сих пор были живы: обычай умываться с серебра, гадания в виде литья олова и воска в воду, окуривание скота, завивание в лесу березок, плетение венцов и хождение с ними к воде и многое другое. Отрицательное отношение было и к традиционному празднованию Святок, когда запрещалось: «На вечерие Рождества Христова и Богоявления коляды и глуги и таусеня не кликали и игрищ не играли, и в рядех калачники в хлеб птиц и зверей не делали. Меж Рождеством Христовым и Богоявлением игр не играли и в харех не ходили, и молозева бы не ели, и телячей пузырь на избах не хоронили, и крестцов не пекли и скота не кормили».

Появились и новые «народные обычаи» связанные непосредственно с христианством, например, сохранение благовещенских просвир для хлебного засевания, выпекание опресноков на святой воде и кормление ими скота. Однако с течением времени мало что менялось. В 1698 г. За все эти проступки Патриарх предлагал достаточно суровые наказания: брать пени по 2, 4 и по 6 руб. Особая страница истории епархии этого периода связана с ведовством. Видимо в каждом селении был свой ведьмак или ведунья, на худой конец ворожея или знахарка. Они гадали, лечили людей, а иногда и вредили. Ведовство настолько распространилось, что государственная власть была вынуждена применить строгие меры и, даже нескольких ведьм сжечь. Первое такое упоминание о ведьмах относится к июню 1630 г.

Она ворожила по городам и слободам. Воевода донес об этом в Разрядный приказ, оттуда велели «бабу» схватить и расспросить, держать в цепи и в железах. Проведенное расследование дало следующие результаты: оказалось, что мимо Лебедяни шел на струге по Дону воронежец Павел Веневетинов, у него и была эта «баба». Он остановился в Лебедяни, «баба» сошла на берег начала ворожить и гадать по рукам. К ней тут же стал обращаться народ. Стрелецкий голова Василий Павлов, сообразив, что она может принести доход, купил «бабу» у Веневитинова. Она открыла в Лебедяни широкую практику. Причем русский язык знала плохо, в качестве переводчика выступал сам стрелец. Специализировалась она в основном на гадании по рукам хиромантия.

Но употребляла и некие экзотические способы, нам теперь и не понятные: «нутрю щупала» видимо гадала по внутренностям животных , «луком». Ходили к ней в основном стрельцы и казаки. Не брезговала она и целительской практикой, вот как один из таких способов описывается в документе того времени: «Наговорила воду и сыпала просу в воду и той водой меня мыла. Пускала в глаза женское молоко у стрелецкой жены Сазона Волкова … Взяла алтын денег подержала у меня на руке и привязала ко лбу, над глазом и велела отслужить молебен Николе» [6]. Такое вот сочетание язычества и православия, впрочем, современные колдуны не далеко отошли от «бабки Авнасалтан». Этот случай не привел к смерти колдуньи, ее лишь изолировали от общества, но вот в истории произошедшей в первой половине XVII в. Родом этот крестьянин был из д. Луткозино на р. Цне , каким-то образом попал на Волгу, здесь у «судовых ярыжных» обучился искусству сводить у людей опухоли и вызывать потенцию.

Вернувшись домой передал умение своей снохе Авдотье, жившей в с. Та передала тайну сестре Агафии. Они вместе и начали «ведовство и порчу». Муж Авдотьи в это время был на Дону. К Агафии Великим постом пришел «вино пить и рыбу есть» приказной человек князей Одоевских Федор Севергин. Агафья «сжилась» с ним, затем, чтобы привязать его к себе давала ему в кислых щах «скареде» с приговором, чтобы «по ней сох». Но это не подействовало, и Севергин стал жить с другой женщиной. Тогда Агафья взяла «нить мертвого человека с приговором» и наказала Севергина так, что тот вернулся, прося помочь. Агафья и Авдотья лили сквозь пробой воду и тем помогли.

Но Севергин женился, и сестры решили отомстить ему: ходили ночью на погост, брали землю с могилы и давали ее в питье Севергину с приговором, еще дали какие-то грибы и коренья. В результате Севергин умер. Кроме него они уморили выборного крестьянина Степана Шоха, который мешал свиданиям Агафьи с Севергиным. Агафья мазала Степану губы, «грибами, что растут на навозе, да кореньи, да орепьями маленькими и все вместе сжегши давали пить с скаредной примесью. Степан от этого и суток жив не был». Еще Агафья подвергла порче дьячка Шилика и навела опухоль на Авдотьина деверя Степана. Когда все открылось, Авдотья сбежала с одним крестьянином в Казань. Но остались Терешка и Агафья, которых схватили, жгли и пытали. После допросов из Разрядного приказа пришел указ: «Женке Агафьице и мужику Терешке, дав отца духовного велеть их причастить св.

Божиих Таин … , а причастя, вывести на площадь, и при многих людех, велеть их в срубе оболокши соломою, сжечь» [6]. История эта показывает с одной стороны, что познания простых ведуний и ведунов в области магии были достаточно хорошими. Они владели приворотной, любовной магией, знали также рецепты из арсенала черной магии земля с могилы именно из этой области. С другой стороны, она говорит и о нравах населения, когда православный человек приходит Великим постом к чужой жене «вино пить и рыбу есть», а потом меняет девиц как перчатки, то с одной спит, то с другой. В результате ведьмы уморили двух человек и нанесли вред здоровью еще двоим. К фактам этим можно по-разному относиться, но опровергнуть мы их сейчас не можем. Атакам колдунов подвергались даже священнослужители. В 1676 г. Добром Богородский поп Давид подал воеводе челобитную: «Объявились у меня в домишку в избе, за потолком в углу, заткнуты коренья и земля.

Подозренье на наймита моего Мишку и женку его Иринку, а от того их волшебства я и попадья моя и дети кончаются смертью» [6] Когда указанного священником Мишку Киреева поймали, то он показал, что коренья затыкал: «Вотчим мой, добренский драгун Исайка Некиреев о Св. Сам Мишка в Великий Пост клал коренья в белой горнице на косяку, а дал ему их отчим. Жена Мишки давала поповской семье зимой коренья в браге и квасе, чтобы их поморить, а давал отчим и свекровь Аграфена. Мишка вынимал из следов попа и попадьи землю и отдавал отчиму для порчи. Аринка украла у попадьи кокошник и подубрусник и эти вещи свекровь велела ей положить под столб с приговором, выдернула также лоскут у попадьи напротив сердца». Кроме того, желтой травы давала в питье наемному работнику Аниске и «он от того ныне сохнет». При обыске у Исайки найдено было 12 узлов и 6 мешочков трав, заговоры от оружья в тетрадь. На пытке Исайка и жена его во всем признались. После таких действий колдунов у попа умер сын-младенец.

Суеверия были распространены и на бытовом уровне, просто среди обычных людей как само собой разумеющееся и без чего уже нельзя было обойтись. Так в 1693 г. У него нашли заговорное письмо от ружья. На допросе он показал, что письмо взял в смутное время восстание под предводительством Ст. Разина 1670—1671 гг. Наказали его жестоко: жгли огнем и дали 60 плетей. Все перечисленные факты свидетельствовали о том, что религиозно-нравственная обстановка в Тамбовском края оставалась сложной. Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы исправить положение. Таким решением стало открытие Тамбовской епархии.

Лекция 3. Открытие Тамбовской епархии. Разина, проведенными С. Андреевым в 2005 г. Но было основано и множество новых поселений. Городки, острожки ставились в тех местах, где было наиболее удобно вести борьбу с кочевниками. Фактически вся территории будущей епархии находилась на военном положении и основу населения ее составляли военнослужащие. И положение духовенства было сродни положению военного духовенства в синодальной России. Тамбова Наши дореволюционные историки создали миф о том, что до утверждения епархии Тамбовщина была абсолютно дикой, непросвященной, населенной разбойниками.

Так ли это? В 1644—1645 гг. Она разделялась на Тамбовскую десятину 23 церкви и 1 часовня и Козловскую десятину 28 церквей и 4 часовни. С 1645 г. Окладные книги Тамбовского и Козловского уездов дают некоторое представление о том каково было состояние христанства на Тамбовской земле за шесть лет до открытия епархии в т. Сразу же бросается в глаза тот факт, что состав населения в основном служилый: казаки, солдаты, дети боярские, стрельцы, помещики, пушкари и пр. Зависимое население, т. Особую социальную прослойку составляли вдовы, дворы которых находились во многих селах. В каждом селе имелся храм или же часовня, но даже и при часовне жил священник, а то и дьячек.

Это говорит о том, что богослужение совершалось регулярно, требы исправлялись. Причт храма в основном состоял из священника, дьячка и иногда пономаря. Диакон был только в одном храме. В крупных селах 100 дворов было два священника, а в Сосновке было их три в селе 329 дворов, в состав прихода входила д. В состав причта включались и просфорни, которые чаще всего были из вдов дьячков или священников. При всех храмах имелась земля в размере от 9 до 30 четвертей пашни и покосы в размере от 15 до 400 копен. Таким образом говорить, что край был малонаселен, совсем не просвящен, переполнен раскольниками и разбойниками вовсе не приходится. Стольник князь Кропоткин в «Выписи данной полковым казакам с. Горелое» за 1677 г.

Что касается просвященности и традиций, то нужно сказать о том, что в наших краях жили не выходцы с другой планеты, а теже русские люди, что и в Москве, Рязани и других городах. И уклад жизни их был вполне традиционен, даже и на новом месте [7]. Книги в крае имелись и относились к ним очень бережно почитая на вес золота. Мы знаем, что довольно обширное книжное собрание было в Мамонтовой пустыни.

Дело в том, что Феодор Алексеевич был человеком очень слабого здоровья и в этом смыс-ле меньше всего подходил для управления госу-дарством в столь неспокойное время. Его отец, Алексей Михайлович, сам умер еще довольно молодым человеком, оставив после себя незакон-ченными много дел. А Россия в это время стояла перед большими переменами. Московское царс-тво уходило в прошлое, и рождалась Российская империя. При этом уже довольно четко обозна-чилась основная тенденция развития российс-кого государства, охарактеризованная великим русским историком Сергеем Михайловичем Со-ловьевым следующим образом: «Русский народ после осьмивекового движения на восток круто начал поворачивать на запад». Сам Феодор Алек-сеевич был воспитан своим учителем, Симеоном Полоцким, в западном духе, неплохо говорил по-польски, знал латынь. Склонность к западной культуре имели и его фавориты, игравшие, ви- на фоне важнейших событий церковно-государственной жизни России Крепость Тамбов Page 33 вращения к старому обряду. По поводу старооб-рядчества в вопросах, подготовленных организа-торами собора, в частности, говорилось: «Многие монахи и монахини, не хотя быть у наставников своих под послушанием, отходят из монастырей и селятся в лесах, мало-помалу прибирают к себе таких же непослушников и устрояют часовни, служат молебны, а потом бьют челом архиереям о грамотах на построение церквей на тех местах, которые называют пустынями, и в пустынях этих церковное пение отправляют не по исправным книгам, вследствие чего приходят к ним многие люди, селятся вблизи и считают их страдальцами: от этого возрастает на св. Собор на это отвечал челобитьем, чтоб великий государь своих грамот о строении вновь пустынь отпускать не указал; они, архиереи, переведут эти пустыни в монастыри, а на их местах устроят приходские церкви. Мы видим, что здесь жела-ние упорядочить монашескую жизнь соединя-ется со стремлением к ограничению социальной базы для раскольников. Кстати, не исключено, что именно раскольничьи настроения среди час-ти населения Тамбовского края стали важней-шей побудительной причиной учреждения Там-бовской епархии. Итак, собирается Поместный собор Русской Православной Церкви. Этот собор принял ряд важных решений. Правительство серьезно по-дошло к организации собора. Членами прави-тельства подготовлен ряд «предложений» или вопросов, на которые участники собора должны были дать ответ. Многие из этих вопросов касались устроения монашества. Так, в соответствии с решениями собора были упразднены маленькие пустыни и монастыри, а их насельники переведены в боль-шие общежительные монастыри. При этом огра-ничивалась свобода монашеских пострижений вне стен монастыря. Миряне, поселившиеся в монастыре, оттуда выселялись, а их место долж-ны были занять монахи, проживавшие в миру. Еще раз собор своими актами подчеркнул не-обходимость введения во всех обителях Русской Православной Церкви общежительного устава. Ряд вопросов, предложенных участникам собо-ра, касался