365 дней ТВ представляет | Тайное становится явным | Выпуск № 3Почему уничтожили Мейерхольда?#365днейТВ #История #ТайноеСтановитсяЯвным #ИсторияРоссии #Истор. Данченко, теоретик и практик театрального искусства, предугадавший на много лет вперед. В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра.
Несостоявшийся юрист и ученик Станиславского
- «Почему мне, тонувшему, никто не протянул руку?»: жизнь и смерть Мейерхольда в письмах и документах
- Душеспасительная сила искусства
- Валерий Фокин: «Для меня главное в судьбе Мейерхольда — его художественный путь»
- В Подмосковье сгорела дача Мейерхольда - Новости
- Гибель красного режиссера Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД
Душеспасительная сила искусства
Возгорание произошло в двухэтажном здании по адресу улица Есенина, дом 3 — в нем Мейерхольд жил с 1926 года до момента ареста. Рядом с домом установлена памятная табличка. Отмечается, что прибывшие на место происшествия пожарные сумели ликвидировать возгорание. Ущерб, нанесенный постройке, устанавливается сотрудниками спецслужб.
Полыхало выше деревьев временами. И был громкий хлопок, как раз, когда туча там над ней была", — поделилась свидетельница Елена. Как сообщили в МЧС, возгорание уже ликвидировали.
Всеволод Мейерхольд - российский и советский режиссер. Фото: otzyv. После ухода от Немировича-Данченко Всеволод Мейерхольд пытался создать театр в провинции. На первых порах он частично копировал репертуар московского театра, но уже тогда у молодого режиссера начали формироваться свои взгляды на манеру исполнения актеров. В отличие от Станиславского, уделявшего внимание душевным переживаниям на сцене, Мейерхольд делал акцент на визуализации. Он считал, что правильнее доносить смысл происходящего через четко отточенные движения. Позже его творческий почерк получил название «биомеханика». Режиссер-экспериментатор заставлял актеров часами стоять перед зеркалом, доводя мимику и жесты до автоматизма. Станиславский охарактеризовал новаторскую манеру режиссера так: «Это или так гениально, что не умещается в наших скромных головах, гениально до безумия, или бесполезное брожение усталой мысли». Одни из спектаклей В. Фото: cdn-s-static. Такое радикальное видение театрального действа прекрасно вписалось в реалии «новой» России, сотрясавшейся от революции. Тогда приветствовалось все, что не вписывалось в рамки прежней буржуазной морали. Периодически Мейерхольд на пару с Маяковским ставил агитационные спектакли. Когда революционный пыл стал затухать, гротеск Мейерхольда уже не вписывался в социалистический реализм. Постановки режиссера-новатора стали раздражать новое правительство. Да еще и Всеволод Эмильевич «подливал масла в огонь», то отправляясь на длительные гастроли заграницу, то используя в своих постановках музыку Шостаковича. Мейерхольд играет в фильме «Портрет Дориана Грея», 1915 год.
Режиссер неоднократно менял имя, отмечая этим символическим жестом рождение «нового себя»: из Карла Казимира Теодора он становится Всеволодом, затем доктором Дапертутто, и, наконец, Мейерхольдом-Райх. В этой страсти к самосотворению Мейерхольд, тогда 26-летний артист МХТ, признавался в письме Антону Чехову: «Я часто страдаю, зная, что я не то, чем должен быть. В процессе становления «самим собой» творческое лицо Мейерхольда неоднократно преображалось, а каждый спектакль, по мнению специалистов, мог бы дать начало новому театральному направлению. На выставке будут представлены живописные и графические произведения, документы, афиши, видеоинсталляции.
Душеспасительная сила искусства
Впрочем, никаких аналогий. Только вопрос: приемлемо ли это — блокировать страницы творческих людей за их политические взгляды? Вполне, считает Татьяна Васильева. Ну а почему нет, если сейчас такие времена?! Я не хочу, чтобы мои дети ходили на митинги и чтобы нам что-то внушали. Нам надо строить новую жизнь, а не копаться в этих бесконечных дрязгах. И так тяжело. Мало нам санкций — еще свои до кучи будут против нас!
А если ее Шмыкову удалили, то пусть пробивается где-то еще. Если ей это, конечно, важно». По словам Васильевой, ей не очень хочется вмешиваться в политику, но «те, кто выступает против нашей власти и против нашего государства, — они обречены». Поощрять вот это вот все? Мне кажется, это неправильно.
Кучинов, кандидат философских наук, научный сотрудник Лаборатории философских исследований будущего, Балтийский федеральный университет им. Междисциплинарная секция «Биомеханика, пластические тренинги и практики» совместно с ФИЦ оригинальных и перспективных биомедицинских и фармацевтических технологий включила в себя как мастер-классы ведущих специалистов по театральной биомеханике, так и естественнонаучный анализ биомеханики и психофизиологии взаимодействия актёра со зрителем. Для точного выявления специфики биомеханики актёра были задействованы цифровые технологии компьютерная стабилометрия. В первый день конференции состоялась презентация первого двухчастного тома документального труда «Мейерхольд Вс. В этом научном труде подробно воссоздан ход работы Мейерхольда над одним из его главных спектаклей — «Ревизором» 1926. В рамках конференции состоялась дискуссия режиссёров. Модератором встречи стал Дмитрий Трубочкин.
Он зажигает и гасит свет, он позволяет Варламову общаться со зрительным залом - это тоже прием, который позволяет вывести зрителя из состояния монотона, к которому он привык. По ходу спектакля он поручил Варламову, потому что это был любимец и его все знали, увидев знакомого в зале, с ним здороваться, спрашивать, как семья... Это все его взаимодействие с формой, с пространством, которое я называю атмосферой спектакля. А дальше революция - и тут уже у него были возможности более активно взаимодействовать. Он выходил на площади, даже физкультурный парад для него был спектаклем. Он действовал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, он очень любил особые обстоятельства. Мейерхольд как режис сер действ овал широкими мазками, сталкивал колонны, людей, любил особые обстоятельства. На фотографии: сцена из спектакля "Баня" по пьесе Маяковского в постановке Мейерхольда. Он мог только мечтать об уничтожении рампы, но сделать это не так просто. У него на сцене в желтых, зеленых париках играют, экспериментируют, и он не может выдержать, что в зале люди просто сидят в креслах и все. Он делает помост через весь зал, запускает туда артистов, а в какой-то момент вдруг по этой дороге выезжает мотоцикл с коляской, останавливается посреди зала, и он встает, а он был невероятно популярен, да еще в своем театре, и говорит: товарищи, подписывайтесь на облигации такого-то займа! И уезжает. Я не очень понимаю, как это корреспондируется с дальнейшим действием, потому что такой наглый ход, с моей точки зрения, сильно может разрушать все, что до этого играется и потом. Но это ход очень решительный. Может, эти заемщики его спонсировали? Это уже догадки, но факт остается фактом. Взаимодействие с пространством, на котором организуется театральное действо - ключевая тема его творчества Он идет на такие приемы, чтобы сбить безучастие. Он доходит даже до того, что абсолютно нагло сажает подставных лиц в зал. В "Оптимистической трагедии" был монолог матроса, который погибает, и он писал мелом на доске: нас осталось столько-то... Его играл артист Боголюбов, и умирал, сползал, и дальше ремарка автора Вишневского - в зале плачут, и ведущий говорит: кто там хныкает, нас не надо оплакивать. Но Мейерхольд понимал прек расно, что плакать никто не будет. И надо спровоцировать эту сцену - как на панихиде: кто-то всхлипнул, уже другое состояние вокруг... Он сажает подставных лиц, и когда матрос говорит "нас осталось там... Прием цирковой, абсолютная наглая подстава, но - красиво. Но главное, это же связано с сущностью сцены - не просто придумано вообще, а решена ремарка автора. Хотя ее выбросить было бы самое простое... Он все время провоцирует на взаимодействие. Устраивает в зрительском фойе инсталляции, как мы это сегодня называем. Ставит спектакль на тему колхозной деревни - в фойе зрителей ждет выставка достижений народного хозяйства: снопы, какие-то тыквы лежат, фрукты... Для нас сегодня это обычное дело. Но тогда это были абсолютные новости. Чужой среди своих В спектакле "Мейерхольд. Чужой театр" по казано осу ждение режиссера всей труппой. Тогда, да и позже, газета "Правда" была как главный рупор - я это еще застал в советское время. И появление материала того или иного толка означало важный сигнал либо к закрытию, либо к открытию. Большая статья, большой разворот.
