один из самых загадочных режиссёров российского кинематографа.
Алексей Балабанов: «Я никогда в жизни не делал того, что мимо. Мимо меня»
Но это после, а пока отец смог устроить его помощником режиссера на киностудию, и с экспедициями Балабанов объехал практически всю страну. Он просто влюбился в эту хронику, в эти черно-белые кадры, дающие другое ощущение мира и пространства. Чуть позже, в интервью журналистке Марии Кувшиновой, режиссер признался, что попросту не умеет работать с цветом настолько, чтобы вызывать этим у людей какие-либо эмоции. По советским временам это было не просто круто.
Это стало глотком свежего воздуха в затхлом, это вывело его буквально на новый уровень! Режиссер привез оттуда много книг и целую коллекцию винила. Не великий художник Не любил Балабанов всевозможные фестивали и, уж тем более, не считал себя великим «художником».
По мнению Алексея Октябриновича, нельзя назвать Творцом того, чье произведение создает команда из звукорежиссера, кинооператора, актеров, помощников и прочей киношной братии. Потому что я встречусь и скажу правду, люди огорчатся», — объяснял режиссер. Любопытный факт: легендарного «Брата» Балабанов снял практически без денег.
Так и сказал: «Ребята, денег нет. Но есть желание снять фильм! Там Сухорукова позвал, здесь — с Бодровым идеей поделился, еще и актрису, снявшуюся в его «Замке», попросил поучаствовать.
И в качестве саундтреков выбрал песни своего друга Вячеслава Бутусова — лидера группы «Наутилус Помпилиус». Так, на чистом энтузиазме и желании создать историю, и появился культовый фильм о потерянном молодом поколении времен развала Союза. Алексей Балабанов, 1993 г.
Критики частенько ругали Балабанова за однобокость и чернушность, а мнение зрителей делилось во мнении: Балабанов — это русофоб или русофил?
И совсем не актер... Он просто органично существует в пространстве".
Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» 2002 , местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно». Алексей Балабанов и Сергей Бодров младший В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования.
Несмотря на спорность тематики - фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи - картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм. В этой стилизованной черно-белой драме режиссер показывает крайности человеческого уродства, физического и морального, которое, конечно, еще ужаснее. Конец XIX—начало XX века, главный герой - фотограф Иоганн, владелец студии, в подвальном помещении которой снимают порнографическое фото.
В первоначальном варианте фильм назывался «Ехать никак нельзя», потом «Уроды и люди», а для Балабанова он стал логическим продолжением короткометражки «Трофимъ» о крестьянине, убившем собственного брата. Главные роли в обеих лентах сыграл Сергей Маковецкий. Балабанов говорил: "Герой Сергея Маковецкого не есть воплощение зла.
Он делает свое дело с увлечением и растлевает, не осознавая этого. В результате он сам оказывается жертвой". Мне «Про уродов и людей» нравится", - отмечал Алексей Балабанов.
В 2005-м на экраны вышла криминальная комедия в стиле нуар «Жмурки», в которой главные роли сыграли Алексей Панин и Дмитрий Дюжев. Начало 90-х годов ХХ века. Эпоха "стрелок", малиновых пиджаков, кровавых разборок, нарядов от Версаче и шестисотых мерсов.
Если «Бумер» расставался с ней на полном серьезе, то «Жмурки» прощаются смеясь. Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу - главному местному авторитету, который контролирует незаконные перемещения наркотиков, либо распрощаются с жизнью.
Два молодых беспредельщика знают только один способ конкурентной борьбы - выстрел в голову. Алексей Балабанов с Дмитрием Дюжевым и Алексеем Паниным В 2007 году на экраны вышел фильм «Груз 200», в котором автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине и расколол российское киносообщество. Во многих городах России лента была снята с проката.
