Именно это произведение читал Достоевский 6 июня 1880 года на празднике в Благородном собрании после церемонии открытия памятника Пушкину в Москве.
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Долгое время не вполне получалось. Однако ему очень повезло со второй женой Анной Григорьевной Сниткиной, которая снисходительно терпела эту слабость. Даже тогда, когда эта слабость являла себя довольно безжалостно по отношению к ней. На протяжении долгого времени они жили в тяжелых материальных условиях. И в какой-то момент Федор Михайлович все-таки сумел скопить необходимые средства и купил жене шубу.
Он был очень горд. Для него это была такая радость, что он смог любимой жене сделать подобный подарок! Но потом снова не сдержался и проиграл подаренную шубу. Федору Михайловичу было очень стыдно.
Но у Анны Григорьевны хватало внутренней мудрости, любви и снисходительности к этой страсти. Когда она замечала, что муж мечется в тоске, она смотрела ему в глаза и говорила: «Феденька, пойди, поиграй». Распространено также и другое мнение, что Достоевский страдал приступами шизофрении и раздвоением личности. Есть ли такая информация?
Он был эпилептиком. И надо сказать, что в истории культуры эпилепсия рассматривалась как священная болезнь. Считается, что эпилептиками были апостол Павел, пророк Магомет... В истории культуры эпилепсия — это болезнь особо одаренных душ, которым открываются внутренние врата в иное пространство, в запредельность, в другую реальность.
То, как описан опыт переживания эпилепсии Достоевским осторожно подтверждает подобную, особую природу этой болезни. Но здесь я поставил бы точку. Медицинских, безусловных свидетельств в пользу чистой патологии Федора Михайловича нет. Насколько это верно?
Днем много других дел? Он действительно писатель лихорадочного духа. Ночное пространство, ночное время гораздо лучше располагает к тому, чтобы отдаваться творческой стихии. На самом деле он был сложным человеком.
Изломанный, издерганный, прошедший очень тяжелый опыт. Минуты на эшафоте в ожидании смерти стали сильным испытанием души. Настоящий огонь, из которого она не могла выйти не опаленной. Он внутренне был сложен, надломлен, весь «в иголках».
Если бы мы с вами встретились с ним в поезде в одном купе, нам, наверное, было бы даже не очень уютно ехать рядом. И вряд ли мы с вами смогли бы вести с ним приятную светскую беседу. Не такой он был. Иного типа человек.
Его мир дисгармончный, это мир экстремумов, крайностей, бездн, а не гармонии, космоса, порядка. В конце концов это мир Света, но тяжкой ценой выстраданного и искупленного Света. Как его рассматривали другие писатели? Например, с Тургеневым, с Некрасовым.
Но это по большей части было связано с человеческими обстоятельствами. Так, Некрасов в начале творческого пути многое сделал для вхождения Достоевского в литературу. Но потом, когда они сблизились, Некрасов лучше рассмотрел его человеческие сильные и слабые стороны. Он даже высмеивал молодого Достоевского, что очень ранило честолюбивую душу Федора Михайловича.
С Тургеневым у Достоевского тоже сложились непростые отношения. Как известно, в романе «Бесы» образ Тургенева пародийно обыгрывается в образе писателя Кармазинова. Довольно хлестко и очень безжалостно. Но как бы ни дистанцировались от него как от человека, в общем, почти никто даже из его недругов не отрицал его гениальности.
Как людям, которые давно хотели познакомиться с творчеством Достоевского, начать его читать? С каких произведений? НР — было захватывающим чтением, в которое я с головой нырял. Я вдруг попадал в настоящий мир.
Мир тотальной лихорадки, мир экстремумов, огня и льда. Он был для меня истинным, настоящим. А то, что творилось вокруг, воспринималось как скудная тень реальности. Я в этом смысле благодарный читатель Достоевского.
Именно потому, что еще в юности прочел это великое пятикнижие. Юношеские души очень податливы, в том числе к художественному началу, которое выражено в великих романах Достоевского.
Дом-музей Достоевского в Москве расположен в левом флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных. Фото Lesio, Википедия 6. Первая самостоятельно прочитанная Достоевским книга — пересказ Библии для детей По воспоминаниям А. Помню, как в недавнее уже время, а именно в 1870-х годах, я, разговаривая с братом Федором Михайловичем про наше детство, упомянул об этой книге; и с каким он восторгом объявил мне, что ему удалось разыскать этот же самый экземпляр книги то есть наш детский и что он бережет его как святыню». Библейский и евангельский мир был для Достоевского вечно живым и актуальным, его отсвет лежит на всем его творчестве. Самым близким человеком был для Достоевского его старший брат Михаил Михаил 1820—1864 и Федор Достоевские были погодками. Но не только возраст сближал их.
Оба они были страстными читателями и оба мечтали стать литераторами. В конечном итоге оба они пришли в литературу. Михаил Михайлович писал повести, рассказы, драмы, стихи, переводил с немецкого и французского языка. Его произведения печатались в столичных журналах и одобрительно отмечались критикой, пьеса с успехом шла в театрах Петербурга и Москвы, переводы поэмы Гёте «Райнике-Лис» и трагедий Шиллера неоднократно переиздавались. Достоевский издавал журналы «Время» 1861—1863 и «Эпоха» 1864. Именно в письме к брату Михаилу в 1839 году сформулировал шестнадцатилетний юноша Достоевский свое жизненное и писательское кредо: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Достоевский хотел носить траур по Пушкину Литературным образцом для братьев Достоевских был Александр Сергеевич Пушкин. Но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, и тогда чуть не всего знали наизусть, конечно, только то, что попадалось им в руки, так как полного собрания сочинений Пушкина тогда еще не было.
Надо припомнить, что Пушкин тогда был еще современник. Об нем, как о современном поэте, мало говорилось еще с кафедры; произведения его еще не заучивались наизусть по требованию преподавателей. Авторитетность Пушкина как поэта была тогда менее авторитетности Жуковского даже между преподавателями словесности; она была менее и во мнении наших родителей, что вызывало неоднократные горячие протесты со стороны обоих братьев». Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта. Можно не сомневаться, что если бы обстоятельства сложились иначе, свои первые опыты молодые литераторы принесли бы на оценку Пушкину, как это делали в ту пору многие начинающие сочинители. Портрет А.
Особенность работы автора заключается как раз в том, чтобы говорить на вечно актуальные темы — любовь, смерть, дружба, предательство, одиночество — и в то же время быть готовым к столкновению с цензурой или острой реакцией. Родителям подростков, например, не всегда нравится, когда автор говорит про смерть, хотя эта тема всегда была в детской литературе, и та же Астрид Линдгрен говорила: с детьми нужно обсуждать любовь и смерть», — добавляет Яна Летт. На вопрос о том, отличается ли новое поколение читателей-подростков от предыдущих, Яна Летт замечает, что они меньше интересуются научной фантастикой, а на имена Стругацких или Брэдбери реагируют равнодушно: чаще всего они их не читали. Они гораздо более осознанные и взрослые, на мой взгляд, чем были мы. Наверное, мы тоже были классными, но в чем-то другом. Иногда даже становится грустно: есть ощущение, что они в свои 15-16 лет уж очень взрослые и думают о сложных, грустных и тяжелых штуках, вроде глобального потепления, о которых я в 15 лет не думала». По словам Маркеловой, сейчас «Альпина Z» активно ищет новых авторов и переводчиков, а редакторы издательства внимательно читают все поступающие рукописи. Отправить свою рукопись можно на почту a. С одной стороны, на рынке переизбыток историй, а с другой — дефицит действительно хороших книг, как и зарубежных, так и российских. Ежедневно приходят десятки писем от авторов, у нас есть штаб рецензентов, которые всё это читают. Могу сказать, что нам важен и автор, и его личность, и то, как он проявлен в социуме: как показывает практика, работа с автором, который хорошо презентует себя, идет намного продуктивнее. На что мы обращаем внимание в первую очередь? Скажу банальную вещь: это грамотность, язык и стиль.
Стала архитектором, но увлечение детства, говорит, никогда не оставит. Свой цикл стихотворений «Венок из горных трав» омичка представила на литературной премии имени Достоевского и стала лауреатом. Говорит, что такие конкурсы просто необходимы, особенно начинающим поэтам. Ты понимаешь, что ты как поэт — нужен», — поделилась Дарья Новгородцева. А Антон Коненков в подобных конкурсах принимает участие впервые, и сразу первое место в номинации «проза». Признаётся, долгое время своё творчество держал «в столе», но друзья настояли на публикациях. Омич пишет о родине, но в мистическом жанре.
Федор Достоевский - биография, новости, личная жизнь
С 1849 года, когда молодой Достоевский был революционером и почти нигилистом, писатель сильно изменился. Федор Достоевский — все новости о персоне на сайте издания На портале «Узнай Москву» вышел новый маршрут с аудиогидом о детстве Достоевского. #новости #рентв #россия Сегодня исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского писателя Федора Достоевского. От повсеместной похвалы и сам молодой Достоевский начал терять голову и в конце концов стал воспринимать себя как гения. Достоевский против Толстого. Кто кого больше критиковал?
Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
Портрет Федора Михайловича Достоевского в молодости выполнен его однокашником по Николаевскому инженерному училищу Константином Александровичем Трутовским, в будущем. Без юного энтузиазма молодых достоевсковедов было бы очень трудно 4 часа в любую погоду (чаще всего в День Достоевского бывает солнечно и слишком жарко) проводить экскурсии. Лидером ТОП-20 самых издаваемых авторов в России стал Достоевский — он сместил с первой строчки Стивена Кинга. В 1843 г. Федор Достоевский в качестве полевого инженера-подпоручика был зачислен в Петербургскую инженерную команду. В 1849 г. Достоевский был арестован по политической статье за участие в кружке М.В. Петрашевского и заключен в Петропавловскую крепость. Братьям Достоевским не пришлось встретиться с Пушкиным — в Петербурге они оказались спустя всего несколько месяцев после гибели поэта.
Достоевский Фёдор
Людмила Сараскина цитирует митрополита Исидора, в его воспоминаниях сохранились студенты, беспрерывно читающие псалмы у гроба писателя в церкви Святого Духа: «Они молились, стоя на коленях, с плачем и рыданиями. Тогда митрополит Исидор сделал вывод: умер не просто писатель. В 1839 году Ф. Достоевский писал брату Михаилу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» [5]. Автору этих строк восемнадцать лет, но уже тогда он ставит перед собой недостижимую, высокую цель — изучить тайну человека. Он не сможет вывести четкую математическую формулу, но весь свой литературный и публицистический труд направит на попытку приблизиться к разгадке этой тайны. Важнейшим писательским кредо, как это определил Юрий Селезнев, для Ф. Достоевского было присутствие страсти, идеи и «непременно указующего перста» [8, с. Образ «указующего перста» вполне закономерен.
Для писателя, ориентированного на народ, его будущее и будущее России, первостепенной задачей становится попытка выяснить, кто готов и кто должен повести за собой будущие поколения. Интересен случай, произошедший на одном из обедов петербургских профессоров, на котором чествовали приехавшего из Европы И. Иван Сергеевич, как подмечает Юрий Селезнев, «имел слабость почитать себя духовным учителем общества» [8, с. Федор Достоевский, не выдержавший столь восторженной реакции публики, задал Ивану Тургеневу вопрос: «Скажите прямо, каков ваш идеал? Этот вопрос писатель задал выступавшему неслучайно. Достоевский, прошедший «школу революционеров», как никто иной понимал, насколько заразительной может быть идея. Как признавался публицист, еще в 1846 году он был посвящен «во всю правду грядущего обновленного мира» [8, с. Посвятил его тогда в это учение В. С первых дней знакомства он поражал сознание Достоевского, впечатлял молодую душу писателя.
Споры между ними начинались именно тогда, когда молодой Достоевский отстаивал учение Христово, названное Белинским «ложным и невежественным». Юрий Селезнев отмечает, что под влиянием «новых учителей» ученики обретали «новые идеалы». По мнению критика, Белинский веру не искоренил в Достоевском, но заронил «семена сомнения»: «Никогда больше не сможет он вернуться к простодушной религиозности детства и отрочества» [8, с. В апреле 1878 года он пишет письмо студентам Московского университета, в котором рассуждает о нынешнем положении молодежи и ее взаимоотношениях с русским народом. Формально в этом письме он впервые выступает наставником русской молодежи, хотя брать на себя роль учителя и проповедника, как он сам признавался, не желал. Писатель видит в молодежи «великую надежду России»: «никогда молодежь наша не была искреннее и честнее что не малый факт, а удивительный, великий, исторический. Но в том беда, что молодежь несет на себе ложь всех двух веков нашей истории» [6]. Федор Михайлович определяет два пути молодежи. Первый — атеизм: «наш студент уходит не к народу, а куда-то за границу, в "европеизм", в отвлеченное царство небывалого никогда общечеловека, и таким образом разрывает и с народом, презирая его и не узнавая его» [6], второй — путь в народ, который сложен для современного поколения, поскольку, во-первых, необходимо «разучиться презирать» народ, а, во-вторых, «уверовать в Бога».
Следовательно, вполне логичен образ Алеши Карамазова, окруженного детьми. Он готовит «будущее молодое поколение, нынешних детей, которые уже и сейчас обожают его, как ученики учителя своего» [8, с.
Книга в твердом цельном переплете, оклеенном дерматином серого цвета. На верхней крышке переплета по центру изображение: на желтом листе, стилизованным под свиток с закругленными краями и снизу обрамленным лавровым венком, расположено название книги буквами синего цвета. На титульном листе по верхнему краю владельческая рукописная надпись чернилами черного цвета: «Е.
Заграница не поможет Федор Достоевский провел за границей около шести лет. Германия, Франция, Италия, Швейцария, Австрия, Англия вызывали у писателя примерно одинаковые эмоции, сродни женевским. А холод — ужас! И какие здесь самодовольные хвастунишки! Ведь это черта особенной глупости быть так всем довольным.
Все здесь гадко, гнило, все здесь дорого. Все здесь пьяно! Стольких буянов и крикливых пьяниц даже в Лондоне нет». Европа не помогла Достоевскому избавиться от одного из его многочисленных пороков — игровой зависимости. Игра в рулетку превратилась для него в губительную страсть. Невезение и крупные проигрыши только подогревали азарт. Все деньги уходили на ставки в казино. Достоевский голодал, закладывал свои вещи и украшения жены. По свидетельству Анны Григорьевны, он восемь раз сдавал в ломбард и выкупал ее обручальное кольцо. Если чем-то и помогла заграница, то только тем, что вынудила обанкротившегося литератора написать роман, причем в чрезвычайно жесткие сроки.
В этот период Достоевский, погрязший в долгах, заключил кабальный договор с издателем.
То, как описан опыт переживания эпилепсии Достоевским осторожно подтверждает подобную, особую природу этой болезни. Но здесь я поставил бы точку. Медицинских, безусловных свидетельств в пользу чистой патологии Федора Михайловича нет. Насколько это верно? Днем много других дел? Он действительно писатель лихорадочного духа. Ночное пространство, ночное время гораздо лучше располагает к тому, чтобы отдаваться творческой стихии. На самом деле он был сложным человеком.
Изломанный, издерганный, прошедший очень тяжелый опыт. Минуты на эшафоте в ожидании смерти стали сильным испытанием души. Настоящий огонь, из которого она не могла выйти не опаленной. Он внутренне был сложен, надломлен, весь «в иголках». Если бы мы с вами встретились с ним в поезде в одном купе, нам, наверное, было бы даже не очень уютно ехать рядом. И вряд ли мы с вами смогли бы вести с ним приятную светскую беседу. Не такой он был. Иного типа человек. Его мир дисгармончный, это мир экстремумов, крайностей, бездн, а не гармонии, космоса, порядка.
В конце концов это мир Света, но тяжкой ценой выстраданного и искупленного Света. Как его рассматривали другие писатели? Например, с Тургеневым, с Некрасовым. Но это по большей части было связано с человеческими обстоятельствами. Так, Некрасов в начале творческого пути многое сделал для вхождения Достоевского в литературу. Но потом, когда они сблизились, Некрасов лучше рассмотрел его человеческие сильные и слабые стороны. Он даже высмеивал молодого Достоевского, что очень ранило честолюбивую душу Федора Михайловича. С Тургеневым у Достоевского тоже сложились непростые отношения. Как известно, в романе «Бесы» образ Тургенева пародийно обыгрывается в образе писателя Кармазинова.
Довольно хлестко и очень безжалостно. Но как бы ни дистанцировались от него как от человека, в общем, почти никто даже из его недругов не отрицал его гениальности. Как людям, которые давно хотели познакомиться с творчеством Достоевского, начать его читать? С каких произведений? НР — было захватывающим чтением, в которое я с головой нырял. Я вдруг попадал в настоящий мир. Мир тотальной лихорадки, мир экстремумов, огня и льда. Он был для меня истинным, настоящим. А то, что творилось вокруг, воспринималось как скудная тень реальности.
Я в этом смысле благодарный читатель Достоевского. Именно потому, что еще в юности прочел это великое пятикнижие. Юношеские души очень податливы, в том числе к художественному началу, которое выражено в великих романах Достоевского. Но я понимаю, что это не универсальное правило. Скажем, я не уверен, что «Преступление и наказание» — идеальный роман, с которого надо начинать знакомство с писателем. Хотя, конечно, с точки зрения смыслов, ценностей правильно, что он входит в школьную программу. И тем не менее это достаточно «душный» роман, пусть и самый совершенный. Мне, к примеру, было легче заходить к Достоевскому со стороны «Бесов» или «Братьев Карамазовых». Кто-то предлагает более простой путь, начинать с «Бедных людей».
Он действительно проще. И в то же время может легче лечь на душу. А для кого-то это слишком слащаво, сентиментально. Я сам встречал разные суждения. Готового ответа на вопрос, как нам сделать так, чтобы школьная программа не душила живую жизнь в литературе, у меня нет. Сегодня достаточно включить текст в школьный учебник по литературе, чтобы вызвать отторжение у нормального школьника. Школа скорее мешает любить литературу. И как из этого выходить, я правда не знаю. Возможно, стоит отказаться от формализации в системе оценок и отчетности.
То есть базовое освоение литературного канона не привязывать к жесткой системе экзаменов. Название видео Интервью проведено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.
День Достоевского
Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском | Правмир | Федор Достоевский в воспоминаниях называл детство лучшей порой его жизни. |
«Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного». Достоевский и его включенное отцовство | Фёдор Михайлович Достоевский мечтал стать писателем с детства. |
Маленький Достоевский: 9 интересных фактов из детства писателя - Православный журнал «Фома» | 26 июня - 43777692191 - Медиаплатформа МирТесен. |
А вы читали Достоевского? Новое искусство о классике русской литературы | АиФ Омск | Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провел с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой. |
«Клянусь вам, что в этом три четверти счастья жизненного». Достоевский и его включенное отцовство
Достоевский изображен 25-летним юношей в тот период, когда он решил всецело посвятить себя литературе. Читать бесплатно книгу Молодой Достоевский (Кирпотин В.) и другие произведения в разделе Каталог. В противовес своему антиподу, стоящему у РГБ, молодой Достоевский прямо смотрит перед собой — не измученный еще ни фальшивой казнью, ни каторгой, ни эпилепсией.
Новые публикации
- Детство и семья
- Жизнь Фёдора Достоевского в 20 событиях
- Account Options
- Памятник молодому Достоевскому появился в Москве
Читать Достоевского не скучно
Отец Федора Михайловича был личностью незаурядной. Он родился в семье священника и сам собирался стать священником, даже поступил в семинарию. Но потом перешел в Императорскую медико-хирургическую академию, где получил образование по врачебной части. Во время Отечественной войны 1812 года вчерашний студент лечил раненых, а потом боролся с эпидемией брюшного тифа.
После войны он стал ординатором в военном госпитале в Москве, там и познакомился с будущей женой. Когда молодые люди обвенчались, Михаил решил перейти работать в Мариинскую больницу для бедных. Это было спорное решение — жалование там было крайне скудным, и на него было бы трудно кормить семью.
Но Михаил верил в то, что у него есть предназначение, и оно заключается в том, чтобы помогать бедным. Весной 1827 года Михаил Андреевич получил право на потомственное дворянство и купил имение. Ну как имение….
Так, глинобитную развалюшку. Но там можно было проводить лето всей большой семьей. Михаил Андреевич и Мария Федоровна Достоевские.
Пастель Попова, 1823 г. Источник Родители стремились вырастить из детей людей передовых, но при этом глубоко религиозных. Юные Достоевские читали — и много — уже с четырех лет, и так же много молились.
Семья была глубоко патриархальной, и вся их жизнь подчинялась воле отца семейства. Власть Михаила Андреевича над детьми и женой была велика — весь дом подчинялся его распорядку. Он выбирал, какие книги читать, куда поступать сыновьям, какие молитвы и стихи разучивать.
Он учил с сыновьями уроки — и очень злился в процессе. Михаил Андреевич вообще был вспыльчив, порывист, нетерпелив и требователен. К счастью, при таком нраве он был последовательным противником телесных наказаний — и даже не стал отдавать детей в гимназию, в которой практиковалась порка провинившихся учеников.
Не ласка, а указка: история телесных наказаний в отношении детей Мария Федоровна была мягче и ласковее, но тоже очень ценила образование. Чтению, письму и счету детей обучала именно она. У Достоевских была няня, добрая и веселая, которая знала много сказок — Федор Михайлович всегда вспоминал ее с теплом.
Вся семья частенько собиралась вечером для совместного чтения и обсуждения книг. Не сказать, чтобы литературу подбирали по возрасту, зато эти вечера пробудили в юном Федоре любовь к печатному слову. В общем, неудивительно, что Федор Михайлович рос тихим, серьезным мальчиком и проводил большую часть своего свободного времени за книгами.
Сначала мальчик учился дома, затем он вместе с братьями поступил в дорогой и престижный Пансион Чермака. Расписание там было жестким, а стандарты обучения — очень высокими. Дети редко бывали дома, но получали отменное образование.
Именно в стенах этого пансиона у Федора случился первый в его жизни приступ эпилепсии. Юноша мечтал стать писателем — он грезил этим с раннего детства. Но его отец, несмотря на всю свою любовь к книгам, настаивал, что труд писателя не сможет его прокормить.
Михаил Андреевич желал, чтобы его сыновья поступали в Главное инженерное училище. Михаила туда учиться в результате не взяли, но Федор прошел отбор. Он занимался нехотя, без огонька.
Зато много читал и даже организовал литературный кружок. Несмотря на нелюбовь к инженерному делу, Достоевский доучился, получил диплом и устроился на работу по специальности — в память об отце, который умер в 1839 году. Но немного погодя службу бросил и решил отдаться литературе целиком и полностью.
Дальше были первые успехи, известность, кружок петрашевцев, расстрел, замененный ссылкой, годы на каторге и первая большая любовь. Первый брак После освобождения из острога бывшие каторжники не могли сразу вернуться в родные места без полного помилования. Достоевский, как и многие до него и после него, стал ссыльным.
Сначала он жил в Омске, затем был отправлен рядовым в Седьмой Сибирский линейный батальон в Семипалатинске. Это был 1854 год — Федору Михайловичу было 33 года.
Родился он 30 октября 11 ноября 1821 года в первопрестольной, в семье Михаила Андреевича Достоевского и Марии Федоровны Нечаевой. Отец принадлежал к древнему роду шляхтичей. В начале XVI века боярину Даниле Ивановичу Иртищеву, от которого, по мнению исследователей, берет свое начало род Достоевских, было пожаловано имение «Достоев» в Пинском уезде. Считается, что слово «достоево» произошло от польского «dostoinik» — сановник, приближенный государя. Мама писателя, Мария Федоровна, принадлежала к купеческому роду. Ее отец — купец 3-й гильдии — торговал в суконном ряду.
С тех пор как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей…» — вспоминал спустя полвека Федор Михайлович. Родился в больнице для неимущих Точное место рождения Достоевского — знаменитая Мариинская больница для неимущих на Божедомке. Сейчас эта улица в районе Марьина роща носит название в честь самого писателя — Достоевская. Фасад бывшей Мариинской больницы и памятник Ф. Фото: Семен Звонарев, 1989 г. В этой больнице работал отец будущего классика русской литературы, штаб-лекарь Михаил Достоевский. Она была одной из первых бесплатных клиник в стране. Был третьим ребенком в многодетной семье Семья Достоевских была многодетной.
Отношения с семьей и внутри нее довольно серьезно отразились на характере Федора Михайловича и, по мнению ряда исследователей, на физическом здоровье писателя. Например, считается, что его мать больше любила старшего Михаила — «видимым» проявлением чего стали болезни горла и груди Федора. Мать Достоевского и Александр Пушкин умерли с разницей в месяц В юности на Достоевского огромное впечатление произвели две смерти — матери и Пушкина, которые случились с разницей в месяц: 29 января 10 февраля 1837 года погиб поэт, а 27 февраля скончалась Мария Федоровна от туберкулеза. Спустя два года, в июне 1839 года, Федор Достоевский, студент Петербургского Главного инженерного училища, получил известие о скоропостижной смерти отца. Так семнадцатилетний юноша остался сиротой. Моглила М. Достоевской на бывшем Лазаревском кладбище в Москве. Фото: А.
Лебедев, 1934 г. ГМИРЛ им. Даля Михаил Алексеевич умер от апоплексического удара, спровоцированного, по одной из версий, конфликтом с крепостными крестьянами, которых он-де оскорбил в пьяном виде а в пьянство он впал по причине потери жены. У этой версии есть противники, но в любом случае уход отца стал еще одним неожиданным ударом для Федора. Некоторые называют это событие прямой причиной развившейся у писателя эпилепсии. Окончил инженерное училище — по настоянию отца Техническое образование совсем не соответствовало внутреннему устроению юноши, любившего литературу и вообще склонного к постоянной рефлексии. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению. Почти всего Пушкина будущий писатель знал наизусть.
Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера. Достоевский справа с этнографом Чоканом Валихановым. Фото: wikimedia commons Закончив учебное заведение, Федор Михайлович немного проработал по специальности, но вскоре вышел в отставку и больше никогда не возвращался к инженерному делу. Был помилован на эшафоте За участие в кружке петрашевцев Достоевский был приговорен к смертной казни. Руководитель кружка Михаил Буташевич-Петрашевский обвинялся в «замысле на ниспровержение государственного устройства». Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях». Смертный приговор был вынесен двадцати одному участнику кружка. Несмотря на то, что было готово императорское помилование, власти приняли решение провести показательную акцию: осужденных привезли на площадь, где их стали готовить к расстрелу… «Казнь петрашевцев на Семеновском плацу».
Рисунок: Б. Покровский, 1849 г. По процедуре к столбам выводили по трое. Достоевский был шестым. Когда первую «тройку» облачили в саваны, а солдаты с заряженными ружьями встали напротив них, «вдруг» прискакал фельдъегерь и объявил помилование.
Он был ему благодарен. И когда некоторые его знакомые нарочито оппозиционных взглядов взывали к его самосознанию обиженного самодержавием человека, Федор Михайлович неизменно их осаживал. Он считал, что для его души — это важнейший этап, без которого он просто не мог бы состояться как человек. В этом смысле весь зрелый Достоевский выходит из опыта каторги, тюрьмы. Именно тогда Достоевский переживает религиозный перелом.
Хотя и до того он атеистом не был. Но глубинно религиозным человеком, для которого центром мироздания, центром самосознания является Христос, чье представление о человеке целиком христоцентрично, он становится именно там, на каторге и в ссылке. А это, собственно говоря, основа всего позднего Достоевского. В чем истинный секрет этой актуальности? Я бы предложил один. Конечно, Достоевский реалист. Но неслучайно он настороженно относился к попыткам говорить о себе как о «реалисте», о собственной литературе как «реалистической». Он говорил о своем методе как об особом реализме, «реализме в высшем смысле». И этот реализм отличается от обычного реализма фактографии, изображения действительности, этакого ей подражания. С этой точки зрения Достоевский, в общем-то, не особо в действительности верен.
Его зачастую упрекали в том, что у него ненатуральные герои, что это люди вечной лихорадки, что обычная жизнь в творчестве Достоевского — бесконечный скандал. Институт мировой литературы им. Горького Российской академии наук Так вот, Достоевский сильно ориентирован на почву каждодневной жизни, некий гумус прозаической реальности. Он черпает свои сюжеты из сора, из криминальной хроники, из газет, из рассказов о том, как по соседству мастеровой жену зарезал. Или какой-то студентишка с мансарды старуху убил. Вот этот «гумус» из газетных хроник он берет за основу сюжетов своих текстов. И дальше подвергает их такой возгонке, такой спиритуализации, что мы в конце концов получаем мистерию на основании криминальной хроники. Мистерию, которая превозмогает пределы времени и выходит к вечным смыслам. Достоевский любил повторять, что он привязан к текущей действительности, но его интересует, прежде всего, не она, а «начала» и «концы». Глубинная, духовная предпосылка исходящего и его окончательное следствие там, за пределами времени, в вечности, в мире непреходящих смыслов, метафизической ясности, Истины.
Складывается ощущение, что город живет своей жизнью и, возможно, даже подталкивает героев к решениям или действиям? Пространство у Достоевского, а уж особенно пространство Петербурга — живое, одушевленное начало. И именно это свойство позволяло некоторым ученым, в том числе академику Владимиру Николаевичу Топорову, говорить об особой мифопоэтической природе художественного мира Достоевского. Что он имел в виду? В древних эпосах художественное пространство не нейтрально, оно обязательно ценностно нагружено и связано по смыслу с аксиологическими аспектами сюжета. Скажем, фундаментальная битва героя с антигероем возможна только в свободном, открытом пространстве. А переход от дня к ночи — это пространство переходное в ценностном смысле. Оно несет в себе переход от мира живых к миру мертвых. И переход от нормы поведенческой к нарушению нормы. Впрочем, это законы, по которым существуют мифопоэтические, архаические тексты в индоевропейской традиции начиная с древнейших эпосов, «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и т.
Так вот, в большой степени тексты Достоевского устроены так же. Духовный кризис героя, ценностный, нравственный тупик его идеи сопрягается обычно с пребыванием в закрытом и искривленном пространстве. Именно в таком пространстве вызревают идеи Раскольникова. И напротив, выход к покаянию, к преодолению искушения, к очищению, к воскресению сопровождается перемещением на открытое пространство, на пространство площади, перекрестка и т. Это характерная особенность. И, конечно, Достоевский очень чувствовал «душу» Петербурга. Он ее чувствовал сложно. Он ее чувствовал диалектично. Нельзя говорить о любви Достоевского к Петербургу. Петербург его пленяет и пугает.
Он обволакивающий, родной и чудовищный. Он чувствует себя в нем очень неуютно. И заворожено вглядывается в это бесконечное пространство площадей, в эти перспективы. Это город, в котором раскрываются метафизические врата, в котором стирается грань между реальностью и потусторонностью. Город, в котором призраки могут прийти в наш мир. Пространство, где человек искушается духами иных пределов реальности. Это точка, где ад и рай сходятся с осязаемой действительностью. И в то же время, это город, который ему кажется нереальным, фантастическим, измышленным. В романе Достоевского «Подросток» герой говорит: «А что, как разлетится этот туман и уйдёт кверху, не уйдёт ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизкий город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне». Как и у всех нас, у него были свои слабости, пристрастия.
Правда, странно, что все это будет проходить рядом с могилами. За программу в Некрополе отвечает Музей городской скульптуры. Музей Достоевского начнет праздновать День Достоевского с преображения Кузнечного переулка — все основное действо развернется там — там будут фланировать герои произведений писателя, наверное, опять у старушки из головы будет торчать бутафорский топор. Будут большие куклы театра «Кукольный формат». От Владимирской площади отправятся к Сенной три экскурсии, которые поведут молодые волонтеры. Обещают также акцию «Мой Достоевский» — каждый сможет высказаться, какую роль писатель сыграл в его жизни. Сам Достоевский поприветствует зрителей, выйдя на балкон музея-квартиры. Потом «Достоевский карнавал» традиционно двинется по Кузнечному к памятнику Достоевскому.