Тегикавказская пленница место в крыму, места съемок кавказской пленницы в крыму. «Кавказская пленница» прославила места Крыма, где проходили съемки. Как и кинофильм (1966) Леонида Гайдая, этот фильм снимали в Крыму, а не на Кавказе.
Снято в Крыму: подборка российских фильмов
Режиссер Максим Воронков – о съемках фильма "Кавказская пленница!" – Москва 24, 22.08.2014 | «Кавказская пленница»: где снимали культовый фильм Леонида Гайдая и 6 историй со съемок. |
"Если б я был султан": как снимали "Кавказскую пленницу" | Вестник Кавказа | Где и как снимали «Кавказскую пленницу», «Девчат», «Любовь и голуби» и еще четыре любимых советских фильма. |
Где снимали фильм
О том, что благодаря Шурику на экран были перенесены бытовые манеры режиссёра , упоминал и кинокритик Евгений Марголит , писавший, что свои очки герой поправляет «жестом Гайдая » [93]. Шурик с его любовью к книгам , ковбойками, подработкой на стройках, знанием поэзии, рюкзаками и этнографическими экспедициями воспринимается киноведами как «образцово-смеховой шестидесятник». В то же время, по замечанию критика Сергея Добротворского, «родословная» героя восходит к персонажу из другой эпохи: в нём обнаруживаются черты героя Гарольда Ллойда : Не только потому, что оба в очках. И первый из триумвирата американских киноклоунов, и советский смеховой медиум сконструированы из вторичных общественных атрибутов. Обоим не надо разговаривать. Обоим надо только быть.
Там канотье , тут ковбойка. Там — вечный клерк, тут — вечный студент. В предыдущей киноленте студент одержал над троицей верх, однако эту победу можно назвать условной, потому что герою противостояли мелкие жулики. Для новых приключений Шурика сценаристы создали образ более серьёзного противника — номенклатурного работника товарища Саахова, имеющего большую власть в районе и умело пользующегося своими полномочиями. В этой ситуации представители плутоватой троицы выступают как «сторонняя сила» — основные столкновения собирателя фольклора происходят именно с Сааховым.
В финале картины, когда Шурик и его друзья заставляют главу райкомхоза испытать страх перед возникшими в его доме фигурами, исполняется мечта многих шестидесятников: герой «ставит на колени крупного начальника и деспота» [94]. Нина[ править править код ] Нина При первом появлении в «Кавказской пленнице» Нина с её «летящей походкой» произвела впечатление не только на Шурика, но и на осла , двинувшегося следом за девушкой. В платке, который Наталья Варлей держала в руке в сцене с осликом , находилась замаскированная леска — с её помощью актриса тянула за собой животное. Её героиня — студентка Нина, приехавшая на Кавказ в гости к родственникам, — вынуждена вступить в противоборство с местным номенклатурным работником — товарищем Сааховым. Глава райкомхоза, сознающий, что у него нет шансов на взаимность в отношениях с приглянувшейся девушкой, организует похищение «невесты».
Между тем Нина вовсе не желает, чтобы её воспринимали как вещь, даже если краже придаётся таинственно-романтический флёр. Оказавшись в заточении, героиня не впадает в отчаяние — напротив, она словно играет со своими «телохранителями»: то откровенно подтрунивает над ними, то принимает нарочито-смиренный вид. Не испытывая никакого трепета перед всесильным чиновником , узница не только опрокидывает поднос с фруктами и цветами на костюм «жениха», но и устраивает разгром на его даче [95] [28]. Гайдай , вспоминая о работе над фильмом, рассказывал, что до начала съёмок Варлей «ничего не умела делать в кино, но в ней был природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки».
По словам композитора Александра Зацепина , за молодую актрису, не имевшую профессионального опыта, практически всю картину «играл» Гайдай , который неустанно показывал девушке во время репетиций жесты и движения её героини: «Идёшь отсюда — сюда, тут повернулась, посмотрела, тут испугалась». Члены худсовета « Мосфильма », принимавшие «Кавказскую пленницу», отмечали недостатки в работе некоторых актёров, особенно из комедийной троицы. В то же время «спортсменка, комсомолка, студентка» Нина произвела на кинематографистов приятное впечатление: драматург Эмиль Брагинский отметил во время заседания, что « Варлей очень мила», а Эльдар Рязанов признал, что она «очень хороша» [96]. О том же самом писал в книге «Почти серьёзно» Юрий Никулин — по его словам, кинематографический дебют молодой артистки цирка оказался удачным. Весьма доброжелательные отзывы о героине комедии поступили и со стороны кинокритиков.
Так, А. Калентьева, автор очерка о Варлей , опубликованного в 1974 году в сборнике «Актёры советского кино», писала, что полная «жизнерадостности и энергии» Нина воспринималась зрителями как «торжество молодости». Сама актриса признавалась, что во время премьерного показа «Кавказской пленницы» в Доме кино не испытывала радости. Основная статья: Трус, Балбес и Бывалый Изначально гайдаевская троица действовала в соответствии с законами немого кино — герои, ещё не имевшие «внятных социальных амплуа», впервые появились в лишённом диалогов сатирическом сюжете « Пёс Барбос и необычный кросс ». Каждый из персонажей оказался наделён собственными чертами: в образе Балбеса акцент был сделан на непосредственности и «искренней глупости»; Трус выглядел почти всегда печальным — он, по словам киноведа Анатолия Волкова, словно хотел извиниться «перед миром за самый факт собственного существования»; Бывалый являлся носителем физической мощи и некоего «здравого смысла» [82] [83].
Бывалый, Балбес и Трус у пивного ларька В «Кавказской пленнице» непосредственное участие троицы, только что прибывшей в южный город, начинается в сцене, условно именуемой «Бочка с пивом ». Трус, эмоционально реагирующий на любые жизненные явления, включая погоду, произносит: «Жить, как говорится, — хорошо! Балбес, чувствующий определённое превосходство над приятелем, корректирует его реплику: «А хорошо жить — ещё лучше! Съёмочная ситуация была осложнена тем, что Вицин в отличие от Никулина и Моргунова не мог даже пригубить пенный напиток: актёр был непьющим. Попытки заменить пиво сиропом из шиповника успехом не увенчались: Гайдай понимал, что зритель обнаружит фальшь.
В итоге после пятого дубля Вицин всё-таки согласился сниматься с кружкой настоящего пива [100]. Трус — человек, если хотите, со сложным душевным миром. Из всей троицы — единственный мыслящий, не чуждый аналитичности, и на пакости он идёт с оглядкой, как бы отделяя себя от Бывалого и Балбеса. Вицинский герой готов в любой момент солидаризироваться со зрительным залом в неприятии того, что он, этот герой, творит вкупе со своими партнёрами. Герой Юрия Никулина делает точные ходы, игроки пасуют перед его авторитетом.
В сознании зрителей возникают ассоциации с Остапом Бендером , устроившим подобное мероприятие в шахматном клубе Васюков. Но после того, как «гроссмейстер» завершает игру словом «Рыба! Свою задачу в городе выполняет и Бывалый: грузный герой Евгения Моргунова открывает школу обучения модному танцу: «Это вам не лезгинка , а твист. Показываю всё сначала. Носком правой ноги вы давите окурок…» [комм.
По словам жены Гайдая Нины Гребешковой , «твист с окурком — в этой сцене всё в монтаже » [104] [105]. Наталья Варлей вспоминала, что артисты, которые входили в состав троицы, откликались на просьбы режиссёра подыграть в эпизодах, не связанных с их участием.
Могло не быть и сцены с орехом у подножия Демерджи. В фильме не соглашался сниматься незаменимый актёр. Юрий Никулин как артист Московского цирка постоянно участвовал в гастролях. У него была запланирована поездка в ФРГ. Так что весь съёмочный график «Кавказской пленницы» строился с учётом его занятости. Кроме того «Мосфильм» выплатил «Союзгосцирку» за время отсутствия Никулина всю плановую прибыль циркового номера с его участием. На этом камне в Долине привидений героиня Натальи Варлей Нина в «Кавказской пленнице» танцует свой знаменитый танец Шурику.
На самом деле это ошибочное мнение. Камень действительно фигурирует, но в другом фильме Гайдая — «Спортлото-82». Именно вокруг него блуждают герои в поисках дороги» Михаил Резниченко причастен к созданию комедии о лотерейном билете. Для одной из сцен подвешивал мост на вершине Ай-Петри. Вспоминает: ещё тяжелее было поднять на гору съёмочную технику. Вот четыре прибора — 400 килограмм. К ним — штативы тяжёлые. Это значительно превышало тонну. Значит, уже грузовик и так далее, и так далее.
Это всё тянет за собой сложности в съёмках», — вспоминает звукорежиссёр киностудии «Ялта-фильм» в 1965—2019 годах Михаил Резниченко. Сегодня снимать легче.
Причина проста — делали это в Крыму. Географическая странность Да, непонятно. В Крыму есть горы, да и красивых видов множество, но все это есть и на Кавказе, заявленном местом действия ленты. Но факт — режиссер Леонид Гайдай снял фильм с кавказским сюжетом на Тавриде. Сейчас уже не получится узнать точные причины такого решения. Известно только, что Крым режиссер в принципе любил и нередко здесь работал рассматриваемый кинофильм — далеко не единственная снятая им на полуострове лента. Правовой подоплеки нет — как раз понятно, что на идею сюжета Гайдая натолкнул реальный скандал с попыткой похищения девушки, произошедший как раз в кавказском крае на это намекает фраза в начале фильма про районы, где все рассказанное тоже могло произойти. Поэтому — вопрос вкуса.
Впрочем, одним Крымом все же дело не ограничилось. Съемки сцен в помещениях проходили в мосфильмовских павильонах и Кавказ «засветился» в эпизодах с падением героя в спальнике и реку и обрушении туда же бочки. Моменты эти сняты недалеко от Сочи. В Крыму же «звездами» кино выступили окрестности Алушты и села Лучистое , серпантин у Ай-Петри, Симферопольский консервный завод и дорога между селениями Куйбышево и Виноградное. Природные декорации Для создания убедительных «кавказских гор» потребовались несколько регионов Тавриды. Осел тоже с тех пор стал достопримечательностью Крыма.
Известно, что соседний забор, на котором в 2019 году уличные художники создали граффити с сюжетами из фильма, остался нетронутым. Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.
Снято в Крыму: подборка российских фильмов
Мосфильм В Симферополе демонтировали забор, который появлялся в комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», сообщает «Крыминформ». На фоне этого забора снимали побег главного героя Шурика из психиатрической лечебницы. Этот забор располагался на улице Войкова вокруг бывшего консервного завода имени 1 мая.
Недалеко от него находится знаменитая лестница, по которой спускалась главная героиня и очаровала товарища Саахова Владимир Этуш », — поделился экскурсовод. Известно, что соседний забор, на котором в 2019 году уличные художники создали граффити с сюжетами из фильма, остался нетронутым. Подписывайтесь на «Газету.
При создании «города викингов» были использованы декорации высокобюджетного художественного фильма «Викинг», снимавшегося в Крыму и вышедшего на экраны в конце 2016 года. А это не просто декорации — уже сегодня их называют наиболее масштабными за всю историю отечественного кино!
Кадр из фильма «Викинг» По следам «Кавказской пленницы» Пожалуй, самый известный советский фильм, снимавшийся в Крыму, - это «Кавказская пленница». Леонид Гайдай вообще любил крымскую натуру, а снятая в 1966 году «Кавказская пленница» - это просто гимн крымской природе, горным пейзажам, скалам и лесам. Орех «имени» Юрия Никулина. Источник: wikimedia. Основным местом съемок картины стали окрестности села Лучистое и местность у подножия горы Демерджи. Сразу можно узнать старое дерево, с веток которого коварный Балбес Юрий Никулин швырял орехи. Это не просто дерево — реликт, возраст которого определен в 600 лет.
Теперь оно так и называется - «Никулинский орех», к нему ведет указатель, и экскурсоводы обязательно приводят сюда любознательных туристов. Кадр из фильма «Кавказская пленница» Никитская расселина и «скалы Роу» Неподалеку от курортного местечка Никита, в Никитской расселине, происходили съемки некоторых сцен из фильма «Земля Санникова». Окруженная живописными суровыми скалами, эта расселина с успехом «сыграла» неприступную загадочную местность, открытую отважными первопроходцами.
Интерьеры так полюбились режиссёру картины Яну Фриду, что позже он здесь же снимал музыкальную комедию «Благочестивая Марта» и некоторые сцены «Дон Сезара де Базана». Ян Фрид вообще очень любил крымскую натуру, сочетавшую красоту природных пейзажей с затейливой архитектурой, благодаря которой почти любое здание могло стать дворцом или замком. Так, кстати, в «Двенадцатой ночи» дворец герцога Орсина без труда обосновался в Симферопольском железнодорожном вокзале. Они расположены на высоких округлых скалистых утёсах, что позволило оператору Геннадию Энгстрему, снимая их с разных сторон, создать на экране полную иллюзию острова. Эпизоды, в которых герои фильма поднимаются на остров по каменной лестнице, снимались на горе Кошка в Симеизе.
В 1917 году основоположник отечественного кино Александр Ханжонков основал в Ялте киностудию, мечтая превратить её в отечественный Голливуд. Грянувшая революция эти планы смяла. Но летом 1922 года Ялтинская кинофабрика всё же начала свою работу. Столицу советского кинематографа решено было устроить в Крыму. К сожалению, в последние десятилетия студия постепенно ветшала. После 2014 года с подачи Михалкова даже появился проект восстановления легендарной киностудии. Но средств на него пока нет. Однако не исключено, что в ближайшее время у России всё-таки появится своя «империя звёзд».
Сказочный мир На Ялтинской киностудии снимались и все сказки Александра Роу. И не только. Так, в фильме «Волшебная лампа Аладдина» весь «Багдад» был построен в Крыму. А дворцовые сцены снимались в Воронцовском дворце. Домашняя заграница В Крыму была масса мест, которые запросто сходили за заграничные пейзажи. Так, Белая скала Ак-Кая со своими окрестностями показалась режиссёру фильма «Всадник без головы» Владимиру Вайнштоку точной копией ландшафта латиноамериканских прерий.
В Крыму снесли забор из «Кавказской пленницы»
Где и как снимали советские кинохиты | В 2014 году на экраны вышел ремейк комедии Гайдая — фильм «Кавказская пленница!», снятый Максимом Воронковым. |
Ответы : где снимали "Кавказскую пленницу"? | В 2014 году на экраны вышел ремейк комедии Гайдая — фильм «Кавказская пленница!», снятый Максимом Воронковым. |
"Если б я был султан": как снимали "Кавказскую пленницу" | В Симферополе все знают, где снималась «Кавказская пленница», которая на самом деле была пленницей крымской. |
В Севастополе снесли забор, на фоне которого снимали «Кавказскую пленницу» | Еще «Кавказскую Пленницу» снимали в с. Куйбышеве, в Никитском саду, на Ай-Петри. |
«Кавказская пленница или новые приключения Шурика» | Во времена «Пленницы» здесь работал ресторан «Солнечный», где снимали сцену знакомства Шурика с «кунаками влюбленного джигита». |
Где снимали "Кавказскую пленницу": основные места съемок
Где снимали Кавказскую пленницу: фильм Гайдая 1967 года, в каком городе Крыма, места съемок. Где снимали фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». искусство, крым, кино «Кавказскую пленницу» Леонида Гайдая снимали в Крыму, в районе Алушты. Где снимали Кавказская пленница в Долине привидений? Приехав домой, пересмотрел «Кавказскую пленницу» и увидел, что еще несколько знакомых мест снимались в фильме.
«Cоветский Голливуд»: на «Ялтинской киностудии» всегда снимали самые зрелищные фильмы
Где снимали "Кавказскую пленницу": основные места съемок | Не так просто указать на карте все те места, где в Крыму снимали «Кавказскую пленницу». |
Девять знаменитых советских фильмов, снятых в Крыму | Съемка" знакомим вас с популярной комедией "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика" (6+). |
Ответы : где снимали "Кавказскую пленницу"? | Где снимали фильм «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». |
Где снимался фильм Кавказская пленница в Алуште: места съемок, дом, где снимали | Как сейчас живёт индустрия в Крыму, и какие фильмы в разные годы снимали на полуострове – Маргарита Семенюк собрала самые яркие картины. |
Крымский курорт где снимали кавказскую пленницу
Даже "Кавказскую пленницу" снимали совсем не на Кавказе, а в самой Алуште и в ее районе. "Кавказскую пленницу" снимали ещё и в других красивейших уголках Крыма. Известно, что основные сюжеты кинокартины "Кавказская пленница" снимали в Крыму. Съемка" знакомим вас с популярной комедией "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика" (6+).
Девять знаменитых советских фильмов, снятых в Крыму
Правда, снимали комедию не на Кавказе, а в Крыму — в Алуште, Симферополе и Адлерском районе на реке Мзымта. «Кавказская пленница-2» от Федора Бондарчука и Михаила Шевчука. Съемка" знакомим вас с популярной комедией "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика" (6+). Панорама — место событий, локальный ориентир Место съемок Кавказской пленницы, Алушта.
Где и как снимали «кавказскую пленницу»
Опубликовано: 03-04-2022 Раздел: Новости Сочи Источник: crimea-news 181 Хоть известный и всеми любимый фильм называется «Кавказская пленница», снимался он вовсе не на Кавказе, а в Крыму. Режиссер культового кино Леонид Гайдай всей душой обожал солнечный полуостров, поэтому и решил провести съемки именно здесь. И вот, 3 апреля исполняется ровно 55 лет со дня выхода на экраны легендарной комедии Гайдая. Больше полувека назад она стала настоящим лидером проката. Ее посмотрели около 80 миллионов зрителей, и до сих продолжают любить и разбирать на цитаты. Сегодня «Комсомолка» вспоминает, где проходили съемки картины, любимой многим поколениями россиян. На полосе красовалась история о том, как по уши влюбленный джигит украл девушку из родного дома. Тогда, 15 июня 1965 года, Гайдай сразу подал заявку на фильм в двух частях с первоначальным названием «Шурик в горах».
Выбору места съёмок послужила техническая оснащённость Ялтинской киностудии и колоритные пейзажи полуострова.
Для создания убедительных "кавказских гор" потребовались несколько регионов Тавриды. Осел тоже с тех пор стал достопримечательностью Крыма, правда, это была ослица, и звали ее Люся. Здесь же находится скала, на которой героиня отрабатывала навыки скалолазанья. Во время прогулок горными тропами за спинами главных героев можно разглядеть вершину Лысый Иван.
Также съемки проходили в окрестностях сел Лучистое и Куйбышево. В десятках фрагментов на фоне виднеются горы - очертания Демерджи и Чатыр-Дага. Лагерь альпинистов, откуда похищают Нину, был разбит в районе Никиты. Кстати, в мешке кунаки-разбойники несут уже не Варлей, а мужика из съемочной группы. Погоню снимали на старом шоссе Алушта - Судак, когда там еще на поворотах стояли обзорные зеркала для водителей. А вот уснувший за рулем машины Бывалый а вернее, его дублер, Моргунова после одного скандала Гайдай отстранил от съемок едет по сосняку в районе Никиты.
А заканчивается все на Ай-Петри. Там машина застывает на краю пропасти, и Шурик успевает достать из нее связанную Нину. Весь транспорт в кадре тоже с крымскими номерами - "скорая", увозившая пьяного Шурика 84-95 КРП , и рефрижератор, где замерзала троица 36-87 КР. Отметился в кадре и Симферополь. Съемки улицы у "психбольницы" проходили там вдоль забора консервного завода им. Так что вопреки авторскому замыслу комедии, ее по месту съемок можно было бы назвать "Крымской пленницей". Фильм Леонида Гайдая практически весь снят в Крыму. Кавказа там совсем чуть-чуть - съемочная группа выезжала на три дня в окрестности Сочи, где на реке Мзымта снимали "сплав Шурика в спальном мешке в бурных водах". Практически каждый третий житель Советского Союза. Это четвертый результат в истории отечественного кино - после фильмов "Пираты ХХ века" 1980 - 87,6 млн, "Москва слезам не верит" 1980 и еще одной комедии Гайдая "Бриллиантовая рука" 1969 - 76,7 млн.
Знаменитую сосновую рощу, где похитители пленницы с трудом уворачивались от ветвей вековых деревьев, сегодня невозможно узнать. Деревья вырубаются, а на их месте выросли дачи. Старая алуштинская дорога, где снимались многочисленные захватывающие погони, закрыта для проезда. Трасса сильно разрушена оползнем и восстанавливаться уже не будет… Правда, жители села Лучистое обязательно показывают туристам орех, «с которого упал Юрий Никулин». Дерево буквально отполировано желающими повторить этот трюк. Очень жаль, но камень, на котором Наталья Варлей голосом Аиды Ведищевой пела песенку о медведях, затерялся где-то среди обломков скал. Поэтому вместо него показывают глыбу, снятую в фильме «Спортлото-82». Кстати, у поворота на село Лучистое на указателе до сих пор висит коровий рог.
Жители уверяют, что он тот самый, из которого пил Шурик.
В Крыму проходят съемки ремейка «Кавказской пленницы»
Квартира малогабаритная, без балкона, но зато в доме-кинозвезде. Дом президента Крыма: «Авария — дочь мента» В том же году в Симферополе родилась «Авария — дочь мента». Город играл в этой драме спальный район Москвы. Сцены в квартире главного героя — милиционера Николаева снимали в 16-этажке на проспекте Победы, 218. Эта симферопольская высотка известна еще и тем, что в ней жил первый и последний президент Крыма Юрий Мешков. Дом в народе так и окрестили — «Мешковский».
Многие эпизоды фильма «Авария — дочь мента» снимали в Симферополе. Кадр из фильма В «Мешковском доме» мы нашли в свободной продаже двухкомнатную квартиру размером 56,3 кв. Она находится на третьем этаже, в ней две изолированные комнаты и большая кухня. Обойдется такая недвижимость в 5 млн рублей. Интерьеры подразделений милиции в «Аварии» снимались в здании симферопольского УВД, которое телезрители уже видели в «Нежности к ревущему зверю».
Он настоящий символ города, как и башня с часами на симферопольском вокзале. Его печные трубы выглядят как украшения, а металлические «сердца» не просто украшают фасады, а служат крепежом стен. Сам же дом — готовая декорация к спектаклю или фильму. Самый старый архитектурный герой фильмов, снятых в Крыму, — дом Крылова. Но одна жительница рассказывала, что когда она поселилась здесь в 1952 году, жильцы отмечали столетний юбилей дома!
Говорят также, что до революции тут был публичный дом, отсюда, мол, и украшения фасада сердечками. Дом Крылова с проходным двором на улицу Ефремова фигурирует в фильмах «Сумка инкассатора» режиссера Августа Балтрушайтиса 1977 г.
В начале первой из них, у самой набережной, стоит старая гостиница «Черноморская» ул. Октябрьская, 5 , когда-то служившая базой съемочной группы. После съемок здесь отдыхала знаменитая троица Трус - Балбес - Бывалый. Жизнерадостный Евгений Моргунов отдавал дань уважения крымским винам и любил гулять по набережной, принимая восторги поклонниц. Скромные Вицин и Никулин лишь изредка составляли ему компанию: тяготились вниманием толпы. К тому же к ним в Алушту приехали жены, а Моргунов был холостяком. От «Черноморской» спуститесь немного в сторону моря около 200 м и сверните налево.
Перейдя по мостику через речку Улу-Узень, вы окажетесь в начале улицы Горького. Во времена «Пленницы» здесь работал ресторан «Солнечный», где снимали сцену знакомства Шурика с «кунаками влюбленного джигита». Ресторана с названием «Солнечный» в Алуште больше нет, но здание сохранилось - теперь его занимает ночной клуб «Under-world» ул. Горького, 6. Чтобы увидеть другие следы «Пленницы», придется пройти в старую часть Алушты. Идите по набережной в северо-восточном направлении от Профессорского уголка до начала улицы 15-го Апреля. Сворачивайте на эту улицу и ищите на правой стороне круглую средневековую башню Ашага-Куле стоит во дворе недалеко от набережной, пропустить трудно. Скромный домик справа от нее сыграл роль дачи товарища Саахова в эпизоде с прививками. Улица 15-го Апреля проходит вдоль Приморского парка, где троица жуликов пила пиво, а Вицин произносил свое бессмертное «Жить хорошо!
Бурная деятельность партнеров по заколачиванию денег происходила на территории турбазы «Чайка» на улице Красноармейской она открылась за пару лет до приезда команды Гайдая. Туда можно пройти пешком - через парк, минуя улицу Ленина, а затем вверх по Перекопской. На этой улице тоже есть место, засветившееся в картине, - гостиница «Юность» ул.
Они ведь низкорослые» [92]. О том, что благодаря Шурику на экран были перенесены бытовые манеры режиссёра , упоминал и кинокритик Евгений Марголит , писавший, что свои очки герой поправляет «жестом Гайдая » [93]. Шурик с его любовью к книгам , ковбойками, подработкой на стройках, знанием поэзии, рюкзаками и этнографическими экспедициями воспринимается киноведами как «образцово-смеховой шестидесятник».
В то же время, по замечанию критика Сергея Добротворского, «родословная» героя восходит к персонажу из другой эпохи: в нём обнаруживаются черты героя Гарольда Ллойда : Не только потому, что оба в очках. И первый из триумвирата американских киноклоунов, и советский смеховой медиум сконструированы из вторичных общественных атрибутов. Обоим не надо разговаривать. Обоим надо только быть. Там канотье , тут ковбойка. Там — вечный клерк, тут — вечный студент.
В предыдущей киноленте студент одержал над троицей верх, однако эту победу можно назвать условной, потому что герою противостояли мелкие жулики. Для новых приключений Шурика сценаристы создали образ более серьёзного противника — номенклатурного работника товарища Саахова, имеющего большую власть в районе и умело пользующегося своими полномочиями. В этой ситуации представители плутоватой троицы выступают как «сторонняя сила» — основные столкновения собирателя фольклора происходят именно с Сааховым. В финале картины, когда Шурик и его друзья заставляют главу райкомхоза испытать страх перед возникшими в его доме фигурами, исполняется мечта многих шестидесятников: герой «ставит на колени крупного начальника и деспота» [94]. Нина[ править править код ] Нина При первом появлении в «Кавказской пленнице» Нина с её «летящей походкой» произвела впечатление не только на Шурика, но и на осла , двинувшегося следом за девушкой. В платке, который Наталья Варлей держала в руке в сцене с осликом , находилась замаскированная леска — с её помощью актриса тянула за собой животное.
Её героиня — студентка Нина, приехавшая на Кавказ в гости к родственникам, — вынуждена вступить в противоборство с местным номенклатурным работником — товарищем Сааховым. Глава райкомхоза, сознающий, что у него нет шансов на взаимность в отношениях с приглянувшейся девушкой, организует похищение «невесты». Между тем Нина вовсе не желает, чтобы её воспринимали как вещь, даже если краже придаётся таинственно-романтический флёр. Оказавшись в заточении, героиня не впадает в отчаяние — напротив, она словно играет со своими «телохранителями»: то откровенно подтрунивает над ними, то принимает нарочито-смиренный вид. Не испытывая никакого трепета перед всесильным чиновником , узница не только опрокидывает поднос с фруктами и цветами на костюм «жениха», но и устраивает разгром на его даче [95] [28]. Гайдай , вспоминая о работе над фильмом, рассказывал, что до начала съёмок Варлей «ничего не умела делать в кино, но в ней был природный артистизм, которому подвластно многое.
Кроме того, она отлично выполняла все трюки». По словам композитора Александра Зацепина , за молодую актрису, не имевшую профессионального опыта, практически всю картину «играл» Гайдай , который неустанно показывал девушке во время репетиций жесты и движения её героини: «Идёшь отсюда — сюда, тут повернулась, посмотрела, тут испугалась». Члены худсовета « Мосфильма », принимавшие «Кавказскую пленницу», отмечали недостатки в работе некоторых актёров, особенно из комедийной троицы. В то же время «спортсменка, комсомолка, студентка» Нина произвела на кинематографистов приятное впечатление: драматург Эмиль Брагинский отметил во время заседания, что « Варлей очень мила», а Эльдар Рязанов признал, что она «очень хороша» [96]. О том же самом писал в книге «Почти серьёзно» Юрий Никулин — по его словам, кинематографический дебют молодой артистки цирка оказался удачным. Весьма доброжелательные отзывы о героине комедии поступили и со стороны кинокритиков.
Так, А. Калентьева, автор очерка о Варлей , опубликованного в 1974 году в сборнике «Актёры советского кино», писала, что полная «жизнерадостности и энергии» Нина воспринималась зрителями как «торжество молодости». Сама актриса признавалась, что во время премьерного показа «Кавказской пленницы» в Доме кино не испытывала радости. Основная статья: Трус, Балбес и Бывалый Изначально гайдаевская троица действовала в соответствии с законами немого кино — герои, ещё не имевшие «внятных социальных амплуа», впервые появились в лишённом диалогов сатирическом сюжете « Пёс Барбос и необычный кросс ». Каждый из персонажей оказался наделён собственными чертами: в образе Балбеса акцент был сделан на непосредственности и «искренней глупости»; Трус выглядел почти всегда печальным — он, по словам киноведа Анатолия Волкова, словно хотел извиниться «перед миром за самый факт собственного существования»; Бывалый являлся носителем физической мощи и некоего «здравого смысла» [82] [83]. Бывалый, Балбес и Трус у пивного ларька В «Кавказской пленнице» непосредственное участие троицы, только что прибывшей в южный город, начинается в сцене, условно именуемой «Бочка с пивом ».
Трус, эмоционально реагирующий на любые жизненные явления, включая погоду, произносит: «Жить, как говорится, — хорошо! Балбес, чувствующий определённое превосходство над приятелем, корректирует его реплику: «А хорошо жить — ещё лучше! Съёмочная ситуация была осложнена тем, что Вицин в отличие от Никулина и Моргунова не мог даже пригубить пенный напиток: актёр был непьющим. Попытки заменить пиво сиропом из шиповника успехом не увенчались: Гайдай понимал, что зритель обнаружит фальшь. В итоге после пятого дубля Вицин всё-таки согласился сниматься с кружкой настоящего пива [100]. Трус — человек, если хотите, со сложным душевным миром.
Из всей троицы — единственный мыслящий, не чуждый аналитичности, и на пакости он идёт с оглядкой, как бы отделяя себя от Бывалого и Балбеса. Вицинский герой готов в любой момент солидаризироваться со зрительным залом в неприятии того, что он, этот герой, творит вкупе со своими партнёрами. Герой Юрия Никулина делает точные ходы, игроки пасуют перед его авторитетом. В сознании зрителей возникают ассоциации с Остапом Бендером , устроившим подобное мероприятие в шахматном клубе Васюков. Но после того, как «гроссмейстер» завершает игру словом «Рыба! Свою задачу в городе выполняет и Бывалый: грузный герой Евгения Моргунова открывает школу обучения модному танцу: «Это вам не лезгинка , а твист.
Показываю всё сначала. Носком правой ноги вы давите окурок…» [комм. По словам жены Гайдая Нины Гребешковой , «твист с окурком — в этой сцене всё в монтаже » [104] [105].
Скромные Вицин и Никулин лишь изредка составляли ему компанию: тяготились вниманием толпы. К тому же к ним в Алушту приехали жены, а Моргунов был холостяком. От «Черноморской» спуститесь немного в сторону моря около 200 м и сверните налево. Перейдя по мостику через речку Улу-Узень, вы окажетесь в начале улицы Горького. Во времена «Пленницы» здесь работал ресторан «Солнечный», где снимали сцену знакомства Шурика с «кунаками влюбленного джигита». Ресторана с названием «Солнечный» в Алуште больше нет, но здание сохранилось - теперь его занимает ночной клуб «Under-world» ул. Горького, 6.
Чтобы увидеть другие следы «Пленницы», придется пройти в старую часть Алушты. Идите по набережной в северо-восточном направлении от Профессорского уголка до начала улицы 15-го Апреля. Сворачивайте на эту улицу и ищите на правой стороне круглую средневековую башню Ашага-Куле стоит во дворе недалеко от набережной, пропустить трудно. Скромный домик справа от нее сыграл роль дачи товарища Саахова в эпизоде с прививками. Улица 15-го Апреля проходит вдоль Приморского парка, где троица жуликов пила пиво, а Вицин произносил свое бессмертное «Жить хорошо! Бурная деятельность партнеров по заколачиванию денег происходила на территории турбазы «Чайка» на улице Красноармейской она открылась за пару лет до приезда команды Гайдая. Туда можно пройти пешком - через парк, минуя улицу Ленина, а затем вверх по Перекопской. На этой улице тоже есть место, засветившееся в картине, - гостиница «Юность» ул. Если вы фанат фильма и не хотите испытать разочарование от экскурсии по гайдаевским местам Алушты, то лучше заранее запастись распечатками любимых кадров - распития пива, уроков твиста и тому подобных. Без них городские места съемок будет трудновато узнать, слишком многое оказалось перестроенным и разрушенным за прошедшие годы.
Этого не скажешь о пейзажах Демерджи - горы не имеют привычки меняться по прихоти человека. На алуштинской набережной вас будут активно зазывать на экскурсию «по следам Шурика». Те же места можно посетить и самостоятельно. Способ первый - для тех, кому ног совсем не жалко.