Найденова и пр. Были повторены студенческие работы филармонического курса Немировича-Данченко: «В царстве скуки» Э. Северной, «Василиса Мелентьева» А. Островского и С. Судя по отзывам, спектакли Мейерхольда и Кошеверова они поначалу работали в режиссерском соавторстве воспринимались как тиражирование постановок Художественного театра заметим, что такое тиражирование и распространение их по России довольно долго входило в планы Станиславского. Мейерхольд в конце марта 1905 г. Его проект Мейерхольд должен был сочинить в Николаеве, где играла его труппа. Станиславскому он писал: «Моя idee fixe. Благодарный за все, что дал мне Художественный театр, хочу отдать ему все мои силы!!! Важней было другое. Примиряющее заверение, что объединяющим началом для МХТ и нового театра «будут всегда являться: стремление к Высшей Красоте Искусства, борьба с рутиной, трепетное неустанное искание новых изобразительных средств», звучало слишком общо, а перечень глубинных эстетических расхождений — слишком конкретно. Легко было предвидеть то, что и на самом деле не замедлило: едва вернувшись в родной театр и взяв слово при обсуждении намеченной к постановке пьесы Гамсуна «Драма жизни», Мейерхольд спровоцировал конфликт. Станиславский на этом занятии отсутствовал, Мейерхольд изложил ему свои тезисы вкратце. Немирович-Данченко был поражен, как легко Станиславский загорелся, когда вновь пришедший «господин, который ничем не рискует, какую бы чепуху он ни произнес» предложил переиначить весь сложившийся способ репетиционной работы. Режиссерская гениальность Мейерхольда для Немировича-Данченко к весне 1905 г. Он написал Станиславскомe несколько писем — одно на 28 страниц. Станиславский отвечал немногословно, отказывался «разбирать: какой человек Мейерхольд, большой или маленький, лукавый или простой? Он мне нужен…» КС-9. Он пишет дальше: нужен как «большой работник». Мог бы написать: нужен как гений. Если Немирович-Данченко и был прав в своем письме по всем частностям, в целом — в разгадке масштаба дара неприятного пришельца — был прав Станиславский. В октябре 1905 г. Заплатив по всем контрактам жалованье по май 1906 г. Художественный театр тем более должен сохранить добрую память о своем покойном детище». Мейерхольд опыт на Поварской осмысливал в категориях более драматически углубленных. Посвятив ему первые главы эссе «Театр. К истории и технике », Мейерхольд не только восстанавливает обстоятельства и ауру дела, но погружается в диалектику театра как искусства, в противоречия, исходно заложенные в природе сцены. Он заявляет себя в этой статье 1907 г. Он презрительно отвергает аналитичность подхода к пьесе и к образам, шире — рационализм сценического прочтения. Из опыта Художественного театра «новый театр», видящийся Мейерхольду, если что и соглашается унаследовать, то лишь музыкальность открытого тут чеховского ритма, способность «подернуть свои творения лунной дымкой». Автор эссе убежден, однако, что МХТ от спектакля к спектаклю отдаляется от сути своего любимого автора, «не замечает, как Чехов от утонченного реализма перешел к лиризму, мистически углубленному».
Другие новости раздела
- Гротеск в бронзе. Мейерхольд вернулся в Питер
- О судьбе Мейерхольда посетители узнают на виртуальной выставке
- Музей-квартира Мейерхольда лишилась директора
- Расстрелянный театр Мейерхольда. За что пострадал великий режиссер? | Аргументы и Факты
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Как главный режиссер Оперного театра им. К. С. Станиславского Мейерхольд и проходит по тюремным бумагам. Едва ли не единственным человеком, протянувшим Мейерхольду руку помощи, оказался Станиславский, назначивший его на должность режиссера возглавляемого им Оперного театра. Жизнь и смерть Мейерхольда одним из главных сюжетов вписаны в сознание и подсознание русского театра. Издание узнало у пресс-службы Новой сцены театра Им. Мейерхольда, что Лисецкий находится дома и по рекомендации врачей временно не будет участвовать в премьере. Всеволод Мейерхольд (1874–1940 г.г.), урожденный Карл Казимир Теодор Мейергольд, – режиссер, актер, педагог, театральный деятель, один из реформаторов театра ХХ века.
В Петербурге открыли памятник театральному режиссеру Всеволоду Мейерхольду
- Звезду сериала «Чики» Варвару Шмыкову «стерли» за политубеждения
- В ГИТИСе прошла Международная научная конференция «Вс. Э. Мейерхольд. Театр будущего»
- Правила комментирования
- Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
Все, везде и всюду: самые смелые эксперименты Мейерхольда
Еще одно обличение: главный режиссер Малого театра Пров Садовский называет театр Мейерхольда “школой формалистических выкрутасов”. Мейерхольд, Богомолов, Пиковая дама и Крем: РБК Life делится подборкой будущих премьер и свежих постановок, на которые стоит обратить внимание в 2024 году. Совместный проект Камерного театра и Музея МХАТ посвящен 150-летию со дня рождения Всеволода Мейерхольда, режиссера, определившего облик современного театра. Иосиф Райхельгауз — советский и российский театральный режиссёр, педагог; народный артист Российской Федерации (1999), профессор ГИТИС. Осенью 1906 года аржевская пригласила Мейерхольда в Петербург главным режиссёром Драматического театра. Жизнь и смерть Мейерхольда одним из главных сюжетов вписаны в сознание и подсознание русского театра.
Возвращение Мейерхольда. Хорош со всех сторон
Театральный режиссер Всеволод Мейерхольд жил и работал в этом доме с 1926 года до ареста в 1939-м. Мейерхольда наш бывший коллега Павел Руднев позволил себе публично высказать в адрес ЦИМа очевидную ложь. Будучи одновременно режиссером, актером и антрепренером, Мейерхольд сыграл около 100 разноплановых ролей за три сезона. Едва ли не единственным человеком, протянувшим Мейерхольду руку помощи, оказался Станиславский, назначивший его на должность режиссера возглавляемого им Оперного театра. 80 лет тому назад, 2 февраля 1940 года в Москве по сфабрикованному обвинению Военной коллегии Верховного суда СССР был расстрелян режиссер Всеволод Мейерхольд. Она 20 лет работает в музее Всеволода Мейерхольда, расположенного в его квартире по Брюсову переулку.
Аватар Мейерхольда: что эксперты думают о новом манифесте Богомолова
Открытие памятника режиссеру Всеволоду Мейерхольду - Россия 24 | И, когда Мейерхольда позвали в консервативный Суворинский театр, совсем не подходящий режиссеру-новатору, именно она потребовала, чтобы он отказался! |
Казус Мейерхольда | Мейерхольд везде, его ругают, хвалят, на него рисуют карикатуры. В конце спектаклей молодежь в зале скандирует его фамилию, вызывая режиссера на сцену. |
Всеволод Мейерхольд
В соавторстве они придумали объемные декорации. Мейерхольд был блистательным скрипачом и пианистом, поэтому на экспозиции отдельное место отведено музыкальным инструментам. В шкафу — личные вещи Всеволода Мейерхольда. Правда, они не из пензенского дома, а привезены из Москвы. Есть здесь и несколько фото актрисы Веры Комиссаржевской, в Драматическом театре у которой Мейерхольд работал режиссером-постановщиком некоторое время. В этом образе режиссера запечатлел Николай Ульянов. В этом зале представлен период революции и конструктивизма в творчестве Всеволода Мейерхольда. Падающие чемоданы и зеркало, отмечает Наталья Храпова, символизирует крах не только страны, но и судьбы самого режиссера. Воплотил какую-то в постановке, и еще раз использовать ему уже неинтересно.
Многое даже из того, что сейчас предлагается мировым театром как ноу-хау, например, стали использовать экран в постановках, - это было придумано Мейерхольдом еще в 1920 году. Современный балет, который к классическому никакого отношения не имеет, - это отголоски его биомеханики. У него было несколько постановок, он быстро остыл, но идея была его. А в Великобритании до сих пор есть целый театр, где по его записям пытаются ставить в биомеханике спектакль. Театр — это эмоция, а в биомеханике Мейерхольда она выражается в положении тела актера. Не в гриме, не в костюме, не в музыке, не в декорациях. У очень многого из того, что сейчас предлагается, ноги растут оттуда», - отметила сотрудник «Дома Мейерхольда». За маленькой копией сцены — фото другого реформатора театра того времени, режиссера Константина Станиславского.
Эксперты считают, что этот человек является самым значимым в жизни Мейерхольда. Станиславский пригласил его в свой театр режиссером, и Бахрушин записывает, что, уже будучи тяжело больным, Станиславский говорит: «Сохраните Мейерхольда, только он — мое продолжение». И еще говорил: «Я знаю только одного режиссера в России, и не только в России. Это Мейерхольд». Станиславский оставил распоряжение, что театром после его смерти должен руководить Мейерхольд. И в уголовном деле он проходил как руководитель театра имени Станиславского. Он очень любовно относился к своему блудному сыну», - рассказала Наталья Храпова. В третьем зале отражен московский период жизни Мейерхольда.
Внимание сразу притягивает большой портрет режиссера, написанный незадолго до его смерти. Он висел дома у его младшей дочери Ирины, которая вышла замуж за Василия Меркурьева. Также здесь представлены подарки от Кукрыниксов - творческого коллектива советских графиков и живописцев. Здесь хранятся и копии расстрельных документов Всеволода Мейерхольда — приговор, справка, свидетельство о смерти. Эти стулья служили декорациями к одному из спектаклей. Последнее помещение — кабинет отца Мейерхольда. Здесь сохранены потолок и стены. Усадьба была огромной — от ул.
Володарского тогда была Лекарской до Московской. Здание завода сохранилось, потому что в советское время там была школа. В 1896 году дом продали за долги. Причем купила его вместе с заводом крестьянка. Дом сохранился, потому что здесь были коммуналки. В 1923 году он был национализирован, заселен, поэтому сохранился. Здесь жило 11 семей. С 1973 по 1979 годы отсюда расселяли людей, а в 1980 году сюда пришли художники-реставраторы, в 1984 году музей открылся», - рассказала Наталья Храпова.
Так выглядели дом и улица Лекарская в те времена. В этом зале находится больше всего вещей, принадлежавших Мейерхольду и его семье. Сохранились некоторые предметы мебели стульчик, буфет , личные предметы - молитвенник на немецком языке, мамина голубая шкатулка, подсвечник, ключница.
В этом заведении, в отличие от пензенской гимназии, Мейерхольд вскоре станет лучшим учеником. В феврале 1898 года у Всеволода и Ольги родилась дочь Мария.
В том же году Мейерхольд заканчивает учебу в училище, знакомится с К. Станиславским и поступает в только что созданный Художественный театр. Он сходится с революционером А. Ремизовым, который приобщает его к идеям К. Пензенская жандармерия вносит Мейерхольда в список «неблагонадежных особ».
В Художественном театре Мейерхольд изо всех сил стремился выбиться в ведущие актеры, однако это его желание не всегда находило понимание со стороны других участников коллектива. Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И. Зато вскоре в «Чайке» ему достается роль Треплева сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью. К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А.
И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра.
Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Вместе с К. Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тот уходит в Театр Комиссаржевской. Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним.
После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским. Перед самой революцией Мейерхольд ставит спектакли в петроградской Студии на Бородинской. В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ. Мейерхольд снял два фильма: «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек».
Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался. Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП б. В 1919 году по доносу недоброжелателей Мейерхольда как большевистского агитатора арестовывают в Крыму белогвардейцы. Без сомнения, его легко могли бы расстрелять, однако не сделали этого, так как Мейерхольд был достаточно известным актером и режиссером.
Генерал Кутепов принял увлечение Мейерхольда большевизмом как издержки творческой натуры и приказал выпустить режиссера на свободу. Этот эпизод, да и последующее поведение Мейерхольда, когда он, уже будучи в Москве, надел кожаную тужурку и нацепил на пояс «маузер», большевики не забыли и поспешили отметить: в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. В том же 1923 году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики. В отличие от бурной творческой и общественной жизни личная жизнь Мейерхольда внешне выглядела спокойной. Ольга Мунт подарила ему троих детей, причем все — девочки.
В этом же доме размещались Высшие театральные мастерские, которыми Мейерхольд руководил. В 1921 году студенткой режиссерского факультета в этих мастерских стала 27-летняя Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина. С Есениным Райх познакомилась в Петрограде в 1917 году. Она тогда работала машинисткой в газете «Дело народа», где Есенин бывал довольно часто. Райх была красивой женщиной, и Есенин, конечно же, не мог не обратить на нее внимания.
Впервые они встретились весной, а летом того же года уже вместе уехали путешествовать к Белому морю. Тогда же и обвенчались. Однако их брак, во время которого Райх родила двух детей, длился всего три года. В 1920 году они расстались, и Райх с двумя крошечными детьми приехала в Москву. Здесь устроилась машинисткой в Наркомпрос.
Именно там Мейерхольд ее впервые и увидел. Вскоре она стала студенткой в его мастерских, и даже более того — начала посещать его дом. Сначала просто в качестве гостьи. Жена Мейерхольда приняла ее достаточно тепло, так как знала о бедственном положении Зинаиды. Вскоре Райх стала в их доме своим человеком.
Так продолжалось до лета 1922 года. Тем летом жена Мейерхольда уехала вместе с детьми на юг отдыхать. А когда они вернулись назад, хозяйкой в их доме была уже Зинаида Райх. Ольге Михайловне не оставалось ничего другого, как вместе с детьми искать себе иное жилище. По мнению некоторых исследователей, Райх не любила Мейерхольда и замуж за него вышла исключительно по расчету.
В этом утверждении есть доля истины. Ведь на руках у Райх было двое маленьких детей, а Мейерхольд в то время был уже достаточно известным режиссером. К тому же брак с руководителем крупнейшего театра позволял Райх претендовать на роль примадонны в нем.
Чужой театр» Статья по теме: «Мейерхольд. Чужой театр»: хроника одного собрания — Почему по прошествии стольких лет противостояние между реалистическим и условным театром продолжается, несмотря на то что провозвестники этих направлений Станиславский и Мейерхольд относились с таким уважением друг к другу?
Станиславский даже в самый сложный для Мейерхольда период, после закрытия ГосТИМа, пригласил его в свой театр — напоминание об этом эпизоде есть в вашем спектакле. К сожалению, многие этого не знают. В конце шестидесятых годов, когда я учился, нас закармливали Станиславским так, что мы не знали, куда от него деваться. Поэтому я кинулся к Мейерхольду. Система Станиславского — важная и верная, но он все время пробовал.
Не случайно он уходит из МХАТа и основывает оперную студию. Его никто не выгонял. Он ушел сам. Для него это был законченный этап: «Мне это неинтересно. Я хочу другое».
Идеальный театр — тот, в котором самые смелые новации в форме оправданы содержанием, а содержание может быть оправдано только через актерскую игру. И когда это оправдано в разных спектаклях, в разных качествах, в разных жанрах, тогда это идеально. Не случайно Мейерхольд говорил, что «мы с Константином Сергеевичем роем один и тот же туннель, только с разных концов, и мы обязательно встретимся». И они встретились на какое-то время. Мейерхольд не успевает поставить в его театре оперу, потому что Станиславский умирает и больше защитить его некому.
Мейерхольд знал его систему, и Станиславский, когда его спрашивали, уверенно отвечал в тридцатые годы на вопросы журналистов: «Единственный режиссер, которого я знаю, — это Мейерхольд». Противопоставление этих фигур происходит от профессионального нежелания жить и работать остро, легче прикрыться кем-нибудь из них. Сейчас у нас возникла манера играть с приклеенными микрофонами, и все так ровненько-ровненько говорят. Я не возражаю: такое тоже может быть. Эмоциональное возбуждение, чем силен театр, в этом случае отсутствует, но это удобно.
Но также удобно страдать и рвать страсти и говорить, что это и есть театр. Здесь смешиваются демагогия и ложные традиции. Эта борьба не то чтобы сейчас обострилась, она всегда будет острой. Истина в том, что если форма содержательна, то она имеет право быть. Он искренне хотел войти в «коридор соцреализма» и работать в этом ключе, но у него ничего не получалось.
В двадцатые годы Москва представляла собой театральную Мекку: все бурлило: студии, театры-студии, не говоря уже о первачах, к числу которых относился Мейерхольд. Потом все стало сжиматься, потому что режим объявил новые правила, в том числе цензурные, которым надо было следовать. Всеволод Мейерхольд ставит пьесу про колхоз, но у него ничего не получается, потому что это не его тема. Его эстетика, его художественный вкус, его культура, приобретенные в этом городе Санкт-Петербурге. Какая Райх колхозница?
Он делает в фойе театра, как мы это сейчас называем, инсталляцию: раскладывает дыни и тыквы. Зритель все это рассматривает, а затем входит в зал, а на сцене ничего не происходит.
Вернувшись из провинции, Мейерхольд поставит в Москве и Петербурге Метерлинка, Вагнера, Мольера, Гиппиус, Кальдерона, Лермонтова, Гамсуна, Островского и Блока, будет работать с Комиссаржевской, с императорскими театрами, со студентами-филологами, в опере, в драме, в любительских студиях. Доктор Везде. У него будут провалы и успехи — почти без перерыва и иногда почти без логики. Часть артистов будет писать на него доносы, уже тогда. Другая часть будет считать за счастье работать с Мейерхольдом. Его будут боготворить художники и композиторы — потому что их работа в театре для Мейерхольда никогда не была служебной, второстепенной. Последняя маска, которую Мейерхольд наденет,— это маска комиссара.
Многие до сих пор считают, что она его и погубила. На самом деле, конечно, погубила его не маска — а представление о том, что маска в принципе может загородить, уберечь, сделать невидимым. Возвышение Владимир Маяковский, Александр Родченко, Дмитрий Шостакович и Всеволод Мейерхольд во время работы над спектаклем «Клоп», 1929 Быть главным театральным комиссаром новой страны, формулировать программу, собирать вокруг себя молодежь, определять политику… Это все шло ему, как и кожаная куртка. И это было как будто именно ему и предназначено, как будто история давала ответ на его многолетнее требование. Треплевское «новые формы нужны» из декадентского стона на глазах превращалось в лозунг власти и в обещание этой самой власти. Комиссар Мейерхольд был и торжествующим Треплевым, и победившим доктором Везде. Партийный билет РКП б , должность главы театрального отдела Наркомпроса, руководителя программы «Театральный Октябрь», руководителя Курсов мастерства сценических постановок. Андре Мальро, Всеволод Мейерхольд и Борис Пастернак, 1934 Весь этот лес аббревиатур и названий он основывал, развивал, снабжал программами, переформировывал, объединял, распускал, обеспечивал финансами и поддержкой. В театре своего имени в окружении учеников и соратников Мейерхольд ставит самые известные свои спектакли — «Великодушный рогоносец», «Земля дыбом», «Д.
Некоторые из них идут сотни раз, из сезона в сезон. Возмущение по поводу «искажения классики» Мейерхольд принимает как комплимент, никакой угрозы он не слышит. Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх на похоронах Сергея Есенина, 1925 Мейерхольд везде, его ругают, хвалят, на него рисуют карикатуры. В конце спектаклей молодежь в зале скандирует его фамилию, вызывая режиссера на сцену. К его 55-летию, в 1929-м, в издательстве Academia выходит роскошный двухтомник театроведа Николая Волкова: «Мейерхольд». До закрытия театра остается девять лет, до окончательного исчезновения самого Мейерхольда — десять. За это время пройдут волны арестов, публичных процессов, показательных приговоров, расстрелов. Появится метод социалистического реализма и охраняющая его свора. Мейерхольду чем дальше, тем более ясно будут давать понять, что он — не часть нового канона.
И тем не менее невозможно отменить неотменяемое. Самые резкие повороты в истории театра, самые яркие находки, самые громкие успехи и скандалы первых 35 лет ХХ века — это все был Мейерхольд. Исчезновение Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года. Его театр к тому времени уже не существовал — он был ликвидирован приказом комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР от 7 января 1938 года.