Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций.
Выставка художника Александра Пономарёва пройдёт в Третьяковской галерее
Также Александр детально представил историю создания центрального объекта выставки — стеклянного корабля под названием «Хрупкость плывущего мира». В мероприятии приняли участие издатели, главные редакторы и представители СМИ о дизайне и архитектуре, представители Совета главных архитекторов РФ, девелопмента, архитектурных выставок, дизайн-студии, искусствоведы.
На Второй московской биеннале современного искусства весна 2007 года Пономарев показал свой проект "Секретный фарватер" со всплывающей подводной лодкой. Ранее эту инсталляцию видели парижане: Пономарев устраивал ее при содействии Лувра в Тюильри. Посольство Франции тоже поддерживало работу Пономарева.
И в этом смысле Антарктида — единственное место на планете, где 55 лет, с момента договора 1959—1961 годов, реализуется абсолютно особый тип «наднационального» суверенитета.
И это уникальный шанс для сотрудничества самых разных стран и государств, которые часто в обычной жизни не находят общего языка. Плавучая биеннале — это своеобразный апофеоз культурной дипломатии. Как зародилась идея Антарктической биеннале и как много времени прошло между вашим первоначальным замыслом и его воплощением? Моя художественная деятельность, а она развивается уже 30 лет, всегда была связана с морем, и во многих моих проектах и работах главную роль играют природные стихии — вода, океан, пустыня, небо. Я много участвовал в научных экспедициях Академии наук — и в Арктике, и в Антарктике, и идея биеннале как раз возникла в этих экспедициях около 15 лет назад, а если говорить точнее, то после экспедиции к Южному полюсу. Тогда я даже ее не формулировал как биеннале, хотя я сам как художник участвовал во многих: восемь раз в одной только Венецианской биеннале.
Мне скорее хотелось создать в Антарктиде такое поле деятельности, где научная и художественная составляющие окажутся слиты воедино, и первыми, кстати, идею стали поддерживать именно научные круги. Казалось бы, все, что связано с современным искусством, — совершенно другой мир для ученых. Но это не так, и теперь мои давно уже ближайшие соратники — это выдающиеся наши океанологи. Потом уже подключились люди, которые ценили мое творчество как художника, музеи и коллекционеры, родилась идеология и философия биеннале, подключились международные силы и спонсоры. Ну, и непосредственно подготовка к Первой Антарктической биеннале заняла примерно два года. Финансирование было международным — так же, как это устроено в Антарктиде.
В Венеции на биеннале в первом в истории Антарктическом павильоне мы провели до этого четыре выставки — все это позволило нам реализовать проект на самом высоком уровне. Как я уже упоминал, одна из важнейших миссий нашей биеннале — это создание международной междисциплинарной платформы, которая аккумулирует идеи, связанные с существованием общих пространств: каким образом мы, люди, будем договариваться друг с другом, чтобы исследовать океан, Антарктиду, космос. Клуб AB Vision Club — составная часть нашей деятельности, он был создан еще до самой биеннале и продолжает свою активность и между экспедициями. Мы приглашаем ученых, архитекторов, музейщиков, художников, проводим дискуссии, конференции — это такой think-tank — совет всех, кого эта тема будоражит и увлекает. Понятно, что Антарктическая биеннале отличается от любого другого арт-форума, а что объединяет ее с другими биеннале? Отличий больше, чем сходства, мы ее потому и назвали — перевернутая биеннале, или биеннале «наоборот», что отражено и в нашей символике.
Люди ведь в Южном полушарии, а тем более в Антарктиде, ходят вверх ногами, как российский художник Андрей Кузькин, который как раз делал там свой перформанс. В общепринятом смысле мы не собираем публику, зрителей в одном месте для репрезентации искусства.
Он хочет понять смысл. Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее — это 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, созданный специально для этого проекта. Хрупкий и мощный одновременно, разбивая стеклянные волны, он продолжает свое путешествие в мистическом океане искусства.
Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях. Например, в 2006 году подводная арт-лодка Пономарева всплыла прямо в фонтане сада Тюильри напротив музея Лувр, а через пятнадцать лет арт-объект «Уроборос» был установлен на плато в Гизе рядом с египетскими пирамидами.
Художник Пономарёв рассказал о своём проекте для биеннале в Египте
Александр Пономарев — советский и украинский художник, который работает с инсталляциями и акциями, часто связанными с корабельной тематикой. Государственная Третьяковская галерея представит выставочный проект, который знакомит с творчеством современного российского художника Александра Пономарева, автора всемирно известных грандиозных проектов, осуществившего более сотни выставок в крупнейших. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрёл как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях.
На выставке в Третьяковке представили 15-метровую инсталляцию в виде корабля
Художник почти 10 лет прослужил на флоте, а морская стихия — основная тема его работ. Поэтому не удивительно, что символом открытия вставки стал «первый спуск» корабля на воду. По морской традиции, заведующая отделом выставок Третьяковской галереи Нина Глебовна Дивова разбила о борт корабля бутылку шампанского.
Но художнику показалось мало изобретенных и сделанных по собственным чертежам разнообразных морских приборов, перископов: он решил, на этот раз, быть максимально близко к морской стихии, вдруг что-то упустит. Поэтому во время плавания по морям Арктики на борту исследовательского судна, художник пересек море Баффина привязанным к носу корабля, какое-то время провисел на носу корабля, несомненно, принося ему удачу — как современный вариант гальюнной фигуры. Left Название, 2000 описание проекта описание проекта описание проекта описание проекта В 2007 году Пономареву выпала честь представлять Россию на 52 Венецианской биеннале.
Три его работы «Волна», «Дворники» и «Душ» заняли целый этаж Русского павильона, после чего он стал вынашивать идею собственной биеннале. Так как он человек непростой, то и биеннале должна была быть непростая. В 2014 году на Венецианской архитектурной биеннале был представлен многонациональный павильон Антарктиды, комиссаром которого выступил Александр Пономарев. Там же состоялась презентация I Антарктической биеннале — детища художника. В марте 2017 года она с успехом состоялась: на борту ледокола «Академик Вавилов» 100 участников экспедиции провели две недели.
Ведущая: Елена Минская. Видеооператор: Никита Вертлин.
Пушкина, Национальном центре искусства и культуры Жоржа Помпиду Париж , Национальном фонде современного искусства Париж и других. Название выставки «Я безумен только в норд-норд-вест» — цитата шекспировского Гамлета. Автор выбрал такое название, помня слова философа Мераба Мамардашвили о том, что Гамлет — поэт и мистик, тот, кто совершает не то действие, которое уже записано сцеплением причинных цепей, а действие, в начало которого он становится сам. Ему не подходит просто автоматически выполнить записанный ход. Он хочет понять смысл. Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее — это 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, созданный специально для этого проекта. Хрупкий и мощный одновременно, разбивая стеклянные волны, он продолжает свое путешествие в мистическом океане искусства.
Художник — Александр Пономарёв
Представляет собой семь металлических конструкций в форме спиралевидных колонн, основание которых — массивные винты океанских кораблей, а вертикальные элементы — специально изготовленные ветровые турбины, совершающие вращение в соответствии с силой и направлением ветра. Спирали винтов и турбин имеют общую ось и соединены валом, поэтому визуально сливаются. Между ними вращаются рычаги с ударными элементами, которые периодически извлекают различные звуки, сталкиваясь с лопастями винтов, уподобленным в данном случаи камертонам или корабельным рындам колоколам!
Серия «Разрез Атлантики». Он сделал полсотни автопортретов на стаканчиках из пенопласта, а затем через каждые 30 миль погружал их по очереди под воду вместе со спецоборудованием. На глубине до 3000 метров мощное давление водной толщи сжимало стаканчик: пропорционально этому уменьшался в размерах и лик художника. Так, изменяя размер портрета, океан становился соавтором художника. Сложные механические конструкции Александр Пономарев.
Инсталляция «Икар». Например, для Всемирной выставки в Лиссабоне в 1998 году он создал пять восьмиметровых акриловых колонн и заполнил их 40 тоннами воды. Внутри каждой бурлила жизнь: всплывали и погружались в воду субмобили — художественные объекты, похожие на странных существ из миров Жюля Верна. По задумке автора, зритель должен был оказаться в некоем «свернутом образе океана». Еще один пример — инсталляция «База» 2003 года. Внутри девятиметровой продолговатой емкости плавал макет подводной лодки. Специальные механизмы поднимали лодку на поверхность, и она тут же вместо черной становилась пестрой.
Эта гигантская железно-цементная птица была создана художником специально для выставки. На выставке в Музее Москвы будут представлены три масштабных инсталляции Для Александра Пономарева, как и для Татлина, эстетическая составляющая придуманных им аппаратов обладает большей энергией, нежели технические характеристики — художественное видение вытесняет практическую полезность конструкций. Агравитация, 2012. Инсталляция В залах музея появятся две инсталляции с кораблями. Покрытое льдом судно Concordia, впервые представленное в павильоне Антарктиды в Венеции в 2014 году, и инсталляция «Теория струн» — перевернутый корабль, корпус которого сделан из специального бетона, замешанного на вулканическом пепле. Потерянный остров, 2000. Акция Также в экспозиции посетители впервые увидят 12-метровое керамическое панно с древнеегипетскими текстами и рисунками — подобное панно находится в основании легендарной инсталляции «Уроборос», сделанной в 2021 году для выставки современного искусства Forever is Now и установленное на плато Гиза. Торпедный отсек, 2009.
Мы встретились с Пономаревым, чтобы расспросить о его пути от моряка к художнику и поговорить об океане в жизни каждого человека - океане реальном и метафизическом. Художник рассказал о самых важных и громких своих проектах: о замаскированном острове, о раскрашенных подводных лодках, которые всплывают в самых неожиданных местах.
Художник Александр Пономарев — о новом проекте нижегородского Арсенала «Artist talk»
Культура в Томске, Томские новости, ГМИИ ТГУ образование культура выставка где учат художников обучение В Томске открывается «Лаборатория искусства свободных стихий Александра Пономарёва». Художник Александр Пономарёв рассказал о своём проекте «Уроборос» для биеннале современного искусства Forever is Now в Египте. В детстве Александр Пономарев окончил художественную школу, но из-за тяги к путешествиям поступил в инженерно-морское училище. Художник Александр Пономарев на своей выставке "Александр Пономарев. "Я безумен только в норд-норд-вест"" в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Москве. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи сейчас проходит выставка художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». В Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи представили выставку о современном российском художнике Александре Пономареве «Я безумен только в норд-норд-вест».
Музей Москвы
Выставка известного российского художника Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест» в Третьяковской галерее открылась разбиванием бутылки шампанского об один из объектов экспозиции. Отметим, что Александр Пономарев является художником, который 30 лет деятельности осуществил более ста художественных проектов, выставок и акций. В Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка современного российского художника, организатора первой Биеннале современного искусства в Антарктиде Александра Пономарева «Я безумен только в норд-норд-вест». В то же время объект хорошо вписывается в контекст творчества самого Александра Пономарева, современного художника с образованием военного моряка и опытом офицера ВМФ.
Инсталляция «Уроборос» художника Александра Пономарева остается в Египте!
Выставка художника Александра Пономарева пройдет в Третьяковской галерее 20. Выставочный проект знакомит с творчеством современного российского художника Александра Пономарева, автора всемирно известных грандиозных проектов, осуществившего более сотни выставок в крупнейших отечественных и зарубежных музеях. Александр Пономарев 1957 г. В 2007 году он представлял Россию на 52-й биеннале современного искусства в Венеции.
Произведения художника находятся в крупнейших отечественных и зарубежных музейных собраниях и частных коллекциях: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном Музее Изобразительных искусств имени А.
По словам команды проекта, пока неизвестно, останется ли инсталляция на месте, что сложно или почти невозможно, но уничтожать ее не планируют, возможно, она найдет место в одном из музеев или будет впоследствии «путешествовать» по выставкам. Одна из ее задач — подчеркнуть глобальное влияние Древнего Египта и стать «слиянием древнего наследия и современного искусства в самом старом и последнем из семи чудес древнего мира», выстроить диалог между современным и древним искусством. Инсталляция Александра Пономарева отлично вписывается в обе задачи: тщательно рефлексируя факт соседства самых известных пирамид, она развивает одну из основных тем древнеегипетской культуры — идею цикличности, постоянства повторяемости. Соединение двух погребальных лодок в мегалопасть или гигантский шампур, а двух пирамид в постоянно обновляемые часы — прекрасно иллюстрирует неизменность вращения, давая шанс и надежду древним темам, которые никогда и никуда не исчезнут. Неудивительно, что внимание автора привлекли именно лодки, также как и неудивительно, что они сложились в конструкцию, похожую на винт, вращаемый ветром пустыни, хранящей прах страшно подумать насколько древней цивилизации.
Ему не подходит просто автоматически выполнить записанный ход. Он хочет понять смысл. Кажется, именно норд-норд-вест заставляет двигаться центральное произведение выставки художника в Третьяковской галерее — это 15-метровая инсталляция — стеклянный корабль, созданный специально для этого проекта. Хрупкий и мощный одновременно, разбивая стеклянные волны, он продолжает свое путешествие в мистическом океане искусства. Многие работы Александра Пономарёва связаны с морем. Девять лет прослужив на флоте, с 1980-х он полностью посвятил себя искусству. Всемирную известность Александр Пономарёв приобрел как автор смелых акций и инсталляций в наиболее значимых локациях.
Мы уверенно движемся в этом направлении, хотя иногда найти путь, где нет противоречий между идеологией, политикой, культурой, бывает архисложно. И в этом смысле Антарктида — единственное место на планете, где 55 лет, с момента договора 1959—1961 годов, реализуется абсолютно особый тип «наднационального» суверенитета. И это уникальный шанс для сотрудничества самых разных стран и государств, которые часто в обычной жизни не находят общего языка. Плавучая биеннале — это своеобразный апофеоз культурной дипломатии. Как зародилась идея Антарктической биеннале и как много времени прошло между вашим первоначальным замыслом и его воплощением? Моя художественная деятельность, а она развивается уже 30 лет, всегда была связана с морем, и во многих моих проектах и работах главную роль играют природные стихии — вода, океан, пустыня, небо. Я много участвовал в научных экспедициях Академии наук — и в Арктике, и в Антарктике, и идея биеннале как раз возникла в этих экспедициях около 15 лет назад, а если говорить точнее, то после экспедиции к Южному полюсу. Тогда я даже ее не формулировал как биеннале, хотя я сам как художник участвовал во многих: восемь раз в одной только Венецианской биеннале. Мне скорее хотелось создать в Антарктиде такое поле деятельности, где научная и художественная составляющие окажутся слиты воедино, и первыми, кстати, идею стали поддерживать именно научные круги. Казалось бы, все, что связано с современным искусством, — совершенно другой мир для ученых. Но это не так, и теперь мои давно уже ближайшие соратники — это выдающиеся наши океанологи. Потом уже подключились люди, которые ценили мое творчество как художника, музеи и коллекционеры, родилась идеология и философия биеннале, подключились международные силы и спонсоры. Ну, и непосредственно подготовка к Первой Антарктической биеннале заняла примерно два года. Финансирование было международным — так же, как это устроено в Антарктиде. В Венеции на биеннале в первом в истории Антарктическом павильоне мы провели до этого четыре выставки — все это позволило нам реализовать проект на самом высоком уровне. Как я уже упоминал, одна из важнейших миссий нашей биеннале — это создание международной междисциплинарной платформы, которая аккумулирует идеи, связанные с существованием общих пространств: каким образом мы, люди, будем договариваться друг с другом, чтобы исследовать океан, Антарктиду, космос. Клуб AB Vision Club — составная часть нашей деятельности, он был создан еще до самой биеннале и продолжает свою активность и между экспедициями. Мы приглашаем ученых, архитекторов, музейщиков, художников, проводим дискуссии, конференции — это такой think-tank — совет всех, кого эта тема будоражит и увлекает. Понятно, что Антарктическая биеннале отличается от любого другого арт-форума, а что объединяет ее с другими биеннале? Отличий больше, чем сходства, мы ее потому и назвали — перевернутая биеннале, или биеннале «наоборот», что отражено и в нашей символике. Люди ведь в Южном полушарии, а тем более в Антарктиде, ходят вверх ногами, как российский художник Андрей Кузькин, который как раз делал там свой перформанс.