Валерий Чкалов наслаждался возможностью летать, но строгие военные правила мешали его творческому подходу к делу. В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел аэроплан и, загоревшись мечтой об авиации, сумел все же уехать в Нижний Новгород. «Правда» №345, 16 декабря 1938 года Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов.
Последний подвиг
талантливый лётчик, инструктор и испытатель, рекордсмен-авиатор, комбриг, депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва, Герой Советского Союза - личность яркая, противоречивая и до сих пор вызывающая споры и дискуссии. Чкалов Валерий Павлович Чкалов Валерий Павлович. Известно, что Чкалов мечтал сразиться с фашистскими асами в небе Испании. Прозорливые люди уже в то время прекрасно понимали, кто их будущий враг. Валерий Павлович Чкалов был женат на Ольге Эразмовне (в девичестве Ореховой). Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов около учебного самолета У-2, подаренного ему Народным комиссариатом тяжелой промышленности, 1 апреля 1937 года. легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, человек неба. Валерий Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя «И-180» в Москве, на Ходынском поле.
Валерий Павлович Чкалов: подвиг в небе
Беляков и конструктор самолета А. По возвращении в Москву летчиков встречал сам Сталин. Надпись «Сталинский маршрут» на борту самолета сохранилась и при полете через Северный полюс, который все-таки был одобрен руководством год спустя. Это было непростое испытание для летчиков. Запасы кислорода были ограничены, постоянно присутствовал риск обледенения машины.
В какой-то момент лопнула трубка водяной системы охлаждения двигателя. Поломку удалось восстановить только благодаря смекалке и быстроте реакции Чкалова. Они благополучно долетели до Ванкувера, установив мировой рекорд, преодолев 11 340 км за 63 часа 16 минут. Их встречали как героев.
Встреча на Белорусском вокзале. Валерий Чкалов с женой Ольгой Эразмовной и сыном Игорем. Машина нуждалась в доработке, а сам полет готовили в спешке. Незадолго до вылета на самолете выявили множество дефектов.
Но даже несмотря на сложные условия, опытный летчик успешно совершил круг над аэродромом. После этого он должен был посадить машину, но решился на второй круг. Казалось бы, все шло благополучно, но уже при заходе на посадку двигатель отказал. Валерий Чкалов увел истребитель в сторону от жилых домов, и даже тогда оставался шанс избежать трагедии.
Однако самолет зацепился за электропровода, ударился о столб и рухнул. Летчика выбросило из кабины, от полученных травм он умер в Боткинской больнице спустя два часа. Ему было 34 года. Его переименовали уже 6 декабря.
Памятник Чкалову в Оренбурге, на набережной Урала. В честь легендарного авиатора названы и другие географические объекты, населенные пункты и улицы городов.
Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице. Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих.
Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.
В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево — родной поселок Чкалова.
С группой был и Юра Гагарин, в день возвращения «Зонда» у него как раз был день рождения. В назначенное время «Зонд» вошёл в атмосферу, возвращение оказалось успешным. И тогда на радостях собрались отметить его вместе с днём рождения Гагарина. А Юрий Алексеевич «подарил» тогда городу дворец спорта, что ныне носит его имя. Штопор МиГа Обычная тренировка.
На выполнение задания отводилось не менее 20 минут, но уже в 10. После связь с самолётом прервалась. Причины расследуются на месте правительственной комиссией», - сообщили тогда. Все выводы комиссии сразу засекретили, причину гибели двух лётчиков официально назвали уже в наши дни: «Наиболее вероятной причиной катастрофы является последствие резкого манёвра по отвороту от шара-зонда» - беспилотного аэростата, оказавшегося на пути. Но десять лет назад космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов рассказал, что самолёт Юрия Гагарина и Владимира Серёгина попал в возмущённый поток сверхзвукового истребителя.
Причём источники их были, как мы поняли, два разных объекта. Однозначно причиной гибели стал истребитель Су-15, опустившийся ниже 400 метров под облака, включивший форсаж и прошедший рядом на расстоянии 10-15 метров на скорости звука. Он не мог видеть самолёт наших товарищей, не мог знать, что они там.
