Выдающийся основатель «Новой советской волны» и поэтического кинематографа режиссер Сергей Параджанов стал знаменит на весь мир после фильмов «Тени забытых предков». В Украине спустя 50 лет после приговора реабилитировали армянского кинорежиссера и художника Сергея Параджанова, осуждённого в 1974 году в Киеве по обвинению в. Используя славу кинорежиссера, Параджанов склонял к совершению актов мужеложства многих мужчин.
Сергей Параджанов
Его дипломом стала картина «Молдавская сказка», которую он окончил снимать годом раньше. Что касается большого кино, то тут дебютом Параджанова стал фильм «Андриеш», снятый в 1954 году на киностудии имени Довженко. Именно в стенах этого учреждения в дальнейшем были созданы главные работы режиссёра. Познав сполна дикие татаро-молдавские традиции, Сергей решил больше не жениться на женщинах, имеющих восточные корни. Поэтому его второй женой стала обычная украинка Света Щербатюк.
После трёх лет гармоничной и спокойной семейной жизни она родила ему сына — Сурена. Несмотря на то что пара выглядела счастливой, их союз распался уже в 1961 году. Женщина всегда говорила, что причиной развода стал характер Параджанова: творческий человек часто вёл себя странно, непредсказуемо и даже безумно. Венец творчества Им, безусловно, стал фильм «Тени забытых предков».
После выхода в 1964 году на великий экран, его тотчас же назвали шедевром, а Сергей Параджанов проснулся знаменитым. Картина поражала животной чувственностью, буйством обрядов, природной первозданностью, любовным трагизмом и светлой грустью. Создание этой философской притчи, насквозь пронизанной религиозными мотивами, стало неожиданным для критиков. Ведь до появления картины Сергей уже 10 лет активно работал в сфере кино, но до сих пор его работы не сулили мужчине громкой славы и всемирного признания.
Они вызвали шок. Лейтмотивом истории о трагической любви Ивана и Марички стала пьеса «Ромео и Джульетта». Вот только в отличие от работы Шекспира тема вражды родов тут отошла на второй план, освободив место для описания жизни гуцулов, их культуры, традиций. Необычная картина кардинально отличалась от всего снятого в СССР.
Также она имела колоссальный международный успех: её по достоинству оценили на кинофестивалях в Италии, Аргентине и других государствах. В 1967 году его приглашают на Ереванскую киностудию, где он берётся за картину про великого армянского поэта Саят-Новы. Называлась она «Цвет граната» и по своему новаторству обошла даже «Тени забытых предков». В ней каждый кадр несёт смысловую нагрузку, цветовая гамма становится максимально лаконичной, а неживые предметы играют наравне с актёрами.
Фильм можно сравнить с поэзией, где герои разговаривают метафорами, а постановочные сцены наполнены чувствами и несут эмоциональный посыл. И если «Тени забытых предков» — венец творчества режиссёра, то «Цвет граната» — кульминация всей его жизни. Кроме этих двух картин, ещё с десяток работ успел завершить Сергей Параджанов: фильмография режиссёра насчитывает 16 фильмов. После десятилетнего перерыва из-за травли и тюремного заключения на экраны вышли «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани» и «Ашик-Кериб».
Преследования и арест От природы бунтарём был Сергей Параджанов: фильмы его шли вразрез с существующей системой, поэтому отношения режиссёра и советской власти не всегда складывались хорошо.
Vartanov during his Soviet childhood, as well as other rare and unpublished documents, stories, and photographs. While Parajanov continues to inspire people around the world, it is important to respect his vision and understand that The Color of Pomegranates is not a silent film — the soundtrack is an indelible part of his masterpiece and cannot be replaced. I would strongly encourage others to unite around this significant endeavor. His films, made against all odds and under the harshest conditions and repression, are crucial to the important heritage of world cinema. Since its inception in 1990 by Mr.
Молодой режиссёр снова попадает под прицел "компетентных органов". В 1962 году на советские экраны выходит первый фильм Андрея Тарковского"Иваново детство", произведший эффект разорвавшейся бомбы. Параджанова он поразил до глубины души. Через два года он снимет свою картину, которая столь же сенсационно повлияла уже не на русскую, а на украинскую культуру. Речь о "Тенях забытых предков". Этот фильм положил начало целой эпохе украинского кино. Параджанов не побоялся отдать главную роль тогда малоизвестному актеру Ивану Миколайчуку, который потом на долгое время станет воплощением украинского героя разных эпох в советских кинолентах. Оператором он возьмет молодого Юрия Ильенко — будущего члена "Свободы", чьи дети — Филипп и Андрей — пойдут по стопам отца и также станут украинскими националистами, а на главную роль Параджанов назначит Ларису Кадочникову — первую жену Ильенко. Художником картины стал Георгий Якутович. Миколайчук и Ильенко позже станут режиссерами, одними из основоположников современного украинского кино. Фильм стал образцом "новой советской волны". Он вызвал фурор на международных фестивалях, получив, в частности, премии Венецианского, Римского, Салоникского, Всесоюзного фестивалей и фестиваля в Мар-дель-Плата. Но пока "Тени забытых предков" продолжали собирать награды за рубежом, на самой Украине над Параджановым начали сгущаться тучи. До этого одну из картин Параджанова, в которой тот хотел снять Дзюбу, — "Киевские фрески" — закрыли, обвинив самого режиссёра в мистически-субъективном отношении к действительности. В итоге в апреле 1966 года Параджанов покидает Украину и направляется в Армению. Однако там его работа не заладилась. Фильм "Саят-Нова", работать над которым Парджанов начал по прибытии и который был снят в 1968 году, не выпустили на экраны. Сначала самого режиссёра, а потом его коллегу Сергея Юткевича заставили фильм перемонтировать. Вышедшая в итоге в прокат картина не понравилась самому Параджанову. В этот период Параджанов также выступал в защиту Андрея Тарковского в вопросе цензуры фильма "Андрей Рублёв".
Деньги Сергей Иосифович сразу же отдал моей маме, то есть своей сестре, на хозяйство. А когда Тонино его спросил: «Где же рисунки? Почему они не висят на стенах? И с улыбкой добавил: «Передай большое спасибо Феллини, а в следующий раз просто пустые листки привези с его подписью, штук 50, все остальное я сам нарисую». Но Гуэрра привез дяде не рисунки, а потертую коробочку с часами. Так дядя ее тоже своим миллионерам загнал. Причем поначалу часы «от Феллини» они покупать не хотели, пожимали плечами и спрашивали: «Зачем нам это старье? Это же часы Муссолини! Когда его вешали вверх ногами в гараже, они с него упали, и юный Феллини смог их забрать». За «раритет» тут же началась драка. В результате они ушли за десять тысяч целковых - столько в те годы стоила квартира. Особое внимание к старым вещам Параджанов проявлял с детства. Его отец был антикваром, поэтому и сам режиссер блестяще разбирался в этом деле и часами пропадал на блошином рынке. Подготовку к новой картине режиссер начинал с того, что рисовал множество вариантов каждой сцены.
Служил декором: за что я не люблю режиссёра Параджанова
В театре имени Ленсовета отметили, что все спектакли, в которых задействован артист, состоятся в назначенные дни, Боярский должен вернуться на сцену уже 20 февраля. По информации канала, артисту предстоит пройти коронарографию и стентирование.
Дядина ориентация стала лишь поводом, чтобы упечь его за решетку. Об этом и его близкая подруга Белла Ахмадулина говорила. Дядя никогда не афишировал, что принадлежит к сексуальным меньшинствам. Я много за ним наблюдал и понял, что это какая-то внутренняя болезнь. Он мучился от этого, презирал себя и меня заодно. Но и женщины у него были.
И сын Сурен от второй супруги Светланы остался. Дядя даже из бытовых сторон жизни пытался сделать кино или картину. Окружающая реальность становилась для него очередной сценкой с декорациями. Сегодня он мог в жену запустить кастрюлю с макаронами, а назавтра подарить ей кольцо с бриллиантами. А потом у дяди нашли рак легких, как и у его друга Андрея Тарковского. Дядю прооперировали в Москве, а когда он вернулся в Грузию, опять почувствовал себя плохо. И решил ехать в Армению. Тогда уже метастазы во все органы проникли.
Их путь проходил через железнодорожные пути, и когда мимо проходил поезд, братья схватили девушку и толкнули ее на рельсы. Григорий Мелик-Аваков рассказывал: «Некоторое время Сережа не появлялся на занятиях. И вдруг пришел однажды и сказал: «Ее убили… Отец и братья… Связали и положили на рельсы…» Что было с Сережей — описать невозможно! И во сне она ему являлась в самых необычных обличиях…». Кадр из фильма «Тени забытых предков» Трагедия тяжело ударила по психике Параджанова, его племянник Георгий рассказывал, что год после трагедии Сергей Параджанов провел в психиатрической клинике. А когда вышел, проводил дни на могиле Нигяр на татарском кладбище в Москве, обустраивал могилу, ухаживал. Георгий Параджанов вспоминал, что родственники Нигяр и после смерти девушки никак не могли успокоиться — постоянно приходили и рушили могилу. Тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы Ужасающая трагедия.
Невозможно даже представить, что переживал в душе Сергей Параджанов, как он смог вообще жить после такого. Позже вся его боль, тоска, невысказанная любовь, разрушенная под давлением внешних обстоятельств, вылилась в щемящую историю фильма «Тени забытых предков» — историю о любви Марички и Ивана. И последним его фильмом был тоже фильм о любви: «Ашик-Кериб» - сказка, рассказанная влюбленным человеком, пусть в мечту, пусть в далекий образ, приходивший потом только в снах, но влюбленным до самого конца своей жизни. Хотя сам Параджанов никогда не рассказывал эту историю: тема Нигяр была запретной и для него самого, и для окружающих, заставляла его невыносимо болезненно страдать даже спустя долгие годы. К Сергею Параджанову можно относиться по-разному. Но трагическая история его первой настоящей любви, наверное, никого не оставит равнодушным.
Несмотря на инцидент, он отстоял всю службу и сам же дошёл до больницы, где и выяснилось, что у него закрытый перелом внутренней лодыжки левой большеберцовой кости со смещением. Параджанова прооперировали, и сейчас он находится в отделении травмы. Георгий Параджанов — кинорежиссёр, сценарист, художник, автор художественных и документальных фильмов "Москва, я люблю тебя!
Факультет экранных искусств
- Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения
- Сергей Параджанов: сумасшедший гений или человек с другой «планеты»
- фотографии >>
- фотографии >>
Сергей Параджанов: сумасшедший гений или человек с другой «планеты»
Где я — это страшно! Пиши подробнее. Каждое письмо, которое я получаю, это кислородная подушка для меня. Береги жизнь, родителей и честь. Не делай глупостей.
Все наказуемо…» По словам очевидцев, первое время в неволе Параджанов был раздавлен, сломлен и унижен. Над ним издевались все: и начальство колонии, и некоторые из заключенных. Вдобавок ко всему у Параджанова было плохо со здоровьем: болело сердце, мучил диабет. В колонии ему сделали операцию на легком.
Но, даже пребывая в этих нечеловеческих условиях, Параджанов оставался верен себе. Невзирая на насмешки других заключенных, он собирал на тюремном дворе выброшенные кемто цветы, делал из них гербарии и отсылал в письмах друзьям. Однажды он подобрал крышку от кефира и гвоздем выдавил на ней портретик Пушкина. Зеки, обнаружив у него этот «медальон», похабно пошутили на этот счет, но вещицу не отобрали.
Спустя десятилетие этот «медальон» попал к режиссеру Фредерико Феллини, и он отлил из него серебряную медаль, которой с тех пор награждают лучший фильм на фестивале в Римини. Рассказывает Д. Шевченко: «Лагерь не сломил Параджанова, не испоганил его душу. Он вынес из мира грязи, вшей и унижения красоту, стал подлинным художником.
Здесь у них общее с Солженицыным, воскликнувшим когда-то: «Благословляю тебя, тюрьма! Не только Лиля Брик присылала ему подарки в зону. Однажды Параджанов совместно с лагерным банщиком Зозулей смастерил из колючей проволоки и собственных носков букет и отправил своей поклоннице ко дню 8 Марта. Лиля была в восторге и поставила подарок Параджанова в вазу, которую подарил ей Маяковский!
Пришлось, правда, чтобы отбить тюремный запах, обрызгать букет одеколоном «Мустанг»… Во всех зонах, где сидел, выполнял заказы заключенных. Рисовал для любимых, заждавшихся на свободе, портреты их избранников, мастерил коллажи. Своему умершему соседу по нарам изготовил из мешковины плащаницу с библейскими сюжетами она сейчас в музее в Ереване. В одной из колоний открыл школу живописи.
Но лагерному начальству не понравились работы новоявленных «малевичей», не в лучшем свете выставляющие лагерный быт и нравы. Сергея перевели в другую зону…» Огромные силы прилагала к тому, чтобы облегчить страдания Параджанова в тюрьме, вызволить его оттуда уже упоминавшаяся Лиля Брик. Было ей в ту пору уже 80 лет, но она, несмотря на возраст, проявляла такую активность, которой могли бы позавидовать молодые. Именно она стала первой теребить иностранцев, чтобы они тоже поднялись на защиту Параджанова.
Особенно сильным ее влияние было во Франции. В 1977 году она лично слетала в Париж, где открывалась выставка, посвященная В. Маяковскому, и там встретилась с французским писателем-коммунистом, лауреатом Ленинской премии Луи Арагоном. Она уговорила его встретиться в Москве с Брежневым и замолвить слово за Параджанова.
И Арагон согласился. Он действительно встретился с генсеком и во время разговора упомянул о Параджанове. Нельзя ли его амнистировать? И ведь сдержал свое слово.
Он поселился во флигеле, в котором до него несколько лет жил его отец. Иосиф Параджанов отделился от семьи и ушел жить во флигель после того, как его младшая дочь Анна пошла наперекор отцу и вышла замуж за «простолюдина» — парикмахера. Когда родители запретили ей встречаться с парнем, она едва не покончила с собой — наглоталась серы. Ее с трудом откачали, но после этого отношения с отцом у нее были испорчены.
Иосиф Параджанов ушел жить во флигель, на прощание бросив фразу: «Умру, но не скажу, где котел с золотом…» Эта фраза буквально перевернула жизнь в параджановском доме. Дело в том, что в семье существовало предание о том, что Иосиф обладал огромным богатством, но никому его не показывал. Мол, зарыл где-то золото и молчит. Предание преданием, но ни один из членов семьи Параджановых не слышал от самого Иосифа подтверждения.
До тех пор, пока Анна не привела в дом своего парикмахера. С этого момента все члены семьи, особенно жена Иосифа Сиран, стали буквально изводить главу семейства просьбами показать место, где он зарыл котел с золотом. Даже внук Георгий, науськиваемый бабушкой, ловил каждое слово деда, надеясь, что тот проговорится о кладе. Позднее он расскажет: «Дед перед смертью почти не вставал, он стал грузным, одутловатым.
Во флигеле его окружали любимые вещи — вазы, обломки старинной мебели, картины. Художником был наш дальний родственник Ванечка Параджанов, страдавший от слоновьей болезни и к тому же сумасшедший. Он писал библейские сюжеты, и одним из типажей всегда был дедушка. Картины огромные, зловещие.
И вот, помню, бабушка в очередной раз послала меня вынюхивать тайну о несуществующем золоте. Я залез на диван к деду, стал скакать рядом с ним, приговаривая: «Дед, где золото? Дед, отдавай барыши! И представляете, дед вдруг захрипел, пена выступила изо рта.
Умер Иосиф на моих глазах. На похоронах бабушка сказала, чтобы я, когда закроют крышку гроба, бросил горсть земли. Но я схватил камень и кинул в открытый гроб. Попал дедушке в лицо.
Такая оригинальная семья… А в Тбилиси считалось, что мы аристократы. Какое там! В доме была одна книга, и то не помню, какая. Ее завели, чтобы придерживать дверь… Дом Параджановых никогда не был храмом, как писали многие.
Богемой, театром, съемочной площадкой — да! Но не храмом. Даже в годы жизни Сергея, когда у нас гостили знаменитости и его фильмы обсуждал весь мир…» Выйдя на волю, Параджанов долгое время сидел без работы. В кинематограф его не звали, хотя за годы своего бездействия он написал несколько сценариев всего с 1968 по 1982 год — 17 штук.
Однако ни один из них так и не был востребован. Изредка Параджанов ездил в Киев навещать своего взрослого сына Сурена тот учился на строительном факультете архитектурного института. В конце 70-х они вместе отправились в Ленинград. Сурен Параджанов вспоминал об этом событии: «Ехали мы через Москву.
Я тогда только первый курс закончил, и отец считал нужным проводить со мной воспитательную работу. Идем по улице, он рассказывает, ты, мол, фарцуешь Сурен тогда действительно был связан с сомнительной компанией, спекулировал и был на учете в милиции. А ты, мол, знаешь, какие подвалы в «Лефортове»? А я не знал даже, что такое «Лефортово».
Отец схватился за голову. Жарко было, он подошел к автомату с газировкой, нажал там чего-то, намочил платок, обтерся. Потом видит, идет комитетчик в форме, говорит ему: «Можно вас на секунду. Вот мой сын фарцует, расскажите ему, какие в «Лефортове» подвалы».
Отец кричит: «Слышал!!! Там продавщицы все одинаковые — седые, с серьгами и кольцами. Никто на отца внимания не обращает. Тогда он разворачивает камнями наружу свои перстни — один на два карата бриллиант, другой большой рубин — и так по-царски рукой взмахнул: «А покажите-ка мне вот ту тарелку и тот кубок, я их покупаю».
Ему показали и спрашивают, мол, что вы за человек, что так легко делаете такие покупки. Он как заорет на весь магазин: да у меня 30 премий в мире за красоту, нот мой сын из Киева, он фарцует хорошо, а я — всемирно известный режиссер! К нему сбежались продавцы, работу бросили, а он разошелся, нагнул одну продавщицу к прилавку и каратомер ей к уху подносит — ну-ка, какие у вас серьги? А они суетятся: «Вот у нас Кузнецов, вот Овчинников.
Приходите вечером, мы вам еще что-то покажем». Полное доверие…» Прошло всего несколько лет после освобождения, а Параджанов вновь начал шокировать публику своими смелыми речами. В 1980 году он дал интервью французской газете «Монд», текст интервью гласил: «Чтобы выдвинуть против меня обвинение, я был назван преступником, вором, антисоветчиком. У меня на теле даже искали золото.
Затем приписали гомосексуализм и судили за это «преступление». Я якобы изнасиловал члена партии и совратил сорокалетнюю даму с помощью порноручки… Чтоб приписать мне преступление, были мобилизованы шесть прокуроров. Этого вполне достаточно, чтобы вас уничтожить…» Теперь я свободен, но не чувствую себя в безопасности. Я живу в вечном страхе — боюсь выходить из дома, боюсь, что меня обкрадут, сожгут картины из лагеря.
Здесь все должны иметь прописку и работу. Но мне не дают работу. Я предлагаю сценарии. Меня могут в любое время арестовать, так как я нигде не работаю.
Я не имею права существовать, я вне закона… В тюрьме жизнь моя имела какой-то смысл, это была реальность, которую надо было преодолевать. Моя нынешняя жизнь — бессмысленная. Я не боюсь смерти, но эта жизнь хуже смерти. Я стучал во все двери.
Мне хотели помочь в Армении. Но всякий раз, когда я должен был встретиться с министром, он оказывался в отпуске… Сегодня у меня нет выбора. Отдых мне невыносим. Я не могу жить, не работая.
Мне запрещено любое творчество. Я должен скорее уехать отсюда… Я знаю о тех трудностях, которые меня ожидают. Вряд ли я сразу найду вдохновение на Западе. Я не хотел бы создать впечатление у французов, что сразу смогу создать шедевры.
Мои корни здесь, но у меня нет выбора.
Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена. Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов. По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием».
В начале года со дня его рождения исполнилось 95 лет. Поклонники творчества деятеля советского кинематографа смогли увидеть кадры его фильма «Цвет граната». Зрителям продемонстрировали отрывки, которые не вошли в окончательный вариант картины. Эти кадры показали широкой публике в первый раз.
Вселенная Параджанова строится в этом фильме не на слезинке ожесточенного подростка, а вокруг раздвоенной девичьей души: Беляночки и Розочки — волевой советской анимы и ее доверчивой сектантской тени. А на орбите их движения вспыхивают новые звезды — дебютировавший в «Цветке…» Борислав Брондуков и уже прославленный главной ролью в «Фоме Гордееве» Георгий Епифанцев. Армянин из Тбилиси делает фильм про Западную Украину на материале фольклорной архаики и вдруг такой успех, почему? Западные критики опознали первый росток этнического «поэтического кино». Примечательно, что это был единственный украинский фильм, выпущенный во всесоюзный прокат без перевода. То есть именно в этом эксклюзивном виде он был ценен и архитекторам советского заповедника… И тут возникает еще один социальный сюжет: автор «Теней» переукраинил киевских селюков, вымечтал мир, который им едва грезился, но в котором им хотелось бы угнездиться. И они ему этого не простили — больше не дали снять ничего, хотя из «Теней» выросли главные творцы мифопоэтической украинщины: оператор и будущий известный режиссер Юрий Ильенко, дебютировавший в «Тенях…» актер Иван Миколайчук. Возможно, некая исконная, вневременная архаика здесь расцвела еще и потому, что сын тбилисского антиквара чуждался социализации во внешнем советском мире, как и все снимавшие на родине грузинские режиссеры.
В «Тенях» звучит эхо бесконечной гражданской войны — не советской, а вековой, клановой... В прологе даются древние армянские евангельские миниатюры. Они дышат детской непосредственностью, теплотой, уютом и подлинным искусством в каждой детали. Что делает Параджанов? Он вписывает перекликающиеся с ними микросюжеты из жизни Саят-Новы в статуарную архаику своих мизансцен. Превращает житийные жанровые сюжеты в натюрморты с натурщиками в обрамлении порталов древних армянских церквей. Трепетный мир армянской миниатюры и высушенная, как бы романская архитектура армянских церквей — два полюса исходного средневекового мышления. Так подается вневременной сюжет развития внутреннего мира героя: перерастая себя, поэт обретает и опознает свой внутренний космос.
От сцены к сцене развивается пластический сюжет: каждую, как бы каменеющую микроновеллу оживляет какая-нибудь одна движущаяся миниатюрная деталь. Примечательно, что почти все стихотворные цитаты Саят-Новы посвящены поэтическому онемению, изумлению, смирению. О Саят-Нове известно немного, он был мистификатором, выдумщиком автобиографии. Параджанов прочувствовал принципиальную анонимность, неуловимость национального поэтического гения как художественную проблему, И. Знаменитый французский критик Серж Даней так отзывался о фильме: «Вот фильм поэта, который не менее, чем поэзия, не терпит пересказа. Бери его или оставь. Эффект такой системы то странный, то гипнотический, то комический, то скука, то «тортом по физиономии» — на выбор. Понемногу от каждого.
Как если бы кино было только что изобретено, и актеры, надев свои самые красивые наряды, учились двигаться в этой неведомой стихии — пространстве фильма: в поле зрения камеры. Скупые на жесты, но не на взгляды.
Сергей Параджанов: биография, фильмография и личная жизнь
Обсудить Редактировать статью Сергей Параджанов — уникальный для советского времени режиссёр. Хотя советским его едва ли можно назвать, ведь за всю свою продолжительную карьеру он так и не создал ни одного социалистического образа, оставаясь верным до конца истинной природе человека — чувствам, эмоции, внутренней экспрессии. Искусство для этого удивительного человека было высшей ценностью в жизни, своеобразным культом, которому он безоговорочно поклонялся. Ранние годы В небольшом домике в столице Грузии — Тбилиси — появился на свет будущий известный режиссёр и сценарист Сергей Параджанов. Биография его начинается 9 января 1924 года, когда уставшей после длительных родовых мучений матери поднесли на руки маленький плачущий комочек. Мальчик рос и был счастлив, так как ни в чём не нуждался. Его отец был одним из самых состоятельных людей в своём городе, имел прибыльный бизнес и много влиятельных связей.
В частности, он владел сетью антикварных лавок и даже умудрился открыть публичный дом под очень двусмысленным названием — «Семейный уголок». Мать активно помогала отцу во всех его делах: именно она отбирала персонал для процветающего борделя. Девушек, кстати, привозили из Франции. Годы «раскулачивания» не прошли бесследно для старшего Параджанова. Он лишился многих своих успешных предприятий, но антикварный бизнес, что являлся наследственным, сумел сберечь. Он искренне надеялся, что сын пойдёт по его стопам.
Но Сережа решительно заявил, что планирует поступать на инженера железнодорожного транспорта. Учёба в университете Обладая ярко выраженным художественным талантом и не имея никаких способностей к точным дисциплинам, на инженерном факультете недолго проучился Сергей. Параджанов после трёх лет безуспешной борьбы с гранитом науки всё-таки обратился к искусству. Какое-то время он учился в консерватории в Тбилиси, но после окончания войны в 1945 году переехал в Москву. Отец пытался его переубедить, но не смог: сын твёрдо решил стать кинорежиссёром и поступить в столичный ВГИК. Будучи студентом, Сережа полюбил молдаванку с татарскими корнями — Нигяр.
Они встречались несколько месяцев, затем тайно поженились. Но этот брак оказался коротким и трагическим. Семья девушки была строгих патриархальных нравов и традиций: узнав, что женщина без согласия родных вышла замуж, они приехали к Параджанову и потребовали у него выкуп. У Сергея денег не оказалось, отец, обиженный за побег сына, не собирался ему одалживать, а Нигяр отказалась бросить мужа и вернуться в лоно семьи. Разозлённые родственники поступили с непокорной девушкой, согласно старым обычаям, — бросили её под поезд. Начало карьеры Сергей Параджанов, личная жизнь которого со старта не удалась, направил всю свою энергию и силы в творческое русло.
В 1952 году он окончил режиссёрские курсы Игоря Савченко, известного и заслуженного деятеля искусств того времени.
Бузник Л. Григорян М. Бузник А.
Антипенко 2 октября 2019 года в Доме русского зарубежья им. Солженицына состоялся вечер памяти выдающегося кинорежиссера Сергея Параджанова. Это и есть его живопись — живое письмо художника Параджанова, создающего свои полотна путем выразительных средств кинематографа и — гением своего воображения… Эти живые картины — один из подвластных ему жанров наряду со скульптурой, коллажами, инсталляциями, и все это разнообразие произведений подлинного искусства говорит со зрителем одним и тем же выразительным языком — полным образного символизма и поэтического прочтения действительности… Почтить память кинорежиссера, ставшего в советское время одним из основателей нового, «поэтического кинематографа», в Доме русского зарубежья собрались почитатели его творчества, друзья и коллеги, в том числе ведущий вечера, создатель и директор музея Сергея Параджанова в Ереване Завен Саргсян. Завен Саркисович долгое время был личным фотографом своего кумира, а после его кончины посвятил свою жизнь увековечению памяти о нем, в том числе, подготовив к изданию книгу «Сергей Параджанов.
Стус выступили на премьере фильма «Тени забытых предков» в кинотеатре « Украина » с протестом против прошедшей накануне волны арестов представителей украинской национальной интеллигенции « шестидесятников ». Эта акция стала одним из первых публичных антисоветских выступлений в Киеве. Их поддержали многие присутствующие, в том числе М. Поддержку арестованным открыто высказывал и Параджанов [18].
Данное выступление обернулось новой волной репрессий. Многие представители украинской интеллигенции были уволены с работы. Параджанова не выпустили за границу на мировые премьеры фильма, а прокат самого фильма в СССР был ограничен [7] [19]. После успеха фильма «Тени забытых предков» Сергей Параджанов замыслил снять кино совершенно иного формата.
Сюрреалистичный проект картины « Киевские фрески », которая должна была рассказать о современной режиссёру украинской столице, предполагал аскетизм во всем: отказ от динамичности, от экспериментирования с техникой, от живописности кадра, даже от диалогов актёров. Съёмки были начаты 1 июня 1965 года, однако уже 1 ноября картина была закрыта. Руководство обвинило Параджанова в «мистически-субъективном отношении к современной действительности». Но Параджанов не отказался от своей задумки.
По совету своего друга В. Шкловского он решил перенести действие нового фильма-«фрески» из современности в прошлое, а конкретно — снять историю жизни армянского поэта Саят-Новы. Параджанов написал предложение на киностудию в Ереван , где оно было принято [7]. В сценарии к нему он реализовал свои предыдущие задумки: лаконичность, скупость средств выражения, практически полное отсутствие речи.
При этом одновременно фильм наполнился этнографичностью, психологизмом, символизмом и аллегориями. Режиссёр, как и прежде, поднял глубинные философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, плотское и духовное, путь поэта [7]. В этом же году неоднозначный сценарий получил одобрение Госкино СССР, что некоторые киноведы связывают с ещё бытовавшими тогда либеральными порядками хрущёвской оттепели. В 1967 году фильм «Саят-Нова» был запущен в производство на киностудии « Арменфильм ».
В ходе подготовки к съёмкам весной были созданы две короткометражки: «Страсти по Саят-Нове» и «Акоп Овнатанян» об армянском художнике. В августе после многих производственных проблем начались съёмки фильма «Саят-Нова» [7]. В это же время Параджанов выступил в поддержку Тарковского в связи с цензурой его фильма « Андрей Рублёв ». Весной 1968 года он присоединился к обращению « Письма-протеста 139 », в котором представители интеллигенции, обращаясь к руководству страны, выступили против происходивших на Украине политических судебных процессов.
При этом Параджанов настоял, чтобы его фамилия шла первой в списке подписантов [7]. Премьера цензорам совпала с периодом реакции на ввод советских войск в Чехословакию для подавления « Пражской весны ». Параджанов подвергся жёсткой критике, его обвинили в порнографии и мистицизме. В картину были внесены многочисленные цензурные правки.
Чиновники обвинили Параджанова в грубом искажении образа Саят-Новы и потребовали убрать его имя, в результате чего фильм обрёл новое название «Цвет граната». После этого картина была формально допущена к прокату, но только на территории Армении. Во всесоюзный прокат фильм вышел позднее в монтажной версии С. Юткевича , которая была негативно оценена автором [7].
Возвращение в Киев[ править править код ] В 1969 году Сергей Параджанов вернулся в Киев, однако снимать кино ему не давали. Начался «сценарный период» его творчества. В это время Параджанов написал сценарии для автобиографии «Исповедь», «Ара Прекрасный» о легендарном армянском царе и ассирийской правительнице Семирамиде , страстно в него влюбившейся , «Давид Сасунский» на основе армянского эпоса о богатырях , «Дремлющий дворец» по мотивам пушкинского « Бахчисарайского фонтана » , «Демон» по одноименной лермонтовской поэме , «Икар», «Золотой обрез» и другие [7]. В 1970 году Параджанов снова обратился к творчеству М.
Он написал сценарий «Интермеццо» по одноименной автобиографической новелле украинского классика. Режиссёр хотел создать не историю — жизнеописание писателя, а раскрыть его внутренний мир, как в фильме «Саят-Нова». Картина вначале была принята к производству, однако вскоре сценарий подвергся серьёзной критике со стороны как литераторов, так и украинского партийного руководства, обвинивших Параджанова в «искажении образа классика», отсутствии освещения революции и увлечении «антикварными аксессуарами». Щербицкий , который, по ряду свидетельств, лично недолюбливал режиссёра.
Об этом демарше было доложено председателю КГБ Ю. Андропову , а тем, в свою очередь, ЦК КПСС , и в феврале 1972 года подготовка к съёмкам фильма «Интермеццо» была остановлена, а сам режиссёр попал в опалу [7] [21]. В 1973 году Сергей Параджанов, опять по совету В. Шкловского , создал проект новогоднего фильма «Чудо в Оденсе» по мотивам сказок Андерсена.
Друзья-сценаристы решили воспользоваться конкуренцией Госкино СССР и Гостелерадио СССР и под прикрытием соавторства пролоббировать съёмку фильма для телевидения, остро нуждавшегося в заполнении эфира. Эта затея практически удалась, и в декабре 1973 года сценарий «Чуда в Оденсе» по заказу творческого объединения «Экран» был запущен на киностудии « Арменфильм » киностудии прибалтийских республик отказались от сотрудничества с «проблемным» режиссёром. Однако работа прервалась из-за внезапного ареста Параджанова [7]. Уголовное преследование[ править править код ] 5 февраля 1973 года председатель украинского КГБ В.
Щербицкому «информационное сообщение», в котором указал, что Параджанов пытался заступиться за диссидента И. В более поздних записках говорилось, что режиссёр открыто критиковал советскую власть, призывал «вырыть могилу соцреализму» и «выгнать красных комиссаров из кино», «клеветал о притеснениях свободы творчества». Дзюбой , Е. Сверстюком , И.
Светличным , Н. Холодным и другими, а также то, что режиссёр пытался организовать массовые протесты против развёрнутых в 1972—1973 годах политических судебных процессов над ними [22] [23]. В декабре в Москве на похоронах художника Я. Ривоша Параджанов произнес очередную «крамольную» речь [24].
Фотография арестанта В результате Параджанов не успел уехать на съёмки своего нового фильма в Армении — 17 декабря 1973 года во время визита к больному брюшным тифом сыну в Киев он был арестован и помещён в Лукьяновскую тюрьму. Параджанову были предъявлены обвинения в «совращении мужчин» и «организации притона разврата» [7] [24] [23]. Историки и биографы режиссёра отмечают явный политический характер этого судебного процесса. Они, не отвергая гомосексуальности Параджанова, указывают на необычайную скорость следствия, слабость и нестыковки его доказательной части.
Так, расследование было начато младшим лейтенантом Артёменко, вопреки процессуальным нормам, на основании зарегистрированного 9 декабря анонимного доноса, в котором режиссёр обвинялся в гомосексуальных связях. Как донос попал в милицию, неизвестно, а личность его автора следствию установить «не удалось». В результате подтвердившихся фактов Артёменко написал датированный 12 декабря рапорт о возбуждении уголовного дела. При этом резолюция полковника Хряпы на данном рапорте датирована 11 декабря.
Уже 13 декабря был найден первый пострадавший — некий механик А.
У Сергея денег не оказалось, отец, обиженный за побег сына, не собирался ему одалживать, а Нигяр отказалась бросить мужа и вернуться в лоно семьи. Разозлённые родственники поступили с непокорной девушкой, согласно старым обычаям, — бросили её под поезд. Начало карьеры Сергей Параджанов, личная жизнь которого со старта не удалась, направил всю свою энергию и силы в творческое русло. В 1952 году он окончил режиссёрские курсы Игоря Савченко, известного и заслуженного деятеля искусств того времени. Его дипломом стала картина «Молдавская сказка», которую он окончил снимать годом раньше. Что касается большого кино, то тут дебютом Параджанова стал фильм «Андриеш», снятый в 1954 году на киностудии имени Довженко. Именно в стенах этого учреждения в дальнейшем были созданы главные работы режиссёра.
Познав сполна дикие татаро-молдавские традиции, Сергей решил больше не жениться на женщинах, имеющих восточные корни. Поэтому его второй женой стала обычная украинка Света Щербатюк. После трёх лет гармоничной и спокойной семейной жизни она родила ему сына — Сурена. Несмотря на то что пара выглядела счастливой, их союз распался уже в 1961 году. Женщина всегда говорила, что причиной развода стал характер Параджанова: творческий человек часто вёл себя странно, непредсказуемо и даже безумно. Венец творчества Им, безусловно, стал фильм «Тени забытых предков». После выхода в 1964 году на великий экран, его тотчас же назвали шедевром, а Сергей Параджанов проснулся знаменитым. Картина поражала животной чувственностью, буйством обрядов, природной первозданностью, любовным трагизмом и светлой грустью.
Создание этой философской притчи, насквозь пронизанной религиозными мотивами, стало неожиданным для критиков. Ведь до появления картины Сергей уже 10 лет активно работал в сфере кино, но до сих пор его работы не сулили мужчине громкой славы и всемирного признания. Они вызвали шок. Лейтмотивом истории о трагической любви Ивана и Марички стала пьеса «Ромео и Джульетта». Вот только в отличие от работы Шекспира тема вражды родов тут отошла на второй план, освободив место для описания жизни гуцулов, их культуры, традиций. Необычная картина кардинально отличалась от всего снятого в СССР. Также она имела колоссальный международный успех: её по достоинству оценили на кинофестивалях в Италии, Аргентине и других государствах. В 1967 году его приглашают на Ереванскую киностудию, где он берётся за картину про великого армянского поэта Саят-Новы.
Называлась она «Цвет граната» и по своему новаторству обошла даже «Тени забытых предков». В ней каждый кадр несёт смысловую нагрузку, цветовая гамма становится максимально лаконичной, а неживые предметы играют наравне с актёрами. Фильм можно сравнить с поэзией, где герои разговаривают метафорами, а постановочные сцены наполнены чувствами и несут эмоциональный посыл.
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения - Газета.Ru | Новости
Софико Чиаурели. После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко". Национальная комиссия по реабилитации на Украине реабилитировала кинорежиссера Сергея Параджанова (1924-1990), осужденного в СССР по статье о «мужеложестве», спустя 50 лет. Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. режиссер фильма параджанов билет вечность своем герое украины.
Тени забытых предков (1964)
- Другие новости раздела
- Режиссер Параджанов всю жизнь завидовал умным и талантливым
- Новости по теме
- Оставить заявку
Мастер цвета: 5 культовых фильмов Сергея Параджанова
В Киеве в возрасте 63 лет скончался сын всемирно известного армянского кинорежиссера Сергея Параджанова – режиссер Сурен Параджанов. После смерти учителя в 1950 году Параджанов и другие ученики Савченко приняли участие в доработке последней картины украинского режиссера — фильма "Тарас Шевченко". По традиции, коллектив Музея Параджанова, вместе с друзьями музея и Маэстро посетили Пантеон им. Комитаса и отдали дань памяти режиссеру. Его фильмы и теоретические работы преподают в киношколах всего мира, о нем пишут книги и снимают кино, Сергей Параджанов считал его одним из немногих подлинных киногениев.
Мастер цвета: 5 культовых фильмов Сергея Параджанова
Были купированы кадры с обнаженной женской натурой в новелле «Царские бани», эротические сны-видения в монастыре, а в начале и в конце фильма даны разъяснения, «что это» и «о чем». В финале появилась надпись «Поэт умер, но дело его живет»: в кадре воскресший после трагической гибели поэт шел по дороге в светлое будущее. Эти чужеродные вкрапления огрубили замысел, и даже разбивка на главы-фрагменты, в отличие от «Андрея Рублева», стала выглядеть скорее механической. Мой вгиковский педагог Ольга Игоревна Ильинская, преподававшая у Параджанова и хорошо его знавшая, говорила: «Неважно, кто убивает твое творение — друг или враг». Юткевич руководствовался благородным побуждением, хотел помочь легализовать картину, но при этом оскопил ее.
Зато в новой версии фильм выпустили во всесоюзный прокат, и долги армянской киностудии были списаны. Несмотря на жалкий по понятиям того времени тираж в 143 копии, «Цвет граната» посмотрело больше миллиона зрителей. Сегодня о таком кассовом результате могут лишь мечтать создатели артхаусных фильмов, но тогда он считался провальным. Новаторская работа Параджанова привлекла внимание эстетов-киноманов, но в массовом сознании ее не существовало, да и объективно фильм был слишком изощрен для широкой аудитории, которую все же снискал «Андрей Рублев».
Присутствовавшие на читках сценария, а потом на съемках, смотревшие рабочий материал, были буквально загипнотизированы и ждали шедевра — а потом испытали разочарование. Так часто бывает в иллюзорном, обманчивом мире кино; спустя годы подобная история случится с фильмом «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова — режиссера, во многом унаследовавшего тип личности Параджанова. Но те, кто предыстории многострадальной ленты не знали, смотрели на нее другими глазами. Даже в изуродованной Юткевичем версии можно оценить изысканно-парадоксальный киностиль Параджанова: пьянящий коктейль эстетства и кича, один из ранних предвестников постмодернизма — и в то же время апофеоз авторско-символического кино.
Рифмуются вытекающий из спелых плодов гранатовый сок и кровь, обагряющая кинжал. Алый цвет уступает место лиловому, это спорят между собой жизнь и смерть, чувственность и аскеза. Символический ряд задается уже в первых кадрах, где мы видим настежь распахнутую книгу, и проходит через всю картину; он важнее, объемнее и глубже сюжета, играющего скорее служебную роль. При этом пир аллегорий и символов, пробуждающий сильные художественные эмоции, удивительным образом сочетается с минимализмом в режиссуре и актерской игре.
Тот самый Григорян, который пишет про «видение о несостоявшемся фильме, со временем превратившемся в сон, в химеру: то ли видел его, то ли показалось». Нет, не показалось. В этой работе представлены негативы кадров, вырезанных из фильма Параджанова, которые чудом сохранились, были найдены спустя много лет и дают представление о той изощренной эзотерике, которой наполнен оригинал. Из всех советских кинематографистов Параджанов ближе всего Тарковскому по духовному масштабу и смелости художественной фантазии — при всем разительном несходстве их личностей.
Тарковский был скорее интровертом, Параджанов являл собой выдающийся образец экстраверта. Человек-праздник, человек-оркестр, персонаж Ренессанса, он не вписывался ни в какие, в том числе национальные, границы. В юности, когда жил в Москве, был если не русским, то воспринимался совершенно своим. Переехав в Киев, стал главным классиком украинского кино, отцом тамошней «поэтической», или «живописной» школы.
Короткая ссылка 9 января 2024, 11:50 Советский кинорежиссёр и сценарист Сергей Параджанов родился 9 января 1924 года. Успех в СССР и за рубежом пришёл к нему после выхода фильмов «Цвет граната» и «Тени забытых предков», последний из которых тепло встретили за границей. Лента получила специальные призы жюри кинофестивалей в Салониках и городе Мар-дель-Плата.
Все они выразили протест против заключения Параджанова. Луи Арагон лично обратился к Брежневу. Старания не прошли даром — Сергей Параджанов был освобождён 30 декабря 1977 года. В дальнейшем режиссёр ещё не раз подвергался преследованиям по надуманным обвинениям. Непредсказуемый, эпатажный, с искромётной фантазией и страстью к разного рода мистификациям, Параджанов продолжал снимать кино, несмотря на все неурядицы. А первым футболистом становится Ефим Юшка, которого в округе прозвали первым парнем за любовь к не совсем безобидным шуткам. Удастся ли молодым людям осуществить задуманное?
Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб». Сцена из фильма «Ашик—Кериб» 1988.
Кинорежиссер Георгий Параджанов попал в больницу после несчастного случая
Серге́й Ио́сифович Параджа́нов (арм. Սերգեյ Փարաջանով; имя по армянской традиции Саргис Овсепи Параджанян (арм. Սարգիս Հովսեփի Փարաջանյան); укр. Сергій Йо́сипович Параджа́нов; груз. К 90-летию Сергея Параджанова. Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. Выставка о режиссере Сергее Параджанове открылась в Ереване.
Содержание
- Прерванный полёт. К 90-летию Сергея Параджанова
- Тени забытых предков (1964)
- Читайте также
- Оставить заявку