старообрядчества. Иначе, наверное, и быть не могло. Мы знаем, что старообрядцам со-чувствовала значительная часть российского на-селения, а 1682 г. Здесь столкнулись рефор-маторы и консерваторы. Реформаторы считали возможным увеличение количества епархий по греческому образцу с характерной для православ-ного Востока системой митрополичьих округов. Первоначально предполагалось такое увеличение епархий до 72-х с 11 митрополиями. Позиция реформаторов явно мотивировалась логикой еще никоновской реформы церковного обряда, имев-шей главной своей целью введение в устроение Русской Церкви греческого стандарта. Вернемся на несколько лет назад — к Боль-шому московскому собору 1666-67 гг. Необходимо отметить, что собор этот имел тра-гические последствия для Русской Православной Церкви, так как со стороны восточных Патриар-хов наблюдалась устойчивая тенденция показать русским несостоятельность нашей церковной традиции. Подобная бестактность, как известно, спровоцировала окончательный уход в раскол сторонников старого обряда. Не обошли восточные Патриархи и вопроса о епархиальном устроении Русской Православной Церкви. Дело в том, что наше епархиальное уст-роение до сих пор довольно сильно отличается от того, которое принято на Православном Востоке, где практически каждый значимый населенный пункт имеет своего епископа. Первоначально незначительное сравнительно с территорией ко- личество епархий в России объяснялось довольно малой плотностью населения, затем просто стало традиционным. В сложившейся системе «одно княжество — один епископ» архиерей занимал второе место после князя, а иногда, как это было в Новгородской республике, и первое, поэтому никто не хотел девальвировать власть епископа. Проведение вышеуказанной реформы цер-ковно-административного управления, если бы оно состоялось, означало бы коренную ломку сложившейся и уже несколько столетий функ-ционировавшей системы. Поэтому его можно было бы смело поставить в ряд, скажем, с такой реформой, как учреждение Святейшего Синода, заменившего власть Патриарха. Однако решения Большого собора относительно реформы епар-хиального управления так и не были претворены в жизнь. В итоге к 1682 г. Пойти на реформу не решились и отцы собо-ра 1682 г. Идея создания митрополичьих округов была ими отметена сразу же. Ответ звучал следу-ющим образом: «Великому государю бьют челом митрополиты и архиепископы, назначить вновь в пристойных местах, в дальних и многонародных городах, архиереев особыми епархиями, а не под-властных митрополитам, чтоб в архиерейском чине не было церковного разгласия, распри и вы-сости, чтоб в таком нестроении не было св. Число епархий было сокращено до 34-х, что и так означало почти троекратное увеличение. Все вышеперечисленные обители имели обширные и богатые хозяйства, постоянно нуждавшиеся в рабочих руках. В то же самое время важнейшей побуди-тельной причиной к образованию Тамбовской епархии послужила необходимость усиленной миссионерской работы, а также борьбы со ста-рообрядческим расколом. В ту пору в Тамбовском крае проживало мно-гочисленное мордовское население, значитель-ная часть которого продолжала оставаться язы-ческим. Сопротивление мордвы христианству привело в 1656 г. В северных районах области жили татары-мусульмане. Несмотря на имевшее место сопротивление, христианизация этих народов успешно продвигалась. Имели мес-то и крупные миссионерские успехи. Так, в 1681 г.