Из приговора Военного трибунала: «…и будучи обязанным явиться на аэродром для совершения учебного группового полета к 3 часам дня, явился к указанному времени в совершенно пьяном состоянии…» Однако, отчаянного паренька пожалели и сократили срок вдвое. Но уже через три года он был снова приговорен на год тюрьмы. Тогда же его исключили из рядов Красной Армии. Однако по личному указанию Калинина наказание заменили на условное Освобожденный из-под стражи летчик стал руководителем школы планеристов. За это время летчик-испытатель совершил более восьмисот испытательных полетов, изучив и освоив технику управления тридцати типов самолетов.
Личная жизнь В 1927 году Валерий женился на своей старой знакомой — Ольге Ореховой. Ольга Эразмовна преподавала в школе и до самой смерти любила своего супруга. Через год после свадьбы. Молодая супруга родила сына. Спустя семь лет, родилась Валерия. Когда Ольга была беременна третьим ребенком, Валерий погиб. Женщина дожила до преклонного возраста и охотно делилась воспоминаниями о жизни с Валерием. Новые высоты В 1933 году получает направление на московский завод авиации.
Он с необыкновенным азартом испытывает всевозможные бомбардировщики и истребители. Как и прежде, Валерий не представляет свою жизнь без адреналиновых всплесков и осваивает сложные в исполнении фигуры. Первая награда В 1935 году получил высшую правительственную награду — Орден Ленина, создав лучшие истребители, в сотрудничестве с Н. Благосклонность Вождя Авиация стремительно развивалась и, чтобы показать достижения Советских конструкторов-авиаторов, 20 июля 1936 года было решено организовать очень рискованный перелет. Управлял экспедицией Чкалов.
Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
Спасала теплая одежда. Взятые в яблоки и апельсины превратились в куски льда: их отогревали на отопителе. Лед со стекол кабины срезали финкой Штурман Александр Беляков написал в бортовом журнале: «... Определили, что идем над Землей Бенкса. Идем на юго-запад... У Байдукова замерзли стекла. Срезали лед финкой... Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось применить антиобледенитель винта. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать вручную антиобледенительную жидкость. С угрозой обледенения боролись и путем изменения высоты полета - то поднимались над облаками, то спускались ниже их.
Когда возникла проблема с охлаждающей жидкостью, Чкалов приказал залить в систему чай и кофе из термосов Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов.
Чкалов столкнулся с линией телеграфных проводов. И хотя обошлось без жертв, и сам пилот не пострадал, наказание за неудачу было очень суровым — Чкалова осудили на один год. Тем не менее, через пару недель вышел приказ об его освобождении, и Валерий был назначен в запас. В дальнейшем, по возвращению в Ленинград, Валерий стал работать инструктором в авиационном клубе. Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. Однажды летчику выпала честь испытать авиазвено, в состав которого входили бомбардировщик, на крыльях которого были пять истребителей. Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор», «замедленная бочка». В 1936 году произошло невероятное событие. Летом, в июле, Валерий, руководитель самолета, совершил первый перелет из Москвы на Сахалин, произошедший без единой посадки за такое колоссальное расстояние в несколько тысяч километров. К счастью, команда пересекла практически всю Россию без каких-либо происшествий. За героический перелет всей команде: Чкалову, Белякову и Байдукову, торжественно присвоили звания Героев Советского Союза. Это было не единственным вознаграждением — также им вручили ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», что считалось очень высокими наградами и почестями. Немногие могли бы дослужиться до такой награды. Героическая жизнь продолжилась. В 1937 году Валерий снова отправился на очень рискованное задание, которое было трудноисполнимо даже для настоящих мастеров авиации.