Публика тоже реагировала неоднозначно, что неудивительно, показанная в фильме история вряд ли может вызвать какие-то чувства, кроме отвращения. Балабанов о фильме «Груз 200» говорил: "Это же очень спорная с точки зрения нравственности картина... Да, это все на самом деле было.
А очень многие детали я почерпнул из личного опыта. Я был молодым, только из армии пришел. Но именно тогда я и мое поколение в целом почувствовали, что все скоро рухнет.
Вот этот момент я и хотел передать на экране - момент распада страны, духовного распада конкретных людей, таких вот, как главный герой, этот милиционер. Получилось жестко, но и время было таким". В последней своей картине 2012 года «Я тоже хочу» режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни.
Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли.
Два символа эпохи 90-х и 00-х оказываются на отшибе, забытые и ненужные, смытые потоком времени. Причём не только волею судьбы то есть какой- то там мистической колокольни , а с подачи самого художника — творца, понимающего, что старая культура не отпустит его и утянет вместе с собой.
Рассказываем, как съемки амбициозного фильма, который называли аналогом «Брата» для американской публики, обернулись полной катастрофой:.
Сын кинорежиссера Балабанова назвал причины переезда в США
Там Алексей сыграл умирающего режиссера, четко понимая, что его дни сочтены. Кармадонским ущельем Балабанова стала «Колокольня счастья». Эксперты выяснили причину смерти знаменитого режиссера Алексея Балабанова, скончавшегося накануне 18 мая в возрасте 54 лет. Там Алексей сыграл умирающего режиссера, четко понимая, что его дни сочтены. Кармадонским ущельем Балабанова стала «Колокольня счастья». Алексей Балабанов уже после выхода первых фильмов вписал свое имя в историю отечественного и мирового кино. За его работами пристально следил весь мир, но мало кто знал, какими картинами вдохновлялся сам режиссер. Как оказалось, Балабанов. Кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург).
Новый Крест Балабанова тут же становится кодом Петербурга. Как его найти
От переводчика до режиссёра. Алексей Балабанов родился в Екатеринбурге в семье сотрудника киностудии и медика. Всё про советского и российского режиссера Алексея Балабанова. Над могилой режиссера Балабанова встал гранитный крест и сразу появились дары. Умер режиссер Алексей Балабанов В поселке Солнечное под Санкт-Петербургом в возрасте 54 лет скончался культовый режиссер Алексей Балабанов. Об этом "Русской службе новостей" сообщил кинопродюссер Сергей Сельянов. Вдова режиссера Алексея Балабанова художница Надежда Васильева рассказала, что ее супруг мог умереть из-за резкого отказа от алкоголя и табака.
«Все лучшие люди уходят рано: вышел фильм Балабанова, в котором он предсказал свою смерть
Герман решил меня запустить [на «Ленфильме»], и я снял черно-белый фильм «Счастливые дни». Сценарий там был — это наполовину постановочное кино. Просто я их провоцировал — я их хорошо знал, мы жили фактически вместе. Это одна команда была. Я с музыкантами все время жил и про них фильмы снимал. В «Насте и Егоре» кадры из моих любительских фильмов есть. Там много постановочного.
Я моделировал ситуации, пространства. Баню, например. Я их знал. Я специально провокатора посадил, Олега Лаевского, который тоже мой друг был. Он завлит ТЮЗа, очень умный человек, он с ними беседовал, а они ему отвечали. А так… Все с концертами, все взрослые стали — нет потребности общаться.
Я из Англии пластинок навез. Стажировка была студенческая, студенческий семестр. В Манчестере. Это была шоковая терапия. Мы поехали с минчанами. С нами был гэбист, руководитель.
Уже там нам сказали, что минчане остаются в Лондоне, а горьковчане едут в Манчестер. Ну, этот кагэбист, он английский плохо знал, хотя нам представился как преподаватель одного из московских вузов. В общем, они остались в Лондоне, а нас одних — семь человек — отправили в Манчестер. Преподаватель, руководитель должен был в Лондоне остаться. Мы же строем ходили. У нас было семь инстанций отбора, для того чтобы поехать.
Каждого проверяли-перепроверяли. Комсомольские, партийные ячейки. И в Москве, и в ЦК партии нас даже проверяли. С каждым беседовали. Воспринималось это абсолютно как норма. Мы приехали туда, а там — хочешь ходи на занятия, хочешь не ходи.
Тебе интересно, ты учишься. Тебе неинтересно — ты не учишься. Вот и все. С нами беседовали как с равными. Нас приглашали преподаватели к себе домой, поили чаем, поили вином. У нас был преподаватель один, мистер Салмон, лосось такой, типичный англичанин, с длинным худым вытянутым лицом, нос крючком.
Он пришел в первый раз, снял пиджак, бросил на пол, положил ноги на стол и сказал: «Ну что парни, о чем поговорим? И вот он давал нам разные ситуации, мне было очень интересно, потому что он пьески разыгрывал. Надо было развивать ситуацию. Он часто бывал председателем [коллегии] присяжных в суде, поэтому давал нам сценки из зала суда. Я у него всегда был преступником. Он придумывал какую-то ситуацию, мы ее разыгрывали и где-то минут через двадцать входили в роль, а он сидел и хохотал.
Ему страшно нравилось. Он себя хлопал по коленке. Важно было, как ты обманешь, придумаешь, с адвокатом договоришься. Я узнал, что такое присяжные, никто у нас тогда не знал. Я много чего узнал. Главное, что нам потом две недели каникул устроили в Лондоне, и одного нашего товарища кагэбист в Гайд-парке поймал, одного.
По одному запрещалось ходить, мы про это забыли совсем, по одному ходили. Кто куда хотел, тот туда и ходил. А те — строем, минчане, по двое. Там такой скандал был страшный. К свободной жизни быстро привыкаешь. Нам 11 фунтов выдавали в неделю, плюс кормежка.
На карманные расходы, на пиво 11 фунтов в неделю хватало. Еще пластинки покупали, книжки. Я книжек много привез. Там сэкондхэндовские пластинки очень дешево стоили. Они очень хорошего качества были, по фунту, по полтора. Я в «Жмурках» часть снял.
После Англии, конечно, по-другому все стало. Во-первых, мы были очень популярные. Вокруг нас сразу народ собирался, разные рассказы, показывали вещи. Я сразу стал дискотеки со своими пластинками устраивать на девятом этаже. Диск-жокеем стал. Уже по-другому жизнь пошла.
Девушки, всякая легкость. Там интересно бывает иногда, если что-то делать. Мне люди неинтересны, с ними скучно. Я там интересных людей фактически не встречал. Девушка мне там одна понравилась, студентка. Но я ее, в общем, не заинтересовал.
Мы с ней походили по галереям картинным, поговорили про жизнь, пива выпили, и все. На Гарри Миллера южноафриканский джазовый музыкант. Там в пабах очень много музыки было, фактически бесплатно, за копейки, а некоторые просто так выступали. Алексей Балабанов — После института и армии вы поступили на Высшие курсы сценаристов и режиссеров? Я поступил во ВГИК на сценарный игровой, к одному придурку, забыл, как фамилия. Я написал рассказ «День рождения», привез ему, он прочитал… Герой там проснулся с похмелья, а у него на кухне вода разлилась холодная.
И у меня была фраза: «Вода обжигала ноги». Он мне говорит: «Вот по твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь, что вода обжигает ноги? Уехал с сессии и больше не приезжал. Чего у придурка учиться? Можно очень хорошие деньги на студии Горького заработать».
Я махнул рукой, и все. А потом уже мы с Сашей Ильинским поехали поступать [на курсы] — у меня товарищ такой был, мы ассистентами вместе бегали. Он к Гуревичу поступил, я к [Льву] Николаеву. Поступили оба. В общем, везде я был. На Севере, на Индигирке, я не говорю уже про Ледовитый океан.
И очень много [времени] на хронике провел, был специалистом по отбору. Много сидел в Белых Столбах. На научно-популярном кино работал. Примерно через год [курсов] Витя Косаковский — известный документальный режиссер, он таким косноязычным тогда казался, хотя и не был косноязычным на самом деле, просто артист хороший, парень непростой — встал и сказал, что мы на самом деле не хотим быть только сценаристами, а мы на самом деле хотим быть режиссерами и снимать фильмы по своим сценариям. Долго-долго это говорил, из себя выдавливал по капле. Эта была правда, потому что мы это обсуждали все время.
Но никто не решался сказать. А он взял и сказал. Мы все поддержали, конечно, Витю. Это он сделал режиссером меня, честно сказать, и себя тоже. И нам дали по 12 тысяч рублей. Даже по 12 с половиной, по-моему.
Но только семерым. А остальным сказали, что дадут на следующий год. И конечно, потом никому не дали. Мы сняли все по фильму документальному, это был очень успешный проект. Единственный, кто не снял, был Витя Косаковский, потому что он затянул все. В итоге он снял полнометражный фильм — еще денег выбил и снял фильм , который потом стал знаменитым.
Про ученых-философов. Первый его фильм. Хороший действительно фильм.
Клип по фильму А. Балабанова «Груз 200» Несмотря на спорные темы своих работ и неоднозначную реакцию критиков, многие из этих лент принесли своему создателю новые престижные номинации и кинопремии, в том числе «Кинотавр» и «Ника». Личная жизнь Алексея Балабанова Алексей был дважды женат. Со своей первой супругой Ириной он познакомился в Москве, когда приехал продолжать режиссерское образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Несмотря на рождение сына Фёдора, спустя два года Алексей и Ирина развелись.
В 1994 по другой информации в 1995 году у них родился сын Пётр. Алексей Балабанов с сыновьями Последние годы своей жизни режиссер провел в окружении своих близких. Рядом с ним была его жена — Надежда Васильева, а также сыновья. Алексей Балабанов и его взрослые сыновья Несмотря на экономическое образование, старший сын Фёдор интересовался работой своего отца. После его смерти оба сына изъявили желание закончить начатые проекты Алексея при помощи его коллег. Последние годы и смерть Алексея Балабанова В 2012 году Алексей Балабанов поставил фильм «Я тоже хочу», в котором под особым ракурсом рассматриваются вопросы жизни и смерти. В фильме режиссер намеренно не снял ни одного профессионального актера, а обратился за помощью к тем, кто прошел войну в Афганистане, а также к бывшим бандитам — по замыслу автора герои должны были играть самих себя. Найти своих и успокоиться» В кадре также появился сам мэтр умирающий в финале фильма и его младший сын Петр.
Некоторое время спустя стало известно, что у Алексея Октябриновича обнаружено онкологическое заболевание. Фильм «Я тоже хочу» стал последним в творческой биографии режиссера.
Лично мне кажется, что картина «Я тоже хочу» — покаяние Алексея Балабанова еще и за его пусть и очень хорошие, но все же жесткие и не всем понятные фильмы как «Груз 200», «Кочегар» и «Война». В отличие от этих картин «Я тоже хочу» — очень понятная история, персонажи которой ищут счастье. До съемок фильма мы с Алексеем Октябриновичем были знакомы, но шапочно, а после я вместе с актерами Александром Мосиным и Юрием Матвеевым часто бывал у него в гостях. Он много рассказывал о своих будущих фильмах, в которых всех нас снимет. В последний раз мы виделись на фестивале «Виват, кино России!
Его смерть стала для меня шоком. Я считаю, что он был великим режиссером, и таких больше не будет. Он как-то предложил мне оценить первые короткометражные фильмы перспективного режиссера, и мне они понравились. На первой встрече Алексей Балабанов создавал впечатление умного, сообразительного человека, который хорошо знает, что хочет, однако пока мало умеет. Как оказалось позже, первое впечатление было абсолютно правильным, единственное, с годами он научился снимать хорошее кино. Алексею Балабанову мои фильмы тоже, очевидно, понравились, потому что он пригласил меня снять его первый полнометражный фильм «Счастливые дни», после мы работали еще над семью картинами, две из которых, правда, не были закончены. В интернете можно найти информацию о том, что я якобы отказался снимать «Груз 200», поэтому мы поссорились, но это не так.
Я работал на другом проекте и просто не мог отвлечься. Единственный фильм Алексея Балабанова, который я отказался снимать, — «Замок» по одноименному роману Франца Кафки.
К этому времени он уже успел снять несколько картин, в которых снимались известные в городе рок-музыканты. Свою первую работу режиссер назвал «Раньше было другое время». В том же 1990-м Балабанов поселился в Санкт-Петербурге, и решил всерьез заняться большими проектами. В 1992 году Балабанов стал одним из создателей кинокомпании СТВ. Его партнером в этом деле был продюсер Сергей Сельянов. На этой киностудии впоследствии родились почти все проекты Балабанова. В 1991-м режиссер снял свою первую самостоятельную картину под названием «Счастливые дни». Роль главного героя он отдал Виктору Сухорукову.
Его персонаж мечется в Петербурге и пытается найти себе комнату, хотя совершенно ничего не помнит о себе. Картина вошла во внеконкурсную программу кинофестиваля в Каннах, и получила множество премий на родине. Именно в то время, в 1997-м, режиссер узнал, что такое настоящая слава и любовь зрителей. В этом году он выпустил свою известную картину «Брат», которая была награждена Гран-при на кинофестивале «Кинотавр». Потом к режиссеру пришло и международное признание. Свой следующий проект Алексей назвал «Про уродов и людей», и создавал он его не для широкого проката. Но вопреки всему картина получила «Нику», и звание культового проекта во всех постсоветских республиках. В самом начале нового века, в 2000-м году Балабанов снял вторую часть ленты «Брат». Режиссер дал ей название «Брат 2», и она стала своеобразным прощанием с иллюзиями тех лет. В 2002-м на экраны вышла еще одна лента режиссера Балабанова — «Война», из-за которой его обвинили в политической некорректности.
Сюжет переносит зрителя на Северный Кавказ, в разгар Второй чеченской войны. После этого режиссер принялся за съемки более легкого кино, и в 2005-м выпустил ленту «Жмурки», где с откровенной насмешкой выступает по поводу лихих 90-х. В следующем году Балабанов снял мелодраму «Мне не больно», в которой роль главной героини сыграла Рената Литвинова. Лента тоже была удостоена многочисленных отечественных наград и получила хорошие отзывы критиков.
Фильм «О живом Алеше» снимут в Петербурге в память о кинорежиссере Алексее Балабанове
Сейчас готовится ее презентация. Главной базой этого проекта стал Госфильмофонд, привлекший к его реализации партнеров из Москвы и Санкт-Петербурга. Первый фильм этого проекта - "Раньше было другое время" 1987 , - относящийся к свердловскому периоду творчества Балабанова, уже прошел оцифровку и сегодня будет показан в столичном кинотеатре "Ролан". По словам Сельянова, в стране проходят ретроспективы фильмов Балабанова. На студии "Ленфильм" открылась фотовыставка, посвященная первому профессиональному фильму Балабанова "Счастливые дни" по мотивам прозы ирландского абсурдиста Сэмюэля Беккета.
Проходил службу офицером-двухгодичником в Советской армии, летал в страны Африки и Азии. Работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров.
В большом кинематографе дебютировал в 1991 году, когда снял свой первый полнометражный фильм «Счастливые дни» — вольную экранизацию прозы Сэмюэля Беккета.
Балабанов срывался ночами бродить по Питеру или чаще — кататься на велосипеде, давал поводы для ревности и заставлял тревожиться о себе, но всегда был бесконечно любим Надей. Это были отличные времена: Балабанов на пике формы, рядом с ним лучший друг Серёжа Бодров, который параллельно открывает для себя телевидение и ведёт легендарную программу «Взгляд». Оба полны творческих планов. В машине находился и режиссёр с семьёй. В этот период Бодров приступил к съёмкам своего режиссёрского дебюта «Сёстры», а затем принял участие в революционном для России телепроекте «Последний герой».
С момента знакомства жизни Балабанова и Бодрова тесно переплелись и уже не расходились — в режиссёрскую профессию Бодров «влюбился», глядя на друга. Даже смерть Сергея Бодрова оказалась неотделима от Балабанова — именно Алексей Октябринович показал Бодрову горы Кавказа и отправил с ним почти всю свою съёмочную группу, вместе с которой в 2002-м году тот погиб под лавиной в Кармадонском ущелье во время съёмок своего второго фильма «Связной». Гибель Бодрова разделила жизнь и творчество Балабанова на «до» и «после».
Последним фильмом Алексея Балабанова стала притчевая драма "Я тоже хочу" 2012. Режиссер являлся автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов. Кончина Алексей Балабанов скончался 18 мая 2013 г. Солнечное Санкт-Петербург на 55-м году жизни. Похоронен на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга. Память В 2015, 2017 и 2022 гг.
В 2016 г. Екатеринбурга, где учился Алексей Балабанов, была открыта памятная доска. В 2021 г. С октября 2022 г. Ее посетили 205 тыс. Жизни и творчеству режиссера посвящены сборник "Балабанов" 2013, автор-составитель Мария Кувшинова , книга "Алексей Балабанов. Встать за брата... Предать брата...
На «Ленфильме» впервые показали последнее интервью режиссера Балабанова
Режиссер Алексей Балабанов родился 65 лет назад. Режиссер, сценарист, продюсер Алексей Балабанов | Фото: У Балабанова были свои методы работы с актерами и особенный подход к съемкам. Это из встречи Алексея Балабанова со зрителями после показа последнего фильма режиссера «Я тоже хочу». Своего рода ремейк «Сталкера», кинозавещание Балабанова рассказывало о людях, которые пытаются сквозь снег и холод пробраться к Колокольне Счастья. Алексей Октябринович Балабанов — советский и российский кинорежиссер, создатель ставших культовыми фильмов «Брат» и «Брат 2». А также «Война», «Жмурки», «Мне не больно», «Груз 200», «Про уродов и людей» и других. Кинорежиссер Алексей Балабанов, чьи киноленты запомнились зрителям яркими характерами и судьбами, уже после своего ухода сам станет героем документального фильма "О живом Алеше". Над картиной работает режиссер и киновед Любовь Аркус.
Звезды в тренде
- Незавершённые проекты Алексея Балабанова: dubikvit — LiveJournal
- Сыграл в свою смерть. Как жил и во что верил Алексей Балабанов | Аргументы и Факты
- На «Ленфильме» впервые показали последнее интервью режиссера Балабанова
- «Он меня обнулил»: Чадов, Кватания и другие режиссеры — о наследии Балабанова
- На «Ленфильме» впервые показали последнее интервью режиссера Балабанова | Телеканал Санкт-Петербург
- Звезды в тренде
Балабанов — жив
От переводчика до режиссёра. Алексей Балабанов родился в Екатеринбурге в семье сотрудника киностудии и медика. Алексей Балабанов интервью практически не дает. В трагедии в Кармадонском ущелье Алексей Балабанов потерял двух самых близких – Сергея Бодрова и своего монтажера Марину Лепарти. Камни и лед уничтожили десятки людей и разделили творческую жизнь режиссера на "до" и "после".