На заседании ЦК ПСР, состоявшемся 3 января 1918 г., было отвергнуто, «как несвоевременное и ненадежное деяние», вооруженное выступление в день открытия Учредительного собрания, предлагавшееся военной комиссией партии. 28 (15) января 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР издал декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
ЗАЧЕМ БОЛЬШЕВИКИ УКРАЛИ ВРЕМЯ?
ЗАЧЕМ БОЛЬШЕВИКИ УКРАЛИ ВРЕМЯ?: rus_vopros — LiveJournal | вооружённое выступление рабочих и солдат Феодосии - привело к установлению в городе Сов. власти. |
Декрет СНК РСФСР от 15.01.1918 О Рабоче-Крестьянской Красной армии — Викитека | Утром 15 января «Румыния» открыла по Евпатории стрельбу, которая продолжалась минут сорок. |
93-я годовщина Январского восстания 1918 года в Киеве | 15 Января 1918 был на удивление насыщенным днем с точки зрения событий. |
Киев. 93 годовщина Январского восстания 1918 года | Уже 15 января 1918 г. была организована новая революционная Красная армия, 19 января 1918 г. — Красный флот (РККА и РККФ). |
Первые преобразования большевиков
Американские фирмы получили разрешение от правительства Колчака совершать торговые операции в обмен на кредиты. Только одна компания отправила из Владивостока в США 15,7 тысячи пудов шерсти, 20,5 тысячи овечьих шкур, 10,2 тысячи крупных сухих кож. После поражения колчаковских войск иностранная интервенция в России потеряла смысл. За 19 месяцев пребывания в стране американский контингент на Дальнем Востоке потерял убитыми почти 200 солдат и офицеров. К зиме 1920 года все американские войска покинули Сибирь. Текст: Дарья Денисова При подготовке использовались материалы: 1. Кунина А. Об агрессии американских империалистов против Советской России в 1918—1920 годах.
Есть отдельные должности наркомов по военным и морским делам, чего также не встретишь в современной России, где единому Министерству обороны поручены функции по развитию всех видов Вооружённых сил. В целом же можно говорить о декрете «О РККА», как простом, понятном и своевременном документе, отражавшем реалии Гражданской войны и, в историческом масштабе, положившем начало той самой армии, которая победит Третий рейх и «…от тайги до Британских морей, Красная армия всех сильней». Познакомиться с историческим периодом с 1917 по 1922 гг.
For example, the denomination and country name must be preserved on postage stamps. See respective license tags.
Это был последний военный успех Рады зимой 1918 г. В конце января Антонов-Овсеенко докладывал об успехаха своих войск: Подписание мирного договора между УНР и Центральными державами 27 января 9 февраля 1918 года «Во всем Крыму контрреволюционные татарские войска разбиты. В Одессе восторжествовала Красная гвардия. Киевская Центральная рада стерта с лица земли». Если это было преувеличение, то небольшое. Уже 8 февраля украинские большевики взяли Киев. Рада бежала в Житомир. Это был центр Волынской губернии, перед войной в нем жило 91,5 тыс. Губерния была преимущественно крестьянской, малороссийской самые крупные группы — 2,7 млн украинцев и 0,55 млн евреев , рабочих центров не было. Рада явно надеялась чувствовать себя тут уверенней, чем в Киеве с его почти миллионным многонациональным населением и с большим процентом рабочих и ремесленников. Оттуда бежавшее правительство, которое почти ничего уже не контролировало, направило свою делегацию в Брест. Но уже 12 февраля советское правительство Украины переехало в Киев из Харькова. Новая власть начала зачистку Киева от контрреволюционных элементов, т. Ситуация была сложной. С одной стороны, Украина юридически все еще была автономией в составе России и в её столице находились сторонники советской власти. С другой — Берлину и Вене нужна была свобода рук в этом регионе. Союзникам срочно нужен был источник поставок продовольствия, в Австро-Венгрии начинались голодные бунты. Представители пустого места — т. Доклад штаба германского Восточного фронта так описывал обстановку: «Однако в Житомире отказались принять Раду, и члены её разъехались в разные стороны. В отдельных местностях некоторые украинские части еще держались, но они не поддерживали связи друг с другом, и можно сказать, что Рада к моменту подписания мирного договора фактически не имела ни власти, ни сторонников в стране». Украинские войска, верные Центральной раде, выступают из Киева для борьбы с большевиками. Зима 1917—1918 годов Именно поэтому германо-австрийская дипломатия поддержала появление в Бресте делегации Центральной Рады и требования украинских националистов, которые росли по мере того, они чувствовали эту поддержку.
Как и когда Красная армия стала "всех сильней" и другие интересные подробности истории РККА
Правда, Лаврентий старался уверить, что, подписывая воззвание, он его не читал. Когда же этому уверению следственная комиссия не придала значения, совершенно не допуская мысли, что епископ, председатель собрания целой епархии, подписывая столь важный политический документ, как воззвание к народу, с призывом «облечься во всеоружие и выступить против революции, захватившей синодские капиталы», — подписал, не ознакомившись с его содержанием. Понял наивность своей реабилитации таким путем и сам Лаврентий и при дальнейших опросах дал объяснение в том смысле, что воззвание имело ввиду дать характер братского призыва и редакция принадлежит не ему, а секретарю собрания Юманову. Готовое воззвание, пояснял Лаврентий, было лишь дано мне и протоиерею Порфирьеву на подпись. Соответствовали ли слова воззвания моменту, переживаемому Советской Республикой, в том я себе ясного отчета не давал. Объясняется это тем, что я за множеством дел не мог вникнуть в сущность каждой буквы этого воззвания. Но можно ли верить такому наивному объяснению? Возбуждать народ к восстанию в тот момент, когда гул чехословацких и белогвардейских орудий доносился и до Нижнего, когда ярославские попы и монахи, «облеченные» пулеметами и винтовками, обсыпали пулями защитников народной свободы 417 , когда всюду кипела напряженная работа, когда крестьянские массы были на распутье под влиянием провокации кулаков и интеллигенции! Ясно, что переживаемый Советской Республикой момент был учтен творцами воззвания.
То обстоятельство, что воззвание было выпущено в столь тяжелый критический момент, еще больше, еще сильнее отягощает вину как Лаврентия, так и Порфирьева, потому что их имя благодаря высокому положению в сфере верующей народной темной массы, бесспорно могло бы иметь большое влияние. И это уже сказалось в городе Балахне, где под влиянием воззвания, подписанного епископом, вспыхнул было бунт на религиозной почве. Местное духовенство, опираясь на воззвание своего епископа, созвали народ набатным звоном и убеждали его отстаивать права церкви, не подчиняясь Декрету об отделении ее от государства. Подстрекаемая попом толпа, главным образом женщины, стала кричать и о разгроме Советов. Только благодаря своевременно подоспевшему отряду милиции и местного гарнизона загоравшийся бунт быстро ликвидировали. Вот конкретный факт результата воззвания, и таких было еще несколько в других местах губернии. Делопроизводитель 418 ГА РФ. Этот декрет был необходим, чтобы прекратить всякие гонения за веру и всякие стеснения в целях веры.
Каждый может верить, как хочет, и никого нельзя заставить приносить жертвы в пользу той веры, которую он не считает правильной. Нельзя принуждать христианина жертвовать на мечеть или синагогу, но нельзя также принуждать иноверца жертвовать на христианский храм. При взыскании налогов не спрашивают, кто чему верит. Поэтому и расходование налогов не может идти на дела веры. В делах общественных и государственных участвуют люди всякой веры, поэтому нельзя сопровождать эти дела религиозными обрядами и церемониями. В школах учатся дети всякой веры на средства, получаемые от людей всякой веры. Поэтому в школах не место для обучения религии. Это обучение может производиться особо.
Записи о браке и разводе, о рождении и смерти имеют юридическое значение для всякого общества и должны производиться в гражданских учреждениях, но, конечно, религиозным обществам не запрещается вести свои записи лиц, принадлежащих к этим обществам. Однако, эти записи не могут быть ни для кого обязательными. Поэтому, между прочим, в городах и селах должны быть немедленно отведены места под кладбища для лиц, не принадлежащих ни к какому религиозному обществу гражданские кладбища. Конечно, похороны на церковных кладбищах не могут быть запрещены, но они не обязательны ни для кого. Далее в декрете указано, что никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, и все их имущество объявляется народным достоянием. Ведь эти имущества образовались тогда, когда не было свободы веры, и многие неверующие или иноверцы понуждались жертвовать на дело чужой веры. Особенно на православную церковь было много таких принудительных сборов и пособий от казны, городских, земских и сельских учреждений. При церквах образовались большие капиталистические имущества.
Духовенство превратилось в помещиков, домовладельцев и капиталистов, эксплуатирующих трудовой народ. Революция уничтожает всякую эксплуатацию человека человеком, хотя бы эксплуататор ходил в церковном одеянии. Революция вернула землю от помещиков к народу. Должна отойти к народу и земля от церковных помещиков — от церквей, монастырей, архиерейских домов и т. В пользовании церквей могут остаться только те земельные участки, которые необходимы для религиозной цели земля под церковью, под часовней и т. Вся прочая земля возвращается сельским и городским обществам. И Советы депутатов должны немедленно изъять из церковного пользования те участки земли, которые служат для извлечения дохода. Участки же под церковным двором могут оставаться в пользовании церкви, но с тем, чтобы они не застраивались и были открыты для общего пользования например, для детских игр, для гулянья или отдыха и т.
