Новости ст 37 упк рф с комментариями

органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи. Комментарии и пояснения юристов. В более детальной редакции изложена ст. 474.1 УПК РФ, устанавливающая порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве. органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи.

Полномочия и обязанности прокурора по УПК РФ статья 37

В связи с этим, необходимо осмыслить правовое положение данной фигуры в уголовном процессе, его полномочия на поддержание государственного обвинения, отказ от него. Правовое положение — это система нормативно-закрепленных и гарантированных авторитетом государства возможностей прокурора, как участника уголовного процесса со стороны обвинения, а также запретов и обязанностей. Важным аспектом является тот факт, что права государственного обвинителя во многом являются одновременно и его обязанностями, они неразрывно связаны. Судебное разбирательство уголовного дела в суде первой инстанции состоит из нескольких этапов, последовательно сменяющих друг друга: — Подготовительная часть судебного заседания; — Прения сторон и последнее слово подсудимого; — Постановление и провозглашение приговора. Стадия подготовки дела к судебному разбирательству является первой стадией судебного производства, отделяющая предшествующую стадию предварительного расследования от последующей — судебного разбирательства, служит неким «фильтром» между досудебными и судебными производствами, в котором зачастую устраняются существенные недостатки и ошибки, допущенные органами предварительного расследования. Эта стадия предусматривает две формы: общий порядок и предварительное слушание.

Общий порядок — это «кабинетная» форма, где судья единолично рассматривает вопросы без проведения судебного заседания и без участия сторон. В случае, если имеются условия, перечисленные в ст. А в соответствии с п. Однако п. То есть можно сделать вывод, что участие государственного обвинителя не обязательно в предварительном слушании.

Но не стоит забывать о последствиях. Так, в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 25 декабря 2012 г. Поручения о поддержании государственного обвинения давать подчиненным прокурорам в письменной форме. Учитывая, что входе предварительного слушания могут быть заявлены и разрешены ходатайства об исключении доказательств, о возвращении уголовного дела прокурору, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о мере пресечения, уделять должное внимание подготовке к участию прокурора на этом этапе уголовного судопроизводства [2]. На этапе подготовки дела к судебному разбирательству государственный обвинитель вправе: — заявить отвод составу суда или кому-либо из судей при наличии обстоятельств, исключающих участие в производстве по уголовному делу, предусмотренных ст.

Читайте также: Налог с продажи автомобиля для физических лиц в 2023 году Государственный обвинитель обязан соблюдать установленные ст. При неподчинении прокурора распоряжениям председательствующего слушание уголовного дела по определению или постановлению суда может быть отложено, если не представляется возможным без ущерба для уголовного дела заменить данное лицо другим [3]. Судебное следствие — это этап судебного разбирательства, в процессе которого стороны последовательно формулируют свою позицию по существу уголовного дела и обосновывают ее путем представления доказательств и их проверки с участием суда. Meждy тeм paбoтники пpoкypaтypы кoнcтaтиpyют: вcлeдcтвиe пocпeшнoй, нeпpoдyмaннoй и нeпocлeдoвaтeльнoй peфopмы дocyдeбнoгo yгoлoвнoгo cyдoпpoизвoдcтвa тpeбoвaниe пpoкypopa oб ycтpaнeнии нapyшeний зaкoнoдaтeльcтвa, paвнo кaк и вынeceннoe им пocтaнoвлeниe, являeтcя для cлeдoвaтeля нeoбязaтeльным.

Сегодня, 26 апреля 2024 года, в прокуратуре региона под председательством прокурора области Сергея Швецова состоялось заседание коллегии, посвященное вопросам эффективности реализации прокурорами полномочий, предусмотренных п. В заседании приняли участие первый заместитель и заместители прокурора области, руководители структурных подразделений аппарата прокуратуры, а также прокурор Великого Новгорода, прокуроры районов и специализированных прокуратур. Открывая заседание, прокурор области отметил, что эффективность использования полномочий и результативность осуществления надзора прокурорами на данном направлении имеет приоритетное значение. С докладом выступил начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры области Ростислав Таранев.

Изучение прокурором материалов об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке надзора на предмет анализа обоснованности принятого решения не обеспечивает своевременной защиты прав гражданина, в отношении которого совершено противоправное деяние, содержащее признаки состава преступления. В результате этого имеет место неравенство прав граждан при возникновении уголовно-правовых отношений с участием различных органов дознания. На основании вышеизложенного, предлагаем внести изменения в статьи 37 и 148 УПК Российской Федерации, предусматривающие предоставление права прокурору на утверждение решения об отказе в возбуждении уголовного дела и возлагающие, в связи с этим, определенные обязанности на следователя, орган дознания и дознавателя.

Профессиональные новости Адвокат по уголовным делам: внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации С 9 января 2023 года вступили в силу существенные изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральными законами от 29 декабря 2022 г. Оглашение приговоров. Теперь по всем категориям уголовных дел по результатам судебного разбирательства суд будет оглашать только вводную и резолютивную части приговора или иного решения ч. Ранее оглашение приговоров занимало у суда несколько часов, а по сложным, многотомным делам, растягивалось и до нескольких дней. Приговор обязательно должен быть составлен в полном объеме на момент его оглашения. Как и прежде, копии полного текста приговора вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю в течение 5 суток со дня его провозглашения. Срок подачи апелляционных жалобы, представления. В противовес исключению из УПК РФ обязанности суда оглашать весь текст итогового решения в целях соблюдения прав сторон на апелляционное обжалование увеличен срок для подачи апелляционной жалобы или представления на приговор или иное решение суда первой инстанции с 10 до 15 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда, а для осужденного, содержащегося под стражей, — тот же срок со дня вручения ему копий приговора, определения или постановления статьи 386.

УПК РФ. Статья 37. Прокурор

В статье анализируется практика реализации прокурорами полномочий по направлению материалов проверок в органы предварительного расследования в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, в целях уголовного преследования виновных в нарушении закона в. Редакция части пятой статьи 148 УПК Российской Федерации в законодательном порядке закрепляет право обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Ст. 46 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ).

Статья 37. Прокурор

Исключение: судимость за совершение преступлений: - против половой неприкосновенности несовершеннолетних, - некоторых преступлений против общественной безопасности, - государственной власти и военной службы в т. Освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания условно, а также погашение судимости предусмотрено со дня: - награждение гос.

Право прокурора знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве следователя следственного органа любого ведомства часть 2. Такая трактовка этих отношений вытекает из того факта, что прокуратура - орган надзора, а следственный орган, независимо от его ведомственной принадлежности, - поднадзорный.

Через все содержание комментируемой статьи красной нитью проходит идея существенного различия в отношениях прокурора со следователем и руководителем следственного органа, с одной стороны, и с дознавателем - с другой. Если общий смысл нынешних отношений прокурора с сотрудниками следственных подразделений независимо от их ведомственной принадлежности может охарактеризоваться понятиями «проверять», «выносить мотивированное постановление о направлении», «требовать» см. Сосредоточение прокурорского надзора на дознании, то есть на производстве по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести см. Пункт 12 части второй комментируемой статьи содержит два положения, определяющие полномочия прокурора по отношению к органам предварительного следствия любой ведомственной принадлежности: 1 исправляя ошибку следователя в определении законной подследственности, установленной статьей 151 УПК, изъять у него уголовное дело и передать органу предварительного следствия другого ведомства в точном соответствии с требованиями упомянутой статьи; 2 руководствуясь соображениями качества расследования или доследственной проверки сообщения о преступлении, изъять любое уголовное дело и любые материалы доследственной проверки из любого органа предварительного следствия и передать их следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.

Это позволяет прокурору, как и прежде, властно влиять на ход и качество предварительного следствия по конкретному уголовному делу, поручая его более опытному или более надежному следователю через руководителя следственного органа. Со столь усеченными полномочиями в досудебных стадиях этого процесса эффективное осуществление функции уголовного преследования, от которой российскую прокуратуру формально никто не освобождал, практически невозможно. С позиции теории соотношения судебной, следственной и прокурорской властей сложившееся положение объяснению не поддается.

Данное полномочие, впрочем, может быть истолковано и как надзорное, если передача дела продиктована необходимостью соблюдения правил подследственности п. За некоторыми исключениями аналогичные полномочия имеются у прокурора при рассмотрении дела, поступившего с обвинительным актом см. Вместе с тем из текста п. Однако ухудшение положения обвиняемого может иметь место не только вследствие неблагоприятной переквалификации, но и в случае, если новое обвинение существенно отличается по фактическим обстоятельствам от ранее предъявленного, поскольку это нарушает право обвиняемого на защиту от ранее неизвестного ему по фактической стороне обвинения. Представляется, что, изменяя объем обвинения, прокурор, по аналогии с ч.

Границы активности прокурора на предварительном следствии не беспредельны. Наиболее отчетливо это проявляется в его взаимоотношениях со следователем. Прокурор не должен подменять следователя, который пользуется процессуальной самостоятельностью. Руководя уголовным преследованием, прокурор не вправе умалять самостоятельности следователя. Правда, он может принять дело к своему производству, но в этом случае на него самого распространяется процессуальный статус следователя. Прокурор также имеет право, не принимая дела к своему производству, участвовать в проведении следователем предварительного расследования и лично производить отдельные следственные действия. Но и тогда именно на следственном органе лежит главная ответственность за ход всего следствия и его результаты. Важно подчеркнуть, что в отличие от ранее действовавшего процессуального законодательства, по новому УПК прокурор не наделен правом в процессе расследования давать следователю указания о производстве тех или иных следственных действий.

Единственный случай, когда прокурор вправе давать подобные указания — это возвращение прокурором дела следователю для дополнительного расследования. В этот момент он может давать ему указания по устранению выявленных недостатков п. При несогласии с решениями или указаниями прокурора по ряду важнейших вопросов предварительного расследования, перечень которых в новом Кодексе расширился ч.

Освобождение от наказания условно в отношении осужденных, не отбывших наказание или не освобожденных от него 2. Погашение судимости в отношении лиц имеющих судимость. Исключение: судимость за совершение преступлений: - против половой неприкосновенности несовершеннолетних, - некоторых преступлений против общественной безопасности, - государственной власти и военной службы в т.

Адвокат по уголовным делам: внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Исправьте следующие ошибки: Адвокат: Поляков Дмитрий Васильевич 05. Необходимо внести ясность и понимание по Вашему вопросу. Прокуратура - это надзорный орган, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Полномочиями по возбуждению уголовного дела должностные лица органов прокуратуры не обладают, такие полномочия отнесены в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом РФ к органам следствия и дознания.

Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти при федеральном органе исполнительной власти. В случае несогласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти при федеральном органе исполнительной власти с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным.

Имеются в виду Приказы от 18. В указанных Приказах Генеральный прокурор требует обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу. Конкретные полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебных стадиях производства по делу, как это видно из содержания ч. Они включают: а осуществление действий по проверке исполнения федерального закона в части обеспечения законности при приеме, регистрации, разрешении сообщений о преступлении п. Для обеспечения более оперативного и конкретного надзора за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела УПК установлено правило о немедленном направлении следователем, дознавателем постановления о возбуждении уголовного дела прокурору. Последний, получив постановление и прилагаемые к нему документы, обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение уголовного дела либо вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки см. В случае принятия прокурором решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но невозможности оперативного возвращения следователю или дознавателю материалов дела для производства расследования или дознания Генеральный прокурор обязывает о принятом решении уведомлять их по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой, а постановления о возбуждении уголовного дела с материалами незамедлительно направлять следователю или дознавателю, уведомление, полученное по телефону, оформлять телефонограммой п. В целях обеспечения строгого соблюдения требований уголовно-процессуального закона Генеральным прокурором и МВД России предписано в течение 24 часов с момента вынесения и утверждения руководителем органа дознания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела направлять соответствующему прокурору постановление, его копию, а также все собранные материалы проверки. При этом в случае согласия с принятым решением прокурор или его заместитель должны утвердить своей подписью указанное постановление, а в случае признания этого постановления незаконным - строго следовать требованиям ч. Важной особенностью процессуального положения прокурора на досудебных этапах производства по делу является то, что в содержание его надзорной деятельности входит право решать по существу процессуальные вопросы, возникающие по делу. Изменение редакции п. Предусмотрев право прокурора давать органу дознания, дознавателю, следователю указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий, законодатель особо связал их обязательную силу с соблюдением письменной формы см. Обжалование дознавателем этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Обжалование указанных актов следователем влечет аналогичные последствия, за исключением восьми случаев, предусмотренных ч. Прокурор может давать указания по вопросам: квалификации преступления; объема обвинения; прекращения дела; избрания, отмены или изменения меры пресечения; производства отдельных следственных действий; соединения и выделения уголовных дел; признания лиц гражданскими истцами или потерпевшими; обеспечения прав участников процесса и т. Дать полный перечень этих вопросов невозможно, а примерный перечень не может принести реальной пользы. Поэтому законодатель отказался от практики дачи примерного перечня. Указания следователю как и дознавателю могут быть даны по любому делу и на любом этапе расследования. Дача указаний - это процессуальный акт прокурора. В то же время прокурор может дать указания следователю, не принимая решения по делу как самостоятельного акта. Указания могут быть даны в связи с принятием решения и зафиксированы в постановлении например, в постановлении о возвращении дела для дополнительного следствия. Указания прокурора обязательны не только для следователей и дознавателей, но и для руководителей следственных отделов и органов дознания. Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования распространяется не только на лиц, осуществляющих следствие и дознание, но и на начальников следственных отделов и их заместителей; обвиняемых, подозреваемых и их защитников; потерпевших, гражданских истцов и их представителей, а также на всех других субъектов уголовно-процессуальных отношений. Генеральный прокурор РФ в Приказах от 18. При этом он обязал прокуроров использовать всю полноту полномочий для выявления и предупреждения в процессе расследования нарушений законности, прав граждан; тщательно проверять обоснованность применения мер процессуального принуждения, обысков, обеспечение права на неприкосновенность жилища; немедленно пресекать всякие проявления незаконных методов ведения следствия и дознания, обвинительного уклона при собирании доказательств; осуществляя прокурорский надзор за законностью и обоснованностью задержаний и арестов граждан - исходить из того, что эти действия, связанные с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, должны проводиться в точном соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства. Прокурорам предписано ежедневно проверять законность содержания лиц в ИВС и на гауптвахтах, практиковать проверки во внерабочее время; незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания и незаконные методы следствия. Генеральный прокурор РФ счел необходимым специально потребовать от подчиненных прокуроров не допускать использования задержания и заключения под стражу как средства получения от подозреваемого или обвиняемого признания вины в совершении преступления. Придавая важнейшее значение надзору за раскрытием преступлений, и в первую очередь тяжких, Генеральный прокурор РФ предписал: - акцентировать внимание на качестве и своевременности проведения неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления; - следить за недопустимостью использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка; - проверять, реализуются ли в полной мере возможности процессуального взаимодействия следователей и органов дознания; - активно использовать предоставленное прокурору Законом об ОРД право давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях получения информации об обстоятельствах, имеющих значение для дела, розыска скрывшихся обвиняемых и подозреваемых; - принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, должному взаимодействию следователей и органов дознания. Прокуроры обязаны лично выезжать на место происшествия по делам об убийствах, о бандитизме, террористических актах, массовых беспорядках. Прокурорам предписано не реже одного раза в месяц проверять исполнение законов о мерах по установлению и розыску лиц, совершивших преступления, по делам, приостановленным производством на основании п. В процессе осуществления надзора в стадии предварительного расследования прокурор обязан следить за: а правильным решением вопросов о подследственности; б соблюдением порядка возбуждения ходатайств о продлении сроков содержания под стражей; в выполнением установленных законом процессуальных сроков; г обеспечением представления в суд достаточных материалов, подтверждающих необходимость ограничения прав граждан в соответствии со ст. Генеральный прокурор РФ специально обратил внимание прокуроров на необходимость давать согласие на освобождение лица от уголовной ответственности и прекращение дела в связи с деятельным раскаянием, примирением потерпевшего с обвиняемым, возможностью исправления несовершеннолетних путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех материалов, подтверждающих доказанность факта совершения преступления, и условий освобождения лица от уголовной ответственности. Прокурор обязан осуществлять надзор за законностью принимаемых решений по делу на протяжении всего расследования. Кроме того, законом предусмотрено направление следователем и органом дознания прокурору копий ряда постановлений, а также уведомлений о проведенных действиях. В обязанность прокурора, наконец, входит рассмотрение жалоб на действия органов дознания или следователя ст. Деятельность по проверке жалоб - это не только средство обеспечения прав и законных интересов граждан и организаций, но и способ обнаружения и устранения нарушений закона в ходе расследования. Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве. На него как представителя власти возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения ч. Впрочем, в законе оговорено, что по основаниям, установленным УПК, он вправе отказаться от осуществления уголовного преследования ч. Придавая важное значение участию прокуроров в судебном разбирательстве, Генпрокуратура РФ в Приказе от 03. Следует отметить новеллу, внесенную в УПК еще до начала его действия и обусловленную новыми полномочиями следователей и дознавателей. Ее суть состоит в том, что в случаях, когда предварительное расследование проведено в форме дознания, прокурор вправе поручить поддержание от имени государства обвинения в суде дознавателю либо следователю, производившему дознание по данному делу см.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

Ст. 37 УПК РФ. Прокурор

Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение. Новости и СМИ. Обучение. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Статья 37 УПК РФ 2024. Прокурор. 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследован. Статья 37 УПК РФ. Прокурор. Из п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ следует, что одним из поводов для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. К главе 6 Уголовно-процессуального кодекса.

Ст. 37 УПК РФ. Прокурор

Статья 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ в действующей актуальной редакции 2021 года. Из п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ следует, что одним из поводов для возбуждения уголовного дела служит постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Другой комментарий к Ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. 1. В комментируемой статье выражено предназначение прокурора в уголовном процессе, изложены его наиболее общие полномочия (прежде всего, в досудебном производстве).

Ст. 37 УПК РФ. Прокурор

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа. В случае несогласия руководителя вышестоящего следственного органа с указанными требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к Председателю Следственного комитета Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти при федеральном органе исполнительной власти.

При обсуждении названного Закона часто высказывались мнения, что прокурорский надзор в отсутствие полномочий по руководству следствием в том числе при невозможности давать следователю обязательные указания потеряет свою эффективность , что гражданам придется обращаться за защитой своих прав не к прокурорам, а в суды, которые и без того загружены делами и не смогут обеспечить интересы участников процесса. Как представляется, опасность возникновения таких негативных последствий преувеличена.

Обладая правом утверждать или не утверждать обвинительное заключение, прокурор имеет полную возможность добиться от следственных органов выполнения своих требований и указаний даже без обращения к руководителям вышестоящих следственных органов с требованием об устранении допущенных нарушений. Думается, что на практике такие обращения будут направляться редко и лишь в исключительных случаях. Если только работа прокуроров, ответственных за надзор над следственными органами, будет оцениваться не по-старому, то есть по количеству дел, направленных в суд с обвинительным заключением, а лишь по количеству и качеству актов прокурорского реагирования на допущенные на досудебном производстве нарушения, прокурорский надзор сможет оказаться наиболее быстрым и действенным средством защиты прав и законных интересов участников процесса на досудебных стадиях. В противном случае он вряд ли сделается по-настоящему эффективным. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству.

По поручению Совета Государственной Думы от 6 марта 2007 г. О Следственном комитете при прокуратуре России. В результате этих изменений строй российского уголовного процесса существенно меняется. Хотелось бы надеяться, что наше предварительное следствие еще на один шаг отступит от морально устаревшей инквизиционной модели процесса за счет того, что теперь до момента утверждения обвинительного заключения прокурор еще не становится в полном смысле слова уголовным преследователем и потому до некоторой степени способен выполнять роль арбитра между сторонами обвинения и защиты, принимая меры по устранению допущенных следователями нарушений. Однако такое разделение функций имеет пока не вполне последовательный и половинчатый характер.

Все же прокуратуре, исторически сложившейся именно как орган уголовного преследования, всегда будут значительно ближе интересы следствия, нежели роль беспристрастного арбитра в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного процесса, подменяется здесь по сути заимствованной, государственно-правовой функцией прокурорского надзора, которая остается для уголовного процесса внешней. Окончательно вопрос может быть решен в состязательном ключе лишь тогда, когда между уголовным преследователем и стороной защиты на предварительном следствии будет поставлен независимый и беспристрастный судебный орган - следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами: прокурору надо вернуться к более естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания, а следственный орган должен производить - в основном по требованию сторон обвинения и защиты - следственные действия по легализации материалов, собранных сторонами, в качестве судебных доказательств, а также осуществлять судебный контроль за мерами процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах Испании, Германии, Англии, США, Франции и др.

Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях: 1 проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях п. Как представляется, прокурор при осуществлении этого полномочия должен иметь возможность затребовать материалы доследственной проверки, изучить их и только после этого принять обоснованное и мотивированное решение. Одно постановление о возбуждении уголовного дела содержит только краткую информацию о событии, в отношении которого возбуждается уголовное дело, и не включает описания доказательств и иной информации, указывающих на наличие или отсутствие основания для возбуждения дела. Следует отметить, что это полномочие прокурора подкреплено в УПК нормой о том, что требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами ч. Впрочем, обязательность мотивированных требований прокурора распространяется лишь на ознакомление с целью проверки с находящимися у следователя, руководителя СО материалами уголовного дела ч.

Кроме того, в пункте 1. N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" предписано прокурору при осуществлении надзора, руководствуясь ст. Однако надо иметь в виду, что требование прокурора за исключением Генерального прокурора РФ - ч. Руководитель же СО рассматривает эти требования прокурора, а также письменные возражения следователя и дает последнему письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями ч. Что же касается незаконных или необоснованных постановлений следователя, то правом отменять их обладает только руководитель СО п.

Надо отметить, что в ч. На наш взгляд, эта норма нуждается в ограничительном толковании, если лицом, возбудившим ходатайство, является следователь. В соответствии с ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ прокурор утратил полномочие давать следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Соответственно, прокурор предварительно не изучает ходатайство и прилагаемые к нему материалы, а значит, нелогично возлагать на него обязанность обосновывать это ходатайство в суде.

Более того, дача подобного поручения прокурором следователю противоречит смыслу указанного Закона о разделении прокурорских и следственных функций. Обосновывая в ходе досудебной подготовки целесообразность применения к обвиняемому меры пресечения, прокурор раньше времени начинает принимать активное участие в выполнении функции уголовного преследования - в ущерб функции надзора. В этой связи представляется, что в судебном заседании по названным вопросам должен обязательно участвовать не только прокурор, но и следователь, причем обосновывать ходатайство должен именно следователь, прокурор же призван осуществлять здесь надзор за законностью действий и ходатайств следователя п.

Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования. Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия ч. Таким образом, прокурор в российском уголовном процессе совмещает сугубо процессуальную функцию уголовного преследования и государственно-правовую по своему происхождению функцию надзора за соблюдением законов. Из этого можно заключить, что законодатель видит в прокурорском уголовном преследовании именно проявление состязательной функции обвинения. Следовательно, функция уголовного преследования обвинения от имени государства должна быть совершенно отделена в российском процессе от функции правосудия, а полномочия прокурора не могут подменять полномочий, свойственных в состязательном процессе суду. Надзор прокурора, по буквальному смыслу ст.

Надзорная функция прокурора на предварительном расследовании проявляется там, где он руководствуется исключительно интересами строгого и точного исполнения закона, жертвуя ради этого, если потребуется, даже эффективностью уголовного преследования. Функция же уголовного преследования реализуется в тех прокурорских полномочиях, которые нацелены на максимально эффективное и целесообразное обеспечение неотвратимости уголовной ответственности лиц, совершивших преступления. Если говорить о критерии разделения этих функций еще проще, то функция надзора следует лишь началу законности, в то время как функция уголовного преследования, кроме того, — и началу целесообразности. Руководство прокурором ходом расследования в российском процессе может быть конкретным проявлением и его надзорной функции, и полномочий по уголовному преследованию. Поэтому вопрос следует рассматривать в плоскости соотношения не надзора и руководства расследованием, а надзора и уголовного преследования.

Здесь, пользуясь названным выше критерием, можно разделить полномочия прокурора на досудебных стадиях процесса на две большие группы. Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях, из числа указанных в ст. УПК РФ: 1. Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2.

Однако правом знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве органа предварительного расследования, он долгое время наделен не был, что служило серьезным препятствием на пути осуществления им уголовного преследования. Именно поэтому законодатель посчитал важным дополнить коммент. В настоящее время у прокурора появилась "возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела". Для этого он должен обратиться к следователю дознавателю и др. Мы рекомендуем обращение с таким запросом к следователю дознавателю и др. Но формулировка п. Здесь речь идет о "материалах находящегося в производстве уголовного дела". А у кого в производстве оно находится и к кому следует обращаться с запросом, умалчивается. Ну, во-первых, понятно, что у самого прокурора в производстве материалы уголовного дела быть не могут. Во-вторых, коль законодатель не конкретизирует субъекта, у которого в производстве находится уголовное дело, то таковым может быть и орган дознания, и орган предварительного следствия. В органе дознания он с запросом обращается к начальнику органа дознания, а в органе предварительного следствия - к следователю руководителю следственного органа, руководителю следственной группы , в производстве которого находится уголовное дело. Согласно закону сам отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, оформленное следователем или руководителем следственного органа, прокурор не вправе. Однако, признав отказ следователя руководителя следственного органа в возбуждении уголовного дела незаконным и или необоснованным, он вправе вынести мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов вышестоящему руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Когда же им выявлен факт незаконного и или необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела органом дознания, дознавателем, прокурор отменяет такое постановление и направляет свое постановление об отмене постановления органа дознания, дознавателя начальнику органа дознания с определенными указаниями, устанавливая срок их исполнения. Применительно к институту соединения уголовных дел властные полномочия прокурора в большей степени распространяются на органы дознания. Прокурор принимает решение о соединении уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя. Именно ему отведено право принятия решения о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со ст.

УПК РФ. Статья 37. Прокурор

Прокурор. Главная» Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.03.2024)» Раздел II. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 22 ноября 2001 года. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Статья 37. Материал из Справочника наблюдателя.

Ст. 37 УПК РФ: прокурор

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: 1 проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2 выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3 требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия; 4 давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 5 давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; 5. Федерального закона от 30. Федеральных законов от 18. Федерального закона от 28.

Необходимо внести ясность и понимание по Вашему вопросу. Прокуратура - это надзорный орган, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов органами, организациями, должностными лицами и гражданами. Полномочиями по возбуждению уголовного дела должностные лица органов прокуратуры не обладают, такие полномочия отнесены в соответствии с Уголовным процессуальным кодексом РФ к органам следствия и дознания.

По результатам прокурорской проверки прокурор, усмотрев в действиях бездействии , установив факт, содержащий признаки преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ , уполномочен направить материалы проверки с соответствующим постановлением в порядке ст.

Принцип законности. Законность, применительно к уголовному судопроизводству, означает требование осуществлять производство по уголовному делу в точном соответствии с предписаниями Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. В соответствии с ч. Требования законности при производстве по уголовным делам распространяются на действия, решения и процессуальные документы, отражающие ход производства по уголовному делу. Нарушение порядка собирания, проверки, оценки доказательств влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств. Принцип публичности.

В уголовном судопроизводстве данный принцип заключается в создании обстановки неотвратимости наказания за совершенное преступление и привлечении к уголовной ответственности виновных. Он выражается также в обязанности государственных органов и должностных лиц в пределах своей компетенции обеспечить охрану прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Защищая публичный интерес, уполномоченные органы и должностные лица осуществляют свои функции, независимо от воли отдельных организаций и граждан. Принцип уважения чести и достоинства личности. В основе данного принципа лежат положения ст. Там же безоговорочно определено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Применительно к уголовному процессу рассматриваемый правовой принцип конкретизирован и развит рядом правил, зафиксированных в УПК РФ.

Например, положение о недопустимости при производстве следственных действий применения насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создания опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц ч. Именно поэтому нарушение порядка и продолжительности допроса более 8 часов без перерыва на отдых и принятие пищи представляют грубое нарушение закона ст. Как психическое насилие с целью получения показаний расценивается также повторный допрос обвиняемого без его личной просьбы по поводу одного и того же обвинения в случае, когда он отказался от дачи показаний на первом допросе ч. Принцип неприкосновенности личности. В соответствии с этим конституционным принципом «каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность». В уголовно-правовом понимании суть этого положения в установлении юридических средств защиты от неправомерного применения таких мер, как арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Меры эти допускаются, как правило, только по судебному решению.

Без него разрешено лишь 5 задержание на срок до 48 часов. При характеристике рассматриваемого принципа уголовного судопроизводства важно учитывать и то, что незаконность заключения под стражу или задержания может стать одним из оснований для полного возмещения и или денежной компенсации причиненного вреда в порядке, предусмотренном ст. Принцип неприкосновенности жилища. В соответствии со ст. Никто не может проникать в него против воли проживающих в нем лиц. Ограничение этого конституционного права возможно только, когда в конкретном федеральном законе определены обстоятельства, при которых какой-то компетентный государственный орган вправе проникнуть в жилое помещение без согласия проживающих в нем лиц, или когда такое проникновение разрешено постановлением судьи, вынесение которого допускается Законом об оперативно-розыскной деятельности либо УПК в связи с необходимостью выполнения оперативно-розыскных или следственных действий по выявлению и расследованию преступлений.

Сегодня, 26 апреля 2024 года, в прокуратуре региона под председательством прокурора области Сергея Швецова состоялось заседание коллегии, посвященное вопросам эффективности реализации прокурорами полномочий, предусмотренных п. В заседании приняли участие первый заместитель и заместители прокурора области, руководители структурных подразделений аппарата прокуратуры, а также прокурор Великого Новгорода, прокуроры районов и специализированных прокуратур. Открывая заседание, прокурор области отметил, что эффективность использования полномочий и результативность осуществления надзора прокурорами на данном направлении имеет приоритетное значение. С докладом выступил начальник отдела по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры области Ростислав Таранев.

Адвокат по уголовным делам: внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024). УПК РФ Статья 37. органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Статья 37 УПК РФ 2024. Прокурор. 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследован.

Комментарий к ст. 37 УПК РФ

Судебная практика к статье 37 Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Статья 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ в действующей актуальной редакции 2021 года.
Комментарий к ст. 37 УПК РФ Другой комментарий к статье 37 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.
19 полномочий прокурора согласно 37 статье УПК РФ Ответ на первый вопрос: Статья 37 УПК РФ регулирует вопросы компетенции прокурора в рамках уголовного преследования и не содержит норм, утверждающих, что прокурор не может давать следователю указания о направлении расследования.
Статья 37 УПК РФ. Прокурор Уголовно-процессуальный кодекс (УПК РФ) – читайте на сайте
Глава 6 Уголовно-процессуального кодекса РФ - адвокат по уголовным делам Понятия «разумный срок уголовного судопроизводства» уголовно-процессуальный закон не закрепляет, однако из ч. 3 ст. 6.1 УПК РФ следует.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий