Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Сальдо федерального и консолидированного бюджетов России за 2006-2019 годы. Правительство России внесло в Государственную думу проект федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025–2026 годов.
Сравнение федеральных бюджетов России и США
Третий фактор роста доходов бюджета — это, конечно, изменение обменного курса рубля к доллару: если за три квартала 2020 года средний курс был 70,57 рубля за доллар, то в этом году — 74 рубля. Слабый рубль вкупе с дорогой нефтью — это просто мечта Минфина, и в этом году она сбылась. Рублевая стоимость нефти достигла исторического рекорда выше 5500 рублей за баррель. Все это давало хорошую прибавку бюджету.
Это уникальный абсолютный показатель. Хотя в относительном выражении бывали годы и лучше. Причина та же, что и сейчас: цены на нефть восстановились после кризиса, а рубль остался на более слабом уровне — прекрасная комбинация факторов», — говорит аналитик Exante Владимир Ананьев.
Существенное отличие от 2011 года в том, что энергоносители вносят все меньший вклад в доходы бюджета. Это заметный прогресс в российской экономике, о нефтегазовой игле почти не говорят, хотя работать всегда есть над чем», — отмечает Ананьев. Следующие данные наглядно опровергает все еще сохраняющийся миф о том, что бюджет России зарабатывает исключительно на нефти и газе.
Основной драйвер роста ненефтегазовых доходов — это на треть выросшие поступления НДС как от продажи российских товаров, так и ввозимого импорта. То есть россияне явно стали больше тратить.
С начала 2000-х гг. Однако после кризиса 2008 года отмечены краткосрочные циклы профицита и дефицита бюджета. Доходы и расходы федерального бюджета России в 1993-2022 гг.
Очевидно при этом, что секретная часть росла быстрее, чем общедоступная, но сказать, насколько именно она увеличилась по конкретной статье из открытых данных, невозможно. В несколько раз опять-таки в процентах от общих расходов за 10 лет выросли инвестиции в здравоохранение. Если в начале 2000-х они колебались на уровне полутора-двух процентов, то в 2012-м составили 4,25 процента, после чего последовал значительный спад 3,7 процента по плану на 2013 год, 3,27 процента на 2014-й. Снижение зафиксировано даже в абсолютных цифрах — 545 миллиардов в 2012-м против 495 в 2013-м и 457 в 2016-м. Не исключено, правда, что часть денег просто перешла в какие-то другие программы и исчезла из этой статьи расходов. Для инфографики «Лента. Так, по статье «Общегосударственные вопросы» в 2014 году Россия должна потратить около 800 миллиардов рублей, по статье «Национальная экономика» — 1,7 триллиона. На фоне этих сумм достаточно скромными выглядят затраты на СМИ 65 миллиардов рублей , из которых более 52 миллиардов придутся на телевидение и радиовещание. Наконец, статья «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» с 2012 года забирает по 10-11 процентов от всех бюджетных расходов против семи-восьми процентов на протяжении всего предыдущего десятилетия. Губернатор Кировской области, делая выкладки по бюджету региона-2012, отмечал, что полицию стал полностью финансировать федеральный центр, поэтому у регионального бюджета расходы сократились. Основной вывод, который можно сделать из анализа бюджетных показателей за последние годы, заключается в том, что Россия проводила планомерную политику по увеличению всех типов расходов. Даже объявление о государственных приоритетах например, на национальную оборону приводило лишь к небольшому в масштабах всего бюджета перераспределению расходов.
Внешний долг в иностранной валюте стал меньше на 4,09 миллиарда долларов США, а в рублевом эквиваленте — увеличился на 743,9 миллиарда рублей. Он составил 53,3 миллиарда в долларах, или 4782,4 миллиарда в рублях. В денежном размере расходы выросли на 205 миллиардов рублей, составив по итогу 1724,1 миллиарда рублей.
Проект бюджета России на 2024 и 2025-2026 годы в цифрах. Инфографика
ВВП США в 2022 году составил 24,8 триллионов долларов. Военный бюджет России по годам таблица в долларах. Финансы России в 2021 году: международные резервы, внешний долг, объем фонда национального благосостояния, инфляция, отток капитала, ВВП, профицит бюджета.
Бюджет рф в год в долларах
Т.е., за прошедший год структура американского бюджета сильно осложнилась, её дефицит с 18% от общих расходов, вырос до 32%. Традиционно в конце года в государственной Думе принимают законопроект о бюджете. Статьи расходов бюджета РФ на 2023 год. В 2023 году, по сравнению с 2022 годом, доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации выросли в 69 регионах и составили 22 325,1 млрд рублей (106,8 % прогнозируемых объемов). Подпишитесь на канал Россия 24 Власти США готовят рекордный по размеру военный бюджет на 2024 год. Запрос в почти 900 миллиардов долларов – крупнейший со времен афганской и иракской войн. Бюджет РФ В долларах по годам.
Бюджеты стран мира
После начала мирового финансового кризиса выплаты по долгам вновь начали нарастать, в проекте бюджета на 2014 год на эти цели выделяется уже 452 миллиарда рублей, или 3,2 процента от всех расходов. В статью «национальная оборона» входят расходы на вооруженные силы страны, в том числе закупки вооружения, а в статью «национальная безопасность» — траты на органы прокуратуры, органы внутренних дел, внутренние войска, органы юстиции, систему исполнения наказаний, органы безопасности и другие ведомства, в том числе и МЧС. Другие резкие колебания связаны с техническими моментами. Так, обращает на себя внимание увеличение трат на «социальную политику» с 3,3 процента от общих расходов в 2010 году до 27,69 процента в 2011 году. Это связано с тем, что в соответствующую статью бюджета стали включать трансферты в Пенсионный фонд, которые составляют более двух триллионов рублей. Соответственно, уменьшение трат по этой статье расходов по плану на 2014 год — с 3,9 до 3,5 триллиона рублей, или с 29 до 25 процента от бюджета связано в первую очередь с надеждами на уменьшение трансфертов и повышение самостоятельности пенсионной системы.
По статье «Национальная оборона» расходы в отношении к бюджету в целом падали вплоть до 2009 года — если в 2003 году они составляли 9,4 процента от общих расходов, то в 2009-м — менее семи. В 2008 году Россия провела свою первую в новейшей истории войну на территории другого государства с Грузией и после этого объявила о масштабной госпрограмме перевооружения несогласие с ней стоило кресла министру финансов Алексею Кудрину. В итоге доля военных расходов сначала стабилизировалась, а потом стала понемногу расти — вплоть до 7,5 процента от расходов 2013 года. Очевидно при этом, что секретная часть росла быстрее, чем общедоступная, но сказать, насколько именно она увеличилась по конкретной статье из открытых данных, невозможно. В несколько раз опять-таки в процентах от общих расходов за 10 лет выросли инвестиции в здравоохранение.
Если в начале 2000-х они колебались на уровне полутора-двух процентов, то в 2012-м составили 4,25 процента, после чего последовал значительный спад 3,7 процента по плану на 2013 год, 3,27 процента на 2014-й.
В итоге планируемый дефицит бюджета на следующий год — всего 1,7 трлн рублей. Для сравнения, на этот год прогнозировали дыру в три триллиона. Но по факту оказалось вдвое ниже. Дополнительные ненефтегазовые доходы поступают, в общем, неплохо. Экономика работает, и темпы роста позволяют нам говорить и о более высоких доходах бюджета, - заявил в среду глава Минфина Антон Силуанов. Покрывать дефицит бюджета в правительстве хотят из Фонда национального благосостояния.
Там сейчас около 12 трлн рублей. Ну и в крайнем случае Минфин будет занимать деньги на открытом рынке, то есть будет выпускать гособлигации. В Минфине предпочитают это делать в том числе по целевому признаку — на что конкретно идут деньги. У нас есть более десятка национальных программ. Это государственные приоритеты на ближайшие несколько лет. В первую очередь, правительство собирается выделять деньги на демографию, дороги и здравоохранение подробнее — см. Социальных расходов много.
Так, планируется построить 1,7 тысячи фельдшерско-акушерских пунктов, отремонтировать 6 тысяч поликлиник. Только на выплаты по маткапиталу в ближайшие три года отправят 1,5 трлн рублей. Куда важнее, как именно изменится жизнь у нас, читателей и работников «Комсомолки». И тут есть хорошая новость. Со следующего года будут повышены все социальные расходы.
Внешние обязательства экономики снизились на 8,1 млрд долларов США: сокращение обязательств по прямым инвестициям обусловлено погашением задолженности перед связанными зарубежными структурами по долговым инструментам, в том числе в рамках механизма выпуска замещающих облигаций; внешняя задолженность в части портфельных инвестиций стала меньше за счет сокращения вложений нерезидентов в российские долговые ценные бумаги; обязательства по прочим инвестициям увеличились в связи с ростом задолженности по незавершенным внешнеторговым расчетам в условиях усложнения логистических цепочек и в результате наращивания задолженности по объявленным, но не выплаченным дивидендам. Чистое принятие обязательств резидентами по функциональным категориям в 2015—2023 годах, млрд долларов США Рост финансовых активов в 2023 году составил 35,2 млрд долларов США: иностранные активы в форме прямых инвестиций выросли в основном за счет активизации инвестирования в иностранные инструменты участия в капитале; портфельные инвестиции уменьшились преимущественно за счет сокращения вложений резидентов в долговые инструменты за рубежом; иностранные активы в форме прочих инвестиций выросли в том числе за счет накопления остатков средств на зарубежных счетах резидентов; резервные активы сократились преимущественно вследствие проведения операций на внутреннем валютном рынке, связанных с бюджетным правилом. Чистое приобретение финансовых активов резидентами по функциональным категориям в 2015—2023 годах, млрд долларов США Международная инвестиционная позиция Российской Федерации по состоянию на дату стандартные компоненты Международная инвестиционная позиция Российской Федерации Более значимое снижение иностранных обязательств по сравнению с активами привело к росту чистой международной инвестиционной позиции Российской Федерации до 857,5 млрд долларов США на 1 января 2024 года с 768,1 млрд долларов США на начало 2023 года.
Определяющую роль сыграли отрицательные переоценки финансовых инструментов, а также прочие изменения, обусловленные процессом редомициляции.
Там картина более сложная. Растет финансирование здравоохранения, обязательного медицинского страхования и падают расходы на образование. В общем, картина более структурная, более сложная. Буклемишев: — Будущее социальной сферы зависит не столько от того, что сейчас намечено в бюджете. Важнее то, какими будут темпы инфляции в будущем году. Что же касается социальных расходов, расходов на образование, на здравоохранение, то тут можно посмотреть на консолидированный бюджет. Только федеральный смотреть бессмысленно, потому что это единая бюджетная система.
Выходит, мы наблюдаем рост. Получается, мы находимся там же, где и находились до пандемии. В этом смысле ничего не изменилось, никакого роста точно нет. Но если инфляция будет высокой, плохо будет всем. Оцените такую прибавку. Считаете ли вы размер индексации достаточным, с учетом прогнозируемой инфляции? Ведев: — Ситуация достаточно сложная. В России последние 8 лет реально располагаемые доходы населения практически не росли.
Поэтому, конечно же, любая прибавка выше инфляции будет позитивна. Дополнительно надо сказать, что на рынке труда складывается очень сложная ситуация. У нас катастрофическая нехватка рабочей силы. Из-за курса рубля идет отток иммигрантов. Из-за этого зарплаты в России будут расти достаточно сильно. По этой причине может сложиться социальная несправедливость: диспропорция между зарплатами и пенсиями. Поэтому пенсии надо индексировать. И не только неработающим пенсионерам, но и работающим.
Пенсионеров надо привлекать — в рамках дефицита рабочей силы. Рынок труда сильнее всяких установленных нормативных параметров. По большей части люди получают зарплату, не состоящую из МРОТ. Поэтому, как его ни индексируй, все будет решаться в реальных отношениях на рынке труда. Действительно, последнее время мы видели довольно высокий рост реальных зарплат. Но я хочу напомнить, что эта статистика составляется по данным крупных предприятий, а это примерно половина рабочей силы, даже меньше. А вот что получают остальные люди — это большая загадка. Недавний опрос, который провел один из крупных сервисов по поиску работы, выявил неожиданный результат.
Исходя из его результатов, сегодня люди в значительно большей степени не удовлетворены своей зарплатой, чем это было раньше. Они говорят, что денег не хватает практически ни на что. Из этого я делаю вывод, что те, кто работает на крупных предприятиях, те, кто реально увидел рост зарплат, не демонстрируют реальное положение дел. Возможно, что на малых и средних предприятиях зарплаты либо стагнируются, либо уменьшаются. И это проблема.
Бюджеты стран мира
В некоторых случаях даже частично списывали долги; Сократить размер долга путем конверсии. То есть кредитор в счет долга покупает у страны-должника ценные бумаги, недвижимость, права, участие в капитале и другое. При этом доля иностранного капитала в стране увеличивается, а финансовые ресурсы в бюджет не поступают. Но таким образом можно снизить долг, получить возможность брать зарубежные кредиты и стимулировать приток иностранных инвестиций в экономику страны; Обратиться к международным банкам за льготными кредитами. Таким образом можно преодолеть кризис, но в то же время страна должна быть готова к жестким требованиям к кредитной и эмиссионной политикам, к поощрению конкуренции и другим условиям.
Положительный госдолг — есть ли повод для беспокойства Сама по себе цифра, которая обозначает размер государственного долга, ни о чем не говорит. Внимание нужно обращать на его соотношение с ВВП страны. Лимит устанавливает правительство, но оно может пересматривать его размеры, в том числе в большую сторону. Как это делают США, которые обслуживают самый большой в мире госдолг.
Помимо соотношения госдолга к ВВП, важно учитывать размер резервов государства и их ликвидность, кредитный рейтинг государства, доходность государственных облигаций, показатель среднегодовой инфляции в стране и другие факторы. Для России как для страны с развивающейся экономикой важно сохранить финансовую независимость, поддерживая долг в пределах нормы. Это позволяет сохранить гибкость и независимость на международном уровне. Однако, например, правительство США не считает большой государственный долг критичным и опасным для страны и продолжает наращивать его объемы.
Константин Зусманович, управляющий партнер экспертной группы «Механика финансов», пояснил, что долг как таковой, в том числе государственный долг, — просто инструмент например, для финансирования программ развития и сам по себе опасности не представляет. По мнению эксперта, опасным — не только для заемщика, но и для кредиторов — долг делает только некорректное обращение с ним. Общим принципом хорошего обращения с долгами со стороны заемщика является способность свой долг обслуживать, то есть платить по нему проценты и погашать. А если долг используется эффективно — для развития или решения проблем в экономике — эта способность возрастает.
Константин Зусманович уверен, что проблемы начинаются при избыточном заимствовании или неэффективном использовании долга. Например, просто для закрытия дыр в бюджете вместо устранения их причин. Для государства в среднем гораздо менее критичен внутренний долг, номинированный в национальной валюте. А вот внешний требует гораздо более аккуратного обращения, считает эксперт.
Дефицит будет финансироваться за счет заимствований на внутреннем рынке России и использования средств Фонда национального благосостояния. Бюджет России в долларах на 2024 год Показатель.
Обычно правок бывает не меньше двух, и часто они весьма существенно меняют конфигурацию бюджета. Классический пример — бюджет 2009 года, сверстанный изначально с профицитом и прогнозом объема ВВП в 51,5 триллиона рублей. Уже в апреле профицит сменился дефицитом почти в три триллиона рублей, а бюджетный прогноз по ВВП сократился до 40,4 триллиона. При этом доходы страны существенно упали, а расходы выросли на несколько сот миллиардов рублей. Из-за этих изменений считать структуру бюджетных расходов в течение десятилетия довольно сложно.
В инфографике «Ленты. Для 2014 года использовались данные, зафиксированные в федеральном бюджете на 2013 год и прогнозный период 2014-2015 годов. Постатейному анализу «Лента. На протяжении всего десятилетия правительство наращивало расходы практически по всем направлениям. Наиболее разительное исключение составляет обслуживание госдолга, на который в 2003 году пришлось почти 12 процентов от всего количества расходов.
Уже к 2005 году этот показатель упал до восьми процентов, а абсолютный минимум на уровне двух процентов был достигнут по итогам 2009 года. Объясняется такой феномен довольно просто: в условиях высоких цен на нефть Россия сумела досрочно оплатить долги советского времени и 1990-х годов, в том числе 21 миллиард долларов Парижскому клубу кредиторов в 2007 году.
Подписаться на Банки. В результате нефть Urals торгуется с большим дисконтом по сравнению с эталонными ценами. При этом Brent в том же месяце торговалась по 77,82 доллара за баррель. Недавно президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 марта представить предложения по уточнению методики определения цен на нефть для расчета налогов. В качестве основного варианта рассматривается полный отказ от использования котировки Urals и переход на расчет нефтяных налогов на базе котировок Brent с учетом дисконта и стоимости фрахта, писал «Коммерсант». Что будет дальше с бюджетом страны «Сокращение нефтяных доходов бюджета было ожидаемо, но 30-процентное падение налоговых поступлений [в бюджет], связанных с внутренним потреблением, выглядит угрожающе», — прокомментировал статистику за январь экономист Bloomberg Economics Александр Исаков.
Финансовая революция от Минфина. Что сделают с госбюджетом в ближайшие три года
Общая сумма по доходам федерального бюджета (включая экспорт, который составлял от 40-60% от этой общей суммы) за 2000-2017 годы — $3802 млрд (3,8 ). Дефицит бюджета России в 2023 году может превысить запланированный Минфином показатель, допускают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Россия - Государственный бюджет. Наши эксперты разбирались в том, какие данные содержит Федеральный закон от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ, а также выяснили, сколько составляет бюджет России на 2019 год в долларах. Бюджет рф в долларах 2018. В 2023 году новостные издания стали активно обсуждать снижение госдолга России.
Федеральный и консолидированный бюджеты России, Китая и США
Федеральный и консолидированный бюджеты России, Китая и США | В расходах федерального бюджета России велика доля расходов на оборону и поддержание внутреннего порядка. |
Финансовый баланс РФ за 17 лет (2000-2017).: ortolog — LiveJournal | ВВП США в 2022 году составил 24,8 триллионов долларов. |
Сравнение федеральных бюджетов России и США
Рассказываем об основных параметрах главного экономического документа страны. Что такое федеральный бюджет? С одной стороны, бюджет отвечает за то, сколько денег пойдет, например, на здравоохранение, а сколько — на оборону. С другой стороны, это еще и прогноз — какой будет инфляция, сколько в стране соберут налогов, а сколько она заработает на экспорте нефти. Еще нередко можно услышать другие названия — региональный и консолидированный бюджет.
С региональным все просто — его принимают местные законодательные власти, которые планируют расходы местных же органов управления. Консолидированный бюджет может быть и субъекта, и всей страны — он состоит в принципе из всех бюджетов системы, принимаемых на конкретной территории. Подробнее о том, сколько стадий федеральный бюджет проходит до того, как вступит в силу, рассказываем в нашем спецпроекте. Какие доходы и расходы заложили в бюджет на 2023 год?
Но сейчас они планируют, что следующий год станет дефицитным. Так, в 2023 году доходы составят 26,13 трлн рублей, расходы — 29 трлн рублей, а дефицит — около 2,9 трлн рублей соответственно. Для сравнения, по предварительной оценке, в 2022 году доходы бюджета оказались на уровне 27,693 трлн рублей, расходы — 29,006 трлн рублей, а дефицит — примерно 1,313 млрд рублей. Но цифры могут меняться — власти всегда уточняют бюджет с учетом фактического исполнения.
Что означает дефицит бюджета? Это плохо? Профицит, наоборот, когда доходы больше расходов. На уровне личного бюджета одного человека или даже семьи профицит действительно выглядит привлекательно, но не все так просто, когда речь идет о бюджете целой страны.
Экономисты часто называют профицит результатом жесткой бюджетной политики, которая сдерживает экономический рост и развитие. В идеале на любом уровне государственной системы бюджеты должны быть сбалансированными, то есть расходы равны доходам.
И, конечно, нужно понимать общий контекст макрообстановки обоих бюджетов. Американский бюджет сейчас существует в довольно благоприятной «мирной» обстановке, там нет каких-то чрезвычайных сверх расходов, типа на борьбу с пандемией или войну, а российский экономика живёт в жёстких санкционных ограничениях и сверхрасходов на оборону. Конечно, сравнивать американский и российский бюджет в абсолютных цифрах не верно. Американский гораздо больше по объему, но маневра у него сейчас гораздо меньше.
Национальный доход России Государственные расходы России, 1990-2022 В течение 1990-2022 гг. Среднегодовой прирост государственных расходов России составил 8. Среднегодовой прирост государственных расходов России в постоянных ценах равен 0. Доля в мире уменьшилась на 0. Доля в Европе увеличилась на 1. Минимум государственных расходов был в 1999 году 28. Максимум государственных расходов был в 2013 году 428. За период 1990-2022 гг. Среднегодовой прирост государственных расходов на душу населения в текущих ценах был на уровне 61. Государственные расходы России, 1990-1999 падение За 1990-1999 гг. Среднегодовой прирост государственных расходов России равен -9. Среднегодовой прирост государственных расходов России в постоянных ценах составил -2. Доля в мире сократилась на 2. Доля в Европе снизилась на 5. На протяжении 1990-1999 гг. Среднегодовой прирост государственных расходов на душу населения в текущих ценах составил -64. Государственные расходы России, 1999-2013 рост На протяжении 1999-2013 гг. Среднегодовой прирост государственных расходов России был на уровне 28. Среднегодовой прирост государственных расходов России в постоянных ценах составил 1. Доля в мире выросла на 2. Доля в Европе увеличилась на 8. В течение 1999-2013 гг. Среднегодовой прирост государственных расходов на душу населения в текущих ценах равен 198.
Это связано прежде всего со снижением котировок цен на российскую нефть марки Urals и сокращением объемов экспорта природного газа, пояснил Минфин. Минфин отчасти объяснил это изменением правил налога на добавленную стоимость. В отдельном заявлении Минфин сообщил , что в январе продал 3,6 тонны золота, а также 2,3 млрд юаней из Фонда национального благосостояния ФНБ , чтобы покрыть дефицит бюджета. Подписаться на Банки. В результате нефть Urals торгуется с большим дисконтом по сравнению с эталонными ценами. При этом Brent в том же месяце торговалась по 77,82 доллара за баррель.