Приведение примеров явных внешних издержек производства Издержки производства — это затраты, которые необходимо сделать для производства товаров или оказания услуг. При отсутствии внешних эффектов предельные издержки/выигрыш общества эквивалентны предельным частным издержкам/выигрышам, соответственно. это такие издержки, которые зависят от внешних факторов. Примерами внешних издержек могут служить затраты на экологию и здравоохранение, которые обычно не отражаются в цене продукции. Текст научной работы на тему «Проблема внешних издержек в современном мире: основные тезисы».
2.5 Постоянные и переменные затраты. Теория ЕГЭ по обществознанию
Они охватывают расходы на материалы, коммунальные услуги, оплату труда и накладные расходы. Внешние затраты имеют отличие от внутренних издержек: они не входят в стоимость бизнеса. Они включают в себя: утилизацию товара в конце срока его полезного использования; ухудшение состояния окружающей среды, вызванное выбросами, загрязнителями и промышленными отходами; проблемы со здоровьем рабочих, вызванных вредными материалами и ингредиентами; социальные расходы, связанные с ростом безработицы из-за увеличения автоматизации. Несмотря на то, что внешние затраты не включены в цену продукта, они все равно должны быть оплачены.
Общество оплачивает их через налоги, компенсацию несчастных случаев, медицинские платежи, страховые выплаты, а также через потери в качестве окружающей среды и природного капитала. Продукты и услуги, которые включают внешние траты примеры внешних капиталовложений: органические продукты, экологически чистые технологии, натуральные продукты, возобновляемые источники энергии , как правило, стоят дороже. Потребители склонны покупать самые дешевые товары, поэтому чистые продукты находятся в невыгодной позиции.
Постоянные и переменные Постоянные траты — это капиталовложения, которые не зависят от объема производства. Они остаются фиксированными во всем соответствующем диапазоне и обычно считаются затопленными для соответствующего диапазона не относятся к решениям о выходе. Переменные издержки — это затраты, которые имеют зависимость от объема изготовленных продуктов.
Как правило, переменные траты увеличиваются с постоянной скоростью по отношению к труду и капиталу. Переменные капиталовложения могут включать временные расходы, коммунальные услуги, покупку материалов и техники. Переменные капиталовложения могут быть частично постоянными.
Примером может служить электричество — потребление электричества может увеличиваться с ростом количества изготовленных товаров, но если ничего не производится, фабрике все же может потребоваться определенное количество энергии. На графике ниже видно, что переменные траты Пер с ростом объема продукции Q возрастают, а постоянные Пост остаются неизменными. Общие валовые Общая валовая стоимость ОВ или суммарные издержки — это полная себестоимость создания объекта, то есть это сумма постоянных Пост и переменных Пер затрат.
Q — объем производства. Предельные Предельные издержки — это стоимость разработки дополнительной единицы продукции. Другими словами, предельные траты — это добавление к общим капиталовложениям производства одной единицы продукции.
Внутренние издержки Выше рассмотрено, что такое издержки внешние. Экономические издержки, они же внутренние, неявные или вмененные — второй тип учитываемых в отчетности и анализе расходов. С ними все немного сложнее. В отличие от явных издержек, это трата собственных ресурсов, а не приобретение их у сторонней организации. А сумма, которая считается в этом случае расходами — это та сумма, которая могла бы быть получена организацией в случае, если бы те же самые ресурсы она использовала наиболее оптимальным и выгодным способом. Использование этого типа расходов не используется в точном и документально подтверждаемом бухгалтерском учете.
Зато неявными издержками активно оперируют экономисты, в чьи задачи входит оценка эффективности работы организации за прошлые периоды, планирование и составление бизнес-моделей на будущие производственные процессы, а также оптимизация всех направлений деятельности коммерческого общества. Подвиды внешних издержек Производственный процесс требует капиталовложений в самые разные его составные части, без которых механизм выпуска продукции или осуществления услуг просто не будет функционировать. Внешние издержки фирмы классифицируются в зависимости от того, каким образом их цена ляжет на итоговую стоимость выпущенного продукта или осуществленной услуги. Выделяемые виды внешних издержек это: Постоянные издержки — расходы, сумма которых равными долями включается в себестоимость продукта или услуги на протяжении определенного периода времени. Они не изменяются от повышения или снижения объемов производства. Примером таких издержек можно привести заработную плату сотрудников, занимающих административные должности, или оплату за аренду офиса, складских и производственных помещений.
Средние постоянные издержки — расходы, которые также не меняются в течение короткого периода времени. Однако в случае со средними постоянными издержками зависимость от объема выпущенной продукции или выполненных услуг прослеживается. При большем объеме снижается себестоимость продукции. Переменные издержки — расходы, которые напрямую зависят от выпущенного объема продукции. Так, чем больше товара было изготовлено, тем больше необходимо заплатить за сырье и материалы, труд рабочих, получающих сдельную оплату труда, поставку энергетических ресурсов. Средние переменные расходы — сумма денежных средств, затрачиваемых при оплате переменных издержек на производство единицы продукции.
Общие издержки — результат сложения постоянных и переменных расходов, отражающий общую картину трат на функционирование организации и производственную деятельность за определенный период времени.
Если ясно, кто владеет правами собственности и кому должен платить за право использования ресурсов, внешние эффекты могут быть устранены посредством переговоров, проведение которых возможно, если число участников невелико. Согласно этой теореме, эффективный с общественной точки зрения результат может быть достигнут без вмешательства правительства и независимо от того, кто будет изначально наделен правом собственности. Теорема поддерживается теми экономистами, которые преуменьшают роль государственного регулирования экономики вообще и проблем, порождаемых существованием внешних эффектов, в частности. Однако общество не может полагаться на предлагаемое теорией Коуза — Стиглера решение во всех случаях. Эта теорема применима к ситуациям, когда вовлечено небольшое количество участников и источники отрицательных внешних эффектов легко определяются. Но она неприменима, если издержки на осуществление переговоров настолько велики, что они превышают выгоды от этих переговоров. Функции государства состоят лишь в том, чтобы установить права собственности. Как только эти права установлены, люди могут продавать их. Однако лица, которые получили права первыми, вначале будут находиться в лучшем положении, чем лица, которые вынуждены покупать эти права, если они намерены использовать данный ресурс.
Правительство может способствовать достижению эффективности, устанавливая права собственности на ресурсы и разрабатывая механизм, создающий условия для обмена этими правами при низких трансакционных издержках. Экономическое образование получил в Лондонской школе экономики. Коуз сделал научный прорыв в понимании институциональной структуры экономики. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1982 г. Экономическое образование получил в Вашингтонском и Чикагском университетах. Исследовал микроэкономические проблемы. Многие его положения относительно регулирования экономики использовались президентами Дж. Картером и Р. Вопрос 53Оптимальность по Парето. ОТВЕТ Оптимальность по Парето гласит: «Следует считать, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит людям пользу по их собственной оценке , является улучшением».
Оптимальность по Парето является одним из самых распространенных критериев оптимальности. Он предназначен для того, чтобы определить, улучшает ли предложенное изменение в экономике общий уровень благосостояния. В зарубежной экономической теории проблема достижения общественной эффективности распределения ресурсов разработана итальянским экономистом Вильфредо Парето. Согласно его концепции, общество находится в состоянии общего экономического равновесия и социальной эффективности распределения ресурсов, которое предполагает оптимальное распределение в сфере производства при минимальном использовании ресурсов и эффективное распределение в сфере потребления, которое обеспечивает максимум удовлетворения потребностей. Рыночная экономика в условиях совершенной конкуренции автоматически достигает оптимума по Парето. Оптимальность по Парето неприменима к ситуации, когда предложенное изменение приносит пользу одним в то же время наносит потери другим. Имеется много различных оптимальных по Парето вариантов распределения ресурсов, при которых мера удовлетворения, достигаемая разными группами общества, может существенно отличаться. Экономическая теория не может определить, какое из оптимальных по Парето распределений ресурсов общества является наилучшим с социальной точки зрения. Выбор среди оптимальных вариантов применения ресурсов является проблемой социальной справедливости, требующей использования функции общественного благосостояния. Перемещение из одной точки эффективного по Парето распределения к другой такой же точке нередко предполагает государственное вмешательство в процесс перераспределения доходов или ресурсов общества.
Выделяют три условия обеспечения оптимальности по Парето. Первое условие. Оптимальное распределение благ между потребителями исходит из соблюдения условия, согласно которому предельная норма замещения двух благ должна быть одинаковой для обоих потребителей. Предположим, что в экономике производятся два блага Х и У и имеются два потребителя А и В, то. Второе условие. Оптимальное распределение ресурсов в производстве. Для производства благ Х и У имеются два ресурса — i и j. В этом варианте должно соблюдаться равенство, согласно которому соотношение предельных продуктов i и j, используемых для производства блага Х, равно соотношению предельных продуктов i и j в производстве блага У, а именно: Третье условие. Оптимальный объем производства. Граница производственных возможностей показывает количество благ Х и У, которые могут быть произведены в условиях полного использования ресурсов.
Оптимальным объем производства для любых двух благ будет при соблюдении следующих соотношений: Это значит, что отношение предельных издержек к предельной полезности должно быть одинаковым для обоих благ. ПАРЕТО Вильфредо 1848—1923 , итальянский экономист, социолог, политический мыслитель и публицист, глава Лозаннской школы в буржуазной политической экономии. Экономическое и математическое образование получил в Туринском университете. Он сформулировал критерий наилучшего распределения ресурсов, вошедший в экономическую мысль как оптимум Парето. Вопрос 54Рынок и цена: понятия, структура, взаимосвязи. ОТВЕТ РЫНОК — это: а совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров; б один из центральных элементов в системе товарно-денежных отношений; в базовый элемент хозяйственного механизма; г регулятор функционирования рыночной экономики. Предпосылками возникновения рынка являются: а общественное разделение труда; б частная собственность на средства и продукты производства. Основными элементами рынка выступают спрос, предложение, конкуренция, цена. Отличительными чертами рынка являются: гибкость, эффективность, стремление к равновесию. Оптимальное функционирование рынка предполагает наличие следующих условий: а вход на рынок и выход с рынка должны быть свободными; б наличие свободных ресурсов и свободное их использование; в свободный доступ к рыночной информации; г отсутствие монополизма в производстве и ценообразовании.
В зависимости от объектов купли-продажи рынки различаются: а рынок товаров: б рынок услуг; в рынок капиталов; г рынок труда; д рынок информации научно-технических разработок. С точки зрения границ и масштабов различают: местный рынок в пределах села, города, района ; национальный внутренний рынок ; мировой внешний рынок. Субъектами рынка выступают: юридические лица фирма, предприятие, учреждение ; физические лица; государство. Развитой рынок предполагает развитую рыночную инфраструктуру, основными элементами которой являются: банковская система, страховая система, информационная система. Рынок обладает положительными и отрицательными чертами. Вместе с тем рынок не идеальный механизм экономической деятельности общества. В силу своих внутренних качеств и закономерностей рынок не в состоянии обеспечить решение многих важнейших проблем жизнедеятельности людей. Цена — денежное выражение стоимости товара. Величина цены товара определяется: а стоимостью самого товара; б стоимостью денежного материала золота ; в соотношением спроса и предложения. Превышение спроса над предложением вызывает повышение величины цены над стоимостью, а превышение предложения над спросом ведет к отклонению цены ниже стоимости.
При равенстве спроса и предложения устанавливается цена равновесия. Цена выступает одним из важных показателей, характеризующих состояние и динамику уровня жизни населения. Следовательно, в цене отражаются многообразные экономические и социальные процессы функционирования общества. Различают действующую и реальную цену товара. Действующая цена товара представляет собой его номинальную цену. Реальная сопоставимая цена товара представляет собой цену, рассчитанную относительно совокупного показателя цен — такого, как индекс на потребительские товары ИПЦ. ИПЦ фиксирует, как стоимость большого набора товаров на рынке меняется во времени относительно обширной совокупности потребителей. В микроэкономике чаще всего используются сопоставимые, а не действующие цены на товары. Относительные цены сопоставимы, когда имеется общая база сравнения. Изменение цен в денежных единицах предполагает реальную покупательную способность денежных знаков.
Сопоставимые цены рассчитываются по агрегированному индексу цен — такому, как ИПЦ. Различают учетную, стимулирующую и распределительную перераспределительную функции. Учетная функция отражает в цене результаты хозяйствования. Стимулирующая функция цены влияет на эффективность производства, внедрение новейшей техники и технологии, ресурсосбережение, повышение качества продукции. Распределительная перераспределительная функция учитывает в цене налог на добавленную стоимость и другие формы централизованного чистого дохода, поступающего в бюджеты различных уровней государственной структуры. Использование распределительной функции цены позволяет обществу решать социальные проблемы. Между категориями «рынок» и «цена» существуют самые тесные взаимосвязи. Необходимо знать, как формируются цены на конкурентных и неконкурентных рынках, анализом которых занимается микроэкономика. Рыночное ценообразование — это синтез рынка и цены, который происходит без централизованного руководства со стороны государства. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные сферы рынка и образование цен.
В результате чего цены на конкретные блага зачастую устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя, продавца или покупателя блага. В таких условиях возникает потребность в государственном или муниципальном регулировании цен. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики охватывает комплекс мер, нацеленных на поддержание стабильного уровня цен и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров продуктов, услуг. В данном случае имеется в виду поддержание на рынке конкурентной среды, предотвращение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен осуществляются как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Первый означает выработку принципов и концепции политики цен и ценообразования, законодательное и нормативное их обеспечение, проведение гибкой денежно-кредитной и бюджетной политики, регулирование валютного курса. Микроэкономические государственные меры по регулированию цен включают контроль за естественными и другими монополиями, установление цен на блага, имеющее социальное значение. Вопрос 55Сегментация рынка. Сегментация рынка выступает ключевым понятием концепции маркетинга, ориентированного на спрос; является основой маркетинговой деятельности в условиях насыщенного рынка. Реализация концепции рыночной сегментации определяется необходимостью выделения наиболее важных черт и потребностей для каждой группы потребителей для последующей переориентации своей производственной и сбытовой политики на удовлетворение этих специфических требований покупателей.
Овладение знаниями сегментации рынка дает возможность фирме разработать оптимальную стратегию маркетинга, точный выбор его инструментов, экономию средств в процессе реализации коммерческих проектов. Выделяют предварительную сегментацию, реализуемую на этапе выбора рынка, и окончательую сегментацию — при формировании маркетинговой программы. Различают следующие признаки сегментации рынка. Географический, согласно которому производится разбивка рынка на разные географические единицы: государства, штаты, регионы, области, округа, города, общины. Фирма может принять решение действовать либо в одном или нескольких географических районах, либо во всех районах, но с учетом различий в нуждах и предпочтениях, определяемых географией. Демографический, означающий разбивку рынка на группы, в основе которых лежат такие демографические признаки, как пол, возраст, размер семьи, уровень доходов, род занятий, образование, раса, национальность и др. Психологический — разделение покупателей по признакам принадлежности к общественному классу, образу и стилю жизни, структуре личности. Поведенческий — деление на группы в зависимости от знаний, отношений покупателей, характера использования товара и реакции на данный товар. По товарам производственного характера сегментация рынка строится по другим признакам. Здесь на первое место ставится принадлежность потенциального предприятия-покупателя к определенному сектору экономики — машиностроению, строительству, торговле и т.
В пределах каждой отрасли выделяются более мелкие профессиональные секторы. В этом случае важно учитывать размеры предприятий. Рассмотрим сегментацию рынка труда, концепцию которой впервые выдвинули П. Доринджер и М. Пайор оба из США в начале 70-х гг. Большинство экономистов Запада исходят из двойственности современного рынка труда, в котором функционируют два сегмента единого рынка труда: а рынок первичных независимых и подчиненных рабочих мест и б рынок вторичных рабочих мест и групп рабочих. К первичным независимым рабочим местам относят специалистов с высшим и средним специальным образованием, управляющих и администраторов всех звеньев и высококвалифицированных рабочих. К первичным подчиненным рабочим местам относят техников, административно-вспомогательный персонал и рабочих средней квалификации. Вторичные рабочие места не требуют специальной подготовки и значительной квалификации. Их занимают работники обслуживания, неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.
Разнообразие предлагаемых трудовых услуг и рабочих мест вызывает дифференцированность рынка труда. Еще в 80-е гг. Маршалл выдвинул концепцию неконкурирующих групп на рынке труда. Каждая разновидность труда, профессия, специальность имеет свой более или менее обособленный от других рынок. Именно это обстоятельство нашло отражение в концепции сегментированного рынка труда. Вопрос 56Несостоятельность конкурентных рынков. ОТВЕТ В характеристике сущности и функционирования рынков в микроэкономической литературе наблюдаются два подхода. Первый подход исходит из того, что конкурентные рынки существуют и функционируют. Поэтому необходимо только создавать предпосылки для конкуренции. Второй подход исходит из того, что конкурентные рынки не существуют.
Поэтому необходимо выяснить, какие меры требуются, чтобы преодолеть эту ситуацию. Во всех предыдущих вопросах мы исходили из первой трактовки конкурентных рынков. Здесь и далее речь пойдет о позиции несостоятельности рынков. Несостоятельность конкурентных рынков обусловлена следующими основными причинами. Наличием рыночной власти у производителя или продавца ресурсов. Рыночная власть приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, а других — с недостатком. Производители с рыночной властью в своих действиях применяют цены, которые отличные от цен, которые используют в своих действиях покупатели, в результате чего рынок становится несостоятельным и перестает функционировать. Аналогичная ситуация имеет место при рыночной власти на рынках факторов производства. Допустим, что рабочие имеют рыночную власть над предложением труда в выпуске обуви. В этом случае обувной промышленности будет предложено мало труда при высокой заработной плате, а, например, пищевой — много труда при низкой заработной плате.
В результате чего инвестиции будут неэффективными, поскольку эффективность предполагает одинаковые предельные нормы технологического замещения в выпуске товаров. Наличием неполной и неточной информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. В этом случае рыночная система будет функционировать неоптимально, ибо, не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки в своих решениях. Дефицит информации побуждает производителей выпускать одних товаров в избытке, а других — слишком мало. Подобная ситуация будет наблюдаться среди покупателей. Одни покупатели не будут приобретать нужный и выгодный им товар, а другие приобретать товар, не приносящий им пользу либо даже вредный им. Дело может дойти до фиаско рынка этих товаров. Наличием внешних эффектов. Цены действуют эффективно, когда они дают информацию и производителям, и потребителям. Нередко цены не отражают действий производителей или потребителей, что приводит к несостоятельности рынков.
Внешние эффекты образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но не отражаемое прямо рыночными ценами. Предположим, что нефтеперегонный завод сделал выброс в реку, в результате чего ниже выброса нельзя купаться и ловить рыбу. Это и есть внешний эффект. Если этот внешний эффект распространится на всю отрасль, то цена продуктов нефтеперегонного завода окажется ниже в сравнении с условиями учета в издержках производства, затрат, связанных с загрязнением. Рынки не способны предложить так называемые общественные товары, полезные многим потребителям, хотя они могли бы быть выпущены при очень низких издержках производства и несмотря на большую значимость для общества. Вопрос 57Рынки с асимметричной информацией. Так, продавец продукта знает о его качестве больше, чем покупатель. Работник знает о своих способностях полнее, нежели предприниматель. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. Асимметричная информация дает возможность уяснить, почему, например, те или иные фирмы предоставляют покупателям их продукции гарантии и услуги, или почему держатели акций корпораций должны внимательно наблюдать за поведением управляющих и т.
Асимметричная информация охватывает различные сферы деятельности: а рынок продуктов; б рынок страхования; в рынок кредитов; г рынок труда. Роль асимметричной информации в определении качества продуктов впервые установил американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 г. Джордж А. Акерлоф в статье «Рынок лимонов», опубликованной в 1970 г. За основу он взял работу лауреатов Нобелевской премии по экономике 1996 г. Эта работа, вошедшая в классику экономической литературы, доказывала, что дефицит информации о качестве продаваемого товара приводит к бесконечному падению цен. В ситуации, когда покупателю недоступна вся необходимая информация для приобретения автомобиля, качество продаваемого товара будет измеряться как совокупное среднее, что, несомненно, отразится на цене. Машину, качество которой превышает среднее, может забрать продавец, который знает, что покупатель заплатит за нее меньше, чем она стоит на самом деле. В результате на рынке останутся только самые плохие автомобили, и в конце концов он рухнет.
Внешние затраты и их влияние на бизнес Уникальность национального рыночного построения экономики в том, что этот процесс у нас происходит очень быстро во времени и удивительно динамично в отношении использования самых различных организационных и структурных методов хозяйствования. Это значительное ускорение темпов организации и развития структуры малого и среднего предпринимательства, внутренние и внешние затраты, что является основным пунктом отсчета, от которого отталкивается прогрессивная технология экономического роста. Особенности национального бизнеса Конечно, наш отечественный бизнес намного более выигрышный по сравнению с конкурентами в других, даже намного более развитых странах. Вся суть в том, что наша предпринимательская инициатива выросла практически одномоментно. После полной зажатости идей и принципов их претворения в жизнь, вырвавшись из ставших давно стесняющими одежд планового хозяйства, отечественный предприниматель в первые годы перестройки занимался чем угодно. Это были кооперативы по производству товаров широкого потребления, выполнявшие работы и предоставлявшие услуги исключительно на теоретических основах советского ведения хозяйства, никто не формировал внутренние и внешние затраты, статьи накладных и прочих расходов. В конечном итоге это и привело к банкротству большинства этих небольших, часто семейных предприятий. Одни были просто неспособны двигаться на пути рыночного бизнеса, другие просто экономически нецелесообразно распоряжались имеющимися и поступающими ресурсами. Несмотря на то, что в ту пору эти крошечные участки капитализма сыграли свою роль в обеспечении населения товарами народного потребления. Пусть их продукция была далеко не всегда совершенной и качественной, тем не менее, она по возможности удовлетворяла нужды и запросы народа. Недочеты или наследие социализма Тенденция, оставшаяся после развала социалистической экономики, сыграла достаточно злую шутку со всеми без исключения участниками зарождающегося рынка. Не учитывались статьи затратной части баланса, в том числе внешние затраты. Поэтому, при достижении точки максимальной доходности каждому из них хотелось либо разделить совместное предприятие , либо постоянно оттягивать определенную сумму доходов на собственные нужды, а не на развитие производства. С течением времени эти заводы и фабрики разваливались, банально переставая существовать как юридические лица.
Смотрите также
- Внешние и внутренние издержки: что к ним относится, виды, формула расчета
- Внешние издержки.
- Популярное
- Вопрос 50. Внешние эффекты и внешние издержки.. Микроэкономика ... 101.
- Внешние издержки - Энциклопедия по экономике
- Внешние издержки (примеры) (ЕГЭ обществознание) - Сочинения 1-11 класс
Внешние эффекты. Трансакционные издержки. Теорема Коуза
Уведомления от РБК. Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере. Подписаться. Не сейчас. Все затраты на производство товара называются общими издержками, или себестоимостью этого товара. Переменные издержки — это все затраты компании, которые зависят от объема производства. издержки производства, которые предприятие перекладывает на другие предприятия или общество в целом: загрязнение окружающей среды и т.п. Внешние затраты имеют отличие от внутренних издержек: они не входят в стоимость бизнеса.
Издержки производства и обращения
Примеры внешних издержек: материальные затраты— оплата сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих изделий и полуфабрикатов; затраты на оплату труда— заработная плата наемных работников, а также другие выплаты, предусмотренные трудовыми договорами; отчисления на социальные нужды— отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социального страхования, Пенсионный фонд РФ, фонд содействия занятости и т. Постоянные издержки —это затраты, величина которых не меняется с изменением объемов производства нельзя изменить в краткосрочном периоде ; они есть даже при отсутствии производства товаров или услуг. Примеры постоянных издержек:.
Расскажите о сайте на своей странице в соцсети: Лекция 5. Издержки производства Ключевой участник рынка - производитель. С него начинается цикл товара производство - распределение - обмен - потребление. Чтобы что-то распределять, менять и потреблять, надо это сначала произвести.
Производя товар экономическое благо , производитель несёт затраты издержки. Экономические издержки производства - расходы, которые несёт производитель, создавая экономическое благо. Главная статья издержек - приобретение ресурсов производства. Экономические издержки можно разделить на две группы: - внутренние, или неявные - это издержки в виде расходования собственных ресурсов, принадлежащих фирме.
Кривая LPAC long run average cost — долгосрочные средние издержки.
Кривая долгосрочных средних издержек будет иметь положительный эффект до пересечения Q2 и С1. Предприятию важно не выходить за пределы диапазона Q—Q2, в противном случае компания частично потеряет управляемость, а ее гибкость реагирования на внешние факторы будет снижена. Предельных Узнать, выгодно ли будет повысить темпы производства продукции или предоставления услуг, можно путем анализа предельных издержек. Анализ предельных издержек Кривая AVC — удельные переменные издержки. Кривая ATC — удельные общие издержки.
