Роль Мазепы в этой интриге до конца не ясна, но если учитывать тот факт, что место казненного гетмана занял его первый заместитель, то есть наш Иван Степанович, можно с большой долей вероятности предположить, что роль эта была не последняя.
Иван Мазепа — для него Пётр I приказал выковать «особый» орден [подробная статья]
В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. 385-ю годовщину со дня рождения самого известного (после Богдана Хмельницкого) украинского гетмана Ивана Мазепы-Колодинского 20 марта Украина. Через несколько лет Мазепа перешел к гетману левобережной Украины Ивану Самойловичу, выполнял при нем функции генерального есаула.
Навечно проклятый. 10 фактов из жизни гетмана Ивана Мазепы
20 марта 1639 года родился гетман Войска Запорожского Иван Мазепа. К Ивану Самойловичу Мазепа обратился с учтивостью и поразил гетмана эрудицией. Так вот Иван Мазепа «за многие его в воинских трудах знатные и усердно-радетельные верные службы» стал зимой 1700 года вторым по счету кавалером этого ордена.
Кем был Иван Мазепа в истории России и своего государства
20 марта 1639 года родился гетман Войска Запорожского Иван Мазепа. Воспоминания советского разведчика. Кобец Иван Лукич. уйти от влияния России и приблизиться к Европе.
Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему?
Современный российский исследователь Т. Таирова-Яковлева в своей монографии «Мазепа» утверждает, что отец и брат Марины были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками — отец под Чортковом 1655 , а брат на Дрожи-поле 1655. После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме « Полтава » названа Марией , дочь Василия Кочубея. Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [8] [9].
Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Образование и жизнь при дворе польского короля Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции , свободно владел русским, польским, татарским, латынью.
Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10]. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли. Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира.
Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные сторону Пасека. Король сказал: «Клевета показывается больнее раны».
Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11]. Жизнь православного Мазепы при католическом дворе Яна Казимира была сложна. Вот как описывает её окончание Костомаров: «Сверстники и товарищи его, придворные католической веры, издеваясь над ним, додразнили его до того, что против одного из них Мазепа в горячности обнажил шпагу, а обнажение оружия в королевском дворце считалось преступлением, достойным смерти. Но король Иоанн Казимир рассудил, что Мазепа поступил неумышленно, и не стал казнить его, а только удалил от двора.
Мазепа уехал в имение своей матери, на Волынь» [12]. Пасек в своих записках утверждает, что Мазепа окончательно оставил двор из-за случившейся там, на Волыни , истории с женой пана по фамилии Фальбовский, который, якобы, обнаружив связь жены с Мазепой, привязал обнажённого Мазепу к коню, напугал коня плетьми, криками и выстрелами и пустил вскачь средь зарослей дикого шиповника и терновника [11]. Однако летопись Величка также цитируемая Костомаровым , сообщает, что «Мазепа оставил придворную службу тогда, когда король Ян-Казимир предпринял поход с войском на левую сторону Украины под Глухов и на пути остановился в Белой Церкви, следовательно, в конце 1663 года. Здесь Мазепа отклонился от войска короля и остался при своём старом отце, жившем в своём имении, в селе Мазепинцах» [11].
Карьера Памятник в Коломаке Харьковская область на месте избрания Мазепы гетманом Украины В 1665 году , после смерти своего отца, занял должность подчашего Черниговского [13]. В 1668 Мазепа женился на Анне Фридрикевич, вдове белоцерковского полковника. В конце 1669 года его тесть, генеральный обозный Семён Половец помог ему выдвинуться в кругу гетмана Дорошенко : Мазепа стал ротмистром гетманской надворной гвардии, потом генеральным писарем. В июне 1674 года Дорошенко отправил Мазепу посланником в Крымское ханство и Турцию.
Делегация везла султану 15 левобережных казаков в качестве невольников-заложников. По дороге в Константинополь делегация была перехвачена кошевым Иваном Серко [14]. Схватившие Мазепу запорожские казаки хотели его казнить за участие в конвоировании их товарищей в неволю, но затем переправили его левобережному гетману Самойловичу. Тот поручил Мазепе воспитание своих детей, присвоил звание войскового товарища, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула [12].
В правление Софьи власть фактически находилась в руках её фаворита Голицына. Мазепа снискал его расположение, а после падения Самойловича Голицын оказал решающее влияние на избрание Мазепы левобережным гетманом 25 июля 4 августа 1687 год на раде под Коломаком ныне Коломакский район Харьковской области. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил её на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось этого любившему его Голицыну» [12]. Здесь же были подписаны Коломакские статьи гетмана Мазепы.
В своей книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» Н. Костомаров пишет: «Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу» [12]. Следует заметить, что в книге «Мазепа» глава 1 Н. Костомаров упоминает «его интриги, употреблённые им перед всемогущим временщиком князем Василием Васильевичем Голицыным для погубления гетмана Самойловича», а в книге «Руина» описывает эти интриги подробнее.
В "Истории России" С. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором Крымском походе князя Василия Голицына. Широко распространена точка зрения, представляющая и Мазепу, и Голицына в неблаговидном свете: «Избранием он был обязан подкупу князя В.
Чего только стоили фантазии писателей разных стран, писавших о легендарном герое свои произведения и художников, создающих его образ в портретах и сюжетных полотнах. К слову сказать, композиторов также немало интересовала судьба великого украинца. Ими созданы оперы, симфонические поэмы, увертюры и музыкальные этюды, посвященные этому образу. Иван Мазепа - известный украинский политик рубежа 17-18 столетия. Будучи талантливым стратегом, опытным дипломатом, человеком с богатой внутренней "начинкой", имеющим ясный ум и феноменальную память, интеллектуал Иван Мазепа в совершенстве владел пятью языками, в том числе и престижным латинским. Его эрудиция и неординарность поражала современников, а его поступки и деяния, овеянные тайнами и загадками, расценивались неоднозначными выводами. И именно этот факт и вызывает самые ожесточенные споры на протяжении прошедших столетий. Об одной из биографических версий о жизни и деяниях, о взлетах и падениях украинского политика читайте в увлекательной статье нашего журнала: Семь измен Ивана Мазепы: Гениальный стратег или хитрый авантюрист? Личная жизнь великого гетмана Иван Мазепа. Если же отбросить политическую жизнь Мазепы, то совсем немного расскажет о гетмане, как о человеке, и его личная жизнь. Она также была существенно искажена в его биографии, отчасти из-за вымыслов писателей. Поэтому некоторые факты из личной жизни знаменитого гетмана и по сей день служат предметом для горячих дискуссий. Сплетни, легенды и домыслы, безусловно, наложили свой отпечаток и на сведения об отношениях Ивана Мазепы с женщинами. Однако обо всем этом и другом - по порядку... Иван Мазепа - гетман Войска Запорожского. Родился Иван Мазепа 1639-1706 в родовом хуторе Мазепинцы, невдалеке от Киева. Его отец был шляхтичем и казацким атаманом. Рос Иван в бурные годы Богдана Хмельницкого, поэтому мятежные события той эпохи не могли не повлиять на формирование характера будущего воина, от природы обладавшего острым аналитическим умом и прагматическим мышлением. Мать его была также знатного рода, именно от нее он взял дивную красоту и тонкую романтическую натуру. Поэтому, и не мудрено, что в юного красавца влюблялись не только девушки, но и замужние женщины.
После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов. Это послужило дополнительным фактором, повлиявшим на настроения населения укр. Во время Полтавской битвы 1709 г. Карл XII оставил М. После поражения швед. Это подорвало здоровье М. Похоронен в монастыре св. Георгия Юра в г. Галац ныне Румыния , могила не сохранилась. Награжден орденом Андрея Первозванного 1700; 2-й кавалер ордена, лишен его заочно в 1708: вместо него Петр I распорядился отлить для М. Предательство М. Байрона «Мазепа», 1818 , В. Гюго «Мазепа», 1829 , Ф. Булгарина «Мазепа», ч. Словацкого «Мазепа», 1839 , Й. Фрича «Иван Мазепа», 1865 и др. Пушкин сделал М. Чайковским была написана опера «Мазепа» 1883. Симфоническую поэму «Мазепа» в 1854 г. Буланже, Э. Делакруа, Т. Жерико, Т. Шассерио и др. В честь М. Памятники М. Мазепинцы 1994; скульптор Е. Горбань , Чернигове 2009; скульптор Г. Ершов , Киеве 2009; скульптор Ф. Майслер , Бендерах 2009; скульптор П. Герман , Полтаве 2016; скульптор Н.
Собственная прислуга насилу признала своего исцарапанного и окровавленного господина, когда лошадь донеслась во двор его матери. После этого приключения Мазепа ушел к казакам, служил сначала у гетмана Тетери, а потом у Дорошенка. Мазепа, кроме польского и русского языков, знал по-немецки и по-латыни, проходил прежде где-то в польском училище курс учения и, будучи по своему времени достаточно образован, теперь мог найти себе хорошую карьеру в казачестве. Здесь он женился. При Дорошенке Мазепа дослужился до важного звания генерального писаря и в 1674 году был отправлен на казацкую раду в Переяславль, где пред гетманом левой стороны Украины Самойловичем предлагал от имени Дорошенка мировую и заявлял желание Дорошенка находиться в подданстве у московского государя. Через несколько месяцев по окончании этого поручения, Дорошенко отправил Мазепу в Константинополь к султану просить помощи у Турции, но кошевой атаман Иван Сирко поймал Мазепу на дороге, отобрал у него грамоты Дорошенка и самого посланца отослал в Москву. Мазепу повели к допросу в Малороссийский приказ, которым тогда заведовал знаменитый боярин Артамон Сергеевич Матвеев. Мазепа, своим показанием на допросе, сумел понравиться боярину Матвееву: представился лично расположенным к России, старался оправдать и выгородить перед московским правительством самого Дорошенка, был допущен к государю Алексею Михайловичу и потом отпущен из Москвы с призывными грамотами к Дорошенку и к чигиринским казакам. Мазепа не поехал к Дорошенку, а остался у гетмана Самойловича, получивши позволение жить на восточной стороне Днепра, вместе со своей семьей. Вскоре после того он лишился жены. Самойлович поручил Мазепе воспитание детей своих, а через несколько лет пожаловал его чином генерального есаула, важнейшим чином после гетманского. В этом звании, по поручению Самойловича, Мазепа ездил в Москву еще несколько раз, и, смекнувши, что в правление царевны Софьи вся власть находилась в руках ее любимца Голицына, подделался к временщику и расположил его к себе. И перед ним, как прежде перед Матвеевым, вероятно, помогали Мазепе его воспитание, ловкость и любезность в обращении. Голицын и Матвеев оба принадлежали к передовым московским людям своего времени и сочувствовали польско-малорусским приемам образованности, которыми отличался и блистал Мазепа. Когда, после неудачного крымского похода, нужно было свалить вину на кого-нибудь, Голицын свалил ее на гетмана Самойловича: его лишили гетманства, сослали в Сибирь с толпою родных и сторонников, сыну его Григорию отрубили голову, а Мазепу избрали в гетманы, главным образом оттого, что так хотелось любившему его Голицыну. Обыкновенно обвиняют самого Мазепу в том, что он копал яму под Самойловичем и готовил гибель человеку, которого должен был считать своим благодетелем. Мы не знаем степени участия Мазепы в интриге, которая велась против гетмана Самойловича, должны довольствоваться только предположениями, и потому не вправе произносить приговора по этому вопросу. Уже давно в Малороссии происходила социальная борьба между «значными» казаками и чернью; к первым принадлежали зажиточные люди, имевшие притязание на родовитость и отличие от прочей массы народа; чернь составляли простые казаки, но к последним, по общим симпатиям, примыкала вся масса поспольства, т. Все старшины, владея доходами с имений, приписанных в Малороссии к должностям или чинам, были сравнительно богаты и необходимо считались в классе значных; тем более причисляли себя к значным и держались их интересов лица, которые получили польское воспитание и облечены были, по своему рождению или пожалованью, шляхетским достоинством. Гетман, проведший молодость в Польше при дворе польского короля, был именно из таких. Он естественно должен был принести в казацкое общество, куда поступил, то польско-шляхетское направление, к которому так враждебно относилась малорусская народная масса. Скоро выказал Мазепа свои панские замашки и стал вразрез с народными стремлениями. Это тем более было для него неизбежно, что, действуя в польско-шляхетском духе, он одинаким образом должен был поступать для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве. Через несколько времени в 1696 году , видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли. Мазепа первый ввел в Малороссии панщину барщину или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали. Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков, и этим столько же вооружал против себя малорусскую простонародную массу, сколько угождал видам московского правительства, которое не хотело, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу налогов и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Как только установился Мазепа на гетманстве, тотчас приблизил к себе свою родню. С ним было двое племянников, сыновей мазепиных сестер: Обидовский и Войнаровский. Мать Мазепы, инокиня Магдалина, сделалась настоятельницею киевского Фроловского монастыря. Московское правительство не только не поставило Мазепе в вину его поступков, но, для большего охранения его личности от народа, послало к нему полк стрельцов. Рассчитывая на могущество Голицына, Мазепа всеми способами старался угождать ему до тех пор, пока Петр в 1689 году не разделался с правлением Софьи и не отправил Голицына в ссылку. Мазепа, во время случившегося в Москве переворота, приехал случайно в столицу, разумеется, с намерением кланяться временщику, но, увидавши, что власть переменилась, постарался скорее разорвать связь с прежним правительством и примкнуть к новому. Это ему удалось. Мазепа стал просить у правительства того, чего именно русское правительство и домогалось в Малороссии, например, прибавки ратных людей, переписи казаков и стеснительных мер против народного буйства. И к Петру лично сумел подделаться Мазепа. Молодой царь полюбил его, и с тех пор считал его искренне преданным своим слугою. Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства. Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями. В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России. Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше. Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве. Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента. Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю. Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма. Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане. Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин. Там его казнили смертью. По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника. Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею. Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков. Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек. Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях. В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове. Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов. Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле. На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками.
Путь Ивана Мазепы от советника Петра I до обладателя ордена Иуды
Однако он не смог склонить запорожских казаков на свою сторону, и вошёл на Украину из Крыма только с татарами и с небольшими отрядами сторонников из казаков. К нему пристали также сторонники из простого народа, «посполитой черни». Но уже подступивши к пограничным городам Украины, татары бежали назад в Крым, испугавшись превосходящего по численности войска Мазепы. Ушёл с ними и Петрик. Петрик предпринимал ещё несколько попыток, пока в 1696 году не был убит отрядами Мазепы. Девиз ордена гласил: «За веру и верность!
В начале Северной войны Мазепа помогал Петру I: в 1704 году , воспользовавшись восстанием против Речи Посполитой и вторжением в Польшу шведских войск, занял Правобережную Украину и неоднократно предлагал Петру I соединить обе Украины в одну Малороссию, от чего Пётр отказывался, так как был заключён договор с Польшей о разделе Украины на Право- и Левобережную. В 1705 году совершил поход на Волынь , на помощь союзнику Петра — Августу. В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве , где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печёрской крепости. Удивительна столь долгая верность гетмана русскому царю, если вспомнить ближайших предшественников [8] : Б. Хмельницкий заключил договор с шведами через два года после присяги царю, виртуозно лавировал между Россией и Турцией и не хранил верность никому.
Выговский через год после присяги подписал Гадячское соглашение с Польшей, а всего через месяц — с Швецией. Хмельницкий обрёк русские войска на гибель под Чудновым через год после своей присяги. Брюховецкий , преданный «холоп» царя и «боярин» — и тот продержался всего пять лет, а затем поднял против него мятеж. За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России, владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100000 душ на юге России [19]. До наших времён дошла фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года : «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству.
Но всё равно был готов ждать до «крайней, последней нужды» — пока не станет очевидно, что Пётр проигрывает войну. Переход на сторону Карла XII 1706 год был годом политических неудач России: 2 февраля 1706 года шведы нанесли сокрушительное поражение саксонской армии, 13 октября 1706 года союзник Петра, саксонский курфюрст и польский король Август II отказался от польского престола в пользу сторонника шведов Станислава Лещинского и разорвал союз с Россией. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года , Россия осталась в войне с Швецией в одиночестве. В тот же период времени, предположительно, Мазепа замыслил возможный переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии самостоятельного владения под верховенством Польского короля. Как сообщает в главе 13 своей книги Таирова-Яковлева [20] , точная дата начала переговоров неизвестна, но 17 сентября 1707 Мазепа открылся своему генеральному писарю Орлику.
В «своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой. Существуют сведения, что первый замысел измены обсуждался Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 года известны письма Дольской. Позже Мазепа вступил в тайные переговоры сперва с княгиней Дольской, затем с королём Станиславом Лещинским , в частности, через иезуита Заленского [8]. Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене.
Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало, несмотря на то что доносы были правдивые [10] [20]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи В. Кочубея, посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября. Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной, которой он был восприемником крестным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу.
Царь счёл новый донос опять ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Ивановичу Головкину и Петру Павловичу Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела по приказу Петра I Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 г. Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя.
Осенью 1708 царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями. В то же время он совещался со старшинами, примкнувшими к нему, и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через Войнаровского. Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу. Опасаясь разоблачения, Мазепа с гетманской казной бежал в конце октября с левого берега Десны к Карлу, стоявшему лагерем на юго-востоке от Новгорода-Северского , в Горках.
С Мазепой было всего 1 500 казаков. Из шведского лагеря гетман написал письмо Скоропадскому, стародубскому полковнику, разъясняя причины своего перехода и приглашая старшину и казаков последовать его примеру. Уничтожение Запорожской Сечи Основная статья: Запорожская Сечь К шведам, кроме трёхтысячного отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 7 тысяч человек. По сведениям Д. Яворницкого, могилы ранее похороненых запорожцев русскими войсками были осквернены [22].
Костомаров так описывает «треугольник» Пётр-Мазепа-Сечь: «Перед царем, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» [10]. Сечь откровенно ненавидела гетмана Мазепу. Мазепа писал Головину о своем давнем недруге Косте Гордеенко: «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А все то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…» [20]. Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу.
По этому поводу Т. Таирова-Яковлева высказывает интересную гипотезу о роли раздоров с Сечью в безнадёжном переходе Мазепы к шведам: «Кто знает, может быть, Мазепа, понимая, что гибнет, намеревался утащить в эту пропасть и Запорожье, которое он всегда считал врагом Гетманщины?
Exploiting this circumstance, the hetman turned the lands of the Zaporozhian Host into a «customs window. With this, the Cossack leadership managed to amass a huge fortune and was considered the wealthiest class in Russia. For comparison, the construction and outfitting of one-third of the British Navy — the largest at that time — cost a similar amount. A significant portion of their savings was held abroad by the Cossack leadership — in banks in England, the Netherlands, and the Habsburg Austrian Empire.
The magnitude of these deposits can be judged by the following figure: after the death of the Chernigov colonel Pavel Polubotko in 1724, it was revealed that he owned deposits in English banks worth 200,000 gold coins. Мы можем только представить, что находилось на счетах других казачьих полковников! В случае победы русского царства, Россия получила бы доступ к Балтийскому морю. Этот транспортный коридор представлял собой более выгодный путь для торговли с Европой, чем Малороссия. Кроме того, в 1707 году русский царь Петр I начал административную реформу, которая включала в себя унификацию системы налогообложения и сборов. Все таможенные пошлины должны были быть под контролем центральной власти, что создавало угрозу полной потери коррупционных доходов для Мазепы и его сторонников.
Поэтому они решили предать своих союзников. Однако народ встал против иностранной интервенции. Вся жители Малороссии выступили против захватчиков и предателей. В результате шведская армия была разгромлена, Карл XII и Мазепа бежали в Османскую империю, где предатель-гетман вскоре умер. Казна Войска Запорожского и другие казацкие активы перешли к шведскому королю, а затем... Куда же они пропали?
Read the Privacy and Cookie Policy I accept Иван Мазепа Подлинный политический, да, и обычный портрет этого человека — одна из загадок российско-украинской истории. Дело в том, что после предательства Ивана Мазепы царь Петр I приказал уничтожить все его изображения, и поэтому имеются в распоряжении современных историков как минимум пять различных вариантов лица гетмана. Еще сложнее с политической ориентацией Ивана Мазепы.
Если с его коллегами — гетманами все более или менее понятно — служили по очереди Москве и Варшаве, то Иван Мазепа фактически был слугой пяти господ. Считаем вместе. Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Петра Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, — два.
Генеральным есаулом при левобережном гетмане Иване Самойловиче, враге Петра Дорошенко и вассале Москвы — три. Попробуйте сами создать политический портрет Ивана Мазепы. К набору загадок следует добавить и биографию гетмана.
Историки до сих пор спорят, когда он родился. Большинство ученых все же считают, что Иван Мазепа появился на свет в 1639 году в родовых Мазепинцах неподалеку от Белой Церкви. Отца звали Адам-Стефан — двойное имя, не характерное для православных, заставляет предположить, что он был католиком или униатом.
Во всяком случае, истинная политическая ориентация его была пропольская. Хотя это не помешало ему участвовать в казацко-крестьянской войне на стороне Богдана Хмельницкого. Скорее всего, как и большинство казачьей элиты, он хотел получить от Варшавы привилегии, которые уравнивали бы его в правах со шляхтичами.
В 1654 году он вроде бы даже присягнул Москве, но через четыре года оказался уже среди сторонников гетмана Ивана Выговского, возвращавшего Украину в Речь Посполитую. Иван Мазепа начал делать карьеру на службе у польского короля. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум, затем Иезуитский коллегиум в Варшаве и занял место пажа при короле Яне-Казимире.
В биографии будущего гетмана не все так просто. Если его отец тяготел к католической вере, то мать — Марина Мокиевская — была православной. После смерти мужа она приняла постриг и стала игуменьей Киево-Вознесенского женского монастыря напротив ворот Печерской лавры.
Впрочем, свои политические симпатии Иван Мазепа определил еще до поступления в иезуитскую коллегию: служить интересам Варшавы, а не Москвы. Дело в том, что после начала восстания под предводительством Богдана Хмельницкого спокойная и размеренная жизнь семьи закончилась, и ради сохранения родового имения пришлось активно лавировать между Москвой и Варшавой. В 1659 году Ян-Казимир делает Мазепу своим покоевым, а в 1662 году отец Ивана становится черниговским подчашим этот пост он занимал до самой смерти — милости короны для их рода продолжаются.
Мазепа пользуется доверием короля и выполняет, благодаря своему происхождению, роль звена между казачьими гетманами и польским двором. В 1659 году он ездит с дипломатическими поручениями к Ивану Выговскому, в 1660 году — к новому гетману Юрию Хмельницкому, в 1663 году — передает гетманские клейноды войсковые знаки, регалии или атрибуты власти запорожцев Павлу Тетере. Близость к королю позволила Мазепе получить блестящее образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел русским, польским, татарским, латынью.
Знал он также итальянский, немецкий и французский языки. Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Карьеру при дворе польского короля Ивану Мазепе разрушила… чужая жена.
На Волыни у Мазепы была деревушка. По соседству жил какой-то пан Фальбовский, обладатель соблазнительной жены. Но кто-то из слуг донес об этом романе.
Муж-рогоносец, сделав вид, что отправился в дальний путь, засел в засаду и подстерег Ивана Мазепу, направлявшегося к его супруге. Между ними состоялся короткий мужской разговор. После которого Ивана Мазепу ждало специфичное наказание — его голым привязали к коню и выстрелили в воздух.
Пугливая скотина понеслась вскачь и дотащила «покоевого шляхтича» до его двора еле живого. Слух о конфузе достиг Варшавского двора. Отношение Яна-Казимира и придворных к Мазепе сразу изменилось.
В декабре 1663 года польский король выступил в поход на Украину. Путь армии проходил мимо Белой Церкви. Иван Мазепа попросил разрешения заехать в свое поместье, чтобы устроить некоторые домашние дела.
Король через одного из секретарей не только позволил, но и посоветовал «хорошенько отдохнуть» — намек достаточно ясный. Больше ко двору он не вернулся. Зато оказался в стане гетмана Правобережной Украины Петра Тетери, там и остался.
Придворный польского короля в Москве был просто обречён на успех. Особенно он понравился такому московскому европейцу как Василий Голицын, который и возвысил Мазепу после крымских походов. Повышенная выживаемость 20 августа 2020, 15:00 Иван Зарудный: «мазепинское» барокко на московский ладЕсть в Москве несколько зданий, построенных в царствование Петра Великого, которые не спутаешь ни с какими другими. Они как-то по-особому праздничны и иногда кажутся гостями, надолго оставшимися в Первопрестольной. В них видна рука одного очень оригинального мастера, прибывшего в Москву из Киева Мазепа, наученный горьким опытом многих других представителей казацкой старшины, умел ждать и умел делать правильные ставки. Достаточно вспомнить его поведение в Москве, куда он заехал на пике противостояния Петра и царевны Софьи.
Он просто сидел себе на Маросейке название улицы — от «малороссийского двора», там ещё «палаты Мазепы» есть, к Мазепе, правда, отношения не имеющие и ждал, чем дело кончится. Но Софья ждала от него помощи ну понятно же — Мазепа ставленник её друга Голицына. А её не было. Тогда она бросила всё и побежала сдаваться, а Мазепу в Лавре встречали как спасителя. Гениальная стратегия. А вот в Петербурге всё было иначе.
Во-первых, Петербург город европейский, причём гораздо более европейский, чем примерно все европейские города. Там уже был свой имперский стиль и лоск. Православный шляхтич в Петербурге выглядел уже несколько провинциально. Во-вторых, основой выживаемости на Украине было старинное право баронов менять сюзеренов. В России же ещё во времена Ивана Калиты к таким манёврам бояр относились с подозрением отца Св. Сергия, родовитого ростовского боярина Кирилла, после присоединения ростовской земли к Москве бесхитростно сослали в Радонеж, где он впал в ничтожество и помре.
А в XVIII веке в тренде была уже абсолютная монархия с культом абсолютной же верности и скидок на специфику пограничных элит никто делать не собирался. Бесплодность предательства Не нашлось в окружении Петра своего арестовича, способного любую зраду превратить в перемогу. Ведь деятельность Мазепы вполне можно представить как блестящую спецоперацию. Судите сами. Итак, Мазепа, через посредничество поляков вступил в сговор с Карлом XII, пообещав ему помощь и поддержку, а главное — секретную дорогу на Москву Карл был достаточно невнимателен, чтобы поверить в «секретность» известного с XV века Изюмского шляха. Однако даже его останки оставались предметом раздора, место же на предполагаемом надгробии гетмана, вопреки всякой логике, занял имперский двуглавый орёл.
МАЗЕ́ПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
Гетмана Ивана Мазепу в Киеве называют мудрым политиком, патриотом и одним из основателей независимого украинского государства. етман Иван Мазепа – одна из тех исторических фигур, которые вызывают острые споры по сей день. В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. Кто такой Иван Мазепа? В 1669 году Иван Мазепа добился чина ротмистра, а затем и вовсе стал главным писарем. В этот период Иван Мазепа, будучи гетманом Войска Запорожского, решил поддержать Швецию в ее военных действиях против России.
В Киево-Печерской лавре решили провести панихиду по Ивану Мазепе
Проблемы Кто такой Иван Мазепа? Украинский гетман, церковный благотворитель и… предатель, как это известно любому российскому школьнику. За это Петр лишил Мазепу всех званий и предал церковной анафеме. Но недавно в православной среде разгорелась бурная дискуссия: была ли эта анафема политической? И если так, то должна ли она быть теперь аннулирована? В этом вопросе разбирался корреспондент Милосердия. Ру Начался спор вокруг анафемы Мазепе не сегодня, но последний его виток можно назвать, наверное, самым жарким за всю постсоветскую историю РПЦ.
Поводом для него стало заявление архимандрита Кирилла Говоруна , главы ОВЦС Украинской православной церкви Московского Патриархата, озвучившего мысль, что вопрос о снятии анафемы с Мазепы «остается дискуссионным». Украинские богословы, ориентированные на политический «русский» патриотизм отозвались на эти слова публикациями в резко обличительном тоне. С их точки зрения сама идея такого пересмотра или отмены анафемы Мазепе — заведомо порочна.
Любопытна записка Мазепы, сохранившаяся в делах Государственного архива вместе с письмами царевны Софии, показывающая, что Мазепа после своего избрания в гетманы заплатил князю Голицыну взятку за содействие. Ковалевской версия о взятке не соответствует действительности, так как дары за содействие избранию были посланы Мазепой Голицину через год после избрания [15].
Тем не менее, своим возникновением версия о взятке обязана самому Мазепе. В 1689 году, после падения власти Софьи и временщика Голицына, Мазепа подал царю челобитную. Костомаров так подводит нравственный итог карьере Мазепы: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни. Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания.
Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался. Когда в 1689 году на трон взошел молодой и энергичный Петр I, Мазепа в очередной раз воспользовался своим даром очаровывать великих людей. Стареющий гетьман постоянно давал советы молодому монарху в польских делах, со временем между ними возникла тесная личная дружба. В начале 1690-х ему пришлось хлопотать над усмирением восстания так называемого Петрика на Украине [10]. В 1691 — 1692 годах он поднимал сечевых казаков одновременно и против гетмана Мазепы, и против московской власти.
Истинный «самостийщик» был он против любого иноземного владычества, в том числе и против поляков. Однако он не смог склонить запорожских казаков на свою сторону, и вошёл на Украину из Крыма только с татарами и с небольшими отрядами сторонников из казаков. К нему пристали также сторонники из простого народа, «посполитой черни». Но уже подступивши к пограничным городам Украины, татары бежали назад в Крым, испугавшись превосходящего по численности войска Мазепы. Ушёл с ними и Петрик.
Петрик предпринимал ещё несколько попыток, пока в 1696 году не был убит отрядами Мазепы. Девиз ордена гласил: «За веру и верность! В начале Северной войны Мазепа помогал Петру I: в 1704 году , воспользовавшись восстанием против Речи Посполитой и вторжением в Польшу шведских войск, занял Правобережную Украину и неоднократно предлагал Петру I соединить обе Украины в одну Малороссию, от чего Пётр отказывался, так как был заключён договор с Польшей о разделе Украины на Право- и Левобережную. В 1705 году совершил поход на Волынь , на помощь союзнику Петра — Августу. В 1706 состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве , где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печёрской крепости.
Удивительна столь долгая верность гетмана русскому царю, если вспомнить ближайших предшественников [8] : Б. Хмельницкий заключил договор с шведами через два года после присяги царю, виртуозно лавировал между Россией и Турцией и не хранил верность никому. Выговский через год после присяги подписал Гадячское соглашение с Польшей, а всего через месяц — с Швецией. Хмельницкий обрёк русские войска на гибель под Чудновым через год после своей присяги. Брюховецкий , преданный «холоп» царя и «боярин» — и тот продержался всего пять лет, а затем поднял против него мятеж.
За 20 лет Мазепа стал одним из богатейших людей не только Малороссии, но и России, владельцем 19 654 дворов на Украине и 4 117 дворов всего порядка 100000 душ на юге России [19]. До наших времён дошла фраза Мазепы, произнесённая им 17 сентября 1707 года : «Без крайней, последней нужды я не переменю моей верности к царскому величеству. Но всё равно был готов ждать до «крайней, последней нужды» — пока не станет очевидно, что Пётр проигрывает войну. Переход на сторону Карла XII 1706 год был годом политических неудач России: 2 февраля 1706 года шведы нанесли сокрушительное поражение саксонской армии, 13 октября 1706 года союзник Петра, саксонский курфюрст и польский король Август II отказался от польского престола в пользу сторонника шведов Станислава Лещинского и разорвал союз с Россией. Несмотря на победу в сражении при Калише 18 октября 1706 года , Россия осталась в войне с Швецией в одиночестве.
В тот же период времени, предположительно, Мазепа замыслил возможный переход на сторону Карла XII и образование из Малороссии самостоятельного владения под верховенством Польского короля. Как сообщает в главе 13 своей книги Таирова-Яковлева [20] , точная дата начала переговоров неизвестна, но 17 сентября 1707 Мазепа открылся своему генеральному писарю Орлику. В «своей беседе с Орликом Мазепа объяснял свои переговоры с Лещинским исключительно военной угрозой. Существуют сведения, что первый замысел измены обсуждался Мазепой и вдовой княгиней Дольской, по первому мужу Вишневецкой, в конце 1705 года известны письма Дольской. Позже Мазепа вступил в тайные переговоры сперва с княгиней Дольской, затем с королём Станиславом Лещинским , в частности, через иезуита Заленского [8].
Чтобы привлечь Мазепу на свою сторону, в 1706 году «княгиня Дольская передала Мазепе слова Б. С 1688 года Мазепа был предметом ряда доносов Петру, говоривших о его измене. Пётр доносам верить не хотел; доносчиков наказывали, а доверие царя к гетману только возрастало, несмотря на то что доносы были правдивые [10] [20]. В конце августа 1707 года последовал новый, опасный донос на Мазепу со стороны генерального судьи В. Кочубея, посланный с севским иеромонахом Никанором, который прибыл в Москву 17 сентября.
Но донесение было признано ложным в свете хорошо известной личной вражды между Кочубеем и Мазепой: в 1704 году у Мазепы был роман с дочерью Кочубея — Матрёной, которой он был восприемником крестным отцом , что сделало брак невозможным, поскольку такая связь считалась инцестом. Яковлев явился благовещенскому протопопу духовнику царя , который представил его царевичу Алексею Петровичу. Царь счёл новый донос опять ложным, поручив разбирательство друзьям гетмана: Гавриилу Ивановичу Головкину и Петру Павловичу Шафирову. Напуганный этим доносом, Мазепа после благополучного для него исхода следственного дела по приказу Петра I Кочубей и также доносивший на Мазепу полтавский полковник И. Искра подверглись пыткам, после чего, 14 июля 1708 г.
Мазепа предоставлял шведам для зимних квартир укреплённые пункты в Северщине, обязывался доставлять провиант, склонить на сторону Карла запорожских и донских казаков, даже калмыцкого хана Аюку. В 1708 году Мазепа всё ещё пользовался доверием царя. Осенью 1708 царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом. Мазепа медлил, ссылаясь на свои болезни и смуты в Малороссии, вызванные движением Карла XII на юг и его предложениями. В то же время он совещался со старшинами, примкнувшими к нему, и вёл переговоры с Карлом через Быстрицкого и переписку с Меншиковым через Войнаровского.
Меншиков решил навестить якобы больного Мазепу.
Отпуская Каплинца и Филона Лихопоя в Сичь, гетман советовал им по прибытии на Кош объявить всему войску в том, чтобы оно, во имя всегдашней своей верности московским государям, сменило настоящего кошевого Ивана Гусака и войскового писаря Михаила Сажка и вместо них выбрало других лиц, а перемирие с бусурманами порвало раз и навсегда. Того требует и честь славных рыцарей низовых и прямая польза их». После того, как от чумы скончался командующий венецианско-австрийской армией, Священная Лига была отброшена за Дунай, и турки, вернув Сербию и Трансильванию, вознамерились вновь отвоевывать Венгрию. В конечном итоге, по Запорожью распространилась эпидемия, опустошившая целые области и, в частности, выморившая гарнизон злополучной Новобогородицкой крепости.
Мазепе удалось склонить запорожцев на сторону Москвы и спровоцировать их на борьбу со своими недавними союзниками - татарами. В казачьей среде Мазепа прочно ассоциировался с могуществом России. Этот гетман, неоднократно демонстрировавший государственную мудрость, завоевал искреннее расположение молодого энергичного государя Петра Алексеевича. Тем более, что Мазепа сумел вовремя откреститься от своего бывшего покровителя, князя Голицына, отправленного Петром в ссылку тотчас же после свержения Софьи. Бунт Петрика.
Теперь Мазепа выглядит еще и «усмирителем новой разинщины» Мазепа, уже имевший репутацию верного слуги Москвы, сумел решить еще одну сложнейшую задачу, в результате чего юный Петр уже просто полюбил преданного, как ему тогда казалось, слугу своего Отечества. Дело было так. Начало 1691 года ознаменовалось для запорожских казаков появлением у них некоего Петрика, которой прибыл в Сечь для того, чтобы «спасти родину от самовластия гетмана Мазепы» и от «опасности быть раздавленными Москвой». Планы Петрика не отличались оригинальностью: поднять бунт против Мазепы, заключить мир с турками, открыть им проход на Московские границы и т. Поначалу обстоятельства благоприятствовали Петрику, ибо казачество и посполитый люд был крайне недоволен порядками, вводимыми Мазепой.
Мазепа превращал народ в крепостных, а сила его опиралась на московских стрельцов и наемников-сердюков. В следующем 1692 году Петрик ушел в Крым и будоражил оттуда Запорожье идеями повторить пример Хмельницкого: провести крымцев в Малороссию, «поднять весь малорусский народ и истребить жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей». Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни». Не обошлось и без абсурдных слухов наподобие того, что «москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» - продажа вина, отданная в руки иудеям-арендаторам, с платежом за то в войсковую казну.
Кроме того, Петрик напомнил казакам, что они своей грудью фактически спасают Московию от турок, а за это Москва собирается превратить малороссийский люд в своих крепостных рабов: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Но события буквально не повторяются. Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути.
Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым».
Но главное, конечно, не шуба. Сбежавший в Крым Петрик более был не страшен Мазепе. Петрик рассылал свои универсалы и более грозился, нежели что-то реальное предпринимал. Но, поскольку шуму он наделал много, в глазах Москвы Мазепа выглядел усмирителем «новой разинщины». Однако, у гетмана был еще один противник.
Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий Семен Филиппович Гурко, 1640-е - 1710 , носивший звание фастовского полковника. После исхода жителей на левый берег Днепра, произошедшее вслед за падением гетмана Дорошенко, правобережное казачество практически перестало существовать. Правобережная Украина превратилась в пустыню и такою должна была оставаться согласно договора, заключенного между поляками и русскими. Но при короле Яне Собеском у самих поляков возникла идея реанимировать казачество в том виде, в котором оно первоначально и возникло: для обороны юго-восточной окраины Речи Посполитой от турок. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок.
Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях». Среди них был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Фастов. Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов. Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа.
Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство. Но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким».
Там он обнаружил ксендзов, присланных киевским латинским епископом. Ксендзы были перебиты и Палий начал открытую борьбу с Польшей, сейм которой к указанному времени принял решение прекратить эксперименты с казачеством. Фастов превратился в новое Запорожье, где собирались буйные головы всего юга Руси. В ответ на ликвидацию правобережного казачества, гетман Самусь, бывший доселе на службе у польского короля, призвал крестьян становиться казаками и «бить ляхов и жидов! Восстание распространилось дальше на запад.
Была взята крепость Немиров, все польское и еврейское население которой постигла та же участь, что и жителей Бердичева. Поляки просили Петра Алексеевича подействовать на казаков. Петр направил грамоту, но она не возымела действия. Подолия была укрощена. Всех, схваченных с оружием в руках ожидала смерть на колу.
Село, оказывающее сопротивление, сжигалось дотла. Начался суд над подозрительными крестьянами. По предложению киевского воеводы Иосифа Потоцкого всякому из таких отрезали ухо. Укрепившийся в Белой Церкви Палий, который продолжал контролировать киевское Полесье, стал теперь общепризнанным вождем восстания. В сложившейся ситуации на Мазепу была возложена дипломатическая миссия посредничества между польским и русским государями и Семеном Филипповичем.
Палий сдавать крепость полякам отказался и предложил передать Петру, что он готов передать в русское подданство удерживаемый им край. Но Петр был связан с тогдашним королем Польши, Августом, союзническими отношениями, поэтому ни о каком принятии мятежного края не могло быть и речи. Тогда Мазепа выступил по приказу Петра на правую сторону Днепра, как бы следуя против шведов, и в конце июля 1704 года хитростью заманил к себе Палия, напоил его до беспамятства, заковал в кайданы, и сдал московским властям в качестве шведского шпиона. Петр отправил легендарного вождя повстанцев в Тобольск на вечную ссылку, но там Палий оставался до 1709 года. Ибо в этот год произошло нечто, круто изменившее отношение Петра к своему любимцу, Мазепе.
Предварительные итоги гетманства Мы видим, что гетман Мазепа выстроил классическую схему порабощения целого народа: гетман, опираясь на стрельцов и на наемников-сердюков, держит в повиновении малороссийский край. При этом часть средств на содержание наемного войска изымается за счет «аренды» - оплаты лицензии на право монополии по производству и сбыту алкогольной продукции. Арендаторами были иудеи. Кроме того, Мазепа опирался на часть лояльной ему казачьей старшины, которые именно благодаря Мазепе стали крепостниками. Соответственно, посполитому люду не просто был закрыт путь в казачество, но из податного сословия основная масса малороссов была превращена в крепостных именно во времена гетманства Мазепы.
Естественно, малороссийский народ противился Мазепе, а наиболее пассионарная часть народа - Запорожское казачество - регулярно пыталось бунтовать против железной удавки, которую на шею Украине набросил гетман Иван Мазепа. Мазепа мастерски бунты эти подавлял, при нужде многократно раздувая масштабы опасности, дабы в Москве формировалось мнение о Мазепе - как о незаменимом и могучем слуге Московского Государства. Возникает вопрос к сегодняшним идеологам украинской незалежности: что такого особого сделал для Украины Иван Мазепа, если его портрет в течении последних двадцати лет старательно ретушируют, превращая чуть ли не в икону борца за украинскую государственность? За 20 лет гетманства Мазепа - как мы только что подытожили - только и занимался тем, что всячески закабалял простой народ Гетманщины, а также систематически урезал реальную автономию Запорожья.
Мазепа Иваненко изгнал, а в 1696 году и вовсе выступил организатором его убийства.
Также гетман проявил себя как послушный исполнитель в ходе Азовских походов Петра. При этом гетман постоянно жаловался царю на сечевиков, обвинял их в склонности к измене и ходатайствовал о том, чтобы их направляли на самые опасные участки и тяжёлые работы. Благодаря доверию Петра Мазепа стал одним из богатейших людей Российской империи. В его личном владении находились около 100 тыс. Гетман стремился максимально ограничить права крестьян, продлить барщину и увеличить подати, но при этом добивался царских преференций для своего ближайшего окружения.
Те казацкие должности, которые ранее были выборными, стали наследуемыми. Гетман активно содействовал торговле алкоголем и табаком, также приносившей ему немалый доход. Однако Пётр сумел сделать выводы из первых неудач и через некоторое время перешёл в наступление. В конце 1703 года Россия уже взяла под свой контроль большую часть Ингерманландии, а в 1704-м войска Петра взяли Дерпт и Нарву. Когда российской армии в 1706 году удалось одержать победу в Битве при Калише, шведы отнеслись к этому философски: у Петра к тому моменту практически не оставалось союзников, так как Саксония капитулировала перед Карлом.
По мнению шведского монарха, разгром России был делом времени. Точная дата их первых контактов неизвестна, но в сентябре 1707 года о них уже знали в ближайшем окружении Мазепы. Параллельно гетман оказался замешан в очередной истории. А такого рода отношения в то время считались разновидностью инцеста. По словам Павла Кротова, это стало настоящим предательством христианской веры.
Один из наиболее могущественных и богатых людей в стране вскружил девушке голову. Она оставила отчий дом, переехала к гетману и стала его любовницей. О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна. Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей. Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь.
Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману. В результате Кочубей, а также полтавский полковник Иван Искра были подвергнуты пыткам и казнены.
Гетман Мазепа: стоит ли отменить анафему?
Гетман Иван Мазепа сумел добиться от не слишком щедрого царя Петра невероятных привилегий для Гетманщины. И поскольку версия М. Волгина отличается высокой степенью оригинальности, приведём её изложение полностью: «многочисленные союзники Ивана Мазепы, а также монахини монастыря сделали все возможное, чтобы спасти останки своей игуменьи. На территории Киево-Печерской лавры появится музей, посвященный гетману Ивану Мазепе, сообщил в своем Facebook (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена) министр культуры Украины Александр Ткаченко.