Не менее пяти человек пострадали в результате столкновения самолета с маршрутным автобусом на территории аэропорта Лос-Анджелеса, говорится в заявлении. Не менее пяти человек пострадали в результате столкновения самолета с маршрутным автобусом на территории аэропорта Лос-Анджелеса, говорится в заявлении. Аэропорт Лос-Родеос был в то время самым плохо оборудованным на Канарах и считался запасным. Столкновение самолетов в аэропорту Лос-Родеос. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос Родеос на острове Тенерифе на взлётно-посадочной полосе столкнулись два пассажирских суперлайнера Boeing-747.
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос
27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747» авиакомпаний Пан Америкэн» и КЛМ». Аэропорт Лос-Анджелеса сообщил о столкновении пассажирского автобуса и самолета. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747» авиакомпаний Пан Америкэн» и КЛМ».
#вЭтоДень 27 марта 1977 года произошло Столкновение в аэропорту Лос-Родеос.
В результате аварии погибло 583 человека — члены обоих экипажей столкнувшихся самолетов и большая часть пассажиров. 27 марта 1977 года в результате столкновения двух пассажирских суперлайнеров "Боинг-747" в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах погибло 583 человека. В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос oказался перегружен. Столкновение на взлетно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на Тенерифе сразу двух Boeing 747, самых больших и современных пассажирских самолетов того времени, привело к гибели 583 человек, взрослых и детей, летевших на заслуженный отдых под жарки. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — статья из Интернет-энциклопедии для
Лос-Родеос
- Хронология и причины авиакатастрофы на Тенерифе
- UfoSpace.net
- Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — Википедия
- Крупнейшая в истории авиакатастрофа произошла 45 лет назад - Российская газета
- Столкновение на Тенерифе: история крупнейшей авиакатастрофы XX века: vitkvv2017 — LiveJournal
- Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос - Традиция
Лос-Родеос
- Диспетчеры предотвратили крупнейшую авиакатастрофу // АвиаПорт.Новости
- UfoSpace.net
- При столкновении самолёта и автобуса в аэропорту Лос-Анджелеса пострадали пять человек
- Столкновение в аэропорту лос родеос
Ад на «райских» островах: 45 лет назад случилась крупнейшая авиакатастрофа
Только невнимательностью при переговорах с диспетчерами и общей усталостью можно объяснить тот чудовищный факт, что Боинг-747 авиакомпании Пан Американ с 378 пассажирами из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка и Боинг КЛМ, на борту которого находились 283 голландца, жаждущих отдохнуть на золотых пляжах Лас-Пальмаса, оказались на единственной взлетно-посадочной полосе аэропорта и начали набор скорости навстречу друг другу. Капитан американского самолета увидел огни несущегося на него «голландца» за 9 секунд до катастрофы. Столкновения уже нельзя было избежать. Любая катастрофа такого масштаба рождает своих героев. Для 60 спасшихся из горящего ада таким героем стал Эдгар Рид, 33-летний американский бизнесмен. Он сумел надуть и спустить спасательный плотик, и пассажиры, находившиеся в объятом пламенем Боинге Пан Американ, стали прыгать вниз. Среди спасшихся был Джек Дэниэл с семьей.
Такая внезапная смена погодных условий обуславливалась тем, что город расположен между двумя горами на высоте 700 метров над уровнем моря. А дальше началась «игра в сломанный телефон».
Испанские диспетчеры говорили с сильным акцентом, члены обоих экипажей не могли расшифровать сказанное с первого раза, поэтому постоянно переспрашивали команды и указания вышки УВД. Второй пилот самолета повторил указания диспетчеру и добавил в конце невнятное «мы на взлете», на что диспетчер ответил: «ОК. Будьте готовы к взлету, я вас вызову». Только кроме «ОК» экипаж KLM ничего не услышал, так как в этот самый момент капитан PA1736 сообщал в рацию, что они еще не ушли со взлетной полосы: из-за интерференции волн оба сообщения наложились друг на друга А дальше — самое страшное. KL4805 начал набирать скорость и двигался прямо навстречу к PA1736. В последний момент экипаж Boeing 747 Pan American увидел стремительно приближающийся KLM, но что-то предпринять не успел. Wikipedia На борту KL4805 погибли все: 14 членов экипажа и 234 пассажира.
