Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. они совсем из другой ценовой категории. Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Этот известнейший во всём мире промысел по вязанию пуховых платков, зародился на Оренбуржье более 250 лет назад в XVIII веке.
Отзывы о компании
- ТОЛЬКО НАСТОЯЩИЕ ОРЕНБУРГСКИЕ ПУХОВЫЕ ПЛАТКИ
- История появления оренбургских пуховых платков
- Оренбургский пуховый платок
- В Музее Победы открылась выставка об оренбургском пуховом платке
- Пуховый рекорд: 700 вязальщиц из Оренбурга одновременно взялись за спицы
Оренбургским школьникам раскрыли секрет создания легендарного пухового платка.
И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру. Тонкости и нюансы изготовления Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы — 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков: Плотные пуховые шали серого иногда белого цвета на «каждый день»; Тонкие ажурные платки—паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов; Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях. Платок легко проходит через тонкое колечко Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце.
Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.
А в Лондоне оренбургская казачка Мария Ускова за шали из козьего пуха получила золотую медаль. Главный секрет оренбургского платка — уникальный пух. Самый тонкий в мире: 16 микрон, притом что у знаменитых ангорских коз — 22—24. Обладают тончайшим пухом козы, что пасутся в горных степях Урала.
План мероприятий: 15. Место проведения: 2 этаж Выставочного зала Оренбургского областного музея изобразительных искусств, ул. Володарского, 13 16. Легендарные платки Фабрики Оренбургских пуховых платков. Место проведения: Галерея "Оренбургский пуховый платок", ул. Володарского,13 13 октября 12.
Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью. История возникновения Клубки для вязания платка Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», то есть без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными. Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства — оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В.
Оренбургский пуховый платок
Таким образом "Цветочный медведь" "демонстрирует" публике палантин ручной работы, проходящий через обручальное кольцо со звездчатым рубином", - написано на сайте министерства. Долль, чьи слова приводятся в сообщении, отметил, что выставка в Берне отвечает европейской традиции экспонирования, но каждый экспонат несет сакральный смысл, связанный с духовными ценностями России.
Фото: Оренбургский музей изобразительных искусств В Республике Дагестан открылась выставка, посвященная оренбургскому пуховому платку. Экспозиция на протяжении месяца будет работать в музейном комплексе «Домик Петра I в Дербенте. Платки выполнены в единственном экземпляре.
Фото: Оренбургский музей изобразительных искусств Торжественное открытие выставки «Оренбургский пуховой платок — Душа России» состоялось 7 июля. Проект реализуется Оренбургским областным музеем изобразительных искусств и рассказывает об одном из главных символов Оренбуржья и России в целом. Платок Петр I на стене - изюминка выставки.
Ученый и предложил организовать пуховязальный промысел в крае. Было это в 1766 году.
Мировое признание пуховый платок получил в 1857 году в Париже. А в Лондоне оренбургская казачка Мария Ускова за шали из козьего пуха получила золотую медаль.
Возникло ремесло почти одновременно с Оренбургом. Ремесло стало промыслом из научных соображений. Этнограф Петр Рычков обратил внимание на целебные свойства пуха. Ученый и предложил организовать пуховязальный промысел в крае.
Статьи, связанные с этой статьёй
- Вязанию все возрасты покорны
- Покровский праздник оренбургского пухового платка
- Как 250 лет назад появились оренбургские пуховые платки и почему они так ценятся
- Напрямую от вязальщиц и без переплат
- 10 отличий оренбургских платков от всех остальных
История и уникальность оренбургского пухового платка
Оренбургский пуховый платок бывает нескольких видов: простой пуховый — шаль, паутинка и палантин. Первомайская центральная районная детская библиотека представила мастер-класс по вязанию пухового платка от Натальи Помятун, жительницы п. Володарского. Легендарные пуховые платки Платок вязаный ручная работа 140х140 см.
Какой он, настоящий оренбургский пуховый платок?
- Новые комментарии
- Отзывы о компании
- Пух и страх. Как исчезает урюпинский пуховый промысел - 1 февраля 2020 - ФОНТАНКА.ру
- Легендарные Оренбуржские платки в Москве | Купить с доставкой
- Облако тепла: почему так ценят Оренбургский платок и как его создают
- Новые комментарии
Оренбургский пуховый платок 55 лет назад
Лучшие товары Легендарные Пуховые Платки 2024 года уже в нашем каталоге, доставка по всей России, скидки до 80%! Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Мы производим пуховые платки, сохраняя все традиции пуховязания. Платки из козьего пуха, которые вяжут в Оренбурге, считаются один из символов России, наряду с матрешкой и балалайкой.
Оренбургский пуховый платок: народный промысел
Пуховые платки покорили сердца миллионов россиян прежде всего своими согревающими свойствами. Оренбургский пуховый платок — не только произведение всемирно известного народного художественного промысла данного края, насчитывающее почти 300-летнюю историю. Первыми пуховые платки начали носить джигиты из Киргиз-Кайсацкой орды в качестве защиты в горах от лютой уральской стужи. Этот известнейший во всём мире промысел по вязанию пуховых платков, зародился на Оренбуржье более 250 лет назад в XVIII веке. Добротный простоволосый урюпинский платок похож на звериную шкуру: пуховые пряди ниспадают локонами, иногда кучерявятся мелким кольцом. Этот известнейший во всём мире промысел по вязанию пуховых платков, зародился на Оренбуржье более 250 лет назад в XVIII веке.
Оренбургский пуховый платок - шедевр ручной работы
Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, связанные из козьего пуха. Так что, вполне возможно, что первыми, кто надел оренбургский платок, были мужчины. Однако платки в то время были «глухой вязки» без узоров. Женская эра оренбургского платка началась с того времени, когда за дело взялись русские казачки, уральские казачки, которые выменивали у калмыков и казахов шелковистый пух, знавшие кружева и вышивание стали использовать в вязке растительный орнамент — живые мотивы природы — соты, кошачьи лапки, рыбки, снежинки, - и изумительные узоры стали неизменным атрибутом оренбургского платка. Орнамент платка часто зависит от преобладающей в селе национальности. Национальный характер проявляется не только в творческой переработке русского орнаментного наследия, но и в создании собственных орнаментальных форм и узорных мотивов. Платки, выполненные татарками и башкирками, отличаются более густым орнаментированным полем, они чаще, чем русские женщины, обращаются к пятикруговой композиции, максимально насыщенной узором. Украинская культура тяготеет к цветочку; татарская, казахская, башкирская - к геометрическому рисунку; а в селах, где смешанное население, возникают свои особые мотивы платка. Да и вязание платков индивидуальное. Одна пуховница способна на тонкую работу, узоры у нее в голове рождаются разные, а другая всю жизнь вяжет только один рисунок, зато - овладев им в совершенстве. Пуховязальное дело особенно было распространено в деревнях по берегам Урала и Сакмары, главным образом в Оренбургском и Орском уездах, где изготовлением платков занимались почти все женщины и девушки.
Если женщина хорошо вязала шали, то слыла настоящей хозяйкой и мастерицей. Хорошую шаль нужно было успеть связать за месяц, чтобы продать по выгодной цене на базаре. Деньги, вырученные от продажи шали, шли на покупку других необходимых в хозяйстве вещей. Веками в холодном российском Оренбурге вязали ставшие впоследствии знаменитыми пуховые платки и шали из козьего пуха. Вязание было не только необходимостью, но и приятным времяпровождением - зимой собирались у кого-нибудь дома - вязали, пели песни, разговаривали. При выходе из дома на лёгкий платок, волосник или повойник, казачки обязательно набрасывали мягкий тёплый платок или шаль. Белые ажурные платки одевали по праздникам или в церковь. Оренбургский пуховый платок стал самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые. Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прежде чем связать шаль предстоит большая и кропотливая работа.
Женщины выбирали день, обычно это был выходной, собирались все вместе и чесали коз. Делали это где - то в декабре — январе. Чесали руками. Первым делом из пуха надо было выбрать волосы и другие заметные глазу примеси. Медлительная и утомительная работа. При первом и втором прочесе отделяются короткие волокна. После этого можно начинать прядение. Пух спряден, но вязать еще нельзя - пуховую нить сматывают с тонкой нитью, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь пряжа готова! Оренбургский пуховый платок вязали дома.
Не терпит он конвейера, спешки. Только терпеливые, упорные и трудолюбивые казачки могли часами перебирать пух, пушить и чесать его. Двухрядная гребенка или ческа в руках умелиц превращала свалянный клочок в пушистое облачко. Потом пух тщательно мыли и еще дважды чесали. Затем период самой кропотливой работы — прядение. Сколько вечеров проведено надомницами за этим монотонным, но таким ответственным занятием! Хорошо спряденный пух схож с паутиной бабьего лета, отчего и название самому нежному и тонкому оренбургскому платку — «паутинка» При обработке пуха, начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки, употребляют, во-первых, особого устройства гребень, затем обычную прялку, или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку, или вместо него — веретено и, наконец, моталку. Приступая к обработке пуха, мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос. Для этого пух перебирается руками до трех и более раз. Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне.
Последний состоит из двух досок, скрепленных под косым углом в виде козел. В том месте, где доски сходятся, прикреплен ряд острых толстых игл. Пух продергивают через гребень несколько раз, пока он не приобретет вид тонкой ваты. По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем-то неудобным или затруднительным. На самом же деле труд пряхи-пуховницы тоже далеко не легкий. Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах, похожих на те, посредством которых обычно вяжут чулки, только более длинных. На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча, чтобы петли не спускались. Чистка готового платка — ответственная операция. Дело с том, что платок до чистки имеет очень неприглядный вид: он грязный, на ощупь липкий, маслянистый. Чтобы очистить от грязи, от жира, его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут между рук, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают.
Если мастерица вязала платок по заказу скупщика, то она чисткой платка не занималась. Для этого существовали специальные мастерские, куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки. Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях. После стирки платок, или одновременно несколько платков, натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении. На вязку одного большого теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 10 дней, а на изготовление ажурного «паутинки» - 8 дней. Но на официальном уровне особая ценность козьего пуха, а также необходимость культивирования специальной породы пухоносных коз названной впоследствии оренбургской была признана только в середине XVIII века. Со временем мастерицы-вязальщицы стали объединяться в артели, промысел стал более организованным, получив известность, в том числе и международную. Международная слава русских вязаных шалей началась с первой Всемирной промышленной выставки в Лондоне 1851 года. Их выполняли в сложнейшей технике двустороннего ткачества, то есть шали не имели изнанки, и их можно было носить на обе стороны. Позднее эту технику освоили и в других европейских странах.
В 1861 году вязальщица Мария Николаевна Ускова подала Оренбургскому губернатору письменное прошение принять и отправить на всемирную выставку в Англии пуховые платки. Шесть платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку, а перед ее закрытием все платки были раскуплены. Подобные оренбургским, тонкие шерстяные платки традиционно вязались в Шотландии: и там, и тут критерием качества является то, что платок проходит через обручальное кольцо. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургской казачке Марии Усковой была присуждена медаль за шали из козьего пуха и 125 рублей серебром. В 1860-х годах ежегодно в Оренбургской губернии вручную изготавливали на продажу до 3 тысяч пуховых платков, в 1885 году этим промыслом там занимались около 4 тысяч мастериц. Оренбургские платки были настолько хороши, что привлекли внимание императорской семьи. Мориц просил оренбургского генерал-губернатора графа И. Толстого привлечь казачку Брагину из станицы Верхнеозёрной к изготовлению пуховых платков. Императорский Двор желал иметь платки, связанные определённой мастерицей. Цвет пуха серый или белый, особенно ценятся в сером более тёмные цвета, а в белом — чисто белые, крем идёт уже во второй сорт.
Цвет хорошего, дорогого платка должен быть одинаков, ровен, без малейшего оттенка. На изготовление его нужно не менее 8 — 10 месяцев.
Оренбургские артисты мужской группы Оренбургского государственного академического русского народного хора и солисты Оренбургской областной филармонии представят яркие концертные номера. Главной песней вечера станет легендарный «Оренбургский пуховый платок». Читать далее Павильон D.
Брошенный в барабан платок становится мохнатым, видным.
Именно так получаются кудрявые и простоволосые серые урюпинские платки. Но для себя знающие люди никогда не покупают вспушенный платок. Искусственная пушка уменьшает срок службы изделия, пух из него быстро вылезет. Если взять невспушенную вещь, через полгода-год она станет мохнатой сама по себе, а служить будет до 30 лет. Белые козы хоперской породы — большая редкость, и пуха с них меньше. Его обычно и на продажу не выставляют, а подмешивают к серому, чтобы придать благородный голубоватый оттенок.
Поэтому если нужен аутентичный урюпинский платок, лучше сразу выбирать серый. А теперь самое интересное. При закупочной стоимости платка в 1000-1500 рублей мастерица, по подсчетам Марины, получает за весь свой многодневный труд рублей 200-300. У Веры другая математика. Тысячу заработает». Но Вера признает, что продать платок за такую цену — проблема.
Часто на рынке просто нет купцов на такие изделия. Но купцы, например, с Дагестана, — разборчивые, приезжают за дорогими, хорошими платками к конкретным продавцам, с которыми много лет работают. С Пятигорска ко мне приезжает покупательница. Цыгане едут, но они как раз берут дешевые платки». И потом продает те самые знаменитые оренбургские пуховые платки. Дело в том, что там люди тоже начинают переводить коз, потому что они невыгодны».
На рынок сегодня ездит все меньше народу не только из-за дефицита пуха. Торговля постепенно переходит в Интернет, а опытные купцы работают со своими мастерицами, к которым едут за товаром домой. Нераспушенную и нестиранную косынку выкупают за 1200 рублей. Большой платок со стороной в 120-130 сантиметров — за 2 тысячи. Иногда мастерицы вяжут платки-гиганты со стороной в 220 сантиметров, такие стоят около 15 тысяч. Заказчик из Якутии прислал мерки и попросил связать ему пуховый комбинезон, чтобы гонять на квадроцикле по снежной степи.
Работу оценили в семь тысяч. Из-за того, что на рынке стало много вспушенных и крашеных вещей, репутация урюпинского платка страдает. Не всем нравится, когда пух лезет и остается на одежде, а халтурно окрашенный платок и вовсе может полинять под дождем и снегом. Ну, и атаки моли никто не отменял. Дорого-богато В Урюпинске есть только одно официально зарегистрированное предприятие, которое занимается производством и продажей вязаных вещей из козьего пуха, — ООО «Узоры». За двадцать лет существования «Узоров» в городе, который считает вязание своей фишкой, конкурентов так и не появилось.
Фирменный магазин в Урюпинске выглядит как стол с маленькой витриной в углу отдела тканей. Ассортимент не разнообразен: один белый платок, один — серый, ажурная жилетка, несколько пар рукавичек. В интернет-магазине поживее, цены в полтора раза выше, чем на ночном рынке. Возможно, с 1 марта буду набирать еще вязальщиц. Мастерицы у меня зарабатывают от 8 до 15 тысяч рублей». В январе — феврале, когда на хуторах чешут коз, «Узоры» закупают пух у «своих» поставщиков в Нихаевском, Добринском и Котовском районах.
В общей сложности на год работы предприятие берет около 100 килограммов сырья если от одной козы можно получить около 600-800 граммов пуха в год, выходит, что поставщики держат под 200 животных. Есть элитная продукция, которая может стоить до 60 тысяч рублей, в Урюпинске я ее даже не показываю. Невыгодно вязать тем, кто делает толстые пуховые одеяла в килограмм и продает за 1,5 тысячи. А я этот же килограмм разделю на тонкую нитку и свяжу из него пять воздушных платков по 2 тысячи за каждый. Не могу сказать, что на рынке нашем платки хорошего качества. Мне иногда стыдно смотреть, как там вяжут».
В «Узорах» за работу над одним ажурным платком мастерица получит от 500 до 750 рублей. Из ста килограммов пуха в год «Узоры» делают до 10 тысяч единиц продукции. В основном — мелочовка вроде ажурных перчаток и рукавичек, которые берут лучше, потому что они дешевле. Вязать в Урюпинске сегодня умеют практически все. Многие знают, как работать с пухом: чесать его и прясть. Но держат коз только очень пожилые люди.
Нашлось место и для творчества: дети с удовольствием рисовали коз, дающих пух, идущий на платки и обладающий чудодейственным лечебным эффектом. В заключение юным зрителям были продемонстрированы познавательные документальные фильмы «Сказка об оренбургской козочке и пуховом платке» и «Как вяжут пуховый платок». А рассказ библиотекаря об этапах создания паутинки сопровождался громкими чтениями книги Ольги Фёдоровой «Как вяжут платки в Оренбурге». Демонстрируя зрителям пуховые платки и паутинки, библиотекарь обратила внимание детей на то, что в основу их узоров легли мотивы оренбургской природы. Бескрайняя снежная оренбургская степь, морозная роспись на окнах, гроздья рябины, нежные снежинки — всё это можно и сегодня увидеть на тончайших паутинках, созданных руками современных мастериц, которые перенимают мастерство от бабушек и мам.
Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.
История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. О том, как легендарный Оренбургский пуховый платок стал визитной карточкой нашего края и смог покорить весь мир своей невероятной красотой. Вязать пуховые платки начали еще при Петре I, но всероссийскую известность они получили после заседания Вольного экономического общества 1770 года, где подвижница промысла госпожа Тучкова была отмечена золотой медалью за особые заслуги. Кстати, оренбургский пуховый платок использовали в качестве спасательного средства во время пожара, так как козий пух – отличный природный сорбент, он поглощает токсичные вещества.