Принудительный метод, наказания и угрозы, сухость предмета, неумение или нежелание сделать предмет интересным, обширность программы и в связи с этим тот фатальный страх за свое будущее в зависимости от такого или иного сорта годовых и экзаменационных отметок, все это способствовало равнодушию и даже отвращению ко всем предметам семинарской науки без исключения» [54]. Вместе с тем «успешная» запретительная педагогика порождала в учащихся ощущение тюрьмы и провоцировала бунты и прочие формы протеста, зачастую не имевшие видимых рациональных оснований. Как замечает американская исследовательница Л. Манчестер: «Отвращение, которое они испытывали по отношению к семинарскому режиму, само по себе было достаточной причиной для волнений» [55]. Семинарский журнал Протест учащихся принимал иногда неожиданную форму. В этом журнале личность и деятельность о. Петра обрисовывалась в неприглядном виде. В номере, который у меня имеется, помещен, между прочим, акафист ему. Журнал издавался, кажется, не долго. Знал ли о. Петр о существовании этого журнала, сказать не могу» [56]. Осведомленность Никифора Александровича Ильинского связана с тем, что как раз в это время 1890—1891 гг. Приведем воспоминания сына В. Ильинского Б. Инспекция, узнав об выпуске журнала, решила провести повальный обыск у учеников, о чем папе сказал его старший брат Никифор, работавший в то время помощником инспектора. Несмотря на принятые меры, у одного из учеников нашли выдержки из журнала, что вызвало переполох среди начальства. Все из учеников, у кого были экземпляры журнала, стали их жечь. Папе удалось сохранить экземпляр журнала, для этого он в течение месяца днем держал его за голенищем своего сапога, а на ночь прятал в тот же сапог под онучи» [57]. Об издании журнала упоминается и в отчете [58] о встрече выпускников Вологодской семинарии 1891 г. Любопытно, что большой отрывок упомянутого стиха про инспектора-фарисея находится в уже упоминавшейся повести И. Шадрина «Бурса» — несколько отличная версия этого поэтического опуса в журнальной версии той же повести «Жизнь семинариста», опубликованной в «Красном звоне» за 1908—1909 г. Об издании рукописного нелегального журнала у И. По всей видимости это был другой журнал, но издаваться он начал приблизительно в это же время — как следует из сохранившегося дневника писателя вскоре после 29 сентября 1891 г. Редактором журнала был сам Шадрин, назывался он «Опыт», статьи писались силами четвертого класса. Увольнение В начале 1897 года о. Петр был неожиданно уволен. Ильинский так объясняет это событие. По причине отъезда нелюбимого учениками ректора архимандрита Василия [62] 6 декабря 1896 г. В описываемое время дежурным в казенном корпусе был молодой помощник инспектора [63] , довольно снисходительно относившийся к проступкам по части винопития. Ученики учли, конечно, снисходительность молодого члена инспекции к проступкам этого рода, и выпивших в этот день оказалось много. Ужин прошел не благополучно. Но главное безобразие произошло в спальнях. У семинаристов сложилось убеждение, насколько, впрочем, имевшее фактическую достоверность, я не знаю, что среди учеников, живущих в казенном корпусе, есть шпионы, сообщавшие все, что касалось ученической жизни, инспектору. Вот с этими-то мнимыми или действительными шпионами часть учеников, к тому же подбодренных спиртными напитками, и решила в эту ночь разделаться» [64]. По всей видимости, «фактическая достоверность» наличия осведомителей тоже имелась. Даже по кратким упоминаниям Н. Ильинского мы видим, что инспектор был очень хорошо осведомлен, когда и где происходили ученические незаконные собрания. Кроме того, если бы доносчиков не было, Никифор Александрович высказался бы определенно отрицательно — едва ли это могло быть ему действительно неизвестно. Здесь и в других местах мы видим лишь нежелание порядочного человека повторять те обвинения, доказательств которых у него не было. О методах привлечения к «сотрудничеству с инспекцией» говорится в повести И. Дальнейшие события описаны следующим образом: «Таких жертв намечено было, кажется, не менее двух-трех. Явившись в спальни, где против обыкновения, был полный мрак, и сняв с коек одеяло, несколько пьяных учеников подошли к намеченным жертвам и, набросив на них одеяла, стали бить их. Но двоим из побиваемых удалось выскользнуть и убежать. Остался один, который не только был избит, но в нескольких местах получил колотые раны. Ночью же этот избитый и раненый воспитанник был унесен в больницу. О происшедшем случае инспектор узнал только утром от фельдшера и тотчас же навестил избитого питомца, стараясь при этом разузнать от него все подробности ночного события и вместе убедить избитого открыть виновников преступления. Но узнать ему ничего не удалось. Неудача ли инспектора в расследовании этого некрасивого и печального случая или какие другие причины побудили инспектора, в то время исправлявшего должность ректора, умолчать об этом происшествии и не донести своевременно Преосвященному Алексию [65] , а между тем Преосвященный 8 декабря посетил семинарию и, побывав на уроках, отправился в больницу. Несомненно, что он был уже осведомлен