С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал ее “Хованщина”» (1872), продолжается крестный и славный путь оперы. Мусоргский работал долго и трудно, начинал и бросал свои сочинения: к моменту смерти композитора в 1881 году «Хованщина» за исключением финальной сцены последнего акта была готова в клавире. 2022 2 сентября оперой М. П. Мусоргского "Хованщина", осуществление проекта стало возможным благодаря национальному проекту.
«Актуально, как сейчас»: с аншлагом в Казани впервые в истории прошла опера «Хованщина»
Евгений Никитин Шакловитый нарисовал нещадного подлеца в сцене убийства Ивана Хованского всеми возможными сценическими средствами. Тихой душераздирающей кульминацией была выстроена последняя сцена третьего действия. Во всяком случае субъективно, она воспринималась кульминацией всего исполнения оперы. Сцена самосожжения раскольников в финале оперы не произвела уже такого глубокого впечатления. Красочный по оркестровке, по словам Гергиева "здесь должен гореть оркестр", симфонический завершающий эпизод уступил по глубине воздействия хору a capella в сцене Князя Ивана Хованского с обреченными стрельцами. Фото: thesarafan. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел.
Первая редакция произведения принадлежит Римскому-Корсакову.
Здесь ее пели очень многие певцы. У нас достаточно большая и сильная семья артистов, и конечно мы очень рассчитываем на то, что и следующее поколение тоже найдет в этой великой русской опере возможности для укрупнения своего театрального музыкального дарования".
В этом спектакле состоялись дебюты трех замечательных вокалистов Мариинского театра - баритона Алексея Маркова в парти и боярина Шакловитого, тенора Ильи Астафурова в партии Подьячего и обладательницы Гран-при XVII международного конкурса им. Чайковского меццо-сопрано Зинаиды Царенко в роли раскольницы Марфы. Вере в спасение ее души и души Андрея Хованского, что все-таки они будут вместе на небесах, несмотря на то, что при жизни Марфа не получает от Андрея тех взаимных чувств, о которых мечтает.
У нее невероятно сильный характер, мощный внутренний стержень и непоколебимость решений. Ее знание "сил потайных" дает еще большую многогранность ее характеру, она ясно видит, что будет дальше, и это ее нисколько не страшит. Образ Марфы невероятно многогранен и многие великие певицы прошлого годами выкристаллизовывали его, с каждым разом внося в него что-то новое, обогащая его различными оттенками эмоций.
Для своего дебюта я постаралась вникнуть в характер и побуждения моей героини, но в то же время понимаю, что это только начало моей работы над этим образом". Зинаида Царенко достигла в этой партии искреннего уровня понимания внутреннего мира своей героини, способностью проникнуть в глубины любящей женской души.
Этим объясняется необычная — с точки зрения традиционной оперной драматургии — пассивность, бездеятельность главных героев «Хованщины». Их поступки уже не могут повлиять на ход событий, им остается только ждать неизбежного конца. Таким образом, время становится центральным элементом сюжета и драматургии «Хованщины», событийного и символического планов оперы.
Статья поступила в редакцию: 12. Список источников [1] Блаженный Августин 2013 — Блаженный Августин. Сергеенко; отв. Санкт-Петербург: Наука, 2013. История государства Российского: в 12 т.
Москва: Наука, 1989. Историзм художественного мышления М. Москва: Памятники исторической мысли, 2011. Литературное наследие: Письма. Орлова и М.
Москва: Музыка, 1971. К проблеме поэтики жанра. Санкт-Петербург: Сударыня, 2006. Мусоргского: от источниковедения и текстологии к драматургическим концепциям и философии истории: автореферат дис.
Интересным моментом стало переодевание в сценический костюм, который помог более полно вжиться в роль. Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем!
Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях. Было заметно, как волновались солисты. Для кого-то это было впервые. Этот опыт мне понравился, но я думаю, что это не для меня: для такой работы буквально нужно жить театром. Хотелось знать, что происходит на сцене, и каждую свободную от игры минутку я поглядывала туда. Обстановка в яме мне показалась интересной: ничего не видно, кроме дирижёра, светящегося пульта и краешка сцены. Наблюдая за работой дирижёра, который управлял двумя коллективами одновременно, я убедилась, что это очень сложно.
В Астрахани прошла грандиозная премьера оперы “Хованщина”
«Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. Легендарная "Хованщина" в исполнении артистов Мариинки на родине Модеста Мусоргского. Композиция «Хованщины» Мусоргского в кратком содержании проявляется наличием двух линий: рядом политических (государственных) событий и романтическими переживаниями героев. В 2022 году 10-ти летие Русских опер в Астраханском кремле с постановкой оперы М.П. Мусоргского «Хованщина» также было ознаменовано победой в грантовом конкурсе.
9/21 февраля 1886 года состоялась первая постановка оперы "Хованщина" М. Мусоргского
Культурное событие проходит в рамках нацпроекта «Культура» Основные сцены спектакля развернулись в центре Соборной площади. Во время спектакля там возвышались огромные декорационные деревья и годичное кольцо дерева. В работе над творческим проектом участвовали более 600 человек: артисты, работники цехов, административный состав. Сделано более 450 сценических костюмов, сообщает пресс-службы регионального минкульта. Годичные кольца деревьев могут рассказать нам о катаклизмах прошлого - о засухах и пожарах, так и наши кольца показывают историю «Хованщины», — отметил режиссер-постановщик Константин Балакин.
России Л. Тадтаева Балетмейстер — лауреат Всерос. Бутримович Художник по костюмам — А.
Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности.
Мамаев «Хованщину» Мусоргский назвал народной музыкальной драмой. Поэтому постановка лишена декоративности и вычурности. Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви. Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники.
Исторической основой для «Хованщины» стали события, произошедшие на Руси после 1682 года, когда после смерти царя Фёдора Алексеевича власть фактически перешла к царевне Софье, хотя официально коронован был десятилетний Пётр. После случившегося в мае стрелецкого бунта фактически властвовал князь Иван Хованский этот период известен как «хованщина». Мусоргский же использовал не только события конкретно этого бунта, но и второго 1689 и некоторые фрагменты третьего 1698 , после которого власть окончательно перешла к Петру I. Перейти к разделу «Историческая основа сюжета» История создания оперы «Хованщина» связана с различными этапами и влиянием различных личностей. Первоначально всю оперу оркестровал Николай Римский-Корсаков, внесший существенные изменения, такие как дополнение связующих элементов, изменение тональности и удаление некоторых фрагментов. Партитура Римского-Корсакова была опубликована в 1883 году, но вызвала критику за изменения, не всегда соответствующие замыслу Мусоргского.
«Хованщина»
В музее открывается выставка Александра Соловьёва «Знакомая незнакомая Астрахань» 01. Мусоргского «Хованщина» в Астраханском кремле под открытым небом. Культурное событие проходит в рамках нацпроекта «Культура» Основные сцены спектакля развернулись в центре Соборной площади. Во время спектакля там возвышались огромные декорационные деревья и годичное кольцо дерева. В работе над творческим проектом участвовали более 600 человек: артисты, работники цехов, административный состав.
Стрелецкие войска, обвиняемые в бунте и сопровождаемые плачущими женами, должны быть казнены, но их милует Петр. Досифей после длительных тяжелых размышлений решает призвать старообрядцев сжечь себя. Марфа и Андрей Хованский вместе идут в пламя костра. При появлении петровских войск остаются только обгорелые руины. В обеих постановках принимал участие Фёдор Шаляпин, который как выполнял организационные задачи, так и исполнял партию Досифея. Вслед за этим последовала постановка в Париже 1913 года, для которой Игорь Стравинский написал свою версию финальной сцены.
В XX веке география постановок «Хованщины» постепенно расширялась, над оперой работали многие известные режиссёры, а партии исполнялись звёздами оперной сцены по всему миру. В 1958 году Дмитрий Шостакович создал свою версию оркестровки, которая стала популярной, на её основе в 1959 году был создан фильм-опера «Хованщина». В 2018 году в Ростовском музыкальном театре состоялась постановка с версией финала Игоря Стравинского. В плане музыки и драматургии Мусоргский использовал свойственные ему подходы, в частности, наделение персонажей индивидуальными характерами, которые подчёркиваются музыкой, а также использование народных песен и сочинение новых в похожем стиле. Помимо этого в оперу введена балетная сцена. Мусоргский объединял при создании оперы жанры эпопеи, хроники и лирико-психологической драмы, в результате чего музыковеды стали использовать термин «монтажной структуры» применительно к построению оперы.
Автор издания The Financial Times назвал эту постановку «Хованщины» блистательным совместным успехом Ла Скала и Мариинского театра: «Гергиев не разочаровал. Вызывающие сострадание плачи, первозданные акустические пейзажи, пронизанные тонкими нюансами, а в нужные моменты — мрачная глубина. Великолепный подбор солистов, в основном из Мариинского театра, довершал захватывающую драму». Критик газеты La Stampa отметил, что опера оказалась созвучна сегодняшнему дню: «В течение четырех часов публика была загипнотизирована сложной историей России конца XVII века.
Эти события и персонажи, столь далекие от сегодняшнего дня, необъяснимым образом обрели современное звучание, острота и напряжение которого спали только во время финальной 30-минутной овации.
В 13:00 в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится концерт Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», цикл «Картинки с выставки». В программе возможны дополнения. В 15:00 на сцене Псковского академического театра драмы им. Пушкина пройдет камерный концерт солистов оперы Мариинского театра. Партия фортепиано — Юрий Кокко.
Уфимский государственный институт искусств имени Загира Исмагилова
Воздух как будто сгущается от творения великого классика Модеста Мусоргского − оперы "Хованщина". «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. Опера «Хованщина» в Театре Станиславского представляет собой народную музыкальную драму, которая по своей уникальности могла бы стать самой «русской» оперой. Таким образом, опера Мусоргского «Хованщина» отображает исторические события прошлых лет.
Премьера оперы "Хованщина"
Танец Персидок из оперы Мусоргского "Хованщина", исполняет заслуженная артистка России, солистка Мариинского театра, Александра Иосифиди, Mariisnky – 2012. Возобновление оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского, режиссер Александр Титель. «Хованщина» – последняя опера Модеста Мусоргского. В рамках долгосрочного проекта Государственной филармонии Костромской области «Русская национальная патриотическая опера на костромской земле» на этот раз прозвучала одно из величайших творений М.П. Мусоргского «Хованщина». Итак опера Мусоргского "Хованщина". Сюжет оперы о времени борьбы за престол царевны Софьи и Петра 1. Не буду пересказывать сюжет, в нём много действующих лиц и всевозможных политических интриг, напишу только что мне понравилось в этой опере.
7 интересных фактов об опере «Хованщина» М.Мусоргского
В его программе также запланирован концерт с участием солистов Государственного академического Большого театра России ГАБТ , театров «Новая опера» и «Геликон-опера» в сопровождении Рязанского Губернаторского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина и многое другое. Важно и то, что в объявленный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным год Сергея Рахманинова к 150-летию со дня его рождения в программу включены произведения гениального русского композитора», — сказал собеседник агентства. Источник: ТАСС.
В его программе также запланирован концерт с участием солистов Государственного академического Большого театра России ГАБТ , театров «Новая опера» и «Геликон-опера» в сопровождении Рязанского Губернаторского камерного оркестра под управлением Сергея Проскурина и многое другое. Важно и то, что в объявленный президентом России Владимиром Владимировичем Путиным год Сергея Рахманинова к 150-летию со дня его рождения в программу включены произведения гениального русского композитора», — сказал собеседник агентства. Источник: ТАСС.
Основной концептуальный элемент это годичные кольца, которые отсылают к нашей великой и трагической истории. Годичные кольца деревьев могут рассказать нам о катаклизмах прошлого — о засухах и пожарах, так и наши кольца показывают историю «Хованщины», — отметил режиссёр-постановщик Константин Балакин. Фото: пресс-служба губернатора АО «В этом году «OperaFirst» предлагает гостям насыщенную программу: опера «Хованщина», продолжающая традиции известного проекта «Русские оперы в Астраханском кремле», День России и Дни стран Каспия, где гости смогут познакомиться с культурой каждого государства, масштабный гала-концерт со звездами мировой сцены из Каспийских стран. На сцене в кремле выступит сводный симфонический оркестр Прикаспийских стран, созданный в рамках фестиваля. В состав оркестра войдут лучшие музыканты из России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана», — поделилась министр культуры и туризма Астраханской области Ольга Прокофьева. Фото: пресс-служба губернатора АО Главный дирижёр Валерий Воронин рассказал, ровно 10 лет назад в кремле впервые поставили другую оперу Мусоргского — «Борис Годунов».
Выступление пройдёт при участии хора Мариинского театра», — рассказали в пресс-службе. Днём в Псковской филармонии состоится концерт симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Гергиева. В программу вошли сочинения Мусоргского «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина», «Ночь на Лысой горе», циклы «Картинки с выставки» и «Песни и пляски смерти».