Ольга Любимова: «Москва не видела Павла Филонова 20 лет. Павел Николаевич Филонов (08.01.1883–03.12.1941) – художник-экспрессионист; лидер «русского авангарда» и создатель особого направления «аналитического искусства». К тому же Филонов обладал могучим грудным басом очень красивого тембра и говорить умел – увлекал, убеждал слушателей».
Филонов Павел
Дневниковые записи Павла Филонова, датируемые 1930–1939 годами, раскрывают личность автора, подчинившего свою жизнь неуклонному и бескомпромиссному осуществлению идеи. Человек в мире Павел Николаевич Филонов 1925 107 × 71.5 см Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Павел Николаевич Филонов родился в рабочей семье, как сам говорил, «рязанских мещан». Мужественно пережил Павел Николаевич Филонов начало войны, и даже ленинградская блокада не вынудила его покинуть заставленную картинами и рукописями крохотную комнатушку. Председатель ревкома Павел Николаевич Филонов, второй справа, в свои 34 года, действительно, выглядел молодо. ФИЛОНОВ Павел Николаевич 20 января 1883 (Москва) — 3 декабря 1941 (Ленинград) Живописец, график.
Павел Филонов — последние новости
Он сформулировал свою концепцию аналитического искусства в 1914 году. В чем неповторимость его метода в сравнении с другими художественными системами — супрематизмом Казимира Малевича, конструктивизмом Владимира Татлина, теорией и практикой расширенного смотрения Михаила Матюшина? Какова связь «Мирового расцвета» — главной идее его творчества с утопическими идеями авангарда и социально-политическими воззрениями того времени — об этом пойдет речь на лекции. Школа Павла Филонова в контексте ленинградской культуры 1920-30-х годов.
Коллектив мастеров аналитического искусства МАИ — был самой представительной школой русского авангарда и заметным явлением в ленинградской художественной жизни рубежа 1920-30-х годов.
В 1919 году художник участвовал в «Первой государственной свободной выставке произведений искусства» в Зимнем дворце. Павел Филонов представил цикл «Ввод в мировой расцвет» из 22 работ разных лет: «Пир королей», «Коровницы», «Перерождение человека», «Ломовые», «Рабочие», «Две девочки» и многие другие. Большевики трактовали слово «расцвет» в названии как торжество революции. Нарком просвещения Анатолий Луначарский говорил: «Филонов — величайший мастер.
Его трудно понять, но это не умаляет его величия, и в будущем он станет гордостью страны». Павел Филонов подарил государству два полотна: «Победитель города» и «Мать». Она была революционером: в 20 лет вступила в организацию «Народная воля», несколько лет жила в Англии, где печатала коммунистическую литературу. Серебрякова сразу сразу понравилась художнику. Они стали много общаться и вскоре поженились.
Филонов писал: «Катя, сам не знаю почему, но во мне растет чувство радости, что мы сошлись на свете и сдружились так крепко. Ты не зазнавайся, смотри. Подумаешь, какая радость, жил парень один и вдруг свалился ему на плечи такой властитель дум, как ты». В этот период Павел Филонов начал писать картины, посвященные революции. К 1922 году он закончил полотна «Формула петроградского пролетариата» и «Формула периода 1905—1921 годов».
Важнее всего для художника было изобразить движение. Разрушительную силу революции он показывал через цветовые пятна, в которых растворялись фигуры людей и животных. В 1922 году он подарил оба полотна "петроградскому пролетариату" и передал в Русский музей. Если бы он говорил не красками, пока еще, к сожалению, недоступными массам, а человеческим языком — он явился бы тем рычагом, который перевернул бы весь мир, и наступил бы рай земной. Екатерина Серебрякова В 1923 году художник опубликовал «Декларацию мирового расцвета» — теоретическую работу об аналитическом искусстве.
Это была вторая редакция манифеста «Сделанные картины», где он подробнее объяснял главную идею: живописец должен отображать не только внешний вид предмета, но и все, что он знает о нем. Павел Филонов публично отстаивал свои художественные принципы: выступал с докладами на конференциях, читал лекции о «системе мирового расцвета». Постепенно вокруг него сложился круг тех, кто разделял его идеи. У художника возникла своя школа — «Коллектив мастеров аналитического искусства». Начинающим живописцам он советовал: «Непременно начни писать дневник по искусству.
Напишешь — перечитай и исправь, сделай толково». В 1925 году Филонов с учениками получил мастерскую в Академии художеств, однако от должности профессора отказался. Павел Николаевич был очень терпелив с учениками. Например, был ученик Лукстынь. По национальности латыш, он говорил на ломаном русском языке и любил задавать нелепые вопросы.
Филонов терпеливо, очень пространно отвечал ему, стараясь быть понятным, но когда он кончал, Лукстынь задавал свой вопрос снова так, как будто Павел Николаевич ничего ему не объяснял. Это продолжалось иногда три, четыре раза. Татьяна Глебова, график. Вскоре Филонов написал картину «Формула весны». В 1929 Государственный Русский музей подготовил персональную выставку Филонова.
Однако она так и не открылась: отношение к творчеству художника изменилось. После нескольких закрытых просмотров для советских чиновников и критиков картины объявили «непонятными рабочим массам» — к 1930 году искусство становилось все более реалистичным. Вскоре Филонову перестало хватать денег. Свои картины он не продавал и зарабатывал тем, что создавал на заказ. В том же году он закончил картину «Первая симфония Шостаковича».
Он создал ее по мотивам одноименного музыкального произведения, которое услышал по радио. В 1938 году были репрессированы оба пасынка Филонова — сыновья Екатерины Серебряковой. После их ареста жену художника парализовало. Живописец ухаживал за ней несколько лет: заново учил ее говорить, ходить и писать.
Какое-то время Павел Филонов писал реалистические портреты, но в сознании его уже формировалась теория «аналитического искусства». В этом смысле "творчество" есть организованная систематическая работа человека над материалом» — писал он в манифесте «Идеология аналитического искусства» 1914-1915. Павел Филонов утверждал, что белое поле холста или бумаги — это невидимая часть природы, на которой художник должен взрастить, прорисовать линией, цветом и формой видимую и невидимую духовную сущность окружающего нас мира. Зритель, рассматривающий картину, должен видеть, как создается художественный образ, подобно тому, как растет дерево «движение организма против механизма». Понятия «Видящий глаз» и «Глаз знающий», предложенные Филоновым, определяют направленность нового искусства к области психологии творчества и научного познания. Художником изображение создается по принципу — от частного к общему.
Павел Николаевич начинает «выращивать» жизнь на своих полотнах, как ростки… После революции 1917 года Филонов работал над завершением своей работы «Аналитическая живопись». При этом он опять уделял большое внимание поиску своего особого стиля. В 1925 году он, обнаружив много последователей, основал школу в Петрограде. Эта школа была закрыта правительством в 1928 году вместе со всеми частными художественными и культурными организациями. Сталинская власть не очень-то жаловала художника, который меньше всего озабочен пропагандой побед социалистического строя и его вождей. Несколько раз выставки его работ были развернуты, но так и не открыты. И хотя сам Филонов не был репрессирован, но к нему подобрались слишком близко, арестовав мужей двух сестер.
Но это было скорее исключение, чем правило. Заказы художнику брать запрещали, пенсии лишили, а после ареста родных и близких, он, по сути, оказался предоставленным самому себе. Но, перебиваясь с хлеба на квас, Филонов верил в лучшее будущее. К сожалению, он так и не дождался окончания «черной полосы судьбы». Началась Великая Отечественная война, Ленинград был взят в блокаду. Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года. По ходатайству его учеников и с помощью Союза художников он был похоронен в отдельной могиле на Серафимовском кладбище слева от входа в храм Св.
Серафима Саровского ныне государственный Русский музей установил стелу с именем художника на его могиле и памятную доску на фасаде дома, где он жил и умер. Филонов считается одним из самых ярких художников первой трети ХХ века, но властям он был неинтересен.
Филонов Павел Николаевич
Как ни сложно искусство начала XX века, мало кто из русских живописцев этой поры с такой силой демонстрирует смятенность, порожденную поступью истории переломного времени, и одновременно стремление найти выход из запутанных противоречий, как Филонов. Его преследует мечта о «мировом расцвете» название большого цикла картин, тема драматической поэмы, опубликованной Филоновым в 1914 году с собственными иллюстрациями. В его творчестве можно найти точки соприкосновения с экспрессионизмом, утвердившимся в европейском, прежде всего в немецком, искусстве в годы первой мировой войны и выразившим страх и беспомощность перед варварством человекоубийства, перед социальным неблагополучием в мире. Творчеству же Филонова отчаяние не свойственно, он убежден, что рождается новый мир, мир Утопии. Его идеалы путаны, выражены подчас почти косноязычно, но с убежденностью. Демократизм и бунтарство проявляются в обожествлении пролетариата, его грядущего господства «Ввод в мировой расцвет», «Формула петроградского пролетариата». Это интересно: К 190-летию английского художника и общественного деятеля Уильяма Морриса Если экспрессионизм, футуризм, сюрреализм направления, во многом близкие художнику почти истерически прокламировали отказ от искусства прошлого во имя современности, то Филонов, также утверждавший принципиальную новизну своего творчества и в теории, и в практике, утверждал одновременно необходимость претворения живых традиций. Он видит задачу творчества в создании летописи Земли, добиваясь как бы стереоскопической глубины — и философской и чисто зрительной, пластической. Сотворение мира продолжается, включая напластования от неолита до цивилизации «электрического века», от первичной органической протоплазмы через растительный и животный мир к человеческому духу и интеллекту. Идеологическое, даже литературное начало, как и рационализм, анализ превалировали в творчестве Филонова. Поэтому художник не порывал с изобразительностью даже в произведениях, где «космос» картины решался как отвлеченная, лишенная реально-пространственных ориентиров среда, как комбинация геометрических форм или живое шевеление, взбухание аморфной плазмы — краски.
Лица, фигуры, предметы, почти пугающие своей конкретностью, вещностью, в его произведениях как бы выкристаллизовываются из хаоса условно-неизобразительного фона. От повышенной яркости, варварских созвучий цвета, намеренных диссонансов, которые можно отметить в его искусстве середины 1910-х годов, художник идет к почти монохромным полотнам, где объемы лепятся из некой вязкой серо-оливковой субстанции красок, смешанных на палитре, пли к произведениям, где цвет разбелен, высветлен, лишен плотности, что усиливает линейно-графический принцип построения пространства.
И в пуантилизме дошли до предельного расчленения цвета и формы до изобразительных «молекул».
В ХХ веке сезаннисты и кубисты предельно разрушили и формы, врезая в любой объём его невидимое измерение, вторую жизнь предмета, которую художнику мог бы рассказать его сосед, смотрящий на предметы с иной, неведомой стороны. Так и «аналитическое» искусство Павла Филонова — объявило и показало, что под «кожей» цвета и предмета есть иная жизнь формы-цвета, что видимая «форма [буквально] изобретается» зрителями и художниками, как и любым человеком. Что всё кругом — от формы до цвета — изобретение, идущее после разрушения формы и снятия «кожи» цвета.
Так простой человек с социального дна художнически понял самое главное в том, что к концу ХХ века узнало о себе человеческое знание. Белая картина. Мне понятна и дорога эта моя общая с ними личная и этнографическая тульско-рязанская народная природа.
Ещё интересней и важней то, что поклонник Филонова из его футуристической среды, великий теоретик литературы, петербургский профессорский сын Виктор Шкловский точно так же препарировал смыслы слов и образов, чем и создал тот язык гуманитарной науки, на котором сейчас говорит половина гуманитарного человечества. Это значит, что Филонов невольно реализовал мечту старых русских гениев о том, что только подлинно национальная русская культура становится общечеловеческой и вселенской. Филонов воевал рядовым в Первую мировую войну, делал революцию и был революционным вождём-командиром.
Он прямо делал Советскую власть в изобразительном искусстве и, конечно же, был бескомпромиссным коммунистом.
Жесткой геометризации форм, приведшей искусство в тупик, художник противопоставил необходимость изображать не только предмет, но и невидимые сложные внутренние движения в природе и духовном мире человека. Организм против механизма — так можно определить пафос его позиции. Одним из главных положений аналитического метода стал принцип сделанности, когда организм художественного произведения должен расти, как растет все живое в природе. Такая живопись — не состояние, а процесс, подобный биологическому. В выставочных залах Новосибирского государственного художественного музея будут представлены почти все периоды жизни и творчества художника и это позволяет проследить, как развивалась его идея аналитического искусства.
Филонова сложилась группа из нескольких десятков учеников и последователей, которых он называл «Мастера аналитического искусства» МАИ. Филонов делил «… художников на две категории: у одних - «видящий» глаз, у других - «знающий». Первые замечают в предмете только видимые или только невидимые его особенности. А вторые связывают воедино видимое и невидимое, предметное и беспредметное. Дают «формулу предмета». Мне так нравилась эта идея! Я находил, что и к актёрскому творчеству она приложима. В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. В сущности, они признают только учеников, последователей или же равных себе оппонентов. Бытовые же формы общения для них излишни, неувлекательны, и это вполне естественно, особенно если учесть их обострённое чувство быстротечности жизненного времени». Райкин А.
«Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов
Author of Filonov, Pavel Filonov, Pavel Filonov, Dnevnik, Pavel Nikolaevich Filonov, Pavel Filonov, ochevidets nezrimova, Analiticheskoe iskusstvo, Pawel Filonow und seine Schule (German Edition). художник-авангардист, ныне почитается как один из лидеров русского авангардного искусства и основатель аналитического искусства. Картины и биография Филонова Павла Николаевича в социальной сети коллекционеров и дилеров живописи Артхив. Главные новости о персоне Павел Филонов на
Плачь, а рисуй! В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «Школа Филонова»
Алиса Любимова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины ХIX — начала ХХI веков Государственного Русского музея: «Он был особенный мастер, его даже художники, не относящиеся к ученикам, например, Исаак Елизак называли Кальвином Лютером. То есть сравнивали с такими жесткими деятелями, которые жестко ограничивают волю, творческие какие-то порывы своих учеников». Ни один из экспонатов нельзя увидеть на постоянной экспозиции в Русском музее. К более чем 100 произведений искусства широкая публика получит доступ впервые. Ряд живописных работ доставили в Петербург из частной столичной галереи.
Очевидец незримого В «Зарядье» открылась выставка «Павел Филонов. Давайте я вам объясню, почему сходить надо обязательно. Авангардистов у нас не любят. Всяких Малевичей и Кандинских народные массы искренне считают удачливыми жуликами. Прохиндеями вроде твеновских Герцога и Короля, которые впарили свихнувшимся от денег толстосумам вместо «Королевского жирафа» - «Черный квадрат». И на выставки их ходить не любят. Что там смотреть — цветные пятна? А я вот люблю авангардиста Павла Филонова. Потому как авангардист Павел Филонов очень нетипичный.
В отличие от двух других представителей «большой тройки» русского авангарда, Малевича и Кандинского, он до сих пор не канонизирован и, по большому счету, малоизвестен. И исключительно по своей вине. Малевича и Кандинского зачислили в мировой пантеон классиков еще сто лет назад, Филонова же мир открывал в самом конце XX века. Дело в том, что Филонов практически никогда не продавал своих работ, а уж тем более — на Запад.
Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства. Срок обработки персональных данных является неограниченным.
Кроме этого, главные теоретические термины Филонова - «аналитическая живопись», «формула» и «сделанность» - все еще не поддаются окончательному определению, несмотря на его усилия объяснить и распространить мировой расцвет своего мировоззрения. Даже дневники Филонова и его жены лишь слегка приоткрывают внутренний мир художника и его путь в искусстве. Сборник выходит в свет вслед за международным симпозиумом «Пропевень о проросли мировой: Поэзия и Живопись Павла Филонова», прошедшим в прошлом году в Центре исследований им. Пола Гетти в Лос-Анджелесе. В рамках симпозиума были прочитаны лекции и исполнена первая часть поэмы «Пропевень о проросли мировой», после чего состоялось обсуждение этой постановки. Спонсируемый Институтом современной русской культуры и Университетом Южной Калифорнии «Пропевень о проросли мировой» состоялся не только как общественный форум с целью более широкого исследования жизни и искусства Филонова, но и как лаборатория для анализа конкретных проблем и частных вопросов, связанных с мировоззрением художника, таких, например, как процессы разложения и реэволюции, смертное и девичье в немецком Ренессансе, Первая мировая война, драматическая структура «Пропевени о проросли мировой» и др. Главная цель выпуска - содействовать большему пониманию одного из самых загадочных художников в истории современной русской культуры, равного по высоте и значению таким творцам русского авангарда, как Казимир Малевич и Владимир Татлин. Так, в сборник включены статьи, освещающие малоизвестные аспекты жизни и творчества Филонова, особенно его раннего периода. Юлиан Халтурин, например, пишет об учебе Филонова в мастерской Дмитриева-Кавказского; Ирина Пронина исследует соотношения реальных мест и пейзажей Филонова; Николетта Мислер соединяет ранние работы художника с традициями немецкого Ренессанса; Людмила Правоверова напоминает нам о плотных философских слоях, ставших основанием мировоззрения Филонова; Николай Школьник подчеркивает достижения Филонова в качестве дизайнера и художника прикладного искусства; Евгения Петрова дает переоценку понятия «коммунист Филонов»; Галина Марушина повторно «посещает» трагическую «невыставку» Филонова 1929 года; а Наталия Скоморовская напоминает о том, как относились к Филонову советские бюрократы и аппаратчики. Комментарии Ирины Карасик и Елены Спицыной во многом способствуют раскрытию всестороннего контекста этих публикаций. Подобно Велемиру Хлебникову и Михаилу Врубелю, Филонова часто посещали яркие видения, и он был измучен жестоким напряжением между призраком эстетики и его бледным отражением, мгновенно схваченным в визуальном отчете, между внутренней идеей и ее внешним образом.
140 лет со дня рождения художника Павла Филонова
Павел Николаевич Филонов скончался от истощения в первую же блокадную зиму — 3 декабря 1941 года. Опубликовал: Главный редактор в Новости, Филонов Виктор Петрович 26.04.202420:39 Комментарии к записи В Сочи почтили память героев – ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС отключены 129 Просмотров. 3 декабря 1941, Ленинград) - русский, советский художник (художник−исследователь, как он официально именовал себя сам), поэт, один из лидеров русского авангарда; основатель, теоретик. Рассказала в эфире "России-24" руководитель регионального штаба Комитета семей воинов Отечества Мария Филонова.
«Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов
К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. О трудном возвращении в музей рассказывает в фильме директор Русского музея В. Непростой была история их возвращения. В Русском музее была создана комиссия, которую возглавил директор музея В. Были тщательным образом исследованы работы, хранящиеся в Русском музее, рисунки, найденные в центре Помпиду и фотографии работ художника, сделанные его сестрой. На основании сравнительного анализа всех работ и фотографий были сделаны выводы о подлинности найденных во Франции работ. Павел Филонов «Очевидец незримого» Фильм снят в 2006 году по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова.
Из фильма зрители узнали от директора Русского музея В. Гусева о непростых обстоятельствах жизни Филонова и о главных постулатах его творчества. Павел Филонов считал художественную форму инструментом для познания мира. Он считал своё искусство аналитическим, заявляя, что «кисть — микроскоп, вход в дверь мироздания». Он считал, что художник должен писать не красивые события, а реальные события окружающего мира. На выставке экспозиция работ художника сопровождается звукорядом. Таким образом, мы можем слышать его своеобразную, ни на что не похожую мелодию в искусстве.
В 1929—1931 в Государственном Русском музее была подготовлена персональная выставка Филонова не открылась. В 1931—1933 руководил работой МАИ по иллюстрированию финского эпоса «Калевала» для издательства Academia. Пушкина прошли ретроспективные выставки «Павел Филонов. Очевидец незримого». Филонов — один из ведущих мастеров русского авангарда. Он был захвачен искусством архаики, постигал его поэтическую и пластическую сущность, стремясь добраться до самых истоков искусства, и выработал свой собственный неповторимый стиль. При этом Филонов всячески подчеркивал необходимость мастерства или «сделанности» — тщательной выписанности каждой детали, каждого звена «каждого микрона изображения» , добиваясь эффекта живого движения материи. Любое явление художник воспринимал во множестве измерений, свои впечатления и наблюдения он совмещал в одном изображении на рисунке или картине. Синтез архаики и современной аналитики составляет основу филоновского стиля.
На его мировоззрение огромное влияние оказали строгая академическая выучка Филонов высоко ценил таких мастеров как И. Айвазовский и В. Верещагин, прекрасно владевших техникой живописи и рисунка , искусство символизма, в особенности творчество М. Врубеля, работы мастеров Северного Возрождения и неопримитивизм. Жизнь самого Филонова была подобна легенде: он жил как подвижник, убежденный и преданный своим идеям, своему искусству, которое, по его мнению, способно активно влиять на людей, никогда не продавал свои картины, мечтая передать их государству для организации Музея аналитического искусства.
Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
После переезда в Петербург в 1897 году Филонов поступил в живописно-малярные мастерские и по окончании оных работал «по малярно-живописному делу». Параллельно, с 1898 года он посещал вечерние рисовальные классы Общества поощрения художеств, а с 1903 — учился в частной мастерской академика Л. Дмитриева-Кавказского 1849—1916. Филонов путешествовал по Волге, Кавказу, посетил Иерусалим. Завершив занятия в частной мастерской, Филонов пытался трижды поступить в Петербургскую Академию художеств; в 1908 г. К 1910 г. Гуро и М. Матюшина; к зиме 1910 г. Филонов участвует в выставках и мероприятиях «Союза…» до его распада в 1914 г. В 1912 г.
Филонов пишет статью «Канон и закон», где уже ясно сформулированы принципы аналитического искусства: антикубизм, принцип «органического» — от частного к общему. Филонов не отрывается от природы, как кубисты, но стремится её постичь, анализируя элементы формы в их непрерывном развитии.
«Бегство в Египет», Павел Николаевич Филонов
Затем он написал и предъявил публике картины "Крестьянская семья" и "Пир королей", которые произвели неприятное и угнетающее впечатление из-за асимметричных неестественно-вытянутых фигур и контрастной, режущей глаз цветовой палитры. Почувствовав, что произведения требуют пояснений, в 1912 году Филонов написал эссе под названием "Канон и закон", где сформулировал творческие принципы собственного метода. Эта статья, созданная под влиянием поэта Велимира хлебникова, ставшего другом Павла, положила начало ряду литературных произведений. Художник также иллюстрировал книги поэта, одна из которых представлена в экспозиции.
Со всей очевидностью картина соответствует евангельскому сюжету "Святое семейство". После распада "Союза молодежи" Филонов объединился с бывшими участниками кружка и выпустил творческий манифест, который стал продолжением "Канона и закона". Каждый мазок кисти авторы назвали атомом или "единицей действия", состоящей из слияния формы и цвета, а основополагающим принципом рисования предлагали считать естественные действия матери-природы.
Сами полотна Павел предложил называть "формулами", имея в виду емкость содержания и многообразие визуальной информации. Следуя этим тезисам, Филонов написал серию картин "Ввод в мировой расцвет", которая стала яркой иллюстрацией манифеста. Без названия, 1923 год.
Первая мировая война и последовавшая за ней Октябрьская революция на некоторое время оторвали Филонова от творческого процесса. Художник вернулся к публике в 1918 году, став гвоздем программы выставки, устроенной в Зимнем дворце среди представителей разных жанров, стилей и направлений. С 1918 по 1922 годы он создал десяток выдающихся работ, среди которых самыми заметными были "Формула петроградского пролетариата", "Победа над вечностью" и "Формула космоса".
При жизни П. Филонова не было ни одной выставки — в 1930 году его первую персональную выставку, уже развешанную в залах Русского музея, советские власти запретили. Сам художник запрещал продавать свои картины, считая их достоянием пролетариата. Филонов — «… наиболее сильный из известных мне примеров человеческой одержимости. Филонов был исступленно предан своему искусству.
Он жил аскетично, нередко голодал - не потому, что не мог заработать, а потому, что не хотел зарабатывать себе живописью. Вёл он себя нетерпимо, не соглашался ни на малейшие компромиссы. Судя по воспоминаниям его сестры, Евдокии Николаевны Глебовой, обстановка его мастерской - она же жилище - была самая спартанская. К другим художникам он относился в лучшем случае критически, а чаще - просто не признавал. Опять же из-за своей одержимости он не мог не отвергать все иные художественные школы и направления.
Только свою живопись он считал подлинной, свою манеру считал революционной.
Бумага, акварель. Вторая половина 1920-х.
Бумага, масло. Крестьянская семья Святое семейство. Портрет А.
Азибера с сыном. Портрет Е. Глебовой Филоновой.
Сестра художника. Симфония Шостаковича.
Я была у него там.
Жил он в небольшой темной избе, с маленьким окошком, с соответствующей обстановкой. Была осень — сыро, холодно… Как он мог там работать? В темноте, с керосиновой лампой?
Зимой 1910 года Филонов закончил картину «Головы». Ее представили на второй выставке «Союза молодежи» как «Картину без названия». Среди лиц он изобразил и себя в левом нижнем углу.
Через семь месяцев было готово еще одно полотно — снова «Картина без названия». В 1912 году обе работы участвовали в московской выставке «Ослиный хвост», которую организовали авангардисты Михаил Ларионов и Наталья Гончарова. Творчество Филонова высоко оценили критики.
Картину «Головы» за большую сумму приобрел коллекционер Левкий Жевержеев. В 1912 году вышла статья Павла Филонова «Канон и закон», в которой художник выступил с резкой критикой кубизма и изложил свое видение искусства. Он утверждал, что кроме формы и цвета есть целый мир невидимых явлений и взаимодействий.
Живописцу недостаточно изобразить только внешнее восприятие объекта — ему нужно выявить законы его развития, эволюции. Филонов писал: «Позволь вещи развиваться из частных, до последней степени развитых, тогда ты увидишь настоящее общее, какого не ожидал». По мнению художника, картина должна была развиваться из точки, как произрастающее зерно.
В статье Филонов впервые ввел термин «аналитическое искусство». Он вспоминал: «Сам себе сделал «заграничную поездку», которую получали ученики-конкуренты, кончавшие академию, чтобы ознакомиться с западным искусством». Художник изучал фрески эпохи Возрождения, побывал в Лувре, где увлекся творчеством живописца Иеронима Босха.
В 1913 году Филонов вернулся в Россию и написал сразу несколько картин: «Ночь на Лиговке», «Россия после 1905», «Мужчина и женщина». В этом же году на «Выставке картин внепартийного Общества художников» вывесили большое полотно Филонова «Пир королей». Темные краски с красноватым свечением, костяные руки и пустые глазницы, люди-призраки на тронах и скрюченные фигура раба — современники восприняли работу как предзнаменование войны.
Расположение фигур отсылало к «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Мертвецы величаво и важно ели овощи, озаренные подобным лучу месяца бешенством скорби». Евдокия Глебова вспоминала: «Сестра Мария Николаевна и я помогали брату.
Хорошо помню, как мы трудились над какой-то огромной слезой». Однако сразу же после выпуска тираж изъяли: цензура усмотрела в рисунках порнографию. В 1914 году художник попробовал себя в роли оформителя еще раз и создал иллюстрации к сборнику Хлебникова «Изборник».
В 1914 году Филонов выпустил манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков «Сделанные картины» с лозунгом «Мировой расцвет». Художник писал от имени апостола, зовущего к новой вере: «Делайте картины и рисунки, равные нечеловеческим напряжениям воли, каменным храмам Юго-Востока, Запада и России, они решат вашу участь в день страшного суда искусства и знайте, день этот близок». Лето того же года художник провел у сестры на даче.
Он закончил картину «Крестьянская семья» и даже начал писать стихи. Весной 1915 года вышла книга живописца «Пропевень о проросли мировой» — с фольклорными историями на языке, который придумал он сам. До конца 1915 года Павел Филонов успел написать еще два полотна: «Германская война» и «Цветы мирового расцвета».
Он работал маленькой кистью. Каждая точка, которую Филонов ставил на картине, символизировала атом. Живописец как будто создавал сложные организмы из частиц.
Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи прорабатываемый цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом. Павел Филонов Осенью 1916 года Павла Филонова призвали на войну и отправили на румынский фронт.
После революции солдаты избрали его председателем Военно-революционного комитета Отдельной Балтийской морской дивизии. Филонов вспоминал: «Я был на войне 1,5 года, и, к счастью, меня выбрали в комитет и этим спасли меня». В 1918 году художника направили в Петроград, чтобы передать знамена полков в революционный штаб.
Павел Филонов
В годы моей юности Павел Николаевич Филонов был очень популярен, особенно среди молодёжи, настроенной воинственно по отношению к академизму. Павел Николаевич Филонов, русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ о выдающемся русском художнике, Павле Николаевиче Филонове (1883-1941), погибшем в первые месяцы. Павел I — сын Петра III и Екатерины II — императором стал в 42 года. Павел Николаевич Филонов родился 8 (21) января 1883 года в Москве в семье мещанина, то есть в семье, формально по сословной принадлежности выше, чем. В выставочном центре «Табакалера» (Малага, Испания) открылась ретроспективная выставка творчества одного из лидеров русского авангарда Павла Филонова. Событие заметное: первая выставка Филонова в Испании преподносит почти. Павел Николаевич Филонов (1883–1941) – великий русский художник, один из лидеров русского авангарда, основатель и теоретик аналитического искусства.