Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. © 2024, RUTUBE. Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР). 12+. Сразу хочу оговориться, что советское воспитание не сильно-то и отличалось от способов воспитания детей на других континентах.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2 | ИА Красная Весна | Чем отличаются взгляды на воспитание детей в советские годы от современных. |
Отличия воспитания в советское и нынешнее время | Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель. |
Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы | – О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно. |
5 советских принципов воспитания, ломающих жизнь детей | Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться. |
Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека
Советская власть мудро решила, что воспитание можно смело поручить школе, в которой работают профессиональные педагоги. Одно из них — "Советский человек" Юрия Левады — проводили в 1989 и 1999 годах. Особое внимание уделялось детскому воспитанию человека коллектива, человека новой морали, будущего строителя мирового коммунизма. Конечно, значительное место уделялось идеологическому воспитанию — ученикам следовало понимать задачи советской современности, проникнуться ими и быть готовыми их решать.
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня
Продолжим эту тему. С 1920 по 1928 год Антон Семенович Макаренко работал в колонии имени Горького, а с 1928 по 1935 год — в коммуне имени Дзержинского. В 1937 году добровольно уходит в отставку, чтобы иметь возможность посвятить себя писательской работе. Награждение Антона Семеновича Макаренко состоялось незадолго до его смерти. Он умер 1 апреля 1939 года. Необходимо сказать, что при жизни он получил признание в СССР, как писатель. Советская педагогика того времени к опыту Макаренко относилась настороженно и недоброжелательно.
Причиной был конфликт Макаренко и Крупской, в общих чертах он описан в книге «Педагогическая поэма». После смерти Антона Семеновича, ситуация меняется. В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья. Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко. В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее.
В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им. Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила.
Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко». Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов.
Впрочем, главный адресат у этого плаката не младшеклассник, а старшеклассница — так демонстрировали преемственность между пионерами и октябрятами. Первые в подобных сюжетах всегда выступали в роли мудрых старших братьев и сестер. Фактически помогать младшим и старшим вменялось в обязанность прилежному обладателю красного галстука.
Художники довольно часто обличали и высмеивали пороки подрастающего поколения. Разумеется, в назидательных целях. Так что встречались в агитации и грязнули, и лодыри, и хулиганы, и обманщики, и просто безразличные к нуждам окружающих школяры. Но никогда на таких персонажах не было красного галстука. Ведь пионер не мог служить дурным примером. Опрятный вид, чистое и выглаженное платье должны быть результатом собственного труда.
Пионерского галстука на этом плакате мы, само собой, не видим. Накануне распада СССР традиция сохранялась — и в школу детей зазывали любимые герои мультфильмов.
Важная деталь: твердое «нет! Не исключено, что именно эта работа Софьи Низовой много лет спустя дала название первому женскому ток-шоу на российском телевидении. Принимать помощь от старшего товарища вовсе не возбраняется.
Впрочем, главный адресат у этого плаката не младшеклассник, а старшеклассница — так демонстрировали преемственность между пионерами и октябрятами. Первые в подобных сюжетах всегда выступали в роли мудрых старших братьев и сестер. Фактически помогать младшим и старшим вменялось в обязанность прилежному обладателю красного галстука. Художники довольно часто обличали и высмеивали пороки подрастающего поколения. Разумеется, в назидательных целях.
Так что встречались в агитации и грязнули, и лодыри, и хулиганы, и обманщики, и просто безразличные к нуждам окружающих школяры. Но никогда на таких персонажах не было красного галстука. Ведь пионер не мог служить дурным примером.
В массе учителя были в шоке от факта низвержения с пьедестала небожителей. Уже широко известна модель «двойного негативного отбора» педагогов: в педвуз идут те, кто никуда больше не смог попасть, а в школу из педвуза, когда никуда больше не взяли. Модель игнорирует тех, кто целенаправленно идет в педагоги, но не лишена оснований в остальном.
А из тех, кто осознанно идет в педагоги, довольно много весьма инфантильных выпускников, которые морально не готовы искать себя в новых сферах, считая, что школьную среду они уже хорошо знают и не хотят ее покидать. Естественно, это не осознанный выбор, а подсознательный, но суть от этого не меняется. Пиетет перед учителем формировался тогда, когда он в массе был на голову более образован, чем все вокруг. Примерно после войны этот разрыв уже не был столь разителен и стремительно сокращался. Сегодня учительство в массе нельзя считать самым образованным слоем граждан. Жесткое проведение реформ Фурсенко и Ливановым без терпеливого обсуждения смысла и целей привели к жесткому противостоянию в обществе, сняли традиционный барьер уважительности перед школой, учителем.
И теперь школа живет в условиях постоянной критики, которая далеко не всегда обоснована и оправдана. Новообразование российской государственности послесоветского разлива — образ люмпенизированной Марьванны. Авторитет по факту статуса «учитель» исчез. Нормативная незащищенность учителя реализовалась в проблемы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Все пути для нас открыты, все дороги нам видны Формально это было и осталось. По факту не было и нет.
Преимущественно наши амбиции определяются семьей, опираются на семейные ценности, на семейные возможности. Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли? Правила едины, и поэтому формально все равны. Но образование происходит внутри человека. Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции.
Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы. Система должна это сделать. Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы. Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет. Попытка по старой схеме затащить всех на одну вершину, с которой видны всем одинаково все дороги, становится все менее и менее реалистичной.
Традиционная схема «Ввести в школу новый предмет» вроде бы уже выходит из практики пугающих «новаций». Мы неизбежно идем к разбиванию учебных курсов на уровни, чтобы сбалансировать востребованность и нагрузку. Является ли это чем-то новым, нетипичным для «лучшей советской школы»? Для честного человека — нет. Покойный и очень уважаемый коллегами наш завуч по английскому языку не раз и весьма горделиво заявлял, что ему «двоек» не ставили, сознавая полную математическую непроходимость. Подобные утверждения я встречал не раз от уважаемых в своем деле людей при полном благосклонно-уважительном отношении окружающих к их учителям, которые смогли проявить понимание и не искалечили формальным подходом таланты.
Через ЕГЭ такой душевный подход не пройдет. Но и барьер прохождения через ЕГЭ ниже плинтуса. Учили думать, а не натаскивали на единый экзамен Многое, сказанное против ЕГЭ, надумано. Многое справедливо, но не всегда с адекватными выводами. Хочу напомнить, что экзамен типа ЕГЭ — независимый и внешний — был мечтой огромной страны и был предметом жесточайших обсуждений в прессе. С введением ЕГЭ явно опоздали в нашей неповоротливой инерции.
Учили ли в советской школе думать? Не меньше и не больше, чем в современной. Подавляющее большинство и тогда, и сейчас готовят к экзаменам. Экзамен и тогда был ориентиром практически всех. То, что экзамены были разные, позволяет рассуждать, что тогда не натаскивали.
Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений
Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина. Но не стоит идеализировать советское воспитание только потому, что ваших родителей растил Союз. Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться. С 1946 года и до развала СССР выходил один из самых популярных советских журналов для родителей и педагогов "Семья и школа". – О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно.
Как воспитывали детей в СССР: 10 основных правил
Советское воспитание: очевидные плюсы и откровенные минусы | Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным. |
10 правил воспитания советских детей, которые актуальны и сегодня | Лучшие традиции советской школы и опыт воспитания детей и молодежи необходимо применять и в XXI веке. |
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание | Ни для кого не секрет, что советское воспитание сильно отличается от теперешнего. |
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
По словам журналиста, в советские годы дети считались «общими». Такое было отношение», — вспомнил Цыганов. В пример герой интервью привел историю, произошедшую с ним на катке.
Луначарский писал: «... С момента большевистского переворота 1917 года прошло больше 100 лет, сейчас растет уже шестое поколение.
Гости нашего круглого стола родились в разное время ХХ века, но есть одно общее, что их объединяет, - это время существования СССР. Что оно воспитало в каждом из нас?
Водитель бережно подхватил его за предплечье, стал переходить с ним дорогу. Дошел до середины, из машины, которая стояла с противоположной стороны перехода вышел парень, как эстафету, подхватил у водителя троллейбуса пожилого человека. Водитель вернулся на свое место, троллейбус тронулся. Успел лишь заметить, как парень благополучно пересек вместе с пенсионером дорогу, оставил его в безопасном месте, а сам вернулся в свой автомобиль. И, знаете, так тепло на душе стало!
Какой же у нас, все-таки, народ! Какие добрые люди! Кстати, в этот самый день мне на глаза попалось какое-то аномальное количество людей со сломанными руками - правой или левой. Насчитал десять человек самого разного возраста.
Контент недоступен Раньше девушке они казались бессмысленными и чересчур строгими, но сейчас, когда мир охватила пандемия коронавируса, Дженни призналась, что оказалась одной из немногих в США, кто был готов к карантинным мерам и изменившейся реальности. Кройк показала и рассказала, что с детства мама приучила ее соблюдать правила личной гигиены и как можно чаще мыть руки, обувь и все купленные овощи и фрукты. Также девушка с детства знала, что в доме обязательно должен быть неприкосновенный запас самых важных вещей.
Советское воспитание (как нас воспитывали в СССР)
были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. Что такое актуальные методы воспитания? Как правильно воспитать ребенка, чтобы подготовить его к жизни в современном мире? Советские методы воспитания, как наказывали детей в СССР. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время.
Как менялось воспитание детей за последние 100 лет
Коллективная ответственность Коллективная ответственность воспитывает сознательного члена общества, который отвечает не только за себя, но и за товарищей. Пример коллективной ответственности приводит американский академик и детский психолог Ури Бронфенбреннер в 1970-х годах в книге «Два мира детства: Дети в США и СССР», рассказ советской учительницы о борьбе нарушителями дисциплины в классе: «Представим себе, что десятилетний Вова дергает Аню за косу. Я ему делаю замечания — одно, второе, третье — он продолжает свое. Тогда я прошу класс обратить внимание на поведение Вовы. Теперь я спокойна — на перемене с мальчиком поговорят дежурные пионерского звена. Они ему напомнят, что его недисциплинированность отзовется на оценке поведения всего звена». Приучение к труду и самостоятельности Детей готовили к самостостельности с раннего возраста, они помогали старшим в домашних делах.
Подготовка в довоенные годы В Советской России в годы Гражданской войны военная подготовка молодежи была введена декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года "Об обязательном обучении военному искусству". Создававшаяся система военной подготовки боевых резервов Красной армии предполагала, в частности, посещение молодежью допризывного возраста 16-17 лет курсов в органах Главного управления всеобщего военного обучения территориальных войск всеобуча.
В 1930-х годах 18-19-летние молодые люди проходили учебные сборы общей продолжительностью два учебных месяца. Начальная военная подготовка НВП проводилась во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, с учащимися старших классов с 8-го по 10-й проводилась допризывная подготовка. Постановлением Совета министров СССР от 25 января 1962 года допризывная военная подготовка в школах была отменена, военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы. Документ сокращал срок действительной военной службы на год до двух лет в сухопутных войсках и возвращал НВП. Она проводилась с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы - в общеобразовательных школах начиная с 9 класса , средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях профтехобразования; на учебных пунктах, которые создавались на предприятиях, учреждениях, организациях, совхозах и колхозах; в учебных организациях ДОСААФ. В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов.
Играть в такую «штуку» взрослому — сплошное удовольствие. А для малыша, чем проще игрушка — тем лучше. Поверьте, кроха найдет тысячу и один способ поиграть с самой простой погремушкой или матрешкой. И это будет гораздо полезнее для его развития. Совет 2: Игрушки должны быть разные Дайте своему карапузу возможность выбора. Пусть у него под рукой будет и пирамида, и игрушечная панель с кнопками, или даже «забытая» погремушка. Игрушки, расположенные в зоне досягаемости крохи, должны отличаться по цвету, размеру и назначению.
Поэтому покупайте «развлекалочки» разного действия и направления. Совет 3: Безопасность — прежде всего Это умудренные жизненным опытом мамы и папы уже знают, что не все предметы можно и нужно пробовать на зуб. У маленького исследователя такого опыта еще нет. Поэтому, выбирая игрушку, смотрите на нее глазами ребенка, чтобы подобрать гарантированно безопасный вариант. Но родителям стоит помнить, что на одну и ту же вещь и даже занятие, они смотрят разными глазами. Поэтому, подбирая развлечения для своего малыша, нужно, в первую очередь, думать о том, чтобы выбранная игрушка была удобна и приятна ребенку.
Мы констатируем это, не анализируя, на каком этапе мы его «потеряли». На мой взгляд, это случилось тогда, когда были попраны советские принципы воспитания в угоду вседозволенности и безответственности», — из письма в редакцию нашего читателя, ветерана педагогики Павла Михалёва. Какие принципы воспитания были на самом деле пересмотрены и что думают по этому поводу наши читатели и эксперты? Было: учиться надо только на «хорошо» и «отлично».
Сегодня: оценка - не главное, важнее, чтобы ребёнок смог раскрыть свои способности. В советских семьях оценка была критерием успешности ребёнка в школе. Хорошая успеваемость должна была быть по всем предметам. Отстающих учеников в школе «песочили» и «подтягивали». Сегодня тотальная успеваемость тоже приветствуется, но не ставится во главу угла. Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне. В конце концов, в жизни пригодится». Было: учитель всегда прав.
Старших нужно слушаться.
5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу
Отвечаем всем, кто считает, что "и ничего, нормальными выросли" - это полноценный аргумент в пользу неизменности традиций. Марина Романенко — психолог, создатель "Академии Профессионального Родительства", бизнес-коуч и мама четверых на двоих с мужем детей. Это не только мимими, красивые и смышленные детки - наши влогеры делятся всяческими полезными лайфхаками и материнским опытом! Ведь каждый день мамы, каждая по-своему, растят своих детей, вкладывая в их жизнь максимум своих сил, времени, труда и фантазии. И так интересно и полезно узнать, как это делают другие!
Бронфенбреннер подчеркивал, что воспитание молодежи в молодежных группировках — это верный путь к моральной, интеллектуальной и духовной деградации. При этом он ссылался на роман Голдинга «Повелитель мух», юные герои которого быстро дичают, оказавшись без взрослых на необитаемом острове. Советская же система воспитания детей и подростков казалась профессору спасительным маяком для решения проблем американской молодежи. По какому пути пошла Россия? Еще в ходе борьбы за установление контрреволюционного капиталистического строя «прорабы перестройки» взяли курс на поддержку неформальных молодежных групп, которые стали появляться повсюду как грибы после дождя. Телерепортеры охотно приглашали в студию молодых людей, которые требовали предоставить им помещения, финансирование, а нередко и идеологическое обеспечение. Не имея никакой ясной программы, неформалы демонстрировали свою оппозиционность ко всему советскому, чем привлекали «прорабов перестройки». Уничтожение всего советского привело к ликвидации тех институтов, которыми восхищался американский профессор. В первые же месяцы после запрета Коммунистической партии в стране были распущены Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи, пионерская и октябрятская организации. Спору нет, в этих организациях было немало устаревшего, немало формализма, который душил живые начала. Однако необходимое совершенствование детских и подростковых организаций не должно было привести к их уничтожению. Ликвидация детских и подростковых организаций породила условия, способствующие деградации молодежи. Пока организации ориентировались на высокие общественные идеалы, а ими руководили люди, обладавшие немалым жизненным опытом и глубокими знаниями, они служили интеллектуальному и духовному росту молодежи. Разумеется, в жизни детей и подростков возникает необходимость побыть без взрослого наставника. Однако даже водить мотоцикл или бегать за футбольным мячом лучше научат зрелые мастера, чем сверстники юных байкеров или футболистов. Изоляция от позитивного примера и руководства со стороны более опытных и житейски умудренных неизбежно ведет к ориентации на ограниченные знания и ущербную мораль, убожество которых в неформальной шайке прикрывается ненормативной лексикой и хулиганским поведением, порочными пристрастиями. Быстрое распространение наркомании, алкоголизма среди молодежи, рост преступности — вот следствия приобщения нашей страны к западной «цивилизации». Нет сомнения в том, что многие российские учителя и ныне ведут борьбу за души детей и подростков. В стране существуют организации детей и подростков, сохраняющие верность добрым традициям. Однако этим усилиям противостоят те, кто заинтересован в дальнейшем разложении нашей молодежи. Крушение советского строя сопровождалось внедрением в нашу жизнь инструментов, которые, по мнению Бронфенбреннера, особенно способствовали распаду сознания молодого поколения. Показ по телевизору бесконечных сериалов, посвященных супружеским изменам, кровавым дракам, изощренным отравлениям, сожжениям и расчленениям трупов прерывается лишь для убеждения зрителей в необходимости вымыть голову определенным шампунем, съесть сосиски определенной фирмы и воспользоваться услугами определенных телефонных компаний. Какие позитивные примеры для подражания предлагает нам телевидение? Изо дня в день мы знакомимся с жизнью актеров, нередко второстепенных, и их многочисленных жен, дележом собственности. Если нам показывают передачи про прославленных советских деятелей искусства, то лишь для того, чтобы рассказать байки о том, как они страдали и мучились в советские годы. Мы узнаем про сложные семейные отношения совершенно невыдающихся людей, для распутывания которых используют тесты ДНК. Содержание подавляющего числа телепередач достаточно вредоносно. Но не лучше и форма этой телепродукции. Среди уважающих себя людей не принято повторять одну и ту же шутку несколько раз. Даже удачная шутка, которая так редко присутствует в телерекламе, повторяется десятки раз в течение дня. Затем она повторяется изо дня в день. Сюжет телесерии очень похож на сюжеты других серий. Сериалы с разными героями во многом напоминают другие сериалы. Штамповка сюжетов и образов приводит к тому, что зрители быстро забывают содержание очередных серий. Похожи как близнецы и многочисленные ток-шоу. Непрерывный повтор неизбежно ведет к отупению. Мозг отвыкает воспринимать новую информацию, оперировать оригинальными наблюдениями и глубокими мыслями. Как и телевидение, Всемирная паутина предлагает нам среди самых важных новостей дня сообщения о жизни телезвезд. В то же время интернет открыл простор неформалам. Любой пользователь социальных сетей может выставить на всеобщее обозрение подробный рассказ о себе в сопровождении фотоснимков и видеозаписей. Неформал получил возможность нагло и агрессивно излагать свои примитивные суждения на полуграмотном наречии, которое он выдает за великий русский язык. Обладатели компьютеров и смартфонов научились быстро находить во Всемирной паутине разнообразную информацию, выдавая ее за собственные сочинения. Ознакомившись с рефератом одного студента, я сказал, что у меня к нему два вопроса: «В чем состоит разница между циклическими кризисами и стадиальными? Сколько вам было лет в 1996 году? Тогда я сказал ему: «Но вы пишете: «В 1996 году я открыл разницу между циклическими кризисами и стадиальными». Студент даже не удосужился прочесть труд экономиста, который выдал за собственное творение. Получив в свое распоряжение несметные информационные богатства, многие молодые люди, не обладая систематическими знаниями, не в состоянии освоить открывающиеся перед ними сокровища. Студенты выпускного курса института с международным уклоном, в котором я веду курс, как правило, плохо знают географию и историю. На вопрос, где находится Гондурас, я получил ответ: «К югу от Москвы…» Тут же студентка поправилась: «Ой, я с Карагандой перепутала». Другой студент уверял, что Иран граничит с Казахстаном. На мой вопрос, как зовут нынешнего руководителя Китайской Народной Республики, долго никто не отвечал, пока я не услыхал робкий шепот: «Мао Цзэдун? Я добавил: «Правда, некоторые говорят, что скважину закрыли, потому что стали слышаться голоса из адских недр». И вдруг одна студентка воскликнула с возмущением: «А вы, что, не верите этому?! Бывший фронтовик, а потом доктор исторических наук Александр Галкин рассказывал, как он с товарищами участвовал в освобождении советских земель. Говоря о разрушениях городов и разорении деревень, А. Галкин неожиданно заметил: «Не менее тягостное впечатление оставляло знакомство с детьми и подростками, которые во время оккупации не имели возможности посещать школы, быть пионерами, комсомольцами.
Как большевики, придя к власти, стали переделывать традиционную школу Большевики сформулировали принципы своей образовательной политики ещё до революции. Также на коммунистическую концепцию образования социального воспитания, как говорили сами большевики повлияли взгляды Льва Толстого, Петра Кропоткина, Константина Вентцеля. С самого своего прихода к власти коммунистические лидеры действовали в сфере образования самым решительным образом. Только за 1918 год советские декреты в корне изменили дореволюционную школу: полностью отделили её от церкви и запретили преподавание богословия, ввели совместное обучение мальчиков и девочек, отменили оценки, наказания и плату за учёбу. Но самое главное — образование наконец-то официально стало всеобщим и обязательным, хотя и с оговорками. Проводя реформы, новая власть стремилась избавиться от «старой школы». С одной стороны, для ускоренной индустриализации страны нужно было обеспечить граждан равным средним и профессиональным образованием. С другой, создав единую систему образования от детского сада до вуза , надо было выковать нового, советского человека, готового строить новый мир. Детский сад на прогулке, Ленинград, 1930-е годы Фото: Wikimedia Commons 1920-е годы стали для советской школы временем смелых педагогических экспериментов. При этом многие лидеры Наркомпроса не имели не только педагогического образования и опыта, но и даже высшего образования. Тем не менее они были знакомы с передовыми педагогическими идеями своего времени. В первую очередь, лидеры коммунистического государства отдавали предпочтение американским концепциям в противовес европейским, которые считали «вырожденческими». Но заимствовали большевики идеи не напрямую, а преобразуя их. Как правило, меняли основу с индивидуалистской на коллективистскую. То есть использовали методологию, а идеологию при этом меняли. Советская единая трудовая школа: никаких книжек, в основе — труд При создании новой школы большевистские лидеры рассматривали разные проекты. Были среди них и очень смелые. Например, один предполагал создание школы-коммуны, где объединялось обучение и промышленное производство. Согласно проекту, учиться в таких заведениях нужно было каждый день пять дней труда и два — на экскурсии, доклады и так далее без выходных и каникул. При этом никаких учебников — книга вообще провозглашалась «бичом детства». Такое учебное заведение, по задумке, должно было обслуживать и обеспечивать себя самостоятельно. Доктрину образования будущего советское руководство создало быстро. Уже в 1918 году ВЦИК принял концепцию единой трудовой школы. Концепцию разрабатывали советские педагоги под руководством видных деятелей партии: Анатолия Луначарского, Надежды Крупской и Пантелеймона Лепешинского. Основана она была, в первую очередь, на идеях «школы труда» американского педагога Джона Дьюи, щедро сдобренных большевистской идеологией. Джон Дьюи Фото: Wikimedia Commons Основой школьной жизни провозглашался радостный труд без принуждения. Коллективная работа «школьной коммуны» была нацелена на воспитание будущих граждан. Обучение должно было носить общеобразовательный политехнический характер, то есть должно было теоретически и практически знакомить учеников с различными отраслями производства. Соответственно, учебный процесс кардинально изменился. Был создан отдельный предмет — трудовое воспитание, на который выделили солидное количество учебных часов. Ученики младших классов во время таких занятий осваивали ремёсла, а старших — приобщались к работе на предприятиях и в колхозах. По словам Луначарского, новая школа не могла, да и не должна была, как средние учебные заведения прошлого, растить интеллигентов. Цель советского образования нарком обозначал так: «Всех научить трудиться». Много времени на занятиях уделялось физическому и эстетическому воспитанию — спорту, гимнастике, играм, танцам, музыке, пению, рисованию, лепке. В число учебных методов вошли экскурсии, прогулки, зарисовки, моделирование. Важное место занимал принцип самостоятельности: ребёнок должен был сам обогащать свой опыт. Классы, которые раньше набирали по возрасту, заменили на группы по уровню подготовки. Ученики в основном в образцово-показательных школах, а также школах-интернатах получили право на самоуправление и создание школьных советов. Без одобрения совета, к примеру, нельзя было наказать провинившегося ученика. Такой уровень свободы детей по меркам дореволюционной школы а именно из неё происходило большинство учителей раннего СССР был сопоставим с полной анархией. Читайте также: Домашние задания и экзамены в трудовой школе отменили. Также педагоги должны были учитывать региональные особенности при сборе учебного материала. За что трудовую школу невзлюбили родители Первые педагогические преобразования большевиков столкнулись с большими трудностями. Так, отказ от преподавания Закона Божьего вызвал широкое и упорное сопротивление, особенно в среде крестьян. Как вспоминала Надежда Крупская, достаточно было появиться слухам о том, что богословие могут изъять из учебной программы, — и родители не пускали детей учиться, заявляя, что такие школы им не нужны. Родительские комитеты в городах тоже выражали недовольство. Во многом поэтому советская власть их ликвидировала. От компромисса — сделать Закон Божий факультативом — большевики категорически отказались. Вместо родительских комитетов за образованием стали следить «представители трудового населения». Их избирали через партийные коллективы и женотделы. Но на деле представители, среди которых практически никогда не было родителей, совершенно не интересовались делами школ, и «пролетарский контроль» провалился.
Но возможно ли это в современности? Прости, Юра, мы все отменили По мнению Александра Гезалова, российского общественного деятеля, писателя и публициста, специалиста в сфере социального сиротства, поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и помощи людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию, а также руководителя Наставнического центра в Москве, трудовая дисциплина — это уже не то, что было в советское время. Пионер и комсомолец был обязан трудиться и участвовать в коллективной деятельности. Воспитательная функция школы, как при Советском Союзе, уже невосполнима, считает он. Все знают свои права и обязанности очень хорошо. Особенно родители. Лишняя перенагрузка не получится, скорее всего, потому что это приведет к бунтам в чатах [речь идет о родительских чатах — прим. Он также отметил, что уважение и любвь к труду в СССР прививали через идеологию. Узнать подробнее Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. Сами родители, к сожалению, не воспитывают в ребенке уважение к труду. Если школа начнет привлекать школьников к труду, я вполне допускаю мысль, что семьи запросят оплату за труд», — считает Сараев. Уполномоченный по правам ребенка уверен: то, как на сегодняшний день предлагают воспитывать у школьников уважение и любовь к работе, не будет всерьез воспринято родители и их дети всерьез не воспримут. Ведь уборкой занимаются клининговые компании, охраной — охранные предприятия, готовкой — подрядные организации. Нельзя не согласиться: пока родители в семье не научат школьника обслуживать себя самого, о работе на пользу общества можно забыть.
Как воспитывали детей в СССР или Что такое хорошо, что такое плохо
Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет. В школах СССР начальную и допризывную военную подготовку ввели в 1939 году согласно закону "О всеобщей воинской обязанности", принятому Верховным Советом СССР 1 сентября. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. Советское воспитание подростков — а каким оно было? 00:00. Вспоминаем о том, как мы жили несколько десятилетий назад. – О «правильном воспитании» молодёжи государство в последние годы твердит постоянно.
Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3
Миф о советской школе | Омбудсмен по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев уверен: в том виде, в каком трудовое воспитание было в Советском Союзе, уже не вернуть. |
Какой непослушный ребенок: как воспитывали детей в Советское время, и почему это портило их психику | дело не в «оправдании» или «порицании» СССР – а в самих принципах воспитания, о которых в интернете постоянно идут острые дискуссии. |
Воспитание в СССР | Основная база советского метода воспитания детей была создана в 20-х и 30-х годах прошлого века легендарным советским педагогом Антоном Семеновичем Макаренко. |
Васильева призывает возрождать лучшие традиции советской школы | Редакция Pandaland собрала 12 отличий, которые все больше отдаляют современных детей от сурового советского воспитания! |
Трудовое воспитание
При выборе детских игрушек важно не только руководствоваться впечатлениями, но и понимать основы развития малыша в тот или иной период жизни. Так, в первые недели жизни кроха спокойно обойдется без каких-либо игрушек - новых впечатлений будет достаточно, а главным действующим лицом для младенца будет мама. Когда же малышу исполнится месяц, в нем начнет просыпаться природное любопытство, и карапуз начнет активно познавать внешний мир — на слух, ощупь, вкус, цвет и запах. И помочь в этом ему могут игрушки, сделав процесс более увлекательным. Рассмотрим подходящие варианты. Мобиль Яркую подвижную конструкцию с музыкой и различными фигурками можно размещать над кроваткой, начиная со второго месяца, когда кроха начинает интересоваться своим ближайшим окружением. Выбирайте модели с геометрическими узорами и контрастными принтами — такие изображения будут стимулировать развитие зрения у ребенка, а также улучшат его способности фиксировать взгляд на движущемся предмете. Кстати, можно подключить воображение и сделать hand-made мобиль: достаточно протянуть под потолком леску и навесить на нее несколько фигурок из гофрированной бумаги или тонкой ткани.
Погремушка Хотя и классическое, но от этого не менее полезное развлечение для малышей. Погремушка издает звуки, ее можно держать в руке, трясти и получать при этом невероятную радость от проделанных манипуляций. Знакомить кроху с этим оригинальным предметом можно уже на третьем месяце жизни — как раз когда начинают развиваться хватательные способности вашего чада. Следите за тем, чтобы погремушки были легкими и выполнены из качественного пластика, поскольку малыши в это время пробуют все предметы на вкус. Для разнообразия привычные погремушки можно заменить на мелодичные колокольчики, бубенчики и прочие «гремелки» и «шуршалки».
Годовалых малышек мама наряжает, как маленьких принцесс, а мальчик-карапуз, лежащий на кровати «кабачком», уже облачен в футболку с Суперменом. Зато в подростковом возрасте становится популярен стиль унисекс — детям не интересно подчеркивать то, что и так с ними с рождения. Строгих мам-консерваторов с их вечным «нельзя» становится сильно меньше, в тренде мамы либеральные. Самые передовые из них действуют по принципам продвинутых учебников по психологии: много разрешать, но выбор за ребенка делать самим, заранее. Для примера: «Будешь грушу или яблоко? Надо отметить, что отношения в такой семье всё равно отличные, потому что малыш убежден: его мнение имеет значение. Как правило, на детей не оказывают ощутимое давление, как это делали раньше, поэтому они не чураются родителей. Это совсем не авторитарные отношения, а скорее дружеские, взаимовыгодные. Точка зрения на все, что касается современного воспитания и воспитания в СССР, меняется с каждым годом, не говоря уже о десятилетиях. И это правда. Но поскольку воспитание детей не является точной наукой, а мир не стоит на месте, заваленные новостями и информацией в социальных сетях, современные родители сталкиваются с гораздо большими требованиями, чем во времена Советского Союза. Это ни хорошо, ни плохо. Просто в силу доступности технологий, стал возможен переход из более суровых в комфортные бытовые условия.
Подготовка в довоенные годы В Советской России в годы Гражданской войны военная подготовка молодежи была введена декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 года "Об обязательном обучении военному искусству". Создававшаяся система военной подготовки боевых резервов Красной армии предполагала, в частности, посещение молодежью допризывного возраста 16-17 лет курсов в органах Главного управления всеобщего военного обучения территориальных войск всеобуча. В 1930-х годах 18-19-летние молодые люди проходили учебные сборы общей продолжительностью два учебных месяца. Начальная военная подготовка НВП проводилась во всех средних школах с 5-го по 7-й класс, с учащимися старших классов с 8-го по 10-й проводилась допризывная подготовка. Постановлением Совета министров СССР от 25 января 1962 года допризывная военная подготовка в школах была отменена, военно-патриотическое воспитание перевели в систему внеклассной работы. Документ сокращал срок действительной военной службы на год до двух лет в сухопутных войсках и возвращал НВП. Она проводилась с юношами допризывного и призывного возрастов повсеместно без отрыва от производства и учебы - в общеобразовательных школах начиная с 9 класса , средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях профтехобразования; на учебных пунктах, которые создавались на предприятиях, учреждениях, организациях, совхозах и колхозах; в учебных организациях ДОСААФ. В рамках курса НВП изучались строевая, огневая, тактическая, медицинская, топографическая и инженерная подготовка, защита от оружия массового поражения и в целом гражданская оборона, общевоинские уставы ВС СССР. Классы делились на группы юношей и девушек, последние проходили подготовку по программе санитарных дружинниц. Всего на НВП в учебной программе отводилось 140 часов.
В своем обращении к Госдуме и правительству РФ они указали на позитивный опыт советской школы по воспитанию общества, любящего труд, и предложили вернуть в образовательный обиход школьные мастерские, технопарки, ученические производственные бригады, трудовые отряды, летние лагеря труда и отдыха, сообщает «Коммерсантъ». Они выступили в поддержку поправок к закону об образовании, согласно которым из нормативной практики необходимо исключить термин «образовательная услуга».