Туполевым и П. Сухим, открыл авиационный путь через Северный полюс и укрепил взаимосвязи между странами. Самолет, созданный побеждать Для начала стоит рассказать о самом самолете АНТ-25, без которого легендарный полет не смог бы состояться. Своим появлением эта уникальная машина во многом обязана большому интересу И. Сталина к теме авиационных рекордов. Он лично обратился к авиаконструктору А. Туполеву для создания самолета, который смог бы побить мировой рекорд по дальности полета. Проект самолета с предельной дальностью в 13 тыс. Подобная машина создавалась впервые. Кроме конструктивных и технических вопросов, приходилось решать новые задачи, например решить, как обеспечить комфорт экипажа в длительном полете. Для расчетов освещения кабины привлекались специалисты-психофизиологи. Разработчиков консультировал опытный летчик М. Громов, который позже будет испытывать АНТ-25 и поставит на нем первые рекорды. Всё в этой машине было подчинено одной задаче: установить рекорд дальности. Самолет АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова выполнял рейс Москва—Америка Самолет был выполнен по схеме моноплана с дюралевым гофрированным крылом необычного для того времени удлинения. Размер крыла позволял разместить в нем дополнительное горючее — более 7 тонн. АНТ-25 был прост, устойчив, хорошо вел себя на высоте, но из-за большого размаха крыла имел особенности в управлении. Основной трудностью был сложный и опасный взлет, для которого оборудовали специальную взлетную полосу с горкой. По рассказам Громова, стоимость полосы превышала стоимость самого самолета.
Вообще я крайне отрицательно отношусь к Лаврентию Палычу. Но тут вынужден признать: именно Берия пытался спасти знаменитого летчика - удержать от рокового полета. Это подтверждают найденные мной в архивах документы под грифом «совершенно секретно». Но его срочно отозвали в Москву на испытания истребителя, назначенные на 12 декабря. Секретный агент сообщил в НКВД, что у самолета много неисправностей. На машине нет ни одного паспорта, так как начальник технического контроля завода Яковлев их не подписывает до устранения всех дефектов. Однако, под нажимом директора Усачева, Яковлев подписал паспорт на крылья самолета, отметив, что разрешает полет на ограниченной скорости. Сегодня 12. Машину поведет Герой Советского Союза - комбриг В. Имеющиеся дефекты могут грозить катастрофой самолета в воздухе». Сталин отменил полет. Чкалова предупредили о неготовности И-180. Летчик решил провести рулежку самолета на земле. Во время рулежки сломалась тяга нормального газа. Поломка тяги в воздухе привела бы к невозможности увеличить или уменьшить обороты двигателя. Поломку устранили 14 декабря. На 15-е снова назначили полет. Дальнейшее известно. В 12 часов 58 минут Чкалов поднялся в воздух. Сделал круг над аэродромом, пошел на второй, и тут отказал мотор. Самолет упал на дровяной склад возле Хорошевского шоссе. При ударе Чкалова выбросило вперед на 10 - 15 метров вместе с сиденьем. Рабочие на грузовике увезли раненого пилота в ближайшую больницу, где он вскоре скончался. Комиссия по расследованию катастрофы доложила: «Гибель т. Чкалова явилась следствием выпуска в воздух недоработанной машины. На самолете оставались все дефекты, послужившие причиной запрещения полета. Кроме этого, самолет имел ряд чрезвычайно серьезных, опасных для полета недоработок, не отмеченных в ведомостях или актах». Основными виновниками ЧП были признаны главный конструктор завода Поликарпов, его зам Томашевич и директор Усачев, «безответственно форсировавший вылет недоработанной машины».
С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал Россию лидером в Арктике
Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля по н. ст.) 1904 года в селе Василёво (ныне Чкаловск) Нижегородской губернии. Валерий Чкалов имел репутацию отъявленного ловеласа и сумел приударить даже за Марлен Дитрих. Валерий Павлович Чкалов — Герой Советского Союза, выдающийся российский летчик-испытатель. Между тем, тайна гибели Валерия Павловича Чкалова так и осталась до конца не раскрытой. Настоящий ас, легендарный летчик, красавец Валерий Чкалов уверенно вел самолет, преодолевая все трудности опасного маршрута — 8,5 тысяч километров. 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова.
Два Героя неба
У него были свои собственные взгляды на роль истребителя в воздушном бою, свои представления о качествах лётчика-бойца. Он установил собственные нормы поведения в воздухе, открыл новые возможности полёта благодаря аналитическому уму и таланту. Впервые в мире он исследовал и осуществил на практике многие фигуры высшего пилотажа, которые в дальнейшем стали использоваться в воздушных боях. Чкалову принадлежит авторство таких фигур, как восходящий штопор, замедленная бочка, выход из пике с набором высоты в перевёрнутом полёте. Он творчески разрабатывал применение различных форм сочетания огня и манёвра. Валерий Павлович первый из лётчиков вёл меткую стрельбу по воздушным целям при любом положении самолёта и, в частности, в перевёрнутом полёте. Ему принадлежит идея тарана врага винтом самолёта. Много сделано им в разработке тактики вертикального боя. Чкалов внёс значительный вклад в развитие отечественной авиации и как лётчик-испытатель. Из 14 лет его авиационной деятельности 8 отдано испытательной работе, которой он занимался сначала в Московском научно-испытательном институте, а затем на авиазаводе им.
За эти годы через его руки прошло 70 различных конструкций самолётов. Валерий Павлович, будучи шеф — пилотом замечательного авиаконструктора Н. Поликарпова, испытал по тому времени лучшие в мире истребители И-15, И-16. Они вошли в историю не только отечественной, но и мировой авиации. Валерий Павлович всем сердцем любил свою родину, свой народ. О безопасности своего отечества прежде всего думал он, осуществляя свои дерзновенные эксперименты.
В случае катастрофы шансов выжить у экипажа практически не было, тем не менее Северный флот СССР находился в режиме готовности оказать помощь авиаторам.
Штурман Беляков вел подробный бортовой журнал, и нам известны все перипетии, через которые пришлось пройти участникам полета. Над Арктикой температура в кабине все время держалась ниже нуля. Сменяя друг друга, летчики старались отдыхать, выкраивая по 1,5-2 часа для сна. Несмотря на большие запасы еды, экипаж практически не ел, согреваясь горячим чаем и кофе из термосов. Лед на замерзших окнах срезали ножом-финкой. На крыле, стабилизаторе и антеннах также образовалась ледяная корка. Схема перелета Облачность оказалась выше, чем планировалось, и часть маршрута пришлось идти в слепом полете, благо второй пилот Байдуков был признанным в стране мастером полетов вслепую, и около двух третьих всего пути он уверенно вел самолет в облаках по приборам, не сбиваясь с маршрута.
Второй причиной, по которой последние 13 часов перед посадкой за штурвалом был не Чкалов, а Байдуков, стало кислородное голодание. Для экономии веса в трансконтинентальном перелете запасы кислорода на борту были ужаты до минимума. Кроме того, часто приходилось лететь выше запланированной высоты, и расход кислорода увеличивался. Экипаж страдал от гипоксии, больше всего досталось Чкалову, у которого шла носом кровь, поэтому на финише его подменил второй пилот Байдуков. Советский экипаж преодолел расстояние 9130 км из них 8504 по прямой за 63 часа 16 минут. Американцы восторженно встретили летчиков. Среди встречающих были советский посол в США А.
Трояновский и генерал Дж. Маршалл, будущий министр обороны и госсекретарь США. Американский президент Ф. Рузвельт принял советский экипаж в Овальном кабинете Белого дома.
Чкалову подарили персональный самолет, который до сих пор храниться в музее города Чкаловска. Покорение новых высот Получив разрешение на долгожданный перелет через Северный полюс в Америку, Валерий был по- настоящему счастлив. Летчик-испытатель давно просил разрешение на этот маршрут, но руководство страны с осторожностью относилось к данной просьбе. Только после триумфального возвращения экспедиции с Дальнего Востока, И. Сталин дал свое одобрение. С 18 — 21 июня 1937 года впервые в истории мировой авиации экипаж в составе В.
Чкалова, Г. Байдукова и А. Экипаж был в воздухе 63 часа 16 минут! За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Полет проходил в непередаваемо сложных условиях: практически нулевая видимость, обледенение… Но экипаж достойным образом преодолел 8. Наконец мечта Валерия Чкалова осуществилась. Странная смерть на взлете В 1938 году опытного испытателя вызвали для проверки нового истребителя. Он погиб во время первого вылета. Казалось, сама судьба предостерегала летчика от этого полета. Ведь при расследовании обстоятельств гибели оказалось, что самолет имел неисправности, а температура воздуха опустилась ниже 25 градусов.
Но Чкалов никогда не пасовал перед трудностями и не смотря ни на что, вылетел. Двигатель остановился, когда самолет заходил на посадку.
Совершенный русскими подвиг — чудо умения и закалки. Препятствия на пути были велики, риск невероятный, естественные трудности ужасающие. Только воображение может предвидеть практические результаты этого полета.
Пока же это поразительный показатель русского мужества и изобретательности, а также знаменательная демонстрация возможностей дальних полетов Detroit Free Press, июль 1937 года "Обращает на себя внимание" Командир этого экипажа Валерий Чкалов родился 120 лет назад в селе Василёво Нижегородской губернии в семье котельщика. Мать скончалась, когда мальчику было всего шесть лет, и его воспитанием занималась мачеха. С детства парень выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, но получить образование ему не удалось — с 14 лет подросток работал с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации — кочегаром на небольших судах на Волге. В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел аэроплан и, загоревшись мечтой об авиации, сумел все же уехать в Нижний Новгород. Он умел ставить перед собой непростые задачи и добиваться их решения.
Многие молодые люди тогда да и сейчас мечтали связать свою жизнь с таинственной и стремительно развивавшейся авиацией, но именно Чкалов в возрасте 17 лет получил направление в Теоретическую авиашколу РККА, находящуюся в Егорьевске, а затем был направлен на дальнейшую учебу в Борисоглебск — во 2-ю военную школу летчиков Красного воздушного флота. Там он и совершил свой первый самостоятельный полет на учебном самолете "Авро-504к". Чкалов являет пример осмысленного и внимательного летчика; который при прохождении летной программы был осмотрителен, дисциплинирован... Чкалов с первых полетов обращает на себя внимание высокой успеваемостью по полетной программе, уверенностью движений, спокойствием во время полетов и осмотрительностью. Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет.
Хорошо чувствует самолет и скорость полета. Полагаю, что ему более всего подходит быть военным летчиком Из аттестации, выданной после окончания Борисоглебской школы военных летчиков в октябре 1923 года Бунтарство во благо Служба тем самым военным летчиком однако не проходила для Чкалова просто. Молодой человек не раз проявлял недисциплинированность, часто совершал рискованные полеты, за что получал взыскания, а однажды даже провел в заключении шесть месяцев по приговору военного трибунала. Случались у него и аварии, в связи с чем в конце 1928 года Валерия Чкалова уволили из армии. Дело было не в позерстве и ухарстве.
Чкалов уже тогда не сомневался, что воздушные бои будут вестись не только на больших высотах, но и вблизи земли. Он считал, что необходимо научиться действовать скрытно, используя все маскирующие особенности местности, энергично маневрировать в разных плоскостях.
Биография Валерия Павловича Чкалова
В возрасте 35 лет Валерий Павлович Чкалов погиб во время испытаний нового самолета. Здесь Валерий Чкалов совершил свой первый самостоятельный полет на самолёте Avro 504, а затем, успешно продолжая осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. На волне популярности Валерий Павлович рискнул вновь обратиться к Сталину с изначальным предложением и на этот раз получил добро.
Два Героя неба
Именем Чкалова были названы Оренбург историческое название городу возвращено в 1957 году , улицы во многих городах, корабли, школы, Высшее авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в канадском городе Ванкувер. Сегодня хочется обойтись без высоких слов, а вспомнить о человеке отнюдь не простом, мятущемся. И в то же время отзывчивом и отважном, тонко чувствующем и независимо мыслящем, нежно любящем свою семью. Казалось бы, про него известно все, вплоть до трагической гибели 15 декабря 1938 года на новом, испытываемом им истребителе И-180. По этому поводу уже который год спорят: случилась ли тогда катастрофа или же имело место заказное политическое убийство ершистого, неудобного для тогдашней власти человека. И основания так думать имеются немалые… Конечно, Чкалов был сыном своей эпохи: естественный для него патриотизм сливался с безоговорочной приверженностью тогдашнему сталинскому правлению.
И тем не менее в 1937 — 1938 годах, на пике массовых репрессий, не замечать их многочисленных жертв стало для него делом невозможным. Известный летчик не раз заступался — с переменным успехом! А что такое тюрьма, Чкалов знал не понаслышке. Известно, что в молодые годы он грешил воздушным хулиганством, хотя во многом оно было вызвано стремлением раскрыть все возможности крылатой машины. Случались поломки и аварии. А за них спрашивали жестко, даже жестоко — вплоть до того, что однажды Чкалов попал за решетку.
Правда, всего на две недели, пока его оттуда не вызволили влиятельные коллеги. Брянский исправдом тюрьма. Сел в таковой 3 января 1929 года»: «Итак, я в тюрьме. Пришел в 17 часов сам, без конвоя, это хорошо. В ней находятся вместе со мной еще три человека: комвзвода на 6 месяцев за пьянку, каптенармус за расхищение на 1,5 года и один гражданин на полтора года.
Интересно, что Леваневский уже начинал подобный трансконтинентальный перелет, однако его машина была вынуждена вернуться из-за якобы неисправности, позже оказавшейся переливом масла.
Второй раз лететь на АНТ-25 пилот отказался. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс. Против полета выступил Отто Шмидт «Главный полярник» Советского Союза, начальник Главного управления Северного морского пути Отто Шмидт принципиально возражал против этого полета. Он даже написал Сталину докладную записку, где указал, что в случае катастрофы самолета шансы оказать помощь экипажу равны нулю. Даже приведенные аргументы, что летчики снабжены аварийным запасом, в том числе резиновой лодкой, палаткой, лыжами, ружьями и более чем центнером продовольствия, не убедили Шмидта. Специалисты скептически оценивали шансы пилотов продержаться до прибытия спасателей.
Однако ледоколы и пароходы Северного флота были ориентированы на оказание помощи команде Чкалова в случае реальной опасности. Папанин отправился в дрейф по Северному Ледовитому океану специально для обеспечения радиосвязи этого полета В ходе подготовки к перелету вдоль всего Северного морского пути была введена в строй сеть радиостанций. Кроме того, полет был запланирован специально в период работы дрейфующей полярной станции «Северный полюс - 1» под руководством Ивана Папанина - она стартовала 6 июня 1937 года. Со станции летчикам даже удалось получить сводку погоды, однако как раз во время прохождения этого района на АНТ-25 отказала антенна бортовой радиостанции. Так что над Северным Ледовитым океаном экипаж шел без связи. Во время полета у экипажа замерзли апельсины Арктика встретила экипаж крепким морозом - температура в кабине опускалась до устойчивой минусовой.
Спасала теплая одежда. Взятые в яблоки и апельсины превратились в куски льда: их отогревали на отопителе. Лед со стекол кабины срезали финкой Штурман Александр Беляков написал в бортовом журнале: «... Определили, что идем над Землей Бенкса.
Вмешательство бывших командиров срок в Брянской тюрьме сократило до 19 дней, но за освобождением последовало увольнение из армии. Безработный Чкалов засел за книги и учебники. Не надеясь вернуться в армию, Чкалов решил поступить в институт. Но вскоре пришла тоска по зелёному полю аэродрома, по голубому небу, по кабине самолёта.
Чкалов с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме лётчиком-инструктором. Бывший военный лётчик катал пассажиров, туристов, учил летать мальчишек.. В судьбу Чкалова вновь вмешались его бывшие начальник, и лётчика возвращают в истребительную авиацию в качестве лётчика-испытателя НИИ ВВК. Ленинградский период жизни Чкалова закончился. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года — в запасе.
С 1933 — лётчик-испытатель авиазавода. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17. Был случай, когда с одного из лётчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолёта. Лётчик оказался в затруднительном положении. Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги. В 1937 г. Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта.
Чкалов Валерий Павлович. Фото С. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелёта Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский. Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
Медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. Чкалов, Сталин, Беляков. Чкалов и Сталин, 1936 г.. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Рано утром 18 июня самолёт взлетел, а 20 июня в 16 часов 20 минут полет был завершён. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обмерзание и т. Чкалов, Г.
Байдуков и А. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. После легендарного перелёта Чкалова через Северный полюс в США он был награждён легковым автомобилем. А личная машина в те годы была редкостью, и Чкалов никогда один не ездил на ней. Он или на аэродроме брал с собой друзей, или по дороге останавливался и сажал в машину попутчиков. Чкалов был выдающимся лётчиком, но никогда не ставил себя выше других. Даже в Америке в беседе с корреспондентами он, рассказывая о своем экипаже, сказал, что его второй пилот Байдуков — лётчик более высокого класса, и что именно он вёл самолет «вслепую» в облаках. На такое признание способен далеко не каждый лётчик.
Василёво ныне г. Чкаловск Нижегородской губернии. Его отец, Павел Григорьевич, работал простым котельщиком на судоверфи, а мать Арина Ивановна занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Через год после смерти матери в 1910 г. После окончания школы в 1916 г. Валерий вернулся в родное село. Здесь он успел поработать и помощником молотобойца в кузне, и кочегаром на разных пароходах в период речной навигации. В 1919 году Чкалов первый раз увидев настоящий самолёт, юноша загорелся мечтой связать свою жизнь с авиацией.
Чтобы осуществить её, он переехал в Нижний Новгород и устроился на Канавинский авиационный парк осваивать профессию слесаря-сборщика крылатых машин. Но не специальность техника была целью Чкалова — его манило небо и желание самому управлять самолётами.
Валерий Павлович Чкалов: подвиг в небе
Чкалов учился с большим интересом, много читал и выступал в драмкружке. Занимался гимнастикой и любил играть в футбол. В апреле 1923 г. Здесь он совершил свой первый самостоятельный полет на самолете. В 1924 г. Чкалов окончил Высшую школу военных летчиков Красной армии в Москве, а затем — Высшую военную авиашколу воздушной стрельбы и бомбометания в г. С августа 1924 г. Чкалов служил в 1-й отдельной эскадрилье истребителей в Ленинграде, а с декабря 1927 г. Валерий Чкалов был замечательным и бесстрашным летчиком, но ершистым и своенравным по складу характера человеком.
Иногда он даже нарушал воинскую дисциплину, за что получал взыскания от своих командиров. С именем Чкалова связана история, которую сейчас некоторые исследователи-историки называют мифом. Чкалову приписывают такой факт, что во время службы в Ленинграде он однажды средь бела дня на самолете пролетел под опорой моста над Невой. Могло ли быть такое? Вот как об этом вспоминала жена Валерия Павловича: «Вылетев из Новгорода, он попал в сложные метеорологические условия. Самолет обледенел, лететь пришлось низко, над самым лесом. Под крылом тянулось железнодорожное полотно.
Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика - С. По воспоминаниям Д. Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился». Уже при заходе самолёта на посадку двигатель М-88 остановился. Чкалов, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Но при посадке самолёт зацепился за провода и столб, а лётчик ударился головой об оказавшуюся на месте падения металлическую арматуру. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель лётчика. В Приказе НКО N 070 от 4 июня 1939 года говорилось: "Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом: а преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;... Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устранёнными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб"... Вблизи места катастрофы самолёта Чкалова установлен памятный камень. Также высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова. Якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта. Эти сомнения - плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ. В том числе - и ОКБ Поликарпова. Ныне - это завод имени П. Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора. В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва - остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
Уже над европейской частью, встретившись с циклоном, пришлось применить антиобледенитель винта. Пока один пилот находился за штурвалом, второму приходилось почти непрерывно качать вручную антиобледенительную жидкость. С угрозой обледенения боролись и путем изменения высоты полета - то поднимались над облаками, то спускались ниже их. Когда возникла проблема с охлаждающей жидкостью, Чкалов приказал залить в систему чай и кофе из термосов Байдуков практически пикировал, убрав до предела обороты мотора. Двигатель остыл, из-за чего замерзла дренажная трубка расширительного бачка системы охлаждения. Давление паров в нем возросло, пробив ледяную пробку, но вместе с паром выплеснулось и много воды. Ее уровень понизился, головки цилиндров остались без охлаждения. Это означало, что через несколько минут двигатель перегреется и заклинит над ледяными просторами Арктики. Бросились искать воду, но ее запасы замерзли. Хладнокровие и находчивость проявил Чкалов. Он распорядился залить в систему чай и кофе из термосов. На этой смеси и долетели. Байдуков вспоминал, что именно после этого происшествия впервые заметил в волосах командира седину. Арктическую модификацию машины специально модернизировали для низких температур: радиатор системы охлаждения уменьшили, на двигатель установили трехлопастной винт, позволяющий выбирать оптимальный режим работы. Машина имела уникальную для тех времен конструкцию - крылья были в 2,5 раза длиннее фюзеляжа, что позволяло брать больше топлива, а также увеличивало планирующие способности. Двигатель, установленный на АНТ-25, был первым отечественным серийным авиамотором большой мощности и превосходил лучшие зарубежные образцы. Спустя несколько лет английская компания «Роллс-Ройс» и американская «Паккард» для форсирования своих моторов переняли у М-34 силовую схему.
Беляков совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд ныне — остров Чкалов протяжённостью 9374 километра. Урна с прахом пилота установлена в Кремлёвской стене. Именем Чкалова были названы Оренбург историческое название городу возвращено в 1957 году , улицы во многих городах, корабли, школы, Высшее авиационное училище лётчиков в Оренбурге, Центральный аэроклуб, авиационные заводы в Ташкенте и Новосибирске. Есть улица Чкалова в канадском городе Ванкувер. Сегодня хочется обойтись без высоких слов, а вспомнить о человеке отнюдь не простом, мятущемся. И в то же время отзывчивом и отважном, тонко чувствующем и независимо мыслящем, нежно любящем свою семью. Казалось бы, про него известно все, вплоть до трагической гибели 15 декабря 1938 года на новом, испытываемом им истребителе И-180. По этому поводу уже который год спорят: случилась ли тогда катастрофа или же имело место заказное политическое убийство ершистого, неудобного для тогдашней власти человека. И основания так думать имеются немалые… Конечно, Чкалов был сыном своей эпохи: естественный для него патриотизм сливался с безоговорочной приверженностью тогдашнему сталинскому правлению. И тем не менее в 1937 — 1938 годах, на пике массовых репрессий, не замечать их многочисленных жертв стало для него делом невозможным. Известный летчик не раз заступался — с переменным успехом! А что такое тюрьма, Чкалов знал не понаслышке. Известно, что в молодые годы он грешил воздушным хулиганством, хотя во многом оно было вызвано стремлением раскрыть все возможности крылатой машины. Случались поломки и аварии. А за них спрашивали жестко, даже жестоко — вплоть до того, что однажды Чкалов попал за решетку. Правда, всего на две недели, пока его оттуда не вызволили влиятельные коллеги. Брянский исправдом тюрьма. Сел в таковой 3 января 1929 года»: «Итак, я в тюрьме.
С позиции силы небесной. Перелёт Чкалова сделал Россию лидером в Арктике
«Правда» №345, 16 декабря 1938 года Вчера, при испытании нового самолета, погиб великий летчик нашего времени Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов. Герой Советского Союза (1936) комбриг Чкалов Валерий Павлович (1904–1938) — учился в Череповецком ремесленном училище, работал молотобойцем и кочегаром. 2 февраля исполнится 115 лет со дня рождения прославленного летчика – испытателя, Героя Советского Союза Валерия Павловича Чкалова.