Новости эмоции и эмоциональный интеллект

По научной концепции Эмоционального Интеллекта Йельского Университета не бывает положительных и отрицательных эмоций. Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. О том, как управлять чувствами и эмоциями, рассказывает тренер по эмоциональному интеллекту Эвелина Леви.

Дизайнер эмоций: кому и как развивать эмоциональный интеллект

По своей сути эмоциональный интеллект – это способность управлять эмоциями в наших отношениях с окружающими. Итак, эмоциональный интеллект – это способность осознавать свои и чужие эмоции, контролировать, регулировать и управлять ими, использовать для эффективного взаимодействия, успешного достижения целей и самореализации. Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Можно ли назвать эмоциональный интеллект седьмым чувством и сказать, что он необходим человеку так же, как обоняние, зрение? Эмоциональный интеллект — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные.

Самая крупная мультиформатная конференция для тимлидов и руководителей

  • Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким
  • Выбор города
  • Способы развития
  • Вы точно человек?
  • TeamLead 2023 - Самая крупная мультиформатная конференция для тимлидов и руководителей
  • Выбор города

Статьи об эмоциональном интеллекте

Модели эмоционального интеллекта Несмотря на то, что психологи и ученые принялись изучать эмоциональный интеллект еще несколько столетий назад, расцвет теории пришелся на двадцатый век. Каждый исследователь предлагал свою концепцию и нет четкого понимания, какие конкретно навыки и способности нужно развивать для его повышения. Истина, как известно, посередине, а один изученный навык неизменно подтягивает все остальные. В этом уроке мы рассмотрим самые популярные модели эмоционального интеллекта и представим несколько тестов, показывающих ваш нынешний уровень. Урок 3. Управление эмоциями Теория так и останется теорией, если мы не будем предпринимать сознательных попыток повысить свой эмоциональный уровень. Чем он выше, тем более счастливым и удовлетворенным жизнью вы становитесь. В третьем уроке мы меньше концентрируемся на теории и больше — на практической части. Мы предложим несколько действительно полезных упражнений и дадим полезные советы.

Внедряйте их в жизнь, для этого вам не нужно делать что-то особенное, так как эмоции мы испытываем каждую секунду и можем работать над ними уже сейчас. Вы также поймете, какое значение имеет осознанность и умение сдерживать реакционность мыслей. Урок 4. Три главных навыка Вы наверняка осознаете, какое значение для успеха и спокойствия имеет умение общаться с другими людьми. Наше душевное равновесие находится в балансе в том случае, если в нашей личной и общественной жизни все в порядке. Мы не вступаем в жесткие конфликты, не критикуем окружающих и ведем себя тактично с другими людьми — и они пусть и не сразу отвечают нам тем же. В этом уроке мы уделим особое внимание развитию коммуникационных навыков. Разобравшись со своим внутренним миром в третьем уроке, мы обратим внимание на внешний мир, наполненный людьми и диалогами.

Мы выясним, почему так важны «три кита коммуникации»: эмпатия, ассертивность, умение слушать. Человек менялся на протяжении всего существования человечества, но ключевые потребности остались неизменными — все мы любим тех, кто относится к нам с уважением, выслушивает нас и понимает, что мы чувствуем. Урок 5. Оптимизм, самомотивация и счастье Для счастья , по сути, нужно не так много. Необходимо найти дело, которым хочется заниматься всю жизнь, чувствовать что твоя деятельность нужна обществу и достигать своих целей. Сложность в том, чтобы научиться смотреть на жизнь с надеждой и верой и мотивировать себя просыпаться каждое утро с улыбкой и решимостью прожить день с максимальной пользой. В этом уроке мы научим вас смотреть на жизнь с оптимизмом. Это значит не только видеть хорошие стороны любой проблемы, но и предпринимать действия для ее решения.

Мы затронем позитивную психологию и силу, которую несет позитивное мышление. Вы удивитесь, насколько легко и одновременно сложно менять негативные мысли на позитивные. И когда вы достигнете успеха, то научитесь контролировать свои эмоции и использовать их для достижения успеха. Как проходить занятия? Ориентировочный срок прохождения нашего курса — две недели. Вы можете пробежаться по нему и за несколько дней, однако помните, что курс предлагает изучить несколько навыков, а они в свою очередь требуют продолжительной работы над собой. Мы постарались максимально упростить подачу материала и не перегружать вас научными терминами и понятиями, поэтому вам не нужно особенно настраивать себя и изучать дополнительные материалы перед прохождением курса. Одно небольшое условие — держите возле себя блокнот и ручку.

Вам наверняка будут приходить на ум интересные мысли, поэтому записывайте их сразу. К тому же некоторые наши упражнения требуют записывания. Первый и второй уроки имеют отношение к теории, однако не спешите сразу переходить к третьему.

В 1983 году Говард Гарднер Howard Gardner опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный. В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ.

Intelligence Quotient, IQ. Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера [en] «Эмоциональный интеллект» англ. Emotional Intelligence , фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта. В 1995 году научный журналист Дэниел Гоулман Daniel Goleman опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence , в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели. В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i Emotional Quotient Inventory , содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она». Начинают накапливаться данные о мозговом обеспечении эмоционального интеллекта [8] [9].

Модель эмоционального интеллекта Майера-Саловея-Карузо модель способностей [ править править код ] Данная модель считается в психологии основной на данный момент, именно её, как правило, используют для описания понятия эмоционального интеллекта, хотя также большой популярностью пользуется основанная на этой модели смешанная модель Дэниэла Гоулмана см. Модель способностей критиковалась некоторыми учёными, в частности Говардом Гарднером, за излишний психометрический уклон. Майер, Саловей и Карузо выделяют всего четыре составляющие эмоционального интеллекта [10] : Восприятие эмоций — способность распознавать эмоции по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции. Использование эмоций для стимуляции мышления — способность человека главным образом неосознанно активировать свой мыслительный процесс, пробуждать в себе креативность , используя эмоции как фактор мотивации.

При современном темпе изменений мы вынужденно учимся быстро запускать модификации. Но почему мне всё ещё когнитивно трудно, я раздражаюсь и отрицаю, даже когда я хорошо понимаю нюансы? Здесь важно не запутаться в синонимах. Пластичность не равна гибкости.

