Пресс-секретарь главы РПЦ патриарха Кирилла, священник Александр Волков, 3 апреля прокомментировал видео со священником, который спел «Мурку». В своем. Проповедь священника Кирилла Марковского в Неделю 2-ю Великого Поста.
Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
- Патриарх Кирилл совершил освящение храма на территории СИЗО № 1 «Матросская тишина» в Москве
- Патриарх Кирилл совершил освящение храма на территории СИЗО № 1 «Матросская тишина» в Москве
- иерей Кирилл Марковский
- Лента новостей
- Пресс-секретарь патриарха Кирилла осудил священника, спевшего «Мурку»
Священник Кирилл Марковский около 20 лет общается с осужденными на пожизненное лишение свободы.
Легойда рассказал, что члены Священного Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Колпашевской епархии Томская митрополия и постановили архимандриту Филарету Тихонову , ранее избранному Преосвященным Бакинским и Азербайджанским, быть Преосвященным Колпашевским и Стрежевским. По итогам обсуждения Синод утвердил решение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси об освобождении от управления Минусинской епархией епископа Игнатия Пунина и почислил его на покой с пребыванием на территории Нижегородской епархии, в месте по усмотрению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и под его надзором», — отметил председатель Синодального отдела. По словам В. Место наречения и хиротонии иеромонаха Серафима Пасанаева во епископа, по возведении его в сан архимандрита, члены Синода оставили на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Также, по словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению.
В частности, члены Синода утвердили решение избрать архимандрита Николая Рошку Преосвященным Чадыр-Лунгским, викарием Кагульской епархии.
Потрясен известием о произошедшем инциденте со стрельбой в белградской школе. Невинными жертвами чудовищного злодеяния стали дети и взрослые, находившиеся в стенах учебного заведения.
Скорблю вместе с братским сербским народом и молюсь Господу об упокоении погибших. Прошу передать слова поддержки и утешения всем, кто потерял в этой трагедии своих родных и близких.
Москвы священник Кирилл Марковский около 20 лет общается с осужденными на пожизненное лишение свободы.
Часть осужденных — те, кого приговорили к смертной казни до моратория в 1996 году. Сидят и прокуроры, и детдомовцы С людьми, осужденными на пожизненное заключение, я общаюсь уже почти 20 лет. Начинал, еще учась в Свято-Тихоновском богословском институте.
Сначала вел с ними переписку, потом стал их навещать в местах заключения. Первые месяцы моим адресатом был только один человек, потом о нашей переписке узнал его сокамерник, потом другой сокамерник, потом еще несколько… Лет через 10 желающих общаться было уже столь много, что мне пришлось организовать в приходе группу помощи пожизненно заключенным. В целом число адресатов доходило до 80-90 человек.
Сейчас я продолжаю вести переписку с осужденными, навещаю их в колониях и даже по телефону общаюсь с теми, кому разрешены звонки. Среди пожизненников люди самые разные, от прокуроров до детдомовцев. Но есть, пожалуй, одна общая черта — очень мало кто из них знал родительскую любовь.
Маньяков и серийных убийц среди сидящих пожизненно у нас сравнительно немного. Основная масса, около половины, приговорены за разбои. Это люди, которые решили, что большие деньги можно добыть только ценой крови, и совершили не одно убийство.
Однако на чужом горе счастье не построишь. Таков закон жизни. И реальными последствиями преступлений, тем более таких, неизбежно бывают великие страдания.
Это понимают многие пожизненники, о чем я не раз слышал от них. Но, а что я хотел? Что сделал, то и получил».
Такое мне часто приходилось слышать. Еще четверть пожизненно сидящих — люди, совершившие убийства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Им не нужны были большие деньги.
Банальные конфликты при распитии спиртных напитков привели к страшным последствиям. Обычная история — выпили, поссорились, каждый схватил, что рядом лежало. У кого-то рядом был нож или топор… Когда человек приходит в себя, уже и не помнит, как было дело, кого он убил, а кого, возможно, и не он.
Но всю вину обычно возлагают именно на того, кто в живых остался. Реально они не ищут Христа. Нет у них и глубокого раскаяния в соделанном, в том числе в убийствах.
Но есть и заключенные, которые живут духовной жизнью. Они много молятся, смиряются со своим наказанием, принимают его как волю Божию. Таких, конечно, совсем немного.
Говоря с некоторыми из них с глазу на глаз, я всегда невольно отмечал, что и в монастырях не встречал людей, общение с которыми было бы столь благодатным. Это, разумеется, мое личное ощущение. Но все же осмелюсь утверждать, что эти заключенные действительно знают Бога и живут с Ним.
По выражению владыки Антония Сурожского, в их глазах сияет свет вечной жизни. Конечно, такими они стали не сразу. Некоторые ведь пребывают в заключении уже 25 и более лет!
Иногда от пожизненников требуют сразу всецелого покаяния в совершенных злодеяниях. Но надо понимать, что покаяние — процесс постепенный. Глубокое раскаяние в душе человека, который совершил такие страшные грехи, сразу невозможно.
Конечно, некие благодатные озарения, когда человеку вдруг, сразу открывается весь ужас содеянного, случаются, но бывает это редко. Обычно осознание тяжести совершенного приходит постепенно. Сначала это просто теоретическое понимание, что убийство — большой грех.
А потом, по мере жизни с Богом, человек начинает ужасаться своим делам. До того покаяния, которое общество справедливо ждет от них, им еще жить и жить. И вот здесь вопрос «смертная казнь или пожизненное заключение» имеет принципиальное значение.
Конечно, люди раскаивались и в камере смертников. Но все же их душа жаждала большего. Один человек, который раскаялся именно в ожидании расстрела, рассказывал мне: «Когда я уверовал в Бога и раскаялся в своих поступках, я страшно испугался.
Потому как понял, что со смертью жизнь для меня не закончится и я уйду в иной мир, не принеся никаких плодов покаяния. И я стал молиться, чтобы Господь дал мне хоть сколько-нибудь времени, сколько возможно…» Стоит ли говорить, что введение моратория на смертную казнь этот человек воспринял как чудо Божие. Другой пожизненник его я тоже знаю уже около 20 лет однажды сказал мне, что пока человек ожидает смертной казни, он думает лишь о том, как бы ему добиться изменения приговора.
Все мысли только об этом. Он лихорадочно ищет варианты. В свое время его слова неожиданно подтвердились моими личными наблюдениями.
В одном из московских СИЗО содержатся люди, которых только приговорили к пожизненному заключению. Их я тоже периодически посещаю. Так вот, к моему удивлению, когда я спрашивал их, не желают ли они пообщаться со священником, может быть, исповедоваться, всегда слышал или — «нет, не хочу» или — «я об этом еще не думал».
И это, наверное, не удивительно. Что может быть в душе человека, сравнительно недавно решившегося на убийство? Зачем ему священник, если он в Бога не верит?
А размышлять ему об этом некогда — надо доказывать свою «невиновность» и думать, как избежать сурового наказания. Но пройдут годы, человек поймет, что в заключении ему придется провести минимум 25 лет до мифического пока в нашей стране условно-досрочного освобождения, предусмотренного для пожизненников законодательством , и он, возможно, задумается о Боге и своих отношениях с Ним.
Назван был в честь святого равноапостольного Кирилла, учителя словенского, день памяти которого святая Церковь празднует 24 мая. В 1990 году Кирилл закончил 559-ю среднюю общеобразовательную школу и поступил в Московскую государственную геологоразведочную академию им.
Храм Святителя Николая в селе Никольском
Общение с богословом, по словам сидельца, помогает принять наказание за отнятые жизни. Похожую работу ведут штатные психологи, которые есть в каждом территориальном органе УИС. Некоторые двери открывают священники. Кирилл Марковский посещает «Полярную сову» раз в год. Он встречается с осуждёнными, которые с ним переписываются.
Не случайно в Священном Писании сказано: «К каждому человеку мы должны прийти и, если у него есть духовные запросы, ответить на все его проблемы». Совместная деятельность священнослужителей и сотрудников способствует духовно-нравственному воспитанию осужденных. Вера в Бога для человека лишенного свободы имеет огромное значение для всей его жизни. Нередки случаи, когда именно вера становится последней жизненной поддержкой осужденного, способствует осознанию им своего поступка и мотивирует к исправлению. Подтверждение этому можно найти и в результатах социологического исследования, проведенного в учреждении психологами колонии.
На курсах повышения квалификации для священнослужителей Московской епархии клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве иерей Кирилл Марковский прочитал лекцию о тюремном пастырском служении. Лекция была посвящена теме пастырского душепопечения о подследственных и осужденных, содержащихся в местах принудительного содержания. В ходе беседы отец Кирилл коснулся вопросов действующего законодательства, регламентирующего деятельность священнослужителей в учреждениях уголовно-исполнительной системы, рассказал о перспективах развития тюремного служения Русской Православной Церкви. По окончании лекции докладчик ответил на вопросы священнослужителей. Иерей Кирилл Марковский несет послушание и. Москве по организации работы с верующими. Лекцию о тюремном пастырском служении Русской Православной Церкви включат в программу курсов повышения квалификации для клириков Московской епархии. Организатор мероприятия — Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения. Основная задача съезда — обсуждение вопросов сохранения и развития многовековых традиций русского церковного пения, обсуждение насущных вопросов и проблем пения в храмах и монастырях, поиск их решения, обмен опытом. Организатор съезда приглашает всех желающих принять участие в составлении повестки форума. Вопросы, актуальные темы, предложения выступить с докладами, касающимися регентского и певческого дела, можно присылать на почту pravpenie gmail. Состоялось заседание епархиальной комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия. В заседании участвовал председатель миссионерского отдела Московской епархии епископ Зарайский Константин. Возглавлял мероприятие, прошедшее в online-формате, председатель комиссии протоиерей Роман Марков.
Христианский взгляд». В рамках занятий школы подготовки к освобождению провел беседу с осужденными участка строгого режима колонии. Нет комментариев.
Русская Православная Церковь
- Иерей Кирилл Марковский награжден орденом святого мученика Трифона
- Издательство «Книма»
- Также рекомендуем
- чПКФЙ ОБ УБКФ
- Московский Патриархат
Испытание тюрьмой и как его преодолеть : : в помощь заключенным и их родственникам : 12+
В помощь заключенным и их родственникам в PDF, EPUB автора Священник Кирилл Марковский издательства «Никея». Купить книгу "Епархия особого режима" диакона Кирилла Марковского с оптовой скидкой можно при заказе любых позиций на сумму от 10 000 рублей. Отец Кирилл является клириком храма святителя Николая Мирликийского в Бирюлёве, автором замечательных книг, помощником начальника УФСИН России по г. Москве по организации работы с верующими, курирует работу священников всех храмов. Новости организаций.
Ни ропота, ни осуждения, ни жалоб на плохое питание
- Слово пастыря . Храм святителя Николая Мирликийского в Бирюлеве
- Патриарх Кирилл: безумное злодеяние омрачило светлые пасхальные дни
- Священник Кирилл Марковский - работы и публикации читать на сайте Правмир
- Патриарх Кирилл: безумное злодеяние омрачило светлые пасхальные дни
- СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
- Иерей Кирилл Марковский награжден орденом святого мученика Трифона
«Тюремное служение». Священник Кирилл Марковский
Священник Кирилл Марковский. Артикул: 709393. Описание: «Испытание тюрьмой» — уже третья книга священника Кирилла Марковского на эту тему. Она написана с участием заключенных и для заключенных, а также для их родственников — в помощь и в утешение. В канун Всероссийского Дня семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля и приурочен ко дню памяти православных святых Петра и Февронии Муромских, священник Кирилл Марковский встретился с личным составом ФСИН России и провел беседу о ценностях и. Исправительную колонию «Полярная сова» посетил Кирилл Марковский, помощник начальника УФСИН России по Москве и клирик храма святителя Николая Мирликийского. В помощь заключенным и их родственникам в PDF, EPUB автора Священник Кирилл Марковский издательства «Никея». Помощник начальника УФСИН России по по организации работы с верующими иерей Кирилл Марковский рассказал осужденным ИК-18 об опасности религиозного экстремизма.
Посещение храмов Яхромского благочиния ранеными воинами из зоны СВО, 17.11.2023
Владыке сослужили настоятель храма протоиерей Виталий Гогунский, советник по общим вопросам протоиерей Олег Половников, иерей Кирилл Зорин, духовенство храма. Делитесь видео с близкими и друзьями по всему миру. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин малого освящения воссозданного на территории СИЗО-1 храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». 13.01.2024. В чем смысл борьбы со страстями?
Online-трансляция церемонии освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
Новости Настоятель храма пророка Иоанна Предтечи г. Кимры протоиерей Владимир Кириллов посетил детский реабилитационный центр. Настоятель храма пророка Иоанна Предтечи г.
Паломнический центр Сергиево-Посадской епархии организовал поездку к святыням Костромской земли 20 апреля Паломнический центр Сергиево-Посадской епархии организовал поездку в Кострому. Знакомство с историей города началось с посещения Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, «колыбелью династии Романовых», откуда юный боярин Михаил Федорович Романов в 1613г. Паломники познакомились с драматической историей монастыря, осмотрели Троицкий собор, посетили экспозицию «Вклады бояр Годуновых» и их родовую... Встреча с участниками клуба «Активное долголетие» в Коломне 26 апреля в Коломенском комплексном центре социального обслуживания населения председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Коломенской епархии, благочинный 2-го Коломенского округа протоиерей Георгий Муравлев встретился с участниками клуба «Активное долголетие». В ходе встречи отец Георгий провел духовно-просветительскую беседу о празднике Входа Господня во Иерусалим и ответил на вопросы собравшихся.
Москве подполковник внутренней службы С. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В. Ресин; председатель Наблюдательного совета Общероссийского общественного движения «Россия Православная» М. Иванов; руководитель общества «Вера, Надежда, Любовь — помощь заключенным в тюрьмах» Н. Высоцкая; старшие священники и духовенство следственных изоляторов г. Москвы, жертвователи, строители и благоукрасители храма. Москве, осужденные отряда по хозяйственному обслуживанию СИЗО-1 и др. Для находившихся на улице богослужение транслировалось на экране, установленном на площади перед храмом. Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением А.
За богослужением были вознесены специальные прошения о заключенных — о просвещении умов и сердец во узилищах сидящих. По завершении чина малого освящения храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Есть русская пословица, которая гласит: от сумы да от тюрьмы не зарекайся. И хорошо известно, как нередко человек, никогда не помышлявший о возможности оказаться в заключении, оказывается там — либо по своей вине, либо по стечению обстоятельств, в силу разных причин. Но ведь человек не перестает быть человеком! Он и в заключении — со своими мыслями, со своими радостями и скорбями, со своими переживаниями. И когда заключенному человеку кажется, что всё рухнуло и двери закрылись, что он потерял всякую связь с миром, что перед ним нечто неизвестное и страшное, — как важно, чтобы в этот момент у него сохранилась уверенность в том, что заключение — это не конец жизни. В том, что пройдя через заключение, можно и нужно вернуться в нормальную жизнь, вернуть или обрести семью, найти работу, иметь возможность вносить свой вклад в жизнь страны. Ведь именно с такими мыслями и связывается надежда, а жить без надежды невероятно трудно, тем более в местах, о которых идет речь. И Церковь в местах заключения призвана в первую очередь помочь людям уберечь себя от пороков, разрушающих и душу, и тело, сохранить надежду на возвращение к нормальной жизни. Служение священника в местах заключения — это очень и очень непростое служение.
Мне приходилось встречаться даже с теми, кто был обречен на пожизненное заключение. Не могу называть ни место, ни имена, но просто поделюсь своими впечатлениями. В одном из самых закрытых учреждений нашей страны, где содержатся пожизненно заключенные, один из них попросил местное начальство о возможности поговорить со мной наедине. Начальствующий сообщил, что есть такая просьба, и добавил: "Мы, конечно, ни в коем случае не будем ее удовлетворять, — Вы же сами понимаете, пожизненно заключенному терять нечего». Но я ответил: "Пожалуйста, пригласите ко мне этого человека, я на него посмотрю". Посмотрел внимательно и говорю: "Удалитесь все, мы с ним наедине поговорим". И тот разговор я запомнил на всю жизнь! Человек каялся в грехах так, как я никогда не слышал ни от кого на свободе. И я понял, что человек не просто встал на путь исправления — в его душе произошла огромная внутренняя перемена. А ведь это самое главное.
Слезы стали наворачиваться у него на глазах. Сначала он их украдкой смахивал. Потом уже перестал обращать на них внимание. Когда же я накрыл его голову епитрахилью и стал читать разрешительную молитву, он заплакал навзрыд. Этот случай далеко не единственный. Такое мне приходилось наблюдать часто. Если это замечают сотрудники учреждения, они с удивлением спрашивают: «Неужели он у вас плакал? В момент общения со священником осужденные лучшие, какими только могут быть, ведь «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Благодать Божия преображает их.
Но это пока временные изменения. Потому, когда сотрудники или другие осужденные говорят мне: «Перед вами-то он хороший. Видели бы вы его в другое время. Уж мы-то знаем». Меня это не смущает. Процесс изменений в человеческой душе очень долгий. Даже не годы, а десятилетия правильной духовной жизни могут привести к действительно необратимым изменениям в душе преступника. Но ведь они и сидят десятилетия… А если сидит невинный? Я полагаю, что некоторых из осужденных к пожизненному лишению свободы, можно отпустить на свободу после 25 лет заключения.
Речь идет о верующих осужденных, которые уже слишком много пережили с Богом, чтобы вернуться к прежнему. Они стали уже другими людьми. К делам, совершенным в молодости некоторые ведь были приговорены к смертной казни или пожизненному заключению в 18-19 лет! Совсем иное дело — лица, совершившие серийные убийства, в том числе сопряженные с насильственными действиями. Некоторые из пожизненников признавались мне, что для них благо пребывать в тюрьме и не иметь возможности действовать по тем страшным страстям, которые у них были. Сразу оговорюсь, что с такими маньяками и серийными убийцами, наподобие, например, Пичушкина «Битцевский маньяк» я не общаюсь. Они не ищут встречи со священником. Я много раз бывал на этаже, где Пичушкин содержится, но он никогда не проявлял ко мне никакого интереса. Что происходит у него в душе — только Богу известно.
Однако люди, которых можно отнести к маньякам, к Богу тоже обращаются и приносят покаяние. На эту болезненную тему я не буду распространяться. Выскажу лишь предположение, что если они пребудут в заключении до конца своей жизни, будут жить с Богом и в страданиях своих будут повторять: «Я, Господи, достойное по делам моим принимаю», Господь не лишит их Своего Царства, как не лишил благоразумного разбойника. А тот, без сомнения, был убийцей. И уж, конечно, не одного человека. Для осужденного самое главное принять свое тюремное заключение как волю Божию, как данное ему любящим Богом средство ко спасению и смириться. Но бывает и такое, что к пожизненному заключению приговаривают невиновных. То есть человек не совершил тех убийств, в которых его обвинили. Судебные ошибки, к сожалению, имеют место, причем не только в нашей стране.
На фоне прочих осужденных, которые каются священнику и свою вину признают, есть такие, кто ее отрицает. Я им верю. Вот этим людям гораздо сложнее смириться со своим положением. На это я всегда отвечаю, что подобный вопрос они должны задать не мне, а Богу. Не знаю каким образом, но Он обязательно ответит им. Помню, как общаясь с одним из таких осужденных, я спросил его, не обижается ли он на Бога, попустившего в отношении него такую страшную ошибку. Этот осужденный был человеком глубокой веры и понимал, что все вопросы здесь не к следователям и судьям, а к Богу, без воли Которого и малая птица не упадет на землю. Тогда он отсидел уже немалый срок и был болен туберкулезом. Так вот на мой вопрос он ответил: «Батюшка, как можно обижаться на Бога?
Да, я не убивал. Но как я жил? Пил, блудил, Бога не знал. В конце концов убили бы меня, наверное, в какой-нибудь пьяной драке. А здесь я Бога познал! Да, скорее всего, не выйду отсюда, но есть у меня надежда в вечности быть с Богом». Когда он это говорил, у него на глазах были слезы. Убежден, что он был искренен со мной. Другое дело — участвовать в расстреле и жить с этим» В настоящее время общество созрело, доросло, скажем так, до отмены смертной казни.
Сейчас есть возможность изолировать человека до конца его жизни без опасения, что он убежит. Раньше, например, в дореволюционное время такое было невозможно. Так зачем же нам возвращаться назад? Ведь что ни говори, казнь безоружного человека есть убийство. И как бы это ни оправдывали, как бы ни называли, оно убийством и остается. И получается, что все, кто требует казнить преступника, кто одобряет его казнь, также к этому убийству причастны. Насколько это благо для общества — быть, хоть и таким образом, но все равно причастным к убийству? Не предпочтительнее ли милосердие мести, как о том сказано в социальной концепции нашей Церкви? Но здесь, конечно, возникает самый болезненный вопрос в нашей теме: о родственниках жертв.
С праздником Крещения Господня!
Убил и еще раз бы убил. Иерей Кирилл — Да, и еще раз убил бы, тогда... Пичугин — Ну еще раз бы, конечно, нет. Но при этом: а что?
Иерей Кирилл — Да, ну он же там ударил мою жену, но он же там мне сделал такое-то, и я же ведь... Поэтому, да. Пичугин — Друзья, напомним, что в гостях у светлого радио сегодня исполняющий обязанности куратора тюремных храмов Москвы, помощник начальника УФСИН России по городу Москве по организации работы с верующими, священник Кирилл Марковский.
Какие еще особенности есть в тюремном служении, которые заметно отличаются от приходской практики? Иерей Кирилл — Ну вот, например, бывает ситуации и нередко, когда аудитория, к которой обращается священник, представляет из себя не только православных, но и представителей не только других конфессий, но даже религий. Нередки случаи, когда священник, скажем так, ведет групповую работу и заходит в камеру, в камере двадцать человек — из них половина православных а может быть, даже и не половина, а четверть, или даже, может быть, и меньше и мусульмане.
И вот они все, как говорится, тут стоят и внимают. И вот священник — я думаю, что случай уникальный, и нигде больше такого в пастырской практике у священника не может быть, когда он говорит проповедь, обращаясь не только к православным, но и к мусульманам. И здесь даже не то, что он должен подбирать слова, скажем, нет.
А удивительно то, что иногда мусульмане являются слушателями гораздо более внимательными, чем православные. То есть не раз бывало такое, что я, когда общался с группой подследственных, которая передо мной находилась, невольно замечал несколько взглядов, особенно внимательно вот устремленных, слушающих, вот, знаете, все внимание. Видно: кто-то вот, так сказать, посматривает, кто-то думает о своем, по сторонам, а кто-то вот ловит каждое твое слово — это были мусульмане.
Это было как среди женщин, как среди несовершеннолетних, так и среди мужичин. И, вы знаете, даже более того: иногда мусульмане какие-то вещи понимали, скажем так, более, может быть, правильно, чем наши православные. Ну вот, например, обычный случай.
То есть всегда я говорю: ну хорошо, вот, допустим, вы обвиняете следователя, вы обвиняете судью, что они не разобрались, что они там вам, значит, «шьют» там то, что вы простите за жаргон не совершали. Но вы же понимаете, что надо всем над этим есть Господь, без воли Которого, вы понимаете, ничего в жизни не происходит. Если Он попустил вам — ну может быть, это надо принять и осмыслить то положение, в котором вы находитесь в настоящий момент.
На это мне православные очень часто говорят: батюшка, ну Бог-то не хочет, чтобы я здесь был. Вот судья от сатаны. Точно, прямо дословно цитирую одну реплику, значит: судья от сатаны.
А мусульмане на это говорят: нет-нет, мы понимаем, на все воля аллаха, он нас здесь очищает, мы значит, все принимаем с покорностью и со смирением. Православные начинают бунтовать: нет, Бог не хочет, чтобы я здесь был, это вот ему мешает там судья-дьявол и так далее. И вот здесь начинается опять разговор о том, что хорошо, если судья вмешивается в Божественный промысл, если судья не дает воли Божией осуществиться относительно вас, то что же у нас за Бог такой, понимаете, что человек стал на его пути?
То есть Бог считает, что вам здесь нечего делать, вы не виноваты, но он ничего не может поделать, потому что судья такой попался. И вот мы обращаемся к Богу: Господи, так сказать, помоги. А Господь говорит: я не могу помочь, потому что следователь такой попался.
Пичугин — Это следователь такой. Иерей Кирилл — Понимаете, вот эти вещи иногда, к печали, вот мусульмане понимают лучше, чем мы, у них как бы в этом плане. Но и священник должен быть очень осторожен.
Он должен понимать, что, в принципе, в камере, конечно, мир есть, и на фоне религиозном чрезвычайно редко возникают какие-то конфликты — то есть все-таки там стараются уважать веру другого человека. Но тем не менее священник должен быть очень осторожен.
Насколько это благо для общества — быть, хоть и таким образом, но все равно причастным к убийству? Не предпочтительнее ли милосердие мести, как о том сказано в социальной концепции нашей Церкви?
Но здесь, конечно, возникает самый болезненный вопрос в нашей теме: о родственниках жертв. Говорить об этом всегда тяжело по понятным причинам. Иногда речь идет ведь об ужасных преступлениях, о том великом горе, которое причинили людям преступники. Но все же помощь и духовная поддержка таковым преступникам никоим образом не должна восприниматься как некое зло, причиняемое родным людям жертв.
По заповеди Спасителя, мы должны проявлять милосердие к любому человеку, если он в нашей помощи нуждается и тем более просит о ней. Независимо от его дел. Именно этим отличается христианское отношение к милосердию от светского. Секулярное общество всегда ищет какие-либо основания к милосердию.
И, если человек, по мнению общества, достоин милосердия, согласно его проявить. Христианское отношение иное. Для нас совсем не важно, за что страдает человек, виноват он или нет. Важно только то, что он страдает и нуждается в нашей помощи.
А за что страдает — Бог ему судья. Это уж не говоря о том, что преступники и обществом уже осуждены сполна. К слову сказать, помощь осужденным на пожизненное заключение, наверное, едва ли не единственное служение милосердия, которое вызывает не только непонимание, но иногда ненависть общества. На некоторые группы помощи пожизненно заключенным в интернете выливается столько ненависти, что страшно становится.
Причем ненависть эта исходит вовсе не от тех людей, которым пожизненники причинили боль. Нет, это совершенно сторонние люди. А вот родственники иногда проявляют великое милосердие. Мне рассказывали, например, два случая.
Один, когда мама убитого сына простила убийцу и даже написала ему об этом. Второй случай — женщина разыскала убийцу своего отца убийца был осужден на пожизненный срок и стала ему помогать материально. Она, кстати, была протестанткой. Осужденные мне рассказывали и о других случаях, но подробностей я уже не помню, к сожалению.
Безусловно, пастырская забота священника должна простираться и на потерпевших. И здесь, думаю, много более требуется внимания и сострадания, чем в работе с самими преступниками. Сразу скажу, у меня нет опыта такой работы, но ее надо развивать. Я полагаю, что если Господь призывает отказаться от мести — «око за око, и зуб за зуб», значит, так лучше для человека.
Казнь преступника принесет лишь временное удовлетворение, она не уврачует душевные раны потерпевших. И не возвратит погибших. Но следование Божьему призыву отказаться от мести непременно приведет к благодатному утешению скорбящего и укреплению его веры в реальное продолжение жизни близкого человека, хоть и уже в ином, но лучшем мире. И еще один важный момент в вопросе о смертной казни.
По закону, при ее исполнении должны присутствовать прокурор, врач и представитель учреждения. Плюс, собственно исполнитель приговора и с ним «запасной стрелок» раньше выезжали на исполнение по двое. Кроме того, необходимо участие сотрудников учреждения, которые будут конвоировать осужденного к месту казни. По меньшей мере восемь человек участвуют непосредственно в процессе казни, сопряженном с отягчением совести и большим стрессом.
А ведь у всех этих людей могут быть семьи, дети. Какими они будут приходить домой после такой «работы»? Легко говорить: «Я бы таких расстрелял». И совсем другое дело — участвовать в реальном расстреле и потом жить с этим.
Даже убийство противника на войне, хоть и является подвигом, но отражается на духовном состоянии человека. Об этом свидетельствует 13-е правило святителя Василия Великого, который советует воинам, совершившим убийство на войне, три года воздержаться от причастия. Конечно, это только совет, но он говорит о многом. А кроме того, убийство врага во время боевых действий или спецопераций, когда тебе противостоит вооруженный противник, — это одно.
И совсем другое дело — расстрел пленных. Например, пленных безоружных людей, которые не могут оказать сопротивления, согласно Женевской конвенции о пленных , расстреливать не будут. Что говорит Христос о смертной казни Иногда даже верующие люди ссылаются на то, что прямых указаний о необходимости отмены смертной казни в Писании нет. Нам говорят: «Почему вы выступаете против смертной казни?
Она была всегда! И Христос ее не отменил». Действительно, не отменил. Но сразу вспоминается известный евангельский эпизод с женщиной, взятой в прелюбодеянии.
По закону женщину надо было побить камнями до смерти. Когда ее привели к Господу и спросили, как с ней поступить, Он не сказал, что отныне подобные казни отменяются. Христос перевел этот вопрос в нравственную плоскость: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» Ин. После этого вопроса не осталось ни одного обвинителя, все разошлись «обличаемые совестью».
То есть мы видим здесь отношение Христа к человеку, совершившему тяжкий грех. Конечно, прелюбодеяние не убийство. Но не стоит забывать, что смертная казнь тогда полагалась и за то, и за другое. Никто не говорит о том, что преступников, убийц не надо наказывать.
Нет, суровое наказание необходимо и самому преступнику, иначе он не перестанет совершать злодеяний и не покается.
Богослужебные песнопения исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением А. За богослужением были вознесены специальные прошения о заключенных — о просвещении умов и сердец во узилищах сидящих. По завершении чина малого освящения храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Есть русская пословица, которая гласит: от сумы да от тюрьмы не зарекайся. И хорошо известно, как нередко человек, никогда не помышлявший о возможности оказаться в заключении, оказывается там — либо по своей вине, либо по стечению обстоятельств, в силу разных причин.
Но ведь человек не перестает быть человеком! Он и в заключении — со своими мыслями, со своими радостями и скорбями, со своими переживаниями. И когда заключенному человеку кажется, что всё рухнуло и двери закрылись, что он потерял всякую связь с миром, что перед ним нечто неизвестное и страшное, — как важно, чтобы в этот момент у него сохранилась уверенность в том, что заключение — это не конец жизни. В том, что пройдя через заключение, можно и нужно вернуться в нормальную жизнь, вернуть или обрести семью, найти работу, иметь возможность вносить свой вклад в жизнь страны. Ведь именно с такими мыслями и связывается надежда, а жить без надежды невероятно трудно, тем более в местах, о которых идет речь.
И Церковь в местах заключения призвана в первую очередь помочь людям уберечь себя от пороков, разрушающих и душу, и тело, сохранить надежду на возвращение к нормальной жизни. Служение священника в местах заключения — это очень и очень непростое служение. Мне приходилось встречаться даже с теми, кто был обречен на пожизненное заключение. Не могу называть ни место, ни имена, но просто поделюсь своими впечатлениями. В одном из самых закрытых учреждений нашей страны, где содержатся пожизненно заключенные, один из них попросил местное начальство о возможности поговорить со мной наедине.
Начальствующий сообщил, что есть такая просьба, и добавил: "Мы, конечно, ни в коем случае не будем ее удовлетворять, — Вы же сами понимаете, пожизненно заключенному терять нечего». Но я ответил: "Пожалуйста, пригласите ко мне этого человека, я на него посмотрю". Посмотрел внимательно и говорю: "Удалитесь все, мы с ним наедине поговорим". И тот разговор я запомнил на всю жизнь! Человек каялся в грехах так, как я никогда не слышал ни от кого на свободе.
И я понял, что человек не просто встал на путь исправления — в его душе произошла огромная внутренняя перемена. А ведь это самое главное. Дело не том, чтобы человек отсидел срок, не в том, чтобы он был наказан, а в том, чтобы он исправился, чтобы он вышел другим. И для того чтобы исправление происходило, очень важно, чтобы в местах заключения были храмы, чтобы осуществлялась пастырская работа. Потому что для священника, несущего послушание в темнице, заключенный — это просто чадо Божие.
И священник говорит с ним совсем не таким языком, как говорят люди, не имеющие ответственность за духовную жизнь заключенного. Благодарю Бога и наши власти за то, что так радикально изменилось взаимодействие Церкви с системой исполнения наказаний, и за то, что сейчас в большинстве колоний есть и храмы, и священники. Глубоко убежден: все это будет на пользу и тем, кто в заключении, и тем, кто работает в местах лишения свободы, а в каком-то смысле — и всей нашей стране. Но при этом хотел бы еще раз особо подчеркнуть ответственность, которая лежит на священнослужителях. Это очень непростое дело — исповедовать преступников; оно требует большой внутренней силы и духовной мудрости.
Но, наверное, то, что вы делаете, — это самый сильный фактор воздействия на сознание человека, оказавшегося в заключении.
Но есть и заключенные, которые живут духовной жизнью. Они много молятся, смиряются со своим наказанием, принимают его как волю Божию. Таких, конечно, совсем немного. Близок Бог к страдающему человеку.
И пожизненно заключенные не исключение, несмотря на то, что страдают они за свои страшные дела.