Отзывы пользователей, рецензии критиков, кто снимается в сериале Запасный выход 2022 в главных ролях? Режиссер: Сергей Чекалов. В ролях: Юрий Стоянов, Роман Мадянов, Даниил Вахрушев и др. В судебно-медицинском морге провинциальной больницы работают два санитара – бывший уголовник-рецидивист Пал Палыч Шишко (Юрий Стоянов).
Запасной выход или запасный выход, как правильно?
Если спросить у филологов, что они думают о правильности написания этого словосочетания, то они скажут, что оба варианта являются допустимыми, но в современном русском языке все-таки принято писать «запасной выход». Он является более грамотным и привычным. Тогда почему же по всей стране пишут именно «запасный выход»? Может это какой-то тайный шифр? А вот и нет, разгадка намного проще. Слово «запасный» было в обиходе в дореволюционной России.
Именно в это время появилось словесное клише «запасный выход». И когда советские власти принялись изготавливать трафареты для нанесения этой надписи, в печать пошел более привычный в то время вариант.
Мы бы сказали "запасной выход" и что, были бы не правы? Может быть это что-то из серии "один кофе" или это какая-то специальная терминология? На самом деле с правильностью написания тут все очень просто. Если не придираться, то и так, и так правильно. Однако, в контексте современного русского языка вернее будет использовать все-таки вариант со словом «запасной». Дело в том, что прилагательные с окончаниями «-ий» и «-ый» как «запасный» больше свойственны для русского языка XIX века.
Слово «запасной» стали использовать в русском литературном языке только в начале XX столетия.
У слова «запасный» сегодня узкое и конкретное употребление. Комментирует Наталья Красильникова , филолог, учитель русского языка и литературы. Резервный объект исправен и готов к исполнению обязанностей.
В штатной ситуации он используется от случая к случаю, а в критической обстановке задействуется полностью.
Вкусные рецепты Почему пишется Запасный выход Но почему именно через букву «ы»? На этот счет есть несколько мнений и сейчас мы о них вам расскажем. Одной из самых популярных легенд является следующая: для рынка тогдашнего СССР известный производитель автобусов марки «Икарус» вместо «Запасной выход» написал запасный. Это нелепая ошибка была не замечена и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта.
ПОЧЕМУ ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД А НЕ ЗАПАСНОЙ
Запасный выход — аварийный выход, выход, которым пользуются в случаях крайней необходимости; не главный, не парадный вход/выход, дополнительный выход, служебный выход, тайный (потайной) ход. Почему выход «запасный»? Эта словоформа осталась в русском языке еще из письменности старословянской. Равноправные варианты: запасный и запасной путь, запасный и запасной полк, запасный и запасной выход. В сочетаниях с другими словами прилагательное запасный квалифицируется как устаревшее.
Почему в транспорте запасной выход обозначают, как «запасный»
Это нелепая ошибка была не замечена и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта. Согласно другой версии, это ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта. Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы» и никто этого не заметил. А вот наиболее правдоподобное мнение, на ваш взгляд.
Так, изначально были более распространены формы прилагательных с окончанием на «-ий» и «-ый». К примеру, для 19 века, слово «запасный» является намного более привычным, чем современное «запасной». Окончание на «-ой» вошло в широкое употребление с 20-х гг. Именно тогда в словарях была закреплена новая норма написания прилагательных. И «запасный» выход официально стал «запасной».
Почему же тогда до сих пор, спустя 100 лет после внесенных в словари изменений, мы видим таблички с устаревшей формой? Все дело в таком лингвистическом явлении как «речевое клише». Оно настолько прочно закрепляется в разговорной речи, что порою из поколения в поколение передается именно устаревшая и уже неправильная форма. Тем более во времена СССР информация передавалась далеко не так быстро, как в век интернета.
Если прилагательное обозначает имеющийся в запасе аварийный выход или дополнительный проездной путь, употребляется нетипичная для него форма запасный : запасный выход; запасный путь Использование разных окончаний для образования форм прилагательного запасной и запасный объясняется тем, что в русском языке образование именительного падежа единственного числа прилагательных происходит двумя способами: при помощи окончаний —ой или — ый. В большинстве случаев образуется только одна форма прилагательного, но запасной и запасный образуют синонимичную пару с конкретизацией лексического значения. В прилагательных, образованных при помощи окончания —ой , ударение смещается на последний слог; в прилагательных с окончанием —ый оно остается неподвижным. В профессиональной лексике военных используется только одна форма прилагательного: запасной. Общеупотребительной, используемой во всех стилях устной и письменной речи считается форма запасной. Ее вариант запасный имеет смысловое ограничение в употреблении.
Причем эти наименования находят свое отражение и в нормативных документах, и в обозначениях которые наклеивают на эти двери те, кому приходится отвечать за противопожарную защиту объектов. В сети полно предложений купить те или иные знаки подобного рода. Как только мы видим такие названия нас начинает коробить. Потому что те, кто внедряет всё это в практику попросту запутывает еще больше людей, которые и так слабо представляют, куда нужно идти и чем нужно пользоваться в случае пожара. Более того, в данном конкретном случае термины становятся очень важны, так как именно правильно определив тот или иной объект, используя в отношении его правильный и соответствующий закону термин можно принять относительно этого объекта решение, влияющее на безопасность человека положительно. Именно в этом опасность употребления понятия вынесенного в заголовок этой статьи. Посмотрим сначала на историю данного вопроса. Привычка делить пути эвакуации на основные и запасные начала формироваться с классического учебника «Пожарная профилактика в строительстве» в том числе и применительно к описанию планов эвакуации. Именно оттуда пошло это название и обычай использовать при разработке схем движения линии. Правильно ли написали корифеи пожарной охраны в этом классическом учебнике?
Для того времени — правильно, но только лишь с одной стороны. Использование более надежной с позиций незадымляемости лестница и может привести к другой угрозе, еще более вероятной. Перегрузить т. Может быть, для 85 года это было объективно. Но сейчас, все выходы в принципе одинаково безопасны. Поэтому нам предствляется, что авторы учбеника в этом — ошиблись. И ничего страшного или крамольного в таком признании нет. Всё развивается, и со временем вносятся изменения даже в основы основ. У авторов учебника были другие проблемы, перед ними стояли более насущные задачи защиты от огня, и объективно им некогда и не нужно было думать над тем, что должны улучшить и развить мы, их ученики. В том числе это касается и темы нашей статьи.
Из учебника ошибочный подход перекочевал в первый нормативный документ, которые описывал то, как надо делать планы. Обратите внимание, что в отличие от учебника, где разделение путей на резервные и основные было обосновано, в нормативном документе никаких обоснований не приводится. В нем просто написано «надо» и без объяснений когда и как надо показан совершенно неправильный пример разработки.
Бред какой-то.
Ну неужели куча народу будет себя мучать и писать нелогичное "запасный", когда признано так же правильным "запасной"? Это же как штаны через голову надевать. Несмотря на то, что Ушаков считает слово «запасной» единственно правильным, списав «запасный» в число устаревших, многие филологи склоняются к тому, что оба этих слова являются разнокоренными. Сейчас станет понятней: - Запасной: имеет общий корень с такими словами, как «запас» и «припас».
Запасной предмет может быть использован взамен часто используемого предмета.
Почему пишут «запасный выход», а не «запасной» — правда тебя удивит
Официально в употребление прилагательные на «-ой» вошли после 1920-х годов. Тогда советские языковеды признали, что правильно будет говорить именно «запасной выход», а не «запасный выход». При этом устаревшая форма слова из разговорного языка никуда по щелчку пальцев не делась, превратившись в то, что лингвисты называют «речевым клише». В интернете начинают мне затирать про старые, сохранившиеся с тех времен трафареты и прочую ерунду. Ладно раньше, раньше то понятно. Речевые клише в разговорной речи - штука крайне стойкая. Когда в СССР стали делать трафареты для печати надписей под аварийные выходы, в стране все еще оставалось множество людей, привыкших говорить и писать по-старому.
Если первое является однокоренным с такими словами, как припас и запас, то второе — спасение, опасность. Поскольку речь в транспорте ведется о выходе из него в случае чрезвычайной ситуации например, при аварии , то и слово «запасный» необходимо писать именно через «ы». С другой стороны, многие современные эксперты уверены, что эти два слова ничем не отличаются друг от друга, поэтому их можно писать как через «о», так и через «ы». Для случая возникшей опасности представляющей угрозу для жизни и необходимой целостности предметов и оборудования. Запасный выход используется в крайнем, экстренном случае. Такой выход не используется в повседневной жизни.
Путешествия Почему пишется Запасный выход Но почему именно через букву «ы»? На этот счет есть несколько мнений и сейчас мы о них вам расскажем. Facebook Вконтакте Однокласники Одной из самых популярных легенд является следующая: для рынка тогдашнего СССР известный производитель автобусов марки «Икарус» вместо «Запасной выход» написал запасный. Это нелепая ошибка была не замечена и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта.
У ответственных за противопожарную безопасность есть ключи от этих запасных выходов. Выходы обязательно закрыты на ключ. Представьте себе, если школа распахнет все двери, значит, надо ставить еще пять постов охраны, это нереально, как вы понимание. Двери закрыты. Ключи есть у охранника, и дубликат ключей есть у ответственных за эвакуацию, поскольку мы системно проводим учебную эвакуацию детей три раза в году. Если он потерял, не дай Бог, ключ, запасной ключ всегда висит у дежурного охранника. В одном из наших корпусов есть специальные двери. И как только включается система, предупреждающая о возгорании, эти двери автоматически становятся открытыми. Но это здание построено совсем недавно. А те здания, что построены давно, вот в 1970-1980-е годы, такой системой не снабжены. Мы прикидывали сегодня с моими коллегами, сколько будет стоить, чтобы пять выходов вместе с коммуникациями сделать такими же автоматическими, но общая стоимость примерно на одно школьное здание — около полутора миллионов рублей.
Почему выход «запасный», а не «запасной»?
Бытует мнение, что выход получился «запасной» еще со времен первых Икарусов, используемых в Советском Союзе. Не помню, были ли собственно сами запасные выходы в советских автобусах до появления "Икарусов", но вот табличек таких точно не было, и слово "запасный" венгры использовали впервые. Чаще пишут запаснЫй выход, а не запаснОй. Но почему же так происходит, если интуитивно мы хотим произнести букву «о»? Ликвидация безграмотности: поднимите руку, кто знает, почему выход в автобусе «запасный» а не «запасной»?
Дурацкий вопрос: почему в общественном транспорте Ижевска пишут «Запасный выход»?
Вся информация по 1 сезону сериала Запасный выход: список и график выхода серий, описание и рейтинг на Возвращаемся к автобусам, где «запасный» выход используется в крайнем, экстренном случае, например при ДТП. Как правильно сказать применительно к месту аварийного выхода из общественного транспорта или здания: «запасный выход» или все-таки «запасной выход»? Привычнее для современного человека | Почему на аварийном выходе написано «запасный выход», а не «запасной».
Почему на табличках пишут "запасный" выход
В большинстве случаев образуется только одна форма прилагательного, но запасной и запасный образуют синонимичную пару с конкретизацией лексического значения. В прилагательных, образованных при помощи окончания —ой , ударение смещается на последний слог; в прилагательных с окончанием —ый оно остается неподвижным. В профессиональной лексике военных используется только одна форма прилагательного: запасной. Общеупотребительной, используемой во всех стилях устной и письменной речи считается форма запасной. Ее вариант запасный имеет смысловое ограничение в употреблении. Причем эти наименования находят свое отражение и в нормативных документах, и в обозначениях которые наклеивают на эти двери те, кому приходится отвечать за противопожарную защиту объектов. В сети полно предложений купить те или иные знаки подобного рода. Как только мы видим такие названия нас начинает коробить. Потому что те, кто внедряет всё это в практику попросту запутывает еще больше людей, которые и так слабо представляют, куда нужно идти и чем нужно пользоваться в случае пожара. Более того, в данном конкретном случае термины становятся очень важны, так как именно правильно определив тот или иной объект, используя в отношении его правильный и соответствующий закону термин можно принять относительно этого объекта решение, влияющее на безопасность человека положительно. Именно в этом опасность употребления понятия вынесенного в заголовок этой статьи.
Посмотрим сначала на историю данного вопроса. Привычка делить пути эвакуации на основные и запасные начала формироваться с классического учебника «Пожарная профилактика в строительстве» в том числе и применительно к описанию планов эвакуации. Именно оттуда пошло это название и обычай использовать при разработке схем движения линии. Правильно ли написали корифеи пожарной охраны в этом классическом учебнике? Для того времени — правильно, но только лишь с одной стороны. Использование более надежной с позиций незадымляемости лестница и может привести к другой угрозе, еще более вероятной. Перегрузить т. Может быть, для 85 года это было объективно. Но сейчас, все выходы в принципе одинаково безопасны. Поэтому нам предствляется, что авторы учбеника в этом — ошиблись.
И ничего страшного или крамольного в таком признании нет. Всё развивается, и со временем вносятся изменения даже в основы основ. У авторов учебника были другие проблемы, перед ними стояли более насущные задачи защиты от огня, и объективно им некогда и не нужно было думать над тем, что должны улучшить и развить мы, их ученики. В том числе это касается и темы нашей статьи. Из учебника ошибочный подход перекочевал в первый нормативный документ, которые описывал то, как надо делать планы. Обратите внимание, что в отличие от учебника, где разделение путей на резервные и основные было обосновано, в нормативном документе никаких обоснований не приводится. В нем просто написано «надо» и без объяснений когда и как надо показан совершенно неправильный пример разработки. Обратите внимание: выход ведущий наружу, по какой-то причине обозначен как тот, которым лучше не пользоваться.
Но при этом администрация учреждения несет ответственность за установление такого режима прохода в здание, который бы позволял контролировать безопасность, в том числе нахождение на его территории подозрительных личностей, пронос запрещенных вещей и т. На самом деле эвакуационные выходы должны быть устроены так, чтобы открыть их снаружи было нельзя что позволяет соблюдать антитеррористическую безопасность , но изнутри они легко бы открывались, причем без помощи ключа.
Есть современные технологии, позволяющие держать двери заблокированными и автоматически разблокировать их при включении пожарной сигнализации. Такие двери можно оборудовать специальными ручками, которые позволяют открыть дверь в условиях паники, давки, ограниченности видимости в условиях задымления. Но самый простой способ, не требующий дорогостоящего оборудования, — обыкновенная щеколда, установленная на двери внутри. Кстати, закрытую таким способом дверь можно и опечатать — это в определенной степени предохранит от детей и любопытных, желающих открыть дверь изнутри и посмотреть, что за ней, но при этом в условиях ЧС не станет помехой для открытия эвакуационного выхода.
А вот наиболее правдоподобное мнение, на ваш взгляд.
Филологи считают, что слова «запасный» и «запасной» имеют разные корни. Если первое является однокоренным с такими словами, как припас и запас, то второе — спасение, опасность. Поскольку речь в транспорте ведется о выходе из него в случае чрезвычайной ситуации например, при аварии , то и слово «запасный» необходимо писать именно через «ы». С другой стороны, многие современные эксперты уверены, что эти два слова ничем не отличаются друг от друга, поэтому их можно писать как через «о», так и через «ы».
При этом устаревшая форма слова из разговорного языка никуда по щелчку пальцев не делась, превратившись в то, что лингвисты называют «речевым клише». Что-то мне кажется эта версия "так себе". Я нашел еще одну версию... Про какое-то устаревшее клише мутная тема. В интернете начинают мне затирать про старые, сохранившиеся с тех времен трафареты и прочую ерунду.
Бред какой-то.
Войти на сайт
Тогда почему же везде на всех табличках пишут «запасный выход»? Правильно: запасный выход, запасной выход. Но: запасной аккумулятор (не запасный). Вы наверняка замечали в автобусах или другом транспорте табличку «запасный выход». ЗАПАСНЫЙ ВЫХОД – результаты поиска в разделе Ответы справочной службы на Грамоте – справочном портале по русскому языку.
Почему пишут «запасный выход», а не «запасной» — правда тебя удивит
Сначала ее никто не заметил, а когда форма пошла в тираж, менять что-то было уже поздно. Постепенно неправильных надписей и табличек стало так много по сей стране, что они сформировали новое речевое клише. Альтернативная версия: украинский язык Якобы виной всему автобусы ЛАЗ. Фото: patp76. Существует еще одна популярная версия, описывающая возможную ошибку. Дело в том, что на украинском языке рассматриваемая надпись выглядит как «запасний вихiд».
Бытует мнение, что при переводе на русский также была допущена ошибка в трафарете для автобусов ЛАЗ Львов , после чего «неправильная» форма так и закрепилась в употреблении. Альтернативная версия: венгерские автобусы Другая легенда упоминает ошибку в Икарусах. Фото: fotostrana. Самая романтичная легенда, связанная со словами «запасной» и «запасный».
При этом «запасный» может быть тоже правильным, но считается устаревшим. Но устаревшее слово «запасный» встречается и в 21 веке. Есть версия, более подобная легенде, которая гласит, что причиной такой разницы является венгерский автобус «Икарус». Выпускали его в социалистической Венгрии. На заводе хорошо не знали русский язык.
Так и возникла ошибка в надписи. Такая версия прижилась в СССР и ее считали наиболее реальной. Есть также предположение, что опечатка в табличке возникла на советском заводе из-за ошибки рабочего в слове «запасной». Так и повелось далее. Есть теория, что слово «запасный» пошло от автобусов ЛАЗ и украинского языка.
Эта нелепая ошибка была не замечена, и в итоге эту надпись начали копировать другие изготовители пассажирского транспорта. Согласно другой версии, эта ошибка произошла непосредственно со стороны производителей общественного транспорта.
Кто-то также незаметно написал слово «запасной» через «ы», и никто этого не заметил. А вот наиболее правдоподобное мнение.
Другие, напротив, видят в ней сохранение исторических традиций и отражение особенностей русского менталитета. В целом, большинство все же склоняется к тому, что: Форма "запасный" уместна по отношению к экстренным, аварийным выходам, подчеркивая их особое предназначение. Оба варианта допустимы и "запасный" выход можно рассматривать как исторически сложившееся исключение. Как говорят: "запасный" или "запасной"? Это отчасти объясняется тем, что "запасной" воспринимается как более современный и правильный вариант. А отчасти — просто привычкой и инерцией мышления, ведь мы куда чаще используем слово "запасной" в других контекстах. Для рядового носителя языка разница между словами "запасный" и "запасной" не столь важна. Но все же интересно, чем они отличаются: "Запасный" — более эмоциональное, "человечное" слово, акцентирует внимание на спасении в опасной ситуации.
Таким образом, для аварийных выходов все-таки больше подходит "запасный" со своими конотациями. Региональные различия в написании Интересно, что в разных регионах России к трактовке "запасного" выхода относятся по-разному.
Запасный или запасной выход?
Итак, почему пишется «Запасный выход»? Я ещё в детстве видел на запасных дверях в учреждениях надпись "Запасный выход" и, честно говоря, не мог понять, почему так пишут, поскольку в устной речи слышал только "запасной". Тогда почему же везде на всех табличках пишут «запасный выход»? Многие интересуются, почему в маршрутках, автобусах или ином общественном транспорте пишут не «запасной», а «запасный» выход? И «запасный» выход официально стал «запасной». Почему же тогда до сих пор, спустя 100 лет после внесенных в словари изменений, мы видим таблички с устаревшей формой? Почему в автобусах и на других табличках пишут «запасный выход», а не «запасной». Какое правило или это исключение из правил?
Сюжет сериала «Запасный выход»
- Сейчас на главной
- Почему на окнах общественного транспорта пишут «запасный выход», а не «запасной»?
- Почему на эвакуационных выходах пишется "запасный выход", а не запасной?
- Выхода нет. Почему в российских школах и садах заперты эвакуационные двери?
- Самое популярное