Новости волны мартено

Волны Мартено – одноголосый электронный музыкальный инструмент. Его инструмент – «Волны Мартено» (Ondes-Martenot) – появился позже Терменвокса, но был и намного сложнее (хотя основан на том же принципе генерации звука). В 1928 году французский изобретатель Морис Мартено создал клавишный электромузыкальный инструмент Волны Мартено. Для её исполнения нужно собрать огромный состав оркестра, двух солистов: фортепиано и волны Мартено. Этот электронный музыкальный инструмент — своеобразный гибрид фортепиано и скрипки — настолько впечатлил Джонни, что он стал использовать его и в студии (волны Мартено звучат.

Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде

Новости Мариинский театр затопит Волнами Мартено Завтра в концертном зале Мариинки можно будет услышать произведение, которое исполняется при помощи редчайшего музыкального инструмента. Инструмент Волны Мартено сконструировал французский музыкант Морис Мартено. Впервые он прозвучал с Эйфелевой башни в 1928 году, когда исполнялась симфония Турангалила ее написал композитор Оливье Мессиан. Как рассказывает Жанна Лорио первая исполнительница партии Волн Мартено в Турангалиле, новый «инструмент привлек Мессиана необычайной музыкальностью и неземным звуком, парящим надо всем оркестром...

Факт, но сочинения Мессиана звучат в России редко, а симфонию "Турангалила" исполняли лишь несколько дирижеров, среди них Евгений Светланов и Дмитрий Китаенко.

В Екатеринбурге Дмитрий Лисс уже играл это грандиозное творение, написанное в 1948 году и представляющее экстатическую мистерию любви и смерти, вдохновленную древнеиндийским ритмическим трактатом и мифом о Тристане и Изольде. Сложнейший, пронизанный философской символикой текст Мессиана "туранга" на санскрите означает движение, ритм времени, "лила" - божественную игру жизни и смерти, песню любви , написанный авангардным музыкальным языком, представляет собой полуторачасовое действо с участием гигантского состава оркестра только в перкуссионной группе полтора десятка музыкантов, воспроизводящих экзотические звукосочетания вибрафона, металлофонов, китайских и турецких тарелок, маракасов и др. Его космический звук, волнующий, словно голос мировой души, абсолютно ирреальным тембром, в России мало кто слышал, хотя инструмент был создан Морисом Мартено почти 100 лет назад.

В исполнении опуса, написанного для смешанного хора, будет задействован необычный для академической музыки состав: электроника, перкуссия, волны Мартено и четыре контрабаса. Вместе с мировой премьерой в этот вечер также будет представлено еще одно сочинение Мустукиса — «Литургия святого Леонтия», фрагменты которой не раз звучали в концертах хора musicAeterna.

То, что я стала волнисткой, — результат моих собственных поисков. Я начинала как пианистка, потом играла на скрипке, училась на музыковеда — и это привело меня к волнам. Я сама не понимала, чего я ищу: какой-нибудь инструмент, который мне бы подходил лучше всего и который позволил бы мне расширить мой репертуар современных произведений. А когда я поступила в Парижскую консерваторию на музыковедческий факультет, там был список дополнительных курсов, включавший волны Мартено. И я выбрала их. В течение двух лет у нас были вводные занятия, после которых можно было стать студентом по этой специальности. Я просто влюбилась в волны Мартено. Так я стала волнисткой. Больше всего меня впечатлило, какое у них чувствительное и тонкое звукоизвлечение: мельчайшими движениями можно добиться колоссального эффекта. И я поняла, что именно на этом инструменте я могу выразить то, что я хочу выразить в музыке. Даже во Франции этот инструмент остается большой редкостью, и к нему приходят очень сложными путями. Где, кроме Парижской консерватории, обучают игре на волнах Мартено? Есть пара консерваторий в департаментах недалеко от Парижа, еще одна в Страсбурге и одна в Монреале. В Токио есть волнист, который обучает других игре на волнах. Но Париж — это место, где этот инструмент родился, где он был придуман, поэтому Париж — это главный центр обучения игре на волнах и их изучения. При этом, как ни удивительно, больше всего концертов на волнах Мартено не в Париже, а за рубежом. Профессиональному волнисту, видимо, нужно иметь собственный инструмент и возить его с собой? И это должно быть непросто, учитывая, какой он громоздкий. Сесиль Лартиго и переводчица Анита Поликарпова нервно смеются Начнем с того, что инструмент изготавливал его изобретатель Морис Мартено, но он умер в 1980 году — прим. Оригинальных инструментов не так много, и все они уже принадлежат профессиональными волнистам. Мой инструмент более современный, он чуть менее громоздкий, чем оригинальная модель, но и он достаточно сложен в транспортировке. Поскольку, в отличие от синтезатора, волны Мартено — инструмент всё-таки аналоговый, а не цифровой, то каждый инструмент очень индивидуален, и волнист привыкает к своему инструменту и его поведению. И для исполнения сложных и объемных произведений нужно возить с собой собственный инструмент, который ты чувствуешь и к которому ты привык. И поскольку это инструмент не фабричного производства, — волны изготавливаются вручную — то у каждого из них электрические компоненты, динамики и даже нити тоже звучат по-разному. Сам инструмент и три его динамика весят 85 килограммов, транспортировочные кофры весят еще 26 килограммов. Путешествие с ними — это всегда некоторый стресс. При транспортировке инструмент не расстраивается? На что вообще похоже его техобслуживание? Нужен специальный мастер, или все может сделать сам волнист?

Топ-6 удивительных музыкальных инструментов, о которых вы могли и не знать

от мягких басов до пароксизма. Волны Мартено довольно быстро набрали популярность и стали использоваться многими композиторами, особенно полюбились Оливье Мессиану. В ночь на среду резервуар с нефтепродуктами загорелся в поселке Волна Темрюкского района Краснодарского края.

Сесиль Лартиго: Я влюбилась в звучание его усилителей

от мягких басов до пароксизма. Солист группы Волны Мартено читает острополитический стих на празднике "Уголка". Партию волн Мартено в концертах Уральского филармонического оркестра исполнит профессор Парижской консерватории Натали Форже. «Волны Мартено» — англофильский поп-рок в объятьях волжской меланхолии. Артюр Онеггер использовал волны Мартено в балете-пантомиме "Семирамида" 1931, в музыке к фильму "Идея" реж.

Терменвокс, траутониум и другая электроакустика

Сложнейший, пронизанный философской символикой текст Мессиана "туранга" на санскрите означает движение, ритм времени, "лила" - божественную игру жизни и смерти, песню любви , написанный авангардным музыкальным языком, представляет собой полуторачасовое действо с участием гигантского состава оркестра только в перкуссионной группе полтора десятка музыкантов, воспроизводящих экзотические звукосочетания вибрафона, металлофонов, китайских и турецких тарелок, маракасов и др. Его космический звук, волнующий, словно голос мировой души, абсолютно ирреальным тембром, в России мало кто слышал, хотя инструмент был создан Морисом Мартено почти 100 лет назад. На Дягилевском фестивале французская исполнительница Сесиль Лартиго давала сольный концерт на волнах Мартено. С Уральским оркестром выступила профессор Парижской консерватории Натали Форже, ее партнером за роялем был Роже Мюраро, специалист по мессиановской музыке.

Когда в 1994м в Лондоне я в первый день записывалась с оркестром, во второй день меня записывали в студии уже одну, и там весь день находился Тим Бертон. Тогда я практически не говорила по-английски, и у меня толком не было эрудиции по поводу европейского кино, поэтому я не поняла, что это сам режиссер. С композитором, естественно, я общалась. Тим Бертон нас «обслуживал» — приносил курицу поесть, что-то попить, так что я не поняла на тот момент, кто там главный. Лидия Кавина Не так давно я играла на открытии выставки его рисунков в Германии, он выскочил на сцену, в радости обнимался, он очень душевный и простой человек, не чувствует себя заоблачной звездой. О Тиме Бартоне я стала складывать впечатление, знакомясь с его творчеством, через его фильмы, которые я обожаю. Он ведь изначально мультипликатор, и на выставке были представлены его рисунки и эскизы к фильмам.

Я была абсолютно поражена и увлечена его рисовальным творчеством, его невероятной замечательной фантазией. Все это сделано в оригинальном стиле, именно как он выглядит с растрепанными волосами, все его рисунки немножко как его растрепанные волосы. Вы как-то соприкасались с волнами Мартено? Это же один из ранних прототипов электронных инструментов. Волны Мартено и терменвокс исторически близки, бывали концерты, когда участвовали оба инструмента, мы играли вместе. Я обожаю этот инструмент, у него красивейший звук, в частности, за счет свершено уникальных динамиков специальной формы, с резонирующими струнами. Этот инструмент сейчас, к сожалению, стал намного более редок, чем терменвокс. Раньше было наоборот: терменвокс был редким, а на волнах Мартено хотя бы где-то кто-то играл. Волны Мартено строить трудно, это дорогие и сложные в устройстве и исполнении инструменты. Звук волн Мартено часто напоминает терменвокс, но способ исполнения совсем другой, это все-таки клавиатура, вдоль которой есть ещё одна струна, по которой можно делать, ориентируясь на клавиши.

Там есть своя техника игры, чтобы играть красиво, виртуозно. Первый раз я смогла пощупать этот инструмент и поиграть вместе с волнами Мартено в 1999м году в Берлине во время исполнения произведения Эдгара Вареза «Экваториал». Это сочинение было изначально написано для электронных виолончелей Льва Термена, которые он специально создал для этого произведения. Электронная виолончель выглядит как обычная, но там струн нет, и надо глиссандировать, перемещать левую руку вдоль электронного грифа, а правой рукой управлять рычагом, управляющим громкостью звука. По звуку получается несколько похоже на звук волн Мартено, где есть глиссандирующая струна и клавиша, нажатием которой ты даешь громкость. Опыт исполнения на электронной виолончели был не совсем удачный, и в дальнейшем это произведение исполнялось двумя Волнами Мартено, плюс оркестр и группа солистов бас-голосов. В оркестре было огромное количество духовых и ни одного струнного инструмента. В Берлине была одна исполнительница на волнах Мартено, а в качестве второго инструмента пригласили меня с терменвоксом. Таким образом мы замещали полноценно те электронные виолончели Термена. Эти партии отлично звучат в исполнении Волн Мартено и терменвокса.

Сейчас, когда Вы много работаете в разных странах и составах интересно, как складывается Ваш репертуар в академической, экспериментальной, современной музыке? Интересно наблюдать за эволюцией отношения композиторов к терменвоксу. Эдгар Варез был не самым первым, гораздо более ранним, но малоизвестным, был австралийский композитор Перси Грейнжер, работавший в первой половине прошлого века. Первую партитуру он написал в 1906 году, ещё до всякого терменвокса, в виде волн на миллиметровой бумаге. У каждого звука было обозначено две волны — волна высоты звука и волна громкости, и так для четырех инструментов. Потом он стал думать о том, кто это может исполнить, и были попытки это исполнить квартетом струнных инструментов. Когда он узнал о терменвоксе, то решил, что терменвокс — это то, что должно исполнять его «Free music», и он написал три графические партитуры, первую — для четырех терменвоксов и две для шести терменвоксов. Никто тогда на терменвоксах это не сыграл, сыграть это довольно трудно. Грэйнджер создал некую электрическую машину, которая по его графике издавала эти звуки каким-то образом. Но сам он писал, что терменвокс — это идеальный инструмент для исполнения его музыки.

Позднее я сама записала эти пьесы Перси Грэйнджера для своего диска, все линии путем наложения. Это была огромная работа, чтобы понять, как все это сыграть вместе и слажено. На самом деле, музыка очень интересная, и там очень много композиторской работы за этими графиками спрятано. Лидия Кавина и The Lochrian Ensemble, с концерта в Бристоле, 2016 Помимо Грейнжера, первого экспериментатора, большинство композиторов относились к терменвоксу как к новому тембру в оркестре, это было вообще веяние композиторов того времени, поскольку терменвокс был первым электронным тембром. Сами же мелодические линии были довольно традиционны. Многие композиторы создавали партии для терменвокса: Люси Розен, чешский композитор Богуслав Мортину написал фантазию для терменвокса, струнного квартета, гобоя и фортепиано. Это одно из красивейших произведений, при том что сама партия терменвокса — традиционная инструментальная линия, и весь смысл состоит в тембре терменвокса. В киномузыке были исключения — в фильме «Одна» с музыкой Шостаковича терменвокс изображает завывание вьюги, в голливудских фильмах он изображает инопланетян за счет своего глиссандо. Только в шестидесятые годы, начиная с Кейджа, с того времени, когда начали появляться первые Муговские синтезаторы, композиторы, проникаясь новыми идеями конкретной и электронной музыки, стали и к терменвоксу по-другому подходить. В частности, бразильский композитор Жорж Антунас — один из основоположников бразильской электронной музыки — начиная с шестидесятых годов писал графические партитуры и сам играл на терменвоксе в своих ранних электронных композициях.

Сейчас это очень разные направления подхода к терменвоксу в композиторской музыке. Выступление c Игорем Гитаркиным, Messer Chups, 2004 Мы привлекали композиторов, чтобы они писали произведения для нашего дуэта терменвоксов и ансамбля «Neue music Berlin» ансамбль современной музыки. Для нас написали пьесы двадцать композиторов, и большинство из этих произведений мы исполнили. Идеей этого проекта было отсутствие ограничений, мы не говорили им, что на терменвоксе что-то невозможно, у нас было желание, чтобы нам подали как можно больше новых идей. Получив эти идеи в виде нот, мы должны были сами догадываться, копаться, додумывать, как мы это будем исполнять. Большинство партитур были наисложнейшие, и поначалу мы немножко впадали в панику. В частности, произведения московского академического композитора — авангардиста Володи Николаева, Ираиды Юсуповой, Ольги Бачихиной, остальные композиторы из Германии. Подходы у всех оказались разные, Владимир Николаев написал графические партитуры, в них мало традиционных нот. Это графика, которую надо выразить движением, и это движение рук должно быть мелодически слышно как некий рисунок интонации. Графика Николаева требует много объяснений, авторских комментариев.

В произведении Ираиды Юсуповой, если взять партию терменвокса, то можно увидеть, что там только одна нота, которая повторяется огромное количество раз. Казалось бы, терменвокс с его семиоктавным диапазоном, а тут на протяжении десятиминутной пьесы играет одну повторяющуюся ноту с развивающейся драматургией. Это как азбука Морзе, как маяк, который светит одним лучом света в невероятной силы произведении под названием «Китеж — 19» для терменвокса и компьютерной подложки. Там создается атмосфера нахождения в одном из секретных закрытых городов, у которых есть только номера, но нет названий, которые как бы невидимы, потому что их нет на карте; люди, живущие там, ощущают некоторое одиночество, замкнутость, изолированность от внешнего мира и посылают свой сигнал в этот мир. Во многих произведениях использовался сонорность, звук терменвокса как краска: пуантилизм и длинные пласты, звуковые подушки — очень разные направления. Одна из партитур выглядела как арабская вязь, и надо было найти способ как это сыграть соло на терменвоксе. Экспериментирование мне всегда интересно, оно позволяет находить новые приемы, новые звучания, раскрывает новые стороны инструмента. В моем окружении первым экспериментатором был Хорхе Кампос, композитор из Эквадора, учился в московской Консерватории со мной на одном курсе. В 1996м году он написал произведение «Глиссандии» для нескольких терменвоксов, от трех до шести, с помощью графической партитуры. Там есть сочетание нотированных мотивов и графики нарисованных жестов — изображены цифры, спирали, и в этом есть идея сочетания музыкального жеста и пантомимы, которая связана с музыкальной линией терменвокса.

Когда слушатель видит этот перформанс, у него происходит синтез того, что он слышит с тем, что он видит. В первый раз мне было непонятно, как такое играть. Я должна была распознать, что мне делать с такой экспериментальной партитурой, и, поскольку, композитор репетировал со мной, он буквально меня раскачал на это новое понимание исполнительства на терменвоксе. Лидия Кавина на выступлении с Messer Chups. Сначала мы сделали для «Messer Chups» запись, выпустили диски, потом, года с 2000го я участвовала в некоторых их концертах, и мы успешно гастролировали за рубежом. Для меня было интересно, поиграть эту музыку, но немного. На гастролях выдерживала не больше чем три-четыре концерта этой громкой музыки, клубного настроения, это все-таки не совсем моя стезя.

Дебют состоялся в 1979 году, причем воронежцы привезли «Турангалилу» в Москву.

Тогда же сложилась концепция исполнения в сокращенной пятичастной версии. Как известно, сам композитор предлагал различные варианты — конструкция симфонии подобна роману, в котором существует несколько сюжетных линий. Там даже части имеют подобные названия: «Турангалила I», «Турангалила II»… Но Вербицкий сделал акцент на теме любви, которая, безусловно, тут главенствует. Неслучайно же это сочинение входит в так называемый «тристановский» период творчества Мессиана, когда он знакомится с Ивонн Лорио — молодой, необыкновенно талантливой, а главное, влюбленной в его музыку и в него пианисткой. И композитор «изменяет» органу, для которого создавал циклы в предшествующее десятилетие, и выдвигает теперь рояль в солисты. Владимир Вербицкий, впрочем, решил сделать свою компоновку частей и даже попытался испросить благословение у Мессиана: написал письмо, по-французски, но ответа не получил. Кто знает, может бдительные блюстители идеологии «по дороге» письмо потеряли… Но пересечение с кругом композитора все же произошло — позднее, в Братиславе. А ответ на вопрос, что сподвигло сейчас дирижера на такой жест, с учетом всех сложностей, обезоружил простотой: «Для меня Мессиан — гений, таких звуков никто не создавал.

И у него все обращено в космос». Действительно, композитор мыслил это сочинение как мистерию, где понятия «ликование», «радость» носят внеличностный, вселенский масштаб и обращены к Богу. И оркестр замечательно это воплотил: несмотря на то, что струнная группа тут на 90 процентов женская, объем звука она выдавала колоссальный.

Таким образом, мы знали, Томас был единственным человеком, который сможет помочь нам воссоздать этот завораживающий инструмент... Инструмент генерирует звук, используя осцилляторы, как в обычном аналоговом синтезаторе, но с его необычными методами управления, которые дают инструменту его уникальный характер.

Наиболее известным является металлическое кольцо, которое носят на пальце правой руки. Кольцо не используется при игре на клавиатуре, как и ленточные контроллеры к которым мы привыкли.

Мариинский театр затопит Волнами Мартено

Каждый из этих инструментов вносил с вой в вклад в дело создания полноценного синтезатора. Инструменты проектировались на основе радиоламп и осцилляторов, обладали достаточно интересными возможностями управления тембральной окраской звука. Модели были скорее экспериментальными, но практическая база нарабатывалась именно при их создании. Наиболее успешными конструкциями того периода считаются «эмиритон» А. Иванова и А. Римского-Корсакова, доработанный вариант инструмента «Экводин» «В-9» А. Володина, а также оригинальный полифонический проект, созданный рижским радиолюбителем Л.

Работа над этими инструментами была завершена уже в 50-е, хотя проектирование и экспериментальное прототипирование, например, аппарата, «Экводин» началось ещё в начале 30-х. Создатель этого аппарата, Андрей Володин, заслуживает отдельного внимания как физик, инженер, музыкальный теоретик, а главное, как один из наиболее внушительных советских исследователей в области психоакустики. Достаточно полно о разработках электронных инструментов этого периода рассказывает статья «Электромузыкальные инструменты» В. Островского и А. Помимо уже упомянутых выше советских разработок в ней упоминаются такие инструменты как «Шумофон», «Кристадин», «Компанофон» и другие. Ниже привожу таблицу, опубликованную в этой статье, которая даёт некоторые представления о возможностях советских разработок описываемого периода хронология в таблице возможно искажена, из номеров «Техники молодежи» 30-хгодов можно сделать предположение, что «Виолена» и «Сонар» появились позже 28-го года.

Траутониум — триумф Фридриха Тортвейна и Оскара Сала В 1930 году Фридрих Тротвейн создал один из известнейших электроинструментов того времени — Траутониум. Аналоговый синтезатор , построенный на базе нескольких ламповых генераторов и колебательного контура. Вместо клавиатуры, траутониум был оснащён чувствительными резистивными полосами, выполняющими функцию реостата. Наиболее существенным преимуществом инструмента была невероятно богатая палитра звуков, которая формировалась за счет большого количества генераторов, регуляторов, а также специальных фильтров, влияющих на форму сигнала. Первая версия инструмента была выпущена легендарной компанией Telefunken. Модернизированные модели траутониума, созданные немецким физиком и композитором Оскаром Сала по праву считаются лучшими аналоговыми синтезаторами 40-х.

В поздних моделях устройства к резистивным полосам были добавлены специальные металлические застёжки, которые позволяли отмечать расположение тех или иных тонов. Как и в случае с волнами Мартено, траутониум снискал любовь композиторов своего времени. Ряд произведений писались непосредственно для этого инструмента, как например «Концертино для траутониума с оркестром» Пауля Хиндемита и «Концерт для траутониума и большого оркестра» Харальда Генцмера. В послевоенные годы инструмент продолжал пользоваться ограниченной популярностью, а неутомимый энтузиаст Оскар Сала продолжал его модернизировать.

Самодельный матремин. Источник Его отложили, но не забыли, В последующие десятилетия вариации терменвокса начали создавать по всему миру. Лучшей из них считается модель легендарной фирмы Moog, а самой удивительной — матремин, терменвокс-матрешка японского изобретателя Масами Такеучи. Катика играет на терменвоксе фирмы Moog Демонстрационный фильм о матремине Живой интерес к терменвоксу переплетается с историческим и вдохновляет современных деятелей искусства на создание арт-легенд.

Самой яркой работой, связанной с изобретателем, является фильм «Последняя тайна Термена» Ираиды Юсуповой и Александра Долгина, созданный в жанре мокьюментари. Жизнь Термена полна загадок: его переезд в США и возвращение на родину принято объяснять шпионской миссией, хотя сам Лев Сергеевич опровергал эту версию. Вскоре после возвращения на родину Термена обвинили по сфабрикованному делу и отправили на Колыму. В лагерях он вместе со своим ассистентом Сергеем Королевым занимался созданием беспилотников и прослушивающих устройств. Исследовательские интересы Термена пересекались с идеями русских космистов о бессмертии. Существуют слухи, что после кончины Ленина Термен предлагал заморозить тело и начать исследования по возможности его оживления. Удивительные подробности жизни гения вдохновили Юсупову и Долгина на создание фильма о сестре Термена, в жизни которой переплелись реально существующие и авторские легенды. Лидия Кавина и The Radio Science Orchestra, тема из фильма «Доктор Кто», композитор Рон Грейнер Хотя терменвокс ассоциируется в основном с академическим репертуаром, современные популярные исполнители тоже не обходят его стороной.

Виолончелист Морис Мартено сделал магическому терменвоксу более дружественный интерфейс: теперь необязательно долго учиться играть на воздухе, у нового инструмента была привычная фортепианная клавиатура с небольшим апгрейдом в виде натянутой вдоль нее струны. Основной способ игры на инструменте предполагает натягивание струны с кольцом, также можно использовать и ее саму, а при сдвиге клавиши вбок создавать частотное вибрато — дрожание звука, характерное для академического вокала и струнных инструментов. До эпохи электроники только один клавишный инструмент был способен на вибрато — клавикорд. Возрождение этого тишайшего старинного инструмента происходило в тоже время, но до славы электронного собрата ему еще далеко. Варез , Онеггер , Мийо — неполный список композиторов, соблазнившихся экзотичностью «волн». Более всех отличился Оливье Мессиан : помимо знаменитой « Турангалила-симфонии » и множества небольших произведений для волн Мартено, он создал «Празднество прекрасных вод» для ансамбля из шести Ondes Martenot. Оливье Мессиан «Речь» Современные исполнители не часто обращаются к первому синтезатору, предпочитая раритетные, но более поздние модели фирмы Moog. Но приверженцы аутентичного электронного звука тоже существуют, таким является Такаши Харада, сочинивший произведение Fuku-in для шести волн Мартено.

Такаши Харада, Fuku-in Месье Мартено заложил первый камень в деле создания синтезаторов, а большие корпорации приняли вызов: на этот раз коммерческий успех не заставил себя ждать. В 1934 году Лоуренс Хаммонд создает свою модель электронного пианино, и этот продукт уже ориентирован на широкую публику. Что дальше: академические произведения для синтезатора? Не так быстро. Академические композиторы продолжают идти узкой тропой первопроходцев и работают уже не с самими инструментами, а с музыкальными носителями. Эра магнитной звукозаписи начинается в 1930-е годы и в конце 1950-х привлекает внимание американских композиторов. Одной из первых электро-акустических композиций считается The Expression of Zaar — запись музыкальной составляющей церемонии «Заар» была представлена Халимом Эль-Дабхой в 1944 году в галерее Каира. The Expression of Zaar, 1944 Композиторы взяли на вооружение возможности пленки и впервые придумали фонограмму как «дополненную реальность» музыкального пространства.

Технику композиции, включающую в себя такую фонограмму, назвали конкретной музыкой , первыми ее представителями стали французы: Пьер Шеффер , Эдгар Варез и Пьер Анри.

Тогда, на заре двадцатого столетия, электричество ещё не успело широко «проникнуть» в музыку — Ondes Martenot был одним из первых электроинструментов, именно по этой причине изобретение французского таланта заслужило исключительное внимание. В этом же году Морис Мартено и его Волны отправляются в мировое демонстрационное турне. Октет Волн Мартено с двумя ф-но. Дирижирует Ginette Martenot примерно 1935г. Знакомство с публикой Ondes Martenot представлял собой монофонический синтезатор, отличительной особенностью которого был необычный способ извлечения звука и, как следствие, характерное звучание. Звук фиксированной частоты генерировался посредством электрической схемы, собранной на транзисторах; исполнитель, в свою очередь, имел возможность управлять амплитудой и длиной волны сигнала. Сам прибор был довольно сложной конструкции и состоял из нескольких элементов: собственно инструмент, изначально — продолговатый деревянный футляр с электросхемами внутри плюс два впоследствии — три различных по природе действия резонатора, которые превращали электрические колебания в акустические. Громкость и тональность звучания маэстро изменял посредством переключателей, вынесенных на левую сторону инструмента, а правой рукой исполнитель был… «прикован», вернее сказать, «прикольцован» к источнику необычного, свистящего звука с помощью туго натянутой прочной нити.

Кольцо с нитью одевалось на указательный палец музыканта, и, приближая или удаляя руку относительно прибора, играющий задавал новую тональность, притом открывалась возможность делать это с чрезвычайно разнообразной динамикой: начиная от резких «взлётов» и «провалов» и заканчивая тончайшими музыкальными нюансами. Tristan Murail. Tigres de Verre 1974 исполняют Nadia Ratsimandresy-волны и Matteo Ramon Arevalos — ф-но Maurice Martenot играет на самой первой модели 1928 и модели 1940 года Все это, безусловно, напомнит вам небезызвестный терменвокс Theremin — инструмент, появившийся на свет стараниями Льва Термена, который строился на тех же свойствах, что и Ondes Martenot. Кстати сказать, терменвокс и Ondes были представлены публике буквально в одно и то же время, исследования принципов и разработка устройств велись пионерами электромузыки параллельно, притом во время Первой мировой войны Лев Термен так же служил в радиовойсках, но уже в рядах Красной Армии в 20-е годы Лев Термен покинул Россию и изменил своё имя на Leon Theremin. Как на то указывает история, Мартено и Термен не были знакомы друг с другом вплоть до 1930 года, когда их инструменты уже были запатентованы, хотя также существуют источники, утверждающие, что встреча российского и французского изобретателей произошла ещё в 1923 году и что якобы именно этот контакт и подвиг Мортено на создание собственного прототипа. Так или иначе, в нашу задачу не входит заострение внимания на исторических фактах, тем более что впоследствии проекты Термена и Мартено потерпели серьёзные преобразования и обрели весомые различия, тем не менее сохранив в основе схожие принципы. Ступени эволюции Итак, первая модель Ondes Martenot произвела большой резонанс в мире музыки, однако, несмотря на оказываемый эффект, оригинальная конструкция имела свои минусы: играть на таком необычном устройстве было весьма сложно. Как известно, характерной и самой, пожалуй, примечательной деталью Волн Мартено была нить, служившая «неразрывной» связью между музыкантом и инструментом. Создавать же музыку, управляя одной лишь нитью и не имея при этом никаких чётких пространственных ориентиров, крайне тяжело и требует от исполнителя высшей степени музыкального мастерства сия проблема знакома, например, молодым бас-гитаристам, решившим во что бы то ни стало перейти на безладовую гитару.

Те же самые проблемы одолевали тогда и творение Льва Термена. И уже в третьем прототипе Ondes Martenot «поющая» нить была визуально «привязана» к проекции стандартной клавиатуры, которая изначально носила исключительно иллюстративный характер, а попросту говоря, была нарисована. Определяющим шагом в развитии инструмента, после которого Ondes Martenot приобрёл вид, в котором он дошёл до наших дней, была замена графической «подсказки» на полноценную, 7-октавную клавиатуру. Теперь исполнитель имел возможность задавать тембр в диапазоне семи октав, управлять динамикой звучания нот — всё это в совокупности с чувствительной нитью при должном умении создавало благоприятные условия для воспроизведения самых разнообразных приёмов игры. Jean Laurendeau and the Ondes Martenot - отличная презентация инструмента, пояснения на английском, но даже если они не понятны, стоит просто посмотреть. В окончательно сформировавшемся Ondes Martenot нить с кольцом была натянута перед клавишами, под нитью имелись специальные выемки для пальцев, размеченные белым и чёрным цветами в соответствии с натуральным хроматизмом. Музыкант, как и прежде, одевал кольцо на указательный палец, «сливаясь» с инструментом в единое целое, далее, перемещая руку вдоль панели клавиатуры, варьировал высоту нот так называемое глиссандо , оставляя за собой возможность внесения в игру едва заметных нюансов и акцентов.

Он придаёт особый колорит звучанию произведения». После концерта в Петербурге, музыканты вместе с оркестром выступят 1 февраля в московском зале «Зарядье». Впервые «Турангалилу» Уральский филармонический исполнил в декабря 2019 года на закрытии фестиваля «Евразия» в Екатеринбурге. Последние события.

История музыкального инструмента Волны мартено, кто его придумал и когда

Волны Мартено – одноголосый электронный музыкальный инструмент. Волны Мартено и терменвокс исторически близки, бывали концерты, когда участвовали оба инструмента, мы играли вместе. «Волны Мартено». Боль Сегодня закончили сводить новый трек.

Волны Мартено (найдено 80 песен)

Разыскиваются: необычные солисты для оркестра Главная» Новости» Волны мартено музыкальный инструмент.
Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде — ROCK FM Волны Мартено вдохновили на создание многих электронных инструментов и технически, и художественно, но ни один из них не обладает такой отзывчивостью в каждом параметре звука.
Уральский оркестр исполнил в "Зарядье" программу французской музыки Как известно, характерной и самой, пожалуй, примечательной деталью Волн Мартено была нить, служившая «неразрывной» связью между музыкантом и инструментом.
Фестиваль “Притяжение” пройдет в Московской консерватории В списке был и электрофон, также известный как Волны Мартено.
Математика в музыке и волны Мартено Возможно один из самых таинственных музыкальных инструментов всех времен, Волны Мартено (Ondes Martenot или Martenot Waves).

В Москву из Екатеринбурга приехала симфония Мессиана «Турангалила» - «Новости музыки»

В избранное Поделиться В течение двух вечеров, 3 и 4 июня, солисты и струнная группа оркестра musicAeterna исполнят сочинения эпохи барокко, представляющие собой универсальный стиль, в котором синтезированы особенности итальянского, французского, немецкого композиционного мышления первой трети XVIII века. Прозвучат Concerti grossi op. Партии виол в сочинениях последнего в этот вечер будут исполнены на барочных виолончелях.

Скрябин считал музыку синтетическим искусством, а самого себя — Демиургом. Как в ритмическом, так и в гармоническом плане, а также — в плане духовном» [7, с. Для воплощения своих философских идей он обратился к микротоновой звуковысотной организации, в которой, подобно расщеплению атома, тон разделяется не на привычные полутоны, а на ещё более мелкие звучности — ультрахроматизмы. Открытие нового пространства между звуками композитор назвал «континуумом» или «всезвучием» [6].

Первые опыты в микрохроматике Вышнеградский осуществлял в Петрограде на заре своего пути в 1918 году. Однако формат дуэта композитора не устраивал — для воплощения нового звукового «континуума» Вышнеградскому требовалось создание специального рояля. В поисках решения этого вопроса в 1920-х годах композитор покинул Петроград. Встречаясь с ведущими производителями фортепиано в Париже и Берлине, он нашёл своего единомышленника — чешского композитора Алоиса Хабу, в той же степени увлеченного идеями четвертитоновой музыки. Вместе они приступили к созданию нового трехмануального рояля, в котором традиционный строй совмещался с четвертитоновым. Иван Вышнеградский и его четвертитоновое фортепиано.

Париж, 1929. Фотопортрет с дарственной надписью поэту Рою Кэмпбеллу. Однако на этом сложности не закончились — теперь были инструменты, но не было исполнителей. Пианисты оказались не готовы к игре на столь диковинном инструменте. То есть я решил использовать двух пианистов и два инструмента, причем один из них был настроен ниже на четверть тона» [5, с. Именно в таком виде — с разнонастроенными фортепиано — исполнялись его произведения в Париже.

Во Франции композитор познакомился с крупнейшими авангардистами того времени — Оливье Мессианом, Анри Дютийё и Пьером Булезом, которые поддерживали его в реализации творческих идей.

Ивановым, В. Крейцером и В. Путевку в жизнь инструменту дал сам Д. В 1940-х гг. В 1935 году американский инженер Лоуренс Хаммонд создал инструмент, значение которого трудно переоценить в истории современной музыки — это электромеханический орган «Hammond».

К основным тонам могли прибавляться дополнительные призвуки, а так же эффекты хорус, дилэй, ревер и т. В сущности, Хаммонд стал первым аналоговым синтезатором. И наконец просто необходимо рассказать о ещё одном важнейшем изобретении. В 1937 году инженер, основатель Московской экспериментальной студии электронной музыки Евгений Александрович Мурзин разработал не имеющий аналогов фотоэлектронный оптический синтезатор АНС, названный так в композитора, отца цветомузыки А. Особенность этого инструмента заключается в том, что для звукоизвлечения не требуется нажимать клавиши или касаться струн — нужно нарисовать партитуру на листе по сути АНС стал ещё и прародителем современных планшетов. Диапазон инструмента достигае 720 тонов!

Безграничные возможности тембров дали инструменту место в киномузыке. В 1970 году фирма «Мелодия» выпустила виниловый лонгплей с записями произведений, созданных на этом удивительном инструменте такими композиторами, как А. Шнитке, Э. Артемьев, Э. Денисов, С. Губайдулина, О.

АНС активно использовал Э. Артемьев при создании музыки к фильмам А. Здесь бывали Ф. Феллини, Ф. Коппола, Янис Ксенакис, композитор греческого происхождения, разрабатывавший схожие идеи с теми, которые были реализованы в АНС Е. К сожалению, студию расформировали, руководство мемориального музея А.

Скрябина по сути выбросило АНС на свалку.

Фото: Елена Алексеева Что касается замысловатого и очень поэтичного названия, к слову, давшего позже имя персонажу в американском мультсериале, то Мессиан придумал его после написания симфонии в 1946-1948 годах. Для нас, думается, это также имеет место быть. Если не послушать музыку Турангалилы, а сразу попробовать перевести с санскрита, то запутаешься. Музыка же не позволит ошибиться в поисках подходящего не столько значения, сколько ощущения. Судите сами: "Туранга" — лошадь, движение, скорость, а если совсем музыкально, то и ритм. Через музыку Мессиан тоньше, полнее и точнее передает свой посыл. Звучащая партитура симфонии одаривает слушателя сверх-радостью, сверх-счастьем любых оттенков, от чувственного экстаза любви человеческой к запредельно-совершенной божественной любви. Фото: Елена Алексеева Для воплощения своих идей Мессиану было и целого мира мало.

Потребовался огромный состав оркестра, от 8 до 11 что называется, как уж управятся исполнителей на перкусионных инструментах, развернутая сольная партия фортепиано и главное — солирующие волны Мартено.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий