это история о бывалом воре, поданная на фоне будней прибрежного города и размышлений о превратностях человеческой судьбы. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. Свобода и смысл жизни, противопоставление бродяжничества крестьянству, проблема выбора и поиск своего пути — все эти темы емко раскрыты в рассказе «Челкаш». это имя криминального элемента из рассказа Горького, в котором пропагандируется тема свободы и босячества. 3. Рассказ «Челкаш» благодаря помощи В. Г. Короленко в 1895 был опубликован в журнале «Русское богатство».
Анализ рассказа «челкаш» (м. горький)
Пройдёт совсем немного времени, и это неприязненное отношение к Челкашу будет уже не столь категоричным. Причина смягчения в том, что встреченный им мужик Гаврила начнёт пробуждать в Григории почти ушедшие, забытые, полуистлевшие воспоминания о прежнем его крестьянском житье-бытье. Обратите внимание В рассказ вкрапливается повествование о добосяцкой жизни Челкаша, и нет в его истории оснований для ухода Григория в другую жизнь. Не может же служить оправданием ухода «на дно» то, что стал «согнут работой» отец или постарела «осевшая к земле» мать. Но не об оправдании Челкаша ведёт речь Горький устами рассказчика, а о постепенном раскрытии характера героя. Вот-вот может произойти с Григорием Челкашом невозможное для него — установится некая духовная связь с Гаврилой. Сама мысль о сближении неприемлема для Челкаша. Ещё в начале рассказа Григорий «закипает» от внутренней зависти к Гавриле и ещё более от намёка на родственность мыслей с ним.
Образ Гаврилы понятнее и проще. Крестьянский парень, оторванный от деревни, мечтает каким-то чудом заработать. Предприятие, предложенное Челкашом, противоестественно для него, но, с другой стороны, крестьянская смекалка подсказывает ему, что, может быть, это и есть тот единственный шанс, о котором он и не мечтал даже — шанс быстро получить вожделенные деньги. Предприятие удалось, он получает свои сорок рублей, затем получает больше — в порыве сентиментальной заботы о мужике Челкаш отдаёт почти всё. И то ли болтливость, то ли благодарная искренность подводят Гаврилу, и он рассказывает о своём чёрном замысле. Дальше — потеря денег, удар Челкаша камнем сзади, покаяние, возврат денег, уход… В разные стороны с Челкашом. Дорога Челкаша понятна — стал вором и умрёт вором.
О другом он вряд ли и думать будет. Это читатель будет думать: зачем Горький поэтизирует вора, наделяя его романтическими качествами, заставляя совершать поступки благородные и почти фантастические для него самого. То ли от следования традиции, продолжая рассказы о благородном Робине Гуде, защитнике обездоленных, но в новых социальных условиях. То ли для того, чтобы подчеркнуть: вор, человек «дна», босяк обладает такими качествами, которые вряд ли присущи богатым и сильным хозяевам жизни. Такое толкование рассказа долго было в ходу. То ли ведётся рассказ к тому, чтобы подумал читатель: «Нет, мил человек, ты отдал легко, потому что легко и просто тебе досталось». Ведь возможен и такой поворот в восприятии происшедшего.
Важно Образ жизни и поведение Челкаша могут в одних вызвать сочувствие, в других удивление, в третьих презрение. Кажется, что ясна дорога Гаврилы — в деревню, в дом, в зятья. А что, если он прельстится мыслью о лёгкой добыче денег? Ведь и такой поворот в судьбе персонажа вполне вероятен. Многие герои Горького оказались внизу, «на дне». Но ведь каждый пришёл туда по-своему. Рассказы М.
Горького задевали за живое, помогали многим людям познать себя, принять верное решение, попытаться изменить свою жизнь и судьбу. Источник: Меркин Г. Литература, 9 класс: уч. Босяки обратили на себя внимание Горького и как жертвы социального неравенства, и как носители идеи народного протеста. Сама публикация в этом издании много значила для литературной карьеры молодого писателя. Журнал был столичный, известный, с хорошими традициями и солидной редколлегией. Горький был первооткрывателем проблемы, которая стала одним из главных вопросов для искусства ХХ века.
Сохранить свободу и индивидуальность можно, только освободившись от социума и его норм. Качество и само содержащее этой новинки в его глазах имели второстепенное значение. Горький любуется героем, похожим на степного ястреба, окружает его романтическим ореолом. Напряжение создает контраст между криминальным образом жизни героя и поэтичностью, возвышенностью его натуры. Полной противоположностью главному герою является случайный подельник Гришки. Участвуя в краже, Гаврила дрожит от страха, после ее удачного завершения вспоминает о боге. Деньги, вырученные от продажи краденого, нужны Гавриле для исполнения заветного желания — он хочет стать хозяином собственного надела земли.
Сюжет рассказа выстроен таким образом, чтобы подчеркнуть привлекательные качества Челкаша и ничтожность Гаврилы. Ради выгодной наживы жадный и трусливый Гаврила готов на унижение и преступление: он едва не убил Челкаша. Гаврила все просчитал: Челкаш — босяк, которого никто не будет искать. У Челкаша и автора Гаврила вызывает презрение, отвращение. Сцена расставания героев на морском берегу глубоко символична. Челкаш, шатаясь, уходит, а Гаврила, взглянув на деньги и облегченно вздыхает, и отправляется в другую сторону. Образы Горьковские босяков оказываются нравственно выше денежной власти, они — люди свободные в обществе несвободных.
Обратите внимание Катализатором, проявляющим духовную силу одного и ничтожество другого, становится морская стихия.
Ты чего же такой сердитый, Семеныч?.. Сторож начал сердиться и, оглядываясь по сторонам, пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша. Я вот наговорюсь с тобой вдосталь и уйду. Ну, сказывай, как живешь?.. Я, брат, в самом деле... Али ты уж по домам, по улицам грабить собираешься? И здесь на наш с тобой век добра хватит. Ей-богу, хватит, Семеныч! Ты, слышь, опять два места мануфактуры слямзил?..
Смотри, Семеныч, осторожней! Возмущенный Семеныч затрясся, брызгая слюной и пытаясь что-то сказать. Челкаш отпустил его руку и спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани. Сторож, неистово ругаясь, двинулся за ним. Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки. Ему платили тем же. Подошли к воротам. Два солдата ощупали Челкаша и легонько вытолкнули его на улицу. Челкаш перешел через дорогу и сел на тумбочку против дверей кабака. Из ворот гавани с грохотом выезжала вереница нагруженных телег.
Навстречу им неслись порожние телеги с извозчиками, подпрыгивавшими на них. Гавань изрыгала воющий гром и едкую пыль... В этой бешеной сутолоке Челкаш чувствовал себя прекрасно. Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него, и, щуря глаза, мечтал о том, как загуляет завтра поутру, когда в его кармане явятся кредитные бумажки... Челкаш про себя обругался, думая, что одному, без Мишки, пожалуй, и не справиться с делом. Какова-то будет ночь?.. Он посмотрел на небо и вдоль по улице. Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой.
Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Челкаш оскалил зубы, высунул язык и, сделав страшную рожу, уставился на него вытаращенными глазами. Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех; «Ах, чудак! Ему сразу понравился этот здоровый, добродушный парень с ребячьими светлыми глазами. Плохи дела-то! Шесть гривен в Кубани платили. А раньше-то, говорят, три целковых цена, четыре, пять!.. Раньше-то за одно погляденье на русского человека там трёшну платили. Я вот годов десять тому назад этим самым и промышлял. Да напоят, накормят.
И живи сколько хочешь! Парень, слушая Челкаша, сначала широко открыл рот, выражая на круглой физиономии недоумевающее восхищение, но потом, поняв, что оборванец врет, шлепнул губами и захохотал. Челкаш сохранял серьезную мину, скрывая улыбку в своих усах. Нет, ей-богу, раньше там... Ведь и я говорю, что, мол, там раньше... Али портной?..
У него смешно надулись щеки, оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. Он, очевидно, не ожидал, что его разговор с этим усатым оборванцем кончится так быстро и обидно. Оборванец не обращал больше на него внимания.
Он задумчиво посвистывал, сидя на тумбочке и отбивая по ней такт голой грязной пяткой. Парню хотелось поквитаться с ним. Часто это ты запиваешь-то? Хочешь сегодня ночью работать со мной? Говори скорей! Чего заставлю… Рыбу ловить поедем. Грести будешь… — Так… Что же? Работать можно. Только вот… не влететь бы во что с тобой.
Больно ты закомурист… темен ты… Челкаш почувствовал нечто вроде ожога в груди и с холодной злобой вполголоса проговорил: — А ты не болтай, чего не смыслишь. Я те вот долбану по башке, тогда у тебя в ней просветлеет… Он соскочил с тумбочки, дернул левой рукой свой ус, а правую сжал в твердый, жилистый кулак и заблестел глазами. Парень испугался. Он быстро оглянулся вокруг и, робко моргая, тоже вскочил с земли. Меряя друг друга глазами, они молчали. Он кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного ему этим молоденьким теленком, которого он во время разговора с ним презирал, а теперь сразу возненавидел за то, что у него такие чистые голубые глаза, здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет где-то там деревню, дом в ней, за то, что его приглашает в зятья зажиточный мужик, — за всю его жизнь прошлую и будущую, а больше всего за то, что он, этот ребенок по сравнению с ним, Челкашом, смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна. Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты, и, таким образом, становится похож на тебя. Парень смотрел на Челкаша и чувствовал в нем хозяина. Мне все равно, у кого работать, у тебя или у другого.
Я только к тому сказал, что не похож ты на. Ну, я ведь знаю, что это со всяким может быть. Господи, рази я не видел пьяниц! Эх, сколько!.. Говори цену. Какая работа будет. Какой улов, значит… Пятитку можешь получить. Но теперь дело касалось денег, а тут крестьянин хотел быть точным и требовал той же точности от нанимателя. У парня вновь вспыхнуло недоверие и подозрительность.
Челкаш вошел в роль: — Не толкуй, погоди! Идем в трактир! И они пошли по улице рядом друг с другом, Челкаш — с важной миной хозяина, покручивая усы, парень — с выражением полной готовности подчиниться, но все-таки полный недоверия и боязни. Когда они пришли в грязный и закоптелый трактир, Челкаш, подойдя к буфету, фамильярным тоном завсегдатая заказал бутылку водки, щей, поджарку из мяса, чаю и, перечислив требуемое, коротко бросил буфетчику: «В долг все! Тут Гаврила сразу преисполнился уважения к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием. Пока ты посиди, а я схожу кое-куда. Он ушел. Гаврила осмотрелся кругом. Трактир помещался в подвале; в нем было сыро, темно, и весь он был полон удушливым запахом перегорелой водки, табачного дыма, смолы и еще чего-то острого.
Против Гаврилы, за другим столом, сидел пьяный человек в матросском костюме, с рыжей бородой, весь в угольной пыли и смоле. Он урчал, поминутно икая, песню, всю из каких-то перерванных и изломанных слов, то страшно шипящих, то гортанных. Он был, очевидно, не русский. Сзади его поместились две молдаванки; оборванные, черноволосые, загорелые, они тоже скрипели песню пьяными голосами. Потом из тьмы выступали еще разные фигуры, все странно растрепанные, все полупьяные, крикливые, беспокойные… Гавриле стало жутко. Ему хотелось, чтобы хозяин воротился скорее. Шум в трактире сливался в одну ноту, и казалось, что это рычит какое-то огромное животное, оно, обладая сотней разнообразных голосов, раздраженно, слепо рвется вон из этой каменной ямы и не находит выхода на волю… Гаврила чувствовал, как в его тело всасывается что-то опьяняющее и тягостное, от чего у него кружилась голова и туманились глаза, любопытно и со страхом бегавшие по трактиру… Пришел Челкаш, и они стали есть и пить, разговаривая.
У него появляется мысль убить Челкаша, чтобы завладеть всем награбленным. После получения своей доли, решается на нападение. Позже сильно раскаивается в этом решении, просит прощения у Челкаша. Вор же испытывает к нему презрение, бросает ему деньги. Гаврила тут же их собирает и уходит. Главные герои Челкаша меняют за время повествования. Вор оказывается более благородным, чем тот человек, который изначально казался законопослушным, честным, открытым и добрым. Второстепенные персонажи Семёныч. Давний мазанковый Челаша, на готовым герой издевается и смеется. Мужчина работает сторожем на таможне. Прекрасно знает, чем промышляет Челках, а потому следит за ним пристально, как тот появляется в поле зрения. Пытается не пускать босяка на охраняемую территорию. Из-за его травмы Челкашу пришлось искать нового напарника.
Горький Максим - Челкаш
Подробную характеристику главных и второстепенных героев повести Челкаш читайте в этой статье. Несмотря на досадную новость, разговор со сторожем развеселил вора. Поговорим о произведении Горького Челкаш, кто такой вы сможете выяснить чуть ниже по тексту. Кто такой челкаш. Рассказ о том, как опытный контрабандист, преступник и пьяница Челкаш идет «на дело» с молодым крестьянином Гаврилой. Челкаш очень любит море, которое дарит ему ощущение свободы.
Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. Читать онлайн книгу «Челкаш» автора Максим Горький. Впервые напечатано, при содействии Короленко, в журнале «Русское богатство», 1895, номер 6. Первое произведение Горького, напечатанное в журнале. рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Гаврилы в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера героя. Челкаш характеристика героев кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей.
Кто такой челкаш в рассказе горького
Гаврила пронизан страхом, жалеет, что согласился помочь Челкашу. Вор же угрожает молодому парню, что без зазрения совести избавится от него, если их заметят. Герои прибывают в место назначения — к огромной темной стене. Челкаш отнимает у юноши котомку с паспортом и весла, чтобы тот не смог никуда уплыть, и поднимается по стене. Спустя какое-то время он опускает Гавриле тяжелые грузы, спускается сам, и они отплывают. Когда мимо них проплывала таможенный крейсер, Гаврила до того испугался, что упал на дно лодки, закрыл глаза и не хотел подниматься. Главный герой снова пригрозил юноше, что убьет его, если из-за него их арестуют. Опасность миновала. Челкашу стало жаль парня, он принялся успокаивать его, говоря, что тот хорошо заработал и может много чего купить на эти деньги. Вскоре они приплыли к кораблю, где их встретили знакомые Челкашу матросы. Они поднимаются на борт, отдают грузы и идут спать в каюту.
Наутро главный герой получает деньги, и они с Гаврилой отправляются назад на берег. Из заработанных 540 рублей вор отдает Гавриле 40, остальное оставляя себе. Приплыв обратно на берег Гаврила бросается к Челкашу и начинает молить его отдать всю заработанную сумму. Он утверждает, что эти деньги ему нужнее и полезнее, а такой вор и пьяница, как Челкаш, спустит их за один день. Главному герою становится противна алчность и жадность парня, он с презрением бросает ему деньги. Гаврила, забрав деньги, сознается, что еще в лодке у него возникла мысль ударить веслом главного героя, забрать у него выручку и выбросить за борт, уверяя, что его бы никто и не хватился. Челкаша разозлило это, он отнимает деньги у напарника и собирается уходить. Тот же, не собираясь сдаваться, бросает в Челкаша камень и, испугавшись, убегает. Но, одумавшись, он возвращается обратно и начинает слёзно умолять главного героя простить его. Челкаш испытывает презрение к корыстолюбивому парню, с отвращением он сует ему всю выручку, не желая быть таким же жадным до денег.
Гаврила поначалу сопротивляется, но вскоре забирает деньги, и персонажи расходятся по разным сторонам. Главные герои и их характеристика Челкаш — «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», мужчина средних лет, босяк, жулик и оборванец. Имеет неопрятный внешний вид, что оправдывается его бродяжничеством. Родился в состоятельной крестьянской семье, в молодости служил в гвардии, был женат на девушке Анфисе. На момент событий, рассказанных в произведении, персонаж уже 11 лет ведет босяцкий образ жизни. Челкаш — поистине романтический герой. У него есть свои моральные ценности. Он не любит жадных и алчных людей, как Гаврила. Несмотря на внешнюю суровость, герой может испытывать жалость и сочувствие. Его жизненная философия строится на свободе, из толпы он выделяется своей независимостью.
Челкаш не привязан ни к чему, живет одним днем, не думая наперед. Такое же отношение у него и к деньгам, он не привязан к ним, в нем отсутствует меркантильность, поэтому он с легкостью отдает всю выручку напарнику. Любит герой любоваться природой, больше всего его привлекает море. Именно широкое, бескрайнее и мощное море ассоциируется у него с настоящей свободой. Отношение к Гавриле меняется у главного героя на протяжении всего рассказа. Сначала он видит в нем молодого парня, «жизнь которого попала в его волчьи лапы». Ему по-отечески жаль его. Во время их плавания Челкаш начинает понимать, что из себя представляет юноша, ему начинает не нравиться его трусость. В конце же произведения, когда наружу вырывается вся жадность и подлость Гаврилы, главный герой испытывает к нему только лишь отвращение и брезгливость. Гаврила — молодой бедный крестьянин.
Он очень доверчив, добродушен и наивен, но при этом таит в себе и темную сторону. Герой вынужден был приехать на заработки, чтобы обеспечить себя и престарелую мать, но добыть достаточно денег не получается. Единственным выходом для него остается жениться на богатой невесте и всю оставшуюся жизнь работать на тестя, и такая перспектива не радует юношу. Он мечтает заработать достаточно средств, чтобы жениться на возлюбленной и не зависеть от ее отца. Помогая Челкашу, герой показывает свою трусость, пугается фонаря, плачет, просит отпустить его. В отличие от главного героя, отношение Гаврилы к морю иное, оно представляет для него только опасность, наводит на него страх. Но затоего отношение к деньгам иное: герой очень любит деньги, да настолько, что готов дважды убить Челкаша, только бы заполучить всю вырученную сумму. Показывает он свою робость и тогда, когда, кинув в Челкаша камень, убегает. Но все-таки в нем есть человечность, он возвращается и просит прощения у главного героя, и сначала даже отказывается брать деньги, но, в конце концов, его алчность вырывается наружу, и он забирает большую часть заработанного ими обоими. Темы Тематика рассказа «Челкаш» характерна для романтизма Горького: Пейзаж.
В рассказе огромную роль играет пейзаж. Природа является олицетворением истинной свободы и независимости. Пейзаж создает настроение и придает определенный окрас произведению, настроения героев передаются также при помощи описания погоды. Автор, хоть и сравнивает состояния персонажей и природы, но все же возвышает ее над человеческими чувствами, делает ее сильнее, мощнее и властнее по сравнению с мелкими и ничтожными людскими страстями. Свобода — основная тема рассказа. Для каждого она своя. Для Челкаша свобода — это быть независимым ни от чего, жить одним днем, не заботясь о том, что будет завтра. В такой жизни кроется его моральное удовлетворение и успокоение. Для Гаврилы же свобода — иметь достаточно денег, чтобы обеспечить себя, свою мать и будущую жену. Оба героя борются за свою свободу.
В конце рассказа каждый из них по сути оказывается в условиях своей свободы: Челкаш остается без большого заработка, не обремененный никакими заботами, а Гаврила получает достаточно денег, чтобы в ближайшее время не заботиться ни о чем. Из темы свободы плавно вытекает тема судьбы. Челкаш бродяжничает много лет, он по-настоящему одинок. Когда его напарник признается, что хотел убить его и выкинуть в море, не переживая, что кто-то его будет искать, он, скорее всего, оказывается прав. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. Судьбу же Гаврилы можно предугадать. По всей видимости, он вернулся в свою деревню, женится на своей возлюбленной и живет относительно безбедной жизнью. Проблемы Проблематика рассказа «Челкаш» интересна и насыщенна. Важная социальная проблема рабства была поднята Горьким в его рассказе. Рабами сначала изображаются рабочие в порту, трудящиеся в ужасных и опасных условиях.
После своеобразным «рабом» Челкаша становится Гаврила, во время их плавания он исполняет все приказы главного героя. Для Челкаша крестьянская жизнь в общем является рабством, так как она всегда предполагает зависимость от земли, семьи и работы. Гаврила оказывается не только «рабом» Челкаша, но и рабом своих желаний. Именно ради средств, которыми он так грезит, он соглашается помогать вору, а после сам думает о краже и убийстве. Проблема алчности — основная в произведении. Она ярче всего раскрывается персонажем Гаврилы. Ради денег он готов на многое, даже на убийство. С постепенным нарастанием проявления жадности в герое, раскрываются и другие его отрицательные черты: бездуховность, эгоизм, жестокость, подлость. После этого на фоне его предстает в лучшем свете даже вор-контрабандист Челкаш, который хоть и занимается незаконным делом, но имеет нравственные ценности. Кто из двух героев по-настоящему счастлив?
Хоть на протяжении всего рассказа нам и показывается главный герой, который наслаждается полной свободой и независимостью, но счастлив ли он? Челкаш одинок, никому не нужен. Он с грустью вспоминает отца, мать и жену, свою прежнюю жизнь, от которой отказался в пользу бродяжничества. Гаврилу же в начале произведения мы видим опечаленным из-за сложившейся в его жизни ситуации, но в конце, когда он получил, что хотел, мы можем предугадать его дальнейшую, скорее всего, счастливую судьбу. Основная идея Горькому всегда была близка тема жизни босяков. Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Писатель сравнивает вольнолюбца, вора и пьяницу с молодым работящим крестьянином и доказывает, что не всегда первое впечатление бывает правильным. В начале рассказа читателю больше симпатизирует Гаврила, но с раскрытием персонажей и их характеров, все встает на свои места, и к концу благородным и великодушным перед нами предстает уже Челкаш. Проявляется авторская позиция, Горький явно на стороне Челкаша, ему также противны такие люди, как Гаврила, и импонируют свободолюбивые босяки. Смысл рассказа «Челкаш» и в том, чтобы показать разные жизненные ценности и то, к чему они приводят.
Челкаш не нуждается буквально ни в чем, выделяется среди других высокими духовными качествами, но от этого он не становится самым счастливым на земле. Гаврила же придерживается устоев, на которых держится общество, он привязан к семье и дому, что делает его зависимым и толкает его на ужасные поступки, но зато, в конце концов, он оказывается по-своему счастлив. Чему учит? Максим Горький в своем рассказе «Челкаш» преподал нравственные уроки читателям. Он показал, что не нужно судить о внутренних качествах человека по его внешнему облику или социальному статусу, что необходимо всегда оставаться честным, бескорыстным и благородным, что нельзя позволять себе становиться настолько меркантильным и алчным, чтобы не опускаться до самых ужасных и низменных поступков. Главным выводом в рассказе «Челкаш» является мысль о том, что деньги хоть и дают какую-то свободу, но также обременяют человека обязанностями и ответственностью, а совершенная свобода не является гарантом безграничного счастья. О чем же заставляет задуматься автор? Писатель хотел донести до читателей, что, несмотря на какие-либо жизненные ситуации, необходимо всегда оставаться человеком, быть щедрой, доброй и достойной личностью, не проявлять плохих и отвратительных качеств, как жадность, жестокость, безнравственность. Такова мораль произведения «Челкаш». Художественные детали В «Челкаше» важную роль играет пейзаж.
Он создает своеобразное обрамление событий, происходящих в произведении. В самом начале мы видим индустриальный пейзаж: гавань, замутненное от пыли небо, жаркое солнце, зеленоватая вода, скованные гранитом волны моря.
Во второй части с наступлением ночи Челкаш и Гаврила выходят на лодке в открытое море. Парень спрашивает, где снасти, но в ответ Челкаш прикрикивает на него, не желая откровенно лгать о своих планах. Внезапно вдалеке слышатся крики охранников. Перепуганный до смерти Гаврила умоляет Челкаша отпустить его, но продолжает грести, несмотря на рыдания. После дела вор возвращается с добычей. Они отправляются тем же путем обратно. Парень гребёт что есть мочи, чтобы быстрее отделаться от Челкаша. По пути контрабандист говорит Гавриле, что за украденное можно получить хорошие деньги.
Парень вспоминает свое убогое деревенское хозяйство. Челкаш вспоминает свою прошлую жизнь, в которой были деревня, родители, жена и служба. Гаврила даже на время забывает, что перед ним не крестьянин, а бездомный преступник. Так в разговорах сообщники доплывают до барки и ложатся спать прямо на палубе. В третьей части Челкаш просыпается и уходит на время с украденным. Он возвращается в новой одежде и будит Гаврилу. Мужчины доплывают до берега. На вопрос парня о деньгах вор показывает выручку и отдаёт долю подельнику. Юноша лихорадочно прячет полученное. На берегу Гаврила неожиданно сваливает Челкаша на землю и умоляет отдать ему все деньги.
Вся эта мрачная картина наталкивает читателей на мысли о том, что впереди их ждет далеко не веселая и беззаботная история. Самой главной художественной деталью произведения является образ моря. Оно позволяет еще глубже передать настроение и характеры героев. Можно сказать, что море олицетворяет главного героя. Челкаш, как и оно, свободен и независим, живет «по течению». Герой любит море, оно, по его мнению, «вливает в душу человека спокойствие». Его напарник Гаврила, напротив, по отношению к морю испытывает только страх. Его необузданность и бескрайность пугает его. Море подчеркивает и усиливает различие между героями рассказа. Заканчивает произведение также описанием моря и погоды, которые после конфликта персонажей взбунтовались и бесследно смыли все остатки их размолвки.
Тем самым автор показал, что, в отличие от людей и их отношений, природа бесконечна, мощна и величественна. Критика Современники тепло и положительно восприняли рассказ начинающего писателя. Его стали уважать, в кругах литераторов к нему стали серьезно относиться. Писатель и государственный деятель А. Луначарский отмечал босяцкую направленность рассказа Горького, говоря, что писателю «удалось создать совершенно оригинальные и незабвенные картины и симфонии, в которых отдельные элементы правды почти сливались с коренной неправдой, то есть с романтическим взлетом к выправленному человеку, к свободной индивидуальности». Говорили о глубине, силе, чистосердечности и значительности рассказа писательница А. Аничкова, критик В. Львов-Рогаческий и публицист М. Восхищались также «Челкашом» поэт и журналист А. Коринфский и публицист и критик А.
Они отмечали, что главный герой является сильной, откровенной и свободной натурой. Критика А. Скабичесвкого поразило произведение юного автора, он назвал рассказ «одним из лучших перлов русской литературы по своей поэтической прелести, драматизму и глубокому содержанию». Описывая события живым, образным и ярким языком, Горький на страницах своего рассказа поднимает социальные и философские проблемы. Ниже представлен краткий пересказ и анализ рассказа. Материалы можно использовать при изучении произведения в школьном курсе литературы за 8 класс. Место и время действия Горький писал о людях своего времени, о той эпохе и среде, которая его окружала. Время действия рассказа соотносится с концом XIX века. Сюжет охватывает непродолжительный период времени — больше суток. Место действия не привязано к конкретной географической локации.
Понятно, что события разворачиваются в некоем южном портовом городе. Можно предположить, что дело происходит на Черном море. Создавая образы и фон событий рассказа, автор, скорее всего, вдохновлялся колоритом прибрежных территорий современной Украины. Конкретное место расположения, название поселения и водоёма значения не имеют, так как история, рассказанная в «Челкаше», универсальна. Очень краткий пересказ Повествование начинается с описания морской гавани и расположенного в ней порта. В разгар обеда в порту появляется вор Григорий, по прозвищу Челкаш. Он ищет своего подельника Мишку, чтобы вместе с ним провернуть очередное дельце и «срубить» деньжат. От портового сторожа Семеныча Челкаш узнает, что его приятель сломал ногу и теперь находится в больнице. Гришке придется обойтись без него и искать нового подельника. На улице он знакомится с деревенским парнем Гаврилой, представляется ему рыбаком.
Гаврила очень нуждается в деньгах и ищет работу. Гришка предлагает простодушному деревенскому пареньку подработать, выдавая предстоящее криминальное мероприятие за поездку на рыбалку. Гавриил не слишком доверяет случайному встречному: больно подозрительно он выглядит, не походит на добропорядочного работягу, но всё же соглашается на его предложение. Вместе герои отправляются в трактир, где Гаврила напивается. Ночью выходят на дело. Гаврила испытывает страх, он понимает, что они поехали далеко не на рыбалку, и дело связано с криминалом. Дав слабину, Гаврила просит Челкаша отпустить его, тот грубит, призывает не ныть, забирает у парня сумку с паспортом. Когда лодка подплыла к стене гавани, Челкаш исчезает, а вскоре в лодку сваливаются тюки с контрабандным товаром. Подельники преодолевают кордоны, оставшись незамеченными, они пристают к судну, смуглые люди встречают их, принимают товар. Дело увенчалось успехом.
Герои остаются на ночлег. Наутро Гаврила осмелел, он готов и дальше работать с Челкашом, так как это хороший способ обогатиться. По возвращению на берег Челкаш рассчитывается с подельником, выделяя ему обещанную скромную долю. Большую часть оставляет себе. В Гавриле пробудилась жадность, он просит вора отдать ему все деньги. В глазах Челкаша Гаврила выглядит жалко, герой отдает ему всё. Гаврила признается, что его посещала мысль убить Челкаша, чтобы завладеть награбленным. Эти слова разозлили вора. Между Гришкой и Гаврилой начинается драка. Завалив подельника, Гришка уходит с деньгами.
Гаврила бросает ему в след камень и думает, что убил. Он не на шутку перепугался, хотел сбежать, но совесть вынудила его вернуться. Гаврила рад, что Челкаш жив. Он просит прощения у напарника. Челкаш отдает ему вырученные ночью деньги, оставив себе лишь одну купюру. Характеристики персонажей рассказа «Челкаш» На страницах рассказа перед читателями предстают яркие образы, автор снабжает текст красочными описаниями, уделяя внимание не только центральным персонажам, но и второстепенным. Челкаш Гришка Челкаш — босяк, матерый вор, выпивоха и плут, «травленный волк», гордый, болезненно самолюбивый. У него малопривлекательная, даже отталкивающая внешность: высокий, костлявый и сутулый, с угловатым лицом, холодными глазами, всклокоченным волосами с проседью. Описывая манеры, походку героя, Горький сравнивает его с ястребом: «Он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лет той хищной птицы, которую он напоминал» Это противоречивый персонаж. С одной стороны, Челкаш — преступник, властный, самолюбивый, грубый, но, с другой, — он хоть и вор, но выполняет свои обязательства перед напарником, не пытается его обмануть.
Герой за время босяцкой жизни не утратил способности к проявлению человечности, жалости, имеет понятия о справедливости и морали. Челкаш — пример героя, находящегося «вне системы», он не хочет и не умеет жить в соответствии с принятым порядком вещей, больше всего герой жаждет свободы. Он происходит из семьи зажиточных крестьян, но выбрал для себя другой путь. Воровская жизнь наполнена приключениями: можно разбогатеть за одно ночное предприятие и спустить всё за один день. Герой, однако, не обрёл счастья в этой жизни. Он раздражителен, зол на мир. Разговор с Гаврилой о деревне вызвал у него тоскливое чувство. Свободолюбие и авантюризм в характере персонажа проявляется в любви к морю, «дух» морской стихии соответствует мировосприятию Челкаша. Горький умышленно создает нетипичный, далекий от реальности образ вора, он наделяет его чертами романтического героя. Гаврила Гаврила — молодой крестьянин, подавшийся на заработки в город, чтобы не жить в зятьях, стать самостоятельным хозяином.
Волей случая он становится подельником Челкаша, его рабом. На столкновении характеров этих двух персонажей и строится конфликт произведения. Гаврила предстает перед читателем широкоплечим, коренастым, добродушным парнем с голубыми, детски чистыми глазами. Герой наивен, ограничен, нерешителен и труслив. Челкаш вызывает у него сомнения, он боится, что тот втягивает его в дела, пагубные для души, но идет на сотрудничество с ним, починяясь сильной личности и желая заработать. Гаврила перетрусил во время ночного предприятия, богобоязненно молился. Благополучный исход дела и сорванный куш подействовали на эту слабую личность искушающе: возникло намерение убить своего «господина» и завладеть всей добычей. Получив свою долю, Гаврила, снова одержимый этой мыслью, нападает на Челкаша. Содеянное беспокоит его совесть, он кается, просит о прощении. Когда «ненужный человек» отдал ему почти все купюры, он быстро успокаивается, прячет деньги и твёрдыми шагами уходит к своей хозяйственной мечте.
Изображая люмпена Челкаша в романтическом ключе, Горький намеренно показал его нравственное превосходство над крестьянином — мелким собственником. Известное презрение вора к деньгам здесь выглядит достойнее, чем жадность «хозяина», обернувшаяся подлостью. Другие персонажи Семеныч — таможенный сторож, работает в порту, «пыльный и таинственно-прямой» с «добродушно-хитрым» лицом. Рабочий человек, ответственно выполняет свои обязанности. Он, как и подобает ему по должности, стремится выпроводить «неблагонадежного» вора из порта, не пустить его в гавань, но при этом жмет ему руку, так как Челкаш пользуется авторитетом, и в порту его хорошо знают. Пытается казаться грозным и сердитым, олицетворяет «функцию» правопорядка, но за этой функцией всё-таки просматривается человек. Грузчик — эпизодический персонаж, один из множества портовых работников, босяк, чей образ был выхвачен из общей массы и обрисован в начале рассказа для иллюстрации «портового люда», занимающегося непростым и неблагодарным трудом. Предположительно, он был избит. Мишка — друг и частый подельник Челкаша, рыжеволосый, только упоминается в тексте. По причине повреждения ноги не смог составить компанию своему приятелю-вору и выбыл из повествования.
Посетители кабака — несколько ярких фоновых образов в эпизоде, где Гришка и Гаврила посещают кабак. Перед взором Гаврилы предстает «пьяный рыжий человек в матросском костюме», очевидно, не русский, урчащий, икающий, пытающийся напевать песню себе под нос. Здесь же мимолетно замечены две черноволосые молдаванки, «скрипящие» песню пьяными голосами. Описание разношерстного и своеобразного контингента прибрежной забегаловки важно для представления читателя о мире, который окружает героев. Пересказ произведения «Челкаш» по главам Рассказ начинается с небольшого вступления, содержащего красочное описание морской гавани и жизни порта, который под пером Горького представляется промышленной громадой. Шумный и огромный порт — творение рук человеческих, но он как будто «поглощает» человека, на его фоне суетящиеся люди смотрятся «жалкими», среди шума, в череде множества разных звуков человеческие голоса едва слышны. Стоял жаркий день. Зной «пек изнури». Атмосфера напряжена так, что кажется, что вот-вот «разразится катастрофа», взрыв, после которого будет дышаться легко, наступит спокойствие и умиротворение. Двадцать мерных ударов в колокол — специальный сигнал, известивший о начале обеденного перерыва, в порту всё на время затихает, голоса людей становятся слышней.
I глава Грузчики «рассыпались по гавани», ринулись шумными группами к торговкам, покупать у них разную снедь и приступили к трапезе. Во время обеда в порту появляется хорошо известный здешнему люду матерый вор Гришка Челкаш. Своим обликом он разительно выделялся на фоне портового контингента. Гришка Челкаш, старый травленый волк… заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся… Челкаш явился сюда, чтобы найти своего друга и подельника по имени Мишка. Он поравнялся с группой рабочих, в их числе был «коренастый малый» со следами побоев. Гришка беседует с ним, справляется о Мишке, но парень ничем не может ему помочь: «Давно не видал! Далее Челкаш встречается с портовым сторожем Семенычем. Исполняя свои обязанности по обеспечению безопасности, Семеныч стремится выпроводить Челкаша с территории порта.
В ответ на его расспросы делает вид, что не знает никакого Мишки. Челкаш продолжает диалог с ним, заговаривает зубы сторожу, и ему удается выведать информацию о приятеле. Оказывается, Мишка сломал ногу и угодил в больницу. Двое солдат выпроваживают Челкаша с территории порта. В голове вора созрел очередной незаконный план обогащения. Он собирается идти на дело, но для этого ему нужен напарник. Сноровки у Челкаша достаточно, но одному ему всё равно не справиться. Мишка сейчас был бы очень кстати, но коль он покалечился, нужно искать ему замену. На улице возле кабака Челкаш встретил молодого паренька, разговорился с ним. Молодой человек родом из деревни, старушка-мать болеет, отец давно умер.
Он сильно нуждается в деньгах, рассказывает Челкашу о своих бедствиях, сетует на жизнь. Полторы сотни рублей ему бы хватило, чтобы встать на ноги. В реалиях конца XIX века, когда Горький писал свой рассказ, 150 рублей считались приличной суммой Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке, сидел молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе. Около него лежала маленькая котомка и коса без черенка, обернутая в жгут из соломы, аккуратно перекрученный веревочкой. Парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно. Дабы исправить своё бедственное положение, парень даже подумывал «пойти в зятья», то есть жениться на дочери зажиточного человека. Челкаш смекнул, что эту встречу можно обернуть в свою пользу и решает нанять паренька, не посвящая в курс дела. На вопрос собеседника о своей деятельности, Челкаш отвечает, что он рыбак. Грести будешь», — так Челкаш в общих чертах описывает суть предлагаемой работы. Парень не особо-то верит, что встреченный им субъект зарабатывает на жизнь честным трудом.
Больно ты закомурист… темен ты», — выражает он сомнения в честности нанимателя. И, тем не менее, он соглашается работать на Челкаша. Новоявленные подельники наконец-то познакомились.
За разговорами мужчины добираются до барки и остаются в ней на ночлег.
Разбудив Гаврилу, он сказал, что пора возвращаться на берег. Парень с интересом спросил о выручке. Показав 540 рублей, Челкаш отдал 40 из них Гавриле, а остальное оставил себе. После того как сообщники сошли на берег, разыгрываются следующие события: Гаврила бросается Челкашу в ноги и валит того на землю, умоляя отдать ему все деньги.
Вора охватывает изумление и злоба. Он вскакивает и со смесью жалости и ненависти на лице бросает в парня купюры. Гаврила с восторгом прячет деньги за пазуху и признается, что на воде задумал ударить сообщника веслом, чтобы избавиться от него и отобрать добычу. Со злостью Челкаш хватает Гаврилу за горло, требуя деньги назад, отбирает их и уходит.
Парень вдогонку бросает в него камень, Челкаш падает, схватившись за голову. Гаврила вначале убегает, а затем возвращается и просит прощения. Челкаш пытается его прогнать прочь, но безуспешно. Чтобы отделаться от парня, он отдает ему все деньги, кроме одной купюры.
Герои расходятся — так заканчивается произведение «Челкаш». Читать его интересно: динамичный сюжет захватывает дух и завораживает психологизмом. Тот рассказывает соседу о своих жизненных перипетиях. Через три года после этих событий Горький по мотивам услышанного создает рассказ и передает его В.
Коллега его одобряет и помогает напечатать на страницах «Русского богатства». Анализ рассказа «Челкаш»: тема и проблематика Главная тема произведения — это судьба человека. На ее фоне автор рассматривает проблему человеческих взаимоотношений.
«Челкаш»: краткое содержание и анализ произведения
Челкаш - это имя криминального элемента из рассказа Горького, в котором пропагандируется тема свободы и босячества 2. Челкаш — бродяга и вор, а Гаврила — крестьянин , роды деятельности Челкаш странствует и ворует, занимается пропагандой, Гаврила предан хозяйству, земле. Грубый, неумный, нетактичный человек 6. Грубый, неумный, нетактичный человек 8. Находясь в равном положении, Челкаш нравственно выше Гаврилы.
После наступления ночи они садятся в лодку и тихо, не привлекая внимания, отправляются «на работу». Пристав к стене, Челкаш исчезает, забрав паспорт Гаврилы, чтобы тот не сбежал, и возвращается с чем-то «кубическим и тяжёлым». Контрабандисты продолжают свой путь.
Подплыв к барке, на которой их уже ждали напарники, забираются на палубу и скоро засыпают. Проделанная противозаконная работа далась Гавриле с трудом, однако заработанные за ночь деньги и проснувшаяся в нём жадность заставляют задуматься о следующем подобном опыте. Проснувшись первым, Челкаш получает заработанные деньги, будит Гаврилу, и вдвоём, садясь в лодку, они отправляются на берег. Добравшись до берега, Гаврила бросается своему начальнику в ноги и просит отдать ему всю выручку, аргументируя это тем, что ему деньги нужнее. Переполненный «жалостью и ненавистью к своему жадному рабу», Челкаш бросает деньги. После этого Гаврила признаётся, что ещё в лодке хотел убить Челкаша и забрать все деньги.
Своими хищными манерами он резко выделяется среди большого количества босяков и забулдыг, обосновавшихся в порту. Одет Челкаш в ситцевую рубаху и плисовые штаны, очень грязные и затёртые. Ворот у рубахи порван, что подчёркивает, боевой характер Григория. Характер Под стать внешности Челкаша и его характер: прямой, колкий, с едкими шуточками.
Тем не менее, Григорий в душе романтик. Он любит свободу, море, природу. Горький не раз подчёркивает родство героя и моря. Челкаш так же свободен, у него широкая душа, несмотря на то, что он вор и бродяга. И настроение Григория сродни морской стихии: такое же переменчивое. То он идёт хмурый и неразговорчивый, то он «весёлый и едкий», то равнодушный, то спокойный. Григорий пользуется уважением среди портового люда. Ему доверяют, с ним советуются, выкладывают ему последние новости.
Челкаш испытал ненависть к парню за то, «что он имеет где-то там деревню, дом в ней», «а больше всего за то, что этот ребенок смеет любить свободу, которой не знает цены и которая ему не нужна». Однако парень согласился подработать, и они пошли в трактир. Парень представился — его звали Гаврила. В трактире Челкаш заказал еду в долг. Парень тут же проникся уважением к новому хозяину. Челкаш сильно напоил Гаврилу. Вор «видел перед собою человека, жизнь которого попала в его волчьи лапы». Челкашу стало жаль парня, все его чувства наконец слились в нечто «отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен». II Темная ночь. Челкаш и Гаврила отплывают, выходят в открытое море. Вор очень любил море, парню же было страшно. Гаврила, заподозрив неладное, спросил, где снасть. Вору стало «обидно лгать перед этим мальчишкой» и он прикрикнул на парня. Неожиданно издалека послышались крики «чертей» — охраны. Челкаш шипя приказал Гавриле грести как можно быстрее. Когда они отплыли, вор сказал, что, если бы их догнали, им был бы конец. Испуганный Гаврила начал умолять Челкаша отпустить его, заплакал и продолжал всхлипывать, пока они не доплыли до стены гавани. Чтобы парень не сбежал, Челкаш забрал у него котомку с паспортом. Исчезнув в воздухе, вор вскоре вернулся и спустил в лодку что-то кубическое и тяжелое. Им оставалось только еще раз «у чертей между глаз проплыть», и тогда все будет хорошо. Гаврила начал грести во всю силу. Парню хотелось быстрее сойти на берег и бежать от Челкаша. Мужчины подплывали к кордонам.
Челкаш и гаврила кто достоин уважения почему. Анализ произведения «Челкаш» М
Челкаш — это персонаж русской народной сказки. Он представляет собой хитрого и ловкого человека, который обманывает и разыгрывает других персонажей сказки. Челкаш часто использует свою хитрость и обман, чтобы выиграть в различных ситуациях. рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью.
Научная работа по литературе на тему:>(По рассказу М.Горького >)
Челкаш - это имя криминального элемента из рассказа Горького, в котором пропагандируется тема свободы и босячества 2. Челкаш — бродяга и вор, а Гаврила — крестьянин , роды деятельности Челкаш странствует и ворует, занимается пропагандой, Гаврила предан хозяйству, земле. Грубый, неумный, нетактичный человек 6. Грубый, неумный, нетактичный человек 8.
Максим Горький Челкаш краткое содержание по главам Начинается повествование с описания морского порта, где голубое небо стало мутным от пыли, а солнце не отражается в морской воде из-за этой сероватой вуали. Волны моря, вспененные от хлама, закованные в гранит гавани, подавляются тяжестью судов, их бортами и остроносыми килями. Пространство заполнено звоном якорных цепей гудящих пароходов, грохотавшими вагонами, дребезжащими телегами, шумом и грохотом, криками портовых людей. Эти звуки сравниваются с гимном богу торговли — Меркурию. Железные чрева огромных торговых судов, которые презрительно шипят и свистят, наполняют товарами ничтожные и пыльные людишки, таскающие на спинах огромные тяжести, чтобы заработать себе небольшой кусок хлеба.
Величественные корабли, блестящие на солнце, противопоставлены усталым, оборванным и потным людям. Автор видит в этом жестокую иронию, ибо созданное человеком его же и поработило. Глава I К полудню, когда уставшие грузчики уже обедали, появляется Гришка Челкаш, который только проснулся. Весь гаванский люд знает этого ловкого вора. Он разыскивает своего подельника Мишку.
Таможенного сторожа, который осведомлен о его промыслах, приветствует по-приятельски, но пугает обещанием зайти в «гости», намекая, что тот тоже ворует. Все его побаиваются, но и уважают. Оставшись без напарника, который попал в больницу, Челкашу случайно встретился крестьянский парнишка Гаврила. Тот рассказал, что подрабатывал на покосе, потому что у него умер отец, осталась старуха мать, хозяйство пришло в запустение. Думал в зятья пойти к зажиточному мужику, но тот заставит долго на себя батрачить.
Гавриле нужны деньги, и Челкаш, назвавшись рыбаком, предлагает заработать. Гаврила понял, кто такой Челкаш на самом деле, но согласился. Они заходят в трактир, им подают все в долг. Тот, кто казался жуликом, вызвал у Гаврилы уважением тем, что он известная личность и к нему относятся с доверием. Захмелевшего парня Гришка уложил в тени спать, почувствовав себя господином, думает о том, что в его власти сделать с жизнью этого человека что угодно.
Глава II Ночью, украв лодку, они поплыли на дело. Челкаш любил море, в котором отражаются на глади огоньки фонарей. Читайте также: Читать онлайн Благость. Набоков Владимир Владимирович. В море ему представлялось, что душа очищается от житейской скверны, и он становится лучше.
Гавриле, сидящему на вёслах, в море боязно, он шепчет молитву. Трясущийся от страха, он стал умолять отпустить его. Доплыв до места, Челкаш отбирает у него паспорт, чтобы не сбежал, и исчезает в темноте пристани. Стало еще страшнее одному в темноте и зловещей тишине, и он обрадовался возвращению хозяина, который спустил в лодку какие-то тюки. На обратном пути, проходя возле кордонов, море осветил луч прожектора, показавшийся Гавриле огненным мечом.
Испугавшись, он бросил весла и прижался к дну лодки, но после ударов и ругани Челкаша вновь стал грести. Гаврила был опустошен и подавлен. Гришка, радуясь удачной добыче, завел разговоры о деревенской жизни, что может себе теперь позволить Гаврила. Тот слушал и пожалел этого человека, шатающегося, отлученного от земли, задев его самолюбие. Челкаш вспомнил свое прошлое: деревню, семью и почувствовал одиночество.
Сбыв товар на каком-то судне, они легли спать. Увидев огромные деньги, Гаврила падает в ноги, просит отдать их, ведь он знает, на что их применить. Чувствуя свое превосходство, Челкаш отдал деньги Гавриле, но, услышав признание, что тот в море помышлял его убить и утопить, отнимает деньги и хочет уйти. Гаврила швыряет вдогонку камень и попадает в голову вора. Испугавшись, что чуть не убил, кинулся бежать, но вернулся, стал приводить Челкаша в чувство, просить прощения.
Очнувшегося Гришку взбесило, что Гаврила отказывается от денег, и он сует ему их в лицо. С трудом поднявшись, пошатываясь, Гришка уходит, а Гаврила, собрав деньги и перекрестившись, направился в другую сторону. Композиция Формально рассказ состоит из трех глав. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Экспозиция — утренний пейзаж и знакомство с Челкашом, завязка — поиски Челкашом помощника, встреча вора с Гаврилой, развитие событий — попытки договориться о «рыбалке», кража, кульминация — ссора между ворами; развязка — Челкаш бросает Гавриле деньги и уходит.
В развязке наиболее ярко проявляется то, чему учит автор. Особенность композиции произведения М. Горького «Челкаш» — обрамление: рассказ начинается и заканчивается картиной моря. Характеристика главных героев Сравнивая телосложение, лица, взгляд в описаниях внешности героев, можно сделать вывод, что это герои-антиподы. Весь облик Гришки Челкаша говорит о том, что он человек далекий от изнурительного повседневного труда.
У него руки вора с длинными и цепкими пальцами, острый, оценивающий взгляд, крадущаяся походка, автор описывает его следующим образом: «длинный, костлявый, немного сутулый». Его сутулость происходит от непроизвольного желания быть менее заметным. Читайте также: Вирджиния Вулф - Миссис Дэллоуэй.
Деньги, вырученные от продажи краденого, нужны Гавриле для исполнения заветного желания — он хочет стать хозяином собственного надела земли. Сюжет рассказа выстроен таким образом, чтобы подчеркнуть привлекательные качества Челкаша и ничтожность Гаврилы. Ради выгодной наживы жадный и трусливый Гаврила готов на унижение и преступление: он едва не убил Челкаша. Гаврила все просчитал: Челкаш — босяк, которого никто не будет искать.
У Челкаша и автора Гаврила вызывает презрение, отвращение. Сцена расставания героев на морском берегу глубоко символична. Челкаш, шатаясь, уходит, а Гаврила, взглянув на деньги и облегченно вздыхает, и отправляется в другую сторону. Образы Горьковские босяков оказываются нравственно выше денежной власти, они — люди свободные в обществе несвободных. Обратите внимание Катализатором, проявляющим духовную силу одного и ничтожество другого, становится морская стихия. Цели урока: 1. Продолжить знакомство с творчеством Горького; 2.
Развить представление о романтическом герое; 3. Продолжить выявление особенностей идеала личности в раннем творчестве Горького поэтизация гордых и сильных людей ; 4. Учить аналитически и синтетически работать с художественным текстом; 5. Повторить понятие экспозиции и композиции; 6. Показать особенную роль пейзажа в раннем творчестве Горького; 7. Выявить особенности роли фигуры умолчания в рассказе; 8. Познакомить с таким понятием, как слово- лейтмотив; 9.
Продолжить работу над изобразительно-выразительными средствами текста; 10. Воспитывать любовь к слову и чувство патриотической гордости за мастеров родного слова. Эпиграфы урока: «Люблю человека. Горький — В. Смирнова Л. Ход урока: 1 Вступительное слово учителя. Хотя стоит рассказать, что и до Горького босяки становились персонажами литературных произведений.
Но главное, конечно, в том, что писатель под наслоением тех же классовых черт видит в персонаже то, что гово-рит о его принадлежности к роду человеческому,- живую душу. А рассказ, с которым Горький вошёл в большую литературу, был написан о босяке и воре со странной кличкой Челкаш. Между ними возникают почти родственные связи. Важно Челкаш, например, испыты-вает к Гавриле «отцовское» чувство, Гаврила постоянно обращается к своему хозяину со словом «брат». Да и нельзя не сказать о том, что за короткое время знакомства они пе-реживают ненависть, страх, презрение, любовь, жалость. А Портрет Челкаша: стр. Длинные, кривые и цепкие пальцы, сходство со степным ястребом, хищная худоба, прицеливающаяся походка, плавная и покойная с виду, но внутренне возбужденная и зор-кая, как лёт хищной птицы.
Б Портрет Гаврилы: стр. Какой художественный приём положен в основу портретов героев? А Жизнь Гаврилы: стр. Жить — надо. А как? Пойду я в зя-тья в хороший дом. Кабы выделили дочь — то!..
Марфу « не выделят», на Кубани «не выгорело»…Своим хозяйством не справится. Б Жизнь Челкаша: стр. Жена — черноглазая Анфиса, с длинной ко-сой, полная, мягкая, веселая. Сам красавец, гвардейский солдат, усатый, здоровый, лов-кий. Снова отец, уже седой и согнутый работой. Мать, морщинистая, осевшая к земле. К чему стремится каждый из них?
А Челкаш мечтает о том, как прокурить полученные деньги. Совет Б Гаврила хотел пустить то, что ему выделил Челкаш, на укрепление и подновление хо-зяйства. Он ярче, сильнее, интерес-нее. Можем ли мы считать Челкаша романтическим героем? Давайте вспомним опре-деление романтизма — романтизм открыл необычайную сложность, внутреннюю глубину человеческой индивидуальности.
Его успехи и достижения всегда недооценивались, а его ошибки и недостатки подчеркивались. В результате, Челкаш начал верить в свою бесполезность и ничтожность. Во-вторых, Челкаш часто сравнивал себя с людьми, имеющими более благополучную жизнь. Он видел, как другие достигают успеха и получают признание, в то время как он сам оставался незамеченным и непризнанным. Этот постоянный контраст между его собственными неудачами и успехами других только еще больше усиливал его низкую самооценку. Кроме того, Челкаш не видел никаких перспектив развития и реализации своих способностей. Он не имел возможности получить образование или найти достойную работу, которая позволила бы ему чувствовать себя уверенно и успешно. Это также вызывало у него чувство беспомощности и отчаяния. В итоге, низкая самооценка Челкаша приводила его к постоянному чувству неудовлетворенности и желания изменить свою жизнь. Воровство стало для него способом убедиться в своей значимости и способностях. Челкаш стремился доказать себе и окружающим, что он тоже способен на что-то и может достичь успеха в своей жизни. Отсутствие альтернатив Возможности для получения образования и нахождения приличной работы ограничены, а зарплаты невысоки. В таких условиях, когда острыя необходимость в деньгах не может быть удовлетворена законным способом, многие люди, как Челкаш, обращаются к незаконным практикам, чтобы обеспечить себя и свою семью. Кроме того, у Челкаша может отсутствовать поддержка со стороны государства или общества вообще. Он может не иметь доступа к программам помощи, образованию или трудоустройству, что существенно увеличивает его безысходность и отчаяние. При отсутствии альтернативных возможностей и перспектив на лучшую жизнь, Челкаш может ощущать, что ему нечего терять и что воровство является единственным путем выживания. Это создает внутреннюю дилемму между моральными принципами и прагматичными соображениями. В конечном счете, отсутствие альтернатив и ощущение безысходности могут побудить Челкаша к принятию решения о становлении вором, несмотря на возможные последствия. Потеря нравственных ориентиров Потеря нравственных ориентиров играет значительную роль в формировании личности и мировоззрения каждого человека. Когда Челкаш оказался без нравственных ориентиров, это превратилось в одну из основных причин, побудивших его к воровству.
«Челкаш» М.Горький
История произведения Горького начинается с рассказа о двух главных персонажах Челкаше и Гавриле. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. “Челкаш почувствовал это раздражающее жжение в груди, являвшееся всегда, чуть только его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо, и особенно тем, кто не имел цены в его глазах.”. рассказ Максима Горького, относящийся к позднему романтизму в творчестве писателя. Челкаш — это персонаж русского фольклора, известный своей неуклюжестью и неловкостью. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе "Челкаш" Горького: описание внешности и характера героя.