Такие слова также обозначают совокупность предметов или лиц, но более конкретную и ограниченную. Учебные материалы школьной программы к уроку: “Понятие о бессоюзном сложном предложении” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной.
Толковый словарь Ожегова
Цветок: строение и функции • Биология, Растения и грибы • Фоксфорд Учебник | это понятия, в которых мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее. |
Предмет нечто целое | 15. Журналист, пишущий о местных новостях. |
совокупность — Викисловарь | Делению на части (таксоны) класса классифицируемых объектов предшествует выделение основного класса объектов — таксономического универсума. Для биологии в целом это — совокупность живых организмов (особей), для сравнительно-исторического языкознания. |
НАБОР | значение | Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия» | н, последняя - р): набор. |
Цветок: строение и функции | Совокупность предмета образующая нечто целое. |
§ 4. Виды понятий
•Методология исследования объектов посредством их представления в качестве систем и анализа этих систем. Набор, наб′ор, -а, м.1. см. набрать.2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Н. инструментов. Н. слов (перен.: пустые речи, не содержащие ясного смысла).3. Типографские литеры и пробельный материал. совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. От подбора инструментов, их качества, умения ими пользоваться во многом зависит успех туристского похода. 2. Совокупность однородных предметов, образующих вместе что-нибудь целое.
Конспект урока: Химический состав планеты Земля. Охрана окружающей среды от химического загрязнения
Действие по глаг. Объявить рекрутский набор. Отдать рукопись в набор. Совокупность однородных предметов, образующих вместе что-н. Набор инструментов. Набор красок. Совокупность набранных литер, воспроизводящих какой-н.
Тела вращения — это геометрические тела, образованные вращением геометрической фигуры вокруг оси. ЦИЛИНДР Цилиндр — геометрическое тело, образованное двумя кругами, расположенными в параллельных плоскостях, и совмещаемые параллельным переносом. Образующая — перпендикуляр между окружностями. Образующие в совокупности составляют боковую поверхность цилиндра. Все образующие цилиндра равны между собой и перпендикулярны основаниям.
Также используется термин «мультивселенная», под которым понимается существование множества параллельных реальностей в рамках одной вселенной. Во вселенной комиксов DC существует множество вариантов развития событий и версий персонажей, например в трёхсерийном комиксе «Супермен. Редакция массовой культуры и медиа Опубликовано 27 марта 2023 г.
Тягостно от переживаний. О чём-н. Трудном, тяжёлом. Назреть, требовать неотложного решения. Наболевший вопрос. II несов. Наболевать -аю, -аешь, 1 и 2 л. Толковый словарь Ожегова Наболтать -аю, -аешь.
Значение слова «состав»
Планирование - Составлять план: включать в план каких-нибудь предполагать устройство чего-нибудь: предполагать, рассчитывать, иметь свои планы. Поведение - образ жизни и действий. Подход - подойти до места, где подходят к чему- нибудь, совокупность приемов, способов в воздействии на кого, что-нибудь изучение чего-нибудь, в ведение дела. Познавательность - познать, способствующий познанию, расширению знаний. Поисковой метод - действия ищущего, розыски кого-чего- нибудь, способ разведки - скрытных подходов к противнику и внезапное нападение на него. Понимание - понять, способность осмыслять, постигать содержание, смысл, значения чего-нибудь, то или иное толкование чего-нибудь. Понятие - логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений идея чего-нибудь: представление, сведения о чем-нибудь, способ, уровень понимания чего-нибудь. Поощрение - поощрить, вознаграждение, награда: Порицание - выражение неодобрения, осуждения: выговор: Поручение - поручить, порученное кому-нибудь дело: Пособие - помощь, преимущество денежная учебная книга, а также предмет необходимый при обучении чему-нибудь: Последовательность - последовательный, непрерывно следующий за другим. Потребность - надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения. Практика - деятельность людей, деятельность по применению чего-нибудь в жизни опыт: приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы: работа как занятие как основа опыта, умения в какой-нибудь области.
Прагматизм - от греч. Преподавание - обучая, сообщать, передавать систематические сведения по какому-нибудь учебному предмету. Привычка - поведение, образ действий, склонность, ставшее для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным: навык, умение. Принцип - основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения теоретической программы: убеждения, взгляд на вещи: основная особенность в устройстве чего-нибудь. Приучение - заставить привыкнуть к кому-чему-нибудь научить чему-нибудь, выработать навык. Проблемность - сложный вопрос, задача, требующее разрешения, исследования: Программа - план деятельности, работ: краткое изложение содержания учебного предмета. Прогнозирование - от греч. Профессиональный потенциал - от лат protensia-обобщенная способность, возможность, сила - главная характеристика - педагогического это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне. Процесс- лат - «движение вперед» , ход развития какого-нибудь явления, последовательная смена состояния в развитии чего-нибудь.
Р Развитие- 1 процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от краткого к сложному, от низшего к высшему. Рассказ- 1 малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Результат - 1 то, что получено в завершение какой-нибудь деятельности, культурности, работы, итог. Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением. Руководство - 1 руководить. Самовоспитание - воспитание самого себя. Самодеятельность- 1. Проявление личного почина в каком-нибудь общественном деле. Непрофессиональная театральная, исполнительская, художественная деятельность.
Самообразование - приобретение знаний, путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя. Свойство - качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь. Семья - 1. Группа живущих в месте близких родственников. Объединение людей, сплоченных общими интересами. Группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей, а также обособленная группа некоторых животных или растений одного вида. Синтез - 1. Метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. Получение сложных химических соединений из более простых.
Система - 1. Определенный порядок в расположении и связи действий. Форма организации чего-нибудь. Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. Общественный строй, форма общественного устройства. Совокупность организации, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое.
С другой стороны, классификация позволяет обнаруживать пробелы в существующем знании, служить основанием для диагностических и прогностических процедур. В так называемой описательной науке классификация выступала итогом целью познания например, систематика в биологии, попытки по разным основаниям классифицировать науки и так далее , а дальнейшее развитие представлялось как её усовершенствование или предложение новой классификации. Таким образом, термин «классификация» используется как для обозначения указанной процедуры, так и для обозначения её результата. Классификация призвана решать две основные задачи: представлять в надёжном и удобном для обозрения и распознавания виде всю изучаемую область и заключать в себе максимально полную информацию о её объектах. Различают естественные и искусственные классификации в зависимости от существенности признака, который кладётся в её основу. Естественные классификации предполагают нахождение значимого критерия различения, искусственные могут быть в принципе построены на основании любого признака. Вариантом искусственных классификаций являются различные вспомогательные классификации типа алфавитных, технических и тому подобных указателей. Разные классификации по-разному справляются со своими задачами. Так, искусственная классификация, в которой группировка осуществляется на основании лишь отдельных, произвольно выбранных и удобно различимых свойств объектов, может решить только первую из указанных задач. В естественной классификации группировка происходит на основании комплекса свойств объектов, выражающих их природу, и таким образом объединяет их в естественные группы, а сами группы в единую систему. В такой классификации число свойств классифицируемых объектов, поставленных в соответствие с их положением в системе, является наибольшим по сравнению с любой другой группировкой этих объектов. Естественная классификация, в отличие от искусственной, основываясь на полноте понимания содержания классифицируемых объектов, является не просто описательно-распознавательной, а пояснительной, объясняющей причины общности свойств классификационных групп, равно как и характер отношений между группами. Известными примерами естественной классификации в науках см. Наука являются: периодическая система химических элементов, классификация кристаллов на основе фёдоровских групп преобразований, филогенетические систематики в биологии, генеалогическая и морфологическая классификации языков. В отличие от искусственной классификации, зачастую строящейся на прагматических основаниях, естественная классификация возникает на основе материала наблюдений и массива опытных данных той или иной области знания в результате синтеза эмпирических обобщений и теоретических представлений. В целом, естественная классификация всегда в той или иной степени является содержательно-обоснованной типологией см. Типология , способной решать содержательные задачи и прогнозировать новые результаты. Наряду с естественными и искусственными, различают теоретические и эмпирические классификации. Существуют и иные деления классификаций, например на общие и частные специальные. Общие классификации содержат обзор всей области объектов определённого рода, группируют их на основании свойств, выражающих их природную общность самих по себе, и несут информацию о причине этой общности, то есть о некоторой естественной закономерности. Общие классификации имеют место в фундаментальных науках, главная задача которых состоит в объективном познании действительности через выявление доминирующих в ней законов. Тогда как частные, или специальные, классификации характерны, прежде всего, для прикладных, практических отраслей знания, целью которых является обеспечение деятельности. Предметная область частных, или специальных, классификаций более узкая, чем у общих классификаций. Они также исходят из объективных и зачастую немаловажных свойств классифицируемых объектов, но вся группировка в целом осуществляется здесь в целях удовлетворения определённых прагматических запросов. В целом, специальные классификации дополняют и расширяют то знание, которое дают общие классификации. В логике см. Логика классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями.
Совокупность предметов, образующих нечто целое: Ответ на этот вопрос:.
И даже двое не образуют коллегии. Недаром латинская пословица гласит: «Tres faciunt collegium» «Трое составляют коллегию». Примеры собирательных понятий из юридической области: «законодательство», «кодекс законов», «прокуратура», «адвокатура», «арбитраж», «нотариат». Особенность несобирательных понятий заключается в том, что они относятся не только к группе предметов в целом, но и к каждому отдельному предмету данной группы. Например, «дерево» — это и вся совокупность деревьев вообще и береза, сосна, дуб — в частности, и данное конкретное дерево — в отдельности. Примеры несобирательных понятий юридического характера: «закон», «прокурор», «адвокат», «арбитр», «нотариус». Одно и то же понятие может употребляться как в собирательном, так и несобирательном разделительном смысле. Это свидетельство известной относительности их разграничения. Так, «флот» — собирательное понятие, поскольку в нем мыслится совокупность судов, но в то же время — несобирательное, так как в нем мыслится всякий флот вообще. Например, в выражении «Флоты иностранных государств» это понятие употреблено в разделительном смысле: его можно отнести к каждому отдельному иностранному флоту — американскому, английскому, японскому и др. Но это и несобирательное понятие, общее для всех библиотек. Например, в выражении «Библиотеки Москвы» оно использовано в разделительном смысле, так что его можно применить и к Научной библиотеке Академии труда и социальных отношений: она обладает всеми особенностями столичной библиотеки. Подобное различение понятий играет определенную роль в умозаключениях. Правильность вывода здесь нередко зависит от того, в каком смысле — собирательном или разделительном — употребляется то или иное понятие. Например: Студенты юридического факультета изучают логику. Петров — студент этого факультета. Следовательно, Петров изучает логику. Вывод — правильный. Он следует с логической необходимостью потому, что понятие «студенты юридического факультета» употреблено в разделительном смысле: каждый студент такого факультета обязан изучать логику. Другой пример: Студенты юридического факультета успешно сдали логику. Следовательно, Петров успешно сдал логику. Этот вывод — неправильный. Понятие «студенты юридического факультета» использовано здесь в собирательном смысле, а то, что верно по отношению ко всей совокупности студентов, может быть неверным по отношению к отдельным из них: Петров мог не сдать логики. Виды понятий по их объему Различия между предметами мысли находят свое отражение также в различиях между понятиями по их объему. Но если виды понятий по их содержанию характеризуют качественные различия этих предметов, то виды понятий по их объему — количественные различия. Соответственно этому выделяются следующие основные их виды. Пустые и непустые понятия. Они различаются в зависимости от того, относятся ли к несуществующим или к существующим реально предметам мысли. Понятия с нулевым объемом т. Примеры: «кентавр», «русалка», «вечный двигатель», «идеальный газ». В научном плане это не обязательно фикции. Некоторые из таких понятий действительно носят фантастический мифологический характер «кентавр», «русалка», «леший». Но некоторые выдвигались в качестве научных или технических понятий, и лишь в ходе развития науки или техники рано или поздно обнаруживалась их несостоятельность «теплород», «флогистон», «магнитная жидкость», «vis vitalis» — «жизненная сила» «жизненный дух» , «вечный двигатель». К пустым относятся и понятия об идеализированных объектах, играющие довольно значительную вспомогательную роль в различных науках: «идеальный газ», «чистое вещество», «абсолютно черное тело», «идеальное государство». Наконец, к разряду «пустых» относятся понятия о реально не существующем, но возможном: «коммунистическое общество», «инопланетяне», «неземная цивилизация». Непустые понятия имеют объем, в который входит, по крайней мере, один реальный предмет: «столица Российской Федерации», «город», «космическое тело». Деление понятий на пустые и непустые тоже в известной мере относительно. Оно обусловлено прежде всего подвижностью границ между несуществующим и существующим, нереальным и реальным. Несуществующее в одних условиях может стать существующим в других и обратно. Так, понятие «Президент СССР» было до поры до времени пустым, ибо такой должности в стране не существовало. Затем, когда она была законодательно введена и был избран М. Горбачев, понятие о ней стало непустым. Но в условиях, когда СССР распался и отпала надобность в соответствующем президенте, понятие сохраняет лишь исторический характер. Относительность деления понятий на пустые и непустые определяется и тем, что в более или менее развитом обществе они, как правило, не существуют отдельно друг от друга, изолированно, вне связи с той или иной понятийной системой. Поэтому понятия, являющиеся непустыми в одной системе «шкале ценностей» , могут оказаться пустыми в другой, и наоборот. Так, понятие «похититель божественного огня Прометей» в мифологии входит в разряд «мифологические образы» и оказывается здесь отнюдь не пустым. А в научном плане — это пустое понятие, не имеющее аналога в действительности. Единичные и общие понятия. Если объем понятия составляет лишь один предмет мысли, то оно называется единичным, например: «Солнце», «Земля», «Россия», «московский Кремль», «первый советский космонавт». К единичным относятся также понятия, охватывающие совокупность предметов, если они мыслятся как единое целое, т. Юристы часто пользуются единичными понятиями: «Всеобщая декларация прав человека» 1948 г. Общие понятия заключают в своем объеме группу предметов от двух до бесконечности , причем они приложимы к каждому элементу этой группы, т. Примеры общих юридических понятий: «суд», «свидетель», «приговор». Относительность деления понятий на единичные и общие проявляется в том, что одно и то же понятие в одних условиях может быть единичным, а в других — общим, и наоборот. Например, понятие «президент» применительно к условиям СССР было единичным, поскольку в нем мыслилось одно лицо, но со временем превратилось в общее, так как президенты стали избираться и в союзных республиках: России, Украине, Казахстане и др. А теперь даже в самых маленьких автономных республиках России избираются свои президенты. Так что по числу президентов на душу населения мы превосходим все страны мира. Нечто подобное произошло с понятием «Президент Российской Федерации». До выборов нового Президента оно было единичным, а теперь стало общим. Наоборот, некогда общее понятие «советская социалистическая республика» со временем превратилось в единичное последней такой республикой была Мордовия , а теперь не заключает в своем объеме уже ни одной республики. Еще пример. Применительно к нашей стране понятие «политическая партия» было в первые годы Советской власти общим, так как охватывало собой ряд тогдашних партий — большевиков, меньшевиков, эсеров. Позднее, в условиях однопартийной политической системы оно превратилось в единичное, ибо единственной политической партией осталась КПСС. А ныне в условиях многопартийности оно снова стало общим. Деление понятий на виды по их содержанию и объему имеет немаловажное значение. Оно позволяет в огромном понятийном материале, накопленном науками и повседневной практикой людей, выделять немногие, наиболее крупные и распространенные группы, а также более или менее отчетливо представлять себе особенности этих групп. Знание видов понятий — одно из необходимых условий, обеспечивающих точность и ясность всякого мышления. Это тем более важно в юридической теории и практике. Чтобы правильно оперировать понятием, необходимо не только четко знать его содержание и объем, но и уметь давать ему логическую характеристику. Например, «преступление» — понятие конкретное, положительное, безотносительное, общее, употребляется в разделительном смысле. Однако формально-логическое деление понятий на виды имеет и свои существенные недостатки. Так, различение понятий конкретных и абстрактных носит в значительной мере условный характер. На самом деле всякое понятие одновременно и конкретно и абстрактно. Оно конкретно потому, что имеет вполне определенное содержание, позволяющее отличать одно понятие от другого. В то же время оно абстрактно, потому что представляет собой результат выделения общего и существенного в предметах, отвлечения от них, абстрагирования. Другой недостаток распространенного деления понятий на конкретные и абстрактные состоит в том, что в одну категорию абстрактных понятий объединяются весьма разнородные вещи: понятия, отражающие свойства предметов, и понятия, в которых отражаются связи и отношения между предметами. Первые образуются путем отвлечения от одного предмета или группы предметов, обладающих одним и тем же свойством. Вторые же предполагают наличие не менее двух предметов или двух групп их, так или иначе соотносящихся между собой. Было бы, видимо, разумнее исходить из принятого в современной философии деления предметов мысли на вещи, их свойства, а также связи и отношения. Поэтому можно было бы выделить следующие виды понятий по их содержанию: 1 субстанциальные понятия от лат. Подобное деление позволило бы полнее раскрыть связь суждения с понятием, глубже уяснить виды суждения по характеру предиката. Формально-логическое деление понятий на конкретные и абстрактные не дает возможности уяснить, почему понятия бывают менее абстрактные и более абстрактные, менее конкретные и более конкретные и т. Ответ на эти вопросы дает диалектическая логика. Она показывает, в частности, что более общее понятие например, «производство» вообще, «труд» вообще, «государство» вообще в то же время более абстрактно и менее конкретно , чем менее общее «первобытнообщинный способ производства», «феодальный способ производства» и т. Диалектическая логика, исследуя понятия в их взаимосвязи с действительностью и между собой, в их взаимодействии, изменении и развитии, ставит много новых проблем. Такова, например, фундаментальная проблема восхождения от абстрактного к конкретному. Ее суть состоит в разработке такого метода изложения научного материала, когда осуществляется последовательный переход от наиболее абстрактных и бедных содержанием общих понятий ко все более богатым содержанием и конкретным, когда одни понятия выводятся из других, до тех пор пока конкретное та или иная область самой действительности не предстанет во всей своей полноте. Этот метод был апробирован в философии, политической экономии, других