По трагической случайности, его слова наложились на окончание инструкции, которую диспетчер давал экипажу голландского лайнера: "…будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится взлетно-посадочная полоса". На записях "черных ящиков", которые нашли после аварии, очень хорошо слышался этот трагический момент. В кабине голландского экипажа вместо указаний диспетчера услышали треск. В результате его командир не узнал главного — что на полосе все еще находится самолет Pan American — и посчитал, что разрешение на взлет ему дано. Но так же посчитал и командир американского "Боинга"! И самолеты со взлетной скоростью помчались навстречу друг другу. Увидев буквально в нескольких метрах лайнер Pan American, голландцы попытались резко взлететь, так что хвост их "Боинга" заскрежетал по бетону. Но, едва оторвавшись от земли, самолет врезался в своего американского собрата. Четыре стойки шасси снесли большую часть верха фюзеляжа Pan American. Именно благодаря этой пробоине спаслась часть пассажиров. От удара стойки отлетели, и "голландец" рухнул на бетонку в 150 метрах от места столкновения. Полуразрушенный фюзеляж машины метров 300 протащило по полосе, пока он не остановился, развернувшись на 90 градусов. Один за другим взорвались топливные баки. Обломки разлетались на сотни метров, от них загорелся и американский "Боинг", через несколько секунд превратившийся в гигантский факел. Левая сторона самолета Pan American была частично разрушена.
Диспетчер понял этот ответ как подтверждение того, что экипаж готов к взлёту, и сказал: O. На самом деле авиадиспетчер сказал: O. Будьте готовы к взлёту, я вас вызову. Но в этот же момент экипаж Boeing 747 Pan American сообщил диспетчеру о том, что они ещё не ушли со взлётной полосы. Любого из этих сообщений было бы достаточно для экипажа рейса 4805 для осознания своей ошибки, однако из-за интерференции оба сообщения наложились друг на друга и не были слышны в кабине Boeing 747 KLM [9]. В то время как Boeing 747 KL4805 начал взлёт, диспетчер проинструктировал экипаж рейса PA1736 сообщить ему, когда взлётная полоса будет свободна. Услышав эту фразу, бортинженер рейса 4805 выразил пилотам свою озабоченность тем, что, возможно, Boeing 747 Pan American ещё не ушёл с ВПП. Однако КВС, сфокусировавшись на взлёте и считая, что они уже получили разрешение взлетать, ответил, что всё в порядке, и продолжил взлёт. По версии Международной ассоциации пилотов ALPA , на вопрос бортинженера ответили в унисон оба пилота, поэтому ответ прозвучал так решительно [10]. Через 14 секунд самолёты столкнулись.
Крупнейшей по числу жертв авиакатастрофе в истории 42 года
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос. Произошло это на Канарски | Переходник | Столкновение в аэропорту Лос-Родеос. |
Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом | Более сорока лет назад на Канарах случилась крупнейшая в истории авиации катастрофа — столкновение двух Boeing 747. |
СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЁТОВ В АЭРОПОРТУ ЛОС-РОДЕОС | КАТАСТРОФА НА ОСТРОВЕ ТЕНЕРИФЕ 1977 ГОД
Столкновение На Тенерифе: История Крупнейшей Авиакатастрофы XX Века | На сегодняшний день самой крупной катастрофой в истории авиации считается столкновение двух «Боингов» в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе. |
13 причин крупнейшей авиакатастрофы в истории: Тенерифе 1977 | В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос oказался перегружен. |
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос. Произошло это на Канарски | Переходник | Столкновение на взлётной полосе, произошедшее 27 марта 1977 в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах, стало самой крупной авиакатастрофой по количеству жертв за всю историю гражданской авиации. |
Катастрофы века. Столкновение самолетов «Боинг-747» на Тенерифе: tatasoz — LiveJournal | 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе произошла крупнейшая в истории гражданской авиации катастрофа. |
СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЁТОВ В АЭРОПОРТУ ЛОС-РОДЕОС | КАТАСТРОФА НА ОСТРОВЕ ТЕНЕРИФЕ 1977 ГОД
Это был воскресный день и пассажирский трафик оказался слишком высоким. Самолёты, ожидающие открытия Лас-Пальмас, заняли все стоянки. Некоторые самолёты стояли даже на рулёжных дорожках. Боинг-747 авиакомпании КЛМ, выполняющий рейс 4805, находился ближе всего к порогу взлетно-посадочной полосы 12, за ним стояли Боинг-737 , Боинг-727 , ДС-8 ; Боинг-747 авиакомпании «Пан Американ» рейса 1736 занимал последнюю позицию. После почти 4-часового ожидания аэропорт Лас-Пальмас начал принимать рейсы. Экипаж «Пан Американ» был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлёт, однако не смог выполнить необходимые манёвры по выруливанию на взлётную полосу, поскольку был блокирован Боингом компании КЛМ и заправочным автомобилем: капитан КЛМ решил дозаправиться, видимо, чтобы сэкономить время в Лас-Пальмас. Стоит отметить, что для работников авиакомпаний установлен жёсткий трудовой кодекс. Продолжительность рабочего времени пилотов строго регламентирована. Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру Ван Зантену было приказано осуществить вылет до 19:00 по местному времени или, в противном случае, дожидаться утра. Пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов.