о случившемся 6 декабря ночном происшествии в спальнях и, направляясь в больницу, хотел лично убедиться в справедливости сообщенного ему со стороны известия. Повидав избитого, еп. Алексий уехал из больницы крайне расстроенный, выразив о. Петру свое негодование как по поводу происшедшего события, так и потому что инспектор скрыл от него об этом происшествии даже и теперь, когда Преосвященный явился в семинарию. В то время никто и не предполагал, что этот случай послужит поводом к увольнению инспектора из нашей семинарии» [66]. В сохранившихся документах из архива Святейшего Синода об увольнении о. Отношение к инспектору администрации и преподавательской корпорации В записях преподавателя Вологодской семинарии И. Суворова [68] имеется сообщение: «22 января 1897 среда. Инспектор Успенский внезапу уехал в СПбург. Евл[ампий] Бурцев [69] — исп[олняет] д[олжность]» [70]. Как раз в это время проходили заседания Синода, и 29 января 1897 г. Успенского преподавателем литургики и гомилетики в Тамбовскую семинарию [71]. Петра было тем более неожиданно, что в отчете ревизора Нечаева он получил самый одобрительный отзыв. Правда, недовольство о. Петром, как инспектором, было общее. Городское духовенство относилось к инспекторской деятельности о. Петра не только отрицательно, но, пожалуй, враждебно. В семинарии некоторые преподаватели открыто выражали свое негодование по поводу поступков близких к инспектору лиц, вмешивавшихся не в свое дело» [72]. Кто подразумевается здесь под «близкими к инспектору лицами», не вполне ясно. Единственный упрек такого рода, который доносит семинарское предание, отраженное в «Бурсе» И. Шадрина см. Петра Елизаветы Александровны. Внезапное увольнение было омрачено и несостоявшимися проводами. Петр стал готовиться к отъезду на место своего нового служения в Тамбов, то возник вопрос о его проводах. Обычай провожать отъезжающих членов корпорации к этому времени в нашей семинарии достаточно укоренился. Одних провожали более торжественно, других более скромно. Такое разнообразие в проводах зависело как от того, насколько была продолжительна служба провожаемого лица, так и от того, насколько провожаемый пользовался симпатиями. Петр Иванович состоял на службе в семинарии почти 13 лет. Естественно поэтому было ожидать, что в его проводах примут все живое участие. Но вышло то, чего не ожидали. Некоторые преподаватели решительно отказались принять участие в проводах о. Произошел раскол. Проводы не состоялись, и о. Петр уехал из Вологодской семинарии, на служение которой он отдал лучшие годы своей жизни, с чувством не только разочарования, но и горькой обиды» [73]. О разногласиях вокруг воспитательной деятельности инспектора о. Успенского был осведомлен и ревизовавший семинарию П. Он отмечал в отчете за 1894 г. Лебедевым, «излишне снисходительным» по отношению к ученикам, так что «инспектор семинарии, при обсуждении в Правлении некоторых ученических проступков, оказывается одиноким в подаче своего мнения» [74]. Затем в отчете 1902 г. Лебедевым и инспектором о. Успенским был почти постоянный разлад во взглядах на ученические проступки. Первый всегда стоял за снисходительность, второй требовал соблюдения строгого порядка. Лебедев поэтому пользовался расположением учеников, а о. Успенского недолюбливали» [75]. Преподаватель Вологодской семинарии, а затем многолетний смотритель Вологодского духовного училища В. Лебедев вспоминал: «Инспектор Успенский очень ревностно исполнял свои обязанности, но ученики почему-то недолюбливали его и после одной неприятной истории ученики побили одного семинариста, подозревая в шпионстве инспектору по донесению Еп. Алексея он был переведен на должность преподавателя в Тамбовскую семинарию» [76]. Общий вывод Никифора Александровича таков: «Со многими питомцами из времени инспекторства о. Успенского мне приходилось встречаться впоследствии. Более или менее, за весьма немногими исключениями, отзывались они об о. Петре как воспитателе благожелательно. Только когда вопрос касался табакуров, они с чувством обиды и осуждения отзывались о нем. Лично во мне о. Петр оставил хорошие воспоминания. Это был труженик, каких редко приходится встречать в жизни. В частной жизни он отличался гостеприимством, радушием и приветливостью» [77]. Итак, большинство педагогов и учащихся воспринимали деятельность о. Петра благожелательно, хотя напряжение, вызываемое мелочностью и придирчивостью инспектора, постепенно накапливалось и в административных кругах, и среди городского духовенства. Отзывы Н. Ильинского, не уклоняющегося и от критических замечаний, следует признать объективными. Были, однако, и преподаватели, резко отрицательно относившиеся к инспектору о. Петру, были и ученики, сохранившие обиду и разочарование. Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о. Петра большую рельефность. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» [78] , — писал в 1922 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии конца XIX в. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И. Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся. Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. И действительно, было что-то в о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Шадрина в части полноты. То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о. Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о. Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение. Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» [82]. Здесь перед нами взгляд далекий от объективности, со стороны «юнца невыдержанного, с характером неуравновешенным», которых инспектор так раздражал. Какой вы строптивый — ах, какой строптивый! Последнее время, можно сказать, последние часы, доживаете в семинарии, и не могли утерпеть. Ах, какой строптивый! Вот через несколько дней вы уйдете от нас, будете свободны, так я еще раз предупреждаю вас — не будьте строптивы, будьте почтительны и скромны! Вы неисправимы. Несмотря на всю субъективность описания, мы не можем отказать И. Шадрину в литературном таланте. Изображенные им сцены убеждают нас в своей достоверности и художественной правде, и семинарская действительность, знакомая современным исследователям больше по официальным документам и небогатым подробностями воспоминаниям, воспринимается очень живо. Товарищеский съезд Курс Вологодской семинарии, на котором учился Иларий Шадрин 1894 г. В 1904 и 1914 г. Второй съезд проходил вскоре после издания «Бурсы» И. Шадрина и на нем состоялось обсуждение повести. Были недовольные произведением и среди учащихся, скорее всего те, кого И. Шадрин изобразил в неприглядном виде. Большинство высказалось за свободу субъективных суждений и не стало выступать с порицанием автора. На этом же съезде было заслушано письмо от прот. Петра Успенского «с предложением образовать комиссию для исследования, насколько верно сделанное И. Очевидно, о. Петр был крайне раздосадован своим портретом в повести — все вологодские читатели несомненно узнавали, кто имелся в виду, — и требовал опровержения. Комиссию создавать не стали, осуждения автору не вынесли; съезд ограничился выражением благожелательного почтения ко всем преподавателям, в их числе и к П. Воспоминания прот. Петра о Вологде Сам протоиерей Петр сохранил о Вологодской семинарии совсем другие впечатления. Заканчивая преподавательскую деятельность в Тамбове, он говорил в прощальной речи: «Наступило время навсегда расстаться не только с вами, друзья мои, но и вообще с духовной школой, к которой с детства пламенела душа моя. С этой школой связаны лучшие годы жизни, ей отданы лучшие силы; в ней сокрыты самые светлые, самые дорогие воспоминания» [85]. Веяло какою-то особенной красотой и свежестью от этой юношеской среды. Чувствовался необыкновенный подъем духа от живого с нею общения. Бодрость и отзывчивость юношей молодили невольно и сердце их воспитателя… Правда, были моменты и тяжелых разочарований, когда под минутным впечатлением обид и огорчений хотелось бы навсегда разорвать связь с этой средой, лишить ее своего попечения, бросить ей в лицо проклятие, укоризну; но достаточно было на другой же день взглянуть на этот сонм юношей в их совокупном собрании, как в душе снова разгоралось чувство любви, слагалась молитва благословения, ощущалось неодолимое желание снова отдать свои силы на духовное служение этой среде» [86]. В другой статье он говорит о времени своей деятельности в Вологодской семинарии: «То было время особенного расцвета означенной семинарии в учебно-воспитательном отношении. При обычных школьных недостатках, дух идеализма витал тогда в семинарии» [87]. Пасхи; с духовной радостью далее вспоминаю их усердное прислуживание в алтаре, их осмысленное чтение по предварительной подготовке, их очередное по классам пение на клиросе, их особую ревность к церковной проповеди, их семинарские праздники, музыкальные вечера, любительские литературные представления. У кончающих курс дни прощальные с семинарией, когда душа юношей наиболее открывалась в любви к воспитавшему их заведению…» [88]. Педагогическая деятельность прот. Петра Успенского в Тамбове Начало преподавательской деятельности в Тамбовской духовной семинарии не было безоблачным для о. Об этом сохранилось интересное свидетельство из попавшего в руки полиции письма к студенту Варшавского университета Павлу Шепелеву [89]. Письмо написано в декабре 1897 г. В начале 1898 г. Среди корреспондентов Павла — его брат Иван Шепелев, незадолго до этого исключенный из третьего класса Тамбовской семинарии из-за найденных у него «книг светского содержания»: «Анна Каренина», «Преступление и наказание» и журнал «Мир Божий» [91]. Не имея такта в обращении с учениками, какой имеет Ректор [92] , он считает за грех сделать какую-нибудь уступку ученикам и выдумал, чтобы ученики записывали уроки по гомилетике в особые тетрадки, за которые, не читая, ставит двойки за отсутствие рачительности к каллиграфии. Мы собрались после обедни около сборной. Ректора в это время не было. Оказалось, что он давно ушел, смекнув, в чем дело. В понедельник собрались обоими отделениями перед 4 курсом. Петр еще не приходил. Но после урока ему было шипение, и страшное. В этом участвовали 4—1, 4—2, 5—1, 5—2, 6—1, 6—2. Во вторник освистали. Теперь его провожают суб[-инспектор] и дежурный по классу. А про шипение ни слова! Таким образом, привыкший к инспекторскому «полновластию» в достаточно законопослушной Вологодской семинарии о. Петр не сразу нашел правильную тональность в обращении с учащимися в более беспокойной Тамбовской семинарии. Ректор, как видно из письма, гораздо тоньше чувствовал настроение семинаристов и умело лавировал, избегая обострений. Впрочем, о. Петр сумел справиться со «строптивыми» семинаристами — вероятно, проявив гибкость. Во всяком случае воспоминания А. Нечаева об уроках гомилетики о. Петра в Тамбовской семинарии [94] полны выражений благодарности за содержательные уроки, многократно пригодившиеся автору в дальнейшей жизни. Эти похвалы произносились в присутствии самого о. Петра, поэтому в них сложно ожидать критически взвешенной оценки. Однако уже окончивший к этому времени Казанскую академию и с 1904 г. Нечаев, очевидно, говорил вполне искренне, хотя, возможно, и умалчивал об отрицательных чертах чествуемого протоиерея. Мы видим, таким образом, что хотя критически настроенная молодежь и выносила о педагогической деятельности о. Петра резко отрицательные суждения, более объективные свидетели находили у него много положительных качеств, таких, как трудолюбие, неравнодушное исполнение своих обязанностей и искренность. Однако мы не можем отрицать справедливости и некоторых упреков. Успенский явно увлекался положительной оценкой своей деятельности и способностей. И это увлечение собственной значительностью не давало ему возвыситься до образцовых наставников времен его молодости. В гомилетическом наследии П. Успенского мы находим больше витиеватой красивости, чем искренней глубины мысли. Силу словесного убеждения по отношению к ученикам он тоже переоценивал, увлекаясь нотациями и упреками. В поддержании же дисциплины мы видим традиционный арсенал запретительных средств, разве что несколько более мелочный, чем у лучших представителей семинарской педагогики того времени. Агиографическая и административная деятельность в Тамбовской епархии Деятельность о. Петра в Тамбовской епархии, особенно его административная деятельность, была более благодарной, чем в Вологде — он пользовался уважением окружающих, начальство ставило его на ответственные посты и не оставляло без наград. Он служил в консистории, настоятельствовал в Богородичной церкви, был цензором «Тамбовских епархиальных ведомостей», писал статьи и богослужебные тексты. Постараемся собрать воедино разрозненные сведения о жизни о. Петра этого периода. Приведенное в Приложении свидетельство об исцелении дочери протоиерея Петра Успенского Натальи относится к 1900 г. Питирима Тамбовского в лике святых. Относительно занятости о. Петра в этот период из его рассказа можно сделать вывод, что более всего сил он отдавал службе в консистории. Далее в воспоминаниях Н. Ильинского выписан значительный фрагмент письма П. Успенского см. Петр дистанцировался. Когда он был переведен в Тамбовскую семинарию, в ней преподавали два его однокурсника по академии: инспектор М. Костров и В. Лебедев, а также товарищ-односельчанин С. Возможно, их вспоминал о. Петр в своем письме Н. Ильинскому в 1916 г. Во всяком случае, имена совпадают. Значительная часть деятельности П. Успенского в этот период была связана с прославлением прп. Серафима Саровского. Саровский монастырь относился к Тамбовской епархии, поэтому многие мероприятия в связи с саровскими торжествами осуществлялись силами тамбовского духовенства. С октября 1902 г. Петр активно участвует в работе комиссии по исследованию заявлений о благодатных знамениях прп. По результатам работы комиссии им была издана брошюра «Благодатные знамения преподобного Серафима, Саровского чудотворца составлено на основании подлинных записей, хранящихся при Саровской пустыни » [95]. Авторство не указано, но о нем говорит сам о. Петр [96]. В послужном списке особо отмечено, что прот. Петр распространил 1 000 экземпляров этой брошюры [97]. Книга тоже была подготовлена о. Петром, о чем он снова не умалчивает в статье. Наконец, в 1910 г. Серафима: «Утешение страждущим. Новые чудеса и благодатные знамения преподобного Серафима Саровского чудотворца» [100]. Многими сделаны здесь и письменные заявления об испытанных ими на себе в то время чудесных знамениях. Иные пользовались случаем заявить здесь о благодатной помощи, полученной раньше по молитвенному ходатайству преподобного Серафима.

Тамбовския Епархиальныя Ведомости

Протоиерей Петр Успенский — преподаватель и многолетний инспектор Вологодской семинарии, член Тамбовской духовной консистории, цензор «Тамбовских епархиальных ведомостей», настоятель тамбовских храмов. С апреля 1917 г. журнал «Рязанские епархиальные ведомости» выходил не столь регулярно, как прежде, и под другим названием — «Голос свободной Церкви». Тамбов, 1861–1917 Ежемесячно; с 1901 года – еженедельно Тверские епархиальные ведомости. Новости Тамбовской епархии сегодня. Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбовская духовная семинария буклет. Дата учреждения русской митрополии. Митрополия это в истории. Божественные литургии в духовной семинарии города Саратов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий