В этой статье представлены шпоры, которые помогут вам эффективно подготовиться к ОГЭ по биологии в 2023 году. В данной статье вы найдете полные шпоры, которые помогут вам подготовиться к ОГЭ по биологии 2023 года. Кодификатор ОГЭ элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ГИА.
Шпаргалки огэ биология
К черту пособия Рохлова! У нас лучше! Будем готовиться на высший балл непосредственно по заданиям, которые будут на реальном ОГЭ. Банк ФИПИ часто виснет и не работает?
Плотоядный организм. Синантропный организм - животные, растения и микроорганизмы, образ жизни которых связан с человеком, его жильём, а также с созданным или видоизменённым им ландшафтом. Одомашненный организм - домашние, чаще всего, животные. Кот, собака, овца,корова, коза. Фильтраторы - водные животные, которые питаются мелкими плавающими организмами или органическими остатками, отфильтровывая их из воды. Почвообразователь - организм, активно принимающий участие в процессе почвообразования. Космополит - различные виды растений, животных и других организмов, ареал которых охватывает наибольшую часть обитаемых областей Земли. Подробнее про консументов и пищевые цепи: Консументы могут быть нескольких порядков. Рассмотрим это на примере: Цепь питания: растение - заяц - волк. Трава - продуцент -- Заяц - консумент первого порядка -- Волк - консумент второго порядка. Если бы кто-то съел волка, то соответственно был бы консументом третьего порядка и тд.
Повторить пройденный материал, закрепить полученные знания. Моисеева «Шпаргалка по биологии для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.
Диффузия газов происходит в результате разности их концентраций в крови и в воздухе. Пищеварение Биология. Пищеварение — это процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале, ее ферментативное расщепление на более простые питательные вещества, способные всасываться в кровь. Размножение человека Биология. Человек, как и все живые организмы, способен к воспроизведению, т. Размножение происходит половым способом, при котором половые клетки сливаются и образуют зиготу, дающую начало новому организму. Выделение Биология. Образовавшиеся в процессе обмена веществ конечные продукты распада, являющиеся ядовитыми для организма, удаляются из него через почки, кожу, потовые железы, легкие и кишечник. Кожа Биология. Кожа — наружный покров тела, который обеспечивает температурную, болевую, осязательную чувствительность, препятствует проникновению микробов и ядовитых веществ в организм, предохраняет его от механических повреждений. Железы внутренней секреции Биология. Гуморальная регуляция функций оргат низма осуществляется с помощью химических веществ, вырабатываемых в различных органах и тканях, и кровью разносимых по всему организму. Нервная система человека Биология. Нервная система обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Кроме этого нервная система согласует работу всех органов, регулирует их деятельность, обеспечивает сокращение мышц. Органы чувств Анализаторы Биология. Органы чувств обеспечивают восприятие различных раздражений, действующих на организм, и служат для приспособления к меняющимся условиям окружающей среды. Высшая нервная деятельность Биология. В основе учения о высшей нервной деятельности лежат идеи о рефлекторных механизмах психических процессов, которые впервые сформулировал И. Общие биологические закономерности Органический мир изменчив и непрерывно развивается со времени его возникновения в силу естественных материальных причин. Основные положения клеточной теории, ее значение Биология. Все живые организмы состоят из клеток. Клетка — элементарная единица строения, функционирования и развития живых организмов. Существуют неклеточные формы жизни — вирусы, однако они проявляют свои свойства только в клетках живых организмов. Химический состав клеток Биология. Клетка состоит из тех же химических элементов, что и неживая природа: в ней присутствует большинство элементов периодической системы Менделеева. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Биология. Обмен веществ и энергии метаболизм осуществляется на всех уровнях организма: клеточном, тканевом и организменном. Он обеспечивает постоянство внутренней среды организма — гомеостаз — в непрерывно меняющихся условиях существования. Фотосинтез Биология. Фотосинтез — это процесс образования органических соединений из неорганических веществ с использованием энергии солнечного света. Его биологическое значение заключается в обеспечении живых организмов Земли органическими веществами, обогащении атмосферы Земли кислородом. Синтез белка Биология. Синтез белка и фотосинтез относятся к реакциям пластического обмена. Синтез белков наиболее активно протекает в молодых растущих клетках. Основная роль в определении структуры белков принадлежит ДНК. Вирусы, их строение и функционирование Биология. Вирусы — это неклеточныв формы жизни, различимые только под электронным микроскопом. Это внутриклеточные паразиты. За пределами клетки они не проявляют своих свойств и имеют кристаллическую форму. Деление клеток — основа размножения и роста организмов Биология. Деление клеток — процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития всех живых организмов. Основную роль в делении клеток играет ядро. Мейоз Биология. Мейоз — особый вид деления клеток, в результате которого образуются гаметы — половые клетки с гаплоидным набором хромосом. Половое и бесполое размножение организмов Биология. Размножение — это свойство живых организмов воспроизводить себе подобных, в основе которого лежит передача наследственной информации от родителей потомству. Эмбриональное развитие животных Биология. Независимо от способа размножения, начало новому организму дает одна клетка, содержащая наследственные задатки и обладающая всеми характерными признаками и свойствами целого организма. Основы генетики. Законы наследственности Биология. Генетика — наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Мендель, проводя опыты по скрещиванию различных сортов гороха, установил ряд законов наследования, положивших начало генетике. Половые хромосомы и аутосомы. Генотип Биология. Аутосомы — парные хромосомы, одинаковые для мужских и женских организмов. В клетках тела человека 44 аутосомы 22 пары. Изменчивость, ее формы и значение Биология.
Шпаргалка по биологии
Подборка тренировочных вариантов ОГЭ по биологии из разных источников для подготовки к экзамену в 9 классе. Подборка тренировочных вариантов ОГЭ по биологии из разных источников для подготовки к экзамену в 9 классе. Название произведения: Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ). В шпоры по биологии для ОГЭ 2023 включены разнообразные задания, такие как выбор правильного ответа, сопоставление, заполнение пропусков, анализ и интерпретация графиков и таблиц, а также расстановка последовательности и составление краткого текста. Шпоры для ОГЭ по биологии 2023 можно создать самостоятельно или воспользоваться готовыми материалами. Смотрите видео на тему «огэ биология шпоры» в TikTok (тикток).
Подготовка к ОГЭ по биологии. Экология. Задание №19,20,21. Шпаргалка. Примеры заданий
Скидки до 63% до 3 сентября в «Фоксфорде». Наши шпоры разработаны с учетом требований, предъявляемых к заданиям ОГЭ по биологии. Все задания из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по биологии, которые будут на реальном экзамене в этом году, с ответами!
Шпоры по биологии огэ
Моисеева «Шпаргалка по биологии для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы. Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России.
Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России. А ещё это — крупный интернет-магазин книг. В нём вы можете заказывать книги в любое время 24 часа в сутки.
Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина.
Клетки бактерий: Шаровидные- кокки, палочковидные- бациллы; дугообразно изогнуты- вибрионы. Спиралеобразные- спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки. Строение бактерий. Оболочка- 2 слоя. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы- синтезируют белок.
Клеточные включения- крахмал, гликоген жиры. Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку. Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин. Запасное пит.
Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами. Накипные- слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам. Листоватые- слоевище в виде пластинок, прикреплены к субстрату гифами- ксантория. Кустистые- слоевище в виде стволиков, срастается субстратом только основанием- ягель. Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных.
Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус. Царство Растения: Водоросли. Это низшие хлорофиллсодержащие растения, не расчлененные на стебель, корень и листья тело представлено талломом - слоевищем. Зеленые, бурые, красные водоросли. Одноклеточные — хламидомонада, хлорелла. Нитчатые — спирогира, улотрикс.
Морская капуста ламинария. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях. Мхи — высшие растения. Торфяной - сфагнум, зеленый- кукушкин лен. Корней нет, прикрепляются с помощью ризоидов. Появление листа и стебля. Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами.
Жизненный цикл мхов включает гаплоидный гаметофит и диплоидный спорофит. Доминирующим поколением является гаплоидный гаметофит, который принимает на себя функции фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Для обеспечения полового процесса необходима капельножидкая среда. Половое и бесполое поколение мхов не разделены, а представляет одно растение. Гаметофит развивается из гаплоидной споры. Органы полового размножения гаметангии образуют подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Оплодотворение яйцеклетки происходит внутри женского полового органа.
Из зиготы медленно развивается диплоидный спорофит, который представляет собой коробочку спорангий , находящуюся на гаметофите и получающую от него питание. В коробочке путем мейоза образуются гаплоидные споры. Это высшие сосудистые растения: спорофит преобладает над гаметофитом. Встречаются чаще во влажных тенистых местах. Листья вайи спорофита растут от толстого горизонтального стебля или корневища. На корневище находятся придаточные корни. Размножаются с чередованием поколений.
Бесполая стадия размножения начинается с формирования спорангиев на нижней стороне листа. Скопления спорангиев образуют сорусы. Внутри каждого спорангия происходит мейотическое деление диплоидных материнских клеток спор и образуются гаплоидные споры. Споры прорастают и дают начало новому гаметофиту - заростку сердцевидной пластинке диаметром около 1 см, способной к фотосинтезу. Заросток прикрепляется к почве одноклеточными ризоидами. У заростка нет кутикулы, он может жить только во влажном месте. На его нижней стороне образуются простые архегонии и антеридии.
Это репродуктивные органы, образующие гаметы путем митоза из материнских клеток. В антеридиях образуются множество сперматозоидов, а в архегониях по одной яйцеклетке. При наличии воды созревшие сперматозоиды подплывают к архегониям. Оплодотворение обычно перекрестное. Из диплоидной зиготы на заростке развивается спорофит. Хвощи и плауны. Хвощи обитают преимущественно во влажных местах.
Спорофиты имеют горизонтальные подземные стебли корневища , от узлов надземных побегов отходят мутовки мелких заостренных листьев, похожих на чешуйки. Различают побеги двух видов: вегетативные и спороносные, несущие споровые шишки стробилы. Хвощи в природе встречаются в виде клонов - групп растений, возникающих путем вегетативного размножения от одной особи и занимающих участок площадью несколько десятков или сотен квадратных метров. Плауны По приспособленности к жизни на суше плауны занимают промежуточное положение между папоротниками и семенными растениями. Для них характерен стелющийся стебель, от стебля отходят короткие прямостоячие ветви. Листья расположены спирально. Подземные части побега имеют вид корневищ с придаточными корнями.
Рост стебля верхушечный: проводящая система примитивна. Стебли наряду с листьями несут на себе спорофиллы со спорангиями. В каменноугольный период пагюротники, хвощи и плауны принимали участие в образовании каменного угля. Некоторые из них в наше время используются в медицине. Голосеменные Семенные растения, обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы, вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры мужские и мегаспора женские. Первые дают начала мужскому гаметофиту, а вторые - женскому. Женские мегаспоры формируются в мегаспорангии.
Из мегаспор вырастают женские гаметофиты - архегонии, продуцирующие яйцеклетки. Этот процесс проходит внутри семязачатка, так же как оплодотворение и развитие зародыша с образованием семени. Преимущества семенного размножения: - женский гаметофит защищен семязачатком и менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит; - семя содержит запас питательных веществ, используемый следующим спорофитным поколением после прорастания семени; - семена способны противостоять неблагоприятным условиям и могут оставаться в состоянии покоя и прорастать в благоприятных условиях; - у семян развиваются различные приспособления для распространения. Голосеменные — процветающая группа растений, распространенная по всему земному шару. Жизненные формы представлены деревьями и кустарниками, как правило, вечнозелеными. Листья — иголки у хвойных покрыты толстой кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Жизненный цикл проходит с преобладанием спорофита - диплоидной стадии.
Созревание семян происходит на второй год после опыления. Следующей зимой шишки раскрываются, и семена разносятся ветром на большие расстояния. Покрытосеменные, или цветковые растения. Наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами - кустарниками и кустарничками. Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные. Широкое распространение обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт: наличие цветка - органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения; образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды; двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный а не гаплоидные, как у голосеменных эндосперм; редукция гаметофита: мужской гаметофит - пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной генеративная делится, образуя два спермия.
Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка. Класс двудольные. Лист на черешке с сетчатым или перистым жилкованием. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в главный корень. Жизненные формы древесные и травянистые. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4. Крестоцветные: соцветие-кисть, плод- стручок, капуста, репка, сурепка, пастушья сумка.
Розоцветные: соцветие- кисть, простой зонтик, щиток, плод- костянка, яблоко, многоорешек, шиповник, яблоня, рябина, лапчатка, гравилат, земляника, слива, груша. Бобовые: кость, головка, плод- боб, соя, люпин, горох, акация, фасоль, клевер, кашка, донник. Пасленовые- кисть, завиток, метелка, плод- ягода, коробочка. Томаты, паслен, табак, петуния, баклажан, белена, дурман. Класс однодольные. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием. Камбий отсутствует.
Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4, но никогда 5. Лилейные: соцветие- кисть; плод- ягода, коробочка. Лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны. Злаковые: сложный колос, султан, метелка, початок, плод- зерновка. Пшеница, овес, рис, овсюг, пырей мятлик.
Внутреннее строение стебля. Кора-защитная функция. Кожица- однослойная покровная ткань. Защита от пыли, перегрева, микроорганизмов. Водо- и газообмен. Пробка- многослойная покровная ткань. Имеются чечевички.
Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от колебаний температур, вредителей. Луб- образован механической волокна и проводящей ситовидные трубки тканями. Придает прочность, проведение растворов от листьев к корню. Камбий- однослойная образовательная ткань. Рост стебля в толщину и дифференциация клеток. Древесина- образована тремя тканями: проводящая- сосуды; основная - рыхло расположенные клетки; механическая- древесные волокна; сосуды - проведение воды и мин. Сердцевина - основная ткань- из живых, рыхло расположенных клеток.
Запасает питательные вещества. Главный- развивается из зародышевого корешка. Придаточный- развивается от стебля или листа. Боковые- развиваются от главного, придаточного и боковых. Нервная система Центральная: головной и спинной мозг.
Как правильно отвечать на вопросы ОГЭ по биологии? Если вы готовитесь к ОГЭ по биологии, важно знать, как правильно отвечать на вопросы.
Вот несколько рекомендаций, которые помогут вам успешно справиться с этим экзаменом: Внимательно читайте вопросы. Перед тем, как начать отвечать, уделите время на внимательное прочтение вопроса. Обратите внимание на ключевые слова и требования задания. Разберитесь с терминами. Учтите, что в тесте могут быть использованы специфические термины. Если вы не знакомы с ними, обязательно изучите их значение и объяснение перед экзаменом. Соблюдайте логику.
При ответах на вопросы ОГЭ по биологии важно соблюдать логическую последовательность. Предложите требуемое количество аргументов, приведите примеры и объяснения. Пользуйтесь схемами и таблицами. В некоторых вопросах ОГЭ могут потребоваться схемы или таблицы для ответа. Умение работать с ними поможет вам более полно и точно дать ответ. Не забывайте о варианте «не знаю». Если вы не знаете ответа на вопрос, лучше указать это, чем дать случайный и неправильный ответ.
Не забывайте, что за правильные ответы начисляются баллы, а за неправильные могут сниматься. Проверьте свои ответы. После того, как закончите отвечать на вопросы, оставьте время на проверку. Отметьте, что вы уже проверили, чтобы не пропустить никаких ошибок. Следуя этим рекомендациям, вы сможете правильно отвечать на вопросы ОГЭ по биологии и повысить свои шансы на успешное сдачу этого экзамена. Разъяснения по сложным темам ОГЭ по биологии В рамках ОГЭ по биологии могут возникнуть сложные темы, которые требуют дополнительных разъяснений. В этом разделе предоставляются подробные объяснения по некоторым из них.
Генетика: В этой теме важно понимать основные принципы наследования и генетические законы. Обратите внимание на различные типы наследования, такие как доминантное, рецессивное и смешанное. Также изучите понятия генотипа и фенотипа, а также различные способы определения генотипа по фенотипу.
Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ)
Экологический след — это мера негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду. Экотоксикология — это наука, изучающая различные химические и биологические вещества, которые могут быть вредными для живых организмов и окружающей среды в целом. Изучение экологии важно для понимания того, как живые организмы взаимодействуют друг с другом и как человеческая деятельность может повлиять на природную среду. Охрана окружающей среды и поддержание экологического равновесия являются важными задачами современного общества. Развитие растений и животных Живые организмы постоянно развиваются, приспосабливаются к изменяющейся среде и улучшают свои жизненные функции. Развитие растений и животных происходит на разных уровнях: от клеточного до организменного. У растений основой роста и развития является деление клеток. Растительные ткани непрерывно растут и дифференцируются в разные типы клеток, способные выполнять специализированные функции, такие как фотосинтез, транспорт веществ или защита. Различные факторы, такие как свет, вода, питательные вещества, также влияют на рост и развитие растений.
У животных развитие начинается с оплодотворения яйцеклетки. Затем происходит формирование эмбриона, который постепенно становится более сложным, развивая органы и системы органов. Рост и развитие животных определяются генетическими факторами и факторами среды, такими как питание, уход и условия содержания. В целом, развитие живых организмов может быть различным и зависит от многих факторов, но все они стараются адаптироваться к среде, чтобы выживать и размножаться. Физиология Физиология — наука, изучающая жизненные процессы организмов и их взаимодействие с окружающей средой. Эта наука помогает понимать, как работают различные органы и системы в организме и как они влияют на друг друга. Читать еще: ТВЦ открывает осень 2023 года: премьеры, на которые стоит обратить внимание Нервная система — одна из ключевых систем в организме, ответственная за передачу информации между органами и кинестезиологической связи. С помощью нервной системы организм может регулировать свои внутренние процессы и адаптироваться к изменениям внешней среды.
Эндокринная система — другая важная система, которая управляет выделением гормонов в кровь. Эти гормоны регулируют многие процессы в организме, такие как обмен веществ, рост и развитие. Дыхательная система — система, отвечающая за поступление кислорода в организм и вывод углекислого газа.
Почвообразователь - организм, активно принимающий участие в процессе почвообразования. Космополит - различные виды растений, животных и других организмов, ареал которых охватывает наибольшую часть обитаемых областей Земли. Подробнее про консументов и пищевые цепи: Консументы могут быть нескольких порядков.
Рассмотрим это на примере: Цепь питания: растение - заяц - волк. Трава - продуцент -- Заяц - консумент первого порядка -- Волк - консумент второго порядка. Если бы кто-то съел волка, то соответственно был бы консументом третьего порядка и тд. Пищевая цепь Пищевая цепь — перенос вещества и энергии от первичного источника через ряд организмов. Цепи питания бывают: 1. Пастбищные Цепи питания, которые начинаются с живого органического вещества чаще всего с зелёных растений , называют пастбищными цепями или цепями выедания Пример: растение — растительноядное насекомое — хищное насекомое — насекомоядная птица — хищная птица.
Детритные Цепи питания, начинающиеся с полуразложившихся останков живых организмов детрита , называют детритными цепями или цепями разложения. Пример: опавшая листва детрит — дождевой червь — дрозд— ястреб.
Процессы, происходящие в клетке. Нуклеиновые кислоты. Митоз, мейоз. Типы тканей организма человека. Свойства тканей, их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза 7.
Рефлекторная дуга. Спинной мозг, его строение и функции. Головной мозг, его строение и функции. Большие полушария. Безусловные врождённые и условные приобретённые рефлексы. Соматическая нервная система. Вегетативная автономная нервная система. Нервная система как единое целое 7. Эндокринная система. Железы внутренней и смешанной секреции.
Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма, роста и развития. Нарушения в работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма 7. Скелет человека, строение его отделов и функции. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц. Утомление мышц. Роль двигательной активности в сохранении здоровья.
Нарушения опорно-двигательной системы. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата 7. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Плазма крови. Постоянство внутренней среды гомеостаз. Свёртывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и его виды. Вакцины и лечебные сыворотки 7.
Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Лимфатическая система, лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях 7. Органы дыхания.
Взаимосвязь строения и функций органов дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Оказание первой помощи при поражении органов дыхания 7. Питание и его значение. Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении.
Всасывание питательных веществ и воды. Пищеварительные железы, их роль в пищеварении. Регуляция пищеварения. Гигиена питания 7. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды и минеральных солей. Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и превращения энергии. Витамины и их роль для организма. Нормы и режим питания.
Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Строение и функции кожи. Закаливание и его роль. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях 7. Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.
Центры многообразия и происхождения культурных растений. Культурные растения сельскохозяйственных угодий. Растения города 2. Промысловые животные. Загрязнение окружающей среды. Одомашнивание животных. Селекция, породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных. Значение домашних животных в жизни человека. Методы борьбы с животными-вредителями 2. Охрана растительного и животного мира. Восстановление численности редких видов растений и животных: особо охраняемые природные территории ООПТ. Красная книга России. Меры сохранения растительного и животного мира 2. Экологические факторы и их действие на организм человека Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение, употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание 3 Эволюционное развитие растений, животных и человека 3. Жизнь растений в воде. Первые наземные растения. Освоение растениями суши. Этапы развития наземных растений основных систематических групп. Вымершие растения 3. Усложнение животных в процессе эволюции. Доказательства эволюционного развития животного мира. Ископаемые остатки животных, их изучение. Основные этапы эволюции беспозвоночных и позвоночных животных. Вымершие животные 3. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные факторы становления человека. Человеческие расы. Место человека в системе органического мира 4 Организмы бактерий, грибов и лишайников 4. Общая характеристика. Шляпочные грибы, их строение, питание, рост, размножение. Съедобные и ядовитые грибы. Значение шляпочных грибов. Плесневые грибы. Дрожжевые грибы. Значение плесневых и дрожжевых грибов. Паразитические грибы. Лишайники — комплексные организмы 4. Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий в природных сообществах и жизни человека. Болезнетворные бактерии и меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями 5 Растительный организм. Систематические группы растений 5. Уровни организации растительного организма. Растительная клетка: клеточная оболочка, ядро, цитоплазма пластиды, митохондрии, вакуоли с клеточным соком. Растительные ткани. Органы и системы органов растений 5. Корни и корневые системы. Побег и почки. Строение и функции листа. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека. Транспорт воды и минеральных веществ в растении — восходящий ток. Транспорт органических веществ в растении — нисходящий ток. Видоизменённые побеги. Развитие побега из почки 5. Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Хозяйственное значение вегетативного размножения. Семенное генеративное размножение растений. Цветки и соцветия. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. Типы плодов. Распространение плодов и семян в природе. Состав и строение семян. Условия прорастания семян 5. Цикл развития цветкового растения. Влияние факторов внешней среды на развитие цветковых растений. Жизненные формы цветковых растений 5. Вид как основная систематическая категория. Система растительного мира. Низшие, высшие споровые, высшие семенные растения. Основные таксоны категории систематики растений 5. Общая характеристика водорослей.
Тренировочные варианты ОГЭ 2024 по биологии
Скачать теории, термины и другие шпаргалки по биологии шпаргалки по биологии огэ гиа 9 класс. Главная» Новости» Шпаргалки для подготовки к огэ по биологии 2024. Крутящийся логотип Сдам ГИА. Загрузка. Читайте на сайте : шпаргалка ОГЭ по биологии. В данной статье мы предоставим вам шпаргалки для подготовки к ОГЭ по биологии 2023.
Шпаргалки для подготовки к ОГЭ по биологии 2023
Икринки развиваются в воде. Подтип позвоночные черепные. Надкласс рыбы. Обтекаемая форма тела. Отделы тела: голова, туловище, хвост, плавники.
Туловищный и хвостовой отделы позвоночника. Костный череп, конечности - плавники образованы множеством мелких костей. Шейный отдел отсутствует. Внутри позвонков - хрящевые остатки хорды.
Пищеварительная система: рот - ротовая полость - глотка - пищевод - желудок - кишечник - анальное отверстие. Плавательный пузырь - вырост кишечника. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное, холоднокровные. Органы дыхания: жабры, защищены жаберными крышками.
Органы выделения: почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь. Раздельнополые животные. Оплодотворение наружное в воде - нерест. Класс земноводные или амфибии.
Отделы тела: голова, туловище, передние и задние конечности. Кожа голая и покрыта слизью. В позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. Череп состоит из черепной коробки и челюсти.
Подвижное сочленение черепа, один шейный позвонок. Мышцы развиты хорошо. Появляются ягодичные, бедренные и икроножные мышцы. Как у рыб - пищеварит.
Два круга кровообращения. Кровь смешанная, сердце трехкамерное. Оба круга начинаются от желудочка. Кровь - венозная, артериальная, смешанная.
Холоднокровные животные. Органы дыхания - парные легкие. Имеется кожное дыхание. Выделительная с-ма - парные почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь.
Головной и спинной мозг с нервами. Глаза с верхними и нижними веками. У бесхвостых оплодотворение - наружное, у хвостатых - внутреннее. Класс пресмыкающиеся рептилии.
Кожа сухая. Наружные слои эпидермиса - ороговевшие. Хорошо развит - шейный отдел. Пояснично - грудной отдел позвоночника соединен с ребрами с грудиной.
Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных - пищеварительная с-ма. Дышат кислородом с помощью легких. Кожное дыхание отсутствует.
Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное. Увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора.
Оплодотворение внутреннее. Яйца откладывают на суше. Класс птицы Обтекаемая форма тела. Голова, туловище, шея, передние конечности - крылья, задние - ноги.
Зубы отсутствуют. Два круга. Кровь не смешивается. Сердце 4-камерное.
Дыхание двойное. Увеличение больших полушарий. Хорошо развиты орган слуха и зрения. Свойственно цветное зрение.
Раздельнополы животные. Половой диморфизм. Классификация птиц: Оседлые - воробьи, галки, голуби, сороки Кочующие - совы, снегири, синицы, грачи. Перелетные - иволги, соловьи, утки, скворцы, журавли.
Класс млекопитающие Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Зубы и слюнные железы. Эритроциты не имеют ядра.
Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания - легкие. Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина.
Клетки бактерий: Шаровидные - кокки, палочковидные - бациллы; дугообразно изогнуты - вибрионы. Спиралеобразные - спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки. Строение бактерий.
Оболочка -2 слоя. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы - синтезируют белок.
Тип кольчатые черви. Дождевой червь. Пиявка, нереида, серпула. Тело вытянутое, круглое, сегментированное. Симметрия двусторонняя. Имеется вторичная полость. Пищеварительная система: ротовое отверстие - глотка - пищевод - зоб - желудок - средняя кишка - задняя кишка - анальное отверстие.
Кровеносная система - замкнутая, сост из сосудов. Кровь содержит гемоглобин. Дыхание - всей поверхностью тела. Выделительная система - в каждом сегменте пара нефридий. Имеются органы чувств: глаза, обонятельные ямки, органы осязания. Раздельнополые или вторичные гермафродиты. Развитие прямое. У некоторых морских кольчатых червей - с метаморфозом. Многощетинковые пескожил, нереида ; малощетинк. Тип моллюски.
Прудовик, беззубка Двусторонняя симметрия. Тело из трех отделов: голова, туловище, нога. С внутренней стороны раковины все тело охватывает мантия - кожная складка. Пищеварительная система: рот - глотка - желудок - средняя кишка - анальное отверстие. Кровеносная система незамкнута. Сердце двухкамерное прудовик или трехкамерное беззубка. Дыхательная система - жабры беззубка и легочные мешки прудовик. Органы выделения - почки. Брюхоногие - гермафродиты. Двустворчатые и головоногие - раздельнополые.
Брюхоногие горошинка, шаровка, прудовик, слизень, виноградная улитка. Двустворчатые мидии, устрицы, гребешки, жемчужница, корабельный червь, беззубка. Головоногие кальмар, каракатица, осьминог. Тип членистоногие Тело сегментировано, конечности членистые. Движение обеспечено мышцами. Тело покрыто хитиновым покровом. Рост членистоногих сопровождается линькой. Отделы тела: голова, грудь, брюшко. Пищеварительная система: ротовой аппарат - глотка - пищевод - желудок - передняя, средняя, задняя кишка - анальное отверстие - железы. Имеется пульсирующий сосуд - «сердце», по которым циркулирует гемолимфа.
Дыхательная с -ма: у водных форм - жабры, у наземных - легкие, трахеи. Выделительная с-ма: мальпигиевы сосуды у насекомых и паукообразных, зеленые железы в основании усиков у ракообразных. Нервная система состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов. Многие имеют хорошо развитые органы чувств: фасеточные глаза, органы осязания - механорецепторы, органы слуха. Половой диморфизм отличие самца от самки. Развитие прямое и непрямое. Ракообразные рак, креветки, краб, омар ; паукообразные пауки, тарантулы, клещ, скорпион ; насекомые жуки, мухи, комары, вошь. Скелет образован известковыми пластинками, несущими шипики. Найдя добычу накрывает своим телом, выворачивает желудок, соки желудка переваривают пищу. Анальное отверстие лежит на верхней поверхности.
Тело в известковом панцире. Рот окружен особым челюстным аппаратом с пятью зубами. Скелет состоит из мелких известковых телец. Кровеносная с-ма сост из двух сосудов: один снабжает рот другой анальное отверстие. Водно-сосудистая система: образована кольцевым каналом, окружающим пищевод, и 5 радиальными каналами. Большинство раздельнополые, но есть гермафродиты. Развитие с метаморфозом. Животные способны к регенерации восстановление частей тела Тип хордовые. Подтип бесчерепные. Тело состоит из туловища, хвоста, плавника, покрыто кожей.
Скелет - хорда. Пищеварительный канал: рот, глотка, кишечная трубка, анус. Один круг кровообращения, сердца нет, холоднокровные животные. Органы дыхания: жаберные щели в глотке. Органы выделения: нефридин. Органы чувств: щупальца, обонятельная ямка. Оплодотворение наружное. Икринки развиваются в воде. Подтип позвоночные черепные. Надкласс рыбы.
Обтекаемая форма тела. Отделы тела: голова, туловище, хвост, плавники. Туловищный и хвостовой отделы позвоночника. Костный череп, конечности - плавники образованы множеством мелких костей. Шейный отдел отсутствует. Внутри позвонков - хрящевые остатки хорды. Пищеварительная система: рот - ротовая полость - глотка - пищевод - желудок - кишечник - анальное отверстие. Плавательный пузырь - вырост кишечника. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное, холоднокровные. Органы дыхания: жабры, защищены жаберными крышками.
Органы выделения: почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь. Раздельнополые животные. Оплодотворение наружное в воде - нерест.
Класс двудольные Биология. Это многолетние и однолетние растения: капуста, редька, редис, сурепка, пастушья сумка и др. Листья крестоцветных расположены поочередно, нижние образуют прикорневую розетку. Соцветия верхушечные, кистевидные или щитковидные. Царство Грибы Биология.
Царство организмов, сочетающее признаки растений и животных. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в составе клеточной стенки, образование мочевины в процессе обмена веществ, гликогена в качестве запасного питательного вещества. Общие сведения о животных. Одноклеточные Биология. Более 2 млн видов животных, обитающих повсеместно, отличаются от растений гетеротрофностью питания, подвижностью, развитой опорно-двигательной системой, сложностью поведенческих реакций. Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные Биология. В отличие от клеток Простейших, способных самостоятельно выполнять все жизненно важные функции, клетки многоклеточных организмов выполняют одну определенную функцию.
Тип Плоские черви Биология. Плоские черви — трехслойные животные, у них появляется мезодерма, расположенная между эктодермой и энтодермой. Это свободноживущие и паразитические виды. Всего их насчитывается ок. Тип Круглые черви Биология. К типу относятся несколько классов, в том числе самый многочисленный класс Нематоды, или собственно Круглые черви. Они обитают в морях, пресных водоемах, почве, в организмах животных, в тканях растений. Известно около 12 000 видов.
Тип Кольчатые черви Насчитывает около 7 000 видов. Это обитатели водоемов и почвы. Включает 3 класса. Тип Моллюски Биология. Тип моллюски включает три класса: медленно ползающие улитки брюхоногие , относительно оседлые двустворчатые и подвижные головоногие. Тип насчитывает около 130 000 видов. Тип Членистоногие Биология. Членистоногие — самая большая группа животных, населяющая нашу планету.
Его представители освоили все среды жизни: сушу, моря пресные водоемы, воздушное пространство. Их можно встретить во всех географических широтах. Класс Насекомые Биология. К этому классу относятся наиболее высокоорганизованные членистоногие. Известно по разным данным 2-4 млн видов. Большинство насекомых обитает на суше, некоторые — в пресных водоемах. Тип Хордовые Биология. Наименее организованный представитель хордовых — ланцетник, относится к очень древней группе бесчерепные.
Он имеет признаки, сходные с беспозвоночными и позвоночными, ведет пассивный водный образ жизни. Надкласс Рыбы Биология. Рыбы относятся к позвоночным животным. Для позвоночных характерно наличие черепа, позвоночника и парных конечностей или плавников. Передний конец нервной трубки у них формирует головной мозг, он защищен черепом. Класс Земноводные Амфибии Это водно-наземные животные. Они имеют две пары конечностей, состоящих из трех отделов. Класс Пресмыкающиеся Рептилии или Гады Биология.
Большинство рептилий — наземные животные, но некоторые виды обитают в воде морские черепахи, змеи. Тело животных, как правило, разделено на голову, туловище и хвост и покрыто роговыми чешуйкам или щитками, защищающими их от механического воздействия и высыхания. Класс Птицы Пернатые Биология. Птицы — высокоорганизованные позвоночные. Их тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья. Имеют постоянную температуру тела, которая обеспечивается интенсивным обменом веществ. Класс Млекопитающие Звери Биология. Млекопитающие — теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком.
Сердце у них четырехкамерное, хорошо развита центральная нервная система. Эволюция животного мира Биология. Под эволюцией понимают необратимое историческое развитие органического мира с постепенным его усложнением. Формы животных так же менялись на Земле, как формы растений и других организмов. Общий обзор организма человека Биология.
Мутации — это изменения в нуклеотидной последовательности генов, которые могут возникать под влиянием внешних факторов или случайно. Все живые организмы на Земле связаны общим происхождением, и их гены имеют общее происхождение. Это позволяет устанавливать родственные связи между различными видами на основе сходства генотипа и фенотипа. Экология Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
Одним из ключевых понятий в экологии является экосистема. Экосистема — это совокупность живых организмов и неживой природы в определенном районе. Один из главных факторов, влияющих на экосистемы, — это человеческая деятельность. Разрушение природной среды, загрязнение воды, воздуха и почвы — все эти действия негативно влияют на животный и растительный мир. Различают несколько типов экосистем. Леса являются примером комплексной экосистемы, состоящей из различных видов растений и животных. В них находится большое количество живых организмов, которые взаимодействуют друг с другом. Для изучения экосистем используются различные методы, включая наблюдение, моделирование, и исследование на месте. Экологи оценивают состояние экосистем и их населения и пытаются понять, какие изменения могут произойти в результате человеческой деятельности.
Биоразнообразие — это мера количества различных видов живых организмов в определенной экосистеме. Экологический след — это мера негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду. Экотоксикология — это наука, изучающая различные химические и биологические вещества, которые могут быть вредными для живых организмов и окружающей среды в целом. Изучение экологии важно для понимания того, как живые организмы взаимодействуют друг с другом и как человеческая деятельность может повлиять на природную среду. Охрана окружающей среды и поддержание экологического равновесия являются важными задачами современного общества. Развитие растений и животных Живые организмы постоянно развиваются, приспосабливаются к изменяющейся среде и улучшают свои жизненные функции. Развитие растений и животных происходит на разных уровнях: от клеточного до организменного.
Шпаргалка к ОГЭ по биологии
Заросток прикрепляется к почве одноклеточными ризоидами. У заростка нет кутикулы, он может жить только во влажном месте. На его нижней стороне образуются простые архегонии и антеридии. Это репродуктивные органы, образующие гаметы путем митоза из материнских клеток. В антеридиях образуются множество сперматозоидов, а в архегониях по одной яйцеклетке. При наличии воды созревшие сперматозоиды подплывают к архегониям. Оплодотворение обычно перекрестное. Из диплоидной зиготы на заростке развивается спорофит.
Хвощи и плауны. Хвощи обитают преимущественно во влажных местах. Спорофиты имеют горизонтальные подземные стебли корневища , от узлов надземных побегов отходят мутовки мелких заостренных листьев, похожих на чешуйки. Различают побеги двух видов: вегетативные и спороносные, несущие споровые шишки стробилы. Хвощи в природе встречаются в виде клонов - групп растений, возникающих путем вегетативного размножения от одной особи и занимающих участок площадью несколько десятков или сотен квадратных метров. Плауны По приспособленности к жизни на суше плауны занимают промежуточное положение между папоротниками и семенными растениями. Для них характерен стелющийся стебель, от стебля отходят короткие прямостоячие ветви.
Листья расположены спирально. Подземные части побега имеют вид корневищ с придаточными корнями. Рост стебля верхушечный: проводящая система примитивна. Стебли наряду с листьями несут на себе спорофиллы со спорангиями. В каменноугольный период пагюротники, хвощи и плауны принимали участие в образовании каменного угля. Некоторые из них в наше время используются в медицине. Голосеменные Семенные растения, обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы, вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры мужские и мегаспора женские.
Первые дают начала мужскому гаметофиту, а вторые - женскому. Женские мегаспоры формируются в мегаспорангии. Из мегаспор вырастают женские гаметофиты - архегонии, продуцирующие яйцеклетки. Этот процесс проходит внутри семязачатка, так же как оплодотворение и развитие зародыша с образованием семени. Преимущества семенного размножения: - женский гаметофит защищен семязачатком и менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит; - семя содержит запас питательных веществ, используемый следующим спорофитным поколением после прорастания семени; - семена способны противостоять неблагоприятным условиям и могут оставаться в состоянии покоя и прорастать в благоприятных условиях; - у семян развиваются различные приспособления для распространения. Голосеменные — процветающая группа растений, распространенная по всему земному шару. Жизненные формы представлены деревьями и кустарниками, как правило, вечнозелеными.
Листья — иголки у хвойных покрыты толстой кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Жизненный цикл проходит с преобладанием спорофита - диплоидной стадии. Созревание семян происходит на второй год после опыления. Следующей зимой шишки раскрываются, и семена разносятся ветром на большие расстояния. Покрытосеменные, или цветковые растения. Наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами - кустарниками и кустарничками.
Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные. Широкое распространение обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт: наличие цветка - органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения; образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды; двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный а не гаплоидные, как у голосеменных эндосперм; редукция гаметофита: мужской гаметофит - пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной генеративная делится, образуя два спермия. Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка. Класс двудольные. Лист на черешке с сетчатым или перистым жилкованием. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в главный корень. Жизненные формы древесные и травянистые.
Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4. Крестоцветные: соцветие-кисть, плод- стручок, капуста, репка, сурепка, пастушья сумка. Розоцветные: соцветие- кисть, простой зонтик, щиток, плод- костянка, яблоко, многоорешек, шиповник, яблоня, рябина, лапчатка, гравилат, земляника, слива, груша. Бобовые: кость, головка, плод- боб, соя, люпин, горох, акация, фасоль, клевер, кашка, донник. Пасленовые- кисть, завиток, метелка, плод- ягода, коробочка. Томаты, паслен, табак, петуния, баклажан, белена, дурман. Класс однодольные.
Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием. Камбий отсутствует. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4, но никогда 5. Лилейные: соцветие- кисть; плод- ягода, коробочка. Лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны.
Злаковые: сложный колос, султан, метелка, початок, плод- зерновка. Пшеница, овес, рис, овсюг, пырей мятлик. Внутреннее строение стебля. Кора-защитная функция. Кожица- однослойная покровная ткань. Защита от пыли, перегрева, микроорганизмов. Водо- и газообмен.
Пробка- многослойная покровная ткань. Имеются чечевички. Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от колебаний температур, вредителей. Луб- образован механической волокна и проводящей ситовидные трубки тканями. Придает прочность, проведение растворов от листьев к корню. Камбий- однослойная образовательная ткань. Рост стебля в толщину и дифференциация клеток.
Древесина- образована тремя тканями: проводящая- сосуды; основная - рыхло расположенные клетки; механическая- древесные волокна; сосуды - проведение воды и мин. Сердцевина - основная ткань- из живых, рыхло расположенных клеток. Запасает питательные вещества. Главный- развивается из зародышевого корешка. Придаточный- развивается от стебля или листа. Боковые- развиваются от главного, придаточного и боковых. Нервная система Центральная: головной и спинной мозг.
Периферическая: нервы и нервные узлы. Соматическая Регулирует работу скелетных мышц. Вегетативная Регулирует работу всех внутренних органов. Симпатический Усиливает обмен вещ-в. Повышает возбудимость. Парасимпатический Способствует восстановлению энергии. Снижает обмен веществ.
Регулирует организмом во время сна. Метасимпатический Находится в стенках самого органа и участвует в процессах его саморегуляции Глаз. Оболочки глаза: сетчатка- световоспринимающая система. Фиброзная оболочка: склера, сосудистая. Палочки- рецепторы сумеречного света, колбочки- рецепторы цветного зрения. Оптическая система: роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело. Цвет радужки определяет цвет глаз.
Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока. Наружное: ушная раковина- хрящевая неподвижная, барабанная перепонка. Среднее: узкая полость заполненная воздухом, в которой расположены слуховые косточки, молоточек воспринимает колебания и передает их на наковальню и стремечко , наковальня, стремечко, слуховая- евстахиева труба. Внутреннее ухо: представляет полость заполненную жидкостью. Улитка- система лабиринтов, извилистых каналов. Вкусовой анализатор. Кончик языка- сладкий, на задней части языка- горький, на боковой и передней- соленое, кислое- боковая поверхность.
Железы внутренней секреции. Гипоталамус- отдел промежуточного мозга. Выделяет нейрогормоны вазопрессин, окситоцин. Регулирует секрецию гипофизарных гормонов. Гипофиз- расположен ниже моста промежуточного мозга. Выделяют две функции: ростовые тропные : соматотропный гормон регулирует рост. Гиперфункция- в молодом возрасте вызывает болезнь гигантизм.
Во взрослом состоянии- акромегалию. Гипофункция- карликовость; регуляторные: гонадотропные гормоны регулируют деят. Половых желез, пролактин- усиливает выработку молока, тиреотропный- регулирует работу щитовидной железы, адренокортикотропный- усиливает синтез гормонов коры надпочечников. Эпифиз: вырост промежуточного мозга. Выделяет гормон мелатонин, тормозящий действие гонадотропных гормонов. Щитовидная железа: иодосодержащие гормоны: тироксин и трииодтиронин, влияющие на окислительные процессы, регулирующие обмен в-в, рост, влияют на ЦНС. Надпочечники- парные железы, расположены над почками.
Из двух слоев: корковый и мозговой внутренний. Корковый вырабатывает 3 группы гормонов: кортизон и кортикостерон, влияющие на обмен веществ и стимулирующие образование гликогена, альдостерон- обмен калия и натрия; андрогены, эстрогены, прогестерон- развитие вторичных половых признаков. Мозговой слой: адреналин и норадреналин- повышают кровяное давление, расширяют коронарные сосуды сердца. Поджелудочная железа: расположена ниже желудка. Железа смешанной секреции, эндокринной частью железы являются островки Лагерганса. Вырабатывает инсулин снижает уровень глюкозы, стимулирует печень на превращение глюкозы в гликоген , глюкагон повышает уровень глюкозы, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы. Половые железы: вырабатывают эстрогены и андрогены.
Прогестерон- гормон беременности. Мозговой отдел- большая непарная лобная кость; -плоская кость; шов неподвижный! Лицевой отдел- верхняя и нижняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные кости- плоские- неподвижный шов. Скелет туловища: Позвоночник: 33-34 позвонка; 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4-5 копчиковых. Кости короткие, смешанные- соединение полуподвижное. Грудная клетка: 12 пар ребер и грудина- короткие- смешанные- плоские- полуподвижное. Пояс верхних конечностей пара лопаток, пара ключиц - плоские- подвижное.
Скелет верхних конечностей плечевая кость, предплечье, кисть - трубчатые, короткие- подвижное. Пояс нижних конечностей две тазовые кости — плоские- неподвижное. Скелет нижних конечностей бедренная кость, голень; стопа образована двумя рядами предплюсны 7 , плюснами 5 , и косточками пальцев 14 - трубчатые -длинные- подвижное. Кровеносная система. Артерии- кровь течет от сердца к органам. Переходят в капилляры.
Поджелудочная железа: расположена ниже желудка. Железа смешанной секреции, эндокринной частью железы являются островки Лагерганса. Вырабатывает инсулин снижает уровень глюкозы, стимулирует печень на превращение глюкозы в гликоген , глюкагон повышает уровень глюкозы, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы. Половые железы: вырабатывают эстрогены и андрогены.
Прогестерон- гормон беременности. Мозговой отдел- большая непарная лобная кость; -плоская кость; шов неподвижный! Лицевой отдел- верхняя и нижняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные кости- плоские- неподвижный шов. Скелет туловища: Позвоночник: 33-34 позвонка; 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4-5 копчиковых. Кости короткие, смешанные- соединение полуподвижное. Грудная клетка: 12 пар ребер и грудина- короткие- смешанные- плоские- полуподвижное. Пояс верхних конечностей пара лопаток, пара ключиц - плоские- подвижное. Скелет верхних конечностей плечевая кость, предплечье, кисть - трубчатые, короткие- подвижное. Пояс нижних конечностей две тазовые кости — плоские- неподвижное. Скелет нижних конечностей бедренная кость, голень; стопа образована двумя рядами предплюсны 7 , плюснами 5 , и косточками пальцев 14 - трубчатые -длинные- подвижное.
Кровеносная система. Артерии- кровь течет от сердца к органам. Переходят в капилляры. По артериям кровь течет от сердца. Вены- кровь движется к сердцу. Большой круг: левый желудочек—аорта—артериальные капилляры—венозные капилляры—воротная вена—верхняя и нижняя полая вена—правое предсердие. Малый круг: правое предсердие- правый желудочек—легочные артерии—легочные вены—левое предсердие 4 секунды. Расслабление-0,4; сокращение-расслабление-0,1; расслабление-сокращение-0,3. Дыхательная система. Носовая полость—носоглотка—гортань—трахеи—бронхи—легкие.
Дыхательный центр- продолговатый мозг. Пищеварительная система. Зубы 32: 4 резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Слюнные железы-3. Пепсин- фермент желудка- расщепляет белки до пептидов, липаза- жиры молока. В желудке всасывается: вода, глюкоза, мин. Среда щелочная. БЖУ Белки: 20 аминокислот, биополимеры. Первичная структура- цепочка аминокислот, связь пептидная; вторичная- спираль, водородная связь; третичная- глобула, связи водородные, ионные, ковалентные, гидрофобные; четвертичная- объединение глобул в нескольких структур. Моносахариды- рибоза, глюкоза; дисахариды- мальтоза, сахароза; полисахариды- крахмал, целлюлоза.
Сложные эфиры глицерина. Органоиды клетки. Окружено двухслойной пористой мембраной. Содержит хроматин. Ядрышко- состоит из белка и РНК. Ядерный сок- кариолимфа. Ф-и: хранение наследственной информации; регуляция синтеза белка; транспорт веществ; синтез РНК, сборка рибосом. ЭПС одномембранные. Шероховатая- система мембран, образующих канальцы, цистерны, трубочки- синтез белка на рибосомах, транспорт веществ по цистернам и трубочкам, деление клетки на секции- компартменты. Гладкая- имеет такое же строение, но не несет рибосом- синтез липидов, белок не синтезируется, остальные функции сходные ШЭР.
Рибосомы немембранные. Мельчайшие органоиды, диаметром около 20 нм. Состоят из двух субъединиц. В их состав входит рРНК и белки. Синтезируются в ядрышке. Образуют полисому. Ф-и: биосинтез первичной структуры белка по принципу матричного синтеза. Одинарный мембранный пузырек диаметром 0,2-0,8мкм, овальной формы. Образуется в комплексе Гольджи. Ф-и: пищеварительная, участвует в растворении органоидов, клеток и частей организма.
Двумембранный органоид. Наружная мембрана гладкая, внутренняя имеет выросты- кристы. Внутри заполнена бесструктурным матриксом. Имеет форму круглую, овальную, цилиндр. Ф-и: энергетический и дыхательный центр клеток, освобождение энергии в процессе дыхания. Запасание энергии в виде молекул АТФ. Окисление под действием ферментов до СО2 и Н2О. Клеточный центр. Органоид немембранного строения, состоящий из двух центриолей. Ф-и: участвуют в делении клеток животных и низших растений, образуя веретено деления.
Аппарат Гольджи. Система уплощенных цистерн, ограниченных мембранами, образующих по краям пузырьки. Ф-и: транспорт продуктов биосинтеза. Вещества упаковываются в пузырьки. Формируют лизосомы. Органоиды движения: микротрубочки- длинные тонкие полые цилиндры, сост из белков- опора и движение. Микронити- тонкие структуры- способствует току цитоплазмы, опора. Реснички, жгутики. Пластиды двумембранные. Хлоропласты: содержимое пластид назыв стромой; образуют граны, в мембранах гран находится хлорофилл, придающий зеленую окраску.
Лейкопласты: округлые, бесцветные, на свету преобразуются в хлоропласты, служат местом отложения питательных веществ. Хромопласты: Двухмембранный шарообразный органоид, придает различную окраску листьям, плодам. Характерна только для растений. Мембранная полость заполнена клеточным соком. Вакуоль- производная ЭПС. Ф-и: регуляция водно-солевого раствора; поддержание тургорного давления; накопление продуктов обмена веществ и запасных веществ, выведение из обмена токсичных веществ. Пластический обмен ассимиляция- анаболизм — синтез совокупность химических процессов, направленных на образование и обновление структурных частей клеток. Все реакции синтеза в организме. Белки синтезируются на рибосомах. Фотосинтез — в хлоропластах.
Идет с потреблением энергии, запасенной в АТФ. Важнейшими процессами анаболизма являются синтез белков и нуклеиновых кислот свойствен всем организмам и синтез углеводов у растений, некоторых бактерий и цианобактерий. Фотосинтез - это процесс образования органических соединений из неорганических веществ с использованием энергии солнечного света. Его биологическое значение заключается в обеспечении живых организмов Земли органическими веществами, обогащении атмосферы Земли кислородом. Протекает в хлоропластах, они имеют две мембраны. Внутренняя мембрана хлоропласта образует выпячивания -тилакоиды, которые складываются в стопки-граны. В мембрану гран встроены молекулы хлорофилла и ферментов, контролирующих реакции фотосинтеза. Различают световую и темновую фазы. Световая фаза фотосинтеза начинается с освещения хлоропласта видимым светом. Фотон, попав в молекулу хлорофилла, приводит ее в возбужденное состояние: ее электроны перескакивают на высшие орбиты.
Один из таких электронов переходит на молекулу-переносчика, она уносит его на другую сторону мембраны тилакоида. Молекулы хлорофилла восстанавливают потерю электрона, отбирая его от молекулы воды. В результате потери электронов молекулы воды разлагаются на протоны и ионы гидроксила фотолиз. В атмосферу выделяется кислород. По одну сторону мембраны накапливаются положительно заряженные протоны, по другую - частицы с отрицательным зарядом, что приводит к нарастанию разности потенциалов. При достижении критического уровня разности потенциала протоны проталкиваются на другую сторону мембраны через канал внутри АТФ-синтетазы. Освобождающаяся при этом энергия тратится на синтез АТФ, которая переправляется в место синтеза углеводов. Протоны, присоединив электрон, превращаются в атомы водорода, они также переправляются в место синтеза углеводов. Темновая фаза фотосинтеза состоит из ряда последовательных ферментативных реакций, в результате которых образуется глюкоза, служащая исходным материалом для биосинтеза других углеводов. Этот процесс идет с использованием энергии АТФ и при участии атомов водорода, образовавшегося в световую фазу.
Энергетический обмен - диссимиляция- катаболизм - распад- выделение энергии. Подготовительный: в пищеварительном тракте в организме, в лизосомах в клетке; происходит расщепление высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных. Гликолиз бескислородный протекает в цитоплазме, не связан с мембранами; происходит ферментативное расщепление глюкозы — брожение. Гидролиз: осуществляется в митохондриях: происходит образование СО2 в результате окисления молочной кислоты под действием ферментов; В матриксе: атом водорода с помощью ферментов- переносчиков поступает во внутреннюю мембрану митохондрии, образующую кристы. Окисление атомов водорода до катионов в мембране крист, катионы переносятся белками переносчиками. Образуется 36 молекул АТФ. Профаза: спирализация хромосом, в результате чего они становятся видимыми; каждая хромосома состоит из двух хроматид; растворение ядерной мембраны; образование веретена деления. Метафаза: расположение хромосом по экватору; нити веретена деления прикрепляются к центромерам. Анафаза: деление центромер; отдельные хроматиды расходятся к полюсам клетки. Телофаза: хроматиды деспирализуются, вокруг них образуется новая ядерная мембрана, формируются два новых ядра; на экваторе закладывается клеточная мембрана; растворяются нити веретена деления; образуются две дочерние диплоидные клетки.
Мейоз Первое деление. Профаза: удвоение гомологичных хромосом; спирализация хромосом; коньюгация гомологичных хромосом; хромосомы сливаются попарно, и происходит кроссинговер; утолщение хромосом, растворение ядерной оболочки; образование веретена деления. Метафаза: гомологичные хромосомы выстраиваются попарно по обе стороны экватора. Анафаза: разделение пар гомологичных хромосом; расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки. Телофаза: образование двух дочерних клеток. Хромосомы состоят из двух хроматид. Второе деление. Профаза: интерфаза отсутствует, к делению одновременно приступают две клетки; образуется веретено деления; сходна с профазой митоза. Метафаза: двухроматидные хромосомы располагаются по экватору клетки. Анафаза: деление центромер; хроматиды расходятся к полюсам.
Телофаза: образование четырех гаплоидных клеток. Развитие зародыша: Зигота- оплодотворенная яйцеклетка с диплоидным набором хромосом. Бластула- многоклеточный зародыш с полостью внутри. По форме напоминает шар. Образован в результате многократного деления зиготы. Гаструла- двухслойный зародыш, образовался в результате впячивания бластулы. Образование двух зародышевых листков эктодермы и энтодермы. Нейрула- стадия закладывания внутренних органов. Зародышевые листки: Эктодерма: нервная система, органы чувств, покровная и нервная ткань.
Ученик должен правильно сопоставить описание и соответствующую функцию. Научно-популярный текст. В этом разделе ученикам предоставляется научно-популярный текст, содержащий информацию о том или ином биологическом явлении или понятии. Ученикам нужно прочитать текст и ответить на вопросы, касающиеся его содержания. Продолжение предложения. В этом разделе ученикам предлагается незаконченное предложение, к которому они должны выбрать правильное продолжение из предложенных вариантов ответа. Этот раздел проверяет понимание учениками основных понятий и терминологии в биологии. Структура ОГЭ по биологии может изменяться от года к году, поэтому важно быть готовым к различным типам заданий. Ученикам рекомендуется тщательно изучить содержание курса биологии, знать основные понятия и методы, а также уметь применять свои знания на практике. Темы, охватываемые ОГЭ по биологии ОГЭ по биологии охватывает широкий спектр тем, связанных с живыми организмами и их взаимодействием с окружающей средой. Вот основные темы, которые нужно изучить перед экзаменом: 1. Строение и функции клетки. В этой теме стоит уделить внимание структуре и функциям различных клеточных органелл, таких как ядро, митохондрии, хлоропласты и другие. Также следует изучить процессы клеточного деления и различные типы тканей. Генетика и наследственность. Эта тема включает в себя изучение основных понятий генетики, таких как гены, хромосомы, их строение и функции. Необходимо понимать, каким образом передаются генетические свойства от родителей к потомству. Эволюция и ее механизмы. В этой теме стоит изучить принципы естественного отбора, мутаций, генетического дрейфа и изоляции, которые определяют процесс эволюции живых организмов. Разнообразие живых организмов. В данной теме следует изучить различные типы организмов, начиная с бактерий и простейших, и заканчивая растениями и животными. Необходимо знать их основные характеристики, классификацию и адаптации к окружающей среде. Взаимодействие организмов с окружающей средой. В этой теме следует изучить основные понятия экологии, такие как пищевые цепи, биологические сообщества, энергетические потоки и воздействие факторов окружающей среды на живые организмы. Изучение этих тем поможет вам успешно сдать ОГЭ по биологии, поэтому не забывайте уделять достаточно времени каждой из них в процессе подготовки. Актуальные шпоры для ОГЭ по биологии 1.
Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы. Книжный интернет-магазин «Читай-город» «Читай-город» — сеть книжных магазинов, успешно работающих в Москве и других регионах России. А ещё это — крупный интернет-магазин книг.