Первым получил указание рулить на одну из взлетных полос голландский "Боинг". На исполнительном старте экипаж должен был связаться с "воздушным" диспетчером, но уже на другой частоте. Вслед за ним готовился подняться в небо и американский "Боинг" — ему дали указание на том же ломаном английском сначала проехать по той же самой полосе, что и голландец, но потом свернуть на другую. Видимость в тумане не превышала 50 метров, и пилоты с трудом угадывал границы полосы. Аэропорт Лос-Родеос не был оборудован обзорным радиолокатором, и диспетчерам приходилось постоянно уточнять положение самолетов на земле по докладам пилотов. Пока экипаж голландского "Боинга" вел переговоры с "вышкой", пилоты Pan American не заметили, как проскочили то место, где они должны были свернуть на другую полосу. Второй пилот американского лайнера пытался поймать паузу в радиообмене между диспетчером и голландскими летчиками. Наконец, ему удалось вклиниться в разговор: "…мы все еще на полосе! По трагической случайности, его слова наложились на окончание инструкции, которую диспетчер давал экипажу голландского лайнера: "…будьте готовы к взлету. Я свяжусь с вами, как только освободится взлетно-посадочная полоса". На записях "черных ящиков", которые нашли после аварии, очень хорошо слышался этот трагический момент. В кабине голландского экипажа вместо указаний диспетчера услышали треск. В результате его командир не узнал главного — что на полосе все еще находится самолет Pan American — и посчитал, что разрешение на взлет ему дано. Но так же посчитал и командир американского "Боинга"! И самолеты со взлетной скоростью помчались навстречу друг другу. Увидев буквально в нескольких метрах лайнер Pan American, голландцы попытались резко взлететь, так что хвост их "Боинга" заскрежетал по бетону.
Многие люди боятся летать. Садясь в самолет, они мечтают скорее вновь оказаться на земле, кажущейся такой надежной и безопасной. Но как бы в насмешку над ними самая чудовищная катастрофа в истории авиации произошла не в воздухе, а на взлетно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на Тенерифе. Аэропорт Лос-Родеос был в то время самым плохо оборудованным на Канарах и считался запасным. Пилоты не любили его из-за непредсказуемых погодных условий и наличия всего одной взлетно-посадочной полосы. Однако более удобный и современный аэропорт Лас-Пальмас оказался в этот день закрытым из-за теракта — к счастью, не повлекшего за собой человеческих жертв. Все рейсы из Лас-Пальмаса были перенесены в Лос-Родеос, где количество самолетов быстро превысило все допустимые нормы.
Погибло 583 человека - все 248 человек на борту "Боинга" KLM 234 пассажира и 14 членов экипажа и 335 человек на борту "Боинга" Pan American 326 пассажиров и 9 членов экипажа , выжил 61 человек на "Боинге" Pan American - 54 пассажира и 7 членов экипажа. Нападение террористов не повлекло человеческих жертв лишь несколько пассажиров были легко ранены осколками разбившихся стекол , однако из-за опасений повторных терактов администрацией аэропорта было принято решение закрыть терминал и временно прекратить прием всех самолетов, направляющихся в Лас-Пальмас. В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос oказался перегружен. Это был воскресный день, и пассажирский трафик оказался слишком высоким. Также сказались проблемы коммуникации: диспетчер вышки управления воздушным движением говорил с сильным испанским акцентом - экипаж Pan American и экипаж KLM по несколько раз переспрашивали и уточняли команды диспетчера. Не было согласованности в переговорах: пилоты Pan American и KLM вмешивались в разговор и перебивали друг друга. В результате одному из самолетов дали команду на взлет, когда другой еще не ушел с полосы. Пилоты увидели друг друга за 700 метров до столкновения. Один из них немедленно дал полный газ и попытался уйти влево с ВПП на рулежную дорожку, однако закончить маневр экипажу не удалось.... Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.
Этот день в истории: 1977 год — крупнейшая авиакатастрофа на Канарах
27 марта 1977 года в результате столкновения двух пассажирских суперлайнеров "Боинг-747" в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах погибло 583 человека. В аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе столкнулись два самолета «Боинг‑747» компаний «Пан Америкэн» и «КЛМ». Аэропорт Лос-Родеос был закрыт для движения всех самолетов на два дня. Эти и другие направления, чтобы найти места, связанные с Столкновение в аэропорту Лос-Родеос: Лос-Родеос. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе (Канарские острова) произошла крупнейшая авиационная катастрофа, известная как Столкновение на Тенерифе. 27 Марта 1977 года столкновение в аэропорту Лос-Родеос.
Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос
Налетал свыше 9200 часов, 95 из них на Boeing 747. Бортинженер — 48-летний Виллем Схрёдер нидерл. Willem Schreuder. Проработал в авиакомпании KLM 26 лет и 10 месяцев с мая 1950 года. В должности бортинженера Boeing 747 — с 22 апреля 1976 года. Налетал 17 031 час, 643 из них на Boeing 747. В салоне самолёта работали 11 бортпроводников: К. Сонневельд нидерл.
Sonneveld , А. Флёр-Тоби нидерл. Fleur-Toby , А. Бауви нидерл. Bouvy , Б. Йоссе-Вилдсхут нидерл. Joosse-Wildschut , У.
Кеулен нидерл. Keulen , Й. Схурманс-Тиммерманс нидерл. Schuurmans-Timmermans , М. Мэй-Лефебер нидерл. Mey-Lefeber , М. Виргевер-Дрент нидерл.
Viergever-Drent , М. Том-Карсбом нидерл. Tom-Karseboom [6]. Стоит отметить, что первоначально на борту рейса 4805 находилось 249 человек 235 пассажиров и 14 членов экипажа , но во время остановки на Тенерифе пассажирка Робина Ван Ланскот нидерл. Robina van Lanschot сошла с самолёта, так как она захотела встретиться со своим другом, проживающим на Тенерифе [7]. Её друзья, которые остались в самолёте, погибли. Хронология событий Теракт в аэропорту Лас-Пальмас Пассажирский терминал аэропорта Лос-Родеос 2003 год 27 марта 1977 года в крупнейшем аэропорту Канарских островов Гран-Канария в Лас-Пальмасе был совершён теракт.
А у голландского лайнера при столкновении срезало стойки шасси и от удара двигателями о препятствие своротило крылья. Оставшийся обрубок по инерции пролетел еще немного по воздуху, рухнул на бетон и, проскользив несколько сотен метров, загорелся ситуацию значительно усугубило то, что топливные баки лайнера были полны из-за предусмотрительности его командира. Пожар вспыхнул и на американском Boeing 747. Экстренные службы прибыли на место ЧП незамедлительно, однако большинство из тех, кто находился в столкнувшихся самолетах, спасти было уже невозможно. Погибли все летевшие на лайнере голландской авиакомпании — 234 пассажира и 14 членов экипажа. А вот некоторым обитателям В747, принадлежавшего Pan American, повезло выжить в этом аду. Носовая часть лайнера при столкновении пострадала незначительно, а потому 61 человек смог оттуда спастись, - все три пилота, четыре стюардессы и 54 пассажира.
Однако даже за вычетом упомянутых счастливчиков количество жертв на «американце» оказалось больше, чем на «голландце» - 9 бортпроводников и 326 пассажиров ведь этот борт был загружен практически полностью. В числе погибших во время страшной катастрофы 27 марта оказалась известная американская актриса и модель, звезда журнала «Playboy» Ив Мейер Фото: Global Look Press Вскоре после ЧП стало известно также о случайном спасении одной из пассажирок голландского лайнера. Оказалось, что эта женщина - Робина ван Лансхот, во время незапланированной остановки в аэропорту Лос-Родеос решила воспользоваться сложившимися обстоятельствами и встретиться со своим другом, живущим на острове Тенерифе. Она сошла с самолета и не успела вернуться на его борт до начала предполетного маневрирования. По итогам проведенного расследования виновником произошедшей трагедии был признан экипаж голландского «Боинга». Авиакомпания KLM поначалу не хотела признавать такое решение, однако позднее все-таки взяла на себя ответственность за жуткое происшествие и выплатила семьям жертв столкновения самолетов компенсацию в 600 000 долларов. А Международная организация гражданской авиации после этого ЧП ужесточила требования к переговорам наземных диспетчерских служб и экипажам самолетов по радио, введя единый для всех международных аэропортов набор стандартных фраз и обязав пилотов отныне непременно повторять в эфире услышанные от диспетчеров распоряжения.
В небе появился пассажирский самолет АН-2, он летел совсем невысоко над жилыми кварталами и потом вдруг «клюнул» вниз и врезался в стену четырехэтажного дома. Удар пришелся на уровне верхнего этажа. При этом оказались сильно повреждены часть крыши и чердачных конструкций, а также три квартиры. Сам «кукурузник» в результате тарана был полностью разрушен. Двигатель от удара оторвался и рухнул вниз, пробив потолок одной из квартир на верхнем этаже. Крылья застряли в проломе стены, а фюзеляж влетел на чердак. При столкновении с преградой самолет загорелся, пламя перекинулось на дом.
Однако пожар удалось быстро потушить. Сразу же, как только начали расследование ЧП, удалось выяснить имя виновника происшествия. В то злополучное утро ему предстояло вместе со вторым пилотом совершить рейс по маршруту Ворошиловград — Северодонецк — Сватово.
Говорят, возможно, авиалайнерам и удалось бы разминуться, если бы голландский B747 не дозаправился перед вылетом - на "лишние" 40 тонн керосина. Одной из главных причин, приведших к катастрофе, был назван язык. А точнее - плохое знание иностранных языков, интерференция радиопереговоров, использование во время них нестандартных фраз. Так, английский язык был установлен как общий рабочий язык, особое внимание было обращено на использование стандартных фраз. Было объявлено, что служба управления воздушным движением УВД не может использовать такие слова, как "ОК" или "Roger" в тех случаях, которые требуют полного подтверждения.
Всего в двух самолетах было 644 человека. Самое интересное, что столкновение самолетов было косвенно вызвано терактом в другом аэропорту. Теракт произошел в аэропорту Лас-Пальмас. В результате взрыва никто не погиб, но аэропорт на всякий случай закрыли, чтобы избежать риска повторных взрывов. В итоге, все самолеты были направлены в и без того загруженный аэропорт Лос-Родеос, где и произошло столкновение. Спастись в этом аду было просто невозможно. Интересно, что в баках первого самолета было достаточно топлива, чтобы уйти на другой аэродром, но диспетчеры сказали садиться именно в Лос-Родеос. Само столкновение произошло при заходе на посадку одного самолета и подготовке к взлету другого и стало следствием плохой погоды, сильного акцента диспетчера и того, что в переполненном эфире пилоты перебивали друг друга. Атака на здания Всемирного торгового центра В продолжение темы можно вспомнить теракт, который привел к падению бешен-близнецов Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Произошло это 11 сентября 2001 года. Террористы угнали несколько самолетов, которые использовали для тарана зданий. Если разделить происшествие на составляющие, то можно сказать, что это было четыре скоординированных теракта, в результате которых погибло 2977 полицейских, военных, медиков, пожарных и простых людей и 19 террористов. Так даже не верится, что это не кадры из фильма. Это стало самым масштабным террористическим актом в истории США. Самолеты были захвачены при помощи пластикового оружия, которое преступники смогли пронести на борт самолета. Планировалось пять столкновений три с башнями в Нью-Йорке, одно в Пентагоне и одно в Вашингтоне. Только один самолет не долетел до цели — Вашингтона. Что случилось на борту до сих пор неизвестно, но, судя по всему, пассажиры оказали сопротивление захватчикам. В итоге самолет упал, не долетев до цели. В результате теракта погибли не только граждане США, но и еще 96 государств. В результате это привело к военным действиям в Сирии, Афганистане, Ираке и Ливии. Целью ввода войск называлась борьба с терроризмом. Небоскребы вообще не могут быть полностью безопасными. Например, в самолеты теперь нельзя проносить жидкости, средства индивидуальной защиты и маникюрные принадлежности. По мнению фанатов конспирологии так за него пытались получить страховку, которая существенно превышала его стоимость. В результате крушения погибли полторы тысячи человек. И взял на борт около 2 500 пассажиров. Его как только не называли. Но он все равно утонул. Причиной этого стало столкновение с айсбергом. При этом, он неоднократно получал предупреждения от капитанов других кораблей, что на пути могут попадаться айсберги. Голубая лента Атлантики - неофициальный приз, который давался кораблю, который быстрее всех пересек Атлантический океан от берегов Британии до берегов США Во время столкновения ледяная глыба, которую не заметил впередсмотрящий буквально вскрыла пять носовых отсеков корабля по правому борту. В результате этого они начали затапливаться. Примерно 1 500 погибших появились из-за того, что на корабле не хватало спасательных средств, а те, что были, использовались крайне нерационально. В первых шлюпках уплывало по 12-15 человек, а последние спускались на воду с 70-80 пассажирами при вместимости 60 человек. Так «Титаник» выглядит сейчас. Сейчас останки корабля лежат на дне Атлантического океана на глубине около 3 500 метро. Многие спрашивают, почему его не поднимут. Технически такую задачу нельзя назвать невыполнимой, но большая глубина сильно мешает в ее реализации. Главной трудностью является сгнивший металл, который уже почти развалился.
Диспетчеры предотвратили крупнейшую авиакатастрофу
Самолёты, не принятые Лас-Пальмасом, заняли все стоянки на Лос-Родеос. Некоторые самолёты стояли даже на рулёжных дорожках. Boeing 747 авиакомпании KLM, выполняющий рейс 4805, находился ближе всего к порогу взлетно-посадочной полосы 12, за ним стояли Boeing 737, Boeing 727, Douglas DC-8; Boeing 747 авиакомпании «Pan Am» рейса 1736 занимал последнюю позицию. После почти четырёхчасового ожидания аэропорт Лас-Пальмас начал принимать рейсы.
Экипаж «Pan Am» был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлёт, однако не смог выполнить необходимые манёвры по выруливанию на взлётную полосу, поскольку был блокирован Boeing компании KLM и заправочным автомобилем: капитан KLM решил дозаправиться, чтобы сэкономить время в Лас-Пальмас. Стоит отметить, что для работников авиакомпаний установлен жёсткий трудовой кодекс. Продолжительность рабочего времени пилотов строго регламентирована.
Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру ван Зантену было приказано осуществить вылет до 19:00 по местному времени или, в противном случае, дожидаться утра. Пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов. Следуя инструкциям диспетчеров, Boeing KLM проследовал в конец основной взлётной полосы и развернулся на 180 градусов этот манёвр является трудным для Boeing 747 на узкой полосе , после чего остановился.
Капитан KLM перевёл двигатели на малый газ, доложил о готовности к взлёту и стал ожидать дальнейших инструкций от диспетчерской вышки управления воздушным движением. Во время руления погода ухудшилась. Туман ограничивал видимость 300 метрами.
Аэропорт Лос-Родеос всегда отличался непредсказуемыми погодными условиями. Это обусловлено тем, что аэропорт расположен между двух гор на высоте 700 метров над уровнем моря. Командир Boeing «Pan Am» почти сразу же получил указания рулить вслед за Boeing KLM, ему было приказано следовать по той же взлётной полосе и свернуть на рулёжную дорожку C3, после чего двигаться по главной рулёжной дорожке к началу ВПП.
В это время видимость упала до 100 метров, и экипажу «Pan Am» было сложно определить рулёжную дорожку. Осевые огни, определяющие границы взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, не работали.
Отдельно разделили понятия «взлет» «take off» и «отправление» «departure» : теперь согласованный с диспетчером путь отправления нельзя перепутать с разрешением на взлет.
А в тот день между жизнью и смертью стояло лишь короткое «ОК» диспетчера, сказанное в ответ на неуверенное «мы собираемся взлетать» второго пилота KLM. И эти две буквы стали спусковым крючком для ван Зантена, нетерпеливо давшего полный газ со словами «мы взлетаем». Этот момент тоже стоит рассмотреть подробнее.
Здесь нельзя обойтись банальными словами «даже очень опытные люди совершают ошибки». Разумеется, можно свалить все на ошибку ван Зантена и его желание обогнать ухудшающуюся погоду. Но почему себя так повел опытнейший пилот?
Ведь опыт — это в том числе способность расставлять приоритеты в работе, и человек на такой ответственной должности не мог этого не уметь. На эту тему, увы, остается только делать предположения. Конечно, первым делом приходит самое логичное объяснение произошедшего.
Как должен чувствовать себя человек, с портретом которого выходят рекламные буклеты, полные высокопарных слов про голландское мастерство, преданность делу и точность, сравнимую с часовым механизмом? Вынужденный совершить ненужную посадку, которого задерживают пассажиры, заправка, на которого давит собственная компания, рассказывая прописные истины? Дурацкие профсоюзы загнали его в рамки формальностей, дурацкая погода меняется в течение получаса, дурацкие сепаратисты испортили ему легкий и заурядный рейс.
Разумеется, это давит на эмоции, портит настроение. Но достаточно ли этого для критичных отклонений в поведении командира? Рекламный разворот авиакомпании KLM.
Обратите внимание на заголовок: «KLM. От людей, сделавших пунктуальность возможной». Нервничал ли ван Зантен из-за задержек, зная, что олицетворяет пунктуальность KLM?
Мы никогда не узнаем. Может быть и так, если, едва раздался короткий неопределенный ответ диспетчера, его лежавшая на рычагах рука нетерпеливо дала полный вперед. Но что-то не так было еще перед этим: ван Зантен дал малый газ сразу после разворота, обеспокоив своего второго пилота.
Забыл ли он про ATC clearance? И забыл ли затем про отдельное разрешение на взлет? Спекуляции добавляет тот факт, что ван Зантен до этого рейса полгода работал в KLM летным инструктором.
В его работу входило обучение новичков всем азам переговоров с диспетчером. Мог ли он, проговаривавший роли диспетчеров воздушного движения, невольно спроецировать этот опыт? Ошибиться, привычно проговорив в голове все стандартные фразы, и не заметить, что отдал разрешение на взлет самому себе?
Это — спекуляция, хотя и не являющаяся неправдоподобной. Но есть и другой момент. Рядом с ван Зантеном сидели остальные члены экипажа.
Забыл ли командир или же грубо нарушил правила — но второй пилот его одернул, сказав: «Постойте! Мы не запросили ATC clearance! Что же пошло не так?
Фраза капитана «Я знаю. Она практически бесполезна без выражения лица, интонации, эмоций. Но что видел в кабине второй пилот — уставшего, раздраженного коллегу или авторитет командира, которому не хотел перечить?
Когда едва дослушавший повторение вторым пилотом предписаний диспетчера капитан перебил его словами «мы взлетаем», тот не стал возражать во второй раз что-то вроде «стойте, а теперь нужно отдельное разрешение на взлет! Может быть, и первая, и вторая фраза были произнесены с нескрываемым раздражением? Или же пилот почувствовал, что командир раздосадован своей ошибкой с ATC clearance, и когда ван Зантен пропустил и запрос разрешения на взлет, уже не стал злить его еще сильнее?
Ситуация не выглядит таким уж домыслом, если учесть, что налет второго пилота на Boeing 747 составлял всего лишь 95 часов против более 1500 у командира, а лицензию на этот тип самолетов выдал ему… лично Якоб ван Зантен, который, как уже говорилось, в течение полугода работал летным инструктором авиакомпании. Однако беспокойство экипажа происходящим имело место, ведь дальше был вопрос бортинженера, ушел ли рейс 1736 с полосы. И здесь уже прозвучала полная уверенность капитана ван Зантена в происходящем.
Голландское слово «jawel», прозвучавшее в кабине, имеет значение не просто «да», но уверенное, аргументированное «да, именно» или «так точно». Была ли это слепая уверенность в своих действиях, спешка и раздражение, либо проявление авторитета и подчинение ему? Сложно ответить на этот вопрос, но человеческая психология явно сыграла огромную роль в том, почему командир рейса 4805 без разрешения на взлет начал свой смертельный разгон.
Замечу, что шедший следом борт 1736 действовал как полная противоположность борту 4805, что тоже по-своему привело к катастрофе. Ведь если бы они двигались по ВПП быстрее или нашли третий съезд, столкновения не произошло бы. Но поведение экипажа полностью соответствует поведению отдельного дезориентированного человека.
Признать, что они не увидели нужный поворот, уведомить об этом диспетчера, в третий или десятый раз переспросить, нужен ли им этот съезд, даже если он ведет назад — действия экипажа были скованными во всем, как будто они не вели самолет, а шли с завязанными глазами.
Около пяти вечера полностью заправленный Boeing 747 KLM выехал на взлетно-посадочную полосу. В этот момент с моря на аэропорт набежали облака. В этот момент можно было наблюдать, как за авиалайнером, движущимся по полосе, набегает густой туман. Рулёжная дорожка была полностью заставлена авиалайнерами, и Боингу 747 KLM пришлось проехать по взлётно-посадочной полосе к месту старта, а затем развернуться там на 180 градусов. Экипаж самолета успешно выполнил эту задачу, но дальше они стали делать ошибку за ошибкой, приближая момент катастрофы. Американский самолёт передвигался уже в тумане. Видимость в этот момент составляла меньше ста метров. Он должен был проехать по полосе до третьего съезда и переместиться на рулёжную дорожку, которая в этом месте была свободна.
Диспетчеры решили сделать этот манёвр для того, чтобы американский лайнер двигался параллельно со взлётно-посадочной полосой, где будет взлетать самолёт KLM. Ну а дальше роковой просчёт совершил экипаж самолёта Boeing 747 Pan American. Чтобы понять, что они сделали, нужно взглянуть на схему аэропорта. Схема передвижения самолётов перед авиакатастрофой Как видно на схеме, третий съезд с ВПП взлётно-посадочная полоса направлен против движения самолёта Clipper Victor. Пилотам потребовалось повернуть с разворотом в 148 градусов, чтобы заехать на этот съезд. Указания насчёт съезда номер три они сочли ошибкой диспетчера и поехали к четвёртому. Около поворота на него и произошла трагедия. Переговоры пилотов и диспетчера Между тем, Якоб ван Зантен сильно торопился подняться в воздух, поскольку в запасе было 2 часа. Экипаж ждал лишь команды на взлёт от диспетчера.
Сам диспетчер выражался по-английски с сильным акцентом и из-за сильного тумана не видел происходящего на взлётно-посадочной полосе. Завершающим этапом в авиакатастрофе на Тенерифе стал радиообмен между диспетчером и экипажами обоих авиалайнеров. После разворота в конце взлетно-посадочной полосы экипаж голландского Боинга запросил у диспетчера разрешение на взлет. В ответ он передал им инструкцию по набору высоты, которую ван Зантен и остальные члены экипажа по ошибке поняли, как разрешение. В то же время, после передачи инструкции диспетчер в конце добавил следующую фразу: «ОК, будьте готовы к взлету, я вас вызову». В этот же момент экипаж американского Боинга вышел на связь, и сообщил диспетчеру следующее: «Мы все ещё следуем по полосе, Clipper 1736». Из-за того, что обе фразы вышли в эфир одновременно, возник эффект под названием гетеродин. В результате, экипаж самолёта KLM не услышал окончание фразы «Будьте готовы к взлёту, я вас вызову», а только «ОК» и визг гетеродина.
Гражданская авиация с настолько масштабными авиационными трагедиями не сталкивалась никогда ранее. Два Boeing 747, загруженные пассажирами, столкнулись в аэропорту Лос-Родеос. В 1977 году авиация была не столь безопасна, как сейчас. Тем не менее, столкновение в аэропорту явно произошло не из-за неисправностей в самолетах.
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос
Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос — Пассажирский терминал аэропорта Лос-Родеос в 2003 году Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, Канарские острова, случилась в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977. Пассажирский автобус столкнулся с самолетом в аэропорту Лос-Анджелеса. Очевидцы сняли кадры с борта, проезжающего мимо места ЧП. Аэропорт Лос-Родеос не был оборудован обзорным радиолокатором, и диспетчерам приходилось постоянно уточнять по радио положение самолетов на земле. 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос, расположенном на испанском острове Тенерифе, произошло столкновение двух самолётов Boeing 747. Столкновение на взлетно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на Тенерифе сразу двух Boeing 747, самых больших и современных пассажирских самолетов того времени, привело к гибели 583 человек, взрослых и детей. Рейсы в Барселону и Франкфурт отменили, однако в остальном авария не повлияла на работу аэропорта Пальмы.
СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЕТОВ В АЭРОПОРТУ ЛОС-РОДЕОС
Лайнеры переориентировали на соседний остров Тенерифе, в аэропорт Лос-Родеос, где в итоге образовалась пробка из международных рейсов. Диспетчеры направляли самолеты в аэропорт Лос-Родеос, расположенный в 70 милях от Лас-Пальмаса. 27 марта 1977 года на взлётно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись два самолёта Boeing 747. Столкновение Боингов KLM 747 и Pan Am 747в аэропорту Лос-Родеос на Тенерифе унесло 583 жизни.