Рекомендации по использованию: предназначены для крепежа держателей под провод. При использовании перемычек из проводов в одном зажиме аппарата защиты будет находиться два провода, а при использовании гребенки — всего один зубец.
Гребенка проводов
Что такое гребенка для автоматических выключателей Гребенка(шина) для автоматических выключателей — устройство для сборки и монтажа распределительных. Гребенка, к которой подключается провод L1, должна подать напряжение на все выводы L1 защитных устройств. Вертикальная кабельная гребенка предназначена для распределения кабельных потоков в различных монтажных деление кабелей осуществляется за. А для этого есть вилочные гребёнки: U-вилка втыкается в отдельное гнездо автомата снизу, гнёздо для проводов свободны.
Соединительная шина гребенка для автоматов
Если подсоединяемое количество автоматических выключателей меньше, чем число отводов на гребенке, лишние провода следует обрезать. Шинки-гребёнки для раводки фаз и нулей в щитах ABB (PS1, PS2, PS3, PS4, PS1/57N). Если подсоединяемое количество автоматических выключателей меньше, чем число отводов на гребенке, лишние провода следует обрезать. как правильно осуществить подачу тока на шину (чтобы потом с шины на автоматы ушло)? у легранда нащел вот такое "Legrand Клемма вводная универсальная для гребёнок 1Р+N 4-25 мм кв" [ IMG] не пойму как она на шину вещается.
Кольца и гребёнки для организации кабелей
Как мы уже сказали, соединительная гребенка доя автоматов способна выдержать до 63 А. Сделать шлейф из провода, сечением 16 будет гораздо сложнее. Вместо 2 проводов от перемычек необходимо вставить 1 штырь от гребенки. 21-24 представлено пятое исполнение модульной гребенки для крепления электрических проводов в соответствии с настоящим изобретением. Поэтому совет – полиэтиленовые соединительные клеммы для проводов лучше использовать для стыковки медных одножильных проводов. Использование вводных клемм вместе с гребенками позволяет решить задачи присоединения кабелей большого сечения. Основная цель соединительной шины для автоматов — это обеспечить удобный и организованный способ подключения автоматов к электроэнергии, минимизировать количество проводов и кабелей, и упростить обслуживание и управление электрическим оборудованием.
Соединительная шина для автоматов: описание, особенности и назначение
Повышение эффективности и работоспособности автоматических устройства защиты. Обеспечение непрерывности линии от непосредственного заземления до выходной точки. Экономия места в щитке, так как не будет необходимости размещать несколько одиночных шин. Разделение проводов нулевого и фазного типа. В целом, нулевая шина позволяет поднять безопасность функционирования сети на качественно новый уровень, однако ее использование и подключение должно быть максимально грамотным, поэтому к монтажу данного элемента электротехнической сети предъявляются особые требования. Характеристики Выбирая необходимые нулевые шины, стоит предъявлять четкие требования к конструкции. Главное — это сечение провода. Руководствуясь четким правилом «сечение провода не превышает сечение в главной заземляющей шины», можно выполнить качественное обеспечение электросети и сэкономить средства на обслуживании в дальнейшем.
Характеристики нулевой шины разнятся, в зависимости от типа ее установки. Разделяют два вида устройств по схеме распределения, отвечающим требованиям ПУЭ: В первом случае шина с заземлением, которая являет собой заземленную наглухо нейтраль, в которой соединение с защитной землей обеспечивается исключительно в данной точке. Далее по проводникам с изоляцией уже в щиток заводятся только две шины. Такая схема считается наиболее безопасной, поскольку нулевая и заземляющая шина отделены непосредственно на вводе устройства в помещение. Во втором варианте представлена устаревшая, но популярная схема по типу TN-C. В данном случае заземление не представлено отдельным проводником, а в самом в щитке есть исключительно нулевая шина. Здесь также соединять землю и ноль нельзя.
Поэтому здесь понятия «земля» в его привычном представлении нет. Коротко о конструкции и принципе работы Если внимательно посмотреть на фотографию нулевой шины, то можно увидеть токопроводящую жилу из электротехнической меди или латуни на пластмассовом основании. Каждая мини шина отделяется от соседней прозрачной пластиной, гарантируя безопасность и изоляцию. Отверстия и зажимные болты в конструкции предназначены для закрепления проводников и их безопасной разводки, а посредством пластмассового корпуса устройство фиксируется на DIN рейке. Длина изделия зависит от количества имеющихся монтажных отверстий, однако несмотря на разницу в зажимных болтах, шина всегда монолитна, что упрощает обслуживание, повышает безопасность и надежность креплений. Определить данное устройство заземление легко в щитке не только по продолговатой форме, но и обязательному наличию на корпусе, основании синего или голубого цвета — явного указателя на нулевой тип элемента электросети. Технические характеристики Шина заземления в обязательном порядке устанавливается внутри электрического щитка и подсоединяется к контуру действующего заземления.
Благодаря своим основным техническим характеристикам, такой элемент применяется в качестве проводника между заземляющей системой и штекерной частью технической установки. Внутри вводных устройств, как правило, используются шины заземления типа «РЕ». Шина заземления с проводами заземления В таких условиях заземляющий проводник должен обладать соответствующим сечением: медные проводники — 1,1 см и более; алюминиевые проводники — около 1,7 см и более; стальные проводники — 7,5 см и более. Показатели сечения устанавливаемой заземляющей шины должны соответствовать параметрам проводника. Тип шины.
Каждая разновидность соединительной гребенки используется только для определенных целей. Однополюсные соединители применяются исключительно для однофазных автоматов, а 4-х полюсные — для коммутации 3 фаз и нуля, например.
Известные образцы гребенок имеют два исполнения, отличающиеся своим шагом 18 мм и 27 мм. Первое предназначено для подключения одномодульных автоматов, заявленная ширина которых как раз равна 18-ти мм. Конструкция соединительных приспособлений рассчитана на монтаж большого количества автоматов с суммарным числом выводов от 12 до 60-ти. Этим объясняется, почему использовать их для установки 2-х или 3-х приборов, например, нецелесообразно. Традиционно эти вспомогательные изделия применяются для сборки распределительных щитов со значительным числом коммутационных устройств. При знакомстве с конструкцией гребенок особое внимание обращается на сечение фазной соединительной шинки из меди, которое не должно быть менее 16 кв. Приблизительный расчет количества провода, который экономится на такой замене, снимает все сомнения в целесообразности применения этих медных изделий. Описание В зависимости от приспособлений, которые подсоединяются, рассматриваемые детали подразделяются на несколько разновидностей по полюсам от 1 до 3.
В соединительной гребенке для автоматов число пластин и полюсных окончаний идентично. При этом каждый из соединителей предназначается для выполнения конкретных задач. Например, однофазные модели служат для подключения аналогичных выключателей, 4-полюсные версии агрегируют с трехфазными приборами. Указанные изделия обладают различным показателем шага от 18 до 27 миллиметров. Меньшие варианты ориентированы на взаимодействие с одним модулем. Шаг 27 мм служит для подсоединения полуторных модульных потребителей. При помощи гребенок реально смонтировать одновременно комплект автоматов от 12 до 60 штук. По этой причине использование подобных приспособлений неактуально для соединения одной пары устройств.
Оптимальный вариант — применение в распределительных щитах с множеством контактов. Виды отводов Существует два вида отводящих контактов, входящих в состав соединительных гребенок. Отводы, выполненные в виде штырей и обозначаемые как «Pin». Используются очень часто, поскольку подходят под большинство автоматических устройств. Вилочные отводы, маркируемые значком «Fork». Вторая из разновидностей контактов используется намного реже, поскольку для их монтажа потребуется особый зажим, имеющийся далеко не у всех подключаемых АВ. Сечение отводящих штырей подбирается таким образом, чтобы его хватало для работы с нагрузочными токами до 63-х Ампер включительно. При выборе шин однофазных, а также любых других размерностей, отличающихся видом отводов, потребуется учитывать ряд особенностей конструкции.
Для каждого класса подключаемых приборов подходит только определенный образец шины. Когда пытаются установить соединительную гребенку, отводы которой не соответствуют данному устройству, они могут просто не войти до конца в гнезда. В этом случае какая-то часть плоскости шинок остается открытой, что представляет угрозу для пользователей и монтажников. В качестве примера приводятся автоматы марки АВВ, корпус которых выпускается в двух исполнениях: S200 и более простая модель — S200L. Китайские гребенки со стандартными отводами могут вообще не подойти по размеру шага, что в результате приводит к невозможности их использования. Специалисты советуют не экономить на качестве этих изделий и приобретать только после консультации с менеджерами по продажам. Достоинства и недостатки К преимуществам использования соединительных гребенок на основе меди следует отнести: Простота и высокая скорость сборки. Получение качественного и надежного электрического соединения.
Снижение общего количество контактов в два раза, что повышает надежность образующихся соединений. При установке типовых перемычек, сделанных из электромонтажных проводов, на один зажим приходится сразу два оголенных контактных конца. При использовании же гребенки однофазной, например, используется всего один зубец отвод. Специалисты по монтажу по-своему решают проблему экономии контактов — они соединяют автоматы не отдельными перемычками, а сплошным проводом. Для этого в зонах электрических соединений делаются петли с нужным радиусом изгиба. К недостаткам способа подключения, при котором используются шины электрические соединительные, относят: Неудобство замены прибора автоматической защиты, поскольку в этом случае приходится снимать всю гребенку целиком. Невозможность добавления еще одного автомата для этого потребуется новая ее размерность. Одно из возможных решений проблемы второго случая — заблаговременно установить в щиток резервные приборы с часто используемыми номиналами 10 и 16 Ампер.
Их выводные контакты до определенного момента времени оставляются незадействованными, а сами они постоянно остаются в выключенном состоянии. С учетом особых приемов монтажа автоматов и их резервирования применение соединительных гребенок целесообразно в любых ситуациях, несмотря на имеющиеся недостатки. Преимущества и недостатки Сначала поговорим о достоинствах соединительной шины для автоматических выключателей. Итак, гребенка имеет следующие плюсы при монтаже электропроводки: Более качественное соединение коммутационной аппаратуры. Если подключение перемычек представлено двумя концами провода в одном зажиме, то применение гребенчатой шины сокращает это значение в 2 раза, что положительно отображается на качестве контакта.
Между шинами PE и N должна быть перемычка сечением не меньше чем сами шины. Заземление всегда ставится первым и уже от него идет перемычка к рабочему нулю. Шина проводника PE должна быть заземлена и контактировать с корпусом трансформатора. Шина N устанавливается на изоляторах — не должна контактировать с корпусом. Зачем нужна перемычка между PE и N шинами? Перемычка необходима, чтобы сработал вводный защитный автомат. При отсутствии перемычки и попадании фазы на корпус оборудования ток уйдет в землю, а не к трансформатору.
С этой же целью рекомендуется заглушки на края, если они входят в комплект. В противном случае, используем всеми любимую синюю изоленту. Сам процесс подключения, также не вызывает трудностей. Для крепления гребенка вставляется сверху аппаратов, при этом, каждый отвод должен попасть в соответствующую контактную площадку, после чего производится затягивание винтов. К крайней правой или левой в зависимости от разводки контактной площадке подключается ввод питания. После этого подключаем провода, ведущие к потребителям электроэнергии. На завершающем этапе останется подсоединить питание эту работу выполняют сотрудники электрокомпании и распределительная коробка щиток готов к эксплуатации. Подведем итог, использование гребенки для автоматических выключателей существенно упрощает монтаж. Конструктивные особенности На рисунке 2 изображена разобранная однофазная шина гребенка legrand на 12 модулей. Как видите, конструкция этого приспособления довольно простая, в нее входит медная шина «a» и ее изолятор «b». Все просто и удобно. Рисунок 2. Рисунок 3. Пример подключения АВ Schneider Electric, установленных на din рейку однорядная шина питания отмечена красным В зависимости от назначения, соединяющая гребенка может быть изготовлена в однополюсном, двухполюсном или четрехполюсном исполнении. На рисунке 4 наглядно продемонстрированы примеры использования шин с различным количеством полюсов. Рисунок 4. Варианты использования одно- трех- и четырехполюсных соединителей Пояснение к рисунку: А — двухполюсные автоматы подключаются при помощи двух однополюсных соединителей нулевая шина и фазная ; В — подключение аппаратов того же типа, когда используется трехфазная электрическая сеть питания. Задействована однополюсная и трехполюсная контактная перемычка; С — использование четырехполюсной перемычки общая нулевая и три фазы для дифавтоматов или УЗО в трехфазном исполнении. Заметим, что производятся и двухполюсные гребенки, принцип их подключения такой же, как в варианте «А» на рисунке 4. Особенности, на которые необходимо обращать внимание. Форма отводов может быть типа pin такое исполнение показано рисунке 2 и «fork» см. Первый вариант более распространен, поскольку может использоваться с устройствами различного типа. Рисунок 5. Фрагмент трехполюсной гребенки с отводами «fork» Что касается «вилочных» отводов, то их подключение к модулю возможно при наличии у него соответствующего зажима, например как у двухполюсника компании АВВ серии S200, изображенного на рисунке 6. Рисунок 6. А — контакты для соединения с гребенкой, В — с проводом Необходимо обратить внимание еще на один нюанс, связанный с особенностями конструкции. Существует немало примеров, когда при подключении соединительной шины возникали проблемы. Объяснение этому только одно — неправильно подобранная гребенка, особенно к этому критична брендовая продукция, например, ИЭК, Hager, АВВ и т. Приведем наглядный пример на основе устройств АВВ. В быту чаще всего используются две серии устройств S200 и «упрощенный» вариант S200L. Так вот, каждому типу устройства предназначена своя модель шины, а именно PSH для первых и PS для вторых. Попытка использовать соединитель другого устройства приведет к тому, что ответвления не полностью войдут и будут открыты, создавая опасность поражения током. Что касается продукции из Поднебесной, в большинстве случаев, ею вообще не удастся произвести соединение. Связано это с тем, что шаг отводов АВВ 17,5 мм, а у китайских — 18 мм. Поэтому, чтобы не возникли проблемы с монтажом, приобретайте гребенки и защитные устройства одного производителя. Но даже в этом случае, как мы увидели на примере продукции АВВ, консультация со специалистом не будет лишней. Схемы подключения автоматов через соединительную гребенку Шина для автоматов гребенчатая вводится в соединительную цепочку согласно определенным правилам, задаваемым электрической схемой ее включения. Поскольку объединение автоматов в сетях 220 Вольт осуществляется только по фазе без нуля — такую шину принято называть фазной. В зависимости от типа силовой цепи, в которую включаются перемычки для автоматов, они рассчитываются для работы либо в однофазной линии 220 Вольт , либо — в трехфазной сети. Во втором случае схема включения представляет собой утроенную копию одиночной коммутации.
Штыревые гребенки
Установив такую рейку в одном ряду с дифференциальными автоматами, несложно аккуратно подключить каждый абонентский кабель внутри щитка. Существуют клеммы быстрого монтажа: по типу WAGO. Есть соблазн не «мудрить» с винтовыми зажимами, а выполнить соединение «по-быстрому». К тому же, качество контактов невозможно проверить визуально. Еще одна проблема — в разъемах WAGO нет возможности извлечь один проводник, не разрушив всю линейку.
Методы совмещения Гребенка Чтобы правильно соединить автоматы, хорошо применить шину или гребёнку, которая подбирается в зависимости от числа фаз: для цепи однофазной подходит двухполюсная, а также однополюсная модель; трёхфазной — четырёх и трёхполюсная. Установка отличается несложностью. Под необходимое количество автоматов подбирают определённую модель гребёнки с требуемым числом полюсов. При выборе гребёнки с максимальным числом контактов, следует устранить излишки, используя ножовку.
Заканчивая установку, шина вставляется одновременно в каждый зажим, а потом затягиваются винты. Установка выходов осуществляется соответственно схем. Перемычки Соединение автоматов посредством перемычек используется, когда выключателей небольшое количество и при этом хватает в щитке пространства для беспрепятственного доступа ко всем контактам. Данный метод можно эксплуатировать не только для однофазного типа цепи, но и для трёхфазного варианта.
Для работ, проводимых в щитке, стоит провести подготовку всех перемычек требуемой длины, а также соответствующего сечения. Для применяемых проводников, так называемых, одножильных выбирается сечение для совмещения проводов автоматов с предварительно рассчитанной мощностью. К одному из подходящих способов создания перемычек относится безотрывный метод. По окончанию подобной подготовки предпочтительно устранить с концов имеющуюся изоляцию приблизительно на сантиметр, затем оголить провод, убрав плёнку посредством ножа.
Потом следует установить концы в отверстия входа, зажав при этом винты. Затем осуществляется подключение нагрузочных источников к выходу, как на фото, где показано соединение выключателей автоматических наглядно. Не стоит забывать, что нулевые, а также фазные провода важно прижимать не плотно из-за их возможности нагревания при работе электрической сети, а также вероятности возникновения нежелательного совмещения нуля с фазой по причине размягчения изоляции под влиянием нагревания. Для совмещения выключателей шлейфом можно воспользоваться проводом многожильного вида с требуемым сечением Однако в данном случае его важно зачистить на несколько сантиметров.
На конец следует надеть специальный наконечник, соответствующий по размеру сечению применяемого провода, обжав при этом посредством клещей. Можно совместить выключатели в последовательном порядке. Придерживаясь инструкции совмещения выключателей, обустроенных в щитке, но при отсутствии требуемого инструмента, а также наконечников, можно пролудить не изолированный провод посредством паяльника. При отсутствии специального паяльника, можно осуществить установку посредством проводников без изоляции.
Подобная установка не практичная и при чрезмерных нагрузках может стать причиной перегрева проводников в зоне совмещения и, естественно, высокой степенью опасности нежелательного возгорания. Данный тип объединения не обладает привлекательным внешним видом. Помните, что правильное объединение между собой автоматов с применением проводника многожильного следует осуществлять, придерживаясь предварительно разработанную схему. В данном случае можно применять автоматы разных изготовителей.
Их диаметры могут полностью отличаться, так как установка проводом гибкого типа даёт возможность сделать это. Определяясь, каким проводом предпочтительно объединить автоматы, проверьте правильность этого соединения. Как правило, распространено это для трёхфазной схемы. Даже мизерная ошибка может стать причиной замыкания и соответственно ущерба применяемому вами электрическому устройству.
Для чего нужна нулевая шина в щитке, разновидности и особенности применения в доме С целью безопасности и удобства монтажа линий электропитания, применяются вводы с отличительными значениями, которые объединяются в общие контактные группы. Нулевая шина — контактная колодка, для безопасного подключения одновременно несколько проводников для дальнейшего питания электроустановок. Требования безопасности ПУЭ Система электропитания в идеале составляется по схемам, которые рекомендованы правилами устройства электроустановок ПУЭ. В жилое помещение или на отдельный объект подключается силовой кабель, а уже последующая его разводка внутри здания обеспечивается с помощью распределительного щитка.
Для удобства такой разводки и применяется нулевая шина. Проще говоря, такое устройство представляет собой усиленный проводник в контактной зоне по открытому типу. К нему подключаются нулевые проводники при помощи винтовых соединителей. Распространенная конструкция шины — брусок прямоугольной формы, произведенный из прочного металла с характерной проводимостью: латунь, сплавы с медью.
Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности Конструкция нулевой шины: Токопроводящая жила из прочного металла. Пластиковое основание, которое в дальнейшем при монтаже устройства применяется для крепления на ДИН плоскость. В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Такие отверстия и болтики применяются для безопасной разводки проводов нейтрали.
Внешне шины отличительны по длине, способу монтажа и количеству отверстий для установки. Для упрощения сервисного обслуживания и выполнения качественных работ по соединению токопроводящих жил, применяются медные или латунные металлы. Такие сплавы продлевают срок эксплуатации устройства, обеспечивают бесперебойную работу всей системы. Есть шины в корпусе и без корпуса, однако токопроводящие элементы любых типов устройств схожи.
Для правильной работы устройства и обеспечения дифференциальной защиты потребуется правильное подключение устройств с разделением проводников NPE в щите. Если щит металлический, дополнительно используется нулевой провод от корпуса с изоляцией. Преимущество использования: Организация нескольких областей для присоединения нагрузок от общего ввода к проводнику нуля. Правила монтажа В зависимости от выбранного типа устройства, монтаж осуществляется несколькими методами: Крепление на DIN-рейку.
Монтаж через угловые изоляторы. Крепление в электрощитке. Осуществление монтажа допустимо открытым либо закрытым способом: Открытый применяется в том случае, если есть шкаф, куда доступ посторонним будет ограничен. Монтаж осуществляется с видимой клеммной колодкой.
Закрытый вариант монтажа применяется в том случае, если оборудование подключается к особо важным системам, к примеру, к силовой розетке электроустановок. После любого варианта монтажа открытого или закрытого не должно быть доступа к токоведущим жилам, поскольку в генерирующей установке ноль глухо заземлен, а прикосновение к точке подключения смертельно опасно При выборе шин стоит обратить внимание на производителя и цену устройства. Так, дешевые китайские шины при эксплуатации или даже в начале монтажа могут просто лопнуть Шина нулевая является важнейшим конструкционным элементом сборных шин. Применяется она для подключения проводников заземления и нуля.
Этот элемент применяется при обеспечении электросетей как переменного, так и постоянного тока. Шина нулевая в корпусе щитка: конструктивные особенности Конструкция нулевой шины: В свою очередь, устройство имеет отверстия, а также зажимные болты, которые применяются с целью закрепления используемых проводников. Какого производителя выбрать На самом деле, предпочтения тому или иному логотипу не связаны с качеством. Фурнитуру для монтажа электропроводки выпускают все известные электротехнические предприятия.
И если у вас вся розеточная сеть, защитные автоматы и проводка, произведены фирмой IEK, ABB, Legrand или Schneider Elerctric — есть смысл нулевые рейки и шины защитной земли покупать с таким же логотипом. Экстремально дешевые изделия «noname», могут просто треснуть при эксплуатации, обеспечив гарантированные проблемы для дорогостоящего электрооборудования. Источник profazu. Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт.
На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины. Монтаж щитка для загородного строения Устанавливаем с помощью саморезов Din рейки, на которые будет крепиться все оборудование. Они должны иметь размер 35 мм.
Вне зависимости от способа подключения трехфазное или однофазное , сечение нулевого проводника должно соответствовать сечению любого из фазных проводников. То же требование предъявляется к сечению самой шины. Сечение соединительных проводов от шины до конечной электроустановки, не может быть выше, чем сечение входного силового провода. Если шина представляет собой конструкцию с отверстиями для подключения проводников, действительным сечением считаются геометрические параметры в самой тонкой части. Требований по обязательному изготовлению нулевой рабочей шины из определенного металла не существует Однако на практике, применяется медь или латунь. При расчете сечения алюминиевых шин, по отношению к медным, применяется коэффициент 1.
Для удобства рассмотрим однофазную схему, которая применяется в большинстве квартир многоэтажных домов. Две основные линии: фаза и нуль, присутствуют всегда. Они заводятся в прибор учета счетчик электроэнергии , а на выходе становятся доступными для дальнейшей разводки. В зависимости от применяемой системы, может быть установлена либо только нулевая шина, либо нулевая и заземляющая. Преимущества использования шинопроводов Шина электрическая более удобна в применении, чем группа проводов Применение шины в электрике вместо кабельной продукции обеспечивает существенную экономию материальных, энергетических и трудовых ресурсов: Монтаж занимает в 2 раза меньше времени, чем прокладка кабеля. Срок службы — до 30 лет без необходимости сложного технического обслуживания. Гибкая конфигурация позволяет выполнить качественный и безопасный монтаж сети в зависимости от пути ее пролегания. Шинопровод имеет более эстетичный вид, чем групповая прокладка провода. Экранирование проводника исключает воздействие электромагнитного поля на расположенную рядом офисную технику.
Конструкция пожаробезопасна и соответствует требованиям безопасности для уровня защиты IP55. Подробнее о назначении Использование заземляющей нулевой шины в системе проводке позволяет решить много важных моментов: Создание нескольких точек, чтобы разделить общую нагрузку от основного ввода к нулевому проводнику. Повышение эффективности и работоспособности автоматических устройства защиты. Обеспечение непрерывности линии от непосредственного заземления до выходной точки. Экономия места в щитке, так как не будет необходимости размещать несколько одиночных шин. Разделение проводов нулевого и фазного типа. В целом, нулевая шина позволяет поднять безопасность функционирования сети на качественно новый уровень, однако ее использование и подключение должно быть максимально грамотным, поэтому к монтажу данного элемента электротехнической сети предъявляются особые требования. Характеристики Выбирая необходимые нулевые шины, стоит предъявлять четкие требования к конструкции. Главное — это сечение провода.
Руководствуясь четким правилом «сечение провода не превышает сечение в главной заземляющей шины», можно выполнить качественное обеспечение электросети и сэкономить средства на обслуживании в дальнейшем. Характеристики нулевой шины разнятся, в зависимости от типа ее установки. Разделяют два вида устройств по схеме распределения, отвечающим требованиям ПУЭ: В первом случае шина с заземлением, которая являет собой заземленную наглухо нейтраль, в которой соединение с защитной землей обеспечивается исключительно в данной точке. Далее по проводникам с изоляцией уже в щиток заводятся только две шины.
Ведь вы помните, что у нас есть две отдельные «дырки» для двух проводов? Запихиваем туда два провода. Но мы изображаем брутальных электриков, которые якобы не знают что делают. И у нас всё получается! Что даёт эта фишка?
Во-первых, она позволила отказаться от тонны нулевых шинок на каждое УЗО в моих щитках. Посмотрите, например, этот щит из этого поста про щитосборки : Ещё один щиток для другого заказа, маркировка от ГрафоПласт Здесь шинка на УЗО стоит только одна, потому что под всеми остальными УЗО кроме одного стоит по два автомата. Это когда пьяный в хламину дачный электрик кривой отвёрткой пытается закрутить гнутый и такой же кривой огрызок вводного алюминия в автомат. Сейчас я повторю этот момент чуть-чуть подробнее. Итак, в некотором случае у нас возникают ситуации, когда на несколько УЗО или автоматов надо подать одно и то же питание. Чаще всего это относится к однофазным щиткам. Скажем, есть пяток автоматов освещения, три штуки от кондиционеров, ещё парочка… и все они красиво встали в один ряд. Чтобы их запитать, можно наделать перемычки между этими автоматами. Это очень хороший способ, если вы собираете один щиток лично для себя, и не хотите разбираться с номенклатурой гребёнок, заглушек и тратить лишние деньги на них.
Минус этого способа — лишние провода. Потому что наши перемычки торчат, мешая подводить провода к автоматам на рейке выше. Всё это потом перемешивается, смешивается и пугает глаза. Когда-то я делал именно такие щитки, например вот в этом заказе : Пример щитка, где используются перемычки вместо гребёнок Для продвинутых сборок щитков существует штатное решение. Технически оно называется «Шинная разводка», а на простом языке — «Гребёнка». В простейшем варианте это медная пластинка в пластмассовом изоляторе, которая нарезана и согнута в форме зубов обычно Г-образно. За это её гребёнкой и прозвали. Так как пластинка целиковая, то все её зубы соединены вместе. Вот вам и профит: отрезали сколько надо, закрутили под весь ряд автоматов, подсунули один питающий провод — и получили красивую разводку.
Это число показывает длину гребёнки. Оно или «12» или значительно большее 60, 58, 57. Короткие гребёнки продаются комплектом: она на заводе отрезана, положена в пакетик и снабжена заглушками для краёв. Она опять же удобна, если вы собираете щиток один раз себе. Купили, поставили — забыли. С ней всё проще простого. Ставим её Г-образно, запихиваем зубцами как раз в тот специальный паз, а сверху — питающий провод. Это относится к автоматам серии SH200L, у которых зажимы не имеют специального отверстия для гребёнки. Наша буква «Г» становится буквой «L».
Обратите внимание на фотку ниже. Зажим серии SH200L прижимает всё, в него запихнутое, не к низу, а к верху автомата. Это значит, что если мы сначала запихаем провод, а потом гребёнку, то один из автоматов перекосит: из-за вложенного провода толщина зажатого будет бОльшей. Поэтому мы сначала во все автоматы вкладываем гребёнку, а потом уже — провода. Тогда получится так, что зажимы всех автоматов будут ровно зажимать одну и ту же гребёнку. И только один из них будет раскрыт шире из-за провода. Ну и помним о том, что именно ABB позволяет зажимать по два провода под один автомат, страхуя нас от нештатных ситуаций и экономя нулевые шинки в случае УЗО. Теперь переходим как раз к УЗО. Так как их в щитке давно никто не ставит в количестве одной штуки, то встаёт вопрос о том, как бы их красиво всех вместе запитать.
Она двойная. И её выводы чередуются. Всё проще простого. Пилим кстати, зацените способ резки гребёнок торцовкой и ножницами для пластиковых труб. Пихаем в рядок двухмодульных устройств. Гребёнка заводится в штатные зажимы …и снова — те же самые двойные зажимы.
А в-третьих, на форуме МастерСити один товарищ давал интересную задачку. Было у него несколько кондиционеров, питание которых сидело на одной линии и на автомате. А к каждому кондею была приделана помпа откачки конденсата. И нужно было сделать зависимую схему: если автомат кондеев отрубился бы, то пусть отрубались бы и помпы заодно. И, наоборот — если отрубились бы помпы — это вызывало бы аварийное отключение автомата кондея. Вот и тут дополнительные контакты пригодились бы! Он у нас нормально открытый. Это в данной терминологии значит, что он в точности отображает состояние автомата. Если автомат включен — контакт замкнут. Если автомат отключен — контакт разомнкут. Дополнительный контакт S2C-H10 нижний и автоматы серии S200 Контакт нащёлкивается на специальные пазы в нижней части автомата. А в комплекте с контактом идёт специальный пластиковый толкатель. Причём в количестве двух штук. Закручиваеми винт зажима так, чтобы он освободил нишу для установки тяги контакта Теперь взводим автомат включаем и пихаем толкатель внутрь: Вставляем тягу контакта в нишу После этого нащёлкиваем контакт и радуемся жизни. В инструкции к нему написано, что можно аккуратно медленно подвигать рычажок автомата и убедиться в том, что в контакте при этом щёлкает микрик. Значит механика в порядке. В отличие от нижнего, этот более мощный. Нижний контакт может протащить через себя ток в 2А, этот — в 10. В этом контакте имеется две различных группы: одна нормально открытая и другая нормально закрытая. Это делает этот контакт универсальным в плане коммутации. Но зато мы теряем целых 0,5 модуля в щитке. Боковой дополнительный контакт S2C-H11L Чтобы прищёлкнуть такой контакт к автомату, мы должны удалить специальную заглушку, в который будет входить штырёк от механики контакта. Контакт S2C-H11L имеет специальный рыжачок, для которого надо выломать окошко Это делается при помощи обычной подходящей по размеру отвёртки. Мы её просто выламываем и выбрасываем. Выламываем окошко в автомате при помощи подходящей отвёртки Теперь нам остаётся только прижать контакт слева до щелчка. И всё! Без усилий их не снять. Нижние контакты приходится поддевать тонкой отвёрткой, а боковой — аккуратно отделять при помощи опять же отвёртки. Вот наш несчастный «вводной» автомат S202 с обоими видами контактов: Автомат ABB S202 с прищёлкнутыми боковым и нижним дополнительными контактами Такие контакты я стал использовать позже, когда у меня пошли щиты с ПЛК. И не для отслеживания состояния автоматов, а для обратной связи положения рубильника «Отпуск» в ПЛК. ПЛК видит положение этого рубильника и заодно закрывает воду, гасит свет или делает ещё какие-то действия. Особенно удобно стало использовать дополнительные контакты когда ABB выпустило рубильники серии SD200 — такой рубильник построен на базе обычного автомата и поэтому к нему подходят все аксессуары включая и дополнительные контакты. В основе строения плоская медная шина. На ней имеются отводы для установки на автоматы. В зависимости от количества подключаемых фаз, в одной гребенке бывает 1 или 4 шины. Они изолируются негорючим пластиком. Обычно белого или серого цвета. Конструкция выполнена так, что в собранном виде практически отсутствуют открытые токопроводящие части. Это повышает безопасность обслуживающего персонала. А распределительная коробка становится менее восприимчивой к пыли. Как правильно установить гребенку Алгоритм действий довольно простой: Если подключаемых модулей меньше, чем отводов у приобретенной гребенки, необходимо отрезать лишнюю часть. Сделать это можно используя обычную ножовку по металлу. Шина и изолятор лучше отрезать отдельно, поскольку последний должен быть длиннее примерно на один-два сантиметра. Это позволит предотвратить КЗ. С этой же целью рекомендуется заглушки на края, если они входят в комплект. В противном случае, используем всеми любимую синюю изоленту. Сам процесс подключения, также не вызывает трудностей. Для крепления гребенка вставляется сверху аппаратов, при этом, каждый отвод должен попасть в соответствующую контактную площадку, после чего производится затягивание винтов. К крайней правой или левой в зависимости от разводки контактной площадке подключается ввод питания. После этого подключаем провода, ведущие к потребителям электроэнергии. На завершающем этапе останется подсоединить питание эту работу выполняют сотрудники электрокомпании и распределительная коробка щиток готов к эксплуатации. Подведем итог, использование гребенки для автоматических выключателей существенно упрощает монтаж. Форма выводов Наиболее распространены гребенчатые шины со штыревыми отводами гребенки типа pin. Англоязычное название — pin. Они подходят к большинству современных автоматических выключателей. Выводы у таких шин сложнее погнуть при транспортировке. Поэтому во время монтажа возникает меньше проблем с установкой в отверстия автоматических выключателей. Второй вид отводов — вилкообразный тип fork. Используются сравнительно реже. Подходят не ко всем образцам современного оборудования. Соединительные шины с вилкообразными выводами не рекомендуется использовать для мощных нагрузок. Обычно их ставят в щиток с максимальным током до 63 А. Гребенка двухполюсная вилкообразная Плюсы и минусы соединительных шин Гребенчатые соединители вытесняют из практики электромонтеров классические перемычки из проводов. Это объясняется достоинствами, которыми они обладают в сравнении с устаревшими методами монтажа: Подключение автоматов выполняется на порядок быстрее. Гораздо проще вставить и затянуть гребенку, чем сидеть вручную нарезать перемычки. Более надежный контакт. За счет увеличения площади соприкосновения клеммника автомата и вывода гребенки. Двукратное уменьшение количества контактов, вставляемых в автомат. Вместо 2 проводов от перемычек необходимо вставить 1 штырь от гребенки. Этот фактор повышает надежность распределительной коробки. Существуют и недостатки: При ремонте контактных соединений автомата необходимо снять всю гребенку. Иначе выключатель не получится стянуть с DIN-рейки. Для установки дополнительных автоматических выключателей потребуется приобретать новую шину большей длины. Поэтому гребенку лучше не использовать на временном оборудовании или сразу устанавливать дополнительные модульные устройства на будущее. Старые перемычки из проводов практически бесплатные. Их можно сделать хоть из обрезков проводов, валяющихся под ногами. Гребенчатую шину придется покупать в магазине. Соединение автоматов проводами обходится дешевле Дополнительная информация. Гребенка требует периодического осмотра и технического обслуживания. Важно обращать внимание на температуру и цвет соединителя и при необходимости производить подтяжку винтов автоматических выключателей. Соединительная шина гребенка для автоматов Автоматические выключатели, УЗО, дифавтоматы все эти модульные аппараты защиты используются сегодня в комплекте современных щитов распределения. Такие защитные устройства должны быть правильно, надёжно и безопасно подключены. Как большинство людей это делает? В настоящее время люди чаще всего объединяют группы автоматов самодельными кабельными перемычками, как было описано выше. При аккуратной и достаточно качественной работе такие перемычки прослужат длительное время. Но мастерство многих людей оставляет желать лучшего. Хочу привести реальный пример подключения автоматов в щите при помощи перемычек. В одном из домов, где я делал электромонтаж а точнее в квартире как то решил заглянуть в электрощиток который был установлен на лестничной клетке. Увиденное меня ужаснуло, так как перемычка между автоматами была сделана оголенным проводом. Смотрите сами: Причем такое ощущение, что все работы в этом доме делал один и тот же человек подозреваю, что электрик из ЖЭКа , этажом выше и этажом ниже точно такая же картина, все сделано аналогично. Обычным людям это вовсе не интересно, да и ничего они в этом не понимают. Что мешало этому электрику сделать перемычку изолированным проводом, я уже молчу про использование здесь соединительной шины гребенки для автоматов. Вот почему нужно обращать внимание на электриков, которые выполняют работы. Итак, это мы рассмотрели халтурщиков и то как не нужно делать, сейчас рассмотрим как это делается правильно. Если профессионально собирать щиты, то здесь многие используют штатное решение. Называется оно соединительная шина гребенка для автоматов. Электрики называют ее просто — гребенка. Что из себя представляет эта гребенка? Это цельная медная пластинка, которая помещена в пластиковый изолятор. Суть всей конструкции заключается в том, что от пластины, которая находится в пластмассовом корпусе, отходят штыри — зубья. Пластина и зубья представляют собой одну цельную конструкцию, литую, без соединений. Зубья, оголенные, так как вставляются в контакты для подключения защитной модульки. Форма зубьев может быть различной г — образной, v — образной чаще г- образной. Медная пластина свободно двигается в корпусе ее легко можно оттуда вынуть и рассмотреть. Такая шина соединительная для автоматов очень компактная, позволяет красиво и надежно подключить автоматические устройства, размещенные в один ряд. Также как и автоматические выключатели гребенки по количеству полюсов выпускаются производителями однополюсными, двухполюсными, трехполюсными и четырёхполюсными. Подключение автоматов через гребенку При использовании гребенчатой шины автоматические выключатели подключаются по схеме параллельного соединения. Если гребенка рассчитана на 1 полюс, то к каждому автомату подходит 1 фаза. Такой соединитель принято называть фазным. Его располагают в верхней части линейки выключателей. На гребенку приходит 1 общий приходящий провод. Она размножает его по отдельным групповым автоматам.
Гребенка для автоматов
Что мешало этому электрику сделать перемычку изолированным проводом, я уже молчу про использование здесь соединительной шины гребенки для автоматов. Поэтому совет – полиэтиленовые соединительные клеммы для проводов лучше использовать для стыковки медных одножильных проводов. Гребенка уменьшает место в сборке, ее можно сильнее затянуть и не бояться, что какой-то проводок не до конца встал в гнездо автомата, и просто аккуратнее выглядит из минусов только то, что замена единичного автомата чуть дольше чем с перемычками. если при вводе питания используется два кабеля.
Шина - "расческа" для соединения автоматов
Гребенчатая, или распределительная шина Как правило, электропитание жилых помещений однофазное, следовательно, на все автоматы нужно подать питающую фазу. Стандартный и распространенный вариант — это с помощью провода марки ПВ можно использовать и жесткий ПВ-1, и гибкий ПВ-3 сделать перемычки и соединить автоматы шлейфом.
Такая ситуация может произойти в результате некачественного контакта перемычки и ее отгорания. Также в качестве недостатков соединения самодельными перемычками можно отметить: Значительное повышение времени установки, так как необходимо отмерять куски проводов по длине, изгибать их, очищать от изоляции , опрессовать наконечники. Нарушение эстетики внешнего вида в распределительном щите из-за большого количества проводов. Проводные перемычки часто мешают установке устройств, которые должны находиться выше автоматов на DIN-рейке. Такую ситуацию может исключить шина для автоматов, которая специально разработана для соединения группы параллельных устройств в виде устройств защитного отключения или автоматических выключателей. Ее часто называют гребенкой или гребенчатой соединительной шиной, из-за ее внешнего вида. Особенности конструкции и виды Однополюсная шина для автоматов имеет простое устройство, состоящее из медной шины а и изолятора b. Гребенки делятся в зависимости от типа подключаемых устройств на следующие виды: Однополюсные.
Количество пластин в гребенчатой шине соответствует числу полюсов. Каждый вид соединительных шин применяется для своих целей. Существуют гребенки с разным шагом: 18 мм и 27 мм. С меньшим шагом служат для подключения одномодульных автоматов. Ширина одного модуля равна 18 мм. Соединительные шины рассчитаны на установку большого количества автоматов, и имеют число выводов от 12 до 60, ввиду чего их использование для соединения 2-х автоматических выключателей будет нецелесообразно и нерационально. Обычно шина для автоматов используется для сборки больших распределительных щитов. Виды отводов Существует два вида отводов соединительных гребенок: Штыревые, обозначаются «pin».
Вот, что у меня сегодня на операционном столе: Шинки на дин-рейку изолированные, кросс-модули, клеммы. Начнем с шинок, любовь к ним воистину парадоксальна. В таком случае стоит применять во-первых изолированные блоки, во-вторых - с ограничением, дабы впихнутый в нее провод не торчал с другой стороны. Эти шинки именно такие, вот так они выглядят на рейке Это шинки легран 004842 ценой примерно 450 рублей. Перечислю недостатки. Очень геморройно расключать провода, так как каждый из них нужно отмерить, фигурно изогнуть и на определенную глубину зачистить. Это, в принципе, легко решается стриппером типа книпексовских автоматов, как у меня на предыдущем фото, или ручным наподобии нежно мной любимого haupa allrounder, его недешевых аналогов от того же книпекса или демократичных, но для меня не столь удобных стрипперов КВТ, но в основном исполнители принципиально не называю их мастерами, не заслужили, ёп монтажа не парятся и зачищают жилу строительным ножом. К тому же между шинками нужно оставлять много места - по ширине примерно 2-3 модуля, для гипотетического щита на 4 группы УЗО их нули займут восемь модулей. Не айс. Едем дальше. На очереди кросс-модули. В отличие от шинок здесь немного, но экономится место - на 4 группы тратится 6 модулей, а не 8. Удобство подключения тоже несомненно, все аккуратно заводится снизу и надежно фиксируется шестигранным ключом. Тот, кто пытался затянуть винты на гребенке меня поймут, в случае этих кроссов не надо давить на рейку, а провод спомощью г-образного ключа фиксируется намертво. Любопытные пальцы тоже не засунешь, можно собрать и стянуть всё даже не откидывая крышку - над каждым винтом есть отверстие. Минус есть, и он существенный - у TDM пластик реально говно, установить блок и не сломать защелку фиксатора на рейке можно лишь чудом. Поэтому я их применяю там, где их можно прикрепить к стенке щита саморезами за проушины, на разделение PEN, например.
Англоязычное название — pin. Они подходят к большинству современных автоматических выключателей. Выводы у таких шин сложнее погнуть при транспортировке. Поэтому во время монтажа возникает меньше проблем с установкой в отверстия автоматических выключателей. Второй вид отводов — вилкообразный тип fork. Используются сравнительно реже. Подходят не ко всем образцам современного оборудования. Соединительные шины с вилкообразными выводами не рекомендуется использовать для мощных нагрузок. Обычно их ставят в щиток с максимальным током до 63 А. Гребенка двухполюсная вилкообразная Преимущества и недостатки Сначала поговорим о достоинствах соединительной шины для автоматических выключателей. Итак, гребенка имеет следующие плюсы при монтаже электропроводки: Более качественное соединение коммутационной аппаратуры. Если подключение перемычек представлено двумя концами провода в одном зажиме, то применение гребенчатой шины сокращает это значение в 2 раза, что положительно отображается на качестве контакта. Как мы уже сказали, соединительная гребенка доя автоматов способна выдержать до 63 А. Сделать шлейф из провода, сечением 16 мм. Разводка проводки в щите с применением распределительной шины выглядит более аккуратной, что видно на фото ниже: Что касается недостатков, они следующие: Не всегда возможно подключить автоматы от разных производителей. Дело в том, что различные фирмы могут выпускать модульные коммутационные изделия разной высоты. В итоге, отвод не всегда достает до разъема для подключения АВ меньшего размера. Более проблематичная замена автоматических выключателей в щитке. Чтобы заменить один аппарат придется ослабить соединительную шину на всех разъемах, иначе поднять ее выше не получится, а без этого автомат не достать. Если возникает необходимость добавления еще одного АВ в щиток, придется либо менять гребенку полностью, либо подключать его перемычкой, что негативно повлияет на эстетический вид электрощитка. К тому же при замене придется отключить напряжение на всех питающих линиях, что иногда весьма нежелательно, особенно на производстве. Кстати, соединительная шина гребенка может использовать для подключения не только автоматических выключателей, но и УЗО, а также дифавтоматов. О том, как подключить данный соединитель в щитке, мы расскажем далее. Плюсы и минусы соединительных шин Гребенчатые соединители вытесняют из практики электромонтеров классические перемычки из проводов. Это объясняется достоинствами, которыми они обладают в сравнении с устаревшими методами монтажа: Существуют и недостатки: Дополнительная информация. Гребенка требует периодического осмотра и технического обслуживания. Важно обращать внимание на температуру и цвет соединителя и при необходимости производить подтяжку винтов автоматических выключателей. Особенности и правила монтажа Типовая шина гребенчатая монтируется в границах вводного или распределительного щитка очень просто, не вызывая особых затруднений у исполнителя. Однако в этом деле имеется целый ряд нюансов, учитывать которые при монтаже гребенки для автоматических выключателей нужно обязательно. Согласно требованиям нормативных документов, фазная шина размещается только на верхних контактах автоматов, объединяемых в одну линейку. Особенности подключения шины под гребенку также проявляются в следующих тонкостях: Поскольку ее проводящая часть при монтаже попадает между нижней прижимной пластиной и самой гребенкой, имеющийся на ней пластиковый изолирующий выступ должен быть обращен в сторону винтового крепления. При нарушении этого требования не удается получить эстетичное соединение, которое лишено изгиба пластины. При монтаже гребенки 3-х фазного типа важно следить за правильностью расположения изоляторов, что исключит возможность межфазного замыкания. В процессе установки соединительных шин для автоматов вместо стандартных перемычек из провода обязательно соблюдение общепринятой маркировки. Она наносится на корпусах монтируемых изделий и должна соответствовать требованиям действующих нормативов. Обычно такие гребенки продаются уже отмеренными стандартными линейками, число монтажных контактов на которых бывает разным. Поэтому перед подключением подсчитывается общее количество соединяемых автоматов и с учетом их толщины отрезается ненужная часть шины. Подключение автоматов через гребенку При использовании гребенчатой шины автоматические выключатели подключаются по схеме параллельного соединения. Если гребенка рассчитана на 1 полюс, то к каждому автомату подходит 1 фаза. Такой соединитель принято называть фазным. Его располагают в верхней части линейки выключателей. На гребенку приходит 1 общий приходящий провод.
Что такое гребенчатая шина?
Крепеж для проводов, кабелей1902. Подключение соединительной гребенки для автоматов в электрощите на УЗО. Основная цель соединительной шины для автоматов — это обеспечить удобный и организованный способ подключения автоматов к электроэнергии, минимизировать количество проводов и кабелей, и упростить обслуживание и управление электрическим оборудованием.