науках. Он может успешно использоваться также в теории государства и права. Глава III. Отношения между понятиями Объективные отношения между самими предметами находят свое отражение в отношениях между понятиями. Все многообразие этих отношений можно классифицировать также на основе важнейших логических характеристик понятия: его содержания и объема. Отношения между понятиями по их содержанию Сравнимые понятия. По содержанию могут быть два основных вида отношений между понятиями — сравнимость и несравнимость. При этом сами понятия соответственно называются «сравнимыми» и «несравнимыми». Сравнимые — это понятия, так или иначе имеющие в своем содержании общие существенные признаки по которым они и сравниваются — отсюда название их отношений. Например, понятия «право» и «мораль» содержат общий признак — «общественное явление». Обычно к сравнимым относят понятия, имеющие ближайшее общее понятие, независимо от того, совпадают ли они по содержанию во всем остальном или не совпадают, исключают друг друга или не исключают например, «адвокат» и «защитник», «адвокат» и «юрист», «адвокат» и «депутат». Но сравнимыми бывают и другие понятия, если для них находится пусть не ближайшее, но тоже общее понятие, содержащее более или менее существенные для них общие признаки. Например, можно ли сравнивать понятия «мельчайшая травинка» и «огромный кит», «ничтожная букашка» и «гигантский баобаб», «простейшая бактерия» и «сложнейший человек»? Да, все они подходят под общее понятие «живые организмы». Как видим, степень сравнимости может быть различной, а сами сравнения могут быть весьма многообразными, отражающими все многообразие отношений предметов и явлений в окружающем мире. Несравнимые понятия. Несравнимые — понятия, не имеющие сколько-нибудь существенных в том или ином отношении общих признаков: например, «право» и «всемирное тяготение», «право» и «диагональ», «право» и «любовь». Правда, и такое деление носит в известной мере условный, относительный характер, ибо степень несравнимости тоже может быть различной. Например, что общего между столь, казалось бы, различными понятиями, как «космический корабль» и «авторучка», кроме некоторого, чисто внешнего сходства в форме строения? А между тем и то и другое — творения человеческого гения. Что общего между понятиями «шпион» и «буква Ъ»? Как будто ничего. Но вот какую неожиданную ассоциацию они вызвали у А. Пушкина: «Шпионы подобны букве Ъ. Они нужны в некоторых только случаях, но и тут можно без них обойтиться, а они привыкли всюду соваться». Значит, общим признаком является «необходимые иногда». Или что общего в таких понятиях, как «поощрение» и «канифоль»? Кажется, тоже ничего. А вот как замечательно связал их воедино знаменитый Козьма Прутков: «Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза» 24. Оказывается, и то и другое — социально необходимые вещи! Кстати, у Козьмы Пруткова немало и других подобных афоризмов, основанных на неожиданном сближении далеких по содержанию понятий: «болтун» и «маятник» «Болтун подобен маятнику: тот и другой надо остановить» ; «специалист» и «флюс» «Специалист подобен флюсу: полнота его одностороння» ; «сигара» и «земной шар» «Добрая сигара подобна земному шару: она вертится для удовольствия человека» ; «кисть» и «меч» «На беспристрастном безмене истории кисть Рафаэля имеет одинаковый вес с мечом Александра Македонского» ; «мудрость» и «черепаховый суп» «Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна» и т. Все это и служит логическим основанием остроты и комизма. Несравнимые понятия есть в любой науке. Есть они и в юридической науке и практике: «алиби» и «пенсионный фонд», «вина» и «версия», «юрисконсульт» и «независимость судьи» и т. Несравнимость характеризует даже, казалось бы, близкие по содержанию понятия: «предприятие» и «администрация предприятия», «трудовой спор» — «рассмотрение трудового спора» и «орган рассмотрения трудового спора», «коллективный договор» и «коллективные переговоры по поводу коллективного договора». Это обстоятельство важно учитывать в процессе оперирования подобными понятиями, чтобы вопреки желанию не впасть в комическое положение. Дальнейший логический анализ несравнимых понятий невозможен. Поэтому ниже вновь пойдет речь лишь о сравнимых понятиях. Отношения между понятиями по их объему Совместимые понятия. Сравнимые понятия могут по объему также иметь два основных вида отношений — совместимость и несовместимость. А сами соотносящиеся понятия называются «совместимыми» и «несовместимыми». Совместимые — это такие понятия, объемы которых полностью или хотя бы частично совпадают совмещаются — отсюда и само название их отношений. У несовместимых объемы не совпадают полностью. Между совместимыми, в свою очередь, складываются следующие отношения. Равнозначность равнообъемность. В подобном отношении находятся понятия, объемы которых совпадают полностью, хотя их содержание может в той или иной степени различаться. Такие понятия называются «равнозначными» или равнообъемными. Графически их отношение выражается в логике с помощью следующей круговой схемы: где А и В — равнозначные понятия, а круг — их общий объем. Примеры: «Персия» и «Иран» до 1935 г. Равнозначные понятия нередко используются в юридической практике. Таковы, например, понятия «гражданство» и «подданство». В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» сказано: «Иное гражданство — гражданство подданство иностранного государства» ст. В государствах с республиканской формой правления, где есть конституция, употребляется понятие «гражданство», а при монархической форме правления ему соответствует «подданство». И это специально оговорено в ст. В качестве равнозначных употребляются также понятия «Федеральное Собрание» и «Парламент Российской Федерации». В Гражданском кодексе Российской Федерации как равнозначные используются понятия «граждане» и «юридические лица». Подчинение субординация. В таком отношении находятся понятия, из которых одно входит в объем другого, но не исчерпывает его, а составляет лишь часть. Более общее называется подчиняющим, а менее общее — подчиненным. Вот графическое изображение этого отношения: где А — подчиненное понятие, В — подчиняющее. Таковы, например, понятия «золото» и «металл» всякое золото есть металл, но не всякий металл есть золото , «береза» и «дерево», «физический труд» и «труд». Из двух общих понятий более общее иначе называется родом, а менее общее — видом. Поэтому отношение между ними именуется также отношением рода и вида или родо-видовым отношением. Род включает в себя не менее двух видов. Юристы, как теоретики, так и практики, часто пользуются родовыми и видовыми понятиями. Например, «конституционность» и «законность», «правовая защита трудящихся» и «правовая защита населения», «пенсионное обеспечение» и «социальное обеспечение». Деление понятий на родовые и видовые в логике относительно. Одно и то же понятие может быть родовым в одном отношении и видовым в другом и наоборот. Так, понятие «республика» выступает как родовое по отношению к понятию «федеративная республика» и как видовое — по отношению к понятию «государство» вообще. Графическое изображение этой логической ситуации: где В — родовое понятие по отношению к А и видовое по отношению к С. Вспомним также аналогичный пример с соотношением понятий «русский» — «славянин» — «человек», где понятие «славянин» и родовое и видовое одновременно, но в разных отношениях. Исключение составляют лишь две группы понятий. С одной стороны, это предельно общие понятия — категории: они являются родовыми для других, менее общих, но сами не могут быть видовыми, так как для них нет еще более общего, родового понятия. А с другой стороны, понятия об отдельном предмете — единичные: они, наоборот, имеют более общее понятие, но сами не могут быть родовыми для других. Перекрещивание пересечение. Это отношение существует между понятиями, объемы которых совмещаются лишь частично. Графически это выглядит так: где А и В — перекрещивающиеся понятия, а заштрихованная часть — область частичного совпадения их объемов. Понятия «россияне» и «русские» — перекрещивающиеся. Это значит, что некоторые россияне — русские, а некоторые русские — россияне, но некоторые россияне — не русские в России живут еще другие народы: мордва, калмыки, башкиры и т. Или: «ораторы» и «дипломаты», «поэты» и «драматурги». Можно привести немало примеров перекрещивающихся понятий из юридической области: «юристы» — «депутаты», «судьи» — «председатели», «юрисконсульты» — «работники министерств», «работающие» — «пенсионеры», «протоколы» — «юридические документы» и т. Несовместимые понятия. Они могут находиться в следующих отношениях. Соподчинение координация. Данное отношение характеризует понятия, которые имеют общий род и, взятые в отдельности, подчинены ему как виды, а вместе — соподчинены и, следовательно, обладают одной и той же степенью общности. Графически: где А и В — соподчиненные видовые понятия, а общий круг — их родовое понятие. Например, понятия «растительный мир» и «животный мир» — виды родового понятия «органический мир», находящиеся на одной ступени обобщения; следовательно, это соподчиненные понятия. Понятия «хвойные деревья» и «лиственные деревья» — тоже соподчиненные: их общий род — «деревья». Выше отмечалось, что род включает в себя не менее двух видов. Но он может включать в себя и большее их число. Например, родовое понятие «общественные явления» охватывает и политику, и право, и мораль и т. Все это соподчиненные понятия. В Древней Греции особо ценились четыре добродетели: мудрость, мужество, справедливость, умеренность. Это тоже виды родового понятия, соподчиненные ему. Юристы оперируют множеством соподчиненных понятий: это «монархия» и «республика» «формы правления» ; «унитарное государство» и «федеративное государство» «формы государственного устройства» ; «трудовое право», «гражданское право», «уголовное право» и др. Противоречие контрадикторность. Это отношение существует между понятиями, из которых одно отражает наличие у предметов каких-либо признаков, а другое — их отсутствие т. Важнейшая особенность взаимоотношений противоречащих понятий: исключая друг друга по содержанию в рамках общего для них рода, они по объему полностью исчерпывают объем родового понятия. Это видно на схеме: где А и не-А — противоречащие понятия, а круг — их общий род. Такими, например, выступают отношения между понятиями «щедрость» и «нещедрость» с точки зрения отношения людей к материальным благам. Нетрудно заметить, что область не-А расплывчата, неопределенна. Она охватывает самые разные категории «нещедрых» людей, объединяемых только по одному признаку — отсутствию щедрости. Такое же отношение между понятиями «металл» и «неметалл» в химии, «живое» и «неживое» в биологии, «производственная сфера» и «непроизводственная сфера» в экономических науках. В юридической области так соотносятся понятия «правовые отношения» и «неправовые отношения», «справедливость» и «несправедливость», «виновный» и «невиновный». Противоположность контрарность. В отношении противоположности находятся понятия, каждое из которых выражает наличие у предметов каких-либо признаков, но сами эти признаки носят противоположный характер. Важнейшее отличие отношений между такими понятиями сводится к тому, что, будучи взаимоисключающими по содержанию, они могут не исчерпывать объема родового понятия. Вот схема: где А и С — противоположные понятия, занимающие лишь крайние позиции в рамках общего для них рода и не исключающие чего-то среднего В. Например, между понятиями «щедрость» и «скупость» — отношение противоположности. Наряду с ними в объем родового понятия входят еще «экономность», «бережливость», «расчетливость» и т. Подобные же отношения между понятиями «богатство» и «бедность», «мудрость» и «глупость», «добро» и «зло». Многие противоположные понятия — в арсенале юристов: «судья» — «подсудимый», «истец» — «ответчик», «обвинительный приговор» — «оправдательный приговор». Следует учитывать, что противоположность понятий может быть относительной. Так, «щедрость» противоположна «скупости», но сама выступает как нечто среднее между «расточительностью» и «скупостью». В естественном языке в данном случае — русском противоречащие и противоположные понятия выражаются словами-антонимами. Теперь после характеристики каждого из видов отношений между понятиями дадим их сводную классификацию. Подобная классификация отношений между понятиями кажется довольно стройной. Однако в ней есть свои недостатки. Она, естественно, не отражает всей сложности взаимоотношений понятий и выделяет лишь наиболее распространенные и типичные. В свою очередь, в приведенных видах отношений есть известные неточности. Так, соподчиненные понятия — не один из видов несовместимых по объему понятий, существующий наряду с противоречащими и противоположными понятиями, а по существу, все несовместимые понятия вообще, включая и противоречащие и противоположные. Следовательно, для собственно соподчиненных требуется иное наименование например, отношение «исключающего различия». Значение изучения отношений между понятиями. Какое значение имеет знание отношений между понятиями? Без преувеличения, огромное и разнообразное — для правильного употребления понятий в устной и письменной речи. И наоборот, незнание этих отношений способно повлечь за собой искаженное отражение действительности — отношений между самими вещами. Возьмем в качестве примера равнозначные понятия. Имея одинаковый, равный объем, они тем не менее могут иметь иногда весьма различное содержание. А это очень важно учитывать в практике мышления. Особое значение имеет употребление различных понятий об одном и том же событии или лице в политике. Политическая ситуация зачастую меняется очень быстро, и вслед за этим меняются оценки одного и того же. Вспомним из истории эпизод с Наполеоном, когда он самовольно отбыл с Эльбы на материк и за короткий срок вновь покорил Францию. Вот как быстро менялись понятия о нем по мере его приближения к Парижу. Первые сообщения гласили: «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Хуан»; «Людоед идет к Грасу»; «Узурпатор вошел в Гренобль». Далее: «Бонапарт занял Лион», «Наполеон приближается к Фонтенбло». И последнее: «Его императорское величество ожидается завтра в своем верном Париже». Это все примеры равнозначных понятий, но какую интенсивную эволюцию претерпело их содержание: от непримиримо враждебного к нейтральному и затем к верноподданническому. Недавняя и современная политическая практика еще более богата подобной сменой оценок событий и лиц. Вспомним хотя бы массовое переименование городов и других населенных пунктов, улиц, театров, библиотек и пр. Вспомним также многочисленные переименования всего и вся после 1991 г.
Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И.
Совокупность предметов образующая нечто целое. Совокупность предметов образующих нечто целое. Что такое сцепляющие слова в русском языке. Учебные материалы школьной программы к уроку: “Понятие о бессоюзном сложном предложении” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной. ответ на этот и другие вопросы получите онлайн на сайте Совокупность каких-л. частей, предметов, людей и т.п., образующих нечто целое. С. суда. совокупность предметов, образующая нечто целое. множество однородных предметов, образующих единое целое. н, последняя - р): набор.
Толковый словарь Ожегова
Набор слов перен. Типографские литеры и пробельный материал. Рассыпать набор разобрать набранное вручную. Украшение в виде мелких блях на упряжи,.
Входить в с. Совокупность элементов химического соединения, смеси, раствора. Определить с. Само это соединение, смесь, раствор, соединение из разных элементов или веществ. Лекарственные составы.
Совокупность людей, из к-рых состоит какой-н. Личный с. Социальный с.
Проверим своё предположение Малым академическим словарём русского языка: Во втором значении наше предположение подтверждается: Набор - это совокупность предметов одной области применения.
Сапоги с набором. Табунщик Нестер был одет в казакин, подпоясанный ремнем с набором. Набор слов неодобрит.
Бормоча, произнести, наговорить что-нибудь набормочу - набормочешь. Наборная касса. Наборное дело.
Наборная машина. Войдите-ка в полночь в наборную газеты. Об упряжи - с украшениями см.
Наборная сбруя. На бархатных шлеях - наборные кисти до земли. Находящийся на борту судна, платья и тому подобные.
Кто набирает что-нибудь спец. Наборщик семян.
Совокупность предметов, образующих нечто целое WOW Guru Ответы
Основным инструментом является словарь, позволяя вам искать необходимые слова, Вы можете найти ответы на любой вопрос! Сайт содержит более чем один миллион записей. Ответ на кроссворд. Совокупность предметов, образующая нечто целое (5 букв). Ответ на вопрос кроссворда или сканворда: Совокупность предметов, образующая нечто целое, 5 букв, первая буква Н. Найдено альтернативных определений — 43 варианта. 06 ноября 2018 Наталья Белова ответила: Ответ на сканворд: набор.
§ 4. Виды понятий
2. Совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор. Я. инструментов. Набор слов (перен.: пустые речи, не содержащие ясного смысла). совокупность предметов, образующая нечто целое. множество однородных предметов, образующих единое целое. 1. Совокупность частей, предметов, образующих какое-л. сложное целое. Состав — 1. Совокупность отдельных частей, образующих собою что-л. целое. Совокупность набранных литер, воспроизводящих текст. Совокупность предметов одного назначения, составляющих целое. Совокупность предметов, образующая нечто целое. Типографские литеры.
Совокупность предметов, образующая нечто целое, 5 букв, 1 буква «Н», сканворд
В отряде имелась хорошо подобранная походная аптечка, набор хирургических инструментов бритва, ножницы, пинцеты --- и значительное количество перевязочного материала. Арсеньев, По Уссурийской тайге. Здесь были и духи в изящном флаконе, и прекрасная пудреница, и туалетное мыло: целый набор. Авдеев, Гурты на дорогах. Украшение в виде металлических блях, пластинок на ременном поясе, конской упряжи и т.
Остановимся на этих примерах и предположим: если все для своей деятельности или деятельности других собирают и набирают какие-то предметы для применения в одной области, то это может быть - набор то, что собрано, набрано. Тогда: у ученика - набор письменных принадлежностей; у хирурга в операционной - набор хирургических инструментов; у слесаря-моториста - набор слесарных инструментов.
Пеньковый банан 5 букв.
Пазлы овощи для детей. Карточки фрукты для дошкольников. Разрезанные фрукты. Пазлы фрукты и овощи для детей. Преувеличение свойств и качеств предметов. Преувеличение признаков предмета. Сложный план познание.
Научное познание план. Научное знание план. Формы и методы познания план. Маска лицемерия. Маска демотиватор. Маска двуличия. Разрезной пазл для детей.
Сложи картинку из частей. Пазлы фрукты для детей. Предмет философии в его исторической динамике. Объект и предмет философии. Историческая динамика философии. Обектипредмет философии. Конститутивные проективные методики.
Аддитивные проективные методики. Конститутивные проективные методики примеры. Интерпретационные проективные методики. Жильбер Легран художник. Креативные персонажи. Ожившие предметы рисунки. Персонаж креатив.
Словоформа это примеры. Словоформа в тексте это. Виды грамматических категорий. Основа словоформы. Часть целое для дошкольников. Игра части предметов для дошкольников. Игра "части-целое".
Развивающая игра части и целое. Объект исследования туризм. Предмет исследования в проекте развитие туризма в США. Предмет исследования туризма в Челябинске. Часть и целое. Целое часть для детей. Системология это в информатике.
Любая система. Система в системологии.
Комплект Определение слова набор в словарях м. Действие по знач. Совокупность предметов одного назначения, составляющих что-л. Совокупность набранных литер, воспроизводящих какой-л.
Рекрутов в армию - слово из 5 букв
Учебные материалы школьной программы к уроку: “Понятие о бессоюзном сложном предложении” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной. совокупность предметов, образующая нечто целое. множество однородных предметов, образующих единое целое. синоним гарнитур. совокупность предметов, образующая нечто целое. совокупность чего-либо. совокупность предметов, образующих нечто целое, подбор Пример: Н. инструментов. Мы гарантируем, что вам не понадобятся дополнительные веб-сайты для поиска ответов Совокупность предметов, образующих нечто целое WOW Guru.