Потому что пластичность — это не только приспособляемость и подвижность, но и непокорность, взрывоопасность. Пластичность, как я коротко упомянула выше, вмещает в себя и обретение формы, и уничтожение формы. Это то самое раздражение, которое я испытываю, когда всё идёт не по плану. Вот откуда этот когнитивный дискомфорт. Таково первородное противоречие всякого лекала: придавать и принимать форму — значит расщеплять, удерживая в равновесии постоянство и случайности, новинки и инаковости, ранее неизвестное и хорошо знакомое. Пластичность-балансировщик соизмеряет, сколько новаторства впитать и сколько традиции оставить. Мы недаром сопротивляемся изменениям, пластичность «взрывает» нас изнутри. Маленькая ремарка: уничтожение — не буквальная коннотация взрыва, здесь я имею в виду всплески энергии, ярости, продуктивности, вдохновение, озарения, оставляющие послевкусие победы и удовлетворённости.

Как системы без ошибок не способны развиваться, так и мы, будучи абсолютно гибкими, как пророчит современность, как дышит за шиворот старый добрый Agile, не прогрессировали бы, замкнувшись в собственном совершенстве. А что с того, что мне понятно? И вот, написав столько текста, анализа и рассуждений, что я хотела бы сказать под финал? Я бы хотела сейчас вывалить уверенную аргументацию применимости эмоционального интеллекта и методичку по его развитию, но, увы! У меня есть только понимание её потенциального существования и отчётливое знание, что создавать её каждый должен под себя, исходя из собственных потребностей. Человек — сложная система, изучающая, создающая, изменяющая другие сложные системы. Человек — искусственный результат встраивания естественного в социальное. Отслеживая собственные эмоции, можно попытаться осознать, принять и частично взять под контроль свою сложность.

Вот что мне помогает ловить отклики «неуловимого эмоционального» и преодолевать издержки, так называемого «хьюманбиинга». Возможно, в этом списке глаголов вам тоже что-нибудь откликнется и вдохновит: Узнавать себя и не уставать с собой знакомиться. Проживать традиционно «плохие» злость, раздражение, страх, огорчение. Наблюдать за людьми, сопереживать, замечать схожее и различное. Саботировать паттерны. Рефлексировать, сомневаться и ошибаться. Подбирать правильные слова. Никто меня не узнает лучше, чем я.

EQ помогает понимать, почему я чувствую раздражение, где рождаются волнение, агрессия, оптимизм и вдохновение. Учит вовремя распознавать побочные эффекты затянувшегося стресса, не давая выгореть в угли. Мониторит тревогу, чтобы синдром самозванца и «fear of missing out» не порождали лишнего шума в голове. Позволяет сопереживать, делиться, делать шаги навстречу другим, вовлекаться и вовлекать. И, честно говоря, я хочу разбираться в правилах всех этой игры не ради игры по правилам, а чтобы понимать санкции за их нарушение, и совершенно трезво рассчитывать риски. Вот зачем мне нужен эмоциональный интеллект. Выводы Кристаллизуем немного выводов. Пластичность мозга не равна гибкости.

Образ суперчеловека, который моментально и безропотно адаптируется, притягателен и, возможно, достижим. Но сперва неплохо бы разобраться с имеющимся функционалом и его издержками. Мы совершенствуемся всю жизнь. Мозг — поле бесконечного перехода из одного состояния в другое, и самым устойчивым его паттерном оказывается саботаж оного. Если вы ищете «универсальный рецепт успеха» — что сделать, чтобы не испытывать ментальный дискомфорт, у меня для вас плохие новости. Я не уверена, что он вообще существует. Любое принятие начинается с отрицания. Отрицание — лишь кризис перехода.

Не стоит этого бояться. Так мы и строим новые эпохи, которые сменяют старые.

Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха, а значит, решиться на разговор справедливее по отношению к работнику, чем идти на поводу у своей тревоги.

После этого небольшого анализа вы сбросите оковы сиюминутных эмоций и сделаете правильный выбор. Важно понимать, как эмоции влияют на поведение, как их истолковывать и управлять ими, чтобы не сбиваться на пути к цели, а, наоборот, руководствоваться ими как компасом. Источник Другой пример.

Допустим, для вас ценны две вещи. Во-первых, вы убеждены, что нельзя бить детей, во-вторых, что никого нельзя унижать, особенно прилюдно. Итак, вы идете по улице с двухлетним ребенком.

Вы не держите его за руку, и внезапно он выбегает на проезжую часть прямо под колеса грузовика. В последний момент вы успеваете схватить его в охапку, уносите в безопасное место и там начинаете трясти его и кричать на всю улицу: «Ты что, дурак?! Потому что вы испытали эмоцию ужас огромной силы, видя, что ваш ребенок несется в объятия смерти.

В вышеприведенном примере вы не хотели бить или унижать ребенка. Просто эмоции взяли верх над вашими ценностями и целями. Можно ли было спасти ребенка от опасности, не предавая свои ценности?

Без сомнения, да. Можно было точно так же схватить его, но обнять и объяснить, как сильно вы испугались и что он ни в коем случае не должен больше так делать, то есть дать выход своим чувствам, но не противоречить своим идеалам. В этом и состоит суть эмоционального интеллекта.

Вы способны культивировать и менять свои эмоции Благодаря рациональному мышлению вы можете менять свои установки, перенаправлять мысли и убеждения, тем самым культивируя одни эмоции и уменьшая влияние других. Например, в конце дня вы понимаете, что еще не все дела закончены. В этом случае можно легко убедить себя в том, что сегодня работа была полностью неэффективна.

Это громко и отчетливо звучит голос Критика. Если вы разрешите ему доминировать, он сообщит вам, что все ваши сотрудники совершенно некомпетентны и даром едят свой хлеб. Все их недостатки внезапно выплывут на поверхность.

Однако если вы взглянете на ситуацию с юмором и прислушаетесь к другим голосам, то обнаружите, что слова вашего внутреннего критика — полная чушь. Нет, это не значит, что вы должны снизить требования и выдавать низкую эффективность за триумф. Вместо этого постарайтесь разумно и объективно подойти к оценке ситуации.

Прислушайтесь к некоторым другим голосам. Например, голос Позитивизма может рассказать вам, что ваши сотрудники делают правильно. Голос Благодарности сообщит, за какие достижения вы должны быть им признательны.

Не бывает лишним также обратиться к голосу Изобилия, чтобы увидеть, как много у вас работы и как это здорово!

Об эмоциональном интеллекте и не только – в интервью с Федором Шаньковым

Особенности личности изучали с помощью NEO-PIR — теста, который исследует пять основных черт характера человека: экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, невротизм и открытость опыту. Всем участникам исследования сделали компьютерную томографию и составили «3D-карты» коры головного мозга. В ходе исследования Барби сделал революционные выводы: «Интеллект в большей степени действительно зависит от базовых когнитивных способностей, таких как удержание внимания, восприятие, память и язык. Но он также зависит и от взаимодействия с другими людьми. В основе своей мы существа социальные, и наше понимание как таковое подразумевает не только базовые когнитивные способности, но и умение применять эти способности в социальных ситуациях,ориентироваться в социальном мире и понимать других». Эмоциональный интеллект в разных сферах жизни В последние десятилетия проводились многочисленные исследования в области ЭИ. Они доказали значимость ЭИ в разных областях жизни. Психолог Трэвис Бредберри, один из современных исследователей эмоционального интеллекта и автор книги «Эмоциональный интеллект 2. Кроме того, между уровнем EQ эмоционального коэффициента и уровнем доходов существует прямая связь.

ЭИ в сфере образования В исследовании 2004 года Джон Майер с коллегами изучали соотношение между ЭИ и успеваемостью или умением решать проблемы и обнаружили, что он способствует хорошей учебе.

Затем группа Коте оценила, как часто эти сотрудники осознанно подставляют коллег. Оказалось, что сильнее всего склонны к вредоносному поведению макиавеллисты с высоким эмоциональным интеллектом.

Они используют свои навыки работы с эмоциями, чтобы дискредитировать и ставить в неловкое положение других ради собственной выгоды. В компьютерной компании, изучавшейся профессором Тель-авивского университета Гидеоном Кундой Gideon Kunda , один из менеджеров признал, что выражает коллеге «восхищение его деятельностью», но при этом старается дистанцировать свое подразделение от его проекта, чтобы, когда этот проект рухнет, вся вина легла на коллегу. Исследовательская группа во главе с профессором Университетского колледжа Лондона Мартином Килдаффом Martin Kilduff пытается пролить свет на эту темную сторону эмоционального интеллекта.

По мнению соавторов Килдаффа, эмоциональный интеллект помогает людям ради личной выгоды скрывать определенный набор эмоций и демонстрировать другой набор. Носители развитого эмоционального интеллекта «осознанно формируют свои эмоции, создавая благоприятное впечатление о себе, — сообщает группа в одной из статей. Разумеется, не все люди используют эмоциональный интеллект в неблаговидных целях.

Чаще всего эмоциональные навыки — просто инструмент для выполнения неких задач. Изучая подход к эмоциям в косметической компании Body Shop, исследовательская группа стэнфордского профессора Джоан Мартин Joanne Martin выяснила, что основатель Body Shop Анита Роддик Anita Roddick использовала эмоции как рычаг, чтобы подталкивать сотрудников жертвовать на благотворительность. Сама Роддик говорила: «Когда мы хотели убедить сотрудников поддержать некий конкретный проект, мы всегда старались разбить им сердца».

При этом Роддик также советовала сотрудникам стратегически использовать выражение эмоций. Однажды, заметив, что одна из сотрудниц «часто плачет от расстройства», Роддик отметила, что плакать можно, но «это нужно использовать» и плакать в определенные моменты совещания. Если рассматривать Роддик как образец лидера с высоким эмоциональным интеллектом, становится очевидным, что грань между мотивированием и манипуляцией очень тонка и пройти по ней крайне непросто.

Там, где эмоции не в ходу, у эмоционального интеллекта обнаруживаются другие скрытые издержки. Недавно психолог из Университета Центральной Флориды Дана Джозеф Dana Joseph и психолог из Университета Иллинойса Дэниел Ньюман Daniel Newman тщательно проанализировали все исследования, посвященные связи между эмоциональным интеллектом и рабочими показателями. Выяснилось, что, судя по данным сотен исследований, в которых участвовали тысячи человек, принадлежащих к 191 профессии, эмоциональный интеллект не всегда полезен для работы.

В профессиях, требующих внимания к эмоциям, он, действительно, улучшает показатели. Продавцы, риэлторы, работники колл-центров и консультанты работают лучше, если они умеют считывать и регулировать эмоции. Они лучше справляются со стрессовыми ситуациями и обслуживают клиента с улыбкой.

И по возможности не так близко взаимодействуйте с человеком, чтобы не бил рикошетом его негатив. Психолог Ольга Твардовская считает, что работать среди людей агрессивных не стоит, даже если очень хорошо платят. Коллектив, где у всех высокий EQ, в российских реалиях пока, скорее мечта, считает Алина Максимова. Кроме того, это важная часть подготовки к школе. Учеба — это не только уроки, но и общение с одноклассниками, учителями, умение справляться со стрессом. Дарья Бухаленкова отметила, что в последние годы интерес к эмоционально-личностному развитию детей возрастает. Если раньше родителей и специалистов волновало больше когнитивное развитие ребенка — что он узнал, выучил, умеет ли читать, писать, теперь акцент постепенно смещается. Поэтому растет число программ эмоционального развития детей, в школах появляются секции, хотя пока и не повсеместно.

И возникают зажимы, вырастает взрослый, не умеющий обращаться с эмоциями. Первым делом нужно обратить внимание на себя — как вы проявляете чувства, готовы ли вместо выговора сказать малышу: «Я понимаю, ты злишься. Что тебя зацепило, что происходит? Практическое применение Алина Максимова поделилась и специальными упражнениями, служащими этой цели. Повторяйте упражнение, когда вам грустно или вы раздражены. Умение вызывать в себе нужное настроение в нужный момент и есть способность применять эмоции для стимуляции мышления. Есть упражнение для анализа. Уолт Дисней, создавая мультфильмы, испытывал на себе три роли: мечтателя, реалиста и критика.

Двигаясь от образа к образу, он переходил от мечты к действиям, от действий к поиску слабых мест. Визуализация запускает те же механизмы, что действуют в жизни. Поочередно представьте себя в трех ролях, начиная с мечтателя, проанализируйте персонажа: позу, речь, эмоции, голос, мысли. Отвлекитесь — полейте цветы, выпейте кофе. Погрузитесь в роль реалиста. Опять сделайте паузу и почувствуйте себя критиком. Переходите между состояниями, пока не найдется решение, устраивающее всех персонажей. Понять, какой вы человек, — говорит Евгения Лютова.

Свои сильные черты и те, что вы в себе недолюбливаете. Чем больше вы преуспели в этом, тем проще вам понимать и уважать других.

Если говорить об истории, то само понятие возникло в 60-х годах, но стало популярным с выходом книги научного журналиста Дэниела Гоулмэна.

Наблюдения показали, что, помимо интеллекта, есть какой-то другой фактор, определяющий, насколько человек успешен. Гоулмэн, опираясь на полученные данные, сделал вывод, что в противовес академическому есть интеллект эмоциональный, то есть то, насколько человек может чувствовать, что ему на самом деле нужно, определять эмоции другого человека, регулировать свои эмоциональные состояния. Адресат книги Гоулмэна — руководитель, бизнесмен, человек, который хочет быть успешным.

В таком контексте антропология человека — это «гаджет». Есть жесткий диск, есть софт, есть какие-то приложения, которые прокачивают твердые навыки, знания и информированность, а есть мягкие навыки, «уживаемость» с другими устройствами. Психологи Дж.

Мэйер, П. Сэловей и Д. Карузо назвали последнее «эмоциональным интеллектом».

Тем не менее, в академической психологии есть постулат единства аффекта и интеллекта, показывающий, что интеллектуальные и эмоциональные процессы слиты воедино. Эмоции всегда участвуют в наших познавательных процессах, а интеллект так или иначе определяет эмоциональную оценку. В понятие «эмоциональный интеллект» вкладывают очень много научно-обоснованных вещей, таких как: эмпатия, алекситимия, социальный интеллект, эмоциональная рекогносцировка насколько человек может считать чувства и эмоции другого человека и привнести их в коммуникацию.

Есть много интересных исследований по каждому из этих компонентов. Сложно оценивать это понятие, так как оно не выдерживает научной критики. Нет так называемой инкрементной конструктной валидности.

Термин покрывает уже существующие в науке определения, такие как: психологическая разумность, эмпатия, социальный интеллект. Но так как психология относится к социальным наукам и психологи работают, в первую очередь, с людьми — это хорошая формулировка, чтобы объяснить людям, что они — живые организмы, что есть не только интенсивные чувства агрессии или печали то, что люди действительно могут считывать , а еще и более тонкие феноменологические переживания, на которые следует обращать внимание и которые определяют качество жизни, счастье, отношения, опыт родительства, взаимодействие с другими людьми и способность руководить. Возможно ли актуализировать это понятие для научной среды и нужно ли?

Актуальность для науки определяется тем, как тот или иной термин причастен к научной традиции. Есть теория множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая активно критикуется, но все же развивается. В ней помимо противопоставления эмоционального интеллекта академическому есть логико-математический, музыкальный, практический и другие.

И в этом ключе, конечно, наука может развивать эту тему, не претендуя на то, что эмоциональный интеллект объясняет все, как это описано у Гоулмэна или у Трэвиса Бредберри в книге «Эмоциональный интеллект 2. И это известный в науке феномен, когда новое направление превращается в тренд и раздувается как мыльный пузырь. Будь то психоанализ или когнитивная психология.

Ими пытаются объяснить все. Поэтому ученые, которые занимаются эмоциональным интеллектом, стараются избежать этого и вводить все больше контекстов. Если мы обычно просто говорим о том, что эмоциональный интеллект повышает качество жизни, то ученый приводит данные конкретного эксперимента с точной выборкой.

К сожалению, если открыть популярные книги про эмоциональный интеллект, то раз за разом встречаются ошибки за счет обобщения выводов из конкретной выборки на всю популяцию, из культуры в культуру, из статистического вывода к глобальным суждениям. Поэтому еще очень многое нужно сделать для того, чтобы это понятие крепко утвердилось в науке. Федор Михайлович Шаньков - практикующий психолог I категории Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудником лаборатории консультативной психологии и психотерапии Психологического института РАО Фото: Николай Мохначев На мой взгляд, это хорошая тенденция, потому что академическая психология слишком оторвана порой от жизни.

Человеку просто понятнее, когда он слышит фразу «эмоциональный интеллект». Он может подумать: почему бы не начать его развивать, раз есть научные данные о том, что это повышает качество жизни. В этом, безусловно, ценность этого конструкта.

Чем измеряют эмоциональный интеллект? Есть большая проблема с измерением, потому что мы говорим об эмоциональной сфере. В отличие от памяти, внимания и других теоретических конструктов, которые введены в психологии, эмоции мы испытываем непосредственно.

Измерения всегда опосредованы: либо мы определяем их через физиологические реакции наличествует ли та или иная эмоция у человека , либо пользуемся самоотчетом. Ученые стараются все больше и больше смешивать эти методы, чтобы определить, владеет ли тем или иным навыком интеллекта человек. Наиболее часто применяется методика Майера, Сэловея и Карузо, которая была апробирована в диссертации И.

Плужникова и модифицирована Е. Сергиенко и соавторами для надежного тестирования на российской выборке. В науке популярен каждый из компонентов: эмпатия, алекситимия, психологическая разумность и т.

Каждый из них измеряется отдельным инструментом, потому что шкалы эмоционального интеллекта собирают в себе многое, но их трудно присоединить к тем или иным психологическим механизмам. Это такой огромный конструкт, который измеряет практически все. Данные о том, как факторы согласуются между собой внутри эмоционального интеллекта противоречивы.

В диссертации Плужникова показано, что связь не столь очевидна. Эмоциональный интеллект — это, скорее всего, не одна большая способность, а множество навыков. Структура эмоционального интеллекта по П.

Сэловею и Дж. Мейеру 1990 Источник: m. Официально признанными считаются апробированные, валидизированные на больших выборках тесты, которые показали хорошую психометрическую надежность, так что здесь пользуются, прежде всего, модификацией Е.

Есть и другие подходы к эмоциональному интеллекту: кто-то дробит его на 4 способности, кто-то — на 12 навыков, кто-то — на личностные черты. Очень много методик и тестов, но здесь важно проговорить, что это применимо для больших выборок и научных исследований. Научные исследования, психодиагностика, психокоррекция или интервью на работу — это разные истории.

В научных исследованиях делается скидка на статистическую погрешность. То, что закономерно для огромной выборки, совсем не соотносится с тем, что закономерно для одного человека. Особенно если он уставший пришел на сотое собеседование, а работодатель просит заполнить тест на эмоциональный интеллект.

В таком случае нельзя говорить о валидных данных, необходимо учитывать контекст и перепроверять другими методиками. Структура эмоционального интеллекта по Д. Гоулману 1995 Источник: m.

Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект

Медицинские учреждения тоже применяют FER для определения эмоций пациентов в приемных Читает не только по глазам: может ли ИИ сканировать мысли человека Несмотря на то, что камеры кажутся всевидящим оком, есть вещи, которые им пока не под силу. Например, камеры не умеют читать мысли и определять скрытые эмоции. Но есть и хорошая новость: распознать скрытое недовольство и разочарование можно по голосу. Уже несколько программ обрабатывают аудиоинформацию и анализируют паралингвистические сигналы, интонацию, темп и тембр речи говорящего.

Потом искусственный интеллект переводит данные на язык эмоций. Такие решения уже используются крупными брендами в маркетинговых исследованиях. Устройство для чтения мыслей — тоже вполне реальная технология.

Пока такие устройства не применяются широко, но научные разработки уже ведутся в этой области. В этом направлении продвинулась компания Meta Facebook , которая в прошлом году в совместно с Калифорнийским университетом в Сан-Франциско UCSF представила нейрокомпьютерный интерфейс BCI , распознающий слова и целые фразы, которые хотел сказать человек: подключенные к мозгу электроды считывают сигналы и преобразуют их в текст. В 2019 году Neuralink вместе с Илоном Маском презентовала аналогичное устройство Link.

Этот микрогаджет размером с небольшую монету с помощью крошечных проводов тоньше человеческого волоса предполагают «вшивать» в мозг человека. Ожидается, что устройство будет передавать информацию об активности центров мозга и переводить мысли человека в текст, который можно транслировать на компьютер или телефон. Устройство для чтения мыслей — тоже вполне реальная технология Чувства и разум: сможет ли искусственный интеллект обрести эмпатию Пока умные устройства работают только с чужими эмоциями.

Но уже вовсю поговаривают, что близок тот день, когда роботы и сами будут испытывать чувства. Правда, речь в данном случае идет не о любви и ненависти, а об эмпатии — способности сочувствовать и сопереживать. Конечно, на биохимическом уровне это невозможно, поскольку искусственный интеллект лишен органов чувств.

Данная способность является менее аналитической — обработка информации, связанной с эмоциями, осуществляется интуитивно и используется в ситуациях «здесь и сейчас» при незначительном планировании и управлении собственным поведением. Пользоваться эмоциями «здесь и сейчас» нам позволяют 2 способности: распознавание эмоций и использование эмоций — это опытный домен. Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас». Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций. Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их. Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т. Эти способности требуют рассуждения об эмоциях, как они развиваются с течением времени, как ими можно управлять, и как эта регуляция эмоций должна соответствовать социальным ситуациям.

Можно использовать такую информацию, чтобы наметить эмоциональный курс для себя и других в соответствии с личными потребностями. Показатель основан на вашем выполнении заданий по ветвям "Понимание эмоций" и "Управление эмоций" модели эмоционального интеллекта. Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций. Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции. Идентификация эмоций является его самой сильной стороной.

Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию. Если самый высокий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что клиент практически всегда очень успешно использует эмоции свои и других людей для повышения эффективности деятельности и достижения результатов. Он хорошо чувствует других людей, у него на очень высоком уровне развита эмпатия. Использование эмоций является самой сильной стороной его ЭИ-профиля. Если самый низкий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что для клиента задача соотнесения конкретных эмоций с эффективностью деятельности достаточно сложная, возможно, он не использует данные способности в своей деятельности. Если самый высокий балл — «Понимание эмоций»: Это означает, что клиент уверенно владеет навыком анализа и понимания причин эмоций и достаточно точно предсказывает последствия эмоций.

Можно вести дневник, медитировать или делать дыхательные упражнения. Выражайте свои эмоции конструктивно.

Не подавляйте и не игнорируйте свои чувства, но и не давайте им полностью контролировать вас. Научитесь выражать их так, чтобы они не наносили вреда вам или окружающим. Попробуйте использовать «Я-высказывания», например: «Я чувствую гнев, когда ты опаздываешь», а не «Ты всегда опаздываешь и раздражаешь меня». Также постарайтесь выбирать подходящее время и место для обсуждения своих чувств, а не высказываться под влиянием раздражения или гнева. Регулируйте свои эмоции. Не позволяйте им мешать вам достигать целей и поддерживать хорошие отношения с окружающими. Научитесь смягчать негативные эмоции, такие как гнев, страх, грусть и обида, и усиливать позитивные: радость, удовольствие, любовь и благодарность. Постарайтесь сменить свой фокус внимания, например, думать о том, что хорошего произошло в день, а не о том, что плохого; или думать о том, что вы можете сделать для решения проблемы, а не о том, как вы страдаете от нее.

Развивайте сочувствие. Старайтесь вживаться в положение других людей и понимать их чувства, мотивы и потребности. Слушайте активно и внимательно, задавайте открытые вопросы, выражайте уважение и поддержку. Улучшайте коммуникативные навыки. Научитесь общаться с другими людьми, используя как вербальные, так и невербальные средства. Выбирайте подходящий тон и стиль речи в зависимости от ситуации и аудитории, используйте ясный и понятный язык, избегайте агрессивных или обидных выражений, поддерживайте контакт глазами. Давайте и принимайте конструктивную критику, делитесь своим мнением и учитывайте мнение других, договаривайтесь, всегда стремитесь к компромиссу. Инструменты развития Существует множество ресурсов, которые могут помочь вам развить этот навык и стать более эмоционально грамотными.

Первым инструментом является специальная литература, которая посвящена повышению навыков общения и эмпатии. Такие книги, как «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана или «Собственные эмоции. Умение слушать себя» Джастина Барисо, предлагают практические советы и стратегии для развития эмоционального интеллекта. Кроме того, прохождение курсов актёрского мастерства может стать отличным инструментом для прокачки ЭИ. Такие курсы позволяют лучше понять и осознать свои эмоции, проявлять их и эффективно выражать через различные роли и ситуации. Они способствуют развитию эмоциональной открытости, умению насыщать эмоциями свои выступления и улучшают способность к коммуникации. Наконец, получение обратной связи от других людей также является важным инструментом развития ЭИ. Общение с окружающими позволяет лучше понять и оценить свои реакции и поведение, а также развивает способность к эмпатии и пониманию чувств других людей.

Определяем уровень развития эмоционального интеллекта Для того, чтобы определить свой уровень развития интеллекта в эмоциональной сфере, вы можете применять разнообразные методы. Один из них — это самооценка. Задайте себе ряд вопросов, чтобы оценить, насколько хорошо вы осознаете, регулируете и проявляете эмоции, а также насколько хорошо вы понимаете окружающих: близких, друзей, коллег.

Дальнейший теоретический анализ позволил авторам окончательно закончить данную модель и привести ее к четырехкомпонентной структуре. Данные компоненты иерархичны и развиваются, согласно Мэейру и Сэловею, в процессе онтогенеза.

Это: восприятие, оценка, а также выражение эмоций или их идентификация; использование эмоций как средство повышения эффективности мышления и деятельности; анализ и понимание эмоций; сознательное управление своими эмоциями для личностного роста и улучшения качества в сфере межличностных отношений. Восприятие, оценка и выражение эмоций включают в себе следующие параметры: способность идентифицировать эмоции в своих или чужих физических состояниях, ощущениях и мыслях; способность идентифицировать эмоции других людей в их творческом выражении — в картинах, через язык, звуки, в проявления и поведении; способность точно выражать эмоции и выражать потребности, связанные с этими ощущениями; способность различить точные и неточные, подлинные и неподлинные выражения чувств. Использование эмоций в качестве повышения эффективности деятельности и мышления включает в себя следующие компоненты: эмоции как направленность внимания на приоритетные для мышления детали, обращенность внимания к важной информации, умение расставлять приоритеты и структурировать их; яркость и доступность эмоций ведет к использованию их в качестве вспомогательных средств мышления и памяти; эмоциональное колебание изменяет перспективы от оптимистической до пессимистической и таким образом способствует рассмотрению различных и наиболее полных по объему и составу точек зрения; вызывание эмоций, которые способствуют решению тех или иных задач к примеру, в хорошем настроении более успешно решаются творческие задачи. Анализ и понимание эмоций содержит в себе следующие характеристики: способность «маркировать» эмоции и вербализовать их, понимать разницу между различными по названию и близким по смыслу эмоциям симпатия и любовь ; способность интерпретировать и различать у себя и у других смену эмоций, то есть понимание причинно-следственных связей печаль после потери ; способность понимать комплекс эмоций: единовременной любви и ненависти, или страх и удивление; способность распознать неожиданные изменения эмоций например, от гнева к смущению. Сознательное управление эмоциями включает в себя аспекты: способность быть открытым для эмоций одинаково для приятных, так и для неприятных; способность сознательно как привлекать, так и отвлекаться от эмоций исходя от оценки их полезности и информативности; способность сознательно контролировать свои и чужие эмоции распознавать, насколько разумными и ясными они являются ; способность к управлению своими и чужими эмоциями посредством снижения отрицательных эмоций и увеличения принятых без подавления или усиления информации, которую они передают.

С практической точки зрения, в современной психологии существует еще один относительно новый теоретический конструкт 2004—2007 год , посвященный эмоциональному интеллекту. Это разработанная Е. Орел и доработанная В.

Эмоциональный интеллект – управляя собой, управляй эмоциями

Эмоциональный интеллект необходимо отличать от выраженности эмоций и силы их проявления. Эмоциональный интеллект (EQ, emotional quotient) — это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания. Эмоциональный интеллект как когнитивная способность впервые был рассмотрен в 1990 году. Эмоциональный интеллект — это умение разобраться в своих чувствах, проследить, как и почему они возникли, и решить, дать им волю или нет.

Эмоциональный интеллект: как он помогает в жизни (в том числе интеллектуальной)

Эмоциональный интеллект и искусство владеть собой Американская компания Affectiva создает искусственный интеллект для анализа эмоций пользователей при просмотре рекламы.
Эмоциональный интеллект: как камеры охотятся за нашей реакцией и улыбками сфокусирован на идентификации эмоций и их продуктивном использовании в решении задач.
Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.
Эмоциональный интеллект: истории из жизни, советы, новости, юмор и картинки — Все посты | Пикабу Эмоциональный интеллект — это сознательное управление настроениями (не эмоциями!) через перепрограммирование их на более сбалансированные установки.
Преимущества и польза эмоционального интеллекта, связь EQ и IQ Эмоциональный интеллект определяется как устойчивая личностная черта, которая подчеркивает способность человека правильно определять, понимать, управлять и изменять эмоции в себе и других и использовать эти эмоции для обработки когнитивных процессов.

Как я прокачала свой эмоциональный интеллект и испытала весь спектр чувств

Ученые обнаружили связь между более высоким уровнем контроля и узнавания эмоций и развитыми социальными навыками в возрасте от трех до четырех лет и в последующие годы. ЭИ и отношение других людей Майер отмечает, что высокий уровень ЭИ связан с более положительным восприятием человека, обладающего им, другими людьми. ЭИ и благополучие Майер выявил корреляцию между ЭИ и удовлетворением от жизни и самооценкой. Кроме того, высокий ЭИ связан с более низким уровнем депрессии. ЭИ и социальное поведение Исследования Майера, Саловея и Карузо в 2014 году показали, что умение контролировать эмоции часто определяет качество взаимодействия с окружающими. Также оказалось, что люди с высоким уровнем ЭИ пользуются большим уважением и популярностью у лиц противоположного пола. Ученые пришли к выводу, что умение контролировать эмоции позволяет спрогнозировать социальную чувствительность и качество взаимодействия с другими людьми. К тому же люди с высоким уровнем ЭИ высказывают более качественные предложения о развитии компании.

Вместо заключения ЭИ влияет на все, что мы говорим или делаем, поэтому даже небольшие усилия, потраченные на его развитие, способны привести к значимым позитивным изменениям в жизни. О том, как измерить и развить эмоциональный интеллект, читайте в заключительной статье из серии об эмоциональном интеллекте в нашем блоге.

Оказывается, птицы поют, где-то вдалеке люди, шум машин. Потом вдох — почувствуем ароматы. Можно выпить в этот момент глоточек воды, и вы этим глотком напьетесь больше, чем иногда несколькими стаканами, потому что будет прочувствовано состояние. Это занимаем всего одну-две минуты — как зубы почистить. Всю информацию, в том числе эмоциональную, мы воспринимаем либо из внешней среды, либо интероцепцией [способность воспринимать внутренние сигналы тела — прим. Фактически мы так прочищаем себя. Зубы чистим мы два раза в день, а некоторые после каждого приема пищи. С этой практикой надо поступать так же?

Точно так же, минимум два раза в день, а лучше после каждой встречи, после каждых переговоров. Сейчас мы много работаем с врачами над темой выгораний. Мы их прямо тренировали, чтобы после каждого пациента они проводили такие минутные практики —эффект выгорания практически уходит. Есть еще одна практика — уже в отношении управления. Как только мы такой блок проработали в отношении себя, дальше его надо проработать в отношении других. Вот тут поможет моя любимая практика. Поначалу она звучит странно. Называется «Намерение всегда позитивно». Суть в том, что нам надо понять, хотя поначалу это сложно признать, что намерения всех людей всегда позитивны. Многие сперва не верят, как по Станиславскому.

Действия и поступки людей могут быть просто ужасные, отвратительные. Давайте рассмотрим пример, с которого мы начали. Руководитель раздражается на сотрудника, может быть, даже повышает на него голос — действие неправильное. Не отвратительное, но все равно деструктивное. Некоторые подумают: «Что тогда, всех прощать, пусть дальше делают ошибки, опаздывают, тупят? Понятие позитивного намерения вовсе не означает, что мы должны все прощать, но оно позволяет нам не уйти в ответное эмоциональное раздражение, а вовремя распознать причину поступков другого человека. Например, человек сдал отчет с ошибками. Это классический кейс, который мы разбираем почти на всех МВА программах. Какие есть позитивные намерения в том, чтобы сдать отчет с ошибками? Начинаем искать.

Первое — он хотел его сделать вовремя, поэтому торопился. Но его намерение было позитивно — сдать отчет вовремя. Вторая гипотеза — он хотел все успеть. Вот во многих компаниях, и это не секрет, есть свои задачи, то есть ты готовил этот отчет, а тут прибежал начальник и сказал: «Вот это срочно сделай». Возможно, человек недостаточно умеет управлять этими составляющими. Но его позитивное намерение было — успеть сделать все. Третье позитивное намерение —человек хотел выспаться или посидеть вечером с друзьями. Это суперпозитивное намерение, но только в отношении себя. В соответствии с тремся этими гипотезами наши действия будут абсолютно разными. Если мы просто взбесимся на человека, накричим, сами этот отчет переделаем, то он не научится правильно работать, не поймет, в чем глобальная причина.

Ситуация скорее всего повторится, мы потратим свои ресурсы — этот сценарий нас не устраивает. Раздражение показывает, что этой ситуацией нужно заняться — оно действует как сигнал. В первом сценарии мы садимся с этим работником и просто разбираем ситуацию. Но обязательно произносим: «Спасибо, что сдал отчет. Я понимаю, что ты старался сделать его вовремя. Это очень ценно». Сотрудник, когда это слышит, готов слушать дальше, как исправить ситуацию. Если же в его картине мира важнее посидеть с друзьями вечером, тогда нужно четко обозначить границы, ценности компании и сказать: «Не уверен, что твой подход к отдыху и работе состыкуется с подходом нашей организации». Как я иногда говорю, вовремя уволенный человек — это спасенная судьба. И это нормально.

Иногда людей нужно увольнять, но только это должно быть не на эмоциях, когда не выспался или кто-то что-то не вовремя сдал, а потому что, оказывается, человек не разделяет корпоративные ценности. Но видите: намерение всегда позитивно. Оно может быть позитивно в отношении работодателя, организации, или в отношении самого человека. Говоря не на языке ошибок, наказаний, упреков, а на языке изначального намерения, докопавшись до него, разобравшись, мы можем решать системные проблемы. В организациях просто происходят невероятные прорывы, когда люди перестают надумывать друг на друга в духе: «Она мне специально документы не дала» Да, действие было неправильное, но мы уже работаем над решением. Простите за некорректный вопрос, но бывают ли эмоционально тупые люди? Мы много говорим про то, как слово влияет на нашу телесную и эмоциональную реакцию. Слово «тупой» имеет оценочную окраску, поэтому у меня сразу происходит ступор. Я бы сказала, что бывают эмоционально глухие люди. Мы много про это говорим, но в реальности стоит пройтись мимо детских площадок, где слышны фразы «Ты что, тупой?

Ты что, не понял? Есть огромное количество психологически и эмоционально травмированных людей. Так что наше общество еще не достигло высокой степени развития эмоционального принятия. Развивать эмоциональный интеллект может только человек сам развитый, с навыком принятия своих эмоций, когда он уже в этом разобрался. Я даже скажу больше, счастливый человек. К сожалению, не все люди себя ощущают счастливыми. Но это то, с чем, благодаря вашей передаче, я думаю, многие начнут работать. Некоторые модели закладываются вместе с родительскими установками — это отдельная тема. Часто бывает опыт, когда человек понимает в подростковом возрасте, что проще не проявлять эмоции, не чувствовать — защитная реакция, которая работает и имеет позитивное подкрепление: «Зато меня не обижают, я сижу тихо, я сам по себе». У современных цифровых технологий две стороны: они, безусловно, развивают наш мир, но в то же время влияют на развитие эмоционального интеллекта, коммуникации, потому что люди все меньше общаются друг с другом — я имею в виду физический контакт.

Я не вижу человека и могу распознавать его эмоции только по кратким сообщениям. При этом могу спокойно выживать: сидеть у себя дома, что-то делать, общаться только через чаты и, в принципе, нормально жить. В таком случае полноценный эмоциональный интеллект вряд ли будет развиваться. Работа над собой — это сложно. Но пусть это будет всего 2-3 минуты в день.

Злитесь вы или раздражены, охвачены тоской или только приуныли, ликуете или вам всего лишь приятно? Такие оттенки важно уметь различать. Чтобы стать более проницательным, подумайте о том, что значит для вас каждое слово в списке ниже. Представьте себя во власти каждой из этих эмоций. Видите ли вы разницу большую или незначительную в своих поступках в зависимости от того, что чувствуете? Наблюдая за собой, вы постепенно научитесь точно определять эмоции и степень их выраженности, а также события, которые их вызывают. Когда эмоции начинают управлять вашим поведением, вы должны вспомнить о своих ценностях и целях Вы можете свести к минимуму нежелательные реакции, если в процессе взаимодействия с другими людьми будете держать в уме важные для вас результаты и ценности. Предположим, вам предстоит указать подчиненному на недостатки в работе. Вас тревожит предстоящий разговор, и вы его постоянно откладываете. Анализируя свои эмоции, вы осознаете, что ваша нерешительность вызвана глубинной ценностью — стремлением к справедливости. Это хороший сотрудник, и вы боитесь незаслуженно его обидеть. Так проводить с ним беседу или нет? Рассматривая ситуацию с такого ракурса, вы поймете: критика поможет ему добиться успеха, а значит, решиться на разговор справедливее по отношению к работнику, чем идти на поводу у своей тревоги. После этого небольшого анализа вы сбросите оковы сиюминутных эмоций и сделаете правильный выбор. Важно понимать, как эмоции влияют на поведение, как их истолковывать и управлять ими, чтобы не сбиваться на пути к цели, а, наоборот, руководствоваться ими как компасом. Источник Другой пример. Допустим, для вас ценны две вещи. Во-первых, вы убеждены, что нельзя бить детей, во-вторых, что никого нельзя унижать, особенно прилюдно. Итак, вы идете по улице с двухлетним ребенком. Вы не держите его за руку, и внезапно он выбегает на проезжую часть прямо под колеса грузовика. В последний момент вы успеваете схватить его в охапку, уносите в безопасное место и там начинаете трясти его и кричать на всю улицу: «Ты что, дурак?! Потому что вы испытали эмоцию ужас огромной силы, видя, что ваш ребенок несется в объятия смерти. В вышеприведенном примере вы не хотели бить или унижать ребенка. Просто эмоции взяли верх над вашими ценностями и целями. Можно ли было спасти ребенка от опасности, не предавая свои ценности? Без сомнения, да. Можно было точно так же схватить его, но обнять и объяснить, как сильно вы испугались и что он ни в коем случае не должен больше так делать, то есть дать выход своим чувствам, но не противоречить своим идеалам. В этом и состоит суть эмоционального интеллекта. Вы способны культивировать и менять свои эмоции Благодаря рациональному мышлению вы можете менять свои установки, перенаправлять мысли и убеждения, тем самым культивируя одни эмоции и уменьшая влияние других.

На высокой скорости ещё сложнее отлавливать и анализировать свои поведенческие скрипты, выявлять триггеры тех или иных реакций. Но я иду дальше и хочу разобраться в том, где эти шаблоны лежат и откуда берутся. Где рождаются паттерны? Паттерн — синоним привычки, шаблона поведения, который не нуждается в рефлексии. С этой точки зрения, базовые эмоциональные реакции — тоже паттерны. Неплохо бы понимать, какие у нас есть возможности, чтобы управлять всем этим, и какие есть риски просадки производительности. Разберёмся на примере такого софт-скилла как адаптивность. Вспомним, как мы пускаем изменения в жизнь? Я — с большим скрипом. Вот пара кейсов. Годами банк плотно работал с почтовым клиентом Lotus. Эстетика его интерфейса — сугубо дело вкусовщины, его недолюбливали. Скажем прямо, многие коллеги с нетерпением ждали перехода на Outlook. Но не я. Я привыкла, освоилась, завела себе папочки, подписи и даже не следила особо за этим милым внутрикорпоративным холиваром. Но в одно прекрасное утро меня без обратного билета перевели в Outlook с радостным тезисом: «Поздравляем, вы в пилотной группе тестирования перехода». И всё, в Lotus письма больше не приходят, так и живи. И тут разрыв нарратива: новый UI, кнопочки новые, нет папочек, подписей. Ну, спасибо! Другой пример. Я люблю комфортный и красивый тулинг. У меня не было привычки работать с IDE, я с универа писала в Sublime Text, компилировала из консоли, всё классно. В Альфе я научилась работать с эклипсовской проприетарной IDE, знаю перспективы, где что ломается, как это чинить. Да, Eclipse, да, поговаривают, что даже тёмную тему можно как-то включить, но я привыкла, освоилась. Всего делов — взять и перенастроить ВЕСЬ свой рабочий сетап. Я добрых два квартала смотрела на это и думала: «Не сегодня». Опять переделывать, опять привыкать. И так много с чем. Мы все проходили через трансформации: меняли рабочий мессенджер, меняли протоколы, меняли стандарты, меняли приоритеты, едва поспевая за директивами бизнес-заказчиков. Тенденция налицо: мой развитый эмоциональный интеллект сопровождает изменения. Система динамических критериев моего жизненного опыта соотносит усилия и результат, и решает: мы так хорошо поработали в прошлый раз, у нас есть изученный путь, зачем нам новый? А теперь представьте команду таких: «Зачем нам ретроспектива, у нас нет вопросов, зачем нам чат в Telegram, зачем переезжать на другой фреймворк, зачем новый X, весь прошлый год Y работал нормально»… Почему новое мы воспринимаем через недовольство и отрицание? Откуда берётся это раздражение? Итак, знакомьтесь, мозг! Наука и кибернетика 1970-1990-ых годов рассматривала мозг как централизованный компьютер, телефонную станцию, универсальный диспетчер, распознающий инпут и генерирующий аутпут. В общественном сознании, нон-фикшн литературе и медиаполе надолго закрепился этот образ — утрированный и далёкий от реальности. Мозг — сложнейшая самосозидающая и самосознающая инстанция. С одной стороны, это наше произведение, мы за него отвечаем. С другой, мы — его субъект. Почему же концепция мозга-компьютера не состоялась? Первое — мы интуитивно понимаем, что это что-то сложнее, чем просто обработка информации. Второе, хронологически мы упёрлись в кризис центричности. Это как Web 2. Описать архитектуру мозга нам поможет новое слово... Пластичность — свойство нервной системы изменять структуру и функции вследствие развития, полученного опыта или перенесённых травм. Пластичность мозга имеет разные функциональные уровни.

Как эмоциональный интеллект помогает развить корпоративную культуру

Эмоциональный ИИ, также известный как аффективные вычисления, представляет собой широкий спектр технологий, используемых для изучения и восприятия человеческих эмоций с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Сегодня понятие «эмоциональный интеллект» (Emotional Intelligence или Emotional Quotient) звучит очень часто. Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность воспринимать, выражать, понимать, объяснять и регулировать эмоции, как свои, так и других людей.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий