Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово. Так из Рождества появился наш Новый год, перенявший почти все его очертания – вплоть до святочного рассказа, который из письменного стал кинематографическим, за исключением главного – рождения Спасителя. Год рождения Христа считается концом старой и началом новой эры. Так когда же родился Христос, если в Библии нет даты его рождения?
День рождения Христа
Он связан с рождением во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. В каком году произошло крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя и выход Иисуса Христа на проповедь?
Когда православные отмечают Рождество Христово
- Рождество Иисуса Христа: почему Богу нашлось место лишь в пещере? 3
- Рождество – 2024: история и суть праздника
- РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - Древо
- В КАКОМ ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА РОДИЛСЯ ХРИСТОС?
- Рождество 25 декабря 2021: почему отмечается в эту дату, история и традиции праздника
Дата Рождества Христова согласно историческим свидетельствам
Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» Мф. Датировка Рождества Христова Говорить о дне, месяце и годе рождения Иисуса Христа как о доподлинно известных невозможно, поскольку ни Священное Писание, ни Священное Предание не говорят нам о действительной дате рождения Иисуса Христа. Опираясь на данные евангелистов и совокупность исторических, хронологических, археологических и астрономических данных, можно лишь с известной долей вероятности вычислить предполагаемую дату Христова рождества. Большинство исследователей считает, что нижняя граница возможного года рождения Иисуса Христа - это 7 г.
Точно можно сказать, что Господь родился незадолго до 750 года от основания Рима 4 г. Среди данных, на которые опираются при вычислении даты Рождества Христова, можно выделить следующие указания из Евангелия: служение священника Захарии - отца Иоанна Предтечи и благовестие ему Ангела; правление царя Ирода во время рождения Христа; появление на небе звезды, которую увидели волхвы; перепись Квириния; начало проповеди Иоанна Предтечи и, вероятно, Господа в 15 год Тиберия; примерный возраст Христа при начале служения; слова иудеев о возрасте Христа; Работавший в IV веке по поручению папы Юлия над составлением пасхальных таблиц, выдающийся богослов, астроном и математик тех времен монах Дионисий Малый выбрал 25 декабря 753 года от основания Рима как гипотетическую дату Рождества Христова. Именно этот год был положен в начало летосчисления "от Рождества Христова", позднее названного "нашей эрой".
С конца IV века празднование Рождества Христова установлено Церковью 25 декабря по юлианскому календарю. Установление церковного праздника Рождество Христово. Синай, монастырь Св.
Екатерины Первоначально праздник Христова Рождества не праздновался совсем, что видимо, связано с обычаем иудеев не праздновать свои дни рождения. Первые известные попытки установить дату Рождества Христова и отмечать ее как один из главных христианских праздников относятся ко II - III векам. Как отдельный праздник Рождество сформировался не сразу.
Для искоренения еретических заблуждений гностиков , христиане вслед им стали праздновать Крещение Христа , именуя праздник вторым названием - Богоявлением, подчеркивая, что Христос в Крещении не получил, а явил миру Свою Божественность. Вскоре к воспоминанию Крещения христиане присоединили и празднование Рождества Христа. Оба события: Боговоплощение и Богоявление отмечались в один день - 6 января под одним названием Богоявления.
Первая известная дата празднования Рождества Христова была принята Александрийской Церковью и его можно противопоставить древнеегипетскому празднику возрождающегося солнца, зимнего солнцестояния, которое отмечалось в Египте в те времена 6 января. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Впервые праздник Рождества Христова был отделен от праздника Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию, при папе Юлии.
Днем празднования было установлено 25 декабря, когда народы Римской империи праздновали "рождение солнца". Церковь же прославила родившегося на земле Христа - Солнце правды, дающего истинный Свет, Солнце бессмертное и не боящееся тьмы. К тому, же есть косвенные свидетельства, что праздник отмечался уже в середине 30-х годов IV столетия.
Праздник Рождества Христова, отмечавшийся 25 декабря, оказался столь убедительным и важным, что в течение IV — V веков он был принят повсеместно не только на Западе, но и на Востоке, включая самые отдаленные страны — Сирию и Армению. Проповеди святителей Григория Богослова и Григория Нисского на два отдельных праздника Рождества и Крещения подтверждают появление данных праздников в Константинопольской Церкви. Так, Григорий Богослов произнес два слова: 25 декабря 380 года — на Рождество и 6 января 381 года — на Крещение.
Разделение праздников Рождества и Крещения, утвержденное им в Константинопольской Церкви, впоследствии подтверждается в проповеди святителя Прокла Константинопольского 434—446. В 386 — 388 годах святитель Иоанн Златоуст произносил проповеди, посвященные празднику Богоявления. В одной из них, сказанной 20 декабря 386 или 387, или 388 года, приготавливая народ к празднику Рождества, святитель назвал его «самым почитаемым и священным из всех праздников».
В другой своей апологии он свидетельствует, что Рождество Христово в Антиохийской Церкви введено во второй половине 70-х годов IV века. Александрийская Церковь , как и другие Восточные Церкви, первоначально отмечала только праздник Богоявления — вплоть до первой трети V века. Скорее всего, праздник Рождества был введен в Александрии по инициативе святителя Кирилла Александрийского незадолго до Эфесского Собора.
Павел, епископ Эмесский , проповедовал на праздник Рождества Христова 25 декабря 432 года в Великой церкви.
Однако можно проследить в какое время года это было. Исходя из Евангельского повествования, очень трудно сказать, что всё описанное происходило зимой. В Библии сообщается, что Иисус умер, когда ему было 33 с половиной года. Это выпадает на март — апрель, т. Если отсчитать от этого события 33 с половиной года, то мы выходим на осень: сентябрь — октябрь. Известно, что во время рождения Христа, велась перепись населения Лук. Нет никаких свидетельств того, что перепись проводилась зимой. Обычно это всегда делается осенью, когда собран урожай. Зимой — закрыты торговые пути Деян.
И если бы перепись производилась весной, то это бы вызвало возмущение в народе, так как срывался бы сев, что грозило бы голодом. Лето — период сева и сбор урожая, опять же это вызвало возмущение в народе. Итак, лучший период — осень, после сбора урожая. Он заканчивался в октябре месяце Левит 23:39. После чего был праздник кущей. В Иерусалиме в это время собиралось около 2 млн.
И все слышавшие дивились тому, чтo рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё тo, что слышали и видели, кaк им сказано было Лк. В Евангелии от Матфея мы имеем иную версию той же истории, весьма существенно отличающуюся от версии Луки: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Оба евангелиста, повествующие о рождении Иисуса, называют местом Его рождения город Вифлеем, однако объяснения этому дают разные. Матфей не упоминает, откуда родом были Мария и Иосиф. Далее следует история бегства Иосифа и Марии в Египет и возвращения в Иудею, после чего Иосиф, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет Мф. Вся эта история, как мы можем предположить, продолжалась не менее трех лет, учитывая возраст убитых Иродом младенцев, к которому надо прибавить время на путешествие Святого Семейства в Египет и обратно. Из рассказа следует, что Матфей считал Вифлеем родным городом Иосифа, так как там находился его дом. Переселение в Назарет представлено как вынужденная мера. Лука рисует иную картину. Он начинает свое повествование с рассказа о родителях Иоанна Предтечи: Захарии, священнике из Авиевой чреды, и его жене Елисавете из рода Ааронова Лк. Их дом находился в нагорной стране, в городе Иудином Лк. Именно туда пришла Дева Мария, чтобы приветствовать Елисавету. Под городом Иудиным мог пониматься любой город, исторически принадлежащий колену Иудину, однако не позднее VI века установилась традиция отождествления города Иудина с селением Айн-Карем, находящимся на юго-западе от Иерусалима ныне в черте города 1. Об Иосифе тоже говорится, что он был из Галилеи, из города Назарета Лк. В Вифлееме оба они, Иосиф и Мария, оказались из-за переписи: Иосиф пришел в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова. Рождение Младенца произошло в Вифлееме, но не в доме, а в хлеву: на это указывают слова и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице Лк. В рассказе о поклонении Младенцу пастухов дважды упоминается Младенец, лежащий в яслях Лк. Таким образом, согласно Луке, у Иосифа не было дома в Вифлееме, и даже места в гостинице для Иосифа и Марии не нашлось. Далее следуют повествования об обрезании Иисуса и на речении Ему имени, а затем о принесении Его в храм. Повествования завершаются словами: и когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет Лк. Таким образом, у Луки промежуток между рождением Иисуса и возвращением Святого Семейства в свой родной город Назарет немногим превышает сорок дней да и вряд ли можно было дольше прожить в хлеву. Чье повествование в большей степени соответствует действительности и кто дает более точную информацию о том, где находился родной дом Иосифа: Матфей или Лука? Исследователи отвечают на это по-разному. Нельзя исключить, что Лука в данном случае более точен, потому что приводимая им геолокация событий, связанных с рождением Иисуса, более детально проработана. Говоря о разногласиях между Матфеем и Лукой в описании событий, связанных с историей рождения Иисуса, блаженный Августин пишет: Относительно города Вифлеема Матфей и Лука согласны. Но каким образом и по какой причине в него пришли Иосиф и Мария, Лука повествует, а Матфей опускает... Каждый евангелист так составляет свою речь, чтобы ряд повествования не казался с каким-либо пропуском: умалчивая о том, о чем не желает говорить, так соединяет повествуемое с тем, о чем говорил, что то и другое кажется следующим друг за другом непосредственно. Но так как один говорит о том, о чем другой умолчал, то тщательно рассмотренный порядок показывает, где именно произошло это умолчание. И таким образом становится понятным, что там, где Матфей говорил о волхвах, получивших повеление во сне не возвращаться к Ироду и другим путем возвратившихся в свою страну, там он пропустил то, что Лука сообщил, — бывшее с Господом в храме и слова Симеона и Анны; и с другой стороны, там, где Лука опустил повествование об отправлении в Египет, о котором рассказывает Матфей, он ввел как будто непосредственно бывшее затем возвращение в Назарет. Августин, таким образом, считает два повествования о рождестве Христовом не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.
А ведь от него, между прочим, начинается наше летоисчисление, наша эра. Итак, год Рождества был установлен папским архивариусом Дионисием Малым в 525 году. Согласно его расчетам, Христос родился в 1 г. Однако в Библии сказано, что Иисус родился «во дни царя Ирода». Который, как точно установлено, умер… в 4 году до нашей эры, то есть за пять лет до формального Рождества. Таким образом, то, что мы празднуем 25 декабря католики, а также православные Церкви Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана и Египта и 7 января православные России, Иерусалима, Сербии, Грузии, Церкви и монастыри Афона , так вот все это на самом деле просто символическая дата!
Основные даты земной жизни иисуса христа
Он связан с рождением во плоти Иисуса Христа от Девы Марии. Новость о рождении Спасителя услышали сторожившие стадо пастухи, они отправились в пещеру и первыми поклонились младенцу. С другой стороны, если Иисус родился раньше смерти Ирода, то Его рождение невозможно отнести на 750 год от основания Рима. Знал он и пророчества о Вифлееме, где надлежит родиться Христу, – и приказал убить всех вифлеемских младенцев в возрасте до двух лет. Причина торжества кроется в его названии — это день рождения Иисуса Христа. А если бы Христос не родился на Земле?Рождение Иисуса: как это былоПочему католики и православные празднуют Рождество в разные дни?
День рождения Христа
В древности существовало много календарей, и еще больше систем летоисчисления: годы считали от основания Рима, или от начала правления того или иного царя, или вовсе не считали их, а обозначали по именам правителей. Откуда же мы можем узнать точную дату Рождества? Источников может быть в общей сложности три: текст Писания, церковное предание и косвенные данные. Независимых от христианской традиции источников у нас просто нет. Но и церковное предание тоже не особенно помогает: день празднования Рождества установился не сразу, сначала оно вообще отмечалось вместе с Богоявлением Крещением 6 января, и лишь затем было перенесено на 25 декабря, когда римляне привыкли праздновать «день рождения непобедимого солнца». Так сказать, старый праздник наполнился новым содержанием, а в Армянской церкви так и продолжают отмечать Рождество и Богоявление 6 января по «новому стилю», на который и перешла эта церковь. Что касается года Рождества, он тоже был записан в церковной истории далеко не сразу. В частности, решено было отказаться от принятого тогда летоисчисления «диоклетиановой эры». За отправную точку в ней принималось начало правления римского императора Диоклетиана, одного из самых жестоких гонителей христиан. Вполне естественным было желание заменить ее на другую дату — и что подходило здесь лучше Рождества Христова! Дионисий привлек все доступные ему источники а их было не слишком-то много и рассчитал, что 248 год эры Диоклетиана должен соответствовать 532 г.
С тех пор мы так и считаем года, разве что сегодня это летоисчисление часто называют «нашей эрой», не упоминая Рождества. И надо сказать, не зря. Открыв сегодня любой исторический справочник, мы узнаем, что иудейский царь Ирод Великий умер в 4 г. Что ж, вполне обычная справка… но Ирод играет важную роль в евангельском повествовании о Рождестве. Как же так?
В Библии сообщается, что Иисус умер, когда ему было 33 с половиной года. Это выпадает на март — апрель, т.
Если отсчитать от этого события 33 с половиной года, то мы выходим на осень: сентябрь — октябрь. Известно, что во время рождения Христа, велась перепись населения Лук. Нет никаких свидетельств того, что перепись проводилась зимой. Обычно это всегда делается осенью, когда собран урожай. Зимой — закрыты торговые пути Деян. И если бы перепись производилась весной, то это бы вызвало возмущение в народе, так как срывался бы сев, что грозило бы голодом. Лето — период сева и сбор урожая, опять же это вызвало возмущение в народе.
Итак, лучший период — осень, после сбора урожая. Он заканчивался в октябре месяце Левит 23:39. После чего был праздник кущей. В Иерусалиме в это время собиралось около 2 млн. Это объясняет, почему Иосифу и Марии не нашлось места в Вифлееме, так как город этот находился всего в 5 км от Иерусалима. Также написано, что на протяжении 12-ти месяцев в храме проводили службу 24 священника; каждый из них имел свою очередь и был в храме половину месяца 1 Пар.
Эта традиция зародилась еще в Древней Руси. В ночь перед Рождеством дети наряжались в пастухов или ангелов, ходили по деревне и поздравляли соседей рождественскими песнями — колядками. В ответ добрый хозяин должен был отблагодарить их угощением или подарком. Что нельзя делать на Рождество Рождество — великий и значимый праздник для всех христиан. Существует несколько поверий по поводу того, что нельзя делать в этот день: Не следует заниматься уборкой, домашними делами и тяжелой работой. Чистоту и порядок в доме нужно навести заранее. Считается, что в этот светлый праздник нельзя ругаться, выяснять отношения и сплетничать. В рождественскую ночь желательно не спать, а посетить службу в храме. Также в этот день нельзя забывать об умерших родственниках — нужно почтить их память, поставив на подоконник зажженные свечи. За праздничный стол не рекомендуется садиться в темной одежде, лучше выбрать наряды белого цвета. Если к вам неожиданно пришли гости, их обязательно нужно приветить и накормить. Ясный и морозный день предвещал достаток, а вот если праздник выпал на новолуние, богатого урожая можно не ждать. Плохой приметой считалось увидеть на Рождество мышь — к денежным потерям. А вот встретить собаку предвещало большую удачу. На праздник было принято звать много гостей. В древности верили, что если первым явится темноволосый мужчина, то год будет денежным и удачным. Те, у кого было свое хозяйство, гадали на здоровье с помощью зерна и воды. Их одновременно давали курице и смотрели, к чему она притронется в первую очередь. Если птица начинала клевать зерно, это к здоровью и долголетию, а если начнет пить воду — к болезням. Подарки на Рождество Как стали дарить подарки От Рождества берет свое начало новогодняя традиция дарить подарки. В старину считалось, что подарки детям приносит Николай Чудотворец. По легенде, в городе Миры жил бедняк-вдовец с тремя дочками, которых никто не брал в жены без приданого. В отчаянии старик хотел отдать их в блудницы. Узнав об этом, святой Николай три ночи подряд незаметно подходил к дому этой семьи и бросал в окошко по мешочку с золотом. Вдовец смог подкараулить благодетеля, но тот попросил держать все в тайне. Варианты подарков на Рождество В Рождество подарки — не главное. В этот светлый праздник принято обходиться без излишеств. Подарки могут быть недорогими или же рукодельными.
Звезда засияла в июне А еще есть Вифлеемская звезда, которая засияла в небесах. По мнению астрономов, это могло произойти 17 июня 2 года нашей эры. Они подсчитали, что именно тогда планеты Венера и Юпитер расположились так, что ярко осветили небо. Как бы то ни было, март, июнь или сентябрь, — почему же мы празднуем Рождество в декабре? Праздновали самый короткий день в году Агнес Тотне Михалыко из университета Осло рассказывает, что еще римляне в это время устраивали праздник в честь своих древних богов. Христиане, желающие покончить со старыми богами, решили назначить на этот день другой праздник. В Норвегии тоже отмечали начало увеличения светового дня, радуясь, что скоро станет светлее. Когда в страну пришло христианство, норвежцы продолжили отмечать свой старый праздник, но уже под новым предлогом — в честь рождения Иисуса. Мы много чего не знаем об Иисусе Мы очень многого не знаем об Иисусе, но ученые над этим работают.
Когда родился Иисус Христос — точная дата по Библии?
Иисуса Что касается года рождения Христа, то Иисус фактически родился на несколько лет раньше. В этот период принято вспоминать историю рождения и спасения младенца Иисуса Христа. Завтра, 25 декабря, католики отметят Рождество Христово.
Читайте также
- Рождество Христово: евангельский рассказ о событии
- Рождество Христово 2024: что за праздник и почему от него считают нашу эру - Толк 07.01.2024
- Когда родился Иисус Христос и праздновал ли Рождество он сам и апостолы?
- Дата Рождества Христова согласно историческим свидетельствам
- Когда православные отмечают Рождество Христово
Рождество Христово в 2024 году: дата, история, основные традиции и символы праздника
По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся. О том, как правильно отметить рождение Иисуса Христа, о традициях празднования, об истории и обычаях Рождества — в материале «». Рождение Иисуса Христа. Дата празднования Рождества и непосредственно рождения Иисуса Христа до сих пор изучается многими учеными и историками.
Основные даты земной жизни иисуса христа
Теперь мы почти готовы установить нижнюю границу возможного года рождения Иисуса Христа, принимая слова Луки «был лет тридцати». РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО Считается, что впервые год новой эры как год Рождества Христа вычислил римский монах Дионисий Малый в VI веке н. э., то есть более чем через 500 лет после датируемого им события. Рождение Иисуса Христа.