Два дня назад полиции удалось спасти от суицида двух школьниц из Киева, которые собирались спрыгнуть с крыши многоэтажки, выполняя последнее задание игры "Синий кит", пишет Сегодня.
Что это за игра «Синий кит»?
- «Виноваты не синие киты, а синие родители»: «Редакция» выпустила репортаж о группах смерти
- «Синий кит» всплыл, когда о нем почти забыли. Группы смерти до сих пор собирают свою жатву
- Информация для читателей
- «Порежу всю семью». Как куратор «группы смерти» склонял детей к суициду | Аргументы и Факты
Игра «Синий кит» в ВК правила: как попасть в игру, задания, можно ли выйти
Каждый день в новостях появляется все больше историй о детском суициде. А все потому, что среди подростков с огромной скоростью набирает популярность очень опасная игра — «Синий кит». Синий кит питается в основном крилем, реже более крупными рачками, мелкой рыбой и головоногими. Создатель игры «Синий кит» утверждает, что с ее помощью он просто хотел отделить нормальных людей от биомусора, который не заслуживает права на жизнь.
Синий кит - задания, которые убивают
Люди разные — хорошие, плохие, со странностями, им интересны разные темы, и они обсуждают их и поднимают в интернете ровно так же, как делают это в реальной жизни. Предсказать все темы, которые затронут пользователи и чем то или иное обсуждение обернется — невозможно», — сказала «Милосердию. Максим Эмм, эксперт по информационной безопасности, также полагает, что проблема подростковых суицидов не имеет никакого отношения к его специальности. С изначальной анонимностью интернета и соцсетей связаны и трудности правоохранительных органов с выявлением администраторов и кураторов «групп смерти». Однако «у соответствующих служб», тем не менее, есть «способы определить личность нужного пользователя. И это происходит рано или поздно», — подчеркнул Коростелев. С другой стороны, угрозы кураторов «групп смерти» «вычислить по IP» того или иного участника тоже не заслуживают доверия. Это «распространенная угроза уровня старших классов», сказал сотрудник компании «Код безопасности». А что даст определение провайдера при условии, что у того миллионы пользователей?
Если угрожают — надо бить тревогу, обращаться в правоохранительные органы, к администраторам сервиса, надо взаимодействовать с волонтерами. И первое, что надо сделать ребенку, — это рассказать о проблеме родителям. А родителям — отнестись максимально серьезно к проблеме и действовать быстро», — добавил он. А есть ли злоумышленники? По мнению Максима Эмма, кураторов или администраторов «групп смерти» попросту не существует. Но, как правило, это немного недоразвитые дети, которые отстают», — сказала она. На этом фоне позиция следствия по делу Филиппа Будейкина выглядит не слишком твердо. Вот фрагмент интервью начальника отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел Главного следственного управления СК РФ по Санкт-Петербургу Антона Брейдо, которое он дал «Новой газете»: «Наша задача — выявить преступление и преступника, посадить сейчас хоть одного, первого, но доказать его вину.
А потом уже, на основании добытых доказательств, — и второго, и третьего, — может, кто-то и станет бояться после этого». Действительно ли Филипп Лис имеет отношение к гибели 15 детей? Окончательных обвинений пока не предъявляем. Судя по всему, проблема действительно заключается не в том, чтобы отследить кураторов, а в том, чтобы доказать их вину в пределах правового поля. Пространство «мифов древнего интернета» Фото с сайта apostrophe. Есть «много свидетельств» того, что администраторы таких сообществ угрожают ребенку убийством родных, если он не хочет уходить из жизни, утверждает издание.
Она существует в десятках версий, но, как правило, всегда присутствуют общие детали: отравленный напиток, ванна, наполненная льдом, и звонок в службу спасения. Почему распространяются городские легенды? Лезвие бритвы в конфете, пробуждение в ванне со льдом рождают такие образы, которые не потускнеют в голове еще долгие годы.
Городские легенды — это по сути мемы. Они прилипчивы: мы понимаем их, запоминаем и можем пересказать сами. И если мы верим в их правдивость, то они изменят наше поведение в будущем. Только прилипчивая идея способна распространяться со скоростью лесного пожара. Благодаря интернету мы получили возможность анализировать распространение идей. Давайте посмотрим историю показов по фразе «синий кит» в поисковой системе «Яндекс» начиная с марта 2015 года и до конца февраля 2017. Инфографика: Илья Углев Очень любопытно, что число интересующихся синими китами в России всегда оставалось более-менее постоянным — около 20 тысяч запросов в месяц — пока не произошел резкий всплеск интереса. Аналогичную картинку дает и график динамики популярности запроса «синий кит» в Google Trends. Итак, что-то в конце января — начале февраля 2017 года послужило толчком к распространению темы, а ее прилипчивость позволила моментально разнести новость по интернету.
В первые две недели января по запросу «синий кит» первые страницы выдачи касались вполне нейтральной информации о китах или местах с таким названием. Но уже к концу месяца начинают появляться отдельные новости и видеоролики об игре «Синий кит». Заметки публикуются в основном в региональных изданиях, а их основой служит информация из стран Средней Азии — Киргизии и Казахстана. Количество публикаций растет, охватывает все новые регионы и, начиная со второй недели февраля, добирается до федеральных СМИ.
Моя задача - рассказать вам о наиболее часто применяющихся схем "вербовки". Зная их, вы сможете заметить странности в поведении своего ребенка, вовремя на них отреагировать, и возможно, предотвратить самое непоправимое... Все эти схемы, приемы, методы не выдуманы мной. Это выводы, сделанные многими людьми, которые занимаются этой проблемой. В их рядах немало родителей погибших подростков, журналистов,проводящих независимые расследования, а так же психологов и психиатров.
Перечислять названия всех Групп Смертей в сети просто нет смысла. По подсчетам специалистов Роскомнадзора постоянно действующих только в ВК насчитывается около 1500. Администрация ведет контроль и мониторинг всех сомнительных групп. Но даже если группу блокируют, то уже через несколько часов возникает ее клон, куда заливается все содержимое заблокированной группы, и уже в течении суток-двух туда возвращаются все ее участники. И вот почему так происходит. Никого и никогда не пригласят в подобную группу напрямую! Прежде, чем попасть в закрытую группу потенциальную жертву приглашают в несколько открытых сообществ, которые лишь косвенно схожи по тематике с закрытой. Потом кандидат пройдет проверку. Не прошедшие нещадно удаляются.
Поэтому при ликвидации закрытой группы очень легко восстановить львиную долю участников по открытым, взаимосвязанным сообществам. Все эти сообщества, на первый взгляд, наполнены обычными проблемами подростков. Неразделенная любовь, предательство друзей, непонимание взрослых. Особый упор делается на недостатки во внешности. Подавляющее большинство детей в этом возрасте недовольны своей внешностью, весом, прыщами. Открытые сообщества пестрят призывами типа: Ты девочка?
Уже позже станет известно: ассоциация с китами была придумана неспроста, ведь китообразные иногда стаями выбрасываются на берег и, будучи неприспособленными к суше, погибают. Сначала такие сообщества появились в проекте Павла Дурова во «ВКонтакте», который в то время еще пользовался бешеной популярностью среди молодежи. В «Синем ките» молодым людям раздавали «задания» некие «кураторы». Целью страшных игр было доведение несовершеннолетних до самоубийства.
В течении 50 дней подросток выполнял самые разные задания-«миссии» от неизвестных людей. Например, просыпался в 4:20 утра, чтобы посмотреть страшные ролики в интернете, причинял себе физическую боль и увечья, общался по Skype с «куратором» и в конце концов получал от него дату с указанием времени и места собственной смерти. Те, кто проходил зловещую игру до конца, отправлялись на тот свет. Количество социальных сетей с разрушающим психику контентом стало увеличиваться. Смертельная игра со старыми правилами продолжилась, пришли новые «кураторы». Вместо «Синего кита» стали появляться хештеги тихийлес и сованикогданеспит. В Роскомнадзоре отметили , что в 2017 году в ведомство поступило 36 тыс. При этом заблокировать с 2017 года до первой половины 2019-го удалось около 31 тысячи страниц с призывами к самоубийству. В 2020 году было заблокировано 25 тыс. За первую половину 2021 года в ведомстве зафиксировали двукратный рост публикаций с призывами к суициду или описанием его способов, по сравнению с тем же периодом 2020 года.
У людей появилось больше времени на интернет. В последнее время хештеги «Синего кита» заполонили и TikTok. Там даже был запущен флешмоб, который сильно обеспокоил родителей несовершеннолетних. С конца февраля неизвестные начали распространять видеоролики: как спрыгнуть с крыши, проскочить через ограждения, перебежать по железнодорожным путям. Но если пять-шесть лет назад многие родители не понимали, что происходит, и не знали, как с этим бороться, то сейчас, заметив свое чадо за просмотром сомнительных роликов, начали обращаться во все инстанции. Отозвались и чиновники, и политики, и Следственный комитет. Реакция Роскомнадзора тоже не заставила себя долго ждать: в ведомстве добились удаления опасных для жизни хештегов. Кроме того, с 1 февраля уже вступило в силу требование , согласно которому социальные сети должны самостоятельно выявлять и блокировать запрещенный контент. А ведь соцсети периодически взрываются опасными для подростков флешмобами. Например какое-то время назад дети должны были есть стиральный порошок на камеру.
Суть заключалась в том, чтобы сделать это как можно более креативно. Еще одним странным развлечением стала игра под названием «Собачий кайф», по-другому «игры с асфиксией». В ней подростки по очереди перекрывают друг другу доступ к кислороду, чтобы спровоцировать предобморочное состояние в надежде на ощущение эйфории от приведения в чувство. Дементоры Одним из первых, кто создал в Сети тематическую группу F57 с суицидальным подтекстом, стал 20-летний Филипп Будейкин из Солнечногорска. Он же — «куратор» Филипп Лис в социальных сетях. Он стал фигурантом громкого дела о закрытых группах, из-за деятельности которых погибли 15 человек. Филипп Будейкин слева. По его словам, таким образом он лишь избавлял общество от «биомусора». На допросе он рассказал следователям, что причиной его манипуляций над неокрепшими умами стали собственные детские травмы. Мотив мести у таких людей-«кураторов» определенно присутствует.
Скорее всего, они не из самых благополучных семей. Нужно понимать, что там, скорее всего, комплексная проблема. Это могут быть и органические заболевания психиатрического характера и деформация личности.
Часть жертв — из арабского мира
Российских подростков вновь призывают вступать в «группы смерти», в соцсетях появилось новое обличье игры «Синий кит» под названием «Новый путь». общество, новости, кыргызстан, мнение, колумнисты, игра "синий кит" встревожила кыргызстанцев. Организатором массового суицида названа игра “Синий кит”, в последнее время набирающая популярность в Интернете. Смертельно опасная игра распространяется по соцсетям со скоростью лесного пожара – Самые лучшие и интересные новости по теме: Интернет, факты на развлекательном портале Например, игра «Синий кит» приобрела сейчас огромную популярность. Не зря говорят, что «Синий кит» — это игра для тех, у кого свободны руки и головы.
Оставшиеся в живых участники игры «Синий кит» рассказали о жутких правилах
Читайте также: В Севастополе опровергли связь между смертью школьницы и «синим китом» Кровавый украинский след Руководитель Центра спасения детей от киберпреступлений Сергей Пестов не согласен с выводами экспертов о нерабочих статьях Уголовного кодекса. Он уверен, что с помощью внесённых поправок удалось объективно расследовать дела, связанные с доведением людей до самоубийства. В 2018-2019 годах нам удалось дать им эффективный отпор. Уголовный кодекс РФ работает. Нужно понимать, что группы смерти — это транснациональная преступность», — сообщил Пестов. Было установлено, что кураторами некоторых групп смерти являются граждане Украины. Пестов отметил, что с украинскими коллегами налажено взаимодействие, несмотря на непростые политические отношения между Россией и Украиной. Вся информация передаётся через международные правозащитные организации, которые требуют от украинского правосудия задержать и посадить в тюрьму организаторов «Синего кита».
Работая на украинском направлении, стало понятно, что большая часть населения этой страны не настроена так радикально к России, как это показывают по телевизору. Поэтому обвинять одну Украину в доведении наших подростков до самоубийства было бы неправильно. Последнюю игру смерти, которую нам удалось выявить, организовали граждане Канады и Германии», — сказал Пестов. Он подчеркнул, что в группе U19 игра, которая убивает подростков присутствовали граждане Казахстана, Туркменистана и других азиатских республик. По словам Пестова, через эту группу в 2019 году распространялась реклама запрещённой в России террористической организации ИГИЛ. Писались посты: «Смотрите, мамы, во что играет ваш ребёнок». Родители начинали серьёзный разговор с сыновьями и дочерями, а к вечеру уже наблюдалось пополнение таких групп подростками.
Один из организаторов писал, что он бы не рекламировал суицид среди подростков, если бы на его QIWI-кошелёк не упало 100 тыс. Раз их финансируют, то почему бы не рекламировать. В результате детям показывали, как боевики ИГИЛ казнят людей. Эти видео вгоняли подростков в депрессию, а дальше начиналась игра смерти», — отметил Пестов. Смотрите также: «Почти полдень». В студии ForPost была психолог Елена Полищук России нужна образовательная программа Разоблачать транснациональных преступников помогают юноши и девушки в возрасте от 16 лет и старше. Они связываются с кураторами.
Начинают якобы игру, а затем скрины переписки передают правоохранительным органам для принятия процессуальных решений. Правда, зачастую охотники сами становятся жертвами «Синего кита». Неожиданно для себя он втянулся в смертельную игру. Парень стал наносить себе порезы по заданию куратора. Морозов смог остановиться только тогда, когда ему приказали совершить суицид. Парень утверждает, что после игры у него появилась тяга к самоповреждениям. Он постоянно смотрел на фото виселиц, таблеток, высоких домов и порезов, читал в чатах переписку ребят, которым плохо из-за разных жизненных ситуаций.
Были случаи, когда организаторам сект удавалось вовлечь в свои ряды профессиональных психологов. Те, кто приходил спасать, сами становились адептами.
Гораздо эффективнее сказать, что ими манипулируют. Для них будет откровением, что человек, угрожающий их родным, скорее всего, больной и живет в другом городе или даже стране. И его задача — не убить родителей, а заставить ребенка выполнить его волю. Детей такое очень отрезвляет!
Расскажите им, что на манипуляции "ведутся" все — сколько взрослых несут все свои сбережения мошенникам, которые звонят им среди ночи и говорят, что их близкие попали в беду! Покажите ребенку, что все уязвимы — для него очень важно услышать это от авторитетного взрослого. Задача вашего разговора — научить подростка мыслить критично и спрашивать себя о цели того или иного поступка, обдумывать все, что с ним происходит. Многие родители в панике решают установить тотальный контроль над ребенком — забрать телефон, закрыть дома и т. В этом тоже нет смысла — в XXI веке подросток, если захочет, всегда найдет гаджет и доступ в сеть. Чем больше его ограничивать — тем больше способов обойти запреты будет находиться.
Ваша задача — не контролировать, а дать поддержку, чтобы ребенок пришел к вам с проблемой, а не скрывал ее до последнего. Сейчас как никогда важна эмоциональная связь с ребенком.
Просто полезли, промониторили её фотографии в интернете, посмотрели, в чём она ходит зимой, и попали, что называется, пальцем в небо. Всё так примитивно.
Но для этой калининградской школьницы всё было более чем серьёзно. И ещё один важный момент. Если родители столкнулись с тем, что их ребёнок увяз в пресловутом «Синем ките» и его подражателях, обязательно надо обращаться в правоохранительные органы. Фото: архив «Клопс» В поисках смысла Какой смысл в этой игре?
Там нет денег в качестве приза, нет… много чего нет. Зачем тогда она нужна организаторам? Кратко и ясно ответить на вопрос я не могу. Мне кажется, что психологическая основа таких игр — это как компьютерные вирусы.
Например, некий юный программист пишет вирус. Не для того, чтобы украсть информацию, не для того, чтобы закрыть доступ к личным файлам, а потом требовать у владельца выкуп. Вирус вредит владельцу компьютера или локальной сети, но не приносит никакой материальной пользы автору. Как психолог я работал с таким юным гением-программистом.
На мой вопрос «Зачем? У меня сложилось впечатление, что он и сам не знает, зачем. На мой взгляд, это связано с чувством обладания властью, повышением самооценки. Человек делает что-то, что находится за гранью моральных норм и правил, через которые не может перешагнуть «серое большинство».
В интернете встречаются люди, которые хотят суицидом «отомстить» окружающим. И есть люди, стремящиеся самореализоваться, доведя кого-нибудь до самоубийства. Цель первой категории — деструктивно-шантажная: «Я страдаю, мне плохо, я хочу, чтобы это все видели…» И здесь далеко не всегда сверхзадача — вызвать жалость к себе. Есть и оборотная сторона медали — добиться подчинения, причинить боль и страдания своим близким.
Мальчишка играл с друзьями во дворе в футбол. Его позвали домой, делать уроки. Дома он попросил отпустить поиграть его «ещё немного». Его не отпустили.
Тогда на глазах у родителей он попробовал покончить с собой. Получил сильнейшую травму. Разумеется, потом он очень жалел о своём поступке. Когда его спросили, понимал ли он, что может умереть, ответил: я в тот момент об этом не думал… Попытки могут быть и на спор, на слабо.
Подростку очень важно сохранить лицо. В подростковом возрасте твоё «лицо» дороже, чем… жизнь. Это вообще сверхтонкий лёд… У подростков всё очень сложно, тонко, зыбко, хрупко, непредсказуемо. И вот на всё это накладываются первые сексуальные переживания.
Например, первая любовь. А первая любовь — это первое разочарование. От завышенных ожиданий, от недостаточности опыта, от непонимания собственной сексуальности и ещё пары тысяч причин.
Например, нацарапать на руке иголкой изображение кита или надпись и скинуть администратору группы рисунок. Каждое задание начинается в 4:20 утра. Исход такого квеста - смерть. А за не пройденный уровень мошенники угрожают детям убить семью и называют вычисленный по IP адрес их проживания. Это заставляет игроков выполнять все правила, ведь их убеждают, что выйти из игры невозможно. В сети появляется все больше людей, готовых помочь подросткам не совершать ошибки. Именно такие пользователи-профессионалы создают «фейковые» группы, в которых предлагают сыграть в похожую игру, но с другим исходом: подросток должен полюбить жизнь и отказаться от самоубийства.
Администратор одной из таких групп «ВКонтакте» Дмитрий Жарков из Новокузнецка рассказал, что вместе со своими подписчиками ему удалось заблокировать целых 12 «групп смерти». Я пытаюсь сохранить как можно больше жизней, сделать так, чтобы никто из них не пострадал», - говорит юноша. Дмитрий такой же подросток, как и участники игр.
Я вышла из игры: как журналист выполняла задания "Синего кита"
А у крупнейшего из самцов синего кита длина туловища была тридцать один метр, а вес 180 000 кг. Обитающие сегодня в водах океанов синие киты, измельчали: с длиной более тридцати метров можно встретить очень редко и их масса тоже постепенно уменьшается. Все эти наименования относятся к одной и той же суицидальной игре. Возможно, названия могут меняться или быть похожими на названия других совершенно безвредных групп «» например, «Тихий дом». Родителям следует знать, что в нашем нынешнем обществе дети от двенадцати до семнадцати лет находятся в зоне риска. Причем, никакой угрозы при этом не ощущается. Например, в одних случаях, когда подростки совершали самоубийство, их родители даже не подозревали, что существует хоть малейший повод для этого. Родителям нужно хорошо осознавать, что причина для самоубийства кроется глубоко в психике подростка. Он сам может не осознавать этого, а тем более со стороны это не будет видно окружающим людям. Зачастую только профессиональный психолог может заметить, что с ребенком происходит что-то неладное.
Что такое игра «Синий кит»? Игра «Синий кит» притягивает почти всех подростков, особенно, с неустойчивой психикой. Задания в этой игре им кажутся интересными, захватывающими и «прикольными». Обычно подростки, находясь в группе ВК «Синий Кит» из личного любопытства, сами пишут фразы вида «хочу в игру», «тихий дом» и т. Такие фразы посылаются в виде хештегов фраз, в начале которых ставится символ « » , например, « тихийдом». Эти хештеги видны всем внутри социальной сети. Благодаря таким сообщениям на подростков выходят так называемые кураторы группы, которые и ведут детей по пути к самоубийству. Сначала подросткам даются задания, первые из которых уже начинают привлекать к игре других детей. Задания могут быть следующими.
Например, в начале игры необходимо лезвием вырезать на какой-либо части тела, как правило, руке или ноге изображение кита. Можно на тех же местах и губной помадой нарисовать слово «Да». Задания бывают достаточно разными и, вероятно, зависят от самой фантазии кураторов Но, в любом случае, такие задания рассчитаны на то, чтобы заинтересовать подростка, призвать его совершить какой-либо привлекающий общее внимание поступок. Именно этого и не хватает детям, страдающим от нехватки внимания или просто популярности Что такое игра «Синий кит»? Последнее обстоятельство проистекает из средств массовой информации. На телевидении мы можем наблюдать массу популярных шоу, где совершенно простые люди внезапно становятся популярными звездами. В интернете множество подростков в рамках своего блога на «Ютубе» выкладывают различные видео, благодаря которым набирают миллионы просмотров и подписчиков Все это приносит славу, известность, всеобщее внимание, о чем мечтает практически каждый современный ребенок Демонстрировать свои геройства на публике — это новая мода нашего времени, ради чего дети готовы идти даже на самоубийства. Известен случай, где молодые люди вовсе снимали онлайн видео для своих зрителей в интернете, в процессе чего они стреляли из окна по полицейским, пока не были убиты. Родителям необходимо знать, что жажда популярности может привести ребенка к безрассудным поступкам, включая самоубийство.
Можно, конечно, ругать государство за то, что оно не проводит достаточной воспитательной работы с детьми, но также важно заниматься воспитанием самостоятельно. Неправильно думать, что в современном мире с подростком ничего такого страшного не может произойти, ведь статистика детских самоубийств и вообще уровень детских преступлений говорят совершенно об обратном Иногда лучше немного перевоспитать, нежели недовоспитать. Родителям нужно понимать, что очень многие дети, кто закончил жизнь самоубийством, на самом деле являются выходцами из достаточно благополучных семей. По внешним признакам даже трудно было сказать, что такие дети могут пойти на безрассудный поступок. То, что творится в душе ребенка, остается тайной даже для его родителей. В подростковом возрасте гормональная природа человека значительно изменяется. Из-за этого меняется и состав крови, что приводит к тому или иному воздействию на мозг. По словам специалистов, это влияет на эмоциональное состояние подростка, он становится неуравновешенным и вспыльчивым. Сопутствующие факторы подросткового периода широко известны: ребенок не хочет понять родителей, а родители не могут понять ребенка.
В данный период возможно всякое. Из-за взаимного непонимания между родителями и детьми, повышенной эмоциональности ребенка, отсутствия достаточного жизненного опыта подросток действительно может стоят на грани суицида. Если родители не знают, как решить эту проблему, то необходимо непременно обратиться к хорошему психологу. Синий кит — группа смерти Участники смертельных групп усиленно проводят ликбезы в области решения любых проблем посредством лишения себя жизни и обретения вечного покоя. Это настоящее «промывание мозгов» и манипулирование сознанием, на которое ведутся неокрепшие детские личности. Если раньше причиной суицидов выступали психические и соматические заболевания, хронические, а также острые психотравмирующие ситуации, потребность сохранить честь, самообвинение, страх осуждения или подражание кумиру, то в случае с группами смерти — это чужое волеизъявление, которому покорно подчиняются запуганные и неокрепшие психически молодые люди. Практически все суицидальные группы в своем названии имеют аббревиатуры f46, f57, f58, няпока, , тихийдом, морекитов, ринапаленкова. Рина Поленкова у «китов» является неким идолом. Эта девушка из Уссурийска в 2015 году легла под поезд.
Фанаты данных групп сравнивают себя с китами. Эти животные ассоциируются у них со свободой. Данный вид млекопитающих — это один из немногих, который добровольно сводит счеты с жизнью и именно поэтому у всех сторонников «тихих домов» и «моря китов» в личных страницах можно увидеть видео с летающими китами под зомбирующие звуки. В закрытых «группах смерти» ведется открытая пропаганда суицидов, облеченная в некую форму квеста, что и сделало привлекательными эти опасные паблики для детей. Напомним, что такое квест. В квестах предлагается задание, в котором требуется что-то разыскать — подсказку, предмет, сообщение для того, чтобы двигаться дальше. Слово квест имеет перевод на русский язык как «поиск». Интерес к таким играм подогревается еще тем, что достаточно сложно вступить в смертельную группу. Необходимо свое желание доказать конкретным действием, например, причинить себе изобретательно легкие телесные повреждения.
Далее от администратора смертельной группы «Синий кит» ребенок методично получает в течение 50 дней 50 различных заданий, которые требуется выполнить. После попадания в такую группу ребенок идет по пути потенциального самоубийцы, и остановить суицидальную игру он не может из-за получаемых угроз уничтожить его родителей. За отказ выполнить очередное задание ему приходит на страницу предупреждение и таким образом, психологически подросток становится заложником игры и загнанным в угол от безысходности ситуации. Недостаток общения Если раньше было принято все беды с детьми связывать с неблагополучным положением в семье, то после того, как проанализировали причины детей, сводивших счеты с жизнью, пришли к выводу, что это не та проблема, которая привела их к гибели. Ребята, решившиеся на такие поступки, были самыми обычными детьми, растущими в нормальных семьях. Родители трудились на предприятиях, в семье царила спокойная обстановка, достаток семей был вполне приличный, позволявший приобретать для детей смартфоны. Как справедливо заметила одна из заместителей директора школы: Конечно, чтобы обеспечить благосостояние семье, взрослые люди вынуждены много трудиться на работе. Часто бывает так, что вечером у родителей просто нет сил и желания на общение с детьми: узнать в спокойной обстановке, а не в спешке, что их беспокоит, с кем они общаются, да просто обнять и приласкать ребенка. Подростковый возраст опасен тем, что это довольно сложный период в жизни ребенка, начинается становление и формирование личности взрослого человека.
В такое время психика детей становится неустойчивой, и даже незначительные замечания или резкие наставления родителей могут их сильно обидеть и ранить их самолюбие. Детьми более ценится умение родителей выслушать их, разделить их увлечения, провести совместно досуг, чем желание мамы их вкусно и обильно накормить. А многие ли родители знают увлечения своих детей, их пристрастия, друзей и любимые фильмы? Доверительные отношения с детьми установились у единиц из них. Обвинять их в невнимательном отношении к детям тоже не совсем справедливо, ведь они и выкладываются на работе ради благосостояния тех же детей. Чаще всего мамы и папы отдают распоряжения детям в приказном порядке, а ведь в подростковом возрасте давление на них воспринимается в штыки. Малышам проще, им достается больше родительской ласки и внимания: их чаще целуют и обнимают. Но, подростки тоже нуждаются в тактильном контакте, хоть порой и стесняются проявления своих чувств.
В 2017 году, когда на ВК начали активно банить по ключевым словам суицидальные группы, на месте закрытой группы размещалась ссылка на проект «Твоя территория» — чат доверия для подростков и молодежи. Количество обращений в службу резко возросло — многие ребята открыли для себя возможность обратиться за помощью. Консультанты не справлялись с наплывом обращений и эмоциональной нагрузкой — стало приходить много суицидентов. Недостаток финансирования, ограничивающий количество консультантов, до сих пор является основной проблемой службы. Вот так выглядит статистика обращений на проект «Твоя территория» за 2013-2020 годы. Можно видеть, что на данный момент консультанты успевают принять примерно одно из четырех обращений. На остальные просто не хватает рук. Почему формат чата, а не более привычный телефонный? Потому что, как оказалось, в старшем подростковом возрасте спрос на телефоны доверия резко падает. Не потому что проблем становится меньше, а потому что разговаривать по телефону на личные темы становится психологически некомфортно. А вдруг родители что-нибудь услышат? Чат в этом смысле безопаснее, ты можешь сидеть в одной комнате с мамой, и она не узнает, о чем именно ты в этот момент переписывался с консультантом. Есть, с другой стороны, и ограничения. Во-первых, на кризисную линию ты в любом случае должен обратиться сам. То есть тебе как минимум нужно дозреть до обращения за помощью. Это отсекает очень многих ребят с тяжелой депрессией, которые убеждены, что помочь им уже нельзя. Во-вторых, формат кризисной линии позволяет поговорить об актуальных чувствах, но к работе по формированию недостающих функций и навыков он не располагает. И если, например, обращается одинокий подросток, у которого нет друзей, потому что он не умеет общаться и боится это делать, то за час с ним можно поговорить про его страхи, но нельзя выстроить у него коммуникативные навыки. В-третьих, консультант на кризисной линии так же анонимен, как ты сам, и с ним не получиться выстроить настоящих отношений. Вопрос отношений особенно важен в ситуации текущего суицида — когда человек, например, уже успел вылезти на крышу и решил напоследок с кем-то поговорить. Отношения — это последняя вещь, за которую можно ухватиться, когда больше тебя ничего не держит, и если собеседник говорит: «Я не хочу, чтобы ты уходил», — то есть разница, произносит ли эти слова человек, которого ты знаешь и любишь, или человек, с которым ты познакомился только что. Из этих соображений логически вытекает второй ранний формат помощи — а именно, шефство. Шефством над конкретными подростками практически с самого начала занимались волонтеры, основной задачей которых была идентификация кураторов суицидальных игр. Когда волонтер сидит в чате и общается с подростками, то естественным образом выстраиваются какие-то отношения, и с кем-то из ребят они будут особенно близкими. У подростка появляется надежный объект привязанности, человек, которому он доверяет, и когда возникают какие-то проблемы — любые проблемы, начиная от насморка, заканчивая желанием выйти в окно, — то он обращается со своими проблемами именно к этому человеку. Ограничение здесь понятное — отдельно взятый волонтер не может дружить таким образом с большим количеством подростков. И времени не хватит, и эмоционально тяжело. По опыту группы «Китобой» потолок, после которого начинается стремительное выгорание, — это два-три постоянно нуждающихся в контакте кризисных подростка на одного волонтера. Положим, в плотном сопровождении нуждаются не все члены сообщества, а только те, кто находится в особенно тяжелом состоянии и при этом не имеет других близких контактов. Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих. И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук. Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать». Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать. От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии. Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге. Есть одно «но». Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет. С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал. И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать. Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно. Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время. Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще! Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать. Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить. Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать. Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать. Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше.
Положим, в плотном сопровождении нуждаются не все члены сообщества, а только те, кто находится в особенно тяжелом состоянии и при этом не имеет других близких контактов. Но потребность переговорить о чем-то волнующем со знакомым надежным человеком периодически возникает у многих. И здесь мы опять же упираемся в нехватку рук. Когда волонтеры сильно ограничены во времени, они начинают игнорировать сообщения в личку, за исключением кризисных, и это, на самом деле, совершенно неполезный для сообщества посыл — «чтобы на тебя обратили внимание, ты должен начать умирать». Есть большая потребность в людях, которые занимались бы именно шефством. Например, в таком качестве очень востребованы люди с собственным опытом аффективных расстройств, поскольку они хорошо понимают специфику депрессивных состояний и могут поделиться опытом, как из этих состояний вылезать. От шефа не требуется глубоких познаний в области психологии. Ему в любом случае нужна определенная подготовка, но не масштабов законченного психологического или педагогического образования. Основные умения — быть эмоционально теплым и внимательно слушать, не осуждая собеседника за то, как он поступает, потому что в шефе нуждаются в первую очередь как в близком друге. Есть одно «но». Если человека накроет и он пойдет на крышу или на рельсы, то именно шеф будет тем, кому он напишет «попрощаться». Это сообщение нужно будет успеть увидеть, и потом нужно будет удерживать человека в контакте — или пока он не придет в чувство и не передумает умирать, или пока к нему не приедут. Переговоры в ситуации текущего суицида могут длиться три-четыре часа, и произойти это может когда угодно. Один из главных страхов, связанных с такими ситуациями, это что если человек погибнет, тот, кто разговаривал с ним последним, может пойти под суд как виновник его гибели. В действительности, неуспешная попытка помочь ненаказуема, и даже если человек гибнет после общения с консультантом кризисной линии, винить консультанта не будут. Да, он психолог, да, это его работа — попытаться остановить суицидента, но даже работа психолога, проведенная по всем правилам искусства, не дает стопроцентной гарантии, что человек выживет. С другой стороны, нужно будет как-то жить дальше с тем, что этого человека ты не удержал. И нужно принимать возможность того, что однажды кого-то можно не удержать. Естественно, если волонтер работает не как одинокий рейнджер, а в рамках команды, то есть возможность по ходу разговора запросить рекомендаций у более опытных товарищей, инициировать спасательную операцию при необходимости, но в любом случае, когда у тебя в личных сообщениях начинает умирать человек — это страшно. Еще один распространенный миф — это что с чужим несовершеннолетним ребенком без разрешения родителей общаться незаконно. Общение как таковое тоже ненаказуемо иначе, как мы догадываемся, надо было бы сразу привлечь половину интернета , наказуемо вступать с чужим несовершеннолетним ребенком в интимную переписку — это статья 135 УК РФ. Если тринадцатилетний человек приходит в чат и хочет поговорить там про то, что его в школе травят, то для того, чтобы пообщаться с ним на эту тему, не нужно ни образования, ни чьего-либо разрешения, достаточно иметь желание и время. Но, как мы понимаем, если человек находится в тяжелом состоянии, желательно, чтобы он пообщался все-таки с профильным специалистом. Одно из направлений работы волонтеров собственно в этом и заключается: во-первых, убедить подростка, что ему нужно пообщаться с психологом или психиатром, во-вторых — маршрутизировать его в нужном направлении. Как ни парадоксально, первое зачастую существенно проще! Сама идея, что проблемы можно решить не только выходом в окно, а настроение чинится не только кровопусканием, а еще хорошо подобранными препаратами, многими воспринимается благосклонно — особенно, если уточнить, что в стационар ложиться необязательно, можно наблюдаться амбулаторно. А вот дальше встает вопрос, куда послать. Школьный психолог, как выше уже упоминалось, может вообще отсутствовать, или он может быть таким, что откровенничать с ним не захочется. Один из барьеров для обращения к школьному психологу — это страх, что любая озвученная ему информация может утечь к родителям или учителям. В подростковом возрасте уже хочется конфиденциальности, а у школьного психолога конфиденциальность очень условная. Из-за этого к нему либо вообще не обращаются, либо ему предъявляется сильно отредактированная версия происходящего. Игроки, например, склонны умалчивать, что участвуют в суицидальной игре. Аналогичная проблема возникает, если специалиста выбирали родители, и они с ним в контакте. Психологу, который потенциально может поделиться информацией с мамой, будет рассказано только то, что можно знать маме. А о том, что осталось за кадром, человеку все равно нужно с кем-то поговорить. В результате иногда складывается странная ситуация, когда волонтеры выслушивают не только то, о чем подросток не может поговорить со своими родителями, но и то, о чем он не может поговорить со своим психологом. Мира: Я хочу чтобы мамка закончила меня к психологам вадить. Мира: Нет. Просто трачу время. Если у тебя есть ощущение, что их работа тебе не помогает, им полезно об этом знать. Мира: Ну незнаю. Я все скрываю Е. Психологу очень сложно нанести какую-то пользу, когда он про важные вещи не знает. Мира: Ну блин. Как минимум психолог поймет, что тебе навыки эмоциональной регуляции надо собирать. Мира: Ну стремно они мамены подруги. Ты им не можешь доверять, потому что боишься, что они все маме расскажут? Мира: Да Еще одна серьезная проблема — это территориальная доступность. В крупных городах бывает довольно большой спектр вариантов, куда можно отправить за помощью человека с психическим расстройством. МСБ, кстати, собирает контакты клинических центров и конкретных специалистов, которые эффективно работают с суицидальными и самоповреждающимися подростками, так что если вы случайно знаете хороших подростковых психиатров с такой специализацией где угодно на территории России или Украины , пишите сразу сюда. А вот что делать, если подросток находится в деревне, и семье не особенно интересно, в каком он состоянии? Или, например, в наличии есть только ПНД, где человек уже лежал и никакой положительной динамики не увидел? Инна: Давали таблетки какието. Потом как овощь и памяти нет. Тупо снотворное лошалинная доза. Дистанционное образование — это сейчас более или менее отлаженная технология. Очному оно все еще уступает по качеству, но во всяком случае оно есть и как-то работает. А вот дистанционной психиатрической помощи в государственной системе здравоохранения пока не предусмотрено. С дистанционной психологической помощью ситуация ненамного лучше. И в некоторых случаях понятно, что посылать человека некуда, и либо он получает хотя бы какую-то помощь прямо здесь, в чатах, либо не получает никакой и нигде. Эксперименты Дальше начинается методологическая terra incognita — отработанных способов профилактики суицидального поведения на базе чатов пока еще не существует. Да и вообще методология работы в чатах как таковая развита очень слабо. Например, есть система подготовки консультантов чата доверия от проекта «Твоя Территория», но это во многом адаптация телефоного консультирования к текстовому формату. Если нужно поговорить с отдельно взятым подростком, наработки коллег очень помогают. Но в условиях нехватки волонтеров нужно было идти дальше и работать на уровне сообщества, чтобы ребята в экстренном случае могли чем-то помочь друг другу. Группа поддержки была очень естественным решением. Практика формирования групп взаимопомощи из взрослых людей с аффективными расстройствами уже какое-то время существует — этой темой занимаются в ассоциации «Партнерство равных». Ведущий таких групп — не психолог хотя он может иметь психологическое образование , а такой же человек с диагнозом, как все остальные. Все члены группы, включая ведущего, на равных, и если ты говоришь о каких-то своих проблемах, тебя хорошо понимают, потому что у других членов группы проблемы в целом примерно такие же. Опыт «Партнерства равных» невозможно было перенести на наш формат напрямую, поскольку они никогда не делали подростковых групп, но многие их наработки оказались очень полезны. Алена и Настя, спасибо за тренинг ведущих, это было здорово! Набор правил у нас по итогу получился несколько другой. Например, на нашей группе поддержки можно ругаться матом, но нельзя нарочно обижать друг друга. Наша группа не выровнена по диагнозу: в одной куче сидят ребята с депрессиями, с пограничным расстройством, с БАР, с шизофренией. Объединяющим фактором является не конкретный диагноз, а чувство одиночества и периодически возникающие мысли о смерти. Что дает формат группы поддержки? Во-первых, в таком формате можно заниматься систематической работой по развитию коммуникативных навыков. На раннем этапе работы группы ведущий, по сути, занимается примерно тем же, чем воспитатель в детском саду: разруливает конфликты, помогает понять, где возникло недопонимание, демонстрирует образцы конструктивной коммуникации. Таня: Лан все. Досвидание Марат: Что случилось у тебя мы что обидели тебя да? Это тяжелая для нее тема. Марат: Блин жаль конешно что ты уходишь!!! Блин безтакный я человек. Таня: Я сама начала. Коммуникативные навыки — это та вещь, которую человек может забрать с собой. Они хорошо переносятся из одной ситуации общения в другую. Применительно к китовому сообществу, например, оказалось, что ребята, которые сидели на группе поддержки, потом продолжают общаться на том же уровне и в открытых тематических чатах. Причем не только между собой, а и с другими людьми, которые там сидят. То есть через группу поддержки фактически можно влиять на культуру общения в целом по сообществу. Еще одна важная функция группы поддержки — это построение социальной сети. Для многих ребят группа поддержки становится первым опытом того, что у них есть собственная компания. В «ките», как мы помним, аккумулируются те, кого травят в школе и у кого нет друзей в реальной жизни. Когда друзья появляются на группе поддержки, это по крайней мере отчасти решает основную проблему — ощущение космического одиночества и что ты на самом деле никому в этом мире не нужен и не интересен. И здесь сразу несколько полезных следствий. Во-первых, человек, который сидит на группе поддержки, не так зависим от волонтера — у него есть еще варианты, куда можно пойти поговорить о своих проблемах. Во-вторых, если человек начинает всерьез планировать суицид, то независимо от того, с кем он об этом поговорил, информация по хорошо налаженному сарафанному радио очень быстро дойдет до волонтеров, и ситуация будет под контролем. В-третьих, если где-то на открытой площадке человек подвергается атаке троллей, ему больше не нужно справляться с этим одному — он может позвать друзей, или они сами набегут его защищать. Это очень ценный опыт для тех, кто в реальной жизни является жертвой травли. За счет чего работает группа поддержки? Прежде всего за счет того, что у подростков ведущая деятельность — это межличностное общение, и их не нужно специально уговаривать общаться между собой, они это делают естественным образом. И отношения, которые между ними при этом формируются, это настоящие дружеские отношения, а не искусственно сконструированные, как между психологом и его клиентом. Поддержка сверстника может быть неумелой, неловкой, но что важно — она абсолютно искренняя. Для людей с депрессивным складом личности в целом характерно, что о других они беспокоятся больше, чем о себе. Если мы формируем группу из депрессивных людей, то естественно, что в кризисное состояние они будут входить не все одновременно, а по очереди. Соответственно, в тот момент, когда одного участника накрыло, другие участники, которые в этот момент чувствуют себя лучше и у них есть ресурс на поддержку, начинают его утешать и отговаривать от неразумных действий. В следующий раз роли могут распределиться иначе, и в поддержке будет нуждаться тот, кто сейчас был утешителем, а тот, кого утешали, сам станет для другого точкой опоры. Здесь мы отходим от представления о том, что есть условные «больные», которые нуждаются в помощи, и условные «сиделки», которые о них заботятся. Мы понимаем, что у каждого человека есть моменты, когда ему тяжело, и есть, с другой стороны, моменты, когда он в тонусе и может сам кого-то поддержать. Группа задействует тот ресурс поддержки, который уже есть внутри сообщества, даже если оно суицидальной тематики. Это было очень круто, но я чувствовала, что мы можем больше. Где-то еще в самом начале работы группы поддержки я попыталась хотя бы частично реализовать там Penn Prevention Program — это программа профилактики суицидального и аутодеструктивного поведения, которая используется в американских школах и американской армии. На русском языке адаптированный для семейного использования вариант этой программы публиковался под заголовком «Ребенок-оптимист». По содержанию PPP — это по сути вся та же самая когнитивно-поведенческая терапия. PPP у нас не зашла. Во-первых, мы уткнулись в то, что некоторые вещи нужно было объяснять, а ребятам было тяжко слушать аудиосообщения длиннее тридцати секунд. Это было ожидаемо: в депрессивных состояниях вообще все тяжело, и удерживать внимание — тоже. Во-вторых, оказалось, что для значительной части группы когнитивная модель недоступна интеллектуально. И это тоже было предсказуемо, с учетом, что в «ките» скапливаются дети с трудностями обучения в школе. В-третьих, программа предполагала выполнение хотя бы каких-то домашних заданий, а делать задания не было ни сил, ни желания и сама формулировка задачи часто оказывалась непонятной. Возможно, в условиях классной комнаты все то же самое сработало бы несколько лучше, но для чата это оказался нерабочий вариант. Нельзя сказать, чтобы этот опыт был вообще бесполезным — после попыток взять штурмом PPP мы стали больше разговаривать про чувства и отношения, — но нужно было искать какие-то другие подходы. Напрашивалась мысль, что если дети пришли в «кита» играть, значит с ними можно во что-нибудь играть. Это, в общем-то, не новая идея. Одним из первых средств борьбы с суицидальными играми было создание профилактических игр, выстроенных по той же схеме, но с другими заданиями — вызывающими не желание умереть, а желание жить. В Бразилии придумали «Розового кита», например. Но это оказался не очень удачный формат. Классический «Синий кит» и его аналоги опираются на естественные психологические потребности — возрастную потребность в риске и потребность выражать свои негативные переживания. Вдобавок «Розовый кит» со своим утрированным позитивом не учитывал суровых реалий жизни игроков, в контексте которых предложение «полежать в ванне с пеной» зачастую звучит как издевательство. Я предположила, что мы могли бы поиграть в словесные ролевые игры и таким образом развивать навыки кооперации, мышление и позитивное самовосприятие. Ну и актуальные переживания отыграть заодно. Это тоже не сработало — оказалось, что отыгрывать воображаемую ситуацию способны буквально единицы, а для остальных это неподъемная задача. До приключения как такового мы даже не дошли — запоролись на симуляторе таверны. Я сделала вывод, что сильно переоценила уровень развития игровой деятельности в целом по сообществу, и опустила планку. Мы попробовали поиграть в простые словесные игры. Выяснилось, что поиграть в ассоциации китовые подростки в принципе могут и даже с некоторым удовольствием, а вот игра в города уже оказывается недоступной — не хватает эрудиции. Если собирается компания, то ребята успешно самоорганизовываются на Мафию, но только при помощи бота. Кроме Мафии, по собственной инициативе они еще играли в «правда или действие», но путались в правилах и быстро уставали. Итак, элементы КПТ не зашли, игры — тоже.
Был пойман и отправлен за решетку один из главных организаторов подобных забав. На какое-то время все затихло, но пару лет назад «Синий кит» вновь появился. Дистанционка, карантин, дети сутками сидят в интернете: все это стало почвой для возрождения опасных игр с жизнью. Вербовщиков вычислить трудно: они скрывают свои имена и местоположение. Осужденных организаторов групп смерти можно пересчитать по пальцам одной руки.
Игра «Синий кит» - что это за игра и как уберечь от нее ребенка?
Новости. Знакомства. Игра синий кит новости. «Синий кит»: опасная игра, о которой лучше не знать. «Синий кит» – это суицидальная игра, поразившая интернет. Каждый день в новостях появляется все больше историй о детском суициде. А все потому, что среди подростков с огромной скоростью набирает популярность очень опасная игра — «Синий кит». «Си́ний кит» — российская городская легенда о существовании в социальных сетях игры, в которую играют дети и подростки и финальной целью которой является совершение.
Игры со смертью: родители боятся “Синего кита”, а дети проходят опасные квесты (18+)
«Синий кит» – это суицидальная игра, поразившая интернет. Примерно месяц назад в Интернет ворвалась игра «Синий кит. Следует насторожиться, если на его страничке часто встречаются медузы, кошки, бабочки, единороги и киты, плывущие вверх. Это может показаться немыслимым, но создал игру Синий кит вполне адекватный человек, которому 21 год.
Игра «Синий кит»: Как уберечь ребёнка от групп смерти в социальных сетях
States that modern social development has strengthened the trends in the use of modern information technologies for manipulative effect on unformed the psyche of adolescents and young people that causes destructive behavioral patterns. Москва, Россия , к1аЬ03 гашЬ1ег. Указывается, что современное общественное развитие усилило тенденции использования современных информационных технологий для манипулятивного воздействия на несформировавшуюся психику подростков и молодежи, вызывающее деструктивные поведенческие паттерны. Автор констатирует: детская игра «Синий кит» может стать большой социальной и психологической опасностью, способной уничтожать подрастающие поколения без всяких политических идеологем и войн; она опасна тем, что демонстрирует в социальных сетях полную схожесть их методов с методами идеологов «Исламского государства» «ИГ» , запрещенного в России и других странах. Ключевые слова: интернет-игра «Синий кит», манипулятивное воздействие, сознание подростка, моральная деградация общества, суицид, профилактика. Key words: online game «the Blue whale», manipulative effect, the consciousness of the teenager, the moral degradation of society, suicide, prevention. Ни для кого не секрет, что использование психологических манипуляций в процессе межличностного взаимодействия и общения является достаточно распространенным социально-психологическим явлением и постоянно присутствует в различных культурах и странах как в прошлом, так и в настоящее время. Логика современного общественного развития характеризуется тем, что это развитие не только не снизило, а, наоборот, усилило тенденции применения новейших приемов и IT-технологий информационного воздействия массмедиа , как механизм манипулятивного воздействия манипуляции, манипулирование на психику людей и особенно подростков и молодежи, провоцирующий дезориентацию их социальной активности, вызывающий психоэмоциональную и социальную напряженность, дезорганизующий деятельность.
Человеческая «деятельность породила новую реальность» [Буева, 1978, с. И главной «мишенью» информационно-психологического воздействия, как всегда, стали тинэйджеры подростки и молодежь, их психика. Виртуальная игра «Синий кит» с ее хэш-тегами «Разбуди меня в 4:20», «Кит», «Тихий дом», «Ищу куратора», «Хочу в игру», как источник, повышающий степень неадекватности, иллюзорности информационной среды общества, буквально взбудоражила сознание современных подростков - стала вполне реальной по своему деструктивному результату. С каждым днем количество желающих в среде подростков и юношества поиграть в смерть увеличивается с нарастающей прогрессией. Эта «игровая забава» современных подростков привлекает внимание и правоохранительные структуры, и общественность, и ученых, и администрации социальных сетей. Из биологии 7 класса 2014 нам известно, что «синий кит англ. Синий кит - преимущественно одиночное животное, хотя иногда синие киты и образуют немногочисленные группы, состоящие из 2-3 голов».
Но синие киты известны еще и тем, что ежегодно совершают суициды, иногда коллективные. В этой связи интересен выбор организаторами игры «Синий кит» символа игры - синего кита. На самом же деле «Кит» - это не что иное, как библейский Левиафан - морское чудовище, упоминаемое в Ветхом Завете. В тексте Исаии Кит выступает как символ зла, воплощением которого в религиозных текстах выступает сам сатана, дьявол. Кстати, по мнению многих исследователей Библии, где речь идет о Левиафане, имеется в виду именно дьявол поэтому в старину китов и китобоев называли одинаково - «морскими дьяволами». Вероятно, эта «девиантологическая» особенность морского животного стала для подростков и молодежи своеобразной привлекательной психологической «приманкой», объединяющей их в группы смерти. Данные криминальных сводок и сообщений СМИ свидетельствуют, что за десять месяцев 2016 года было совершено более 200 самоубийств несовершеннолетних игроков «Синего кита» и около 90 неудавшихся попыток суицида; в Якутии была предотвращена попытка коллективного суицида, в котором планировалось задействовать около 100 молодых людей [5; 6].
Все они выполняли последнее, 50-тое задание, которое получили в социальных сетях от своих кураторов. Рунет буквально разрывает появление все новых и новых группы смерти. Социальная сеть «ВКонтакте» пестрит сотнями суицидальных пабликов, где подростки чатятся на суицидальную тематику. Десятки тысяч подписчиков сообщают своим читателям об одиночестве, безнадежности, несправедливости, отчаянии, бессмысленности жизни. Но, как это часто у нас бывает, явление «Синий кит» получило широкий резонанс и вызвало ажиотаж только в начале 2017 года, однако это вовсе не означает, что его не существовало раньше. Мы мало или совсем не придаем значения приглашениям в социальных сетях поиграть в те или иные игры, при этом не задумываемся о настоящей сути этих игр, не догадывается об истинном замысле их организаторов. Однако, напомню, что Э.
Берн 1992 , в рамках своего концептуального подхода к межличностному взаимодействию, разработал соответствующий понятийный аппарат и методический инструментарий, позволяющий анализировать межличностные манипуляции, осуществляемые, в том числе, и бессознательно.
Нужно выполнить ряд заданий. Например, нарисовать рисунок кита, часто летящего бабочек, персонажа аниме, да всего чего угодно, смотря на основе какой тематики создана группа. Дети начинают рисовать одних и тех же персонажей с особой увлеченностью, делятся своим творчеством в группе. Совсем не противозаконно, правда? Вот только сопутствующая информация в группе пронизана основной идеей, которую уже подсадили в разум ребенка и начинают проращивать.
Это депрессивная музыка, картинки, видео. Стихи о бессмысленности жизни, об избавлении от земных проблем через смерть, обретение свободы через смерть. На втором этапе предлагают более «серьезные» испытания. Дают разгадывать ребусы, знаки, загадки, чаще всего бессмысленные. Это делается лишь для создания ореола таинственности, мистики, ощущения уникальности, ведь в игре только "избранные". Третий этап решающий.
Назначается дата смерти до дня икс примерно 46-56 дней , начинается обратный отсчет. Инструкции становятся жестче, требуется выполнять задания в точные сроки. В группу требуют заходить не реже 1 раза в 2 дня. Это делается для того, чтобы ребенок не вышел из под контроля, не одумался. В это время возможны прямое давление и угрозы в адрес близких при попытках отказаться от «игры». На этом этапе происходит подготовка к главному дню, проходят репетиции смерти.
Дети рисуют шрамы на себе, выкладывают фото. В некоторых группах проводятся более реальные репетиции смерти. Ребенок должен инсценировать свою смерть наиболее правдоподобно, сделать максимально убедительные фото и видеоролики как отчет.
На игру ты попадаешь по ссылке, где менеджер предлагает участникам выполнить различные задания в 2 часа ночи», - объясняет Александр. Каждый день в одиночку я должен был смотреть фильмы ужасов. Их цель — держать своих жертв в страхе... Это виртуальная смертельная ловушка... Это очень мучительное испытание. После того, как я присоединился к игре, я перестал разговаривать с людьми, я постоянно сидел в комнате.
Даже если бы я и хотел бросить игру, я бы не смог», - говорит Александр.
Что за люди стоят за этими страшными цифрами? Самые популярные видео недели.
«Правда или действие» и «группы смерти»: что вообще происходит? Комментарий психолога
Вся правда о смертельной игре "СИНИЙ КИТ". Зачем дети просыпаются в 4:20? Список заданий, общение с куратором, полная информация о новых смертельных играх. Эта жестокая "игра" известна как "Синий кит". Каждый день в новостях появляется все больше историй о детском суициде. А все потому, что среди подростков с огромной скоростью набирает популярность очень опасная игра — «Синий кит». Ввязавшись в игру «Синий кит», многие подростки, поняв, к чему идет игра, пытаются выйти из нее. Ввязавшись в игру «Синий кит», многие подростки, поняв, к чему идет игра, пытаются выйти из нее. От многих сверстников, которых будоражат новости о таинственном «синем ките», он отличается тем, что сам пытался стать участником опасной игры.
Синий кит – задания, правила игры
- Ответы : Что такое Синий Кит и почему так популярен у людей с IQ 80-95?
- Страшная игра подростков «Синий кит»: почему так привлекает, как уберечь ребенка от преступников?
- Обсуждение (2)
- Информация для читателей
- Игра Синий Кит
Выжившие в испытании «Синий кит»: что они раскрыли?
На 50-й день впечатлительный подросток получает приказ покончить с собой. Администраторы не используют мощные психологические техники. Но пробуя опасное и оставаясь невредимым, подростки постепенно убеждаются в безопасности всего квеста. Глупость глупостью, но они не осознают влияния. В первую очередь влиянию подвержены дети 11-13 лет, которые стараются выделиться из толпы, быть несогласным со всеми. И это одна из причин, почему подросток начинает играть. В 2015-м году в РТ среди несовершеннолетних произошло 16 случаев суицида. В 2016-м году с собой покончили 11 подростков.
За 2 месяца 2017 года в республике зарегистрировано 2 случая. Ключи, подобранные администраторами срабатывают на ребятах 11-15 лет. Сложнее дело обстоит с подростками постарше. Люди 19-20 лет, вступающие в игру, просто психологически незрелы. Нужна система, которая вела бы ведомого подростка, а играющие подростки именно ведомые. Обязательно следует обращать внимание на детей, целенаправленно привлекающих к себе внимание.
Их цель — держать своих жертв в страхе... Это виртуальная смертельная ловушка... Это очень мучительное испытание. После того, как я присоединился к игре, я перестал разговаривать с людьми, я постоянно сидел в комнате.
Даже если бы я и хотел бросить игру, я бы не смог», - говорит Александр. В Индии, где за последние месяцы увеличилось количество смертельных случаев среди подростков, в момент совершения самоубийства была спасена 17-летняя девушка. Она объяснила, что присоединилась к игре через ссылку, которая пришла ей в WhatsApp, и сказала полиции, что собиралась завершить «последний этап».
Ее участники должны выполнить 50 различных заданий, которые с каждым разом носят все более суицидальный характер. Выполняя задания, по правилам игры, участник публикует доказательства в соцсетях.
А за ходом их выполнения следит так называемый куратор. Чтобы показать свою готовность поучаствовать в смертельных играх, используют специальные хэштеги: тихийдом, синийкит, млечныйпуть, хочувигру, морекитов, явигре, f57, f58, f53, домкитов и многие другие Ввязавшись в игру «Синий кит», многие подростки, поняв, к чему идет игра, пытаются выйти из нее. Но кураторы начинают их шантажировать, заявляя, что если они откажутся выполнять задания, пострадать могут их близкие. Получив обманным путем IP-адрес ребенка, ему угрожали те, что знают его домашний адрес и в любой момент могут прийти к ним домой, чтобы уничтожить всю семью. Как отмечают психологи, чаще всего в игру «Синий кит» ввязываются дети, которые страдают от одиночества и недопонимания со стороны родителей.
Сюда добавляется романтизация образа смерти, уход от проблем, которые имеются у подростков; им предлагают уйти в иной мир одним «здесь и сейчас» - все это ориентировано на психологию подростков, наиболее внушаемых и менее социально опытных. К тому же, администраторы, зная психологическое состояние ребенка, связываются с ним каждые сутки в 4:20 - время, когда спят их родители, у ребенка сонное состояние, и он не может адекватно оценить и воспринять информацию. С точки зрения психологии, если каждые 48 часов звонить в одно и то же время, то информация «оседает» в подсознании, человек к этому привыкнет. В этой связи актуальной является проблема информационно-психологической безопасности личности подростка, обеспечивающая ее целостность как активного социального субъекта и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой [3].
Сам процесс манипулирования может быть растянут во времени и представлять пошаговую процедуру алгоритм оказания манипулятивного воздействия на человека. У «Синего кита» протяженность игры составляет 50 дней и состоит из 50 заданий. Как видно из нашей схемы, наиболее уязвленной является «мишень» манипуляции, жертва - подросток. В качестве рабочей классификации мишеней манипулятивного воздействия на личность можно использовать следующие пять групп психических образований человека: 1.
Побудители активности человека: потребности, интересы, склонности. Регуляторы активности человека: групповые нормы, самооценка в том числе чувство собственного достоинства, самоуважение, гордость , субъективные отношения, мировоззрение, убеждения, верования, смысловые, целевые, операциональные установки и т. Когнитивные информационные структуры в том числе, информационная основа поведения человека в целом - знания об окружающем мире, людях и другие разнообразные сведения, которые являются информационным обеспечением активности человека. Операциональный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения и общения, привычки, умения, навыки и т.
Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные. С учетом изложенного, целесообразно структурировать источники угроз информационно-психологической безопасности человека в межличностном взаимодействии при оказании на него манипулятивного воздействия на три основные группы. Первая группа включает угрозы, связанные с возможностями манипулятора влиять на сам процесс межличностного взаимодействия. То есть, в соответствии со своими целями изменять его ход, организацию, процедуру, информационное содержание, используя для этого соответствующие приемы.
Вторая группа включает угрозы, связанные с возможностями использования манипулятором внешних для жертвы факторов. Их можно разделить на следующие подгруппы: а условия внешней социальной среды например, возможность использования «третьих лиц» для оказания воздействия, сложившихся социальных связей с жертвой и ее окружением и т. Третья группа включает угрозы, связанные с возможностями использования манипулятором внутренних, психологических, индивидуально-личностных характеристик жертвы в том числе, его состояния. Используя соответствующие приемы воздействия на различные психологические структуры личности жертвы, манипулятор достигает своих целей [3].
Однако с девиантологической точки зрения манипуляция - это скрытый психологический прием, инструмент целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные манипулятору действия. Немаловажный фактор манипулирования - сделать так, чтобы человек сам захотел это сделать. И ярчайший пример этому - деструктивная интернет-игра «Синий кит», где подросткам обещают свободу и независимость, но на деле они становятся жертвами, безмозглыми рабами. Таким образом, не оправданные, не обдуманные и не просчитанные в большинстве своем радикальные социальные трансформации в российском обществе привели к тому, что почти все субъекты общественной жизни утратили свою прежнюю успешную идентификацию: базовые социальные институты семья, школа , занимающиеся социализацией подрастающего поколения, находятся в состоянии шоковой реорганизации, «шараханья» из стороны в сторону, стратегического и тактического неведения и безмолвия, некоторые - дезорганизации и дистанцирования; культурные ценности, нормы, социальные взаимосвязи и ориентиры ослабевают или уже отсутствуют вовсе.
При всем разнообразии деструктивных социальных явлений их можно квалифицировать, как «моральная деградация» современного российского общества или, используя известное выражение Э. Гидденса, «испарение моральности» [Giddens A. В таких условиях резко снижается эффективность позитивной социализации подростков и молодежи. И как следствие - проявление устойчивой тенденции к увеличению деструктивной девиации в их сознании и поведении, а также устойчивой криминогенной ситуации в подростково-молодежной среде.
Психологам хорошо известно, что подростковый возраст характеризуется не только стремлением подростков к увеличению амплитуды своей свободы и независимости от взрослых, но и стремлением к коллективному объединению. Именно в референтном подростковом объединении, субкультуре, социальной группе подросток реализует свои потребности в общении, самореализации и уважении, где часто именно сверстники становится для него авторитетом и образцом для подражания и которые помогут своему ровеснику принять ответственность за свои решения и выборы в кризисной ситуации.