Кривая AFC — удельные постоянные издержки. Кривая предельных издержек пересекает кривые переменных и общих издержек производства в их минимальных точках А и В соответственно. Издержки и цена Продемонстрировать зависимость издержек от цен на продукцию позволяют кривые предельных и удельных общих издержек. Зависимость от цены На графике: Р1 — рыночная цена превышает минимальное значение удельных общих издержек ATC , бизнес может рассчитывать на прибыль при определенном объеме выпуска; Р2 — цена на продукцию соответствует минимальному значению ATC, это значит, что бизнес может работать исключительно в точке минимума ATC, в противном случае фирма будет терпеть убытки; Р3 — минимальные издержки производства превышают цену продукции, в этом случае бизнес является убыточным. Как сократить издержки Для минимизации издержек предприятию рекомендуется предпринять ряд действий.
Рассмотрим в статье их подробнее. Сокращение Оптимизировать средние переменные издержки. Например, найти поставщиков сырья с более низкими ценами или взять в использование альтернативные более дешевые виды материалов, чтобы снизить себестоимость готового продукта.
Конечно, возможны и другие распределения прав собственности.
Мы могли бы вообразить систему законодательства, при которой у A имеется право курить сколько угодно, и тогда B пришлось бы давать A взятку, чтобы тот сократил свое потребление дыма. Это соответствовало бы начальному запасу, обозначенному на рис. Эти две точки имеют различные характеристики с точки зрения распределения, но с точки зрения эффективности они одинаково хороши. На самом деле причин ограничиваться рассмотрением лишь указанных двух эффективных точек нет.
Как обычно, существует целая контрактная кривая, эффективных по Парето распределений дыма и денег. Если индивиды вольны обмениваться обоими указанными товарами, то, как нам известно, они, в конечном счете, окажутся где-то на этой контрактной кривой. Точное положение, в котором они окажутся, будет зависеть от их прав собственности в отношении дыма и денег и от конкретного механизма, которым они воспользуются при осуществлении обмена. Один из механизмов, который они могли бы использовать для осуществления обмена, — ценовой.
Как и раньше, мы могли бы представить себе, что некий аукционщик выкрикивает цены и спрашивает, сколько товаров готов купить каждый из индивидов по этим ценам. Если бы в точке начального запаса у индивида A имелось право собственности на дым, то он мог бы обдумать вопрос о продаже части своих прав на курение индивиду B в обмен на деньги B. Аналогичным образом, если бы B были даны права на чистый воздух, то он мог бы продать часть своего чистого воздуха индивиду A. Если аукционщику удается найти комбинацию цен, при которой предложение равно спросу, все обстоит замечательно: перед нами — славный исход, эффективный по Парето.
Если существует рынок дыма, то конкурентное равновесие будет эффективным по Парето. Более того, конкурентные цены, как и в стандартном случае, будут измерять предельную норму замещения двух товаров. Проведенный нами анализ — точно такой же, как и обычный анализ с применением ящика Эджуорта; он лишь описан для несколько других условий. До тех пор пока имеются четко определенные права собственности в отношении того товара, который связан с внешним эффектом причем то, кому принадлежат эти права собственности, значения не имеет , индивиды могут в процессе обмена придти из точек своего начального запаса к распределению, эффективному по Парето.
Если для поощрения такого обмена между индивидами мы захотим учредить рынок, на котором торгуют данным внешним эффектом, это также приведет к указанному результату. Проблема возникает лишь тогда, когда права собственности четко не определены. Если A полагает, что имеет право курить, а B считает, что имеет право на чистый воздух, возникают трудности. Практические проблемы, связанные с внешними эффектами, обычно возникают из-за плохо определенных прав собственности.
Мой сосед может считать, что имеет право играть на трубе в 3 часа утра, а я могу считать, что имею право на тишину. Фирма может считать, что у нее есть право сбрасывать в атмосферу, которой я дышу, загрязняющие ее вещества, я же могу считать, что этого права у нее нет. Вследствие нечеткого определения прав собственности возможно неэффективное производство внешних эффектов, а это означает, что имеются способы повысить благосостояние обеих заинтересованных сторон путем изменения производства внешних эффектов. Если же права собственности определены четко и имеются механизмы, позволяющие людям вести переговоры между собой, то люди могут обмениваться своими правами на производство внешних эффектов точно так же, как обмениваются правами на производство и потребление обычных товаров.
Квазилинейные предпочтения и теорема Коуза Выше утверждалось, что до тех пор пока права собственности определены четко, результатом обмена между индивидами будет эффективное распределение внешнего эффекта. Вообще, количество внешнего эффекта, возникающее при эффективном решении, будет зависеть от распределения прав собственности. В случае с двумя соседями по комнате количество производимого дыма будет зависеть от того, кому принадлежат права собственности, — курильщику или некурящему.
Внешние издержки
Издержки производства и обращения | Современный предприниматель | Главная» Новости» Страховые выплаты издержки постоянные или переменные. |
Издержки производства и обращения | Современный предприниматель | Внешние воздействия могут быть отрицательными, когда деятельность одной стороны вызывает издержки другой стороны, или положительными, когда деятельность одной стороны приносит прибыль другой. |
Внешние издержки | На явные (бухгалтерские) издержки влияет общая сумма затрат фирмы на внешние ресурсы (резервы, которые не принадлежат компании). |
Тема 7. ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА | Пример. • Потери урожая от дополнительного бычка составляют альтернативные издержки производства бычков. |
Внешние затраты | издержки производства, которые предприятие перекладывает на другие предприятия или общество в целом: загрязнение окружающей среды и т.п. |
Главное меню
- Какие существуют виды издержек на предприятии
- Что такое издержки и как они влияют на бизнес. Объясняем простыми словами
- Слайды и текст этой презентации
- Внешние издержки в экономике природопользования.
Внешние затраты
Внешние издержки включают затраты на сырье, энергию, налоги и таможенные пошлины. Примеры внешних издержек Экологические издержки: Возникают в результате загрязнения окружающей среды производством фирмы. Таким образом, экономические издержки содержат внешние (бухгалтерские или явные) и внутренние (неявные) издержки с входящей в неявные нормальной прибылью.
Внутренние и внешние экономические издержки
затраты на материалы и оплата труда. Ущерб – издержки кого-то другого, т.е. для предпринимателя они являются внешними издержками. Примеры таких издержек — оплата электроэнергии, расходы на сырьё, сдельная оплата труда работников (то есть зависящая от объёма работы). Примером отрицательного внешнего эффекта могут быть издержки, которые несут владельцы пансионата из-за расположенного вблизи дымящего и сливающего в реку грязные отходы предприятия. Внешние эффекты отрицательны, когда социальные издержки перевешивают частные издержки. Отрицательные внешние издержки — внешние издержки, не получившие отражения в ценах, которые несут лица, не участвовавшие в сделке.
Издержки производства и обращения
В общем плане внешние эффекты вызываются экономическими решениями, не выраженными в рыночных ценах. Например, строительство железнодорожной станции вблизи населенного пункта является внешним эффектом для его жителей, если их не просят заплатить за это. Станция будет для жителей внешней выгодой, если они получают большую свободу поездок, и внешним ущербом, если шум поездов не дает им спать по ночам. Широко распространено мнение, что правительство должно интернализировать внешний ущерб, например загрязнение окружающей среды, используя налоги. Примером товара с отрицательным внешним эффектом внешними издержками может служить продукция, производимая на экологически "грязном" предприятии, вследствие чего люди, проживающие около этого предприятия, несут некомпенсированные потери в форме ухудшения их здоровья. Напротив, начальное образование - пример УСЛУГИ с положительным внешним эффектом внешней выгодой , так как считается, что общество в целом выигрывает от роста среднего уровня грамотности населения см. Одной из общепризнанных функций государства является сведение к минимуму отрицательных внешних эффектов частного производства и максимизация его положительных внешних эффектов. Государство может, например, облагать специальными налогами товары с отрицательными внешними эффектами и, наоборот, субсидировать или даже производить на государственных предприятиях товары с положительными внешними эффектами. Экономический глоссарий всемирного банка www. Внешние эффекты могут быть положительными и отрицательными.
Есть основания вмешательства государства для решения данной проблемы, однако Коуз утверждает, что это необязательно. Предположим, что оптимальное условие производства, когда участники рынка могут достичь максимума благосостояния это: для владельца ранчо 10 коров, для фермера 10 центнеров зерна. Но скотовод решает приобрести ещё одну корову. Чистый доход от одиннадцатой коровы равен 50 долларам. И так как это приведёт к нарушению оптимальной нагрузки на пастбище, возникнет угроза для земледельца. Из-за ещё одной коровы произойдёт потеря урожая в размере 1 центнера зерна. Можно рассмотреть два варианта. В первом: фермер может не допустить потраву и потребовать от скотовода компенсацию в размере не менее 60 долларов, а чистый доход от одиннадцатой коровы равен 50. Таким образом, скорее всего, скотовод откажется от дополнительной коровы и структура производства не изменится. Во втором варианте, хозяин ранчо может не нести ответственность за ущерб. Однако земледелец может предложить скотоводу компенсацию за отказ от одиннадцатой коровы. По теореме Коуза размер выкупа будет составлять не менее 50 долларов. В данной ситуации оба участника окажутся в выигрыше, скотовод откажется от приобретения дополнительной «неоптимальной» коровы, а структура производства вновь не изменится. Коуз приходит к выводу о том, что при любом распределении прав собственности, права переходят к той стороне, которая ценит их выше в данном случае к фермеру , а структура производства остаётся неизменной и эффективной. Если бы трансакционные издержки равнялись нулю, если бы люди соглашались твёрдо придерживаться результатов добровольного обмена, то никаких экстерналий бы не было. Не было бы необходимости во вмешательстве государства, так как никаких «провалов» рынка не наблюдалось бы. Однако в реальности, мы наблюдаем наличие трансакционных издержек. Дело в том, что ожидаемые выгоды от заключения сделки могут быть превышены высокой стоимостью получения необходимой информации, ведения переговоров и судебных дел. Следует также учитывать, что потребительские предпочтения при оценке ущерба будут значительно различаться, к примеру, один считает, что нанес ущерб в небольшой степени, в то время как, другой уверен, что ущерб был большой. Для учета данных различий, в формулировку теоремы Коуза была введена оговорка насчет эффекта дохода. Коуз считает, что стороны сами способны прийти к соглашению, без вмешательства извне. Однако для того, чтобы прийти к индивидуальному соглашению необходимо: 1 чёткое определение прав собственности; 2 сравнительно невысокая стоимость заключения договоров; 3 вовлечённость небольшого количества людей. Такое соглашение даёт возможность заинтересованным сторонам решить проблему побочных издержек и выгод. Право собственности устанавливает цену побочного результата, создавая вмененные издержки для обеих сторон. Поэтому у них возникает насущная необходимость найти пути для решения проблемы побочных результатов. Предприятия могут объединяться с целью решения проблемы отрицательных внешних эффектов. К сожалению, негативные внешние эффекты часто затрагивают множество сторон и связаны с крупными сделками. Из-за этого частными соглашениями невозможно решить проблему побочных издержек вследствие больших трансакционных издержек. В таких случаях следует положиться на государство. Если же права собственности не определены или определены нечётко, роль государства сводится к их первоначальному распределению и формированию институтов, регулирующих использование ресурса. Теорема Коуза утверждает, что при чётком определении прав собственности потребность во вмешательстве государства будет отсутствовать, рынок сумеет сам решить проблему возникновения внешних эффектов. Экономический агент, вырабатывающий внешний эффект, может возместить убытки пострадавшему лицу, или же заплатить за право его осуществления. Это зависит от того, кому принадлежит юридически оформленное право на использование ресурса, через который действует внешний эффект. В том случае, если правом на ресурс обладает виновник внешнего эффекта, то платить придётся страдающей стороне, и наоборот. Но самое удивительное состоит в том, что в любом случае будет достигаться Парето-эффективное распределение ресурсов.
Экономические издержки фото. Теория издержек производства. Экономические затраты. Экономические издержки производства. Виды экономических затрат. Издержки определение. Бухгалтерские и внутренние издержки. Бухгалтерские затраты и прибыль. Внутренние издержки. Состав издержек производства. К внутренним издержкам относятся:. Экономическое содержание издержек. Содержание производства. Содержание производителей. Издержки производства выручка и прибыль. Издержки и доходы фирмы. Издержки и прибыль фирмы. Издержки фирмы бухгалтерские и экономические. Экономические издержки фирмы включают. Экономические издержки это в экономике. Экономические издержки это кратко. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Экономические и бухгалтерские издержки схема. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль таблица. Схема бухгалтерских издержек производства. Виды издержек фирмы таблица. Разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками это. Различие внутренних и внешних издержек. Неявные издержки это. Стоимость собственного ресурса это. Неявные затраты это. Экономические издержки таблица. Экономические издержки производства: явные и неявные. Внешние явные и внутренние неявные издержки.
По английски: External costs Синонимы: Внешние издержки, Издержки перелива Синонимы английские: Spillover… … Финансовый словарь издержки внешние — Издержки производства, которые фирма перекладывает на другие предприятия или общество в целом. В первую очередь, эти издержки относятся к загрязнению окружающей среды, затраты на очищение которой вынуждено брать на себя общество. Издержки измеряются в натуральном или стоимостном, как правило, денежном, исчислении.
Издержки производства — внутренние и внешние факторы
Отрицательные внешние издержки — внешние издержки, не получившие отражения в ценах, которые несут лица, не участвовавшие в сделке. Внешние издержки— это вызванные производством и потреблением блага затраты лиц, не принимающих участия в сделке. В примере с курением студент А курит, дым создает внешний эффект, возникают общественные издержки в дополнение к его частным издержкам.
Издержки производства — внутренние и внешние факторы
Внешние издержки - это... Организации в ходе работы закупают сырье, материалы, станки и оборудование, оплачивают труд обслуживающего персонала и штата специалистов, оплачивают коммунальные платежи за израсходованную воду, энергию, пользование земельным участком или площадью офисных зданий. Все эти платежи - внешние издержки. Это отчуждаемая часть денежных средств организацией в пользу поставщика необходимого продукта или услуги. При этом поставщик - сторонняя организация, не имеющая отношения к данной компании. Также эти платежи могут называться в разных документах и отчетах как бухгалтерские или явные издержки. Это все имеет одну характерную черту - такие платежи всегда отражаются в бухгалтерском учете с точным указанием даты, суммы и назначения. Внутренние издержки Выше рассмотрено, что такое издержки внешние. Экономические издержки, они же внутренние, неявные или вмененные - второй тип учитываемых в отчетности и анализе расходов. С ними все немного сложнее.
В отличие от явных издержек, это трата собственных ресурсов, а не приобретение их у сторонней организации. А сумма, которая считается в этом случае расходами - это та сумма, которая могла бы быть получена организацией в случае, если бы те же самые ресурсы она использовала наиболее оптимальным и выгодным способом. Использование этого типа расходов не используется в точном и документально подтверждаемом бухгалтерском учете. Зато неявными издержками активно оперируют экономисты, в чьи задачи входит оценка эффективности работы организации за прошлые периоды, планирование и составление бизнес-моделей на будущие производственные процессы, а также оптимизация всех направлений деятельности коммерческого общества. Подвиды внешних издержек Производственный процесс требует капиталовложений в самые разные его составные части, без которых механизм выпуска продукции или осуществления услуг просто не будет функционировать. Внешние издержки фирмы классифицируются в зависимости от того, каким образом их цена ляжет на итоговую стоимость выпущенного продукта или осуществленной услуги. Выделяемые виды внешних издержек это: Постоянные издержки - расходы, сумма которых равными долями включается в себестоимость продукта или услуги на протяжении определенного периода времени. Они не изменяются от повышения или снижения объемов производства.
Также возможна ситуация, когда те деньги, за счет которых можно было бы выплатить дивиденды, расходуются на продвижение дела. В таких случаях для получения объективной картины экономической эффективности к внутренним издержкам следует отнести сумму дохода с заработной платой и бонусами , которые владелец бизнеса мог бы получать, если бы работал наемным директором на другом предприятии. Необходимость наличия данной статьи обусловлена тем, что какой бы ни была продолжительность периода «доходного аскетизма» у предпринимателя, рано или поздно из оборота будет изъята та сумма если не большая , которую он сам себе «задолжал». Игнорируя неотвратимость этого происшествия, владелец фирмы препятствует ведению адекватного учета и возможности сопоставления эффективности предприятия с показателями конкурентов. В некоторой литературе предпринимательскую премию приравнивают к НП. Также будет верным следующее определение нормальной прибыли: это минимальный размер платы владельцу предприятия за то, что он выполняет предпринимательские функции. Значение нормальной прибыли для оценки эффективности фирмы Экономическая природа НП заключается в том, что фактически это цена выбора конкретного бизнеса. Когда речь идет об успешном предприятии, показатель нормальной прибыли не должен быть ниже, чем упущенная прибыль от альтернативных видов деятельности. Для предпринимателя это своеобразное замещение того, что он потерял, когда не реализовал возможности в других областях. По этой причине количественный показатель НП не может быть определен никем, кроме него самого. Внутренние и внешние издержки: примеры Подытоживая описанные выше понятия, можно сказать, что неявные издержки — это сумма доходов, которая могла бы принести предприятию необходимые ресурсы в случае ее выгодного альтернативного использования. И внутренние, и внешние издержки должны быть учтены. Эта мера необходима для того, чтобы владелец фирмы получал информациею о реальных экономических конкурентных преимуществах своего бизнеса. К главным экономическим неявным, внутренним расходам относят: Сумму потенциальных трат предприятия на эксплуатацию предметов и объектов, которые принадлежат владельцу фирмы. Расходы на складские запасы, понесенные в прошедшем периоде. Сумму зарплаты, которую предприниматель сам себе не выплачивал.
Трактуя понятие внешних эффектов в широком аспекте, в зависимости от различного типа воздействий во времени, между секторами или регионами и пр. Темпоральные временные, между поколениями экстерналии. Этот тип экстерналий тесно связан с концепцией устойчивого развития. Современное поколение должно удовлетворять свои потребности, не уменьшая возможности следующих поколений удовлетворять свои собственные нужды. Порождая глобальные проблемы, исчерпывая невозобновимые ресурсы, загрязняя окружающую среду и т. Здесь принципиальным экономическим моментом является возложение дополнительных экстернальных затрат современным поколением на будущие при сложившемся техногенном развитии. Возможны и положительные темпоральные внешние эффекты. Например, освоение дешевых технологий производства энергии солнечная, ветровая и пр. Здесь же надо упомянуть о положительном воздействии на будущие поколения развития образования. Глобальные экстерналии. В масштабах планеты данный вид отрицательных экстерналий уже породил ряд конкретных проблем, например, связанных с переносом трансграничных загрязнений. Выбросы химических соединений в атмосферу, загрязнение рек и прочие экологические воздействия создают значительные эколого-экономические проблемы и дополнительные издержки у других стран. Межсекторальные экстерналии. Развитие секторов экономики, особенно природоэксплуатирующих, наносит значительный ущерб другим секторам и вызывает отрицательные внешние эффекты. Существуют и положительные межсекторальные экстерналии. Развитие одних секторов может дать значительный экономический эффект в других секторах. Например, развитие обрабатывающей промышленности за счет углубления переработки продукции и увеличения ее выхода может уменьшить затраты на добычу первичных природных ресурсов.
Главная статья издержек - приобретение ресурсов производства. Экономические издержки можно разделить на две группы: - внутренние, или неявные - это издержки в виде расходования собственных ресурсов, принадлежащих фирме. К примеру, водитель такси пользуется своим автомобилем для производства услуги по перевозке пассажиров - это его неявная издержка. Стоимость автомобиля, который изнашивается, производитель прямо не учитывает; - внешние бухгалтерские, явные - издержки на приобретение факторов производства извне, у других фирм. К примеру, водитель такси как производитель услуги по перевозке пассажиров регулярно приобретает бензин - эти затраты будут внешними издержками. Издержки можно разделить на два вида: - постоянные - издержки, прямо не зависящие от объёмов производства. Они тоже могут изменяться, но вне зависимости от изменения объёмов выпуска продукции. К примеру, арендная плата пекарни не зависит от того, сколько пирожков она выпекает; - переменные - прямо пропорционально зависят от объёмов производства.
Внешние издержки
Если существуют внешние издержки, такие как загрязнение, производитель может произвести больше продукции, чем было бы произведено, если бы производитель обязан оплатить все связанные с ним экологические издержки. Такие эффекты называются внешними затратами, если они имеют негативный характер, и внешними эффектами, если речь идет о позитивном воздействии. Приведем примеры внешних затрат. Внешние издержки очевидны и отражаются в бухгалтерских документах, поэтому их называют бухгалтерскими или явными издержками. Пример изменения переменной части издержек. Внешние издержки — это деньги, которые предприниматель передаёт другим экономическим субъектам для оплаты каких-либо ресурсов, участвующих в производстве. Можно привести пример отрицательных “внешних эффектов” загрязнение окружающей среды в результате промышленной деятельности предприятий.
Что такое издержки в ведении бизнеса
- Издержки производства — внутренние и внешние факторы
- Внешние издержки - Экономика -
- Внешнее воздействие
- Написали недавно
- Вопрос 50. Внешние эффекты и внешние издержки.. Микроэкономика ... 101.
Внешние эффекты
Утрата видов и разрушение экологических систем может иметь долгосрочные последствия для окружающей среды и для человеческого общества в целом. Транспортные проблемы: Расширение производства и увеличение объемов перевозок товаров также ведут к дополнительным транспортным проблемам, включая пробки, загрязнение шумом и выбросы вредных веществ в атмосферу. Это может приводить к снижению качества жизни в городах и негативно влиять на здоровье людей. Социальные проблемы: Производство может иметь различные социальные последствия, включая перераспределение ресурсов, неравенство и ухудшение условий жизни для определенных групп населения. Например, расширение горнодобывающей промышленности может привести к выселению местных жителей и потере их средств к существованию. Потеря жизненной среды: Производство может приводить к потере ценных природных сред, таких как влажные угодья или земли сельскохозяйственного назначения.
Экономическое содержание издержек. Содержание производства. Содержание производителей. Издержки производства выручка и прибыль. Издержки и доходы фирмы. Издержки и прибыль фирмы. Издержки фирмы бухгалтерские и экономические. Экономические издержки фирмы включают. Экономические издержки это в экономике. Экономические издержки это кратко.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Экономические и бухгалтерские издержки схема. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль таблица. Схема бухгалтерских издержек производства. Виды издержек фирмы таблица. Разница между общей выручкой фирмы и экономическими издержками это. Различие внутренних и внешних издержек. Неявные издержки это. Стоимость собственного ресурса это.
Неявные затраты это. Экономические издержки таблица. Экономические издержки производства: явные и неявные. Внешние явные и внутренние неявные издержки. Издержки фирмы явные и неявные издержки. Издержки производства неявные затраты. Внешние издержки представляют собой. Внешние экономические издержки. Примеры экономических и бухгалтерских издержек. Бухгалтерские и экономические издержки производства.
Виды издержек схема. Экономические и бухгалтерские издержки таблица. Бухгалтерские издержки и экономические издержки. Затраты фирмы бухгалтерские и экономические. Внешние бухгалтерские издержки.
В случае с образованием это будет выгода от услуг данной сферы, достающаяся обществу бесплатно. Предельная частная выгода МРВ — полезность, получаемая потребителем от дополнительной единицы блага. В нашем примере это — выгода студентов от образовательных услуг. Она определяется той максимальной суммой денег, которую студенты готовы заплатить за обучение при каждом данном объеме предлагаемых образовательных услуг.
Последствия отрицательного внешнего эффекта рассмотрим с помощью графика отраслевого равновесия рис. Точка пересечения кривых рыночного спроса и рыночного предложения E 1 определяет конкурентное равновесие на отраслевом рынке при условии отсутствия внешних эффектов. Равновесный объем производства Q 1 — тот выпуск продукции, который выберут фирмы с целью максимизации прибыли. Цена в этом случае равна Р 2, а объем производства — Q 2 — тот выпуск, который будет оптимальным с точки зрения общества. Из этого анализа можно сделать несколько выводов. Первый заключается в том, что при отрицательном внешнем эффекте не достигается Парето—эффективное распределение ресурсов. Как видно из рис. Равновесная цена Р 1 ниже эффективной цены Р 2, что объясняется перекладыванием фирмами части своих издержек на третьих лиц. Второй вывод — эффективность распределения ресурсов можно повысить путем сокращения объема выпуска с Q 1 до Q 2.
Вместе с тем при эффективном выпуске последствия внешнего эффекта полностью не устраняются, так как в любом случае производственная деятельность сопровождается загрязнением окружающей среды.
Рейтинг: Просмотров: 2450 Страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 5. Внешние издержки Внешние, или экстернальные, издержки эффекты — одна из ос- новных категорий экономики природопользования. Проблема экстер- нальности основана на понятии о собственности. Основателем этого нового направления является англо-американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1991 г. Рональд Коуза. С точки зрения двух субъектов собственности — общества и пред- принимателя, — экономические интересы различны: общество заинтере- совано в уменьшение ущерба от загрязнения, а предприниматель — в уменьшение природоохранных издержек. С точки зрения предприни- мателя, природоохранные издержки и ущерб от загрязнения окружаю- щей среды не равнозначны. Издержки по предотвращению выбросов уплачиваются из его собственного кармана. Они для него зримы, реаль- ны, ощутимы; соответственно, предприниматели заинтересованы в ми- нимизации своих внутренних издержек.
Ущерб — издержки кого-то дру- гого, то есть для предпринимателя они являются внешними издержками.