Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля.
Кто придумал Великий пост и для чего он нужен? История, факты и его значение
Великий пост. История и особенности - Новости | Великий пост в 2024 году припадает на период с 27 февраля по 15 апреля. |
Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя | 18 марта начался Великий пост – это самый главный и долгий пост в церковном календаре. |
Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье
Сегодня у православных верующих начался Великий пост — самый строгий и продолжительный в году. Цель любого православного поста – подчинить тело духу, умножить любовь к Богу, уделить пристальное внимание духовной жизни, сконцентрировать силы для душевной борьбы с грешными мыслями, воспитать волю. В христианстве пост — аскетический порыв христианина, система воздержания от жизненных удовольствий и благ. Великий пост – важнейший и самый продолжительный из всех православных постов.
О Великом посте
В период Великого поста не празднуют свадьбы и венчания. Супруги воздерживаются от интимной близости. В пост не веселятся, не посещают увеселительные мероприятия. На самом деле уже мало кто знает, почему существует запрет, но все уверенно утверждают, что нельзя. Свадьба в пост — грех, который не прощается. За нарушение церковных традиций жизнь молодоженов не сложится, брак не будет счастливым. Даже те, кто ни разу не был в церкви, стараются придерживаться общепринятых стандартов. И только самые смелые решаются жениться в пост. Откуда взялись суеверия, придерживаться ли запретов, стоит разобраться. Все важные события происходили с разрешения священников.
В определенные дни нельзя было свататься, заключать брак. Влюбленные становились мужем и женой после венчания в церкви. Когда это можно было сделать, говорили церковнослужители. Однозначно не проводили свадебных церемоний в дни поста. Другими словами, если человек не ест жирного и сладкого, значит, он просто на диете. Если молится, общается с Богом, посещает церковь, тогда постится.
Хpистос воскpес, и меpтвых больше нет". Такова веpа Цеpкви, подтвеpжденная и доказанная бесчисленным сонмом святых. И все же pазве мы не видим ежедневно на собственном опыте, что мы очень pедко действительно имеем этy веpy, что мы постоянно теpяем и изменяем той новой Жизни, котоpyю мы полyчили, как даp, и что в сyщности мы живем, как бyдто Хpистос не воскpес из меpтвых, как бyдто это единственное по своемy значению событие ничего не значило для нас? Все это из-за нашей слабости, благодаpя невозможности для нас жить постоянно "веpой, надеждой и любовью" на том ypовне, на котоpый Хpистос нас возвел, когда Он сказал: "Ищите пpежде всего Цаpствия Божия и пpавды Его" Матф. Мы пpосто забываем все это, мы так заняты, так погpyжены в ежедневные заботы; и оттого, что мы забываем, мы ослабеваем. Из-за этой забывчивости, падений, гpеха наша жизнь становится опять "стаpой" - мелкой, темной, лишенной всякого смысла: бессмысленное пyтешествие к бессмысленному концу. Мы yмyдpяемся даже забыть о смеpти, и вот внезапно, сpеди нашей такой пpиятной жизни, она пpиходит: yжасная, неизбежная, бессмысленная. Иногда мы сознаем pазличные наши гpехи и каемся в них, но мы не отдаемся той новой жизни, котоpyю Хpистос откpыл и даpовал нам. Мы живем так, как бyдто Хpистос никогда не пpиходил. И это единственный настоящий гpех, глyбочайшая тpагедия и гpyсть нашего номинального хpистианства. Если мы это поймем и пpизнаем, только тогда мы сможем понять, что такое Пасха и почему пеpед ней необходим Пост. Только тогда мы сможем понять, что все литypгические тpадиции Цеpкви, весь цикл ее богослyжений сyществyет пpежде всего для того, чтобы помочь нам вновь yвидать и вкусить этy Новую Жизнь, от котоpой мы легко отходим, изменяя ей, и, покаявшись, веpнуться к ней. Как можно любить и желать получить то, чего мы не знаем? Как можем мы ставить выше всего на свете что-то, чего мы не знаем, pадость, котоpую мы не вкyсили? Одним словом: как мы можем искать Цаpства, о котоpом мы не имеем понятия? Цеpковное богослyжение с самого начала и до сих поp есть единственный вход в это Цаpство, пpиобщение к Hовой Жизни.
Постящийся "вступает в духовную борьбу" со своими пороками, ради собственного преображения. Иначе "пост бесполезен, а может оказаться и вреден", отмечает священник. Максим Блинов Начало и конец Великого поста в 2024 году Начало Великого поста напрямую зависит от даты празднования Пасхи - он начинается за 48 дней до этого праздника. В 2024 году главный праздник православных христиан в России приходится на 5 мая, а Великий пост будет длиться с 18 марта по 4 мая. Читайте также: Накануне самой строгой постной недели — Страстной седьмицы - церковный устав дает постящимся возможность немножко передохнуть. Празднуется вход Господень в Иерусалим, или в народе Вербное воскресенье. В этот день разрешается есть рыбу. Александр Кондратюк А уже с понедельника, который как и все последующие дни последней предпасхальной недели называется Великим, устав предписывает максимально строгое воздержание - пищу готовят без масла, а те, кому по силам, переходят на сырую еду. Читайте также Хлеб: польза и вред для организма. Рецепты домашнего хлеба в духовке "В этом году у нас на страстные дни, то есть Дни страданий Спасителя, выпадают майские праздники с массовыми мероприятиями и гуляньями. Но для нас, православных, это время переживаний, время осознания, мыслей о своей жизни, о своей душе и так далее. И радость у нас в эти дни должна быть от ожидания Воскресения Господа. Если ты, православный человек, от поста не радуешься, то это явный признак нездоровой души", - говорит отец Алексий. Как правильно соблюдать Великий пост Пост - это время воздержания не только от еды. Церковная традиция предписывает постящимся максимально ограничить себя и в других потребностях. Когда наступает время поста, он более мобилизованный, более сосредоточенный. Появляется время больше уделить внимание жизни внутренней, духовной, а не только внешней", - поясняет отец Алексий. Сергей Пятаков Направляет верующих в эти дни церковный устав. Также есть традиция читать больше Библию, Евангелие, Псалтырь, находить больше времени для домашней молитвы, чаще бывать на богослужениях. Строгие и обязательные предписания в основном распространяются только на монашествующих, но в мирской жизни каждый может сам определить посильную ему меру воздержания, говорят священники. Пост - это то время, когда человек сам себе говорит - я готов на время отказаться от того, что люблю больше всего. Например, люблю сериалы смотреть, или спортивные соревнования, или с подругой часами по телефону разговаривать.
В книге Владимировой отмечается, что в некоторых случаях те, кому недоступны столь ощутимые ограничения в еде, соблюдают строгий духовный пост — сильнее контролируют свои эмоции, постятся по возможности хотя бы 1-2 раза в неделю, отказываются от развлечений, сладостей и прочих лакомств «для души». Структура поста — что и в какие дни можно есть Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из двух частей — Святой Четыредесятницы первые шесть недель и Страстной Седмицы последние шесть дней. Каждая неделя имеет свое название и значение. Первая неделя Великого поста — самая строгая. Она начинается с «Чистого понедельника», когда некоторые христиане ничего не едят и не пьют — либо же только пьют воду. Общепринятое правило первых четырех дней поста — сухоядение, то есть употребление пищи без термической обработки сырые фрукты, овощи, орехи, сухофрукты, мед и прочее. В пятницу впервые можно употребить растительную горячую пищу без масла. В первые субботу и воскресенье разрешается масло, а в воскресенье можно даже выпить вина.
Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания
Великий пост – время отрешения от мирских дел и общения с Богом. время молитв, служб, духовных и телесных подвигов, которое завершается торжеством Светлого Христова Воскресения - Пасхой. Великий пост предваряет одно из главных событий для верующих – Светлое Христово Воскресение, Пасху. Это Великий пост — самый продолжительный в православной традиции. 18 марта у православных в России начинается Великий пост. 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым.
Что можно и нельзя есть в Великий пост: три главных правила и подробный календарь
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. |
Почему в Церкви четыре поста? | 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. |
Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания | Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. |
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Вот она только что была в телогрейке — она одна, а вот вдруг она поменяла её на вечернее платье — она уже совершенно другая. И другая не внешне, а она чувствует себя иначе, ощущает себя иначе, иначе смотрит, иначе чувствует! Значит, если даже от одежды зависит жизнь души, тем более она зависит от вообще состояния тела. Понимаете, дело в том, что человек грешит не телом.
Человек грешит своей свободной волей. Не тело виновато в наших грехах, а наша душа. Но, тем не менее, многие грехи происходят потому, что грех, шевельнувшийся в моей душе, как резонатором, мегафоном, был усилен моею плотью.
И вот бывает нужно этот мегафон ослабить, чтобы он меньше резонировал. И вот пост для этого и служит. Итак, по мысли преподобного Серафима Саровского, пост — это не главное в жизни христианина, и молитва не главное, и даже милостыня, а главное — это стяжание Духа Святаго.
А пост, молитва и милостыня — это средства для этого. Итак, пост — это не главное. Пост — это дорога к Пасхе.
Пост — это средство. Но дело в том, что чтобы правильно пользоваться средством, надо знать конкретно для чего. Понимаете, если я Вам подарю молоток и скажу, что с помощью молотка можно собрать машину..
Но, вообще-то, надо указать, какие именно части в машине могут соприкасаться с молотком. А иначе, понимаете, начнёте колотить куда ни попадя, и все эти полуфабрикаты, запчасти, могут только разрушиться, только и всего. Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т.
Конкретно, для чего именно? У поста в смысле воздержания от мясной, плотной пищи три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания.
Церковь благословляет в это время поститься — из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т. Это первый смысл, на котором, как я понимаю, большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся. Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего.
Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае во втором смысле пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста — т. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания.
Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост — это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, — для него это будет достаточный пост.
А вот в тринадцать лет надо подумать, стоит ли его, действительно, так упорно мясом кормить или нет. Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет?
И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать. И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи — это облегчение молитвенного труда. Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел.
Вот есть благодарственная молитва после трапезы у православных, в которой мы благодарим Бога за то, что Он насытил нас земных Своих благ. Соответственно, есть нужно так, чтобы не слишком дискомфортно было между вот этой молитвой, что мы просим у Бога, и тем, в какое состояние мы только что себя привели. Значит, в этом смысле пост — это средство истончения плоти.
Плоть — это не тело. Плоть — это та часть нашей души, которая связана с телом. Это те движения нашего сознания и подсознания, наших чувств, которые связаны с нашей сексуальностью, совершенно естественно ведь сама по себе сексуальность безгреховна.
Вопрос в том, в какой мере всё это определяет нашу сознательную душевную жизнь. Значит вот то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом, — это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть — это то, что исследует фрейдистский психоанализ.
Так вот, плоть — это раковая опухоль, когда наша сексуальность распухает за отведённые ей пределы. Церковь благословляет брак, благословляет влечение мужчины и женщины, освящает его. Вот когда та же сексуальная стихия распухает за пределы и становится диктатором — вот это уже плоть.
И эту плоть надо поставить на место. И вот здесь, конечно, пост может помочь. Поэтому поймите: проблема не в том, что лежит у меня в тарелке.
Объесться можно и постной пищей. Проблема в том, как всё это влияет на молитвенную настроенность человека. И вот здесь есть ещё одна проблема.
Если сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту истончившуюся завесу такая образина может выглянуть! Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает.
Вынеси из кельи Евангелие и Псалтирь. Загради все окна и двери. И не молись!
И они начинают терзать его и раздирать. Так вот, пока человек живёт в мире, у него есть какое-то утешение: ближние, книги и ещё что-то такое. А вот когда всё это отнимается, человек остаётся один на один с собой, и оказывается, что самого страшного врага, самого страшного зверя я ношу в себе.
Так вот, начинается время поста, истончается эта завеса, и как часто бывает, что постящийся человек становится социально опасен, рядом с ним находиться страшно, он жутко раздражительным становится. Пока он был сыт, он злился только по пятницам. А как только он постоянно чувствует источник беспокойства а голодный желудок — это постоянный источник раздражения, а он не умеет своё раздражение контролировать, он не владеет своей душой, своими эмоциями , вот это раздражение его желудка начинает выливаться на всех вокруг.
И поэтому бывают случаи, когда опытные духовники запрещают поститься. Вновь поймите: пост — это средство для достижения цели. А если человек к этой цели и не идёт?
Ему не интересно никакое духовное творчество, духовное делание. Так в его руки молоток влагать опасно. И вот запчасти разложены, и каждому в руки даётся молоток.
И оказывается один человек, который совершенно не собирается никакой автомобиль собирать. Он весьма раздражителен, а вы ему в руки молоток даёте. Так он этим молотком, простите, не по болтам стучать начнёт, он по головкам может начать стучать.
И вот поэтому бывают случаи, когда духовники запрещают некоторым людям поститься. Вместо поста физиологического питание ты лучше Покаянный канон каждый день читай, в храм почаще ходи и попробуй за собой грехи прежде всего видеть. Вот в древнем патерике есть такой рассказ, он, модифицируясь, и в нашей жизни постоянно воспроизводится.
Вот пост наступает, что мне кушать-то? Лишние вопросы будут, если я буду поститься. Как мне быть, что есть-то?
Главное — воздержание от каннибализма. Людей не ешь: не гневайся, не осуждай, не раздражай — это и будет истинная жертва. В этой связи стоит коснуться ещё одной детали.
В последнее время возникла проблема, которой не было лет 8 или 10 назад. Появилось, я бы сказал так, постовое извращение. Понимаете, когда десять лет назад, в советское время, человек начинал поститься, это значило однозначно: он будет кушать жареную картошку, перемежая её с рисом и макаронами, и по большим праздникам, если удастся, он купит себе заморскую баклажанную икру и время от времени будет добавлять её на краешек своей тарелки.
А больше ничего, собственно, он и купить-то не может. Ну, булку будет на ходу жевать. И пост действительно будет постом.
Всё постное, действительно. И вот здесь тогда возникает вопрос: а смысл-то нашего поста? Вот это, говорит, смысл поста.
Чтоб не просто самому питаться, а чтобы за счёт этого образовывались лишние деньги, которыми можно было бы помочь человеку. А сегодня получается феноменальная вещь. У нас это ещё не так чувствуется, а вот иногда я просто попадал в такую ситуацию, когда приезжаешь в Италию, например.
Православный монастырь. И видишь — рыбу они не едят, а мясо едят. Не постом, а вот когда поста нет.
Но по русским представлениям, чтоб в монастыре есть мясо — это просто беззаконие. Рыбки бы купили! И, действительно, любой человек, который знает западные цены на продукты, знает — рыба стоит в два раза дороже, чем куриные ножки там какие-нибудь, чем мясо.
И возникает вопрос: ради чего тогда монастырь будет собирать деньги с прихожан, с пожертвований, и эти деньги будет тратить на видимость поста? Потому что это видимость поста — рыбу едят, а на самом деле в это время с рыбой-то лепту вдовы лишнюю съедают. Так что вот об этом тоже стоит предупредить.
Что, наверное, всё-таки пост — это время, вновь говорю, когда мы должны быть христианами чуть больше, чем обычно. А быть христианином — это означает не только любить Бога, но и ближнего своего. Так вот, последнее, что я хочу, пожалуй, сказать.
Я уже вам сказал, что суббота и воскресенье не считаются днями Великого Поста. Но это не означает, что в эти дни церковный устав предполагает, что дожил до церковного утра и тут срочно жарь яичницу Великим Постом. Дело в том, что это время, когда человек в храме может радоваться.
Это время, когда нет покаянных молитв. Время, когда нет литургического поста. Но дело в том, что те две цели, о которых я сказал — облегчение молитвенности и утеснение плоти — это такие наступательные действия, которые требуют систематичности.
За одну неделю эффекта не добьёшься. То есть, можно добиться, но если это очень строгий пост будет и т. Я помню первый свой Великий Пост , когда поехал к одному священнику на приход, и там так серьёзно попоститься пришлось.
Я всё-таки был не совсем мальчик, когда я туда приехал. Так что меня поразило: батюшка был словоохотливый прости Господи , и в последний день, когда мне надо было уже уезжать, он всё равно вот говорит, духовные истории какие-то вспоминает или ещё что-то. Он, конечно, на самом деле целая духовная энциклопедия.
Но дело в том, что автобус уже уходит, а он всё говорит, говорит, говорит… Наконец, удаётся последнее благословение у него испросить и надо бежать, иначе автобус из этой деревни ходит раз в день, так вообще не понятно, когда я до Москвы доберусь. И вот автобус уже почти уходит, а я к нему бегу. И вот когда я после недели поста за этим автобусом побежал, вдруг я ощутил себя так, как будто мне 12 или, не знаю, 10 лет.
Вот у детей радость от бега — чувство, которое очень прочно потом забываешь. Чем быстрее бежишь, тем больше радость; не усталость накопляется, а радость. Я уже давно перестал быть мальчиком, и вдруг после этого поста я ощутил такую же радость движения.
Но ладно, это, скажем, почти телесная радость, хотя я должен сказать, что, действительно, при серьёзном посте это радость для тела, облегчение для тела, это правда. Не случайно сегодня так много разных методик лечения голоданием и так далее, но главное — душа. Так вот, всё-таки за неделю здесь эффекта достичь не удастся.
А если жить в таком слишком рваном ритме… Знаете, у мусульман пост какой, да? Как только настала ночь а ночь определяется тем, что выносят на улицу две нити — белую и чёрную, и когда невозможно отличить, где из них какая, в какой руке, значит, день кончился, началась ночь , возвращаются по домам. И тут всё, пожалуйста: плов, всё что угодно будет.
До утра поели, утром поспали, и затем снова постятся до вечера. Но должен заметить, что это правило возникло на Ближнем Востоке, а там очень тёмные ночи, на Севере они почти белые, а там очень резкая грань дня и ночи, поэтому там это правило очень эффективно действует.
К сожалению, такие случаи тоже были, когда дети ополчались уже в подростковом возрасте, когда их принуждали поститься, а они считали это насилием.
Тут важно сохранить христианскую и родительскую мудрость, чтобы не перегибать палку и не отступать от того, чему учит церковь», — отметил отец Пимен. И момент, который особо актуален сейчас, — пост не для воинов, обратил внимание настоятель монастыря. Послабление поста для них не воспринималось так, как будто они согрешили.
Они себе не принадлежат — что дали, то и вкушай», — объясняет отец Пимен. Не стоит думать о пище, которую они едят, лучше больше времени уделить разговору с Богом. Они в особых условиях, вся Церковь за них молится ежедневно, и я думаю, что многие наши прихожане и дома молятся, тем более что у многих либо близкие, либо знакомые находятся в зоне СВО», — поделился отец Пимен.
В завершение нашей беседы священнослужитель отметил, что с каждым годом становится все больше и больше желающих вступить на этот путь, держать пост. И, как оказалось, даже они делают себе некие послабления. Мы пообщались со старшим по монастырской трапезной, келарем отцом Прохором.
Отец Прохор: «Пост — это не только физическое воздержание, но и вкусовое. Можно и соевую колбасу есть, но зачем обманывать себя? Уровень поста, как правило, определяется духовником, а у нас — игуменом.
Понятно, что в пост мы не едим ни рыбу, ни мясо. Кто-то придерживается сухоедения, это самый строгий вариант поста», — поделился отец Прохор. Блюда в Раифском монастыре едят самые простые.
В первую неделю там подают по одному блюду — либо кашу, либо суп. Но в последующие дни поста братии монастыря уже попроще: в их меню появляется и первое, и второе, и даже салат, рассказал келарь. На второе всегда рис, гречка или пшенка, варьируется только наполнение, например овощная поджарка или грибы», — отмечает монах.
Некоторые христиане пытаются сымитировать привычный вкус еды, пытаясь сделать котлеты из гречки или сои, но в Раифе считают, что это просто самообман: «Какой смысл что-то имитировать? Пост — это не только физическое воздержание, но и вкусовое.
Церковная традиция предписывает постящимся максимально ограничить себя и в других потребностях. Когда наступает время поста, он более мобилизованный, более сосредоточенный. Появляется время больше уделить внимание жизни внутренней, духовной, а не только внешней", - поясняет отец Алексий.
Сергей Пятаков Направляет верующих в эти дни церковный устав. Также есть традиция читать больше Библию, Евангелие, Псалтырь, находить больше времени для домашней молитвы, чаще бывать на богослужениях. Строгие и обязательные предписания в основном распространяются только на монашествующих, но в мирской жизни каждый может сам определить посильную ему меру воздержания, говорят священники. Пост - это то время, когда человек сам себе говорит - я готов на время отказаться от того, что люблю больше всего. Например, люблю сериалы смотреть, или спортивные соревнования, или с подругой часами по телефону разговаривать.
Ну, откажись немножко, смотри хотя бы не каждый день. Не ссорься с детьми, с близкими, с коллегами, сдерживай себя", - поясняет отец Алексий. Что можно, а что нельзя есть в Великий пост? Ежедневный рацион питания также описан уставом. В зависимости от дня недели можно есть те или иные продукты.
Как правило, в субботу и воскресенье даются послабления. Подготовка к Великому посту начинается заранее, в церкви идут различные богослужения, настраивающие человека на будущее воздержание. Сергей Пятаков Читайте также Почти 500 мероприятий запланировано на Масленицу в Подмосковье "Это подготовительные недели поста, возбуждающие в человеке покаянные чувства, Мясопустная родительская суббота в этом году 9 марта , когда мы поминаем усопших, и конечно же Прощенное воскресенье 17 марта ", - поясняет батюшка. За неделю до поста также совершается Масленица или Сырная седмица 11-17 марта. В эти дни уже отказываются от мяса, но пекут блины и угощают друг друга.
Екатерина Чеснокова На весь срок поста из рациона исключают мясо, яйца, молочные продукты. Самые большие ограничения приходятся на первую неделю поста и каждую последующую среду и пятницу. В эти дни нельзя употреблять даже растительное масло, а еда, желательно, должна быть сырой. По субботам и воскресеньям разрешается вареная еда с маслом.
Оно до сих пор остается одной из самых популярных книг у православных христиан, поэтому Церковь чтит память автора. С ранних лет девушка считала блуд смыслом своего существования. Однажды Мария попала на корабль, перевозивший в Иерусалим паломников, — с целью предаться утехам. В Иерусалиме девушка обнаружила, что не может попасть в храм — как только она подходила к порогу, толпа ее отбрасывала. У входа в храм висела икона Богородицы, и Мария поклялась перед Божьей Матерью изменить свою жизнь. Она ушла в пустыню, питалась скудной растительной пищей — и через 17 лет смогла избавиться от своей страсти. Всего она провела более 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. У нас альтернативой ваий служат веточки вербы — неделя завершается Вербным воскресеньем.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Великий пост предваряет одно из главных событий для верующих – Светлое Христово Воскресение, Пасху. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Феодора Тирона в пятницу 1-й седмицы Великого поста.
Нужно ли благословение перед Великим постом и как часто причащаться: священник ответил на вопросы
Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. Завершается пост праздником Пасхи или Воскресением Христовым, в этом году его будут отмечать 16 апреля. Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Четвертое воскресенье Великого поста В четвертое воскресенье верующие вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Оно приходится в 2024 году на 14 апреля. Именование этого святого происходит от главного труда его жизни — книги под названием «Лествица», в которой рассказывается о постепенном, как бы по ступенькам, восхождении души к Богу через борьбу с суетой и грехами, покаяние и молитву, обретение веры и любви. Пятое воскресенье Великого поста Пятое воскресенье посвящено преподобной Марии Египетской — великой грешнице, ставшей великой святой. В 2024 году Неделя Марии Египетской приходится на 21 апреля.
За несколько дней до этого в храмах вместе с каноном Андрея Критского читается ее житие. Ее пример показывает, что любовь Божья покрывает все грехи, когда человек искренне кается. Шестое воскресенье Великого поста Шестое — Вербное воскресенье, которое в 2024 году будет праздноваться 28 апреля. Другое название этого дня — Неделя ваий, то есть цветов или ветвей, которыми жители Иерусалима встречали Христа, входящего в город, незадолго до Его распятия.
В наших широтах вместо цветов традиционно используют распустившиеся веточки вербы. Для верующих этот день — вступление в Страстную седмицу. Дела Великого поста О делах Великого поста очень точно сказал блаженный Августин: «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия».
Таким образом, главное, чему нужно уделить время и силы в пост, — это молитва, покаяние и добрые дела. Сложность поста для современного человека часто заключается в том, что кажется почти невозможным в и без того насыщенный график вставить время для долгой молитвы, дополнительного похода в храм, участия в какой-то благотворительной акции. Даже спокойно посидеть и подумать, заглянув в свою душу, не всегда получается. Многие из нас бегут по жизни, и кажется, что задач становится все больше, а времени — меньше.
Но все же, когда у человека болит зуб, он выделяет время на посещение врача. А то, что лечение требуется душе, обычно не так заметно. И если мы не особенно занимаемся этим лечением в повседневной жизни, то оно должно стать важнейшим и неотложным делом в Великий пост. Конечно, великопостные труды не должны идти в ущерб привычным обязанностям — работе, учебе, домашним делам и заботе о близких.
Но когда человек ставит перед собой такую цель — дополнительно духовно потрудиться, выясняется, что на самом деле можно выкроить немного времени, чтобы хотя бы в этот особый период года поднять голову от своих обычных беспокойств и посмотреть в сторону неба. Великий пост начинающим Великий пост не должен стать для начинающих такой тяжкой обузой, после которой больше никогда или очень долго не захочется повторять этот опыт. Пожалуй, это первое, что должен помнить человек, если он делает первые шаги в церковной жизни. Стоит учесть также, что пост — история не про еду, а про стремление к Богу.
Просто отказ от мяса, молока и яиц еще не будет постом, если это не будет сопровождаться работой души. Начинающие постники могут взять церковный календарь и отметить для себя важные события, которые не хотелось бы пропустить, — даты, молитвы, богослужения. Церковная жизнь в дни Великого поста заметно меняется, и с непривычки легко запутаться и растеряться. Стоит также учесть, что не все пойдет так, как хотелось бы, и в таком случае надо не отчаиваться и решать, что «все пропало», а продолжать делать то, что получается.
Господь не ждет от нас исполнения повинности от буквы до буквы, но видит наше искреннее стремление к Нему. Не нужно брать на себя непосильные подвиги, особенно если это только первые опыты поста, и ждать в себе чудесных перемен. Но нужно попробовать за этот семинедельный период исправить в себе хотя бы малый изъян и постараться не возвращаться к нему по окончании постного времени. Если в каждый пост мы будем понемногу менять себя и сохранять в себе эти изменения, то со временем получим реальные плоды Великого поста.
Молитвы Великого поста В Священном Писании молитва и пост часто составляют единое действие, и телесное воздержание — это скорее поддержка духовного делания. Святые сравнивают пост с «крыльями», которые помогают молитве достичь неба. С одной стороны, молитве уделяется больше внимания, когда душа «не отягощается и подавляется гибельным бременем удовольствий», отмечает святитель Иоанн Златоуст. С другой, молитва становится для постящегося защитой от раздражительности, высокомерия, самомнения.
Они, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, как сорняки, растут в «сердце постящегося», если он удовлетворяется одним только телесным подвигом. Есть тексты, которые звучат только в этот период дома и в церкви и дают возможность глубоко проникнуться атмосферой Четыредесятницы. В основном это покаянные тексты, потому что покаянием прокладывается путь к Богу. Со вторника Масленицы и до Великой Среды она с понедельника по пятницу звучит на богослужениях и читается верующими дома.
Принято особым образом сопровождать ее земными и поясными поклонами. Этот короткий и емкий покаянный текст был написан древним подвижником, который на собственном опыте знал, насколько нужна каждому милость Божья. Однажды он был осужден за преступление, которого не совершал, но после видения во сне понял, что нужно пересмотреть свою жизнь. Когда он вспомнил совершенный по глупости поступок, похожий по своему результату на тот, за который теперь он находится в тюрьме, то неожиданно был отпущен на свободу.
Тогда будущий святой глубоко осознал, что на самом деле значит покаяние и где искать для него источник, даже когда кажется, что во всем прав. Еще одно вдохновляющее поучение Ефрема Сирина касается ангелов-хранителей, радующихся нашему посту: «потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими». Ежедневно читать молитву Ефрема Сирина легче, помня об этом. Читайте также: Молитва Ефрема Сирина.
Текст, переводы Канон Андрея Критского Канон Андрея Критского — это одно из величайших произведений христианской гимнографии, целиком посвященное теме покаяния. Он состоит из 250 тропарей и повторяющегося припева «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Во время Великого поста канон дважды читается в храме. В первые четыре дня — по частям, а на пятой неделе — целиком, что одновременно требует и немалых усилий, и добавляет стойкости постящимся, когда большая часть пути уже позади.
Автор канона преподобный Андрей Критский соотносит грехи и помыслы своей души с событиями из Священной истории. И вот уже двенадцать столетий слова, написанные в раскаянии древним архиепископом, православные верующие применяют к себе. Сегодня существует множество пояснений и толкований Великого канона, но даже когда человек понимает в его тексте далеко не все, его душа не может не отозваться, улавливая отдельные слова, интонации и из самой глубины сердца идущее прошение к Господу: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Три подготовительных воскресенья посвящены притчам Спасителя, и в каждой части песнопения можно найти отсылки к ним.
Первые слова о покаянии напоминают притчу о каявшемся мытаре. Во второй части прошение наставить на стези спасения как будто дает отсылку к блудному сыну. А в третьей упоминается Страшный суд. Молитва «Покаяния отверзи ми двери…» повторяется на всенощном бдении в субботу вечером вплоть до пятого воскресенья поста.
Накануне Входа Господня в Иерусалим она уже не поется, так как период сосредоточенности на своих грехах закончился — верующие готовятся к воспоминанию Страстей Христовых, следованию за Господом на Голгофу. Верующие слушают его, стоя на коленях. В основе текста — слова из 140-го псалма Давида.
Это самый короткий период воздержания, который каждый год длится в течение двух недель, с 14 по 27 августа. Сам праздник, которому предшествует пост, посвящен дню перехода Девы Марии от земной жизни к вечной небесной. Ограничения в Успенский пост должны соблюдаться так же строго, как и в Великий. Исключение составляет 19 августа — праздник Преображения Господня, в который позволяется употреблять в пищу рыбу и немного красного вина. Рождественский пост 2023 — даты, суть, правила соблюдения Последним постом в году является Рождественский. Он предваряет светлый праздника Рождества Христова.
Пост начинается 28 ноября и длится вплоть до Сочельника, 6 января следующего года. Таким образом, этот период церковного календаря неизменно длится 40 дней. Пост предполагает ряд послаблений в определенные дни. Самые строгие запреты традиционно касаются среды и пятницы, а в остальное время разрешаются горячие трапезы, в некоторые дни — рыба, а по выходным — вино. Ужесточение наступает за неделю до Рождества, а в Сочельник особо ревностные христиане не употребляют ничего в пищу до восхода первой звезды. Ранее «Известия» объяснили, в какие дни календаря 2023 верующие поминают ушедших членов семьи и близких. Такие даты носят названия родительских суббот и сопровождаются молитвами и панихидами в церкви.
Современный взгляд на пост: ограничения ради духовности Сегодня православная церковь выделяет четыре главных многодневных поста — Великий, Рождественский, Петровский и Успенский. Каждый из них имеет свои правила и ограничения. Если следовать церковной букве закона буквально, то придется на много дней отказаться от любой пищи животного происхождения, развлечений и сериалов, заниматься благотворительностью в угоду духовного роста и опасаясь кары небесной и осуждения людского, если этого не делать. Однако буквально соблюдают посты намного меньше людей, чем отмечают Рождество или освящают куличи и красят яйца на Пасху. Так происходит потому, что, даже считая себя христианами и поддерживая идеи данной культуры, мы остаемся при этом светскими, и, чего уж скрывать, грешными людьми, которые не привыкли себя сильно ограничивать. Великий пост — самый важный и строгий по канонам православной церкви. В дни Великого поста церковь призывает больше молиться, посещать храм, не ссориться с окружающими. Помочь в преодолении страстей призваны ограничения в питании. Священники подчеркивают, что мера поста у каждого своя, и ее рекомендуется определять с духовником, с учетом состояния вашего здоровья. А раньше люди постились? Кто и когда придумал пост, доподлинно неизвестно. Известно, что посты существовали и у язычников, и у иудеев с глубокой древности. Тогда было принято воздерживаться не от какой-то пищи, а вообще ничего не ели и не пили. Такой пост обычно длился один день, от рассвета и до захода солнца. В особых случаях воздержание от пищи и питья продолжалось три дня.
Суть Великого поста У многих пост ассоциируется в первую очередь с ограничениями в пище и некоторых действиях, которые должен выдержать человек. Однако на самом деле суть заключается в очищении тела и души от всего, что может помешать приблизиться к духовному началу. В IV-V веках тех, кто не соблюдал Великий пост, отлучали от церкви на некоторое время Вероучение говорит, что видеть свои грехи — это не обыкновенная способность человека, а дар Божий. И в пост люди становятся способными к восприятию дара. Пост для верующего — время, когда можно ослабить тело воздержанием и сделать душу более восприимчивой к общению с Богом. В эту неделю православные чтят победу в иконоборчестве. Особое почтение воздают византийской императрице Феодоре Константинопольской, которая восстановила почитание икон в церкви после их запрета в VIII веке. Вторая неделя — святителя Григория Паламы. Он объяснил связь между Богом и миром. Церковь почитает этого святого за его учение и победу в богословских спорах. Третья неделя — Крестопоклонная. В это время поклоняются кресту. Четвертая неделя — преподобного Иоанна Лествичника. Этот святой — пример постнической и духовной жизни. Пятая неделя — преподобной Марии Египетской. Святую почитают за ее избавление от развратной жизни с помощью усиленного поста. Шестая неделя — Вход Господень в Иерусалим. Неделя Ваий — иное название Вербного воскресенья, происходящее от слова «вайи», пальмовых ветвей, которыми устилали путь Христа перед въездом в Иерусалим. В славянских странах альтернативой пальмовых ветвей являются ветки вербы. Седьмая неделя — Страстная седмица. В эту неделю вспоминают последние дни земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа. Как подготовить организм к посту Во время Великого поста православные ограничивают привычный рацион. Поэтому перед постом нужно создать запас белков, чтобы организм не испытывал в них недостатка. Например, как советуют специалисты Роспотребнадзора , ежедневно съедать по яйцу и 150-200 граммов рыбы. Когда начнется пост, и от того, и от другого придется надолго отказаться. За время подготовки к посту нужно дать организму привыкнуть к большому количеству клетчатки в рационе. За две недели до поста а лучше еще раньше нужно постепенно сокращать количество продуктов животного происхождения и увеличивать долю пищи растительного происхождения в рационе. Также в этот период необходимо употреблять как можно больше кисломолочных продуктов: кефира, йогуртов, простокваши, ряженки. Однако за неделю до поста следует от них постепенно отказываться.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Великий пост появился на заре христианства, но не всегда был таким, каким мы знаем его сегодня. Великий пост в христианстве заканчивается Страстной неделей, когда верующие вспоминают Крестные страдания Христа перед Пасхой. Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире.
Даты и длительность Великого поста в 2024 году
- Сырная седмица (Масленица)
- В чем суть Великого поста
- Узнайте больше о каждой неделе Великого поста
- Уроки Великого поста: каких правил придерживаться, чтобы вырасти духовно и сохранить здоровье
- Для чего нужен пост? Всё о православном посте - Журнал | БФ Правжизнь
Великий пост в 2024: когда начинается и заканчивается, календарь питания
Пост — это не самоцель, а средство. Соблюдая Великий пост, христианин лучше подготавливается к Дню Святой Пасхи. По большому же счёту правильное соблюдение церковных постов вообще способствует духовно-нравственному преображению христианина, более тесному соединению с Богом и ближними. Соблюдение Великого поста и не только Великого нельзя сводить исключительно к ограничениям в пище. Пост — не диета в банальном понимании этого слова. В период Великого поста уместно особенно тщательно заниматься христианско-духовным деланием.
Дни Великого поста суть дни особого сокрушения о грехах. С этим обстоятельством связаны и некоторые особенности великопостного богослужения: в эти дни по возможности отлагается торжественность и веселье; реже отверзаются Царские врата; реже слышится пение и больше чтение; меньше возжигается светильников; звон кроме субботних, воскресных и праздничных дней бывает редким и заунывным; полная Литургия совершается по субботним и воскресным дням, а вместо неё, по средам и пятницам, Литургия Преждеосвященных Даров. Постясь, следует помнить: тело убивается не разумными ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них обжорством, пьянством и пр. Что касается людей, страдающих заболеваниями, требующими специального питания, пищевой рацион для них в постные дни может быть согласован индивидуально со священником или епископом. Исповедоваться только в Великий Пост — не очень хорошая традиция: о спасении нужно думать и за пределами Великого Поста.
Великий пост подразумевает не только телесное воздержание, но воздержание от всего суетного, препятствующего реализации христианином своего высшего призвания и предназначения: от развлечений, излишних, второстепенных занятий, праздных разговоров. Пост и покаяние — это наша жертва Богу Пс. Цитаты о Великом посте «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». Оскудение этого —истинный пост и благоприятный!
Великопостная стихира из Триоди постной «Великий пост — это время особенной работы над своей духовной жизнью, время внутренней сосредоточенности, время обращения внутрь себя. Время, когда затихает всё внешнее, давая раскрыться внутреннему. Время особенных богослужений — строгих, скромных, с особенными мотивами песнопений и покаянными молитвами. Время внимательного и искреннего покаяния. Время упражнения в личной смиренной молитве, обращённой к Живому Богу.
Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере. Возглас: «Свет Христов просвещает всех» также напоминает нам о том, как обращенные ко Христу ожидали времени Таинства. Недели Великого поста Помимо напоминания об огласительной практике Церкви, о тщательности, с которой готовились ко крещению, богослужения Великого поста открывают перед нами историю православной аскетики, отпечатленной в темах празднований великопостных воскресений. Это параллельный, уже внеисторический смысл Великого поста. Как раз то «получение благ» Великим постом, о которых говорит свт. Иоанн Златоуст. Одно из самых интересных великопостных чтений - санаксари Постной Триоди. Это особые рассказы о смысле и содержании празднований воскресных дней Великого поста. Если в Прощеное воскресение и последующую седмицу Великого поста вспоминают о том, как Адам лишился райской пищи, то первое воскресение Великого поста радуются тому, как христиане восстановили свое единомыслии, преодолев период иконоборческой ереси. Радость общей веры, Торжество Православия.
После строгой недели, когда человек хотя бы отчасти пережил лишения райских благ, принял образ покаяния во время чтения Великого канона прп. Андрея Критского, чтобы подбодрить его, Церковь напоминает о своем Торжестве любви и единомыслия. Вторая неделя Великого поста посвящена свт. Григорию Паламе, который именуется в санаксаре «Сей Божественнаго и невечерняго Света сын». Эта седмица поста также наполнена радостью и торжеством. Богослужебные тексты этого периода рассказывают нам о Фаворском свете, наполняют надеждой на обожение. Показывают, что постнические труды — не напрасны. Третья неделя Великого поста — середина поста, и здесь, считает Церковь, уместно вспомнить о Кресте Господнем. Середина постного пути наполнена утомлением, а может быть и сомнением: «…в неделю третию постов, поклонение празднуем Честного и Животворящего Креста» по той причине, что «четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляемы от страстей, горести же чувство имамы, унывающее и низпадающе». Самое время вспомнить о подвиге, который принял на Себя Христос.
У этого воскресения красивый образ. Крест Христов, словно дерево на дороге, прохлаждает путников-постников, утомленных долгим и трудным путем на палящем солнце. Или в том же тексте другой образ царь посылает впереди себя знаки своего величия и славы, чтобы узнали о его скором пришествии. И Христос «предпосылает» свое знамя победы — Крест. Четвертая и пятая недели Великого поста более связаны скорее с постным подвигом, нежели с радостью и торжеством двух первых недель. Сначала вспоминаем о прп. Иоанне Лествичнике: «хоть плотью и живой, мертв был Иоанн, вечно живет, и явился бездыханным». То есть, живя в теле, для этого мира он был мертв, но умерев телесно, обрел вечную жизнь. Как такой вечной жизни достичь, преподобный рассказал в книге «Лествица». Великим постом православные упражняются в тех аскетических умениях, которым научил прп.
Если следовать строгому богослужебному уставу, то в Великий пост должны быть полностью прочитаны четыре Евангелия. В самом строе богослужения Великого поста есть особые дни литургий Преждеосвященных Даров. Служить праздничную воскресную литургию не полагается в ожидании крестной смерти Спасителя, но оставить верующих совсем без причастия нельзя. Поэтому в дни строгого поста служат особую Литургию, где причащаются Дарами, освещенными ранее. О практике оглашения здесь напоминают ектении, молитвы о «просвещаемых», то есть уже «готовых к просвещению», которые появляются в богослужении с половины Великого поста. Заканчивается период длительного оглашения, который в Древней Церкви мог продолжаться и несколько лет, и оглашаемые переходят в разряд «просвещаемых» и уже скоро над ними совершится Таинство святого Крещения. Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере. Возглас: «Свет Христов просвещает всех» также напоминает нам о том, как обращенные ко Христу ожидали времени Таинства. Недели Великого поста Помимо напоминания об огласительной практике Церкви, о тщательности, с которой готовились ко крещению, богослужения Великого поста открывают перед нами историю православной аскетики, отпечатленной в темах празднований великопостных воскресений.
Это параллельный, уже внеисторический смысл Великого поста. Как раз то «получение благ» Великим постом, о которых говорит свт. Иоанн Златоуст. Одно из самых интересных великопостных чтений - санаксари Постной Триоди. Это особые рассказы о смысле и содержании празднований воскресных дней Великого поста. Если в Прощеное воскресение и последующую седмицу Великого поста вспоминают о том, как Адам лишился райской пищи, то первое воскресение Великого поста радуются тому, как христиане восстановили свое единомыслии, преодолев период иконоборческой ереси. Радость общей веры, Торжество Православия. После строгой недели, когда человек хотя бы отчасти пережил лишения райских благ, принял образ покаяния во время чтения Великого канона прп. Андрея Критского, чтобы подбодрить его, Церковь напоминает о своем Торжестве любви и единомыслия.
Вторая неделя Великого поста посвящена свт. Григорию Паламе, который именуется в санаксаре «Сей Божественнаго и невечерняго Света сын». Эта седмица поста также наполнена радостью и торжеством. Богослужебные тексты этого периода рассказывают нам о Фаворском свете, наполняют надеждой на обожение. Показывают, что постнические труды — не напрасны. Третья неделя Великого поста — середина поста, и здесь, считает Церковь, уместно вспомнить о Кресте Господнем. Середина постного пути наполнена утомлением, а может быть и сомнением: «…в неделю третию постов, поклонение празднуем Честного и Животворящего Креста» по той причине, что «четыредесятодневным постом, образом неким и мы распинаемся, умерщвляемы от страстей, горести же чувство имамы, унывающее и низпадающе». Самое время вспомнить о подвиге, который принял на Себя Христос. У этого воскресения красивый образ.
Крест Христов, словно дерево на дороге, прохлаждает путников-постников, утомленных долгим и трудным путем на палящем солнце. Или в том же тексте другой образ царь посылает впереди себя знаки своего величия и славы, чтобы узнали о его скором пришествии. И Христос «предпосылает» свое знамя победы — Крест.
В Великом покаянном каноне Андрея Критского, который читается в храмах в первые дни Великого поста, неслучайно многократно повторяется обращение "Помилуй мя, Боже".
В этой фразе заключена сама суть православия. Слова "помилуй" и "милость" созвучны со словом "масло". В греческом языке "элеисон" — "елей" также означает "масло". Дело в том, что в православном понимании молящийся ждет от Бога исцеления.
Не просто прощения грехов, как индульгенции, а исцеления израненной души. Масло — это древнейшее лекарство. И поэтому, когда мы молимся "Господи помилуй", то тем самым просим "елея благодати Господней" - чтобы Господь вошёл в наше сердце и исцелил нашу душу, изуродованную страстями. В награду за соблюдение Великого поста верующий получает ни с чем несравнимую духовную радости от празднования Пасхи.
Для чего нужен Великий пост 2023Великий пост - это духовный путь к Пасхе. Он вмещает в себя сразу три смысла. Пост - это послушание, солидарность и единство со всеми верующими. Человек решает поститься, чтобы почувствовать себя частью общего целого.
На этом этапе постящийся преодолевает себя, добровольно отказываясь от мясной пищи. Ограничение плоти. Пост - это ограничение зова плоти. Человек решается погасить сексуальную энергию, умерить свои страсти, отказаться от привычного.
Это личный подвиг и преодоление самого себя. Преподобный Серафим Саровский на вопрос о том, как надо поститься, ответил: "Телу надо дать понять, что оно тоже виновато". Да, человек грешит не телом, а мыслями и душой. Однако грех, шевельнувшийся в душе, как резонатором, мегафоном, был усилен моею плотью.
Пост призван ослабить этот мегафон, "поставить плоть на место". Молитвенный труд. Убирая из "рациона" все страсти, человек оставляет время для молитвы и общения с Богом. Убирая лишнее с тарелки, верующий пытается перестать "есть" мыслями людей - сдерживает злость, гнев, раздражение, обиду, осуждение.
Каждый верующий в Великий пост пытается стать настоящим хритианином - не только любить Бога, но и ближнего. Как держать Великий пост 2023Стоит помнить, что истинный пост - это далеко не только ограничения в еде. Это ежедневное воздержание от всякого зла и духовный труд. Каждая неделя Великого поста имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность.
Торжество Православия. Православная церковь празднует восстановление иконопочитания. В этом названии Церковь хранит память о победе над ересью иконоборчества, сутью которой было отрицание почитания икон. В результате тысячи икон, мозаик, фресок были уничтожены, а многие иконописцы убиты.
Борьба с иконопочитанием прекратилась лишь в 843 году по инициативе императрицы Феодоры. Когда аретики-иконоборцы были осуждены, в первое воскресенье Великого поста жители Константинополя вышли на улицы с иконами в руках. Патриарх, митрополиты, игумены, священники и простые верующие праздновали восстановление иконопочитания. Он почитается как победитель одного из самых сложных богословских споров в истории христианства.