Принадлежащие церкви и монастырям всех вероисповеданий дома и лавки, построенные для извлечения доходов, немедленно со всеми доходами переходят в распоряжение Советов. Монастырские жилые помещения приспособить для увечных, стариков и т. Что же касается домов, в которых живут только лица, служащие при церкви, то их можно оставить в пользовании этих лиц и даже первое время бесплатно, так как квартирная плата за них может не окупить хлопот. Здания специально богослужебные церкви, часовни и т. Что касается движимости, предназначенной специально для богослужебных целей, то здесь задачей Советов является только приведение их в известность, чтобы не было расхищения. Для этого и нет надобности являться в церковь и производить опись в натуре, а нужно только обратиться к причту или к приходу с приглашением прислать подписанный ответственными лицами реестр движимого имущества, и в самом письменном обращении нужно указать, что реестр требуется не для отобрания вещей, а только для предохранения их от расхищения и что по получении реестра немедленно последует постановление об оставлении этих вещей в пользовании прихода. Весьма вероятно, что духовенство, объявившее теперь войну Советской власти, не пришлет реестра. В таком случае можно поступать смотря по обстоятельствам, но осторожно, чтобы не дать духовенству повода разжигать религиозный фанатизм.
Отбирать золото и драгоценности для хранения в Государственном банке только в самых крайних случаях например, если большинство монахов разбежалось и т. Эти драгоценности часто имеют больше историческую и художественную ценность, чем стоимость по количеству металла, и казне от них будет мало пользы. Вообще же при приведении в исполнение Декрета о свободе совести нужно постоянно иметь в виду как руководящие принципы: 1 не оскорблять религиозного чувства верующих, памятуя, что каждый гражданин свободен в делах веры; 2 подчеркивать, что фактическому отобранию подлежат только те имущества, которые служат не для религиозных целей, а для капиталистической эксплуатации и 3 обращать эти имущества по возможности непосредственно на благотворительные надобности, чтобы польза от этого была всякому видна сразу. Помета: Проект инструкции о свободе совести, присланный Комис[сариатом] внутр[енних] дел. Под действие Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви Собр. Отдельным членам этих обществ предоставляется устраивать только складчины на приобретение для религиозных целей имущества и на удовлетворение других религиозных потребностей. Благотворительные, просветительные и иные им подобные общества, указанные в п. Об имуществах, предназначенных для совершения религиозных обрядов 4.
Имущества, которые ко времени издания Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви находились в ведении Ведомства православного исповедания и других вероисповедных учреждений и обществ согласно декрету переходят в непосредственное заведывание местных Советов рабочих и крестьянских депутатов на основаниях, изложенных в нижеследующих статьях. Местный Совет рабочих и крестьянских депутатов обязывает представителей бывших ведомств или лиц соответствующего вероисповедания, в чьем фактическом обладании находится храм и прочее богослужебное имущество, представить в трех экземплярах инвентарную опись имущества, специально предназначенного для богослужебных и обрядовых целей. По этой описи Совет рабочих и крестьянских депутатов принимает имущество от представителей соответствующего религиозного культа и вместе с описью передает его в бесплатное пользование всем тем местным жителям соответствующей религии, которые желают взять в пользование имущество; второй экземпляр описи с распискою на нем получателей Совет рабочих и крестьянских депутатов хранит у себя, а третий пересылает в Народный комиссариат просвещения. Необходимое число местных жителей, получающих в пользование богослужебное имущество, определяется местным Советом рабочих и крестьянских депутатов, но не может быть менее 20 чел. В случае отказа со стороны представителей бывшего ведомства, либо тех лиц, в чьем фактическом обладании находится вероисповедное имущество, представить опись, указанную в ст. Принявшие имущество в пользование обязуются: 1 хранить и беречь его, как доверенное им народное состояние, II производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как то: по отоплению, страхованию, охранению, оплате долгов, местных сборов и пр. Храмы и молитвенные дома, имеющие историческое, художественное и археологическое значение, передаются с соблюдением особой инструкции, выработанной музейным отделом Народного комиссариата просвещения. Все местные жители соответствующей религии имеют право подписать соглашение, указанное в ст.
В случае, если не окажется желающих взять на вышеозначенных условиях в свое ведение богослужебное имущество, местный Совет рабочих и крестьянских депутатов троекратно публикует о сем в местных газетах и вывешивает соответствующее объявление на дверях молитвенных зданий храмов. Если по прошествии недели со времени последней публикации не поступит заявлений о желании взять на указанных основаниях имущество, местный Совет рабочих и крестьянских депутатов сообщает о сем Народному комиссариату просвещения. В своем сообщении Совет рабочих и крестьянских депутатов указывает время постройки молитвенного дома, его ценностей в хозяйственном, историческом и художественном отношениях, цели, для которых предполагается использовать здание, и иные свои соображения по этому поводу. По получении от Народного комиссариата просвещения ответа Совет рабочих и крестьянских депутатов приводит в исполнение предложения Народного комиссариата просвещения, а в случае отсутствия таковых, свои по этому поводу предположения. Находящиеся в вышеуказанных, не использованных для религиозных целей зданиях предметы, так называемые священные, могут быть переданы или группе лиц соответствующего вероисповедания на основаниях, указанных в ст. Сооружение новых храмов и молитвенных домов допускается беспрепятственно с соблюдением общих для возведения сооружений техническо-строительных правил. Смета и план строения утверждаются архитектурной комиссией местного Совета рабочих и крестьянских депутатов. Окончание постройки гарантируется строителями внесением в депозит Государственного казначейства известной устанавливаемой Советом рабочих и крестьянских депутатов суммы, выдаваемой на производство постройки по мере надобности.
Передача в пользование построенного храма совершается в порядке ст. О прочих имуществах 16. Не предназначенные специально для богослужебных целей имущества церковных и религиозных обществ, а также бывших вероисповедных ведомств, как то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы и все вообще доходные имущества, в чем бы они ни заключались, не взятые до настоящего времени в ведение советских установлений, незамедлительно отбираются от означенных обществ и бывших ведомств. Местные Советы рабочих и крестьянских депутатов предъявляют требование к представителям бывших вероисповедных ведомств и отделениям Народного банка, сберегательным кассам и лицам, в чьем фактическом обладании находится подлежащее национализации имущество, о сообщении ими под страхом уголовной ответственности в двухнедельный срок сведений обо всех принадлежащих местным вероисповедным организациям, либо бывшим ведомствам имуществах. Полученные сведения подлежат фактической проверке уполномоченными на то Советом рабочих и крестьянских депутатов лицами, и о результатах проверки составляется протокол, который приобщается вместе с описью к особому делу об имуществах бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ. К этому же делу надлежит приобщить все относящиеся к этим имуществам бумаги и документы. Копию описи, представленной Совету рабочих и крестьянских депутатов и фактически проверенной им, Совет рабочих и крестьянских депутатов препровождает в народные комиссариаты просвещения и государственного контроля. Обнаруженные наличные капиталы бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ, каких бы наименований эти капиталы ни были и где бы они ни находились, должны быть приняты Советами рабочих и крестьянских депутатов в двухнедельный срок.
Местный Совет рабочих и крестьянских депутатов, в случае нужды, по своему усмотрению может оставить в распоряжении группы лиц, заключившей соглашение, указанное в ст. Капиталы бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ, находящиеся у частных лиц или организаций, подлежат истребованию от них в двухнедельный срок. Держатели вышеуказанных капиталов, но не исполнившие требования о передаче в срок находящихся у них означенных капиталов, подлежат уголовной и гражданской ответственности, как за их растрату.
Государства, присоединившиеся к Антанте в годы Первой мировой войны, договорились в конце 1917-го о разделе сфер влияния в революционной России. В январе 1918-го в порт Владивостока вошли японские корабли, в марте — американский крейсер. На этом фоне официальный Вашингтон заявил о разрыве дипломатических отношений с Россией.
В городе было большое число пленных немцев, австрийцев, поляков, венгров и прочих европейцев. Собственно, они и стали основой Красной армии. В этом наш город был не уникален. Например, основу знаменитой дивизии Василия Ивановича Чапаева составлял интернациональный полк, а полководческая звезда Михаила Тухачевского взошла благодаря умелым действиям красноармейцев — китайцев.
Основные положения декрета предварялись следующей преамбулой «Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе». Разбирая данный текст по тезисам, можно прийти к любопытным выводам. Красная армия в перспективе должна быть не постоянной, а «народно вооружённой», что говорит о замене профессиональных Вооружённых сил воинскими формированиями милиционного типа.
Как и когда Красная армия стала "всех сильней" и другие интересные подробности истории РККА
Советская власть была установлена в большинстве районов России очень быстро и мирным путем. Октябрьская революция особо не нуждалась в насилии по той простой причине, что на ее стороне был огромный перевес сил. Этот огромный перевес сил придал революции подлинно триумфальный характер и исключительный динамизм. Всего за 4 месяца Октябрь победоносно прошествовал из края в край огромной страны. В этой связи напомним, что для победы буржуазных Великой французской революции потребовалось 4 года 1789-1793 , а американской — более 6 лет 1776-1783. Октябрь прошествовал по России триумфально и почти бескровно. Вот бесстрастные данные на этот счет: из почти 100 губернских и других наиболее крупных центров, включая Петроград и Москву, только в 16 вопрос о власти был решен вооруженным путем, причем в скоротечной борьбе 1-2 дня , в остальных — мирно. Наиболее ожесточенное сопротивление контрреволюция оказала в Москве, но тоже обожглась. Бессилие противников Советской власти особенно ярко показал бесславный финал сопротивления главного антисоветского очага на Дону.
Его предводитель атаман А. Каледин, убедившись в безнадежности остановить революцию, заявил на заседании своего правительства: «Положение наше безнадежно. Население не только нас не поддерживает, но настроено к нам враждебно. Сил у нас нет, и сопротивление бесполезно». Он сложил с себя полномочия войскового атамана и в тот же день, 29 января 1918 г. Тем самым на планах внутренней контрреволюции — перечеркнуть Октябрь — была поставлена многозначительная точка. К весне 1918 г. Многие в стане противников большевиков понимали, что придется поплатиться национальным суверенитетом.
Но они шли на предательство сознательно.
Ему и принадлежит основная заслуга в разгроме войск Колчака и ликвидации колчаковщины. Путём проведения целого ряда успешных наступательных операций войска Восточного фронта под его командованием нанесли поражение армиям Колчака, расчленили колчаковский фронт на две изолированные друг от друга группировки и, ведя фронтальное и параллельное преследование отходящих белых войск, завершили разгром противника, освободив Урал и Западную Сибирь.
Пока основные усилия Красной Армии были сосредоточены на востоке против войск Колчака, армиям Деникина удалось прорвать Южный фронт и значительно продвинуться в глубь территории Советской России. Войска Деникина захватили Харьков, Курск, Воронеж, Орёл, уже был подготовлен белый конь для торжественного въезда генерала Деникина в Москву. В июле 1919 года войска Южного фронта возглавил Владимир Николаевич Егорьев, в старой русской армии — командир корпуса, генерал-лейтенант.
Войска фронта под его командованием остановили наступление деникинских армий, нанесли им ряд поражений и перешли в контрнаступление. В ноябре 1919 года, с подходом резервов с востока, был образован Юго-Восточный фронт, командующим которым был назначен Василий Иванович Шорин, в старой русской армии — командир полка, полковник. Южный фронт возглавил Александр Ильич Егоров, в старой русской армии — командир полка, полковник.
Разгром войск Деникина было спланировано осуществить в три этапа. При этом главный удар наносился встык Добровольческой и Донской армий, в общем направлении на Харьков, Донбасс, Ростов. Осуществляя этот план, войска Южного фронта путём трёх последовательно проводимых наступательных операций разгромили главные силы Добровольческой армии, а войска Юго-Восточного фронта нанесли поражение двум корпусам Донской армии.
Попытки Деникина путём ввода крупных резервов добиться перелома в борьбе были сорваны. На втором этапе войска Южного фронта в Донбасской и Павлоградской наступательных операциях, а войска Юго-Восточного фронта — в Богучаро-Лихайской и Царицынской наступательных операциях нанесли поражение деникинским войскам, освободили Донбасс, часть Правобережной Украины и Царицын и отбросили войска противника в Северную Таврию и донские степи. На третьем этапе войска фронтов завершили разгром противника, остатки белых армий отошли на Северный Кавказ, где были значительно пополнены за счёт мобилизации казачьего населения.
В дальнейшем Юго-Восточный фронт, переименованный в Кавказский, путём проведения наступательной операции расчленил деникинский фронт и разгромил белогвардейские армии по частям. Избежавшие разгрома белогвардейцы на судах интервентов были переправлены в Крым. Наступлению Кавказского фронта предшествовало Егорлыкское, крупнейшее за годы Гражданской войны, встречное кавалерийское сражение, в котором Первая Конная армия и ударная группа 10-й армии разгромили 2-й, 3-й, 4-й Донские, Добровольческий Кубанский конные корпуса и несколько отдельных кавалерийских бригад противника.
Была разбита главная ударная сила белых — белоказачья конница. ПОМИМО разгрома главных группировок на востоке и юге страны в 1919 году, войска Красной Армии остановили наступление армии Юденича на Петроград, а затем в ноябре того же года силами 7-й армии под командованием Сергея Дмитриевича Харламова, в старой русской армии — командира полка, полковника, разгромили её. Остатки белогвардейцев бежали в Эстонию.
Войска Северного фронта под командованием Дмитрия Николаевича Надёжного, в старой русской армии — командира корпуса, генерал-лейтенанта, разгромили белогвардейцев генерала Миллера и вышвырнули интервентов с Русского Севера. В начале 1920 года Антанта организовала новый поход против Советской республики. На этот раз ударной силой выступили вооружённая до зубов армия панской Польши и белогвардейские войска барона Врангеля, засевшие в Крыму.
Для борьбы с польскими интервентами было создано два фронта — Западный, под командованием Владимира Михайловича Гиттиса, в старой русской армии — командира полка, полковника, и Юго-Западный, под командованием А. Егорова, которые в начале польской кампании действовали вполне успешно. В ходе боевых действий, по настоянию Л.
Троцкого, В. Гиттис был смещён с поста командующего Западным фронтом, а его место занял 27-летний М. Тухачевский, в старой русской армии — поручик, который в первые месяцы мировой войны попал в плен и был освобождён только в 1918 году после капитуляции Германии.
Выполняя авантюрную задачу Л. Троцкого — «Даёшь Варшаву! Тухачевского, войска Западного фронта, развивая стремительное наступление, оголяя фланги, оторвались от тыловых баз снабжения и оказались под Варшавой без боеприпасов, без продовольствия и без управления.
Командный пункт фронта во главе с М. Тухачевским оставался в Минске.
Кузнецова в качестве делегата для переговоров с СНК 31 марта 1918 г. Малыгиным и А. Июдиным и тремя представителями от приходов г. Москвы войти в переговоры с Советом народных комиссаров по делам, касающимся Православной Церкви 362. Председательствующий Митрополит Арсении Помета: Выдан 15 28 мая 1918 г. Сообщение прихожан храма Преображения Господня с. Спаса Нерехтского уезда Костромской губ. Ленину о неприемлемости Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви 15 марта 1918 г.
Телеграмма Обсудив Декрет об отделении церкви от государства на приходском собрании, постановили единогласно выразить декрету порицание, к руководству его не принимать. Все прихожане села Спасского Нерехтского уезда Костромской губернии. Сычевке Смоленской губ. Март 1918 г. Цель этого крестного хода была — выражение протеста против Декрета об отделении церкви от государства. Перед молебном протоиереем Соколовым было прочитано воззвание патриарха Тихона 367. Однако создать что-либо грандиозное не удалось. Во-первых, потому, что большая часть граждан города не знала об устройстве хода, не будучи извещена об этом заранее, и пошли на площадь только те, которые были в храмах. Во-вторых, по мере приближения к площади толпа таяла, так как у всех в памяти был гжатский крестный ход в г. Гжатске Смол[енской] губ.
Организаторы этого хода: протоиереи Иван Соколов и Петр Смирягин впоследствии были арестованы, и первый просидел в тюрьме 6 недель, а второй — 10 дней. В настоящее время нынешняя власть, исходя из иного принципа, устанавливающего полное отделение Церкви от государства, издала декрет, названный Декретом о свободе совести. Но даже стоя на таком принципе, Совет народных комиссаров в целом ряде статей декрета резко нарушает и свободу совести, и внутреннюю свободу Церкви: 1. Когда запрещается безусловно преподавание Закона Божия не только в государственных, но и в общественных и даже в частных учебных заведениях, вопреки желанию родителей, принимающих оплату труда законоучителя на свой счет, есть несомненный факт насилия над частными лицами и, в сущности, над самим народом и полное нарушение свободы совести граждан, а воспрещение преподавания Закона Божия в школах церковных, готовящих будущих пастырей Церкви, есть уже явное гонение на Церковь. Исходя из понятия о государстве безрелигиозном, декрет мог бы лишь ограничиться прекращением отпуска государственных средств на вознаграждение законоучителей и требованием, чтобы Закон Божий в школах общеобразовательных, не специально-церковных, не преподавался принудительно. Конечно, и такой порядок, мы говорим это с полной уверенностью, не обеспечивал бы еще школе того характера, который соответствует взгляду громадной части православного русского народа, но, по крайней мере, порядок этот не был бы явным нарушением принципа свободы совести. Религия есть, конечно, область духа, но Церковь на земле не может быть без известных вещественных форм, и потому она необходимо должна располагать правом иметь движимое и недвижимое имущество и пользоваться всеми правами юридического лица. Приравнивая Церковь ко всяким частным обществам и союзам, декрет в то же время запрещает ей получать пособия не только от государства, но даже и от местных автономных и самоуправляющихся установлений, и лишает ее и церковные и религиозные общества права юридического лица. Здесь опять несомненный акт насилия над свободой совести и явное умаление прав Церкви, признаваемой народными комиссарами свободной. Если местное учреждение автономно и способно самоуправляться, неужели можно назвать иначе, как насилием над свободой совести народа, воспрещение такому учреждению давать субсидию Церкви и ее установлениям; а лишая церковные и религиозные учреждения права иметь, приобретать и отчуждать собственность, разве декрет не открывает прямого гонения на Церковь , унижая ее по сравнению со всяким, иной раз даже маловажным частным обществом и союзом.
Итак, даже стоя на основе полного отделения Церкви от государства, декрет должен бы признать за Церковью и ее учреждениями все права юридического лица, а все церковные имущества и капиталы должны оставаться неприкосновенными в распоряжении Церкви и ее установлений, т. Это тем более справедливо, что церковные имущества создавались, главным образом, самим народом, который нес свою посильную жертву именно Церкви, на ее нужды, в ее непосредственное ведение и распоряжение. Приход есть союз церковный, и смысл такого союза в единении православных прихожан именно вокруг своего храма; но если даже держаться иной точки зрения, то приход как всякое частное общество не может не пользоваться правом юридического лица. Независимо от этих общих соображений, мы считаем необходимым остановиться отдельно на некоторых наиболее важных для Церкви и верующего народа действиях и распоряжениях власти в настоящее время: 1 почти пять месяцев православные москвичи и все приезжающие в Москву лишены возможности удовлетворять свое религиозное чувство посещением Московского Кремля с его чтимыми храмами и Святынями. Такое стеснение свободы православного народа вызывает большое недовольство, которое растет и ширится. Это народное чувство, несомненно, примет еще более определенное и, может быть, даже резкое выражение, если в дни Страстной и Пасхальной недели, когда обычно кремлевские храмы бывают переполнены народом, доступ в них будет стеснен. Созданные и хранимые до сих пор верующим чувством православных русских людей эти Святыни должны остаться в полном их распоряжении. Возникшее в 1917 г. Православное братство ревнителей Святынь Московского Кремля сумеет, конечно, при справедливом к нему отношении государства, совместно с братствами отдельных соборов охранить их и как чтимую народом Святыню, и как ценный исторический памятник. Если Совет народных комиссаров действительно желает, не посягая на народную совесть, обеспечить Церкви ее внутреннюю свободу и тем дать ей возможность выполнения ее задач, то он должен немедленно успокоить религиозное чувство православного русского народа, удовлетворив вышеизложенные требования, нами от его имени заявленные.
Члены Священного Собора: А. Самарин, Н. Малыгин, А. Июдин, Н. Кузнецов Представители приходов: С. Ковалев, С. Менее, М. Корякин Помета: Передано в Совет народных комиссаров 6 19 апреля 1918 г. Член Собора А. Определение Священного Собора о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь 18 апреля 1918 г.
Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и о скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках. Совершить торжественные моления: а поминальное об упокоении со святыми усопших и б благодарственное о спасении оставшихся в живых. Примечание: таковые моления совершены соборным служением: заупокойное в храме духовной семинарии 31 марта и молебное в храме Христа Спасителя 1 апреля. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером. Устроить в Радоницу во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти. Преподать благословение от Священного Собора всем исповедникам. Обратиться к Святейшему Патриарху с просьбою о выдаче благословенных патриарших грамот пострадавшим за Веру и Церковь. Напечатать и раздать членам Священного Собора к их отъезду из Москвы краткое сообщение о пострадавших в нынешние дни гонений за Православную Веру и Церковь для распространения среди православного народа. Просить Святейшего Патриарха, чтобы, в случаях ареста гонимых за Веру и Церковь , и впредь, согласно уже применяемому ныне порядку, Его Святейшеством были делаемы непосредственные сношения с местными властями об освобождении арестованных и одновременно о сделанных сношениях были извещаемы местные епархиальные архиереи. Поручить Высшему церковному управлению сообщать сведения и оповещать православное население посредством печатных изданий и живого слова о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками православной Веры.
Издать отдельной брошюрой соборное определение о правовом положении Церкви в государстве с необходимыми разъяснениями для широкого распространения среди населения правильных понятий о взаимоотношениях Церкви и государства, особенно необходимых и переживаемое смутное время враждебных Церкви течений. Принять меры к возвращению всех отобранных имуществ церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий. Призвать от имени Собора приходские и епархиальные организации к защите гонимых и освобождению заключенных за Веру и Церковь и к принятию мер для возвращения отобранного имущества церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий. Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. Поручить Высшему церковному управлению изыскать способы к оказанию материальной помоши пострадавшим от гонений и их семьям. Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий Духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наемным трудом. От имени Священного Собора оповестить особым постановлением, что Священный Собор Православной Российской Церкви, возглавляемый Святейшим Патриархом и Преосвященными иерархами, состоящий из избранников всего православного народа, в том числе и крестьян, есть единственный законный высший распорядитель церковных дел, охранитель храмов Божиих, святых обителей и всего церковного имущества, которое веками составлялось главным образом из добровольных приношений верующих людей и является Божиим достоянием. Никто, кроме Священного Собора и уполномоченной им церковной власти, не имеет права распоряжаться церковными делами и церковным имуществом, а тем более такого права не имеют люди, не исповедающие даже христианской веры или же открыто заявляющие себя неверующими в Бога 371. Деяния Священного Собора... Рейснера и сотрудника отдела А.
Евтихиева к проекту Инструкции по применению декрета об отделении церкви от государства, посланное ряду членов Коллегии комиссариата 19 апреля 1918 г. При сем препровождается для сведения проект Инструкции совдепам, который, по рассмотрении его междуведомственным совещанием, направляется в Комиссию по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства 372. Проект Инструкции по применению декрета об отделении церкви от государства] 374 Под действие Декрета 23 января 1918 г. Общества, которые для достижения своих целей претендуют на установление сношений с божеством 375 или вообще 376 сверхестественными силами и в этих видах пользуются особыми 377 обрядами, которые 378 называются богослужениями 379. К числу означенных в ст. I 380 обществ относятся церкви: православная, старообрядческая 381 , католическая всех обрядов, армяно-григорианская 382 , протестантские 383 , церкви 384 ; исповедания: иудейское, магометанское, буддийское, ламаистское, караимское 385 , баптистское, менонитское 386 и иные им подобные вероисповедные организации 387. Все указанные в ст. Благотворительные, просветительные и иные им подобные общества, возникшие с правами юридических лиц, как до издания Декрета об отделении церкви от государства, так и после его издания, которые будут расходовать свои имущества на религиозные потребности или на содержание духовенства, подлежат закрытию, причем имущество их подлежит конфискации 395 5. Имущества, которые ко времени издания декрета находились в собственности религиозных и церковных обществ как юридических лиц, согласно декрету объявляется всенародным достоянием и переходят в непосредственное заведывание местных Советов рабочих 396 и крестьянских депутатов на нижеследующих основаниях: Местный совдеп по составлению в двух экземплярах описи имущества, специально предназначенного для богослужебных целей, передает его с одним экземпляром описи всем 397 членам соответственного религиозного или церковного общества 398 , а другой экземпляр с распиской на нем 399 хранить у себя. Принявшие имущество в пользование обязуются I хранить и беречь его как доверенное им всенародное достояние, II производить за свой или за счет пожертвований других лиц необходимый ремонт означенного имущества, III наблюдать за тем, чтобы это имущество было употребляемо исключительно для тех целей, для которых оно передано, IV сдать это имущество совдепу в полной целости и сохранности по истечении срока соглашения, V возместить все убытки и потери, которые бы обнаружились как при сдаче этого имущества обратно, так и при пользовании им до истечения срока и VI допускать беспрепятственно представителей совдепа к проверке и осмотру имущества и, в случае обнаружения ими злоупотреблений или растрат, немедленно сдавать его совдепу по первому его требованию.
Находившиеся в собственности церковных и религиозных обществ к 23 января 1918 г. Все остальные имущества церковных и религиозных обществ непосредственно поступают в собственность Республики. Кузнецова управляющему делами СНК В. Бонч-Бруевичу с критикой политики по отношению к Православной Церкви 3 мая 1918 г. Церковь и государство Вчера Н. Кузнецов посетил управляющего делами Совета народных комиссаров Бонч-Бруевича и подал ему заявление следующего содержания: «Представителям Собора от имени Совета народных комиссаров было объявлено, что решено учредить комиссию для разъяснения смысла Декрета 23 января 1918 года и рассмотрения всех вопросов, связанных с приведением его в исполнение 400.
Созданные и хранимые до сих пор верующим чувством православных русских людей эти Святыни должны остаться в полном их распоряжении. Возникшее в 1917 г. Православное братство ревнителей Святынь Московского Кремля сумеет, конечно, при справедливом к нему отношении государства, совместно с братствами отдельных соборов охранить их и как чтимую народом Святыню, и как ценный исторический памятник. Если Совет народных комиссаров действительно желает, не посягая на народную совесть, обеспечить Церкви ее внутреннюю свободу и тем дать ей возможность выполнения ее задач, то он должен немедленно успокоить религиозное чувство православного русского народа, удовлетворив вышеизложенные требования, нами от его имени заявленные.
Члены Священного Собора: А. Самарин, Н. Малыгин, А. Июдин, Н. Кузнецов Представители приходов: С. Ковалев, С. Менее, М. Корякин Помета: Передано в Совет народных комиссаров 6 19 апреля 1918 г. Член Собора А. Определение Священного Собора о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь 18 апреля 1918 г.
Установить возношение в храмах за богослужением особых прошений о гонимых ныне за православную веру и Церковь и о скончавших жизнь свою исповедниках и мучениках. Совершить торжественные моления: а поминальное об упокоении со святыми усопших и б благодарственное о спасении оставшихся в живых. Примечание: таковые моления совершены соборным служением: заупокойное в храме духовной семинарии 31 марта и молебное в храме Христа Спасителя 1 апреля. Установить во всей России ежегодное молитвенное поминовение всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников в день 25 января или в следующий за сим воскресный день вечером. Устроить в Радоницу во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти. Преподать благословение от Священного Собора всем исповедникам. Обратиться к Святейшему Патриарху с просьбою о выдаче благословенных патриарших грамот пострадавшим за Веру и Церковь. Напечатать и раздать членам Священного Собора к их отъезду из Москвы краткое сообщение о пострадавших в нынешние дни гонений за Православную Веру и Церковь для распространения среди православного народа. Просить Святейшего Патриарха, чтобы, в случаях ареста гонимых за Веру и Церковь , и впредь, согласно уже применяемому ныне порядку, Его Святейшеством были делаемы непосредственные сношения с местными властями об освобождении арестованных и одновременно о сделанных сношениях были извещаемы местные епархиальные архиереи. Поручить Высшему церковному управлению сообщать сведения и оповещать православное население посредством печатных изданий и живого слова о всех случаях гонения на Церковь и насилия над исповедниками православной Веры.
Издать отдельной брошюрой соборное определение о правовом положении Церкви в государстве с необходимыми разъяснениями для широкого распространения среди населения правильных понятий о взаимоотношениях Церкви и государства, особенно необходимых и переживаемое смутное время враждебных Церкви течений. Принять меры к возвращению всех отобранных имуществ церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий. Призвать от имени Собора приходские и епархиальные организации к защите гонимых и освобождению заключенных за Веру и Церковь и к принятию мер для возвращения отобранного имущества церквей, монастырей, церковных учреждений и организаций, в том числе зданий духовно-учебных заведений и консисторий. Членам Священного Собора выдать особые удостоверения с предложением от имени Собора епархиальной власти оказывать им содействие в деле осведомления ими православного населения с деяниями Собора и в деле оказания ими с благословения епархиального архиерея и в единении с местными церковными деятелями помощи и руководства при устройстве приходских и других братств, союзов и содружеств для защиты интересов Церкви. Поручить Высшему церковному управлению изыскать способы к оказанию материальной помоши пострадавшим от гонений и их семьям. Поручить образованной Священным Собором комиссии для сношения с народными комиссарами заявить последним требование об освобождении захваченных центральных и местных типографий Духовного ведомства с тем, что они впредь будут обслуживаемы церковно-народными организациями, а не наемным трудом. От имени Священного Собора оповестить особым постановлением, что Священный Собор Православной Российской Церкви, возглавляемый Святейшим Патриархом и Преосвященными иерархами, состоящий из избранников всего православного народа, в том числе и крестьян, есть единственный законный высший распорядитель церковных дел, охранитель храмов Божиих, святых обителей и всего церковного имущества, которое веками составлялось главным образом из добровольных приношений верующих людей и является Божиим достоянием. Никто, кроме Священного Собора и уполномоченной им церковной власти, не имеет права распоряжаться церковными делами и церковным имуществом, а тем более такого права не имеют люди, не исповедающие даже христианской веры или же открыто заявляющие себя неверующими в Бога 371. Деяния Священного Собора... Рейснера и сотрудника отдела А.
Евтихиева к проекту Инструкции по применению декрета об отделении церкви от государства, посланное ряду членов Коллегии комиссариата 19 апреля 1918 г. При сем препровождается для сведения проект Инструкции совдепам, который, по рассмотрении его междуведомственным совещанием, направляется в Комиссию по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства 372. Проект Инструкции по применению декрета об отделении церкви от государства] 374 Под действие Декрета 23 января 1918 г. Общества, которые для достижения своих целей претендуют на установление сношений с божеством 375 или вообще 376 сверхестественными силами и в этих видах пользуются особыми 377 обрядами, которые 378 называются богослужениями 379. К числу означенных в ст. I 380 обществ относятся церкви: православная, старообрядческая 381 , католическая всех обрядов, армяно-григорианская 382 , протестантские 383 , церкви 384 ; исповедания: иудейское, магометанское, буддийское, ламаистское, караимское 385 , баптистское, менонитское 386 и иные им подобные вероисповедные организации 387. Все указанные в ст. Благотворительные, просветительные и иные им подобные общества, возникшие с правами юридических лиц, как до издания Декрета об отделении церкви от государства, так и после его издания, которые будут расходовать свои имущества на религиозные потребности или на содержание духовенства, подлежат закрытию, причем имущество их подлежит конфискации 395 5. Имущества, которые ко времени издания декрета находились в собственности религиозных и церковных обществ как юридических лиц, согласно декрету объявляется всенародным достоянием и переходят в непосредственное заведывание местных Советов рабочих 396 и крестьянских депутатов на нижеследующих основаниях: Местный совдеп по составлению в двух экземплярах описи имущества, специально предназначенного для богослужебных целей, передает его с одним экземпляром описи всем 397 членам соответственного религиозного или церковного общества 398 , а другой экземпляр с распиской на нем 399 хранить у себя. Принявшие имущество в пользование обязуются I хранить и беречь его как доверенное им всенародное достояние, II производить за свой или за счет пожертвований других лиц необходимый ремонт означенного имущества, III наблюдать за тем, чтобы это имущество было употребляемо исключительно для тех целей, для которых оно передано, IV сдать это имущество совдепу в полной целости и сохранности по истечении срока соглашения, V возместить все убытки и потери, которые бы обнаружились как при сдаче этого имущества обратно, так и при пользовании им до истечения срока и VI допускать беспрепятственно представителей совдепа к проверке и осмотру имущества и, в случае обнаружения ими злоупотреблений или растрат, немедленно сдавать его совдепу по первому его требованию.
Находившиеся в собственности церковных и религиозных обществ к 23 января 1918 г. Все остальные имущества церковных и религиозных обществ непосредственно поступают в собственность Республики. Кузнецова управляющему делами СНК В. Бонч-Бруевичу с критикой политики по отношению к Православной Церкви 3 мая 1918 г. Церковь и государство Вчера Н. Кузнецов посетил управляющего делами Совета народных комиссаров Бонч-Бруевича и подал ему заявление следующего содержания: «Представителям Собора от имени Совета народных комиссаров было объявлено, что решено учредить комиссию для разъяснения смысла Декрета 23 января 1918 года и рассмотрения всех вопросов, связанных с приведением его в исполнение 400. В разных губерниях, не исключая столиц, — Москвы и Петрограда, — местные агенты власти понимают этот декрет крайне различно и нередко позволяют себе совершать действия, которые трудно рассматривать иначе, как гонения на Церковь. О таких случаях в Твери увольнение архиепископа 401 и в Петрограде захват синодальных капиталов и имущества военного духовенства много уже сообщалось Совету народных комиссаров раньше. Но до сих пор в разных местах России появляются местные распоряжения, нарушающие основные права Церкви, — свободу ее жизни и управления, которые вносят большую смуту в умы и, по моему мнению, едвали в интересах самой власти. В Москве, например, возникло управление бывшим церковным имуществом, которое по всем приходам рассылает объявления о передаче ему разного рода церковного имущества.
В ответ всюду раздаются протесты и возмущение, тем более что церковное имущество составлено на средства, пожертвованные народом, и по каноническим правилам народ не может обратить его на другие цели. В других городах, например, в Смоленске и Петрозаводске, захватываются не только помещения духовных консисторий, но и производящиеся в них дела, а часто, как это было и в самой Москве, агенты советской власти прекращают всякую возможность производить церковно-судебные дела и тем совершают явное насилие над жизнью православной церкви. Все это требует, чтобы Совет народных комиссаров немедленно сделал общее распоряжение о приостановке каких-либо действий, связанных с декретом, ввиду предстоящего его разъяснения в учреждаемой для этого особой комиссии». Ознакомившись с этим заявлением, управляющий делами Совета народных комиссаров сказал Н. Кузнецову , что на днях будет организационное собрание комиссии по разъяснению декрета, а на Пасхальной неделе уже будет решен вопрос, как и сколько представителей разных вероисповеданий будет приглашено к участию в работах комиссии. Передают, что к ближайшему участию в работах этой комиссии советская власть собирается привлечь Н. Вырезка из газеты. Порядок дня: п. Выясняется, что в настоящее время усиливается агитация духовенства против Советской власти. Решено повести против духовенства усиленную письменную агитацию.
Поручить ее вести т. Сосновскому, Ем. Ярославскому, Демьяну Бедному, ассигновав необходимую сумму из кассы ЦК. Одновременно поручить тт. Сообщить об этом решении ЦК партийным работникам, отбывающим на места для проведения его в жизнь. Председатель П. Красиков, секретарь А. Слушали: проект инструкции, составленный т. Рейснером местным советам по вопросу проведения в жизнь Декрета об отделении церкви от государства. Постановили: принять пункты 1—10 инструкции 403.
Секретарь Ал. Гуковский ГА РФ. В Управление делами Совета народных комиссаров В ответ на заявление делегации Церковного управления Совету народных комиссаров от 21 мая с. Отд[ел] I 405 ; 4 согласно сообщения члена коллегии по религиозным делам Калужского совдепа для передачи всего монастырского имущества Тихоновой пустыни Калужским совдепом назначен комиссар, деятельность которого контролируется волостным и уездным совдепами. Ввиду того, что в заявлении делегации имеются указания, что лица, реализующие монастырское имущество, расхищают это имущество, сегодня посылается об этом телеграфный запрос Калужскому совдепу с предложением обревизовать деятельность комиссара 406. Относительно налогов, налагаемых на церковное имущество 10-го сего месяца, будет послано разъяснение Калужскому совдепу о том, что имущество религиозных и церковных обществ подлежит переходу в общенародную собственность, поэтому налоги на религиозные общества, как на общества не имеющие никакого имущества, не могут быть налагаемы 407 ; 5 что же касается арестов священников в Верхотурье и епископа Тобольского Гермогена 408 , то об этом будут в ближайшие дни запрошены соответствующие совдепы. Этим исчерпывается содержание заявления делегации Высшего церковного управления. Помощник заведующего отделом Могилевский За секретаря А. Графф Резолюция: Копию приложить, как пример к ответу председателю делегации с Воздвиженки Любимову. А потом этот оригинал в архив.
Январь 1918 года
Конец января 1918 года, на Дону выдался на редкость гнилым и тяжёлым, Январские оттепели соседствовали с морозами, точно также характеризовалось и настроения донских казаков. Главная» Новости» Январь 1918 участники. вооружённое выступление рабочих и солдат Феодосии - привело к установлению в городе Сов. власти.
ЗАЧЕМ БОЛЬШЕВИКИ УКРАЛИ ВРЕМЯ?
Основные положения декрета предварялись следующей преамбулой «Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. С переходом власти к трудящимся и эксплуатируемым классам возникла необходимость создания новой армии, которая явится оплотом Советской власти в настоящем, фундаментом для замены постоянной армии всенародным вооружением в ближайшем будущем и послужит поддержкой для грядущей социалистической революции в Европе». Разбирая данный текст по тезисам, можно прийти к любопытным выводам. Красная армия в перспективе должна быть не постоянной, а «народно вооружённой», что говорит о замене профессиональных Вооружённых сил воинскими формированиями милиционного типа.
Я уселся за длинным столом. Комната упиралась в эстраду. Грубо сколоченные дощатые подмостки. В потолок ввинчена лампочка. Сбоку маленькое пианино. Сзади — фон оранжевой стены.
Уже столики окружились людьми, когда резко вошел Маяковский. Перекинулся словами с кассиршей и быстро направился внутрь. Белая рубашка, серый пиджак, на затылок оттянута кепка. Короткими кивками он здоровался с присутствующими. Двигался решительно и упруго. Едва успел я окликнуть его, как он подхватил меня на руки. Донес меня до эстрады и швырнул на некрашеный пол. И тотчас объявил фамилию и что я прочитаю стихи.
То есть тогдашние богачи защищали свои классовые интересы. Во-вторых, почему из 150 тысяч солдат находившихся под формальным управлением Центральной Рады большинство отказались её защищать?
Ответ очевиден — потому, что она не выражала интересов народа. В — третьих, почему столь малозначительный бой, получил столь широкий резонанс? Тут ответов несколько — под Крутами погибло несколько родственников влиятельных членов Центральной Рады. И это при том, что верхушка рады позорно сбежала из Киева. Понятно, когда вернулись в обозе немецких войск, надо было устроить, как сейчас принято говорить, пиар-акцию, чтобы отвлечь внимание людей от своего подлого поступка. Грушевский с Петлюрой, как и нынешние их последователи, любили пышные акции. Несчастным юношам устроили роскошные похороны, правда, хоронили 27 юношей, хотя гробов заказали на 200. Несколько человек похоронены в других местах, но в любом случае цифра погибших завышена на порядок. Возникает вопрос — почему те, кто заказывали эти гробы, сами не знали количества погибших? Специалисты отвечают, что произошло это из-за «очковтирательства» командиров, руководивших так называемым боем под Крутами.
Они, после того, как были разбиты, в своих отчётах сильно завысили число погибших, чтоб не указывать, что битвы, по сути, не было. Внезапно обстреляв идущих с песнями красногвардейцев, «герои Крут» быстро ретировались, не выдержав организованной атаки. В донесениях начальству, те, кто руководил боем, завысили число погибших, чтоб не описывать, своего позорного бегства. Мол, был упорный бой, и мы бились до последнего. Не было такого. Большинство защитников Крут отступили, а те, кто погибли, просто заблудились и вышли прямо на красногвардейцев, которые ещё не успели остыть от того, что студенты из засады убили их друзей. Завязалась стычка, причём тех, кто выжил, победители отправили в госпиталь. А, если добавить, что начальство студентов сбежало в поезде, оставив их на поле боя, да ещё в спешке увезло с собой боеприпасы, то становится понятным, что только сильно уязвлённые люди смогут делать праздник из такого постыдного поражения. В истории украинских националистов нет побед, вот и приходится им выкручиваться, создавая мифологию несуществующих подвигов. Это при том, что сами участники боя приводили его, как образец неумения руководства националистической Украины организовать свои силы.
Да и добровольцами защитников Крут можно назвать с очень большой натяжкой. Их, по сути, поставили перед выбором, либо записаться в «добровольцы», либо исключение из студенческого братства. Другое дело, что те, кто защищал станцию «Круты», помогали националистам в Киеве убивать рабочих «Арсенала», восставших против незаконной, нелегитимной, не пользующейся доверием людей Центральной Рады. Которая, как и все без исключения правительства националистов, умела держаться только на иностранных штыках. Кстати, под Крутами Центральную Раду защищали не столько местные студенты, сколько выходцы из Австро-Венгрии. Пленных австро-венгерской армии, из числа галичан, сражавшихся против русских войск в годы Первой мировой, Грушевский приказал зачислить в высшие учебные заведения. Часть из этих новоявленных студентов и защищала Круты. Рабочих «Арсенала» тоже расстреливали, в основном, бывшие пленные австро-венгерской армии. Желающие могут об этом прочесть в биографиях Е. Коновальца и А.
Мельника, которые были взяты в плен в составе австро-венгерских войск, потом проливали кровь украинских рабочих и закончили тем, что создали ОУН, которая пошла на службу к фашистам. Вот такие они — «герои» националистов. Кстати, один из руководителей боя под Крутами, Аверкий Гончаренко, тоже пошёл на службу к фашистам, записавшись в дивизию СС «Галичина». Возвращение защитников Крут в Киев как нельзя лучше показывает, что народ не сочувствовал националистам. Возвращались они через Дарницу, которая была тогда небольшим рабочим посёлком под Киевом. Возвращались, крадучись, так как жители Дарницы поддерживали большевиков. Вот так труженики Украины относились тогда к националистам. То есть, защитники станции «Круты» пошли против воли народа Украины.
Так, председатель солдатской секции Совета Шаповалов был заживо закопан в землю. Зафиксированы были в городе и другие случаи расправ. Неусыпов, прибывший для переговоров о прекращении боевых действий в город[418]. Сопровождавшие его два красноармейца отпущены. Отметим, что для доказательства мирных намерений делегация привезла в Уральск пленного офицера, передав его казакам[419]. Латыш [420]. Шкуро совершил очередной налет на Ессентуки, но был выбит пятигорскими отрядами Красной армии. Тогда отряд повернул на Кисловодск и захватил 27 июня станицу Кисловодскую, предъявив казакам ультиматум о мобилизации и сдаче оружия. В этот же день они ворвались в город Кисловодск, где в течение суток чинили расправу над сторонниками советской власти. Одним из расстрелянных стал известный совработник, по ряду свидетельств — бывший жандармский ротмистр, Коппэ-отец[421]. Это не было первой расправой шкуровцев. Сам атаман Шкуро указывал на гораздо более ранний случай расстрела от его имени вахмистром Перваковым трех комиссаров, наиболее ненавистных казачеству, в станице Бекешевке на Кубани. Характерно, что расстреляны они были с целью «пустить малость крови, чтобы казаки, зная, какая расплата им теперь грозит со стороны коммунистов, стояли тверже»[422]. О «праведном и коротком суде над комиссарами» в этот период писал и первый биограф атамана П. В городе расстреляны почти все захваченные с оружием, несколько комиссаров[425]. Закриевский, П. Пиотровский, Н. Гуроль, Я. Папшев и другие большевики. В ночь с 27 на 28 июня 1918 г. Ими были окружены так называемые осетинские казармы с дальнейшей попыткой уничтожения в темноте спящих красноармейцев. Однако эти действия закончились неудачей: на помощь солдатам гарнизона подошли рабочие дружины и разбили офицерский отряд. В городе начались массовые аресты сторонников советской власти. К 29 июня количество арестованных в городе превысило 360 человек. Согласно данным советских газет, в городе при белых будет арестовано около 2 тысяч человек, расстреляно около 500, в т. Насильно уведены 3 тыс. Эти данные, безусловно, нуждаются в корректировке, но, главное, они фиксируют сам факт значительных, пусть и преувеличенных, расстрелов в городе. Вместе с тем можно отметить, что имеющиеся воспоминания фиксируют ожесточенность действий в городе как чехословаков, так и белых частей. Так, согласно неопубликованным мемуарам бывшего прапорщика 22-го Златоустовского полка горных стрелков М. Белющина, в городе был забит камнями один из красных пулеметчиков, двоюродный брат автора мемуаров[427]. Было арестовано более 20 человек. Затем через несколько дней по приговору полевого суда в штабе карательного отряда в селе Лабазы Новосергиевского района их казнили. Зверевы, комиссар дружины Ташков, А. Пантеровский, Улеев, Г. Байдин, Горшков, Колесов и др. Каждого из них заставили рыть себе могилу, кололи штыком в спину и рубили шашками[428]. В селе Пьяновке 12 верст от Сорочинского карательный отряд прапорщика Левина казнил 8 бывших красногвардейцев, затоптав их еще живых лошадьми в яме и зарыв полуживых в земле[429]. В селе Исаево-Дедово было расстреляно 18 активных советских работников[430]. Председатель исполкома Владивостокского совета К. Суханов и другие члены Совета были впоследствии расстреляны[431]. По официальной версии властей, Суханов 18 ноября 1918 г. Однако еще до расстрела Суханова, в момент самого переворота, чехословаками в городе были расстреляны многие рабочие и советские работники. Газета «Красное Знамя» 4 июля 1918 г. Так, из союза грузчиков пропало без вести около 70 членов. По рассказам очевидцев, при занятии штаба телами убитых рабочих были нагружены и отвезены неизвестно куда два автомобиля. ЦБ профессиональных союзов получило всего 8 трупов, которые были похоронены. Присутствовавшая тут молодая женщина в костюме сестры милосердия, не могшая удержаться от протеста при виде этих зверств, была на месте заколота штыками»[432]. Сразу же после занятия города начались повальные аресты и репрессии по отношению к сторонникам советской власти[433]. В этот день белогвардейскими разведчиками был убит комиссар станции Тимофеев[434]. Самосуды продолжались и в дальнейшем. От самосуда 1 июля погиб кузнец железнодорожного депо А. Расстрелян начальник телеграфа Н. Ильиных, который поехал верхом на лошади на Городище проверять телефонную связь. Без суда и следствия расстреляны братья Иван и Кузьма Лавренюк. Особой жестокостью прославились комендант города поручик А. Марьев и комендант станции поручик Быстрицкий. Городская тюрьма наполнялась арестантами. В тюрьме оказались председатель уездного комитета партии С. Антонов, уездный комиссар В. Жилин, Е. Юровских, А. Иванов, А. Шуплецов, И. Мокеев, В. Громов, В. Федоров, И. Шишкин, Р. Кауфман, председатель коммуны «Труд» И. Шадринске, сотрудник газеты «Крестьянин и рабочий» и др. Ольховское Шадринского уезда прибыл карательный отряд. По указаниям кулаков белогвардейцы схватили работников Совета И. Нукрина, И. Орлова, Я. Орлова и тут же расстреляли. Дознанию приступил, жду распоряжений, ка к поступить трупами. Проверьте ленте почте разговор Вяткина. Здесь все уничтожено. Теперь вновь восстановлено. В селе Батуринском военных столкновений не было, чехословаки и белогвардейцы шли со стороны Уксянки, Камчатки, Кабанья. Перескоков , увезли в Шадринск, посадили в тюрьму. Обратно вернулась одна Анна Ивановна. Активиста Степана Васильевича Лашкова рубили шашками, но он остался жив. Сына середняка, дезертира царской армии Павла Егоровича Булыгина, который скрывался дома, увезли на сельское кладбище, расстреляли, а тело изрубили шашками. Наутро отец подобрал куски тела сына и землю, пропитанную кровью, сложил в тряпицу и похоронил. Имя П. Булыгина было написано на обелиске в центре села. Об этих трагических фактах свидетельствуют документы школьного музея с. За год пребывания белых войск в Шадринском уезде в нем будет расстреляно 800 человек, в т. Смолина занял поселок Ертарского завода. Местное большевистское руководство в количестве 8 человек было расстреляно[437]. В конце июня 1918 г. В станице был составлен список из 200 смертников. Среди расстрелянных в станице Иловлинской был военком И. Помимо разрубленного плеча шашкой ему перед расстрелом нанесли 14 штыковых ран. Схожая судьба постигла и население станицы Качалинской, в которой также произошли массовые расправы[438]. В станицу Усть-Медведицкую для ведения переговоров о прекращении боевых действий прибыли парламентеры от красного казака Ф. Нагрянувший туда со своим отрядом участник Ледяного похода войсковой старшина Р. Лазарев расстрелял красных парламентеров для поднятия духа казаков[439]. В июне 1918 г. Массовые расстрелы происходят на территориях, занимаемых белым движением. Так, только в Ростове-на-Дону отрядом полковника М. Дроздовского было расстреляно 16 человек[441]. Право вынесения смертных приговоров использовалось различными судами и комиссиями, военными частями. В том же Ростове-на-Дону за одну неделю, 11—18 июня, одновременно с расстрелами Дроздовского безымянными штабами были отданы приказы о расстреле 56 человек[442]. В станице Роговской произведен массовый расстрел коммунаров. Среди прочих расстрелянных был 17-летний Александр Михайлович Степанов, которого приняли за красного разведчика. Кроме того, была принята в расчет и ревкомовская должность отца юноши. Перед казнью ему выбили зубы и глаза. Данный расстрел был одним из прочих, многих в этот период, если бы не дальнейшая трагическая судьба его братьев, семь из которых героически погибли, защищая Родину накануне и в годы Великой Отечественной войны. Федор погиб на Дальнем Востоке 20 августа 1939 г. Павел погиб в первые дни войны на Брянском фронте. Командир танковой роты Илья погиб 14 июля 1943 г. Под Минском погиб разведчик Иван Степанов, расстрелянный фашистами в ноябре 1943 г. Подпольщик Василий казнен фашистами в Никопольском районе 2 ноября 1943 г. В немецком концлагере скончался Филипп. Младший брат, Александр, Мизинчик, как его звали в семье, названный в память о казненном в Гражданскую войну брате, героически погиб при форсировании Днепра. Противотанковой гранатой он подорвал себя и окруживших его врагов. Ему было всего 20 лет посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Осенью 1963 г. Всех сыновей пережила мать… Сейчас в городе Тимашевске Краснодарского края построили музей семьи Степановых [443]. Июль 1918 г. Смолина на станцию Тугулым. В почтово-пассажирском поезде были задержаны два комиссара. Мадьяра для расстрела отдали чехам, русского оставили для этого же себе[444]. О событиях на станции Тугулым рассказывали и советские газеты. Согласно их сообщениям, на станции чехословацким отрядом было расстреляно 17 человек из железнодорожной охраны и еще 3 человека. Начальник охраны перед расстрелом был подвергнут пыткам выкололи глаза. Также были расстреляны члены красного летучего отряда: 10 красноармейцев и 4 сестры милосердия[445]. О расправе на станции Тугулым писал в своих воспоминаниях и Ф. Голиков: «Самое ужасное — известия о зверствах белогвардейцев. Кулачье лютует, не жалея женщин, детишек, стариков. Под станцией Тугулым было расстреляно много красноармейцев, а начальнику станции Артюхову белые сначала выкололи глаза, потом зарубили его шашками»[446]. Шкуро повешен губернский военный комиссар Я. Согласно воспоминаниям Шкуро, все происходило публично, без упоминания в мемуарах каких-либо пыток[447]. Схожее свидетельство оставил и Я. Слащев, который подробно описал поведение Петрова перед повешением, в т. Это был, по свидетельству Слащева, первый случай казни в отряде Шкуро. Сам же приказ о казни подписал лично Слащев[448]. Между тем в действительности перед казнью Петров был подвергнут пытке. В частности, у него была проколота кинжалом ниже глаз переносица[449]. Тело казненного Петрова атаман Шкуро «…приказал отправить в Ставрополь, с запиской, что та же участь в ближайшее время ожидает и весь Ставропольский совнарком»[450]. Возможно, оправданием подобного отношения к Петрову служили не только его деятельность на советском посту, но и недавняя казнь по его приказу двух казаков[451]. Щипицын, машинист местного паровозного депо. Во время первой неудачной попытки захвата города 27 мая он вывел под предлогом маневров белочешский эшелон в выемку с целью разоружения легионеров[452]. Через 36 часов село будет отбито красными войсками и в нем будут произведены массовые расстрелы 28 человек, а всего за восстание будет приговорено к смертной казни 172 человека. За год белой власти в селе будет расстреляно 20 человек и еще 20 отправлено на каторгу[453]. Самарский Комуч издает указ, в котором, указывая на большое количество военнопленных, ходящих без дела и надобности, предписал их задерживать и препровождать в концентрационный лагерь. Все военнопленные должны были поступать в распоряжение коменданта чехословацких войск, к которому надлежало обращаться всем лицам, нуждающимся в рабочей силе[454]. В первые дни июля 1918 г. Незамедлительно были арестованы оставшиеся члены сельскохозяйственной коммуны имени Ленина создана в марте 1918 г. Имущество было арестовано, а члены коммуны приговорены к высшей мере наказания. Расстрел будет произведен в 4-х верстах от станции, один из руководителей коммуны И. Глазунов будет расстрелян в Мельничной пади[455]. Город был объявлен на военном положении. Богдановича в городе была введена смертная казнь за нападение на членов войска и других должностных лиц и за сопротивление им, умышленные убийства, грабежи, поджоги, разбои, участие в «шайке, именующей себя большевиками», укрывательство комиссаров, красноармейцев, красногвардейцев, возбуждение вражды между классами, призывы к стачке, за святотатство без различия вероисповедания, хранение огнестрельного и холодного оружия без разрешения[456]. Заняв Оренбург летом 1918 г. В память о жертвах белогвардейского террора в поселке Берды на братской могиле воздвигнут обелиск. На обелиске была помещена следующая надпись: «Здесь захоронены жертвы белогвардейского террора, расстрелянные третьего июля 1918 года. Полубояров Ф. Спустя неделю, 11 июля, на рабочие районы Оренбурга атаманом А. Дутовым будет наложена контрибуция в 200000 рублей[457]. Согласно следующему приказу атамана А. Количество арестованных и расстрелянных людей атаманом Дутовым и его подчиненными в Оренбурге в этот и последующий период до сих пор являются предметом дискуссий. Связано это с тем, что полной судебной документации за весь семимесячный период пребывания дутовской администрации не сохранилось. Особенно важные месяцы для выявления карательной практики после занятия города июль-август и в последние месяцы пребывания в ней отсутствуют. Известно только, что сам Дутов отмечал, что в июле 1918 г. Позднее, по поводу этого случая, атаман А. Дутов заявлял в интервью омской газете: «Мне дорога Россия, и патриоты, какой бы партии они ни принадлежали, меня поймут, равно как и я их. Но должен сказать прямо: я сторонник порядка, дисциплины, твердой власти, а в такое время, как теперь, когда на карту ставится существование целого огромного государства, я не остановлюсь и пред расстрелами. Эти расстрелы не месть, а лишь крайнее средство воздействия, и тут для меня все равны, большевики и не большевики, солдаты и офицеры, свои и чужие. Недавно по моему приказу было расстреляно двести наших казаков за отказ выступить активно против большевиков. Расстрелял я и одного из своих офицеров за неисполнение приказа. Это очень тяжело, но в создавшихся условиях неизбежно»[460]. Перенос расстрельной практики «первых дней» на все дутовское правление, безусловно, неправомерен. Однако и обратные попытки переноса практики репрессий наиболее стабильного периода на весь период правления Дутова представляются исторически маловероятными. Подобный подход характеризует фундаментальную во многих других отношениях монографию А. Согласно выявленной им в архивах сохранившейся статистике деятельности военно-полевого суда при штабе Оренбургского казачьего войска в период с сентября по 12 декабря 1918 г. Приведенные цифры, с точки зрения А. Ганина, с учетом, что «вряд ли в те месяцы, за которые статистика отсутствует, количество смертных приговоров было существенно большим», позволяют ему говорить об отсутствии массового террора в городе. Также эти цифры, по мнению Ганина, опровергают заявление оренбургского исследователя Л. Футорянского о расстреле каждого сотого жителя при населении города примерно в 155 тысяч человек [462]. Между тем данные А. Ганина, на наш взгляд, неправомерно распространяют уровень выявленных им осенних репрессий на лето 1918 г. Отсутствие необходимых источников все же не избавляет исследование от необходимости видеть разницу в политическом моменте и практике террора. На наш взгляд, вся практика белых репрессий неизменно показывает больший уровень репрессий в подобные периоды. Также А. Ганин не учитывает погибших в оренбургской тюрьме в результате пыток, побоев, болезней и т. Так, согласно данным советского издания, «Только в Оренбургской тюрьме в августе 1918 г. В Челябинске дутовцы расстреляли, увезли в тюрьмы Сибири 9 тыс. Отметим и своеобразный подбор заложников казаками: «из кандидатов в будущие комитеты бедноты и комиссары»[464]. Кроме того, при определении уровня репрессий следует учитывать имеющиеся указания об иных местах заключения помимо оренбургской тюрьмы[465]. Можно также указать на имевшиеся случаи расстрелов при сопровождении арестованных лиц. Отметим, что у самого исследователя отдельные такие случаи зафиксированы. Помимо указанных моментов, даже если учесть общую практику смертных приговоров, выявленную А. Ганиным 116 расстрелов на 306 человек, т.
Кровавая пятница 5(18) января 1918 года.
15 января 1918 г. 15 января 1918 года ВЧК приняла Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии, а уже 29 января был создан Красный флот. Кровавые преступления основателей азербайджана в январе 1918 Г. Против тысяч русских солдат и офицеров. 15 (02) января 1918 года. Вечерний Курьер (Москва). 15 января 1918 г. 15 (28) января 1918 г. был подписан Декрет СНК «Об организации Рабоче-крестьянской Красной Армии».
Как и когда Красная армия стала "всех сильней" и другие интересные подробности истории РККА
СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ РСФСР Декрет от 15 января 1918 года О Рабоче-Крестьянской Красной Армии Старая армия служила орудием классового угнетения трудящихся буржуазией. 15 августа 1918 года власти Соединённых Штатов объявили, что больше не признают государственность Советской России, и приступили к высадке своего экспедиционного корпуса во Владивостоке, численность которого составила почти 8 тыс. бойцов. На заводе 15 января был создан центральный штаб восстания – киевская Красная гвардия, куда созывались рабочие и солдаты всего Киева, а общая численность восставших выросла до 2200 человек. 15 января 1918 (28 января 1918 г. по) Декрет об организации РККА (Рабоче-крестьянской Красной Армии). 15 августа 1918 года власти Соединённых Штатов объявили, что больше не признают государственность Советской России, и приступили к высадке своего экспедиционного корпуса во Владивостоке, численность которого составила почти 8 тыс. бойцов.
Как и когда Красная армия стала "всех сильней" и другие интересные подробности истории РККА
Для вступления в ряды Красной армии необходимы рекомендации: войсковых комитетов или общественных демократических организаций, стоящих на платформе Советской власти, партийных и профессиональных организаций или, по крайней мере, двух членов этих организаций. При вступлении целыми частями требуется круговая порука всех и поименное голосование.
Озверевшие гайдамаки Петлюры начали кровавую расправу над пленными. Они отрубывали шашками руки арсенальцам, кололи штыками, добивали их прикладами. Не жалели ни раненых, ни стариков, ни подростков, ни женщин-медсестер. Жертв расправы оказалось в несколько раз больше, чем погибших при обороне. Было расстреляно более 300 участников восстания. Всего же во время городских боев погибло более 1500 человек с обеих сторон.
В первых числах февраля с разных направлений в Киев вошли части войск большевиков. Утром 8 февраля 1918 года по Брест-Литовскому шоссе из столицы убегало руководство Центральной Рады, а вместе с ними и остатки петлюровских гайдамаков. Над городом был поднят красный флаг, а через несколько дней состоялись похороны погибших. Только в братской могиле в Мариинском парке было похоронено около 750 человек. Благодаря фильму Александра Довженко «Арсенал», снятому в 1929 году, сегодня можно увидеть те трагические события и понять, как на самом деле все происходило.
Окончательно вопрос о календарной реформе в России был решен только после Великой Октябрьской социалистической революции. Уже 16 ноября 1917 г.
Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. Лениным и опубликован 25 января 1918 года. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь». Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г.
Мобилизационный ресурс и хорошо развитая тяжелая промышленность позволили РККА в короткие сроки восстановиться после катастрофических поражений лета 1941 года. Всего за время ВОВ в ряды вооруженных сил были призваны более 34 млн человек, а их безвозвратные потери составили 11,9 млн человек. Её солдаты не только стояли на страже мира и безопасности своей страны, но и выполняли свой воинский долг за пределами государства. Они участвовали в военных конфликтах на территории Афганистана, Сирии, Анголы, Алжира, Вьетнама, Камбожди и других стран.
Военные ресурсы были поделены между бывшими союзными республиками, где возникли свои национальные армии. В частности, в армиях России, Белоруссии и Приднестровья.
28 января 1918 года была создана Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА)
Главная» Новости» 15 января 1918 россия. 15 января 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР во главе с Лениным издал декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии «из наиболее сознательных и организованных элементовъ трудящихся классовъ». На заводе 15 января был создан центральный штаб восстания – киевская Красная гвардия, куда созывались рабочие и солдаты всего Киева, а общая численность восставших выросла до 2200 человек. Немецкие войска в Киеве, март 1918 года РИА Новости На этапе становления Красная армия формировалась в тяжелейших военно-политических и экономических условиях. 15 января 1918 года Ленин подписывает декрет СНК о создании Красной армии.